Конспект занятия во второй младшей группе тема: " Моя семья". Конспект занятия: "Моя дружная семья"

Развитие детей 2-3 лет имеет свои особенности. В этом возрасте ребенок начинает воспринимать себя, как личность и отстаивать свою самостоятельность. Отметим, что возрастные нормы применимы к большинству детей, но не к каждому ребенку конкретно. Поскольку специфика процесса развития малыша определяется многими индивидуальными особенностями и разнообразными факторами. Следовательно, эта статья обладает ознакомительным характером.

В два–три года ребенок умеет:

1. Осуществлять несложные просьбы и указания, рассчитанные не более чем на три действия.

2. Рисовать, играть с конструктором и несложными пазлами.

3. Создавать фразы из нескольких слов, запоминать короткие стишки.

4. Ребенок знает наиболее популярных представителей фауны и флоры.

5. Малыш пользуется горшком, способен самостоятельно умыться, раздеться и одеться.

Кризис 3 лет

В 3 года начинается процесс становления и формирования личности крохи. Она хочет, чтобы с ней считались и относились как к «равной», постепенно возникает потребность в реализации собственного «Я». Появляется самолюбие и чувство гордости за успешно осуществленное действие, ей хочется казаться умелой в глазах окружающих. Родителям необходимо учитывать подобные стремления и желания малютки.

Специфика этого возрастного этапа во многом выражается в том, что у ребенка имеется огромное «хочу», но нет необходимых навыков, умений и знаний, для того чтобы осуществить и доказать на практике обоснованность своих претензий на самостоятельность. Если родители начинают излишне опекать и оберегать его, то он начинает капризничать, становится неуправляемым.

Основными симптомами, признаками кризиса 3 лет являются: упрямство, своеволие, строптивость, негативизм, протест-бунт, деспотизм и симптом обесценивания.

Таким образом, у ребенка начинается переходный этап в развитии, именуемый младшим дошкольным возрастом, хотя на этом этапе сохраняются черты, характерные для раннего детства.

Какие особенности отмечаются в развитии ребенка 3 лет?

Этот этап ознаменован грандиозным переломом в системе отношений с окружающими людьми, увеличением возможностей ребенка и ростом его стремления быть самостоятельным.

Расширяется опыт социального взаимодействия с окружающими. Он начинает проявлять интерес к посторонним людям и своим сверстникам. Игра малыша наполняется смыслом, содержанием, но в первой половине 3 года он пока еще не берет на себя в ней никакой роли и не играет с другими детьми, они просто спокойно сосуществуют в одном пространстве. В два с половиной года кроха уже стремится принимать участие в ролевых играх вместе с другими детками, например, она может изображать из себя папу, водителя, повара и т. д.

Малыш все еще привязан к своим родным и воспринимает их поведение, мнение, как эталонное. Однако его собственные возможности постепенно растут, и он хочет продемонстрировать это взрослым. Он стремится доказать окружающим, что уже стал «большим». Родителям следует, уважительно относиться к его зарождающемуся чувству собственного достоинства. Поручать ему несложные домашние дела, чтобы он почувствовал собственную значимость. Кроме того, важно оставлять за ребенком право выбора и научиться, выстраивать с ним отношения, основанные на взаимопонимании и учете общих интересов. В таком случае удастся ослабить проявление негативных сторон кризиса возрастного развития.

Необходимо направлять малыша, организовывать его предметную деятельность. Скажем, заниматься с ним конструированием, лепкой, рисованием и т. д. Это окажет положительное воздействие на становление психических процессов (скажем, восприятия, мышления). Кроме того, у него активными темпами развивается воображение.

На третьем году малыши овладевают социокультурными нормами и ценностями. У ребенка практически все вызывает интерес, и он очень быстро увлекается, хочет попробовать свои силы в той или иной деятельности. В этот период его легко приобщить к пению, музыке, живописи или к изучению языков.

Внимание ребенка неустойчиво. На интересной для него деятельности он способен сосредотачиваться не более 10-15 минут.

Совершенствуется память малыша, и он начинает запоминать отдаленные события.

Увеличивается словарный запас крохи, который к 3 годам может включать 1,2–1,5 тыс. слов и больше. Постепенно она начинает овладевать грамматическими основами построения предложений и фраз. Ребенок способен понимать содержание небольших рассказов и смысл высказываний, относящихся к какому-то отдельному событию или явлению, которое он не наблюдает в данный момент.

Постепенно он учится облекать свои желания и переживания во фразы, поэтому взаимодействие с ним в некотором смысле упрощается. Однако в полной мере этой способностью ребенок овладевает лишь к 4 годам, поэтому он не всегда может правильно и корректно выражать свои мысли.

Он старается внимательно слушать речь взрослых, понять ход их размышлений, ему интересно, как и к каким выводам, они приходят. Родители являются в этом момент для ребенка эталоном поведения, поэтому нужно стараться не устраивать при нем семейных разборок.

1. Относитесь уважительно к желанию ребенка что-то осуществить самостоятельно.

2. Будьте терпеливы. Если у него что-то не получается, не стремитесь сразу все за него переделать. Настраивайте ребенка на преодоление трудностей, приучайте не бросать начатое дело.

3. Не стоит резко критиковать его за ошибки и промахи, лучше просто промолчать или ненавязчиво подсказать, направить его в верном направлении.

4. Не забывайте хвалить малыша даже за самые маленькие достижения, но похвала должна быть соразмерна его успехам. Это поможет сформировать адекватную самооценку.

5. Давайте ему те задания, с которыми он сможет справиться, но они и слишком простыми также не должны быть.

6. Привлекайте ребенка к сотрудничеству, он будет горд за себя, что может что-то делать «на равных» вместе с взрослым.

7. Если малыш протестует и отказывается выполнять какое-либо действие, попробуйте преобразовать свою просьбу в игровую ситуацию.

Эти советы помогут вселить в малыша уверенность в своих силах и способностях, а также избежать возможных конфликтов из-за отстаивания им права на самостоятельность.

Первые три года ребенка – особенно важные для воспитания. В первых двух лет ребенок слушает и запоминает, а начиная с трех лет, начинает повторять то, что показалось особенно интересным, значительным. Если упустить этот период и не выработать у ребенка правильные модели поведения, то в дальнейшем может быть очень сложно перевоспитать его.

Можно выделить два основных этапа в развитии малыша: от года до двух, и от двух до трех лет.

Возраст от 1 до 3-х лет - период формирования характера

Особенности воспитания ребенка в период от года до двух лет

На данном этапе развития поведение детей еще не устойчиво, требуется постоянный контроль со стороны родителей. Начиная с годовалого возраста следует стремиться сохранять у ребенка хорошее, позитивное настроение, играть с ним в веселые, познавательные игры, предназначенные для детей от года.


Развивающие игрушки для детей до 3-х лет должны обеспечить родители

Однако не только игры и беседы с ребенком являются элементами воспитания. Особое внимание следует также уделять:

  • Умыванию, гигиеническим процедурам;
  • Развитию культурных навыков;
  • Одеванию;
  • Внешнему виду;
  • Режиму питания;
  • Режиму сна;
  • Общению с родителями и посторонними людьми;
  • Общению со сверстниками;
  • Понимают требований взрослого человека;
  • Соблюдению порядка в доме.

Совет: Развитие и воспитание ребенка следует производить в разных направлениях, при этом стремясь использовать не поучительную, а игровую форму.

Годовалый и полуторагодовалый малыш лучше всего запомнить ваши требования, если они будут преподнесены необычно. Избегайте в общении с ребенком грубого тона, это может привести к обратному результату – ребенок не захочет выполнять требования.

Что нужно знать родителям о воспитании

Каждый ребенок берет пример со своих родителей и близкого окружения. Если родители употребляют нецензурные выражения, не следят за порядком и внешним видом, нет ничего удивительно в том, что ребенок примет такую же модель поведения. Просьбы убрать игрушки на место или надеть чистую одежду будут сопровождаться истериками.

Лучшие книги по воспитанию

Чтобы этого избежать, необходимо преподнести ребенку правильную модель поведения:

  • Одевая ребенка, обращайте внимание на чистоту его одежды, и указывайте на пятна при их появлении. Следите за тем, чтобы и на вашей одежде не было пятен;
  • При кормлении ребенка подкладывайте салфетку, и хвалите малыша за стремление воспользоваться ею. В возрасте до трех лет малыш лучше поймет похвалу. Ругань его только обидит;
  • Следует приучить ребенка к тому, что после прочтения детской сказки и пожелания «Спокойной ночи» следует отдыхать. Родителям не обязательно, уложив ребенка, также отправляться спать, однако нужно заниматься спокойными делами и не шуметь;
  • Чувство времени у крохи поначалу отсутствует, его необходимо выработать. Это требует колоссальных усилий. Подъем, питание и прогулки, а также отход ко сну должны происходить примерно в одно время.

Совет: Поощряйте у детей желание подражать родителям. Покормив игрушки, ребенок может захотеть помыть посуду, пусть даже понарошку. Позвольте ему это сделать.


В 2-3 года дети копируют поведение старших

Развивающие игры – как элемент воспитания ребенка до двух лет

Двухлетний ребенок еще не понимает, что хорошо, а что плохо, и основная обязанность каждого родителя – объяснить ему это.

Простейшие игры с воспитательным элементом, в которые можно играть с ребенком от года до двух лет:

  1. Девочки любят играть с куклами с самого малого возраста. Помогайте дочке одевать куклу, кормить и купать. Важно: лучше всего купить крупную, тряпичную куклу, без мелких деталей.
  2. Прививать любовь к порядку у мальчиков можно, играя в «парковку». После игры все машинки должны заехать на парковку, роль которой может играть стол, или картонная коробка.
  3. Делая с ребенком зарядку, поощряйте правильность выполнения упражнений. Важно: упражнения должны быть очень простыми, например: «покачаться на ветру», или «вырасти и стать деревом».

Приучение к порядку надо начинать с 2-х лет

После игры всегда собирайте игрушки ребенка в специально отведенное для этого место, и просите малыша помочь вам.

Прививаем ребенку понимание и исполнение требований взрослого

Слово «нельзя» ребенок должен научиться понимать еще до года. Начиная с года и до двух лет важно приучить детей не только к пониманию слов «нельзя» и «можно», но и к послушанию. Малыш должен не только понять, что он сделал что – то плохое, но и не делать больше этого.

Совет: многие родители любят сюсюкать с ребенком. Это не совсем правильно. Общаться с малышом нужно, как со взрослым, при этом избегая сухости и грубости в голосе. Дарите малышу хорошее настроение.


Ребенок должен беспрекословно выполнять слово нельзя

Как только ребенок сделал что – то плохое, следует сделать голос более строгим, поругать малыша. Если родители всегда ласковы, то ребенок сразу заметит произошедшую перемену, и будет стараться в дальнейшем не вызывать такой реакции своими поступками.

Важно не терять терпение. Иногда приходится повторять одно и то же несколько раз, прежде чем малыш запомнит или примет к сведению доносимую до него информацию.

Два года – это тот возраст, когда малыш только учится понимать мир.


Родители должны сохранять терпение

Особенности воспитания ребенка в период от двух до трех лет

К 2-3 летнему возрасту ребенок начинает пользоваться многими умениями, полученными в процессе развития, и становится личностью. Это время часто становится сложным для родителей.

Ребенок осознает свое «Я» и показывает его, но при этом еще не совсем понимает требований и опасности, не всегда может осуществить свои задумки.


Проявления кризиса 3-х лет и что делать родителям

На что следует обратить внимание при воспитании в данный период:

  • В момент не провоцируйте развитие конфликта, а напротив, стремитесь его погасить. Лучше даже уступить ребенку в непринципиальном случае, нежели отстаивать до конца свою точку зрения и тем самым лишь усугубить кризисную ситуацию;
  • Играйте с ребенком. Зачастую, чтобы заставить малыша поесть, проще сказать простую фразу: «Я положила котлетку в тарелку, но ты ее ни в коем случае не трогай». После такой фразы малыш пожелает взять котлету сам;
  • Помните, что ребенок, совершая дурной поступок, не желает сделать зло. Он изучает мир, реакцию на свои действия;
  • Стремитесь не вешать распространенные ярлыки: «Ты хулиган», «ты неряха». Лучше попытаться исправить ситуацию в обратную сторону.

Симптомы кризиса 3-х лет

Ребенок – это счастье, помните об этом даже в трудные моменты. Только проявляя терпение и упорство можно вырастить достойного, уверенного в себе человека. Первые три года – самые важные для становления характера и поведения.

Сложности приучения к горшку

Когда ребенку исполняется два годика, горшку. Некоторые дети начинают садиться на горшок раньше, другие – позже. Здесь не существует определенной нормы. Если приложить терпение и усилия, то результат обязательно появится.


Приучение к горшку надо начинать в 1,5 года

Советы для родителей, приучающих детей к горшку:

  • Начинать приучение следует около года, максимум в полтора годика. Однако результата чаще всего добиваются к двум – двум с половиной годам. Приучая ребенка, избегайте нажима, будьте доброжелательны.
  • Горшок следует поставить в удобном, доступном для малыша месте.
  • Дома снимайте с ребенка памперсы. Первое время он будет делать лужицы по всему дому, но вскоре поймет, куда их нужно делать.
  • Сажайте ребенка на горшок тогда, когда явно заметно его желание сходить в туалет. Если же ребенок занят игрой, а вы отрываете его и силком сажаете на горшок, приучение может существенно затянутся.
  • В продаже появились горшки – трансформеры. Ребенок может сначала пользоваться им, как обычным горшком, а в последствии садиться на горшок, прикрепленный к унитазу.

Горшок трансформер 3 в 1

Приучение малыша к самостоятельности

Приучение к самостоятельности – важный этап воспитания ребенка до трех лет. Ближе к трехлетнему возрасту, ребенок начинает идентифицировать себя, как личность. В этот момент очень важно дать ему понять, что самостоятельность – это хорошее качество.

Не стремитесь сами все сделать за ребенка. Одеваясь на прогулку, дождитесь, пока малыш сам натянет обувь, даже если он делает это очень долго.


Приучение к самостоятельности - важный элемент воспитания

В воспитании самостоятельности очень важно не переступить тонкую грань между терпеливостью и потаканию детским капризам. Будьте для ребенка не строгим наставником, а помощником.

Важно: У ребенка не получится сделать все правильно с первого раза. Будьте готовы к этому и проявите терпение. Очень важно вырастить уверенного в себе, не закомплексованного человека.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда ребенок пытается есть суп вилкой. Родители стремятся объяснить ребенку, что есть нужно ложкой и отбирают вилку. Однако это не совсем правильно. Чтобы ребенок стал самостоятельным, объясните ему один раз, что суп едят ложкой, но оставьте и вилку. Через несколько попыток ребенок сам поймет, что вилкой съесть жидкий суп невозможно.

Воспитание детей – трудная, но интересная обязанность каждого родителя. Следуя проверенным советам можно существенно облегчить процесс воспитания малыша и добиться больших успехов. Воспитать своих детей правильно должен каждый родитель.

Чем старше становится ребёнок, тем меньше он начинает нуждаться в уходе за собой. После 2 лет дети намного самостоятельнее, поскольку овладевают всё большим числом навыков (в частности, самообслуживания), могут с помощью речи сообщать о своих потребностях, становятся ещё активнее и действуют увереннее.

Но это вовсе не означает, что малыш требует к себе меньше внимания. Скорее, наоборот. Ещё тщательнее нужно за ним следить и прилагать ещё больше усилий для развития личности ребёнка и направления его энергии в правильное русло. Отчего и вопрос о том, как следует воспитывать ребёнка в 2-3 года, остро стоит перед большинством родителей и стимулирует к изучению особенностей этого возраста и поиску наилучших способов взаимодействия со своим крохой.

Особенности развития детей в 2-3 года

  1. После 2 лет у большинства детей заметно совершенствуется речь, растёт словарный запас, они начинают строить простые предложения из 2-3 слов.
  2. В этом возрасте дети практически полностью овладевают навыками самообслуживания: самостоятельно ходят на горшок, моют руки, аккуратно кушают ложкой, пьют из кружки, могут одеться и раздеться.
  3. Полностью уходит кормление грудью, ребёнок кушает взрослую пищу и ещё более ярко проявляет свои кулинарные предпочтения.
  4. Большинство детей в 2-3 года начинают ходить в садик. Наиболее благоприятным периодом для начала его посещения считается достижение ребёнком возраста 3 лет, когда связь с матерью постепенно начинает ослабевать, появляется стремление к общению со сверстниками. Адаптация к детскому саду в таком случае проходит менее болезненно.
  5. Ребёнок активно исследует границы дозволенного, усваивает правила поведения и проверяет родителей на прочность. Наверняка вы замечали, что ваше чадо уже научился «хитрить», наблюдает за реакцией взрослых на свои действия, может совершенно по-разному вести себя с мамой, папой, бабушкой и другими родственниками.
  6. Малыш ещё активнее продолжает манипулировать предметами, его действия становятся более точными, улучшается координация движений.
  7. К двум годам ребёнок знает действия людей, животных, назначение предметов, например, что «птица летает», «машинка едет», «мылом моют руки» и т. д.
  8. Малыши в этом возрасте очень возбудимы. А вот успокоить их бывает подчас очень трудно.
  9. Подражание взрослым становится основным способом научения разным навыкам.
  10. Усиливается тяга малыша к самостоятельности, ведь он уже так много всего умеет! Всё чаще можно услышать от него фразу: «Я сам!», когда в очередной раз хотите ему в чём-то помочь. Поэтому воспитание ребёнка в возрасте 2-3 лет важно строить на предоставлении ему возможности выбора, поощрении инициативы и двигательной активности.
  11. Многие дети в возрасте 2-3 лет проявляют склонность к тому или иному виду деятельности: рисование, лепка из пластилина, собирание конструктора, сюжетно-ролевые игры и пр. Конечно, пока это ещё нельзя назвать устойчивыми интересами, но определённые черты личности ребёнка уже могут проявляться в ходе этих занятий.
  12. Активно развивается воображение, малыш фантазирует. Это обычно заметно в его речи, игре, рисунках.
  13. Спектр проявляемых эмоций значительно расширяется. Ребёнок может демонстрировать радость, восторг, удивление, ласку, смущение, жалость, разочарование, гнев, страх, сочувствие и др.
  14. После 2 лет появляется интерес к сверстникам, малыш хочет общаться, играть, дружить с другими детьми. При этом взаимодействие со взрослыми для него также остаётся значимым.

Психология мальчиков и девочек в 2-3 года: есть ли различия?

В этом возрасте дети могут различать между собой мальчиков и девочек по внешним признакам: по одежде и поведению.

  • Различия проявляются на уровне тенденций. Например, нельзя сказать, что у всех девочек речевое развитие протекает быстрее, чем у мальчиков. Но всё же чаще девочки овладевают речью раньше мальчиков.
  • У мальчиков быстрее развиваются зрительно-пространственные способности.
  • В большинстве случаев мальчики позже привыкают к горшку.
  • У мальчиков быстрее развивается крупная моторика, у девочек – мелкая.

Кризис 2-3 лет: почему он возникает и как его преодолеть?

Возникновение кризиса связано с несколькими факторами:

  • Ребёнок достигает значительного уровня развития и овладевает большим количеством навыков, что позволяет ему ощущать себя во многом самостоятельным. Поэтому малыш сопротивляется любым попыткам взрослых ограничить его свободу и активность.
  • Происходит формирование личности ребёнка, его характера, осознание своего «Я». Ему важно выражать свои предпочтения, он стремится чётко обозначить позицию «моё», ревностно относится к своим вещам, игрушкам и т. д.

Характерные черты в поведении ребёнка, указывающие на кризис:

  • Упрямство: малыш что-то требует и долгое время продолжает настаивать на своём, следуя первоначальному решению.
  • Сопротивление просьбам, указаниям, решениям взрослых; протест.
  • Стремление к самостоятельности.
  • Частые капризы и истерики.
  • Проявление деспотизма.

Как преодолеть кризис?

  1. Прежде всего, примите как данность то, что у ребёнка наступил кризис и вооружитесь знаниями о детской психологии и развитии в этот период.
  2. Заручитесь принципом: проявлять максимум терпения. При воспитании ребёнка после 2 лет его потребуется ещё больше.
  3. Воспринимайте сопротивление и отказы своего крохи как тренировку высказывать своё мнение. Так уж сложилось, что малыш сначала на родителях должен «отработать» разные приёмы и способы поведения и только потом перенести их в общество. Если ему не дать такой возможности, то в дальнейшем у него могут возникнуть проблемы с адаптацией в социуме.
  4. Не пытайтесь «ломать» и жёстко пресекать протест и выражение ребёнком гнева. Это только усилит дистанцию между вами и подорвёт его доверие к вам. Старайтесь «мягко направлять» и спокойно отстаивать свою позицию.
  5. Вместо «нельзя» чаще говорите, как нужно действовать и вести себя.
  6. Не кричите и не применяйте физических наказаний. Если ребёнок ведёт себя агрессивно, дайте ему понять с помощью своей мимики и интонации, что вам неприятно и он делает что-то нехорошее.
  7. Позволяйте ему действовать самостоятельно там, где это возможно. Будьте рядом, направляйте, поддерживайте.

Задачи воспитания и обучения детей:

  • благоприятно преодолеть возрастной кризис;
  • соблюсти золотую середину между запретами и излишней свободой действий;
  • развивать творческие способности;
  • способствовать речевому развитию;
  • помогать активно усваивать нормы и правила поведения в обществе;
  • развивать эмоциональную сферу, позволять открыто проявлять свои чувства;
  • прививать отзывчивость к людям, дружелюбие;
  • поощрять инициативу и желание быть самостоятельным.

Как воспитывать ребёнка после 2 лет

  1. Главный пример для ребёнка – это вы. Он наблюдает за вашим поведением, копирует его, отражает ваше эмоциональное состояние, подчас находится в том же настроении, что и вы. Поэтому сначала нужно воспитать себя, и только потом – ребёнка.
  2. Хвалите малыша за его умения и правильное поведение.
  3. Относитесь серьёзно ко всем проблемам и страхам ребёнка, даже если вам кажется, что они «ну совсем пустяковые». Для вашего крохи всё, что его беспокоит, — это важно. Позволяйте ему высказываться, внимательно слушайте, будьте рядом и поддерживайте.
  4. Активно играйте с малышом, давайте разным персонажам характеристики. С помощью игры ребёнок лучше усваивает то, как нужно себя вести.
  5. Используйте сказки (в том числе придумывайте сами), чтобы эффективнее воздействовать на ребёнка: формировать правильные установки, нормы поведения, помогать справляться со страхами.
  6. Интересуйтесь предпочтениями малыша: «Какой твой любимый цвет?», «Во что тебе нравится играть?», «Каких животных ты любишь?»
  7. Позволяйте ребёнку выражать свои чувства, называйте их, чтобы помочь ему научиться их понимать. Например: «Ты сердишься» или «Девочка плачет, тебе её жалко, да?»
  8. Просматривая мультфильмы или читая книги, комментируйте поведение героев, обсуждайте вместе с малышом, кто из них поступил хорошо, а кто – плохо. Спрашивайте у крохи, что они чувствуют, кто из них ему нравится.
  9. Способствуйте знакомству ребёнка с другими детьми: регулярно бывайте на детских площадках, в гостях. Разговаривайте с малышом о дружбе и помощи другим. Обычно хорошо сказывается на развитии посещение специального детского центра, где ребёнок одновременно находится вместе с мамой и взаимодействует со сверстниками.
  10. Активно вовлекайте своё чадо в совместные дела, давайте простые задания, поощряйте его желание вам помочь.
  11. Проявляйте гибкость и за любым непослушанием и протестом старайтесь увидеть истинные причины такого поведения, чтобы мягко его скорректировать.
  12. Всегда с помощью ласки и слов давайте ребёнку понять, что любите его, как бы он себя ни вёл.

Каким бы трудным и ответственным ни казалось воспитание ребёнка в 2-3 года, процесс этот, вместе с тем интересный и способствующий развитию самих родителей. Любовь к своему крохе и умение выбрать правильный вариант поведения по отношению к нему создадут почву для превращения из бунтаря в вашего помощника и самостоятельную инициативную личность.

Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Читаем дома с мамой: для детей 2–3 лет

Адресовано заботливым родителям и их малышам.

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2015

Просыпаемся с настроением

«Петушок, петушок…»


Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?

«Чистая водичка…»


Чистая водичка,
Помоги умыть мне личико,
Чтобы глазоньки сверкали,
Чтобы щёчки сияли.

«Ай, дуды, дуды, дудицу!..»


Ай, дуды, дуды, дудицу!
Очень любим мы водицу!
Чисто умываемся,
Миру улыбаемся!

«Ладушки, ладушки…»


Ладушки, ладушки,
Чисто моем лапушки.
Каждой ладошке
По хлебушку и по ложке.

«Мишка начал умываться…»


Мишка начал умываться,
Быстро в гости собраться.
Вымыл ротик, носик, ухо,
Вытер полотенцем сухо.

«Уж я косу заплету…»


Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Вырастет у нас коса,
Небывалая краса.

Зинаида Александрова
Утром


Оля, Оля, Олюшка
Встанет раньше солнышка,
Встанет раньше солнышка,
Говорит как скворушка…

А когда поест-попьет,
Как синичка запоет.
Как воробышек поскачет,
Упадет и не заплачет!

Игорь Мазнин
Утренние стихи


Как это приятно -
Проснуться
И встать,
И синее небо
В окне увидать,
И снова узнать,
Что повсюду – весна,
Что утро и солнце
Прекраснее сна!

Эмма Мошковская
Доброе утро!


Я встал ужасно хмурым.
Ни петухам, ни курам,
Ни лопухам, не пастухам
Не крикнул:
«С ДОБРЫМ УТРОМ!»

А самолеты пели,
А речки голубели,
А солнышко светило
Ну сколько было силы!
В саду дорожка мокрая…
И снова золотилась…
Такое УТРО ДОБРОЕ -
Оно не рассердилось!

Андрей Усачёв
Ехал поросёнок на рассвете


Громкий звук раздался утром рано.
Я в окошко выглянул спросонок:
Розовый, веселый, аккуратный
На машине ехал Поросёнок.
Поросёнок был красив собою:
Был костюмчик в клеточку на нём.
Он вертел довольно головою,
Вместе с головой вертел рулём.
На копытцах белые перчатки.
И панамка вышита цветами:
Ехал он на травке поваляться,
Или же в деревню в гости к маме…
Ехал Поросёнок на рассвете,
Розовый, похожий на зарю…
И предупреждая всех на свете,
Нажимал на пятачок:
– ХРЮ-ХРЮ!

Михаил Яснов
Кукареку!


– Кукареку! – сказал петух,
И сразу звёздный свет потух,
Что значит: мне пора вставать,
А звёздочкам пора в кровать.

Громкое утро


Зашушукались на сливе
Озорные «чиви-чиви»,
А среди высоких трав
Скачет радостное «гав».

И уже летит за реку
Молодое «кукареку»,
И спешит встречать зарю
Очень вежливое «хрю».

«Му-у-у-у» поплыло
из тумана,
«Ме-е-е-е» проснулось на лугу,
А из дома рано-рано
Им в ответ:
– Бегу!.. Бегу!..

Утренняя песенка

Кушаем с удовольствием

«Ладушки, ладушки…»


Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу, полетели!
На головку сели!
Сели, посидели,
Прочь улетели!

«Пошёл котик на торжок…»


Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу
Да и Бореньки снесу.

«Кот в печи сухари толчёт…»


Кот в печи сухари толчёт,
Кошка в лукошке1
Лукошко – это небольшая ручная корзина из прутьев для сбора ягод и грибов.


Ширинку шьёт,
Маленькие котята
В печурке сидят
Да на котика поглядывают -
Сухарики едят.

«Пришла коза рогатая…»


Пришла коза рогатая,
Пришла коза хвостатая,
Рожками лоп-лоп,
Хвостиком хлоп-хлоп.
Все кашу едят?
Все молоко пьют?
Молодцы!!!

«Вместе с солнышком встаёт…»


Вместе с солнышком встаёт,
Быстро всех будить идёт.
Петя, петя, петушок,
Яркий красный гребешок.
Ты к нам рано не ходи,
Нашу детку не буди.
А как солнце улыбнётся,
Наша Настенька проснётся.
С добрым утром,
С ясным днём,
Вот как славно мы встаём!

«Утром бабочка проснулась…»


Утром бабочка проснулась,
Белу свету улыбнулась,
Маковой росой умылась,
Над цветками покружилась,
Вкусную пыльцу поела,
К нашей Ане полетела,
Вставай, девочка,
С добрым утром!

«Доброе солнышко…»


Доброе солнышко,
Загляни в окошко,
Разбуди Антошку.
Малышу пора вставать,
Кушать кашку и гулять,
Чтобы вырос он большой
Сильный, крепкий, боевой.

«Ватрушка-помпушка…»


Ватрушка-помпушка
В печке сидела,
На Олечку глядела,
В ротик захотела.

«Люли, люли, люли…»


Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Гули стали говорить:
– Чем бы Сашу накормить?
Может, кашею?
Или простаквашею?
Ну а может, молочком
С вкусным тёплым пирожком.

«Курочки поели…»


Курочки поели,
Уточки поели,
Кошечки поели,
Собачки поели,
Мышки поели,
А ты ещё нет?
Где твоя ложечка?
Кушай на здоровьечко!

«Ай, та-ту-та-ту-татушки…»


Ай, та-ту-та-ту-татушки,
Испекли в печи ватрушки,
На окно поставили,
Остывать оставили.

«Ай, ту-ту-ту-ту…»


Ай, ту-ту-ту-ту,
Сварили кашу мы круту,
Положили черпачок,
Чтобы сыт был казачок.

«Ладушки, ладушки!..»


Ладушки, ладушки!
Испекли оладушки.
Маслом поливали,
Митю угощали.

«Положили кашку…»


Положили кашку
Каждому в чашку.
Маленькому Пашке
Не дали чашку.
Кушай, Пашка, кашку
Из папиной чашки!

«Ай, качи, качи, качи…»


Ай, качи, качи, качи,
Вот бублики, калачи.
С пылу, с жару из печи.
Вкусны, румяны, горячи.

«Ты, коровушка, вставай…»


Ты, коровушка, вставай,
В чисто поле ступай,
На лугу погуляй,
А вернёшься вечерком,
Напоишь всех молочком.

«Ай, тату, тутушки…»


Ай, тату, тутушки,
Пекла бабушка ватрушки,
Пекла вкусные ватрушки
Для любимого Ванюшки.

«Пирожки в печи…»


Пирожки в печи
И свежи, и горячи.
А для кого горячи?
Для Ванечки и Танечки…

«Лошади – сено…»


Лошади – сено,
Курам – пшено,
Молочко – котёнку,
Водичку – утёнку,
А тебе, Федечка-сыночек,
Сладкого сахарку кусочек.

«Тили-тили-тили-час…»


Тили-тили-тили-час,
Натупил обед у нас.
Мы съедим за маму ложечку
И за папочку немножечко,
За собачку и за кошку
Тоже скушаем понемножку.
А за бабушку и дедушку
Поедим хлебушка.

«Наша Даша – непоседа…»


Наша Даша – непоседа,
Не доест никак обеда.
Взяли ложку, поскакали,
Поиграли, почитали,
А потом устали, сели,
Мигом кашу нашу съели.

«Ой лю-ли, лю-ли, лю-ли…»


Ой лю-ли, лю-ли, лю-ли,
Дане кашу принесли.
Даня, ротик открывает,
Кашку вкусную глотает.
А кто кашку кушает
И родителей слушает,
Вырастет большим, здоровым
И умным.

«На зелёном на лугу…»


На зелёном на лугу,
Нашли миску творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Ну и творожок!
Так и просится в роток!
Ам-ам-ам!

«Сорока-ворона…»
Зинаида Александрова
Вкусная каша


Каша из гречки.
Где варилась? В печке.
Сварилась, упрела,
Чтоб Оленька ела,
Кашу хвалила,
На всех разделила…
Досталось по ложке
Гусям на дорожке,
Цыплятам в лукошке,
Синицам в окошке.
Хватило по ложке
Собаке и кошке,
И Оля доела
Последние крошки!

АРБУЗ


Вот какой у нас арбуз -
Замечательный на вкус.
Даже нос и щёки
Все в арбузном соке…

Чай в саду


Иди сюда и слушай,
Как в нынешнем году
Мы пили чай под грушей
У бабушки в саду.
Я с мёдом пил, с ватрушкой,
С топлёным молоком -
Из бабушкиной кружки
С голубеньким цветком.
Летела с огорода
Голодная пчела,
У нас немножко мёда
Из блюдечка взяла.
За ней другая, третья,
Четвёртая ползёт…
Испуганные дети
Отодвигают мёд.
Уже не видно блюдца,
Гудит пчелиный рой.
Они жужжат и вьются
Над нашей головой.
Тут бабушка, всё бросив,
Бежит из-за стола…
И чайник в белый носик
Ужалила пчела.
И страх и смех весёлый!
А чай никто не пьёт:
Ведь бабушкины пчёлы
Обратно взяли мёд.

Большая ложка


Очень вкусно пахнет щами.
Кто обедать будет с нами?
Старший брат несет обед,
А у Тани ложки нет.
Разве Таня виновата?
Ложка спряталась куда-то,
Нет ее ни там, ни здесь…
Значит, можно щи не есть!
Брат сказал:
– Поешь немножко.
Вот тебе другая ложка,
С тонкой ручкой завитой.
Эта ложка больше той…
И добавил он при этом:
– Ложка новая с секретом:
Кто за стол садится с ней,
Для того обед вкусней! -
Таня весело взглянула,
Щи из ложки отхлебнула,
Стала есть, а не шалить,
Ложку новую хвалить.
Брат смеется: – Новой ложкой
За меня поешь немножко,
Чтобы я, твой старший брат,
Был сильнее всех ребят!
Таня брату отвечала:
– Ты налил мне очень мало.
Если хочешь быть сильней,
Ты добавки мне налей!

Яков Аким
Бублик


– Хватит плакать, девочка!
– Не хва-а-тит…
– Как тебя зовут, девочка?
– Ка-а-тя…
– Катя, кто же тебя обидел?
– Не обидел… Ты бублик
не видел?
Он сначала в траву закатился,
А потом под кустом очутился,
А потом я играла в песке…
– Вот же бублик, ты держишь
в руке
И кусочек уже откусила.
– На и ты откуси!
– Спасибо.

Валентин Берестов
«У нас есть ложка…»


У нас есть ложка,
Волшебная немножко,
На тарелке – еда,
Не оставим и следа.
Кликнем ложку нашу -
Подберём всю кашу!

«Человек идёт…»


Человек идёт,
Ягоду берёт.
Белую
Неспелую
Отправляет в рот.
Красную,
Прекрасную
В корзиночку кладёт.

Игорь Мазнин
Каша


Если печка – то печет,
Если сечка – то сечет,
Если гречка – то гречет?
Вот и нет,
Она – растет!..
Если гречку собрать
И в горшок положить,
Если гречку водою
Из речки залить,
А потом,
А потом
Долго в печке варить,
То получится наша
Любимая каша!

Эмма Мошковская
Маша и каша


Вот это -
Хорошая девочка.
Зовут эту девочку Маша!
А это -
Её тарелочка.
А в этой тарелочке…
Нет, не каша,
Нет, не каша,
И не угадали!
Села Маша,
Съела кашу -
Всю,
Сколько дали!

Ирина Токмакова
Да здравствуют повара!


Митя сказал:
– Да здравствует ложка!
В ложке – картошка,
петрушки немножко,
мяса… и круп…
морковка… укроп…
Но сначала
да здравствует суп!

Но сначала
да здравствует тот,
кто варит,
и парит,
и жарит,
вот.
Да здравствуют повара!
Ура!

Каша


Ну-ка, ну-ка, нули!
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите.
Кашу сладкую варите,
Нашу деточку кормите.

Ай да суп!


Глубоко – не мелко,
Корабли в тарелках:
Луку головка,
Красная морковка,
Петрушка,
Картошка,
И крупки немножко.
Вот кораблик плывёт,
Заплывает прямо в рот!

Андрей Усачёв
«Ах ты, радуга-дуга…» «Хочешь, Феденька, кефир?…»


– Хочешь, Феденька, кефир?
– ФЫР!
– Может, скушаешь зефир?
– ФЫР!
– Ты конфет не хочешь?
Что за чудеса!
– Я сегодня – лошадь,
И хочу овса!

Глинчики


Я сижу в песке, пока
Мама жарит блинчики.
Я из глины и песка
Приготовлю глинчики.
Глинчики песочные,
Вкусные и сочные!

Михаил Яснов
Чашка заболела


Вот какое дело:
Чашка заболела!
Со стола упала -
Ручка отлетела.
Заболела чашка
И вздыхает тяжко:
«Кто ж меня, безрукую,
Взять захочет в руку:
Как в лесу, аукаю,
А кругом – ни звука!..»
Слышу, слышу, чашка, -
Не грусти, бедняжка!
Я тебя, больную,
Склею, забинтую:
Обед полежишь,
Полдник полежишь,
Ужин полежишь,
А к завтраку снова
Будешь здорова!

Идём на прогулку

«Ах ты, радуга-дуга…»


Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождика,
Дай нам вёдрышка!
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

«Киска, киска, киска, брысь!..»


Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт!..

Зинаида Александрова
На прогулке


Мяч, ведерко и лопатка,
Вам приходится не сладко.
Если взяли вас гулять,
Надо рыть, носить, скакать.
По земле зеленый мячик
Целый час лягушкой скачет.
И лопатке недосуг -
Раскопала все вокруг.
У ведерка дело хуже -
Воду черпает из лужи.
Только в луже – вот беда! -
Не кончается вода!

МЫ ОДЕЛИСЬ РАНЬШЕ ВСЕХ


…В рукавичках маленьких
Спрятаны ладошки.
Помоги на валенки
Мне надеть калошки…

Ночью выпал первый снег.
Мы оделись раньше всех.
Я санки качу -
Гулять хочу.

Валентин Берестов
ВЕСЁЛОЕ ЛЕТО


Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.
По дорожке прямиком
Ходят ножки босиком.
Кружат пчёлы, вьются птицы,
А Маринка веселится.
Увидала петуха:
– Посмотрите! Ха-ха-ха!
Удивительный петух:
Сверху перья, снизу – пух!
Увидала поросёнка,
Улыбается девчонка:
– Кто от курицы бежит,
На всю улицу визжит,
Вместо хвостика крючок,
Вместо носа пятачок,
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый?
А Барбос, рыжий пёс,
Рассмешил её до слёз.
Он бежит не за котом,
А за собственным хвостом.
Хитрый хвостик вьётся,
В зубы не даётся.
Пёс уныло ковыляет,
Потому что он устал.
Хвостик весело виляет:
«Не достал! Не достал!»
Ходят ножки босиком
По дорожке прямиком.
Стало сухо и тепло.
Лето, лето к нам пришло!

Сергей Козлов
Я на солнышке лежу


Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу.
Всё лежу
И лежу
И на солнышко гляжу.

Носорог -
рог -
рог
Идёт.

Крокодил -
дил -
дил
Плывёт.

Только я
Всё лежу
И на солнышко гляжу.

Рядом львёночек лежит
И ушами шевелит.
Только я
Всё лежу
И на солнышко гляжу.

Эмма Мошковская
Мчится поезд


Чух-чух,
Чух-чух,
Мчится поезд
Во весь дух,
Паровоз пыхтит.
– Тороплюсь! – гудит. -
Тороплюсь,
Тороплюсь,
Тороплю-у-усь!

СКОЛЬКО ШАПОК РАЗНЫХ-РАЗНЫХ!


Сколько шапок разных-разных!
Синих, красных, чистых,
грязных!
В разных шапках много
разных -
Даже грустных и несчастных.
Снег посыпал густо-густо
И засыпал грустных-грустных…
Нет ни грустных,
ни ворчливых -
Много белых и счастливых!

Нина Саконская
Где мой пальчик?


Маша варежку надела.
– Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла:
– Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь.
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?

Ирина Токмакова
Разговор Лютика и Жучка


– Лютик, Лютик, что хохочешь?
– Да ведь ты меня щекочешь,
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь – захохочешь!

Дождик


Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька.
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал,
И устал,
И перестал.

Кораблик


Летний ливень лужи налил -
Целые моря!
Дача встала y причала,
Бросив якоря.

Только мой корабль отважный
Борется с волной,
И не важно, что бумажный
Парус надо мной.

Саша Чёрный
На коньках


Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки…
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке…
Раз-два! вот и поскользнулся…
Раз и два! чуть не кувыркнулся…
Раз-два! крепче на носках!
Захрустел, закрякал лёд,
Ветер дует справа.
Ёлки-волки! полный ход -
Из пруда в канаву…
Раз-два! по скользкой дорожке…
Раз и два! весёлые ножки…
Раз-два! вперёд и вперёд…

Михаил Яснов
Не отвлекаться!


Шёл по улице бульдожка,
У него чесалась ножка.
Отвлекаться он не стал -
Ножку
ушком
почесал!

Маленький почемучка

Валентин Берестов
Где ваш дом?


– Чайки, чайки! Где ваш дом?
Чайки, чайки, где ваш дом?
На земле, на волне
Или в синей вышине?
– Ну конечно, на земле!
На земле рождаемся!
Ну конечно, на волне!
На волне качаемся!
Ну конечно, в вышине!
В вышине летаем!
Край земли, волну и небо
Домом мы считаем!

Как найти дорожку

Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Смотрят, над ними Белка прыгает. С дерева на дерево. С дерева на дерево. Ребята – к ней:


– Белка, Белка, расскажи,
Белка, Белка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?

– Очень просто, – отвечает Белка. – Прыгайте с этой ёлки вот на ту, с той – на кривую берёзку. С кривой берёзки виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы? Прыгайте!

– Спасибо, Белка! – говорят ребята. – Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим. Скачет Заяц. Ребята и ему спели свою песенку:


– Зайка, Зайка, расскажи,
Зайка, Зайка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?

– В сторожку? – переспросил Заяц. – Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом – заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так?

Обскочите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.

– Спасибо, Зайка, – говорят ребята. – Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придётся ещё кого-нибудь спросить.

Видят, ползёт Улитка.


– Эй, Улитка, расскажи,
Эй, Улитка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?

– Рассказывать до-о-олго, – вздохнула Улитка. – Лу-у-учше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.

– Спасибо, Улитка! – говорят ребята. – Нам некогда ползать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим. На цветке сидит Пчела. Ребята к ней:


– Пчёлка, Пчёлка, расскажи,
Пчёлка, Пчёлка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?

– Ж-ж-ж, – говорит пчела. – Покажжжу… Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестёр. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну, до свидания! Я уж-ж-жасно тороплюсь. Ж-ж-ж… И улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать. Они пошли туда, куда летели пчёлы, и быстро нашли сторожку. Вот была радость! А потом дедушка их чаем с мёдом угостил.

Сергей Козлов
Как зовут меня? Скажи!


Кролик маленький – КРОЛЬЧОНОК,
Крокодил – КРОКОДИЛЁНОК,
Сын лошадки – ЖЕРЕБЁНОК,
А у зебры – кто? Скажи!
У слонихи сын – СЛОНЁНОК.
У верблюда – ВЕРБЛЮЖОНОК,
А у ёжика с ежонком
Мама с папою – ЕЖИ!

Игорь Мазнин
Отчего так много света?


Отчего так много света?
Отчего вдруг так тепло?
Оттого, что это лето
На всё лето к нам пришло.
Оттого и каждый день
Всё длиннее, что ни день.
Ну а ночи,
Ночь от ночи,
Всё короче и короче.

Андрей Усачёв
Кто чья мама?


За мамой лошадкой
Бежит жеребёнок.
За мамой хохлаткой
Скачет цыплёнок.

У мамы собаки
Щеночки спят в будке.
У мамы свиньи -
Поросята в закутке.
Вот радость:
Все в мамочку вышли малютки!

У мамы коровы
Телёнок ревёт:
Увидел мышонка -
И маму зовёт.

Кудрявый ягнёнок
У мамы овечки:
Какие кудряшки,
Какие колечки!

У мамочки кошки
Усатые крошки -
Пищат бесконечно котята в лукошке.
И каждого нужно лизать
языком.
И каждого нужно кормить молоком.

Ласкает медведица-мать
Медвежонка.
А мама-ежиха
Качает ежонка.

Все дети на свете
Похожи на мам.
Ты это, наверное,
Знаешь и сам.

Какие бывают подушки


Если подушка
Кладётся под ушко,
Такая подушка
Зовётся подушка.

Если подушка
Кладётся под нос,
Такая подушка
Зовётся поднос.
А если подушку
Кладут под затылок,
Такую подушку
Зовут подзатыльник.

Откуда приходит Новый год?


Новый год слетает с неба?
Или из лесу идёт?
Или из сугроба снега
К нам приходит Новый год?
Он, наверно, жил снежинкой
На какой-нибудь звезде
Или прятался пушинкой
У Мороза в бороде?
Спать залез он в холодильник
Или к белочке в дупло…
Или в старенький будильник
Он забрался под стекло?
Но всегда бывает чудо:
На часах двенадцать бьёт…
И неведомо откуда
К нам приходит Новый год!

Лев Толстой
Кто лучше всех?

В толпе, на улице, заблудилось дитя. Бегает, кричит, ищет мать. Народ спрашивает у ребёнка: «Какая же твоя мама, деточка?» А дитя сквозь слёзы отвечает: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех».

Саша Чёрный
КТО?


«Ну-ка, дети!
Кто храбрее всех на свете?»
Так и знал – в ответ
все хором нараспев:
«Лев!»
«Лев? Ха-ха…
Легко быть храбрым,
Если лапы шире швабры.
Нет, не лев, не слон…
Храбрее всех малыш -
Мышь!
Сам вчера я видел чудо,
Как мышонок влез на блюдо
И у носа спящей кошки
Не спеша поел все крошки.
Что!»

«Отчего у мамочки…»


– Отчего у мамочки
На щеках две ямочки?
– Отчего у кошки
Вместо ручек ножки?
– Отчего шоколадки
Не растут на кроватке?
– Отчего у няни
Волоса в сметане?
– Отчего у птичек
Нет рукавичек?
– Отчего лягушки
Спят без подушки?..

– Оттого, что у моего сыночка
Рот без замочка.

Михаил Яснов
Что такое счастье?
Леонид Яхнин
Кто где прячется


Загремел над лесом гром.
Туча брызнула дождём.
Шмель укрылся под листком.
А кузнечик – под грибком.
Ёж под ёлкою – клубком.
Заползла улитка в дом.
Скачут весело лягушки -
Им и дождик нипочём!

Растём культурными

Эмма Мошковская
Вежливое слово


Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты продаются
За вежливое слово.
В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже Ёжик пожилой
Притащился чуть живой:
Подходите,
Ёжик, ёжик!
Вам билет в каком ряду?
Мне поближе:
Плохо вижу.
Вот спасибо! Ну пойду.
Говорит Овечка:
– Мне – одно местечко!
Вот моё. Благодарю -
Доброе словечко.
Утка: – Кряк! Целый ряд.
Для меня и для ребят!
И достала Утка
Доброе утро.
А Олень – добрый день!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места,
Вот моё – пожалуйста!
Говорит Дворовый пёс:
– Поглядите, что принёс!
Вот моё здорово -
Вежливое слово.
Вежливое слово!
Нет у вас другого?
Вижу в вашей пасти здрасте,
А здорово бросьте! Бросьте!
– Бросил! Бросил!
– Просим! Просим!
Нам билетов -
Восемь! Восемь!
Козам, Лосям,
Благодарность
Вам приносим.
И вдруг, отпихнув
Старух, стариков,
Петухов, Барсуков:
Вдруг ворвался
Косолапый,
Отдавил хвосты и лапы.
Стукнул Зайца пожилого:
– Касса, выдай мне билет!
– Ваше вежливое слово?
– У меня такого нет.
– Ах, у вас такого нет?
Не получите билет.
– Мне – билет!
– Нет и нет.
– Мне билет!
– Нет и нет.
Не стучите – мой ответ.
Не рычите – мой совет.
Не стучите, не рычите,
До свидания, привет.
Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал,
И ушёл он со слезами,
И пришёл к мохнатой маме.
Мама шлёпнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то:
Развернула, и встряхнула,
И чихнула, и вздохнула:
– Ах, слова какие были!
И не мы ли их забыли?
Изволь… Позволь…
Их давно уж съела моль!
Но пожалуйста… Прости…
Я могла бы их спасти!
Бедное пожалуйста,
Что от него осталось-то?
Это слово золотое,
Это слово залатаю!
Живо-живо положила
Две заплатки. Всё в порядке!
Раз-два! Все слова
Хорошенько вымыла,
Медвежонку выдала:
До свиданья, До скаканья
И ещё до кувырканья,
Уважаю очень Вас:
И десяток про запас.
– На, сыночек дорогой,
И всегда носи с собой!
Театр открывается!
К началу всё готово.
Билеты предлагаются
За вежливое слово!
Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе:
– До свиданья! Здрасьте!
Доброй ночи! И рассвета!
Замечательной зари!
И кассир даёт билеты -
Не один, а целых три!
С Новым годом!
С Новосельем!
Разрешите вас обнять!
И кассир даёт билеты -
Не один, а целых пять.
Поздравляю с днём
Рожденья!
Приглашаю вас к себе!
И кассир от восхищенья
Постоял на голове!
И кассиру во всю силу
Очень хочется запеть:
«Очень-очень-очень-очень -
Очень вежливый Медведь!»
– Благодарен! Извиняюсь!
– Славный парень!
– Я стараюсь!
– Вот какая умница!
Вот идёт Медведица,
И она волнуется,
И от счастья светится!
– Здравствуйте, Медведица!
Знаете, Медведица,
Славный мишка, ваш сынишка,
Даже нам не верится!
– Почему не верится?
Говорит Медведица, -
– Мой сыночек-молодец!
– До свидания!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ленский детский сад»

Совместный досуг с родителями

«Моя семья», посвящённого праздникам 23 февраля и 8 марта

для детей 2-3 лет

Воспитатель: Кочергина

Наталья Михайловна

Ленск, 2016

Цель: создание условий для совместной творческой деятельности воспитанников детского сада и их родителей.
Задачи:

    использовать личный пример взрослых членов семьи в воспитании детей;

    развивать координацию движений, ловкость, умение действовать по сигналу;

    развивать творческие способности в совместной деятельности с родителями;

    воспитывать любовь и уважение к маме, папе, бабушке, дедушке.

Оборудование:

    карточки с названием команд и девизом;

    сердечки с пожеланиями;

    макароны и нитки;

    разные крупы: манная, гречневая, рисовая, пшенная, геркулесовая, ячневая;

    сундучок: книга русских народных сказок; ремень; фартук; кулинарная книга; мяч; шоколад; горох; игрушка; букварь; краски; пластилин; диск с мультфильмами.

Зал празднично украшен. Под музыку, звучит песня «Моя семья»,

в зал входят родители с детьми, рассаживаются за столы.

Ведущая:

Уважаемые мамы и бабушки, папы и дедушки! Поздравляем Вас, с праздником! Сегодня у нас необычный праздник – семейный праздник. Потому что семья – то самое дорогое, что есть у всех нас. Все самые лучшие слова, которые прозвучат сегодня – для вас, наши дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!

Пусть каждый день ваш будет светлым,

Пусть ваше сердце будет щедрым,

От всей души желаем счастья,

В работе радостных побед.

Пусть обойдут вас все несчастья,

Как будто их в природе нет!

Ребёнок:

Кто на свете всех милей?

И кто в мире краше?

Самый лучший друг детей –

Это мама наша!

Ребёнок:

Мамочка моя,

Лучше всех на свете.

Радует меня

Сладкими конфетами.

Ребёнок:

Я мамуле помогаю

Сам игрушки прибираю:

То машинки раскидаю,

То весь сок пролью.

Ребёнок:

Мамочка милая, мама моя,

Пусть эта песенка будет твоя!

Исполняется песенка «Маму поздравляют малыши»

Ведущая:

Сегодня, уважаемые гости, мы с вами хотим поиграть. Давайте представим, что за каждым столом сидит команда, которая состоит из детей и родителей. Мы приготовили для каждой команды – девиз, он лежит на вашем столе. Задание для вас: прочитать название команды и девиз дружно, хором – оценивать чёткость произношения будет наше жюри: представляет жюри. Победитель будет оценён вот таким сердечком. Команда, набравшая к концу вечера наибольшее количество сердец, будет нашим победителем.

Конкурс № 1

«Представление команд»
Команда: «Малышок» -
Девиз: «Мы команда малышок, постоим за свой горшок!»
Команда: «Веснушки» -
Девиз: «Если хочешь быть в веснушках, через сито загорай!»
Команда: «Улыбка»
Девиз: «Жизнь без улыбки ошибка, да здравствует свет и улыбка!»
Команда: «Солнышко».
Девиз: «Солнышко, солнышко, мы твои лучи,
Быть людьми хорошими ты нас научи!»
Команда: «Кнопочки».
Девиз: «Куда хотим туда воткнёмся
Чего хотим, того добьёмся!»
Команда: «Радуга».
Девиз: «Будем вместе мы всегда, как у радуги цвета!»

Жюри оценивает конкурс.

Ведущая подводит итог конкурса, отдаёт сердечки.

Ведущая:

Каждый день по утрам
Делаем зарядку,
Очень нравится нам
Делать по порядку.
Чтобы нам не болеть
И не простужаться,
Мы зарядкой всегда
Будем заниматься.
Пусть не всё хорошо
Может получиться,

Не печалься, дружок,
Надо научиться.

Конкурс № 2

Зарядка «Туки-ток»

Ведущая вручает сердце самым активным участникам,

по мнению жюри.

Ведущая:

Посмотрите, какие сегодня красивые мамы! Но мы предлагаем сделать их еще наряднее! Смастерим для них бусы.

Конкурс № 3

«Подарок для мамы»

Папа с ребёнком нанизывают макароны на ниточку, за одну минуту нанизать как можно больше и подарить бусы маме.

Ведущая:

Мы с ребятками дарим нашим мамам песенку.

Исполняется песенка-игра «Пирожки»

Ведущая:

Мы продолжаем наше соревнование.
Умывайся, соня Саша!
Бабушка сварила кашу!
Каша сытная, пшеничная!
Масло сладкое, отличное!
А все съешь - с тарелки донышка,
Улыбнутся слон и солнышко.

Родители, а Вы любите каши? У нас в детском саду дети каждое утро кашу кушают, а Вы? Вот мы сейчас с ребятами проверим. Вы закроете глаза и определите, какая крупа нужна для каши. Жюри оценит, кто из родителей является знатоком каш.
Ведущая приглашает от каждой команды по одному родителю.

Конкурс № 4

«Знатоки каши»

Жюри объявляет победителя, отдаёт сердце.

Ребёнок:

У меня есть бабушка,
Она печёт оладушки,
Вяжет тёплые носки,
Знает сказки и стихи.
Бабушку свою люблю,
Ей я песню подарю!

Исполняется песенка «Поздравляем бабушку»

Ребенок:

Поздравляю бабушку

Я с большой любовью!

И желаю бабушке

Крепкого здоровья!

Конкурс № 4

«Бабушкин сундук»

Ведущая:

В этом сундучке находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения бабушки, для успешного воспитания ребёнка. Мы приглашаем по одному родителю от каждой команды, и родители поочередно будут объяснять, что из данных предметов пригодится в воспитании ребёнка, а что нет. Каждый выбирает предмет для объяснения. Для чего нужен этот предмет, как с его помощью можно воспитать ребёнка.
В сундуке находятся:

    книга русских народных сказок;

    ремень;

    фартук;

    кулинарная книга;

    мяч;

    шоколад;

    горох;

    игрушка;

    букварь;

    краски;

    пластилин;

    диск с мультфильмами.
    Жюри оценивает родителей, ведущая раздаёт сердца.

Ребёнок:

У меня есть ежик
По утрам колючий.
Я его целую –

Мой папа самый лучший!

Ребёнок:

Знают все, что я принцесса,
Значит папа - мой король.
Ты мой самый лучший папа,
Мой кумир, и мой герой.

Исполняется песенка «Машина»

Ведущая:

А сейчас самый весёлый конкурс.
Мы играли в папавоз,
В самый быстрый папавоз,
В самый лучший папавоз:
Ехал я, а папа - вёз.
Долго он не соглашался,
Не хотел пыхтеть всерьёз,
А потом как разошёлся -
И поехал, и повёз!

Приглашаем пап и детей. Пусть папа по-своему прокатит своего малыша (самолет, паровоз, лошадка и т.д.)

Конкурс № 5

«Папавоз»

Жюри оценивает пап, ведущая раздаёт сердца.

Ведущая:

Наше соревнование окончено и пока жюри подводят итоги, мы станцуем для вас.

Танец «У меня, у тебя»

Ведущая:

Сегодня замечательный вечер. Родители, Вы его весело провели, играя с Вашими детьми. И в нашей игре есть только один победитель – Ваш ребёнок, Ваше будущее. Надеемся, в Ваших семьях таких вечеров будет много. А сейчас мы с ребятами обменяем ваши заработанные сердца на добрые слова и пожелания.

Родители зачитывают слова и пожелания, которые написаны на сердцах.

Ведущая:

Мы желаем Вам, чтобы все эти пожелания сбылись!

Вечер продолжается чаепитием.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: