Как жить с удовольствием, если ты пенсионер? Отношение к старикам должно быть правильным. Вопросы для самопроверки

Большинство из нас воспринимает старость как закат жизни. Нам кажется, что в старости не может быть ничего хорошего, когда она наступает, человек становится пассивным, его мучают проблемы со здоровьем, он перестает видеть все то прекрасное, что его окружает. Старость подразумевает немощность тела и немощность сознания . Что может быть ужаснее, чем видеть, как некогда здоровый и сильный человек превращается в ходячую развалину, когда он не может совершать самые простые действия, которые раньше давались ему без особого труда. Отношение к старости в целом скорее негативное , никто не хочет задумываться о том, как он будет выглядеть и вести себя, достигнув преклонного возраста.

Не удивительно, что имея такое представление о «закате» нашей жизни, мы страшимся старости и не хотим стариться. Но, к сожалению, это неизбежно. Год за годом мы приближаемся к тому рубежу, за которым она начинается. Но, имеет ли смысл бояться этот времени? Ведь не боимся же мы перехода из юности в молодость, а потом в зрелость. С возрастом наше сознание, безусловно, претерпевает определенные изменения. Мы обретаем новый опыт , новые знания, вырабатываем новый взгляд на жизнь. Каждый возраст несет в себе полезное зерно и старость не исключение. В старости человек пожинает плоды того, что он посеял за всю свою жизнь . Если они были хорошими, он имеет возможность отдыхать и наслаждаться.

Многие боятся, что с наступлением старости они потеряют возможность быть такими же физически активными, как раньше. Но, на самом деле, следя за своим телом, можно долго оставаться подвижным и физически сильным. Если тренировать свое тело регулярно, то даже после 60 Вы сможете дать фору многим молодым. Не менее важно тренировать свое сознание. Ведь чем чаще всего характеризуются старые люди? Прежде всего, тем, что они практически полностью выпадают из реальности, оставаясь мысленно в давно ушедшем прошлом. Они не интересуются новыми техническими достижениями, не могут пользоваться новой техникой. В результате современный мир становится для них совершенно непонятным, они оказываются изолированными от него и находят понимание только в кругу таких же сверстников, сидя за чаем и вспоминая «былые годы».

Однако, совершенно не обязательно лишать себя общества молодых , от которых можно узнать много нового и потому оставаться в «строю» и следовать за современными тенденциями. Наоборот, вращаясь среди молодежи, свободно пользуясь новейшими достижениями, можно долго сохранять молодость и оптимизм . Многие, например, в достаточно преклонном возрасте отправляются учиться, тренируя ум и память, что позволяет надолго сохранить ясность ума. Другие выбирают интересные хобби, которые также подразумевают новые знания и навыки. Человек не стареет до тех пор, пока чувствует интерес к жизни, пока его волнует происходящее вокруг, пока он чувствует себя нужным и востребованным. Не удивительно, что многие люди не спешат выходить на пенсию – они просто бояться остаться не у дел, почувствовать себя выкинутыми на обочину жизни.

Говоря о старости, нужно отметить, что многие люди сами приближают ее своими неправильными мыслями . Так, например, у некоторых есть определенные установки, относительно того, с какого возраста начинается «старость». Каждый раз отмечая на календаре очередной день рождения, они мысленно приближаются к этому рубежу с ужасом думая о том, что «осталось еще 2 года», или «еще 1 год». В результате, достигнув возраста , о котором идет речь, такой человек резко стареет, буквально на глазах превращаясь в настоящую развалину. Такие быстрые изменения происходят потому, что сам того не осознавая, человек мысленно задал себе определенную программу самоуничтожения . Еще хуже, когда люди имеют в своей голове мысль о том, в каком возрасте они умрут, или, например, что умрут они от тяжелой болезни. Достаточно часто такие ожидания оправдываются. Но не потому, что у человека была подобная судьба, а потому, что он сам создал ее своими мыслями. Чтобы отодвинуть старость, нужно перестать думать о ней и бояться ее, а тем более устанавливать для себя ее границы.

Все мы наделены вечно молодой душой, которая не стареет, а лишь развивается и приобретает новый опыт. Если мы позволяем ей активно проявляться, мы остаемся молодыми. Но как только мы говорим себе что-то типа: «Это не для меня, я уже не в том возрасте», все кардинально меняется. Но никто не устанавливает для нас «тот возраст», когда можно жить насыщенной интересной жизнью, а когда стоит отойти от дел и признать, что жизнь закончилась и стоит отойти от всего и заняться подготовкой и логическому концу. Разве можно сказать о веселом, активном, оптимистичном человеке, живо интересующимся всем вокруг, что он «старый»? Старость это состояние души, а не внешние проявления . Чем дольше мы сохраняем интерес к жизни и стараемся взять от нее как можно больше, тем дольше мы остаемся молодыми. Не бойтесь старости, не ждите ее приближения, просто живите, развивайтесь, растите духовно и Вам не придется никогда услышать в след обращения «бабушка» или «дедушка». Старость обойдет Вас стороной.

Как Вы относитесь к старости? Что Вы думаете о ней? Пугает ли Вас перспектива постареть? Поделитесь с нами своим мнением, мы обязательно разместим его на нашем сайте.

Для многих пожилой возраст - это приговор, и приговор пугающий не столько из-за утраты физических сил и внешних изменений, сколько из-за панической неготовности встретить саму старость. Современная медицина с легкостью может вылепить из 70-летней куклу Барби, но это лишь доказывает, что человек XXI века всячески препятствует природному процессу.

Мы привыкли рассматривать однобоко, а ведь в этой поре тоже есть свои прелести. Удивляют и восхищают люди, которые своим примером доказывают, что главное - не стареть душой и жадно вкушать жизнь. Это письмо написала Владимиру Познеру американка Филлис Шлоссберг.

Отношение к старости

Старость в радость

    «Не так давно одна юная девочка подошла ко мне с вопросом: “А как это - быть старой?” Я задумалась в растерянности и не нашлась, что ей ответить, потому что не думала об этом раньше и старой себя не считала.

    От моего замешательства смутилась и девочка, однако я поблагодарила ее, сказав, что вопрос интересный. И как только я найду на него ответ, то сразу же сообщу ей. И вот ко мне внезапно пришло осознание того, что старость - это дар.

    На сегодняшний день я - тот человек, которым я всегда хотела быть. Нет, не думайте, что всю жизнь я только и стремилась к морщинам, пятнам на коже и отвисшему заду. Часто, глядя в зеркало, я недоумеваю насчет отражения в нём.

    Но эти переживания улетучиваются очень быстро. Потому что я никогда и ни за какие коврижки не согласилась бы отдать свою чудесную семью и своих близких друзей в обмен на темные волосы и плоский живот! Я заметила, что с течением времени я стала добрее и снисходительнее к людям.

    А себе я стала другом. Я больше не съедаю себя поедом за лишнее печенье, за купленную садовую фигурку, которая в общем-то мне не нужна, но которая украшает мой сад. Я за свои годы видела много друзей и знакомых, которые ушли из этого мира, так и не получив дара старости. Да и кому какое дело, если я читаю до четырех часов утра и сплю до полудня?

    Старость - это свобода. Ты можешь танцевать сама с собой под удивительные пластинки ушедшей молодости, можешь поплакать над увядшей любовью, которая была когда-то. Ты можешь сходить на пляж, не стесняясь своего тела, и, если хочется, можешь кинуться прямо в волны океана, несмотря на полные жалости взгляды юных существ, одетых (раздетых?) в бикини. Но они же тоже состарятся. Неизбежно.

    Порой меня настигает “девичья память”, но я вполне осознаю, что далеко не все вещи нужно запоминать. Только важные. За эти годы мое сердце не раз разбивалось. Да и как может не разбиться сердце, когда ты потерял любимого, когда страдает ребенок или когда любимую собаку сбивает машина?

    Но в этом и есть наша сила. Не могут быть красивыми глаза, которые не плакали ни разу. Не может быть живым и любящим стерильное сердце.

    Судьба благословила меня, дав мне дожить до седых волос, до времени, когда мой юный смех навсегда отпечатался глубокими бороздами на моем лице. Потому что много, много людей умерло рано, молодыми или еще не старыми, но и не юными. Я теперь могу говорить чистосердечно и правдиво: “Да-да, нет-нет”.

    Чем ты старше и даже старее, тем меньше тебя заботит чужое мнение. Тем меньше ты сомневаешься и тем реже (после стольких-то подножек) ты ошибаешься! Итак, дорогая юная девочка. Я скажу тебе вот что: мне нравится быть старой.

Сегодня с пеной у рта принято рассуждать, что отвратительное отношение к старикам – это результат государственной заботы. Мол, маленькие пенсии, унизительные очереди, мизерные льготы провоцируют неуважение молодежи к пожилым людям.

Понятно, что наши инстинкты превалируют над разумом, и забота человеческого рода, как можно лучше и стабильнее обеспечить жизнь потомству, а не тем, кто дал жизнь. Почему-то мы не прогнозируем заранее, что созерцая пример личного нашего с вами отношения к своим бабушкам и дедушкам, к своим родителям мы создаем стереотип отношения наших детей к нам в старости.

В советское время еще как-то пытались, внушали, что старики – это гордость, ветераны фронта и труда. Мы должны сказать спасибо, что они выиграли войну и подняли на ноги из развалов такую огромную страну.

Мысль понималась и принималась, пока оставались люди, которые видели своими глазами эти события.

Но что делать сегодняшнему поколению, которое не то, что не видело и по большей части не слышало в должной мере об уважении в принципе.

Не спорю, что социальные программы могли быть и получше, и можно было бы запустить ролики социальные в инет и по телевиденью о взаимосвязи поколений. А в школах должны быть программы, отработанные психологами, на коррекцию отношений между поколениями в семье.

Еще один упущенный фактор: пока молод и особенно болезни не трогают, ты недопонимаешь, что мучает пожилого человека. Проблемы со здоровьем откладывают отпечаток на личные взаимоотношения.

Совершенно неважно, что болит, как болит, но это мешает, выбивает из активной жизни, меняет характер и поведение стареющих людей. И неуживчивость, и вредность тут совершенно не причем.

Подобные ситуации меняют отношения в семье: пожилому человеку не хочется постоянно говорить о тяжести и боли, молодому не понять, почему старики так занудствуют. Так и рождаются тяжело запущенные недопонимания и обвинения.

А будущее поколение мотает на ус, не разбираясь в тонкостях взаимоотношений, а копируя стереотипы поведения. У папы и мамы как всегда не хватает времени и смелости объяснить ребенку, почему бабушка или дедушка «дурят».

Хорошо, если это так. А что мы даем взамен. Когда будем «возвращать долги»?

Старый человек в мудрости любой нации воспринимался как младенец: что стар, что млад. Это говорит не о его безумии или неадекватных поступках, а о его беспомощности во многих вещах.

Следовательно, ему требуется дополнительная забота и внимание. Не оставите же вы без присмотра годовалого или даже трехгодовалого ребенка на кухне среди ножей, рядом с кипящим молоком и т.д. Так и с пожилыми людьми. Не постоянный контроль, а дополнительное внимание к мелочам не повредит.

Что еще кошмарней, когда старики неизлечимо больны или прикованы к постели. Созерцая жестокость и равнодушие к боли их собственных детей, оправдывающих себя усталостью и тем, что жизнь продолжается, волосы встают дыбом.

Естественным стала и оценочная система в отношениях поколений: а что ты мне дал, ты меня просто родил. За что тебе сказать спасибо или помогать? Представляю, как хочется закричать попавшим под такой пресс, лучше б я тебя не родил.

Помните, заблуждение – что молодость вечна. Она протяженнее, чем старость. Но и вас это настигнет. Какой мерою меряете, такой и вам отмерится. Не хотите досматривать стариков, вас придется досматривать.

На протяжении всей истории человечества тема старения и смерти имела актуальное значение. Веками мыслители, философы обсуждали причины старения, алхимики искали эликсир вечной молодости и бессмертия, а многие религии придавали старению особое сакрально - мистическое значение. По мнению исследователей в области биологии, старение и смерть являются базовыми, сущностными биологическими свойствами, отражающими функционирование и эволюцию всех живых организмов, включая человека. Как не парадоксально, но смерть - это счастье для умирающего человека, ведь после смерти он перестает быть смертным. Возможно ли избежать проявления этих базовых сущностных биологических свойств, которые присущи всему живому? Вопрос риторический. Но несмотря на всю его бессмысленность, мировые религии, такие как буддизм и христианство, имеют на него свои ответы. Согласно буддийской легенде, один из шестнадцати ближайших учеников Будды Гаутамы - архат Пиндола Бхарадваджа (по просьбе своего учителя) должен оставаться на земле до прихода следующего Будды Майтрейи и научить Дхарме всех живых существ.

Христианские корни возможности человеческого бессмертия можно найти в Евангелии от Матфея (16: 28), где приведены такие слова Иисуса: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем». Этим учеником считают самого евангелиста Иоанна, который будто бы и по сей день жив и ожидает возвращения Спасителя на землю.

Другой бессмертный христианский персонаж имеет много имен: Агасфер (Вечный жид), Эспера-Диос (надейся на Бога), Бутадеус (ударивший Бога), Картафил (сторож претории). В соответствии с христианским приданием, во время страдальческого пути Иисуса Христа на Голгофу еврей по имени Агасфер оскорбительно отказал ему в кратком отдыхе и велел идти дальше, а по одной из версий - даже ударил Его. За этот проступок он был наказан. Он должен был вечно скитаться по миру до Второго пришествия Христа, не зная ни отдыха, ни старения, ни смерти, подобно Каину, которого Бог обрёк на скитания, запретив лишать его жизни.

Если повнимательнее вдуматься в этот образ, то структурный принцип легенды представляет собой двойной парадокс, когда темное и светлое дважды меняются местами. Бессмертие, желанная цель человеческих усилий, в данном случае оборачивается проклятием, а проклятие - милостью (возможностью искупления). В книгах К. Кастанеды имеется один очень интересный персонаж, который умудрился стать бессмертным. Имя его Арендатор или «Бросивший вызов смерти». Это ещё более загадочный и могущественный маг, чем дон Хуан или Сильвио Мануэль… Арендатор - древний мексиканский маг, который живёт (в органическом теле) несколько тысяч лет! Если верить Кастанеде, то Арендатор может по собственному желанию обретать или «растворять» свою плоть, становиться либо женщиной, либо мужчиной и, самое главное, он научился манипулировать своей точкой сборки так, что на неограниченный срок отдалил свою биологическую кончину. И самое интересное, что существование архата Пиндолы Бхарадваджа, евангелиста Иоанна, Агасфера, Арендатора и других известных персонажей, избежавших старения и смерти, никто и никогда не сможет ни доказать и ни опровергнуть.

Когда человек приближается к концу своего жизненного пути, он с грустью задает себе вопрос, суждено ли ему увидеть те манящие горизонты, которые расстилаются там, впереди, и возникает закономерный вопрос: «Каковы временные границы старости?» На практике, в повседневной жизни границы между периодом зрелости и началом старости трудноуловимы и строго индивидуальны. Никаких календарных дат наступления старости не существует и не может существовать. Известное выражение немецкого писателя Франца Кафки «Сорок лет - старость юности, пятьдесят - юность старости» вряд ли является ключом к пониманию границ возраста человека. Обычно, когда говорят о старых людях, руководствуются возрастом выхода на пенсию, но последний далеко не одинаков в разных странах, для различных профессиональных групп, мужчин и женщин.

Проблема периодизации развития человека стала исследоваться еще в период античности. Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель. Пифагор (VI в. до н.э.) выделял четыре периода в жизни человека:

весну (становление человека) – от рождения до 20 лет;

На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано. Интересна классификация Дж. Биррена (1964) выделяющая восемь фаз жизненного развития человека:

Первая фаза – младенчество, охватывает период до 2 лет.

По мнению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), более удобным представляется термин «стареющие», указывающий на постепенный и непрерывный процесс, а не на определенную и всегда произвольно устанавливаемую возрастную границу. В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ пожилой возраст длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин - с 55 до 74 лет, с 75 лет наступает старость. Люди старше 90 лет считаются долгожителями, 65-летний рубеж нередко выделяется особо, так как во многих странах это возраст выхода на пенсию. Но это лишь градация биологического возраста. Все больше исследователей приходит к выводу, что сущность возраста не сводится лишь к длительности существования, измеряемой количеством прожитых лет. Метрическое свойство времени указывает только на количественные показатели возраста. Он очень приблизительно фиксирует физиологическое и социальное состояние человека. В юриспруденции календарный возраст служит основанием для запрещения или разрешения различных социальных ролей (занятие определенных должностей в органах власти и управления) или поведения в соответствующем возрасте. Выполнение этих ролей в соответствии с определенными общественными нормами и предписаниями определяет социальный возраст человека, часто не совпадающий с календарным.

В современном обществе, в условиях глобализации к старости и старым людям относятся двояко: негативно и позитивно. Рассуждения сторонников негативного отношения к старости подобны мрачному откровению отца протестантизма Мартина Лютера «Старость - это живая могила». Государство или частные пенсионные фонды с кислой гримасой выплачивают пенсии ненавистным пенсионерам и с нетерпением ждут «Когда же чёрт возьмет тебя!»

Сторонники позитивного отношения рассуждают подобно Вольтеру: «Для глупца старость бремя, для невежды - зима, а для человека науки - золотая жатва». И такие рассуждения небезосновательны. Как известно, величина спада интеллекта с возрастом обратно пропорциональна его наибольшему значению. Это значит, чем выше первоначальный уровень интеллекта, тем слабее спад в пожилом возрасте. У наиболее интеллектуальных людей вместо типичного спада часто наблюдается даже повышение уровня интеллекта с возрастом. Человеческое неизвестное простирается очень далеко, но оно все равно остается в сфере наших возможностей.

Анализ литературы о психологии старости и старения, рассмотрение биографий творческих личностей, доживших до преклонных лет, показал, что старость как психологический возраст может и не наступить в жизни человека. Условием длящейся или нарастающей зрелости является творчество во всех его проявлениях, включая творчество собственной жизни, каждого ее дня. Доказательством возможного физического и умственного долголетия могут служить известные исторические личности:

Микеланджело, скульптор, живописец - 89 лет.

Как ни парадоксально, но о старости очень много написано, но мало что доподлинно известно. Эмоциональные волнения, связанные с размышлениями о смерти, переживания горя и одиночества и даже радостные переживания людей пожилого возраста таинственны и самобытны. Загадкой остается и сам поздний возраст стареющего человека. До сих пор остается нераскрытой величайшая тайна старости, которая заключается в том, что хронологические ровесники этого возраста могут причисляться к различным психологическим возрастам.

Один пожилой человек переживает любовь - он вернулся в период юности. 16-летняя барышня Ульрика фон Бюлов влюбилась в 82-летнего Гете и через год вышла за него замуж. Жан-Поль Бельмондо в возрасте 72 лет женился на 19-летней модели и родил замечательную дочурку. Известный философ Конфуций появился на свет, когда его отцу был 91 год, а матери 16. Отцу Лермонтова, при появлении на свет великого русского поэта, было 56, а матери - 19. И таких примеров масса. Другой продолжает свою творческую профессиональную деятельность - он пребывает в зрелом возрасте (ученые, политики, диктаторы, люди творческих профессий). Третий (таких подавляющее большинство) посвящает свою жизнь пассивному выживанию, бесконечным воспоминаниям о безвозвратно ушедшем прошлом, заботам о собственном угасающем здоровье, разговорам о врачах и медикаментах. В старости человек похож на актера, который сидит среди зрителей и с грустью смотрит, как его любимые роли исполняет кто-то другой.

Геронтология – наука о старости выделяет следующие признаки старения:

1. Снижение функциональных возможностей человеческого организма.

2. Прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил (когда на отдых требуется больше времени, чем на то, чтобы устать).

3. Психологические изменения, происходящие в человеке (интеллектуальный и эмоциональный уход в свой внутренний мир, переживания связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни). Идея бренности бытия и преходящей природе всего сущего уже не кажется такой уж абстрактной. Вчерашние истины исчезают, подобно лепесткам под дуновением ветра, происходит переоценка основных жизненных ценностей. Для пожилых становится бесспорным и очевидным, что жизнь не бесконечна и времени остается мало.

4. Депрессия является самой важной и распространенной проблемой как нормального, так и патологического старения. Впервые о том, что в старости люди очень подвержены депрессии, заговорил ещё Гален во II в. Он подробно описал связь между меланхолией и старостью. В среднем в старости депрессия достигает наибольшего уровня в 65 лет. Неизменными спутниками депрессии являются озлобленность, которая иногда принимает форму самообвинения.

5. Среди людей творческих профессий, известных и даже знаменитых, депрессии проявляются особенно остро. Творческому, пережившему славу всенародную известность и любовь человеку трудно смириться с угасанием не только своего таланта, но и разума.

6. В старости человек обращается к вере: он начинает чаще ходить в церковь или ступает в прямой диалог с Создателем посредством молитвы. Обильный урожай собирают различного рода сектанты, предлагающие свою помощь и поддержку в обмен на движимое и недвижимое имущество доверчивых стариков. Так или иначе, но в старости в той или форме все переживают веру в бессмертие души. Она переживаема, плохо переводимая на язык слов, но очень хочется верить, что с наступлением смерти всё только начинается.

7. Постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, обострение чувства родства и привязанности к семье, близким людям. По особенному любятся внуки, которые со временем отомстят своим родителям за своих бабушек и дедушек…

8. Наступление установленного государством социально-экономического «порога» - выход на заслуженную или незаслуженную пенсию (социальная изолированность, потеря былого статуса и предлагающегося к нему набора благ, существенное уменьшение источников дохода, сужение круга социальных ролей, переход из команды игроков в команду телезрителей).

Проблема старения и старости заставляет задуматься над тем, насколько неизбежна, детерминирована, фатальна старость как психологический возраст. Очевидно, что в плане биологического возраста «от старости лекарства нет». Хотим мы этого или нет, но в природе всегда действовал и продолжает действовать закон естественного отбора, и поэтому старые особи в естественных условиях встречаются крайне редко. Прежде чем стать старыми, они либо погибают сами, либо их уничтожают свои же сородичи.

По мнению некоторых современных исследователей в живой организм (человек не исключение) генетически заложена биологическая активность, распространяющаяся только на период его, так называемой биологической «полезности». На генетическом уровне специальная программа отслеживает развитие биологического организма от рождения до тех пор, пока он не достигнет половой зрелости и способности размножения. После выполнения программы размножения или ее не выполнения расстраивается деятельность гипоталамуса и эндокринной системы, что приводит организм к снижению его физиологических функций.

Но психологический возраст - это совсем иное. Человек переходит в иной возраст в связи с изменением социальной ситуации развития. А если она не меняется, т. е. если человек не исключается из системы социальных связей (продолжает работать, заниматься общественно – полезной деятельностью, наукой, творчеством), то вступает ли он в возраст «психологической старости»? Возможно ответ на этот вопрос содержится в биографии русского писателя и мыслителя графа Л.Н. Толстого, который, как известно, последние 30 лет своей жизни страдал геронтофобией, неоднократно приходил к мысли о самоубийстве, но за несколько лет до своей смерти создал повесть «Хаджи Мурат». Замысел повести родился в июле 1896 года, когда Толстой увидел переломанный колесом искорёженный на дороге репей и написал в дневнике, что репей напомнил ему Хаджи-Мурата. Повесть поражает новизной чувств, жизнеутверждающим восприятием окружающего мира и полным отсутствием какого-либо страха перед старостью и физической смертью. У читателя создается такое ощущение, что произведение написано писателем в молодом возрасте, а не в конце жизненного пути.

Подводя краткие итоги вышесказанному нельзя не остановиться на главном вопросе темы: «Возможно ли душевная гармония в старости? Как предотвратить или по крайней мере смягчить кризис старости?» Рецепт вечной молодости советского периода «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым» перестал срабатывать в 1991 году после развала СССР.

Как страшный сон теперь вспоминались советская агитация и пропаганда, «исторические» решения съездов КПСС, обещания уже в 80-х годах жить при коммунизме. Вместе с развалом СССР рухнула общегосударственная система коммунистического воспитания, направленная на формирование нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Вера в светлое коммунистическое будущее, в котором есть место счастливой и спокойной старости и обеспеченной пенсии, сменилась звериным оскалом азиатского капитализма. Вкус горечи перед неизбежностью встречи со старостью-катастрофой, старостью-деградацией постсоветского периода способствовал процессу мортификации (умерщвлению) еще временно живых стариков – пенсионеров.

Душевная гармония старости - это целый комплекс слагаемых, который начинается с государственно – правового регулирования статуса пожилых людей и заканчивается колоссальной внутренней работой самого человека. Жизнь может и должна завершиться старостью-гармонией, старостью-мудростью, и для этого стоит жить и доживать до глубокой старости, а синдром Дориана Грея оставить самовлюбленным нарциссам.

Здесь логичнее назвать автора - Г.Гессе... уверен..., потому что Ваш текст (сочинение) может прочитать любой человек, который будет недоумевать, какого лауреата Нобелевской премии Вы имеете в виду, так как, возможно, что у читающего Ваше сочинение не будет такой ""подсказки"" о писателе, как у Вас...

Старайтесь более точно выражаться - что значит - ""общалась"" , ""имела...поклонников""? Это современные выражения в бытовой речи. Стиль!

Комментарий к фрагменту

Абсолютно недоказательный пример!!!

Грамматическая

Нет согласования в грамматике. См.: ""пожилой человек"" (ед.число, муж.род) и ""... эти люди"" (мн.число). Не нужно было употреблять указательное местоимение мн.ч., потому что оно как раз и указывает на мн.число, а у Вас употреблено слово ""человек"" в единственном числе, на это слово и указывает местоимение, происходит несогласование частей речи в роде..,

Предложение не закончено - речевая и грамматическая недостаточность...

Логическая

Логика? Причём тут уступительные отношения? ... пожилой человек может рассказать много историй..., несмотря на ЭТО (на что? см.предыдущее предложение)... многие предпочитают спокойную... жизнь...???!!!

Логическая

См. текст и Ваши рассуждения, написанные выше, например, ...""у старости, как и у молодости, есть своё предназначение""... причём тут ""цели и задачи""???

(1)Без сомнения, старость – это ступень нашей жизни, имеющая, как и любая другая её ступень, своё собственное лицо, собственную атмосферу, собственные радости и горести. (2)Поверьте: у нас, седовласых стариков, есть, как и у всех наших младших собратьев, своя цель, придающая смысл нашему существованию. (3)Быть старым – такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым. (4)Старик, которому старость и седины только ненавистны и страшны, такой же недостойный представитель своей ступени жизни, как молодой и сильный, который ненавидит своё занятие и каждодневный труд и старается от них увильнуть.

(5)Короче говоря, чтобы в старости исполнить своё назначение и справиться со своей задачей, надо быть согласным со старостью и со всем, что она приносит с собой, надо сказать ей «да». (6)Без этого «да», без готовности отдаться тому, чего требует от нас природа, мы теряем – стары мы или молоды – ценность и смысл своих дней и обманываем жизнь.

(7)Гонимые желаниями, мечтами, страстями, мы, как большинство людей, мчались через недели, месяцы, годы и десятилетия нашей жизни, бурно переживая удачи и разочарования, – а сегодня, осторожно листая большую иллюстрированную книгу нашей собственной жизни, мы удивляемся тому, как прекрасно и славно уйти от этой гонки и отдаться жизни созерцательной. (8)Мы делаемся спокойнее, снисходительнее, и чем меньше становится наша потребность вмешиваться и действовать, тем больше становится наша способность присматриваться и прислушиваться к светлой и ясной жизни природы и к жизни наших собратьев, наблюдая за её ходом без критики и не переставая удивляться её разнообразию, иногда с участием и тихой грустью, иногда со смехом, чистой радостью, с юмором.

(9)…Недавно я стоял у себя в саду у костра, подбрасывая в него листья и сухие ветки. (10)Мимо колючей изгороди проходила какая-то старая женщина, лет, наверное, восьмидесяти, она остановилась и стала наблюдать за мной. (11)Я поздоровался с ней, тогда она засмеялась и сказала: «(12)Правильно сделали, что развели костёр. (13)В нашем возрасте надо приноравливаться к аду». (14)Так был задан тон разговору, в котором мы жаловались друг другу на всяческие болячки и беды, но каждый раз шутливо. (15)А в конце беседы мы признались, что при всём при том мы ещё не так уж страшно стары.

(16)Когда совсем молодые люди с превосходством их силы и наивности смеются у нас за спиной, находя смешными нашу тяжёлую походку и наши жилистые шеи, мы вспоминаем, как, обладая такой же силой и такой же наивностью, смеялись когда-то и мы. (17)Только теперь мы вовсе не кажемся себе побеждёнными и побитыми, а радуемся тому, что переросли эту ступень жизни и стали немного умней и терпимей. (18)Чего и вам желаем.

(по по Г. Гессе*)

* Герман Гессе (1877–1962) – немецкий писатель и художник, лауреат Нобелевской премии.

Показать текст целиком

В предложенном для анализа тексте Г.Гессе ставит проблему отношения к старости.Почему старость так же прекрасна,как молодость?Как прожитые годы меняют человека?

Чтобы привлечь внимание читателей,писатель говорит о том,что старость- это "ступень жизни,имеющая,как и любая другая её ступень,свою собственное лицо,собственную атмосферу,собственные радости и горести".По мнению писателя,старость меняет жизнь человека,делает его "немного умней и терпимей".

Позиция автора становится понятной после внимательного прочтения текста.Г.Гессе уверен,что у старости,как и у молодости,есть своё предназначение:"Поверьте:у нас,седовласых стариков,есть,как и у всех наших младших собратьев,своя цель, придающая смысл нашему существованию".Кроме того,лауреат Нобелевской премии уверен,что с годами люди становятся "спокойнее,снисходительнее",по-другому смотрят на жизнь.

Вспомним произведение М.Горького "Старуха Изергиль".Главная героиня в молодости много работала,общалась с людьми, имела много поклонников .Однако в старости уклад её

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: