Коррекция дислексии у младших школьников: упражнения. Виды дислексии и способы коррекции







«Проблемы чтения и письма.
Игры и упражнения, направленные на коррекцию дисграфии и дислексии»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5п. Тавричанка Надеждинского района» Приморского края

2012 год

Пояснительная записка

Все чаще в наше время можно встретить детей с нарушением письменной речи (дисграфии и дислексии.) Родители недоумевают: «Почему мой ребенок пишет с ошибками?» А учителя пожимают плечами: «учите правила, больше читайте и списывайте», если есть в школе логопед отправляют к нему. А что делать, если нет такого специалиста в школе? Нанимать логопеда в индивидуальном порядке не у всех родителей есть такая возможность. Часто проблемы письменной речи пускаются на самотек, и все идет, как по замкнутому кругу: ученик пишет и читает с ошибками, учитель ставит ему отрицательные отметки, а родители ругают ребенка за это. Так у детей формируется негативное отношение к урокам русского языка и литературного чтения.

Проблемы с чтением и письмом

С началом обучения в школе некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких «умненьких», но лишенных речевой одаренности рано или поздно отправляют к детскому психиатру.

Известно, что человек обладает по крайней мере тремя видами слуха. Первый слух физический: он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, писк комара, а также гул самолета, перестук колес поезда… Вторая разновидность музыкальный слух, благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид- речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Речевой слух позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого.

При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. Как он может читать и писать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладеть письмом он так же не в состоянии, так как не знает какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи.

А учить надо потому, что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова, например: слова «дочка-точка», «уголь-угол», «палка-балка», «чашка-Сашка». Замена глухого звука звонким, твердого-мягким, шипящего-свистящим, придает слову новое содержание.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом, необходимо еще обладать зрением на буквы, позволяющем запомнить и произвести их очертания.

Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма.

Дисграфия.

Дисграфия- специфическое нарушение процессов письма. Принято выделять несколько видов дисграфии.

    Артикуляторно-акустическая дисграфия. При ней ребенок как произносит слова, так их и пишет. Она проявляется: в заменах, пропусков букв, аналогичных заменам и пропускам звуков в устной речи.

    Акустическая дисграфия- возникающая в результате нарушений при дифференциации (различении) фонем. Ребенок заменяет звуки близкие по звучанию. Чаще всего заменяются свистящие- шипящие, звонкие- глухие, аффрикаты и их компоненты. Иногда дети неправильно обозначают мягкость на письме, в результате нарушения дифференциации твердых и мягких согласных.

    Дисграфия в результате нарушения языкового анализа и синтеза. Проявляется в искажении структуры слов и предложений. Из-за нарушений фонематического анализа особенно страдает звукобуквенная структура слова. Могут наблюдаться следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении, пропуски гласных, перестановки букв или их добавлений, пропуски, перестановки и добавления слогов. Нарушения на уровне предложений проявляются в слитном написании слов, особенно слов с предлогами; раздельном написании слов, например, отделение корня от приставки.

    Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи. Проявляется на уровне слова, словосочетания, предложении и текста. Ребенок нарушает последовательность предложений, которые не соответствуют последовательности событий. В предложениях нарушается морфологическая структура слова, заменяются приставки, суффиксы, падежные окончания, предлоги и число существительных. Кроме того, ребенок испытывает трудности в конструировании сложных предложений.

    Оптическая дисграфия. Она проявляется в результате недоразвития зрительного гнозиса, анализа, синтез и пространственных представлений. При письме буквы искажаются и изменяются. Чаще всего взаимозаменяются сходные по написанию буквы, которые состоят из одинаковых элементов, но по разному располагаются на письме(« В » и « Д »); буквы, имеющие одинаковые элементы, но отличающиеся какими-то дополнительными элементами(«Л» и «М»). наблюдается зеркальное написание букв; пропуски элементов, особенно при соединении букв, которые могут содержать одинаковые лишние элементы или неправильно расположенные элементы.

Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой.

    Моторная дисграфия- нарушение движений: недописывание слов, появление лишних слов, двойных или даже тройных букв, пропуск, букв, слогов- связанно с нарушением контроля за своими движениями(неврологические нарушения- повышенный или сниженный тонус руки, повышенная утомляемость).

    Идеаторная дисграфия- связана с расстройствами психических процессов и эмоционально-волевой сферы.

    Особый вид дисграфии это дизорфография- стойкая неспособность освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил. При дизорфографии отмечается так же «…стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией.» (А.Н. Корнев).

Основными трудностями является обнаружение орфограмм и решение орфографических задач. Особенно трудны орфограммы с безударными гласными в окончаниях слов. Дизорфография- это особая категория специфических нарушений письма которой выражается связь между словами в предложении.

Аграфия - нарушение психофизических процессов, обеспечивающих связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности, приводящее к полной неспособности овладеть процессом письма или потере этого навыка. Аграфия заключается в неосознании букв как графем, неумений соединять их в слова. Возможность списывания при аграфии как правило сохраняется.

Одним из необходимых условий предупреждения нарушения письма - раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития.

Дислексия

Дислексия- частичная специфическая нарушение процесса чтения. Дислексия возникает в результате несформированности высших психических функций и проявляется в ошибках стойкого характера. Причины, вызывающие дислексию, могут быть органического и функционального характера. Выделяют несколько видов дислексии.

    Фонематическая дислексия связанна с недоразвитием фонематической системы языка. Выделяют следующие функции фонематической системы: а) смыслоразличительная функция, когда изменение одной фонемы или одного признака может привести к изменению смысла; б) слухопроизносительная дифференциация фонемы - одна фонема отличается от другой артикуляционно и акустически; в) фонематический анализ или разложение слова на фонемы. Фонематическая дислексия подразделяется на две формы: первая связанна с недоразвитием фонематического восприятия, проявляющимися в трудностях усвоения букв и замене букв, которые сходны по артикуляции и акустически; вторая форма нарушений чтения связана с нарушением фонематического анализа, при этом наблюдаются нарушения звуко- слоговой структуры и побуквенное чтение. Ребенок может пропускать буквы при стечении согласных, вставлять лишние гласные между согласными, переставлять буквы и слоги в словах.

    Семантическая дислексия проявляется в том, что ребенок не понимает смысла прочитанного при сохранном прочтении текста. Эти трудности возникают у ребенка в результате нарушения звуко- слогового синтеза и нечетких представлении ситнаксичексих связей в предложении. В процессе чтения ребенок разделяет слова на слоги и в результате не понимает смысла прочитанного, он не способен соединить в единое целое последовательно произнесенные слоги. Он читает их механически без понимания смысла. Ребенок с таким нарушением не может слитно произнести слово, которое произносится отдельно по звукам с короткими паузами между ними; воспроизвести слово, разделенное голосом на слоги. В процессе чтения слова воспринимаются вне связи с остальными членами предложения.

    Аграмматическая дислексия возникает в результате недоразвития грамматического строя речи, синтаксических, морфологических обращений. При этом виде дислексии наблюдаются изменения падежных окончаний и числа существительных, существительные неправильно согласуются в роде числе и падеже с прилагательными; неверно употребляются родовые окончания местоимений; изменяются формы глаголов.

    Мнестическая дислексия проявляется в том, что ребенку трудно усвоить буквы и трудно различать их. Она обусловлена нарушенным процессом установления связи между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Характерные ошибки для мнестической дислексии: пропуски звуков, их замены, нарушение последовательности звуков.

    Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и смешения букв, которые графически похожи. Этот вид дислексии аналогичен оптической дисграфии по своим проявлениям, но здесь буквы не прописные, а печатные. Причины оптической дислексии: недоразвитие оптико-пространственного восприятия, нарушение зрительного гнозиса, анализ и синтез, нет дифференцированности представлений о сходных формах.

    Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей. В ее основе лежат трудности в тактильной дифференциации букв азбуки Брайля.

    Алексия – полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

Виды нарушений при дисграфии и дислексии во многом сходны, поэтому методики коррекционной работы имеют много общего и рассматриваются вместе.

Игры и упражнения, направленные на коррекцию дисграфии и дислексии.

Упражнение №1. Работа со слоговыми таблицами

На уроке в случайном порядке учитель называет слоги таблицей и предлагает детям отыскать соответствующий слог и прочитать их. При выполнении этого задания учащимся ненужно раскладывать слоги на буквы, так как, произнесенные взрослым слоги дети запоминают целиком. Используя данные таблицы можно предложить детям следующие задания: 1. Прочитать слоги которые начинаются с гласной буквы, с согласной буквы; 2. Найти и прочитать слоги в которых есть мягкие согласные; 3. Прочитать слог, в котором есть заданная буква, например, буква А или Ш; 4. Прочитать 1, 7, 5 строчку или столбик; 5. Найти, прочитать заданный слог и придумать с ним слово и т.д.

Так же можно осуществлять чтение в разных направлениях: в горизонтальном, в вертикальном и по спирали.

Проводя подобную работу, я использую игру «ЛОТО», в которой ребята накрывают фишками слоги, произнесенные учителем или выбранные учеником. Слоги нужно произносить с определенным интервалом: 2-3 секунды. После окончания игры проверяют результаты, кто из детей нашел все слоги.

Сг-гс

Мы

от

до

Сю

Ик

Ну

ве

Ах

Уф

Ёш

Ро

Ба

Лё

Га

Зя

эс

сгс

Пот

сыр

Кав

лый

Дол

Жив

Рук

Чан

Вон

Тёс

ЗИЛ

Шин

риж

Дей

под

Так

Ссг- гсс

Бра

ичр

Арс

для

Сту

Пре

Чту

Евн

Кча

Шки

Явн

Вре

гти

Язг

трю

Овт


Слоговые таблицы можно использовать и по другому. Детям предлагаются таблицы и состоящие из слогов, входящих в таблицу: учитель называет слово, а учащиеся отыскивают в таблицах слоги из которых состоит это слово. Можно предложить детям маркировку слова определенным цветом, например: в слоге слова «коза» закрасить красным цветом, а «лужа»- зеленым и т.д.

Подобные упражнения дают хороший результат при регулярном систематическом применении, по этому тренировочные упражнения следует выполнять не только в школе, но и дома под контролем родителей.

Ежедневно школьники непроизвольно запоминают слоги, входящие в них, поэтому материал и задания должны систематически меняться.

БУК

КА

ДВО

СЛО

МА

БА

КИ

МО

ЛАН

ГИ

НОЧ

ЦА

СЫ

ЗИН

СО

ВИЛ

КУ

КРЫ

РИ

СА

ДЫ

ВЫ

КРУ

БРЮ

ГИ

НЫ

РЫ

ЗИ

СА

КА

ЗЫ

КИ

ПО

ГА

РО

ШИ

БУКВЫ СЛОНЫ

КУРИЦА МАГАЗИН

ЗИМА МОРОЗЫ

СОБАКА САПОГИ

ВИЛКА КРЫСЫ

САНОЧКИ КРУГИ

ДВОРЫ БРЮКИ

ЛАНДЫШИ

Упражнение №2. Чтение слов разной слоговой структуры или игра «ЛЕСЕНКА».

АМ

САМ

СВОЙ

ВЫБОР

ВОСЕМЬ

ДЕВУШКА

КАЧЕСТВО

СТРОИТЕЛЬ

ОГРАБЛЕНИЕ

КРАЕВЕДЕНИЕ

1. прочти спускаясь сверху вниз, входящие в неё слова.

2.если встретил непонятное слово, остановись, узнай значение этого слова

3.если встретил слово, которое тебе трудно прочитать целиком, остановись и подели его на слоги.

4. найди «ХИТРЫЕ» буквы и подчеркни их.

5. теперь прочитай «ЛЕСЕНКУ» снизу вверх.

6. прочитай слова соответствующие определенной слоговой структуре. Например: согласный + согласный + согласный + гласный.

7.прочтаить слова с ударением на первом слоге, втором, третьем.

Упражнение №3. Подбери к слову схему.

ПИОН V V

РОЗА V V

АСТРА - V

ГВОЗДИКА

НАРЦИСС - V V

Подобные упражнения развивают звуко- слоговой анализ слов, внимания. Когда у детей автоматизировано чтение слогов разной структуры следует и усложнить речевой материал.

Упражнение №4. Чтение однокоренных слов.

Дает возможность детям не только совершенствовать навык чтения, но и восполнять пробелы в развитии лексического запаса слов. Для разнообразия это задание можно выполнять с раздаточным материалом., состоящим из набора слов с похожим звучанием. Детям предлагают карточки со словами, их необходимо разложить на два столбика по смыслу.

ГОР А ГОР Е

ГОР КА ГОР ЬКО

ГОР НЫЙ ГОР ЮШКО

ГОР УШКА ГОР ЕВАТЬ

ГОР ИСТЫЙ ГОР ЕМЫЧНЫЙ

ПРИ ГОР ОК ПРИ ГОР ЮНИЛСЯ

Упражнение №5

Помоги ёжику и белочке собрать грибы и ягоды.

Обведи предметы, на которых написаны слоги типа ССГ синим цветом, а слоги типа ГСС – красным.

Собери морские звезды

Составь слова из слогов и обведи их разными цветами. Речевой материал: кит, дельфины, акула, медуза, осьминог, черепаха.

ДЕЛЬ

Цель этих игр: закрепление умения различать слоги по составу.

Упражнение №5. Для закрепления слогового анализа и анализа слов.

«Доберись до острова сокровищ»

.

Составь слова и закрась их соответствующими цветами. Речевой материал: материк, острова, океан, экватор, рифы, скалы, пещера, пираты, джунгли.

Составь слова и соедини их с картинками.

Для разнообразия и повышении мотивации к урокам русского языка и литературного чтения и создания благоприятной атмосферы можно использовать и другие игры.

Цель. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза, определения слов, обозначающих предметов и действия; развитие зрительного внимания и зрительно- моторной координации, устойчивости и концентрации внимания.

Составь и прочитай слова. Назови сначала предметы, потом слова-признаки, затем слова- действия.

ПИ ЧКА

СВИ ЩУ ПАТЬ

ПРОТА ПАЛЬЦА

ШУ ДИЩЕ

ШЕП ЧУ ДЕСНЫЙ

ОТВЕ ТКИЙ

Соедини слоги и прочитай сначала названия фруктов, а потом овощей.

ДЫ

ОГУ

НЯ

РЕЦ

БА

ША

НАН

ГРУ

ВА

МОН

СЛИ

ЛИ

НЯ

ВА

ТЫК

ВИШ

ПА

РЕ

Составь с двумя образованными словами словосочетания, используя подходящее по смыслу слово- признак или слово- действие из первого задания.

Прочитай слово, соединив слоги по порядку.

1 ПА

2 ТА

3 ЛО

Что записано в рамочках? Прочитай слоги. Выбери в каждой рамочке нужные слоги для составления слова. Запиши составленные слова в тетрадь. Выдели в каждом слове ударный слог.

БАК, ЛА, РЫ

КА,ЛО, РО, СО

РЮ, ЧИ, КЛЮ

ЛО,КО,РО, МО

Прочитай слоги и составь из них слова, соединив слоги стрелочкой.

ФАН

ПОТ

ФЛА

ЗАК

КАП

МАН

РЮК

КАН

КАР

ТОР

ГОР

ТУК

ДОК

ЖОК

ФАР

ШОК

БАЛ

КОН

КОМ

ТИК

Цель: закрепление понятия гласные и согласные (твердые и мягкие) звуки и буквы, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза; развитие самоконтроля.

Внимательно рассмотри картинки и схемы. Подбери картинки к схемам и докажи, что ты правильно выполнил задание.

Прочитай внимательно слова и объясни их значение. Вставь в эти слова согласную букву Л. Как изменилось значение слов?

СОН

ГАЗ

КУБ

КОК

ПОТ

СОВА

Пройди лабиринт, собрав все буквы. Какие слова у тебя получились? Запиши эти слова в тетрадь, поставь ударение.

Игра «МОРСКОЙ БОЙ»

Цель: учить детей ориентироваться на плоскости, совершенствовать умение воспроизводить слог как целостную единицу чтения, развивать слоговой анализ и синтез слов, формировать активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на которых изображены корабли с написанными на них слогами: учитель называет место на поле, дети отыскивают его и называют написанный на нем слог, при необходимости анализируют его.

Если корабли называть в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а затем синтезируют. Чтобы слова получались легко, необходимо называть сначала слоги одного слова, затем другого.

Речевой материал к игре «МОРСКОЙ БОЙ»

Учитель

Учащиеся

Е-1, Д-7,А-9

ТАН, КА, ПИ- КАПИТАН

Е-8, Ж-4

СКОЙ, МОР- МОРСКОЙ

В-8

ПОРТ

Б-4, К-7

РЕГ, БЕ- БЕРЕГ

К-5, А-7

ЯК, МА- МАЯК

З-5, А-1

ПРО, ЛИВ- ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3

РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3

РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3

СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6,

БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2

РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9

ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ

Игра- лото «КОРЕНЬ СЛОВА»

Детям предлагаются карточки, например, со словами:

Зимовать

Бесцветный

Перелетные

Сторожка

Летние

Заморозки

Учитель достает из мешочка маленькие карточки, на которых написаны слова, например : мороз, свет, голод, летать, сторожил, зима, цветной и другие. Дети читают слово, выделяют в нем корень и находят однокоренное слово на своих карточках. Если слово найдено, ученик называет его и накрывает фишкой. Выигрывает тот, кто не пропустил не одного слова.

Еще один интересный прием- это нахождение слов среди других букв:

ЛПОАРКНЕГ ДИВАН ШДЕЛВКЕН КРОВАТЬ ЦИКЛОД

РОАТС КАСТРЮЛЯ ЭВХАЖКЕДЖИМО ЗЕРКАЛО БТИ

ТУМБОЧКА ПИСЕТИКРЮБЛЕ ВИЛКА ТЕРСИМЫВА

В этом упражнении слова могут быть подобраны на одну или две лексические темы.

Более сложное упражнение- нахождение слов в квадрате заполненном буквами. В квадрате слова расположены не только по горизонтали, но и по вертикали. Выполняя эти задания можно предложить детям подчеркнуть найденные слова, выписать их и разделить на слоги, распределить на группы по теме.

Т

Р

А

М

В

А

Й

Ш

Ю

О

Р

М

Ж

Р

А

М

А

Ш

И

Н

А

М

В

Ц

З

В

О

Б

М

О

Ш

И

Н

В

Ш

Л

Т

И

Е

Л

Ф

У

А

Р

О

Л

Т

Х

Ъ

Э

Д

Р

Л

Я

Й

Ё

П

А

Р

О

Х

О

Д

В

Т

Е

С

К

Г

П

А

М

Б

Х

О

Д

Щ

О

Й

У

А

Е

Р

О

Ж

У

Г

О

Л

Ш

Л

Б

О

Т

П

Ч

Я

Э

С

Д

Ж

Ф

Й

Ё

У

Г

Е

И

Х

В

С

А

М

О

Л

Ё

Т

С

Е

Р

В

К

А

П

Т

Р

О

Г

Л

У

Аналогично выполняется задание «НАЙДИ БУКВОСОЧЕТАНИЯ ИЛИ СЛОВА, КОТОРЫЕ НАПИСАНЫ ДО ЧЕРТЫ» это задание можно выполнять на время.

ЛЕС

СЕЛ

СЛЕ

ЛЕС

ЕСЛ

СЛЕ

ЛЕС

СЛЕ

ТИР

РИТ

ТРИ

ТИВ

БИТ

ТИР

ТРИ

ТИР

ЗАЛ

ЗАЛ

АЗЛ

ЗАЛ

ПАЗ

ЗАП

ЗАЛ

АЛЗ

СУК

СКУ

СУК

КУС

УКС

СУК

БУК

КОУ

ПРИ

ИРП

РИП

РПИ

ВРИ

ПРИ

ПРИ

ЛРИ

Упражнение № 6

Разгадай ребусы

Ребус- это изображение в котором спрятано какое-то слово. Правило по которым составляют ребусы и разгадывают: 1. Если к названию картинки представленной на рисунке, добавить написанные буквы, то получится новое слово. 2. Знак запятой в начале или конце картинки обозначает необходимость убрать букву слева или справа от названия изображения. 3. Если ребус составлен только из букв, то необходимо разобраться как они расположены и подобрать подходящий предлог.

Упражнение № 7.

Работа с текстом

Добавляя по одному слову составь предложение по картинке.

ЛЕНА

КАТАЕТСЯ

НА

НА

НА

Игра «ЧУДЕСНЫЙ СУНДУЧОК»

Эта игра известна всем с детского сада, но я ее переделала для своих первоклашек. Вырезала буквы из линолеума, можно из другого материала, для каждой буквы сшила мешочек из непрозрачной ткани. Все мешочки с буквами сложила в сундучок. Есть несколько вариантов этой игры:

    Ребенок достает мешочек с буквой, на ощупь определяет какая это буква, описывает ее (из каких элементов она состоит). Может придумать слова там, где эта буква- звук находится в начале слова, в середине или в конце.

    Во втором варианте в сундучке остаются буквы, из которых можно составить определенные слова. К составленному слову нужно придумать предложение.

Опыт показывает, если данные упражнения, виды работ и игры, и подобные упражнения и игры, приведенные в данной работе использовать систематически, то многие учащиеся справляются со своими трудностями. У школьников улучшается качество, техника чтения, растет познавательный интерес, совершенствуются учебные умения и навыки, а так же, повышается самооценка и уверенность в себе.

С А Д

Л Е С

Когда одноклассники уверенно и с выражением одолевают страницу за страницей, ваш малыш с трудом соединяет знакомые буквы в слова? Скорее всего, логопед вынесет вердикт – дислексия. Попробуем разобраться с этим модным словечком и решить, как быть, чтобы оно навсегда исчезло из списка ваших поводов для расстройства.

Ваш малыш сообразительный, хитрый и проявляет всевозможные способности? Папа гордо утверждает, что это его гены и с удовольствием ходит на родительские собрания в детский сад. Но в первом классе картина меняется. Оказывается, не все так гладко. Ребенок не может научиться читать. Это проблема, и вас она беспокоит, ведь вам хочется видеть своего ребенка успешным, вам хочется (и правильно!), чтобы в 1 классе он читал правильно и быстро, укладывался в нормы и осознавал прочитанное. Давайте разбираться…

Что такое дислексия?

Внимательный логопед при качественном обследовании ребенка в детском саду должен заподозрить возможные трудности с формированием процесса чтения. Однако чаще всего диагноз «дислексия» родители слышат впервые, когда у первоклассника возникают проблемы с обучением грамоте.

Дислексия – это частичное нарушение способности к овладению навыком чтения.

Если малыш в начале обучения смешивает буквы, это не значит, что у него серьезные проблемы. Обратите внимание, если ребенок:

  • заменяет графически сходные буквы (И – Ш, Б – Д);
  • читает побуквенно;
  • смешивает или заменяет графемы, которые обозначают похожие по звучанию звуки;
  • пропускает слоги или буквы при чтении, переставляет, добавляет;
  • пропускает слова, предложения, а то и целые абзацы;
  • не понимает смысл прочитанного;
  • прикрывает один глаз во время чтения.

Если вышеуказанные симптомы стойкие и проявляются периодически, обратитесь к специалистам , т.к. проблема дислексии решается комплексно – возможно, вашему ребенку порекомендуют посетить невролога, лора, психолога, окулиста и логопеда.

Ну-ну, спокойнее. Ваш малыш нормальный, совершенно нормальный. Не может же он быть способным во всех областях. Поэтому не нагнетаем обстановку и уж тем более не обвиняем его в возникшей проблеме. Следуйте рекомендациям врачей, будьте готовы к тому, что занятия могут длиться годами, поэтому терпения вам и вашему малышу понадобится довольно много.

Как помочь ребенку, страдающему дислексией?

Безусловно, дислексия требует повышенного внимания со стороны не только специалистов, но и со стороны родителей. Помогите своему ребенку.

Прежде чем приступать к домашним заданиям по коррекции ныне модного недуга, запомните некоторые правила.

  • Спокойствие и терпение. Даже, когда нервы на пределе. Помните, что дислексия – это не признак лени, это действительно нарушение, проблемы здоровья.
  • Нельзя наказывать вяло читающего малыша за ошибки при чтении.
  • Хвалите. Подчеркивайте достижения. Ситуация успеха окрыляет.
  • Не делитесь своими переживаниями по этому поводу с другими людьми при ребенке, это может серьезно его ранить.
  • Дислексия может проявляться в различных вариантах. Не будем углубляться, для этого есть специалисты.

Приступая к занятиям, помните, что они должны проходить не от случая к случаю, а регулярно. Чтобы малышу не наскучили ежедневные упражнения, старайтесь организовать их в увлекательной игровой форме, не перегружайте растущий организм.

Нарушение чтения: упражнения для коррекции дислексии

Предлагаем вам задания, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

Составление слова из начальных букв

Выложите перед ребенком картинки, начальные буквы которых вместе составят слово. Можно использовать игрушки или любые другие предметы. Попробуйте предложить обратный вариант: малыш аналогичным образом «заколдует» слово, а вы его прочитаете.

Слова потерялись

«В комнате спрятались слова, которые начинаются на звук Р. Давай их искать». Далее усложняйте задание и предложите найти предметы, которые заканчиваются на определенный звук.

Письмо по памяти

Почини слово

Предложите ребенку составить слово из набора слогов. В самом начале обучения, если возникают трудности, покажите картинку-подсказку.

Слова на липучке

«Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться».

МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКАСЛОВОКАРТИНКА

Впоследствии усложните задачу и предложите разделить предложение на слова.

ЯИДУГУЛЯТЬ.МНЕКУПИЛИКРАСИВУЮКУКЛУ.ЕЕЗОВУТНАТАША.

Игра в слова

Мы все играли «в города». Принцип игры с ребенком аналогичный, только тематику определите попроще. А то и вовсе без нее. Просто придумывайте вместе цепочку из слов, которые заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама – альбом – мел – луна – аквариум.

Найди слово

Напечатайте на листке ряды букв, среди которых ребенок должен найти определенное слово. Например, «сосиска». Можете для начала облегчить задание и положить перед своим учеником карточку с потерявшимся словом.

Кулинарная азбука

Пока вы готовите обед, дайте ребенку задание выложить «макаронные» схемы – количество макаронин должно соответствовать количеству звуков в слове. Здорово, если вы вместе придумаете свою именную систему обозначений звуков. Например, макароны обозначают гласные, фасоль – твердые согласные, а горох – мягкие. Получится необычная «продовольственная» пиктограмма.

Пишем, лепим, вырезаем

Если первоклассник смешивает при чтении зрительно похожие буквы, можно использовать упражнения, которые предлагают при устранении дисграфии (нарушения письма). Об этом мы писали в статье

Ищите вместе с ребенком предметы, напоминающие непослушные буквы, пишите их на манке, на запотевшем стекле, выкладывайте, сравнивайте графемы и старайтесь найти ярко выраженные отличия. Лепите, вырезайте, выжигайте на доске, выкладывайте из бисера. Вариантов множество, было бы желание.

Узнай букву по описанию

«Внимание! Пропала буква, особые приметы – две длинные ровные палочки, между ними по серединке короткая. Объявляется срочный розыск». Пусть ребенок попробует вам загадать загадку и своими словами опишет букву.

Письмо на спине

Малыш не только будет совершенствоваться в чтении, но и получит неплохой расслабляющий массаж, когда мама на его спине будет чертить буквы, слоги и слова.

Найди букву

Предложите ребенку заштрихованные буквы и предметы, наложенные друг на друга, перевернутые. Интересный вариант: к букве добавить элемент, чтобы получилась другая графема.

Допиши букву

Суть задания ясна из названия. Самостоятельно изготовьте карточки с недописанными буквами, пропустите отдельные элементы. Задача ребенка – восстановить неполноценную графему. Упражнение направлено на развитие зрительного внимания и воображения, а также на дифференциацию смешиваемых букв.

Словарный запас дислектиков часто ограничен, поэтому важной частью занятий является работа по обогащению лексикона и формированию навыка словоизменения.

Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько вариантов игр.

Назови ласково

Стул – стульчик, стол – столик, дерево – деревце и пр.

Чей хвост?

«У кошки – кошачий, а у собаки? А у волка?».

Профессии

«Кто воспитывает детей? Кто шьет одежду? (воспитатель, швея)».

Непослушные слова

«Слова баловались и стали не на свои места. Интересно, что же было написано. Давай починим предложение». Можно для помощи использовать картинки.

Не забываем покупать ребенку детские журналы с кроссвордами, анаграммами и прочими «развивалками».

Дислексия – дар?

А теперь – пару ложечек меда на большую бочку дегтя.

Дислексия – в некоторой степени дар, который дается не каждому (приблизительно 5% людей). В большинстве случаев дети с этим нарушением имеют недюжинные способности в других областях.

Дислектики обладают нестандартным мышлением, что позволяет им подойти к решению возникающих проблем креативно. У них отлично развита интуиция, они любознательны и имеют богатое воображение.

Эйнштейн, Уолт Дисней, Квентин Тарантино… А вдруг ваш малыш сможет продолжить список этих талантливых людей, которые тоже обогатили свою биографию диагнозом «дислексия»?

Как вы и ваш ребенок справились с дислексией? Подскажите нашим читателям способы устранения проблем при обучении чтению и адреса центров, в которых вам оказали помощь.

Проблема дислексии является очень распространенной среди детей дошкольного и школьного возраста. Такие детки с трудом учатся писать и читать. Затруднения бывают даже у тех, чей уровень интеллектуального развития является высоким, а также у кого отсутствуют проблемы со слухом и зрением. Проблемы возникают при восприятии написанного текста, имеются сбои в координировании движений, затруднено освоение орфографических основ. Подобные детки приобретают в итоге гиперактивность и синдром дефицита внимания.

Детки с дислексией испытывают проблемы с чтением и письмом

Причины

Первопричина проблемы кроется в нарушении работы мозга, в результате чего в силу вступают психологические и биологические факторы. Родители не должны бояться, что их крошка умственно отсталый или плохо соображает. Всему виной дисфункция механизма отдельного участка мозга.

Каковы причины появления данного заболевания:

  • болезни в период внутриутробного развития;
  • осложненные роды, повлекшие асфиксию, обвитие пуповиной и отслойку плаценты;
  • повреждение центральной нервной системы;
  • генетически обусловленные факторы;
  • травматические повреждения головы, сотрясение мозга (рекомендуем прочитать: );
  • заторможенное функционирование отдельных участков мозга.

Нельзя исключить, что виной всему будет общее недоразвитие речи (ОНР) или задержка психического развития (ЗПР).

ОНР характеризуется отсталым развитием звуковой и смысловой сторон речи, что проявляется в несформированности фонетических, лексических и грамматических навыков.

По большей части, сложные заболевания ЗПР и ОНР приводят к появлению рассматриваемой нами болезни.


Именно ЗПР или ОНР может оказаться причиной дислексии

Симптомы

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Неврологическая природа болезни дает о себе знать максимально явно в период раннего школьного обучения. Прежде вычислить наличие симптоматики данного заболевания почти невозможно. Ранняя диагностика нереальна, так как у детей еще только начинается освоение новых навыков (чтение и письмо), для них поначалу абсолютно естественно ошибаться.

Распознать болезнь можно по следующим симптомам:

  • ребенок постоянно ошибается при чтении: неправильно произносит буквы, заменяет слоги, звуки, не понимает прочитанное;
  • ребенок не может правильно перевести буквы в звуки;
  • малыш не умеет распознавать слова быстро и правильно;
  • ребенок не может освоить элементарные навыки письма.

Кроме этого у деток с подобным заболеванием встречаются следующие нарушения:

  • тотальная дезорганизация;
  • дисфункция мелкой моторики и координации движений;
  • сложность в восприятии информации;
  • плохая работа памяти;
  • навыки чтения на нуле, даже при сильно развитом интеллекте;
  • сложности в определении сторон и положений.

Признаком дислексии является неумение читать, даже при развитом интеллекте

Виды дислексии у детей

Болезнь бывает нескольких типов. Они будут влиять на саму форму заболевания.

Фонематическая дислексия

При фонематической дислексии страдает одноименная система языка. Заключаются ее проявления в том, что школьнику трудно различать звуки, влияющие на смыслоразличительную функцию.

Недоразвитость ряда функций фонематической системы позволяет разделить болезнь на 2 формы. Итак, фонематическая дислексия выражается в следующих нарушениях:

  1. Неправильное чтение, которое связано с несформированностью восприятия фонем. При данном развитии болезни ребенку трудно усваивать буквы, а также имеет место частая замена звуков, которые схожи друг с другом в акустическом и артикуляционном плане (д – т, ж – ш, б – п, с – ш и т.д.)
  2. Неправильное чтение, связанное с недоразвитием возможности анализировать фонематическое звучание. Для данного варианта болезни характерны подобные нарушения: чтение по буквам, неправильное соединение звуков и слогов.

При фонематической дислексии могут искажаться слова за счет пропуска согласных звуков - к примеру, вместо «марка» читается «мара». Также нередки вставки гласных звуков между согласными, например, вместо «пасла» - «пасала». Имеет место нарушение в перестановке звуков: вместо «утка» - «тука». При разных формах фонематической дислексии возможны перестановки слогов и их пропуски: вместо «лопата» может быть и «лата», и «лотапа».

При проявлении семантической дислексии нет искажения звуков, слов и предложений, но ребенок совершенно не понимает то, о чем он читает. Подобная ситуация наиболее часто возникает, когда ребенок читает дробно по слогам. Послоговое чтение мешает восприятию цельных слов. Дети не могут узнать даже знакомые слова, если читают их слогами. Проблема состоит в сложности производить синтез и восстановление раздробленных частей в единое целое.


При семантической дислексии ребенок не может соединить части в единое целое

Семантическая дислексия мешает детям выполнять следующие задания:

  • соединить звуки в единое слово, если эти звуки будут произноситься отдельно с небольшими паузами, к примеру, «ж – а – б – а»;
  • прочитать слова и предложения, выстроенные по слогам: «ко-ро-ва жу-ет тра-ву».

Правильно воспринимать предложения мешает недостаточная сформированность понятий о связи слов внутри предложения с точки зрения синтаксиса. Все слова в предложении предстают для ребенка обособленно, без связи с другими словами. О том, как произвести коррекцию семантической дислексии, читайте ниже.

Аграмматическая дислексия

Грамматический строй речи при аграмматической дислексии, равно как и возможности обобщения синтаксических и морфологических структур, имеет общее недоразвитие. Данный дислектический вариант проявляется в следующих нарушениях:

  • неправильные окончания падежей и числа («из-под лавка», «в гостей», «собака» - «собаки»);
  • ошибочное согласование в падеже, роде и числе прилагательных и существительных («интересный сказка», дожди сильный»);
  • неправильное образование числа местоимений («весь» - «все»);
  • ошибочное образование местоимений, принадлежащим существительным («наши панама», «музей эта»);
  • нарушение образования глагольных форм 3-го лица в прошедшем времени («хороший была день», «жизнь пронесся»);
  • ошибочное формирование глаголов в разных временах («говорил» - «говорит», «слышит» – «слышал»).

У кого чаще всего проявляется аграмматическая дислексия? Наиболее часто она затрагивает школьников, имеющих системное недостаточное формирование речи.


Чаще всего проблема затрагивает детей школьного возраста

Мнестическая дислексия

Все буквы при мнестической дислексии усваиваются крайне сложно. Недифференцированная их замена связана со сбоями в процессах установки звукобуквенных связей, а также с проблемами в речевой памяти. При произнесении порядок нарушается, количество сокращается, а звуки или слова пропускаются. Так проявляет себя мнестическая дислексия.

Буквы, сходные по написанию, крайне трудны для запоминания. Они в итоге становятся взаимозаменяемыми. Буквы смешиваются, меняются на другие, похожие. Все это - результат невозможности расчленить формы на зрительном уровне. Недостаточное развитие зрительно-пространственного восприятия и представления дополняется сбоями в работе зрительного узнавания, синтеза и анализа.

Зрительно-пространственное восприятие и узнавание имеет нарушения при оптической дислексии. Оптическая дислексия несколько затрудняет для детей рисование простых рисунков (повторение по образцу или письмо по памяти), но воспроизведение более сложных предметов приводит к появлению неточностей, если ребенок срисовывает с образца. Рисуя сложное по памяти, малыш допускает промахи еще чаще.


При оптической дислексии ребенок не может передать в рисунке задуманное

Ребенок упрощает заданный предмет, редуцирует количество элементов, а также нарушает расположение линий. Дети с трудом узнают буквы, если одна из них написана сверху другой. Ошибочное написание буквы не всегда распознается детьми с заболеванием подобного плана. Они не могут добавить недостающие элементы к предложенной букве.

Детки, начавшие ходить в школу, в большой степени сложно осваивают письмо букв, схожих по написанию. В качестве примера можно назвать буквы С и О, Ь и Ы, Н и П.

Тактильная дислексия

Данный тактильный вид заболевания свойственен слепым детям. Им сложно различать тактильную азбуку Брайля. Ребенок начинает путать буквы, схожие по количеству точек, а также те буквы, точки в которых расположены зеркально, например, Е и И, Ж и Х, или те, что отличаются всего на одну точку: А и Б, Л и К.

Слепые дети, имеющие тактильную дислексию, плохо ориентируются во времени и пространстве, а также имеют ряд других нарушений. Среди прочих назовем задержку в развитии речи.

При прочтении слова ребенок «видит» его отдельно, без связи с другими. Общего восприятия текста нет, он читает только отдельные буквы. Слепой ребенок испытывает трудности в чтении из-за того, что он постоянно вынужден искать пропущенное слово или предложение. Промахи в чтении вызваны частыми подменами и пропусками. Пальцы при чтении движутся скачками, прерывисто. Все перечисленные особенности дают определение понятия «тактильная дислексия».


Тактильная дислексия свойственна слепым детям

Диагностика

Для обнаружения заболевания ребенок должен пройти ряд обследований, в процессе которых подвергается проверке его способность к чтению, слушанию и разговору. Дети обязательно проходят диагностику у психолога. В ходе данного обследования выясняется, каковы особенности развития ребенка и его способности к обучению, подбирается наиболее подходящий вид обучения.

Среди прочих исследований проводится еще одно: насколько успешно ребенок воспринимает прочитанное или прослушанное. Именно данный вид анализа позволяет сделать заключение, какой способ обучения будет наиболее эффективным для каждого конкретного ребенка. Все исследования дают характеристику активной и пассивной речи, дается оценка языка и произношения, а также работы памяти и внимания.

В диагностическую деятельность психолога входит установление эмоционального состояния, которое влияет на сложность чтения. Выяснить данную особенность можно, собрав анамнез - информацию семейного «древа», в которой будут перечислены эмоциональные нарушения и расстройства психологического плана.

Логопеды и психологи используют в своей диагностике речевую карту. Такая карта является универсальной, подходящей как для профессионального обследования, так и для систематического исследования речевого развития ребенка. Речевая карта способна дать детальное описание речи каждого отдельного ребенка, что впоследствии сможет помочь выявить оптимальные варианты для исправления речевого заболевания.

Лечение

В основе лечения любого вида дислексии, равно как и ЗПР и ОНР, лежат коррекционные работы по логопедии. Метод зарекомендовал себя как эффективный и хорошо справляется с устранением речевых нарушений и неречевых процессов. Форма дислексии будет определять способ ее лечения:

  • оптическая: исправляется активным воздействием на зрительно-пространственное восприятие;
  • тактильная: требует работы над изучением и пониманием схем;
  • мнестическая: следует лечить путем развития речевой, зрительной и слуховой памяти;
  • фонематическая: исправляется корректированием произносительных навыков, а также путем формирования адекватного представления о звукобуквенном составе слов;
  • семантическая: требует обучения нормам языковой грамматики и отработки навыка слогового синтеза;
  • аграмматическая: требует усиленной работы над созданием устойчивых грамматических систем.

Среди взрослых людей также встречаются случаи дислексии, ЗПР или ОНР. Методика лечения для них будет несколько иной, заниматься они будут в расширенном ключе, но в целом механизм упражнений аналогичен тому, что используется в занятиях с детьми.


Дислексия у взрослых лечится немного иначе, чем детская

Упражнения

Коррекция дислексии осуществляется посредству лечебных занятий. Под ними подразумеваются различные приемы и упражнения, которые направлены на улучшение психического и умственного здоровья детей:

  • Упражнение «Корректор» . Для работы понадобится произвольный текст с задачей для ребенка вычеркивать только те буквы в словах, которые вы будете ему называть. Начните с гласных, затем переходите к согласным. Освоив данное упражнение, усложняйте задачу. Теперь предложите малышу обводить гласные буквы в кружок, а все согласные – подчеркивать. К примеру, озвучьте задачу так: «Подчеркни, пожалуйста, все «п», а все «и» обведи в кружок». Делайте упор на те звуки, которые даются ребенку сложнее всего. Такое упражнение поможет крохе скорее запомнить все буквы, научит их писать и не ошибаться при чтении и письме (см. также: ). Заниматься рекомендуется не менее 2 месяцев с ежедневными тренировками.
  • Упражнение «Колечко» . Развивающая игра для коррекции дислексии направлена на развитие мелкой моторики, а также способствует стимулированию работы памяти, речи и внимания. Данное задание будет хорошим средством для устранения признаков заболевания. Каждый пальчик поочередно следует складывать колечком в паре с большим пальцем. Начинать следует с указательного пальца и заканчивать мизинцем. Закончив действие в одну сторону, начинайте обратное действие. Изначально делайте упражнение одной рукой, а затем усложняйте, предлагая рисовать двумя руками одновременно. Методика будет эффективной, если проводить ее ежедневно по 10-15 минут. Минимальный курс – 2 месяца.

«Колечко» эффективно развивает мелкую моторику
  • Упражнение «Зеркальное рисование» . Упражнение направлено на активизацию работы мозга. Для работы понадобится чистый лист бумаги. Дайте его ребенку, снабдив также карандашами или фломастерами. Следует одновременно двумя руками рисовать одинаковые зеркальные фигуры или буквы. Для начала проделайте данное задание вместе с малышом. Освоив его принцип, дайте ему возможность сделать все самостоятельно. Для эффективной коррекции обязательно делать данное упражнение каждый день!

Диктанты

Коррекция дислексии у младших школьников может проводиться посредством диктантов. Небольшие тексты по 200 символов будут совсем неутомительными для детей, а это значит, что и количество ошибок будет меньше. Исправлять неправильности не нужно. Их нужно помечать на полях ручкой контрастного цвета (зеленой или черной, но только не красной). Сделав пометки, позвольте малышу самому отыскать свои огрехи. Такие задания призваны избавить ребенка от ошибок в словах и предложениях, ускорить преодоление недуга.

Тренировка артикуляции

Хорош метод коррекции дислексии у дошкольников, когда вы требуете от ребенка медленного чтения или произнесения слов при переписывании. Дайте малышу ощущение успеха во время домашних игр, ведь ему так требуется поддержка после всех неудач и двоек в школе. Чтение на скорость не требуется. Для ребенка является огромным стрессом, даже когда он читает медленно и ошибается. Чрезмерное давление может лишь усугубить ситуацию и вызвать невроз.


Чтение вслух нужно практиковать в игровой форме, не создавая у ребенка ощущение упражнения

Важно работать не на количество, а на качество. Не спешите сами и не торопите ребенка. Оптимально написать или прочесть мало, но с минимальным количеством ошибок. Дополнительные идеи о том, как заниматься с ребенком дома, можно посмотреть в тематических видео.

Обучение

Логопедические занятия со специалистом имеют большое значение. Лечение в таких условиях будет наиболее эффективным. Игровые задания логопеда будут интересны и полезны. Ребенку предлагается найти определенную букву в небольшом отрывке, или же для заглавной печатной буквы младшему школьнику требуется найти прописную. Иным заданием может быть вырезание букв и чтение некоторых буквосочетаний. Для работы необходима магнитная азбука. Такие упражнения помогут ребенку скорее освоить навык произнесения звуков и слов.

Для обучения логопед выбирает разнообразные упражнения. Среди прочих - написание диктанта, повторение слов раз за разом, подбирание словоформ.


Занятия с логопедом помогут скорее избавиться от проблемы

Профилактика дислексии

Снизить риск возникновения дислексии и дисграфии возможно, если делать специальные упражнения для профилактики. Целью таких заданий должно быть освоение базы грамотного письма и речи. Профилактика дислексии проходит на примере игр, а не уроков. Общая продолжительность – 45 минут:

  1. Игра с карточками, на которых будет написано по одному слову. Из этих слов можно составить предложение, которое вы и озвучиваете. Затем вы просите ребенка построить предложение на слух самостоятельно из имеющихся карточек.
  2. Для профилактики хорош метод «Пишем вслух». Прочитайте ребенку небольшой отрывок из знакомой сказки и наблюдайте за процессом его письма. Желательно выбирать для диктовки текст, который бы нравился ребенку.
  3. Развить фонетические навыки можно с помощью игры «Найди слово». Для работы понадобятся подготовленные картинки, подписанные с тыльной стороны. Назвав слово, малыш должен самостоятельно найти картинку, которая ему соответствует. Слово может быть любое - например, «стол» или «облако».
  4. Хороша игра в составление слов из слогов. Необходимо придумать названия животных или предметов по слогам, а затем попросить ребенка составить из них слово - например, «мор-ковь» или «кош-ка».

Такие игровые задания для профилактики дислексии помогут малышу научиться грамотному чтению и письму. Подобные упражнения очень хороши, так как основаны на зрительной памяти, ведь «на глаз» ребенку воспринимать гораздо легче.

Дислексия – специфическое расстройство чтения, которое заключается в неспособности правильного и оперативного распознавания слов. Данное заболевание имеет неврологическую природу и характеризуется сложностями в воспроизведении, понимании и осознании прочитанной информации. При этом, несмотря на внешнюю схожесть, дислексия не является следствием умственной отсталости. Не связана болезнь с нарушениями слуха и зрения.

В данной статье разберемся с причинами этого расстройства, рассмотрим его симптомы, а главное, расскажем о том, как корректировать дислексию при помощи упражнений.

Суть расстройства

Данная проблема обнаруживается у детей в выпускной группе детского сада или в начальной школе, когда ребенок начинает осваивать навыки чтения и письма. Ребенок не может запомнить и воспроизвести прочитанную информацию, читая, он путает звуки или меняет их местами. Более того, малыш с дислексией не понимает смысла прочитанных слов и не способен выстраивать слова в логическую цепочку при попытке пересказать содержимое.

Причины дислексии

Точные причины данного расстройства науке неизвестны. Тем не менее, врачи связывают эту проблему с генетической предрасположенностью, с поражением отдельных участков головного мозга, а также с внутриутробным развитием ребенка. К провоцирующим факторам развития дислексии относят:

  • вирусные и инфекционные заболевания женщины во время вынашивания плода;
  • токсические поражения ЦНС в процессе внутриутробного развития;
  • обвитие пуповиной или ранняя отслойка плаценты;
  • асфиксия плода;
  • преждевременные роды;
  • травмы головного мозга во время сложных родов;
  • социально-бытовой фактор и связанный с этим дефицит речевого развития.

Симптомы и формы дислексии

Чтобы понимать, как проявляется дислексия у ребенка, следует рассмотреть формы этого заболевания, которые проявляются не только в расстройстве чтения, но и в особенностях поведения ребенка.

1. Акустическая форма. У ребенка возникают сложности с воспроизведением сходных по звучанию букв (Ж-Ш, Д-Т, З-С). Малыш может пропускать их или менять местами. Кроме того, данную форму заболевания отличают проблемы с запоминанием, невнимательность, рассеянность и несобранность.

2. Оптическая форма. У малыша возникают сложности с запоминанием и воспроизведением букв, сходных по написанию (З-В, Л-М, Р-Ь). Из-за этой особенности ему сложно понять, о чем идет речь в прочитанном тексте и сложно выразить свои собственные мысли.

3. Фонематическая форма. У ребенка наблюдаются дисграфические ошибки, он нередко меняет буквы в слове, что приводит к потере смысловой нагрузки (козы-косы, дом-том). Кроме того, у человека с данным расстройством отсутствует восприятие некоторых символов.

4. Семантическая форма. Данная особенность приводит к тому, что ребенок не воспринимает и не усваивает прочитанный текст. Он плохо воспринимает информацию на звук, страдает от плохой памяти, из-за чего имеет низкую успеваемость в школе.

5. Аграмматическая форма. В этом случае у ребенка наблюдаются проблемы с воспроизведением падежных окончаний и рода существительных, из-за чего возникают проблемы с пониманием прочитанной информации (хороший была день, сильный дожди).

Стоит заметить, что дислексия влияет не только на чтение ребенка, но и на его восприятие окружающей действительности. У детей с таким недугом наблюдаются проблемы с восприятием информации, дезорганизация, дезориентация в пространстве, дефицит внимания, неуклюжесть, а также гипер- или гипоактивность.

Тем не менее, дети с такой аномалией могут отличаться развитым интеллектом, они более любопытны, у них хорошо развита проницательность и интуиция, а все потому, что они воспринимают действительность в многомерном представлении. К тому же у таких детей яркое воображение и обострены все органы чувств.

Как бы то ни было, дислексию нужно своевременно выявить и корректировать, ведь она создает немало проблем ребенку. А если удастся исправить недостаток с восприятием информации, ребенок в итоге получит две качественные характеристики – высокий интеллект и развитые творческие способности.

Способы коррекции дислексии

В основе лечения дислексии лежит коррекционная работа логопеда. Именно специалист должен выявить форму заболевания и подобрать подходящую методику лечения.

Коррекция, проводимая логопедами

1. Коррекция фонематической дислексии. В данном случае работа специалиста проходит в два этапа. На первом уточняется артикуляция юного пациента (логопед показывает ему, как правильно открыть рот и где расположить язык для правильного произношения слова). Как только этот этап будет освоен, ребенок переходит к сопоставлению различных звуков, как при прослушивании, так и при произношении. Постепенно усложняя задачу, специалист добивается устранения дисграфических ошибок, которые ранее совершал ребенок.

2. Коррекция аграмматической дислексии. Данную задачу специалист решает посредством составления с ребенком сначала небольших, а затем более сложных предложений в правильном падеже и с правильными окончаниями.

3. Коррекция оптической дислексии. В этом случае специалист играет с ребенком в интересную игру – просит его отыскать нужную букву. Такая буква может быть спрятана в рисунке, среди других букв, а возможно, ее нужно не только отыскать, но и дорисовать. Применяется также составление букв при помощи счетных палочек или лепка букв из пластилина.

4. Коррекция семантической дислексии. При данной форме заболевания логопед должен научить ребенка понимать значение определенных слов. Это длительная и чрезвычайно кропотливая работа, в результате которой юный пациент должен научиться понимать смысл прочитанного.

5. Коррекция акустической дислексии. В своей работе логопед использует различные предметы, которые явно или отдаленно напоминают определенную букву. При этом специалист произносит звук, добиваясь того, чтобы ребенок запоминал, какая именно буква имеется в виду.

Упражнения для коррекции дислексии

Специалист не только сам занимается с ребенком, но и рекомендует упражнения для исправления расстройства чтения в домашних условиях. Если заниматься с ребенком ежедневно в течение 30–40 минут, за несколько месяцев можно добиться впечатляющих успехов.

1. Гимнастика для артикуляции. Сюда входят различные дыхательные упражнения, которые дает логопед. Как правило, они являются разминкой перед корректирующими занятиями.

2. Скороговорки. Учите с ребенком самые разные скороговорки, от элементарных, до сложных. Сами по себе скороговорки, не что иное, как последовательности схожих по звучанию слов. Пользу принесут и попытки читать слова в обратном порядке.

3. Проговаривание звуков. Ребенка нужно научить произносить сначала гласные, а затем согласные звуки, причем в любом порядке. Со временем, когда малыш освоит этот элемент, можно переходить к смешиванию гласных и согласных звуков.

4. Упражнение «Колечки». Для коррекции дислексии необходимо развивать мелкую моторику рук. Для этого хорошо подходит упражнение, при котором ребенок должен научиться складывать пальцы в колечки. Сначала попросите кроху образовать колечко, соединив большой палец с указательным, а затем поочередно, со всеми остальными пальцами. Причем сначала упражнение нужно выполнять одной рукой, а затем можно переходить на двуручное выполнение. Более того, образовывать колечки можно слева-направо и справа-налево.

5. Упражнение «Резиновый мячик». А это упражнение призвано научить малыша читать по слогам. Резиновый мячик необходим для того, чтобы ребенок сжимал его при каждом произношении слога.

6. Упражнение «Буксир». При этом занятии родитель читает текст вместе с ребенком. Сначала они учатся синхронно читать текст вслух, а затем про себя. Тут родителям нужно проявлять терпение, ведь им необходимо подстраиваться под чтение ребенка, который может читать медленно.

7. Упражнение «Зеркальное рисование». Дав ребенку альбомный лист бумаги и два карандаша (фломастера), учите его одновременно двумя руками писать одинаковые буквы в зеркальном отображении или рисовать фигуры. Для эффективности упражнение следует проводить каждый день хотя бы по 15 минут.

8. Упражнение «Корректор». Ребенку предлагают небольшой текст, из которого просят вычеркнуть конкретную букву. Начинайте называть ему гласные буквы, а затем переходите к согласным. Когда задание будет усвоено, можно усложнить его, предложив малышу обводить гласные буквы кружком, а согласные подчеркивать. Начинать нужно с простых букв, постепенно переходя к тем, которые даются крохе сложнее всего. Как только ребенок научится распознавать буквы, можно начинать писать их сначала отдельно, затем в словах и предложениях.

9. Упражнение «Пропущенные буквы». Родители пишут ребенку слово, в котором намеренно пропускают одну или две буквы. Малыш должен попробовать прочесть написанное, и вставить недостающие буквы Примеры: удоч_а, маш_нка.

10. Упражнение «Вторая половина». Это еще одно письменное упражнение, в котором родители пишут крохе первую половину слова, а он должен сообразить и правильно написать окончание. Начинать нужно с простых слов, в которых недостает одной буквы, постепенно усложняя задание. Примеры: реч(ка), шоко(лад).

11. Чтение текста. Ребенку дают отрывок из текста, который он читает на протяжении минуты. Родители отмечают место, до которого успел дочитать малыш. Спустя время ребенок снова начинает читать тот же отрывок, и так несколько раз в день с перерывами. Родители должны следить, больше или меньше прочитал малыш, спрашивать его о том, что он понял из прочитанного.

12. Диактанты. Чтение текстов рекомендуется чередовать с письменными упражнениями. Для начала выбирайте для детей легкие тексты, длиной 200 символов. Они будут неутомительными для ребенка, а значит, он станет совершать меньше ошибок. Исправлять ошибки в тексте не нужно. Стоит взять ручку с цветным стержнем, (не красным, лучше черным или зеленым) и делать пометки на полях напротив строчки с ошибкой. После этого стоит попросить малыша самостоятельно отыскать свою неточность. Такие занятия помогут ребенку научиться писать без ошибок и поспособствуют лечению дислексии.

Метод Дэвиса

В коррекции дислексии огромную популярность снискала система Рональда Дэвиса. Исследователь сам в детстве страдал от этого заболевания, а потому отлично знал все нюансы борьбы с ней. Методика Дэвиса разделена на несколько этапов, каждый из которых играет определенную роль в лечении дислексии, улучшая память, развивая внимание и мышление.

Этапы метода Дэвиса

1. Первым этапом является комфортные условия, в которых должен находиться ребенок.

2. На втором этапе специалист переходит к работе с координацией. Ребенок должен понимать, где находится верх, низ, правая и левая стороны.

3. Коррекция с использованием лепки. Малышу дают пластилин, при помощи которого он, вместе с логопедом, лепит цифры, буквы и даже слоги. Такие занятия помогают ребенку лучше осваивать буквы и символы, ведь он может не только смотреть на них, но также трогать и даже нюхать.

4. Ключевым этапом коррекции является чтение. Дэвис делит его на три отрезка. На первом, малыш должен просто переводить взгляд слева-направо по тексту, узнавая необходимые группы букв. Второй этап подразумевает закрепление этого навыка и распознавание слов. На третьем, заключительном этапе, ребенок должен научиться понимать смысл всего предложения, а затем и прочитанного текста.

Практика показывает, что занятия с ребенком по методу Дэвиса, позволяют улучшить его чтение, а также подтянуть общую успеваемость в школе. Со временем такой ребенок сможет читать и воспринимать до 50–60 страниц в день. Более того, помимо чтения, ребенок начнет писать разборчиво и более грамотно, чем до лечения. Все это самым благотворным образом сказывается на учебе ребенка и позволяет забыть о такой неприятной проблеме, как дислексия.
Берегите своих детей!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: