Корона елизаветы петровны. Короны российской империи

Большая Императорская Корона. В настоящее время Большая императорская корона находится в Алмазном фонде Российской Федерации. Большая императорская коронаРоссийской империи - главный символ власти российских монархов.


Это невозможно в силу ряда причин: бриллианты царской короны имеют устаревшую огранку. Величественный рисунок короны не только прекрасен, но и наполнен глубоким смыслом. Корона изображена у ног императрицы в ансамбле памятника Екатерине II в сквере у Александринского театра в Санкт-Петербурге.

Екатерина II, взойдя на трон после не успевшего короноваться Петра III, заказала знаменитую Большую Императорскую корону, которой в будущем коронуются все её потомки (ныне в Алмазном фонде). До революции сохранилось лишь 2 из таких корон. Кроме того, до определенного периода аналогично разбирали и «венчальные короны» невест, хотя потом стали короноваться одной сохранившейся.

Императорская венчальная корона (1840/1884) - бриллиантовая венчальная корона работы знаменитой петербургской фирмы «Болин». Корона Елизаветы Петровны (1742) - была выполнена ювелиром И. Г. Цартом, которому помогали русские и иностранные мастера и ученики.

Отзывов (2) на «Короны российской империи… (13 фото)»

Герб увенчивает Финляндская корона. Этой короны на самом деле не существует, но в силу Высочайшего Повеления от 1857 года она должна была изображаться в гербах Финских губерний и города Гельсингфорса (ныне Хельсинки). Но в Финляндских сочинениях герб Великого Княжества был представлен короной западноевропейских Великих Княжеств. Т. LXX. - СПб., 2013. - С. 102–114; Быкова Ю. И.. К вопросу об авторстве коронационных регалий императрицы Анны Иоанновны // Московский Кремль в государственной жизни России.

Часть экспонатов для проекта предоставлена российскими архивами и крупнейшими музеями, в том числе Эрмитажем, но основная их масса впервые за несколько десятилетий покинула Оружейную палату. Корону венчает редкий драгоценный камень ярко красного цвета - благородная шпинель величиной 398,72 карата. Неудивительно, что эта корона стала главной имперской регалией – ей были коронованы все российские императоры. В короне 1393 бриллианта, общим весом 586,92 карата, а также 2167 бриллиантов огранки роза, серебра 256,96 г, золота 2,26 г. Сейчас представлена а собрании Алмазного фонда России.

Также как и корона, держава была изготовлена для коронации императрицы Екатерины II Великой придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом. Шапка Мономаха - главная регалия русских великих князей и царей. Символ-корона самодержавия в России.

Была изготовлена в 1682 году для «дуэтного» венчания юного Петра I на царство – настоящая же шапка Мономаха была на голове его брата Ивана V. Судя по всему, больше этой шапкой никто не пользовался. В центре каждого «городка» - крупный драгоценный камень или большая жемчужина. Внизу к короне присоединен соболиный мех, традиционное для такого типа корон - «шапок».

Сегодня эта корона венчает герб Астрахани. Была переделана из серебряной короны Петра I, в которую ювелиры вмонтировали около 2500 алмазов, рубинов. Этой же короной 20 лет спустя короновалась императрица Елизавета Петровна. В 1822 г. бармы были найдены царскими археологами и отданы в Оружейную Палату.

Копия, изготовленная компанией «Смоленские бриллианты» в 2012 году. Авторы не ставили задачу точно повторить оригинал. Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви - символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и жёлуди, что символизирует крепость и прочность власти. В русском царстве использовались Шапки Русского царства, в частности, для коронаций - Шапка Мономаха.

Также в Российской империи использовалась Древняя царская корона, которая на самом деле не существует. Входит в комплект к Большой императорской короне. Большая императорская корона изготовлена в виде головного убора. Она составлена из двух серебряных полушарий, олицетворяющих соединение Востока и Запада на территории Российской империи.

24 марта 2014, 14:10

До февраля 1917 г. российский императорский двор считался одним из самых богатых в Европе. Украшения августейшим особам создавали лучшие мастера тех лет. Ювелиры Романовых развивали модные направления, придавали им национальные черты. Как только появлялись новые тенденции, они тот час же учитывались, но роскошью и композиционным решением часто превосходили европейские аналоги.

Большая императорская корона. Была заказанна Екатериной Великой к своей коронации в 1762г. придворному ювелиру, выходцу из Швейцарии, Иеремии Позье и использовавшаяся для коронации всех представителей династии Романовых, впоследствии восходивших на престол. Венчает корону крест и колоссальная тёмно-красная шпинель массой около 398,72 карата, которая была куплена в Пекине в 1676 г. русским послом Николаем Спафарием.

По воспоминаниям Бозье: Екатерина приказала ювелиру пересмотреть казённые драгоценности, разломать то, что окажется в несовременном вкусе и употребить на новую корону, которую она желала иметь к коронации. Несмотря на все старания облегчить вес, корона весила 2,3 кг. Драгоценные камни были взяты из царской сокровищницы, также было куплено 6кг серебра и 0,5 кг золота.

Держава была создана ювелиром Георгом Фредериком Экартом в 1784 г. и, как и большая императорская корона, дошла до нашего времени почти в первозданном виде. Только в конце XVIII в. к ней были добавлены крупный бриллиант и сапфир. Гладкий, полированный, полый внутри шар из красного золота обвит по верхней половине поясками гирлянд из серебра и бриллиантов, бывших, по всей видимости, частью более ранних государственных регалий – времён императрицы Елизаветы Петровны. Наверху державы укреплен овальный сапфир в 200 каратов, привезённый с Цейлона; громадный камень окаймлён бриллиантами, которыми усеян также и венчающий его крест. В месте соединения декоративных поясков помещен старинный алмаз из копей Голконды. Весом в 46,92 карата этот, абсолютно чистый камень, имеет светло-голубой оттенок и крошечные трещинки. Форма огранки – грушевидная, с множеством граней и практически плоским основанием – типична для старинных индийских камней.

Скипетр. Массивный скипетр состоит из трёх гладких золотых частей, разделённых между собой парными бриллиантовыми поясками. Четвёртая пара поясков обрамляет венчающий скипетр знаменитый алмаз «Орлов» весом 189,2 карата в оправе из серебра с бриллиантами. На оправе закреплён российский герб – двуглавый орел, покрытый чёрной эмалью и также украшенный бриллиантами. Орел съёмный – по особым церемониальным случаям его заменяли гербом Польши.

У алмаза «Орлов» захватывающая история. Этот, сохранивший старинную индийскую огранку, камень является осколком гораздо большего кристалла. Он был найден в XVII веке и огранён октаэдром. После огранки алмаз существенно потерял в весе. Камень очень чистый и имеет лёгкий голубовато-зеленоватый оттенок. Согласно легенде, этот великолепный алмаз вместе с другим, подобным ему красотой и ценностью, камнем был глазом идола в Серингане (Южная Индия), откуда его выкрал французский солдат в начале XVIII в.

Неизвестно, что было с этим камнем, пока им не завладел правитель Персии Надир-шах, после его смерти алмаз выкрали второй раз и камень оказался в руках купца из Джульфы в Армении Григория Сафраса. Сафрас поместил камень в банк Амстердама, позднее продал камень племяннику своей первой жены, придворному ювелиру Ивану Лазареву, который впоследствии перепродал алмаз графу Орлову. Орлов подарил камень Екатерине II.

Малая императорская корона. Малая императорская корона представляет собой уникальное произведение ювелирного искусства, которое было создано для того, чтобы осуществить коронацию супруги Александра II – Марии Александровны. Ювелир Зефтиген, изготовил эту уникальную корону в 1856 году по эскизам сделанным Л. Д. Дювалем еще в 1797 году.

Для того, чтобы изготовить корону понадобилось 1393 бриллианта, общим весом 586,92 карата, а также 2167 алмазов, ограненных огранкой роза, несмотря на такое большое количество, вес алмазов составил 9 карат. На изготовление малой короны ушло 256,96 граммов серебра и 2,26 граммов золота.

В общем корона весила 378,39 граммов, а высота ее всего 13 см. Диаметр нижней части малой короны российской империи составил всего 12 см. Чтобы она держалась на голове, ее прикрепляли к прическе специальной шпилькой. По своей форме малая императорская корона напоминает большую корону российской империи, украшенную благородной шпинелью. Поражает своей красотой бриллиантовое кружево в серебряной оправе.

Бриллиантовая цепь ордена Св. Андрея Первозванного. Бриллиантовой цепь ордена Св. Андрея Первозванного состояла из двадцати съёмных звеньев. В ней чередуются розетки с вензелем Павла I и с Андреевским крестом и двуглавым орлом.

Малая бриллиантовая цепь ордена Св. Андрея Первозванного, состоящая из двадцати трёх звеньев, соединенных между собой кольцами и усыпанных бриллиантами общей массой более 180 каратов. Датируемая в описи 1798 г. – то есть периодом правления Павла I, эта цепь, вне всякого сомнения, была создана в первой половине XIX века.

Императорский венчальная корона. Бриллиантовая корона - часть подвенечного наряда Великих княгинь. Императорский венчальная корона была создана в 1840г. ювелирами Николем и Плинке с использованием бриллиантов из большого пояса времен Екатерины II, автором которого принято считать придворного ювелира XVIII в. Людовика Давида Дюваля. Уцелевшая часть пояса с двумя бриллиантовыми кистями состоит из отдельных элементов, соединенных вместе серебряной проволочкой; камни оправлены в монолитное серебро.

Свадьба принцесса Елизаветы Гессенской и Рейнской с Великим князем Сергеем Александровичем, 1884 г.

Венчание Их Императорских Величеств, 14 ноября 1894 г.

Бриллиантовая диадема с розовым бриллиантом. Диадема с розовым 13-каратным бриллиантом – единственная из диадем 19-20вв., находящаяся в России. До начала 20 века использовалась в подвенечном костюме великих княгинь. Почти треугольная форма диадемы до сегодняшнего дня сохранила название «кокошника».


Большая диадема императрицы Александры. “Lovers knot” диадемы, мода на которые началась в Европе не позднее 1825 г. также пользовались популярностью при русском дворе. У супруги Николая I императрицы Александры было как минимум две диадемы, в стиле lovers knot. Первая – большая бриллиантовая диадема 1831(1833) г. (возможно авторство Я.Эрнста) с 113 жемчужинами.

Звездным часом этой помпезной диадемы стал 1906 год. 27 апреля на торжественной церемонии открытия Государственной думы в Георгиевском зале Зимнего дворца императрица Александра Федоровна (супруга Николая II) предстала перед придворными и депутатами в роскошном бело-золотом наряде, с орденской цепью и лентой, и в большой жемчужной диадеме со шлейфом.

художник Н.Бодаревский портрет Александры Федоровны

на открытии Гос.Думы

Жемчужная диадема работы К. Болина. Вторая жемчужная диадема была создана К.Болином в 1842 г. В бриллиантовых арках подвешены 25 жемчужин. В русском костюме известен головной убор – очелье – и работа Болина отдаленно напоминает его.

Сегодня эта диадема находится в собственности И.Маркос (правительство Филлипин пытается выставить диадему и другие ценности из коллекции Маркос на аукцион).


Диадема и ожерелье из парюры императрицы Марии Федоровны. Диадема из парюры, созданной для императрицы Марии Фёдоровны в начале 1880х годов. Все жемчужины – из хранилища кабинета Его Величества – поражают безукоризненной правильной формой и изумительным блеском.

Справа – брошь из парюры из этой же папюры. В центре – браслет из трёх ниток восточного жемчуга с застежкой из овального сапфира массой более 20 каратов, окаймлённого бриллиантами. Слева – брошь с жемчужиной, окаймлённой бриллиантами безупречной чистоты, к броши крепится розоватый бриллиант классической круглой огранки массой 9 старых каратов, ниже – подвеска из розовой овальной жемчужины, окантованной круглыми бриллиантами желтоватого оттенка.

Ожерелье Великой княгини Марии Павловны . Колье, выполненное Картье в 1900 г. для великой княгини Марии Павловны, с шестью нитками жемчуга и двумя большими императорскими орлами, усеянными бриллиантами.

Сollier russe. Русское колье предположительно датируемое началом XIX века. Индийские и бразильские бриллианты в оправе из золота и серебра. Колье можно также носить как tiare russe – тиару, нашивавшуюся на бархатный кокошник. Все лучевидные подвески пронумерованы цифрами от 1 до 59 и имеют на тыльной стороне крючки, значительно облегчавшие нашивку.

Ещё один свадебный подарок дочери Александра II – роскошная бриллиантовая tiare russe (русская тиара). Эту тиару унаследовала дочь Марии Александровны, королева Румынская Мария.


Мария герцогиня Эдинбургская и Саксен-Кобург-Готская, в русской тиаре.

Диадема с бирюзой (Фаберже, 1890-е гг.) Бриллиантовая диадема с 54 бирюзовыми кабошонами в золоте и серебре принадлежала Императорской семье России, утрачена во время революции.

Диадема с сапфирами. Тиара из сапфирово-бриллиантовой парюры, которая была выполнена для императрицы Александры Федоровны в начале XX в. Фридрихом Кехли, швейцарцем по происхождению, ставшим придворным петербургским ювелиром в 1902г. Рисунок тиары слагают переплетенные полукружья, в которые вставлены 16 крупных сапфиров в оправе из золота с маленькими золотыми рельсовыми заклепками. Бриллианты оправлены в серебро на золотой основе. Рядом с тиарой запечатлено корсажное украшение или брошь из той же парюры.

Мотив цветков василька, переплетающихся линий и королевской лилии – пример эклектики 1890-х гг. Подобные мотивы использовались еще в 1870 гг. ювелирами Бушерон в рубиновой диадеме 1878 г.


Изумрудная диадема с чередующимися арками и бантами в стиле рококо. Диадема из парюры, заказанной императрицей Александрой Федоровной придворным ювелирам Болину и Фаберже в 1900 г. Парюру украшали крупные, огранённые кабошоном изумруды и бриллианты (бриллианты – южно-африканского происхождения). Все камни были оправлены в серебро с золотыми закрепками, все элементы были пронумерованы и могли быть заменены другими. Венец и ожерелье (не представлен) были выполнены в великой спешке ювелиром Швериным из фирмы «Болин». Венец украшен большим, четырехугольным, с конусообразной коронкой, изумрудом огранки кабошон, массой около 23 карат.


Императрица Александра Фёдоровна с венцом на голове запечатлена на портрете, написанном Н.К. Бодаревским в 1907г

Диадема "Русское поле". Диадемы с мотивами колосьев и лавровых листьев – один из самых популярных типов украшений первой трети 19в. Для вдовы Павла I императрицы Марии мастерской Дювалей создана бриллиантовая диадема из колосьев с лейкосапфиром в центре. Она была причислена, согласно завещанию Марии Федоровны, к числу коронных драгоценностей после ее смерти.


Большая сапфировая диадема. Классицизм и ампир, как его позднее проявление – это большая сапфировая диадема. Предположительно, работа мастерской Дювалей. Большая сапфировая диадема (реконструкция) могла вернуться в Россию после смерти дочери Павла I Александры. Аналогичная по рисунку диадема принадлежала королеве Нидерландов Софии (супруга Вильгельма III), но вместо 5 сапфиров между стилизованными ветвями лавра были закреплены геммы. Известно, что нидерландский вариант украшения создан в мастерской Дювалей, следовательно, и сапфировая диадема, хранившаяся в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца, вышла из знаменитой мастерской. Эскиз подобного композиционного решения хранится в ГИМе, а в 1902 г. великая княгиня Елена Владимировна получила от матери диадему, созданную Картье, мотив которой очень напоминает дювалевские произведения.

Сапфировая папюра. Состоит из сапфировой диадемы-кокошника и броши.

История кокошника с сапфирами восходит к первой половине XIX в. В 1825 году русский император Николай I подарил тиару с сапфирами своей супруге Александре Фёдоровне, урождённой принцессе Фpедеpике-Луизе-Шаpлотте-Вильгельмине, дочери прусского короля Фридриха Вильгельма III и его супруги королевы Луизы, в честь их восшествия на Российский престол. Кокошник дополняла великолепная сапфировая брошь с подвесками.

Следующим владельцем кокошника стал внук Александры Фёдоровны, третий сын Александра II, дядя императора Николая II, великий князь Владимир Александрович. Кокошник стал подарком супруге великого князя – великой княгине Марии Павловне, урождённой принцессе Марии-Александрине-Елизавете-Элеоноре Мекленбург-Шверинской, при дворе её сравнивали с Екатериной II. При жизни мужа Мария Павловна кокошник не носила и только после его смерти в 1909 году решает обновить старую сапфировую тиару, и заказывает ювелирному дому Cartier переделать тиару и брошь в новую, более современную форму. Все элементы с сапфирами и бриллиантами были съёмными и могли носиться, как броши. Картье лично передал это уникальное ювелирное изделие заказчице в Санкт-Петербурге.

В 1910 году великой княгине захотелось иметь корсажное украшение, которое составило бы парюру с полюбившимся ей кокошником. Она снова предоставила Картье несколько украшений с тем, чтобы ювелир разобрал их и использовал камни в новом изделии (на снимке – внизу). В качестве центрального элемента украшения ювелир использовал овальный сапфир массой 162 карата.


Великая княгиня Мария Павловна в сапфировой парюре. Портрет кисти Бориса Кустодиева. 1913 г.

Главный символ власти российских монархов большая императорская корона Российской империи, заказанная Екатериной II Великой для коронации в 1762 году, была создана по эскизу придворного ювелира Георга-Фридриха Экарта и бриллиантовых дел мастером Жереми Позье (1716-1779), всего за два месяца…

Большая императорская корона изготовлена в виде головного убора на редкость изящная формы и удачно найденных пропорций — это все заслуга Георга-Фридриха Экарта.

Бриллиантовых дел мастер Еремей Петрович Позье занимался подбором бриллиантов и самоцветов для этого ювелирного чуда. Задача оказалась далеко непростой — мастер оправил в серебро 4936 бриллиантов весом в 2858 карат. Ювелир Позье выявил красоту камней, очень умело использовал завораживающее мерцание бриллиантов, игру самоцветов, в сочетании с матовым спокойствием жемчужин.

Сверкание бриллиантового кружева подчёркнуто двумя рядами крупных матовых жемчужин, всего 75 штук, общей массой 763 карата. Корону венчает редкий драгоценный камень ярко-красного цвета - благородная рубиновая шпинель (Ruby Spinel) величиной 398,72 карата. Знаменитый рубин из короны Елизаветы Петровны, тот самый, что приобрёл в 1676 году у китайского императора Канси́ участник русской делегации в Китай Николай Спафарий, видный русский дипломат, политический деятель.
Императрица поставила одно условие – вес короны не должен превышать 5 фунтов (или 2,27 кг)

Высота Большой императорской короны с крестом 27,5 см. Длина нижней окружности - 64 см. Масса короны - 1993,80 грамм.

Величественный рисунок короны не только прекрасен, но и наполнен глубоким смыслом, императорская корона составлена из двух серебряных полушарий, олицетворяющих соединение Востока и Запада на территории Российской империи.

Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви - символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и жёлуди, символизирующие крепость и незыблемость власти.

Большая императорская корона Российской империи использовалась, как имперская регалия с 1762 до 1917 года, этим венцом короновались все императоры России после 1762 г.:

Екатерина II (1762 г.)

Петр III (1797 г. посмертно коронован Павлом I)

Павел I (1797 г.)

Александр I (1801 г.)

Николай I (1826 г.)

Александр II (1855 г.)

Александр III (1883 г.)

Николай II (1896 г).

По указу Петра I для хранения особо ценных вещей, принадлежащих государству, была создана в 1719 году Бриллиантовая комната , где хранились парадные ювелирные украшения, и орденские знаки и другие государственные регалии, которые использовались монархами во время коронации и других важных торжественных государственных церемониях.

Последний раз Большая императорская корона использовалась последним императором России Николаем II в 1906 году на торжественной церемонии открытия первой Государственной Думы.

После Октябрьской революции в 1922 году все ценности и регалии императорской власти были переданы в Гохран России. Большая императорская корона Российской империи послужила имущественным залогом под денежные займы 25 000 долларов для государственной казны. Основным залогодателем выступал министр финансов Ирландии Майкл Коллинс, и Большая императорская корона до 1938 года хранилась в доме посла Ирландии Гарри Боланда.

В 1948 году новое правительство Ирландии хотело продать все залоговые королевские драгоценности России на аукционе в Лондоне. Однако, после долгих консультаций с советским послом, было решено вернуть все реликвии на родину, в обмен на сумму 25000 долларов.

В Россию Большая императорская корона Российской империи была возвращена в 1950 году после соблюдения процедуры возврата займа и хранится в Алмазном фонде Российской Федерации, где собраны и хранятся все российские реликвии истории, памятники ювелирного искусства, драгоценные камни и самородки.

С 1967 года императорская корона выставлена для обозрения в одном из залов Алмазного фонда России в музее Московского Кремля, в котором экспонируется составная часть фонда Гохрана России.

Уникальный памятник ювелирного искусства был отреставрирован в 1984 году. Использованы материалы - серебро, золото, бриллианты, жемчуг, шпинель.

В 2012 году компания «Смоленские бриллианты» создало копию Большой императорской короны Российской империи.

Главный символ власти российских монархов большая императорская корона Российской империи, заказанная Екатериной II Великой для коронации в 1762 году, была создана по эскизу придворного ювелира Георга-Фридриха Экарта и бриллиантовых дел мастером Жереми Позье (1716-1779), всего за два месяца.

Большая императорская корона изготовлена в виде головного убора на редкость изящная формы и удачно найденных пропорций - это все заслуга Георга-Фридриха Экарта.

Бриллиантовых дел мастер Еремей Петрович Позье занимался подбором бриллиантов и самоцветов для этого ювелирного чуда. Задача оказалась далеко непростой - мастер оправил в серебро 4936 бриллиантов весом в 2858 карат. Ювелир Позье выявил красоту камней, очень умело использовал завораживающее мерцание бриллиантов, игру самоцветов, в сочетании с матовым спокойствием жемчужин.

Сверкание бриллиантового кружева подчёркнуто двумя рядами крупных матовых жемчужин, всего 75 штук, общей массой 763 карата. Корону венчает редкий драгоценный камень ярко-красного цвета - благородная рубиновая шпинель (Ruby Spinel) величиной 398,72 карата. Знаменитый рубин из короны Елизаветы Петровны, тот самый, что приобрёл в 1676 году у китайского императора Канси́ участник русской делегации в Китай Николай Спафарий, видный русский дипломат, политический деятель.
Императрица поставила одно условие – вес короны не должен превышать 5 фунтов (или 2,27 кг)

Высота Большой императорской короны с крестом 27,5 см. Длина нижней окружности - 64 см. Масса короны - 1993,80 грамм.

Величественный рисунок короны не только прекрасен, но и наполнен глубоким смыслом, императорская корона составлена из двух серебряных полушарий, олицетворяющих соединение Востока и Запада на территории Российской империи.

Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви - символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и жёлуди, символизирующие крепость и незыблемость власти.

Большая императорская корона Российской империи использовалась, как имперская регалия с 1762 до 1917 года, этим венцом короновались все императоры России после 1762 г.:

Екатерина II (1762 г.)

Петр III (1797 г. посмертно коронован Павлом I)

Павел I (1797 г.)

Александр I (1801 г.)

Николай I (1826 г.)

Александр II (1855 г.)

Александр III (1883 г.)

Николай II (1896 г).

По указу Петра I для хранения особо ценных вещей, принадлежащих государству, была создана в 1719 году Бриллиантовая комната , где хранились парадные ювелирные украшения, и орденские знаки и другие государственные регалии, которые использовались монархами во время коронации и других важных торжественных государственных церемониях.

Последний раз Большая императорская корона использовалась последним императором России Николаем II в 1906 году на торжественной церемонии открытия первой Государственной Думы.

После Октябрьской революции в 1922 году все ценности и регалии императорской власти были переданы в Гохран России. Большая императорская корона Российской империи послужила имущественным залогом под денежные займы 25 000 долларов для государственной казны. Основным залогодателем выступал министр финансов Ирландии Майкл Коллинс, и Большая императорская корона до 1938 года хранилась в доме посла Ирландии Гарри Боланда.

В 1948 году новое правительство Ирландии хотело продать все залоговые королевские драгоценности России на аукционе в Лондоне. Однако, после долгих консультаций с советским послом, было решено вернуть все реликвии на родину, в обмен на сумму 25000 долларов.

В Россию Большая императорская корона Российской империи была возвращена в 1950 году после соблюдения процедуры возврата займа и хранится в Алмазном фонде Российской Федерации, где собраны и хранятся все российские реликвии истории, памятники ювелирного искусства, драгоценные камни и самородки.

С 1967 года императорская корона выставлена для обозрения в одном из залов Алмазного фонда России в музее Московского Кремля, в котором экспонируется составная часть фонда Гохрана России.

Уникальный памятник ювелирного искусства был отреставрирован в 1984 году. Использованы материалы - серебро, золото, бриллианты, жемчуг, шпинель.

В 2012 году компания «Смоленские бриллианты» создало копию Большой императорской короны Российской империи.

Драгоценности российской императорской короны разделили печальную участь сокровищниц крупнейших европейских монархий — английской (до 1848 года), французской и австро-венгерской, безвозвратно утраченных в вихре войн и революций.

В 1719 году, согласно указу Петра I, для особого хранения «принадлежащих государству вещей» было организовано специальное помещение — «рентерея», где хранились государственные регалии, орденские знаки, парадные ювелирные украшения. С 1839 года это хранилище стало именоваться Бриллиантовой комнатой.

Русские императоры и императрицы, соревнуясь в роскоши с монархами других европейских стран, стремились увеличить богатство и пышность своего двора. При дворе в Петербурге работали многие выдающиеся ювелиры — И.Позье, отец и сыновья Дюваль, Л.Пфистерер, Г.Экарт. На средства казны приобретались драгоценные камни, часть их поступала в виде подарков. Кроме императорских регалий в состав коронных драгоценностей входили различные ювелирные изделия и украшения.

Для коронации Екатерины Второй, взошедшей на престол в результате государственного переворота. была изготовлена большая императорская корона. Уже 8 июля 1762 года, на десятый день после расправы с Петром III, появился указ за подписью Екатерины, согласно которому камергеру Ивану Бецкому отпускалось 50 тысяч рублей на расходы по коронации, включая оплату ювелирам. Разработку эскиза короны поручили ювелиру Жереми (Иеремии) Позье (1716—1779), выходцу из Швейцарии.

Главный придворный ювелир Георг-Фридрих Экарт замысел Позье забраковал. Получив из казны золото, он сам изготовил ажурный каркас короны. Но украшал корону камнями все же Позье. «Я выбрал между вещами все самые большие камни, не годящиеся на модную отделку, отчасти бриллиантовые, отчасти цветные, — позже вспоминал Позье в своих «Записках». — Несмотря на все предосторожности, принятые мною, чтобы сделать корону легкою и употребить только самые необходимые материалы, чтобы удержать в ней камни, в ней оказалось пять фунтов весу».

Позье прекрасно справился с задачей подбора камней, выявил их красоту, очень удачно нашел переходы от одного цвета к другому и умело использовал завораживающее мерцание жемчуга. Оценили корону в два миллиона рублей — сумму по тем временам астрономическую. Добавим, что этот шедевр ювелирного искусства XVIII столетия был создан всего за два месяца.

Корона Российской империи выглядит традиционно для этого символа государственной власти. Она состоит из двух ажурных серебряных полусфер, осыпанных индийскими бриллиантами различной величины — всего их насчитывается 4936 штук (общая масса — 2858 каратов). В нижней части венца ритмично чередуются крупные белые и розовые бриллианты.


Единственное цветовое пятно — большая темно-красная шпинель на вершине короны, под бриллиантовым крестом. Эта шпинель массой 398,72 карата — один из семи исторических камней, хранящихся в Алмазном фонде. Она была куплена в 1676 году русским посланником в Пекине Николаем Спафарием.


Общий вес короны составляет 1,907 кг. Длина нижней окружности короны 64 см, высота с крестом — 27,5 см. Независимо от величины и сложности композиции, она изящна и легка. Это истинный шедевр ювелирного искусства XVIII века.

Наряду с короной для коронации Екатерины II были изготовлены другие императорские регалии — держава и скипетр.

Держава — полированный полый шар, увенчанный крестом, — сделан из так называемого «красного золота». Шар окружен двумя рядами крупных алмазов, сапфир на вершине весит приблизительно 47 каратов. Золотой скипетр изготовлен в строгих формах; он состоит из трех гладких частей, разделенных бриллиантовыми поясками, и увенчан двуглавым орлом, украшенным черной эмалью и бриллиантами. Ниже орла, многократно усиливая парадность скипетра, укреплен знаменитый алмаз «Орлов» (189,62 карата).



Хранящаяся сегодня в Алмазном фонде так называемая Малая императорская корона была изготовлена в 1801 году братьями Дюваль для Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I. Вес ее составляет 378 г, корону украшает 48 крупных (от 2 до 9 карата) и 200 мелких бриллиантов. Этот венец, первоначально предназначавшийся для коронации, а позже служивший для особо торжественных случаев, изготовлен как изящное женское украшение.

Историческая справка


В начале Первой мировой войны драгоценности Бриллиантовой комнаты были поспешно и беспорядочно, даже без описи, эвакуированы из Петрограда в Москву. Там их приняли в Оружейную палату Московского Кремля. В 1922 году, спустя пять лет после октябрьского переворота 1917 года и захвата власти большевиками коронные ценности поступили на хранение в Гохран. А уже в 1923 году в Амстердаме и Антверпене неожиданно появились бриллианты, в которых специалисты узнали часть русских императорских драгоценностей...

Разразился скандал. Зарубежные газеты писали, что некоторые европейские предприниматели и банки используются советским правительством для валютных операций с награбленными золотом, алмазами и церковными ценностями. Чтобы заглушить возмущение, в конце 1925 года в Москве поспешно была организована выставка коронных драгоценностей, которая должна была показать миру, что они целы и невредимы.

Шум, поднятый в прессе, по всей видимости, сорвал готовящуюся сделку по продаже за рубеж через Маньчжурию всех реликвий бывшей Бриллиантовой комнаты, включавших в себя собрание императорских корон, императорский скипетр с алмазом «Орлов», державу, коллекцию бриллиантовых подвесок и диадем, бриллиантовые орденские знаки и цепи, подарочные золотые кубки, коллекцию вееров и перстней, императорские пасхальные яйца фирмы Фаберже и многое другое.

Впрочем, большинство этих предметов все равно были распроданы в 1920—1930-е годы.
Некоторые позже обнаружились в частных собраниях США и Европы, например, брачный венец русских императриц, изготовленный из бриллиантового пояса Екатерины II, — осенью 1926 года она (вместе с бриллиантовой шпагой Павла I, украшением коронационного платья Екатерины Второй из гроздьев бразильских алмазов и индийских изумрудов, бриллиантовой табакеркой императрицы Елизаветы, коллекцией императорских пасхальных яиц Фаберже) была продана новыми хозяевами страны американскому торговцу Норману Вайсу.

Местонахождение некоторых других предметов неизвестно до сих пор (в их числе — несколько яиц фирмы Фаберже, бриллиантовый знак ордена Андрея Первозванного, принадлежавший Александру II, икона «Введение Богородицы во храм» в драгоценном окладе работы Фаберже и др.).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: