Наталия Зайцева
Конспект занятия в первой младшей группе «Пасхальное яйцо »
Цель : Познакомить детей с христианским праздником Светлой Пасхи и традицией окрашивания яиц.
Задачи :
1. воспитывать любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам.
2. Развивать у детей художественно-творческие способности.
3. Расширить словарный запас детей : Пасха , пасхальное яйцо , расписное, кулич, церковь.
Оборудование : деревянные заготовки крашеных яиц и пасхальный кулич , картинки с расписными яйцами, различные украшения и наклейки для яиц, книги с рассказами и сказками о Пасхе для детей , подставка для яиц.
Предварительная работа : просмотр иллюстраций на тему «Пасха » , создание выставки «Пасхальные фантазии » .
Ход занятия : Воспитатель читает детям стихотворение про Пасхальные яйца ,
Посмотрите, что за чудо,
Положила мама в блюдо?
Тут яйцо , но не простое :
Золотое расписное,
Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Мама всем дала ответы :
- Пасха – праздник самый светлый!
А яйцо , известно мне,
Символ жизни на земле!
Воспитатель задаёт вопросы по содержанию стихотворения :
Ребята, какой праздник скоро будет у нас? (Пасха ) . Как принято готовиться к этому празднику? (красить яйца, ходить в церковь, наводить порядок дома печь кулич) .
Давайте я расскажу вам, зачем нужно красить яйца на Пасху . Раскрашивание яиц - древний христианский обычай. На Пасху всегда дарят крашеные яйца. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами : «Христос Воскрес!» В ответ говорят : «Воистину Воскрес!» - Яйцо – это чудо , символ новой жизни. Курочка снесет яичко, оно похоже на камушек, каменная скорлупа – словно неживое, а в нём маленькая жизнь-живой цыплёнок, который вылупится из яйца.
Яйца красили в один цвет (это называется крашенка) , а также украшали полосками, пятнами, крапинами (это крапанки) . Также бывают писанки-яйца, раскрашенные вручную различным орнаментом.
Раньше в Пасхальную неделю детишки ходили друг к другу в гости и играли в различные игры. Самая популярная, дошедшая до наших дней-битье яиц. (два человека бьются яйцами с разных сторон, чья скорлупа остается целой, тот и победил.)
Сегодня мы с вами украсим яйца к празднику и подарим своим родителям. Посмотрите какие красивые яйца лежат перед вами и сколько красивых наклеек и украшений я принесла для вас!
Рефлексия.
О каком празднике мы сегодня говорили (Пасха )
Что принято дарить друг другу на этот праздник (яйца)
Какие слова говорят при этом (Христос Воскрес!-Воистину Воскрес)
Спасибо за внимание!
Публикации по теме:
Эта работа выполнена моим воспитанником, из старшей группы - Костей Ш. Крашеные яйца являются символом праздника Святого Воскресенья или.
Конспект Непосредственной образовательной деятельности (аппликации) для детей старшей группы «Пасхальное яйцо». Цель: 1. Закрепить навыки.
Конспект НОД во второй младшей группе «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) «Пасхальное яйцо» Конспект НОД во второй младшей группе «Художественно-эстетическое развитие» (рисование). Тема: «Пасхальное яйцо» Интеграция образовательных.
Лепить из соленого теста – одно удовольствие. Причем этот процесс будет одинаково интересен как детям, так и взрослым. Как из того же пластилина,.
Скоро праздник Пасхи. Очень люблю этот праздник. Праздник Светлого Христова воскресенья. Люблю проснуться на рассвете,собрав корзинку вкусностей,.
Словно яркая раскраска, К нам домой,явилась пасха. Принесла в своём лукошке, Яйца,булочки,лепёшки, Пироги,блины и чай. Пасху весело встречай.
Ольга Хлыстова
Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе №2 «Солнышко»: «Украсим пасхальное яйцо»
Воспитатель: Хлыстова Ольга Алексеевна.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие.
Познавательное развитие:
Социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
Цель:
Формировать элементарные представления о празднике «Пасха».
Задачи:
1. Познакомить детей с историей праздника Пасха и ее традициями, связанными с украшением яиц.
2. Воспитывать уважение к русской народной культуре.
3. Развивать мелкую моторику.
4. Создать условия для самореализации ребенка.
5. Развивать творческие способности.
Словарная работа:
Пасха, кулич, колокольный звон.
Предварительная работа:
беседы о весне, о празднике Пасха; рассматривание альбома и иллюстраций с изображением пасхальных яиц; разучивание потешек и стихотворений наизусть: «Солнышко- ведрышко», «Пасха»; чтение сказки «Курочка Ряба»; сюжетно-ролевая игра «Украшаем дом»; инсценировка «Печём куличи», «Красим яйца»; посадка травки (пшеницы); лепка яиц из пластилина; рисование и роспись пасхального яйца; аппликация корзина с яйцами; выставка детских работ; игры «Катание яиц», «Найди яйцо», «Горка».
Демонстрационный материал:
ноутбук; презентация для детей «Светлый праздник Пасха».
Раздаточный материал:
заготовки яиц по количеству детей; украшения – цветные звездочки; влажные салфетки.
« Ребята, посмотрите, сколько много у нас гостей. Каждое утро мы говорим друг другу «доброе утро», чтобы у нас весь день был добрым, чтобы настроение у нас было хорошее. Давайте скажем эти утренние волшебные слова нашим гостям (дети говорят гостям «Доброе утро»). Сегодня наша встреча с вами необычная. Вспомним о празднике, который отмечали все люди в это воскресенье. Как называется этот праздник? – Пасха.
Слайд 1: Пасха.
Пасха – праздник дорогой,
В дом пришел и в твой и в мой.
Слезы радости из глаз,
Ведь Христос Воскрес для нас.
Праздник Пасха означает победу добра над злом. Люди готовились к этому празднику заранее. Что они делали? (наводили порядок в своих домах, во дворах, пекли куличи, изготавливали пасху из творога, красили яйца). Потом шли в церковь (чтобы освятить. Для поддержания у людей радостного настроения на Пасху везде был слышен колокольный звон (благовест).
Слайд №2 (Храмы, звон).
А еще в пасхальную неделю любили одевать самую красивую одежду, петь, плясать, играть, ходить в гости, поздравлять друг друга, обмениваться пасхальными яйцами. А почему яйцами? Яйцо – символ новой чистой, светлой жизни. На Пасху обязательно строили качели, карусели, на них катались и дети и взрослые.
Мы сейчас с вами тоже поиграем.
Игра «Карусель»:
«Кто на праздничной неделе
Не бывал на карусели?
Все люди скорей сбегайтесь
И бесплатно покатайтесь!
Встали мы у карусели,Закрутились, полетели. «Еле – еле – еле - еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
(убыстряем темп)
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
(Можно после этих слов поменять направление движения).
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза)
Вот и кончилась игра».
После игры дети встают в круг. Стук в дверь. Входит Зайчиха с корзинкой.
Ребята, у меня случилась беда, лиса утащила из корзины пасхальные яйца, приготовленные для моих зайчат. Что я им подарю?
Не печалься, зайчиха, мы с ребятами поможем тебе, справиться с этой бедой. У нас есть мастерская, в ней еще остались нерасписанные яйца. Ребята, мы поможем зайчихе? Присаживайся. На несколько минут превратимся в мастеров, проявим свою фантазию и украсим яйца интересными узорами. А чтобы во время работы ваши пальчики были сильными, ловкими, поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика:
Стол пасхальный накрываем (разводим руками в стороны,
Веткой вербы украшаем (пальцы веером,
Из печи несем куличики (показ ладошками,
А от курочки – яички (соединяем большой палец с остальными пальчиками по очереди).
Дай нам, курочка, яичко простое,
Украсим мы его – будет (золотое) расписное(раскрашиваем в воздухе).
Пройдем в нашу мастерскую и приступим к работе.
Слайд №3: Звучит пасхальная песня.
Дети работают-украшают яйца.
На ваших пасхальных яйцах получился яркий красочный узор, зайчата будут рады такому подарку. (На подносе подают Зайчихе раскрашенные яйца).
Вот Вам яйца расписные,
Не простые – золотые.
Кто яйцо друг другу дарит,
Счастлив целый год бывает!
Зайчиха: «Спасибо! Я вам тоже приготовила подарки"(корзина с киндер – сюрпризами.
(Зайчиха уходит)
Дети дарят гостям праздничные открытки. Прощаются.
Юлия Панькова
Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Пасхальное яйцо » при реализации проекта «Светлая Пасха »
Цель : Познакомить детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями .
Задачи : воспитывать любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам. Развивать у детей художественно-творческие способности. Расширить словарный запас детей словами : Пасха , пасхальное яйцо , золотое, расписное.
Оборудование : блюдце с крашеными расписными яйцами и пасхальный кулич , картинки с расписными яйцами, цыплёнок сделанный своими руками из «Киндер-сюрприза» , ложка на каждого ребёнка, украшенные яйца из «Киндер-сюрприза» ; тонированный лист бумаги с изображением яйца, ватные палочки, гуашь, разведённая водой, салфетки на каждого ребенка.
Ход занятия
1. Воспитатель читает стихотворение «Пасхальное яйцо » .
Посмотрите, что за чудо,
Положила мама в блюдо?
Тут яйцо , но не простое :
Золотое расписное,
Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Мама всем дала ответы :
- Пасха – праздник самый светлый !
А яйцо , известно мне,
Символ жизни на земле!
Воспитатель задаёт вопросы по содержанию стихотворения :
Ребята, о каком празднике в этом стихотворении говорится. (Пасха )
- Пасха - считается главным христианским праздником. А скажите, что за чудо, положила мама в блюдо? (Яйцо ) . Какое яйцо ? (Золотое, расписное) .
Праздник Пасхи празднуется каждый год. Люди начинают готовиться к нему заранее : наводят порядок в своих домах, пекут куличи, сдобу, красят яйца (показ картинок) .
Ребята, а почему в Пасху мы красим яйца ?
- Яйцо – это маленькое чудо, это символ новой жизни. Снесёт курочка яичко, и оно похоже на камушек – словно неживое, а в нём жизнь. Живой цыплёнок, который вылупится из яйца.
Раскрашивание яиц - древний славянский обычай. На Пасху принято дарить крашеные яйца. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами : «Христос Воскрес!» В ответ следует сказать : «Воистину Воскрес!»
Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками. Если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета – эти яйца назывались крапанки. А еще есть яйца – писанки. Они раскрашиваются от руки сюжетными или орнаментными узорами.
В пасхальную неделю люди ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры . А давайте, ребята, мы с вами тоже поиграем!
2. Подвижные игры.
Игра «Самый ловкий» .
Дети встают в круг, количество яиц на одно меньше чем детей. Под веселую музыку дети бегают по кругу, когда музыка заканчивается, каждый должен взять яйцо . Тот, кому не досталось, выходит из игры (садиться на стульчик) .
Игра «Перенеси яйцо в ложке » .
Рисование.
А сейчас мы с вами станем настоящими мастерами и сами украсим яйца.
Дети садятся за столы и украшают нарисованные яйца на листе бумаги применяя ватные палочки методом тычка.
4. Рефлексия.
О каком празднике мы сегодня говорили?
Что принято дарить друг другу на этот праздник?
Публикации по теме:
Светлый праздник Пасхи, как приятно получить подарок сделанный своими руками, а если этот подарок сделан ребенком приятно в двойне. Для.
Аппликация из салфеток во второй младшей группе «Пасхальное яйцо».Домашний интерьер, украшенный собственными творениями, выглядит как-то.
Известно, что впечатления, полученные в детстве, остаются в памяти на всю жизнь. Именно поэтому дошкольный возраст является благоприятным.
Цель:Формировать у детей желание изготавливать подарки для родных своими руками. Задачи: Знакомим детей с понятием - "Семья" на примере.
Конспект занятия для детей с ОВЗ по ручному труду «Пасхальное яйцо» Тема: "Пасхальное яйцо".Цель: Создание условия для формирования умения прикреплять пайетку булавкой к пенопласту. Задачи: 1. Учить прикалывать.
В этот день ходили люди в гости друг к другу и обменивались яйцами и выпечкой. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» - и три раза поцеловаться в знак прощения и любви к близким».
Воспитатель: «Давайте и мы с вами попробуем подарить пасхальное яйцо».
Воспитатель выбирает двоих желающих, дает одному из них в руки яйцо -писанку и предлагает детям поздороваться по Пасхальному обычаю.
Воспитатель показывает детям крашеные яйца: «Чем отличаются эти яйца?»
Воспитатель: «Правильно, ребята. Одно яйцо окрашено одним цветом, а на другом мы видим узор. Окрашенные краской яйца называют «крашенки», а расписанные тонкими узорами «писанки». Когда художник рисует, то говорят, что он пишет картину или узор.
А теперь узнаем, что такое куличи. Кулич символизирует красное солнышко, и если человек пробует кулич, то он вбирает в себя живительные лучики и становится добрым и сильным.
Пасха всегда приходилась на весну и люди наблюдали за погодой, так складывались народные приметы: Посмотрите на улице, лежит ли еще снег?
Воспитатель: «Народная примета говорит нам: «Если к Пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным. А если снег еще лежит, то год будет бедным».
Воспитатель: «А теперь посмотрите, идет ли дождик или светит солнышко?»
Воспитатель: «есть и еще примета: если в Пасхальное воскресение стоит ясная солнечная погода, то лето будет жаркое, но сухое. Если пройдет «грибной дождь», то лето будет теплое, но дождливое. А если облачно, но без дождя, то лето будет холодное, но засушливое.
Воспитатель: «Как вы думаете, какое у нас будет лето?»
Воспитатель: «Издавна существовал и обряд «отпущения птиц на волю».
Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.
Воспитатель: «Вот и мы с вами отпустили наших птичек на волю, чтобы весна поскорее пришла, чтобы снег растаял, чтобы цветы зацвели.
Пасха во всем мире является не только церковным, но и одним из самых любимых семейных праздников.
Подготовку к Пасхе начинают с уборки дома, многие собирают вещи для бедных и отдают их тем, кто в этом нуждается. Ведь Пасха - это праздник милосердия и сострадания, и каждый из нас может проявить эти качества помогая своему ближнему. А это, согласитесь, приятно и совсем несложно.
Вы тоже можете на Пасху вместе с родителями складывать вещи, из которых вы выросли и игрушки, в которые не играете, и отдавать их деткам помладше.
В четверг и пятницу хозяйки пекут куличи, а дети украшают их глазурью, посыпают разноцветными сахарными звездочками и горошинками.
Праздник Пасхи всегда сопровождался народными играми и забавами.
Хотите ли вы узнать, как праздник Пасхи отмечали наши дедушки и бабушки? (ответ детей)
Игра «Найди яйцо»: воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его на видное место. Затем детям предлагается найти писанку.
Игра «За двумя зайцами»: воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.
Игра «Катание яиц»: воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.
Игры на улице:
«Игра-несушка»: для этой игры понадобятся 2 яйца и 2 ложки. Дети делятся на две команды, воспитатель устанавливает флажки. По команде дети кладут яйцо в ложку и несут яйцо так, чтобы не уронить с ложки, обходя при этом флажки. Далее яйцо и ложка передаются команде. Выигрывает та команда, которая первая пронесла яйцо вокруг флажков.
«Игра-путаница»: Выбирается ведущий, остальные дети встают в круг, держатся за руки и запутываются. Ведущий должен их распутать.
Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта (М. А. Шолохов) .
Предварительная работа: беседы с детьми о празднике Пасхи, разучивание песни «Пасхальное яичко» , расписывание пасхальных яиц, изготовление родителями костюмов для праздника.
Цель: знакомство детей с христианскими традициями родной страны; дать возможность воспитанникам проявить художественные способности, творческую индивидуальность; создание атмосферы театрального праздника.
Задачи: дать первоначальное представление о празднике христианской Пасхи; развивать творческие способности воспитанников; воспитывать в детях нравственные качества: бескорыстие, милосердие, добродушие, чувство благодарности, любви к ближнему.
Оборудование: костюмы героев сказки, стол, стульчики, тарелка с крашеными яйцами.
Под русскую народную музыку «Настенька» дети в русских народных костюмах заходят в зал и встают в кружок.
Воспитатель: Зажурчал ручей в овражке,
Прилетели с юга пташки.
Греет солнышко с утра.
В гости к нам идет …
Дети: Весна!
Воспитатель: Песню о весне споем,
Весну в гости позовем!
Дети исполняют песню «Здравствуй, весна!» (р. н. м., сл. З.Петровой)
Саша: Звонко капают капели
Возле нашего окна
Птицы весело запели:
«Пасха! Пасха! К нам пришла!»
Катя: Над лугами и полями
Светит солнышко над нами.
Долгожданная весна
Нам день Пасхи принесла!
Под колокольный звон дети идут парами, подходят к декорации храма, воспитатель начинает беседу.
Ведущая: Ребята, а что это за праздник Пасха? Пасха – самый светлый и добрый праздник. В каждой семье ждут и любят праздник Пасхи. К этому празднику всегда готовятся: пекут куличики, готовят творожную пасху, красят яйца. В день Светлой Пасхи полагается угощать всех встречных яйцами и приветствовать их словами «Христос воскрес!» , в ответ говорят «Воистину Воскрес!» и тоже дают угощение.
После беседы проходят на стульчики.
Альбом звуки природы, звучит пение птиц.
Воспитатель: Ребята, послушайте, как птички поют!
Птички летят, крыльями машут,
Тепло несут, весну зовут, вместе дружно говорим:
«Ау, ау, весну зову! Где ты, солнышко, проснись,
Ты же деткам улыбнись!»
Дети исполняют песню «Солнышко»
, сл. и муз. Е. Макшанцевой.
Илья: Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу –
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
Воспитатель: Посмотрите, как много яиц приготовила бабушка Ариша, и мы можем с ними поиграть.
Игра «Самый ловкий» . Дети встают в круг, количество яиц по количеству детей. Под веселую музыку дети бегают по кругу, когда музыка заканчивается, каждый должен взять яйцо.
Воспитатель: Солнце весело пригрело.
Побежал ручей с горы.
Он большим-большим сугробом
Спал всю зиму до весны.
Ребята, давайте позовем в гости ручеек.
* Ручеек, ручеек, молодой паренек
Прибеги в детский сад,
Чтоб порадовать ребят!
Под веселую музыку выбегает мальчик с голубыми ленточками и встает в центр круга.
Хоровод вокруг мальчика «Ручеек» сл. Л. Чадовой, муз. Т. Луневой.
По окончании ручеек играет с детьми. Все садятся на стульчики.
Появляются под музыку 2 пчелки с корзиночками в руках, летают по залу.
Воспитатель: Светит солнце горячей,
День стоит прекрасный.
Пчелки кружат у ветвей,
У цветочков разных.
Полетели на лужок
И в лесную чащу.
Их встречает ветерок,
Клевер, одуванчик.
«Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!»
Будут мед, конфетки.
Им спасибо скажут все
Маленькие детки.
Вручают ведерки с угощением воспитателю.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие гостьи прилетели с волшебной полянки. А мы с вами тоже можем превратиться в пчелок и полетать над цветочками.
С утра проснуться пчелки.
Потом приладят челки.
Умоются над лужицей
И весело покружатся.
Игра «Найди свой цветок» .
Воспитатель: Стол пасхальный накрываем,
Веткой вербы украшаем.
Из печей несем куличики,
А от Весны – Красны – яички.
Ребята, давайте пригласим наших гостей в хоровод.
Проводится игра «Катись яичко»
Ребята, к какому празднику мы с вами готовились?