Музей по патриотическому воспитанию детском саду. Мини-музей русского быта в доу как средство формирование патриотических чувств у детей

Основная цель данной статьи показать читателям, как педагогический коллектив детского сада, пытается через создание мини-музея повлиять на воспитание патриотических чувств у дошкольников. В статье уделено внимание идее возникновения мини-музея, подробно описано его содержание. Данная статья может стать интересной и полезной для воспитателей детского сада, а также всем воспитывающим взрослым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мини-музей в детском саду,

Как средство патриотического воспитания дошкольников

Как у маленького деревца, еле появившегося над землей,

Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности

Которого зависит жизнь растения на протяжении

Нескольких десятилетий, так педагог должен

Заботиться о воспитании у своих детей чувства

Безграничной любви к Родине.

В.А.Сухомлинский

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста -одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Встает вопрос: чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться педагог?

Изначально, нам важно помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства нам необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению с родным краем.

Наш детский сад находится расположен в одном из живописных и уникальных по красоте уголков приволжской природы, на левом берегу Волги. Поселок, который славится как поселок речников.

Наша задача состоит в том, чтобы научить воспитанников испытывать чувства гордости, радости, от того, что они живут в такой замечательной местности.

Мы понимаем, что такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

На протяжении многих лет, организуя работу по патриотическому воспитанию, педагоги детского сада использовали и используют различные формы и методы работы:

  • целевые прогулки и экскурсии по территории поселка;
  • наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике поселка;
  • беседы о родном поселке;
  • использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок);
  • слушание песен о родном крае;
  • привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
  • поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, правильно вести себя в общественных местах;
  • воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.

Мы заметили, что познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывает посещение краеведческого музея в Доме культуры поселка. В процессе посещения музея дети знакомятся с историей поселения, которое началось более 150 лет назад. Привлекательным экспонатом являлись модели водного транспорта: дети с восторгом рассматривали пароходы, баржи, различные судна. Они внимательно слушали рассказы о них. Это и подтолкнуло педагогов к идее создать в стенах детского сада свой мини-музей о речном флоте, назвав его «Речничок».

Остановимся подробнее на создании в методическом кабинете мини- музея «Речничок». Посредством мини-музея воспитанники детского сада глубже знакомятся с речным флотом, на котором добросовестно трудятся жители поселка- занимаются судоремонтом, перевозками пассажиров и грузов по водным магистралям.

Назначение мини-музея является патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родному краю, истории своего поселка, ко всему, что создано трудом взрослых и близких людей. Мы считаем, что без знаний собственных корней, традиции и истории своего родного края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.

Задачи, поставленные педагогическим коллективом, следующие:

1.Содействие укреплению гордости за исторические и современные достижения поселка и ее граждан.

2. Активизация интереса к изучению истории своего родного края и формирования чувства уважения к прошлому своей малой Родины, ее героическим страницам.

3.Воспитание патриотических чувств и гражданственности.

Какого же содержание мини-музея «Речничок»?

Во-первых, это макет реки Волга со всеми видами речного транспорта (пассажирский теплоход, грузовой, ракета и т.д.).

Во-вторых, макеты: бакена, морских узлов, штурвала, якоря, кнехта, бинокля, а так же настоящая фуражка капитана и матросский воротник.

В-третьих, альбомы: «Все для фронта, все для победы», отражающая жизнь судостроительно-судоремонтного завода имени 40-ой годовщины Октября в годы войны, «Речной транспорт» с фотографиями и описанием каждого лайнера. Содержательный материал о судоремонтном заводе и его тружениках можно черпать из красочной юбилейной газеты «Борская правда», книги автора А.П.Моисеева «Верные традициям волгарей», что помогает воспитателям вводить детей в представленную тему.

Украшением мини-музея является говорящая кукла «Морячок». Особенностью мини-музея является то, что все его экспонаты можно не только посмотреть, но и потрогать, примерить и даже поиграть.

В создании мини-музея приняли участие работники детского сада, родители.

Одним из интересных приемов стало предложение ребенку в старшей дошкольной группе взять на себя роль экскурсовода во время посещения музея детьми. Дети, побывавшие неоднократно в музее с воспитателем уже достаточно хорошо знакомы с экспонатами и могут рассказать

Организация процесса формирования патриотических чувств воспитанников посредством мини-музея наших воспитанников строится на основных принципах:

  • от близкого к отдаленному;
  • опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье, детском саду, поселке, стране;
  • взаимодействие с семьей;
  • систематичность;
  • передавая знания учитывать их воспитательную ценность.

Таким образом, педагогический коллектив старается уделить большое внимание патриотическому воспитанию дошкольников и организует процесс формирования гражданских и патриотических чувств.


"Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А "человек мира" это то же самое, что бездомный человек".

Патриарх Алексий II

Патриотизм - это моральная позиция, выражающаяся в любви к Родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу.

Как правило, экскурсии в военно-патриотические музеи Москвы организуют для школьников в мае - ко Дню Победы. Это самый важный праздник в истории Москвы военной, сами музеи готовятся к нему заранее. Для учащихся начальной школы в военно-патриотических музеях проходят интерактивные занятия, для старшеклассников - обзорные и исторические экскурсии. Военно-патриотические экскурсии учат прививать любовь к Родине, формируют у школьников высокое патриотическое сознание, отражают мужество и героизм защитников Отечества.

Военно-патриотические экскурсии для школьников

Военно-патриотические экскурсии – одно и важнейших направлений в сфере детского туризма. Они ориентированы на изучение истории Отечества, культурных ценностей и устоев народа, а также духовного и патриотического воспитания молодого поколения. Каждый день история нашего государства наполняется огромным количеством событий, которые в дальнейшем будут передаваться от родителей к детям. К сожалению, со временем память о великих героях и значимых явлениях стирается.

Именно поэтому компания "Марина Тревел" и музеи Москвы выделяют особую роль военной тематике, ведь на экскурсиях от прошлого к настоящему ребята приобщаются к подвигам народа, развивают любовь и уважение к государству, учатся на героических примерах из жизни своих предков, готовых в любой момент встать на защиту своей Родины!

.

Тема «Завтра вырастает из вчера»

Воспитатель:Раскина С.А.

2015г.

Тип: познавательно-исследовательский

ВИД: экскурсия

Цель:

Совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю, своему Отечеству.

Задачи:

Образовательные:

1.Уточнить и углубить знания, и представления детей о России как государстве, в котором они живут.(Территория, Президент, столица, язык).

2.Закрепить знания детей о символики родной страны(герб, флаг, гимн)

3. Углубить знания детей по расшифровки цветовой гаммы флага.

Развивающие: продолжить развивать речь и мышления детей, способность аргументировать свои высказывания. Развивать творческое воображение и стремление изучать историю совей страны, вызывать у детей желание и умение слушать своих товарищей.

Воспитательные: воспитывать чувства гордости за Родину, чувства сопричастности к её судьбе, воспитывать чувства уважения и благодарности к защитникам Родины, на основе конкретных исторических фактах, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания. Поддерживать познавательный интерес к истории своей страны, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, развивать мелкую моторику.

Предварительная работа с детьми: рассматривание картин, чтение книг, беседы, прослушивание музыкальных произведений, разгадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок, прогулки по родному селу, посещение детской библиотеке, посещение мини музея по патриотическому воспитанию, посещение музея боевой славы в сельской школе, посещение памятников погибшим солдатам, находящимся на территории нашего села. Знакомство детей с символикой России .

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, стенды оформленные фотографиями солдат, письмами солдат, их биографией. Разрезные картинки с изображением военной техники, свеча памяти .

Демонстрационный материал: символика России (герб, флаг, гимн).

Экспонаты музея: солдатская каска, штык нож, солдатская фляжка, солдатская лопата, гильзы от пуль, гильза от боевого снаряда, солдатский ремень, военный наган, фронтовое письмо, военный медали.

Участники: Дети старшей группы, воспитатели. Предполагаемые результаты: Дети узнают памятник посвященный неизвестным солдатам. Вызвать интерес к памятникам, к личным предметам героев. Вызвать желание узнать больше информации о периоде ВОВ. сформировать знания у детей о быте солдата во время ВОВ. Используемые технологии: здоровье сберегающая, технология исследовательской деятельности.

Виды детской деятельности:

коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята я приготовила для вас загадку, послушайте пожалуйста.

Нам экскурсовод сказал ,

Как пройти в такой-то зал.

Мумию мы посмотрели ,

В чём ходили , разглядели .

Даже мамонт здесь стоит ,

Глаз закрыл, как будто спит.

Если ты не ротозей ,

То иди скорей в (музей).

Воспитатель: Правильно отгадали. А скажите, что такое музей.

Дети: Музей-учреждение, занимающиеся собиранием, изучением, хранением предметов-памятников истории.

Музей хранит историю вещей.

И тех, кого уж с нами нет, людей,

Он будет возрастать по всюду славой.

Пока гордимся мы историей своей.

Воспитатель: Ребята, а кто знает какие бывают музеи?

Дети: Художественные (коллекционирующие произведения искусств).

Технические (коллекционирующие технику) .

Литературные (коллекционирующие предметы свидетельствующие о жизни выдающихся людей).

Исторические (коллекционирующие исторические документы) .

Воспитатель: А кто проводит экскурсию в музеи?

Дети : Экскурсовод .

Воспитатель: И вот сейчас ребята, я предлагаю вам, совершить экскурсию по музею. А экскурсоводами в этом музей, будите вы сами.

Дети: Хорошо, что у нас есть музеи, значит нить времён не прервалась.

Значит, вместе всё-таки сумеем

С прошлым удержать незримую мы связь.

Ты в музей пришёл не просто гостем,

Память сердца здесь ты оживи.

Может, станет хоть немного проще

Нам понять сегодняшние дни .

Прикоснись к чужой судьбе и жизни

Подвигов отцов ты поклонись

Так же научись служить Отчизне,

Чтоб прожить достойно свою жизнь!

Пусть в музей тропа не зарастает,

Пусть мужает наша детвора,

Пусть быстрее каждый осознает:

Завтра вырастает из вчера.

Воспитатель: Вот мы с вами и в музеи. Что за город встречает нас?

Ребёнок (экскурсовод): Это столица России г. Москва.

Москва-это красная площадь ,

Москва-это башня Кремля ,

Москва-это сердце России ,

Которое любит тебя .

А президентом нашей страны является В.В.Путин.

У каждой страны есть свои государственные символы. Символы Росси это герб, флаг, гимн. Флаг Росси это трёхцветный триколор .

Дети: Белый цвет-берёзка

Сини-неба цвет

Красная полоска

Огненный рассвет .

Воспитатель: Ребята, а теперь скажите мне, что же означают цвета на флаге России.

Дети: Белый-это цвет мира. Белый цвет говорит, что наша страна миролюбивая, что она не нападает не на кого.

Синий цвет-верность, вера, народ любит свою страну и защищает её, хранит верность ей.

Красный цвет-цвет силы, кровь пролитая за страну.

Ребёнок (экскурсовод): А вот это герб России.

Дети: У Росси величавой

На гербе орёл двуглавый ,

Чтоб на запад , на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый

Он России дух свободный .

Ребёнок (экскурсовод): Гимн России -главная торжественная песня страны. Гимн исполняют во время праздников и важных событий. При исполнении гимна все встают, а мужчины даже снимают головные уборы.

Звучит гимн России: сл. С.Михалков, муз. А.Александров

Воспитатель: У каждого из нас есть одна большая Родина – это Россия. А еще у каждого из нас есть своя малая Родина. Это дом в котором мы живем, наша семья, наши близкие и друзья, наше село.

Ребенок рассказывает стихотворение о малой Родине .

А ещё в России самая сильная, самая лучшая армия.

Воспитатель: Предлагает детям дидактическую игру,»Собери картинку» . После игры дети называют рада войск.

Всё это является настоящим нашей страны. Но у любого народа и у страны есть ещё и прошлое. И мы переходим к прошлой страницы нашей истории. (Звучит запись песни Священная война ”)

Ребёнок (экскурсовод): 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Враг напал на нашу мирную страну внезапно, не объявляя нам войны.(Слайд №1) В те времена во главе Германии стоял Адольф Гитлер. Он хотел завоевать Россию, ведь наша страна огромная и богатая. Богатства он хотел вывезти в Германию, часть народа уничтожить со всем, остальных вывести далеко за Урал в специальные поселения за колючей проволокой.(Слайд №2) Но плана Гитлера не суждено было сбыться, на защиту своей страны поднялись все, от мала до велика.(Слайд №3)

Воспитатель: Ребята, а почему война называлась Великая Отечественная.

Дети: Слово “великий”-означает очень большой, громадный, огромный. Ведь война захватила всю территорию России .

Отечественная-потому что это была справедливая война, направленная на защиту своего отечества. На борьбу с врагом поднялась вся страна.

Ребёнок (экскурсовод): Вся земля горела под ногами врага. Все трудились для фронта, для победы. Но особенно тяжело было в военные года детям.

Воспитатель: Да действительно ребята, дети очень страдали в годы войны. Например в блокадном Ленинграде суточная норма хлеба была 125г.(Показ воспитателем кусочка хлеба).

Детская сценка :

Воспитатель: ребята очень много простых людей в годы войны совершали подвиги, получали звания героев. Об одном из таких людей, о нашем односельчанине расскажет нам Дима.

Ребёнок: Конобеевских М.Г. родился в с.Новозаведенном 1908г. На фронт был призван в 1941г. Он мужественно сражался в танковых войсках. Погиб защищая село Ольховатка, подорвав себя и свой танк. Имя героя в селе Ольховатка сейчас носит школа .

Воспитатель: Ребята обратите внимание на эти треугольнички. Что это такое?

Дети : Это фронтовые письма .

Воспитатель: Письма солдатам на фронт доставляла полевая почта, полевая потому что она доставляла письма даже в поле, к месту боя. И ведь действительно ребята, бойцы, получив письма из дома, плясали от радости. А как бесценны были детские весточки из далекого тыла. Они говорили солдату, что надо непременно выстоять, победить врага, чтобы вернуть на землю мирную, счастливую, спокойную жизнь. Прочитает солдат такое письмо и сил вроде бы прибавиться. А как важно было для матери солдата получить весточку с фронта, о том, ее сын жив и здоров.

Ребенок: Если хочешь узнать о войне .

И о майской победной весне

Попроси солдатскую мать

На страницах застыли года

Двадцать два ему будет всегда

Мама, я здоров и живой

А на завтра последний бой

Воспитатель: А еще ребята, чтобы поддержать патриотический дух наших солдат в годы ВОВ было написано очень много песен.

Кто сказал, что надо бросить песни на войне

После боя сердце просит музыки в двойне.

Ребята назовите песни, которые исполнялись в годы войны.

Дети: «Синий платочек», «В землянке», »Первым делом самолеты»,

«Смуглянка», «Давно мы дома не были», »Катюша».

Ребенок экскурсовод: Благодарные люди поставили памятники войнам освободителям.

Один из памятников находится в немецкой столицы г.Берлине.

Это памятник войну освободителю с девочкой на руках.

Это было в мае, на рассвете.
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.

Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.

И, погладив ласковой ладонью,
Он ее на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!

И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.

Г. Рублев

Воспитатель: Ребята а теперь возьмите по гвоздики и возлагая цветы к памятнику война освободителя скажите, какими качествами должен обладать герой.

Дети: Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, защитник слабых, любить Родину, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, крепкий, здоровый, могучий, героический.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что издавна воинов победителей славили в песнях, стихах, пословицах. Вспомните пословицы и поговорки о воинской храбрости и силе.

Дети: Умный боец везде молодец.

Сильный побеждает, трус погибает

Герой за Родину горой.

Честь солдата береги свято.

Жить-Родине служить.

Смелый боец в бою молодец.

Чем крепче дружба, тем легче служба.

Если армия сильна, непобедима и страна.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Воспитатель: Все народы помнят и чтят память тех кто погиб, защищая свою страну, свой народ. Сейчас я возьму вот эту свечу памяти и передавая ее друг другу мы скажем как наш народ помнит своих героев (дети образуют круг и передают друг другу свечу).

Дети: В память о героях поэты слагают стихи.

Композиторы пишут песни.

Им возводят памятники.

В их честь освящают храмы.

Их именами называют города,села, улицы, учебные заведения.

О них снимают фильмы

Пишут книги.

Приходят поклониться на братские могилы, к местам боевых сражений.

Возлагают цветы во время праздников.

(Тиканье часов)

Воспитатель: Читает строчки стихотворения

Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Люди! Памяти павших, будьте достойны, помните.

На веки останутся в памяти людей даты 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. 1418 дней и ночей шла война, она унесла 20 миллионов жизней. И вот наконец май 1945 года.

Ребенок: День Победы! Солнце мая

Всюду музыка слышна

Ветераны надевают боевые ордена

Слава Слава ветеранам

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие, Вы много узнали, многое вспомнили. А самое главное, что Вы поняли?

Дети: Нам нужен мир!

Ребенок: Пусть аист гнезда вьет на крыше

Курлычут в небе журавли

Пусть будет мир! Он так нам нужен!

Он нужен детям всей земли.

(на экране детские рисунки «Нам нужен мир»).

1 ребенок: Я нарисую яркое солнце!

Я нарисую синие небо!

Я нарисую свет в оконце!

Я нарисую колосья хлеба!

Мы нарисуем осенние листья

Садик, ручей, друзей беспокойных

И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны!

2 ребенок: Поднимите рисунки выше,

Что бы все их увидеть могли,

Что бы всем был сегодня слышен

Заключительная песня «Пусть всегда будет солнце»

Солнечный круг, небо вокруг -
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Милый мой друг, добрый мой друг,
Людям так хочется мира.
И в тридцать пять сердце опять
Не устает повторять:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Текстовая HTML-версия публикации

Тема: «Музей как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников» Составили: Петушина Светлана Геннадьевна Воспитатель I квалификационной категории Шкляр Оксана Александровна Воспитатель I квалификационной категории Нижний Тагил 2015г.
2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……2 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. 1 Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников…………4 1. 2. Значение музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников……………………………………………..7 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3. Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения……………………………………………………………………..10 4. Мини-музей «Русская изба» в старшей дошкольной группе …….….15 ЗАКЛЮЧЕНИЯ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ
3 ВВЕДЕНИЕ Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания. Ф. Дзери В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечивать… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Анализ педагогической литературы позволил нам утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей, привлекательность которого определяется тем, что он хранит и предъявляет человеку материализованные результаты его творческого потенциала, подчеркивая важность системы связей человека с миром в их богатстве, разнообразии и противоречивости. Часто ли наши дети бывают в музеях? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, во-вторых, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.
4 Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе нашего детского сада.

Анализ актуальности позволил сформулировать тему исследования: «Музей как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников». Объект исследования: процесс нравственно – патриотического воспитания. Предмет исследования: педагогические условия проектирования деятельности с использованием ресурсов мини – музея в рамках организации нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель:
определить систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через организацию мини-музеев.
Задачи:
 Рассмотреть понятие нравственно-патриотического воспитания;  Изучить теоретические основы музейной педагогики;  Охарактеризовать особенности организации мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении;  Систематизировать и обобщить опыт работы по созданию мини- музея «Русская изба» в старшей дошкольной группе.

5 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1 Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины». В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам. В понимании патриотизма мы исходим из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
6 Содержание патриотического воспитания дошкольников:  приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.  знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;  проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;  организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости. Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующие педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности. Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого- педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком;
7 обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды. Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач. Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.
8
1.2
Значение музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании. Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Музейно–образовательная программа располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также окружающего предметного мира. К музейно–образовательным программам относят определенные формы и методы взаимодействия музея и ребенка. Безусловно, детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Музейно-образовательные программы активно внедряются в дошкольную и школьную практики, используются в рамках гуманитарно-эстетического и естественно – научного профиля. Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Экскурсовод музея и педагог образовательного учреждения должны отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Познавать же окружающий мир ребенок начинает именно с «расшифровывания» для себя этого скрытого смысла вещей. Задача экскурсовода помочь ему в этой не простой и очень важной познавательной деятельности. Требуется большая предварительная
9 подготовка к общению с предметным миром культуры, это непосредственно связано с формированием музейной культуры человека. Интерес к окружающему миру, к культуре, пробуждается у ребенка еще в раннем возрасте, когда рамки его ограничиваются стенами дома, близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения в семье. Музейная педагогика обладает многими значениями и смыслами, дает богатую пищу для размышлений и раздумий. С ее помощью происходит «погружение» ребенка в историческое прошлое родного края, изучение природных богатств и окружающего мира. Музейно-образовательная программа экскурсионной работы с детьми призвана раскрывать и развивать потенциальные творческие способности, заложенные в каждом ребенке с рождения; создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого потенциала; преодолевать разрыв между физическим и духовным развитием детей, предлагать нетрадиционные формы работы, с элементами игры, поиска и совершенствования. Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволяют расширить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом. Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – формируется
10 достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.).
11 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1 Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения. Слово "музей" происходит от греческого слова museion и латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей- учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками. Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама,
12 бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается мини-музей игрушек-забав. Мини-музеи должны постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа: 1. Подготовительный этап В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. 2. Практический этап. Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие
13 становятся экскурсоводами. 3. Подведение итогов. Тематика мини-музеев может быть различной:  «Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;  «Мини-музей Русская изба» - знакомство дошкольников с жизнью, особенностями быта, традициями и обычаями русского народа;  «Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека;  Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;  «Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);  «Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;  «Наша родина - Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;
14  «Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок;  Мини-музей театрального костюма - как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;  Картинная галерея;  Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья;  «Воинской доблести и славы» и др. Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии. И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:  выявление творческих способностей детей;  расширение представлений о содержании музейной культуры;  развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
15  создание условий для творческого общения и сотрудничества. Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка. В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
16 2.2 Мини-музей «Русская изба» в старшей дошкольной группе В последнее время широкое распространение получила организация работы с детьми на базе мини-музеев, создаваемых в дошкольных образовательных учреждениях. В нашем детском саду функционирует фольклорный мини-музей «Русская изба». Цель мини-музея: приобщать дошкольников к истории и культуре русского народа. Задачи мини-музея: знакомить дошкольников с жизнью, особенностями быта, традициями и обычаями русского народа; знакомить с фольклором; расширять словарный запас дошкольников; воспитывать у детей интерес к культуре русского народа; осуществлять духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников. В мини-музее «Русская изба» представлены следующие экспонаты: предметы быта (посуда, прялка, корзины, туеса, нитки, ухват, шкатулки, самовар) ; макет русской печи, детская колыбель; декоративные элементы (скатерти, рушники, салфетки, тканые коврики для пола) ; предметы народных промыслов (изделия из бересты, хохломская роспись) ;
17 русские национальные костюмы и их элементы (платье, сарафан, кокошник, венок, рубаха, штаны, пояс, головной убор и др.) ; куклы в русских костюмах; народные музыкальные инструменты; народные игрушки. Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музеями, педагоги совместно с родителями проводят серьезную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков музейного поведения. Родителям рекомендуется посетить с детьми действующие музеи и выставки нашего города. В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными совместно с воспитателем и родителями. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Музейная педагогика в детском саду призывает дать ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор.
18 Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части. Формы работы в мини-музее: 1. Пополнение мини-музея экспонатами. 2. Самостоятельное рассматривание экспонатов. 3. Экскурсии для детей и родителей. Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Мы стараемся добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому нами продумано обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Прежде всего мы используем разнообразные игры музейного содержания:  игры-развлечения,  игры-путешествия,  игры-графические упражнения,  интеллектуально-творческие игры,  игры по сюжету литературных произведений. Помимо игр используются такие виды работы, как:  заполнение музейных словариков,  детские рисунки, коллажи, аппликации и т.п.;  выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т.д.
19 Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. В этом нам помогают:  логические задания по определению качественных признаков предмета,  мастер-классы по лепке, оригами Хочется отметить, что экспонаты наших мини-музеев используются не только в основной образовательной деятельности, но и при организации игровой и экспериментальной деятельности. Мы считаем, что создание мини- музеев, а не просто коллекций в группах, позволит педагогам: - сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей; - обогатит средства формирования культуры дошкольников; - приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей; - будет способствовать развитию сенсорного опыта дошкольников; - поможет выработать правильные формы взаимодействия дошкольников с окружающим миром. Создавая музеи на базе нашего ДОУ, мы предположили, что это даст возможность практического претворения новых педагогических идей и методик. Концептуальная основа музейно – образовательной среды ДОУ – субъективный и культурологический подходы к дошкольному образованию. Проектная технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей. Продуманное педагогическое преобразование окружающего ребенка пространства, его осмысление помогают сформировать творческую личность, ценностно – ориентированную, коммуникабельную, высоконравственную. Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях. В результате пропагандисткой работы педагогов увеличивается число, совместных с родителями посещений выставок города.
20 Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.
21 Заключение Один из самых авторитетных исследователей детского дошкольного возраста А.В.Запорожец показал, что центральными достижениями психического развития в этом периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Так вот, музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции – вопрос содержания музейных экспозиций. Вся эта работа не простая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей – их развитость, но без зазнайства; их активность, но без хамства; их умение ладить в коллективе и, по большому счету, проявление их любви к своей родине. Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.
22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст]: Методическое пособие для педагогов. / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. – СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010. – 192 с. 2. Громыко, Ю. В. Национальная доктрина развития образования России [Текст]: Проект Общероссийского общественного движения «Образование – будущее России» / Громыко Ю. В., Н. Г. Алексеев, Л. В. Бабух, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Ю. Б. Зотов, М. П. Карпинко, Ю. В. Крупнов, Н. Д. Никандров, В. М. Платонов, В. А. Поляков, В. В. Рубцов, И. М. Рукина, В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков. (третий вариант). – М., 1999. – 7 с. 3. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с. 4. Иванова, Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с. 5. Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. [Текст]: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. 6. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29 7. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст]: Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
23 8. Патриотическое воспитание [Текст]: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. 9. Писарева, А.Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. [Текст]: Методическое пособие / А.Е Писарева, В.В. Уткина. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с. 10. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42. 11. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50. 12. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63. 13. Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы [Текст] / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова. // Дошкольное воспитание. – 2009 .- N4 - С. 59-65.
24 Приложение 1. Анкета для родителей «Патриотическое воспитание». 1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? 2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду? 3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста? 4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители? 5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами? 6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? 7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего поселка, города Кемерово? Если не, то почему? Спасибо за сотрудничество!
25 Приложение 2. Схема описания экспонатов. Рисунок (фотография) экспоната Название: (Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.) Где собран: (Указывается место сбора, его особенности: например, Урал - горы; страна (если это не Россия); среда: водная (растет в воде), наземно- воздушная (летает), наземная, почвенная.) Кем собран: (Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.) Краткая информация об экспонате: (Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы - например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.) Как использовать в работе с детьми: (При изучении каких блоков программы «Наш дом - природа» используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование). Дополнительная литература: (Перечисляется литература для педагогов; литература для детей, в которой
26 описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания и связанных с ним объектов.)
27 Приложение 3. Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота» Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.  Обращайте внимание ребенка на красоту родного города  Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.  Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.  Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.  Расширяйте собственный кругозор  Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.  Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
28  Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
29 Приложение 4. План работы в мини-музее «Русская изба» с детьми старшего дошкольного возраста
Сентябрь
1. «Русская изба» - составные части русской избы (крыша, рама, сруб, наличники) . Рисование «Изба». Конструирование «Русская изба». Сказки, викторины по теме. 2. «Изба: внутри – печь» - значение печи: обогревала дом, на ней сушили одежду, обувь, грибы и ягоды, спали и лечились. Пословицы о печке. Игра «В каких сказках встречалась печь». 3. «Электроприборы вчера и сегодня» - приспособления наших предков для освещения: лучина, свеча, лампа. Иллюстрации осветительных приборов вчера и сегодня. Игра «Что лишнее? ».
Октябрь
1. «Расшитые полотенца» - труд вышивальщицы. Рисование на тему «Узоры для полотенца». 2. «Царский угол хозяйки» - прядение (самопрялка, веретено) . Песня «Пряха».
30 3. «Люлька – кроватка для малыша». Игры с куклой, разучивание колыбельных.
Ноябрь
1. «Хлеб – всему голова» - представления о снопе пшеницы, овса, беседа о труде хлебороба. Рассматривание и беседа по картине «Хлеборобы». 2. «Русский костюм» - национальный русский костюм, символика орнамента вышивки. Рисование на тему «Узоры для русской рубашки». Дидактические игры.
Декабрь
1. «Головные уборы» - косынки, платки, кокошники. Украшение платка, косынки, кокошника. 2. «Профессия – художник» - репродукции картин В. М. Васнецова «Богатыри», И. А. Аргунова «Портрет неизвестной в русском костюме», В. И. Сурикова «Русская красавица». Игра «В мастерской художника», рисование. 3. «Русская красавица, русский богатырь» - продолжить знакомство с картинами В. М. Васнецова «Алёнушка», «Богатыри», «Иван – Царевич на сером волке». Игры: «Русская красавица», «Русский богатырь». Рассказы по картинам.
31
Январь
1. «Коляда» - атрибутами для колядовщиков: маски, мешок, элементы костюма. Изготовление масок для игр, разучивание стихов о зимней природе, колядок. 2. «Сине-голубая Гжель» - история гжельского промысла. Гжельская посуда: чайник, самовар, ваза, фруктовница. Рисование гжельской посуды.
Февраль
1. «Масленица» - атрибуты для праздника. Русские песни, пляски, игры: снежная крепость, строительство ледяной горки, подвижная игра «Горелки». 2. «Золотая Хохлома» - история хохломской росписи. Рисование орнамента: «травка», «завиток», «капельки».
Март
1. «Куклы» - куклы разных времён, появление кукол, материалы для их изготовления (дерево, солома, глина, мох) . Изготовление кукол из тряпок, соломы, ниток; игры с куклами. 2. «Русская кухня» - русская национальная кухня (кулебяка, пироги, рогалики, куличи) . Лепка из теста пирогов с капустой, баранок и калачей. 3. «Полезные каши» - рассказ о пользе каш.
32 Варка каши из тыквы.
Апрель
1. «Пасха» - праздник Пасхи. Пасхальные яйца, куличи. Беседа о христианских праздниках и обычаях, украшение пасхальных яиц; игра «Кто из яйца? ». 2. «Народные музыкальные инструменты» - предметы старины и быта: рубель, валек, ложка, трещотка, колотушка и их назначение сегодня. Игра на музыкальных инструментах.
33 Приложение 5. Мини-музей «Русская изба»
34

(из опыта работы МДОУ № 52 г.Копейска Челябинской области)

Племя, не способное воспитать в
потомстве стремление сохранить
и защитить сложившуюся культуру,
традиции, обречено на вымирание.
Государство, не ставящее целью
воспитать своих граждан в духе
патриотизма, не имеет будущего.

Дж. Байрон

В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека. В концепции дошкольного воспитания определены задачи формирования человека здорового физически, духовно, богато нравственного, творческого, думающего.

Основой новой Концепции образования является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей» . Всем известно, что дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, а также, дать возможность дошкольникам почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Эту задачу можно успешно решать в рамках музейной педагогики.

«Музейная педагогика» … Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.

«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями» . (Педагогический словарь)

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.

Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, опирается на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. И как раз музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания - создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.

Цели и основные задачи музейной педагогики в области дошкольного образования хороши известны педагогам.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи музейной педагогики:

  • воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
  • формирование самосознания, становления активной жизненной позиции;
  • развитие творческих и организаторских способностей;
  • формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
  • формирование у дошкольников представления о музее;
  • развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
  • развитие речи и расширения словарного запаса;
  • воспитание культуры поведения.

Сегодня дошкольная организация видит в музее партнера по решению задач, связанных с гражданско–патриотическим воспитанием детей через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада.

В городе с 1999года успешно реализуется программа «Я – Копейчанин!» , задачами которой является решение проблем нравственного и духовного воспитания детей, воспитание чувства патриотизма и гордости за свой город, край. В программу включено большинство детских садов центра города и поселков. С дошкольниками в музее проводятся экскурсии-занятия, игровые программы, посвященные народным праздникам и обрядам, организуется посещение различных тематических выставок. В конце каждого занятия дети отражают полученные представления в рисунке, лепке, аппликации, конструировании.

Наш детский сад более 15 лет совместно с Краеведческим музеем работает по программе «Я – Копейчанин!» . Вначале каждого учебного года заключаем договор по сотрудничеству, корректируем тематический план, время проведения занятий в музее со старшими дошкольниками, а это 5 – 6 групп детского сада, примерно около 150 и более детей.

Занятия в музее мы начинаем с блока «Знакомство с родным городом» . Это символично и связано с тем, что в конце лета, наш город отмечает свой день рождения и День шахтера. Это знаменательное событие ежегодно отмечается и в нашем дошкольном учреждении. На празднике дети в игровой форме получают первоначальные знания о Копейске.

А в дальнейшем, посещая экскурсии - занятия из тематического блока «Памятные места родного города» , дошкольники узнают много нового о родном городе и закрепляют новые знания в повседневной жизни, рассматривая групповые выставки, которые оформляются в детском саду, создавая рисунки на тему «Моё любимое место в городе» . Занятия в музее из цикла «Символы родного города, области, страны» также находят продолжение как в непосредственной образовательной деятельности в детском саду, так и в оформлении образовательной среды группы.

Детям подготовительной к школе группа очень нравятся игровые занятия, связанные с ознакомлением с трудом шахтера, которые проводятся как в музее, так и в детском саду.

Традиционно в старших и подготовительных к школе группах 1 сентября проводятся тематические занятия «Моя малая Родина» . На занятиях дети вспоминают самые красивые места своего города, узнают легенду о каменном угле, историю «Как город своё имя получил» . Рисуют место, куда бы они повели гостей города, придумывают новый район города и с удовольствием изображают его план. И как следствие всей этой деятельности с детьми, наши воспитанники, очень осознанно подходят к участию в различных городских конкурсах, связанных с нашим городом и достойно занимают первые места в них.

Первые места в творческих конкурсах «Твой город-твой дом» «Подари городу радость» в номинации «Город труженик-город герой» Посещая занятия в зале этнографии, дети узнают о быте уральцев, о мире старинных вещей.

В дошкольном учреждении, мы с помощью родителей, являющимися на сегодняшний день, полноценными участниками образовательного процесса в ДОУ, организуем мини – музеи предметов старинного быта, изготавливаем макеты Русской избы, деревенского подворья. Находясь в такой среде, дети закрепляют знания и впечатления, полученных после посещения музея, учатся бережному отношению к предметам старины.

Эмоциональный выход от прикосновения с прошлым имеет место в разнообразном творчестве детей и их педагогов, это и театральная композиция «На Ярмарке» , танец «В горнице» , постановка «Сказка про

солдата Кондрата» и др.

Хочется более подробно остановиться на разделе программы «Мир народной культуры» , которая реализуется как в стенах Краеведческого музея, так и в стенах дошкольного учреждения по трем аспектам работы, как впрочем, и все остальные разделы программы:

  • работа с детьми
  • взаимодействие с родителями воспитанников
  • работа с педагогами ДОУ

Наряду с традиционными народными праздниками в детском саду: «Масленицей» , «Рождественскими колядками» , которые проходят как в группах детского сада, так и за пределами дошкольного учреждения, в ближайшем окружении. В стенах музея мы познакомились и с праздниками, связанными с народным календарем «Капустник» , «Кузьминки» , «Жаворонки» .

Для закрепления у детей знаний и впечатлений, полученных после посещения музея, разработали тематические, Листы Творчества, которые рецензировались сотрудниками краеведческого музея.

Так нами составлены Творческие листы по темам «Капустник» , «Кузьминки» , «Масленица» . Листы с заданиями раздаются детям и они дома, по желанию, вместе с родителями их выполняют. С появлением в ДОУ интерактивных досок, эти задания планируются выполняться во время познавательных занятий в рамках тематической недели «Народная культура и традиции» .

Работа в рамках программы «Мир народной культуры» сподвигли нас на организацию с родителями воспитанников различных тематических выставок. Тем не менее, у современных родителей представлений и знаний о народных праздниках не всегда достаточно, поэтому мы предлагаем их вниманию печатную информацию, которую помещаем на групповые информационные стенды для родителей. Содержание таких листовок соответствует содержанию тематических занятий с детьми в музее.

Выстраивая работу в рамках музейной педагогики с воспитателями дошкольного учреждения, проводим цикл консультаций «Из истории русских праздников» , пополняем их педагогическую копилку картотеками потешек, прибауток, народных игр, услышанных и увиденных на занятиях в музее. Педагоги охотно используют их с детьми в повседневной жизни детского сада.

В течении всего года, дети посещают Зал природы, принимая участия в занятиях из цикла «Временам года» , на которых знакомятся с особенностями природы Южного Урала, путешествую с героями по залу.

Любимы детьми и занятия с мастер-классами в Выставочном зале музея.

Для предание еще большей системности и полноты работы по решению задач гражданско-патриотического воспитания дошкольников в нашем детском саду в этом учебном году работает педагог по краеведению, которая успешно реализует программу «Наш дом –Южный Урал» .

Таким образом Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее.

Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее сензитивным периодом для воспитания высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ними на всю жизнь.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: