Конспект занятия по развитию речи. Оборудование к занятию

Конспект урока окружающего мира в 1 классе на тему

«Вот и лето прошло. Осень».

Цели урока: формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времён года.

Планируемые результаты образования:

Предметные: различа­ют времена года по характерным признакам.

Личностные: имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир».

Метапредметные УУД:

Регулятивные: развивают и тренируют свою наблюдательность.

Познавательные: понимают информацию, помещенную в учебнике.

Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; по­нимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказыва­ют свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему реше­нию, работая в паре

Образовательные ресурсы: презентация «Времена года», физкульт­минутка для глаз.

Ход урока

I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).

Чтоб природе другом стать,

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

П. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

III. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке окружающего мира мы с вами будем говорить о временах года:

Какие бывают времена года и месяцы,

Как называются,

Сколько их,

Как они сменяются друг за другом,

Будем учиться их различать по характерным признакам.

К концу урока мы должны:

Усвоить, в какой последовательности сменяются времена года;

Научиться узнавать время года по характерным признакам.

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

Мы разделимся на 4 группы, 4 команды, каждая из которых представляет определенное время года. ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ И ЗИМА

Учитель: Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.

Ребята! Сколько времен года вы знаете? Правильно, 4, поэтому первым мы послушаем стихотворение под названием Воробьиный дневник, которое нам прочитают весна, лето, зима и осень.

1. М. Пляцковский . Воробьиный дневник

Весна
И вкривь, и вкось, и напрямик
Бегут ручьи. Чирик-чирик!
Кричат скворцы, дрозды, грачи –
Попробуй всех перекричи!

Лето
Чирик-чик-чик. Светло. Тепло.
И,значит, лето вновь пришло.
Пою со всеми заодно:
«Пусть не кончается оно!»

Осень
Закрыли тучи синеву.
Дождинки падают в траву.
Чик-чик-чирик! На край земли
Летят куда-то журавли.

Зима
Повсюду снег. И кто-то мне
Кормушки ставит на окне.
Быть благодарным я привык.
Спасибо, люди!
Чир-чирик!

Молодцы ребята! Теперь мы знаем 4 времени года. А кто знает, что у каждого времени года есть свой цвет.

2. И. Суриков. Четыре цвета.

Белый
Белые шапки на белых березах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому лесу на лыжах бегу.

Синий
Синее небо, синие тени.
Синие реки сбросили лёд.
Синий подснежник – житель весенний,
На синей проталинке смело растет.

Зеленый
В зеленом лесу на зеленой травинке,
Поводит усами зеленый жучок.
Зеленую бабочку на тропинке,
Накрыл мой сачок, нитяной колпачок.

Желтый
Желтое солнце греет слабее.
Желтые дыни на желтой земле.
Желтые листья шуршат по аллее.
Желтая капля смолы на стволе.

Физминутка.

Ребята, а ведь каждое время года мы меняем обувь и одежду. И это правильно, ведь зимой холодно, а летом жарко. Ведь глупо и смешно было бы зимой увидеть человека в шортах и майке, а летом в шубе и шапке. Правда? Давайте послушаем стихотворение …

3. В. Орлов . Кто в чём?

Блещут лужи
На тропинках –
Осень топает
В ботинках.

Туча дождик
Унесла –
Ходит в туфельках
Весна.

Лето ходит
Босиком
Или в босоножках,

А зима,
Скрипя снежком, –
В тепленьких
Сапожках.

V. Первичное закрепление.

Просмотр презентации «Времена года».

Мы рассмотрели 4 времени года, запомнили, что за чем, идет, узнали, что у каждого времени года есть свой цвет, своя одежда обувь. А теперь ребята давайте рассмотрим каждое время года более подробно, ведь каждое время года состоит из 3 месяцев, а в году их ровно 12 и у каждого месяца есть свои особенности.

4. В. Степанов . Азбука времён года.

Бела дороженька, бела.
Пришла зима. Зима пришла.
Я шапку белую ношу,
Я белым воздухом дышу,
Белы мои ресницы,
Пальто и рукавицы, -
Не различить меня в мороз
Среди белеющих берез.
Замру. И белка в тишине
Вдруг спрыгнет на руки ко мне.

Декабрь
Стынут ветви у берез,
По утрам трещит мороз.
Ну а мишке все равно -
Он в берлоге спит давно.

Январь
Замело в лесу пригорки
И овражки замело.
Зайка выскочил из норки -
Тихо. Холодно. Бело…

Февраль
Ходит грозный Вьюговей
В снежной шапке до бровей.
Даже волк, разбойник-волк,
Испугался и примолк.

По опушке шла Весна,
Ведра с дождиком несла.
Оступилась на пригорке -
Опрокинулись ведерки.

Зазвенели капли -
Загалдели цапли.
Испугались муравьи -
Двери заперли свои.

Ведра с дождиком Весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло -
Чу-де-са!

Март
Замер лес в прозрачной дымке,
На деревьях тают льдинки.
С веток падает капель,
И слышна синицы трель.

Апрель
Снег сошел. Запахло прелью.
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом.

Май
Дружно лопаются почки,
Распускаются листочки.
На траве роса дрожит,
Лось за радугой бежит.

Соломенное лето,
Соломенный песок.
Соломенная шляпа
Сползает на висок.

Соломенные дали,
Соломенные дни.
Соломенные кони
На солнышке видны.

Соломенное небо,
Соломенный шалаш.
Соломинкой рисую,
Забыв про карандаш.

Июнь
Солнце в небе светит ярко,
Но в густой тени не жарко.
Тут и там поют птенцы -
Леса новые жильцы.

Июль
В золотых цветах опушка,
Пчелы водят хоровод.
В камышах кричит лягушка:
Из-за речки дождь идет.

Август
До утра в лесу тепло
От смолистых сосен.
Белка гриб несет в дупло…
Наступает осень.

Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Желтые метели.
Под ногами первый лед
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнет,
А запеть -
Стесняется.

Сентябрь
Пусто в домике стрижа -
Улетел бедовый,
И как зонтик у ежа
Желтый лист кленовый.

Октябрь
Вяжет сети паучок,
Гонит тучи ветер.
Загрустил бурундучок
О прошедшем лете.

Ноябрь
В инее ложбина,
В огоньках рябина.
Дятел клювом бьет -
Зиму в гости ждет.

Молодцы ребята. Мы многое узнали про времена года.

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

И так из года в год пролетают дни, недели, месяцы и времена года. И вы с каждым годом растёте, становитесь старше, взрослеете, умнеете. А месяцы и времена года остаются те же.

Творческое задание. Ребята, я знаю, что вы дома ещё рисунки рисовали – рисунки своего времени года и составили по ним небольшой рассказ. Расскажите об этом нам и своим одноклассникам.

(Дети показывают рисунки и рассказывают небольшие рассказы по рисункам).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Ребята, можем ли мы теперь ответить на вопрос –

После какого времени года бывает лето? (После весны).

А сейчас какое время года? (Осень).

А какое время года будет после осени? (Зима).

А после зимы? (Весна)

А после весны? (Лето). И будут летние каникулы.

А после лета? (Осень). И мы снова придём учиться в школу уже во 2 класс.

А кто запомнил названия месяцев? Сколько месяцев в году? (12 месяцев) .

Давайте с помощью круга назовём хором все месяцы года. Начнём с месяца, с которого начинается каждый год. (Дети хором называют названия месяцев с января по декабрь). Их можно увидеть в календарях (маленьких и больших), численниках. (Показ календарей, численника).

Спасибо, ребята. Вы очень постарались! Все сегодня молодцы! И заслужили подарки!

На этом наш урок закончен.

Василенко Светлана Викторовна
музыкальный руководитель
МБДОУ “Детский сад “Рябинушка”
с. Гостищево”
Яковлевского района
Белгородской области

Действующие лица: Клоун Клёпа, Врака – Забика, Фея Лета.

Звучит весёлая музыка, дети собираются на площадке перед детским садом.

Клёпа: Здравствуйте, ребята! Я очень рад снова видеть вас в нашем детском саду. Как вы все выросли, похорошели, загорели. Хорошо вы отдохнули летом? (Ответ детей). А сегодня у нас с вами весёлый праздник – праздник прощания с летом. И начнём наш праздник весёлой разминкой.

«Весёлая разминка» (фонограмма)

Клёпа:
Лето быстро пролетело, стали частыми дожди,
«До свиданья, улетели» –
Нам курлычут журавли.
Лето уходит, но мы не будем грустить,
А будем с вами веселиться, играть и проверим,
Насколько вы стали взрослее, находчивее за лето.
А вы за лето не забыли,
Чему вас в садике учили?

Дети: Нет!

Клёпа:
Дружить не разучились? А играть?
А загадки разгадывать умеете?
Сейчас проверю!
Слушайте первую загадку .

Заслонили тучи солнце,
Гром раскатисто смеётся.
В небе молний полоса –
Значит, началась…(гроза)

Мчится по холмам змея,
Влагу деревцам неся.
Омывая берега,
По полям течёт… (река)

Он поплачет над садами –
Сад наполнится плодами.
Даже пыльный подорожник
Рад умыться в летний … (дождик)

Они легки, как вата,
По небу плывут куда – то.
Держат путь издалека
Каравеллы- … (облака)

Сыплется из туч горох,
Прыгает к нам на порог.
С крыши катится он в сад.
Что такое? Это … (град)

Жаркий шар на небе светит,
Этот шар любой заметит.
Утром смотрит к нам в оконце,
Радостно сияя, … (солнце)

Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов.
Озеро теплом согрето,
Всех зовёт купаться … (лето)

Клёпа: Молодцы, вижу, что все за лето подросли.

Звучит музыка, на площадке появляется Врака – Забияка и говорит ехидным голосом.

Врака:
Ну вот, ещё одну гадость я удачно совершила:
Насыпала в компот соли. Пусть теперь попьют
Солёненький компотик! Ха-ха-ха! (Видит детей)
Ага! Сюда-то мне и надо!

Клёпа: Куда это «сюда»?

Врака :
Куда, куда… Да сюда, где много детей. Я из них буду делать своих помощников.

Клёпа: Да кто же вы такая?

Врака:
Я – Вракочка-Забиякочка. Можно просто – Врака-Забияка:
я слышала, у вас тут праздник какой-то?

Клёпа: Не какой-то, а праздник прощания с летом. Мы пришли повеселиться, посмотреть друг на друга, какие мы стали большие за лето.

Врака: Это вот эти детишечки – коротышечки большие? Ой, насмешили! (смеётся) Так хочется им пустышку дать пососать.

Клёпа: Ты сейчас сама увидишь, какие мы стали. Наши дети много знают стихов и песен.

Дети средней группы рассказывают стихи о лете.

1-й ребенок

Лето - это солнца луч,
Тёплый дождик из-под туч,
Лето - яркие цветы
Необычной красоты.

2-й ребенок

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни взглянешь -
Всё кругом светло.

3-й ребенок

По лугу пестреют
Яркие цветы,
Золотом облиты
Темные листы.

Исполняется песенка «Тюльпанчик». Движения выполняются в кругу.

Врака: Молодцы! Хочу теперь вас проверить на быстроту и выносливость!

Клёпа: Мы согласны, если и ты, Вракочка-Забиякочка, будешь вместе с нами соревноваться и играть. Согласна?

Врака: Согласна, согласна! Давайте начинать!!!

Проводятся эстафеты и конкурсы «Передай мяч», «Перепрыгни лужи», «Преодолей препятствия», «Попади в цель».

Врака: Какие вы молодцы, порадовали меня. Я теперь не буду пакостничать, буду доброй.

Клёпа: Вот и хорошо. Молодец. Давай продолжим веселиться И позовём лето, чтобы с ним проститься.

Дети зовут Лето.

Звучит волшебная музыка, выходит Летняя Фея.

Фея:
Ах, какая приятная встреча!
Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте дети!
Я – Фея этой радостной страны!
Я – Фея Лета, Красоты!

Клёпа: Летняя Фея, мы сегодня хотим с тобой проститься,
Поиграть, повеселиться. Ты будешь с нами играть?

Фея: Конечно, ребята, с удовольствием.
Будем праздник продолжать, будем в игры мы играть.

Игра «У оленя дом большой» (старший возраст)

Фея: Понравилась игра, малышей зову тогда.

Игра «Весёлый мяч» (младший, средний)

Эстафета «Резиночки». Играют 2 команды. Нужно каждому играющему пролезть в резиночку, как в обруч и передать другому.

Клёпа: Молодец, летняя Фея, повеселила нас, А теперь мы тебя приглашаем с нами станцевать

ФЛЭШМОБ.

Фея:
Всем спасибо за вниманье,
За задор, за звонкий смех,
Говорю вам: « До свиданья,
До счастливых новых встреч!
А на прощанье давайте все вместе споём весёлую песню.

Все дети, взявшись за руки, идут по кругу и поют песню «Улыбка».

Врака: Вы, ребята, не скучайте, нас почаще приглашайте.

Клёпа: Лето будем вспоминать, лето будем снова ждать. До свиданья!

Герои прощаются и уходят.

Звучит весёлая музыка. Все дети расходятся по своим участкам.

Цель: продолжаем закреплять знания и представления о лете, его признаках; актуализировать летние воспоминания, учить составлять рассказ на их основе; развивать связную речь, творческое воображение, произвольное внимание; воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь и уважение к родной природе.

Ход занятия

Воспитатель: - Вот и наступила снова осень. Мы с вами встретились после летнего отдыха. Вы все выросли, похорошели, загорели и отдохнули. Мне кажется мы все рады нашей встрече, так как успели, соскучатся друг по другу, (делает паузу) выслушивает мнения, высказывания детей.

Воспитатель: Читает загадку

Солнце печет
Липа цветет
Рожь поспевает
Когда это бывает?

Ответы детей: Летом.

Воспитатель: - Умнички! Конечно же, это лето. И сегодня я предлагаю вам вспомнить, как мы провели лето. О том, какое это прекрасное время года и за что мы его любим.

Дидактическая игра на развитие связной речи. Составление детьми рассказов из нескольких предложений на тему: “Что такое лето”.

Рассказы детей.

Воспитатель: - Прекрасные рассказы. Я поняла, что вы замечательно отдохнули и готовы продолжать наше занятие. Послушайте, пожалуйста, музыку А.Вивальди “ Лето” и после прослушивания, поделитесь своими эмоциями и впечатлениями.

Звучит аудиозапись А. Вивальди “ Лето”

Рассказы детей о своих впечатлениях полученных во время прослушивания.

Воспитатель вовлекает в обсуждение всех детей. Если дети затрудняются, задает наводящие вопросы.

Воспитатель: - Спасибо вам ребятки за такие прекрасные рассказы. За ваши эмоции, за знания летних явлений природы. Я вам предлагаю вспомнить, о которых вы промолчали или забыли.

Загадывает загадки.

  • Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Туча)
  • Сначала – блеск, за блеском – треск, за треском – плеск. (Гроза)
  • Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило. (Дождь)

Воспитатель: - Молодцы, правильно вы назвали эти летние явления. Послушайте, пожалуйста, прекрасные стихи И.Бунина, в которых, он красиво описал эти явления.

Дождь прошел. Уж не трепещет
Тучка молнией-грозой.
Посмотри, как небо блещет
Сквозь деревья бирюзой!

От кустов ложатся тени,
А цветы полны водой;
Пахнет свежестью сирени,
Сладко пахнет резедой.

Точно замер пруд широкий;
Как в зеркальном серебре,
Отразились в нем глубоко
Избы, ивы на горе.

А вдали уже алеет
Свет заката, - и теплом
Ночь в окно порою веет,
Точно ласковым крылом.

Воспитатель: - Ребятки давайте вспомним, какие явления мы еще можем наблюдать летом?

Воспитатель загадывает загадки:

Крошечное коромысло через реку повисло. (Радуга)

Утром бусы засверкали
Всю траву с собой заткали
А пошли искать их днем
Ищем, ищем - не найдем! (Роса)

Воспитатель: - Молодцы, правильные дали ответы, но есть еще одно явление (очень редко, но бывает).

Говорю я брату
- Ох, с неба сыплется горох!
Вот чудак – смеется брат –
Твой горох, ведь это... (Град)

Обсуждение с детьми природных явлений, выяснение причин появления их в летний период.

Проводится динамическая пауза (Тучка).

После игры возвращаемся на места, и проводится словесная игра на тему “Хорошо-плохо”.

Например:

  • Что есть лето – хорошо! А что короткое – плохо!
  • Что летом жарко – хорошо! А что солнечный удар – плохо!
  • Что летом дождик – хорошо! А промокнуть – плохо!

Продолжаем игру на любую летнюю тему, пока дети ее предлагают.

Воспитатель: - Молодцы! Хорошо справились с этим заданием. Такие интересные темы вы затронули и отметили, что в каждом явлении, периоде, в процессе, есть как хорошие стороны, так и плохие.

А теперь я хочу вам предложить послушать стихотворение. Будьте добры, ответьте, пожалуйста, о каком летнем месяце в нем идет речь?

Теплый, длинный-длинный день,
В полдень – крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц? Подскажи-ка?

Ответы детей: - Июнь.

Воспитатель : - Конечно же, это июнь месяц. А давайте вспомним, как его в народе еще называют?

Ответы детей: (если затрудняются – воспитатель подсказывает) “Хлеборост”, “Румянец”.

Воспитатель: - Молодцы! Есть и еще одно название, в народе говорят “Июнь-скопидом, урожай копит на целый год”.

Совместно с детьми обсуждаем июнь месяц.

Воспитатель: - Ну не только этим любим этот месяц для некоторых детей, а еще и тем, что они родились в этот месяц.

Воспитатель приглашает детей, родившихся в июне месяце выйти из-за стола. Вручает им в подарок книжки. Дети садятся на места.

Воспитатель: - Послушайте, пожалуйста, пословицу: “Месяц этот – макушка лета – устали не знает, все прибирает” и еще этот месяц в народе называют “Страдником”. Что это за месяц?

Ответы детей : - Июль.

Совместное обсуждение с детьми июля месяца. Поздравление детей родившихся в июле месяца.

Воспитатель читает стихотворение С.Маршака:

Море плещет, солнце светит
Август жаркий нас приветит.
Отдыхают от души,
Веселятся малыши.

Воспитатель приглашает детей, родившихся в августе месяце для поздравления и вручения подарков.

Воспитатель: - Вот и вспомнили мы наше прошедшее лето. В народе говорят: “Август-лето-закат” или “В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит”. Да, действительно наше лето пробежало, наступила осень. Остались у нас воспоминания (о дне рождения, об отдыхе на дачах, на курортах, о походах в лес, о купании в реках, озерах, морях). Ребятки давайте мы с вами нарисуем наши картины и назовем их “Как я провел лето!”. Но прежде, чем мы преступим за нашу работу, давайте поздравим еще раз наших деток, чьи дни рождения выпали на летние месяцы.

Проводятся игры:

1. “Каравай”

2. “Своему другу пожелай” - игра с мячом.

После игр дети принимаются за свои рисунки.

Воспитатель проводит с каждым ребенком обсуждение его работы и оформляет выставку в группе на тему “Вот и лето прошло”.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 «Березка»

Конспект занятия по развитию речи

Старшая группа

«Лето!»

Воспитатель: Яценко Д.А.

Задачи :

Упражнять детей в образовании и употреблении имен прилагательных в сравнительной степени,

Упражнять детей в подборе действий и признаков к предметам,

Закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени,

Развивать логическое мышление и связную речь,

Упражнять в умении согласовывать числительное с существительным и прилагательным,

Воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим летом .

Ход занятия:

В. Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор, а загадка поможет вам узнать, о чем мы поговорим:

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, «купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это вы все меня, я …

В. Вот, наконец, и наступило лето красное! Мы так долго ждали его с вами!

Расскажите лето оно какое? (Ответ детей)

Лето какое? (теплое, яркое, разноцветное, радостное, жаркое.).

Солнце летом какое? (желтое, жаркое, яркое, теплое.).

Трава летом какая? (зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая.).

Вода летом какая? (теплая, прохладная, приятная, освежающая.).

Дождь летом какой? (теплый, долгожданный, проливной. короткий. затяжной.).

Дети летом какие? (веселые, радостные, забавные, шумные.).

Небо летом какое? (голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое.).

Облака летом какие? (высокие, белые, голубые, грозовые, дождевые.).

Молодцы. Летом поспевают ягоды и фрукты. Давайте расскажем какой сок получится из фруктов, выбирайте себе картинку и называйте сок.

Дети : Яблоко - яблочный сок, апельсин - апельсиновый сок, мандарин - мандариновый сок, лимон - лимонный сок, ананас - ананасовый сок, груша - грушевый сок, виноград - виноградный сок, персик - персиковый сок.

В. Очень много существует пословиц и поговорок про лето. Как вы думаете, как можно объяснить такие поговорки и пословицы: «Летом заря с зарёй встречаются». (Большой световой день.) «В июне солнце высоко, а с утра до вечера далеко». Почему говорят: летом каждый кустик ночевать пустит? (Потому что летом очень тёплые ночи) (Ответы детей)

В. А теперь давайте немного отдохнем и поиграем.

Подвижная игра «Косари».

Выбираются 3 водящих - косари, остальные играющие - цветы. Каждый играющий ребенок получает цветную ленту, обозначающую цветок: желтая лента - одуванчик, белая лента - ромашка, синяя - василёк. Ленты закрепляются у детей сзади на поясе. Водящие заранее договариваются, кто какой цветок будет срывать. Играющие произносят текст и имитируют движение: цветы, стоя на месте, раскачиваются, двигают руками-листочками, растут. Косари делают энергичные движения руками в сторону -вперёд и ходят между цветами по полю.

Слова цветов:

Зелен, зелен луг, всё цветёт вокруг,

И роса блестит, и коса звенит.

Одуванчик, василёк и ромашка здесь растут.

Слова косарей:

Я косой траву скошу и букетик наберу.

Раз, два, три…

На слова: «Раз, два, три… » - цветы разбегаются, стараясь добежать до условленного места. Косари срывают с убегающих ленточки только своего цвета, так как по договору каждый косарь собирает или только одуванчики, или ромашки, или васильки. Побеждает тот, кто больше сорвал ленточек, соответствующих заданному цветку.

В: Сейчас расскажите что все делают летом.

Солнце что делает? (светит, греет, припекает, нагревает, сушит.).

Облака что делают? (стоят, плывут, надвигаются, проливаются дождем.).

Трава что делает? (пахнет, зеленеет, сохнет, растет, лежит.).

Цветы что делают? (растут, цветут, пахнут, радуют, украшают.).

Фрукты что делают? (растут, созревают, опадают, наливаются.).

Птицы что делают? (летают, поют. щебечут, радуются, выводят, учат птенцов, заботятся о них.).

Дети что делают? (загорают, купаются, греются, играют, прыгают, веселятся, радуются.).

Ребятки, давайте поиграем в игру "А что вчера?".

Сегодня фрукты созревают, а вчера. (созревали) .

Сегодня дети загорают, а вчера. (загорали) .

Сегодня птицы поют, а вчера. (пели) .

Сегодня облака плывут, а вчера. (плыли) .

Сегодня дождь идет, а вчера. (шел) .

Сегодня молния сверкает, а вчера. (сверкала) .

Сегодня гром гремит, а вчера. (гремел) .

Сегодня дети купаются, а вчера. (купались) .

Давайте сделаем гимнастику для пальчиков.

1,2,3,4,5. Здороваются пальцы.

В лес идем мы погулять. Пальцы идут по столу.

За черникой, за малиной. Загибаем по одному пальцу с мизинца.

За брусникой, за калиной,

Землянику мы найдем. Соединяем ладошки корзиночкой.

Маме с папой отнесем.

В. А сейчас, ребята, я вам предлагаю нарисовать лето такое каким вы его себе представляете. После этого воспитатель спрашивает пару детей, что они будут рисовать.

Итог занятия.

О каком времени года говорили?

Как лучше всего провести лето?

Что больше всего вам нравится в этом времени года?

Тема: «Вот и лето прошло!»

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Программное содержание:

Собрать детей вместе после летнего перерыва, порадоваться теплой встрече;

Активизировать знания детей о театре;

Учить передавать при помощи жестов, мимики и голоса образ героя;

Учить разыгрывать знакомую сказку при помощи настольного театра;

Совершенствовать исполнение художественно-образных умений;

Развивать мелкую моторику и артикуляционный аппарат;

Воспитывать интерес к театральной деятельности, дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Методы и приемы:

Словесные:

Беседа и рассказ о театре;

Проблемные вопросы, объяснение;

Загадки, художественное слово и скороговорки;

Наглядные:

Демонстрация способа действия, наблюдение;

Практические:

Игра-импровизация;

Разыгрывание сказки при помощи настольного театра;

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика;

Физкультминутка;

Дидактические:

Игровая ситуация.

Предварительная работа: беседа о театре, игры импровизации, разыгрывание этюдов, подготовка к спектаклям, разучивание стихотворений, монологов и чтение художественной литературы.

Индивидуальная работа: разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминуток, работа над выразительным произношением слов и реплик сказочных героев.

Демонстрационный материал: небольшой мяч, волшебный мешочек, свиток, фигурка колобка из настольного театра, музыкальное сопровождение, маски персонажей из сказки «Колобок».

Словарная работа: театр, декорации, артисты, зрители, сцена, грим, костюмы, маски, афиша, мимика, жесты, импровизация, комедия, драма, мюзикл.

ХОД НОД:

1. Организационный момент.

Звучит музыка, дети проходят в зал, встают свободно у центральной стены и выполняют движения вслед за воспитателем.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

После игры, дети садятся полукругом на ковре.

П. : Здравствуйте, мои друзья! Так много времени прошло с тех пор, как мы встречались с вами в нашем уютном зале! Я очень рада всех вас увидеть, и теперь, когда жаркое лето позади, мы снова будем играть, импровизировать и показывать спектакли для друзей.

2. Словесная игра «Назови имя ласково».

П. : Давайте вспомним, как кого зовут, и познакомимся с «новенькими» ребятами. (Ребенок, поймавший мяч, проговаривает свое имя, или имя соседа, соблюдая ласковую интонацию.)

3. Беседа о театре.

А в них играть?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, или на козу?

Или на принца, иль на Бабу Ягу?

(Изменить внешность можно с помощью костюма, маски, грима, прически, головного убора.)

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, или в грозу,

Или в бабочку, или в осу?

Что поможет здесь, друзья?

(Жесты и конечно мимика.)

П. : А какое искусство объединяет в себе импровизацию и преображение, помогает при помощи костюма, мимики, жестов и голоса превращаться в разных людей и животных?

П. : Конечно же, театр! А вы знаете, как и когда появился театр? Это было так давно, что никто и не помнит когда. Первыми актёрами были бродячие актёры, скоморохи. Их ёще по-другому называли, комедиантами. Тогда даже не было самого здания театра. Комедианты выступали прямо на улице под открытым небом. И только через много-много лет, стали строиться здания для театров. Сейчас артисты выступают на сцене. А что, по-вашему, является необходимой составляющей театра? (Сцена, декорации, маски, костюмы, афиша, грим, оркестр, актеры, зрители.)

П. : А какие виды театра вы знаете? (Кукольный, пальчиковый, конусный, театр на палочках, би-ба-бо, перчаточный, варежковый, масочный.)

П. : А что вы можете сказать о жанрах, каких видов могут быть представления? (Комедия, драма, мюзикл.)

П. : Ну а самое главное ребята, мы должны помнить, что театр это волшебный мир, который в одно мгновение может перенести нас в сказку, прошлое или будущее, рассказать о добре и зле, подарить хорошее настроение.

4. Игра-импровизация.

Воспитатель незаметно достает свиток с заданиями.

П. : Давайте с вами, под веселую музыку, не произнося ни одного слова, изобразим, то что, написано в этом свитке:

На паркете «Дружбы вальс»

Мухи танцевали.

Увидали паука - в обморок упали. АХ!

Дети показывают миниатюру, воспитатель помогает по необходимости, отмечает успехи детей.

5. Артикуляционная гимнастика.

П. : Молодцы, справились с заданием. Но впереди, для вас я подготовила еще одно задание, оно сложное, поэтому для начала, необходимо провести артикуляционную гимнастику. Для того чтобы у вас все получилось, повторяйте за мной:

Наш Дениска - озорник,

Тянет губки к ушкам,

Посмотрите, — говорит,

Я теперь — лягушка!

(Удержание губ в улыбке, зубы не видны.)

Кто играет на гитаре,

А Денис на дудочке,

Губы вытянул вперед

Узкой-узкой трубочкой.

(Рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.)

Кончик языка в зубки упирается,

Спинку выгибаем — горка получается.

Быстро- быстро с горки вниз,

На санках катится Денис.

(Рот открыт. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.)

У Дениса есть часы -

Удивительной красы!

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

(Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком языка, попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.)

Язычок - вверх и вниз -

На качели сел Денис.

Вот качели высоко,

Вот качели низко.

До чего же хорошо

Весело Дениске!

(Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.)

Недавно бабушка Анфиса,

Купила барабан Денису.

И теперь он делом занят:

Громко - громко барабанит.

(Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д.)

Вот Денискин пароход

Смело по морю плывёт.

Не боясь крутой волны,

Весело гудит он: «ы - ы -ы»!

(Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы», как гудит пароход).

6. Упражнение на развитие дикции (Скороговорка).

П. : А теперь, как и обещала, для вас сложное задание, но после наших специальных упражнений, вы обязательно справитесь. Нужно пропеть скороговорку на одном звуке.

Наварила щука щей.

Пригласила трех ершей.

Говорили всем ерши:

«Щи у щуки хороши!»

(Педагог помогает детям во время выполнения упражнения.)

П. : Замечательно справились с заданием.

7. Пальчиковая гимнастика.

П. : Ой, что-то мы засиделись, давайте немного разомнемся:

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику.)

Вышивает, шьет иголка,

Пальцу больно,

Пальцу колко.

Левая ладошка раскрыта, в правой руке воображаемая иголка, которая «шьет» и задевает пальчик.

А наперсток

В тот же миг

К девочке на пальчик

Делают вид, как будто, надевают на палец наперсток.

Говорит иголке: шей,

А колоться ты не смей! Грозят пальцем иголке.

8. Физкультминутка.

Зайки, где ж вы пропадали?

(Дети показывают руками ушки зайчиков)

Мы в капусте отдыхали.

(дрожат от страха)

А зачем капусту съели?

(руки ставят на пояс, качаются)

Мы лишь носиком задели.

(пальцем дотрагиваются к носу)

Ох, вас надо наказать.

(грозят пальцем)

Что ж, попробуйте догнать.

(быстро прыгают на месте).

9. Игра-спектакль по сказке «Колобок».

(Педагог достает волшебный мешочек и загадывает загадку.)

Прямо с полки, за порог.

Убежал румяный бок.

Укатился наш дружок,

Кто же это?. (Колобок)

(Достает фигурку колобка.)

П. : Правильно вы ребята угадали, а давайте обыграем эту сказку, у нас есть декорации, и маски. Я буду сказочницей, а вас, ребята, попрошу распределиться по ролям и занять свои места (Раздают детям маски персонажей).

Звучит русско-народная мелодия. У домика сидят дед и бабка. Дед что-то строгает, бабка вяжет.

Сказочница:

В деревушке, рядом с речкой,

В теплом доме с русской печкой,

Жили - были, много лет,

Бабка старая и дед.

Дед: Испеки, бабка, колобок.

Бабка: Из чего печь-то? Муки нет.

Дед: А ты, бабка, пойди, по сусекам поскреби, по амбару помети! Авось муки и наберется.

Бабка перестает вязать, заходит в дом.

Сказочница: Взяла старуха перышко, по сусекам поскребла, по амбару помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила тесто, истопила печку, испекла колобка. Получился колобок и пышен, и ароматен.

Бабка ставит на подоконник игрушечного колобка.

Положила бабка колобок на окошко остывать. А колобок прыг за окно — и покатился себе по тропинке.

Вместо игрушки, на сцене появляется ребенок, исполняющий роль Колобка. Он бежит в лес, приговаривая.

Я по сусекам скребен,

По амбару метен,

В печку сажен,

На окошке стужен!

Я от Дедушки ушел и

От Бабушки ушел!

(Из-за елки справа выпрыгивает навстречу Колобку Заяц).

Заяц: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, косой Зайчик! Я тебе стишок расскажу.

Я по сусекам скребен,

По амбару метен,

В печку сажен,

На окошке стужен!

Я от Дедушки ушел и

От Бабушки ушел!

А от тебя, Заяц, и подавно уйду!

Колобок быстро «катится» мимо зайца, и исчезает за елками справа. Заяц убегает в противоположную сторону. Играет музыка.

Колобок появляется из-за елок слева, из-за елок справа выходит навстречу Колобку Волк.

Волк: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, серый Волк! Я тебе стишок расскажу.

Я по сусекам скребен,

По амбару метен,

В печку сажен,

На окошке стужен!

Я от Дедушки ушел и

От Бабушки ушел,

Я от Зайца ушел, а от тебя, Волк, и подавно уйду!

Колобок быстро «катится» мимо Волка и исчезает за елками справа. Волк убегает в противоположную сторону. Играет музык. Колобок появляется из-за елок слева, из-за елок справа выходит навстречу Колобку Медведь.

Медведь: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, Косолапый! Я тебе стишок расскажу.

Я по сусекам скребен,

По амбару метен,

В печку сажен,

На окошке стужен!

Я от Дедушки ушел и

От Бабушки ушел,

Я от Зайца ушел,

Я от Волка ушел, а от тебя, Медведь, и подавно уйду!

Колобок быстро «катится» мимо Медведя и исчезает за елками справа. Медведь уходит в противоположную сторону.

Играет музыка.

Колобок появляется из-за елок слева, из-за елок справа выходит навстречу Колобку Лиса.

Лиса: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Я по сусекам скребен,

По амбару метен,

В печку сажен,

На окошке стужен!

Я от Дедушки ушел и

От Бабушки ушел,

Я от Зайца ушел,

Я от Волка ушел,

От Медведя ушел, а от тебя, Лиса, и подавно уйду!

Лиса: Ах, как славно ты поешь! Да вот, плохо я слышать стала. Подкатись-ка ближе, да расскажи еще разок!

Сказочница: Колобок обрадовался, что его послушали, и подкатился близко-близко к хитрой лисе.

Я по сусекам скребен,

По амбару метен,

В печку сажен,

На окошке стужен!

Сказочница: А лисичка, его - Ам! - и съела.

Хотя нет. Колобку все же удалось убежать. Но после этого он больше никогда не хвастался.

Вот и сказочке конец! А кто слушал - молодец!

10. Подведение итогов.

П. : Наша встреча подошло к концу. Что вам понравилось на занятии? (Ответы детей.)

П. : Мне очень понравилось, как вы изображаете мимикой, жестами и голосом все своих героев, как смело выполняли все задания. Молодцы! Артистами сегодня побывали, И сказку вы, ребята, показали. Артисты все были хороши, поаплодируем друг другу от души!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: