.

Михаил Шолохов написал поистине гениальное произведение о таком сословии в России, как казачество. Это роман «Тихий Дон». Герои книги - простые люди со своими трудностями и проблемами. Женские образы в этом произведении раскрываются на основе традиционных представлений о том, в чем состоит предназначение казачки, которая должна быть хорошей матерю и хранительницей очага. Женский образ в романе «Тихий Дон» помогает раскрыться личности главного героя, Григория Мелехова. Прежде чем перейти к анализу женских образов этого знаменитого романа, скажем несколько слов о том, как он создавался.

История создания: «Тихий Дон»

Идея написания романа о революции и простых людях появилась у Шолохова в середине 20-х годов прошлого века.

Шолохов озадачился необходимостью написать роман так, чтобы объяснить исторические условия, которые привели к революции. Автор пишет о жизни людей, их быте, сложностях, стараясь показать рост революционных настроений. Перемена замысла привела к тому, что роман получил новое название - «Тихий Дон».

Жизнь действующих лиц произведения олицетворяет, по авторскому замыслу, быт разных слоев населения во время войны и революции.

Кроме того, Шолохов ставит перед собой задачу рассказать о трагической судьбе людей, которые попали в водоворот событий периода с 1914 по 1921 год.

Замысел романа «Тихий Дон», который, как теперь видно, отличался от первоначальной идеи автора, созрел в последние дни 1926 года. Начался сбор материала для произведения.

С этой целью писатель перебрался в Вешенскую станицу, совершая поездки по близлежащим хуторам и беседуя с участниками войны и революции. Чтобы хорошо изучить фольклор казачества, автор посещает архивы Ростова и Москвы.

По мере написания Шолохов публиковал части своего романа. Отзывы об этом произведении не сходили со страниц прессы. Работа над четвертой книгой шла не очень быстро, что побуждало читателей, переживавших за судьбу героев, писать Шолохову многочисленные письма.

Известно, что в среде литераторов распространился слух о том, что роман написал не Шолохов, а некий убитый офицер, из сумки которого была изъята рукопись. Автор был вынужден отправиться в Ростов и собрать комиссию для опровержения клеветы.

Однако роман, написанный Шолоховым, выдержал испытание временем. Его продолжают читать многие поколения людей, восхищаясь самобытными характерами главных героев и переживая вместе с ними трудности жизни.

Итак, теперь нам известна история создания «Тихий Дон». Перейдем к рассмотрению главных женских образов романа.

Любовный треугольник

Для классического романа характерен Главные герои романа «Тихий Дон» также обречены на это. В этом произведении две женщины, Наталья и Аксинья, любят одного казака - Григория Мелехова. Наталья - его законная жена, Аксинья - жена соседа Мелеховых, Степана Астахова. В романе «Тихий Дон» Аксинья горячо любит Григория запретной чувственной любовью. Неудивительно, что ее искренне отношение глубоко тронуло сердце казака.

Аксинья

Образ этой женщины является центральным в романе. Она независима, сильна, красива. Аксинья способна на глубокие чувства. Она олицетворяет собой способность казачки быть независимой и пылко любить, принося себя в жертву.

Характер и судьба героини

Жизнь Аксиньи была непроста. Связь с Григорием, о которой болтал весь хутор, стала известна ее мужу, Степану Астахову. На его вопрос о том, правда ли это, Аксинья призналась ему без колебаний. Ее готовность нести ответственность за свои поступки выдает в ней Произошедшее между ней и Мелеховым для Аксиньи не простая интрижка, а глубокое чувство.

Она, как и Григорий, не лгала, не притворялась. Оба были твердо уверены, что связь между ними - не случайная интрижка. Подобное поведение жители хутора восприняли как безнравственное.

Жизнь по велению сердца

В романе «Тихий Дон» Аксинья олицетворяет собой чувственную натуру, которая хочет жить по своей воле, подчиняясь лишь велению сердца. Она даже более смелая, чем ее возлюбленный, Григорий Мелехов. Именно Аксинья предлагает Григорию уйти вместе с родного хутора, порвав с условностями.

Эта женщина всегда шла за своим любимым, не спрашивая, куда они собираются, настолько беззаветным было ее чувство.

Слабости и пороки

Герои романа «Тихий Дон», как любые люди, обладают своими недостатками. Аксинья - женщина, которая способна на сильные чувства, ее жизнью управляют страсти, что приносит немало горя окружающим и ей самой. Ее любовь к Мелехову во многом стала причиной его разлада с женой Натальей. Аксинья не отступает даже тогда, когда у Григория и Натальи появляются дети. женщины также стал причиной ее измены Мелехову с Листницким. Тем не менее стоит признать, что неверность Аксиньи еще больше показывает ее сильное чувство к Григорию.

Безысходность любви Аксиньи и Григория

Аксинья любит Григория неистово, ее чувство сметает все на своем пути. Она всюду следует за ним. Люди, способные так сильно чувствовать, как правило, редко бывают счастливы, им хочется быть рядом с любимыми всюду, занимать их жизнь полностью. Автор подчеркивает обреченность этих отношений тем, что дети Аксиньи и Григория не смогли выжить. Их союз не гармоничен, ведь такая страсть нарушает природное равновесие.

Наталья

В отличие от Аксиньи, совсем другим характером обладает Наталья. «Тихий Дон» в образах этих двух женщин показывает разные типы казачек. Если Аксинья свободолюбива, чувственна, сильна, то Наталья совершенно иная. Она - верная жена, хорошая хозяйка, мать, Эта женщина красива, добра, трудолюбива, но при этом глубоко несчастна. Она - мечта любого казака, но чего-то в ее характере не достает мужу, который по-своему, конечно, любит ее.

Любовь Натальи к Григорию

Наталья до свадьбы была сильно влюблена в Григория. Узнав о том, что к ней должны посвататься Мелеховы, девушка заявляет, что больше ни за кого замуж идти не желает.

После свадьбы для нее, как для образцовой жены, единственным счастьем становятся муж и дети. Ее любовь к Григорию покорна и высоконравственна.

Таков образ Натальи. «Тихий Дон» олицетворяет в этой героине идеал высшей женской добродетели.

Соперницы

Итак, роман-эпопея «Тихий Дон» рассказывает нам о любви двух женщин, которые соперничали между собой.

Различие в их характерах очень ярко проявляется во время их встреч друг с другом.

При первой встрече Наталья молит Аксинью оставить Григория. Возлюбленная Григория выказывает презрение к законной жене. Наталья побеждена.

Вторая встреча между женщинами происходит спустя пять лет. Наталья становится сильнее, она защищает сына и дочку. Обе соперницы повзрослели: в них больше чувства собственного достоинства, они не опускаются до брани и ругани, предоставляя Григорию возможность выбора.

Смерть Натальи и Аксиньи

Роман «Тихий Дон», герои которого образовали такой типичный для произведений данного типа любовный треугольник, описывает смерть множества героев. Во время гражданской войны на самом деле гибли люди в бесчисленном количестве.

Очень тяжелой оказалась судьба Григория Мелехова, который потерял любимых женщин: Аксинью, которую он любил страстно, и Наталью. Ее он тоже по-своему любил, хоть и не признавался в этом.

Что касается Натальи, то этот женский образ в романе «Тихий Дон» помогает нашему воображению представить себе красивую, богобоязненную, но нервную казачку. Неверность мужа довела ее до попытки самоубийства, после чего на ее шее навсегда остался шрам.

Задолго до смерти Наталья думала уйти от Мелеховых в родительский дом, чтобы дать мужу возможность жить с Аксиньей, но мать Григория отговорила ее от этого.

Позднее Наталья убила ребенка Григория, которого вынашивала. Это стало причиной гибели женщины. После смерти Натальи Аксинья заботится о ее детях, они даже называют ее мамой.

Григорий тяжело переживает смерть жены. При виде телеграммы, известившей его об этом, он чувствует боль в сердце. Еще больнее ему стало, когда он узнал, что на такой страшный шаг Наталью подтолкнул разговор с Аксиньей, женский образ в романе «Тихий Дон» которой олицетворяет самоотверженную пылкую любовь. Однако ее чувство подчинено разуму, у Аксиньи хватает сил бороться за Григория. Его жена, Наталья, любила его лишь сердцем, она была слишком чиста, ее представления об отношениях людей были слишком возвышенными. Аксинья рассказала жене Григория о своей связи с ним, после чего Наталья решается на роковой шаг. Неизвестно, предполагала ли возлюбленная Мелехова, чем это обернется для ее соперницы.

Узнав правду, Григорий на какое-то время испытывает неприязнь к Аксинье. Он вспоминает Наталью, долго гладит и ласкает детей, представляя, как она целовала и крестила их перед смертью. Еще больнее ему становится, когда он узнает от Ильиничны, что Наталья простила его за все, любя до последней минуты своей несчастливой жизни.

Смерть Аксиньи тоже вызывает в душе Григория глубокие страдания. Любимая погибает прямо у Мелехова на руках. Кровь течет у нее изо рта, клокоча в горле. Этот сильный казак понимает, что в его жизни случилось самое страшное.

Одиночество Григория Мелехова

Гибель Аксиньи привела к тому, что жизнь Григория практически потеряла смысл. Он сам хоронит ее, думая, что их расставание будет недолгим.

Смерть отняла у самых близких и дорогих его сердцу людей. К финалу произведения он остается лишь с сыном Мишаткой.

Смерть дорогих его сердцу женщин, по замыслу автора, углубляет одиночество главного героя.

Женский образ в романе «Тихий Дон», будь то Наталья, Аксинья или другие героини романа, это нечто, дающее силу. Лишившись такой поддержки, главный герой перестает понимать смысл своего существования.

Другие женские образы в романе «Тихий Дон»

Центральные женские образы в романе - это, безусловно, Аксинья и Наталья. Однако в данной статье мы не можем обойти вниманием другие женские образы.

Мать Григория, Ильинична, заслуживает особого внимания. Это немолодая казачка, которая посвятила свою жизнь благополучию детей, семьи. Ее автор изображает с Это настоящая хранительница очага. В молодости Ильинична отличалась красотой и статью, но быстро состарилась от тяжелой работы. Немало горя она хлебнула от своего мужа, Пантелея Прокофьевича, который отличался очень крутым нравом, доходил в гневе до беспамятства.

Вся жизнь этой мудрой женщины наполнена хлопотами и заботами о семье, она старается отгородить их от невзгод и неприятностей. Такова ее характеристика. «Тихий Дон» изображает Ильиничну хорошей хозяйкой, расчетливой и экономной.

К отношениям Григория с Аксиньей она относится негативно. Однако во время войны Ильинична сближается с ней на фоне переживаний о сыне.

Эта пожилая женщина любит сноху Наталью, переживает за нее, старается переложить часть работы на Дарью. Она чувствует боль от того, что Григорий изменяет ей. Смерть Натальи потрясла Ильиничну.

Не менее интересна жена старшего брата Григория, Дарья. «Тихий Дон»в ее образе представляет нашему вниманию распутную, ленивую, хитрую героиню. Она красива, живет ради чувственных удовольствий. Дарья любит обратить на себя внимание мужчин и умеет это делать. Ей нравятся посиделки и праздники. После смерти своего мужа Дарья пыталась наверстать упущенные годы, крутила романы, что привело ее к болезни и гибели.

С Дуняшей Мелеховой читатель знакомится еще в ту пору, когда она была длинноруким подростком с большими глазами. Позднее она становится стройной казачкой со строптивым характером. Повзрослевшая Дуняша представлена в романе как умная самодостаточная девушка, которая добивается своей цели, выйдя замуж за Она полюбила его несмотря на то, что ее избранник совершил множество кровавых преступлений.

Мы рассмотрели основные женские образы романа «Тихий Дон». Именно они помогают осмыслить автору новую веху в жизни донских казаков. Женщина в произведении Шолохова занимает центральное место. С ней автор связывает вопросы о смысле жизни, понятия счастья и любви.

Любовь в жизни Григория Мелехова

Каждому человеку практически ежедневно приходится преодолевать испытания верностью и предательством, совестью и бесчестием, справедливостью, трусостью, дружбой, ответственностью. Эти испытания, без сомнения, заставляют нас делать свой нравственный выбор. Одним из высших мерил человечности, нравственности является, конечно же, испытание любовью. В художественной литературе немало примеров, убедительно доказывающих мысль о том, что искренняя, честная, настоящая любовь – самая главная ценность в жизни. Как тут не вспомнить Евгения Базарова из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», Евгения Онегина и Татьяну Ларину из романа А.С.Пушкина, любимых героев Л.Н.Толстого?! Михаил Шолохов, автор романа «Тихий Дон», также испытывает любовью своего главного героя – Григория Мелехова.

Григорий Мелехов… Что значит для него любовь? Величайшее счастье или тяжкий крест? Какова его любовь – созидающая или разрушительная?

В начале романа перед нами молодой Григорий: «на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсинённые миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое». Внешность Григория выдаёт горячий, вспыльчивый характер. Горячо, по–настоящему полюбил он свою соседку Аксинью, красивую жену Степана Астахова. Нечаянные встречи у Дона пробудили в его душе глубокие чувства, поэтому он холодеет от страха, когда ему показалось, что Аксинья тонет, отчаянно бросается спасать её из холодной, чёрной глубины. После Троицы Мелеховы едут на покос и берут с собой Аксинью. И здесь «Аксинья неотступно была в его мыслях; полузакрыв глаза, мысленно целовал её, говорил ей откуда-то набредавшие на язык горячие и ласковые слова». Аксинья, вышедшая замуж за Степана не по любви, не смогла не отдаться своим чувствам. М.Шолохов, прибегая к яркому сравнению, говорит об этом так: «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветёт бабья любовь». Любовь к Григорию перерождает Аксинью, и ничто её не страшит: ни пересуды хуторских баб, ни мысли о муже. «За всю жизнь за горькую отлюблю!» - кричит он в гневе Пантелею Прокофьевичу, который пришёл её стыдить.

Аксинья бескорыстна, самоотверженна в любви, а Григорий начинает прислушиваться к мнению окружающих, подчиняется воле отца, он в какой-то степени равнодушен к судьбе Аксиньи, в определённые моменты в нём мужской эгоизм берёт верх над любовью. Аксинья спрашивает его о будущем, о том, как Степан отнесётся к их связи, а в ответ - «я почём знаю», «мне что его бояться, ты – жена, ты и боись». Аксинья готова идти за любимым хоть на край света, зовет его уйти из хутора на шахты. Но Григорий слишком привязан к дому, хозяйству, земле и поэтому наотрез отказывается: «Ну, куда я пойду от хозяйства?.. От земли я никуда не тронусь».

Первая любовь в жизни Григория стала его большой любовью на всю жизнь, а он, ещё молодой, неопытный, легкомысленный, не осознал сначала своего счастья. Может быть, поэтому герой с лёгкостью, не сопротивляясь, выполняет волю отца, надеется забыть Аксинью и женится на Наталье Коршуновой, которую также пленила казацкая удаль, работящий характер, внешняя красота Гришки.

Преданность, душевность, чистота Натальи не находят отклика в сердце Григория. Женитьба не остудила его чувств к Аксинье, он понимает: ничто не заставит его забыть Аксинью, разорвать их бесстыдную, преступную, по мнению окружающих, связь: «через три недели со страхом и озлоблением осознал в душе, что не вконец порвано с Аксиньей, осталось что-то, как заноза в сердце…».

Герой не хитрит, не обманывает, он прямо, открыто признаётся Наталье в том, что не любит её. Разговор происходит ночью в степи. Языком природы М.Шолохов передаёт душевные муки Натальи – одинокой, тоскующей, страдающей от равнодушия. Мы видим «недоступное звёздное займище», «тенистое призрачное покрывало плывущей … тучи», травы, которые пахнут «тоскливо, мертвенно».

Григорий в поисках счастья уходит из родного дома, покидает хутор вместе с Аксиньей. Отношения героев складываются очень сложно. Узнав о беременности Аксиньи, Григорий начинает сомневаться в своём отцовстве, а она замыкается в себе, они отдаляются друг от друга. Григорий вскоре уходит на войну. Холодность Григория, смерть дочери окончательно сломили Аксинью, и она, пытаясь избавиться от невыносимого одиночества, душевной боли, «невыплаканной тоски», решилась на греховную связь с Евгением Листницким. Так недоверие и равнодушие вновь становятся серьёзным испытанием любви Григория и Аксиньи. Герой возвращается к Наталье. Она становится матерью его детей, ласковой и самоотверженной. Рождение сына и дочери, казалось бы, привязывает Григория к дому, пробуждает в нем отцовские чувства, но проходит какое-то время, и он вновь уходит к Аксинье.

Душевные метания Григория подчёркивают его противоречивую, страстную натуру. Наталья видит, что Григорий искренне хочет вырвать чувство к Аксинье из своей души, но понемногу убеждается, что это невозможно. Аксинья отчаянно борется за любовь Григория, а Наталье приходится бороться не просто с этой роковой любовью, но ещё и с самой судьбой. Нельзя сказать, что Наталью Григорий не любит. Её невозможно не любить, ведь именно на таких женщинах, как она, держится дом, семья, весь мир. Наталья очень верная, преданная, и Григория она поражает «какой-то чистой внутренней красотой».

Роковой любовный треугольник разбивает сама жизнь. В конце романа мы видим Аксинью, уже не соперницу, не любовницу с колдовской властью своей красоты. Героиня молится за Григория, ласкает осиротевших его детей. Но война губит и Аксинью, и саму любовь: Григорий «мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось». Своими руками роет он ей могилу. Чувство страшного одиночества и полного безразличия к миру охватывает его «Он попрощался с нею, твердо веря в то, что расстаются они ненадолго…», - пишет М.Шолохов.

Любовь Григория – возвышенная и земная, светлая и печальная, радостная и трагическая. Для Аксиньи, Натальи и самого героя их чувства – это и величайшее счастье, и тяжкий крест, трагедия. Жизнь Григория, порой равнодушного и эгоистичного, иногда не способного простить, понять, была освещена страстной, бескорыстной, самозабвенной любовью Аксиньи и чистой, преданной любовью Натальи. Кто знает, может быть, этой любовью он сумеет окружить своего сына Мишатку: «Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Рудских Анжелика, 11 класс А

мая 08 2014

Он вспоминал ее фигуру, походку, манеру поправлять волосы, ее улыбку, интонации голоса… М. . В судьбе главного романа “Тихий Дон” было две женщины - и . Обе они безмерно любили Григория и обе были для него по-своему дороги. Какими разными, на первый взгляд, кажутся нам эти женщины: у каждой свой характер, своя судьба.

Но накрепко связала их и имя любимого человека - так, что чем дальше, тем ближе они кажутся друг другу. Влюбившись в Аксинью, ответившую ему взаимностью, Григорий вызвал пересуды в хуторе и ссоры в семье - это была зазорная любовь к чужой жене. Непростая была жизнь у до соединения с Мелеховым: в шестнадцать лет над ней поглумился отец, а через год ее насильно выдали замуж за Степана Астахова, любившего выпить и погулять, ленивого и способного поднять руку на женщину.

Мало радости видела Аксинья в новой семье: изнурительный труд, побои мужа, смерть ребенка. Тем ярче вспыхнула любовь этой писаной красавицы к молодому, смелому и ласковому Григорию. Наталья выросла в зажиточной семье, любящей и понимающей ее. Девушку не неволили в выборе жениха, поэтому замуж она вышла по любви: “Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!” И пошла - за небогатого, “турка”, с грехом за плечами.

В новой семье невестку любили и даже баловали, но очень скоро Наталья поняла, что по-прежнему ее законный муж Гриша привязан к Аксинье: “Не люблю я тебя, Наташка, не гневайся”. Тут уж сердись не сердись, а ничего не изменишь. И Наталья, бесконечно любящая мужа, молча страдает, прощает ему измены, всегда ждет его возвращения. Терпеливая, доброжелательная, отзывчивая, она находит утешение в детях. Обе эти женщины, отдавшие Григорию свое сердце, свою самоотверженную любовь, по-своему дороги ему, и обеим он причиняет горе, боль и страдания, не желая того.

Аксинья заболевает тифом во время поездки с Мелеховым в отступление, Наталья, не выдержав душевных мук, в отчаянии пытается покончить жизнь самоубийством. Григорий невольно становится виновным даже в смерти любимых женщин, но и его жизнь рушится и теряет смысл с их гибелью. И Аксинье, и Наталье Григорий Мелехов принес много страданий, но он явился и светом, путеводной звездой их жизни. Они сами выбрали этот путь и самоотверженно шли по нему до конца.

Эти женщины не боялись трудностей, ради любимого человека были готовы на жертвы. Ведь не зря же Наталья прощала Григорию его уходы к другой, а Аксинье дороже всех после ненаглядного, милого Гриши были его дети - чужие ей по крови, но родные по знакомым чертам любимого в их лицах. Искренне и самозабвенно любит она мелеховских малышей и в трудную минуту заменяет им мать.

Через образы Аксиньи и

Если на время отстраниться от исторических событий, то можно отметить, что в основе романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» лежит традиционный любовный треугольник.

Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят одного и того же казака - Григория Мелехова. Он женат на Наталье, но любит Аксинью, а та, в свою очередь, замужем за другим казаком, Степаном Астаховым. К финалу романа умирают и Наталья и Аксинья.

Что же привело двух почти во всем различных между собой женщин к столь печальному исходу?

В самом общем виде на этот вопрос можно ответить так: любовь к Григорию. Наталья не может перенести того, что муж продолжает любить Аксинью, не хочет из-за этого иметь от него еще одного ребенка и совершает самоубийственный аборт.

Аксинью же любовь к Григорию гонит вместе с ним на Кубань. А поскольку Мелехов скрывается от властей, им приходится бежать от попавшегося навстречу патруля. Пуля патрульного случайно ранит Аксинью, и ранит смертельно.

Конец каждой из героинь по-своему закономерен.

Наталья - женщина нервная, рефлектирующая. Она трудолюбива, красива, добра, но несчастна. Наталья, только узнав о сватовстве Мелеховых, заявляет: «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!.. Не нужны мне, батенька, другие. Не пойду, пущай и не сватают. А то хоть в Усть-Медведицкий монастырь везите».

Она человек глубоко верующий, богобоязненный. И чтобы решиться сперва на попытку самоубийства, а потом на убийство не родившегося еще ребенка, она должна была переступить через столь важные для нее христианские заповеди.

Только сильнейшее чувство любви и ревность подвигли Наталью на такие поступки. Горе свое она переживает в себе, не выплескивая его наружу.

Аксинья же с самого начала «решила отнять Гришку у Натальи Коршуновой. Одно лишь решила накрепко: Гришку отнять у всех, залить любовью», владеть им, как раньше, до женитьбы. Но в столкновении двух любящих Григория женщин победителей, как мы знаем, не будет.

Из-за измены мужа Наталья временно возвращается в родительский дом. «Ей все казалось, что Григорий вернется к ней, сердцем ждала, не вслушиваясь в трезвый шепот разума; исходила ночами в жгучей тоске, крушилась, растоптанная нежданной незаслуженной обидой».

Аксинья, в отличие от Натальи, любит Григория не только сердцем, но и умом. Она готова бороться за любимого всеми доступными средствами. Аксинья активно стремится к своему счастью, делая при этом несчастной Наталью.

Однако доброта свойственна ей в не меньшей степени, чем сопернице. После смерти Натальи именно Аксинья ухаживает за ее детьми, и они называют ее мамой. Наталья же задолго до смерти склоняется к тому, чтобы вместе с детьми уйти в родительский дом, позволив Григорию уже открыто взять в свой курень Аксинью:

Однако мать Григория, Ильинична, по авторскому определению, «мудрая и мужественная старуха», делать ей это категорически запрещает: «Смолоду и я так думала, - со вздохом сказала Ильинична. - Мой-то тоже был кобелем не из последних. Что я горюшка от него приняла, и сказать нельзя. Только уйти от родного мужа нелегко, да и не к чему. Пораскинь умом - сама увидишь. Да и детишек от отца забирать, как это так? Нет, это ты зря гутаришь. И не думай об этом, не велю!»

Тут «все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыданий. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез».

В исступлении Наталья осыпает самыми страшными проклятиями неверного мужа: «Господи, накажи его проклятого! Срази его там насмерть! Чтобы больше не жил он, не мучил меня!». И обрекает себя на мучительную смерть, пытаясь избавиться от его ребенка. Ильинична собиралась с помощью Пантелея Прокофьевича отговорить от неразумного поступка «взбесившуюся с горя сноху», но не успела.

Наталья именно «с горя взбесилась». Аксинья уравновешеннее Натальи. Она тоже хлебнула немало горя, пережила смерть дочери. Однако воздержалась от резких, необдуманных поступков.

Аксинье хочется, чтобы они с Григорием могли соединиться навсегда, избавиться от людских пересудов, зажить нормальной жизнью. Ей кажется, что эта мечта может сбыться после смерти Натальи. Аксинья нянчит мелеховских детей, и те почти что признают в ней мать.

Но Григорию так и не довелось спокойно пожить с ней. Почти сразу после возвращения из Красной Армии он вынужден бежать из родного хутора, поскольку опасается ареста за старые грехи - активное участие в вешенском восстании.

Аксинья тоскует без него, боится за его жизнь: «Видно, и ее, такую сильную, сломили страдания. Видно, солоно жилось ей эти месяцы». Тем не менее, Аксинья с готовностью откликается на предложение Григория бросить дом, детей (их Мелехов рассчитывает забрать позднее) и отправиться с ним на Кубань навстречу неизвестности. «Как бы ты думал?... Сладко мне одной? Поеду, Гришенька, родненький мой! Поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нету мне без тебя жизни. Лучше убей, но не бросай опять!». Она, разумеется, не подозревает, что быть ей вместе с Григорием суждено очень недолго, что ждет ее скорая и нелепая гибель.

Григорий воспринимает как трагедию смерть обеих женщин. Узнав, что на роковой шаг Наталью толкнул разговор с Аксиньей, рассказавшей его жене всю правду, Григорий «из горницы вышел постаревший и бледный; беззвучно шевеля синеватыми, дрожащими губами, сел к столу, долго ласкал детей, усадив их к себе на колени».

Понимая, что он виноват в смерти жены, Григорий представил себе, как Наталья прощалась с ребятишками, как она их целовала и, быть может, крестила, и снова, как тогда, когда читал телеграмму о ее смерти, ощутил острую, колющую боль в сердце, глухой звон в ушах. Как замечает автор, Григорий страдал не только потому, что по-своему он любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виновным в ее смерти. Если бы при жизни Наталья осуществила свою угрозу - взяла детей и ушла жить к матери, если бы она умерла там, ожесточенная в ненависти к неверному мужу, Григорий, пожалуй, не с такой силой испытывал бы тяжесть утраты и, уж наверное, раскаяние не терзало бы его столь яростно.

Но со слов Ильиничны он знал, что Наталья простила ему все, что она любила его и вспоминала о нем до последней минуты. Это увеличивало его страдания, отягчало совесть укором, заставляло по-новому осмысливать прошлое и свое поведение в нем.

Григорий, который ранее относился к жене безразлично и даже неприязненно, потеплел к ней из-за детей: в нем проснулись отцовские чувства. Он готов был одно время жить с обеими женщинами, каждую из них любя по-своему, но после смерти жены на время почувствовал неприязнь к Аксинье. Ведь это она «выдала их отношения и тем самым толкнула Наталью на смерть».

Однако гибель Аксиньи вызывает у Григория еще более глубокие страдания. Он видел, как «кровь текла. из полуоткрытого рта Аксиньи, клокотала и булькала в горле. И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось».

Опять Мелехов невольно способствовал гибели близкой ему женщины, и на этот раз она умерла буквально у него на руках. С гибелью Аксиньи жизнь для Григория почти потеряла смысл. Хороня любимую, он думает, что «расстаются они ненадолго».

В «Тихом Доне» вообще очень много смертей. Умирают почти все члены семейства Мелеховых, и ни один курень на хуторе Татарском не обошла смерть. Так действительно было в гражданскую войну, когда погибло очень много казаков.

И гибель двух главных героинь в этом смысле закономерна. Смерть Натальи и смерть Аксиньи, по замыслу писателя, должны углубить одиночество Григория к финалу повествования, оставив его только с единственным уцелевшим сыном Мишаткой.

Обречены на гибель в шолоховском романе и сильная волевая Аксинья, и более слабая Наталья. Трагедия гражданской войны усиливает трагизм и любовной линии «Тихого Дона». Не может быть счастлив человек в такие годины, когда страдает весь его народ.

Вступление

Тема любви в романе «Тихий Дон» Шолохова, прежде всего, раскрывается на примере отношений Григория Мелехова с Натальей и Аксиньей. Можно сказать, что в произведении возникает классический любовный треугольник, ни один из участников которого не обретает личного счастья.

Григорий Мелехов и Наталья

Григорий сватается к Наталье, тогда ещё Коршуновой, не по личной инициативе, а по настоянию отца. Пантелей Прокофьевич, узнав о связи сына с женой соседа, решат избавить свою семью от позора и всеобщего осуждения. В то же время, соблюдая интересы всё той же семьи, он выбирает сыну в невесты дочь одного из самых зажиточных казаков хутора.

Примечательна сцена сватовства Григория и Натальи. Когда Наталья входит в комнату, Григорий осматривает её «как барышник оглядывает матку-кобылицу перед покупкой». Ему нравятся «смелые серые глаза» невесты, «неглубокая розовеющая ямка», дрожащая на её щеке, «большие, раздавленные работой руки», «небольшие девичье-каменные груди» под зелёной кофточкой. В тот момент Григорий твёрдо решает для себя, что он «отгулял».

И Наталья, которая влюбилась в Григория с первого взгляда, надеется, что будет счастлива в доме Мелеховых.

Но, семейная жизнь продолжается недолго. Красивая, чистая, работящая жена не в силах вызвать в Григории никаких чувств, кроме привязанности. Он вновь сходится с Аксиньей, своей подлинной страстью. Оскорблённая Наталья покидает дом Мелеховых и возвращается к родителям. В порыве гнева, она даже желает смерти Григорию. «Господи, накажи его проклятого!» – восклицает она. Не выдержав душевных мук, Наталья, правда, неудачно, пытается покончить с собой. Только благодаря заботе и вниманию со стороны свекрови и свёкра, Наталья находит в себе силы вернуться в дом Мелеховых и продолжать надеяться на возвращение мужа в семью.

Переступив через гордость, она даже решается идти в Ягодное, чтобы упросить Аксинью вернуть ей Григория. И, казалось бы, судьба вознаграждает женщину за страдания. Узнав об измене Аксиньи, Григорий возвращается к оставленной жене, и у них рождается двое детей. Наталья счастлива. Став матерью, героиня расцветает, её жизнь наполняется новым смыслом. Но даже рождение детей не может заставить Григория полюбить жену. Терпеливая, верная Наталья не способна заменить ему страстной Аксиньи. Герой вновь начинает встречаться с любовницей втайне от жены.

Надо сказать, что любовь в «Тихом Доне» для главных героев оборачивается трагедией. Узнав о неверности мужа, беременная Наталья решает избавиться от ребёнка, не желая больше рожать от человека, который постоянно её предаёт. Это решение оказывается гибельным для героини. Она умирает от потери крови, пред смертью прощая Григория. Гибель Натальи стала для Григория настоящим ударом. По-своему герой любил жену и тяжело переживает её смерть, понимая, что именно он виноват в случившемся.

Григорий и Аксинья Астахова

Любовью в романе «Тихий дон» испытывает автор и другую героиню, Аксинью Астахову. Это женщина, которой в жизни изначально не повезло. Сначала она подверглась насилию со стороны родного отца, в дальнейшем вынуждена терпеть побои и унижения от мужа. Но, Аксинья принимает своё положение, как должное, до того момента, когда на неё обращает внимание молодой сосед, Григорий Мелехов.

Вначале Аксинья боится зародившегося в её душе нового чувства, «с ужасом увидела она, что её тянет к чёрному ласковому парню…разумом не желая этого, сопротивлялась всеми силами, замечала за собой, что по праздникам и в будни стала тщательней наряжаться». В конце концов, Григорий, который «упорно, с бугаиной настойчивостью, её обхаживал», добивается взаимности. Аксинья, никогда не знавшая любви, отдаётся ей целиком, уже не обращая внимания на соседей и не задумываясь о том, какая участь ждёт её, неверную жену, когда вернётся из лагерей Степан. Интересно отметить, что Григорий, который, казалось бы, страстно любит Аксинью, оказывается не готов ради возлюбленной бросить дом и уйти с ней на шахты. Кроме того, он не особенно переживает о том, что сделает с Аксиньей муж. Не смеет Григорий и противоречить отцу, который заставляет его женится на Наталье Коршуновой.

Говорят, что настоящие чувства проверяются только в разлуке. Так случается и с героями Шолохова. Аксинья, которая пытается забыть Григория и даже делает для этого отворот с помощью местной знахарки, только внешне смиряется с потерей любимого человека. Недолго способен прожить без Аксиньи и Григорий. Они покидают свои семьи и уходят в Ягодное.

Судьба вновь разлучает героев. После смерти дочери, Аксинья, оставшись одна, принимает ухаживания Листнцкого и Григорий, узнавший об этом, возвращается в семью. Но, видимо, Аксинье на роду было написано быть с Григорием до самой смерти. Она терпеливо ждёт. После смерти Натальи женщина сближается с Ильиничной, старается заменить мать детям возлюбленного. Григорий тоже понимает, что по-настоящему счастлив он может быть только с Аксиньей, которая, несмотря на все перипетии, пронесла любовь к нему через всю жизнь. После трагической смерти героини, Григорий осознаёт, что и его душа умерла вместе с ней.

Заключение

Итак, тема любви в «Тихом Доне» оказывается одной из ведущих. Она раскрывается на протяжении всего произведения, заставляя читателя сопереживать Аксинье, Наталье и Григорию. Все они обладают большим сердцем и достойны счастья. Тем трагичнее воспринимается их личная драма.

Тест по произведению



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: