Какие обряды на свадьбу. Свадебные обряды: пошаговое руководство для проведения современной свадьбы

В настоящее время свадьба не содержит в себе многих сложных обрядов, которые обязательно выполнялись в прошлом. Свадьба - это важное событие, являющееся для молодых людей переломным событием в жизни, переходом к новому периоду жизни, связанным с заботой о семейном очаге.

Поэтому существует большое количество традиций, обычаев и примет при проведении свадебного обряда. Они содержали в себе для наших предков глубокий смысл и значение. Тщательное их соблюдение гарантировало, согласно традиции, долгую, счастливую семейную жизнь.

Время и мода вносят свои изменения и коррективы в представление о церемонии бракосочетания. Тем не менее, многие свадебные традиции все же сохранились, хотя и в немного модернизированном виде. Современные сценарии свадеб обязательно содержат в себе элементы культурных традиций русского народа в адаптированном к современности виде.

Современные русские свадьбы содержат в себе чудесное переплетение старинных обрядов и современных нововведений.

Рассмотрим некоторые из них...

Обычай знакомиться родителям (будущим сватам) перед свадьбой дошел до наших дней. Затем, если выбор парня и девушки пришелся им по душе (смотрины и сватовство), за празднично сервированным столом обсуждаются детали проведения церемонии, и ее материальная сторона.

Сейчас принято, чтобы сторона жениха приобретала обручальные кольца, свадебное платье и туфли для невесты, а родители невесты готовят ей приданое для семейной жизни, что включает в себя постельное белье, полотенца, посуду, мебель, технику и т.д. Жильем, по традиции обеспечивает будущую семью жених. Но в наше время это конечно условность, потому, что материальное положение не должно становиться помехой для соединения влюбленных. Так видеть невесту в подвенечном платье до свадьбы - плохая примета, девушка может взять на себя затраты на него. В старые времена невеста покупала на свои сбережения свадебные туфли, что являлось признаком её хозяйственности и бережливости.

Белый цвет подвенечного платья стал обязательным для свадьбы сравнительно недавно около двухсот лет назад, по указу Екатерины. Раньше оно было красным. Но современные невесты заказывают платья самых разных цветов и оттенком, хотя традиционным остается белый цвет. На голову невесты надевается фата, которая по старинным поверьям, не только знак чистоты и непорочности, но и оберег от от злых чар. Поднять фату имеет право только жених.

Накануне свадьбы невеста проводит девичник- прощальный вечер с близкими подругами, который символизирует расставание с прежней свободной девичьей жизнью.

Жених также организует прощальный вечер с друзьями - мальчишник. Мальчишник и девичник не проводятся в одном месте.

Раньше на Руси существовала, на первый взгляд дикая, традиция кражи невест. Сейчас ее отголоски сохранились в виде шуточного и веселого обряда. Красть невесту, конечно, не принято, но обычай выкупать сохранился. Исторически он имеет экономическую подоплеку, так как девушка уходила в другое хозяйство. Жениху в этом обряде предстоит преодолеть ряд испытаний, показать свои интеллект, силу и находчивость, чтобы получить право обладать невестой. Прежде чем его пропустят к невесте, он должен выполнить несколько придуманных подружками новобрачной заданий, или с помощью друзей силой прорваться к любимой. Подружки, взяв у жениха символическую сумму, пропускают его.

Сейчас повсеместно возвращается обычай венчания в церкви. Церковный обряд венчания сохранился практически без изменений. В старину после венчания молодоженов осыпали зерном. Это являлось пожеланием достатка, прочности брака. Вместо зерна сейчас часто используют рис, изюм, конфеты, мелочь, лепестки роз.

Обычай обмена кольцами имеет многовековую историю и символизирует бесконечное счастье и любовь между мужем и женой.

После регистрации брака в ЗАГСЕ, молодожены с друзьями совершают свадебную прогулку по своему городу. Хотя иногда работников ЗАГСА приглашают на свадебный вечер.

После этого молодоженов по сложившейся традиции родители жениха (свёкор и свекровь) встречают у порога дома или у входа в кафе хлебом и солью, подносимыми на вышитом полотенце которое должно быть длинным, символизируя долгую и счастливую супружескую жизнь. Свекровь поздравляет молодых и предлагает отведать каравай. По шутливой примете - кто из них больше откусит, тот и будет хозяином в семье.

А еще сегодня молодожены любят отпускать в небо двух голубей, на лапы которых привязываю розовую и голубую ленточки. Голубей жених и невеста выпускают перед домом или кафе.

Голуби также предсказывают пол первого ребёнка. Если вперёд вырвется голубь с розовой ленточкой на лапке - первой родится девочка, если с голубой - мальчик. Если голуби полетят рядом, это говорит о том, что в молодой семье всегда будет лад.

Существует один обычай, сохранившийся до наших дней - когда невеста, повернувшись спиной к подругам, бросает им свой свадебный букет. Считается, что у той, которая поймает букет, скоро тоже будет свадьба. Также и жених, сняв с ножки невесты подвязку, бросает ее холостым друзьям. Кто поймает ее, скоро женится.

Поцелуй новобрачных при гостях заключает в себе особый смысл объединения душ молодых в единое целое. Поцелуй жениха и невесты извещает присутствующих при этом действие о своем объединении в одну семью.

Есть сохранившаяся традиция бить посуду на свадебном торжестве. Обычно это делается на счастье. Сегодня бьют бокал жениха или невеста, обычно это тарелки, но чаще разбивают фужеры невесты и жениха. Если крупных осколков больше - первым родится парень, если много мелких - девица.

Свидетели молодых берут две бутылки с шампанским, связывают их вместе и передают новобрачным на хранение. Одна бутылка на годовщину супружеской жизни, вторая - >на рождение первого ребенка.

Существует еще один современный свадебный обряд, когда невеста в полночь, стоя среди танцующих подруг с завязанными глазами, надевает свою фату на голову одной из них. Девушке посчастливится в скоро выйти замуж.

Очень красивая и романтичная традиция, которую соблюдают почти все молодожены, - это традиция вносить невесту в дом на руках. Наши предки считали, что так жених защищает молодую невесту от порчи и злых духов.

Существует много и других новых свадебных обычаев: вешание замков с именами жениха и невесты на дерево или перила моста, которые они сами скрепить и закрыть, битье бутылки шампанского на мосту, чистка картошки на скорость или символическое подметание пола молодыми на свадебном банкете.

Еще одной интересной и веселой традицией на свадьбах являются подарки молодоженам. Родители, свидетели и гости дарят, как правило, необходимые в новой семье вещи, сопровождая это интересными прибаутками, шутками и пожеланиями.

По традиции молодожены после свадьбы отправляются в свадебное путешествие, чтобы провести медовый месяц в романтической обстановке, в местах где они оба всегда мечтали побывать.

Несмотря на общепринятые обряды и обычаи, исключительно молодожены вправе решать следовать им или нет на своей свадьбе. Главное, чтобы свадьба сохранила свою важную, сакральную роль - символа перехода молодых людей от свободной холостой жизни к семейным узам, со своими радостями и трудностями.

Введение

Обряд - это народная пьеса полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с мирским, а печальное с веселым. Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на проведение обрядов.

обряд, обычай направлен на сохранение вечных человеческих ценностей:

    Мира в семье,

    Любви к ближнему,

    Сплочённости,

    Нравственного добра,

    Скромности, красоты, истины,

    Патриотизма.

основные формы русской свадьбы.образную основу русской свадьбы.сценарный план и особенности основных действующих лиц русской свадьбы. характерные черты одежды и аксессуаров, использовавшихся в русской свадьбе.

У русских свадьба не только красивое, пышное, веселое действо, но и торжество, каждый день которого имеет свое значение, свой смысл. В работе я достаточно подробно расскажу обо всех тонкостях русской свадьбы, о том как происходило сватовство, смотрины, как невеста и жених готовились к этому событию, как было принято “гулять “на свадьбе и что происходило в последующие дни после свадьбы. Целая большая глава посвящена традиционным особенностям, так как в разных регионах России свадьбы игрались по-разному. Так, на севере России «музыкальная» часть состоит почти полностью из причетов, а на юге - почти полностью из весёлых песен, роль причета там более формальна. При этом всегда обряд представляет собой не произвольный набор песен и обрядовых действий, а систему, очень стройно организованную.

Основная часть

Древнее название свадьбы «свиятьба» означает связывание (свиятие). Свияты (сваты) проводили обряд связывания, после которого можно было женщине и мужчине из разных родов сожительствовать вместе.

Старинный русский свадебный обряд представлял собой целостный многожанровый спектакль со своими традиционными действами, костюмами, текстами. Лучшие элементы и национальные особенности русского свадебного обряда вырабатывались на протяжении многих поколений. Традиционная свадьба всегда была празднична, разнообразна, удивительно красочна.

Каждый обряд сопровождался веселыми шуточными сценками, состязанием в искусстве танца, песен, в остроумии, исполнении частушек и др. Свадьба не просто шла, она разыгрывалась. Поэтому в лексиконе многих народов прочно бытовало и сохраняется поныне выражение "играть свадьбу".

Русская народная свадьба была не только семейным торжеством. Свадебный пир являлся общественным форумом, где решались дела семьи и села, передавались новости и слухи. Свадьба со своими нарядами, шалостями, песнями являла собой искрометный праздник после напряженной работы, после страды.

Следует помнить, что многие обычаи свадебной церемонии, не соответствующие духу времени, унижавшие достоинство молодых, особенно невесты, исчезли. Другие, несущие людям добро, оптимизм, мудрость, переосмыслены и сохранились (например, традиционный свадебный поезд жениха и его дружины и обычай перегораживать ему дорогу, "выкуп" невесты у родителей, обычай встречать молодых хлебом-солью и осыпать их зерном с пожеланиями счастья, достатка и здоровья, свадебное застолье, деление каравая и одаривание молодых подарками). Из старинного свадебного ритуала вернулся обычай обмена в день бракосочетания обручальными кольцами.

Во-первых, - это время проведения свадеб. Никогда не гулялись свадьбы во время поста, в дни больших, "двунадесятых" православных праздников.

Больше всего свадеб гулялось в старину и продолжает гуляться по сей день осенью, после уборки урожая. Затем наступает филлиповский пост и надо ждать, пока пройдут святки; После крещения и до масленичной недели снова влюблённые могут соединять свои жизни. Самой же счастливой считалась свадьба, сыгранная на Красную горку, после Пасхи, во время Фоминой недели.

Роли участников русской свадьбы:

    Невеста («княгиня») – красивая, трогательная, невинная, молодая, обречённая на тяжелую долю и обязательно вызывающая жалость и сочувствие. Центр свадебного обряда.

    Жених («князь») – статный, сильный защитник и покровитель будущей жены. Жених же - почти пассивная фигура, он в свадебный день не говорит обрядовых слов.

    Сваты являлись не только основными участниками свадьбы, но и её «юристами», осу-ществившими главные договорённости бракосочетания.

    Дружка (или дружко) - один из главнейших участников обряда. Дружка в определён-ной мере руководит обрядовыми действиями. Дружка должен отлично знать обряд, например, в какой момент нужно произносить свадебные приговоры и т. п. В некоторых традициях может быть не один дружка, а два или даже три. Но всё равно один из них (тысяцкий) главенствует над другими.

    Посажённый отец и посажённая мать жениха и невесты (если не было родных). Как правило, это крёстный отец и крёстная мать.

    Поздняя сваха или повивальная сваха – убирала (или повивала) голову невесты в женский головной убор, сопровождала ее к венцу.

    Ясельничий (конюший, клетник) – мужчина, предохраняющий свадьбу от присутствия на ней злых колдунов, от колдовства и всевозможной порчи.

    «Бояре» - приятели и молодые родственники жениха, сопровождающие свадебный поезд.

    «Дядька»- пожилой родственник жениха, который сопровождал парня к венцу как «охранитель» - охранник.

    В числе свадебных чинов были: рожники – родственники невесты; боярки – спутницы невесты; подголосницы – поющие девушки; каравайницы – женщины, которые готовили свадебный каравай; стряпухи, куховарки –женщины, готовящие свадебное угощение; коробейники, приданки – те, кто отвозил приданое; светилки – они держали свечи при венчании. Всего же у русских существует более 400 названий свадебных чинов! А те, кому не хватило ролей, оставались просто «зрителями».

У русских свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к 15-му веку. Многие из этих обрядов носили юридический характер, например, если при сватовстве отец невесты выпивал предложенное роднёй жениха вино, это расценивалось как согласие, и в этот момент пелась определённая обрядом песня, также являющаяся юридическим фактом. У обеих сторон были закреплённые и освящённые традицией права и обязанности: выкуп, приданое, кладка и т.п.

Первоначально свадебный обряд был связан с магией, недаром до сих пор старики в пословицах упоминают, что главное на свадьбе - обвести молодых вокруг печного столба, дерева и т. п. Переход девушки из рода отца в род мужа влёк за собой, по представлениям, и переход под покровительство духов мужнего рода, и обставлялся специальными оберегами, способствующими чадородию, плодородию и здоровью молодых. Постепенно, с изменением мировосприятия, свадебный обряд стал осознаваться как эстетическое действие, своего рода игра. Мало кто из женихов и сегодня, перенося невесту в дом через порог на руках, знает, что это делалось с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорожденного члена семьи, который в дом не входил, - а в доме оказался. Но обряд этот распространён повсеместно благодаря своей красоте: мужчина демонстрирует им свою силу и любовь к молодой жене. Так и другие обряды: одни сохранились из-за поэтичности формы, другие - благодаря традиции, "деды наши так делали".

Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Это влечёт за собой и переход под покровительство духов мужнего рода. Такой переход был сродни смерти в своём и рождению в другом роду. Например, вытие - это то же, что и причитание по покойнику. На девичнике поход в баню - омытие мёртвого. В церковь невесту часто ведут под руки, символизируя тем самым отсутствие сил, безжизненность. Из церкви молодая выходит уже сама. Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорождённого члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался.

При всей вариативности обряда его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие:

* Сватовство.

* Смотрины.

* Рукобитие.

* Девичник / Мальчишник.

* Таинство венчания.

* Приезд в дом жениха.

* Свадебный пир.

Сватовство

В старину на Руси самым распространенным способом заключения договоренности между семьями о браке было сватовство. В толковом словаре Даля сказано: «Сватовство, сватанье, предложенье девице, а более родителям её, отдать её замуж за такого-то».

Часто в роли сватов выступали специально нанятые свахи. Свахам в предсвадебных обрядах отводилась особая роль. «Подруги косу плетут на часок, а свахи навек». Обычно они выполняли роль посредников за определенное вознаграждение. В их обязанности входило не только само сватовство, но и нередко выбор самой невесты из подходящих кандидатур. Она должна была разузнавать о том, какое приданое дается за невестой и в чём оно состоит. Кроме того, через сваху жених узнавал подробности об облике и характере невесты, которую в некоторых случаях мог видеть открыто только в день свадьбы. Со сватовством был связан целый ряд примет и предварительных обрядовых действий.

Неблагоприятными днями для сватовства считались постные дни: среда и пятница. Исключалась из свадебных и масленичная неделя. Существовала даже поговорка: «На маслену жениться - с бедой породниться».

В роли сватов могли выступать также и отец жениха, и брат и т. д., реже - мать, хотя сватом мог быть и не родственник. Сваты старались по дороге ни с кем не встречаться и не разговаривать. Зайдя в дом невесты, сват совершал некоторые обрядовые дей-ствия, определяющие его роль. Например, в Симбирской губернии сват садился под мати-цу, а в Вологодской должен был погреметь печной заслонкой и т. д.

Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты. Это делалось для того, чтобы уберечь обряд от действий нечистой силы. Текст мог быть таким: «У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек?» или « Молодой гусачок ищет себе гусочку. Не затаилась ли в вашем доме гусочка?»

Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать.

После ухода сватов кто-либо из домашних (обычно женщины) связывал все кочерги и ухваты вместе - для удачи в деле.

После сватовства (через несколько дней) родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось (если его и спрашивали, оно было формальностью), иногда даже сватовство могло проходить в отсутствии девушки. Смотрины

Смотри́ны - свадебный обряд, при котором сваха (сват), родители жениха или смотрительница могли увидеть будущую невесту и оценить её достоинства и недостатки. Смотрины устраивались после сватовства, перед рукобитьем. Бывало, если невеста совершенный урод, вместо неё родители приводили и показывали другую свою дочь. Жених же (если он из другой деревни) не имел права видеть своей невесты до брака и должен был довольствоваться теми известиями, какие ему передавала смотрительница. И если жениха обманули и подсунули в жены не ту девушку, которую показывали, то он узнавал об этом только после венчания. Но, к счастью, подобное случалось довольно редко. Также под смотринами можно понимать - смотрины хозяйства жениха. Это было важно особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды. Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху.

Рукобитие

Если после осмотра хозяйства жениха родители невесты не отказывали ему, назначался день публичного оглашения решения о свадьбе. В разных традициях этот обряд назывался по-разному (рукобитье, сговор, запой, заручины, просватанье, помолвка - часть свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы, но в любой традиции именно с этого дня начиналась собственно свадьба). Обычно «сговор» проводится примерно через неделю после сватовства. После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты).

«Сговор» происходил в доме невесты. На него обычно собиралось большинство жителей деревни, так как за несколько дней до самого «сговора» эта новость распространялась по всей округе.

Здесь предполагалось угощение для гостей. Родители жениха и невесты должны были договариваться о сроке свадьбы, о предстоящих расходах, количестве подарков, о кладке (форма материального обеспечения невесты со стороны родственников жениха), приданом и т. д. Также при рукобитье распределяли свадебные чины.

В заключении отцы жениха и невесты били друг друга по рукам, нередко для этого надевая холщовые рукавицы. Все это должно было означать крепость и обязательность выполнения договора. После «рукобития» невеста считалась просватанной.

Вытие

Следующий период в некоторых традициях назывался «неделей» (хотя не обязательно он длился именно неделю, иногда - до двух недель). В это время готовилось приданое. К невесте приходили её подруги, которые помогали ей шить подарки жениху и его родным и пели свадебные песни. В это время сюда могли приходить и жених с парнями. Вместе они устраивали «вечерки» за чаем и молодежными играми. Невеста же всё время перед свадьбой проводила «в слезах и вытье», «в голошении», что связывалось с ожидающими молодую женщину тяжелым трудом, прощанием с молодой девичьей жизнью. Важным элементом являлось также ритуальное омовение невесты в бане накануне свадьбы. Вытие - свадебный обряд, ритуальный плач. Происходит на половине невесты. Цель его - показать, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь приходится уходить. Невеста прощалась с родителями, подругами, волей. Здесь происходил первый ключевой момент всего свадебного обряда – завешивание. На невесту надевали что-то на вроде фаты, из-за которой она не могла ничего видеть, поэтому невеста нуждалась в сопровождении. Как только ее отпускали - невеста падала.

Приданое

Приданое всегда было очень важным условием русской свадьбы.

Приданое готовилось в каждой семье за мног лет до свадьбы. И к тому времени, когда девушка становилась «на выданье», она уже, как правило, имела приданое. В основном в приданое входили вещи, сделанные невестой собственными руками. В приданое обычно входила постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца. Подарочных вышитых полотенец у некоторых невест доходило до 100 штук.

Как правило, приданое доставлялось в дом новобрачных после свадьбы, но недоверчивые родители жениха нередко требовали, чтобы оно было привезено ещё до свадьбы, следуя пословице: «Денежки на стол, девушку за стол».

Вообще, русская свадьба была весьма разорительным мероприятием, но её всегда старались сыграть «как положено», с точным соблюдением всех обычаев, обрядов и ритуалов. Брак без обряда в народе не одобряли.

Обряды накануне свадебного дня

Накануне и утром свадебного дня невеста должна была совершить ряд обрядовых действий. Их набор не фиксирован (например, в некоторых регионах невеста должна была посетить кладбище), но есть обязательные обряды, присущие большинству региональных традиций.

Главными событиями дня накануне венчания для невесты были её баня и девичник. Баня, которую топили для невесты в предсвадебный день, имела особое назначение. Она означала прощание невесты с родным домом. В бане невеста расставалась со своим девичеством, «смывала свою девичью красоту» (вместе с потом и грязью после многочисленных предсвадебных приготовлений). Каждая из подружек невесты старалась в бане похлестать себя веником невесты. Считалось, это поможет девушке скорее стать просватанной.

Девичник

Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами. На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») - расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» - лента или ленты, вплетённые в косу девушки.

Девичник сопровождается причетами и специальными песнями. Часто причет невесты звучит одновременно с песней, которую поют подружки. При этом имеет место противопоставление причета песне - причет звучит очень драматично, в то время как сопровождает его весёлая песня подруг.

Молодечник (Мальчишник)

Мальчишник же - достаточно поздняя традиция. На Руси накануне свадьбы жених шел в баню один. Помывшись, он возвращался в дом к родителям и весь вечер молчал, чтобы не накликать беду.

Менее распространенными у русских были «жениховы посиделки» - последний вечер в мужской холостяцкой компании. Описаний каких-либо обрядовых действий на подобных вечеринках не сохранилось. Очевидно, они воспринимались просто как лишний повод выпить.

Первый день свадьбы

Ранним утром все участники свадьбы собирались в домах жениха и невесты. Поутру из дома невесты конный поезд перевозил постель. Этим руководила сваха, но впереди верхом на коне ехал дружка.

В день свадьбы невеста вставала раньше всех и будила своими причитаниями отца, мать и ночевавших у неё подруг. Подруги начинали собирать невесту к венцу, одевали её в свадебный наряд. У русских крестьян специального свадебного платья не существовало. Невеста шла под венец в самой праздничной и народной одежде. В Древней Руси свадебный сарафан шили только из красной ткани. Одевание сопровождалось плачем и причитаниями невесты. Мать и отец благослов ляли дочь, чаще всего иконой Божией Матери. Эту икону невеста забирала с собой в дом мужа.

Тем временем полным ходом шли сборы и в доме жениха. Отец и мать благословляли сына. Дружку перевязывали полотенцем и давали плеть – отгонять от свадьбы всякую помеху и порчу. Свадебный поезд обычно состоял из трёх и более лошадей, запряжённых в сани или повозки. На первой повозке ехали сваты либо дружки. С женихом ехали первый дружка и сваха. Замыкали свадебный поезд малые свадебные чины. Родители жениха с ним не ездили, иногда они даже на венчании не присутствовали. Женщин в свадебном поезде не было (кроме свахи жениха).

Свадебный выкуп

В некоторых традициях утром свадебного дня дружка должен посетить дом невесты и проверить, готова ли она к приезду жениха. Невеста к приезду дружки должна быть уже в свадебной одежде и сидеть в красном углу.

Жених с дружкой, друзьями и родственника составляет свадебный поезд. Во время того, как поезд движется к дому невесты, его участники (поезжане) пели специальные «поезжанские» песни.

Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т. п. Выкупать может как сам жених, так и дружка.

Элементы магических действий в этой части обряда особенно важны. Распространено подметание дороги. Это делается для того, чтобы под ноги молодым не бросили предмет, на который могла быть наведена порча (волосы, камень и др.). Конкретная дорога, которая должна быть подметена, разнится в разных традициях. Это может быть и дорога перед домом невесты, по которой поедет поезд жениха, может быть пол комнаты, по которому молодые пойдут перед отъездом к венцу, дорога к дому жениха после венца и т. д.

Иногда имел место ритуальный обман жениха. Невесту выводили к нему, закрытую платком. В первый раз могли вывести не настоящую невесту, а другую женщину или даже старуху. В таком случае жених либо должен был идти искать невесту, или выкупать её ещё раз.

После удачного нахождения невесты, невесту усаживали за стол под образа. Жених должен был выкупить место рядом со своей невестой у мальчика или мужчины, который сидел рядом с девушкой. После выкупа всех гостей приглашали к столу. Пока гости ели, пили, веселились, жениху и невесте полагалось сидеть чинно, не прикасаясь к еде и питью. Застолье в доме невесты было коротким. Вина пили мало, т.к. ещё предстояло совершить обряд венчания.

Венчание

Вот наступило время ехать в церковь. Дружка выводил жениха и невесту из-за стола. Родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Отец и мать, взяв дочь за руку, отдавали её жениху. Отец при этом, взяв плеть, иногда ударял свою дочь, говоря: «П о этим ударам ты, дочь, знаешь власть отца, а теперь эта власть переходит в другие руки, теперь за ослушание тебя будет учить этой плетью твой муж!». И отец невесты передавал плеть жениху, а тот, приняв, отвечал: «Я не буду иметь в ней нужду, но беру её и буду беречь её как подарок», - и засовывал плеть за кушак.

Обе свахи брали невесту под руки и усаживали в повозку невесты. Невеста сидела вместе с двумя свахами. Жених ехал отдельно, вместе с дружкой. Жених должен бел ехать впереди и прибыть в церковь раньше невесты.

Перед венчанием невесте расплетали девичью косу, а после того, как молодые были повенчаны, ей заплетали две «бабьих» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором (повойником). Иногда это происходило уже на свадебном пиру, но у старообрядцев две косы заплетали и повойник надевали либо между обручением и венчанием, либо даже перед обручением.

Венчание в церкви всегда и для всех проводилось по единому обряду, установленному Русской православной церковью.

Обмен кольцами, как символ бракосочетания, возник в очень древние времена. Приобретение колец входило в обязанности жениха. Кольца служили залогом верности друг другу. При выходе из церкви новобрачных осыпали семенами льна и конопли, желая им счастья и долгих лет жизни.

Приезд в дом жениха

После венца жених везёт невесту в свой дом. Теперь новобрачные сидят уже в одной повозке. Здесь их должны благословить родители. Здесь также имеет место сочетание христианских элементов с языческими. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу. Шкура животного выполняет функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. Обычно он во время благословения находится рядом с иконой. В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху и невесте. Этому хлебу также приписывалось магическое действие. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода.

Свадебный пир После венчания невеста никогда не причитает. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда. Далее молодые отправляются за подарками в дом невесты.

Затем жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир.

Во время пира поют величальные песни. Кроме жениха и невесты, величали родителей и дружку.

Праздничный пир был очень обильным, со многими переменами блюд. И хотя все участники свадебного торжества пировали и веселились, молодые муж и жена опять почти ничего не должны были есть, несмотря на то, что перед ними ставились всевозможные кушанья. Если молодые ели, то очень мало, вино пили для вида, едва пригубив. Нередко перед молодожёнами клали всего одну ложку и пили они из одной чаши.

Пир мог длиться два или три дня. На второй день обязательно перемещение всех в дом невесты, пир продолжается там. Если пируют три дня, на третий снова возвращаются к жениху.

«Укладывание» и «бужение» молодых.

В самый разгар всеобщего веселья перед новобрачными ставили жареную курицу. Дружка брал курицу, обёртывал её полотенцем и обращался к отцу и матери невесты: «Благословите вести молодых опочивать». Те отвечали: «Благослови Бог!». Дружка уносил курицу. Молодые вставали из-за стола и шли, взявшись за руки на покой, обычно в баню, на сеновал или даже в хлев. Это делалось, чтобы сохранить в тайне место их первой опочивальни и уберечь от сглаза и злых наговоров.

Именно поэтому и сейчас многие пары порой неосознанно стремятся провести первую брачную ночь не дома - в шикарном отеле, на яхте или просто в новой квартире, где никого больше нет.

Раньше муж брал жену на руки и вносил в дом, чтобы обмануть домового: якобы жена - не чужой человек из другого рода, а родившийся младенец. Сегодня этот обряд потерял первоначальный смысл, но красивая и приятная для невесты традиция осталась.

Жена обязана была снять с мужа сапоги, демонстрируя свою покорность, и подать плеть. Муж в ответ должен был загодя заложить в сапоги деньги, которые шли молодой жене в знак того, что он будет содержать её, а приняв плеть, трижды слегка ударял жену - чтобы в семейной жизни больше никогда не бить.

Сваха или постельница готовила брачную постель, которую жених должен был выкупить. Пир в это время часто продолжался. На следующее утро (иногда - спустя лишь несколько часов) дружка, сваха или свекровь «будили» молодых. Часто после «бужения» гостям демонстрировали «честь» невесты - рубашку или простыню со следами крови. В других местах о «чести» невесты свидетельствовал жених, отъедая с середины или с краю яичницу, блин или пирог, или отвечая на ритуальные вопросы вроде «Лёд ломал или грязь топтал?». Если невеста оказывалась «нечестной», её родителей могли подвергнуть осмеянию, повесить на шею хомут, замазать ворота дёгтем и т. д.

Второй и третий дни свадьбы

На второй день свадьбы невеста обычно выполняла некоторые обрядовые действия. Один из самых распространённых обрядов - «поиски ярочки».

Этот обряд заключается в том, что «ярочка» (то есть овечка, невеста) прячется где-нибудь в доме, а «пастух» (один из её родственников или все гости) должен её найти.

Важным в этот день являя ется приезд жениха к тёще. Этот обряд имеет множество различных названий в разных регионах («хлибины», «яишня» и др.). Заключается он в том, что тёща давала жениху приготовленную еду (блины, яичницу и др.). Тарелка накрывалась платком. Зять должен был выкупить её, положив на платок (или завернув в него) деньги.

Продолжающиеся свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры. Рядились в разных зверей, цыганами, солдатами. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую.

Третий день обычно был заключительным. Нередко в этот день устраивали испытания молодой. Заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, но при этом всячески мешали, - разливали воду, опрокидывали тесто, испытывая ее терпение. Избавить молодую от всех испытаний мог только муж, угостив всех водкой.

Разнообразие русских свадеб

Русская народная свадьба чрезвычайно многолика и образует в различных местностях свои локальные варианты, отражающие особенности жизни восточных славян еще в дохристианский период. Типические отличия позволили выделить три основных географических ареала русской свадьбы: среднерусский, севернорусский и южнорусский.

Севернорусская свадьба драматична, поэтому ее основной жанр – причитания. Они исполнялись на протяжении всего обряда. Обязательной была баня, которой заканчивался девичник. Севернорусскую свадьбу играли в Поморье, в Архангельской, Олонецкой, Петербургской, Вятской, Новгородской, Псковской, Пермской губерниях.

Большинство нынешних праздничных традиций нашей страны имеют корни, уходящие глубоко в прошлое. Так и со свадьбой. Все самое захватывающее и впечатляющее: предложение, предсвадебные гуляния и сам процесс бракосочетания - все эти свадебные обычаи достались нам от предков. И именно это скрашивает процесс. То, что придумано в наши дни, к сожалению, не может похвастаться яркостью и незабываемостью проведения. И еще печальнее тот факт, что не все традиции предков дожили до наших дней.

Как это происходит в наши дни?

По сути, что такое современные русские свадебные обряды?

Обрисуем вкратце. Молодой человек делает предложение своей избраннице, в большинстве случаев отводя такие мероприятия, как "попросить у родителей невесты ее руки" и "получить родительское благословение" на задний план. А бывает, что и вовсе не прибегает к таким действиям.

После принятия невестой предложения жениха начинаются активные подсчеты, во сколько обойдется сие торжество. Подается заявление в ЗАГС, что позволяет определить точную дату свадьбы. Невеста, прибегая к помощи подружек, выбирает себе свадебное платье, украшения и туфли. За сам же сценарий свадьбы отвечает ответственное лицо - тамада. Обычно она не имеет родства ни со стороной жениха, ни со стороной невесты.

Непосредственно перед свадьбой проходят такие мероприятия, как мальчишник и девичник.

Ну и в завершение наступает этот день - свадьба. С визитом в церковь или без него, молодые на своем кортеже приезжают к дверям ЗАГСа, где и происходит основная церемония бракосочетания. И лишь после подписи обеих сторон брак считается действительным.

Как это было раньше?

Изначально не было единого русского народа, а только лишь различные племена язычников. Каждому из них были свойственны свои культурные обычаи. Естественно, что и свадебные обряды этих племен различались между собой. У полян наблюдалось особое почитание к брачным узам. Они приветствовали гармонию в доме и трепетно относились к созданию новой семьи в своей общине. Чего нельзя сказать, например, о древлянах. У них преобладало варварское отношение к данному вопросу. Свадебные обряды и обычаи казались им чуждыми. И для мужчины такого племени не считалось постыдным украсть понравившуюся ему девушку. Причем она могла быть как из чужого племени, так и из своего.

Со временем племена сближались и сплачивались. Таким образом, объединяя свои культуры в одну единую.

Языческий древний свадебный обряд представлял собой пляски возле идолов. Так наши предки почитали своих богов, тем самым, закрепляя брак. Танцы при этом сопровождались массовым обливанием водой, прыжками через костер и пением ритуальных песен.

Значительные перемены принесло с собой крещение Руси. Таким образом, язычество и христианство тесно переплелись между собой. Как бы церковь не пыталась искоренить проявления язычества, так ничего и не вышло. По сей день в наших традициях присутствуют его элементы.

Тем не менее, с приходом христианства стало обязательным в день свадьбы посещать церковь. Таким образом, брак считался освященным. В остальном же все было как прежде - пир, затягивающийся до семи дней, танцы и катание на санях.

Какое время считалось подходящим для проведения свадьбы?

Как и в наши дни, старинные свадебные обряды старались проводить в определенное время года. Чаще всего это делалось осенью и зимой, так как в данный период не было надобности заниматься сельскохозяйственными работами. В случае особенной надобности (например, незапланированной беременности невесты) свадьбу играли весной или летом. Но это было крайне редко.

Несмотря на это, дней для проведения торжества было не так много. Свадебные обычаи запрещали проводить венчание:

Во время поста;

Во время Святок;

В Пасхальную Седмицу;

На Масленицу;

В православные праздники.

Также было не принято заключать брак в мае.

Религиозно-магические действия во время свадьбы

Свадебные обряды на Руси славились своей суеверностью, в чем опять же немалая заслуга язычества. И считалось, что время свадьбы - это подходящий момент для нечистой силы. Чтобы уберечь молодых от ее воздействия, проводилось множество ритуалов. Таким образом, молодоженов защищали от дурного влияния духов, а также от порчи и сглаза.

Свидетели, коими являлись друзья молодых, были нужны для того, чтобы запутать нечистую силу. Так, по верованиям предков, нечисть не могла найти настоящих будущих супругов, что не давало ей исполнить свои грязные замыслы. Помимо того, что в отводе злых сил участвовали друзья и родственники молодых, для этого использовались и различные предметы-обереги. Например, фата невесты служила некой защитой от темных духов. Когда передвигались на санях, то специально заметали дорогу после себя, что тоже должно было сбить со следа злые силы.

Выполняя все вышеупомянутые меры, родственники и друзья обеспечивали супругам счастливый брак, достаток и здоровье. В случае если свадьба происходила у овдовевших ранее людей, то подобным традициям отводилось мало внимания.

Когда и как проводилась подготовка к свадьбе?

Со стороны невесты приготовления к будущей свадьбе начинались практически с самого ее детства. Ее учили готовить, шить и прочим домашним делам.

Кроме того, существовала традиция, заключающаяся в том, что к свадьбе невеста обязана была сшить по полотенцу каждому родственнику со стороны жениха. Самому же будущему супругу предназначалась рубашка, сотканная руками невесты. Отрез материала для сарафана и платок для головы предназначались матери жениха.

Кто делал выбор?

Как правило, выбор целиком ложился на плечи родителей молодых. Сватовство, смотрины и сговор также происходили под их контролем.

Если дети сами выбирали себе пару, то это считалось неуважением к родителям, и такие браки считались несчастливыми. Однако были случаи, когда родители одобряли выбор своего ребенка.

Молодые люди могли познакомиться на площадях, где часто проходили массовые гуляния. Девушки пели и танцевали. Парни играли на музыкальных инструментах (гуслях и балалайках), а также устраивали катания на лошадях, где демонстрировали перед прекрасным полом свою ловкость и смелость.

Приданое

Приданым называли имущество, которое прилагалось вместе с невестой после свадьбы. В основном, это были мебель, женская одежда и украшения, деньги (исключительно серебро и золото), а также скот и недвижимость. Приветствовалось, чтобы девушка была из обеспеченной семьи. В случае если семья не имела приданого, то его им обеспечивала сторона жениха.

Сватовство

Свадебные обряды на Руси отличались тем, что данное действие происходило без участия молодых. Это мероприятие, обычно, планировали на воскресенье или какой-либо другой праздничный день. Родители жениха брали с собой поверенного человека - сваху. Именно ей предстояло представлять интересы молодого человека перед стороной невесты. Она всячески расхваливала жениха и обсуждала приданое с родителями невесты. В завершение сваха брала за руки обе стороны и трижды проводила их вокруг стола, после чего они крестились перед иконами. Уходя, отец жениха назначал дату смотрин. Как правило, они проходили спустя неделю после сватовства.

Смотрины

Неделю до смотрин сторона жениха тщательно готовилась к данному мероприятию. Украшались сани, шились одежды и готовились подарки.

В доме невесты все проходило еще более трепетно. Будущая супруга должна была собственноручно провести уборку в той комнате, где соберутся гости. Доставались лучшие одеяния и готовились угощения.

Свадебные обряды на Руси не позволяли жениху участвовать в смотринах. Невесту осматривали его родители. Главной ее задачей являлось произвести впечатление скромной девушки.

После тог, как смотрины подходили к завершению, сторона жениха выходила во двор для совещания. Это было уже формальностью, так как окончательное решение было принято еще после сватовства.

Сговор

Этот важный пункт включал в себя каждый свадебный обряд в древней Руси. Сговор сопровождался более пышным застольем, нежели сватовство и смотрины. И во время его обеими сторонами подписывался договор. Таким образом, у наших предков происходила помолвка. В договоре прописывалась точная дата проведения свадьбы. И после того как подписи были поставлены, единственной причиной, что смогла бы нарушить обряд бракосочетания, была смерть кого-либо из молодых.

После того как договор был подписан, в комнату входила сестра (или подруга) невесты и вручала подарки каждому родственнику со стороны жениха.

Венчание

До принятия христианства языческие свадьбы заключались в уходе молодых из населенного пункта. В окружении своих сверстников (старших не должно было быть) они уходили на опушку леса. Там плели венки, пели обрядные песни и водили хороводы. Считалось, что, таким образом, молодых благословляет сама природа.

Когда языческие свадебные обряды вытеснила православная церковь, то стало обязательно заключать союз в храме.

Перед днем свадьбы невеста и ее подружки устраивали девичник. Они мылись в бане, пели песни и гадали о том, какая судьба ждет девушку в замужней жизни.

В день свадьбы сначала все собирались в доме жениха и пировали. Проводились различные обряды, контролируемые свахой. В целом, весь сценарий свадьбы принадлежал именно ей. После того как было подано третье блюдо, молодые и гости отправлялись в храм.

В храме батюшка благословлял брак, и отец передавал дочь ее, теперь уже, мужу. При этом ударял по дочери плетью, что означало родительский наказ слушаться и почитать своего мужа. Плеть передавалась ее супругу. Иногда этим и ограничивалось, но есть сведения, что некоторые свадебные обряды на Руси проводились путем хлестанья будущей супруги ее мужем. Ударяя ее плетью три раза, по поверью, муж делал жену покорной.

После длительного обряда в церкви, все возвращались обратно в дом жениха. Там и проводились остальное время гуляния. Русские свадебные обряды, как правило, проходили в три дня.

Ночью молодых провожали в их ложе и больше не беспокоили. Начиная же со второго дня гуляния, их могли спокойно разбудить среди ночи, одеть и вернуть к столу.

Ночную рубашку невесты проверяли на наличие лишения девственности. Если таковых пятен не имелось, то свадьбу могли разорвать, а девушку осмеять. Пятна на рубашке показывали гостям за столом, что служило хорошим показателем для невесты.

Где можно встретить подобные традиции в наше время?

Мало мест, где еще сохранились подобные традиции венчания. Однако в нашей стране еще есть земли, где люди, хоть и не полностью, сохранили старые обычаи. Так, например, свадебный обряд на Кубани вполне напоминает свадьбу, которую проводили когда-то на Руси. Казаки всегда славились тем, что почитали историю и традиции своего народа, тем самым сохранив его наследие для своих потомков.

Два сердца волей Зодиака

Слились в одно под сенью Брака.

На свете семь чудес, однако

Нет ничего чудесней Брака. В настоящую пору свадьба , как сложный многоступенчатый комплекс обрядов, практически не сохранилась. Время и мода диктуют свои условия, но некоторые элементы живы.

Обряд церковного венчания становится все более частым.

Невозможно представить свадьбу без предварительного знакомства родителей. Они же и оговаривают материальную сторону вопроса - во что свадьба обойдется, и как траты распределятся . (Сразу заметим: сегодня нетипичного в этом деле больше, чем когда-либо в прошлом).

Традиционно кольца, платье и туфли для невесты покупает жених, а семья невесты обеспечивает "приданым" - постельным бельем, посудой и мебелью. Почти повсеместно бывает и свадебное застолье. За основу свадьбы можно взять как деревенский, так и городской обряд, а можно скомпоновать элементы того и другого. Остальное зависит от возможностей, вкусов, традиций семей жениха и невесты и изобретательности их друзей. Зачастую для проведения свадьбы приглашают профессионалов, прибегают к услугам специальных учреждений - домов свадебных торжеств и т. п.

Существуют и различные сценарии свадьбы . Остановимся на некоторых "общепринятых" моментах.

Принято, чтобы невеста и жених сами писали приглашения и развозили их лично тем, кого они желают видеть у себя на свадьбе. Исключение - для иногородних, но считается более вежливым, если письменное приглашение подтверждено телефонным разговором. Родные и друзья непременно должны присутствовать при торжественном акте регистрации брака, где поздравляют новобрачных, дарят цветы. Наличие свидетелей регламентируется официально. Дворцы бракосочетания сделались популярными. Там каждой паре обязательно улыбнутся (а если потребуется - и помогут, успокоят: немало случаев, когда невесты от волнения падали в обморок).

Общепринято дарить на свадьбе подарки молодым . Стало, правда, вполне приемлемым некогда обидное дело - вручать молодым деньги в нарядном конверте. А приглашенные, но не сумевшие приехать на свадьбу, родные или друзья попросту присылают денежные переводы.

Главным героям на свадьбе - жениху и невесте - надлежит быть самыми нарядными. Если невеста венчается в церкви, то ее платье не должно иметь глубокого выреза. Цветы, которые заказывает жених (с ведома невесты) должны гармонировать с платьем. (На регистрации брака невеста может появиться в коротком платье или без фаты, но с букетом). Светлое платье невесты и белая рубашка и галстук жениха являются непременным условием для венчания в церкви и специально оговариваются - так же, как и то, что брачующиеся христиане должны быть крещеными и иметь на себе нательные кресты.

На свадьбе в белом может быть только невеста!

В прежние времена женихи надевали фрак, в наши дни на них может быть темный (зимой) или светлый (летом) хорошо пошитый костюм , белая рубашка, галстук или бабочка. Хорошо, когда в петлице - маленький букетик тех же цветов, что и у невесты.

(При повторном браке, что в наше время, увы, не редкость, свадьбу играют уже не столь пышно и в довольно узком кругу. Гости приходят в праздничных туалетах. Однако невеста уже не надевает фаты и белоснежного наряда. На голове могут быть просто красиво уложенные волосы, иногда украшенные несколькими цветами или шляпкой , а в руках все же необходим букетик).

Еще о цветах . Прежде для невесты полагалось выбирать цветы одной окраски - преимущественно нежно-розовые или белые, теперь же выбирают и другие цветы или же сочетают многие виды цветов, стремясь, чтобы они гармонировали по форме и цвету. Существует одно общее правило: допустимо все, что не нарушает гармонии. В наряде невесты цветы используются по-разному. В виде изящного веночка они могут украсить ее голову. Очень красивы изящные бутоньерки, приколотые к легкой вуали или платью.

Традиционный букет можно сделать ажурным, подвесным или поместить его в небольшую элегантную корзиночку, заканчивающуюся незаметным удобным кольцом, которое надевается на палец. Чаще всего букеты для невесты делают удлиненными - это односторонний "немецкий" букет, или - с далеко расходящимися в разные стороны побегами вьющихся растений - так называемая английская разновидность. Менее известен шведский круглый букет "летнего солнцестояния", составляемый из пестрых летних цветов, злаков, колосьев, с кружевными лентами и цветным тюлем.

Вовсе не обязательно, чтобы букет состоял из дорогих цветов. Решающими для выбора букета являются возраст и внешний облик невесты , а также цвет и длина свадебного платья.

Невысокой, хрупкой невесте противопоказан большой и пышный букет, не подойдут и слишком крупные цветы. Для нее предпочтительнее выбрать небольшой, изящно скомпонованный букетик, который она может держать двумя пальцами, или букет-корзиночку.

Невесте высокого роста и соответствующего телосложения следует предпочесть достаточно большой букет, который носят на локтевом сгибе. Это букет из длинностебельных цветов, центр тяжести которого находится на руке невесты и сами цветы свисают вниз.

Для жениха можно сделать нежную бутоньерку. Для полной гармонии бутоньерка должна быть из тех же цветов, что и букет невесты.

Во многих странах невеста носит в прическе миртовые веточки и на груди букетик из таких же веточек в форме броши. Жених же носит букетик из миртовых веточек в петлице.

Традиционный, подхватываемый хором возглас "Горько!" за свадебным столом звучит веками. Без поздравительных стихов тоже не обходится.

Свадебный стол не имеет существенной ритуальной программы. Пожалуй, сохранились в меню только блюда из курицы и свадебный торт. В остальном - по вкусам и возможностям. Но о свадебном торте следует сказать особо.

Свадебный торт, или торт невесты, - это не только вкусное кондитерское изделие и украшение стола, но и символ, выражающий искусной отделкой добрые пожелания невесте, молодой семье. Торт в виде плетеной корзины с белыми розами - символ непорочности, чистоты и любви; с красными - глубокой и страстной любви; торт с лебедями и птенцом - намек на прибавление в новой семье; "рог изобилия" - к достатку; торт в виде подковы - к счастью; "лира" - к творческому совершенству; торт в виде пирамиды - пожелание дожить до глубокой старости, вместе взойти на вершину жизни...

На "тематических" тортах делать дарственные надписи и пожелания не следует.

Свадебный торт обычно ставят на банкетный стол перед молодыми. Можно поставить торт на специальной тумбочке или столике вблизи жениха и невесты. Когда настанет время десерта, торт режет невеста (вот где экзамен ловкости и аккуратности!). Кусок с основным рисунком на тарелку невесте кладет жених.

Столы целесообразно располагать буквой "П", возможна и иная расстановка - главное, чтобы в центре стола находились жених с невестой и родители. На многолюдных свадьбах рекомендуется размещать гостей по плану согласно именным карточкам.

Украшением банкетного стола являются фрукты. Композиция из винограда, яблок, груш, персиков, бананов и пр., уложенных в высокую хрустальную вазу, придают свадебному столу необходимую пышность и свежесть. Вообще следует помнить, что цвет угощений, внешнее оформление стола не менее важны, чем вкусовые достоинства. Умелая расстановка блюд, фруктов, кондитерских изделий на белой или цветной скатерти стола воздействует на человека, как хорошая картина.

Правило сервировки и обслуживания гостей гласит, что перед подачей десерта со стола должны быть убраны закуски, хлеб и специи. На свадьбе допускается исключение. В этом случае хозяева лишь должны время от времени приводить стол в порядок: убирать опустевшие блюда, а одинаковые, оставшиеся на блюдах, закуски складывать на одно блюдо вместе с зеленью и другими украшениями. Для этого лучше всего иметь под рукой заранее нарезанные и опущенные в воду зелень, редис, маслины, огурчик, зеленый горошек и т. д., чем можно тут же украсить соединенные блюда. Желательно до самого конца торжества иметь на столах прохладительные напитки.

Торжественность свадебному столу, помимо цветов , придают подсвечники в виде канделябров на 3-5-7 свечей. Всегда красивы старинные серебряные и бронзовые высокие канделябры или керамические и деревянные. Высокие подсвечники и стройные ровные свечи не слепят сидящих за столом, не мешают видеть друг друга. Однако перегружать стол подсвечниками не следует. Для 50-местного стола достаточно 2-3 канделябров по 3 свечи (общее количество свечей, как принято, должно быть нечетным).

За столом справа от невесты и слева от жениха оставьте немного места, несколько отделив молодых от остальных. Это следует сделать не столько для удобства (хотя и комфорт важен), сколько по традиции, предусматривающей особенное положение жениха и невесты.

Счастливый брак любит праздники. У нас любящие супруги отмечают каждую годовщину. Но имеется и почти "официальный" список юбилеев свадеб , которые принято отмечать.

Первая годовщина свадьбы именуется ситцевой . Пять лет - деревянная, семь - медная, десять - розовая, пятнадцать - стеклянная, двадцать - фарфоровая, двадцать пять - серебряная, тридцать - жемчужная, сорок - рубиновая, пятьдесят - золотая, семьдесят пять - бриллиантовая. Название предполагает и подарки. И любимые цветы (а может, те, из которых состоял свадебный букет!).

Пример сценария свадьбы в одном из домов свадебных торжеств:

Свадебное празднество начинается с торжественной встречи молодоженов у входа. Ведущая поздравляет их и проводит в комнату молодых, организуя тем временем гостей для торжественной встречи в свадебном ритуальном зале. Гости располагаются по обе стороны ковровой дорожки, в конце которой стоят родители молодоженов.

Когда молодые, под звуки свадебного марша, в сопровождении свидетелей входят в зал, гости осыпают их конфетами и цветами. Мать жениха подносит им на нарядном полотенце пышный свежий каравай, специально испеченный для свадьбы, а мать невесты щедро осыпает их зерном. Все желают счастья и благополучия молодой семье.

Молодые ломают хлеб, угощают свадебным караваем друг друга, родителей, свидетелей и всех гостей. Ведущий вручает молодой жене маленькую метелку, а молодому мужу - совочек, и предлагает подмести ковер. Под веселую музыку молодые собирают зерно и конфеты. Ведущая комментирует их работу, объясняя гостям значение свадебного обряда: невеста, проявив сноровку, должна убрать мусор быстро, чтобы понравиться свекрови, а зять - теще, как хороший помощник дочери. Гости аплодисментами благодарят молодых за их первый совместный труд и дарят подарки. (У В. Даля - поучить молодую подметать пол /она метет, а гости сорят для испытания терпения ее/ - Прим. сост.).

Затем ведущая от имени молодоженов приглашает всех к свадебному столу. Первый торжественный тост - поздравление в адрес молодых - предлагает ведущая торжества или почетный гость свадьбы. Гости приветствуют молодых стоя. Молодые благодарят родителей. Ведущая предлагает гостям поздравить родителей с радостным событием.

Ответное слово - родительский наказ - предлагается родителям молодоженов. Потом выступают почетные гости, свидетели и друзья.

Танцы открывают молодожены, следующий танец предлагается для всех.

Затем ведущая зачитывает указ - шуточное напутствие молодым, выдержанное в былинном стиле. Указ оформлен в виде свитка с сургучными печатями. После зачтения свиток дарится молодым. И снова следуют поздравления, пожелания и наставления.

Молодым предлагается разломить выпеченный из теста бублик-обруч. Кто отломит больший кусок, тот провозглашается главой семьи на сутки.

Обязательное условие застолья - песни. Молодежь поет свои любимые песни, старшие - старинные свадебные.

Народные приметы, ритуалы и маленькие житейские хитрости для дня свадьбы, позволяющие сохранить семейное счастье на долгие годы и уберечь вашу семейную жизнь от недоброжелателей.

Приметы

Предупредите всех родственников и будущих гостей, чтобы не дарили колющих и режущих предметов.
Когда пойдете к будущей снохе свататься для сына, пусть первым заходит сын.
Шапку перед сватами не снимает, пока не посадят за стол. Если кто-то из сватающихся сумеет унести из дома невесты ложку, то сын будет в доме хозяин и его жена никогда не оставит. По истечении трех месяцев после их свадьбы ложку нужно подкинуть в дом к невесте.
Венчальное платье, кольцо и фату нельзя давать мерить ни подругам, ни сестрам, ни кому другому. Иначе в семье будут ссоры или брак вообще не состоится.
Не покупайте туфель на шнурках. У невесты должны быть именно туфли без шнурков.
Нельзя пускать гостей до свадьбы в спальню молодых, а тем более показывать их постель.
Венчальное полотенце, свечи в церкви не оставляют. Припрятывают дома - обязательно пригодится.
Платье невесты, фата, туфли и кольца обручальные должны быть под особым присмотром, так как на них можно легко навести порчу и даже просто испортить невзначай. Порча, пришедшая со свадьбы, тяжелая и снимается тяжело. Поэтому нужно беречь невестино платье до года их жизни вместе.
Платье невесты может быть белым, бежевым, золотым, золотистым, розовым. Платье невесты не должно быть черным, синим, голубым, красным, зеленым, серым. К нижнему белью относится то же самое.
На невесте не должно быть жемчуга и его никогда не дарят. Тем более, на свадьбу.
Жених должен быть одет в черный костюм. Допускается серый, белый, золотой. То же касается туфель.

Обряды

Чтобы свекровь не изводила
Умывается молодая три вечера перед ЗАГСом или венчанием, вытирается наговоренным полотенцем. которое оставляет у родителей, с собой в новую семью не берет.
Как я мила своей матушке и своему батюшке. Как они меня на руках держали, пуще глазу оберегали, в обиду никому не давали, так бы меня свекровь любила. не терзала бы, не бранила, со свету не сживала, жалела бы и оберегала. Слово мое крепко, к делу моему цепко. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.

Свадебное благословение

Чтобы молодые не ссорились, говорят на их столовые приборы, до того как они сядут за стол: Как церковь непоколебима и неразрушима, вера крепка, медовуха сладка, так бы и раб (имя) с рабой (имя) были неразлучимы и непоколебимы. Без друг друга не могли быть, порознь не могли жить, ни дня, ни часа с этого раза, от свадебного стола, как я, раба (имя мастера), наговор прочла. Аминь. Аминь. Аминь.
Покупая невесте наряд, старайтесь, чтобы фата и платье были куплены в среду, туфли в пятницу.Перед выходом из дома в магазин читают наговор и выходят спиной, т.е. задом из квартиры: Ангел мой, венец золотой. покрой чистой фатой не на месяц, не на год, насколько раба (имя) проживет. Аминь. Аминь. Аминь.
Чтоб невеста на смотринах понравилась
Плескайте себе двумя руками в лицо холодную воду и говорите: Я - Божия раба (имя).
Солнце высоко, а я выше.
Мои брови смоляные, мои кудри золотые, мои глаза - звездочки ясные, мои губы - лепестки красные.
Кто меня увидит, тот ни одним словом меня не обидит.
Господи, помоги! Богородица, на брак благослови.

Брак против воли родителей

В затруднительных случаях, если родители не благословляют любящих на брак, есть умягчающая родительское сердце молитва.
Купите две свечи, одну поставьте у иконы «Умягчение сердец», другую зажгите дома и прочитайте заговор двенадцать раз.
Ангелы небесные, пойте «Аллилуйя»! Славься, святая церковь, венчающая на брак! Бог создал людей, Бог их крестил, Бог их простил, Бог их на брак благословил.
Помяни, Господи, всю кротость царя Давида, так пусть кротки будут родныесестры, братья, зятья, вся родня, мать, отец дадут благословениена брак и венец рабам Божьим (имена). Аминь
Покупая обручальные кольца
Не входя в дом с кольцами, нужно произнести: На добрую жизнь, на верную семью. Аминь.

В День свадьбы Приметы

Мама невесты не должна присутствовать при венчании.
На голову надевают венок с фатой. Никаких цветочков, отдельно вставленных в волосы, шляпок и диадем быть не должно.
Надевать платье невеста должна в первую очередь, просовывая голову через горловину. Не наряжает невесту подруга с таким же именем.
На платье должно быть четное количество пуговиц, если они есть вообще. Нижнее белье невесты должно быть только белым.
Если у невесты во время свадьбы оборвался подол, сама невеста его не подшивает.
Молодых за стол садят на лохматую шубу или тулуп, вывернутый мехом наружу. Чтобы жили богато.
Ложку, которой ел жених за свадебным столом, прибирают до сорокового дня. В сороковой день дают мужу снова ею покушать. Чтобы жили хорошо и долго вместе.
В день свадьбы хорошо посадить дерево жениху и невесте. Посадить так, чтобы принялись.Выходя из церкви после венчания, невеста раздает мелочь, дабы убрать лишние неприятности в своей семейной жизни.
Во время венчания, когда венцы на голове или над головой, молодым нельзя смотреть друг другу в глаза: будут измены. Не смотрят также на свои свечи. Смотрите на батюшку.
Во время свадьбы старайтесь выйти из тех дверей, в которые вошли.
Если все булавки из наряда невесты вынула одна женщина, то каждая девица, получившая такую булавку в течение одного года выйдет замуж. Если булавка согнута, останется старой девой.
Девица, получившая от невесты кусок сыра, отрезанный перед тем, как уйти из-за стола, будет следующей невестой среди подруг.
Сватовство: 3, 5, 7 и 9 числа - удачные дни.Обручальное кольцо не надевается на перчатку.Шляпка в день свадьбы на невесте - к разводу.
Чтобы зять не обижал дочь, теща должна (пока едут на венчание) приколоть на лифчик у правой груди булавку, а на обратной дороге переколоть ее на левую грудь. По приезде из церкви эту булавку мать прикалывает на подол дочери. Не снимают булавку до первой стирки.
Сватьям соли не занимают - дети их жить не будут, разойдутся.
Если при венчании упало кольцо жены, она умрет первой, если упало кольцо мужа - он недолгий жилец.
Если при венчании кто-то из молодых первым ступит к алтарю, тот будет всему голова.
Если кто-то бросит в невестины туфли соли, сначала в правую, а потом в левую, молодая весь век будет с мужем плакать. По обычаю на свадьбе туфли воруют, будьте внимательны.
Если свадебной машине встретится похоронная процессия, следует подумать: Венок венку рознь. Аминь.
Если свечи гаснут при венчании, следует поменяться свечами жениху и невесте, иначе житья не будет.
Венчая своих детей, смотрите, чтобы у них со спины не стояли трое однополых, то есть трое мужчин или женщины.
Если свадебную скатерть стелить три года подряд в годовщину бракосочетания, то молодые доживут до глубокой старости.
Если во время венчания что-либо роняют жених или невеста, поднимать эту вещь (цветы, перчатку и т.д.) нельзя.
Старайтесь, чтобы во время свадьбы не было скандалов, чтобы вы не причинили никому зла, чтобы ваша машина не сбила ни собаку, ни кошку и, естественно, за свадебным столом не поминаются умершие.
Каравай, которым встречают молодоженов, гости не едят. Если он очень большой и его сразу съесть невозможно, насушите сухарики и съешьте его с супом. Каравай едят только жених и невеста.

Обряды

Очень часто за счет Вашего счастья многие стремятся поправить свою несчастливую семейную жизнь. В день свадьбы и во время венчания такие люди меняют местами Ваше счастье и свое горе. Чтобы это предотвратить, следует приколоть в невидных местах булавки жениху и невесте, наговорив на них следующее: Стоит престол, пред ним свадебный стол, за столом молодые сидят, не пьют, не едят, а на иконку глядят. Матерь Божья, спаси, Богородица, обереги от всяких дел и всякой беды. Спаси и сохрани. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
В день бракосочетания с невестой и женихом утром должны поздороваться все домашние, начиная с матери. Если никого, кроме нее нет, то матери следует трижды (но не за один раз) сказать своему ребенку: «Здравствуй, (имя)!». При этом жених или невеста в ответ должны молчать.Затем дают съесть блин, заговоренный от порчи: Матерь Божья, всем матерям мать, не дай людям взять у рабы (имя) счастье и долю. Во имя Отца и Сына, яви свою волю. Ключом запри и забери. Аминь. Аминь. Аминь.

Обереги на невесту

Невеста должна умываться наговоренным пивом.
«Как ты, чисто злато - серебро, чисто и прилично; как на тебя, злато - серебро. всяк зарится, заглядывается, стар и млад, женатый и холостой, старые старухи и молодые молодицы, красивые девицы и молодые молодцы, так бы и на тебя, раба Божья (имя), зарились и заглядывались бы все. Казалась бы ты им златом - серебром, глядели бы и смотрели бы. и очей с тебя не спускали». После венчания, входя в дом мужа, молодая говорит: «Первая, другая, я иду третья, но не последняя! Все вон, мне одной дом.»Чтобы быть самой любимой снохой.
Если молодой идет жить в дом невесты, он, вступая в избу после венчания, произносит: «Я иду - зверь лапист и горд, горластый, волк зубастый, я есть волк, а вы есть овцы мои».

Свадебный оберег

Чтоб дурной человек не напакостил на свадьбе, из-за чего вся жизнь молодых может быть порушена, читают с самого утра:
«Господи, Боже, благослови. Встала я, благословилась, вижу чистое поле, где заводится у христиан свадьба, где призвали меня к этой свадьбе. Помолюсь, покорюсь ему, самому истинному Христосу. При мне посох осиновый, старая ладанка, есть буду просвиру, пить святую воду, сберегу свадьбу христьянскую, отпущу в веселье да радости. Никто бы не мог к моей свадьбе прищепиться, приколиться, никто бы не попортил ее. Закрою я эту свадьбу, никто бы ее не видел. Часы идите, минуты летите, встречайте, богоданные родители, с счастьем, с радостью мою свадьбу. Соль - злому, беда - плохому, а молодым - удача и долгий век. Будьте, мои слова, крепки и лепки. Отныне и во веки веков. Аминь.»
Этот наговор читает самый старший в семье.
Чтобы на свадьбе не испортили
До прихода гостей наговорите на мак и посыпьте его у порога. Тогда все худые пожелания будут перебиты вашим оберегом.
Читают так: Который человек вечет, который зло речет, который худое помышляет, мое слово перебивает.
Как этот сермак не сосчитать, так и оберегу моему не помешать.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Шептать над хлебом и солью
Как хлеб и соль люди любят, так бы муж жену любил. Как соль сахаром нельзя заменит, так мужу нельзя жене изменить ни с темной, ни со светлой, ни с полной, ни с худой, ни с умной, ни с глупой, ни с любой другой рабой.
Как хлеб да соль люди любят, так бы жена мужа любила. Как соль сахаром нельзя заменить, так жене нельзя мужу изменить ни с темным, ни со светлым, ни с полным, ни с худым, ни с умным, ни с глупым, ни с любым другим рабом. Аминь.
Наговаривают на хлеб и соль и дают молодым во время свадьбы за свадебным столом, чтобы друг дружку любили и не было измены в доме.

Заговор венчальный

Читать во время бракосочетания, чтобы молодожены никогда не расходились и не гуляли друг от друга.Все Святые раба (мужское имя) за руки берут, к алтарю ведут. У венца раба (женское имя) стоит, на Святых глядит. Господи, Царь Небесный, повенчай венцом святым раба (имя) с рабой (имя) на веки вечные, до смерти не разлучай. Аминь.

Если при венчании свеча сгорела

Если у одного супругов во время венчания сгорела свеча, следует дать обет Богу и соблюдать его всю жизнь. Например, вы всю жизнь будете кому-нибудь помогать. Можно иногда покупать игрушки в детский дом или посылать в дом престарелых хотя бы немного денег.
Отчитка:
огарок свечи кладут в воду, начитав заговор, умывают лицо этой водой. Потом свечу убирают.
Читают так:
Господи, помоги! Всякому человекуотмерил Господь веку.
Господи, помоги, веку рабе (имя) продли.
Как ты не дал умереть Лазарю.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Свадебные тосты, которые приводят к разводу

«Люби ее, как свою душу, а тряси, как соседскую грушу».
«Бей ее почаще, любить будет слаще».
Если кто-нибудь во время свадьбы не задумываясь, пожелал молодым плохого, следует сделать так:
Во-первых, тут же отрезать кусок хлеба, сказав при этом:
Как я этот кусок хлеба отрезаю, Так и твои (имя) посулы убираю.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Затем, этот кусок хлеба нужно положить возле того, кто пожелал молодым плохого.
Но самое простое: надо заранее сделать свадебный оберег. Читайте про себя за свадебным столом: Стол мой дубовый, Гости оловянные, все посулы злые стеклянные.
Как хрупкое стекло бъется, разбивается, Так и не одно слово злое в посуле не сбывается.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Оберег на жениха

Перед тем как молодой пойдет в дом невесты, чтобы забрать ее на венчание, мать жениха должна перекрестить его и сказать:
Небесной высоты не достать, Небесной красоты не забрать.
Так и у моего сына никто не убавит
И ниче6го ему не прибавит.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Оберег на невесту

Едет моя дочь со двора во двор, На ее подоле Божий затвор.
Никто того затвора не повредит, Никто оберега моего не победит.
Моя нога левая, ее нога правая.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.
Читать на воду и ею умыть невесту, перед тем, как выйти из дому к венчанию.

Слова на церковные ступени

Идя венчаться, ступайте твердо на всю подошву по ступеням лестницы и говорите про себя: На первую ступеньку ступаю -мужа с собой заступаю.
На вторую ступеньку ступаю -свекра с собой заступаю.
На третью ступеньку ступаю -свекровь с собой заступаю.
На четвертую ступеньку ступаю -деревьев с собой заступаю.
На пятую ступеньку ступаю -золовок с собой заступаю.
Как на руке моей пять пальцев и один кулак, так и я всем править буду. Аминь.

Приворот во время свадьбы

Когда за столом в третий раз прозвучит «горько» и молодые поцелуются, невесте следует выйти из-за стола, задеть первый угол кольцом, надетым на правую руку, и сказать:
Как ты, угол, неотделим от стены, так неотделим будь муж от своей жены. Аминь.
После венчания, при выходе из церкви, завяжите на носовом платочке и тут же развяжите узелок со словами: Как узелок легко развяжу, так я легко в свое время рожу. Аминь.Если так сделать, то сколько бы раз ни рожала женщина, все роды будут легкими.
Если кольцо выскользнуло или упало во время регистрации или в церкви, следует про себя сказать трижды:«Кольцо на мне, беда не ко мне. Аминь».

После свадьбы

Не следует дарить свадебные фотографии всем подряд. По ним очень легко навести порчу.
Попросите кого-нибудь из родителей прочесть на Пасху во время завтрака заговор: Яичко пасхальное спокойно лежит, так и молодые спокойно живите. Яичко пасхальное молчит, так и молодые промеж себя не кричите. Христос воскрес, а им мир и лад. Аминь.
Заговор нужно читать предварительно перекрестившись. Яйца должны быть освещены в церкви. Делается это для того, чтобы у вас не было ссор.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: