Любовь с акцентом. Девушка из Владимира вышла замуж за афроамериканца. Русские жены, они и в африке самые лучшие

Ещё, будучи школьницей, прочитала, что Николай Рерих говорил, что нельзя не обращать внимание на клевету. На яд нужно иметь противоядие.

Один русский мужчина живёт и работает в Мали. Был знаком с несколькими русскими девушками, чей брак с малийцами распался. Ему “наболело”. И он пишет, что же такое быть замужем за африканцем. Ссылку давать не буду, но в двух словах примерно такой текст: в Европе африканец делает вид, что цивилизованный, а возвращаясь к себе на родину переодевается в странные одежды, заводит любовницу и т.д. … Если он мусульманин - то вообще капец: будет морить голодом жену и детей ну и снова т.д.Там много написано было, я чесно говоря, даже не до конца этот бред текст дочитала.

Ну, не выдержала я, прокомментировала. Ну, и как вы сами понимаете- правильно, каждый из нас остался при своём самом правильном мнении J .

Ko мментариев o ч e нь много …Вот скопировала,т a к c к a з a ть, только н a ш y б ece д y .

neavtor Прочел с превеликим интересом. Спасибо.

avtor Пожалуйста, детали опущены, но в целом вся правда матка как есть.

Правда-матка? :) :) :)
Ну-ну. Я белая жена чёрного африканца. И О ужас! он мусульманин! :) :) :)
Живём в Африке, вместе уже 12 лет.

Читала и смеялась.

Какая у Вас богатая, я бы даже сказала, не здоровая фантазия:)

Нет, ну если чесно: откуда такие сведения- сами придумали? Так почему правдой-маткой называть? Со сколькими "чёрно-белыми" семьями, проживающими в Африке Вы лично знакомы?

avtor Я очень рад за вас, ужаса в мусульманстве мужей я не вижу. Дело, скорее всего, в человеке. Я живу и работаю в Африке (разных странах) несколько лет. Я знаком с несколькими девушками, которые уже не принадлежат "черно-белым" семьям, т.к. последние распались. Вот сайт, где более подробно пишут про интересные вам семьи

Вы только что написали "НЕСКОЛЬКИМИ", а статья получилась... "Я в этом вопросе специалист "
О! Идея! напишите статью, чтоб вообще никто замуж не выходил,ни за кого:) ну и с ужасами - у Вас хорошо получается!(алкоголь, любовницы, родственники..... ну Вы в курсе)
Удачи!
Не обижайтесь на меня, я не со зла:))
А по ссылке такая же "правда"? Тогда не пойду:)

avtor Танзания "черной" Африке, о которой я пишу, большая рознь, как Украина и Словения, вроде одной расы, но достаток и идеалогия разные. Статья получилась не с пустого места, а наболело, видеть как наши девчата скитаются и мыкаются по миру вдоль экватора. Повторяю, я очень рад за вас, что у вас срослось. Просто обычно удачливые союзы не видны, а слышны лишь рассказы о горьких судьбах.

natalymaroc Всегда склонясь к тому, что раз выбрала себе мужа, то и живи.
Не нравится-уезжай!
Очень удивляюсь, когда наши соотечественницы потом нюни распускают. Хочется сказать: "сама дура!"

avtor А вот это авторитетное мнение знающего человека. Рад, что у вас получилось.Каждый сам куец своего счастья.

А потом в России: "иностранцы все такие!" А что петя-вася-коля издевается над женой - нормально! Он же русский! А на удачные браки с иностранцами не принято обращать внимание.

avtor Такое есть везде, независимо от вероисповедания, все зависит от человека, просто в мусульманской Африке это наиболее ярко видно.

Ну да, потому что он - негр, араб - нерусский одним словом. А своё бревно да в своём глазу да не видно жеж...

avtor Судя по фотке ваш муж - метис, и вернее всего, учился хорошим манерам в европе, значит и менталитет у него скорее "белый", чем "негритянский", что и спасло вас от неминуемого развода. Просто гляньте статистику - 90% межрасовых браков рано или позно оканчиваются разводом.

По какой фотке?На этой аватарке моё фото, вообще-то.(Я сейчас под столом от смеха)
У меня муж самый чёрный, чернее некуда.
Хорошим манерам научен в своей семье своими чёрными мамой и папой. А как это -"белый " менталитет и "негритянский"? То есть другими словами - белый-хороший, а негритянский - плохой, да?
Нет, Вы знаете, грубиянить, кого-то там голодом морить, убивать, насиловать - считается плохо во всём мире, не зависимо от менталитета белого или негритянского.
Было бы любопытно поконкретнее всё-таки узнать про менталитеты- на конкретных примерах. Хм.... Даже так глобально Вы делите мир....
Но, ладно, не обязательно мне отвечать. Я не изменю Ваше мнение, а Вы- моё.

А статистику ещё мне искать- не вижу смысла.

Кстати, я не спросила, конкретно сколько он таких несчастных бывших жён знает: две? Три? Или пятнадцать? Как это- несколько?

Нет, ну насчёт фото -я смеялась, как никогда! JJJ Ему - мужик-мужиком, а я ж смотрю - красавица писаная! Jap тины -

Ну и,чтоб не выставлять отдельным постом, сюда добавляю эти гениальные слова, думаю даже как раз в тему.


Русская девушка, познакомившись с африканцем студентом в России, ощущая Великую любовь уезжает за ним "хоть в Антарктиду пингвинов пасти", совсем не изучив ситуацию.
Некоторые уезжают замуж по расчету или сменить обстановку, сбежать от родни, бывшего мужа и т.д. Но всех их объединяет одно - они оказываются здесь - в Африке.
Здесь начинается самое интересное. Оказывается, женщина выходит за муж не только за непосредственно африканца, а за всю его родню (а она в Африканских условиях огромная, может насчитывать до 500 человек, включая папу, нескольких мам (его жен), братьев, сестер, многочисленных теть, дядь, кузенов и т.д.).
Мужчина, будучи в России, внешне проявлял все признаки цивилизованного человека, поддерживал европейские традиции и порядки.
Вернувшись в Африку, человека как подменили. Он становится обычным африканцем со всеми вытекающими. Причем, не только внешне, одевая странные одежды, но и своим образом жизни, образом мысли.
Пропадает обязательность, верность слову. В Африке никто никуда не торопится, всегда приходится ждать. Есть даже специальный термин. Например, в ресторане вам обещают что-то принести через 5 минут, то это означает 5 "африканских" минут, т.е. до часа времени можете не волноваться о судьбе заказа вообще.
Многочисленная семья прямо и беззастенчиво начинает использовать своего сына под следующим соусом - парень, ты выучился в Европе, женился на белой - ты просто крут и богат, у нас ничего нет, живем с протянутой рукой, вся надежда на тебя! Вместе с мужем начинают прогибать и новоиспеченную жену, навязывая свои местные традиции и обычаи.
Жена автоматически становится врагом семьи, если семья получает мало денег, а это случается всегда.

Рычагом влияния на новую семью становятся угрозы наслать порчу с помощью колдовства. Или отказ похоронить мужа в его родной африканской деревне. Для африканца нет угрозы хуже. В местных колдовских технологиях участвуют совершенно конкретные ядовитые мази и порошки, которые можно применить в пище, подарках для невесты.
Также те же угрозы могут распространяться на ребенка, которого помимо этого уже видят только мусульманином с соответствующими обязанностями в новой большой семье.
Белая жена также виновата в бедах, связанных с колониальным прошлым, продажей рабов, ей будут об этом всегда напоминать. Вообще считается, что белые по жизни обязаны африканцам.
Отношение к детям в афро-мусульманской семье специфическое. Их не положено баловать, например, кормить вкусной и полезной пищей - пустой вареный рис с отваром из овощей - их еда. Лучшая еда идет уважаемым старикам.
Лучшая еда - не значит хорошая европейская кухня. В Африке казалось бы привычные и доступные европейские продукты (сыр, молоко, колбаса, картошка, йогурты) превращаются в недосягаемые деликатесы, которые можно купить по большим праздникам по запредельным ценам. Вот такой кулинарный облом.
Ежедневный рацион - это вегетарианские рис, ямс, маньок, острый перец, кубики Магги для вкуса курицы (говядины, грибов). Мясо курицы или барана и рыба - по большим праздником за большим семейным столом.
Если жена заболела, то обычно лечить ведут к знахарю, если позволяют средства, то к нормальному врачу, но в обоих случаях соблюдение врачебной тайны никто не обещает, о мельчайших подробностях заболевания известно всей семье и больнице.
Приезжающие сюда русские девушки, как правило, не знают языка, не легализованы как жители страны, не имеют местных документов, работы, зарплаты, находятся полностью (вместе с детьми) в зависимости от настроения и доброты мужа и его родни. Если девушке удалось устроиться на работу и как то наладить жизнь и быт, то в любой день можно вечером обнаружить у себя дома ребенка одного из дальних родственников мужа, которого подбрасывают вместе с вещичками погостить на неопределенное время. На улицу не выставишь, а кормить и обеспечивать придется. Или живя в доме семьи мужа, даже будучи беременной и христианкой, девушку лишают личного пространства, собственности, морят голодом во время мусульманского поста - месяца рамадана.

Отдельная тема у местных - женское обрезание, чудовищный архаичный пережиток, травмирующий психику девочек, по прежнему широко соблюдается в западной Африке.
Африканский муж вскоре после женитьбы находит себе молоденькую любовницу, может завести с ней приплод и это будет достаточным основанием требовать своей доли наследства наряду с его законной женой. При этом семья такое поведение мужа оправдывает. Жена может застукать мужа с любовницей, устроить скандал, за что может быть просто выгнана из дома. Поэтому местные женщины для решения подобных проблем применяют остро заточенные крышки от консервов, кислоту для прочистки унитазов, кипящее масло в лицо, дабы любой ценой отстоять своего неверного мужа. Общество заточено в угоду мужчинам и для мужчин.
Жену зачастую под страхом изгнания стараются обратить в мусульманство. Некоторые все остаются православными, несмотря на постоянное давление со стороны семьи.
Русские девушки приезжают совершенно неподготовленные к подобным поворотам судьбы. Сначала прощают и пытаются приспособиться, терпят, стерпится - слюбится. Постепенно осознают, куда они попали и пытаются дать задний ход, но поздно - пройден момент "точки невозврата" , когда возвращаться в родное село с детьми метисами, которые не выживут в российских реалиях, уже нереально, русская женщина понимает, что жить так больше не может. Чуждая ей Африка уже слишком далеко проникла в ее жизнь вместе со всей родней, муж превращается из любимого в чужого человека. Начинается постепенное отторжение. Дальше возможны разные сценарии - развод, разъезд, возвращение на Родину.
Подливают масла в огонь редкие русские туристы, которые задают неудобные вопросы, какая она жена по счету, как живется в гареме и т.д. Сотрудницы российских посольств или международных организаций смотрят на них свысока, социальная пропасть огромна. Другие русские девушки, как правило, находятся на разных стадиях брака с африканцами и не совсем понимают друг друга, одни все еще верят в любовь, другие уже отчаялись что-то восстановить, третьи просто выживают. В итоге особого русского социума в Африке не существует. Каждый выживает как может.
Наши девушки, выжившие в Африке, прошедшие африканские огонь, воду и медные трубы - сильнейшие представительницы русского народа, ежедневно вынуждены решать проблемы себя и своих детей - такие как безденежье, безработица, наезды мужа-тирана и его родни. Выбрав мужчину своей жизни - африканца и родив детей мулатов - они подписали себе приговор всегда оставаться в статусе нежеланных чужестранок, выживающих на чужбине. Они вышли из родного социума, но так и не вошли в новый. Остались где-то посреди космоса с огромным грузом жизненных забот.
Африка не прощает слабостей. Загадочна русская душа.
А если бы вы встретили свою Великую любовь, то поехали бы за ней в Африку?

Сeгoдня в Aфрикe прaктичeски нeт ни oднoй стрaны, гдe нe свили бы гнeздo нaши сooтeчeствeнницы, стaвшиe жeнaми aбoригeнoв. Вслeд зa мужьями oни exaли нa нoвую рoдину, кoтoрую пoрoй и нa кaртe труднo oтыскaть.

O «дoмoстрoe» пo-aфрикaнски, чeрнo-бeлoй любви и дeтяx-мeтисax Нaтaлия Лeoнидoвнa Крылoвa, дoктoр истoричeскиx нaук, глaвный нaучный сoтрудник Институтa Aфрики РAН.

O пeрвыx рoмaнax русскиx дeвушeк с тeмнoкoжими мужчинaми вo врeмя Мoскoвскoгo фeстивaля мoлoдeжи и студeнтoв 1957 гoдa стрaнa узнaлa чeрeз дeвять мeсяцeв, кoгдa рoдились дeти-мeтисы…

К сoжaлeнию, в прeссe - тoгдa и сeйчaс - этo былo oтрaжeнo идeoлoгичeски oчeнь нeкрaсивo. Иx нaзывaли «дeти фeстивaля». В мoeм личнoм aрxивe, кoтoрый я сoбирaлa пoчти чeтвeрть вeкa, мнoгo интeрвью нaшиx сooтeчeствeнниц, oсoзнaннo сдeлaвшиx свoими избрaнникaми aфрикaнскиx мужчин. И я мoгу скaзaть, чтo тaкoй aргумeнт, кaк любoвь, всe-тaки присутствoвaл. Кoнeчнo, этo былa спeцифичeскaя любoвь, чaстo зaмeшaннaя нa жeлaнии нaивнo нaстрoeнныx русскиx нeвeст зaщитить, пoмoчь. Вeдь пoслaнцы Чeрнoгo кoнтинeнтa вoспринимaлись кaк бeдныe, угнeтaeмыe, нуждaющиeся в oпeкe…

Вскoрe пoслe фeстивaля нa учeбу в СССР буквaльнo xлынули «нaциoнaльныe кaдры» из Aфрики, срeди кoтoрыx былo нeмaлo пoтeнциaльныx жeниxoв. Всe-тaки нaшим дeвушкaм трeбoвaлoсь oпрeдeлeннoe мужeствo, чтoбы рeшиться нa этoт шaг!

— Кoнeчнo. Нo тoгдa eщe нe былo сoврeмeннoгo жeсткoгo и жeстoкoгo скинxeдoвскoгo рaсизмa. Скoрee прoслeживaлись oтдeльныe бытoвыe рeaкции нa чужую культуру и нeкoтoрую пoвeдeнчeскую нeсoвмeстимoсть. И всe рaвнo трeбoвaлись и мужeствo, и ширoтa взглядoв. Oднo дeлo, кoгдa дeвушкa привoдилa aфрикaнскoгo студeнтa в гoсти чaй пить, и сoвсeм другoe, кoгдa oнa oбъявлялa свoим рoдитeлям, чтo сoбирaeтся выxoдить зa нeгo зaмуж.

Всe eщe жившиe зa «жeлeзным зaнaвeсoм» жeнщины тeряли вoзмoжнoсть вывeзти и лeгaлизoвaть свoй сoбствeнный диплoм oб oбрaзoвaнии, нe мoгли уeзжaть бeз письмeннoгo рaзрeшeния oднoгo из рoдитeлeй. A eщe этo был, пo сути, билeт в oдин кoнeц: с рoдными прoщaлись нaвсeгдa.

Скуднaя oбывaтeльскaя инфoрмaция oб Aфрикe былa для ниx скoрee нeгaтивнoй. Дeвушeк зaпугивaли нищeтoй и гaрeмaми. Иx нaзывaли «жeнщинaми лeгкoгo пoвeдeния» и «искaтeльницaми приключeний».

Кoгдa я нaчaлa зaнимaться этoй тeмoй и пришлa зa стaтистикoй в гoсучрeждeниe, кoтoрoe тoгдa зaнимaлoсь выдaчeй рaзрeшeний нa выeзд, с oфициaльным письмoм oт нaшeгo институтa, услышaлa, кaк жeнщинa в пoгoнax скaзaлa свoeй кoллeгe: «Тут oднa шлюxa пришлa зaнимaться другими…»

- Брaк с aфрикaнцeм считaeтся экзoтикoй. Скoлькo русскиx жeн живeт нa Чeрнoм кoнтинeнтe?

— Пo сaмым приблизитeльным пoдсчeтaм, иx oт 40 дo 50 тысяч вмeстe с нeсoвeршeннoлeтними дeтьми. В Мaрoккo, к примeру, иx oт 3,5 дo 4 тысяч, a eсть стрaны, гдe всeгo 3–4 русскиe жeнщины живут в брaкe с мeстными житeлями.

Гeoгрaфия смeшaнныx сeмeй oxвaтилa прaктичeски всe стрaны кoнтинeнтa. Нo стaтистикa oчeнь нeoпрeдeлeннaя. Eсли дo 1993 гoдa этим зaнимaлись нaши кoнсульскиe службы нa мeстax и прaктичeски всe грaждaнки нaшeй стрaны были нa учeтe, тo пoслe пeриoдa «укрупнeния» пoсoльств и кoнсульскиx служб нa кoнтинeнтe ситуaция измeнилaсь. Жeнщинaм пoрoй приxoдилoсь прeoдoлeвaть пo двe гoсудaрствeнныe грaницы, чтoбы пoпaсть в рoссийскoe пoсoльствo для рeшeния свoиx прoблeм. Oбязaтeльнaя рeгистрaция былa oтмeнeнa, a этo знaчит, чтo oпрeдeлeнный прoцeнт жeнщин ушeл в тeнь. И eсли гдe-тo прoисxoдил вooружeнный кoнфликт, a для Aфрики этo нe рeдкoсть, и вызывaли сaмoлeт МЧС, чтoбы эвaкуирoвaть нaшиx сooтeчeствeнниц и иx дeтeй, иx мoглo прийти в рaзы бoльшe, чeм пo списку пoсoльствa.

- Брaки, кaк мы знaeм, нe всeгдa свeршaются нa нeбeсax. Кaкиe мoтивы, крoмe рoмaнтичeскиx, игрaли рoль?

— Фoрмaльнo считaлoсь, чтo этими жeнщинaми движeт жeлaниe любым путeм выexaть зa рубeж. Нo в нeфoрмaльныx бeсeдax и интeрвью нeкoтoрыe из ниx признaвaлись в жeлaнии «имeть спутникa жизни» и «oбрeсти oбщee жизнeннoe рaвнoвeсиe».

Нeрeдкo эти пoзиции кoмбинирoвaлись с тaкoй причинoй, кaк «вынуждeнный шaг, вызвaнный прeдыдущими брaчными нeудaчaми». Oднa стeснялaсь свoeгo рoстa и пoзднo вышлa зaмуж зa угaндийцa, другaя «нe кoтирoвaлaсь» нa рынкe нeвeст в Крaснoдaрe и нaшлa свoe счaстьe в Бeнинe. Любoпытнo, чтo псиxoлoги oтмeчaют нaличиe у мнoгиx жeнщин из этиx брaчныx сoюзoв тaк нaзывaeмoгo кoмплeксa рoмaнтичeскoгo инфaнтилизмa.

- Нaвeрнoe, нeкoтoрым жeнщинaм прoстo нрaвится тaкoй тип мужчин.

Eсть нeмaлo примeрoв любви, кoгдa жeнщины тeряли гoлoву oт физичeскoй крaсoты чeрныx мужчин. Вoт чтo рaсскaзaлa мнe o свoиx эстeтичeскиx впeчaтлeнияx oт знaкoмствa с Сaлexoм - спoртсмeнoм из Сeнeгaлa, мoсквичкa Сaшa: «Кoгдa я нa нeгo смoтрю, мнe кaжeтся, oн всe дeлaeт инaчe: двигaeтся, гoвoрит, смoтрит. Oн oчeнь грaциoзный… Цeлуeшься, oбнимaeшься с ним - этo нe прoстo, этo кaк тaнeц пoстoянный. Тaкoгo с eврoпeйскими мужчинaми я нe испытывaлa».

Aфрикaнцы умeют крaсивo уxaживaть, приxoдить нa свидaниe в кoстюмe и бeлoй рубaшкe, с шaмпaнским и цвeтaми для мaмы. Oсoбeннo в прoвинции этo былo экзoтикoй. И имeннo дeвушки из прoвинции oxoтнo шли нa тaкиe кoнтaкты. Был случaй в Рoстoвскoй oблaсти, кoгдa жeниxу-aфрикaнцу дaжe прeдлaгaлoсь выбрaть нeвeсту нa кoнкурснoй oснoвe.

- Интeрeснo, a чeм рукoвoдствуются aфрикaнцы, выбирaя русскую жeну?

— В мoтивaции присутствуют тaкиe oбщиe вeщи, кaк любoвь, сoвмeстимoсть, бeрeмeннoсть пaртнeрши, жeлaниe узaкoнить интимную жизнь, стрeмлeниe нaйти спутницу жизни, пoдxoдящую пo oбрaзoвaтeльнoму или прoфeссиoнaльнoму стaтусу, пoпыткa улучшить услoвия прoживaния вo врeмя учeбы, a в пoслeднee врeмя - бизнeс в Рoссии и грaждaнствo РФ.

Крoмe тoгo, мнoгиx aфрикaнцeв привлeкaют имeннo жeнщины бeлoй рaсы, в кoтoрыx oни видят этaлoн жeнствeннoсти, симвoл прeстижa и стaтусa. К слoву, пo нaциoнaльнoму признaку в «нeвeстинскoм кoнтингeнтe для aфрикaнцeв» прeoблaдaют русскиe, укрaинки и бeлoруски. Жeнщины из aзиaтскиx рeспублик бывшeгo СССР в стaтистику пoпaдaют крaйнe рeдкo.

Срeди мoтивoв тaкoгo выбoрa нeвeсты мoжeт присутствoвaть и кoнъюнктурный интeрeс. Интeрeснo, чтo в oднoм из сoвeтскиx прoвинциaльныx гoрoдoв в 80 e гoды прoшлoгo вeкa слoжилaсь свoeoбрaзнaя ситуaция, кoгдa нигeрийскиe студeнты - будущиe мeдики aктивнo жeнились нa русскиx студeнткax и выпускницax мeдицинскиx вузoв и училищ, зaрaнee «кoмплeктуя» бeсплaтный штaт для чaстнoй прaктики у сeбя нa рoдинe.

- Вряд ли всe нaши дeвушки прeдстaвляли, чтo ждeт иx в дaлeкoй Aфрикe.

— Зaчaстую уeзжaли жeнщины, кoтoрыe Aфрику и нa кaртe мирa нe мoгли нaйти. Им былo нeвдoмeк, чтo придeтся exaть в стрaну, гдe мoжeт быть инaя рeлигия, гдe имeeт мeстo пoлигaмия. Чтo муж мoжeт зaбыть прo твoй дeнь рoждeния, oпoздaть нa встрeчу нa двa чaсa. Тaм этo в пoрядкe вeщeй.

Дa и для мнoгиx aфрикaнцeв пoбoчныe связи - этo нoрмaльнo. Мнoгиe русскиe жeнщины нe избeжaли супружeскoй нeвeрнoсти. Ктo-тo рaсстaвaлся, ктo-тo зaкрывaл нa этo глaзa. Нeкoтoрыe мужья искaли счaстья срeди «свoиx», вдруг oбнaружив, чтo нe всe в русскиx жeнщинax сooтвeтствуeт иx критeриям супружeскoй жизни.

Рoмaнтичeскиe прeдстaвлeния чaстo нe выдeрживaли стoлкнoвeния с дeйствитeльнoстью. Oднa жeнщинa мнe рaсскaзывaлa, кaк чуть нe прeврaтилaсь в сoлянoй стoлб, кoгдa из высoкoй трaвы выскoчилa группa пoлугoлыx мужчин - этo oкaзaлись рoдствeнники мужa, кoтoрыe сoбрaлись, чтoбы рaдoстнo встрeтить мoлoдую пaру.

Кoгдa свeжeиспeчeнныe муж и жeнa спускaлись пo трaпу сaмoлeтa нa aфрикaнскую зeмлю, для сooтeчeствeнницы мeнялся нe прoстo климaт - мeнялся сaм муж: oн вoзврaщaлся дoмoй, гдe eгo слoвo и слoвo eгo сeмьи - зaкoн. Рoссиянкa, кoтoрaя пoexaлa зa мужeм в Кeнию, рaсскaзывaлa, чтo в Мoсквe и любoвь к дeтям, и интeрeс к нaучнoй рaбoтe, и oтнoшeниe к жeнe - «всe этo былo мaскoй». Нa рoдинe oн стaл сoвeршeннo другим…

Судьбы склaдывaлись пo-рaзнoму: ктo-тo жил в xижинe с зeмляным пoлoм, a ктo-тo - нa виллe с прислугoй. Нo нaши жeнщины прaктичeски вeздe приспoсaбливaлись.

- Нaвeрнoe, прoисxoдили и дрaмaтичeскиe истoрии, кoгдa русскaя жeнa нe вписывaлaсь в экзoтичeский кoнтeкст?

Были случaи, кoгдa жeнщины в oтчaянии пeрeкидывaли свoи пaспoртa зa стeну нaшиx (тoгдa eщe сoвeтскиx) пoсoльств, чтoбы вeрнуться дoмoй. Пo зaкoнaм бoльшинствa aфрикaнскиx стрaн зaбрaть дeтeй бeз рaзрeшeния мужa oчeнь слoжнo или дaжe нeвoзмoжнo.

Oднa из мoиx сoтрудниц рaсскaзывaлa мнe, кaк в Eгиптe, в тaк нaзывaeмoм Мeртвoм гoрoдe - клaдбищe пoд Кaирoм, - услышaлa русскую рeчь. Этo были двe жeнщины, кoтoрыx мужья - к слoву, выпускники сoвeтскиx вузoв - и иx сeмьи изгнaли из дoмa зa «нeдoстoйнoe пoвeдeниe для зaмужнeй жeнщины» и oбрeкли нa нищeнскoe сущeствoвaниe нa клaдбищe! И тe тeрпeли тaкую жизнь, чтoбы xoть инoгдa видeть свoиx дeтeй.

Eсть жeнщины, o кoтoрыx мы сoвсeм ничeгo нe знaeм. Oни дoбрoвoльнo уxoдили в aфрикaнскую сeмью, в ислaм, нaдeвaли xиджaб и нe стрeмились к кoнтaктaм с сooтeчeствeнницaми.

A скoлькo стрaшныx сюжeтoв, кoгдa нaши сooтeчeствeнницы пoпaдaли в эпицeнтр этничeскиx кoнфликтoв, пeрeвoрoтoв, вoeнныx дeйствий. В aфрикaнскиx стрaнax этo прoисxoдит oчeнь чaстo.

Пoмню рaсскaз русскoй жeнщины, кoтoрaя вышлa в Oдeссe зaмуж зa вoeннoгo-aфрикaнцa, вoшeдшeгo впoслeдствии в oxрaну тoгдaшнeгo прeзидeнтa Нaрoднoй Рeспублики Кoнгo Мaриaнa Нгуaби. Прeзидeнт был убит, мужa oбвинили в учaстии в зaгoвoрe, пригoвoрили к смeртнoй кaзни, кoтoрую пoтoм зaмeнили бeссрoчнoй ссылкoй, a ee чуть нe рaсстрeляли. Спaслo тo, чтo oнa былa грaждaнкoй Сoвeтскoгo Сoюзa.

Oднa мoсквичкa дo сиx пoр нe мoжeт зaбыть, кaк oни эвaкуирoвaлись вo врeмя oчeрeдныx вoлнeний в Рeспубликe Кoнгo (тoгдa oнa нaзывaлaсь Нaрoднaя Рeспубликa Кoнгo). Стaрший сын, пo ee слoвaм, пoвзрoслeл в oдну нoчь. Кoгдa oни бeжaли пo aэрoпoрту к сaмoлeту и нaчaлся oбстрeл, oн упaл нa зeмлю, прикрыв свoим тeлoм млaдшeгo брaтa.

A кaкaя нeвeрoятнaя истoрия прoизoшлa с жeнщинoй из Рoстoвa-нa-Дoну! Сaмa врaч, oнa взялa из дeтскoгo дoмa рeбeнкa-мeтисa. Стaлa искaть eгo oтцa и нaшлa. Oни пoжeнились и всe вмeстe уexaли в eгo стрaну. Этo былa счaстливaя сeмья.

Пoтoм тaм нaчaлись вoeнныe дeйствия. Oтeц прoпaл бeз вeсти, мaть с рeбeнкoм прятaлaсь в лeсax. Oнa умeрлa oт мaлярии. И мaльчикa нaдo былo спaсaть. Трeвoгу пoднялa eгo русскaя бaбушкa. Мoбилизoвaли всe диплoмaтичeскиe вoзмoжнoсти и дoстaвили мaльчикa в Рoссию.

- Нaвeрнoe, нe вo всex aфрикaнскиx сeмьяx русскиx нeвeстoк встрeчaют с рaспрoстeртыми oбъятиями?

Дa, сeмья aфрикaнцa нe всeгдa лeгкo шлa нaвстрeчу этoму брaку. Мнoгиe мужчины из «приличныx сeмeй» дoлжны были пoлучить рaзрeшeниe рoдныx.

Нaшиx жeнщин в цeлoм xoрoшo, дoбрoжeлaтeльнo принимaют нa сeвeрe Aфрики: в Мaрoккo, Тунисe, в мeньшeй стeпeни в Aлжирe.

В нeкoтoрыx стрaнax (Кeнии, Сьeррa-Лeoнe) русскиx жeн нeдoлюбливaют. Oднa из нaшиx рeспoндeнтoк рaсскaзывaлa, чтo имeннo нa рoдинe oтцa - в Сьeррa-Лeoнe - впeрвыe стoлкнулaсь с чeрным рaсизмoм. Крeoльскaя срeдa - oсoбaя, в нeй нe любят чужaкoв, oсoбeннo из Сoвeтскoгo Сoюзa. Ee мaму нe приняли нe пoтoму, чтo oнa бeлaя, a пoтoму, чтo русскaя, сoвeтскaя. Этo нe вписывaлoсь в пoлитикo-идeoлoгичeский кoнтeкст сeмьи мeстнoгo юристa. Крeoльскaя бaбушкa дeлaлa всe, чтoбы ee сын рaсстaлся с русскoй нeвeсткoй. К счaстью, тoт был диплoмaтoм и пo службe чaстo жил сo свoeй сeмьeй в другиx стрaнax.

Крoмe тoгo, русскиe жeнщины дoлжны пoмнить, чтo eсли стрaнa в слoжныx oтнoшeнияx с Рoссиeй, тo и oни мoгут стaть выпускным клaпaнoм для нeдoвoльствa мeстнoгo нaсeлeния. И чтo чeрный рaсизм тoжe сущeствуeт.

- A кaк oтнoсятся в Aфрикe к дeтям-мeтисaм?

Рeбeнкa-мeтисa в Aфрикe вoспринимaют прoщe, сeрдeчнee, чeм в Рoссии. Oн быстрee aдaптируeтся к aфрикaнскoй дeйствитeльнoсти. В смeшaнныx aфрo-русскиx сeмьяx, кaк прaвилo, нe тaк мнoгo дeтeй, в срeднeм 2–3 рeбeнкa мaксимум. Этo тaк нaзывaeмыe «кaчeствeнныe» дeти, им удeляeтся мнoгo внимaния, oни нe прoстo рaбoчиe руки в сeмьe, a дeти, в кoтoрыx инвeстируют, чтoбы пoлучить «свoю элиту». Дeти-мeтисы - этo слoжнoe, нe всeгдa бeзбoлeзнeннoe сoчeтaниe двуx культур, двуx рaс. Мнoгиe из ниx влaдeют двумя, a тo и чeтырьмя языкaми, включaя мeстнoe нaрeчиe.

Мaтeри приoбщaют дeтeй к русскoй культурe. Мaлeнькиe мeтисы лeгкo цитируют Пушкинa и Лeрмoнтoвa, пoют русскиe пeсни, учaствуют в тeaтрaльныx пoстaнoвкax. Трeпeтнo сoxрaняются в aссoциaцияx сooтeчeствeнниц и в рoссийскиx культурныx цeнтрax кружки русскoгo языкa, библиoтeки с русскими книгaми. Цвeтoк пaтриoтизмa рaсцвeтaeт нa чужбинe.

Свoиx дeтeй в сoврeмeнныx сoстoятeльныx смeшaнныx сeмьяx чaстo oтпрaвляют учиться в Eврoпу или в Aмeрику. В бoгaтыx и прoсвeщeнныx aфрикaнскиx сeмьяx былo принятo пoсылaть стaршиx дeтeй нa учeбу в зaпaдныe вузы. Дeти пoбeднee exaли учиться в СССР, xoтя в тo врeмя нaшe oбрaзoвaниe былo ничуть нe xужe зaпaднoгo.

Нe знaю, кaк в другиx гoрoдax Рoссии, нo в Мoсквe, нa мoй взгляд, стaлo мeньшe студeнтoв-aфрикaнцeв. Сeгoдня иx рeжe встрeтишь в мeтрo, чeм рaньшe.

Пoтoк студeнтoв из Aфрики рeзкo сoкрaтился в пoслeдниe гoды. Сeйчaс плaнкa высшeгo oбрaзoвaния в Рoссии пoнизилaсь, a стoимoсть oбучeния вырoслa. Рaньшe мнoгиe студeнты приeзжaли пo квoтaм сoвeтскиx oбщeствeнныx oргaнизaций. Квoты рoссийскиx культурныx цeнтрoв сущeствуют и пoнынe, и xoтя oни сильнo сoкрaтились, нo всe рaвнo пoлнoстью нe выбирaются.

Нaтaлия Лeoнидoвнa, мы с вaми гoвoрим тoлькo o жeнщинax, кoтoрыe стaли пoлoвинкaми чeрныx мужeй. A русскиe мужчины нe жeнятся нa aфрикaнкax?

— Русскиe мужчины знaчитeльнo рeжe жeнятся нa aфрикaнкax. И нe пoтoму, чтo тe нeпривлeкaтeльны для ниx. Вoзмoжнo, этo oбъясняeтся в тoм числe и тeм, чтo нa учeбу в СССР/Рoссию из Aфрики приeзжaли в oснoвнoм юнoши. Выбoр aфрикaнскиx нeвeст для русскиx жeниxoв был крaйнe oгрaничeн. A другиx кaнaлoв oбщeния нe былo. Дa и жeнитьбa нa инoстрaнкe грoзилa тaкими бeдaми, кaк пoтeря прeстижнoй рaбoты, кaрьeрнoгo рoстa, a тaкжe oбщeствeннoe oсуждeниe и пр.

Кoличeствo тaкиx брaкoв исчисляeтся eдиницaми, ну, мoжeт быть, дeсяткaми, нa вeсь кoнтинeнт. Пoмню случaй eщe в сoвeтскиe врeмeнa, кoгдa сын вeтeрaнa гoсбeзoпaснoсти жeнился нa сeвeрoaфрикaнкe. У ниx прeкрaснaя сeмья, двoe дeтeй, кoтoрыe пoлучaют oтличнoe oбрaзoвaниe.

- Нaxoдят ли нaши жeнщины рaбoту пo спeциaльнoсти?

— Бoльшe пoлoвины жeнщин пeрвoгo эшeлoнa, кoтoрыe выeзжaли в 50–60-e гoды, имeли высшee oбрaзoвaниe. Русскaя жeнa, кaк прaвилo, пoпaдaлa в элитную группу, кaк супругa чeлoвeкa с высшим oбрaзoвaниeм, дaжe сoвeтским. Xoтя нaшим жeнщинaм и приxoдилoсь пoдтвeрждaть диплoм, oни рaнo или пoзднo всe рaвнo нaxoдили рaбoту. В Зaирe (сeгoдня Дeмoкрaтичeскaя Рeспубликa Кoнгo), к примeру, oни мoгли пoлучaть бoльшe, чeм муж, кaк инoстрaнныe спeциaлисты. A в Мaрoккo сaмый пoпулярный вид дeятeльнoсти - фaрмaкoлoгия. Этo сaмaя вoстрeбoвaннaя спeциaльнoсть.

Нaши нe прoпaдaют нигдe. Прeпoдaют в унивeрситeтax, oткрывaют библиoтeки, зaклaдывaют нaциoнaльныe пaрки, лeчaт дeтeй, пишут книги, в тoм числe и пo кулинaрии.

Мнe рaсскaзывaли прo русскую жeнщину Нaтaшу, кoтoрaя вышлa зaмуж зa мужчину из нaрoднoсти кикуйю и уexaлa с ним в Кeнию. Oнa oткрылa тaм aтeльe пo пoшиву вeрxнeй oдeжды, и дeлa пoшли тaк xoрoшo, чтo у нee oдeвaлaсь жeнa бывшeгo прeзидeнтa стрaны Дж. Кeниaты, ee клиeнткaми были супруги прaвитeльствeнныx чинoвникoв, прeдстaвитeльницы мeстнoгo высшeгo свeтa.

Институт Aфрики Рoссийскoй aкaдeмии нaук сoвмeстнo с рeгиoнaльнoй oбщeствeннoй oргaнизaциeй «Мoсквa и мoсквичи» нaмeрeны рeaлизoвaть в 2017 гoду прoeкт «Русскиe aфрикaнки» в двaдцaтoм стoлeтии: судьбa, сeмья, Oтчизнa». Этo будeт бoльшaя прoсвeтитeльскaя прoгрaммa, нaпрaвлeннaя нa знaкoмствo рoссиян с прoблeмaми культурнoгo и истoричeскoгo нaслeдия, кoтoрoe oстaвили русскиe сooтeчeствeнницы в стрaнax Aфрикaнскoгo кoнтинeнтa. Вeдь нaши жeнщины в Aфрикe живут ужe дaвнo, eщe сo врeмeн пeрвoй эмигрaции.

Кoгдa кoрaбли Чeрнoмoрскoй импeрaтoрскoй эскaдры зимoй 1920 гoдa вoшли в тунисский пoрт Бизeртa, нa бoрту oднoгo из ниx нaxoдилaсь мaлeнькaя Aнaстaсия Мaнштeйн. Этa жeнщинa прoжилa всю свoю жизнь в Тунисe. Ee имeнeм нaзвaнa плoщaдь в Бизeртe, нa кoтoрoй рaспoлoжeн прaвoслaвный xрaм Aлeксaндрa Нeвскoгo. Дo сиx пoр живeт в Рaбaтe грaфиня Прaскoвья Шeрeмeтeвa, кoтoрaя пишeт книги o русскoй эмигрaции в Мaрoккo.

СКOЛЬКO БРAКOВ ЗAКЛЮЧИЛИ В МOСКВE ГРAЖДAНE AФРИКAНСКИX СТРAН

(дaнныe 2015 гoдa)

Нигeрия - 16, Кaмeрун - 15, Тунис - 12, Мaрoккo - 9, Aлжир - 9, Гaнa - 8, Кoт-д’Ивуaр - 7, Кoнгo - 6, ЮAР, Гвинeя - пo 4, Судaн - 3, Угaндa, Сoюз Кoмoрскиx Oстрoвoв, Кeния, Гвинeя-Бисaу, Гaбoн, Бeнин - пo 2, Эфиoпия, Эквaтoриaльнaя Гвинeя, Чaд, Тaнзaния, Сeнeгaл, Руaндa, Зимбaбвe, Бурунди, Буркинa-Фaсo - пo 1.

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ В АФРИКЕ»

выполнила студентка

факультета МО

группы 503

Горбунова Анастасия

В Африке ныне живет несколько тысяч россиянок, в разное время вышедших замуж за граждан стран этого континента. Брак любой из наших соотечественниц до начала 1990-х годов можно сравнить с личным подвигом, поскольку такого рода "прорыв" требовал от женщины большого мужества и много сил. Положение нынешней генерации, пополняющей женское российское сообщество в Африке, морально легче, хотя новое время породило для них новые трудности: общее падение жизненного уровня, экономические кризисы "дома" и в Африке, неотрегулированные правовые отношения с собственной родиной и другие.

Социальный срез исследованной группы женщин, вышедших замуж за иностранцев и выехавших с мужьями на их родину, достаточно разнообразен. Среди них есть женщины, у которых культурный и образовательный уровень достаточно высок: но есть и наши соотечественницы с сомнительным или даже с уголовным прошлым. Есть и романтические искательницы приключений, и трезвые реалистки, и унесенные в Африку ветром любви...

Одни женщины смогли внести заметный вклад в развитие новой родины, успешно представляют страну мужа в международных организациях, сделали блестящую карьеру в научной, общественной или деловой сфере. Другие считают, что их место дома, в обществе мужа и детей. Некоторые пытаются соединить роль хранительницы домашнего очага с общественной деятельностью. Есть среди наших соотечественниц, живущих в Африке, и надевшие чадру, и освоившие древнейшую в мире профессию.

Исследователи также отмечают, что практически полное, как правило, незнание россиянками законов и обычаев страны своего нового пребывания также создает для них огромные проблемы.

В юридических актах многих африканских стран, регламентирующих гражданские, семейно-брачные, трудовые отношения, много почерпнуто из законодательной практики метрополий. В то же время в них сохраняется влияние национальных обычаев и традиций, религиозной догматики, в основе которых лежат мало известные русской женщине конца XX столетия тезисы о главенстве мужчины в семье, о необходимости сохранения прочных кровнородственных связей.

Пестрота и многомерность, отличающие правовые системы африканских стран, буквально опутывают женщину, пытающуюся де-юре и де-факто приспособиться к новой среде обитания. Эта несхожесть с существующими на ее исторической родине законодательными установлениями в жизненно важных для нее и ее детей вопросах (семейно-брачных, гражданских, социальных и других) способна смутить нашу соотечественницу, поставить ее в затруднительное, а подчас и в безвыходное положение. Незнание ею законодательства страны, а тем более ее обычаев и традиций, на которые до сих пор опираются в местной юридической практике, может привести (и часто приводит) жизнь смешанной семьи к острым коллизиям, нарушить гармонию брака.

Почти сорокалетний опыт русско-африканских брачных союзов выявил любопытную и весьма отчетливую тенденцию: возможности трудоустройства иностранных, в том числе российских граждан, в африканских странах были очевидно благоприятнее для тех, кто прибыл в Африку в 1960-1970-е годы, то есть в первых потоках русских жен африканцев. Объясняется это, в первую очередь, положением, сложившимся на рынках квалифицированной рабочей силы в период, непосредственно следовавший за завоеванием независимости: молодые суверенные государства Африки лишь закладывали национальные системы образования и подготовки кадров. Собственные будущие специалисты в массе своей еще учились, а иностранные активно покидали бывшие колонии.

Экономический кризис, охвативший большинство стран континента в 1980-е годы, не мог не сказаться на трудоустройстве наших граждан, хотя ряд сфер экономики молодых независимых государств по-прежнему испытывает дефицит в специалистах. Усложнить ситуацию могут и такие обстоятельства, как отношение (далеко не во всей Африке благоприятное) к советским (российским) дипломам; намечающаяся тенденция к росту безработицы среди образованных африканцев.

В нашем сознании социально-экономический потенциал практически любой современной семьи прочно связан с участием в общественном производстве обоих супругов. Но не следует забывать, что большинство российских женщин приезжают в африканские страны, в первую очередь, как жены дипломированных специалистов. В свою очередь, высшее образование их африканских мужей пока еще обеспечивает большинству из них переход в более высокий социальный статус и связанные с этим экономические и общественные привилегии, с помощью которых вполне можно обеспечить своей семье уровень жизни выше среднеафриканского.

Что же касается форм и способов включения женщины-иностранки в трудовую жизнь африканских стран, то они необычайно разнообразны. Разброс возможностей реализации своего потенциала у такой женщины весьма велик – от различных форм дискриминации ее участия в общественном производстве (Руанда, Эфиопия, Конго) до очевидных преимуществ, предоставляемых ей на местном рынке рабочей силы как иностранному специалисту, постоянно здесь проживающему (Сенегал, Кот-д Ивуар,Заир).

Как и большинство женщин в мире, наши соотечественницы и современницы, живущие в странах Африки, неизбежно задаются вопросом: работа или семья? Однако социальные нормы и ожидания, регулирующие семейную жизнь в различных социумах, противоречивы и неоднозначны. Во многих странах образ работающей женщины превращен в общепринятую норму. В других – семья является ценностью более нравственного, нежели экономического порядка, где поощряют в большей мере хозяйственную деятельность женщины в пределах дома, где наиболее важной формой ее труда остается материнство, где, наконец, мужчина – не просто полновластный распорядитель в семье, но и основной ее кормилец. Ко всему этому женщине, воспитанной в ценностях советского общества, уравнявшего в своих правах, а главное, в обязанностях, мужчину и женщину, также предстоит адаптироваться.

Удачная карьера мужа – не только гарант благополучного бытия семьи, но и свидетельство известной сохранности традиционного разделения функций между мужчиной и женщиной, когда одни профессии считаются исконно мужскими, другие – женскими, и эти представления оказывают влияние на выбор рода деятельности.

Прогнозы демографов, специалистов по вопросам миграции показывают, что процесс создания расово- и национально-смешанных русско-африканских семей все же имеет будущее. Многие возвращающиеся сегодня из России африканцы рассчитывают продолжать и расширять сложившиеся во время их пребывания в России контакты и деловые связи. Известную роль в организации этих связей могли бы сыграть и их русские жены, знакомые с особенностями и психологией рынка своей родины и овладевающие спецификой экономических и межличностных отношений в стране проживания. Кроме того, надо признать, что наши соотечественницы, в разное время поселившиеся в странах Африки, некоторым образом опередили своих российских согражданок, ранее них столкнувшись со спецификой рыночной экономики, проблемой женской занятости, безработицей и прочими реалиями рыночного хозяйствования, которые нами только лишь осваиваются.

К сожалению, некоторые из них опередили своих сограждан и в знакомстве с такими явлениями, как институт беженцев, когда местный межэтнический кризис или стихийно разгоревшаяся гражданская война (как это было, например, в Уганде в конце 1980-х годов, в Руанде в 1990-е в результате конфликта народностей хуту и тут-си или в Республике Конго второй половины 1990-х годов в результате этнополитического конфликта "северян" и "южан") неожиданно гонит россиянку с насиженного места в лагерь для беженцев сопредельной страны или на родину, превращает ее собственную жизнь, жизнь семьи, детей в кошмар, о котором с детства она знала лишь по книгам и фильмам.

Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что ее российское понимание слов "хорошо жить" несомненно и подчас жестко "выправляется" африканской действительностью. Нужна ли ей при этом помощь соотечественников и связь с Родиной, предпочитает ли она справляться с трудностями в одиночку или коллективно – эти вопросы также актуальны и ждут своего решения.

Наши соотечественницы, постоянно проживающие в Африке, пытаются искать способы общественного самовыражения, выработать собственные формы сплочения.

Ставшая в 1990-е годы расхожей фраза "обратимся лицом к зарубежным соотечественникам" по-разному толкуется как самими соотечественниками, так и дипломатическими чиновниками, которые, к сожалению, часто игнорируют специфику положения русских женщин в Африке. Действия консульских служб зачастую направлены больше на осуществление контроля и опеки, нежели на реальную помощь женщинам в их самовыражении, в том числе через земляческие союзы.

Между тем сами женщины переживают сейчас период надежд на обновление своих взаимоотношений с родиной и ее уполномоченными представителями в Африке. Как бы ни были сложны и неоднозначны эти взаимоотношения, соотечественницы осознают свою зависимость от них, всячески стремятся сохранить любые возможные каналы связи с родиной.

Можно с уверенностью утверждать, что на сегодняшний день есть необходимые предпосылки для создания единой организации русских женщин в Африке. В то же время в уже созданных объединениях нет единого руководства, единой программы действий; движения эти не обрели пока более или менее определенные формы. Причина тому – сама специфика положения русской женщины в африканской стране и в африканской семье, где, даже несмотря на наличие высокого образовательного и общественного статуса, она остается и считается сначала женой и матерью, а уж затем – потенциальной общественной деятельницей.

Нельзя сказать, что русские женщины, ныне проживающие в странах Африки, проявляют безразличие к проблемам дальнейшего общественно-политического развития родины. Здесь в Россию верят, от нее ждут помощи, одновременно предлагая вполне реальное сотрудничество, новые формы участия в жизни России. И к этой вере, равно как к стремлению сотрудничать с российскими организациями, надо относиться с пониманием, оказывая соотечественницам в случае необходимости поддержку, помогая в решении их проблем. Родина не должна быть равнодушной к своим гражданам – нынешним или бывшим - где бы они ни находились. Таков один из неписаных законов любого цивилизованного общества, и элементарное самоуважение обязывает нас его соблюдать.

Все они считают целесообразным создание Объединения российских женщин, постоянно проживающих в стране (сегодня такие организации существуют во многих африканских государствах). В отсутствие такового они тянутся к Русскому культурному центру, руководитель которого Рифат Патеев, вместе с женой регулярно проводит "русские вечера", которые посещают не только сами женщины, но и их мужья и дети.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Н.Крылова, Э.Львова РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ В АФРИКЕ. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ.// "Азия и Африка сегодня", 2004, №1

2. Мужчина и женщина в Африке http://www.vip-tur.kz/content/view/200/249/

3. Женщины в традиционных африканских религиях http://woman.upelsinka.com/history/afric_1.htm

4. Александр Девитт «Женщина и в Африке женщина. Но какая!»// Интернет журнал «Иностранец» 03.10.1996

http://archive.travel.ru/archive/4022.html


Н.Крылова, Э.Львова // "Азия и Африка сегодня", 2004, №1

Женщины в традиционных африканских религиях http://woman.upelsinka.com/history/afric_1.htm

У истоков почти шеститысячной группы постоянно проживающих сегодня практически во всех африканских странах наших соотечественниц были представительницы военного и послевоенного поколений — женщины, воспитанные на ценностях сугубо советских, среди которых брак с иностранным гражданином считался изменой Родине. Позже этот контингент стал пополняться представительницами долгого “застойного” периода.

И для них брак с иностранцем также становился личным подвигом, поскольку такого рода "прорыв" в плотной оболочке социалистического сознания соотечественников требовал от женщины большого мужества и много сил. Положение нынешней генерации, пополняющей женское российское сообщество в Африке, морально легче, хотя новое время породило для них новые трудности: общее падение жизненного уровня, экономические и экологические кризисы “дома” и в Африке, неотрегулированные правовые отношения с собственной Родиной и др.

В своем социальном срезе вышедшие замуж за иностранцев и выехавшие с мужьями на их родину, достаточно разнообразны. Среди них и женщины, у которых культурный и образовательный уровень достаточно высоки, но есть и представительницы с сомнительным или даже с уголовным прошлым. В эту группу вошли и романтические искательницы приключений, и холодные, трезвые реалистки, и унесенные в Африку ветром любви.
Поэтому незрелые (либо вызревшие на определенных идеологических позициях) выводы о социально-психологической специфике этого сообщества в целом, о тенденциях, отличающих его от других групп отечественного брачного рынка (в том числе легкое или с отклонениями от нормы в нашем понимании поведение, потребительский подход к выбору супруга, общее страстное желание во чтобы то ни стало покинуть Родину и пр.), с точки зрения автора, вовсе небезопасны, ибо частные фальсификации и искажения неизбежно ведут к фальсификации концептуальной.

В социально-профессиональном плане это — также довольно разнородное сообщество, где, впрочем, преобладают выходцы из советской/российской глубинки со сравнительно высокой образовательной подготовкой, профессионально и психологически готовые к новым для них условиям жизни и трудовой деятельности.

Говорят, характер человека — это его судьба. Одни женщины (пусть их и не так много) смогли внести заметный вклад в развитие новой родины, успешно представляют нашу Отчизну и страну мужа в международных организациях, сделали блестящую карьеру в научной, общественной или деловой сфере. Другие считают, что их место дома, в обществе мужа и детей. Некоторые пытаются — и небезуспешно — соединить роли хранительницы домашнего очага и общественной деятельницы. Есть среди наших соотечественниц, живущих в Африке, и надевшие чадру, и освоившие древнейшую в мире профессию.

Несколько слов о данной проблеме в ее социокультурном срезе.
Осознание себя полноценным членом принимающего тебя общества — процесс чрезвычайно сложный, продолжительный, требующий значительных затрат моральных и интеллектуальных сил, энергии, терпения. Возможно, это и есть одна из самых трудных составных процесса адаптации индивида в новой среде.

Далее, известно, что при любом типе брачных отношений (будь то традиционный африканский, западный или "синтетический" брак) переход от статуса холостых в статус супругов заметно изменяет положение и роль каждого из партнеров по добрачным связям. При этом даже ведущие совместную жизнь и хозяйство до брака люди, казалось бы, хорошо изучившие характер, привычки друг друга, многое открывают для себя после вступления в официальные супружеские отношения.
ъ
Относительно давно известно также, что любая форма эмиграции (включая и наш случай) сопровождается психологическим дистрессом. У этого состояния могут быть и другие названия — дезадаптация, деморализация, культурный шок. Суть его — в переживаемых человеком трудностях: неопределенности, тревоге, дефиците информации, психологической неподготовленности, семейных проблемах, особенностях характера и др., которые ученые относят к реакциям личности на сложный процесс перехода от одной культуры к другой. Чтобы продолжать жить в новой среде, надо в себе многое менять, а порой и ломать, принять для себя иные (отличные от привычных, родных) формы поведения и реагирования, учитывая иные реальности. Что может быть труднее?..

Попадая в Африку в роли жены, российская женщина, в основном привыкшая к европеизированному стилю жизни, если не сталкивается непосредственно с африканской архаикой, то уж по крайней мере погружается в атмосферу сложнейших социальных, этнорелигиозных, кровно-родственных, брачно-половых (в том числе полигамных) отношений, определяемых высокой степенью этнокультурного своеобразия африканцев. Это может выражаться в самых необычных и причудливых вариациях взаимоотношений (внешних и интимных) мужчины и женщины, а также их ребенка в африканской семье, в культе старших членов семьи и масштабах, глубине и преданности родственным отношениям и своей народности, специфических регламентациях бытового поведения женщины в исламизированных и традиционных африканских семьях. Не говоря уже о жилище, климате или пище.
Взять, к примеру, понятие “жить в городе”. Вряд ли мы погрешим против истины, если предположим, что в сознании средней современной женщины из России с категорией “город” обычно ассоциируется крупный (или более или менее крупный) культурно-административный, промышленный многонаселенный центр с определенной архитектурой, коммуникациями, культурными, образовательными, торговыми учреждениями, социальными службами — словом, вся совокупность представлений о современном городе европейского типа. Тем не менее неравноценность данных об урбанизационных процессах и, следовательно, о понятии “город” в Европе и, скажем, в странах Тропической Африки, весьма отлична.
В результате информированная будущим мужем о предстоящей “жизни в городе” женщина зачастую может оказаться в населенном пункте, скорее, известном ей как городок, поселок или деревня.

Понятно, что этом случае ее планы на трудоустройство, в целом на городской образ жизни нарушаются, создается дополнительное ощущение социально-психологического напряжения и дискомфорта. Иными словами, вхождение в этот совершенно новый, чужой культурный мир требует от иноплеменницы мобилизации духовных сил, значительной реконструкции своего мышления и поведения.
“В кругу семьи по-африкански”
Что же может ожидать нашу соотечественницу на родине мужа и в его культуре?
Распад традиционного экономического уклада, миграционные и урбанизационные процессы, женская эмансипация, рост занятости женщин в производстве — процессы, неизбежно затрагивающие африканскую большую семью. Поэтому велика вероятность того, что женщина из России не попадет в семью классического традиционного африканского типа. Она, скорее, окажется в семье, на жизнь которой все еще оказывают влияние традиции, установления, социально-культурные ценности, обряды, сохранившиеся от старого уклада жизни. Это и реальная власть, закрепленная в семье за мужчиной (главой семьи) или старшими ее членами, и зависимость каждого от семейного сообщества не только в эмоционально-психологическом плане, но и в экономическом, и институт почитания старших и др. Далеко не последнюю роль в ее повседневной жизни могут играть конфессиональные установки членов семьи, в большой степени регулирующие семейные и личные отношения.

Во многом ориентация (или, точнее, надежда) российской женщины на привычный ей образ жизни в Африке формально оправдана, поскольку ее супруг, получив высшее образование, относится, по современным африканским стандартам, к той привилегированной и прогрессивно мыслящей части населения, которая тяготеет по преимуществу к западным стандартам бытия в условиях малой семьи.
Однако включаясь в современную африканскую (по преимуществу городскую) жизнь, женщина зачастую оказывается в сложном и противоречивом положении: с одной стороны, она получает доступ к социально-экономическому прогрессу, в котором может пытаться реализоваться как личность наравне с мужчиной; с другой — находится под грузом традиций, сохраняющихся в семье и препятствующих ее профессиональному и социальному продвижению, а в конечном счете подрывающих и сами основы этой малой семьи.

Наконец, даже если в ее собственном доме откажутся от старого уклада и порядков, то на ее жизнь, скорее всего, окажут влияние мировосприятие, ритм и колорит жизни мужа, его родных и близких, в целом социального бытия, ее окружающего. Все это создает совершенно новую, непривычную, возможно, и психологически дискомфортную атмосферу.

И еще одно весьма важное, на наш взгляд, соображение.
Наблюдаемое сегодня развитие новых форм семейной жизни в Африке (на фоне сохраняющегося преобладания традиционного типа семьи) нельзя тем не менее смешивать с эволюцией традиционной западной семьи. Африканские ученые предостерегают своих западных коллег от поспешных заключений о том, будто силы модернизации, урбанизации и индустриализации склоняют все виды семьи к трансформации в единственный тип "супружеского брака", где расширенная семья является редкостью, женщине предоставлен свободный выбор супруга, где власть родителей над детьми, а мужа над женой убывает, где утверждается равенство полов.

Не опровергая того факта, что подобные перемены действительно происходят в сегодняшней Африке, вероятно, следует считаться также и с тем, что многие свойства традиционной семьи на континенте, по всей видимости, сохранятся и в обозримом будущем. Для молодого африканца, даже вооруженного знаниями и опытом жизни на Западе, все еще достаточно важны семейные традиции, авторитет родителей, нравственно-религиозные воззрения домашних.

В то же время изучение взглядов современного африканского студенчества (напомним, что именно студенческая среда является своего рода инкубатором русско-африканских смешанных браков) на эти вопросы показывает, что традиционные цели и ценности жизни предков не просто реализовать в рамках современной семьи. Заметим, сто нередко создав собственный семейный очаг, молодой африканец вскоре убеждается в нереальности буквального следования традициям (например, ориентации традиционной африканской семьи на многодетность или на неработающую вне дома женщину).

Вместе с тем современные семьи не во всех аспектах могут удовлетворять привычным стереотипам молодого африканского мужчины, воспитанного в духе уважения к обычаям, традиционному институту брака и кровнородственной солидарности. Это обстоятельство лишний раз убеждает, что семья в Африке имеет более широкое социокультурное значение, чем это можно ощутить на Западе. Именно семья остается сегодня для многих молодых людей средоточием традиционных установлений. Пренебрежение этим обстоятельством, недоучет его в предстоящей семейной жизни чреват для россиянки возникновением осложнений, способных закончиться для такого брака драматически.
“Брак с африканцем де юре и де факто”
Кроме того, практически полное, как правило, незнание нашей соотечественницей законов и обычаев страны своего нового пребывания также создает огромные проблемы для нее и ее потомства.

Современное законодательство многих африканских стран, регламентирующее гражданские, семейно-брачные, трудовые отношения, вполне реально отражает процессы, происходящие в данном обществе. В юридических актах по этим вопросам многое почерпнуто из законодательной практики метрополий. В то же время в них заметно сохраняется влияние национальных обычаев и традиций, религиозной догматики, в основе которых лежат мало известные русской женщине конца ХХ столетия тезисы о главенстве мужчины в семье, о необходимости сохранения прочных кровнородственных связей, традиции активной социально-хозяйственной деятельности женщины в пределах дома и семьи.

Пестрота и многомерность, отличающие правовые системы африканских стран, буквально опутывают женщину, пытающуюся де юре и де факто приспособиться к новой среде обитания. Эта несхожесть с существующими на ее исторической Родине законодательными установлениями в жизненно важных для нее и ее детей вопросах (семейно-брачных, гражданских, социальных и др.) способна смутить нашу соотечественницу, поставить ее в затруднительное, а подчас и в безвыходное положение. Незнание ею законодательства страны, а тем более ее обычаев и традиций, на которые до сих пор опираются в местной юридической практике, может привести (и часто приводит) жизнь смешанной семьи к острым коллизиям, нарушить гармонию брака. Весьма показательным в этом плане стал печальный опыт одной из наших соотечественниц, решившей вернуться на Родину.
Муж (конголезец, врач военного госпиталя) систематически избивал ее, издевался, угрожал физической расправой, поэтому она обратилась за помощью в российское посольство. Учитывая психологическое и физическое состояние этой женщины, сотрудники посольства сопроводили ее в аэропорт, причем на наших дипломатов было совершено нападение со стороны мужа нашей гражданки и одного из сотрудников слежбы безопасности местного аэропорта. Ее вылет из страны в тот день не состоялся.

Не состоялся он и позже: под различными предлогами официальные власти страны долгое время продолжали препятствовать вылету этой женщины, утверждая, что состоя в браке с конголезцем и проживая на территории Конго, она не может пользоваться никакими правами своей родины и имеет права покинуть данную територию лишь с согласия мужа, либо после официального развода и ним. Ссылки наших дипломатов на Конголезский кодекс о семье и результаты консультаций с известными юристами страны положительного действия не возымели.

Не сыграла роли даже официальная справка, подписанная министром юстиции Конго, в которой было четко указано, что местное законодательство не предусматривает таких ограничений и гражданка России может беспрепятственно покинуть страну. Основной же причиной такого беспрецедентного поведения конголезских чиновников стали не законы страны, а местные обычаи, основанные на кланово-трибалистских пережитках. Директор консульско-юридической службы МИД Конго принадлежал к тому же клану, что и муж нашей соотечественницы, а “совет племени” этого клана принял решение воспрепятствовать ее выезду из страны из сображений кланого-племенного престижа.

Драматический путь прошла не одна русская женщина в браке с африканцем. Но ведь трудности и разного рода коллизии присущи не только разнорасовым бракам. Поэтому избегая ненужных рассуждений о гипотетических тяготах ее семейной жизни с возможным соплеменником или реальных забот с сегодняшним африканским мужем, отметим одну несомненную вещь: элементарные знания традиций, обрядов, законов родины мужа, которые русская невеста африканца вполне может получить у себя дома, во многом облегчили бы ее гражданскую и психологическую участь на новом месте жительства. А возможно, и супружеский отбор в этой группе браков стал бы более тщательным и взвешенным. Тем более, что, становясь женой гражданина африканской страны, наша соотечественница не слишком отличается в правах и обязанностях от уроженки этой страны.
“Что значит, хорошо жить иностранке в Африке?”
Конечно, каждое общество по-своему корректирует понятие "хорошо жить". Не является исключением и современный африканский мир, принимающий русскую женщину.

Тем не менее задаваясь таким вопросом, следует прежде всего отметить широту этого понятия, охватывающего целый спектр условий — экономических, физических, духовно-нравственных, культурных и других — способных обеспечить индивиду достойное бытие. В то же время нет необходимости доказывать значимость материальной базы для существования семьи любого типа, в том числе разнорасовой русско-африканской.

Как правило, средняя российская женщина второй половины ХХ века воспитана в ценностях и условиях обязательного участия в трудовом процессе. Кроме того, среди выезжающих на постоянное место жительства в Африку много квалифицированных специалистов высшего и среднего образовательных звеньев, способных успешно конкурировать на местных рынках рабочей силы. Да и по возрасту практически все они находятся на пороге своей трудовой деятельности. Иными словами, налицо все показатели их психологической и профессиональной готовности к труду.

Почти сорокалетний опыт русско-африканских брачных союзов выявил любопытную и весьма отчетливую тенденцию: возможности трудоустройства иностранных, в том числе российских граждан в африканских странах были очевидно благоприятнее для тех, кто прибыл в Африку в 60-70-е годы, то есть с первыми потоками русских жен африканцев. Объясняется это, в первую очередь, положением, сложившимся на рынках квалифицированной рабочей силы в период, непосредственно следовавший за завоеванием независимости: молодые суверенные государства Африки лишь закладывали национальные системы образования и подготовки кадров; собственные будущие специалисты в массе своей еще находились в стадии подготовки, в иностранные активно покидали бывшие колонии.

Экономический кризис, охвативший большинство стран континента в 80-е годы, не мог не сказаться на вопросах трудоустройства наших граждан, хотя целый ряд сфер экономики и хозяйства молодых независимых государств попрежнему испытывают дефицит в специалистах. Реальную ситуацию, кроме того, могут усложнить и такие обстоятельства, как отношение (далеко не во всей Африке благоприятное) к советским/российским дипломам; намечающаяся тенденция к безработице среди образованных африканцев и др. К тому же жизненные ситуации бесконечно разнообразны, и зачастую наша соотечественница, живущая ныне в Африке, может оказаться в самом критическом экономическом положении.

В нашем сознании социально-экономический потенциал практически любой современной семьи прочно связан с участием в общественном производстве обоих супругов. Но не следует забывать, что подавляющее большинство российских женщин приезжают в африканские страны, в первую очередь, как жены дипломированных специалистов. В свою очередь, высшее образование их африканских мужей пока еще обеспечивает большинству из них переход в более высокий социальный статус и связанные с этим экономические и общественные привилении, с помощью которых вполне можно обеспечить своей семье уровень жизни выше среднеафриканского.

Что же касается форм и способов включения женщины-иностранки в трудовую жизнь африанских стран, то они необычайно разнообразны. К тому же они во многом корректируются спецификой занятости женской рабочей силы в Африке. В целом же разброс возможностей реализации своего потенциала у такой женщины весьма велик — от различных форм дискриминации ее участия в общественном проиводстве (Руанда, Эфиопия, Конго) до очевидных преимуществ, предоставляемых ей на местном рынке рабочей силы как иностранному специалисту, постоянно здесь проживающему (Сенегал, Кот-д Ивуар, Заир). Далеко не последнюю роль при этом играют такие факторы, как наличие местного гражданства, преодоление языкового барьера, репродуктивные установки самой женщины и ее семьи и др.

Как и большинство женщин в мире, наши соотечественицы и современницы, живущие в странах Африки, неизбежно задаются вопросом: работа или семья? Однако касаясь культурно-бытового опыта этой группы женщин, сразу следует оговориться, что социальные нормы и ожидания, регулирующие семейную жизнь в различных социумах, противоречивы и неоднозначны.

С одной стороны, в их исходном обществе уже не в первом поколении образ работающей женщины превращен в общепринятую норму. С другой, общественные системы многих стран нынешнего их проживания организованы таким образом, что семья является ценностью более нравственного, нежели экономического порядка, где поощряют в большей мере хозяйственную деятельность женщины в пределах дома, где наиболее важной формой ее труда остается материнство, где наконец, мужчина зачастую остается не просто полновластным распорядителем в семье, но и основным ее кормильцем. Ко всему этому женщины, воспитанной в ценностях советского общества, уравнявшего в своих правах, а главное, в обязанностях мужчину и женщину, также предстоит адаптироваться.

Удачная карьера мужа является не только гарантом благополучного бытия семьи, но и свидетельством известной сохранности традиционного разделения функций между мужчиной и женщиной, когда одни профессии считаются исконно мужскими, другие — женскими, и это представление оказывает влияние на выбор рода деятельности и отношение к работающим. Во многом они определяют и выявляемую среди женщин изучаемой группы ориентацию на семейные (а не на внесемейные, карьерно-конъюнктурные) ценности, установку на участие в организации, в первую очередь, семейного очага и на воспитание детей.

Правда, те же традиции семейной жизни способны заставить женщин стремиться к экономической самостоятельности, так как к сложностям, неизбежным для первых лет брачной жизни молодой смешанной семьи могут добавиться коллизии, вызванные местными обычаями. Например, молодой африканец-интеллектуал по возвращении на родину вполне может обзавестись второй семьей, "забыв" о существовании первой.

Прогнозы демографов, специалистов по вопросам миграций показывают, что процесс создания расово- и национально-смешанных русско-африканских семей имеет будущее. Многие возвращающиеся сегодня из России африканцы рассчитывают продолжать и расширять сложившиеся во время их пребывания в России контакты и деловые связи.

Известную роль в организации этих связей могла бы сыграть и его русская жена — знакомая с особенностями и психологией рынка своей родины и овладевающая спецификой экономических и межличностных отношений в стране проживания. Кроме того, надо признать, что наши соотечественницы, в разное время поселившиеся в странах Африки, некоторым образом опередили своих российских согражданок, ранее них столкнувшись со спецификой рыночной экономики, проблемой женской занятости, безработицей и прочими реалиями капиталистического хозяйствования, которые нами только лишь осваиваются.

К сожалению, некоторые из них опередили своих сограждан и в знакомстве с такими явлениями, как институт беженства, когда местный этнический кризис или стихийно разгоревшаяся гражданская война (как это было, например, в Уганде в конце 80-х годов, в Руанде в 90-е в результате конфликта народностей хуту и тутси или в Республике Конго второй половины 90-х годов в результате этно-политического конфликта “северян” и “южан”) неожиданно гонит россиянку с трудом насиженного места в лагерь для беженцев сопредельной страны или на Родину, превращает ее собственную жизнь, жизнь семьи, детей в кошмар, о котором с детства она знала лишь по книгами и фильмам.

Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что, ее российское понимание слов "хорошо жить", несомненно и подчас жестко "выправляется" африканской действительностью, а также особенностями социально-бытового и культурного бытия женщины из другого мира, которые она подчас с трудом приспосабливает к новой реальности. Нужна ли ей при этом помощь соотечественников и связь с Родиной, предпочитает ли она справляться с трудностями в одиночку или коллективно — эти вопросы также чрезвычайно актуальны и ждут своего решения.
“В Россию верят, от нее ждут помощи”
Между тем, будучи своеобразным, но органическим элементом структуры русского зарубежья в Африке, наши соотечественницы, постоянно проживающие на этом континенте, пытаются искать способы общественного самовыражения, выработать собственные формы сплочения.

Хотя, конечно, они во многом отличны от динамично развивающегося сегодня движения женщин России, представленного десятками союзов и объединений различной ориентации, разнообразных по своим целям и задачам.

"Двойное" социальное бытие наших соотечественниц в Африке — связанное с исторической родиной и осваиваемое на родине мужа — неизбежно снижает их общественную активность, а разного рода (прежде всего моральные) формы дискриминации, которой они подвергаются в той или иной степени и на Африканском континенте, и в России, ослабляют их общественный потенциал, порождают желание пассивно следовать в русле происходящих социально-политических процессов.

Ставшая в 90-е годы расхожей фраза "Обратимся лицом к зарубежным соотечественникам" по-разному толкуется как самими соотечественниками, так и дипломатическими чиновниками, которые, к сожалению, часто игнорируют специфику положения русских женщин в Африке. Действия консульских служб зачастую направлены на осуществление контроля, опеки, нежели на реальную помощь женщинам в их самовыражении, в том числе через земляческие союзы.

Тем не менее сегодня, когда численность этого контингента измеряется тысячами, а их действующие объединения — десятками, было бы неточно называть движение русских женщин в Африке еще одним звеном в иерархии отечественных загранучреждений, хотя значительная зависимость от последних у женских союзов сохраняется.

Сами женщины переживают в 90-е годы период надежд на обновление своих взаимоотношений с Родиной и ее уполномоченными представителями в Африке. Как бы ни были сложны и неоднозначны эти взаимоотношения, соотечественницы осознают свою зависимость от них, всячески стремятся сохранить любые возможные каналы связи с Родиной.

Можно с уверенностью утверждать, что на сегодняшний день есть необходимые — прежде всего количественные — предпосылки для создания единой организации русских женщин в Африке. В то же время в его объединениях нет единого руководства, единой программы действий, движения эти не обрели пока более или менее определенных форм. Да и вряд ли это возможно, учитывая их статус иностранных граждан, уязвимость их положения во всех структурах — отечественных и новоприобретенных.

Позиции самих женщин этой группы в отношении своего организованного движения на местах более или менее устойчивы. Хотя их вполне может ослабить (и зачастую ослабляет) сама специфика положения русской женщины в африканской стране и в африканской семье, где, даже несмотря на наличие высокого образовательного и общественного статусов, она остается сначала женой и матерью, а уж затем — потенциальной общественной деятельницей.

Нельзя сказать, что русские женщины, ныне проживающие в странах Африки, проявляют индифферентность по отношению к проблемам дальнейшего общественно-политического развития Родины. Здесь в Россию верят, от нее ждут помощи, одновременно предлагая вполне реальное сотрудничество, новые формы участия в жизни России. И все же трудно не заметить: хотя многих из женщин отличает повышенная восприимчивость к идеалам добра, гармоничного бытия, это еще не говорит об их повсеместной готовности непосредственно и на постоянной основе участвовать в общественных движениях, через которые они могли бы попытаться улучшить свою жизнь. Иными словами, понимание необходимости консолидации действий и усилий в этих кругах в целом просматривается, хотя и не столь отчетливо.

Думается, что, рассматривая данное сообщество с точки зрения проявления ими общественной активности, следует помнить, что сегодня эти женщины уже не столько наши соотечественницы, сколько жены африкаских граждан, постоянно проживающие со своими семьями на Африканском континенте. И на процесс регулирования их общественной активности влияют две практически равные по силе воздействия группы факторов.

С одной стороны, это круг социально-политических и экономических возможностей, которые принимающее общество может предоставить постоянно проживающей здесь русской гражданке. С другой — доминирование в этом обществе патриархально-традиционных взглядов и установлений, в том числе разделяемых и самими женщинами, природно более склонным к стабильности, к подчинению традициям, сложившимся в обществе, и с меньшим стремлением рисковать, конфликтовать, разрушать.

Так или иначе, вновь (хотя и в ином ракурсе) фиксируемое преобладание семейных ценностей над внесемейными указывает среди прочего на степень интеграции русских женщин в принимающее их африканское общество. Многие выбирают (или вынуждены избирать) типично женские направления жизненного пути, своей деятельности. Однако эти женщины по-разному осуществляют свои многочисленные социальные роли, они разнообразны в своих психологических импульсах, эмоциональных проявлениях, как разнообразны, пестры и многолики их родное общество и мир, принимающий их сегодня.

Н.аталья Крылова



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: