Коррекционно-развивающее занятие «В гостях у бабушки. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста Конспект коррекционно развивающего занятия в старшей группе

План-конспект коррекционно-развивающего занятия для детей дошкольного возраста

Цель занятия: Снятие тревожности.

Задачи:

  1. Развитие мелкой моторики.
  2. Развитие эмоциональной сферы.
  3. Развитие логического мышления, внимание, речи.
  4. Формирование умения снимать мышечное напряжение.
  5. Поднятие эмоционального фона.

План занятия:

  1. Организационная часть - 2 мин.
  2. Практическая часть (16 мин.). Комплекс психогимнастических упражнений комплекс психоразвивающих упражнений
  3. Заключение - 2 мин.

Необходимые материалы: мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук), музыкальная подборка, шефон.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Посмотрите за окошко. Какое время года сегодня? Правильно, зима! Зимой очень холодно, на улице снег, мороз! И зимой многие мечтают, чтобы поскорее наступило… Правильно, лето! Летом многие отправляются в теплые края, погреться на солнышке, искупаться в ласковом море, поваляться на теплом песке. …
Появляется Мишутка
- Ребята, не грустите! Лето обязательно наступит! Но чтобы вам поднять настроение сегодня, я хочу вас пригласить в морское путешествие уже сегодня! Вы согласны? (дети соглашаются). Ну, тогда вперед!

Погружение в сказку.
Включается звук моря, дети берутся за плечи друг друга и раскачиваются с закрытыми глазами.

Ну вот, мы с вами и в сказке. Ой, смотрите! Нас встречают морские жители!

Упражнение 1.На экране появляются картинки морских животных вперемешку с земными животными. Дети называют морских животных, а земных убирают.

Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? (Дети отвечают, что это морское дно).
- Правильно! Мы на морском дне. Волшебная сила превращает нас в морских рыбок.

Упражнение «Рыбки». Мягкие движение кистями рук (плавники), хаотичное движение по комнате под музыку.
- Дети, внимание опасность! (на экране появляется картинка акулы, звучит тревожная музыка). Дети сжимаются от страха, изображают испуг.
- Волшебная сила нам помогает, и превращает в акул!

Упражнение «Акула» . Дети превращаются в акулу. Делают злые, напряженные лица, руки ставят перед собой, имитируя челюсти акулы. Хаотичное движение по комнате под музыку.
- Акулы уплыли по своим делам. Теперь можно расслабиться!
Дети встряхивают кистями рук, делают глубокий вздох. Садятся на коврик в расслабленной позе.
- Ребята, мы с вами находимся на морском побережье. Давайте превратимся в волны.
Упражнение «Волны». Дети соединяют «замочком» кисти рук и делают волнообразные движения, сначала небольшие, затем «волны» все больше и больше. После выполнения упражнения - расслабление.
- А теперь, давайте поиграем!

Упражнение «Игра с волной» . Педагог изображает волну при помощи отреза шифона. Дети наблюдают за движением «волны». Как только «волна начинает накатывать на берег» (ведущий двигается к детям), дети убегают. «Волна откатывается в море» (ведущий отходит), и дети снова подбегают к кромке «моря».
- Ну что, устали? Давайте отдохнем.

Упражнение «Я на солнышке лежу» (релаксационное упражнение). Дети лежа на коврике слушают музыку, представляют, что они загорают под летним жарким солнцем.
Ну вот и закончилось наше занятие.

Давайте вспомним, что интересного происходило на нашем занятии?
Происходит обсуждение. Каждый ребенок высказывает свое мнение.
Ребята, вы сегодня хорошо поработали, все молодцы! До свидания!

Коррекционно-развивающее занятие по теме: «Что я знаю о своем характере?»

Цель: познакомить воспитанников с понятием «характер».

Задачи: проанализировать способы формирования характера, формировать положительные черты характера, критическое отношение к себе и факторам окружающего мира, воспитывать потребность в хороших привычках, развивать силу воли воспитанников.

Оборудование: ручки, бланки «Помогают – мешают» для индивидуальной работы, плакат с пословицей.

Ход занятия

1.Вступительная часть.

Внимательно послушайте стихотворение Эдуарда Асадова «Трусиха».

Шар луны под звездным абажуром

Озарял уснувший городок.

Шли, смеясь, по набережной хмурой

Парень со спортивною фигурой

Видно, распаляясь от разговора,

Парень между прочим рассказал,

Как однажды в бурю ради спора

Он морской залив переплывал.

Как боролся с дьявольским теченьем,

Как швыряла молнии гроза.

И она смотрела с восхищеньем

В смелые горячие глаза…

А потом, вздохнув, сказала тихо:

Я бы там от страха умерла.

Знаешь, я ужасная трусиха,

Ни за что б в грозу не поплыла!

Парень улыбнулся снисходительно,

Притянул девчонку не спеша

И сказал: - Ты просто восхитительна,

Ах ты, воробьиная душа!

Подбородок пальцем ей приподнял

И поцеловал. Качался мост,

Ветер пел…И для нее сегодня

Мир был сплошь из музыки и звезд!

Так в ночи по набережной хмурой

Шли вдвоем сквозь спящий городок

Парень со спортивною фигурой

И девчонка – хрупкий стебелек.

А когда, пройдя полоску света,

В тень акаций дремлющих вошли,

Два плечистых темных силуэта

Выросли вдруг как из-под земли.

Первый хрипло буркнул:- Стоп, цыпленки!

Путь закрыт и никаких гвоздей!

Кольца, серьги, часики, деньжонки

Все, что есть, на бочку, и живей!

А второй, пуская дым в усы,

Наблюдал, как, от волненья бурый,

Парень со спортивною фигурой

Стал, спеша, отстегивать часы.

И, довольный, видимо, успехом,

Рыжеусый хмыкнул: - Эй, коза!

Что надулась?! – И берет со смехом

Натянул девчонке на глаза.

Девушка беретик сорвала

И словами: - Мразь! Фашист проклятый!-

Как огнем, детину обожгла.

Наглостью пугаешь? Врешь, поддонок!

Ты же враг! Ты жизнь людскую пьешь!-

Нож в кармане? Мне плевать на нож!

За убийство «стенка» ожидает.

Ну а коль от раны упаду,

То запомни: выживу, узнаю!

Где б ты ни был – все равно найду!

И глаза в глаза взглянула твердо.

Тот смешался: - Ладно…Тише, гром…-

А второй промямлил: -Ну их к черту!-

И фигуры скрылись за углом.

Лунный диск, на млечную дорогу

Выбравшись, шагал наискосок

И смотрел задумчиво и строго

Сверху вниз на спящий городок,

Где без слов по набережной хмурой

Шли, чуть слышно гравием шурша,

Парень со спортивною фигурой

И девчонка – «слабая натура»,

«Трус» и «воробьиная душа».

Что вы можете сказать о героях стихотворения?

Как одним словом можно назвать определения «слабая натура», «трус», «воробьиная душа»?

Все это характер. И именно характер станет сегодня темой нашего занятия.

2.Основная часть.

Каждый из вас не только неповторим, но и до конца не познаваем, потому что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлекательных занятий – узнавать что-то новое о самом себе.

Характер ( греч. отпечаток, признак, отличительная черта)-совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности человека, его «нрав», проявляющийся в деятельности, общении, поведении, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном ему круге эмоциональной жизни.

Поступками человека, считают психологи, управляют ум, воля и характер. Разнообразие красок человеческого характера не имеет границ. Вам, наверняка доводилось слышать о том, что у одних людей вредный, а у других добрый и покладистый характер, веселый и угрюмый, прямой и скрытный. Ученые считают, что характер – это различные качества человека, которые слились воедино и создали его отличительный, неповторимый внутренний мир.

«Люди как реки, - писал Л.Н.Толстой - вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то мутная, то холодная, то теплая…Каждый человек носит в себе задатки всех свойств людских, иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похожим на себя, оставаясь все же тем одним».

Практическое задание 1(групповая работа на карточках). На карточках записаны черты характера:

Задание: подчеркните положительные черты характера.

Практическое задание 2(индивидуальная работа на карточках). Определите черты своего характера. Запишите в один столбик свои черты характера, которые помогают в жизни, а в другую – те, которые мешают.

Восточная пословица гласит: посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь добродетель или порок, посеешь добродетель или порок – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.

Как вы понимаете пословицу?

Привычки возникают, укрепляются и держатся на повторении. Чтобы возникла привычка, должна быть потребность в ней. Привычки потому так сильны, что, сформировавшись, становятся потребностью.

У вас уже есть список черт характера, которые мешают вам. Для того, чтобы с ними справиться, нужна сила воли. Сила воли – это способность преодолевать трудности, упорство в достижении цели.

Какие могут возникать внутренние трудности на пути к цели? (лень и страх)

3. Заключительная часть.

Притча о кофе. Приходит ученик к Учителю и говорит:

Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил, что мне делать?

Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую – положил яйцо, а в третью - насыпал зерна кофе.

Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей емкости.

Что изменилось?- спросил он ученика.

Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде,- ответил ученик.

Нет, - сказал Учитель, - это лишь поверхностный взгляд на вещи.

Посмотри – твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств – кипятка. Так и люди – сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные затвердеют и окрепнут.

А кофе? – спросил ученик.

О! Это самое интересное! Зерна кофе остались собою в новой враждебной среде и изменили ее – превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.

Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное. Желаю вам всем быть, как эти зерна кофе, которые преображают этот мир.

Аккуратность, замкнутость, дружелюбие, безответственность, жадность, жизнерадостность, завистливость, исполнительность, общительность, скромность, трудолюбие, вежливость, смелость, отзывчивость, равнодушие, ответственность, враждебность, щедрость.

Аккуратность, замкнутость, дружелюбие, безответственность, жадность, жизнерадостность, завистливость, исполнительность, общительность, скромность, трудолюбие, вежливость, смелость, отзывчивость, равнодушие, ответственность, враждебность, щедрость.

Аккуратность, замкнутость, дружелюбие, безответственность, жадность, жизнерадостность, завистливость, исполнительность, общительность, скромность, трудолюбие, вежливость, смелость, отзывчивость, равнодушие, ответственность, враждебность, щедрость.

Аккуратность, замкнутость, дружелюбие, безответственность, жадность, жизнерадостность, завистливость, исполнительность, общительность, скромность, трудолюбие, вежливость, смелость, отзывчивость, равнодушие, ответственность, враждебность, щедрость.

Помогают - Мешают Помогают - Мешают

Помогают - Мешают Помогают - Мешают

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области

Методическая разработка

непосредственно образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Тема: «Космическая поисковая операция»

Учитель - логопед 1 квалификационной категории

р.п. Духовницкое

2016 год

Содержание:

Аннотация………………………………………………………………3

Введение ……………………………………………………………3 - 4 Основная часть ……………………………………………………4 - 16 Заключение……………………………………………………………16 Список литературы…………………………………………………...15

Аннотация

Подгрупповое логопедическое занятие «Космическая поисковая операция» составлено учителем – логопедом Колесовой Т.В. для детей подготовительной к школе группы с ОНР (общим недоразвитием речи) и направлено на уточнение и активизацию словарного запаса детей по теме «Космос». А также на совершенствование грамматического строя речи и навыка слогового анализа слова, на расширение знаний о космосе. Способствует совершенствованию связной речи. Конспект составлен в соответствии с ФГОС. Он охватывает образовательные области: познавательно - речевую и коммуникативно-личностную. Интеграция видов деятельности в НОД: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая. Вид занятия: путешествие. Данная разработка содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи в соответствии с темой. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Речевой материал, используемые в ходе занятия, способствуют развитию у детей слухового внимания, фонетического слуха и восприятия, закреплению звуков в речи. Структура построения занятия позволяет влиять на детскую мотивацию, на развитие интереса у детей. Конспект адресован учителям-логопедам ДОУ.

Введение

Людей всегда привлекала и привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит фантазию. Дети не исключение. Поэтому является необходимым сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, систематизировать полученные знания, и применить их в различных видах детской деятельности.

Цель : Обобщить и уточнить знания детей по лексической теме «Космос».
Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

1.Уточнять, активизировать словарь по теме «Космос».

2.Упражнять в образовании родственных слов, в согласовании сущ. с числительными.

3.Упражнять в четком произношении звуков в речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

    Развивать мышление, внимание, память.

    Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.

    Развивать четкость дикции.

Коррекционно-воспитательные задачи:

    Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

    Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

Оборудование:

Мешочки с крупами, маленькие мячи (кометы), презентация, картинка с изображением космических кораблей, домик - ширма (почта), медали из картона, счетные палочки.

Предшествующая работа:

Рассматривание иллюстраций о космосе, выкладывание ракеты из счетных палочек, беседы о космосе, просмотр советского широкоэкранного мультипликационного фильма, созданного в «Мурзилка на спутнике», посвящённый советской исторической теме освоения космического пространства.

Основная часть.

Конспект предназначен для детей с общим недоразвитием речи. Важную роль в коррекционно-воспитательной работе является развитие игровой деятельности дошкольника, в процессе которой происходит общее развитие, формирование личности ребенка, а также коррекция различных сторон познавательной деятельности.

Ход НОД

Мотивационно-организационный этап деятельности

Слайды № 1, 2, 3

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам в детский сад по электронной почте пришло письмо для дружных ребят, от Мурзилки. Вы дружные ребята? Тогда оно для вас. Давайте с вами прочитаем что нам Мурзилка написал.

(Логопед читает письмо на экране)

Встают полукругом. Отвечают на вопрос. Смотрят на экран. (Когда я летал на спутнике в космос делать свой репортаж, я потерял свой фотоаппарат, ребята, помогите мне пожалуйста его найти)

Организационно – побудительный этап деятельности

Логопед: Ребята, Мурзилка потерял свой фотоаппарат, а без него ему никак нельзя ведь он главный редактор газеты. Поможем ему его найти?

- Ребята, как вы думаете, где нужно искать фотоаппарат?

Для того чтобы полететь в Космос надо стать космонавтами.

Но сначала нам нужно подготовиться.

Слайд № 4

Логоритмическая игра «Шьем скафандр»

Мы скафандры сшить решили.

Коробку с катушками тихо открыли.

Нитки и пяльцы достали мы с полки,

Вдели стальную нитку в иголку.

Иголкой ведем за стежочком стежок

Наш скафандр готов будет в срок!

В центре костюма яркий кружок

Я закрепляю последний стежок.

Я разминаю уставшие пальцы.

Я убираю старинные пяльцы.

Нитки с иголкой я положу,

Новый скафандр всем покажу!

Игра «Определи на ошупь»

Логопед: Ребята, нам в космосе нужно будет подкрепиться. У меня есть в мешочках крупа, но я забыла, где какая крупа. Определите на ощупь, какая крупа лежит в мешочках.

Что у тебя в мешочке? Какую кашу мы сварим из риса? (рисовую) и т.д.

Дети, а сейчас давайте подготовим к полету ракету.

Артикуляционная гимнастика.

почистим моторы ;

продуем турбины ;

проверим подготовку космонавтов.

Слайды № 5,6,7

Игра «Четвертый лишний»

Логопед: Ребята чтобы наш полет прошел успешно нам нужно избежать перегрузки и избавиться в ракете от лишнего. Давайте проверим и определим что лишнее.

Солнце, Луна, звезда, лампа;

Марс, Земля, ракета, Сатурн;

Ракета, спутник, луноход, самолет;

Слайд № 8

Теперь мы к полету готовы? В путь, ребята! Полетели! (Звучит космическая музыка)

Упражнение «Ракета»

А сейчас мы с вами дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, потянись.

Вот летит ракета ввысь!

Слайд № 9

Упражнение «Сосчитай звезы»

Логопед: Ребята, мы пролетим с вами мимо многих звезд. Посмотрите, сейчас мы пролетаем мимо созвездия большая медведица. Давайте посчитаем, сколько звезд в этом созвездии: одна звезда, две звезды, три звезды, четыре звезды, пять звезд, шесть звезд, семь звезд.

Слайд № 10

Вот мы и приземлились. Как здесь холодно! Давайте согреться, пойдем по звездам и сделаем космическую разминку:

Космическая разминка.

Мы цепочкой друг за другом,

Взявшись за руки идем.

Повернувшись внутрь круга, Медленно кольцо замкнем.

Вот колечко, то есть круг,

Наши руки, приподнявшись

Лучиками стали вдруг.

Мы сомкнулись, повернулись

Раз! И солнцем обернулись.

Чтоб нас лучше разглядели,

Раз присели, два присели.

Слайд № 11

(Выходит инопланетянин под музыку)

Инопланетянин: Здравствуйте дети! Я инопланетянин, меня зовут Лем. А вы кто и откуда?

Логопед: Это ребята подготовительной группы, они расскажут о нашей планете.

Как называется наша планета?

Какой системе принадлежит Земля?

В какой галактике она находится?

Лем: Зачем пожаловали?

Логопед: Мы прилетели чтобы найти фотоаппарат Мурзилки.

Лем: Я его уже нашел. Я отдам вам фотоаппарат, но сначала вы со мной поиграйте.

Логопед: Поиграем ребята?

Слайл № 11

Игра «Загадки» .

Лем: Отгадайте загадки о космосе.

Логопед: Будьте внимательны, ребята.

1.Светит, сверкает, всех согревает.

2.Вокруг земли она летает

А вот зачем сама не знает.

3. В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост ее - полоска света,
А зовут объект…

3.Не месяц, не луна, не планета, не звезда,

По небу летает, самолеты обгоняет.

Лем: Молодцы.

Слайд № 12

Игра «Полет спутника»

- Чтобы спутник смог облететь землю, нужно сделать длинный выдох. Сделайте вдох носом и дуйте через рот, пока спутник делает полный круг вокруг земли.

Слайд № 13

Игра «Один - много» с «метеоритом».

Ребята, в космосе летает много метеоритов! Я научу вас от них защищаться. Встаньте в круг.

Я буду называть один предмет и бросать метеорит, а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад.

Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета.

Слайд № 14

Игра «Объяснялки»

Лем: а сейчас я буду называть несколько слов, а вы из них составьте одно сложное слово, которое обозначает космический объект: ходит по луне -

машина летящая к звездам -

звезда падает -

длинный хвост у каметы -

ходит по марсу -

человек который считает звезды -

Ребята, вы молодцы!

Слайд № 15

Игра «Слова родственники»

Лем: Ребята, посмотрите сколько звезд рассыпалось, помогите мне собрать их. Подбери родственное слово и подними одну звездочку.

Звезда:

Космос:

Луна:

Земля:

Марс:

Планета:

Солнце:

Лем: Молодцы. А сейчас давайте сделаем гимнастику для пальчиков.

Слайд № 16

Пальчиковая гимнастика «Чудесная книга созвездий»

Открою секрет: если ночью не спится,

Я книги чудесной листаю страницы.

На первой странице блестит огромный сверкающий Кит.

А вот свои крылья развел прекрасный и гордый Орел.

Сияет лучами Корона,

Жираф догоняет Дракона,

Бегут за добычею Псы,

Качаются тихо Весы

И Лебедь прекрасный плывет,

И Лира счастье поет.

Спросите меня, где я это видал?

Отвечу: на небе ночном отыскал.

Слайд № 17

Игра: «Добавь словечко»

Лем: Ребята послушайте и найдите и добавьте нужные слова. Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте:

Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
На земле есть хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая … .
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … .
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … .

Лем: Ну что ж ребята, мне пора лететь. Вот вам фотоаппарат. До свидания! (Отдает фотоаппарат и уходит)

Слайд № 18

Логопед: Ребята давайте свяжемся с землей и дадим знать о себе, расскажем, что мы видим вокруг.
Игра: «Послушай повтори»

та – та – та – в космосе темнота

да – да – да – яркая звезда

на – на – на – круглая луна

неты – неты – неты – разные планеты

чо – чо – чо – у солнца горячо

мета – мета – мета – длиннохвостая комета

ун – ун – ун – голубой «Нептун»

ля – ля – ля – круглая «Земля»

ра – ра – ра – возвращаться нам пора

Ребята мы с вами очень устали. Давайте будем парить в воздухе как космонавты.

Слайд № 19

Релаксация «Парим в воздухе»

Друга мы хорошего

В космосе нашли,

И друг хороший

Нам сильно помог.

Мы парим как ласточки,

В небесной темноте

Звездами любуемся

В тишине.

Дети соглашаются помочь Мурзилке.

Дети делают предположение в космосе.

Скользящие движения ладонью о ладонь.

Ладонь на ладони, открываем коробку

Поочередно растираем пальцы пр. руки

Колечко из двух пальцев

Поочередно растирать пальцы лев. руки

Хлопки

Поочередно на ладонях, рисуем пальцем круги

Потираем ладони

Сжимать и разжимать пальцы

Руки в замок

Ладонь к ладони, закрываем коробку

Хлопки

Артикуляционные упражнения: «Почистим зубки»,

«Маляр»,

«Вкусное варенье»;

«Фокус».

«Часики»,

«Качели».

Ответы детей:

лампа,

ракета,

самолет

Дети маршируют.

Тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их.

Опускают руки.

Тянутся.

Бегут по кругу.

Считают.

Идут цепочкой, взявшись за руки,
правое плечо вперед.

Останавливаются, образуют круг,
взявшись за руки.

Прямые руки поднимают вверх.

Потянуться вверх на носочках.

Руки опустить, шаг вперед, поворот кругом .

Руки вверх – потянуться на носочках.

Руки вперед, приседают два раза.

Ответы детей:

«Земля»

«Солнечной системе»

«В галактике Млечный путь»

Да

Ответы детей:

Солнце

Луна

Камета

Спутник

дуют

Ответы детей:

звезды, космонавты, спутники, кометы, планеты.

Ответы детей:

луноход,

звездолет,

звездопад,

длиннохвостая,

марсоход,

звездочет.

Звездочка, звездный, звездолет, звездопад, звездочет, созвездие…

Космический, космодром, космонавт, космонавтика…

Луноход, лунатики, Лунтик, лунный…

Земной, подземный, земляник, землянка, земляника…

Марсиане, марсоход…

Инопланетный, инопланетянин, планетарий…

Солнышко, солнечный, солнцеворот

Глаза прикрыты ладонями, разводим руки в стороны

Складываем ладони вместе перед собой, затем раскрываем их «книжечкой»

Одна ладонь поверх другой, раскрываем – закрываем «пасть кита»

Ладони скрещены, большие пальцы сцеплены друг с другом, остальные разведены, «машем крыльями»

Ладони на себя, пальцы широко расставлены

Руки на столе, делаем волнообразные движения от себя

Ладони параллельно друг другу, большие пальцы вверх, отводим мизинцы - «открываем пасти псов»

Ладони вверх, попеременно поднимаем и опускаем чаши весов

Сгибаем руки в локтях, пальцы собираем в щепоть

На одной руке широко разводим пальцы а пальцами другой руки проводим по пальцам – струнам

Попеременно поглаживаем одной рукой другую

Разводим руки в стороны

Медведица

Медведица

Марс

Спасибо тебе, Лем. До свидания!

Под медленную музыку дети выполняют различные фигуры, имитируют полет в открытом космосе.

Рефлексивный этап деятельности

Логопед: нам пора возвращаться на Землю. А чтобы попасть домой мы должны составить из счетных палочек космические корабли.

Слайд № 20

Слайд № 21

Логопед: Вот мы и вернулись с вами в детский сад.

Сейчас мы посылкой отправим фотоаппарат Мурзилке.

Где мы сегодня побывали?

Что вам понравилось на занятии?

Чем мы сегодня занимались на занятии?

Какое задание понравилось больше всего?

Какое задание показалось трудным?

Все у нас сегодня получилось?

Слайды № 22 23

Логопед: Ребята, нам опять пришло по электронной почте письмо. Давайте посмотрим.

(Логопед читает письмо на зкране)

(Стук в дверь. Почтальон приносит посылку.

Логопед: ребята нам пришла посылка давайте посмотрим что в ней. Это медали для вас «Покорител космоса» (Логопед достает медали и награждает детей.)

На этом наше занятие окончено.

(Детям раздаются медали, звучит космическая музыка).

Дети выкладывают из счетных палочек космические корабли

Кладут в коробку и отправляют по почте посылку.

Отвечают на вопросы.

Смотрят на экран .

(Мурзилка: Ребята, спасибо вам за то, что вы такие умные, находчивые и смелые ребята и нашли в космосе мой фотоаппарат). На память и за помощь в поиске фотоаппарата каждого из вас хочу наградить медалью «Покоритель космоса» и отправляю их по почте. Спасибо вам ребята!

Секриер Алла Ивановна, педагог-психолог МБДОУ №75 г.Норильск

1. Игра «Приветствие» (К. Фопель)

Цель: создание благоприятного психологического климата, атмосферы взаимного принятия друг друга, настрой на бесконфликтное общение, развитие саморегуляции.

Психолог: Ребята каждый раз мы с вами здороваемся необычным способом. Вот и сегодня мы будем приветствовать друг друга по - особенному. Вы будете ходить по комнате и молча, не произнося ни слова, здороваться друг с другом за руку. Я вам буду говорить, как именно надо приветствовать друг друга.

  • Как друга, которого очень давно не видели;
  • Как важного - преважного человека;
  • Как чемпиона мира;
  • Как пожилого человека;
  • Как свою маму;
  • Как любимую бабушку;
  • Как воспитателя группы.

2. Игра «Морщинки»

Цель: снятие напряжения.

Психолог: Ребята, несколько раз вдохните и выдохните. Вдох-выдох, вдох-выдох. И последний раз - вдох-выдох. Отлично... Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь - соседу слева. Наморщите лоб - удивитесь, нахмурьте брови - рассердитесь, наморщите нос - вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!

3. Игра «Хищник»

Цель: снижение мышечного напряжения, коррекция поведения агрессивных детей, снижение агрессии.

Психолог: А сейчас, я предлагаю вам превратиться в какого-нибудь хищника (тигра, льва, волка, рыси) . Вставайте друг напротив друга и начинайте демонстрировать друг другу свою силу и храбрость. Покажите, какие вы сильные, отважные, храбрые. Ну, а теперь успокаивайтесь, вы уважаете силу друг друга.

4. Игра «Обзывалки» (Кряжева Н. Л.)

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Психолог: Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели) . Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, чтоэто игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, ..., солнышко!»

5. Игра «Попроси игрушку» - вербальный вариант (Карпова Б. В., Лютова Е. К., 1999)

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет.

Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш) , которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать. Ну а тебе нужно подбирая нужные слова, постараться попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали. Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

6. Релаксационное упражнение «Отдых в лесу» (с помощью оборудования сенсорной комнаты панно «Водопад»)

Ребята, а сейчас давайте отдохнем. Лягте поудобнее, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы в лесу в прекрасный летний день. Вокруг вас много красивых растений, ярких разноцветных цветов. Вы чувствуете себя совершенно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным - хочется встать и двигаться. Мы открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

Рефлексия. Понравилось ли вам занятие? Что больше всего, меньше? Какое у вас настроение?

Ритуал прощания. Улыбнулись друг другу и пожелали хорошего настроения.

На этом наше занятие заканчивается, всем - большое спасибо!

Конспект коррекционно-развивающего занятия

«Развиваемся, играя» с детьми старшего дошкольного возраста

Карайван К.В., педагог - психолог

«Развиваемся, играя»

Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного психологического развития.

Задачи:

Образовательные – активизировать познавательные психические процессы: зрительную память и восприятие, слуховое внимание, творческое воображение, наглядно-образное мышление;

Развивающие – развивать речь и фонематический слух, быстроту реакции, мелкую моторику рук;

Воспитательные – воспитывать у детей чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательного отношения к другим.

Оборудование и материалы: игрушка Утёнок, мольберт и карточки с фигурами, краски, разрезные картинки, бусинки и проволока.

Предварительная работа: игры и упражнения на развитие внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения и восприятия, тренинги поведения, упражнения на развитие мелкой моторики рук, речевые игры на определение места звука в слове.

Ход занятия

Вводная часть

Цель. Создавать положительный эмоциональный настрой,способствовать мышечному раскрепощению.

Ритуал приветствия .

Дети в кругу здороваются. «Хорошее настроение». Психолог пожимает руку в кругу первому и передает хорошее настроение по кругу.

Психолог (выставляет игрушечного утенка). - К нам в гости пришел утенок, давайте с ним поздороваемся.

Здравствуй, утенок!

Он, кажется, плачет. Давайте спросим, что у него случилось.

Что с тобой, утенок?

Утенок (за него говорит психолог). Дело в том, что злая волшебница заколдовала меня, и я теперь ничего не помню: как меня зовут, где я живу, сколько мне лет, есть ли у меня друзья. Но волшебница сказала, что вы поможете мне, если выполните ее задания. Она сказала, что мне могут помочь дети из детского сада «Чебурашка».

Психолог . Поможем утенку? Давайте прочитаем письмо. Волшебница пишет: «Если вы выполните мое первое задание, утенок вспомнит, как его зовут». Попробуем выполнить задание? (Да).

Основная часть

Цель: Активизировать познавательные психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, развивать речь, мелкую моторику рук.

Игровые упражнения .

1.«Запомни узор»

Цель: развивать зрительную память.

Материал: листы белой бумаги, карандаши.

Психолог рисует на листе бумаги ломаную линию, демонстрирует в течение 1 – 2 минут и предлагает детям запомнить его. Затем переворачивает лист бумаги. Дети воспроизводят узор по памяти. Постепенно узоры усложняются.

Проверка: 1. Ребенок сам проверяет правильность выполнения задания

2. Взаимопроверка

3. Психолог показывает: «У всех, ребята, получился такой рисунок?»

4. «Из каких фигур состоит наш узор? Сколько их?»

Утенок . Я вспомнил, меня зовут Кряка!

Психолог (читает письмо дальше). «Если вы выполните второе задание, утенок вспомнит, где он живет».

2.«Исправь ошибку»

Цель : развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Психолог читает стихотворение, намеренно изменяя слова. Дети называют правильные слова. Называют, чего не бывает.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами».

Закричал охотник: «Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!»

Эй! Не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не миска (киска)!

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Теплая весна сейчас –

Виноград созрел у нас.

Утенок. Вспомнил: я живу в чудесном и красивом месте у острова Фантазий.

Двигательно-речевая разминка «Мы не будем торопиться».

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись. (повороты туловища в стороны)

Чтобы стать еще умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова (вращение головой в стороны).

Раз – два –три – четыре - пять,

Ноги нам пора размять (приседания).

Напоследок, всем известно,

Как всегда ходьба на месте (ходьба на месте).

От разминки польза есть?

Что ж пора на место сесть. (дети садятся).

3.«Кляксы»

Цель : развивать воображение.

Материал : листы белой бумаги, кисточки, краски.

Ребята, возьмите краски, кисти и воду для рисования и поставьте на столы.

Психолог просит каждого ребенка взять на кисточку немного краски того цвета, который ему нравится. Затем предлагает стряхнуть с кисти на бумагу краску, сложить лист, вдвое и пригладить его. Далее дети разворачивают свои листы и рассказывают, на что или на кого похож получившийся рисунок.

Утенок. Ребята, мне столько же лет, сколько и вам, -шесть!

Психолог (читает письмо дальше). «Вы поможете утенку вспомнить его друзей, если соберете из разных частей их портреты».

4.«Разрезные картинки»

Цель : развивать мышление, восприятие.

Материал: разрезные картинки из 6-ти частей.

Раз – два! Делимся по два! Каждая пара получает конверт с разрезными картинками.

Дети составляют картинки. У них получаются портреты разных животных.

Называют полным предложением: У Утенка друг – зайчик.

Утенок . Это мои друзья: мишка, зайка и ежик.

Психолог (читает письмо дальше), «Если вы будете внимательны, Кряка вспомнит, что он любит».

5.«Будь внимателен»

Цель: развивать переключение внимания, быстроту реакции, расширение кругозора.

Звери – хлопок в ладоши (белка, лошадь, волк, лев, баран, еж)

Птицы – поднимаю руки вверх (грач, голубь, орел, синица, аист, снегирь)

Рыбы – приседают (карась, щука, сом, окунь, налим)

Утенок . Я вспомнил, что люблю конфеты и мороженое, и еще мне нравится заниматься спортом и играть. Но больше всего я люблю украшения!

Психолог (шепотом). Давайте сделаем бусы и подарим их Кряке. Я думаю, он будет очень рад.

6.«Бусы для утенка»

Цель: развивать мелкую моторику рук

Материал: бусины, проволока.

Каждый ребенок собирает бусы и одевает их Утенку на шею, произносит своё пожелание. «Кряка, эти бусы я хочу тебе подарить, чтобы ты всегда помнил о нас – твоих друзьях».

Дети нанизывают бусины на проволоку и надевают бусы на игрушку.

Утенок. Спасибо большое за помощь и за подарки! Мне пора домой к озеру Фантазий. До новых встреч.

Психолог убирает игрушку.

Заключительная часть

Цель: учить анализировать полученный опыт, поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Рефлексия. Дети называют имя нового друга, с которым познакомились на занятии, и рассказывают, как удалось его расколдовать.

Ритуал прощания «Солнечные лучики»

Дети встают вкруг, протягивают руки вперед и соединяют их в центре круга. Тихо стоят, представляя себя теплым солнечным лучиком.

Молодцы, ребята. На этом занятие окончено. До свидания.

Самоанализ коррекционно-развивающего занятия «Развиваемся, играя»

Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей, имеющих трудности в познавательном развитии: недостаточно развитые для данной возрастной категории мыслительные операции, внимание, память, воображение; слабо развита мелкая моторика рук, высокая отвлекаемость и повышенная утомляемость.

Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного развития.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

- активизировать познавательные психические процессы: зрительная память и восприятие, внимание, наглядно-образное мышление, творческое воображение;

Развивающие:

Развивать быстроту реакции и мелкую моторику рук ребенка;

Развивать речь и фонематический слух;

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательного отношения к другим.

Содержание занятия строится на идеях развивающего обучения с учетом возрастных особенностей и зоны ближайшего развития детей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). При планировании занятия учитывала возрастные особенности детей, выстраивая его с опорой на имеющиеся у детей знания.

Занятие включает в себя несколько этапов, логически выстроенных и объединенных одним сюжетом. Считаю, что занятие соответствовало интересам детей и уровню их подготовки. Старалась подходить к работе творчески, подбирая задания, требующие от детей умения мыслить.

В начале занятия как организационный момент использовала ритуал начала занятия «Хорошее настроение», чем создала у детей положительный эмоциональный настрой. Для привлечения интереса к занятию был предложен сюрпризный момент – появление игрушечного героя Утенка.

Упражнение «Запомни узор» способствовало развитию у детей зрительной памяти и зрительного внимания, умения правильно оценить свою работу, работу друга.

Выполнение следующего задания «Исправь ошибку» способствовало развитию слухового внимания и фонематического слуха.

Для развития речи и в качестве смены вида деятельности была проведена двигательно-речевая разминка «Мы не будем торопиться». Подвижная игра «Земля – воздух – вода» также способствовала оптимизации двигательной активности детей, развитию переключения внимания, быстроте реакции, расширению кругозора.

Упражнение «Кляксы» способствовало у детей развитию воображения, снятию скованности и эмоционального напряжения.

Использовала приём социо-игровой технологии: в упражнении «Разрезные картинки» дети делились на пары, показывая своё умение работать в микрогруппах. Данное упражнение было направлено на развитие наглядно-образного мышления, целостного восприятия.

В качестве продуктивной деятельности дети приготовили своему другу Утенку подарок – бусы. Данное упражнение было направлено на развитие мелкой моторики рук.

В заключительной части занятия была проведена рефлексия: дети рассказали, с кем они сегодня подружились и как помогли своему новому другу.

В качестве ритуал окончания занятия использовала ритуал «Солнечные лучики», чем поддержала и сохранила атмосферу сотрудничества и хорошего настроя детей.

На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы. К тем, кто затруднялся, применялся приём индивидуальной беседы, оказывалась помощь практически. Использовала словесные, наглядные и практические методы, учитывала здоровье-сберегающие технологии: дети находились в движении, работали за столами, на ковре. Считаю, что темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: