Массаж и упражнения для ребенка в один год. Массаж и гимнастика для детей в возрасте от одного года до трех лет

Годовалый малыш уже довольно уверенно держится на ногах и часто самостоятельно ходит. После первого года жизни у ребенка начинается особенно активный период физического развития. Любящие родители могут помочь ему грамотно применяя массаж и несложную гимнастику. Рассмотрим, что нужно знать о массаже и гимнастике для ребенка в год.

Виды массажа

Массаж может быть оздоровительным или лечебным. Цель оздоровительного массажа – активизация кровообращения, улучшение обменных процессов и повышение иммунитета. Кроме того, такая процедура благотворно воздействует на нервно-психическое развитие малыша, нормализует нервные процессы в его организме, развивает координацию, ловкость и чувство равновесия. Обычно педиатр назначает оздоровительный массаж ребенку в 11-13 месяцев. Как правило, он направлен на укрепление суставов, мышц и связок. Поэтому включает в себя в первую очередь массаж ног, спинки и пресса.

Лечебный массаж бывает разного вида, в зависимости от решаемых проблем. Обычно он назначается в комплексной терапии, совместно с медикаментозным лечением, физиопроцедурами (электрофорез, фотохромотерапия, парафинотерапия) и специальной гимнастикой.

Чаще всего малышу проводят следующие виды лечебного массажа:

  • Массаж ног. В некоторых случаях нагрузка на ножки может вызвать их искривление. Иногда ребенок ходит на цыпочках, косолапит. Таким деткам назначают массаж ног. Одной из разновидностей данной процедуры является массаж для профилактики плоскостопия.
  • Массаж при пупочной грыже . Если у ребенка слабые мышцы пресса, вертикальные нагрузки могут провоцировать развитие пупочной грыжи. При этой патологии специальный массаж является одним из методов лечения.
  • Дренажный массаж. Показания к его проведению – заболевания верхних дыхательных путей, которые сопровождаются застоем мокроты в бронхах, например, бронхиты, пневмонии. Дренажный массаж представляет собой активное растирание, разминание и отстукивание области грудной клетки, с целью облегчения отхождения мокроты.
  • Массаж при задержке речевого развития. При данном диагнозе ребенку делают массаж задней поверхности шеи, воротниковой зоны, ручек.

Кроме перечисленных видов массажа существуют и другие. Их малышу назначает специалист в комплексном лечении определенных заболеваний.

Дети после года лучше воспринимают все манипуляции в форме игры. Поэтому если ребенок вначале сопротивляется проведению массажа, можно провести его в игровой форме. Несложный массаж родители могут выполнять сами в домашних условиях.

Обычно длительность одного сеанса массажа составляет 35-40 минут, на курс необходимо 8-12 сеансов (точное число определяет врач). Массаж следует начинать со спины, двигаясь от плеча по предплечью до кисти, и от бедра до стопы. Лодыжки и колени массируют поглаживающими круговыми движениями. Во время сеанса массажа используются приемы: растирания, разминания, легкие и осторожные постукивания, поглаживания. Каждый прием повторяют 3-5 раз.

В помещении, где проводится процедура, температура воздуха должна быть 22-23 °С. Необходимо проследить, чтобы поверхность, на которой лежит ребенок, была ровной и удобной.

Гимнастика

В зависимости от возраста ребенка, следует подобрать комплекс из 5-6 упражнений, каждое из которых выполняется 3-5 раз. В комплексе должны быть движения для всех мышечных групп:

  • плечового пояса, рук;
  • спины и задней мускулатуры;
  • брюшного пресса и передней мускулатуры;
  • ног и стоп.

После того как малыш научится уверенно ходить, можно выполнять упражнения из положения стоя. Но некоторые следует делать из положения лежа, для того чтобы разгрузить мышцы спины и стоп.

Гимнастика для самых маленьких должна проводиться в игровой форме. Если у ребенка есть любимое упражнение, лучше начинать именно с него, чтобы заинтересовать его в дальнейших движениях.

Каждые две недели желательно менять упражнения в комплексе, так как однообразие быстро надоедает малышам, и они неохотно выполняют движения. Однако нужно следить, чтобы и в новом комплексе были задействованы все группы мышц.

Общая продолжительность физического занятия не должна быть дольше 10-15 минут. Нельзя заниматься натощак или же сразу после еды. Режим занятий – ежедневно или через день.

Массаж и гимнастика для годовалого ребенка – отличный способ укрепить здоровье и иммунитет. Кроме того, ранняя физическая активность закладывает навыки здорового образа жизни. Все это – важные факторы правильного развития ребенка.

Подошел к концу первый год жизни ребенка. За это время он превратился из беспомощного, кричащего комочка в полноценную личность.

Годовалый проказник встает на четвереньки, сидит, ползает, а в большинстве случаев уже ходит самостоятельно.

Массаж годовалого ребенка делают для общего развития, а также при нарушениях формирования важных навыков.

В этом возрасте акцент делается на спинке и прессе , а также ножек: ступней, голени, бедер.

При помощи занятий укрепляются мышцы, принимающие непосредственное участие в прямохождении, развивается координация движений и ловкость конечностей.

После годика увеличивается риск нарушения работы органов дыхательной системы. Ежедневный массаж уменьшает вероятность сбоя их функционирования.

Еще одна не менее важная цель – это профилактика искривления позвоночника, нижних конечностей и нарушения осанки в целом.

Положительными свойствами обладает даже непрофессиональный массаж, который каждая мама может . Важно просто соблюдать несколько простых правил и внимательно прислушиваться к реакции малыша во время процедуры.

Особенности процедуры этого возраста

  • Перед началом сеанса комнату проветривают 15–20 минут. Максимальная температура воздуха в помещении – 22 градуса.
  • Комплекс занятий с годовалым ребенком обязательно состоит из массажа и гимнастики. Начинать всегда лучше с упражнений, потому что массаж часто расслабляет малыша, и он засыпает
  • Гимнастика прорабатывает все группы мышц ребенка.
  • Положение для повзрослевшего крохи допустимо любое – стоя, сидя, лежа. Единственное условие существует по поводу массажа спинки : его делают лежа или сидя.
  • Оптимальное время сеанса – 40–45 минут. Это в теории, на практике чаще всего все по-другому. Ребенку в возрасте одного года тяжело долго сидеть на одном месте, поэтому длительность процедуры может достигать полутора часов.
  • Количество повторов – пять раз. Знакомить малыша с упражнением нужно, повторив его сначала 2–3 раза.
  • Все движения используются в активной форме . Если малыш сам в состоянии сделать упражнение, то взрослый позволяет ему это. Кроме того, мама или папа тоже повторяют упражнение, показывая таким образом малышу пример. К активным занятиям подключают всех детей, которые есть в семье.
  • После годика массаж начинают со спины, животика, потом переходят к конечностям.
  • Порядок массажа ручек: плечо, предплечье, кисть.
  • Ножки прорабатывают в следующем порядке: бедро, голеностоп, ступня.
  • Каждый ребенок требует индивидуального подхода.
  • Сеанс проходит в игровой форме.
  • Одежда для занятий подбирается в соответствии с сезоном: летом – футболка и шортики, зимой – хлопковые штанишки и кофточка. На время массажа ребенка раздевают до плавок.

Техника массажа

Исходное положение – лежа на животе, под голень кладут небольшой валик. Начинают процедуру с поглаживаний.

Спинка
После поглаживаний приступают к растиранию поясничной области подушечками указательного, среднего и безымянного пальца.

Пальцы расставляются подобно граблям и растирают межреберные промежутки. Следующие элементы – активное разминание, похлопывание и пощипывание.

Ягодицы
Растирают каждую ягодицу отдельно. Потом разминают, задействуя при этом обе руки. Далее делают легкие ударные движения по каждой из ягодичных мышц.

Ножки
Ножки массируют поочередно. Сначала заднюю поверхность бедра левой, потом правой ножки, далее переднюю часть бедра левой и правой ножки.

Также продолжают использовать все знакомые элементы: поглаживание, растирание, пиление, разминание.

Животик
Круговыми движениями гладят область живота, делают встречные поглаживания. Отлично стимулируют кровообращение легкие пощипывания области вокруг пупка.

Нужен ли ? И какое влияние он оказывает на вегетативные центры головного мозга ребенка.

Это видео расскажет Вам о приемах массажа и развивающей гимнастики для ребенка в возрасте 1 года.

Заключение

Первый год жизни остался позади. Родители сделали очень многое для того, чтобы их кроха развивался согласно возрасту, а желательно и опережал сверстников.

Но впереди малыша ждут новые свершения, на которые ему понадобятся силы. Для этого важно не прекращать заниматься с ребенком даже после того, как он перешагнул годовалый рубеж.

Развивающая гимнастика и массаж детям 1—3 лет значительно отличаются от комплексов, выполняемых ранее. В этом возрасте малыши склонны к подражанию. Кроме того, что все свои действия взрослым нужно озвучивать, их можно показывать, сравнивать с движениями животных или сказочных персонажей.

Для детей от 1 до 3 лет характерна быстрая утомляемость, однако и восстанавливают силы они достаточно скоро. Поэтому занятия должны проходить с небольшими паузами, быть достаточно разнообразными.

Массаж детский после года: особенности выполнения

Во время процедуры пассивные и активные движения должны чередоваться. Причем первые всегда необходимо выполнять перед вторыми. Если малыш 1—3 лет не хочет делать массаж, убегает, не дается, то занятие лучше всего перенести на вторую половину дня, когда непоседа уже слегка устанет и не будет так активен.

Чтобы заинтересовать карапуза сеансы можно превращать в игру, давать новую куклу, зверушку. Однако ни в коем случае нельзя заставлять детей заниматься силой или криками. Также запрещается отвлекать их внимание во время сеансов лакомствами — малыш может подавиться.

Массаж для ребенка от 1 года до 3 лет делается с целью укрепления мышц, на которые приходится наибольшая нагрузка во время хождения:

  • Нижних конечностей.
  • Спинки.
  • Животика.

Манипуляции должны подготавливать еще недостаточно развитые мышцы и связки карапуза к увеличивающимся физическим нагрузкам.

Массаж после года ребенку направлен и на профилактику возникновения патологий опорно-двигательного аппарата:

  • Плоскостопия.
  • Косолапости.
  • Искривления нижних конечностей.
  • Нарушений походки, осанки.

Большое внимание необходимо уделять массажу ладошек и пальчиков, а также стимуляции мелкой моторики детей. Учеными доказана безусловная связь между воздействием на эти части тела и развитием речи у малышей.

Массаж ребенку в 1, 2, 3 года: комплекс упражнений

При проведении процедуры детям этого возраста наряду с поглаживанием, разминанием и растиранием применяются легкие ударные прикосновения. Движения повторяются по 3 раза. Рекомендуется использовать следующий комплекс:

Выполняя массаж детям от 1 до 3 лет, необходимо ориентироваться на двигательные навыки малышей. Если карапузу недоступно какое-либо активное упражнение, нужно отложить его выполнение и заменить более легким.

Чем старше становится непоседа, тем больше рекомендуется добавлять активных и игровых элементов. Должна вестись подготовка к тому, что детский массаж от 3 лет будет практически полностью состоять из них.

В свободное от занятий время взрослым необходимо стимулировать большую физическую активность детей. Поощрять лазания, ползания, ходьбу, беганье, организовывать игры с различными предметами: мячиком, палочкой, обручем.

Добавьте комментарий.

Физическое развитие малыша на первом году жизни напрямую связано с его умственным развитием. Не ленитесь заниматься с крохой! В этом вам поможет массаж и упражнения для ребенка в один год.

1 59934

Фотогалерея: Массаж и упражнения для ребенка в один год

Врачи говорят , что „двигательная активность" младенца практически равна нулю. Что это значит? Под „двигательной активностью" понимают умение малыша держать голову, переворачиваться, садиться, ползать, ходить. Освоение ребенком этих навыков в определенной последовательности называют „цепочкой двигательной активности".

Каждому возрастному этапу детского развития соответствует свое звено этой цепи. Например, в 1,5-2 месяца большинство малышей начинают держать голову, в 3-4 месяца — переворачиваться со спинки на живот, в 6-7 месяцев — сидеть с поддержкой рук, в 7-9 месяцев — сидеть без поддержки, вставать на ножки, ползать, в 10-12 месяцев появляются навыки самостоятельного хождения. Конечно, эти цифры условны. На практике нередки случаи, когда малыши, минуя фазу ползания, начинают ходить. Или ползут, не умея при этом самостоятельно сидеть. Каждый ребенок индивидуален и имеет собственный график развития. Тем не менее, общепризнано, что возрастной период от 7 до 9 месяцев считается пиком развития двигательных умений у грудничков. В этом возрасте идет активное наращивание мускулатуры малышей, укрепление суставов и связок, формирование большого количества новых нервных клеток и окончаний. Также этот период характеризуется усилением способности копировать и повторять все увиденное и услышанное. Происходит так называемое познание себя и окружающего мира, дальнейшее формирование речевого аппарата, совершенствование развития мелкой моторики. Поэтому очень важно в это время следить за своевременностью формирования двигательных навыков грудничка, помогать ему, постепенно развивая его физические и интеллектуальные способности.


Важно научиться

Ползание — одна из важнейших стадий развития ребенка. Во время обучения ползанию стимулируется рост двигательной активности и как следствие — нервно-психическое развитие. В физиологическом отношении происходит укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук и ног малыша. Увеличивается подвижность позвонков и гибкость межпозвоночных связок — идет подготовка мышц и связок позвоночника к этапу „прямохождения" (ходьбе) и тренируется удержание баланса. Возникает навык ориентирования в пространстве, расширяется кругозор малыша. У крохи появляется чувство независимости — теперь он может без помощи мамы и папы добраться, куда ему угодно. В вопросах развития грудничков своевременному ползанию уделено очень много внимания. Для ребенка намного полезнее сначала научиться ползать, а потом уже — садиться и вставать.


Если ваш малыш
в возрасте 7-8 месяцев не делает попыток к освоению данного навыка, то желательно подтолкнуть его к этому. Учтите, что невозможно заставить или спровоцировать ребенка на ползание, потому что просто подошел срок. Малыш начнет ползать только тогда, когда сам будет к этому готов. Когда в нем проснется интерес к движению, появится желание перемещаться, приближаться и рассматривать окружающие вещи, трогать предметы. На этом и базируется родительская помощь неторопливому „ползуну". Вам необходимо заинтересовать малыша, дать ему почувствовать свободу движения и перемещений. Сидя в своей кроватке или манеже, ребенок, скорее всего, никогда не научится ползать, так как ползти, собственно говоря, некуда! Он ограничен в пространстве и не имеет стимулов к попыткам вырабатывания у себя нового двигательного навыка. Если для вас важно нормальное физическое развитие обожаемого крохи, не отгораживайте его от мира. Позвольте самостоятельно решать вопросы — куда, зачем и когда? Результаты не заставят себя долго ждать. Не стоит удивляться и беспокоиться, если ваш малыш начал ползать, но как-то странно. Способов ползания существует великое множество. Известны, например, ползания „по-пластунски", „лягушкой", „гусеницей", можно ползти вбок, назад, используя прыжковую или проскальзывающую технику. Малыш выберет любую из них или придумает свою, наиболее оптимальную и удобную для него. Не волнуйтесь, рано или поздно все „ползунки осваивают правильную технику ползания — „перекрестную", когда одна рука работает в паре с противоположной ногой.


Пространство спорта

Итак, вы полны решимости научить кроху ползать. Тогда запаситесь терпением и обратите внимание на несколько несложных советов.

Увеличьте пространство для движения. Даже в небольшой квартире постарайтесь создать свободный уголок для беспрепятственных перемещений. Отличная стартовая полоса — длинный коридор или путь на кухню: пока доползешь туда-обратно... Одним словом, физкультура! Нет грязи и пыли! Регулярно проводите уборку. Ежедневно мойте пол и вытирайте пыль, чаще пылесосьте и чистите ковры, раз в неделю — глобальная уборка. Старайтесь не использовать химических средств там, где часто бывает малыш. После уборки прячьте все тряпки и флаконы с химией, совсем скоро они станут опасной целью вашего крохи.


Раскладывайте вокруг
малыша его игрушки на зрительно досягаемом расстоянии. Куда бы он ни повернулся, повсюду перед его глазами будет какая-то приманка. Крохе останется только выбрать. Не спешите, подать желаемый предмет, дождитесь попыток ребенка приблизиться. Затем похвалите малыша, объясните, что он все правильно делает и (внимание!) переместите ребенка поближе к игрушке, а не наоборот — как делается обычно.

Ходите в гости или приглашайте к себе родителей с малышами, которые уже умеют активно ползать. Чувство собственности и желание „я тоже хочу так и туда" непременно подтолкнут „неторопыжку" к действиям — малыши быстро перенимают навыки от других детей.

Обратите внимание на поверхность, по которой будет ползать малыш. Она не должна быть слишком твердой или слишком мягкой. Желательно отсутствие выступов и углублений. Для улучшения качества ползания по паркету, уменьшения болезненных ощущений и снижения ударной нагрузки на колени, подстилайте детский коврик или обычное покрывало. Еще можно на домашние штанишки начинающего „ползунка" нашить наколенники из плотного нескользящего материала.


Не создавайте помех

Не перегружайте ребенка лишней и неудобной одеждой. Бесполезно учить кроху двигаться, если он одет как капуста. Подгузники, тесные штанишки, скользящие носочки, длинные кофточки не прибавят скорости. Если в комнате тепло, одевайте малыша легко, достаточно одного боди и ползунков. Удобны носочки с прорезиненной подошвой — в них малышу будет легче отталкиваться стопами от пола.


Побудьте ребенком

Помните, что лучший способ чему-то научить малыша — это объяснять и показывать все на собственном примере. Так что, дорогие родители, надевайте наколенники, вставайте на четвереньки и — вперед на освоение квартирного пространства. Тем более что с такого ракурса вам откроются незаметные прежде детали вашего жилища и найдутся давно потерянные вами вещи.


На зарядку!

Уделяйте большое внимание массажу и упражнениям для ребенка в один год, способствующим развитию навыков ползания. Полезно также проводить расслабляющий массаж (поглаживающие движения и растирание всех задействованных мышц).


По 5-10 минут 2-3 раза в день

Выкладывая ребенка на живот, подложите ему под животик небольшой плотный валик (из полотенца). Диаметр валика должен быть таким, чтобы малышу было удобно. Не должно быть перевеса головы или попки вперед и назад. Слегка потяните ребенка вперед-назад за ноги так, чтобы он понял возможность и легкость передвижения с приподнятым животом.

Ползание с отталкиванием от руки

Придерживая и слегка подталкивая одной рукой стопы малыша, другой рукой держите его под живот, приподнимая вверх, помогая малышу. Игрушку, лежащую перед ним, постепенно удаляйте. Побуждайте ребенка ползти вперед, но не делайте это за него.

2-3 раза И.п.: лежа на животе. Возьмите ребенка за кисти. Сначала потяните руки вперед до полного выпрямления. Слегка приподнимите голову и корпус малыша над столом. Затем начинайте уводить руки в стороны, медленно сгибая в локтях. Отводите ручки назад и вверх до сближения лопаток.


По 8-12 раз каждой конечностью

И.п.: лежа на животе. Начните со сгибания и разгибания ног. Удерживая руками голени малыша, обхватите их пальцами чуть выше голеностопных суставов. Поочередно сгибайте и разгибайте колени левой и правой ноги. При этом также работающие бедра должны прижиматься к бокам (положение ног „лягушкой") или к центру живота (ноги вместе), приподнимая таз вверх. Затем перейдите на сгибание рук: обхватите предплечья малыша чуть выше запястья. Сгибайте и разгибайте руки в локтях. При этом ладони крохи должны скользить по поверхности стола или пола, разжимаясь в кулачках. Все движения имитируют настоящее ползание. Сопровождайте упражнение командой и счетом: „Ползем, раз, два, три, четыре". Подъем тела за кисти выпрямленных рук.

2-3 раза И.п.: лежа на животе. Одной рукой возьмите малыша за кисти. Потяните их вперед до полного выпрямления. Затем, продолжая вытягивание, начните приподнимать руки вверх до момента, пока его плечи и грудь не оторвутся от поверхности стола. Другой рукой придерживайте кроху посередине спины. Зафиксируйте такое положение 2-3 секунды. Плавно вернитесь в и.п.


Упражнение выполняется
вдоль длинного края стола или дивана. Возьмите малыша на руки, удерживая его над поверхностью в горизонтальном положении. Одна рука находится под грудью, а другая — под животиком и бедрами. При этом, удерживая ребенка под грудью, ваша кисть должна быть сильно вытянута. Большой палец отогнут вертикально, и находится на середине груди, остальные пальцы фиксируют малыша в области подмышки.

Создавая эффект хождения на руках, подталкивайте руки малыша своей кистью, поочередно выдвигая то левую то правую. Добравшись до противоположного края, протяните малыша обратно так, чтобы его выпрямленные руки проскользили по поверхности стола или дивана.

2-3 раза И.п.: лежа на спине. Возьмите ребенка за кисти рук (руки согнуты в локтях). Слегка потяните за них, но не поднимайте малыша сами. Дождитесь, пока ребенок примет положение сидя. Разведите его руки в стороны. Продолжайте придерживать малыша, следите за ровным положением его спины. Плавно вернитесь в и.п., придерживая голову.

4-5 раз И.п.: лежа на спине. Двумя руками удерживайте голени малыша. При этом большие пальцы находятся со стороны задней поверхности голени, а все остальные — придерживают колени, не давая ногам сгибаться. Не спеша поднимите прямые ноги до угла 90 градусов. Также плавно вернитесь в и.п. Не забывайте о поворотах со спины на живот и обратно, массаже и упражнениях для ребенка в один год, „ножницы" руками и ногами, боксирующих движениях и круговых поглаживаниях животика и спинки малыша.

В том, что грудным деткам массаж полезен, никто не сомневается. Но вот нужен ли массаж ребенку после 1 года? Многие родители считают, что если ребенок здоров, развивается правильно, то о об этом можно забыть.

Для чего вообще нужно делать малышам массаж? Как известно из медицинских источников массаж улучшает кровообращение, налаживает обмен веществ, нормализует мышечный тонус и укрепляет иммунитет.

Педиатры считают, что здоровым деткам тоже полезен массаж в профилактических целях. Детский массаж укрепляет мышцы, полезен для нервной системы, укрепляет иммунитет.

С помощью массажа можно предотвратить развитие плоскостопия и нарушение осанки. Часто массаж назначают при запорах, связанных с «ленивым желудком», и проблемах с засыпанием малыша.

При каких заболеваниях необходим детский массаж?

  • заболевания опорно-двигательной системы,
  • плоскостопие,
  • мышечный гипер- и гипотонус,
  • слабый иммунитет,
  • повышенная нервная возбудимость.

Можно ли делать массаж без медицинского образования?

Родители могут делать массаж малышу самостоятельно только после специальных курсов. Первые сеансы лучше делать под присмотром профессионального массажиста. Но предпочтительнее доверить здоровье ребенка профессионалам. Если ездить в клинику проблематично, всегда можно найти массажиста, который приезжает на дом. Помните, что одно неловкое движение может нанести вред здоровью ребенка.

Как часто нужно делать курс детского массажа?

При этом никто не запрещает делать ежедневно ребенку легкий массаж — поглаживание ножек и ручек, спинки, легкое растирание полотенцем после ванны. При запорах полезно делать массаж круговыми движениями по часовой стрелке.

Кому доверить массаж ребенка?

Сейчас многие берутся делать массаж малышам, не имея специальной подготовки. Поэтому лучше всего выбирать массажиста по рекомендации. Также стоит обратить внимание на то, как человек делает массаж. Если ребенок боится человека или ему неприятно, то лучше отказаться от услуг.

Помните также, что при детском массаже не используют аромамасла или присыпки. Лишь немного наносится спеицальное масло на руки массажиста.

К началу сеанса малыш не должен быть голодным или только что поевшим. Ребенок должен выспаться, быть в хорошем настроении. Если у малыша температура, то массаж нужно перенести, а вот кашель или насморк не помеха.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: