Конспект занятия по математике в средней группе «Ориентировка в пространстве и на плоскости. Ориентировка в пространстве

Обучающие задачи.

Учить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: «вверху», «внизу», «на».

Упражнять в сравнении двух групп предметов, разложенных в ряд.

Закреплять умение пользоваться словами «столько», «сколько», «поровну», классифицировать предметы по цвету, называть изображение.

Развивающие задачи.

Развивать познавательную активность.

Развивать наблюдательность детей посредством игровой деятельности.

Методические приемы.

Игровой.

Наглядный (использование карточек с изображением листочков и божьих коровок).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Предварительная работа.

Подготовка раздаточного материала.

Знакомство со счетными палочками.

Материалы.

Для воспитателя: игрушечная мышка.

Для детей: карточка с 5 листочками и 5 вырезанных из картона божьих коровок, поднос, счетные палочки: 3 большие оранжевые и 3 маленькие синие.

Ход занятия

Перед детьми на столе счетные палочки.

Воспитатель. Какого цвета палочки? (оранжевые и синие). Отложите в сторону синие палочки.

Сколько синих палочек? (три). Сделайте из синих палочек треугольник. Рядом выложите оранжевый треугольник.

Дети выполняют задание самостоятельно.

Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на треугольники. Какой треугольник больше? (оранжевый). Какой треугольник меньше? (синий). А почему?

Дети. Потому что оранжевые палочки длиннее, чем синие.

Воспитатель. Правильно, молодцы. А где находится оранжевый треугольник?

Дети отвечают с какой стороны лежит треугольник.

Маленький треугольник расположен слева или справа от большого? А теперь расположите треугольники так, чтобы маленький треугольник лежал над большим. (дети самостоятельно выполняют задание).

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у нас получилось? (Елка). Правильно. Наверху треугольник какого цвета? (синего).

Где находится большой треугольник? (внизу). А маленький? (вверху).

Воспитатель. Молодцы. Все ребята справились с заданиями.

А теперь послушайте внимательно загадку:

Под полом таится,

Кошки боится (мышка).

Воспитатель. К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется.

Воспитатель ставит мышку под стол, на шкаф и т.д. Дети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя, говорят, где она находилась, используя слова: «наверху», «внизу», «на». Игра повторяется 2-3 раза.

Молодцы, ребятки везде нашли мышку. А теперь присядьте на свои места. Послушайте еще загадку:

Красный, маленький комочек,

На спине немного точек,

Не кричит и не поет,

А по листику ползет (божья коровка).

Воспитатель. Правильно это божья коровка. Перед вами на подносах лежат карточки с листочками и божьи коровки. Покажите левую руку. (Дети показывают левую руку.) Левой рукой придерживаете карточку, а правой раскладываете божьих коровок. На каждый листочек посадите по одной божьей коровке.

Сколько божьих коровок? (Много.) сколько листочков? (Много.) А как вы думаете, чего больше: листочков или божьих коровок? (Воспитатель слушает детей и подводит к тому, что листочков и божьих коровок поровну, сколько листочков, столько и божьих коровок.)

Воспитатель. Ребята, давайте с вами вспомним какие задания сегодня были. (После ответов детей воспитатель дает положительную оценку деятельности детей.)

Вы, ребята, молодцы, все справились с заданиями.

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе: «Ориентировка в пространстве»

Задачи :

Образовательная область «Познавательное развитие» .

1)Развивать внимание, логическое мышление, пространственную ориентацию ;

2)Обогащать и активизировать словарь детей;

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» .

3)Закрепить пространственные отношения ;

4)Воспитывать у детей самостоятельность, уверенность;

Образовательная область «Физическое развитие» .

5)Развивать двигательную активность детей

Методы и приемы :

Практические (физминутка) ;

Наглядные (иллюстрации) ;

Словесные (беседа)

Материалы и оборудование : иллюстрации.

1. Воспитатель : Здравствуйте ребята! Во многих сказках герои стоят на развилке дорог, на перекрестке и читают такие надписи : «Направо пойдешь» , «Налево пойдешь» .

Воспитатель : Ребята, а вы знаете как определить где правая сторона, а где левая?

Я вам расскажу один секрет! Там где бьется сердце-левая сторона, а другая сторона-правая.

Поднимите правую руку, посмотрите на нее и скажите кто сидит справа от вас. А теперь поднимите левую руку посмотрите на нее и скажите кто сидит слева от вас. Дети отвечают на вопросы

Создание мотивации детей

2 «Игра на внимание» :

Дотроньтесь правой рукой до носика, левой рукой до левого уха, поднимите правую ногу и т. д Дети внимательно слушают, выполняют задание У детей развито логическое мышление

3Воспитатель : Ребята, к нам в гости пришли слова : на, над, под. На столах у вас лежат цветочки, возьмите их в руки.

А теперь спрячьте цветочек под правую руку, подержите его над левой рукой, спрячьте его под левую руку, подержите над правой рукой.

Дети выполняют задание

4Игра «Как растут овощи» :

Воспитатель : Если я скажу овощ растет на земле-разводим руки в стороны, если над землей-вверх, в земле-вниз. Дети выполняют задание

У детей развита двигательная активность

5Игра «На, над, под» :

Воспитатель : Ребята, давайте попробуем сделать так, чтобы дереву не было одиноко. У вас на столах лежат разные предметы. А теперь давайте все эти предметы разместим на дереве, под деревом, над деревом. Дети выполняют задание

Дети закрепили навыки ориентировки в пространстве

6Воспитатель : Молодцы ребята, справились с заданием. Теперь нашему дереву не будет одиноко.

Ребята вам понравилось занятие? А что мы сегодня узнали?

Дети отвечают на вопросы

Подведение итога занятия

ИНТЕГРИРОВАННАЯ
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЕМА «ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА
В ПРОСТРАНСТВЕ И НА ПЛОСКОСТИ»


Приоритетная образовательная область - «Познание».
Интегрируемые образовательные области - «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создание условий для развития ориентировки в пространстве и на плоскости.

ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»
1. Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела.
2. Уточнять и закреплять пространственные представления детей («на», «над», «под»).
3. Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине».
4. Закреплять умение определять свое место среди окружающих людей.
5. Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска)
ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ»
1. Закреплять умение понимать, практически применять и обозначать результаты своей деятельности терминами, определяющими пространственное расположение предметов по отношению к себе и на плоскости.
2. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.
ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
1. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
2. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
ОБЛАСТЬ «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
1. Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание и следить за развитием событий.
ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ»
1. Стимулирование развития центральной нервной системы и всех психических процессов.
2. Предупреждение утомляемости воспитанников, удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности.
Материалы: массажные шарики, конверт, магнитная доска, геометрические фигуры на магнитах, две сюжетные картины, предметные картинки на каждого ребенка, лист бумаги, карандаши.

ЭТАПЫ
НОД ДЕЙСТВИЯ
ПЕДАГОГА ДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАННИКОВ
Организационный момент Предлагает детям поиграть с массажными шариками, демонстрируя действия для подражания и подкрепляя их стихотворным текстом. Выполняют действия по показу педагога.
Включение в игровую ситуацию Читает стихотворение и просит ответить на вопросы по тексту, корректируя ответы детей. Слушают педагога, отвечают на вопросы.
Проверка усвоения схемы тела, игра «Смотри, не ошибись» Предлагает выполнить упражнения, закрепляющие умение ориентироваться в расположении частей своего тела. Выполняют диктуемые действия.
Работа по картине, упражнение «Что и где?» Предлагает рассмотреть картину и рассказать, что на ней нарисовано. Рассматривают картину, отвечают сколько и каких предметов изображено на картине в центре, справа, слева.
Действие с геометрическими фигурами, игра «Укрась коврик» Побуждает детей украсить ковер (учебная доска) геометрическими фигурами, выполняя по очереди то, что он скажет. На учебной доске выполняют действия с геометрическими фигурами, в соответствии с указаниями педагога.
Определение своего места, игра «Будь внимательным» Строит детей в колонну (шеренгу) и просит детей определить свое место среди окружающих людей. Стояв колонне: называют ребенка стоящего впереди (сзади), перестраиваясь в шеренгу определяют место соседа, по отношению к себе.
Динамическая пауза Предлагает детям отдохнуть и выполнить действия по тексту. Имитируют движения по тексту.
Работа с раздаточным материалом, игровое упражнение «Покажи» Просит детей сесть на свои места, посмотреть, что лежит у них на столах (картинки, соответствующие предметам на сюжетной картине). Управляет деятельностью детей с помощью вопросов. Садятся за столы, рассматривают картинки, лежащие перед ними. Показывают картинки, определяющие пространственные представления на картине («на», «над», «под»).
Работа на листе, игра раскрась узор» Обращает внимание на листок, разделенный на две части, в каждой из которых нарисованы одинаковые геометрические фигуры. Предлагает детям раскрасить геометрический узор, диктуя варианты. Затем демонстрирует готовый образец для сравнения. Раскрашивают рисунок, сравнивают результаты своей работы с образцом педагога.
Оценка деятельности детей в течение НОД Комментирует оценку деятельности воспитанников, предлагает сюрприз. Делятся впечатлениями.
ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Ребята, давайте поиграем с нашими массажными шариками. Положите шарик на правую ладонь, сверху накройте левой ладонью и повторяйте за мной.
Я мячом круги катаю (мяч между ладоней)
Взад – вперед его гоняю (смена рук)
Им поглажу я ладошку, (соответственно)
Будто я сметаю крошку. (смена рук)
И сожму его немножко (сжимаем шарик)
Как сжимает лапку кошка. (смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рекой начну. (смена рук)
А теперь последний трюк: (перебрасывание мяча
Мяч летает между рук. из руки в руку)
- Раскрываем шарик, достаем колечко. На каждую строчку надеваем колечко на один палец. Начинаем с большого пальца на левой руке.
Птичек мы окольцевали.
Наблюдали, узнавали.
Улетев в какие дали.
Холода пережидали.
Что пернатые клевали?
Гнезда где свои свивали?
Где вы яйца отложили?
Как вы бури пережили?
Сколько вы, в конце концов,
В гнездах вывели птенцов?
ВКЛЮЧЕНИЕ В ИГРОВУЮ СИТУАЦИЮ.
- Ребята, я сегодня утром, перед дверью в нашу группу, нашла вот это письмо от Вовки из Тридевятого царства.. Но на нем написано, что это письмо из сказочной страны и просто так не откроется. Чтобы его открыть надо выполнить задание. Надо внимательно послушать стихотворение и ответить на вопросы. Согласны?
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево – понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» - раздался ликующий крик.
Где право, где лево узнал ученик.
- Какой рукой ученик выполнял действия? (Правой)
- Что делал ученик правой рукой? (Писал, мяч кидал, страницы листал, ложку держал, полы подметал)
- Покажите свою правую руку. Покажите другую свою руку. Какая это рука? (Левая)
- Молодцы, справились с заданием. Попробуем открыть письмо и посмотрим, что же Вовка нам написал.
«Здравствуйте, ребята. Я Вовка из Тридевятого царства. Я собрался в школу, в первый класс, но для этого мне необходимо выполнить сложные задания. Без вашей помощи, друзья, мне не как не обойтись».
- Ну что, ребята, надо выручать Вовку. Поможем? Давайте посмотрим, какие же задания нам надо выполнить, чтобы помочь ему во всем разобраться.
ЗАДАНИЕ 1. «СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ» (проверка усвоения схемы тела)
- Правой рукой возьмитесь за левое ухо. Левую руку положите на правое плечо. Правую ногу выставьте немного вперед. Правой рукой закройте правый глаз. Левой рукой достаньте до левого колена. Выпрямились, опустили руки.
- Молодцы, с первым заданием вы справились.
ЗАДАНИЕ 2. «ЧТО И ГДЕ» (работа по картине)
- Подойдите к картине. Внимательно рассмотрите, что и где изображено на
ней.
- Что изображено в центре этой картины? (Домик)
- Сколько и каких предметов справа от домика? (справа – 1 береза, 2 гриба, 1 цветок, 1 птица). А слева? (3 дерева, 1 гриб, 1 цветок)
- Правильно, вы очень внимательные.
ЗАДАНИЕ 3. «УКРАСЬ КОВЕР» (действия с конкретными предметами)
- А сейчас мы подойдем к доске, на который будет изображать ковер. Но он у нас некрасивый, просто зеленый. Нам надо его украсить, чтобы он всем понравился. Каждый из вас по очереди сделает то, что я его попрошу:
- Правой рукой возьми треугольник и положи его в левый верхний угол ковра.
- Левой рукой возьми квадрат и положи его в нижний правый угол ковра.
- Правой рукой возьми круг и положи в центр ковра.
- Левой рукой возьми овал и положи в правый верхний угол ковра.
- Правой рукой возьми прямоугольник и положи в нижний левый угол ковра.
- Посмотрите, какой нарядный ковер у нас получился.
ЗАДАНИЕ 4. «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Стоя в колонне, назвать ребенка стоящего впереди, стоящего сзади. Стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева. Поднять руку детям, стоящим слева от педагога. Стоя в шеренге, определить место соседа по отношению к себе, соотнеся со своей соответствующей рукой. (Петя стоит слева от меня). Определить свое место по отношению к соседу, соотнеся это с соответствующей рукой. (Я стою, справа от Кати).
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
- Давайте с вами немного отдохнем.
Эй, ребята, становитесь.
Справа – друг, и слева – друг,
Вместе все в веселый круг!
Топни правою ногой,
Топни левою ногой,
Вправо, влево головой.
Шаг – вперед, два – назад,
Отвернемся, повернемся,
Снова за руки возьмемся!
Три шага вперед дружок –
Станет тесным наш кружок.
Покружились, потолкались,
Отвернулись, разбежались.
ЗАДАНИЕ 5. «НА, НАД, ПОД» (работа с раздаточным материалом)
- Сейчас пройдите на свои места и посмотрите, что лежит у вас на столах. (У каждого ребенка картинки, соответствующие предметам на сюжетной картинке).
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся, над скамейкой. (Солнце, птица, облака)
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся на скамейке. (Девочка, кошка)
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся под скамейкой. (Собака)
- Покажите предметы, находящиеся справа от скамейки. (Солнце, цветы)
- Покажите картинку, на которой изображен предмет, находящийся слева от скамейки. (Дерево)
- Очень хорошо, и с этим заданием вы справились.
ЗАДАНИЕ 6. «РАСКРАСЬ УЗОР». (работа на листе бумаги)
- Возьмите листок. Он разделен на две части, в каждой из которых нарисованы одинаковые геометрические фигуры. Мы должны раскрасить наш геометрический узор.
- Раскрасить круг над чертой, синим карандашом, круг под чертой красным карандашом, треугольник под чертой желтым, над чертой зеленым. Прямоугольник над чертой заштрихуй, в прямоугольнике под чертой поставь три точки.
- Посмотрите на мой узор и сравните со своим. Если вы были внимательными и выполнили все правильно, то они должны быть одинаковыми.
ОЦЕНКА РАБОТЫ ДЕТЕЙ.
- Ребята, подойдите ко мне. Сегодня вы меня очень порадовали. Я прямо сейчас напишу Вовке письмо и расскажу как вы справились с его заданиями. Пусть тоже научится и может смело идти в школу. Вы сегодня на занятии очень хорошо поработали, все старались, и за это вас ждет сюрприз. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку. (Каждому ребенку в руку кладется конфетка).

Ботвинова Лилия Олеговна
Воспитатель МБДОУ№186 комбинированного вида г. Кемерово
Конспект непосредственной образовательной деятельности (средняя группа)
Интеграция образовательных областей: Познание (Формирование элементарных математических представлений), Коммуникация (Развитие речи), сенсорное развитие.
Тема: Ориентирование во времени и пространстве.
Цели: Закреплять знания о частях суток и их последовательности, умение ориентироваться в пространстве (лево, право, вверх, низ), закреплять умение использовать в речи предлоги. Закреплять знание цвета и плоскостных геометрических фигур.
Развивать пространственную ориентацию, логическое мышление, внимание.
Воспитывать самостоятельность, усидчивость, культуру математической речи.
Оборудование: карточки с изображением времен года, индивидуальные наборы плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), аудиозапись детской песни "Буги-Вуги"
Непосредственная образовательная деятельность
I Оргмомент
II Сообщение темы и целей
Сегодня мы вспомним времена года и их последовательность и поупражняемся различать и называть направления- лево, право, вверх, низ.
III Закрепление знаний
1. Загадки
Петушок зарю встречает,
Мама деток умывает,
Иней на траве, как пудра.
Что за время суток? (Утро)
Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (День)
День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи -
Наступает темный... (вечер)
На дворе темным-темно,
Месяц смотрит к нам в окно.
Спят в кроватках сын и дочка -
Значит, наступила... (ночка)
Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.

Улетел уж вечер прочь,

А за ним крадется... (ночь)

Послушайте внимательно загадки и попробуйте их разгадать.

Посмотрите на карточки, какие части суток на них изображены?

Расположите карточки так, чтобы части суток стали по порядку.

С чего начинаются сутки? (с утра)

Чем заканчиваются? (ночью)

Какое время следует после утра? (день)

После дня? (вечер)

2. Упражнение «Необычная походка»

Цель: Закрепить знание и умение различать правую и левую сторону, направление вперед и назад. Развивать внимание, пространственную ориентацию. Воспитывать самостоятельность.

Ход: Дети становятся в одну линию и по сигналу воспитателя начинают движение согласно указаниям до обозначенного места.

Например: шаг вперед, шаг влево, шаг вперед, шаг в право, шаг назад и т.д.

3.Фронтальная работа. Упражнение «Лабиринт»

Цель: Закреплять умение различать правую и левую сторону, направление вверх и вниз.

Ход: Детям предлагается пройти лабиринт (помочь герою добраться до чего- либо), проговаривая направление движения.

IV Физминутка,

Физминутка проводится с музыкальным сопровождением (детская песня «Буги- вуги»)

V Самостоятельная работа

Диктант с геометрическими фигурами.

У каждого ребенка на столе индивидуальный игровой набор плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и предмет «ориентир».

Цель: Закреплять умение ориентироваться в пространстве, знание плоскостных геометрических фигур.

Ход: Детям предлагается расположить геометрические фигуры, согласно указанным направлениям воспитателя.

Положите перед собой домик. Справа от дома положите круг, слева от дома квадрат, над домом овал, под домом прямоугольник и т.д.

Какие фигуры оказались слева?

Какими цветами?

Какие фигуры оказались справа?

Какими цветами?

С какой стороны фигур получилось больше?

Ольга Дерешева
Конспект НОД по математике в средней группе. Тема: «Ориентирование в пространстве»

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Тема: «Ориентирование в пространстве: слева – справа.

Пространственные отношения: над, на, под.»

Цели: Учить различать и называть пространственные отношения:

справа – слева; упражнять детей в определении правой руки

и правой стороны, левой руки и левой стороны; упражнять

детей в определении расположения предметов «на, над,

Развивать внимание, логическое мышление, пространственную ориентацию.

Воспитывать самостоятельность,уверенность.

Материал: коробочки, матрешки, карточки с изображением

овощей, изображение дерева, солнышка, ежика, грибов,

цветов, птичек.

Ход занятия:

1. Вводная беседа.

Во многих сказках герои стоят на развилке дорог, на перекрестке и читают надпись, где есть слова: «Направо пойдешь, налево пойдешь».

А вы знаете, как определить, где правая сторона, а где левая?

Ребята, я вам расскажу один секрет. Там, где бьётся сердце, это левая сторона. Тогда другая сторона – правая.

Поднимите правую руку. Назовите предметы, которые вас окружают справа.

Поднимите левую руку. Назовите предметы, которые окружают вас слева.

2. Игра на внимание.

Дотроньтесь правой рукой до носика, левой рукой до левого уха, топните правой ножкой, поднимите вверх левую руку и т. д. (темп можно убыстрять).

(дети садятся за столы)

3. Уточнение пространственных отношений: на, над, под.

(детям раздаются коробочки и маленькие матрешки)

Ребята, к нам в гости пришли три новых слова: на, над, под. Мы сейчас с этими словами поиграем.

Поставьте матрешку на коробочку, а сейчас спрячьте под коробочку, подержите над коробочкой, спрячьте матрешку под правую руку, подержите над левой рукой.

(дети встают в круг)

4. Игра «Как растут овощи»

Детям показываются картинки с изображением овощей, дети называют овощи и соответственно показывают движения. Если овощ растет на земле – руки в стороны, если над землей – руки вверх, если в земле – вниз.

5. Игра «На, над, под»

Вывешивается изображение дерева. На столе раскладываются картинки: солнышко, облака, птичка, еж, цветы, грибы, трава.

Ребята, давайте попробуем сделать так, чтобы дереву не было одиноко. Мы с вами все предметы разместим на дереве, под деревом, над деревом. Дети выбирают картинку и соответственно располагают над, под, на дереве, комментируя свои действия.

6. Итог

Воспитатель подводит итог занятия, основываясь на впечатлениях детей.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: