Аппликация - один из популярнейших видов рукоделия, который представляет интерес современных детей и даже взрослых. И преданность этому виду рукоделия продолжает расти, ведь обладать и пользоваться вещью, сделанной своими руками не только модно, но и практично!
Казалось бы, лист бумаги, газета, клей, картон - простые материалы, плюс ваша фантазия - вот то, что заставляет ребёнка тратить своё свободное время на это занятие. Аппликация превращается от ручного труда к образу жизни. Ребёнок по средствам бумаги или какого-либо другого материала выражает своё отношение к окружающему миру. Данный вид ручного труда помогает ребёнку реализовать свои впечатления миропонимания.
Компонент нового ФГОС обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. В связи с эти мною была разработана программа кружковой работы, направленная на формирование творческого потенциала учащихся.
Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с профессиями дизайнера, художника - оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Цель кружка: развитие творческих способностей учащихся, развитие фантазии, мышления; формирование творческого мировоззрения; воспитание эстетических качеств учащихся; привитие интереса к ручному труду.
В связи с этим задачами кружка являются:
Рассмотреть основные направления аппликации;
Дать представления о видах ручного труда;
Учить разнообразным техникам аппликации;
Учить работать с различными материалами по форме, цвету и структуре;
Воспитывать толерантное отношение к работам сверстников.
Программа рассчитана на 34 часа. Из расчёта 1 час в неделю.
На занятиях применяются словесные, практические методы , используется наглядность.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Требования к УУД при работе в кружке "Аппликация".
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях конструкция.
Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение инструментов, необходимых при работе над аппликацией;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям;
- виды материалов;
Уметь:
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты.
Тема 1. "Основы техники" (4 часа).
Дать понятия об основных техниках аппликации. Рассказать и показать о приёмах работы над аппликацией. Учить работать с различными материалами (цвет, структура, фактура и т.п.)
Тема 2. "Дизайн дома" (4 часа)
Дать понятия дизайну. Раскрыть понятие "дизайн дома". Учить работать с разнообразными материалами по форме, структуре, фактуре. Развивать умение творчески мыслить. Воспитывать любовь к ручному труду; воспитывать толерантное отношение к творчеству других ребят.
Тема 3. "Рамки и картины" (4 часа).
Рассказать об особенностях работы над рамками и картинами; рассмотреть основные техники в работе над данной категорией аппликации.
Тема 4. "Коллаж" (3 часа).
Раскрыть понятие "коллаж"; рассмотреть основные техники работы в данном разделе "аппликации". Развивать творческое мышление, воображение у учащихся.
Прививать интерес к ручному труду.
Тема 5. "Альбомы и блокноты" (4 часа).
Рассказать об особенностях работы над альбомами и блокнотами; рассмотреть основные техники в работе над данной категорией аппликации.
Учить ручному труду. Развивать творческие способности учащихся. Воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Тема 6. "Открытки и конверты" (5 часов).
Раскрыть основные понятия раздела. Учить работать с разнообразными материалами по форме, структуре, фактуре. Развивать умение творчески мыслить. Воспитывать любовь к ручному труду; воспитывать толерантное отношение к творчеству других ребят.
Тема 7. "Коробки для хранения" (5 часов).
Рассказать об особенностях работы над коробками для хранения; рассмотреть основные техники в работе над данной категорией аппликации.
Учить ручному труду. Развивать творческие способности учащихся. Воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Тема 8. "Праздники и подарки" (5 часов).
Раскрыть основные понятия темы. Учить работать с разнообразными материалами по форме, структуре, фактуре. Развивать умение творчески мыслить. Воспитывать любовь к ручному труду; воспитывать толерантное отношение к творчеству других ребят.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№22 «Синяя птица» комбинированного вида»
Планирование кружка «Волшебная бумага» в средней группе №1 «Бабочки» на 2014-2015 учебный год.
Воспитатели: Зинченко. Т.Н
Соловьева. А.Г
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами. В связи с этим, в МДОУ введены кружковые занятия по этому направлению, которые проводит воспитатель средней группы.
Аппликация - один из популярнейших видов рукоделия, который представляет интерес современных детей и даже взрослых. И преданность этому виду рукоделия продолжает расти, ведь обладать и пользоваться вещью, сделанной своими руками не только модно, но и практично!
Казалось бы, лист бумаги, газета, клей, картон - простые материалы, плюс ваша фантазия - вот то, что заставляет ребёнка тратить своё свободное время на это занятие. Аппликация превращается от ручного труда к образу жизни. Ребёнок по средствам бумаги или какого-либо другого материала выражает своё отношение к окружающему миру. Данный вид ручного труда помогает ребёнку реализовать свои впечатления миропонимания.
Компонент нового ФГОС обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. В связи с этим воспитателями была разработана программа кружковой работы, направленная на формирование творческого потенциала детей.
Цель программы – развитие творческих способностей детей, средствами бумажной пластики и оригами, развитие фантазии, мышления; формирование творческого мировоззрения; воспитание эстетических качеств учащихся; привитие интереса к ручному труду.
Задачи:
1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.
2. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.
3. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности, а также поэтапное освоение детьми различных видов бумажной пластики и оригами.
4. Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.
5. Воспитывать у детей интерес к бумажной пластике и оригами.
6. Развивать творческие способности дошкольников.
7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
8. Развивать навыки декоративного искусства.
9. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 минут – средняя группа.
На занятиях применяются словесные, практические методы , используется наглядность.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Требования к УУД при работе в кружке "Волшебная бумага".
Знать:
правила ТБ;
название и назначение инструментов, необходимых при работе над аппликацией;
правила общения;
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
Уметь:
наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
различать материалы по их назначению;
качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий;
безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Театрализованная деятельность». Создание подарков для сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации.
2. «Физическая культура». Использование поделок в оформлении к праздникам, развлечениям.
3.«Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
4. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам, потешкам, стихотворениям.
5. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.
6. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся рисовать разными материалами, сочетать цвета по тону и оттенкам.
Блок 1 – «Волшебные полоски»
Блок 2 – «Игры с бумагой»
Блок 3 – «Рваная бумага»
Блок 4 – «Мятая Бумага»
Блок 5 – «Объемная аппликация»
Блок 6 – «Закрепление пройденного материала»
Тематический план для детей средней группы.
Месяц, блок. | Тема | Материал | Сопутствующие формы работы |
||
«Волшебные полоски» | Цветы из двух крестиков. | Научить детей склеивать цветок из двух крестиков. | Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета. | ||
Цветы из снежинок. | Познакомить детей с новым способом изготовления цветов. | Развитие творчества, воображения. | Полоски бумаги разного цвета | Разучивание хоровода «Цветы» (муз. Бахудовой) |
|
Гирлянда из цветов. | Закрепить умение детей склеивать цветок из двух крестиков, составлять гирлянду из цветов. | Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета в гирлянде. | Полоски бумаги разного цвета, цветы из двух крестиков, Цветы астры. | Развитие навыков декоративного конструирования. |
|
Ноябрь. «Игры с бумагой» | Такая разная бумага. Скрутите… | Научить детей превращать бумагу в подзорную трубу, цилиндр. | Познакомить детей с различными свойствами и видами бумаги. | Листы бумаги, цветные карандаши, кораблик. | Занятие по ознакомление с окружающим. |
Сверните… | Научить скручивать из бумаги кулёчек, делать нос, рожки, цветок. | Познакомить с новым способом манипуляции с бумагой: сворачивание | Цветные листы бумаги, предметы из уголка ряженья. | Театрализованная деятельность. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
|
Скатайте… | Показать способ игры с бумагой - скатывание. Сделать башню из трубочек. | Способствовать развитию навыков конструирования. | Цветные листы бумаги, пирамидка, кубики. | Развитие речи. Заучивание стихотворения А. Ахундовой «Ступеньки». |
|
Сложите… | Изучить прием складывания бумаги. Сделать гармошку, бабочку. | Развивать моторику пальцев, познакомить с новым способом манипуляции с бумагой. | Цветные листы бумаги, клей, нитка, музыкальные инструменты: гармошка, барабан, металлофон. | Музыкальное воспитание. Разучивание песни «Я играю на гармошке…» |
|
Сомните… | Изготовление осьминога. | Изучить прием сминания бумаги. | Цветная бумага, рисунок осьминога. | Физическая культура. Пальчиковая игра «Осьминожки». |
|
«Рваная бумага» | Подарок для мамочки в виде сердечка на детской ладони. | Знакомство с гофрированной бумагой и новой техникой «мятая бумага» | Закрепить умение скатывать и скручивать бумагу, развивать мелкую мускулатуру рук. | Красная гофрированная бумага, заготовка детской ладони. | Подготовка подарков для мамы, а также разучивание песен и стихов к празднику «День Мамы» |
Создать из оторванных цветных кусочков жирафа. | Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги. Развивать моторику пальцев. | Кусочки цветной бумаги, оторванные от листов и подобранные по форме, мягкая игрушка – жираф | Развитие речи. Разучивание стишка о жирафе. |
||
Сделать аппликацию пингвина из кусочков рваной бумаги. | Способствовать развитию навыков конструирования, воображения. | Цветная бумага различного цвета, альбомный лист, клей, кисточки, карандаши, салфетки | Ознакомление с окружающим миром Беседа о том, какие бывают птицы. |
||
Подарок родителям к Новому году. | Сделать аппликацию снеговика из ватных дисков. | Развитие творчества, воображения | Ватные диски, цветная бумага, открытки. | Разучивание стихов на новогоднюю тематику. Разучивание ролей к новогоднему празднику. |
|
«Повторение пройденного материала» | Снежинки. | Склеивание снежинок из полосок. | Воспитывать интерес к бумажной пластике. Наклеить снежинки на окна к празднику. | Цветные полоски из плотной бумаги разного цвета, предметы ряженья к новогоднему празднику. | Театрализованная деятельность. Рассматривание и рисование снежинок. |
Карнавальные очки. | Оформление и украшение карнавальных очков. | Воспитывать интерес к бумажной пластике. | Заготовки карнавальных масок, цветная бумага, вата. | Театрализованная деятельность. |
|
Февраль ие пройденного материалаю тематику.. «Мятая бумага» | Снеговик. | Изготовление снеговика способом «Мятая бумага», знакомство с гофрированной бумагой. | Создание праздничного настроения и украшение группы. | Цветная бумага, гофрированная бумага, игрушка снеговика, клей, снег. | Опытно - экспериментальная деятельность «Таяние снега» |
Изготовление елочки и ее украшений способом «Мятая бумага» | Создание праздничного настроения и украшение приемной. | Цветная бумага, гофрированная бумага, клей, игрушка елочки. | Экологическое воспитание: «Что будет, если каждый из нас срубит по одной елочке?» Разучивание стихотворенияИ.Токмаковой «Живи, елочка» |
||
Черепашонок. | Изготовление черепашонка. | Закрепить изученный способ аппликации: мятая бумага. Развивать воображение. | Листы и кусочки гофрированной бумаги, клей, кисточка. | Развитие речи. Чтение отрывка из сказки «Золотой ключик». |
|
Светофор | Изготовление светофора способом «Мятая бумага», закрепление данного способа. | Правила дорожного движения. | Игрушка светофора, машинки, цветная гофрированная бумага. | ПДД «Пешеходный переход». Воспитание эмоциональной отзывчивости |
|
Март. «Объемная аппликация» | Гусеница. | Научить склеивать гусеницу из нескольких шариков одинакового размера. | Бумажная пластика. Развитие воображения через воспитание наблюдательности | Несколько полосок одинакового размера для изготовления объемных фигур. | Воспитание бережного отношения к живой природе. |
Закрепление навыков склеивания из полосок. | Наблюдение за аквариумными рыбками. Бумажная пластика. | Цветная бумага, полоски цветной бумаги разного цвета и размера, клей, ножницы. | Развитие речи. «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» А.С.Пушкина. |
||
Цыпленок. | Научить склеивать цыпленка из двух шариков одинакового размера. | Полоски цветной желтой бумаги разного размера, клей. | Воспитание бережного отношения к животным. Рисование «Цыплята гуляют в траве». |
||
Научить детей делать объемную аппликацию – автобус, закрепить умение пользоваться ножницами, умение сгибать картон. | Бумажная пластика. Развитие воображения через воспитание наблюдательности. Развивать моторику пальцев. | Картон, 4 квадрата, для получения колес автобуса. | Чтение сказки Олега Ицексон «Про автобус Быстрик». | ||
Апрель. «Закрепление пройденного материала» | Изготовление бабочки из мятой бумаги. | Способствовать усвоению навыков работы с мятой бумагой, развивать эстетическое восприятие, мелкую мускулатуру рук. | Цветная бумага, клей, кисточка, лист бумаги, картинки с изображением лета, бабочек, сачок. | Ознакомление с окружающим миром. Рисование бабочек в свободное от занятий время. |
|
Разноцветный коврик. | Закрепить умение детей «правильно» рвать бумагу. Создать разноцветный коврик. | Познакомить детей с таким приемом аппликации, как рваная бумага. | Разноцветная цветная бумага. | Художественное воспитание. «Будет радуга у нас», чтение стихотворений о радуге и красках. |
|
Игрушка «Зайчик» | Закрепить умение правильно пользоваться ножницами и клеем | Развивать эстетическое восприятие, мелкую мускулатуру рук. | Разноцветная цветная бумага, заготовки основы зайчика. | Театрализованная деятельность. Русская народная сказка «Заюшкина избушка» |
|
Совместная рабата детей на тему: «Скоро лето…» | Показать детям, как сделать совместную картину в рамке. Закрепить умение работать в коллективе. | Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги. Развивать моторику пальцев | Лист бумаги А3 формата, кусочки цветной бумаги, клей ПВА, кисточка, открытки, картина в рамке. | Художественное воспитание. Развивать художественно – эстетический вкус при рассматривании произведений великих русских художников. |
|
Стрекоза. | |||||
Божья коровка. | Закрепить умение правильно сгибать цветную бумагу, срезая сразу два уголочка, аккуратно пользоваться ножницами и клеем | Учить детей оформлять свою работу красиво, развивать эстетический вкус фантазию. | Разноцветная цветная бумага, заготовки элементов работы. | Развитие навыков декоративного конструирования, бережного отношения к своей работе. |
Анализ результатов диагностики уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста кружка: «Волшебная бумага»
Цель диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.
Срок диагностики: от 10.05.15 до 18.05.15 г.
В диагностике принимало участие: 26 детей.
Для получения результатов диагностики были использованы следующие методы и приёмы:
Беседы, игры, художественное слово;
Специально организованные занятия (кружок) по ручной умелости - аппликация,
Самостоятельная продуктивная деятельность детей;
Выставки, изготовление подарков.
Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Занесены критерии в таблицу. Критерии были разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда. Данные диагностики обработаны и получены следующие результаты по развитию у детей мелкой моторики рук и освоению качества продуктивной деятельности.
Выделили следующие уровни развития детей:
2- низкий уровень развития.
3-удовлетворительный уровень развития.
4-средний уровень развития.
5-высокий уровень развития.
Диагностика уровня развития мелкой моторики рук через продуктивную деятельность детей дошкольного возраста, на конец 2014-15 учебного года кружка «Волшебная бумага»
Ф.И ребенка | ||||||||||||
Владеет приемами работы | ||||||||||||
Таблица результатов за 2014-2015 учебный год
Критерии развития мелкой моторики движений руки, пальцев | Критерии качества освоения ребенком продуктивной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кисти рук имеют хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений рук. | Владеет навыками и умениями работы с ножницами и клеем. | Проявляет интерес к практической деятельности, совершенствует технические умения и навыки работы (развития моторики) | Владеет приемами работы | Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы. | Использует свои конструктивные решения в процессе работы. | Показывает уровень воображения и фантазии. Выполняет работу по замыслу |
|||||||||||||||||||||||||||||
Уровень | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|||||||
Кол-во детей | 2 | 6 | 9 | 9 | 0 | 13 | 6 | 7 | 2 | 6 | 11 | 7 | 0 | 11 | 8 | 7 | 0 | 9 | 11 | 6 | 0 | 10 | 6 | 10 | 0 | 10 | 7 | 9 |
|||||||
7 | 23 | 35 | 35 | 0 | 50 | 23 | 27 | 8 | 42 | 23 | 27 | 0 | 42 | 31 | 27 | 0 | 35 | 42 | 23 | 0 | 38 | 24 | 38 | 0 | 38 | 27 | 35 |
Сводная таблица результатов за 2014-2015 учебный год
Критерии развития мелкой моторики движений руки, пальцев | Критерии качества освоения ребенком продуктивной деятельности |
|||||||
Рассматривая диагностику по критериям направления, имеем следующие результаты:
По развитию мелкой моторики движений руки, пальцев:
Низкий уровень - 5% (Детей испытывают затруднения по всем критериям развития мелкой моторики рук).
Удовлетворительный уровень развития – 38% (У детей, затруднена координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль);
Средний уровень - 22 % (Дети, относительно хорошо пользуются приемами работы, справляются с заданиями при помощи взрослого)
Высокий уровень- 29%, (Владеют навыками и умениями работы с инструментами, проявляют интерес к практической деятельности.)
По критериям качества освоения ребенком продуктивной деятельности
Низкого уровня – нет.
Удовлетворительный уровень развития-40% Дети испытывают затруднения по всем критериям качества освоения продуктивной деятельности (у детей из-за возраста: не сформированы навыки, им 4 года; из- за пропусков д/с по болезни, без причины.)
Средний уровень - 32% .
Высокий уровень- 32%, Дети имеют представление о материале, из которого сделана поделка, с амостоятельно определяют последовательность выполнения работы.
Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка". Поэтому в нашей кружковой работе был соблюден принцип от простейшего к сложному. Благодаря этому дети находились в ситуации успеха, уверенности в своих силах. С охотой и желанием приступали к выполнению новых работ.
В заключение хочется отметить, что развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивный труд дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук, дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.
Для совершенствования работы по данной проблеме мы наметили следующие перспективы:
Продолжить работу над развитием мелкой моторики в следующем году;
Продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;
Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;
Осуществлять взаимодействие с семьей;
Продолжить работу кружка «Волшебная бумага».
Муниципальное дошкольное учреждение детский сад №44 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Рабочая программа кружка по аппликации
«Умелые ручки»
Воспитатель: Ермакова Н.И.
Г. Нефтекамск
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами:
чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлин ский.
Пояснительная записка
Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле, является – работа с бумагой.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки.
Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Основные задачи:
- формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
- учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
- учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);
- обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
- развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
- развитие речевых навыков;
- развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
- воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
- воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста(4-5лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 20 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Срок реализации программы 9 месяцев.
Ожидаемые результаты работы:
Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду.
Литература : И.В Новикова «Объёмная аппликация в детском саду»
И.В.Новикова «Работа с нетрадиционными материалами в
Детском саду»
А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду»
Интернет – ресурсы
Тема | Задачи | Материал |
|||
Сентябрь |
|||||
« Фруктовый сад» | Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Учить мять бумагу, скатывать из нее комочки, обмакивая в клей, приклеивать их к картону. | ½ белого картона с изображением дерева, цветная бумага (зеленый, коричневый цвет), бумажные салфетки красного цвета, клей кисть, салфетки. |
|||
Октябрь |
|||||
«Осенние листочки» | Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «теплыми» цветами (желтый, оранжевый, красный). | Альбомный лист с изображением дерева, цветная бумага (желтая, оранжевая, красная), клей, кисть, салфетки. |
|||
«Ветка рябины» | Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисть рук, развивать мелкую моторику. | ½ лист картона, бумажные салфетки красного цвета, клей, кисти, салфетки. |
|||
Ноябрь |
|||||
«Осенний букет для мамы» (коллективная работа) | Закреплять приём раскатывания, аккуратно прижимать жгутики пластилина, наклеивать пряжу на листочек, продолжать формировать желание делать приятное для своих мам. | Ватман, пластилин, Разноцветная пряжа, Заготовки кленовых листочков, клей, салфетки. |
|||
«Петушок – золотой гребешок» | Упражнять в комковании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток. Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных жгутиков на силуэт хвоста, комочков на туловище) | ½ тонированного альбомного листа с силуэтом петушка бумажные салфетки, клей. |
|||
«Медвежата» | Продолжать учить аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера, приклеивать кусочки бумаги к картону. | ½ картона с контурным изображением медведя, клей, салфетки. |
|||
Декабрь |
|||||
«Сугробы, снег на деревьях» (коллективная работа) | Закреплять умения детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю), пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща. | ½ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги, клей, салфетки. |
|||
«Зимняя картина» | Отрабатывать приёмы работы с разным материалом: бумагой, ватными дисками. Самостоятельно создавать композицию размещая дерево и снеговика на листе | Образец аппликации, Фон (1/2 альбомного листа) голубая, синяя или фиолетовая бумага; Клей, ватные диски, Простой карандаш, Фломастеры, ножницы, Полоски белой и коричневой бумаги, Салфетка. |
|||
«Зайка беленький сидит » | Закреплять умение вырезать фигуры круглой и овальной формы из других геометрических форм (круг из квадрата, овал- из прямоугольника); Создавать образ зайца. | Заяц – игрушка, Бумага чёрная (1/2 альбомного листа) – фон Заготовки белые размером 6х4 см, 3х4см, 1,5х1,5 см Полоски размером 1х6 см, 1х4 см, ножницы, клей, карандаш простой, Салфетка. |
|||
«Новогодняя елочка» | Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. | ½ альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров), двусторонняя бумага ярких цветов, фантики, клей, салфетки, кисти. |
|||
Январь |
|||||
«Зайка» (обрывная аппликация) | Продолжать учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. | ½ тонированного альбомного листа, белая бумага, ватные диски разрезанные на части, клей, кисти, салфетки. |
|||
«Валентинка» | Упражнять в работе по шаблону, вырезании по линии контура | Образец, шаблон сердечка, картон красного цвета 10х10см. Квадрат из белой бумаги 4х4см., круг диаметром2см, обрезки зелёной бумаги, клей, ножницы, простой карандаш. |
|||
«Снегирь на ветке рябины» | Создавать объёмную аппликацию выполняя ягоды рябины в виде комочков и приёмов вытачки и частичного приклеивания крыла снегиря. Упражнять в разрезывании бумаги на узкие полоски. Отрабатывать приемы работы с шаблонами. | Образец, шаблоны фигуры снегиря,1/2 альбомного листа для фона, красная салфеточная бумага, ножницы, клей, коричневая бумага для веточки, фломастеры. |
|||
Февраль |
|||||
«Неваляшка, пирамидка» | Упражнять в умении детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру. Закрепить знания основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | ½ альбомного листа, цветная бумага (красная, желтая, синяя, зеленая), клей, кисти, салфетка. Игрушки неваляшка, пирамидка. |
|||
«Украсим рукавички» | Самостоятельно составлять узор на середине и по краю изделия; выбирать элементы украшения, развивать творчество, воображение. | Рукавички с вариантами украшения, цветные полоски бумаги, ножницы, клей. |
|||
«Летят самолеты» | Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. | ½ тонированного альбомного листа (в виде российского флага), заготовки самолетов из цветной бумаги (прямоугольники, полоски). |
|||
Март |
|||||
«Цветы в подарок маме» | Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет) в смешанной технике: бумажная пластика + рванная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать. | ½ тонированного альбомного листа с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая и красная цветная бумага, клей, кисти, салфетки. |
|||
«Смотрит солнышко в окно» | Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы. | Альбомный лист с изображением окна, желтые бумажные салфетки, бумага желтого цвета, клей, салфетки. |
|||
«Кот и мышка» | Упражнять детей в скручивании жгутиков разных размеров из бумажных салфеток и использовании их в аппликации, создавать образы животных. | Образец. Фон – плотная Бумага1/2 альбомного листа, бумажные салфетки разного цвета, ножницы, клей |
|||
«Декоративный поднос» | Знакомить детей с жостовской росписью, называть элементы узора, традиционные цветовые оттенки; выполнить элементы украшения из цветной бумаги. | Силуэты подноса овальной и круглой форм, цветные полоски, ножницы, клей, образцы. |
|||
Апрель |
|||||
«Космос» | Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный темный фон. | картон черного цвета, бумажные салфетки желтого и белого цвета, клей, салфетки. |
|||
«Веточка вербы» | Продолжать формировать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек, отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. | ½ цветного картона, Желтого цвета бумажные салфетки, коричневая цв.бумага, клей, салфетки. |
|||
Май |
|||||
«Божьи коровки» | Продолжать формировать умение отрывать от листа бумаги кусочки, наклеивать на приготовленную картинку. Воспитывать бережное отношение к насекомым. | ½ зеленого цвета картона с контурным изображения Божьей коровки, цветная бумага красного и черного цвета, клей, салфетки. |
|||
«Одуванчики в траве» |
Наталья Робертус
Рабочая программа кружка по аппликации в средней группе "Бумажный калейдоскоп".
Составила воспитатель Чистопрудненского Д/с "Сказка" Робертус Н. В.
Пояснительная записка
Актуальность программы заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга.
В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности , пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Эстетическое воспитание в детском саду создаёт предпосылки для полноценного последующего художественного развития каждого ребёнка, в том числе для формирования изобразительного творчества.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.
Наиболее интересным, занимательным и любимым способом для развития мелкой моторики рук, мы считаем различную работу с бумагой. Для решения этих проблем организовали кружок .
Цель программы
Обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи программы
Основные задачи обучения аппликации следующие :
Различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб) ;
Знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;
-знать величины и количество : большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;
Развивать композиционные умения : ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм;
Строить изображение в зависимости от формы листа - на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;
Составлять изображение предмета из отдельных частей;
Располагать предметы в сюжетной аппликации .
Усвоение основных приемов вырезывания :
а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз;
б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой;
в) вырезывание несимметричных форм - силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру;
д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.
Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).
Формы работы :
Индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою аппликацию ) ;
групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
Коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
С родителями (открытое занятие)
Сроки реализации
Режим занятий
2 раза в месяц не более 20 минут
Ожидаемые результаты
Сформирован интерес к искусству аппликации ;
Умеет правильно держать ножницы в правой руке и работать ими;
Умеет резать по прямой;
Умеет составлять из полос изображения разных предметов;
Умеет вырезать круг из квадрата путем скругления углов;
Умеет вырезать овал из прямоугольника путем скругления углов;
Составляет изображения предметов из частей;
Умеет подбирать цвета, сочетающиеся между собой;
Умеет составлять узоры из заготовленных геометрических элементов на полоске, квадрате, прямоугольнике, круге, чередуя их по цвету, форме и величине;
Умеет украшать изделия фломастерами;
Владеет навыками аккуратного вырезания и наклеивания;
Знаком с техникой изготовления фрески;
Литература :
Аппликация с детьми 4 – 5 лет . Д. Н. Колдина
Годовое тематическое планирование занятий.
Сентябрь
Занятие 1 Ширма с овощами Расширять знания детей об овощах. Закреплять приемы нанесения кистью клея на обратную сторону фигуры. Продолжать закреплять умение прикладывать намазанную клеем деталь к листу бумаги и плотно прижимать ее тряпочкой. Цветная бумага. Аппликация из предметов . Коллективное занятие. См. стр. 14 №8
Занятие 2 Ширма с фруктами Расширить и уточнить представления детей о многообразии фруктов. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Развивать внимательность. Цветная бумага. Аппликация из предметов . Коллективное занятие. См. стр. 16 №8
Занятие 3 Ёжик Учить отрывать от листа бумаги кусочки небольшого размера, наносить на них клей и наклеивать на картон внутри контура. Продолжать учить оформлять аппликацию с помощью фломастеров. Цветная двухсторонняя бумага. Обрывание - мозаика. См. стр. 18 №8
Занятие 4 Осеннее дерево Расширять знания детей о приемах осени. Продолжать учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать в нужном месте картинки. Цветная двухсторонняя бумага. Обрывание – мозаика. См. стр. 23 №8
Занятие 5 Полоски на чашке Учить детей правильно держать ножницы, сжимать и разжимать кольца, резать по прямой линии, украшать предмет с помощью вырезанных полос. Цветная бумага. Декоративная аппликация . См. стр. 24 №8
Занятие 6 Полосатый коврик Учить детей правильно держать ножницы, сжимать и разжимать кольца, резать по прямой линии. Учить украшать предмет прямоугольной формы цветными полосками, чередуя их по цвету. Цветная бумага. Декоративная аппликация . См. стр. 27 №8
Занятие 7 Белая снежинка Продолжать учить правильно держать ножницы, разрезать квадрат на узкие полосы. Упражнять в составлении задуманного предмета из полос. Закреплять навыки аккуратного и ровного наклеивания. Белая бумага. . См. стр31 №8
Занятие 8 Елка из леса. Закреплять умения правильно держать ножницы. Продолжать учить вырезать круглые формы из квадратов, срезая углы. Учить работать детей вместе. Цветная бумага.
Аппликация из предметов .
Коллективное занятие. См. стр. 34 №8
Занятие 10 Будка для собаки Учить разрезать квадрат на два треугольника, а круг на два полукруга. Продолжать учить составлять и аккуратно наклеивать изображение предмета из нескольких частей. Учить работать в паре. Цветная бумага.
Аппликация из частей предмета . См. стр. 37 №8
Занятие 9 Гирлянда из флажков Учить складывать прямоугольник пополам, соединять с помощью клея стороны сложенного прямоугольника, пропуская между ними нитку. Учить чередовать флажки по цвету. Цветная бумага. Изготовление гирлянды.
Коллективное занятие. См. стр. 32 №8
Занятие 11 Теремок Продолжать формировать навык разрезания прямоугольника на длинные полосы. Закреплять умение составлять из полос задуманный предмет. Учить располагать предмет в центре листа, аккуратно и ровно наклеивать. Цветная бумага.
Аппликация из частей предмета . См. стр. 41 №8
Занятие 12 Военный корабль Учить обрезать прямоугольник до трапеции. Закреплять умение составлять предмет из отдельных частей. Учить располагать предмет в центре листа. Цветная бумага.
Аппликация из частей предмета . См. стр. 44 №8
Занятие 13 Неваляшки Продолжать учить вырезать круги, плавно закругляя углы квадрата, составлять изображаемый предмет из нескольких кругов, правильно располагая их на листе. Цветная бумага.
Аппликация из частей предмета . См. стр47 №8
Занятие 14 Цветок в горшке Продолжать учить вырезать трапецию из квадрата, срезая углы, отрывать от салфетки небольшие кусочки, сминать их в комочек и наклеивать. Цветная бумага и салфетки. Аппликация из скатанных кусочков салфеток. См. стр. 50 №8
Занятие 15 Солнышко Закреплять умения детей разрезать прямоугольник на полосы, вырезать круг из квадрата. Продолжать учить составлять задуманный предмет из частей и наклеивать его на картон, располагать его в центре листа. Цветная бумага.
Аппликация из частей предмета . См. стр. 54 №8
Занятие 16 Ветка вербы Продолжать учить детей отрывать от ваты кусочки, слегка скатывать их между пальцами и наклеивать на альбомный лист в нужном месте. Учить раскрашивать ватные шарики. Цветная бумага и вата.
Аппликация из частей предмета и шариков ваты. См. стр. 57 №8
Занятие 17 Воздушные шары Учить вырезать овалы из прямоугольников и наклеивать их на нарисованные веревочки того же цвета. Развивать мышление и глазомер. Цветная бумага.
Аппликация из предметов . См. стр. 58 №8
Занятие 18 Пирамида Закреплять умение вырезать овалы из прямоугольников, наклеивать овалы, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким. Воспитывать отзывчивость и доброту. Цветная бумага.
Аппликация из предметов . См. стр. 60 №8
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№22 «Синяя птица» комбинированного вида»
Планирование кружка «Волшебная бумага» в средней группе №1 «Бабочки» на 2014-2015 учебный год.
Воспитатели: Зинченко. Т.Н
Соловьева. А.Г
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами. В связи с этим, в МДОУ введены кружковые занятия по этому направлению, которые проводит воспитатель средней группы.
Аппликация - один из популярнейших видов рукоделия, который представляет интерес современных детей и даже взрослых. И преданность этому виду рукоделия продолжает расти, ведь обладать и пользоваться вещью, сделанной своими руками не только модно, но и практично!
Казалось бы, лист бумаги, газета, клей, картон - простые материалы, плюс ваша фантазия - вот то, что заставляет ребёнка тратить своё свободное время на это занятие. Аппликация превращается от ручного труда к образу жизни. Ребёнок по средствам бумаги или какого-либо другого материала выражает своё отношение к окружающему миру. Данный вид ручного труда помогает ребёнку реализовать свои впечатления миропонимания.
Компонент нового ФГОС обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. В связи с этим воспитателями была разработана программа кружковой работы, направленная на формирование творческого потенциала детей.
Цель программы – развитие творческих способностей детей, средствами бумажной пластики и оригами, развитие фантазии, мышления; формирование творческого мировоззрения; воспитание эстетических качеств учащихся; привитие интереса к ручному труду.
Задачи:
1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.
2. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.
3. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности, а также поэтапное освоение детьми различных видов бумажной пластики и оригами.
4. Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.
5. Воспитывать у детей интерес к бумажной пластике и оригами.
6. Развивать творческие способности дошкольников.
7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
8. Развивать навыки декоративного искусства.
9. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 минут – средняя группа.
На занятиях применяются словесные, практические методы , используется наглядность.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Требования к УУД при работе в кружке "Волшебная бумага".
Знать:
правила ТБ;
название и назначение инструментов, необходимых при работе над аппликацией;
правила общения;
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
Уметь:
наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
различать материалы по их назначению;
качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий;
безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Театрализованная деятельность». Создание подарков для сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации.
2. «Физическая культура». Использование поделок в оформлении к праздникам, развлечениям.
3.«Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
4. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам, потешкам, стихотворениям.
5. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.
6. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся рисовать разными материалами, сочетать цвета по тону и оттенкам.
Блок 1 – «Волшебные полоски»
Блок 2 – «Игры с бумагой»
Блок 3 – «Рваная бумага»
Блок 4 – «Мятая Бумага»
Блок 5 – «Объемная аппликация»
Блок 6 – «Закрепление пройденного материала»
Тематический план для детей средней группы.
Месяц, блок. | Тема | Компонент ДОУ | Материал | Сопутствующие формы работы |
|
«Волшебные полоски» | Цветы из двух крестиков. | Научить детей склеивать цветок из двух крестиков. | Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета. | ||
Цветы из снежинок. | Познакомить детей с новым способом изготовления цветов. | Развитие творчества, воображения. | Полоски бумаги разного цвета | Разучивание хоровода «Цветы» (муз. Бахудовой) |
|
Гирлянда из цветов. | Закрепить умение детей склеивать цветок из двух крестиков, составлять гирлянду из цветов. | Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета в гирлянде. | Полоски бумаги разного цвета, цветы из двух крестиков, Цветы астры. | Развитие навыков декоративного конструирования. |
|
Ноябрь. «Игры с бумагой» | Такая разная бумага. Скрутите… | Научить детей превращать бумагу в подзорную трубу, цилиндр. | Познакомить детей с различными свойствами и видами бумаги. | Листы бумаги, цветные карандаши, кораблик. | Занятие по ознакомление с окружающим. |
Сверните… | Научить скручивать из бумаги кулёчек, делать нос, рожки, цветок. | Познакомить с новым способом манипуляции с бумагой: сворачивание | Цветные листы бумаги, предметы из уголка ряженья. | Театрализованная деятельность. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
|
Скатайте… | Показать способ игры с бумагой - скатывание. Сделать башню из трубочек. | Способствовать развитию навыков конструирования. | Цветные листы бумаги, пирамидка, кубики. | Развитие речи. Заучивание стихотворения А. Ахундовой «Ступеньки». |
|
Сложите… | Изучить прием складывания бумаги. Сделать гармошку, бабочку. | Развивать моторику пальцев, познакомить с новым способом манипуляции с бумагой. | Цветные листы бумаги, клей, нитка, музыкальные инструменты: гармошка, барабан, металлофон. | Музыкальное воспитание. Разучивание песни «Я играю на гармошке…» |
|
Сомните… | Изготовление осьминога. | Изучить прием сминания бумаги. | Цветная бумага, рисунок осьминога. | Физическая культура. Пальчиковая игра «Осьминожки». |
|
«Рваная бумага» | Подарок для мамочки в виде сердечка на детской ладони. | Знакомство с гофрированной бумагой и новой техникой «мятая бумага» | Закрепить умение скатывать и скручивать бумагу, развивать мелкую мускулатуру рук. | Красная гофрированная бумага, заготовка детской ладони. | Подготовка подарков для мамы, а также разучивание песен и стихов к празднику «День Мамы» |
Создать из оторванных цветных кусочков жирафа. | Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги. Развивать моторику пальцев. | Кусочки цветной бумаги, оторванные от листов и подобранные по форме, мягкая игрушка – жираф | Развитие речи. Разучивание стишка о жирафе. |
||
Сделать аппликацию пингвина из кусочков рваной бумаги. | Способствовать развитию навыков конструирования, воображения. | Цветная бумага различного цвета, альбомный лист, клей, кисточки, карандаши, салфетки | Ознакомление с окружающим миром Беседа о том, какие бывают птицы. |
||
Подарок родителям к Новому году. | Сделать аппликацию снеговика из ватных дисков. | Развитие творчества, воображения | Ватные диски, цветная бумага, открытки. | Разучивание стихов на новогоднюю тематику. Разучивание ролей к новогоднему празднику. |
|
«Повторение пройденного материала» | Снежинки. | Склеивание снежинок из полосок. | Воспитывать интерес к бумажной пластике. Наклеить снежинки на окна к празднику. | Цветные полоски из плотной бумаги разного цвета, предметы ряженья к новогоднему празднику. | Театрализованная деятельность. Рассматривание и рисование снежинок. |
Карнавальные очки. | Оформление и украшение карнавальных очков. | Воспитывать интерес к бумажной пластике. | Заготовки карнавальных масок, цветная бумага, вата. | Театрализованная деятельность. |
|
Февраль ие пройденного материалаю тематику.. «Мятая бумага» | Снеговик. | Изготовление снеговика способом «Мятая бумага», знакомство с гофрированной бумагой. | Создание праздничного настроения и украшение группы. | Цветная бумага, гофрированная бумага, игрушка снеговика, клей, снег. | Опытно - экспериментальная деятельность «Таяние снега» |
Изготовление елочки и ее украшений способом «Мятая бумага» | Создание праздничного настроения и украшение приемной. | Цветная бумага, гофрированная бумага, клей, игрушка елочки. | Экологическое воспитание: «Что будет, если каждый из нас срубит по одной елочке?» Разучивание стихотворенияИ.Токмаковой «Живи, елочка» |
||
Черепашонок. | Изготовление черепашонка. | Закрепить изученный способ аппликации: мятая бумага. Развивать воображение. | Листы и кусочки гофрированной бумаги, клей, кисточка. | Развитие речи. Чтение отрывка из сказки «Золотой ключик». |
|
Светофор | Изготовление светофора способом «Мятая бумага», закрепление данного способа. | Правила дорожного движения. | Игрушка светофора, машинки, цветная гофрированная бумага. | ПДД «Пешеходный переход». Воспитание эмоциональной отзывчивости |
|
Март. «Объемная аппликация» | Гусеница. | Научить склеивать гусеницу из нескольких шариков одинакового размера. | Бумажная пластика. Развитие воображения через воспитание наблюдательности | Несколько полосок одинакового размера для изготовления объемных фигур. | Воспитание бережного отношения к живой природе. |
Закрепление навыков склеивания из полосок. | Наблюдение за аквариумными рыбками. Бумажная пластика. | Цветная бумага, полоски цветной бумаги разного цвета и размера, клей, ножницы. | Развитие речи. «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» А.С.Пушкина. |
||
Цыпленок. | Научить склеивать цыпленка из двух шариков одинакового размера. | Полоски цветной желтой бумаги разного размера, клей. | Воспитание бережного отношения к животным. Рисование «Цыплята гуляют в траве». |
||
Научить детей делать объемную аппликацию – автобус, закрепить умение пользоваться ножницами, умение сгибать картон. | Бумажная пластика. Развитие воображения через воспитание наблюдательности. Развивать моторику пальцев. | Картон, 4 квадрата, для получения колес автобуса. | Чтение сказки Олега Ицексон «Про автобус Быстрик». | ||
Апрель. «Закрепление пройденного материала» | Изготовление бабочки из мятой бумаги. | Способствовать усвоению навыков работы с мятой бумагой, развивать эстетическое восприятие, мелкую мускулатуру рук. | Цветная бумага, клей, кисточка, лист бумаги, картинки с изображением лета, бабочек, сачок. | Ознакомление с окружающим миром. Рисование бабочек в свободное от занятий время. |
|
Разноцветный коврик. | Закрепить умение детей «правильно» рвать бумагу. Создать разноцветный коврик. | Познакомить детей с таким приемом аппликации, как рваная бумага. | Разноцветная цветная бумага. | Художественное воспитание. «Будет радуга у нас», чтение стихотворений о радуге и красках. |
|
Игрушка «Зайчик» | Закрепить умение правильно пользоваться ножницами и клеем | Развивать эстетическое восприятие, мелкую мускулатуру рук. | Разноцветная цветная бумага, заготовки основы зайчика. | Театрализованная деятельность. Русская народная сказка «Заюшкина избушка» |
|
Совместная рабата детей на тему: «Скоро лето…» | Показать детям, как сделать совместную картину в рамке. Закрепить умение работать в коллективе. | Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги. Развивать моторику пальцев | Лист бумаги А3 формата, кусочки цветной бумаги, клей ПВА, кисточка, открытки, картина в рамке. | Художественное воспитание. Развивать художественно – эстетический вкус при рассматривании произведений великих русских художников. |
|
Стрекоза. | |||||
Божья коровка. | Закрепить умение правильно сгибать цветную бумагу, срезая сразу два уголочка, аккуратно пользоваться ножницами и клеем | Учить детей оформлять свою работу красиво, развивать эстетический вкус фантазию. | Разноцветная цветная бумага, заготовки элементов работы. | Развитие навыков декоративного конструирования, бережного отношения к своей работе. |
Анализ результатов диагностики уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста кружка: «Волшебная бумага»
Цель диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.
Срок диагностики: от 10.05.15 до 18.05.15 г.
В диагностике принимало участие: 26 детей.
Для получения результатов диагностики были использованы следующие методы и приёмы:
Беседы, игры, художественное слово;
Специально организованные занятия (кружок) по ручной умелости - аппликация,
Самостоятельная продуктивная деятельность детей;
Выставки, изготовление подарков.
Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Занесены критерии в таблицу. Критерии были разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда. Данные диагностики обработаны и получены следующие результаты по развитию у детей мелкой моторики рук и освоению качества продуктивной деятельности.
Выделили следующие уровни развития детей:
2- низкий уровень развития.
3-удовлетворительный уровень развития.
4-средний уровень развития.
5-высокий уровень развития.
Диагностика уровня развития мелкой моторики рук через продуктивную деятельность детей дошкольного возраста, на конец 2014-15 учебного года кружка «Волшебная бумага»
Ф.И ребенка | ||||||||||||
Владеет приемами работы | ||||||||||||
Таблица результатов за 2014-2015 учебный год
Критерии развития мелкой моторики движений руки, пальцев | Критерии качества освоения ребенком продуктивной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кисти рук имеют хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений рук. | Владеет навыками и умениями работы с ножницами и клеем. | Проявляет интерес к практической деятельности, совершенствует технические умения и навыки работы (развития моторики) | Владеет приемами работы | Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы. | Использует свои конструктивные решения в процессе работы. | Показывает уровень воображения и фантазии. Выполняет работу по замыслу |
|||||||||||||||||||||||||||||
Уровень | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|||||||
Кол-во детей | 2 | 6 | 9 | 9 | 0 | 13 | 6 | 7 | 2 | 6 | 11 | 7 | 0 | 11 | 8 | 7 | 0 | 9 | 11 | 6 | 0 | 10 | 6 | 10 | 0 | 10 | 7 | 9 |
|||||||
7 | 23 | 35 | 35 | 0 | 50 | 23 | 27 | 8 | 42 | 23 | 27 | 0 | 42 | 31 | 27 | 0 | 35 | 42 | 23 | 0 | 38 | 24 | 38 | 0 | 38 | 27 | 35 |
Сводная таблица результатов за 2014-2015 учебный год
Критерии развития мелкой моторики движений руки, пальцев | Критерии качества освоения ребенком продуктивной деятельности |
|||||||
Рассматривая диагностику по критериям направления, имеем следующие результаты:
По развитию мелкой моторики движений руки, пальцев:
Низкий уровень - 5% (Детей испытывают затруднения по всем критериям развития мелкой моторики рук).
Удовлетворительный уровень развития – 38% (У детей, затруднена координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль);
Средний уровень - 22 % (Дети, относительно хорошо пользуются приемами работы, справляются с заданиями при помощи взрослого)
Высокий уровень- 29%, (Владеют навыками и умениями работы с инструментами, проявляют интерес к практической деятельности.)
По критериям качества освоения ребенком продуктивной деятельности
Низкого уровня – нет.
Удовлетворительный уровень развития-40% Дети испытывают затруднения по всем критериям качества освоения продуктивной деятельности (у детей из-за возраста: не сформированы навыки, им 4 года; из- за пропусков д/с по болезни, без причины.)
Средний уровень - 32% .
Высокий уровень- 32%, Дети имеют представление о материале, из которого сделана поделка, с амостоятельно определяют последовательность выполнения работы.
Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка". Поэтому в нашей кружковой работе был соблюден принцип от простейшего к сложному. Благодаря этому дети находились в ситуации успеха, уверенности в своих силах. С охотой и желанием приступали к выполнению новых работ.
В заключение хочется отметить, что развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивный труд дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук, дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.
Для совершенствования работы по данной проблеме мы наметили следующие перспективы:
Продолжить работу над развитием мелкой моторики в следующем году;
Продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;
Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;
Осуществлять взаимодействие с семьей;
Продолжить работу кружка «Волшебная бумага».