Методическая разработка «Цветотерапия в детском саду в работе с дошкольниками. Цветотерапия в доу

Материал подготовила Тихоновская И.Н., воспитатель–методист высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №1 г. Феодосии».

Цветотерапия (хромотерапия)- это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. При умелом использовании цвет благотворно влияет на людей независимо от возраста. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот - он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма.

Каким же образом цвет (свет) воздействует на организм человека? В основе хромотерапии лежат два механизма воздействия цветовой гаммы на человека: через глаза и через кожу.

Воздействие цвета через глаза

Это основной вид воздействия на организм. Цвет воспринимается рецепторами глаза, провоцируя цепную химическую реакцию, которая в свою очередь вызывает электрические импульсы, стимулирующие нашу нервную систему; нервное стимулирование достигает мозга, который освобождает благотворные для организма гормоны.

Воздействие цвета через кожу

Это воздействие основано на том, что свет, являясь электромагнитным излучением, проникает через ткани человеческого тела и несет органам необходимую энергию, восстанавливая определённый биоэнергетический уровень и активизируя внутренние процессы организма.

В результате активного использования хромотерапии стимулируется эндокринная система человека, которая стимулирует наши жизненные процессы.

Рассмотрим влияние различных цветов на организм человека.

Красный

Это цвет силы и физической активности. Он традиционно считается цветом лидера, вожака стаи. Однако стоит помнить о том, что красный цвет сильно возбуждает нервную систему, что при чрезмерном его количестве в интерьере возможны вспышки агрессии. У некоторых людей переизбыток красного может вызвать гипертонический криз. Красный цвет разумно использовать на кухне и в столовой, он повышает аппетит.

Оранжевый

Цвет оптимизма и радости, цвет солнца и тепла. Лучшее лекарство против депрессий и нервных срывов, пессимизма, некоторых страхов и неврозов. Этот цвет положительно влияет на систему кровообращения, мышечную систему, повышает аппетит. Он помогает восстановительным процессам в организме человека. Оранжевый цвет любят и взрослые и дети, всем нам с детства знакома песенка:

Я окрашу целый свет,
В самый свой любимый цвет:
Оранжевое море,
Оранжевое небо,
Оранжевая зелень,
Оранжевый верблюд.

Желтый

Этот цвет помогает нам концентрироваться. Желтый цвет очень эффективен против угрюмости, пессимизма и различных депрессий. Он помогает создать хорошее настроение, придает большую ясность мыслям. Желтый благоприятно действует на пищеварение и нервную систему, помогает работе памяти.
Если в жизни ребенка начинается новый этап, (поступление в детский сад или первый класс, окружите его желтыми предметами, это поможет ему преодолеть неуверенность в себе. Дети чаще всего тянутся к желтому цвету, он радует их в одежде, игрушках, предметах интерьера.

Зеленый

Это цвет покоя, цвет внутренней гармонии. Зелёный успокаивает и благоприятно влияет на сон, контролирует состояние раздражительности при нервных расстройствах. Он довольно эффективен в борьбе с головными болями и невралгией, нормализует кровяное и глазное давление и, по исследованиям офтальмологов, несколько повышает остроту зрения.

Голубой и синий

Это цвета уверенности и спокойствия, они положительно влияют на отношения в семье или коллективе. Однако, синий цвет противопоказан людям с низким давлением, что следует учитывать на практике применения этого цвета в хромотерапии.

Фиолетовый

Этот цвет обладает способностью частично снимать психофизические стрессы у человека. Он стабилизирует психику, балансирует душевное равновесие. У людей искусства фиолетовый цвет служит сильным стимулятором творческого мышления.

Белый и чёрный цвет

Они, в строгом смысле, цветами не являются. Это так называемые ахроматические цвета, то есть цвета, лишённые цветового тона. Белый и чёрный (особенно) почти не используются в цветотерапии.

Метод цветотерапии практически не имеет противопоказаний. Благотворно влияет на душевное состояние, которое, в конечном итоге, и определяет здоровье и благополучие человека.

Мы живем в многонациональном Крыму, поэтому не можем не учитывать, что в каждой культуре-свои цветовые ассоциации, которые иногда фиксируются в переносных значениях слов, красочных сравнениях, пословицах, поговорках. (Красна девица, как ясное солнышко, почернеть от горя, побелеть от страха, розовые очки). У разных народов отношение к цвету проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных обрядах. Эта определенная символика красок, дошла и до наших дней. Также каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать.

Практика применения принципов цветотерапии в ДОУ

Организуя работу с дошкольниками по цветотерапии, мы учитываем, что цвет является важнейшим элементом любого интерьера. Именно гармоничное сочетание красок в окружающей ребенка обстановке лежит в основе его комфортного существования. Ещё Бехтерев писал, что «умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры». Цвет воздействует на эмоциональный настрой ребенка независимо от того, ощущает ли он это сам.

Помня о лечебном воздействие цвета и света на наших дошкольников, мы постарались правильно организовать в первую очередь световой климат в нашем ДОУ, который оказывает положительное воздействие на детей и сохраняет зрение. При этом мы учитывали, что правильное освещение должно быть соответствующей эффективности. Окна должны пропускать как можно больше солнечного света, поэтому плотные шторы в нашем дошкольном заведении висят только в спальных комнатах, а в остальных помещениях окна декорированы легкими прозрачными тканями.

Цветовая окраска стен и мебели зависит от естественной и искусственной освещенности помещения, группы в нашем ДОУ расположены окнами на южную и восточную сторону, стены окрашены в желтые и салатовые тона, спальные помещения в бледно-розовые и голубые тона. По исследованиям психологов дети любят яркие цвета: красный, оранжевый, желтый и комфортнее чувствуют себя при теплых тонах окраски, стены и панели в групповых помещениях мы окрасили в разные, но не контрастные, а близкие по цвету тона.

В интерьере групповых помещений нашего ДОУ присутствуют яркие световые пятна, которые радуют детей. При подборе мебели, мы учли то, что в группах нежелательна однотонная яркая красная или синяя мебель. Чтобы цвет в что-то значил для ребенка, радовал его или огорчал, помогал выразить настроение, передать эмоции необходимо дать первоначальные знания о цвете.

Мы начинаем знакомить малышей с цветом в 1-ой и 2-ой младшей группах на специально организованных занятиях, учим узнавать, называть, выделять цвет в окружающей ребенка обстановке, учим брать краски у природы.

Дети своей по природе более восприимчивы к многоцветию нашего мира. Поэтому цвет для ребенка – особая палочка-выручалочка в любых критических случаях. Плачущий ребенок успокаивается при виде яркой, красочной игрушки/ Дети радуются яркой, нарядной красивой одежде. Для создания хорошего настроения нашим малышам, мы используем «цветные физкультминутки». Перед началом разноцветных физкультминуток мы даем детям возможность рассмотреть цвет, насладиться им, для этого эффективно используем сюрпризный момент - появление «гостя», т.е. куклы, игрушки, либо другого предмета соответствующего цвета, а затем уже предлагаем детям упражнения. Если хотите увидеть потрясающее умение ребенка радоваться жизни, окружите его яркими красками. Но для того, чтобы до конца понять, что можно сделать с помощью разных цветов лечение цветом, надо знать, что они обозначают и как влияют на наш организм.

Дети дошкольного возраста особенно чувствительны к цвету, пребывающие в хорошем расположении духа,они отдают предпочтение ярким насыщенным тонам«активной стороне» цветового круга, темные, мрачные холодные тона наоборот, ассоциируются у них с неприятными ощущениями, с чем-то плохим и неприятным. Так постепенно формируется связь между словом, образом эмоции и цветообозначением. Учитывая это, в нашем ДОУ детей окружают яркие радостные краски.

Положительное воздействие цвета воспитатели учитывают при оформлении интерьера группы и выбора цвета стен с спальных комнатах, при подборе игрушек и игрового оборудования.
Яркая черепаха привлекла внимание детей, они упражняются в шнуровке и застегивании пуговиц и молний.
В хмурый осенний день ребенок улыбнется при виде ярких красок.

В первой младшей группе дети начали знакомиться с цветом. Они научились различать цвета: желтый, красный, зеленый, синий, усвоили белый и черный цвета. Дети умеют выбирать из нескольких предложенных цветов нужный. Например, рисуют солнышко желтой краской, а травку – зеленой. С помощью упражнений «Подбери к блюдцу чашку», «Спрячь зайчат от волка», «Прокати мяч в ворота» они закрепляют знания о цвете.

Использовать в работе с дошкольниками цветотерапию педагоги продолжают во второй младшей группе, чтобы в будущем цвет что-то значил для ребенка, радовал его или огорчал, помогал выразить настроение, передать эмоции, первоначально мы закрепляем цвет на специально организованных занятиях, учим выделять цвет в окружающей ребенка обстановке, учим брать краски у природы.

Мы откроем вам секрет,
Как раскрасить белый свет
Желтыми, зелеными, красными
Красками прекрасными.

Пусть сияет все вокруг -
Речка, поле, лес и луг
Желтыми, зелеными, красными
Красками прекрасными!

Люди с самых древних времен пытались понять значение цветовых энергий и их влияние на человека. Древние целители были уверены, что цвет способен врачевать не только тело человека, но и его душу. Цвет для лечения самых разных болезней в свое время использовали: арабский целитель Авиценна, естествоиспытатель и врач эпохи Возрождения Парацельс, американский физиолог Диншах Хадиали, ученый-анатом Бехер, физиолог В. Хаусманн, профессор Московского Университета А.Г.Гурвич и многие другие. Современные психиатры и детские психологи уверены, что цветовые предпочтения могут многое рассказать о ребенке. А точнее: о его характере, темпераменте, психоэмоциональном состоянии, здоровье.

Что такое цветотерапия и как она применяется в детской терапии и психологии

Цветотерапия – лечение цветом. Уникальные методики цветотерапии не вызывают привыкания, они абсолютно безопасны, а при ряде заболеваний считаются максимально эффективными. Наиболее часто эти методики применяются с целью коррекции психоэмоционального состояния человека. Медицинская практика убедительно доказала, что с помощью цвета можно не только провести диагностику и выявить проблемы ЦНС, но и излечить , снять детскую тревожность, побороть патологические страхи, апатию, раздражительность. А также расшевелить слишком ленивых, заторможенных детей и успокоить гиперактивных.

Доказано, что любой цветовой спектр оказывает определенное воздействие на органы эндокринной системы – на шишковидную железу и гипофиз. А именно эти органы отвечают за продуцирование гормонов. То есть цветовое воздействие способно регулировать выработку тех или иных гормонов. Существующие цветотерапевтические методики основаны на воздействии фотонов различной длины и интенсивности на мозг человека. Благодаря изменению цвета в окружении ребенка, можно достичь поистине уникальных результатов. И результаты, полученные в ходе применения цветотерапии на практике, являются бесспорным тому доказательством.

При лечении, каких детских заболеваний применяется цветотерапия?

Цветотерапевтические методики активно применяются при лечении неврозов, мигреней, простуд . Врачи рекомендуют пройти курс лечения цветотерапией детям, страдающим нарушениями в работе сердечно-сосудистой системы и ЖКТ . Эта методика эффективна при проблемах со щитовидной железо й. И, конечно же, эта немедикаментозная терапия незаменима при лечении любых психоэмоциональных нарушений у детей.


Значение цветов в цветотерапии

В этой статье мы постараемся рассказать нашим читателям, какое действие оказывает тот или иной цвет на психику детей, и как это можно использовать в жизни. Но для начала поговорим о «цветовой» диагностике. Как мы уже упоминали ранее, ученые утверждают, что могут многое рассказать о ребенке.

На практике дети чаще всего выбирают яркие цвета: красный, зеленый, желтый. Выбор таких цветов свидетельствует о нормальном развитии ребенка. Его психика устойчива, он любознательный и подвижный, его интересует все новое, он с большим удовольствием познает мир.

А вот выбор белого или черного цвета говорит о том, что ребенок замкнут, он максимально комфортно чувствует себя в одиночестве, нежели в веселой компании сверстников.

Опытные психотерапевты по цветовым предпочтениям могут составить развернутый психологический портрет ребенка, узнать о том, что он тщательно скрывает.

Целебные свойства некоторых цветов

Голубой, синий, фиолетовый цвета – помогают избавиться от необоснованной тревоги. Голубой – снижает АД. По мнению цветотерапевтов, длительное созерцание голубого цвета позволяет сбить температуру у ребенка и приостановить распространение инфекции. Недаром в СССР стены в детских больницах окрашивали именно в этот цвет. Голубой — незаменим при стрессах, зрительных перегрузках. По мнению врачей, этот цвет является прекрасным анальгетиком. Он активно используется при лечении ожогов и витилиго.

Желтый и оранжевый – обладают успокаивающим действием. Если длительное время смотреть на желтый цвет, то плохие мысли и тревога уйдут. Этот цвет укрепляет ЦНС. Оранжевый – улучшает пищеварение, стимулирует работу щитовидной железы. Этот цвет широко применяется при лечении заболеваний дыхательных путей (бронхитов, ОРЗ, ОРВИ).

Созерцание зеленого цвета помогает избавиться от перенапряжения. Однако некоторые дети не любят этот цвет. Переизбыток зеленого цвета в детской комнате может вызывать головную боль. Зеленый цвет часто применяется при синдроме хронической усталости.

Красный цвет, излучающий тепло. По мнению врачей, этот цвет способен облегчить и даже излечить некоторые симптомы простуды. Он стимулирует обмен веществ, активизирует защитные силы организма. Вспомните про красную нить на запястье! Все оттенки красного цвета благотворно влияют на кожу. Эти цвета врачи активно используют при лечении дерматологических заболеваний у детей. Красный в сочетании с желтым цветом помогают снять депрессивные состояния, отрегулировать количество железа в крови, решить проблемы с набором веса. Однако с этим цветом нельзя переусердствовать. Длительное воздействие красного цвета может привести к перевозбуждению.

Розовый цвет используется при лечении ветрянки, скарлатины.

Белый цвет отвечает за работу органов дыхания.

Черный — применяется при лечении органов мочеполовой системы.

Эффективные приемы, занятия и игры, основанные на цветотерапии

Цветотерапевты подчеркивают, что родителям необходимо очень ответственно относиться к цветовому оформлению детской комнаты. По их мнению, именно от него во многом зависит формирование мировоззрения у ребенка, его психологическое и физическое здоровье. Детская психика очень подвижна, поэтому и значение цвета в интерьере огромно.

Как выбрать цвет для детской комнаты

  • Как показывает практика, большинство родителей при оформлении интерьера детской комнаты отдают предпочтение белому цвету. Насколько этот выбор оправдан? Белый цвет действительно способствует воспитанию в ребенке дружелюбия и общительности. Он благотворно влияет на органы дыхания. В светлой комнате всегда легче дышится. Однако специалисты предостерегают родителей – абсолютно белый дизайн может напоминать ребенку о «больничной стерильности», а это не есть хорошо. Поэтому для детской комнаты лучше подбирать более теплые тона. Например: кремовый или бежевый. Малыш будет чувствовать себя максимально комфортно и в белоснежном интерьере, но с яркими красочными «островками».
  • Если малыш отличается излишне мобильной психикой, он беспокойный и не слишком уравновешенный – его комнату лучше всего оформить в светло-серых тонах. Серый цвет улучшает сон, снижает активность ребенка. Но он обязательно должен быть светлым. Темно-серый цвет нельзя использовать при оформлении интерьера детской комнаты, так как он способен «нагнать» на ребенка тоску и ввести его в депрессию. Этот цвет, по мнению специалистов, лишен жизненной энергии.
  • Самыми оптимальными цветовыми решениями для оформления детской комнаты, по мнению психологов, являются пастельные тона: персиковый, салатный, кремовый . Именно эти цвета создадут в комнате атмосферу умиротворенности, свежести и гармонии.

На сегодняшний день в практике применяются 2 основных метода цветотерапии

  1. Специальный метод заключается в применении определенной цветовой гаммы для лечения тех или иных патологий у детей. Этот метод может использоваться только в специализированных учреждениях под самым пристальным контролем цветотерапевтов, психологов или психотерапевтов. Эта методика также включает в себя использование специальных цветных карточек, на которых намеренно концентрируется внимание ребенка.
  2. Повседневный метод заключается в создании определенного цветового дизайна в помещениях, где дети проводят большее количество времени, а также в правильном подборе цветовой гаммы повседневной одежды.
  • Выбирайте ребенку одежду радостных цветов, светлых и теплых оттенков.
  • Если ребенок проснулся излишне возбужденным, а избыток энергии хлещет через край – наденьте на него одежду зеленого или синего цвета. Эти цвета его успокоят.
  • В домашних условиях родители могут использовать волшебную силу цвета для того, чтобы снизить чрезмерную активность ребенка. Для этого они должны попросить ребенка нарисовать кисточкой, фломастером, пальчиками цветик-семицветик, радугу или аленький цветочек. Такое занятие позволяет снять у ребенка приступ агрессии, раздражительность.
  • Боязливому и излишне плаксивому малышу придать уверенность в своих силах позволит стакан обычной воды, стоящий на зеленой или синей подставке. Стакан должен быть стеклянным. Малыша нужно попросить посмотреть на дно стакана, а затем выпить воду маленькими глоточками. Вода впитывает энергию цвета и передает ее ребенку.
  • Можно попросить ребенка закрыть глазки и представить себе изумрудный город. Эта несложная методика позволяет снимать эмоциональную напряженность у детей. Сеанс не должен длиться более пяти-десяти минут.

Еще в 1750 году глаз человека был способен различить всего лишь двенадцать тысяч оттенков, в наше время эта цифра достигла десяти миллионов. Неудивительно, что ученые по-прежнему занимаются изучением магической силы цвета. Цветотерапия, как наука, продолжает развиваться. И как знать, какие еще открытия нас ждут впереди.

Сохранение здоровья детей — один из самых актуальных вопросов настоящего времени. С момента рождения малыш окунается в пучину идущей непрерывным потоком информации. Уже в дошкольном возрасте получаемый объем часто приводит к усталости, снижению интереса к учебе, переутомлению малыша. Для снижения вреда, наносимого психологической устойчивости маленького организма, необходимо использовать такую оздоровительную технологию как цветотерапия для детей. Слово «терапия» означает лечение заболеваний. Сегодня это слово часто используют в контексте профилактики, предупреждения возникновения различных болезней. Многочисленное использование отдельных элементов цветотерапии на практике наглядно показало эффективность данного метода для укрепления не только психологического здоровья, но и физического аспекта развития детей дошкольного возраста.

Цветотерапия — немедикаментозный метод лечения. Такое лечение активно используется с древних времен. Еще в Древнем Египте было замечено благотворное влияние отдельных цветов, их оттенков на эмоциональное, психическое состояние человека. Современная медицина положительно оценивает влияние цветотерапии на состояние детей, немедикаментозная составляющая данного вида терапии служит укреплению здоровья детей и лучшей адаптации к взрослой жизни.

Известно два вида воздействия цвета:

  • Через органы зрения — воспринимается глазами, провоцирует активность химической цепной реакции, которая в конечном итоге приводит к освобождению разного вида гормонов организма.
  • Через кожу человека. Свет — электромагнитное излучение, проникающее через ткани человеческого тела, несущее внутренним органам необходимую энергию, активизирующее внутренние процессы организма.

Мир Земли — это разноцветный мир, который с детства окружает человека, оказывает влияние на его здоровье, его настроение. Маленькие дети обладают повышенной чувствительностью к разным цветам, их оттенкам. Следует внимательнее относиться к перепадам настроения детей дошкольного возраста.

С помощью красочных оттенков можно исправить себе настроение, избавиться от грусти. Цвет помогает формировать артистическую натуру малыша, может добавить яркие краски в фантазию дошкольника, расширить его словарный запас.

Цвет, его влияние на организм

Каждый ребенок по своему индивидуален, но выбор цвета изначально определяется психическим, эмоциональным состоянием малыша:


Применение в интерьере

Цвет — одна из главных деталей интерьера. Комфортное состояние малыша зависит от гармоничного сочетания цвета, красочности окружающей малыша обстановки. Свет и цвет оказывают влияние на здоровье дошкольника, его настроение, психологическую устойчивость. Рассмотрим как используется цветотерапия в ДОУ.

Солнечный свет оказывает позитивное воздействие на дошколят, помогает сохранить зрение. Рекомендуется плотные шторы использовать в спальных помещениях. В комнатах, где дети занимаются, играют, активно проводят время, для декорирования окон лучше всего использовать прозрачные воздушные ткани, пропускающие свет.

Окраска мебели, стен помещения должна учитывать естественное, а также искусственное освещение. Для окрашивания спальных помещений хорошо использовать легкие успокаивающие тона: бледно-голубой, бледно-зеленый, нежный розовый. Стены в помещениях, где дети играют, окрасить в салатовые, желтые тона и оттенки.

Детям нравятся теплые тона красок: оранжевые, желтые. Можно окрасить панели в пастельные гармонирующие оттенки. Не стоит использовать мебель одного цвета, особенно красную. В интерьере следует использовать достаточно яркие привлекающие взгляд световые пятна.

Дошкольники очень восприимчивы к цветовой гамме. Темные, тусклые, холодные тона — для малыша это какая-то неприятная плохая вещь. Малыш может расплакаться, если ему принесут в подарок грязно-серую игрушку. Предложите детям нарисовать картинку на тему природы. Малыш никогда не выберет черный или коричневый карандаш даже, чтобы нарисовать землю. Это будет зеленая травка или яркие цветы.

Шкафчики для детей тоже предпочтительно разрисовать в разные цвета, украсить яркими детскими рисунками. Зайдя в стены ДОУ кроха должен чувствовать защищенность, комфорт. Покрашенные в теплые цвета шкафчики, вызовут в подсознании ощущение тепла, заботы. Малыш не будет бояться оставаться в детском саду, когда мама ушла на работу. Из таких мелочей и складывается душевное спокойствие крохи, его уверенность в себе. Дети будут более активно общаться и находить новых друзей.

Упражнения при цветотерапии

Работа воспитателя состоит в том, чтобы используя метод цветотерапии корректировать поведение детей, давать детям успокоиться, поднять настроение. Дети 2 — 3 лет различают ахроматические цвета: белый, черный. С 3 до 4 лет малыш уже узнает желтый и синий, достигнув возраста 4 годика уже отличает красный и зеленые тона. Малыши должны научиться выбирать нужный цвет. Например, солнышко желтое, трава зеленая.

Следует делать периодически упражнения с карандашами, красками. В течение нескольких минут дети рисуют в произвольной форме. Круги, дома, цветы, просто различные линии. Это даст дошкольнику возможность отдохнуть, получить позитивные эмоции.

«Цветной дождь» — создать шатер, домик из разноцветных лент, лучше атласных, так как они приятны на ощупь, когда малыш гладит их ручками. С ленточками можно играть в дождик. Дети могут прятаться в этом домике. Располагать ленты следует, используя следующую мнемоническую фразу: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Взвинченному возбужденному крохе можно предложить охладиться, пробежать под холодными цветами ленточек. Грустному, расстроенному — погреться под теплыми лучами солнышка.

«Волшебный город» — из кубиков построить дома для разноцветных жителей. В каждом доме живут жители такого же цвета. Почему волшебные существа выбрали тот или иной цвет. Рассказать, как от цвета меняется настроение, характер. Начинает активно развиваться фантазия дошкольника.

«Зажечь радугу» — предложить детям на полу или на столе, на большом листе бумаге сделать радугу. Ее можно сделать из кубиков, ленточек, разноцветных шарфиков. Загадать под радугой желание.

«Облачко феи» — будут нужны разноцветные полупрозрачные легкие куски материи. Фея приглашает к себе в гости, лететь туда надо на разноцветных облаках. Малыши укутываются, как в плащ, кусочками облака и сквозь полупрозрачные ткани видят, как меняется мир. Как краска накладывается на другую краску, и цвет меняется. Например, сквозь желтый кусок материи посмотреть на зеленый.

Эти игры позволяют детям создать особый мир гармонии цвета и спокойствия. Эти упражнения могут использоваться для более гармоничного эмоционального развития дошкольника. Дошколята не всегда могут выразить свои чувства, эмоции словами. Внимательный педагог по выбору цвета дошкольником сможет определить, что волнует малыша, предложить в игровой форме цветовое решение проблемы.

Методы

Цветотерапия в детском саду укрепляет психофизическое здоровье малышей. Её методы можно рекомендовать для применения дома.

«Волшебная вода» — в стеклянный стакан наливается вода. Стакан следует поставить на цветную подставку — зеленую, синюю. Стоит посмотреть на дно стакана, вода воспринимает энергию цвета и передавать ее дошкольнику. Воду стоит пить небольшими глотками.

«Изумрудный город» — кроха закрывает глазки, пытается представить себя на улицах Изумрудного города. Сеанс медитации не должен составлять более 10 минут.

«Рисуем пальчиками» — не у каждого малыша получается рисовать кисточкой, карандашами, фломастерами. Пальчиками умеют рисовать все. Можно рисовать на стекле или плотном листе прозрачной пленки. Воспитатель закрепляет пленку и дает задание. Нарисовать чудесный цветок — аленький цветочек или цветик-семицветик. Можно нарисовать цветок, в котором жила Дюймовочка. Дошкольник с удовольствием будет рисовать пальчиками, а потом расскажет сказку, которую он нарисовал.

Внешне простейшая методика по применению различных цветов позволяет с большим успехом лечить у детей дошкольного возраста лень, раздражительность, агрессивное поведение. Корректировать чрезмерную гиперактивность детей, которая может в школьные годы создать большие проблемы для малыша в процессе усвоения учебного материала.

Педагогический проект «Цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Актуальность:

С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых технологий, способствующих интенсификации процесса воспитания и обучения в сочетании с сохранением психологического здоровья детей.

Прежде всего, следует рассмотреть понятие «психологическое здоровье».
Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье.
Педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников следующие:
- поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;
- социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;
- положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;
- равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;
- доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.

Одним из методов, позволяющих сохранить психологическое здоровье дошкольников, является цветотерапия.
Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом всегда интересовали исследователей души, которые пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человека. Человеческий организм, по представлениям индийских йогов, состоит из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека. В сочетании с направленным музыкальным воздействием, цвет может приводить к исцелению даже в самых сложных случаях. Цветотерапия базируется, в основном, на целительном действии солнечного света, который применялся многими древними культурами для облегчения различных недомоганий. Позднее оказалось, что отдельные цвета обладают специфическими воздействиями.

Цветотерапия основана на принципе проникновения фотонов света в наш мозг и воздействие на определенные светозависимые гормоны.

Цветотерапия родилась в глубокой древности. Еще тогда древние ученые заметили, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных психических и физических недугах.

Немного истории: цветом исцеляли в Египте, Китае, Индии, Персии. В египетских храмах археологи обнаружили помещения, конструкция которых заставляла преломлять солнечные лучи в тот или иной цвет спектра. Египетские врачи словно бы купали больного в оздоравливающих потоках целительных лучей. В Древнем Китае больному (в соответствии с его заболеванием - психическим или соматическим) прописывали носить одежду определенного цвета или находиться в комнате, где стены окрашены или завешены материей нужного оттенка.

Воздействие цвета на психику и тело человека не переставало быть актуальной темой и позже. Так, Иоганн Гете, очень интересовавшийся этим вопросом, сделал следующее наблюдение: "Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, они печалят нас или радуют".

Известный русский психиатр В. А. Бехтерев утверждал: "Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры". Американский психолог Джекоб Либерман, целых тридцать лет занимавшийся изучением воздействия света и цветовых лучей на организм человека, пришел к выводу о том, что цвет и солнечный свет могут заменить почти все лекарства!

В настоящее же время сложилась целая научная теория, рассказывающая о том, как именно цвет действует на психофизиологическое состояние человека.
Сегодня во многих вальдорфских школах цвет применяют на каждой стадии развития детей. Например, в качестве методики на уроках для маленьких детей используют яркие и теплые тона, а для обучения старших применяются холодные тона.

Цвет - это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий.
Цветотерапия - это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.
С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Он также многогранен, как сама жизнь. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.

Каждый цвет, как море, имеет собственные глубины, подводные течения и неисследованные области. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков - от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием.
Погружаешься в цвет, как в глубины моря, отдаешься его вибрациям, словно морским волнам, купаешься в цвете, впитываешь цвет, наполняешься цветом и только тогда начинаешь ощущать, что же такое цвет. Цвет — это журчащая синева ручья, слепящее золото солнечных лучей, малиновые зори и лиловые сумерки. Вся наша жизнь наполнена цветом. Мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. Достаточно вспомнить о наших цветовых предпочтениях. У нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные для глаз или раздражающие оттенки разных цветов. Облачаясь в одежду любимого цвета или наслаждаясь красками природы, мы ощущаем комфорт, спокойствие и внутреннее удовлетворение. Нелюбимые же цвета мы предпочитаем отвергать, ослабляя тем самым неблагоприятное, как нам кажется, воздействие.

Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что реакция людей на цвет имеет глубокие корни в самом человеке. Люшер сделал вывод, что выбор цвета отражает психологические качества человека, а также гормональные нарушения в нем.

Ученые выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Разные эмоциональные состояния вызывают соответствующие изменения в теле: ускорение или замедление пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции и т. п. Эксперименты показали, что воздействие теплых оттенков красного, оранжевого и желтого цветов повышает артериальное давление, частоту пульса и дыхания, а воздействие зеленого, синего и черного цветов понижает эти же показатели.

Проект отвечает современным требованиям ФГТ испособствует развитию интегративных качеств воспитанников:
- Интегративное качество «Любознательный, активный» - условия для развития способности самостоятельно действовать, экспериментировать, умения обращаться за помощью;
- Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый» -условия для умения откликаться на эмоции близких людей и друзей, сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов, эмоционально реагировать намузыкальные и художественные произведения, мир природы;
- Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» -умение адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, способностью изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
- Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» - способность определятьсвое поведение не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо», способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» - умение применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач, способен предложить собственный замысел и воплотить его в собственной продуктивной деятельности;
- Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» -умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками» - сформированность умений и навыков, необходимых для осуществления различных видов детской деятельности.

Предмет:

Цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей и сохранение психологического здоровья детей с ОВЗ.

Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос, какими должны быть содержание, методы и формы психологической помощи, помогающие преодолеть психологические трудности и сохранить здоровье детей.

В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих решения. Важная роль в концепции модернизации образования отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья. Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как «психически не болен, но психологически уже не здоров».

Гипотеза:

Развивающая деятельность, организованная по методу цветотерапии, будет способствовать коррекции психологического развития дошкольников, развитию эмоционально-личностной сферыи сохранению их психологического здоровья, если:
- создана концепция сохранения психологического здоровья дошкольников, важнейшим положением которой является необходимость расширения психологического образования, являющееся одним из принципов успешного развития, воспитания и образования дошкольников;
- выявлены факторы, оказывающие влияние (положительные и отрицательные) на сохранение психологического здоровья детей;
- определены содержание, методы и формы психологической помощи, помогающие преодолеть психологические трудности и сохранить здоровье детей.

Проверка гипотезы:

Теоретический анализ специальной, справочной литературы по проблеме исследования;
- Прямое и косвенное наблюдение;
- Диагностические методы (тестирование, экспертная оценка);
- Праксиметрические (анализ продуктов деятельности);
- Организация игровых занятий с последующей обработкой полученных результатов.

Проект построен с учетом следующих принципов:

1. Доступность.
Содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме.
2. Гуманистичность.
Ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал.
3. Прогностичность.
Принцип прогностичности предполагает формирование повседневной заботы каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений, а также некоторыекаждодневные действия по отношению к другим людям, умение сдерживать свои желания и эмоции, если они наносят вред другим.
4. Деятельность.
Знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видахдеятельности.
5. Интеграция.
Реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой.
6. Мотивация
Принцип мотивации обеспечивает развитие личности, коррекцию эмоционально-волевой сферы. Предполагает побуждения, стремления ребёнка к достижению цели, поставленной перед ним педагогом. Постановка задач НОД должна служить цели развития мотива деятельности детей как осмысленного побуждения для определённых действий.
7. Принцип продуктивной обработки информации.
Создание таких педагогических ситуаций, в ходе которых воспитанники самостоятельно осваивают способы обработки полученной информации, используя алгоритм, схему решения, только что показанную педагогом; включение в НОД заданий, побуждающих, мотивирующих воспитанников использовать информацию, уже полученную, но в своём индивидуальном задании, т.е. перенестиспособ обработки информации: изо - деятельность, выбор из предложенных вариантов адекватных поведенческих решений.
8. Принцип динамичности восприятия.
Предполагаетвключениев НОД игр и упражнений, непосредственно развивающих этот процесс, корригирующих отклонения в его характеристиках.
9. Системность.
Принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

Вид проекта:

Практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на личностное развитие воспитанников.

По продолжительности проведения

он является проектом долгосрочным, так как срок его реализации составляет 2 года.

Ресурсы, необходимые для запуска Проекта:

1. Обеспечение организационных условий (разработка содержания, методов, подходов и приемов работы с новым содержанием и т.д.).
2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, представление опыта педагогам ДОУ города).
3. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, заинтересованность специалистов сопровождения).
4. Обеспечениенаучно-методическихусловий (созданиенаучно-методического обеспечения реализациипроекта, различных методических памяток и рекомендаций).
5. Обеспечение рефлексивного пространства для педагогов, принимающих участие в проекте (создание сайта, страниц в Интернете, посвященных проблемам сохранения психологического здоровья детей с ОВЗ).
6. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, кабинета педагога-психолога).

Участники проекта:
- Педагог-психолог
- Воспитатели группы компенсирующей направленности
- Музыкальный руководитель
- Учитель-дефектолог
- Педагог по физическому воспитанию
- Дети
- Родители
- Социальные партнеры (выставочный зал, художественная школа).

Ожидаемые результаты:


Дети

Педагоги

Родители

  • Снизится количество тревожных детей и детей с признаками синдрома гиперактивности.
  • Повысится коммуникативная культура детей.
  • Положительная динамика психического развития детей и развития произвольной сферы детей.
  • Расширятся представления детей о самих себе и окружающем мире.
  • Активизируется процесс самопознания и познания окружающего мира.
  • Снизится число конфликтов.
  • Приобретение педагогами нового опыта работы по сохранению психологического здоровья детей, повышение профессионального мастерства
  • Пополнится развивающая среда в группе.
  • Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
  • Обогащение уровня психологических знаний родителей.
  • Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по сохранению психологического здоровья дошкольников.
  • Возможность участвовать в совместных психологических проектах.

Цель проекта:

Создание условий для сохранения психологического здоровья дошкольников, повышения адаптивных возможностей детей в развитии, поведении, в отношениях с другими,раскрытия потенциальных творческих резервов детей, используя метод цветотерапии.

1. Обогащать эмоциональный мир ребенка, используя метод погружения в цвет, цветовосприятие.
2. Формировать первичные представления ребенка о самом себе, способность осознавать себя как личность, принимать себя и понимать собственную ценность как человека.
3. Способствовать осознанию своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности.
4. Развиватьинтегративные качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, способность решать интеллектуальные и личностные задачи.
5. Расширять поведенческий репертуар дошкольника, возможность управлять эмоционально-волевыми процессами.
6. Развивать коммуникативные способности.
7. Способствовать творческой самореализации дошкольников.

Проект состоит из пяти циклов:

Цикл I. «Путешествие в страну цвета» представляет собой вводные занятия по знакомству с цветом.
Используемые методы: погружение в цвет; игры на реализацию вербальной и двигательной потребности, на снятие напряжения и агрессии; на развитие физиологического и речевого дыхания; пальчиковые игры; упражнения на формирование вкусовых, обонятельных и тактильных ощущений; чтение сказок, самовыражение в цвете и др.

Цикл II. «Во саду ли, в огороде» направлен на формирование цветовых представлений с помощью работы по теме «Фрукты, овощи».Используемые методы: гимнастики для мозга; информационные сообщения; загадки; подвижные игры; упражнения на составление описательных рассказов, на развитие дыхания; самовыражение в цвете и др.

Цикл III. «Цветовой мир зверей, птиц и насекомых» направлен на формирование цветовых представлений с помощью работы по теме «Животные, птицы, насекомые».
Используемые методы: речевые гимнастики, сочинение сказок, упражнения на развитие умения образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме, составление описательных рассказов, снятие мышечного напряжения; сказки-сценки; релаксационные упражнения; самовыражение в цвете и др.

Цикл IV. «Язык цветов понятен сердцу каждого» направлен на формирование цветовых представлений с помощью работы по теме «Цветочные растения».
Используемые методы: работа с легендами; викторины; настольные игры; релаксационные упражнения; театрализованные представления; танцевально-музыкальные игры; самовыражение в цвете и др.

Особые условия проведения профилактической и коррекционно-развивающей работы

Так говорил Аристотель.

Цвет окружает нас повсюду. Он - неотъемлемая часть нашей жизни. Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками.

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Все живое стремится к цвету…» Аристотель

"Цвет есть жизнь" - утверждал английский философ и естествоиспытатель Р. Бэкон

ЦВЕТОТЕРАПИЯ – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ

История цветотерапии Цветотерапия родилась в древности.

Ученые заметили, что любой предмет, приковывающий к себе внимание, помогает мысленно сконцентрироваться. Длительное рассматривание цветного камушка придает мыслям стройное течение, в результате чего может прийти оптимальное решение волнующей проблемы.

Цветотерпия – лечение цветом Цветотерапия основана на влиянии фотонов света различной длины волны на мозг человека. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии.

Жизнерадостный Любознательный Замкнут Одинок

Цель: вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости Задачи: Расширять представления детей о разных цветах и развивать умения их различать; Развивать слуховое и зрительное внимание; Снижать эмоционально-психическое и телесное напряжение; Совершенствовать коммуникативные навыки; Развивать фантазию и творческое воображение.

Цветотерапия Дидактические методики «Разноцветные странички» (Орлов В.В., Галецкая Л.В.) Методика исследования эмоционального состояния (Э. Т. Дорофеева) «Домики» (О.А. Орехова) Тест Люшера Цветовое тестирование по Г.Э. Бреславу «Эмоциональная цветопись» (А.Н.Лутошкин)

Предлагаем Вашему вниманию несколько игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения.

«ПОКРЫВАЛА ФЕИ» - цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Например, увидев возбужденного ребенка, можно предложить ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦВЕТНУЮ СТРАНУ ». Дети сами выбирают определенный цвет или оттенок цвета. И ему посвящается весь день. Цвет присутствует в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках, салфетки заданного цвета, выставка предметов определенного цвета. Заранее договариваюсь с родителями о том, какого цвета одежда предпочтительнее в этот день. Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы насыщенных густых оттенков выставляются на 2-3 часа, а предметы нежного приятного оттенка на целый день.

Работа с ним ведется ежедневно. Можно собраться в кружок, поприветствовать друг друга, рассказать о своем настроении, в соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет квадратика и помещает туда свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою фотографию на другой квадратик, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом можно провести беседу о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми, уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен.

«ЗАЖГИ РАДУГУ» - на полу расстилается белое полотно с размеченными тесьмой дугами. Детям предлагается «зажечь радугу», т.е. выложить дуги радуги(можно использовать различный материал). В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами очутится в этой стране и рассказать о своих приключениях. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей.

Дидактический столик «РАДУЖНАЯ СТРАНА» - расселяем «жильцов» (мелкие игрушки, картинки с изображением сказочных героев разных по характеру, выражающих разные эмоции). Дети рассказывают почему расселили игрушки именно так, придумывают про них истории. Можно включится в игру, создав проблемную ситуацию: к счастливым, радостным жителям Желтой страны проникает злой черный колдун. Можно предложить им реальную ситуацию: попадает не колдун, мальчик-драчун. Дети придумывают невероятные истории. Т.е. работая с цветом, обязательно уточняю его психологические характеристики.

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДОЖДИК» - пробегая под «теплыми» и «холодными» струями разноцветного дождя, можно предложить детям изобразить мимикой или рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Малышу, который грустит предлагаю побегать под «теплыми» струями; разбушевавшемуся - под «холодными». Можно побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. Таким образом, учу детей управлять своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета.

Вертушка «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» - ребята дуют на вертушку или бегают с ней. По сигналу «стоп» останавливаются. Дети называют цвет, на который показывает стрелочка и описывают свои ощущения. Например: красный: «Ой, как нам жарко, мы попали в Африку, ярко светит солнце» и т.д. Игра хорошо развивает фантазию и воображение. Как вариант, дети рассказывают о своем настроении, соответствующему цвету, или особытии в жизни, о котором напомнили цветовые ассоциации.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Цветотерапия.

«Все живое стремится к цвету…» Так говорил Аристотель.

Цвет окружает нас повсюду. Он - неотъемлемая часть нашей жизни. Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками.

Изучением влияния цвета на психоэмоциональное состояние ребенка занимается цветотерапия.

История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное время она официально признана медициной. Еще в древности считалось, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических недугах. Цветом лечили в Египте, Китае, Индии, Персии. В египетских храмах археологи обнаружили помещения, конструкция которых заставляла преломлять солнечные лучи в тот или иной цвет спектра. Египетские врачи, словно бы купали больного в оздоравливающих потоках целительных лучей. История цветотерапии началась в тот момент, когда люди заметили целительную силу солнечных лучей. Вскоре выяснилось, что отдельные цвета радуги тоже влияют на организм человека – успокаивают, лечат или, наоборот, вызывают дискомфорт. По сохранившимся свидетельствам, еще царица Нефертити использовала разноцветные косметические масла, считая, что красные и зеленые оттенки благотворно скажутся на ее красоте.

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии.

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета каждого ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает. Обычно дети называют своими любимыми цветами красный, зеленый или желтый – это свидетельствует о том, что ребенок нормально развивается, ему интересно все новое, яркое и необычное, он динамичен и не останавливается в своих исследованиях мира ни на минуту. А вот любимый белый или черный цвет могут сказать о том, что ребенок немного замкнут и ему вполне комфортно в одиночестве. Более подробная характеристика каждого цвета дана в консультации. Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому в своей работе необходимо применять упражнения цветотерапии, которые позволяют снять напряжённость у детей, стабилизировать их настроение. Цветотерапия направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости.

Исходя из вышесказанного, мы ставим перед собой следующие задачи:

  • Расширять представления детей о разных цветах и развивать умения их различать;
  • Развивать слуховое и зрительное внимание;
  • Снижать эмоционально-психическое и телесное напряжение;
  • Совершенствовать коммуникативные навыки;
  • Развивать фантазию и творческое воображение.

Решение названных выше задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или, по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами.

Осознавать – значит чувствовать, что с тобой происходит в данный момент: что ощущает твое тело, какие эмоции ты испытываешь, о чем думаешь… Поэтому в играх по цвету предлагается чувствовать цвет, ощущать, какое настроение он создает, какие ассоциации пробуждает… Осознавая, что чувствуют губы, язык, нёбо, когда во рту кусочек яблока или орех, осознавая, что ощущают руки, ноги, разные части тела во время расслабления, осознавая свои симпатии и антипатии по отношению к цвету или какому-то образу, осознавая свои мечты и фантазии, ребенок расширяет границы общения с миром. Он становится более внимательным, терпеливым и радостным.

В работе можно использовать различные дидактические методики, игры и пособия. На экране представлены несколько методик. С помощью методики «Разноцветные странички» можно определить эмоциональное отношение ребенка к соответствующему содержательному фрагменту его дня в детском саду. Существует также большое многообразие игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения. Скорее всего некоторые дидактические пособия и игры вам знакомы, но надеюсь, что вы увидите новые варианты их использования. Все игры просты, но они хороши тем, что можно придумать множество вариантов их использования в зависимости от решаемой задачи. Игра «Покрывала феи» способствует развитию цветовосприятия и цветоощущения, слухового и зрительного внимания. Проведение «Путешествие в цветную страну» позволяет расширить представления детей о разных цветах. Очень хорошо снижают эмоционально-психическое и телесное напряжение, а также создают положительный настрой такие игры как «Разноцветный дождь», «Коврик настроений», «Зажги радугу», «Цветик – самоцветик» и другие. А все вместе это позволяет нам совершенствовать коммуникативные навыки у детей, развивать у них фантазию и творческое воображение.

Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение различных барьеров и пр. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.

Используя представленные игры, можно корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т. е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет и на физическое здоровье детей.

А сейчас предлагаем вашему вниманию один из приемов цветотерапии «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

И в конце своего доклада я хочу предложить собрать копилку игр, направленных на коррекцию психоэмоционального состояния детей, а также провести консультацию для родителей о влиянии цвета на состояние ребенка.

Предварительный просмотр:

Влияние цвета на физическое и психическое состояние человека.

С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Он также многогранен, как сама жизнь. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.

Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий.

Цветотерапия – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.

Как же происходит влияние цвета на состояние человека?

Из всех человеческих органов чувств - зрение выражено наиболее сильно. Целых 83% обрабатываемой мозгом информации выпадает на него. В сравнении: на слух выпадает 11%, в то время как на обоняние только 3,5%. Поэтому неудивительно, что свет и цвет так сильно действуют на наше самочувствие и настроение. И наоборот, изменение нашего состояния, уюта, меняет наш характер и восприятие.

Глаз работает как механическая камера, при этом зрительный нерв проводит объективную картину окружающего в форме электрических импульсов к зрительному центру; само же видение обыгрывается в мозге. Глаз работает как механическая камера, при этом зрительный нерв проводит объективную картину окружаещего в форме электрических импульсов к зрительному центру; само же видение обыгрывается в мозге. Так, например, три вида цветочувствительных клеток-колбочек сетчатки могут распознавать только три основных цвета: красный, зеленый и фиолетово-синий. Исходя из обстоятельств, различно смешанные импульсы поступают в мозг, и он делает их осознанными, то есть ощущение цвета, происходит, именно, там.

Знаете ли вы, что цвета по-разному влияют на наше эмоциональное и физическое состояние. С их помощью можно влиять на детей одевая их в одежду подходящего цвета, либо купив игрушку или оформив интерьер детской.

Рассмотрим каждый цвет в отдельности:

Красный - символ страсти . Обладает стимулирующим эффектом, способствует приливу энергии, более деятельному отношению к жизни, активизирует работу большинства органов и систем организма, повышает активность и жизнедеятельность человека, избавляет от сомнений и страхов, вселяет решимость и оптимизм. Но в его использовании надо быть аккуратным чрезмерное использование может привести к утомлению, раздражительности и упадку сил. Если ваш ребенок робок и нерешителен, либо недавно переболел, возможно надо добавить красного в его гардероб.

Желтый- цвет солнца , повышает работоспособность, улучшает настроение, успокаивает и снимает напряжение и излечивает неврозы.

Оранжевый- огненный цвет , несет энергию бодрости и оптимизма, но не перевозбуждает, как красный, активизирует интеллектуальные и физические способности, но при интенсивном воздействии на человека способен вызывать раздражение. Улучшает пищеварение, снимает головные боли и усталость.
Голубой- по своему воздействию близок к желтому, повышая физические и интеллектуальные способности, хорошо успокаивает нервную систему, уравновешивает процессы возбуждения и торможения. Ваш ребенок быстро возбуждается и долго не может успокоиться, тогда голубой ему подойдет.

Синий- может излишне успокаивать, снижать работоспособность, вызывать сонливость, снижает кровяное давление, успокаивает пульс, регулирует ритм дыхания, снимает мышечное напряжение.
Фиолетовый- несет гармонию отношений, способствует сосредоточению, размышлениям. Положительно влияет на сердце, легкие, лечит кашель. Ваш ребенок часто кашляет- добавьте фиолетовые элементы в интерьер детской.
Зеленый- цвет весны, расслабляет и успокаивает, дает терпение, улучшает слух, снижает давление, лечит головную боль, оказывает противоаллергическое и противовоспалительное действие.

Коричневый- символ стабильности и приземленности, однако не обладает особыми целительными свойствами.
Белый -цвет чистоты и света, управляет функциями эндокринной и зрительной систем, лечит центральную нервную систему рекомендуют использовать с другими цветами
Серый – цвет скрытности, способствует самопогружению, в цветотерапии применяется редко, в основном для лечения возбуждения.
Черный- символизирует мрачное отношение к жизни, беспокойство, неуверенность, склонность к депрессии, поэтому если у вас плохое настроение, вы беспокоитесь, нервничаете, это цвет не для вас. Для ребенка этот цвет не очень подходит, носить его надо только в сочетании с другими цветами.

При подборе мебели, обоев и деталей интерьера детской комнаты следует учитывать воздействие цвета на эмоциональный фон ребенка. При этом следует учитывать, что один и тот же цвет, но используемый в разных локализациях (пол, потолок или стены) может восприниматься как положительно, так и отрицательно. А игровая зона может «активизировать» ребенка. Для этого лучше использовать на фоне спокойных основных тонов в качестве контрастных цветовых пятен яркие игрушки, картины, вставки на обоях.

Психологическое действие цвета в зависимости от его локализации

Цвет

Локализация

Вверху

Боковые поверхности

Внизу

Красный

возбуждает, мобилизует

возбуждает

воспринимается как неестественный, может «обжигать»

Розовый

ощущение легкости, счастья

чувство нежности

часто ассоциируется с обонятельными ощущениями

Оранжевый

способствует концентрации внимания

ощущение тепла, способствует релаксации

эффект «принадлежности» и тепла, иногда воспринимается как неестественный

Желтый

вызывает приятные ощущения разрядки, отвлечения, способность релаксации

возбуждает, может вызвать неприятные ощущения

эффект «приподнятости», иногда «парения»

Зеленый

воспринимается как неестественный

успокаивает

успокаивает, «охлаждает», может оказывать эффект снотворного действия

Голубой

ощущение легкости, спокойствия, способствует релаксации

«охлаждает», вызывает отчуждение

«охлаждает», более выражен, чем зеленый

Синий

вызывает тревожность, беспокойство

отчуждение в группе, отношениях с психологом

тревога, «холод», ощущение бездны

ЦВЕТ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА – очень важен, так как цвета влияют на его настроение и поведение. Одни цвета успокаиваю, другие – возбуждают. Одни вызывают улыбку, другие – пугают. Цвета могут рассказать о характере ребенка, его тревогах и переживаниях, рассказать о его будущем. Кроме того цвета могут оказывать терапевтический эффект.

ПЕРВЫЕ ЦВЕТА.

Считается, что ребенок в первые месяцы жизни видит мир только в черно-белых тонах. Однако офтальмологи это опровергают. Новорожденный видит те же цвета, что и взрослый, но. фокусировать взгляд младенец начинает избирательно, постепенно вычленяя из окружающей действительности те или иные цвета.

Первые шаги к умению обращаться с цветом, различать и оттенки и опознавать цвета, ребенок учится в возрасте года - полутора.

Замечено, что к годику малыш чаще всего предпочитают желто-зеленые тона. Оттенки окружающей обстановки, игрушек в этот период должны быть спокойными, даже однотонными. Например, первые пирамидки для ребенка до полутора лет изготавливают из колец одного цвета и ребенок охотно возится с этой игрушкой, не замечая однообразия. Для ребенка в возрасте 2–3 лет можно рекомендовать игрушки разного цвета, но желательно, чтобы не было обилия цветов – достаточно, если это будут красный, зеленый, желтый, синий цвета. К шестилетнему возрасту малыши, обычно, начинают предпочитать яркие краски.

КАКОЙ ОН ЦВЕТ?

Бывают цвета активные и пассивные. Активные цвета (ярко красный и ярко оранжевый, и в меньшей степени ярко желтый цвет., действуют возбуждающе – они дают легкую встряску организма и в состояние ускорить процессы жизнедеятельности.

Пассивные цвета (светлые оттенки зеленого, розового и голубого цвета, отчасти белый) – они имеют эффект успокаивать нервную систему.

Цвета, которые могут вызвать тревогу, уныние и тоску, это коричневые оттенки, лиловые и фиолетовые. В окружение красного и оранжевого цвета, ребенок первые 60 минут чувствует прилив сил и энергии, еще через 30 минут он уже перевозбужден, и через небольшой промежуток времени становится раздражительным и излишне агрессивным.

А стоит сменить сочетание цветов, на голубой или светло зеленый, и уже через 10 минут ребенок успокаивается и приходит в нормальное состояние. По - этому важно при выборе игрушек для ребенка, выбирать не агрессивные цвета, а как раз наоборот, те которые успокоят ребенка, совсем отказываться от ярких игрушек не нужно, но свести к минимуму необходимость есть.

Даже в выборе одежды нужно быть осторожными, не выбирайте слишком яркие наряды, так как они будут негативно воздействовать не только на вашего ребенка, но и на тех детей кто будет рядом с ним. Лучше всего использовать однотонные и спокойные цвета, только тогда можно с уверенность сказать, что у ребенка не возникнет резкое чувство паники или тревоги.

Кислотные цвета, такие как пронзительно салатный, розовый детям категорически противопоказаны, так как они сбивают зрительное восприятие ребенка и раздражают глаза.

НАСТРОЕНИЕ ПО ЦВЕТУ.

Что бы определить настроение ребенка по цвету, предложите ему выбрать тот карандаш (желательно, чтобы их было не больше восьми, который по цвету нравится ему больше всего. Когда выбор сделан, уберите его из поля зрения ребенка. Предложите ребенку найти самый красивый из оставшихся цветов и так до последнего карандаша. Выбранные ребенком три первых карандаша можно считать цветами эмоционального благополучия, следующие три – цветами эмоционально нейтральными, а вот те, которые малыш неохотно выбрал в последнюю очередь, могут символизировать эмоциональное неблагополучие.

если малыш любит темный цвет! Это может говорить о наличии у малыша страхов, неуверенности, высокого уровня тревожности.

Иногда рисование черной краской может быть первым сигналом ухудшения зрения ребенка – он выбирает наиболее контрастный цвет.

У трехлеток черный цвет может означать протест – малыш может нарисовать рисунок, а потом замалевать черным от огорчения, что не смог выразить на бумаге то, что хотелось. Вообще-то чаще всего рисование в темных тонах отражает определенную проблему у детей старше 4-х лет. У более маленьких выбор черной или темной краски может и не иметь скрытого смысла. Если ничего в поведении малыша вас не настораживает – он спокоен, хорошо засыпает, не проявляет повышенной нервозности и плаксивости – то можно не спешить с выяснением причин выбора этих цветов.

ДЕВОЧКЕ – РОЗОВЫЙ, МАЛЬЧИКУ – ГОЛУБОЙ ЦВЕТ.

На цветовые предпочтения девочек и мальчиков оказывают влияние общественные стереотипы. Начиная с роддома малышку сопровождает розовый, а будущих мужчин – голубой цвет. Если обратить внимание на полки в игрушечных магазинах, то мы увидим, что в игрушках для девочек – в нарядах кукол Барби, кукольной мебели, наборах детской косметики – в большинстве случаев преобладает розовый цвет; в игрушках для мальчиков (роботы, машины, оружие) – темные краски. В одежде данная цветовая гамма тоже достаточно выражена. Подтверждением существующего цветового стереотипа является фраза и детей и родителей: «Розовый – девчачий цвет! »

ЦВЕТА РАССКАЖУТ О ХАРАКТЕРЕ РЕБЕНКА

Красный цвет - используют активные, непоседливые дети. Они живые, непослушные, неугомонные.

Оранжевый цвет дети – весельчаки. Они шалят, кричат, веселятся без особых на то причин.

Желтый цвет используют дети с хорошо развитой фантазией. Это дети–мечтатели. Они легко придумываю себе увлекательные развлечения, даже играя в одиночестве.

Зеленый цвет используют дети, которым не хватает материнской заботы.

Голубой цвет предпочитают спокойные дети.

Синий цвет выбирают спокойные, уравновешенные дети. Они все делаю не торопясь и обстоятельно.

Фиолетовый цвет выбирают «загадочные дети». Они чуткие, нежные, ранимые и очень эмоциональные.

Черный цвет выбираю дети, подвергшиеся стрессу.


Для улучшения своего самочувствия очень эффективна вода, которая заряжена определенным цветом.

Как установили ученные, вода имеет память и еще массу других чудесных свойств. Эти свойства можно использовать на свое благо. Очень удобны и эффективны цветные подставки (это могут быть салфетки, цветная бумага или картон), на которых свободно помещается стакан с водой.

Вода прекрасно воспринимает информацию, поэтому достаточно поставить на 5-10 минут стакан с водой на цветную подставку, чтобы вода "восприняла" и передала Вам ее энергетику. "Цветную" нужно пить неспеша, мелкими глотками.

Если Вы с кем-то крупно поссорили, возбуждены, раздражены, выпейте несколько глотков из стакана, который стоял на подставке зеленого цвета. После того, как немного успокоитесь, можно прибегнуть к помощи розового цвета. Таким образом вы избавитесь от остатков напряжения.

Подобным образом работает и голубой цвет, но он не только снимает остроту конфликта, а вообще может предотвратить его. Помните об этом, накрывая на стол перед приходом родственников, визит которых может закончится хлопаньем дверью, - поставьте на стол воду на голубой салфетке.

Бывает, что после неприятного события или досадной неудачи никак не удается успокоиться: Вы мучаете себя, прокручивая ситуацию в голове снова и снова, проигрывая как все было. В таких случаях поможет лимонный цвет. При потере близких, когда горе так велико, что человек не знает, как жить дальше, необходимо воспользоваться подставкой лимонного цвета. Этот цвет также помогает укрепить память. "Лимонную" воду полезно пить накануне экзаменов.

При ежедневной работе на компьютере хорошо иметь рядом с собой стакан воды на бирюзовой подставке и почаще пить глоток за глотком. Бирюзовый цвет защищает от радиактивности, от так называемого "электрического тумана" и от теплового излучения компьютера. "Бирюзовая" вода способна сотворить чудо - она поможет на экзамене или докладе без труда подобрать нужное слово.

Если Ваш ребенок отправляется в школу на контрольную работу, предложите ему немного воды, "приправленной" энергией желтого цвета. Желтый способствует генерации блестящих идей, стимулирует духовную деятельность.

Ну, а если Вы страдаете чрезмерным аппетитом, то позвольте позаботиться о Вас цвету индиго. Каждодневно выпиваемые 2 стакана воды, стоящие на подставке цвета индиго, постепенно обуздают Ваш аппетит.

Если Вы переутомились - выпейте глоток воды из "красного стакана". Вы сразу ощутите прилив энергии. Если Вы в годах и кажетесь себе безнадежно старым и слабым, красный цвет поможет Вам "омолодиться" и вновь ощутить полноту жизни.

Несколько глотков "заряженной" фиолетовым цветом, помогут выйти Вам из заколдованного круга гнетущих мыслей, очистят селезенку и сделают гармоничной работу полушарий гармоничной.

Воздействие оранжевого цвета часто становится первым толчком к позитивным переменам. А также улучшают аппетит Вашего малыша.

Как видите, приемы цветотерапии просты и при этом очень эффективны. Проверьте сами, и Вы убедитесь в этом. Подставки для заряженной воды Вы можете сделать сами, главное, чтобы материалы были натуральными, а цвета чистыми, приятными глазу.

Выбирая в качестве лечебного средства работу с цветом, следует помнить, что цветотерапия является вспомогательным психокоррекционным методом. Она не устраняет проблемы на глубинном уровне, а позволяет увидеть проблему и улучшить свое состояние. Выбирая этот метод человек должен объективно оценивать свое состояние. В качестве психогигиенического средства здоровым людям цветотерапию можно использовать без ограничений. Нужно только помнить о разумных дозах «облучения», чтобы не получилось обратного эффекта из-за истощения организма от переизбытка цветов теплой половины цветового спектра.

Если здоровье серьезно нарушено или жизненная ситуация вышла из-под контроля, лучше не заниматься «самолечением», а найти специалиста, который не только подберет вам индивидуальную программу работы, но и определит последовательность предъявления цветов и характер цветотерапии. Ведь, не смотря на кажущуюся простоту метода, он обладает достаточно мощным воздействием и способен сильно изменить как психологическое, так и физическое самочувствие человека.

Как определить, какой цвет нужен именно вам? Довольно просто: повесьте на окно полоски разного цвета и посмотрите через каждую несколько минут. Выберите самый приятный для вас цвет. Дайте своему ребенку посмотреть и выбрать свой цвет. Очень полезно пить воду, заряженную светом. Налейте ее в прозрачный кувшин и поставьте на окно на яркий солнечный свет или на балкон и затем выпейте маленькими глотками - вы поднимете свой тонус. Хорошо отстаивать воду в графине или стакане из красного и синего стекла, смотря по необходимости.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: