Как живут немецкие ветераны второй мировой. Как власти заботятся о ветеранах второй мировой войны вне россии

"Главный немецкий телеканал ЦДФ показал сериал «Наши матери, наши отцы» о второй мировой войне, возмутивший людей в странах Восточной Европы. Польшу обвинили в антисемитизме, народы СССР - в пособничестве нацистам и зверствах на своей территории и землях Германии. Истинными жертвами Второй мировой представлены солдаты вермахта, защищающие свою родину, солдаты, боровшиеся с польским антисемитизмом и советским варварством.

Что ж, похоже, ЕС нужна собственная версия истории, устраивающая, прежде всего главную страну большого европейского Союза, - Германию. Нельзя допустить, чтобы сателлиты вроде Греции или Кипра могли бросить в лицо напоминание о недалеком кровавом прошлом. Это ставит под угрозу существования легитимность германского доминирования.

Историю давно пытаются использовать как колесико пропагандистской машины. Сомнительно, чтобы без благословения со стороны «старших братьев» по Евросоюзу были возможны марши эсэсовцев в Прибалтике. Сами немцы пока не могут себе этого позволить, но формат художественной ленты, похоже, был выбран как оптимальный для формирования общественного мнения.

После просмотра - спасибо интернету! - понимаешь, что фильм ставит своей задачей достижение нескольких целей: реабилитация немцев, воевавших во Второй мировой войне, внушение комплекса неполноценности новым членам ЕС, в частности Польше, а также изображение жертв фашизма - народов СССР, как тупую, враждебную европейской цивилизации биомассу.

Последняя задача упрощается тем, что в годы холодной войны образ советского варвара успешно сформировался в сознании обывателя. Потому необходимо только лишь подбросить очередной миф для того чтобы европейцы наглядно увидели угрозу с Востока.

Какой миф? Самый доступный, уже не раз озвученный европейскими историками: изнасилование немецких женщин советскими солдатами. Названа цифра: свыше двух миллионов немок.

В качестве доказательств часто упоминают десятки тысяч детей рожденных от советских солдат. На вопрос, как такое могло произойти, возникает законный ответ: их изнасиловали. Оставим пока истории о, якобы, изнасилованных немках. Откуда появились дети? Об этом ниже.

Вернемся к фильму. Мелькают кадры. Советские солдаты врываются в немецкий госпиталь. Хладнокровно, походя, добивают раненых. Хватают медсестру и тут же среди мертвых тел немецких солдат пытаются изнасиловать. Такое вот современное прочтение истории.

Вообще фильм, снятый как бы глазами немецких солдат, тех, кто видит ужасы навязанной им войны, может вызвать сочувствие. Умные, интеллигентные немцы становятся свидетелями того, как польские партизаны выгоняют из отряда, практически на верную смерть беженца, оказавшегося евреем. Украинские каратели истребляют людей на глазах опешивших немцев. Русские насильники убивают и уничтожают все живое на своем пути.

Такая картина предстает перед европейским зрителем. Немцы из последних сил пытаются защитить свою родину, читай - европейскую цивилизацию. И уж конечно эти люди не могли быть виноваты в развязывании войны. Виновата некая верхушка вермахта, которую основная масса немецких солдат, по мнению авторов ленты, не поддерживала, и, дикие славянские племена, вынудившие Европу защищаться от них.

Но так ли уж невиновны простые солдаты? Так ли они были в оппозиции своим командирам? Возьмем выдержки из писем солдат с Восточного фронта:

«Только еврей может быть большевиком; для этих кровопийц нет ничего лучше, если их некому остановить. Куда ни плюнь, кругом одни евреи, что в городе, что в деревне.»

«Некоторым будет интересно, что тут были театры, оперы и так далее, даже большие здания были, но только для богатых, а богатые - это кровососы и их прихлебатели.»

«Каждый, кто наблюдает эту мрачную бедность, понимает, что именно эти большевистские животные хотели принести нам, трудолюбивым, чистым и творческим немцам. Это благословенье божье! Как справедливо, что Фюрер призван возглавлять Европу!»

«Я вижу Фюрера передо мной. Он спас порабощенное и изнасилованное человечество, дав ему снова божественную свободу и благословение достойного существования. Истинная и самая глубокая причина для этой войны состоит в том, чтобы восстановить естественный и благочестивый порядок. Это - сражение против рабства, против большевистского безумия.»

«Я горд, чрезвычайно горд, что могу сражаться против этого большевистского монстра, снова сражаясь с врагом, против которого я боролся на уничтожение в течение трудных лет борьбы в Германии. Я горжусь ранами, которые получил в этих сражениях, и я горжусь моими новыми ранами и медалью, которую теперь ношу.»

«Наши успехи до настоящего времени были велики, и мы не остановимся, пока не уничтожим корни и ветви этой заразы, что будет благом для европейской культуры и человечества.»

«Я горд за то, что принадлежу германской нации и состою в рядах нашей великой армии. Передавай приветы всем дома. Я очень далеко. Скажите им, что Германия - самая прекрасная, культурная страна во всем мире. Любой должен быть счастлив быть немцем и служить Фюреру, такому, как Адольф Гитлер.»

«Чего бы это ни стоило, но здорово, что Фюрер вовремя увидел опасность. Сражение должно было произойти. Германия, что бы случилось с тобой, если бы эта тупая звериная орда пришла на нашу родную землю? Мы все принесли клятву верности Адольфу Гитлеру, и мы должны выполнить ее для нашего же блага, где бы мы ни были.»

«Храбрость - это мужество, вдохновленное духовностью. Упорство же, с которым большевики защищались в своих дотах в Севастополе, сродни некоему животному инстинкту, и было бы глубокой ошибкой считать его результатом большевистских убеждений или воспитания. Русские были такими всегда и, скорее всего, всегда такими останутся.»

Как видим, нет ни слова раскаянья. Кругом евреи-большевики, которых нужно уничтожить. Есть, правда, искреннее изумление, что тут есть театры и большие здания. И даже доблесть воинов для них - звериная, нечеловеческая. Нет никаких поводов не доверять этим свидетельствам. Это писали те, кого сегодня пытаются представить жертвами Второй мировой войны.

И все же, что там с изнасилованными немками? Наверняка этот вопрос возникнет у внимательного читателя. Война войной, но были ли массовые изнасилования и незаконнорожденные? Наверное, стоит также обратиться к свидетельствам.

Известный режиссер Григорий Чухрай вспоминал о вступлении войск в Румынию: «Под действием русской водки расслабились и признались, что прячут на чердаке свою дочку». Советские офицеры возмутились: «За кого вы нас принимаете? Мы не фашисты!». «Хозяева устыдились, и вскоре за столом появилась сухощавая девица, по имени Марийка, которая жадно принялась за еду. Потом, освоившись, она стала кокетничать и даже задавать нам вопросы... К концу ужина все были настроены доброжелательно и пили за „боротшаз“ (дружбу). Марийка поняла этот тост уж слишком прямолинейно. Когда мы легли спать, она появилась в моей комнате в одной нижней рубашке. Я как советский офицер сразу сообразил: готовится провокация. „Они рассчитывают, что я соблазнюсь на прелести Марийки, и поднимут шум. Но я не поддамся на провокацию“, - подумал я. Да и прелести Марийки меня не прельщали - я указал ей на дверь.

На следующее утро хозяйка, ставя на стол еду, грохотала посудой. „Нервничает. Не удалась провокация!“ - подумал я. Этой мыслью я поделился с нашим переводчиком венгром. Он расхохотался.

Никакая это не провокация! Тебе выразили дружеское расположение, а ты им пренебрег. Теперь тебя в этом доме за человека не считают. Тебе надо переходить на другую квартиру!

А зачем они прятали дочь на чердаке?

Они боялись насилия. У нас принято, что девушка, прежде чем войти в брак, с одобрения родителей может испытать близость со многими мужчинами. У нас говорят: кошку в завязанном мешке не покупают...»

А вот рассказ минометчика Н.А. Орлова, мягко говоря удивленного поведением немок в 1945 г. «По поводу насилия над немецкими женщинами. Мне кажется, что некоторые, рассказывая о таком явлении, немного „сгущают краски“. У меня на памяти пример другого рода. Зашли в какой-то немецкий город, разместились в домах. Появляется „фрау“, лет 45-ти и спрашивает „герра коменданта“. Привели ее к Марченко. Она заявляет, что является ответственной по кварталу, и собрала 20 немецких женщин для сексуального (!!!) обслуживания русских солдат. Марченко немецкий язык понимал, а стоявшему рядом со мной замполиту Долгобородову я перевел смысл сказанного немкой. Реакция наших офицеров была гневной и матерной. Немку прогнали, вместе с ее готовым к обслуживанию „отрядом“. Вообще немецкая покорность нас ошеломила. Ждали от немцев партизанской войны, диверсий. Но для этой нации порядок - „Орднунг“ - превыше всего. Если ты победитель - то они „на задних лапках“, причем осознанно и не по принуждению. Вот такая психология...»

Герр комиссар, - благодушно сказала мне фрау Фридрих (я носил кожаную куртку). - Мы понимаем, что у солдат есть маленькие потребности. Они готовы, - продолжала фрау Фридрих, - выделить им нескольких женщин помоложе для... Я не стал продолжать разговор с фрау Фридрих«.

Поэт-фронтовик Борис Слуцкий вспоминал: «Сдерживающими побуждениями служили совсем не этика, а боязнь заразиться, страх перед оглаской, перед беременностью»... «всеобщая развращенность покрыла и скрыла особенную женскую развращенность, сделала ее невидной и нестыдной».

И вовсе не страх перед сифилисом был причиной достаточно целомудренного поведения советских войск. Сержант Александр Родин оставил записи после посещения публичного дома, которое случилось уже после окончания войны. «...После ухода возникло отвратительное, постыдное ощущение лжи и фальши, из головы не шла картина явного, откровенного притворства женщины... Интересно, что подобный неприятный осадок от посещения публичного дома остался не только у меня, юнца, воспитанного к тому же на принципах типа «не давать поцелуя без любви, но и у большинства наших солдат, с кем приходилось беседовать... Примерно в те же дни мне пришлось беседовать с одной красивенькой мадьяркой (она откуда-то знала русский язык). На ее вопрос, понравилось ли мне в Будапеште, я ответил, что понравилось, только вот смущают публичные дома. „Но - почему?“ - спросила девушка. Потому что это противоестественно, дико, - объяснял я: - женщина берет деньги и следом за этим, тут же начинает „любить!“ Девушка подумала какое-то время, потом согласно кивнула и сказала: „Ты прав: брать деньги вперёд некрасиво“...»

Разница в менталитете европейцев и советских солдат, как видим разительная. Так что говорить о массовых изнасилованиях, наверное, не следует. Если и были случаи, то они, либо являлись единичными, выходящими из ряда вон, или это были достаточно вольные отношения, которое позволяли сами немки. Отсюда и появившийся приплод.

Но это все, на самом деле, не имеет решающего значения. Как не имеет значения возражения поляков против телесериала. Кто, в конце концов, в Европе брал в расчет мнение польской общественности. Не поисками исторической правды руководствовались создатели фильма претендующего, по мнению европейской прессы, на главное кинематографическое событие года в Германии. Идеологические штампы не требуют вдумчивых художественных решений. Европа не изменилась.

Уильям Ширер в свое время писал, что у него в тридцатые годы в Германии было два друга либерала. Они оба стали яростными нацистами. Что же, история повторяется?"

Александр Ржешевский. Апрель 2013г.

День Победы – завтра. Завтра будет Праздничный салют. Но сегодня – День памяти и примирения, день памяти всех жертв Второй мировой войны. Память и примирение между солдатами, которые 70 лет назад, сидя в окопах, смотрели друг на друга через прицелы, я наблюдал. Это было в начале 90-х годов прошлого века.

Мои друзья — бывшие солдаты вермахта

Так случилось, что более 20 лет назад я очутился в Германии. Там познакомился с родственниками рядового 290-й пехотной дивизии вермахта Кёлльна, погибшего в Новгородской области под деревней Туганово. Точнее, они сами меня нашли в Гамбурге и попросили организовать поездку на Новгородчину. Разумеется, все расходы брали на себя.

Мне это тоже было интересно. Тем более, что с военной исторической тематикой я был знаком — все-таки до этого в течение нескольких лет готовил программу о Советской армии, снимал сюжеты о военной истории, приглашал в студию Латвийского ТВ ветеранов.

Поездка удалась: нашли место, где была когда-то деревня Туганово, установили памятный дубовый крест, специально выточенный по этому случаю главой семейства. Познакомились с районной администрацией, подружились с руководством Новгородского областного совета ветеранов.

Через некоторое время в Новгородскую область, к Ильмень-озеру — туда, где в далеком 1942-м немецкие части прорывались из устроенного Красной армией Демянского котла — устремились многие бывшие немецкие фронтовики — солдаты 290-й пехотной дивизии. Через Санкт-Петербург посмотреть на места боев, когда все были молоды, поехали туристами другие группы. Для пожилых немцев-фронтовиков, конечно, было интересно побывать в местах молодости. Достаточное знание немецкого языка, а также умение провести видеосъемку и смонтировать фильм о поездке, делало мое участие в этих турах весьма уместным. Меня приглашали, и пока была возможность, я сопровождал группы, а заодно слушал рассказы, воспоминания.

Помню, как для Герхарда Вернера была почти откровением его беседа с русским ветераном в Санкт-Петербурге во время очередной турпоездки. «Андрей, я понял! Простые солдаты, которые гнили в окопах, не испытывают ненависти друг к другу! — убежденно говорил немецкий фронтовик. — Тогда я решил, что обязательно приеду в эти места».

Герберт Бальцер после войны несколько лет был в советском плену. Вместе со своими товарищами сколько успел — построил, восстановил в разрушенной стране. Чтобы туристическая группа, состоящая из бывших фронтовиков 290-й дивизии побыстрее садилась в автобус — надо ехать в Старую Руссу! — он время от времени выкрикивал: «Давай-давай!». Бывшие военнопленные улыбались, откликались с молодости знакомым: «Давай-давай!».

Дитриху Вюрдеманну очень нравились русские песни. Особенно — в исполнении хора имени Александрова. «За душу берут», — мечтательно говорил этот любитель пива.

Майнхард Вюббена из Бремена в Россию не приезжал. Но постоянно общался с бывшими сослуживцами, интересовался их поездками в Россию. По показаниям врачей из-за старого ранения в позвоночник и страшных болей он постоянно сидел на морфии. Во время посещения Бремена Майнхард взял надо мной шефство, катал по городу на своей «ауди» («это — 23-я машина в моей жизни!»). Как-то он мне сказал: «Знаешь, я с большим уважением отношусь к русским. И вообще: самые лучшие солдаты — это немцы и русские! Англичане — они какие-то хитрые: сядут на шею, да еще и понукают». Не знаю, что он имел в виду. Переспрашивать и уточнять не стал.

После очередной поездки пенсионеры-фронтовики ждали смонтированного фильма. Многие приглашали к себе в гости. В какой-то момент я подумал, что если вдруг решу отправиться в путешествие, то смогу проехать пол-Германии, не останавливаясь в гостиницах.

«Проклятый русский хотел, чтобы я утонул!»

Рядовой Вернер Букса боялся попасть в окружение и торопливо пробирался к своим в одиночку. В результате наступления частей Красной армии на Ленинградском фронте батальон Вернера был рассеян, командиров рядом не было, принимать решения предстояло самому.

Проходя мимо воронки, Вернер услышал стон. Там лежал русский капитан. Из раны на животе у него вываливались кишки, которые он пытался как-то то ли придержать, то ли запихнуть обратно. Капитан увидел немца и попросил воды. Вернер знал, что при таких ранениях пить воспрещается. Но помощи ждать было неоткуда — все равно капитан уже не жилец, так уж пусть хоть попьет перед смертью.

Вернер приложил к губам русского офицера свою фляжку. Тот отпил, а потом, как смог, объяснил немецкому рядовому, какой дорогой надо двигаться, чтобы до своих добраться.

По пути Вернер встретил группу сослуживцев, которые тоже выбирались из окружения и звали с собой. Но Вернер пошел дорогой, указанной капитаном.
Через некоторое время он забрел в болото. Не просто промок, а чуть не утонул. Был страшно зол на русского: «Я ему попить дал, а он меня, гад, в трясину отправил!». Когда Вернер все-таки добрался до своей части, он узнал, что все, кто пошел посуху, погибли. Они были уничтожены кинжальным огнем из засады, о которой знал капитан.

Эту историю рассказал мне сам Вернер Букса. Она помогла ему по-иному взглянуть на мир. И подарил сборник своих стихов-размышлений о молодости, о любви, о смысле жизни.

Памятник немцам в России и русский мундир в музее части Бундесвера

В районе деревни Туганово, которая в войну была стерта с лица земли, в начале 90-х появился памятный камень погибшим солдатам 290-й пехотной дивизии вермахта. Думаю, что это был первый послевоенный памятник немецким солдатам на территории России. Уже потом под Новгородом появится кладбище, созданное по инициативе Немецкого союза по уходу за воинскими захоронениями. В других местах России, на территории бывшего СССР, при поддержке германского правительства будут обустроены воинские захоронения с высеченными на граните именами немецких солдат.

Камень в Туганово поставлен на деньги самих бывших солдат 290-й дивизии — при согласовании и поддержке администрации Парфинского района Новгородчины. К валуну была прикреплена бронзовая табличка с православным и лютеранским крестом и с надписью на русском и немецком: «Вечный покой павшим солдатам Второй мировой войны. 1941-1945». Бронзовая табличка испытания временем не выдержала: камень стоял в малолюдной местности, а охотники за цветными металлами не дремали. Пришлось новую сделать, но уже — из мрамора. Надпись оставили прежнюю.

Тогда — более 20 лет — назад зародились дружеские отношение между бывшими противниками. Члены Новгородского совета ветеранов ВОВ вместе со своими женами во главе с председателем совета Владимиром Григорьевичем Пошивайло были приглашены в Германию. Жили под Бременом — в бундесверовских казармах имени Отто Лилиеталя.

Важным событием визита стало вручение русскими ветеранами военной формы времен войны музею части. В России они называются «комнатой боевой славы», в Бундесвере носят название «комнаты традиций» (Traditionszimmer). Кроме немецких кителей, в музее 290-й пехотной были формы американской и английской армий. А вот русская — отсутствовала. Пришлось Владимиру Григорьевичу свою на благое дело пожертвовать.

Про тот визит 20-летней давности я снял несколько сюжетов для Российского телевидения.

Общаясь 20 лет назад с теми, кого сейчас уже нет, наблюдал, что примирение состоялось, а память остается. Правда, кошки на душе скребли, когда думал о том, в каком положении наши ветераны находятся. У немцев-то с их пенсией в 3 тысячи марок все в порядке было.

Немецкие ветераны брали все расходы на себя, дарили подарки. Я видел, что у подавляющего числа из них — искренние дружеские чувства к тем, на чью землю они когда-то пришли с войной. Жаль, что у нас в Латвии с примирением никак не сложится. Но это уже тема для другого разговора…

Отношение к ветеранам - показатель не только экономического состояния государства, но и вещей менее материальных. Интересно сравнить положение ветеранов Второй мировой войны в различных странах.
- Германия Ветеранам вермахта государство обеспечило безбедную старость и высокий уровень социальных защит. В зависимости от звания и заслуг размер их пенсии колеблется от 1,5 до 8 тыс. евро. Например, пенсия младшего офицера составляет 2500 евро. Около 400 евро начисляется вдовам погибших или умерших в послевоенное время. Выплаты гарантируются лицам немецкого происхождения служившим в вермахте и «выполнявшим уставную военную службу в соответствии с правилом ее прохождения до 9 мая 1945 года». Интересно, что и ветераны Красной армии, проживающие в Германии имеют право на пенсию в размере 400-500 евро в месяц, а также на социальное обеспечение. Ветераны войны могут рассчитывать на бесплатную двухразовую госпитализацию в течение года, а если речь идет о военнопленных, то количество госпитализаций неограниченно. Также государство частично оплачивает бывшим солдатам вермахта посещение мест, где они воевали, в том числе и за рубежом.
Великобритания Размер пенсии для ветеранов Второй мировой войны в Великобритании напрямую зависит от воинского звания и тяжести ранений. Ежемесячные выплаты в переводе на европейскую валюту колеблются между 2000 и 9000 евро . Если есть необходимость, то государство дополнительно оплачивает сиделку. Более того, право на получение пенсии имеет любой британец, пострадавший в период Второй мировой войны. Надбавка к основной пенсии также положена вдовам ветеранов.

- США Американских участников Второй мировой войны власти США чествуют дважды в год. Павших солдат вспоминают в Memorial Day, отмечаемый в последний понедельник мая, а ветеранов чтят 11 ноября в Veterans’ Day. Американским ветеранам полагается надбавка в 1200$ к пенсии, которая в среднем составляет 1500$. Участников Второй мировой войны в США курирует Министерство по делам ветеранов, в ведении которого находится 175 госпиталей, сотни домов престарелых и тысячи районных клиник. Если болезнь или инвалидность ветерана следствие военной службы, то все расходы на его лечение берет на себя государство.
- Сегодня в Российской Федерации проживает около 246 тыс. ветеранов ВОВ (данные на 1 апреля 2014 года). По заявлению властей, государство делает все возможное чтобы их жизнь была достойной. Еще в 1995 году был принят закон, в котором определен перечень льгот, причитающихся ветеранам. В их числе повышенные пенсии, бесплатные медицинская помощь и проезд в городском транспорте, 50% скидки на оплату услуг ЖКХ. Регионы предоставляют участникам войны дополнительные льготы. Самым важным событием последних лет следует признать подписание указа о предоставлении бесплатного жилья ветеранам и инвалидам ВОВ, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В настоящий момент получение новых квартир ожидают более 15 тыс. человек. В 70-ю годовщину Победы в некоторых регионах страны собираются преподнести ветеранам ценные подарки. Так, в Подмосковье участники обороны Москвы получат автомобиль «Лада Калина» или денежный эквивалент его стоимости. Средняя ежемесячная пенсия российских ветеранов на сегодняшний день составляет 25 тыс. рублей , у работников тыла – 13,5 тыс.
- Нда. Как-то некругло получается...наша страна победитель, огромные богатства, огромный список миллиардеров...а пенсии и льготы ветеранам войны и сравнить нельзя. Невольно возникает вопрос - как это проигравшая держава(Германия) настолько выше ценит своих солдат, чем мы - победители?

Само слово «ветеран» в Германии долго было табу. Солдаты Второй мировой войны объединялись в союзы бывших военнопленных. Теперь «ветеранами» называют себя солдаты бундесвера. Однако слово пока не прижилось.

Союзы ветеранов есть практически во всех странах. А в Германии после разгрома нацизма в 1945 году все традиции почестей и увековечивания памяти ветеранов оборвались. По выражению профессора теории политики Гумбольдского университета Херфрида Мюнклера (HerfriedMünkler), Германия - «постгероическое общество». Если в Германии и поминают память, то не героев, а жертв Первой и Второй мировых войн. В то же время бундесвер в рамках НАТО и миротворческих миссий ООН участвует в боевых операциях за рубежом. Поэтому среди военнослужащих и политиков началась дискуссия: кого считать ветеранами?

Ветераны бундесвера

После войны вплоть до 1955 года в Германии - как в Восточной, так и в Западной - вообще не было армии. Союзы ветеранов были запрещены. Какое уж прославление геройства, когда немецкие солдаты участвовали в преступной захватнической войне? Но и в основанном в 1955 году бундесвере в годы «холодной войны» ветеранских традиций не возникло. Функции армии ограничивались защитой собственной территории, боевых действий не было.

В последние годы бундесвер участвует в операциях за рубежом, например, в бывшей Югославии, в Афганистане. Всего, по оценкам, такую службу прошли около 300 тысяч солдат и офицеров. До самого недавнего времени эти операции впрямую даже «войной» или «боевыми действиями» называть не решались. Речь шла о «помощи в установлении мирного порядка», гуманитарных акциях и прочих эвфемизмах.

Сейчас решено называть вещи своими именами. Министр обороны Германии Томас де Мезьер (Thomas de Maiziere) в сентябре прошлого года вернул в обиход слово «ветеран». Выступая в бундестаге, он заявил, что «если в других странах есть ветераны, то и в Германии он вправе говорить о "ветеранах бундесвера"».

Дискуссию эту развязали сами солдаты - те, кто с ранениями или душевными травмами вернулись из Афганистана. В 2010 году они основали «Союз немецких ветеранов». Критики же говорят, что сам термин «ветеран» дискредитирован историей Германии и поэтому неприемлем.

Но кого считать «ветераном»? Всех, кто какое-то время носил форму бундесвера, или только тех, кто служил за рубежом? А, может быть, только тех, кто участвовал в реальных боевых действиях? «Союз немецких ветеранов» уже определился: кто служил за рубежом, тот и ветеран.

Министр обороны Томас де Мезьер, со своей стороны, старается избежать раскола в этом вопросе. Многие военные считают, что и служба в армии во времена «холодной войны» была сопряжена с риском, поэтому было бы неправомерно закреплять статус «ветерана» исключительно за теми, кому довелось понюхать пороху в Афганистане.

Будет ли «день ветерана»?

Для солдат бундесвера, побывавших в боях, учреждены специальные награды - «Почетный крест за мужество» и медаль «За участие в боевых действиях». Однако многие военные полагают, что общество недостаточно высоко оценивает их готовность рисковать жизнью. Ведь решения об участии в операциях за рубежом принимает бундестаг, то есть избранные представители народа. Следовательно, и солдаты участвуют в опасных операциях по воле народа. Так почему же общество не оказывает им должного уважения?

Сейчас обсуждается возможность учредить специальный «День ветерана». Эту идею поддерживает и влиятельный «Союз военнослужащих бундесвера», объединяющий около 200 тысяч действующих и отставных военных. Но есть и предложение чтить в этот день работу не только солдат, но и спасателей, полицейских и сотрудников организаций помощи в развитии.

Министр обороны де Мезьер также рассматривает вопрос об учреждении должности специального уполномоченного по делам ветеранов, и, по американскому примеру, специальных домов для ветеранов. А вот повышения пособий для ветеранов не предусмотрено. Министр обороны считает, что в Германии социальное обеспечение действующих и отставных военных уже сейчас находится на достаточно высоком уровне.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: