Когда праздник 40 мучеников в году. Праздник сороки (40 святых) - приметы, гадания, народные обычаи

2017 год, весенний праздник 22 марта День 40 мучеников Севастийских, традиции и обычаи народного праздника.

В Русской Православной Церкви этот праздник непереходящий и всегда отмечается 22 марта по новому стилю . Но в 2017 году его церковное празднование переносится на 21 марта в связи с тем, что совпадает со средой Крестополонной. В среду совершается богослужение с поклонением Кресту, а связи с этим праздничная служба Сорока мученикам Севастийским переносится на предыдущий день. Печь в этот день - красивая народная традиция, корни которой уходят в далекое прошлое.

На Руси обычай печь в этот день жаворонков существовал еще с дохристианских времен. В народном календаре этот день весеннего равноденствия, считался днем, когда весна окончательно входит в свои права. Народ примечал, что к этому дню возвращались жаворонки из теплых краев, а вслед за ними прилетали и другие птицы. Птицы всегда являлись символами наступления весны. С выпечкой «жаворонков» тогда были связаны разнообразные обряды по призванию весны – «заклички» весны. Испеченных птичек рассаживали на окне, давали детям для игр. Дети прикрепляли птиц из теста к длинным прутьям, забирались на возвышенность и нараспев произносили призывающие весну рифмованные строчки.

Конечно, к христианской православной традиции эти обычаи никак не относятся. Церковь не включила в свой годовой круг день весеннего равноденствия, но помогла народу наполнить этот день новым смыслом. И печеные изделия в виде жаворонков стали символизировать праздник сорока Севастийских мучеников , который получил народное название Сороки (ударение на первый слог).

Так кто же такие 40 мучеников Севастийских и чем они прославились?

Сорок воинов-христиан отказались приносить жертву языческим идолам. Это произошло в 320 году в городе Севастия, что находился на территории современной Турции.

Сначала их уговаривали и сулили блага, но после того, как воины усердствовали в своем нежелании приносить жертвы, их заключили в тюрьму. Позже их вывели на озеро раздетых, а в то время был сильный холод. Их загнали в ледяную воду, а на берегу затопили баню. Сначала все сорок человек стояли, прижавшись друг к другу, и пели псалмы. Но через некоторое время один не выдержал и побежал в баню Но как только он вошел в жарко натопленное помещение, то сразу умер от перепада температур.

Наступила ночь, окружавшие озеро мучители увидели, что лед вокруг воинов растаял, а над головами сияют венцы. Тогда один из охраняющих их восславил Бога и присоединился к ним.

Наутро все воины были живы, мучители ускорили их смерть, потом сожгли их тела на берегу, а кости бросили в озеро. Вскоре местному епископу было видение об этом событии, и он отправился к этому месту. Епископ и священники подошли к озеру ночью, они увидели на дне кости, которые «сияли как звезды» . Мучеников с честью погребли.

Почему именно жаворонки стали связываться с этим праздником? Живущие близко к природе люди обращали внимание, как похож поющий жаворонок на взмывающую к Богу душу. А то, как он камнем «падает» вниз, понимали как особое смирение этих птичек перед Создателем. Так жаворонки, мыслись нашими благочестивыми предками, как олицетворение песни славы Господу, возносимую мучениками, их смирение и устремление ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды - Христу.


Вторник 4-й седмицы, Крестопоклонной . Святых сорока́ мучеников, в Севастийском е́зере мучившихся (с 9 марта).

Прп. Феофила́кта исп., еп. Никомиди́йского.

Календарные заметки:

На этот день переносится со среды, 9 марта, служба в честь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся (см. Типикон, 9 марта, 4-я Маркова глава).

Порядок чтений, согласно календарю:

Литургия Преждеосвященных Даров .

На этот день переносится со среды 4-й седмицы (9 марта) полиелейная служба в честь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся (см. Типикон, 9 марта, 4-я Маркова глава).

На великом повечерии в понедельник вечером (без поклонов):

По 1-м Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1-й: «Боле́зньми святы́х...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу...».

По 2-м Трисвятом – тропари обычные: «Помилуй нас, Господи…».

По «Слава в вышних…» – канон Богородицы (Октоиха) и служба прп. Феофила́кта исп., еп. Никомиди́йского (с 8 марта) .

По 3-м Трисвятом – кондак мучеников, глас 6-й (вместо «Господи Сил…»).

По «Честнейшую Херувим…» – возглас: «Боже, ущедри ны…», и молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Окончание службы как в малом повечерии. Отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве…»), и прощение от священника (по обычаю).

На полунощнице кафизма 17-я, тропари обычные. По «Честнейшую Херувим…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

Утреня. По возгласе «Благословен Бог наш…» – чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).

На «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 1-й: «Боле́зньми святы́х…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу...».

Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я.

По 1-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 8-й: «Воздержа́нием просвети́вше ду́ши на́ша…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Непоколеби́мое утвержде́ние ве́ры...».

По 2-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 8-й: «Я́коже жизнь тва́ри…» (см. по 3-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ра́дуйся, А́нгелом Ра́дость...».

По 3-м стихословии – малая ектения. Седален мучеников, глас 4-й: «Честну́ю твердь…». «Слава» – ин седален мучеников, глас тот же: «Му́жественнейшим по́мыслом...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Е́же благода́рно...».

Полиелей. Величание мучеников и избранный псалом. Седален мучеников по полиелее, глас 5-й: «Святы́х му́ченик удобре́ние…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Себе́ пре́жде Суда́ ны́не пла́чу…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен мучеников, глас 4-й: «Проидо́хом сквозе́ огнь и во́ду, и изве́л ны еси в поко́й»; стих: «Разже́гл ны еси, я́коже разжиза́ется сребро́». Евангелие – Лк., зач. 106. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых…». Стихира мучеников, глас 2-й: «Проро́чески у́бо вопия́ше Дави́д…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами...». Певцы: «Аминь».

1-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – мучеников (два канона) со ирмосом на 8 (ирмосы 1-го канона по дважды) .

2-я песнь – трипеснцы Триоди на 8 (в начале поется ирмос 1-го трипеснца, глас 8-й: «Ви́дите, ви́дите, яко Аз есмь Бог, дре́вле Изра́иля...», а в конце на катавасию ирмос 2-го трипеснца, глас тот же: «Ви́дите, ви́дите, яко Аз есмь Бог ваш, пре́жде век…». Припев к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к Богородичну 1-го трипеснца: «Пресвятая Богородице, спаси нас»).

8-я и 9-я песни – мучеников (два канона) со ирмосом на 6 (ирмосы 1-го канона по дважды) и трипеснцы Триоди на 8 .

Библейские песни в праздничной редакции – «Поем Господеви…».

Катавасия по 2-й, 8-й и 9-й песнях – ирмос второго трипеснца Триоди, глас 8-й; по 1-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален мучеников, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников. «Слава» – ин светилен мучеников, «И ныне» – Богородичен Минеи.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры мучеников, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас тот же: «Страстоте́рпцы Христо́вы…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Блажи́м Тя, Богоро́дице Де́во…».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава» – мучеников, глас 2-й: «И́стины ча́шею…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Непроходи́мая врата́...».

«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь мучеников, глас 1-й: «Боле́зньми святы́х…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив...» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́н...». Молитва: «Небесный Царю́...» [или: «Утверди́, Боже...»] , после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.

На 1-м часе – кафизма 13-я. Тропарь мучеников: «Боле́зньми святы́х…». Стихи часа: «Стопы́ моя́ напра́ви...» и «Да испо́лнятся уста́ моя́...» – читаются . По «Отче наш...» – кондак мучеников. После возгласа: «Боже, уще́дри ны...» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). (Конечное Трисвятое не произносится.) Непосредственно после поклонов иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется «Взбранной Воево́де…». Отпуст великий, и многолетны.

Примечание. «Егда́ же пое́м полиеле́й, на часе́х в кампа́н не ударя́ем» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава).

На 3-м часе – кафизма 14-я. На 6-м часе – кафизма 15-я; тропарь пророчества (Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 16-я. На всех часах – тропарь мучеников: «Боле́зньми святы́х…», по «Отче наш...» – кондак мучеников, конечный возглас иерея – «Боже, уще́дри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

На изобразительных блаженны «глаго́лем поско́ру без пе́ния».

В храме Господском – кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан…»; или же – кондак мучеников. «Слава, и ныне» – кондак храма.

В храме Богородицы – кондак мучеников. «Слава, и ныне» – кондак храма.

В храме святого – кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…»; иерей – возглас: «Боже, уще́дри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Молитва: «Всесвята́я Тро́ице…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.

Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 16 февраля.

На вечерне – кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10 : Триоди – 6: самогласен дня, глас 3-й: «Побежда́я мытаря́ прегреше́ньми…» (дважды; эту стихиру Триоди см. на стиховне во вторник вечера) , и подобны Триоди (Креста), глас 6-й: «Посреде́ земли́...», «Мертв был еси...», глас 1-й: «Его́же дре́вле Моисе́й...», и глас 4-й: «Прииди́те, поклони́мся жи́зни на́шея хода́таю...» (эти стихиры Триоди см. на «Господи, воззвах» во вторник вечера); и стихиры мучеников, глас 1-й и глас 2-й – 4 (см. на «Господи, воззвах» вечерни в сам день праздника вечером; первая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Проро́чески у́бо…», «И ныне» – Триоди (Креста), глас 8-й: «Днесь Влады́ка тва́ри...» (см. на «Господи, воззвах» во вторник вечера).

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимны и чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 6-й: «Воспо́йте Го́сподеви…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Спасе́ние Твое́, Бо́же…», со стихом). По «Да исправится молитва моя…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Малой ектении нет .

Сразу после поклонов – обычные возглашения, предваряющие, как на полной Литургии, пение прокимна перед Апостолом (диакон: «Во́нмем», иерей: «Мир всем», чтец: «И ду́хови твоему́», диакон: «Прему́дрость»), и поется прокимен мучеников, глас 5-й: «Ты, Го́споди, сохрани́ши ны...» (со стихом).

Апостол, аллилуиарий и Евангелие – мучеников.

По прочтении Евангелия царские врата затворяются. Ектения сугубая: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров.

Причастен: «Вкуси́те и ви́дите…», и мучеников: «Ра́дуйтеся, пра́веднии...».

Примечание. На отпусте Литургии Преждеосвященных Даров в этот день произносится: «…силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…». Служба мч. Кодра́та и дружины его (см. в Минее 10 марта) совершается в свое время, т. е. в четверг 4-й седмицы поста, поэтому на отпусте Литургии Преждеосвященных Даров во вторник 4-й седмицы вечера иерей поминает в качестве дневных святых 40 мучеников, в Севастийском е́зере мучившихся В каждой песни второго трипеснца после Богородична приводится еще дополнительный (5-й) тропарь, который не входит в счет.святых четыредесяте мучеников, в Севастийском езере мучившихся ... чтобы не низвести священный момент благословения церковного на степень перечня имен» (Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты // Он же. Православная литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. М.: Издательский Совет РПЦ, 2007. С. 336–337).

В 313 году святой император Константин Великий даровал христианам свободу вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. Здесь, в городе Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай. И вот зимой 320 года он повелел всем своим воинам совершить жертвоприношения идолам. Сорок человек отказались, заявив, что они — христиане и поклоняются только Богу истинному, а не истуканам.

Сорок мучеников Севастийских. Фреска XII века в церкви Панагии Форвьетисы в Осину. Кипр. Фото Игоря Самoлыго

Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. Узники усердно молились и ночью услышали глас: «Претерпевший до конца спасется».

Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.

Ночь длилась, и стражники, охранявшие место мучения, задремали. Не мог заснуть только один из них, Аглаий. Он был поражен: как же эти христиане, несмотря на неслыханные мучения, не прекращают молитвы? В третьем часу ночи он увидел, что над озером разливается яркий свет, совсем как летом. Стало так тепло, что лед растаял. Аглаий недоумевал: что же происходит? Взглянув вверх, он увидел над головами воинов светящиеся венцы. Венцов было тридцать девять — по числу оставшихся стойкими мучеников. Тогда Аглаий сбросил с себя одежду, крикнул, будя других стражников: «И я христианин!» — и побежал к мученикам. Он молился: «Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины еще живы, да в придачу среди них один из тюремщиков! В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога.

Лисий приказал уничтожить останки воинов, чтобы христиане не почитали мощи новых мучеников. Тела святых были сожжены на костре, а кости брошены в реку. Спустя три дня мученики явились во сне епископу Севастии Петру и повелели ему взять кости из реки. Епископ с несколькими священниками ночью тайно пришли к реке. О чудо: кости мучеников сияли в воде как звезды! Христиане собрали останки святых и с честью похоронили их.

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников . Почему именно жаворонки?

Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.

Сорок мучеников Севастийских — непереходящий праздник, традиционно он отмечается в один и тот же день — 22 марта (новый стиль). Если день праздника Сорока мучеников Севастийских совпадает со средой Крестопоклонной, его могут перенести, как это случилось в 2017 году. Раньше, в дохристианской Руси, этот день считался окончательной датой начала весны. Тогда тоже пекли жаворонки, но вкладывали в выпечку совсем другой смысл, существовали разные традиции и «заклички» весны, когда ее призывали в надежде, что тепло наступит как можно скорее. Церковь не отмечает день весеннего равноденствия, но у этого дня появился новый христианский смысл. И жаворонок стал символизировать душу, которая стремится к Богу и преклоняется перед величием Творца. Поэтому в народе так любят праздник Сорока Севастийских мучеников, до конца выдержавших все мучения и принявших смерть, чтобы не предать Христа. В день Сорока Севастийских мучеников совершается Литургия преждеосвященных Даров.

Имена Сорока Севастийских мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Жаворонков пекут в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Этот праздник в Русской Православной Церкви отмечается 22 марта. Печь в Великий пост «жаворонков» - красивая народная традиция, связанная с днем памяти . Как связана память об этих святых и красивый народный обычай печь постные булочки в виде птичек? Об этом в нашем материале вместе с проверенным рецептом.

Что такое «Жаворонки»

Жаворонки - это печеные птички из постного теста. Их хозяйки на Руси готовили к празднику сорока мучеников Севастийских, который в Церкви отмечается 22 марта по новому стилю. В православной традиции они символизируют летящие к Богу души мучеников. По другой версии - песнь этих птиц символизирует молитву Севастийских мучеников Богу.

Кто такие 40 Севастийских мучеников

Сорок мучеников Севастийских - это святые первых веков христианства, воины доблестного войска, христиане. Они отказались отречься от Спасителя и приняли смерть от язычников в 313 году - замерзли в ледяном озере, охраняемые стражниками.

Традиция печь жаворонков

Народные традиции празднования дня памяти 40 Севастийских мучеников

В Великий пост на Руси хозяйки пекли «жаворонков». Это булочки-птички из постного теста, иногда вылепленные вместе с гнездами и яичками. Жаворонков обычно пекли всей семьей в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, который празднуется 22 марта. В христианской традиции булочки-птички символизировали улетающие к Богу души мучеников.

Но обычай печь жаворонков существовал еще с языческих времен. В языческом народном календаре это был день весеннего равноденствия, Считалось, что в этот день возвращаются жаворонки из теплых краев, а вслед за ними и другие перелетные птицы. Птицы были символами наступающей весны. С "жаворонками" были связаны разнообразные обряды по призванию весны ("кликанье" весны). Готовых птичек «сажали» на окно, а часть из них отдавали детям для их забав. Дети печеных птичек цепляли на длинные пруты, несли на самую высоку горку и кричали различные призывающие весну стишки.

К христианской православной традиции эти обычаи не имеют никакого отношения. Церковь не внесла день весеннего равноденствия в свой календарь, но дала возможность народным традициям обрести новый христианский смысл. И булочки в виде жаворонков стали символ , а праздник получил второй народное название - Со роки (с ударением на первый слог).

Как печь жаворонков - рецепт жаворонков

Вам потребуется:

Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей (или сухие дрожжи в количестве, указанном на их упаковке для 2 кг муки), 250 г растительного масла, 1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли.
Для обмазывания жаворонков: сладкий крепкий чай.

Приготовление:

Приготовление теста:

Жаворонки делаются из крепкого, упругого теста.

  1. Растворите в подогретой (примерно 38 гр) воде 2 ложки сахара и дрожжи, перемешайте.
  2. Просейте муку через сито или с помощью специального просеивателя (тогда тесто будет легче перемешиваться и подниматься).
  3. Влейте в муку растворенные дрожжи, добавьте сахар, соль. Перемешайте.
  4. Влейте растительное масло. Вымешивайте тесто минимум 10 минут. Дождитесь состояния, когда оно перестанет прилипать к рукам и станет эластичным.
  5. Скатайте из теста ровный шар, положите в кастрюлю, накройте тесто полотенцем, оставьте подниматься приблизительно на 1.5. часа (пока тесто не увеличится вдвое).

Как слепить жаворонков:

Обомните тесто, перемешайте еще несколько минут. Нарежьте на куски массой примерно 100 г, раскатать из них жгуты. Затем:

1. Жгут завязать узлом, головке придать соответствующую форму, воткнуть изюминки-глаза, слегка примять пальцами хвостик, сделать маленьким ножичком надрезы-перышки, смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь.

2. Жгут теста надо раскатать так, чтобы один конец был тонким и гибким - головка, а все тело потолще, удлиненное, его надо слегка примять пальцами. Хвост веерообразно надрезать ножиком. Для крылышек тесто тонко раскатать, вырезать крылышко, надрезать перышки, смазать чаем, последняя деталь - изюминки-глазки.

Post Views: 739

22 марта - Сороки, праздник большой значимости в церковном календаре на март 2018. Сегодня праздник 40 Святых, а поэтому многие интересуются, можно ли работать на 40 Святых, какие традиции и приметы дня, а также на праздник 40 Святых? что нельзя делать. Поэтому редакция ХОЧУ решила уделить этому вопросу время.

Отвечая на вопрос, какой сегодня церковный праздник, сообщаем: церковные праздники 2017 включают в себя одну важную дату - 40 Святых. Касательно истории праздника 40 Святых, известно, что Сорок мучеников севастийских были лучшей дружиной в армии древнеримского императора Ликиния. Сам же правитель был жестоким язычником, гонителем христианской веры и тех, кто пытался ее проповедовать. А эти сорок дружинников были связаны любовью к Иисусу Христу, отказывались от всех мирских благ, богатства и почестей не соглашались принести жертву языческим богам. Так, 40 воинов не отказались от веры христианской и были умервщлены.

Таким образом, в традициях христианства появился день, когда почитают 40 севастийских мучеников.

Обычаи и традиции в праздник сорок святых

Православный календарь 2017 в народных традициях часто переплетается с языческими ритуалами, ввиду длительного существования в культуре древних славян. Праздник 40 Святых в этом плане не исключение. Так, 22 марта девушкам нужно сломать сорок деревянных плашек, разорвать сорок веревочек – это прогонит злых духов, которые сковали морозом. Таким образом, избавлялись от зимы, прокладывая весне дорогу. Также есть традиция 22 марта качаться на качелях – чем сильнее раскачаться и выше взлететь, тем урожайнее будет год, а люди станут счастливее. 22 марта - праздник Сороки или 40 Святых, а поэтому другая традиция также будет очень уместной. В честь весны в этот день наряжают деревья бумажными, или тряпочными цветами, яркими ленточками, колокольчиками, чтобы весна побыстрее вступила в свои права.

Хорошие хозяйки в этот день пекут сорок булочек с медом в форме жаворонков. Традиция велит раздать их детям, чтобы в хозяйстве домашняя птица была здорова. Девушки тоже должны показать умение к хозяйственным делам: сварить сорок вареников и угостить ребят.

Праздник 40 святых: приметы

40 Святых приметы говорят о том, что в этот день, 22 марта, заканчивается зима и приходит весна. Очень часто этот день совпадает с днем равноденствия. В народной традиции его еще называют Сорочинцы, Сороки, Жаворонки, так как после зимнего странствования с юга летят к нам перелетные птицы и приносят с собой весну. Обычно в этот день огородники могут получить ответ на то, когда можно начинать высаживать рассаду. Все приметы в этот день, как правило, связаны с погодой. Так, по этому дню можно судить о погоде на ближайшие 40 дней. Если морозно, то такая погода продлится еще 40 дней. Если прилетают птицы, то это к раннему теплу.

Праздник 40 святых: что нельзя делать

Церковный календарь, по традиции, имеет свои предписания, по поводу провождения церковных дат. Поэтому многие интересуются, можно ли работать на праздник 40 Святых. В целом, важно, что в этот день не стоит лениться, а лучше приготовиться к встрече весны и задобрить ее своей кулинарной выпечкой.

22 марта праздник Сорока Святых мучеников, который ежегодно празднуется во время А это значит, то в данный день запреты такие же, как и в любой день поста. Единственная разница,что вы можете кушать еду с растительным маслом. Разрешен и кагор вино в этот день. Также работать и убирать в доме не желательно в этот день. Отвечая на вопрос, можно ли работать в праздник 40 Святых, сообщаем, что работа запрещена для личной выгоды, в благих целях - можно.

Каждый православный праздник не обходится без запретов. В основном, это запрет на еду, мысли и действия человека. Необходимо быть с чистой головой, не предвзятой, не злится, не грешить, кушать только постную еду. А лучше вообще воздержаться от еды в этот день — можно посидеть на сухом голоде или хотя бы просто пить весь день воду.

В этот день нельзя работать. Лучше его провести с семьей, печь булочки в виде птичек, что знаменует приход весны, пробуждение всей природы от зимней спячки.

По поверьям в праздник 40 святых нельзя давать деньги в долг. Также в этот день нельзя убирать, стирать, шить, делать ремонт. Еще очень важно в этот день не ссориться, не ругаться.

А можно в этот день сходить в церковь, помолиться.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: