Курсовая работа: Влияние объектов природы и природных материалов на сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Методическая разработка "Органицация ручного труда с природным материалом" для детей старшего дошкольного возраста

Тема: АППЛИКАЦИЯ ИЗ ЛИСТЬЕВ

План:

1.Обзор плоскостных изделий из природного материала.

2.Правила сбора и хранения, способы высушивания.

3.Последовательность составления эскиза и технология выполнения работ.

4.Инструменты и приспособления.

5.Техника безопасной работы и культура труда дошкольников.

1.Обзор плоскостных изделий из природного материала.

В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, трав, листьев, называемая флористика. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Надо иметь богатую фантазию, чтобы из листьев липы сделать яблоки, из листьев осины – грибы, тополя - репку, а из зелени моркови – деревья.

Природа дает нам неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Занятия с растениями способствуют воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка растений происходит на воздухе.

6. Аппликации делаются из целых растений, но можно из них и вырезать. Листья очень хрупки, и прежде чем вырезать форму, нужно наклеить их на тонкую бумагу, кальку или папиросную бумагу.

Аппликация из природного материала бывает предметной, сюжетной и декоративной. Начать целесообразно с простых целых форм. На прогулке можно предложить детям составить композицию из палых листьев на песке.

2.Правила сбора и хранения, способы высушивания.

Собирать растения можно круглый год. Ранней весной засушить цветы и листья дикорастущих растений, в начале лета собрать тополиный пух, в середине заготовить цветы лесов, полей, лугов, чуть позже – осенние листья. Зимой несложно запастись веточками, хвоей, шишками.

Собирать и заготавливать растения можно в любое время дня, но только в хорошую погоду.

Не следует превращать заготовку растений в варварское истребление зеленых насаждений: ломать ветки, мять траву и т.д. Особенно при детях. Они должны заготавливать материал под контролем взрослых (воспитателей, родителей). Листья лучше собирать осенью, в сезон листопада.

Для сбора растений подходит любая встреча с природой: прогулка, экскурсия, поход в лес или парк, на луг или в поле и т.д. И чем разнообразнее окажется собранный материал, тем легче с ним будет работать. Засушивают растения двумя способами: под прессом или под горячим утюгом.

Засушивание под прессом: заготовить оберточную бумагу, впитывающую влагу. Сложить лист пополам, приготовить газеты и груз. Прокладка кладется под книжку и сверху нее. Листья, траву, и цветы кладут внутрь книжки. Сверху помещают фанеру или дощечку, а на нее – груз 10-15 кг. Прокладки ежедневно проверяют, заменяя отсыревшие газеты. Сушат 4 – 6 суток в сухом помещении.

Засушивание горячим утюгом: на стопу газет кладут листья, сверху покрывают одной газетой. Проглаживают горячим утюгом, переворачивают на другую сторону, передвигают на сухое место и снова проглаживают. Листья высыхают в течение 2-3 минут. Этот способ хорош для листьев ландыша, клена, боярышника, осоки и др. трав. Многие растения при высушивании теряют свой цвет, особенно голубые и белые. Травы тоже меняют цвет. Полезно знать растения, наиболее стойко переносящие засушивание. Это тюльпаны, георгины, золотые шары, пионы, гвоздики Шабо, красный мак, шиповник. Способ высушивания этих растений отличается от засушивания листьев трав. Цветок растения расчленяется на отдельные лепестки, которые также закладывают в книжки, прокладки меняют через 4-5 часов. Однолетние растения – георгины, ромашки, календулу, виолу, космею – можно засушивать целыми. Под каждый лепесток цветка подкладывают тонкий слой ваты так, чтобы лепестки не соприкасались друг с другом. Вату можно класть кольцом под цветок и сверху вокруг сердцевины. При засушивании колокольчиков, львиного зева их внутреннюю полость заполняют небольшим ватным тампоном. Пышные соцветия сирени, флоксов, гортензии при засушивании расчленяют и каждый цветок засушивают отдельно, в композиции их восстанавливают (собирают в зонтики или гроздья), придавая естественную форму.

Цветы разделяют на отдельные лепестки и высушивают, а в аппликации собирают.

Из засушенных растений выполняют аппликации: предметные, сюжетные и декоративные. Их можно готовить как из целых растительных форм, так и из отдельных частей растения.

Аппликация из целых форм: это несложные миниатюры, например: морковь из листа ясеня.

3.Последовательность составления эскиза и технология выполнения работ.

1. Выбор сюжета.

3. Перевод эскиза на фон.

5. Наклеивание вырезанных изображений по отмеченным линиям на фоне в сюжетной последовательности. Фон должен быть плотным – им может служить бархатная бумага, картон. Клей подойдет ПВА, «Марс».

6. Высушивание.

4.Инструменты и приспособления.

Оборудованием служат ножницы, пинцет, рисовальная кисть, иголки и нитки – для пришивания, клей ПВА либо клейстер (мучной или крахмальный) – для приклеивания. Фоном для аппликации могут быть плотный ватман, картон, бархатная бумага (для тополиного пуха), фанера (для соломы, косточек).

5.Техника безопасной работы и культура труда дошкольников.

Перед выполнении работ воспитатель беседует с детьми о правилах безопасной работы с ножницами, пинцетом, иглой. Дети повторяют правила работы с клеем.

Задание на дом: зарисовка в рабочую тетрадь вариантов предметных изображений из целых листьев, доступных для выполнения детям дошкольного возраста.

Задания для самопроверки:

1.Как называется аппликация из цветов, трав, листьев?

2.Какие растения можно использовать в аппликации?

3.Назовите виды аппликации из природного материала.

4.Назовите способы засушивания растений.

Ответы:

1. Аппликация из цветов, трав, листьев, называется флористика.

2. В аппликации можно использовать:

а) засушенные листья и цветки ж) мох;

различных растений, лепестки цветов; з) семена растений;

б) тополиный пух; и) косточки, орехи;

в) солому; к) апельсиновую кожуру;

г) бересту; л) сыпучие материалы и

д) чешуйки шишек; производственные отходы:

е) ракушки, камешки; опилки, стружки, спитой чай и др.

3. Аппликация из природного материала бывает предметной, сюжетной и декоративной.

4. Засушивают растения двумя способами: под прессом или под горячим утюгом.

Литература:

Гульянц, Баазик. Что можно сделать из природного материала. 1984;

Тема: АППЛИКАЦИЯ ИЗ СОЛОМЫ

План:

1).Аппликация из соломы.

2).Виды соломы, их свойства и правила заготовки

3).Способы подготовки соломы к работе.

4).Технология выполнения изделий из соломы.

5).Методика обучения дошкольников технологии работы с соломой.

1).Аппликация из соломы.

В качестве поделочного материала солома давно известна народным умельцам Белоруссии, Молдавии, Украины. Они изготавливали из нее различные вещи: циновки, коврики, сумки, игрушки. В Горьковской и Кировской областях соломой украшали ларцы, шкатулки, рамки.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны: они отливают золотом и перламутром. Такое впечатление создается благодаря тому, что солома имеет глянцевую поверхность и продольное расположение волокон. Эти волокна в определенном положении отражают свет. Аппликация из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, лучится неповторимым образом.

Аппликации из соломы прекрасно вписываются в современные интерьеры. Сувениры из этого материала – картины, шкатулки, рамки – всегда приятный подарок.

2).Виды соломы, их свойства и правила заготовки

Аппликации составляются из любой соломы, но лучше всего подходят рожь, просо, рис, овес, ячмень, пшеница. Можно использовать и некоторые дикорастущие растения: тимофеевку, куриную слепоту, пырей, мятлик.

3).Способы подготовки соломы к работе.

Способы обработки

Для аппликации применяют соломенные ленты, которые можно изготовить двумя способами: горячим и холодным. В первом случае соломинки нужно подержать в горячей воде, затем разрезать острым ножом или ножницами вдоль ствола и прогладить горячим утюгом. При холодном способе соломинку разрезают вдоль ствола, его раскрывают в стороны и проглаживают кольцами ножниц с сильным нажимом.

Тонирование соломы

Для получения разных оттенков соломы можно ее подкрасить, отбелить, подтемнить. Темно-коричневый цвет достигается долгим проглаживанием горячим утюгом. Для получения светло-золотистого цвета солому нужно прокипятить в растворе соды. Для белого цвета – в растворе перекиси водорода. Для розоватого – в растворе марганцовки. Для окрашивания соломы в яркие, сочные цвета используют анилиновые красители.

4).Технология выполнения изделий из соломы.

1. Выбор сюжета.

2. Составление эскиза в соответствии с размером аппликации; нанесение линий, по которым предстоит наклеивать.

3. Перевод эскиза на фон.

4. Вырезание отдельных изображений эскиза.

5. Наклеивание соломенных лент одну к другой на изображение, нарисованное на тонкой бумаге, в нужном направлении. Клей подойдет казеиновый, столярный, ПВА, «Марс», БФ-2. Размеры лент должны быть больше изображения, и между лентами не должно оставаться просветов. Лишняя солома затем срезается.

6. Высушивание под прессом.

7. Наклеивание изображений на фон в сюжетной последовательности и высушивание под прессом. Фон должен быть плотным – им может служить бархатная бумага, картон, фанера, доска, срез дерева и т.п. Мелкие детали на соответствующем материале можно выполнить выжиганием.

5).Методика обучения дошкольников технологии работы с соломой .

Дети подготовительной группы легко справляются с предметной аппликацией из соломы. Для работы следует выбирать изображения многоугольных форм: дом – квадрат с треугольной крышей, елка – пирамидка из треугольников и т.д. Заниматься аппликацией лучше с небольшими подгруппами детей (3 – 4 человека).

Задание на дом: изготовление полуобъемных изделий из соломы.

Задания для самопроверки:

1.Какие растения можно использовать в аппликации из соломы?

2.Назовите способы подготовки соломы к работе.

3. С какой целью солому тонируют?

Ответы:

1.Аппликации составляются из любой соломы, но лучше всего подходят рожь, просо, рис, овес, ячмень, пшеница и некоторые дикорастущие растения: тимофеевка, куриная слепота, пырей, мятлик.

2.Готовят солому для аппликации двумя способами: горячим и холодным.

3.Для получения разных оттенков соломы ее подкрашивают, отбеливают, подтемняют.

Литература: Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду-М.: Просвещение, 1988.

Гусакова М.А. Аппликация.-М.: Просвещение, 1982.

Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. – М.,1974.

Тема: КОМБИНИРОВАННЫЕ РАБОТЫ ИЗ ПЛАСТИЛИНА И СЕМЯН

План:

1). Виды семян, их заготовка и хранение.

2).Пра­вила и приемы работы с пластилином и семенами.

4).Основы гигиены труда при работе дошкольников с пластилином и мелкими дета­лями.

1). Виды семян, их заготовка и хранение.

Оригинальны композиции из семян растений. Для этой цели хороши семена ясеня и клена, ромашки, васильков, гвоздики, георгин.

У семян предварительно вырезают уголком утолщения. Заготавливают семена после их созревания и хранят в сухом месте.

2).Правила и приемы работы с пластилином и семенами.

Пластилин используют как основу для композиций. Сначала пластилин разминают, затем отламывая маленькие кусочки дети наносят на картон тонкий слой пластилина, добиваясь ровной поверхности без просветов картона. Воспитатель показывает один из приемов работы с пластилином: приплющивание между ладошками кусочка пластилина.На полученную поверхность палочкой наносится рисунок композиции, затем каждый предмет выкладывается семенами растений. Воспитатель показывает детям прием нанесения семян: их нужно вдавливать в поверхность пластилина. Подбирать пластилин следует с учетом цвета семян. Темные семена хорошо смотрятся на светлом фоне, светлые на темном.

3).Основы гигиены труда при работе дошкольников с пластилином и мелкими дета­лями.

При работе дошкольников с пластилином и мелкими дета­лями необходимо соблюдать основы гигиены труда. После работы с пластилином руки вытирают сухой тряпочкой, а затем моют с мылом. При работе с мелкими семенами не наклоняются низко над работой во избежание попадания семян и их частиц в дыхательное горло.

Задание на дом: изготовление шкатулки на пластилиновой основе.

Литература: Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду-М.: Просвещение, 1988.

Гусакова М.А. Аппликация.-М.: Просвещение, 1982.

Тема: КОНСТРУИРОВАНИЕ СКУЛЬПТУРНЫХ КОМПОЗИЦИЙ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

План:

1).Материалы, приспособления и инструменты, применяемые для создания скульптурных композиций.

2).Правила гигиены и безопасной работы.

3).Методика обучения технологическим приемам конструирования из природных материалов в разных возрастных группах.

4).Требования к созданию художественных композиций из природных материалов.

1).Материалы, приспособления и инструменты, применяемые для создания скульптурных композиций.

Для создания скульптурных композиций применяются следующие инструменты и приспособления: ножницы, пинцет, акварельная кисть, иголка, нитки, медная проволока, шило.

2).Правила гигиены и безопасной работы.

Во время конструирования из природного материала необходимо выполнять работы с колющими предметами (шило). Эту часть работы воспитатель выполняет сам. Воспитатель делает в шишках прокол шилом, а дети вставляют спичку без серы и на нее насаживают орех или маленькую шишку.

3).Методика обучения технологическим приемам конструирования из природных материалов в разных возрастных группах.

Конструирование из природного материала начинается со средней группы . Опыта изготовления у детей пятого года жизни еще нет. Поэтому воспитателю требуется прежде всего вызвать интерес к таким поделкам, показать особенности материала.

Во время прогулок внимание детей привлекают к интересным кусочкам деревьев, сухим веточкам, различным семянам и плодам, которые на что-то похожи. Вместе подумать-что можно сделать из них. Такие сравнения очень забавляют детей. На первом занятии воспитатель напоминает об особенностях природного материала и показывает, какие и как можно сделать из него игрушки. Проколов шилом желуди, нанизывают их на нитку, получаются бусы. К острому концу нераспустившейся шишки прикрепляют с помощью пластилина небольшой грецкий орех, повязать косынку и фартучек и, матрешка готова. Одни игрушки воспитатель показывает в готовом виде (бусы, шапочки, фигурки птиц), а другие делает в присутствии детей. Такие упражнения активизируют воображение детей.

Встаршей группе используется более разнообразный природный материал: сучки деревьев, кукурузные початки, плоды каштана, береста, кора деревьев, косточки фруктов, поролон. Для большей выразительности мелкие части вырезают из мягкого картона. Начинать работу желательно с показа воспитателем самого процесса изготовления игрушек, привлекая к этому детей – что-то вырезать, приклеить. Изготовление игрушек должно сопровождаться показом способов и приемов соединения частей: с помощью пластилина соединить шишки друг с другом. Ноги можно сделать из сучков, смазав их концы казеиновым клеем. Детям нужно показать применение гибкой проволоки, которая используется для стебельков цветков, чтобы придать им любое положение. Детей нужно познакомить с возможностями использования перьев для хвостов, крыльев, оперения птиц. Объяснить детям, что фигурки надо ставить на подставку или веточку, на пенек. Подставку легко сделать из коры, смазать клеем и покрыть мхом. Для зимнего пейзажа подставку делают из поролона, приклеив его к картонке.

В подготовительной к школе группе дети продолжают заниматься изготовлением игрушек из природного материала. Чтобы углубить интерес к таким поделкам надо иметь в группе для рассматривания иллюстративный материал с изображением поделок. Но для успешной работы необходимо показать детям приемы изготовления игрушек из нового для них материала, способы скрепления частей.

Некоторым приемам работы с природным материалом дети уже обучались в старшей группе. Как работать с новым материалом, например с соломой, надо показать.

Для изделий из соломы, кусочков мягкой проволоки и ниток фигурок людей и животных солому нужно заранее подготовить: залить водой на сутки, чтобы она замокла и стала эластичной. Затем показать основные приемы создания фигурок человека на изготовлении соломенной куклы. Сначала нужно пучок соломы согнуть пополам и перевязать крепкой ниткой. Из другого пучка сплести косу, вплетая туда гибкую проволоку. Концы косы связать крепкой ниткой. Сплетенную косу просунуть под шеей и крепкой ниткой перевязать талию. Получившейся фигурке придать позу, согнув руки в локтях. Чтобы юбка у куклы была пышнее, на нитку навязать ряд соломинок и затянуть ее вокруг талии. На голову прикрепить платочек или косынку из лоскутка яркой расцветки.

4).Требования к созданию художественных композиций из природных материалов.

Работу с природным материалом начинают с выбора темы. Вначале тему подсказывает воспитатель, чтобы раскрыть перед детьми весь процесс работы над поделкой. Затем дети сами находят тему и способ передачи ее в поделке. Подсказывая тему воспитатель побуждает детей к обдумыванию замысла. Желательно, чтобы выбранная тема обсуждалась с детьми. Воспитатель в беседе выясняет знания детей: о чем нужно рассказать в поделке, с помощью каких средств выразительности это сделать. Вместе подумать: из какого материала выполнить поделку. Только после этого приступить к изготовлению.

Задание на дом : конструирование скульптурной композиции на определенную тему.

Задания для самопроверки:

1.С какой возрастной группы начинаются занятия по изготовлению поделок из природного материала?

2.Назовите приемы соединения природных материалов.

3. Какие инструменты и приспособления применяются при создании скульптурных композиций?

Ответы:

  1. Занятия по изготовлению поделок из природного материала начинают со средней группы.

2. Приемы соединения природных материалов: с помощью пластилина, клея, спичек.

3. Для создания скульптурных композиций применяются следующие инструменты и приспособления: ножницы, пинцет, акварельная кисть, иголка, нитки, медная проволока, шило.

Литература: Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду-М.: Просвещение, 1988.

Гусакова М.А. Аппликация.-М.: Просвещение, 1982.

Лиштван З.В.-М.: Просвещение, 1981.


Похожая информация.


МБДОУ "Детский сад № 118 "

города Чебоксары Чувашской Республики

Методическая разработка

по теме: Организация ручного труда с природным материалом

(для детей старшего дошкольного возраста)

Подготовила воспитатель Петрова М.К.

2016год

Структура работы

  1. Актуальность проблемы.
  2. Цели и задачи.
  3. Содержание работы.

5. Условия, способствующие эффективной реализации данной технологии.

6.Новизна.

  1. Используемая литература.
  2. Приложения.

1.Актуальность проблемы.

Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или листьев – не только увлекательна, но и познавательна. Природа даёт возможность ребёнку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

"Лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он создал своими руками" (Джон Локк)

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети всё больше и дальше отдаляются от природы, забывая её красоту и ценность. Работа с природным материалом помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь ручным трудом из природного материала, ребёнок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. Работа с природным материалом вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в её внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке зверька или птичку, захочет перенести в свою повседневную жизнь.

Детям с нарушенным слухом необходимо заниматься ручным трудом так как практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующих улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка

2. Практическая актуальность для образовательной работы в дошкольном учреждении.

Методическая разработка может быть рекомедована для педагогов дошкольных учреждений для детей с ограниченными возможностями, их родителей.

3.Цель:

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха через ручной труд (с природным материалом).

Задачи:

  1. Создание развивающей среды для развития у детей творческих способностей в работе с природным материалом.
  2. Разработать серию занятий по ручному труду с природным материалом.
  3. Привлекать родителей к участию в конкурсах по ручному труду, сбору природного материала.

Для решения 1 задачи необходимо следующее:

  1. Реализовать план по самообразованию воспитателя Петровой М.К. по теме: «Развитие творческих способностей в процессе ручного труда с детьми старшего дошкольного возраста» на 2015-17 учебный год

Сроки исполнения

Результат, форма отчетности

Изучение научной и учебно-методической литературы по данной теме

Сентябрь-декабрь

Аннотация методической литературы Составление библиографического списка

Диагностика детей по изобразительной деятельности

октябрь

Карты наблюдения

Анализ результативной деятельности детей

Разработка плана совместной деятельности в режиме дня по развитию творческих способностей в процессе ручного труда

Сентябрь-октябрь

Оформление плана совместной деятельности в режиме дня по Развитию творческих способностей в процессе ручного труда. Внедрение в практику плана работы по ручному труду в совместной деятельности в режиме

Подбор материала, фото, иллюстраций по ручному труду

Сентябрь-октябрь

Создание ознакомительной презентации по ручному труду

Создание предметной среды Подбор и закупка художественного материала для труда

В течение года

Изготовление дидактических пособий и игр по ручному труду

Сбор детских работ по ручному труду, и подготовка к выставке.

Участие детей в творческих конкурсах

Март-апрель

Выставка детских работ

Пополнение портфолио детей

Март-апрель

Оформление наглядной папки

Сравнительный анализ по ручному труду

май

Оформление результатов

Подготовка отчета по реализации плана

май

Творческая презентация.

Выступление на педсовете

  1. Разработать содержание сенсомоторного уголка в группе.

Требования к организации сенсомоторного уголка в группе

Организация образовательного процесса предполагает наличие сенсорно-

дидактических игр, игрушек и пособий разного вида:

Функционально-ориентированные игрушки и пособия: строительные конструкторы, пирамидки, «почтовые ящики», «лото», плоские и объемные геометрические фигуры разной величины и др.

Для развития чувства осязания:

  • Массажные мячи-валики (разные по форме, упругости, фактуре поверхности).
  • Шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички.
  • Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги - различные материалы с разной фактурой.
  • Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда).
  • Выпуклые буквы, цифры.
  • Разные по форме мелкие предметы.

Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.

Для развития слуха:

Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки.

Кассеты и диски со звуками: крики животных и птиц, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев и т.д.

3.Оформить уголок труда в соответствии с требованиями к содержанию.

Перечень материалов для занятий по ручному труду:

Природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, веточки туи, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, ракушки, бисер, гречневая, перловая, манная, рисовая крупа, пшено, семена помидора, огурца, садовых цветов).

Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров и т. д.)

Различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга.

Ткань, проволока, вата, целлофан, поролон и т. д.

Клей: клеящий карандаш, клей ПВА.

Набор разноцветного пластилина.

Комплект инструментов для работы на учебный год:

Ножницы, стека для пластилина, гладилка для бумаги (зубная щетка со срезанной щетиной или большая пуговица с тупым краем), плоская кисточка для клея (щетина) № 7 с деревянной ручкой и заостренным концом.

Вспомогательное оборудование:

Доска подкладная для работы с пластилином. Тряпочки для вытирания рук или бумажные салфетки. Коробочки для мусора. Баночки для клея.

Для решения второй задачи необходимо:

  1. Разработать серию занятий по ручному труду с природным материалом (см. в Приложении)

При проведении занятий необходимо учитывать структуру:

1. Показ и объяснение педагога.

2. Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью педагога

3. Самостоятельная работа детей с элементами творчества, фантазии.

Основной принцип построения занятий – постепенный переход от простого изделия к сложному изделию.

Продолжительность занятия с детьми:

Старший дошкольный возраст – 30 мин.

В организацию занятий включаются методы и приемы:

1. Пальчиковая гимнастика,

2. Беседы по ознакомлению со свойствами материалов

3. Внесение образца (сюрпризный момент) и его обследования

4. Физминутка.

5.Обьяснение и показ изготовления поделки

6.Действия детей

7. Выставка работ

8.Оценка детской деятельности

Для решения третьей задачи необходимо следующее:

  1. Привлечь педагогов к работе по ручному труду с природным материалом.
  1. Разработать методические рекомендации для воспиталей по проведению ручного труда с природным материалом. (смотреть в приложении)
  1. Подобрать художественную литературу.

Детская литература о природе, рассказы и стихотворения авторов:

Барто Агнии Львовны

Берестова Валентина Дмитриевича

Бианки Виталия Валентиновича

Маршака Самуила Яковлевича

Паустовкий Константи́н Гео́ргиевич

Пришвин Михаи́л Миха́йлович

Чуковский Корней Иванович

Подбор дидактических наборов:

  • «Цветы», «Насекомые», «Деревья», «Птицы»
  • Экскурсии по району «Богданка». Экскурсия в выставочный зал « Радуга». Экскурсии в Государственный Художественный музей
  • Взаимодействие детского сада и социума микрорайона: школа, родители, детская библиотека и студенты-практиканты (дефектологи, психологи).

Для решения четвертой задачи по работе с родителями необходимо следующее:

  1. Привлечь к участию родителей в сборе природного материала: «В гостях у природы»
  2. Оформить наглядную агитацию для родителей по темам: «Влияние ручного труда на развитие речи ребенка», «Что можно сделать из природного материала», « Конструирование из природного материала».
  3. Провести конкурсы для детей и родителей: « В гостях у осени» внутри садовый конкурс. Изготовление поделок из овощей, фруктов, ягод и листьев. Создание композиций из природного материала и сказочных персонажей.
  4. Привлечь родителей к участию в Республиканском конкурсе «Елка». Создание елки из природного и бросового материала,
  5. Организовать участие родителей в городском конкурсе: «Снежные постройки». Лепка снежных фигур с использованием природного и бросового материала
  6. Провести конкурсы для детей и «Сказочные персонажи из природного материала» внутри группового конкурса. Изготовление сказочных игрушек из шишек, ракушек и семян.
  7. Провести выставку работ по теме «Пасха» с участием родителей и детей (в группе). Создание игрушек из скорлупы, ниток, соломы, веток вербы и цветов. Дети - лепка из моделирующей массы с применением семян подсолнечника, цветного пшена, лепестков бессмертника, цветов мимозы.
  8. Провести выставку работ по теме «Пасха» с участием родителей и детей (в группе). Во-первых, говорим о том, что необходимо приучать ребенка к самостоятельности - сам придумал, сам вырезал, сам склеил, сам построил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок детям может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Во-вторых, нужно научить детей бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу.

5.Дидактические средства, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ручному труду.

  • .Презентации: «Деревья», «Цветы», «Насекомые», «Ракушки»
  • Д/игра «Волшебный мешочек», «Подбери похожий лист»,
  • Учебные пособия-таблицы «Деревья», «Птицы», «Растения»

6.Новизна разработки

Решение задач по развитию ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха осуществляется через совместную творческую коллективную деятельность педагогов, детей, родителей - через эффективную, нетрадиционную форму работы с родителями - «Сбор природного материала, выставки совместных творческих работ».

7.Технологичность и практическая значимость.

8.Используемая литература.

  1. Программы(для специальных дошкольных учреждений) Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста Рекомендовано Управлением по дошкольному воспитанию Гособразования СССР Авторы: Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Т.В. Пелымская, Р.Т. Есимханова, А.А. Катаева, Г.В. Короткова, Г.В. Трофимова. Москва «Просвещение» 1991 год
  1. Психолого-педагогическая программа

По освоению образовательной области «Социализация» Конструирование и труд

Для детей 5-6 лет

  1. Агапова И.А. Поделки из природных материалов – м. : ООО ИКТЦ «Лада», 2006г.
  2. Гульянс Э.К. Что можно сделать из природного материала: кн. для воспитателя дет.сада. – 2-е изд; до раб. –м.: Просвещение, 1991.
  3. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. м.: Издательский дом «Карапуз», 2008.
  4. Парамонова Л. Конструирование из природного материала.// ДОШ. восп.; 2005 - №7.
  5. Теличенко Н.В. Конструирование из природного материала. // воспитатель дошкольного образовательного учреждения., -2009-№2.
  6. Лыкова И. «Мастерилка. Снесла курочка яичко». «Карапуз».
  7. Лыкова И. «Мастерилка. Морская лепилка». «Карапуз».
  8. Лутцева Е.А. «Ступеньки к мастерству».– Москва, 2003.
  9. Конышева Н.М. «Наш рукотворный мир.»– Москва, 2002.

Приложения.

Серия занятий по ручному труду с природным материалом:

  1. «Осень в гости просим». Изготовление персонажей из овощей и фруктов после просмотра мультфильма «Чиполлино». (сентябрь)
  2. «Еж с ежатами». Изготовление семейства ежей из пластилина с применением семян подсолнечника, риса, ягод рябины, черного риса. (сентябрь)
  1. «Старичок – Лесовичок». Поделка из шишек еловых и сосновых, желудей, ягод черной рябины, мелких веточек, соломы (октябрь)
  1. «Бабочка». Листья рябины, американского клена, смородины на бархатной бумаге (октябрь)
  1. «Зайчик». Поделка из ваты с применением красных листьев рябины и туи (для морковки) на бархатной бумаге (ноябрь).
  1. «Снежный зайчик». Постройка из снега с природного материала: веток, разноцветных льдинок, свежей моркови, картофеля, кожуры апельсина (декабрь).
  1. «Коллективная работа – Елка». Использование веток туи, бросового материала (бусин, пуговиц, страз, манки) на грунтованном картоне.(январь)
  2. « Котик». Создание работы с применением цветного песка.(февраль).
  3. « Пасхальное яйцо». Поделка из скорлупы с применением крупы(гречки, риса, гороха), ярких цветных ниток (март)
  4. «Бабочки и стрекозы». Поделка из ракушек на гофрированном картоне (апрель).
  5. «Цветы». Поделка из листьев и лепестков цветов (апрель).
  6. «Рыбка». Лепка рыбки из скрученного пластилина с налепами из круп и семян (май).

Работа с растительным материалом (совмесная деятельность )

Тема: «Стрекоза»

Цель. Учить детей делать игрушку из природного материала по образцу

Задачи.

  • Учить использовать для соединения частей игрушки пластилин;
  • Формировать у детей интерес к данному виду труда.

Материал: семена (крылатки) ясеня, клена; семена яблока или зорянки; сухая веточка любого дерева; пластилин.

Ход работы. На каждом столе необходимый природный материал. Воспитатель загадывает детям загадку о стрекозе и показывает изготовленную им игрушку - стрекозу. Затем предлагает внимательно рассмотреть ее и сказать, из чего она сделана. Обращает внимание детей на то, что у стрекозы продолговатое брюшко, тонкие прозрачные крылья, большие выпуклые глаза.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в индивидуальной форме с детьми старшего д/в

Творческий проект

Калачёвой Татьяны Георгиевны

«Природный материал - как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

Черлак 2013

1. Введение…………………………………..………...3

2. Теоретическая часть……………………….……..5

3. Практическая часть………………………………8

4. Заключение…………………………….…...........12

5. Список литературы……………………………..14

1. Введение

Актуальность проекта

Творчество (креативность)- активная. целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.

Формирование творческой личности - одна из задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка, это период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостного сознания как самостоятельности и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности .

Основной целью воспитания и обучения в детском саду является развитие неповторимой, самобытной личности ребёнка с основами его миропонимания, ценностью отношения к природе, процессу познания, к самому себе.

Была разработана диагностическая карта, а также определена оценка в баллах по трём уровням: высокий, средний, низкий.(Смотреть приложение).

2. Заключение

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Я считаю, что для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах.

Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка

Диагностика по разделу программы «Детство» «Развиваем речь детей» на конец 2011-2012 учебного года показала эффективность внедряемой мною работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством.

Наблюдается увеличение количества детей с уровнем выше среднего на 20%, соответствие уровня речевого развития возрастным нормам наблюдается у 78% детей группы.

По разделу «Развитие словаря» положительная динамика на середину 2011- 2012 учебного года составила 9,4%, по разделу «Развитие связной речи» - на 9,5% по сравнению с началом учеб

использовать все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок.

В процессе работы были замечены такие изменения:

У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Анализ мониторинга результативности развития речи детей, свидетельствует о положительной динамике показателей, которые представлены в диаграмме (см. Приложение 1).

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. – сост. , – СПб: «Детство-ПРЕСС», 2008. -400 с.

2. Гербова детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. И доп.- М.: Мозаика - Синтез, 2006 г..

3. Гимнастика для пальчиков / . - М.: БИБЛИОТЕКА Ильи Резника, ОЛМА - ПРЕСС Экслибрис, 2002 г.

4. Гриценко 3. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: Учебное пособие для студентов факультета дошкольного воспитания высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр « Академия», 2004 г.

5. и др. Ребёнок и книга: Кн. Для воспитателя детского сада / , ; Под редакцией. - М.: Просвещение, 1992 г.

6. Детский фольклор/Сост. вступ. ст., подгот. Текстов и комент. , . - М.: Русская книга, 2002 г.

7. .Идёт коза рогатая. Песенки для самых маленьких./ Коллектив авторов - М.: « ПЛАНЕТА ДЕТСТВА», 2006г.

8. Любимые песенки. - М.: РОСМЭН - ПРЕСС», 2006. -63 с.:ил.-(Для детского сада).

9. Мишка косолапый. М.: Издательский дом « Улисс XXI», 2001г.

10. Потешки и прибаутки: Пособие для дошкольников / Сост. Л. Полинина. - М.: Дрофа; 2008г.

11. Организация углубленной работы по ритмопластике, хореографии Мерзляковой - музыка - театр. Программно-методические материалы по изучению музыкального фольклора, организации театра и театрализованной деятельности.1999 г

12. Программа «Детство» - М.: Просвещение, 1993г.

13. Радынова колыбельные песенки (младшая, подготовительная группы) Савина гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: АСТ», 2000 г.

14. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт. - сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА - ПРЕСС, 2005г.

15. Ушакова развития речи детей дошкольного возраста учебное пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / , . - М.: Гуманитар, изд центр ВЛАДОС, 2004 г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Значение конструирования из природного материала

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в это мир, раскрыть его неповторимость, научить любить и беречь природу - задача и долг взрослых. Сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов ребёнка по земле. Именно с этого должна начинаться система непрерывного экологического образования - со сферы дошкольного образования.

Актуальность выбранной мной темы заключается в следующем: человечество является главным фактором в появлении экологических проблем на планете.

Только сейчас общество начинает понимать, что появившиеся проблемы возникли вследствие его же неправильной деятельности на Земле, и они не исчезнут сами собой.

Что необходимо направить все силы на ликвидацию этих проблем, на сохранение природных ресурсов, тех богатств природы, без которых человек просто не сможет обойтись. А для того, чтобы грамотно помочь природе, прежде всего, нужна экологическая образованность.

Без определённых знаний экологических основ и законов природы человек не сможет помочь природе, а то и вовсе навредить ещё больше своей безграмотностью.

Именно поэтому так необходимо как можно раньше начинать детей знакомить с природой, прививать к ней любовь с самых ранних лет, чтобы в будущем они не повторяли ошибок современного общества, а оно в свою очередь должно постараться привести в норму нынешнее состояние природной среды для наших же детей.

Можно сказать, что всё это составляет единую цепочку: мы формируем с ранних лет у детей экологическую культуру, следовательно, они, когда вырастут, будут любить, понимать и самое главное беречь природу, и тогда не будет экологических проблем не планете

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.

Большое значение придавал природе и К.Д. Ушинский, он был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи К.Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н. Водовозовой, Е.И. Тихеевой, которые уделяли много внимания природе, как средству умственного воспитания детей дошкольного возраста,

Е.Н. Водовозова раскрывает роль наблюдения как наиболее доступное средство ознакомления маленьких детей предметами и явлениями окружающей природы. По её мнению, наблюдение для детей даёт богатую пищу для развития детского ума и эстетических чувств.

Е.И. Тихеева видела в природе средство сенсорного воспитания детей. Ведь действительно, природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков, можно широко использовать в целях сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Комплексное исследование вопросов сенсорного воспитания дошкольников при продуктивной деятельности, осуществленное под руководством А.В. Запорожца и А.Г. Усовой показало, что обучение и соответствующая организация изобразительной деятельности, конструирования, труда в природе, дидактические игры дают эффект в сенсорном развитии ребенка. Дошкольники последовательно и целенаправленно познают свойства предметов - форму, размер, цвет, плотность и пр., соответствует навыки восприятия.

В ряде научных трудов (А.И. Васильева, Н.К. Постникова, И.А. Хайдурова и др.) косвенно касающихся вопросов сенсорного развития детей показано значение анализирующего восприятия (умение видеть признаки объектов природы) для развития деятельности детей в процессе познания старшими дошкольниками взаимосвязей в природе. Т.о. педагогические работы по ознакомлению дошкольников с природой раскрывают возможность и необходимость формирования сенсорных навыков у детей.

Таким образом, по мнению практически всех выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии (воспитании), а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать. Тогда ребенок, опираясь на полученный опыт, сможет намного лучше усвоить материал. В данном случае работает познавательный процесс - восприятие - ориентирующий ребенка в потоке признаков, воздействующих на него. Ведь известно, что, чем больше подключено анализаторов (слуховой + зрительный + анализаторный (тактильный) + и др.), то в процессе получения новой информации, успешней будет ее усвоение.

Т.В. Башаева считает, что восприятие предмета с помощью разнообразных органов чувств дает полное и правильное представление о предметах, помогает узнавать предмет по одному или нескольким свойствам. Воспоминание о каком-либо ярком свойстве предмета может вызвать у ребенка воспоминания обо всем предмете. В процессе включения всех органов чувств в восприятие могут раскрывать индивидуальные способности ребенка, в основе которых лежит повышенная чувствительность каких-то органов.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной и ручной. Начало развитию мышления дает рука. Если ребенок трогает какой-нибудь предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозги видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образцы и представления.

П.Н. Саморукова полагает, что ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Т.о. непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, пространственное расположение.

В старшем дошкольном возрасте у детей имеется ряд особенностей в сенсорном развитии, которые непременно должны учитываться в работе с детьми:

· зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;

· до конца осваиваются сенсорные эталоны;

· возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

· с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.

Можно утверждать, что сенсомоторное развитие составляет основу умственного воспитания. Обогащение сенсорной и двигательной активности приводит к увеличению количества межсинаптических связей, что играет большую роль в улучшении функции исследования. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи. Чем лучше ребёнок двигается, тем лучше он будет говорить

2. Сбор и хранение материала

Несколько важных советов о том, как правильно собирать и хранить различные природные материалы - шишки, ракушки, цветы, листья и прочее - для поделок.

Человеку, который занимается рукоделием, наверняка пригодятся собранные своими руками различные природные материалы - шишки, ракушки, цветы, листья... Для достижения лучшего результата при их сборе и хранении следует использовать ряд несложных правил.

* Цветы и листья нужно собирать на пике их цветения.

* Цвет неизбежно утратит насыщенность, поэтому ищите наиболее ярко окрашенные экземпляры.

* Не следует собирать растения в полиэтиленовые пакеты, поскольку в них создаётся повышенная влажность - благоприятная среда для размножения микробов. Лучше всего собирать в бумажные пакеты.

* Самым неудачным временем для сбора цветов является середина дня, когда растения содержат максимальное количество влаги, избавиться от которой цветок может, если на час или два поместить его в вазу с водой. А лучше всего собирать растения до наступления полудня, когда роса уже испарилась.

* Цветы собирают в сухие дни (до полудня), отдавая предпочтение недавно раскрывшимся бутонам.

* После сбора материала немедленно приступайте к его сушке.

* Наиболее эффективным для сохранения цвета и формы считается использование микроволновой печи.

* Засушенные запасы следует хранить в сухом месте, избегая высокой влажности и прямого попадания солнечного света.

* Сосновые шишки после сбора нужно разложить на пергаментной бумаге или фольге и прогреть их при низкой температуре в духовке.

* Ракушки освободите от живых организмов, прокипятив их в течение нескольких минут, остатки вытащите пинцетом. Или другой способ: можно предварительно заморозить ракушки на ночь. А после того как ракушки оттают, используйте способ, описанный выше.

* Очистить ракушки можно в растворе белизны и воды из расчёта 1:1. Оставьте в нём ракушки до тех пор, пока верхний слой (словно покрытый кожицей) не сотрётся.

3. Материалы и инструменты

При изготовлении игрушек часто используют дополнительные материалы:

Бумага. Различают писчую, плакатную, фильтровальную, конвертную, альбомную, бархатную, обложечную, обойную, афишную, копировальную, пергаментную, оберточную бумагу. Виды бумаги отличаются друг от друга по толщине, плотности, окраске, назначению.

Дети любят работать с цветной бумагой различных оттенков, которая легко режется, поддается сгибанию, склеиванию.

Фольга. Так называют тонкие металлические листы (из цветных металлов или сплавов - свинца, олова, алюминия), употребляемые для украшения поделок, переплетов.

Пластилин. Этот материал применяется для скрепления частей менее сложных игрушек (в работе с природным материалом в детском саду с этой целью используют чаще клей), а также для лепки некоторых деталей поделки на начальных этапах работы.

Проволока является необходимым материалом для скрепления частей игрушки, в частности для изготовления каркаса игрушек из соломы, и для других целей. Наиболее удобна медная проволока (она мягкая, гибкая и прочная) диаметром 0,35, 0,29 мм. Для каркаса игрушек нужна проволока большего диаметра - 1 - 1,5 мм.

Нитки лучше использовать толстые, цветные (№ 10).

Клей нужен разных марок: белый клей ПВА, клей "Марс", БФ и др. Однако дошкольникам лучше пользоваться клеем ПВА.

Цветные лоскуты - обрезки различных тканей - также пригодятся для оформления поделок.

Использование каждого из видов дополнительного материала будет зависеть от замысла, проявления творчества, мастерства, смекалки детей, от степени развития их воображения.

В качестве дополнительных материалов используют фанеру, кремни, гальку, мелкие камни, косточки от винограда, леску, щетинки.

Для хранения дополнительного материала надо иметь небольшой ящик с ячейками, предназначенными для каждого вида материала. Ящик может находиться и в секционном шкафу, на полке, Для изготовления поделок, помимо материала, необходимо иметь простейшие инструменты

Шило. Длина ручки шила должна быть примерно 5-7 см, диаметр - 1,5-2 см; длина колющей части - 3-3,5 см. Шило должно быть не очень толстым, но сделано из прочного материала.

Ножницы. Для работы детям нужны небольшие ножницы с тупыми концами, с кольцами, соответствующими размеру детской руки.

Иголка нужна крупная швейная, ее необходимо хранить на маленькой салфетке либо в игольнице со вдетой в нее ниткой.

Карандаш простой необходим для нанесения контура на бумаге при вырезании деталей или задуманной игрушки, например косынки для матрешки и т. д. Используют карандаши различной мягкости (желательно 2 М).

Краски необходимы для оформления отдельных деталей игрушки (фартука для куклы, воротника для Буратино и др.). Рекомендуется использовать краски гуашевые (кроющие) в специальных наборах или в отдельных флаконах. Эту густую краску перед рисованием нужно развести водой.

Кисточки (мягкая для рисования, более жесткая для клея). Для рисования лучше использовать беличьи кисточки (№ 4 и 6). Перед рисованием следует вспомнить приемы работы: кисть нужно хорошо пропитать краской; линии следует проводить один раз; вести кисть можно только в направлении по ворсу, иначе она лохматится. Чтобы рисунок получился красивым, нужно не забывать своевременно обмакивать кисть в краску, не проводить по одному месту несколько раз.

Для клея нужны специальные кисточки, с твердым ворсом. С помощью клея соединяются многие игрушки из природного материала, особенно он необходим для соединения деталей поделок из ракушек.

Стека - инструмент, применяемый в процессе лепки из глины или пластилина (для обработки поверхности изделия). Стеки бывают различных размеров; для детей рекомендуется длина 10-12 см. Стеку легко сделать, например, из пришедшей в негодность кисточки: заострить один ее конец, а другой срезать с двух сторон и закруглить.

Щипчики желательно маникюрные или со сведенной перекрученной передней частью. Они используются для закручивания проволочки при изготовлении игрушек из соломы, мочала и других материалов.

Плоскогубцами, клещами, сверлом пользуется только воспитатель.

Для изготовления поделок из ракушек, помимо общих инструментов, необходимо иметь специально для работы с этим материалом напильник, пилку маникюрную, гуашь всех цветов, лак масляный светлый.

4. Методика работы

Воспитателю нужно хорошо знать особенности инструментов, наиболее часто применяемых при изготовлении игрушек из природных материалов, и знакомить с ними детей.

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: от простого к сложному. При этом важное значение приобретает принцип повторяемости действий (например, при выполнении новых поделок воспитатель опирается на умения, которые требовались и сформировались у детей раньше).

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей (упражнения) под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Воспитатель хорошо знает, как дети в его группе относятся к труду, хотят ли они и могут ли трудиться. Об этом он судит по тому, как они принимают задание взрослого, насколько самостоятельно ставят цель работы, как мотивируют ее («зачем мы это делаем»).

Стимулом для проявления детьми творчества при изготовлении игрушек из природного материала является поощрение, одобрение успехов ребенка.

Большое воздействие оказывают на ребят готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду, стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы с природным материалом. С этой целью в группе организуется выставка детских работ.

Для полноценного развития трудовой направленности ребенка следует рано знакомить с трудом родителей, близких ему взрослых, воспитывать у него уважение, интерес к труду взрослых, желание сделать что-то полезное для других, доставить другим радость своим трудом (например, сделать подарок маме, бабушке к 8 Марта, игрушки для малышей, гирлянды для украшения групповой комнаты и т. п.), т. е. воспитывать общественную мотивацию трудовой деятельности.

Ребенок в процессе труда (ручного, в частности) чувствует себя взрослым, и это сознание, что он работает, трудится как взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.

Воспитатель организует работу над игрушкой с учетом указанных принципов, при этом следит, чтобы все дети были обеспечены необходимыми инструментами и материалами, чтобы выполнялись правила техники безопасности.

Работа над изготовлением игрушек из природного материала будет выполняться детьми успешнее, если они будут иметь возможность заниматься ею и в других видах деятельности. Так, например, природный материал можно использовать и на занятиях по лепке: различные семена, скорлупки орехов, мох, желуди, их чашечки и др. Любят дети делать аппликации из семян тыквы, засушенных листьев. На этих занятиях дети знакомятся с новым для них приемом приклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, а на то место, куда она будет накладываться. С удовольствием выкладывают мозаичные узоры на покрытых пластилином дощечках из семян, покрашенных тушью в разные цвета. Такие занятия способствуют развитию мелких мышц кистей рук, развитию творческой смекалки.

Изготовлению задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа. Прежде чем приступить к созданию поделок, с детьми проводятся экскурсии в природу (в лес, парк, ботанический сад, к реке, лесополосе и в другие места). В начале экскурсии проводят часто (если это в детском саду, то с этой целью можно использовать и целевые прогулки). На таких экскурсиях важно учить детей пристальнее вглядываться в неповторимую красоту природы, видеть прелесть в стройных березках, величавых дубравах, мягком шелесте трав.

На экскурсии детям можно рассказать, что наша Родина богата лесами, в них растут самые разнообразные породы деревьев, представляющих огромный запас древесины, необходимой для народного хозяйства нашей Родины.

Лес -- наш зеленый друг, который задерживает таяние снегов и бережет жилища людей на побережье рек от наводнения; лес делает мягче климат и сохраняет влагу для наших полей. Весь наш народ защищает леса и специально их восстанавливает там, где Они пострадали. Особенно важно следить за строительными лесами. Сейчас в нашей стране в местах лесозаготовок не только сплавляют лес по воде, отправляют по железной дороге, но и там же, на месте, организуют переработку древесины (древесиной называют материал, получаемый из спиленных и очищенных от сучков и коры деревьев). Мелкие отходы -- щепки, стружки, опилки -- используются на химических заводах.

Во время экскурсии воспитатель напоминает детям, что для изготовления игрушек из природного материала используется кора высохших или срубленных деревьев (сосен, берез); опавшие ветки и семена деревьев и кустарников. На глазах у детей педагог может сделать 1--2 простые игрушки (например, стрекозу, рыбку и т. п.). Это будет способствовать формированию интереса к изготовлению поделок из природного материала. На экскурсию можно взять коробочки для сбора различных листьев, крылаток, семян, в ходе ее организовать сбор веток, сучьев, которые необходимы будут для изготовления различных игрушек. Воспитатель рассказывает детям, как надо собирать природный материал, подчеркивая, что желуди, шишки, ягоды должны быть целыми, непомятыми. Предлагает сортировать материал по виду, размеру, цвету, помещая его в корзины или коробки большого размера.

Собранные сухие корни, ветки, шишки, сучки имеют причудливую форму. Педагог предлагает детям ответить на вопросы: «На что похоже? Что напоминает?», побуждает ребят сравнивать, вспоминать знакомых сказочных героев, внимательно вглядываться, фантазировать, продумывать заранее, из какого материала что можно будет сделать (какую создать композицию с участием человечков, зверей, птиц, рыб и т. п.), какие интересные сценки (например, трех поросят, лисицу, петуха, бременских музыкантов, волка и зайца и т. п.). Организованный таким образом сбор материала дает возможность детям активно воспринимать его цвет, запахи. Всем ходом беседы воспитатель побуждает детей к наблюдениям, развивает у них образное восприятие, фантазию: в семенах, шишках, корягах видеть забавных человечков, животных, птиц, насекомых. Так, например, рассматривая на прогулке крылатки клена, воспитатель спрашивает у детей, на что они похожи; дети вспоминают: такой формы крылышки у кузнечика, даже цвет зеленый. Здесь же, на прогулке, можно сделать кузнечика. Для головки использовать подсохшие опадающие вишенки, брюшко сделать из березовой сережки, которая даже изогнута, как настоящее брюшко. Каждый ребенок делает кузнечика по собственному замыслу. В процессе работы воспитатель оказывает детям помощь, поощряет тех, кто помогает отстающим товарищам. После экскурсии желательно провести беседу. Так, например, на прогулке дети нашли муравейник; воспитатель объяснил, какую пользу приносят муравьи. Рассмотрели муравья, увидели, как он ловко и быстро передвигается по земле. А во время беседы можно уточнить, каких еще насекомых дети знают, каков их образ жизни, форма тела, количество ног, какую приносят пользу или вред.

В другой раз детям можно предложить рассмотреть стрекозу; для изготовления игрушки стрекозы использовать крылатки липы, для головы -- вишневые косточки, брюшко выполнить из засушенного колоска пырея. В такого рода беседах развиваются смекалка, сообразительность, расширяются понятия, представления, углубляются знания, обогащается речь.

Когда дети узнают, где и как растут желуди, каштаны, научатся видеть в них части предполагаемых игрушек, можно приступить к выполнению задания. При этом в начале работы можно не стремиться к большому разнообразию поделок. Наоборот, учить детей одну и ту же игрушку мастерить из различного материала, обращая внимание на то, что пластилин для скрепления подбирается под цвет каштанов и желудей, что нужно прочно и аккуратно соединять части игрушки.

Экскурсии в природу будут предшествовать работе над игрушками и в подготовительной группе. Каждая экскурсия -- встреча с природой. Но дети не сразу видят красоту ее. Задача воспитателя -- продолжать учить видеть эту красоту, учить видеть природу, любить ее и формировать желание ее беречь.

В подготовительной группе дети уже знают места экскурсии. Необходимо продолжать учить детей замечать изменения в сезонных явлениях. Дети 6--7 лет уже многое могут сами. В ходе экскурсии они мастерят игрушки, собирая материал, видят образы будущих поделок. Воспитатель напоминает детям требования к собираемому материалу. С этой целью организует игру «Сбор материала». Вместе с детьми определяет место приемного сортировочного пункта, выбирает дежурного по лесу (по парку), который будет следить за охраной природы, контролера качества собираемого материала и т. д. Экскурсию можно закончить беседой о красоте и богатстве природы, об ее охране в нашей стране. В итоге воспитатель сообщает, что в подготовительной группе из собранного материала дети смогут сделать разные игрушки, и те, которые они делали, и новые, которые им нравятся.

В беседе по проведенной экскурсии воспитатель уточняет впечатления детей об увиденном, приобретенные новые знания. Теперь можно перейти к изготовлению игрушек из природного материала. Чтобы сделать игрушку, ребенка учат делать тщательный осмотр (анализ) образца, рисунка, фотографии игрушки; определять не только внешние характерные особенности, но и детали поделки, способы ее соединения. Правильный анализ структуры изготовления игрушки является особенно важным звеном в работе. В процессе такого анализа ребенок учится мысленно планировать предстоящую работу по аналогии с образцом.

Работа над игрушкой развивает у детей ориентировочно-исследовательскую деятельность. Поэтому важно, чтобы воспитатель не объяснял все сам в процессе изготовления игрушки. Хороших результатов можно достигнуть, когда дети будут поставлены в необходимость самим додумать, доделать, проанализировать действия.

Таким образом, работа детей по изготовлению поделок из природного материала начинается с усвоения способа выполнения игрушки по образцу, сделанному воспитателем заранее. Видя перед собой предмет, дети без труда проводят анализ структуры поделки, определяют способ соединения частей, продумывают и планируют ход предстоящего дела. Для овладения этим умением воспитатель предлагает детям создать несколько игрушек с опорой на образец, созданный им в ходе анализа задания. При этом педагог должен заботиться о том, чтобы все его действия были точными и чтобы их могли видеть все дети. Если после этого ребята затрудняются приступить к работе, воспитатель снова объясняет последовательность изготовления игрушки.

После успешного усвоения способа изготовления игрушки по образцу можно перейти к изготовлению- игрушки по рисунку (фотографии). И здесь большую помощь может оказать детям использование приема схематичной зарисовки игрушки, который облегчит переход от наглядно-действенного мышления к конкретно-образному. На эффективность использования данного приема указывал А. Р. Лурия. Он отмечал, что в модельном образце ничего не видно, кроме контура. Это ставит ребенка в необычные условия самостоятельной творческой деятельности и способствует проявлению и развитию у него творческого мышления.

Работа с использованием моделей чертежей может быть построена следующим образом. Составные части почти всех игрушек представляют собой несколько измененные геометрические формы, которые дети легко рисуют. На первом таком занятии после анализа образца воспитатель предлагает детям посмотреть, как он будет рисовать модель выполняемой игрушки, после чего они на бумаге повторяют чертеж, данный воспитателем. В дальнейшем на начальном этапе использования рисунка модели игрушки воспитатель должен помогать детям правильно его сделать, после чего дети смогут. самостоятельно сделать такой чертеж.

Использование данного приема даст возможность детям представить общий ход выполнения задачи, постоянно видеть перед собой цель, проект результата работы и одновременно будет способствовать развитию представлений, творческого мышления.

Применение предложенной последовательности по изготовлению чертежей игрушек, безусловно, не исключает каких-либо изменений, которые может сделать воспитатель. Педагог сам может найти удачные приемы работы при анализе образца, чтобы заинтересовать детей (загадать загадку о предмете и т. п.).

Обобщая анализ работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу, можно наметить общую характерную схему последовательности работы:

1. Рассматривание и анализ образца игрушки.

2. Установление поэтапной последовательности ее изготовления с предварительным планированием хода работы.

3. Выбор способа соединения частей игрушки.

4. Подбор материала и инструментов (с помощью воспитателя или самостоятельно).

5. Изготовление игрушки.

6. Анализ и оценка детских игрушек.

Большое воспитательно-образовательное значение при изготовлении поделок из природного материала имеет работа детей по замыслу. Такие занятия способствуют формированию у ребят умения самостоятельно планировать деятельность. Ребенок, прежде чем приступить к работе, должен предварительно наметить действия, определить их последовательность (что сделать сначала, как соединить туловище и голову в игрушке и т.. д.). И нередко детям это удается уже в старшей группе, а к концу пребывания в детском саду они успешно выполняют задание по замыслу, по условию.

Многие поделки выполняются детьми из одного вида материала и одинаковыми способами. Воспитатель помогает детям выделить эти приемы, способы работы, учит их обобщать и переносить на изготовление новых поделок. Здесь особенно важно соблюдать преемственность в работе, опираться на ранее приобретенные знания. Цель формирования таких обобщенных способов работы -- развивать интерес к ручному труду, умение мастерить, творческие способности.

При создании игрушек воспитатель учит детей комбинировать природный материал. Например, чтобы сделать забавную птичку, для туловища можно взять шишку, голову сделать из небольшого жёлудя специфической формы, шею -- из ветки, лапки -- из мелких веточек, а хвостом может служить яркое пушистое перо. В качестве глаз для птиц, животных, человечков используются семена различных растений (рябина, подсолнух, арбузные семечки и т. п.). Для ног, лапок подойдут изогнутые веточки дерева, сучки с интересным изломом. Рога оленя -- это причудливо изогнутые ветки. Чашечки (плюски) желудей хорошо заменяют шапочки или штанишки человечкам. Кора дерева служит хорошей подставкой для игрушек-самоделок, когда задумано изготовление игрушки-сувенира. Из крылаток клена, ясеня прекрасно получаются уши зайца, борода Карабаса-Барабаса, хвост и грива лошадки.

Обучение таким навыкам лучше проводить, когда дети делают игрушки по замыслу. Так, при изготовлении «Путника» используют шиповник, но на данном занятии его не оказалось. Воспитатель спрашивает ребят, каким материалом можно заменить шиповник и что из него можно сделать. конструирование природный шишка ребенок

Организуя работу с природным материалом, очень важно использовать и художественную литературу. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы являются неиссякаемым источником знаний, вдохновения, мудрости, воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Детям дошкольного возраста надо читать произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений, чтобы все это оказывало воздействие, пробуждало их фантазию, воспитывало художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе

Использованная литература

1. Гульянц.Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала»

2. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду.»

3. Нагибина М.И. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры».-Академия развития.

4. Топоров. ОБЖ (10-11 кл).

5. Журнал ОБЖ №4.

6. ОБЖ-справочник школьника.

7. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. ,ОБЖ.

8. Материалы интернета.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Ощущение и восприятие как физиологическая основа сенсорного развития. Особенности сенсорного развития детей 4-го года жизни. Методика работы с природным материалом для развития ощущений и восприятия детей. Психологические исследования Л.А. Венгера.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2012

    Методика обучения учащихся общеобразовательных школ работам с глиной, инструменты, приспособления и инвентарь, необходимые для этого. Разработка развернутого сценария уроков по технологии работ с природным материалом глиной, составление плана-конспекта.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2009

    Особенности работы с природным материалом. Место и значение работы с природным материалом на уроках технологии в образовательном процессе начальной школы. Исследование уровня развития трудовых навыков и творческой активности учащихся третьего класса.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2017

    Исследование развития творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями. Разработка системы кружковых занятий для детей коррекционной школы на основе природного материала, учитывающей психолого-педагогические особенности учащихся.

    дипломная работа , добавлен 08.10.2010

    Конструирование как вид изобразительной деятельности дошкольников. Способы изготовления игрушек с подвижными частями: материалы, оборудование, инструменты. Экспериментальное исследование по развитию умений дошкольников в изготовлении подвижных игрушек.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2011

    Особенности преподавания технологии в начальной общеобразовательной школе. Методика обучения учащихся аппликационным работам, необходимый для этого инструментарий и материалы. Занятия по технологии аппликационных работ с природным материалом в 1 классе.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2009

    Значение конструирования для всестороннего развития дошкольников, содержание работы воспитателя по развитию строительных игр детей. Использование современных конструкторов в процессе игр. Ознакомление с основами архитектуры детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2012

    Развитие воображения младших школьников под влиянием создания разнообразных поделок и композиций из природного материала на уроках труда. Влияние создания определенных объектов на развитии творческого и репродуктивного (воссоздающего) воображения.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2008

    Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста. Использование художественной литературы как средства развития словарного запаса детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры с наглядным материалом, их применение в младшей группе.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2012

    Методика обучения учащихся общеобразовательных школ. Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников. Развернутые сценарии уроков по работам с природным материалом. Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения.

СОЗДАНИЕ КОМПОЗИЦИЙ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА В РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Создание композиций из природного материала не просто вооружает дошкольников умениями и навыками, но будит их интеллектуальную и творческую активность, учит их планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. У детей старшего дошкольного возраста формируются умения анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появляется стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.

Природный материал имеет большой потенциал в развитии старших дошкольников, особенно следует подчеркнуть его роль в развитии наглядно-образного мышления, т.к. использование такого материала дает новый чувственный опыт, который дети получают от восприятия природы. Особую роль природы и природных материалов в развитии образного и логического мышления подчеркивал еще К.Д. Ушинский . На важность использования природного материала в деятельности дошкольников указывал и А.С. Макаренко. Он писал, что такие материалы, как глина, дерево, бумага и другие, ближе всего находятся «к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время, есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии»].

Природный материал развивает сенсорные способности дошкольников. Занимательность работы с таким материалом способствует развитию у дошкольников внимания, повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание, а также развиваются художественные способности, эстетические вкусы дошкольников. По мнению Н.М. Конышевой, окружающий мир и деятельность детей рождают эмоционально-интеллектуальный опыт, который служит источником идей и художественных замыслов.

При изготовлении композиций в процессе систематической работы руки дошкольников приобретают уверенность, точность, пальцы становятся гибкими. Эти навыки необходимы в учебной деятельности, особенно в подготовке руки к письму. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики, координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений.

В ходе изготовления композиций из природного материала у детей развивается речь, т.к. при работе над композицией особенную роль играет рука, которая дополняет комплекс ощущений и делает представление о материалах и их свойствах полнее. О прямой связи пальчиков рук и речи детей известно давно. По словам В.А. Сухомлинского, истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, …. тем ярче творческая стихия детского разума, тем интереснее речь и логические выводы ребенка. А.Е. Белая также подтверждает данную мысль, утверждая, что «выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая … оказывает благоприятное влияние на развитие речи» .

Природный материал имеет большой потенциал для разнообразной деятельности детей, его использование помогает активному усвоению и использованию приобретенных знаний. В процессе составления композиций из природного материала совершенствуются умения пользоваться инструментами, такими, например, как шило, ножницы, игла, кисти, стеки и т.д.

Кроме того, следует упомянуть, что некоторые природные материалы имеют оздоровительное значение, в частности, большими возможностями обладает работа с песком, которая называется «песочная терапия» или «терапия песком». Работа с природным материалом эмоционально разгружает детей, повышает их жизненный тонус.

Работа над различными композициями обогащает эмоциональную сферу дошкольников и формирует коммуникативные навыки. Более того работа с природным материалом сближает детей с родной природой, воспитывает у них бережное отношение к окружающей среде, формирует навыки экологической культуры. В наши дни все это особенно актуально, т.к. современная экологическая обстановка во всем мире диктует изменения потребительского мировоззрения по отношению к природе и ставит перед педагогами задачу воспитания у детей не просто глубоких знаний о природе, но и определенных нравственных позиций по отношению ко всему живому на Земле.

Поделки из природного материала удовлетворяют и любознательность детей. Благоприятный эмоциональный настрой во время работы, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой композиции являются важными факторами для общего развития дошкольников.

Таким образом, при правильной организации воспитательно- образовательного процесса работа по созданию композиций из природного материала становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Использованная литература

    Агапова, И.А. Игрушки и подарки из природного материала / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: Дом, XXI век, 2008. – 225 с.

    Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / , А.Е. Белая. - М.: Астрель, 2009. - 143 с.

    Запорожец, А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка / А.В. Запорожец, Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та., 2006. – 198 с.

    Конышева, Н.М. Обучение и творчество на занятиях трудового обучения / Н.М. Конышева // Начальная школа. – 1999. - № 5-6. – С. 41 -44.

    Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский. - М.: Знание, 1988. - 96 с.

    Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. Т. 9. / К. Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 2001. - 775 с.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: