Мама, я выросла! (Или как доказать родителям, что ты уже взрослая). Как объяснить маме, что я уже взрослая

Мне очень сильно нужен ваш совет. Я живу с мамой, учусь, пока не работаю, но уже через месяц устраиваюсь. У меня очень сложная ситуация, моя мама просто обезумела. Наверное, когда мне было еще 15, она постоянно диктовала мне, с кем дружить, с кем нет, говорила, что до 18 у меня не должно быть парня, а если он и должен быть, то на лет 10 и больше старше меня, мои друзья никогда ей не нравились, она всегда при них же оскорбляла их, никогда не разрешала мне с ними по телефону разговаривать, она постоянно берет без спроса мой личный дневник и читает его, а потом притыкает меня этим, говорит, что я соплячка еще, что я в этой жизни никто, что ничего не добьюсь, а только притащу в подоле ребенка и останусь никому не нужной. Я никогда ей не поддавалась и всегда пыталась поговорить, отстоять своё мнение, но все мои усилия были тщетны. Сейчас у меня есть человек, которого я люблю, он тот, с кем бы я хотела быть. Мне 18, и у меня еще ничего ни с кем не было, даже с ним, так как я отношусь к этому серьезно. За все это время, за мои 18 лет у меня не было еще парня ни разу, и вот сейчас появился этот человек, который прекрасен и внешностью, и лицом, нам даже есть о чем помолчать вместе... Нам просто хорошо, но я очень боюсь, что и тут мама все испортит. Никогда не разрешала кого-то к себе приглашать, а уж тем более парня, а мне бы так хотелось его с ней познакомить, но я знаю, что из этого ничего хорошего не выйдет. Скажите мне, пожалуйста, как же мне объяснить маме, что я уже взрослая и сама хочу строить свою жизнь?

Анжелика , Казань, 18 лет / 07.05.10

Мнения наших экспертов

  • Алена

    Объяснить маме сейчас ничего не получится. Мама не станет тебя слушать. Она взрослый человек со своим сложившимся мнением относительно тебя. Пытаться переделать его прямо сейчас - только зря стараться. На мой взгляд, тебе нужно не просто устраиваться на работу, тебе вообще нужно съезжать от мамы. С такими родителями, как она, для сохранения здоровья своей личности следует как можно раньше дистанцироваться. Самая большая опасность в том, что мама своими словами и отношением тебя программирует на неудачу в жизни. Такие слова как «ты никто», «ты ничего не добьешься в жизни» и тому подобное вообще нельзя произносить детям, не важно, в каком возрасте они находятся. Слова близких людей не просто ранят, они имеют более серьезные последствия: если в ребенка не верит его собственная мама (отец), то что ждать от других, посторонних людей? Родители, которые опускают своих детей в быту, пытаясь таким образом поднять свой авторитет и показать разницу между собой и детьми, такие родители растят неудачников. Так что не трать время на объяснения, беги. Начинай жить самостоятельно. Я понимаю, что это дополнительные траты и ограничения, но иначе ты проживешь простую в бытовом плане, но грустную во всех остальных смыслах жизнь. Пусть будет тяжело на бытовом уровне, но это пойдет тебе на пользу. Когда ты сама начнешь чего-то добиваться в жизни и когда начнет получаться (а оно начнет, если ты будешь достаточно упрямой), ты почувствуешь себя свободной. И тебе уже будет не важно, что думает твоя мама о твоих молодых людях и что она могла бы об этом сказать. Кроме того, у части родителей иллюзия своего превосходства и ничтожности ребенка рушится, когда ребенок хлопает дверью и, о ужас, оказывается, способен на самостоятельную жизнь, на самостоятельные решения, и вообще, явно демонстрирует, что готов и может обходиться без родителей. И последнее: перестань пытаться получить одобрение своей мамы. Ты его не получишь - это не ее стиль. Не надо тянуть парня в гости к маме в надежде на то, что она поймет, какой он прекрасный, и одобрит твой выбор. Тебя лично твой выбор устраивает? И отлично. Я знаю, что это тяжело, когда нет поддержки со стороны самого близкого человека - мамы. Но прими это как данность: поддержки нет. И живи и действуй исходя из этой информации. Иначе ты рискуешь всю жизнь прожить, пытаясь доказать маме, что ты хорошая, вместо того чтобы просто жить и быть хорошей для себя.

  • Сергей

    На мой взгляд, ты ничего объяснить не сможешь. Между вами действуют давно сложившиеся отношения, которые станут другими, только если их порвать вообще. Конечно, с течением времени, с твоим взрослением, изменения будут происходить, но не такие значительные, как хотелось бы. Если в семье не было никогда взаимоуважения и взаимопонимания, то его уже и не будет. Так что набирайся терпения. Вообще идеальным вариантом решения подобных проблем является переезд в другой город на учебу или работу. Тут и самостоятельности сколько хочешь, и ответственности, и никто дневники не читает. Кроме того, новые люди вокруг, новые возможности, идеи и планы. Если же переезжать ты не думаешь, то пока придется терпеть. Хорошо, что планируешь начинать работать. Хотя бы частичная финансовая независимость - это уже шаг к полной самостоятельности. И отношения с молодым человеком - это тоже прекрасно. Только постарайся соблюдать благоразумие. Любовь любовью, но получению образования это не должно вредить. В общем, желаю тебе удачи, мудрости и сил. А насчет того, что мама может испортить ваши отношения с молодым человеком, скажу лишь, что настоящие крепкие отношения, основанные на взаимопонимании и уважении, испортить очень сложно. Поэтому не горюй. Если вам суждено быть вместе, значит, ничто не помешает. Найдете выход из ситуации вместе. Ну, а если отношения испытания не выдержат, значит, неправильные они, и жалеть такое не стоит.

Взаимоотношения родителей и детей, вечная тема, которая не затрагивает одни семьи, а в других служит постоянным поводом для конфликтов.

Большинство подростков убеждены, что родители их не понимают и относятся к семье не как к месту, где можно получить совет и поддержку, а как к вражескому стану, где приходится порой врать, притворятся и получать заслуженное наказание. Существует много статей на тему, как понять своих детей, но бывают моменты, в которые именно детям следует с большим пониманием отнестись к своим родителям.

Сразу хочется отметить, что проблема некоторого отчуждения взрослеющей личности имеет место даже в семьях, где всегда складывались доверительные отношения. На этом этапе подросток «прощупывает почву», касательно того, что можно, а чего нельзя говорить родителям. Так как наблюдательной стороной чаще всего становится именно, мать, то она должна заметить, когда ребёнок начинает отдаляться и дать ему понять, что, как бы ни сложились обстоятельства, семья всегда поддержит и выручит. Не пытайтесь читать нотации, всё, что должно было быть заложено в воспитание – уже заложено. Теперь главная задача родителей – ненавязчиво направлять и подсказывать своему взрослеющему чаду, как лучше поступить, опираясь на родительский опыт.

Многие девочки жалуются на то, что «мама не понимает, что я выросла». Мама всё прекрасно понимает, но взаимоотношения «мать – дитя» будут существовать даже тогда, когда у дочери будут свои дети. Такая постановка проблемы, скорее всего, свидетельствует о том, что в жизни девочки – подростка появились взрослые переживания, о которых она не может рассказать маме, опасаясь того, что она не поймёт. Объяснить маме, что вы не ребёнок, можно только во время доверительной беседы или плавно посвящая её в свою личную жизнь.

Отношения в семьях бывают разными. При авторитарном воспитании трудно доказать семье, что ты уже взрослая. В таком случае лучше поберечь нервы родителей и свои, а когда придёт время, просто познакомить семью с будущим мужем. В этом случае взросление ребёнка будет воспринято, как факт, с которым останется только смириться.

Разумеется, мы любим своих детей, однако это не отменяет того факта, что иногда они действуют нам на нервы. Они могут быть капризными или прийти домой с ужасными оценками в дневнике. И иногда родителям просто необходимо донести до них свои мысли, поговорить с ними о том, что в их поведении нужно скорректировать. Все мы люди, и даже взрослых иногда захлестывают эмоции, которые превращаются в неаккуратно брошенные фразы, способные не только обидеть ребенка, но стать виновниками его комплексов, идей о собственной несостоятельности и нелюбви родителей. Порой мы и сами не осознаем, какой ущерб могут нанести наши слова. Как говорит доктор Мег Микер, педиатр, мать и автор шести книг для родителей, язык, который мы используем для общения с ребенком, имеет первостепенное значение: «Я слышала множество фраз, которые родители говорят своим детям из лучших побуждений, но которые произносить вообще не стоит. Я всегда стараюсь подходить к вещам с точки зрения ребенка. Что видит ребенок, что слышит ребенок, что извлекает из этого ребенок?».

Одной из самых распространенных подобных фраз, которые говорят родители своим детям, по убеждению Микер, является: «Ты сводишь меня с ума» . Возможно, в тех или иных ситуациях каждый из нас хоть раз в жизни произносил эти слова. Но, сказанные ребенку, они могут иметь наиболее разрушительные последствия. Даже если в какой-то момент ваше чадо перестает вас слушаться, начинает громко кричать и прыгать, когда вам хочется отдохнуть, плакать в очереди в магазине или хнычет и отказывается одеваться, когда вам нужно срочно отвести его в детский сад, – постарайтесь сообщить ему о своих эмоциях в правильной форме. Существует еще одна фраза, которая кажется родителям более мягкой, но по сути ничем не отличается от вышеупомянутой: «Я люблю тебя, но сейчас ты мне не нравишься» . «Это такой же способ сказать: “Ты сводишь меня с ума”, – утверждает доктор Микер. – Ребенок понимает это так: ты действительно меня не любишь».

Не стоит забывать, что именно от родителей дети узнают о том, что такое любовь и чувство собственного достоинства.

И если ребенок укрепится в мысли, что его мама и папа его не ценят, не заботятся о нем, то это может произвести на него долгосрочный негативный эффект. Казалось бы, одна фраза, но вред колоссальный.

То, как родитель общается со своим ребенком, имеет решающее значение для развития последнего. Если тот пример, который показывают детям папа и мама, отрицательный, то они будут учиться именно на нем (за неимением другого). «Я думаю, что родители не осознают, какое впечатление их поведение оказывает на детей, – считает доктор Микер. – Конечно, дети начинают им подражать. Если родитель кричит, то у ребенка это тоже входит в привычку. Если родитель постоянно критикует ребенка, то ребенок начинает критиковать сначала себя, а затем и всех окружающих». Хотя некоторым это может показаться преувеличением, родители должны помнить, что именно они формируют и направляют своих детей. Эти дети в конечном итоге вырастают и становятся взрослыми.

Как же сообщить ребенку о своих чувствах и эмоциях или попросить его о чем-то так, чтобы принести пользу, а не вред?

Один из самых главных советов детских психологов звучит так: постарайтесь исключить отрицания из советов или просьб, адресованных детям.

Они уверены, что фразы, начинающиеся с предлога «не» или слова «нельзя», детьми воспринимаются очень тяжело. Все дело в том, что маленькому ребенку приходится заниматься двойной переработкой информации. То есть, когда вы произносите фразу «нельзя делать», ребенок усваивает ее и ждет продолжения фразы о том, что делать можно. А его не следует. Поэтому все запреты необходимо излагать в положительном ключе. То есть вместо того, чтобы делать акцент на неразрешенном, говорите то, против чего вы не имеете ничего против.

Таким образом, привычные фразы («не спорь со мной», «здесь нельзя так громко кричать» и многие другие) стоит видоизменить, чтобы ребенок вас понял правильно и принял информацию к сведению. Какие еще популярные родительские советы и просьбы нужно формулировать по-другому?

Не кричи

Ребенок может не слышать себя со стороны и не знать, что говорит громко. Порой ему достаточно просто рассказать об этом. Правильным аналогом этой фразы может стать: «Говори, пожалуйста, чуть тише» . Если вы добавите причину своей просьбы (например, «потому что у мамы болит голова»), то добьетесь лучшего эффекта.

Не трогай

Как правило, эту фразу произносят для того, чтобы оградить свои личные вещи от детских посягательств или для того чтобы уберечь ребенка от негативного воздействия опасного предмета. Если вы таким образом запрещаете малышу копаться в вашей шкатулке с украшениями – эти слова так и останутся для него из разряда непонятного: «Почему моей маме можно, а мне самому нельзя?». Если это попытка предостеречь чадо от того, чтобы он обжегся о горячий утюг, то она также будет не слишком плодотворной. Допустим, в этот раз малыш, испугавшись громкого звука вашего голоса, уберет руку. Но это не предотвратит подобных случаев в будущем, ведь для ребенка утюг – это один предмет, и не важно, холодный он или горячий.

Как же тогда сказать детям, что определенные предметы нельзя трогать? До определенного периода, пока ребенок не может осознать причинно-следственную связь, лучше обезопасить дом самостоятельно: убрать опасные предметы, закрыть розетки. Если вас раздражает, что он берет вашу косметику – просто не оставляйте ее там, где он может достать. После 4-5 лет стоит подробно объяснить своему чаду, что именно не стоит делать во избежание плохих последствий. Некоторые психологи советуют заменить слово «нельзя» на «опасно» – в данной ситуации оно более информативно.

Не бегай

Эта просьба вероятнее всего введет ребенка в замешательство, потому что он видит, как бегают другие дети на улице, и не понимает, почему он не может вести себя так же дома. Если вы спокойно объясните ему, почему не хотите, чтобы он вел себя таким образом, он будет к вам прислушиваться. Фраза «пожалуйста, ходи дома спокойно» донесет суть вашей просьбы гораздо лучше.

Не ври

Фраза «не ври» сама по себе звучит угрожающе, не так ли? Более того, она практически бесполезна. Если ребенок не хочет говорить правду своим родителям, то у него, очевидно, есть на то свои причины, на которые и стоит обратить внимание более мудрым взрослым. Если дети знают, что за то, что они сделали, их непременно накажут – захотят ли они быть честными? Ребенок не станет вам врать со зла. Если дочь использовала калькулятор в решении задач, то не потому, что хотела расстроить маму и папу. Вместо того, чтобы ругать ее, позанимайтесь с ней вместе математикой и объясните непонятную тему.

Когда вам необходимо узнать правду, то стоит быть дипломатичными и воздержаться от импульсивных угроз. Например, если вы хотите понять, участвовал ли ваш сын в школьной драке, то не нужно спрашивать у него об этом напрямую (заранее понимая, что ему проще ответить «нет»), а после этого сразу обвинять во лжи. Некоторые вещи нашим детям сложно произнести вслух, задача взрослых – помочь, сохранив доверие, а не ранить или обидеть. Попробуйте начать разговор так: «Я хотела спросить тебя об этом… Ты можешь ответить мне не сразу, ведь я понимаю, ситуация непростая. Как бы там ни было, ты знаешь, что я тебя все равно люблю и мне очень важно, что мы можем друг другу доверять» .

Также стоит помнить, что дети всегда ориентируются на родительский пример. Если старшие члены семьи периодически ловят друг друга на «маленькой лжи», почему ребенок должен говорить правду и только правду?

Не пачкайся

Ребенок до определенного возраста не видит разницы между чистой и грязной одеждой. Делая обычное дело, играя в песочнице, например, он может быть неловким и делать все неаккуратно, потому что увлечен процессом. Если объяснить ему все спокойно, то в следующий раз он будет очень стараться, чтобы не расстроить маму, которая им гордится. Вместо того, чтобы ругать за нечистоплотность, попробуйте сфокусировать внимание ребенка на позитивной стороне вопроса: «Быть чистым – это красиво. Мне так нравится, когда ты у меня чистенький. Поэтому, пожалуйста, будь аккуратнее в следующий раз» .

Не разбрасывай игрушки

Этот запрет по своей сути бессмысленный. Много ли вы видели детей, которые в процессе игры не наводили бы вокруг себя хотя бы небольшой беспорядок? Или могли бы вы сами приготовить ужин для семьи и не запачкать ни одного столового прибора, блюда или кастрюли? Разумеется, нет. Поэтому прежде всего вам самим стоит спокойнее отнестись к этому сопутствующему ущербу детских игр. Постепенно вы можете приучить ребенка к самостоятельности: превратите процесс уборки игрушек в игру и предложите ему к ней присоединиться.

Не глупи

Ребенок может решить, что он глупый, еще даже не зная подлинного значения этого слова, зато в более взрослом возрасте, это может перерасти в комплекс. Ведь этими словами вы даете оценку его умственной деятельности. Если вы хотите указать своему чаду на более разумное поведение в сложившейся ситуации, сделайте это с помощью другой формулировки: «Ты же у меня очень умный, давай попробуем сделать это вот так» .

Не суй нос не в свое дело

Ребенка может сильно оскорбить то, что с ним не считаются. Он будет продолжать вмешиваться, потому что его, несомненно, заденет несправедливость ситуации. Если у вас с мужем происходит важный разговор, а дети от него только отвлекают, объясните им: «Для нас с папой очень важно ваше мнение, но сейчас мы обсуждаем скучную работу/неинтересные бытовые вопросы. Может быть, вы пока поиграете в лего или посмотрите мультфильм? Как только мы освободимся, то поиграем с вами вместе» . Очень важно найти для ребенка другое занятие, пока вы заняты своими делами. Если ваш малыш находится в совсем юном возрасте, то иногда приходится корректировать свои планы под его нужды – благоразумное предложение устроить свой досуг самому тут не поможет. Если он очень устал, то лучше уложить его спать, а потом уже обсудить с мужем коммунальные счета за прошедший месяц.

Не ешь столько конфет

Ребенок не понимает того, что если съесть много конфет, то это негативно отразится на здоровье. Сладкое – это вкусно, а поэтому остановиться сложно. Постарайтесь договориться с ним другим способом: «Если ты съешь весь мармелад за один раз, то на завтра ничего не останется. Давай разделим его на две (или больше) порции?» . Если он будет знать, что запасы сладкого не бесконечны, то захочет продлить удовольствие.

Не спорь

Бесполезно спорить с взрослым человеком, который вас не понимает, точно так же бесполезно спорить с ребенком. Если вы ставите ультиматум: «Мы никуда не пойдем, пока ты не наденешь шапку – и не спорь со мной», то ставите ребенка в положение без права голоса. А это не нравится всем людям вне зависимости от их возраста. Если ребенок чувствует, что к его мнению и желаниям совершенно не прислушиваются, то не только убеждается в том, что в этом мире все решает сила и власть, но и лишается возможности построить с вами доверительные отношения, а также приобрести необходимые для взрослой жизни коммуникативные навыки. Предложите ему поискать решения, которые устроят и его, и вас: «Ты не хочешь надевать синюю шапку, потому что она тебе не нравится? А как насчет красной шапки с изображением Человека-Паука?» .

Или, например, бывают ситуации, когда ребенок очень хочет погулять подольше, а вам нужно вернуться домой поскорее и приготовить ужин. Вместо того, чтобы говорить: «Мы сейчас же идем домой и точка», подробно обрисуйте ситуацию своему сыну или дочери: «Я понимаю, как тебе хочется гулять, и погода сегодня чудесная. Но мне нужно успеть приготовить ужин до папиного прихода с работы. Представляешь, как расстроится наш любимый папа, если придет домой уставший и не найдет, что поесть? Давай ты сегодня поможешь мне приготовить ужин, а завтра мы с самого утра придем на эту горку?» .

Не ной

Если ребенок чем-то расстроен или испытывает физический дискомфорт – дайте ему возможность рассказать вам об этом. Сам того не зная, он хочет, чтобы его пожалели, а если не достигает цели, то лишь умножает усилия. Обратите внимание на то, что его беспокоит, и предложите попробовать решить эту проблему вместе.

Не бери в рот грязные руки

Не стоит кричать и – что еще хуже – бить ребенка по рукам. Откуда он может знать, что брать в рот грязь вредно? Если вы опасаетесь за здоровье ребенка, то подойдите к этому вопросу в игровой форме. Например, разучите с ним стихотворение о вреде грязных предметов .

И никогда не забывайте о том, что именно мы – родители – являемся главным образцом для подражания для наших детей.

«Родители должны понимать, что дети всегда смотрят на них, – подводит итог доктор Микер. – Дети на самом деле не знают, кто они и какова их личность, во что они должны верить или даже что чувствовать. Поэтому они постоянно ищут подсказки относительно того, что родитель думает о них. Получая такие подсказки, они их усваивают – так и формируется их личность».

С взрослением ребенка, с каждым годом общаться с ним становится все сложнее. Проявляется это, зачастую в том, что на подростка нападает своеобразная глухота, и у родителей создается впечатление, что «чадо» его не слышит.

Азы общения: объясняем взрослому сыну что он не прав

Говорить меньше, а не больше

Весьма простой, хотя и парадоксальный, метод обратить на себя внимание подростка, это говорить меньше, а не больше. Во-первых, ценность слова при этом возрастает в соответствии с простым экономическим законом о цене, спросе и предложении. Однако, важно и то, что детям следует дать на ответ больше времени, им нужно обдумать то, что они услышали, перед тем, как что-то сказать. Если вы о чем-то спрашиваете или просите своего подросшего ребенка, дайте ему хотя бы пять секунд, тогда ребенок переработает и воспримет больше информации, что, вполне возможно, позволит ему дать адекватный ответ.

Родители должны быть внимательными слушателями

Сами вы, если желаете получить нормальный ответ, должны быть внимательным слушателем. Если вы желаете, чтобы ребенок вас понял, он должен быть внимательным слушателем, а у кого он должен этому научиться – только у вас. Здесь вы сами должны быть примером того, что хотите увидеть у своей дочки или сына.Они должны постоянно видеть, что вы внимательно выслушиваете мужа (жену), родных, друзей и, естественно, самого ребенка. Чисто математически –слушать отрока следует вдвое больше, чем вы сами говорите.

Говорить следует вежливо и тихо

Говорить следует вежливо и, это важно, тихо. Если в вашем голосе будет явно звучать осуждение, критика, нотации, приказы, крик, истерика или мольба, подросток довольно быстро закроется, «оглохнет», он перестанет обращать на вас внимание. Просто следует говорить с ним настолько вежливо, как вы желали бы, чтобы говорили с вами. Если вы заметили у себя желание повысить голос, сделайте и понизьте его - говорите тише и мягче. Этот прием часто застает врасплох, и в этом случае сын или дочь остановятся, чтобы послушать. Этот прием нередко применяют учителя, их этому учили в институте.

Обратите его внимание на себя

Перед тем, как что-то сообщить потомку обратите его внимание на себя, убедитесь, что сын или дочка смотрит на вас, спокойно попросите их об этом. Если вы смотрите друг другу в глаза, вы находитесь в распоряжении друг у друга, с одной стороны можно формулировать свой вопрос или просьбу, а с другой стороны подросток знает, что, когда он что-то скажет, он будет услышан. Если так поступать все время, для привлечения внимания взрослого сына, это приучит его слушать вас.

Нередко человеку, а тем более подростку, на самом деле сложно быстро переключиться, особенно когда он занят любимым делом. При этом он, действительно, может в этот момент вас не слышать. Попробуйте сделать предупреждение - установите какое-то временное ограничение, например,«Через две минуты мне нужна будет твоя помощь» или «Мне нужно поговорить с тобой через минуту, отвлекись, пожалуйста». Однако, более, нежели на пять минут давать паузу не стоит, поскольку он опять забудет.

Просьбы должны быть краткими и по делу

Если постоянно говорить мягко, но кратко и точно, то повзрослевший сын становится восприимчивее, ведь он уже будет в курсе, что целую лекцию ему выслушивать не придется. Просьбы должны быть краткими и по делу, например,«Перед тем, как уйдешь гулять, убери, пожалуйста, на столе», «Сейчас тебе нужно выучить физику» и пр. Нередко максимальная краткость, в виде одного слова-напоминания является максимально действенной и достаточно сказать:«Уборка!», или «Физика».

Когда дети вступают в подростковый возраст, им хочется подчеркнуть, то, что они уже взрослые. Как это сделать, они еще не знают, и порой им кажется, что это подчеркнуть можно с помощью неуважения и грубости. Здесь дело даже не в простом недостатке воспитания, просто такой несложный путь, как грубость и произнесение непозволительных ранее дерзких фраз, и есть тот самый, оптимальный выход. Здесь родителям следует не просто наорать и придушить авторитетом, а спокойно исправить ситуацию.

Поговорить с ним на равных

Если поговорить с ним на равных, он сам почувствует свою значительность, тогда не придется не сюсюкать, не подавлять подростка, и нужда в дерзости может отпасть сама собой. В самом деле, зачем дерзить, когда он и так важная персона. Старайтесь больше с ним советоваться по разным вопросам, тогда он и сам может внимательнее прислушаться и к вашим советам, даже касающихся разборок на тему, где он не прав. Он почувствует тогда, что его грубость выглядит совсем по-детски.

Не стесняйтесь пояснить ему, как поступить правильно

И не думайте, что он и так это знает, а поступает неправильно из вредности. Только делать это следует не в виде нравоучения, а в процессе дружеской беседы, а лучшим методом является личный пример. Сколько не учи детей хорошим манерам, они будут вести себя, как их родители.

Таким образом, детская непосредственность выдавливается, любознательность заглушается, уверенность в себе разрушается. Человек начинает стесняться своей лёгкости, умения радоваться и беззаботно мечтать, либо превращается в «бунтаря», против тех же родителей. Это делает его жизнь мучительной, нестабильной, противоречивой.

Подобные особенности человеческого поведения были давно замечены известным психологом и психиатром Эриком Берном. В своей работе он подчёркивает, что человек, в зависимости от ситуации, может находиться в одном из трёх эго-состояний, которые чётко отличаются друг от друга: «ребёнок», «родитель», «взрослый».

Следует отметить, что у людей, выросших в неустойчивых, дисгармоничных семьях, весьма условно развиты только два состояния, это «ребёнок» и «родитель». Когда мы говорим об излишнем легкомыслии, неумении нести ответственность, то обращаемся именно к «ребёнку». Если человек излишне самокритичен, любит поучать, осуждать, требует строгого соблюдения норм и правил, то в нём говорит «родитель».

В таком психологически недоразвитом состоянии люди сами себя блокируют, спускают всё на тормозах либо проявляют излишнюю беспечность. Только внутренний «взрослый» умеет работать с информацией, анализировать, планировать, принимает решения, постоянно тестирует реальность на возможность воплощения своих целей и знает, как их достичь.

Если вы пока теряетесь и не можете сказать, насколько развит ваш внутренний «взрослый», то воспользуйтесь следующими подсказками.

Быть «взрослым», это:

1. Уметь контактировать, сотрудничать с другими людьми. Здесь важно, чтобы присутствовали как игривость и любопытство «ребёнка», так и рассудительность «взрослого». Что касается «родителя», то он общается только командами и распоряжениями.

2. Осознавать и быть способным к глубинному пониманию поставленной проблемы, озарениям, нахождению рациональных решений. В отличие от свободного внутреннего «ребёнка», «взрослый» не только способен выдумывать, но и воплощать это в жизнь.

3. Уметь поддерживать социальный контроль над своим поведением. Например, алкоголик, заявляя «я бедный, несчастный, поэтому пью», впадает в детство. Взрослый скажет: «Я болею, поэтому я сейчас слегка раздражён».

4. Уметь дистанцироваться, наблюдать, анализировать свои проблемы и своё «Я» со стороны. Внутренний «родитель» перекладывает ответственность на других, «ребёнок» её скидывает, веселится или страдает. Только «взрослый» умеет принять даже неприятную для себя информацию, не использует примитивную защиту, например, вытеснение, отрицание, игнорирование. «Взрослый» скажет: «Да — это ужасно, но я подумаю, что с этим можно сделать». Так проявляется его сила, зрелость, выносливость.

5. Принимать и допускать в своё сознание прошлый опыт, учиться на этом опыте, осмысливать и формировать новый опыт. «Родитель» не способен создать что-то новое. «Ребёнок» может создать опыт, но не делает выводов.

6. Обладать гибкостью в поведении, в оценке ситуации. Там, где «ребёнок» оценивает события «всё хорошо» или «всё плохо», а внутренний «родитель» принимает для себя одну единственно верную позицию «так правильно», «взрослый» готов рассмотреть альтернативные точки зрения. И если придёт к выводу, что «так ему лучше», то может принять сторону другого человека.

7. Иметь чёткое представление, какая из его эго-составляющих на данный период нуждается в поддержке или терапии. Для себя он остаётся всегда поддерживающим и сопереживающим «взрослым».

Чтобы обрести внутреннюю гармонию, воспитывайте в себе компетентного, любящего и принимающего «родителя»; ищите свободного, жизнерадостного «ребёнка»; поощряйте спокойного, ответственного «взрослого». И ваша жизнь обретёт для вас новое значение, наполнится смыслом, гармонией и удивительными открытиями.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: