Конспекты занятий по фэмп в старшей группе по фгос. Методика ознакомления с составом числа из единиц


Непосредственно образовательная деятельность

«Животные Севера»

Программные задачи: Познакомить детей с составом числа 10 из единиц.

Упражнять в названии смежных чисел с опорой на демонстрационный материал.

Закрепить умение делить предметы на части.

Развивать логическое мышление.

Материал: Картина «Тундра».

Изображения животных Севера: белый медведь, волк, олень, лиса,

Заяц, морж, лемминг, белка, песец, горностай.

Изображение нарт.

Сугроб (полукруг из бумаги на каждого ребенка).

Индивидуальные карточки со следами зверей (на каждого

Ребенка).

Игрушка Каркуша.

Фишки двух цветов (по две штуки на каждого ребенка).

С помощью игрушки Каркуши пригласить детей на непосредственную образовательную деятельность по развитию элементарных математических представлений в тундровую школу. Перед тем как сесть за столы, предложить выполнить задание: назвать своих соседей справа и слева.

Показать картину «Тундра». Предложить детям представить, что они очутились в заснеженной тундре, вокруг много разных зверей.

Я знаю от Каркуши, что их ровно 10. Попробуйте отыскать зверей глазами и объяснить их местоположение словами. Дети выполняют задание.

Показать нарты. Объяснить, что они для зверей – учеников. Давайте позовем зайчишку – трусишку и посадим его на нарты. Не бойся, зайчик, ты у нас первый. Какой по счету заяц? Еще кого позовем? (Волка). Как вы думаете, зайцу понравится сходство с волком?. Что будем делать? Верно, кого заяц не боится, того с ним и посадим. Какая по счету мышка (лемминг)? (Вторая) и т. д.

Логическая цепочка: заяц – лемминг – горностай – олень – лиса – белый медведь – волк – морж – песец. (Каждый из зверей находиться в безопасности).

Задания:


  • Посчитайте зверей по порядку (прямой счет).

  • Посчитайте зверей в обратном порядке.

  • Посчитайте зверей от первого до шестого, от второго до седьмого
от третьего до восьмого, от четвертого до десятого ит. д.

  • На каком по счету месте находится олень? Назовите его соседей (горностай, лиса).

  • На каком по счету месте – горностай? (Если считать слева направо, он сидит перед оленем).

  • А лиса?

  • У оленя два соседа. У чисел тоже есть соседи. Их интересно называют: если стоит перед заданным числом, значит, предыдущее, если после заданного числа, то последующее.

  • По аналогии предложить найти соседей семи и девяти.
^ Физкультминутка «Охотники и звери».

Цель: развитие мелкой моторики.

Дети делятся на две подгруппы. Одна – охотники, другая – звери.

«Звери» передвигаются так, чтобы можно было догадаться, кого они изображают. «Охотники» - имитируют действия с биноклем, с фоторужьем и т. п.

Предложить детям внимательно посмотреть на зверей, посчитать, сколько их. Сколько охотников? Кого больше? Кого меньше? На сколько больше?

Обратить внимание детей на сугроб. Какую форму он напоминает (Полукруг).

Полукруг является частью какой геометрической фигуры? (Круга).

Сколько в круге таких частей?

Сколько частей получится если разделить сугроб пополам,? (Две).

Эта часть больше или меньше полукруга?

Как сделать, чтобы вместо двух частей стало четыре? (Согнуть еще раз пополам).

Что вам эта деталь напоминает? (Чум).

Сравнение двух чумов: чем похожи, чем отличаются. (Поощрять детей ответы фишками, выявить победителя).

Работа с индивидуальными карточками, на которых изображены следы зверей.

Соедините следы последовательно по указанным цифрам и узнаете, как оценила вашу работу Каркуша. (Пять).

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Цикл непосредственно образовательной деятельности

^ 1.Пересказ рассказа Г. Снегирева «Пыжики».

Программное содержание: Заинтересовать детей рассказом, учить отвечать на вопросы полными предложениями. Продолжать развивать умение пересказывать по частям, выбирать из частей главное. Совершенствовать монологическую речь, ее интонационную выразительность. Обратить внимание на поведение пыжиков. Воспитывать бережное отношение к оленям, восхищение их природными повадками, замечать и различать все прелести маленьких оленят – пыжиков.

^ 2.Пересказ рассказа Ю. Могутина «Приливы и отливы».

Программное содержание: Закрепить с детьми понятие, что Мурманск – портовый город. Уточнить знания о том, чем занимаются рабочие в порту. Совершенствовать знания детей о том, что на море бывают приливы ри отливы. Выучить наизусть в тексте, где описан этот момент. Уточнить понятие – Кольский залив. Продолжать учить детей рассказывать по частям рассказ, воспитывать интонационную речь, развивать память, воспитывать уважение к труду людей.

Материал: Книга Ю. Могутина «Берег бродячих камешков», иллюстрации порта города Мурманска, приливов и отливов.

^ 3.«Знакомство с рассказом Н. Емельяновой «Окся – труженица».

Чтение первого отрывка (до игры Окси с белыми оленями).

Программное содержание: Познакомить детей с трудом людей в тундре, учить по частям замечать действия Окси. Добиваться, чтобы дети усвоили содержание труда Окси, пользу этого труда для мамы, оленеводов. Довести до детей, что девочка не только трудолюбивая, но и добрая и веселая. Учить детей находить в рассказе знакомые слова жилищ, транспорта, саней. Воспитывать интерес к девочке – ровеснице, желание подражать ей в труде и в добром отношении к людям.

*Чтение рассказа.
* Вопросы к детям:

1. Почему Окся, когда проснулась, сразу закричала: «Мама, ай – ай, мама! Зачем ты меня не разбудила?»

2. Как Окся помогала маме?

3. Какая Окся дочь для мамы?

4. Какая она сестра для брата?

5. Чем занималась мама Окси?

6. Как умеет играть Окся?

7. Как к ней относились Анна и Аркадий – дети из соседних чумов.

На прогулке обыграть, как Окся выходит и режет ножом белые куски снега и «наливает» чайники. Показать Оксю в работе. Выбрать детей на роль мамы и Окси.

Чтение второй части рассказа (со слов «Приехал Северин…»)

^ Программное содержание: Довести до детей трудолюбие, храбрость взрослых и детей, раскрыть характер Северина – старшего, брата Ольги, ветеринарного врача –

Володи. Учить детей замечать добро, сделанное для людей, продолжать отвечать на вопросы полными предложениями, пересказывать отдельные части рассказа, продолжать замечать особенности поведения оленей в рассказе. Воспитывать интерес к людям, живущим в тундре, восхищаться их трудом.

Вопросы к детям:


  1. Какой храбрый поступок совершил Северин?

  2. В чем польза Ольги медсестры?

  3. В чем польза ветеринара?

  4. Как Окся встречает оленеводов?

  5. Что такое гололедица?

  6. Как летчики узнают, где гололедица?

  7. Как они об этом сообщают оленеводам?

  8. Как помогли оленям, когда пришла беда?

  9. Кто помогал? (самолет, собаки, мальчик).

^ 4.Знакомство с рассказом «Таня Вылка шьет из оленьего меха».

Программное содержание: Дать понятие, что рядом с саами и коми живут другие северные народности (ненцы). Уточнить понятие, что они дружны между собой. У них один и тот же промысел, все они живут в тундре. Познакомить с девочкой, которая шьет из оленьего меха, передать ту нежность души, с которой она отзывается о своем крае. Воспитывать интерес и уважение к труду Тани, желание трудиться и нести добро людям.

^ Словарная работа: ненцы, ухо, пимы, камус, Вылка.

Девочка научилась от мамы шить пимы – женские бурочки из оленьего меха (мехом наружу, чтобы ходить по снегу).Внутри – камус – выворачивается мехом к ноге и вставляется внутрь для тепла. Ненцы, живя среди снега и льда, больше любят белый и коричневый цвет меха. Это как бы снег и земля. Украшают орнаментом, таким же как у саамы. Еще Таня умеет мастерить ухо. Так называются ненецкие куклы. Туловище куклы – кусочек сукна с нашитыми на него разноцветными полосками.

^ 5.«Чудо – сказки». Знакомство со словесным творчеством саамского народа – сказками.

Программное содержание: Учить детей видеть своеобразное оформление сборников саамских сказок. Добиваться от детей словесных ответов, в чем своеобразие 9 своеобразен саамский узор, саамы, животные, тундра, почти везде – северный олень).Дать понятие, что

В саамских сказках часто встречается Мяндаш – святой олень. Учить детей приходить к общему мнению, какую сказку они хотят послушать из сборника «Семилетний стрелок из лука». Продолжать учить детей воспринимать смысл сказки, замечать своеобразные описания северной природы, а также быта саамов.

^ Предварительная работа: Рассматривание и чтение книг «Сампо – лопаренок», «Ворон – Кухта», «Невеста Солнца», «Семилетний стрелок из лука», «Хозяин моря» и другие.

Материал: книги и иллюстрации к саамским сказкам.

^ 6.Обзор по саамским сказаниям.

Программное содержание: Побуждать детей рассказывать фрагменты или маленькие сказки саамов близко к тексту. Учить узнавать о героях каких сказок рассказывают дети. Называть наиболее понравившихся героев, осознавать главную мысль сказки. Пополнять и уточнять знания о животных тундры и тайги, встречающихся в сказках. Обратить внимание детей на то, что в сказках звери отражают характеры людей. Воспитывать уважение к словесному творчеству народа саами. Подводить конечный итог: добро побеждает зло. Предложить нарисовать наиболее понравившийся фрагмент сказки, его героев. В конце рассмотреть и отгадать, к какой сказки рисунки.

^ 7.Знакомство детей с поэтессой Октябриной Вороновой и ее стихами.

Программное содержание: познакомить детей с первой саамчской поэтессой Октябриной Вороновой, с ее творчеством. Довести до сознания детей красоту стихов о родном Северном крае. Рассказать о биографии поэтессы. Учить детей мыслить логически, почему она так хорошо знает природу тундры, передавая ее в стихах. (Сама саамка).

Слышать человеческую теплоту в стихах. Воспитывать уважение к саамской культуре, чувство радости за свой край, добро к людям.

Материал: портрет поэтессы, книги О. Вороновой, изображение пейзажей тундры.

«На все чудесные края,

Что за лесами, за полями,

Мое родное Заполярье

Не променяю в жизни я». О. Воронова.

«Тундра моя – моя жизнь и любовь навсегда».

«Край полярный – каменистый и родной навеки край», - пишет О. Воронова.

Показать портрет Октябрины Владимировны. По национальности – саамка Рассказать, что она родилась в далеком ловозерском селе. Ее детские впечатления – дым

Отцовского костра, оленьи упряжки, саамские сказки. Песни и неповторимо прекрасная природа. Из своей первозданной тундры она поехала учиться в Санкт – Петербург (Ленинград), учиться, чтобы стать просветителем своего родного языка. Через 5 лет юная учительница вернулась в Ловозеро.

Увлечение литературой обнаружилось рано. Начинала Октябрина Владимировна с переложения саамских сказок, сказаний, легенд в стихи, пробовала переводить на саамский язык то, что полюбила на русском. Долог был ее путь в большую литературу, но уже первый сборник «Снежиница» сделал поэтессу известной в стране, а второй – «Вольная птица» - открыл ей дорогу в Союз писателей.

Писала поэтесса о родной с детства природе, о труде, бытовом укладе, национальных традициях, и писала она так просто и легко, как дышала, так ярко и увлеченно, как жила.

Верная традициям своего народа, она очеловечивает окружающий мир, берет сравнение из мира природы: ее герой «высок и прям, как над рекой тальник»: голоса внуков «теплее песцовых и норковых шуб»; «в серебристых шапках волны, будто пыжики бегут». Олицетворение в ее поэзии не столько художественный прием, сколько выражение мирочувствования, способ мышления.

Стихам О. Вороновой свойственна поэтичность, наблюдательность, вечное удивление и восхищение жизнью, ее природной вещественностью – все это замечают и по – своему оценивают дети. Национальный характер стихотворений поэтессы выражается в использовании древних саамских названий, в разработке фольклорных сюжетов, образов, в политике.

Октябрина Воронова писала на саамском языке, ее переводили поэты В. Смирнов, И. Козлов, С. Дорохов. В стихах много непосредственности, легкости.

^ Чтение стихов детьми.

Снег лежит сугробом пышным, «Летняя медовая пора».

Легкий, мягкий, словно пыжик, Мох украсил землю словно шелком.

Солнце яркое с небес Люди в лес торопятся с утра.

Озаряет зимний лес. Кто с большим ведром, а кто с кошелкой.

Нет ни облачка над домом, На зубах морошины хрустят

Небо кажется бездонным. «Чор» да «чор» - не веришь,

Тропку к лесу протопчу, Так попробуй.

Постою и помолчу.

«Туман». «Береза».

Зимним утром туман над горою Приходят коми и саами

Прошел и над лесом. По праздникам к березке той.

Хрустальные бусы солнцем густым На всем понятном языке

Понавесил. Поют легко, поют спокойно.

И стоят деревца, и звенят хрусталем, У них в любые времена

Что есть силы: Как у березы этой корни,

Ах, красивы ли мы? Земля – кормилица одна».

Ну конечно же, очень красивы!. (Сравнивает народ с природой

Спросить детей, что им больше всего «как будто воды в ручейке поют»).

Вопросы к детям:

Что понравилось в этом стихотворении?

Как поэтесса рассказывает об украшении

Сосенок?

Кто же их так украсил?

^ 7.«Животные, птицы и звери в стихах О. Вороновой».

Программное содержание: продолжать знакомить детей с творчеством О. Вороновой. Активизировать детей в ответах, какие стихи о живой природе и растениях знакомы детям. Познакомить со стихами о зверях и птицах, довести их красоту, непосредственность, природную прелесть, их пользу. Воспитывать бережное отношение к птицам и зверям тундры. уважение к поэтессе, чувствовать человеческую теплоту.

Материал: стихи О. Вороновой о птицах и животных, показ иллюстрации воробья, белки.

Вспомнить с детьми зимующих птиц. Показ воробья. Чтение стихотворения «Воробей».. Каким показала воробья поэтесса? (полярного воробья – шустрый, полезный, называла его «серенький комочек»). От чего предостерегает поэтесса людей?

«Ты воробушка не тронь,

Не бери его в ладонь –

Он, как снег растает,

Лишь в полете он красив –

Как пропеллер на оси,

Крылышки мелькают.

С чем сравнивается воробышек?

Как звучат последние строки стихотворения? (строго, как наказ людям, чтобы они берегли птиц).

«Говорю я вам опять

В руки птиц не нужно брать

Пусть летают –

Или что останется от них,

Шустрых, пестрых, озорных

Только: жили – были».

Вспомнить животных нашего края. Рассказать о том, что людям пришлось построить дома, где раньше был сосновый бор, люди готовились к новоселью и как их порадовали белки.

Словарь: тропа, кочевный, у белок алые бока, сумрак рослый.

Вопросы:


  1. Почему люди увидели так близко белок у домов? (раньше был сосновый бор).

  2. С чем сравнивается цвет шерсти белки? («Сами точно светофоры, горят их алые бока»).

  3. Куда уходят белки?

  4. Чем вам понравилось это стихотворение?

Образовательная область «Познание»

Цикл тематических бесед о родном крае


  1. «Беседа о родном городе».
Программное содержание: Уточнить и расширить знания детей о родном городе,

Город Апатиты расположен на Кольском полуострове, в мурманской области, между горами Хибинами и озером Имандра.

Обратить внимание детей на то, что улицы названы фамилиями наших земляков:

у лица Ферсмана – в честь академика А. Е.Ферсмана, открывшего Хибинское месторождение апатита; улица Бредова - в честь героя Великой Отечественной войны – Анатолия Бредова; улица Нечаева – в честь врача, хирургического отделения Апатитской городской больницы; Московская в своем названии сохранила память о москвичах, строивших Кировскую ГРЭС; улица Зиновьева – названа в честь советского геолога, организатора геологических работ на Кольском полуострове и т. д.

В городе Апатиты находятся: Апатито – нефелиновая обогатительная фабрика (АНОФ); Объединение «Апатиты строй индустрия»; ОАО «Северные кристаллы»; Апатитская ТЭЦ; Агрофирма «Индустрия»; Кольский научный центр; аэропорт «Хибины».

В Хибинских горах много полезных ископаемых, особенно – апапита.

«Красив и скромен, знаменит,

Цветами радуги горит,

Немало тайн в себе хранит

Хибинский камень – апатит».

(А. Андреев).

Это богатство наших гор. Апатитскую руду добывают в рудниках. Работают в рудниках рабочие горняки или шахтеры. Руду нагружают в вагоны электровозов и везут на фабрику АНОФ – 2, где ее перерабатывают и отправляют в виде порошка на заводы. А там, превращают его в удобрения, которые идут на поля страны для повышения урожая. Показать фотографию ГРЭС. Это большое предприятие, где вырабатывается электрический ток для фабрики, домов и других учреждений города. С ГРЭСА поступает горячая вода в наши дома, в наш детский сад. В Апатипах открыт монумент первым строителям города, памятник академику А. Е. Ферсману, памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. Гордость города – Академгородок (Уютные двухэтажные домики с двускатными крышами, сирени и яблони в цвету летом, в снегу как пух зимой, дорожки и тропинки, лужайки и декоративные валуны – здесь есть, чем порадовать взгляд и душу). Закрепить знания детей о том, что горы Хибины богаты апатитом и другими минералами. Воспитывать любовь к родному краю и его людям.

Материал: Фотографии нашего города, коллекция минералов, портрет А. Е Ферсмана, Фотографии АНОФ, ТЭЦ, Академгородка, аэропорта «Хибины», улиц города.

^ Предварительная работа: перед занятием провести индивидуальные беседы о нашем городе Апатиты, внести в уголок Северного края минерал Кольской земли – апатит, рассматривание фотографий нашего города, фотографий добычи апатита, целевые прогулки по городу, заучивание стихотворений о родном городе, слушание песен.

^ 2. «Рассказ о жизни животных, птиц на Кольском полуострове».

Программное содержание: Расширить и уточнить представление о животном мире нашего края (разнообразен животный мир Кольского полуострова). Отметить, какие таежные и тундровые животные водятся в Заполярье: медведь, волк, заяц, куница, лиса, белка, лось, северный олень, росомаха, песец, лемминг – пеструшка, ондатра, норка, бобер. Познакомить с некоторыми особенностями приспособления зверей к зиме (белый цвет шерсти у зайца – беляка, густая шерсть вокруг подушечек лап лисы, спячка медведей) и т. д. Учить различать хищных и не хищных животных.

Закрепить знания детей о птицах нашего края. Очень много морской птицы: чаек,

Кайр, чистиков, тупиков. В тундре живет белая и тундровая куропатки, в лесах – рябчик, глухарь, тетерев. На озерах гнездятся десять видов уток, гуси, лебеди.

Кольский полуостров – район, где много комаров, мошек, оводов.

Озера и реки Кольского полуострова богаты рыбой. В них водятся: щука, окунь, голец, ряпушка, хариус, сиг и другие. Особенно ценна – семга.

^ Материал к занятию: Иллюстрации животных, птиц, рыб, которые обитают на Кольском полуострове.

3.«Моря Кольского полуострова».

Программное содержание: Учить детей видеть и находить на карте Баренцево и Белое моря. Дать понятие о приливах и отливах. Познакомить с животным миром этих морей и рыбами. Развивать любознательность, желание больше узнать информации о северных морях.

Материал: карта Кольского полуострова, иллюстрации животных, птиц, рыб, обосновавшихся в водах Белого и Баренцева морей.

Показать на карте Кольский полуостров и как он омывается Баренцевым и Белым морями. Рассказ воспитателя о Баренцевом море.

Баренцево море – окраинное море Северного Ледовитого океана. Оно имеет большое значение для транспорта и рыболовства, здесь расположен крупный порт – Мурманск. В Баренцевом море протекают теплые воды Атлантического океана(показать на карте).

Теплое течение называется Гольфстрим, поэтому море не замерзает. Благодаря этому, на побережье создаются благоприятные условия для развития животного и растительного мира. Баренцево море богато различными видами рыб. У южного побережья расположены морские водоросли. Из 114 видов рыб, обитающих в Баренцевом море, наиболее важны в промысловом отношении 20 видов: треска, пикша, сельдь, морской окунь, зубатка, камбала, палтус и другие. Из млекопитающих водятся белый медведь, нерпа, гренландский тюлень, белуха и другие. У белого медведя, нерпы, тюленей хорошо развиты передние и задние конечности. Тело тюленей и нерпы покрыто ворсом. Питаются они рыбой и другими морскими животными. Белый медведь тоже питается рыбой, умеет хорошо плавать.. Его тело покрыто шерстью. На побережьях изобилуют птичьи базары (кайра, чистики, чайки – маевки). Завезен камчатский краб. По дну всей акватории моря расположено много различных иглокожих, морских ежей, морских звезд.

Уровень, то есть высота воды в море бывает разной. Это заметно на Мурманском берегу – то приливы, то отливы. Энергия приливов и отливов используется человеком. В нашей области построена первая приливная электростанция.

Среди морей, омывающих Россию, Белое море – одно из самых маленьких. Теплое течение в Белом море не протекает. Поэтому оно замерзает. Нижний слой заполнен соленой и холодной водой. В море стекает много рек и поэтому верхний слой более пресный. Здесь, как и Баренцевом море бывают приливы и отливы.

Берега Белого моря во многих местах представляют собой голые отвесные скалы, облюбованные многочисленными пернатыми. Здесь часто размещаются шумные птичьи базары – места совместного гнездования огромных колоний различных видов морских птиц. В теплое время года сюда прилетают на гнездование гаги, кайры,

Полярные крачки, большие бакланы, серебристые и морские чайки и другие морские птицы. Они кормятся морской рыбой и животными, часто ночуют прямо на воде. В водах Белого моря живут кораллы, медузы, мидии, морские черви, различные губки, морские звезды. Среди млекопитающих, обосновавшихся в водах Белого моря следует

Отметить гренландских тюленей (кольчатые нерпы, лахтаки – морские зайцы) и белух. Лахтаки являются самыми крупными тюленями, проживающими в российских водах.

Рыбный мир Белого моря скуднее, чем северного соседа – Баренцева моря. Здесь обитают 68 видов рыб, из которых 56 морских. В Белом море промышляют треску, сайку, несколько видов сельди, зубаток, навагу, камбалу, морского окуня. Очень популярна у местных рыбаков ловля корюшки со льда.

Среди постоянных жителей Белого моря - акулы. Катран – это небольшая акула, обитает во многих российских морях и не является опасным для человека видом. Из Баренцева моря изредка заплывают сельдевые акулы, которые относятся к потенциально опасным для человека видом. Белое море входит и в ареал проживания полярной акулы – жительницы холодных северных вод. Полярные акулы предпочитают держаться на глубине. Эта крупная акула не является опасным видом для человека.

Методика ознакомления с составом числа из единиц

Предварительная работа: когда сформирована счетная деятельность и у детей развива­ются представления о числе как абстрактном математическом понятии, знакомим с составом натуральных чисел в пределах де­сяти из единиц.


множества, составленные из разных элементов, называемых одним словом (как для ознакомления с порядковым счетом): фрукты, овощи, фигуры, цвета, имена и др.; карточки с изображением картинок на обобщающее слово (рис.):

Необходимо научить детей, рассматривая множества, расска­зывать, как составлена группа, называть каждый элемент и их общее количество.

Например:

«Число пять составлено так: 1 квадрат, 1 круг, 1 треугольник, 1 овал, 1 прямоугольник - всего 5 геометрических фигур».

«Число три составлено так: 1 цилиндр, 1 куб, 1 шар - всего 3 фигуры».

В старшей группе рассматриваем числа в пределах первого пятка, в подготовительной - в пределах второго пятка.

Примерные задания:

Составь число 4 из флажков разного цвета так, чтобы каж­дый цвет использовался только один раз. Расскажи, как ты это сделал.

Расскажи по карточке, как составлено число.

Составь число 5 из названий цветов. (Задание по пред­ставлению.)

Усложнения

Сначала используем реальные предметы, затем картинки, фигуры, потом даются задания по представлению, без нагляд­ности.

В конце работаем с карточками (демонстрационными и раз­даточными).

Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел

Предварительная работа: после ознакомления детей с составом чисел из единиц фор­мируем умение составлять числа из двух меньших чисел.

Особенности наглядного материала: два множества, различающиеся одним признаком (красные и синие круги) или связанные логически (зайцы и белки). Числовые и цифровые карточки.

Методика обучения

В подготовительной группе на основе предметно-практиче­ских действий знакомим с составом чисел из двух меньших чи­сел. Дети в процессе многократных упражнений запоминают таблицу сложения в пределах десяти и соответствующие случаи вычитания, что имеет большое значение при обучении решению арифметических задач.

Фрагмент:

Программная задача : познакомить с составом числа 4 из двух меньших чисел.

Наглядный материал : круги голубые и красные, цифровые карточки).

Сколько?

Какой цифрой можно обозначить?



А теперь сколько всего?

Сколько каких?

Обозначьте цифрами.

Как мы составили число 4?

Как можно по-другому?

Вывод:

Число 4 можно составить по-разному: 3 и 1, 2и2, 1иЗ.

Усложнения

Сначала работаем с реальными предметами, фигурами, картинками, потом с числовыми и цифровыми карточками, затем ем задания без наглядности. Отрабатываем умение составлять числа из двух меньших, начиная с числа 3, и постепенно доходим до 10.

Замечание : состав числа 2 из единиц уже изучен. Дальше 10 идти не стоит, лучше прочно усвоить знания в пределах десятка.

Примерные задания и вопросы:

На верхнем проводе сидели 5 ласточек. Одна перелетела на нижний провод. Сколько всего ласточек? Сколько на верхнем проводе? Сколько на нижнем? Как составлено число 5? Как можно сделать по-другому?

Вере подарили 4 карандаша. Как она могла их поделить с Мишей?

У меня в руках 6 камешков. Сколько в левой, а сколько в правой руке?

Нарисуйте на листе фигуры: треугольники - слева, квад­раты - справа, всего - 7 фигур.

Расскажите, кто как на­рисовал.

На карточке изображено 8 зайчиков. Угадайте, сколько я закрыла.

Покажите две карточки, чтобы всего было 9.

Какое число и как я составила?

Как можно составить число 10?

Составьте число 5 из двух меньших чисел.

Придумайте два числа, которые вместе составят число 6.

Тема: «Символы, геометрические фигуры, цифры»

Задачи:

Закрепить:

Выполнение действий с ориентировкой на символ (стрелки);

Представления о геометрических фигурах;

Знание цифр;

Знания о составлении числа из единиц;

Порядковый и количественный счет.

Демонстрационный материал : 4 карточки со стрелками; 4 карточки со схемами движения; набор цифр; набор геометрических фигур; предметы или иллюстрации для счета: машина, 6 птиц, 2 куклы- пассажира, светофор, 5 мышек, зебра-переход с девятью полосками, 7 бананов, 10 зайцев, 8 белок.

Раздаточный материал : наборы геометрических фигур.

Ход занятия

Дети стоят перед доской, на которой помещены 4 карточки со стрелками. Стрелки имеют разные направления. Воспитатель вместе с детьми уточняет, что означают стрелки.

— Сегодня нашими помощниками станут эти символы. Сейчас вы сделаете то, что увидите на доске. Внимание на карточку.

Воспитатель показывает детям карточку, означающую, что дети должны повернуться назад и пройти за столы.

Положите перед собой все четырехугольники.

Положите перед собой все пятиугольники.

Положите перед собой все неквадратные фигуры.

Положите перед собой все фигуры без углов. И т.п.

Воспитатель показывает детям следующую карточку, означающую, что дети должны пройти к столу воспитателя. На столе лежат цифры от 0 до 9.

— Возьмите все по одной цифре и слушайте мое задание:

Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, подойдите к доске и встаньте по порядку в ряд.

Цифры 6, 7, 8, 9, оставайтесь на этом месте и встаньте в ряд от 9 до 6.

А сейчас поднимите руку те, у кого цифра, идущая после 3, после 5, до 9, и т.п.

Встаньте в ряд, начиная с цифры 4, с цифры 6, и т.п.

Воспитатель дает детям задания на закрепление знаний о цифрах на свое усмотрение. Задания могут давать и сами дети. Затем воспитатель благодарит детей и предлагает им положить цифры.

Воспитатель показывает детям следующую карточку, означающую, что дети должны пройти налево к своим столам.

— Посмотрите внимательно на доску. Здесь в ряд выложены геометрические фигуры. Сколько фигур на доске? (9.)

— Запомните их расположение. Я закрываю геометрические фигуры. А теперь задание: выложите их по памяти у себя на столе.

Воспитатель открывает ряд геометрических фигур, и дети сравнивают со своим заданием, исправляя ошибки.

— Сколько фигур вы положили? (9.)

— Как вы составили число 9?

Воспитатель располагает на доске 10 геометрических фигур.

— Сколько фигур на доске? (10.) Запомните их расположение. Я закрываю геометрические фигуры. А вам задание: выложите их по памяти у себя на столе.

Воспитатель открывает ряд геометрических фигур, и дети сравнивают со своим заданием, исправляя ошибки.

— Сколько фигур вы положили? (10.)

— Как вы составили число 10?

— Каким по счету был прямоугольник? Треугольник?

— Какая фигура лежит на пятом месте? На седьмом? И т.п.

Воспитатель благодарит детей за выполнение заданий и показывает следующую карточку, означающую, что дети должны пройти вперед к доске.

— А сейчас мы с вами поиграем в игру «Научились мы считать».

Один, два, три, четыре, пять.

Все мы с вами числа знаем,

Все вокруг себя считаем.

Воспитатель ставит на стол машину.

Вот машина здесь стоит,

У нее отличный вид.

Но обидно мне до слез,

Забыла, сколько у нее колес? (Четыре.)

Воспитатель сажает на машину 6 птиц.

На машину птицы сели,

Загалдели и запели.

Отвечайте, не зевайте,

Сколько птиц здесь, отвечайте? (Шесть.)

Вот кабина мне видна.

Сколько здесь кабин? (Одна.)

Воспитатель достает из кабины 2-х кукол-пассажиров.

Пассажиры есть в кабине.

Сколько их, не знаю я.

Посчитайте и скажите,

Сколько их всего, друзья? (Два.)

Воспитатель ставит на стол светофор.

Стоп, машина! Стоп, мотор!

Тормози скорей, шофер!

Перед нами светофор.

Вид он грозный напускает,

Сколько в нем цветов?

Кто знает? (Три.)

Воспитатель сажает на машину 5 мышей.

Мышки вышли развлекаться,

На машине покататься.

Сколько мышек едет? (Пять.)

Воспитатель кладет зебру-переход с 9-ю полосками.

Эта зебра-переход

От беды тебя спасет:

Вы, ребята, начинайте,

Все полоски посчитайте. (Девять.)

Воспитатель показывает картинку с 7-ю бананами.

А водитель очень странный:

Любит он одни бананы.

Прежде чем в кабину сел,

Сколько он бананов съел? (Семь.)

Воспитатель ставит на стол 10 зайцев.

Смотрим, рядом на лужайке

Бегают, резвятся зайки.

Сколько сереньких трусишек,

Длинноухих здесь братишек? (Десять.)

Воспитатель ставит на стол 8 белок.

Вот и белки прибежали,

Нам хвостами помахали.

Любят белочки скакать.

Ну а мы и не зеваем,

Дружно белок посчитаем. (Восемь.)

Мы закончили играть,

Ну и ладно! Ну и пусть!

Счет запомним наизусть.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №72 общеразвивающего вида. Воспитатели Васенева О.В. Хамзина Р. С.

Цель:

  • Уточнить представление о такой величине, как время;
  • Познакомить с единицами его измерения;
  • Актуализировать знания о временах года через игру драматизацию;
  • Познакомить с составом числа 10 из единиц;
  • Познакомить с цифрой 0;
  • Продолжить знакомить с понятием предыдущее число к названному, последующее число к названному;
  • Уточнить представление о многоугольнике, развивать умение находить его стороны, углы, вершины.

Материалы:

  • Игра «Времена года» ;
  • Корзина с овощами;
  • Грядка с морковками 10 шт.;
  • Мяч в виде арбуза;
  • Набор овощей из 10 шт.;
  • Карточки с цифрами 1 до 9; 0;
  • Шкатулка с загадками о временах года;
  • Карта в виде многоугольника;
  • Кукла Старика-годовика;

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята у нас в гостях старик Годовик, его зовут так, потому что он хранитель времени. Он строго следит за тем, чтобы время шло своим чередом и никогда не путалось. Но мне кажется, что наш хранитель старик Годовик заболел, посмотрите, все времена года перепутались. Как же нам помочь нашему гостю? (все надо вернуть на свои места) . А поможет нам в этом - волшебная шкатулка старика Годовика. В ней он хранит загадки о временах года. Попробуем?

Игровое упражнение: «Что сначала, что потом?»

Цель:

  • Закрепить знание детей о последовательности следования времен года;
  • Учить выстраивать логические цепочки;
  • Познакомить детей с единицами времени;
  • Учить понимать единицу времени «время года» , как меру длительности процесса;
  • Учить различать времена года по приметам, характерным признакам;

Воспитатель: Слушайте первую загадку.

Прилетели к нам метели,

Залепили снегом щели.

За окном стоит мороз,

Льдинкой росписи нанес. (Зима)

Воспитатель: Правильно – это зима. Слушайте вторую загадку.

Полюбуйся, пора наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

(Весна)

Воспитатель: Правильно – весна. Скажите какое время года вы поставите первым, а какое вторым? По каким приметам вы узнаете, что первое время года зима, а второе лето. (ответ детей) Слушайте третью загадку.

Время это к нам пришло,

Стало сухо и тепло!

По дорожке прямиком,

Ходят ножки босиком! (В. Берестов. Лето.)

Воспитатель: Правильно – это весна! Слушайте четвертую загадку.

Время золото роняет,

Холод пташек угоняет.

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на теплый юг! (О. Иваненко. Осень.)

Воспитатель: Правильно – это осень! Скажите после какого времени года идет лето? Каким по счету оно к нам приходит? Что идет за летом? Какой по счету к нам приходит осень? По каким приметам мы узнаем лето и осень? А теперь назовите все времена по порядку. Молодцы, вы справились с заданием и правильно расставили первые единицы времени – времена года наш гость старик Годовик немного повеселел, но он еще болен. Давайте помогать ему дальше.

Игровое упражнение «Назови соседей» .

Цель:

  • Закрепить знание детей о временных промежутках «Временах года» ;
  • Учить, свободно ориентироваться в приметах;
  • Определять соседей данного времени года, используя предлоги до, после, слова раньше, позже;

Воспитатель: Давайте еще раз заглянем в волшебную шкатулку, все ли загадки мы угадали, и здания выполнили. Нет не все, наверное, поэтому наш гость печально вздыхает. Подойду к нему и узнаю, что нам необходимо сделать? Нам нужно назвать соседа каждого времени года. Слушайте загадки.

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я (лето)

Воспитатель: Назовите соседей лета (сначала весна, за ней следует лето; после лета следует осень;) Следующая загадка:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки

Радость детям подарила

Их на санках прокатила. (Зима)

Воспитатель: Назовите соседей зимы. (ответ детей) Слушайте следующую загадку.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят! (осень)

Воспитатель: Назовите соседей осени. (ответ детей) Слушайте следующую загадку:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет! (весна)

Воспитатель: Назовите соседей весны. Молодцы, все времена года на своих местах. Кто мне ответит, какое сейчас время года? (осень) Осень, какое по счету время года? (четвертое) Ребята, осень измеряется своими единичками – месяцами. Назовите мне осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь) Сентябрь какой по счету месяц? (первый) . Какой по счету месяц октябрь, ноябрь? Какой месяц наступает раньше октября, сентября, ноября? (ответ детей)

Воспитатель: Осень – волшебная пора. Время сбора урожая. Предлагаю пойти в огород и собрать урожай.

Физкультминутка «Огород»

Цель:

  • Учить координировать движения с речью;
  • Закрепить названия овощей;

В центре ковра стоит корзина с овощами.

В огород пойдем (Ходьба по кругу)

Урожай соберем (Наклоны вперед)

Мы картошки накопаем (имитируют движение с лопатой)

Мы морковки натаскаем (имитируют движение «выдергивание» )

Срежем мы кочан капусты (наклон вперед)

Круглый, сочный, очень вкусный (поворот влево вправо)

Щавеля нарвем немножко (приседание)

И вернемся по дорожке (Ходьба по кругу)

Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько овощей в корзине?

Цель: Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

Воспитатель: У каждого числа есть свои соседи: число на один меньше – предыдущее, другое на один больше – последующее.

Игровое упражнение с мячом «Назови число» .

Цель:

  • Закрепить знание детей чисел соседей;
  • Учить называть их используя слова «предыдущее» , «последующее» ;
  • Стимулировать двигательную активность детей;
  • Развивать общую моторику, ловкость в игре;

Воспитатель: Посмотрите, какой замечательный арбуз вырос на нашей грядке. Ребята, скажите, арбуз – это фрукт или овощ? (Ягода) Арбуз очень тяжелый, я буду называть вес арбуза, а вы назовите мне соседей этого числа. Молодцы, арбуз положим в нашу корзину.

Дети возвращаются за столы.

Воспитатель: В огород сходили, урожай собрали, очень устали и проголодались. Да и наш гость наверняка проголодался. Предлагаю сварить вкусный, полезный овощной суп и сделать витаминный салат.

Игровое упражнение «Овощной суп»

Цель:

  • Закрепить знание детей в названии овощей;
  • Закрепить счет до десяти;
  • Познакомить детей с составом числа 10 из единиц;

Готовы? Начинаем!

Много нужно овощей,

Чтоб сварить кастрюлю щей.

Капусту, лук, морковку

Нашинкуем ловко.

Потом картошку тоже,

Почистив, в суп положим.

Помидоры, перец красный

Вкус и цвет дадут прекрасный.

Свеклу и зубчик чеснока,

Укроп не будем класть пока,

А в конце его добавим,

Потому что суп заправим.

Огурцы, салат, редиску

Мы помоем, сложим в миску.

Из них нарежем мы салат.

Будет гость наш очень рад.

Воспитатель: Сколько овощей вы приготовили? (10) Как вы составили число 10? (из 1)

Сколько единиц в числе 10? (10) молодцы полезный салат и суп готовы, они то, точно помогут нашему гостю поправиться. А пока наш гость заправляется витаминами, мы поработаем на его огороде и поможем ему собрать урожай моркови. Ведь старшим надо помогать.

Игровое упражнение «Сколько осталось?»

Цель:

  • Закрепить счет до 9 в обратном порядке;
  • Познакомить с числом 0;
  • Познакомить с цифрой 0;

Воспитатель: Разложите перед собой карточки с цифрами от 1 до 9. Посмотрите на нашу грядку. Посчитайте, сколько морковок на ней растет, и покажите мне карточку с цифрой, которая обозначает количество морковок (9) . Кто поможет выдергивать морковку? (выходит ребенок убирает по одной морковки) Ваша задача, ребята, поднимать карточку с цифрой, которая будет обозначать сколько морковок осталось на грядке. Весь урожай моркови мы собрали. На грядке пусто. Есть цифра, которая обозначает, что грядка пуста – это цифра 0.Нарисуйте ее пальчиком.

Ноль похож на сто предметов –

От браслетов до беретов:

Круглый стол, кольцо. Часы,

На кружочек колбасы.

Барабан, баранку, сушку…

Воспитатель: Отгадайте загадку, а ответ покажите мне той карточкой, на которой нарисована нужная цифра.

Сколько ручек у кота?

Сколько перьев у крота?

Сколько лапок у змеи?

А у белки чешуи?

Воспитатель: Ребята, кажется, мы смогли помочь старику Годовику и вылечили его.

Старик Годовик: Спасибо вам ребята. Меня вылечили, времена года по местам расставили. Мне пора домой, вот беда я забыл дорогу в свой волшебный лес. У меня есть карта, но прочитать я ее не могу. Помогите, мне?

Воспитатель: Обязательно поможем. Посмотрите, ребята, на что похожа карта старика годовика? (Многоугольник) Для того чтобы нам найти дорогу в волшебный лес мы должны посчитать сколько углов у многоугольника (6) , сколько вершин у многоугольника (6) , сколько сторон у многоугольника (6) . Правильно, углы многоугольника это повороты, сколько их? (6) Вершины многоугольника это времена года через которые старик Годовик прошел, когда вышел из своего волшебного леса и пришел к нам в сад. Сколько остановок он сделал во время пути? (6) А стороны многоугольника это прямой путь от одной остановки до другой. Сколько прямых отрезков пути должен пройти старик Годовик? (6)

Воспитатель: Карту мы прочли. Тебе дедушка для того чтобы попасть домой придется проделать долгий путь через все времена года. Ребята. Давайте расскажем старику Годовику как он должен идти.

Упражнение «Дорога домой»

Цель:

  • Научить детей ориентироваться в пространстве;
  • Правильно проговаривать действия, используя слова «влево» , «вправо» , «прямо» , «дойти до остановки» ;

Объяснение детей.

Воспитатель: Старичок Годовичок, ты все понял? Теперь не заблудишься?

Старик Годовик: Все понял. Теперь дорогу обязательно найду. Спасибо вам ребята за помощь. Мне пора домой, а вы не забывайте следить за временем.

Итог занятия:

Замечательная у нас сегодня получилась встреча. Мы познакомились со стариком Годовиком и узнали, что времена года и месяцы – это единицы времени. И они следуют друг за другом в определенном порядке. Вспомнили счет до 10, вспомнили соседей каждого числа. Собирали урожай, варили овощной суп и витаминный салат для нашего гостя. Познакомились с цифрой 0, которая обозначает что все задания мы выполнили и нам пора на прогулку.

Приложение:

Прилетели к нам метели,

Залепили снегом щели.

За окном стоит мороз,

Льдинкой росписи нанес. (Зима)

Полюбуйся, пора наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят. И.Никитин (Весна)

Время это к нам пришло,

Стало сухо и тепло!

По дорожке прямиком,

Ходят ножки босиком! (В. Берестов. Лето.)

Время золото роняет,

Холод пташек угоняет.

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на теплый юг! (О. Иваненко. Осень.)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я (лето)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки

Радость детям подарила

Их на санках прокатила. (Зима)

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят! (осень)

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет! (весна)

Много нужно овощей,

Чтоб сварить кастрюлю щей.

Капусту, лук, морковку

Нашинкуем ловко.

Потом картошку тоже,

Почистив, в суп положим.

Помидоры, перец красный

Вкус и цвет дадут прекрасный.

Свеклу и зубчик чеснока,

Укроп не будем класть пока,

А в конце его добавим,

Потому что суп заправим.

Огурцы, салат, редиску

Мы помоем, сложим в миску.

Из них нарежем мы салат.

Будет гость наш очень рад.

Ноль похож на сто предметов –

От браслетов до беретов:

Круглый стол, кольцо. Часы,

На кружочек колбасы.

Барабан, баранку, сушку…

И на лысую макушку! А. Усачев.

Сколько ручек у кота?

Сколько перьев у крота?

Сколько лапок у змеи?

Конспект нод по познавательному развитию (ФЭМП)

Тема: «Цифра 0».

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Познакомить детей с цифрой 0.

Программное содержание:

1 .Познакомить с составом числа 10 из единиц;

2 .Уточнять представления о цифре 0;

3. Продолжатьучитьнаходить предыдущее число к названному, последующее число к названному;

4. Развивать память, внимание, логическое мышление;

5. Формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позже .

Демонстрационный материал : картинки с изображением времен года, карточки с цифрами от 0 до 9, 9 кругов одного цвета, магнитная доска.

Раздаточный материал : карточки с цифрами от 0 до 9, карандаши, листы бумаги, тетради.

Часть НОД

Методы и приемы

Вводная часть.

Основная часть

Итоговая часть

Словесный.

Игровой.

Практический

Выполнение задания.

Игровой.

Игровой.

Игровой.

Словесный.

Вопрос-ответ.

Ребята, какое у вас настроение? (Хорошее, радостное, веселое)
- Давайте передадим по кругу наш веселый мячик -Тимошку и назовем своего соседа ласковым именем.
- Молодцы, прошу занять места на стульчиках.
-Сегодня у нас не совсем обычная встреча.

Игровое упражнение «Назови число» (дети стоят полукругом, игра проводится с мячом).

Ребята, давайте вспомним, что у числа есть два соседа: одно число на один меньше, оно предыдущее, другое на один больше, оно последующее.

Назовите предыдущее (последующее) число числа 5, 7, 3, 8.

Практическое упражнение «Собираем разноцветные бусы» ( у детей лист бумаги, на котором изображена веревочка для бус)

Ребята, вам нужно смастерить бусы для матрешки, дл этого вам нужно цветными карандашами на веревочке нарисовать 10 разноцветных бусин.

Сколько бусинок какого цвета у вас получилось?

Как вы составили число десять?

Сколько единиц в числе 10?

Игровое упражнение «Сколько осталось»

На доске цифровой ряд от 1 до 9.

Ребята, разложите на столе карточки с цифрами от 1 до 9.

Посмотрите на доску, на доске круги одного цвета.

Посчитай те их и покажите соответствующую карточку с цифрой.

Молодцы!

Затем начинаю справа налево убирать по одному кругу, а дети показывают цифрой, сколько кругов осталось.

Когда не останется ни одного круга, объясняю детям:

Ребята, есть цифра, которая показывает, что здесь нет ни одного предмета. Это цифра 0. (показываю карточку с цифрой 0 и ставлю её перед цифрой 1).

Ребята, отгадай загадку, а ответ покажите карточкой с соответствующей цифрой:

Сколько ручек у кота?

Сколько перьев у крота?

Сколько лапок у змеи?

А у белки чешуи?

Молодцы, ребята!

Игровое упражнение «Что сначала, что потом?»

На доске вывешены картинки с изображением времен года.

Ребята, я вам прочитаю отрывки из стихотворений, а вы отгадайте, о каком времени года идет речь, и найдите соответствующие иллюстрации.

Прилетели к нам метели,

Залепили снегом щели.

На окне стоит мороз,

Льдинкой росписи нанес. (Зима)

Полюбуйся,

Весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят. (,Весна)

Ребята, какую иллюстрацию поставим сначала, а какую потом?

Лето, лето к нам пришло,

Стало сухо и тепло!

По дорожке прямиком,

Ходят ножки босиком. (Лето)

После какого времени года наступает лето?

Осень золото роняет,

Холод пташек угоняет. . .

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на теплый юг. (Осень)

Где должна располагаться соответствующая иллюстрация?

Назовите времена года по порядку.

Дидактическая игра «Назови соседей».

Ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы их будете отгадывать и определять соседей данного времени года, используя при этом предлоги до и после , либо слова раньше и позже . (Весна раньше лета, а осень -позже.)

Я соткана из зноя,

Несу тепло с собою,

Я руки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я. . . (лето)

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. . . (осень)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (зима)

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнет,

В лесу подснежник

Расцветет. (весна)

Молодцы!

Что нового узнали на занятии?

С какими трудностями столкнулись?

Какие задания были самыми сложными, простыми?



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: