Как воспитывать девочку от года. Правильные качества характера при воспитании девочки

«Мягкое побеждает твердое».
Старинная китайская пословица

Принято считать, что девочек воспитывать легче, чем мальчиков. Дескать, мальчики озорные, а девочки гораздо спокойнее. Да и матерям их понять проще — все-таки женская психология... Но при ближайшем рассмотрении, как это часто бывает, оказывается, что подобные взгляды ошибочны.

Когда задумываешься о воспитании всерьез, то выясняется, что еще неизвестно, чьим родителям легче: мальчиков или девочек. Ведь XX век открыл перед женщинами невиданные возможности, однако при этом возложил на них бремя огромной ответственности. Получив равные с мужчинами права, женщины смогли учиться, работать, заниматься политикой, самостоятельно решать свою судьбу. И все, казалось бы, шло отлично, да только семья вдруг затрещала по швам. Времени у женщин стало хватать на что угодно, только не на детей и мужа. Изменение образа жизни и психологии вело к разводам, которые коверкали детские судьбы. Вырастая, дети копировали поступки родителей, и, таким образом, одно поколение за другим втягивалось в порочный круг... По статистике, сейчас из трех семей у нас распадается две, и конца этому не видать. Мне уже не раз приходилось сталкиваться с тем, что психология матери-одиночки с трудом изживается в нескольких поколениях. Например, прабабушка развелась и воспитывала дочь одна. Та, в свою очередь, тоже не смогла ужиться с мужем и передала сей горький опыт своей дочери. Дочь опять-таки не извлекла из случившегося должных уроков, в результате чего осталась одна с малышкой на руках. И вот теперь выросшая малышка мается со своей дочуркой, жалуясь на ее поведение, но одновременно культивируя в ней черты характера, которые почти на сто процентов сделают ее в будущем неспособной ужиться с мужем. Ведь отрицательные стереотипы поведения с противоположным полом настолько уже укоренены в этой семье, что преодолеть их чрезвычайно трудно. Это бремя наследственности: в каждом поколении оно становится все тяжелее и тяжелее.

Интересно, что во всем мире большинство разводов совершается по инициативе женщин. Почему? Вам не кажется это странным? Ведь женщины тысячелетиями традиционно выступали в диаметрально противоположной роли — в роли хранительниц семейного очага! Значит, произошли какие-то драматические изменения в женской психологии и характере. И здание семьи начало рушиться, погребая под руинами всех: и мужчин, и детей, и, конечно же, самих женщин.

Вот и получается, что воспитать девочку в наше время — задача не из легких. На что ее нацеливать: на создание семьи или на карьеру? Что поощрять, а какие черты стараться приглушить? Одно дело с детства внушать ребенку, что главное — это активность и независимость. И совсем другое — воспитывать мягкость, уступчивость, сострадательность, то есть качества, облегчающие семейную жизнь, но несовместимые с представлениями о лидерстве. Выбор, естественно, за родителями. Другое дело, что далеко не всегда у нас получается так, как мы хотим. Как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Но мне кажется, выбор должен быть осознанным. А для этого нужно отчетливо представлять себе результаты воспитания, том числе и достаточно отдаленные.

Главное — семейное счастье. Остальное приложится

Очень многие взрослые, убедившиеся на собственном опыте, каково приходится детям, у которых мать «горит» на работе, считают, что девочек надо ориентировать, прежде всего, на создание крепкой семьи. А остальное приложится. Наверное, кому-то это покажется странным. «Ничто ни к чему не прикладывается, — скажет он. — Если ставить семью во главу угла, о работе надо позабыть. Либо семья, либо карьера. Так не бывает, чтобы человек направлял свои усилия на одно, а другое получалось само собой». Но, как ни странно, в данном вопросе эта железная логика сплошь и рядом дает сбои. Хотя, если задуматься, что здесь такого уж странного? У женщин с неудавшейся судьбой часто искажается характер. Факт? Факт. Многие озлобляются, становятся обидчивыми, раздражительными, амбициозными, мстительно-мелочными. Это, естественно, не лучшим образом сказывается на их отношениях с сослуживцами, а значит, и на карьере. Конфликтный человек наживает себе врагов, коллеги норовят от него избавиться...

А если, допустим, у женщины постоянно скандалы в семье? Если дети отбились от рук? Сколько бы мать ни гнала от себя тягостные, тревожные мысли, они никуда не денутся и все равно будут мешать ей сосредоточиться на работе. Да, подчас мы окунаемся в работу с головой, стремясь забыться. Но тогда работа становится своеобразным наркотиком. А любая наркомания до добра не доводит.

Как часто в наши дни женщины мечтают о карьере, в глубине души досадуя на то, что им приходится тратить время на воспитание родившегося ребенка! Но случись с ним что-нибудь — и оказывается, ничто не мило. Лишь бы ребенок был жив и здоров. Однажды я услышала рассказ матери: «Все Валино детство я разъезжала по командировкам. Мне так нравилась профессия геолога! Я мечтала стать доктором наук, мне прочили блестящее будущее. Сын оставался с моими родителями. Он скучал, плакал, просил: „Мама, не уезжай!“ Потом подрос и вроде бы привык. А затем, в тринадцать лет, вдруг стал каким-то чужим, замкнулся, начал конфликтовать с ребятами, с учителями. Я забеспокоилась, старалась больше бывать дома, даже с работы ушла, чтобы заняться ребенком. Но было поздно. Теперь его нет (мальчик покончил собой — авт.), и я понимаю, что мне не нужна ни диссертация, ни заведование отделом, ни поездки за границу».

Сколько матерей узнают себя в этой печальной исповеди незнакомой женщины, подошедшей ко мне однажды после моего выступления в каком-то клубе или в библиотеке?! Конечно, не все истории кончаются так трагично, но общий их смысл остается неизменным: строя карьеру в ущерб воспитанию детей, женщина в итоге проигрывает на обоих поприщах.

Немного о минусах «бесполой педагогики»

Изменение традиционных ролей и моделей поведения всегда чревато отрицательными последствиями. Хотя порой это бывает очевидным не сразу. В последние годы не только у нас, но и в других странах все чаще раздаются голоса в защиту раздельного обучения мальчиков и девочек. В одном английском графстве недавно поставили эксперимент, и оказалось, что успеваемость в школах с раздельным обучением выше, чем там, где мальчики и девочки учатся вместе. Странно? Ничуть! Дело в том, что физиологически и психологически мальчики на несколько лет отстают от девочек. Поэтому когда они учатся вместе, у мальчиков развивается комплекс «неуспешности». В начальной и средней школе они и ростом ниже девочек, и физически часто слабее, и менее аккуратны. В тетрадках у них грязь, почерк хуже, оценки, соответственно, тоже... Все это, как вы понимаете, не стимулирует у большинства мальчишек желание учиться... Когда же мальчиков не ставят в заведомо проигрышное положение, они чувствуют себя спокойно и показывают гораздо лучшие результаты. С другой стороны, девочки, обычно раньше мальчиков начинающие интересоваться вопросами пола, не отвлекаются при раздельном обучении на уроках, не строят глазки, не перебрасываются записочками...

Недавно я побывала в московском детском саду, где тоже пытаются и девочек раздельно. Занятия и прогулки у них совместные, а вот остальная детсадовская жизнь: еда, сон, игры — проходит порознь. Побывала я там и подумала: «Это ж надо! Сколько в последние годы пришлось услышать об ошибочности „бесполой педагогики“ (той, которая не учитывает половые различия) и о необходимости полового воспитания детей. А вот оно здесь, у нас под боком! Нормальное, без непристойностей, без рассекречивания тем, которые традиционно считаются у нас недетскими, без циничного подглядывания в замочную скважину...» С детьми в этом детском саду не муссируют тему «откуда я взялся», а просто каждый день преподносят им образцы эталонного мужского и женского поведения. Мальчиков учат быть мужественными, выносливыми, галантными по отношению к маленьким барышням.

О девочках же поговорим подробней. Когда попадаешь на их половину, вспоминается роман Э. Золя «Дамское счастье». Чего там только нет! Гостиная с миниатюрной мягкой мебелью и искусно нарисованным камином. Мини-кафе с зонтиками и вазочками для мороженого, сделанного из белоснежной ваты. Праздничный стол с множеством блюд, вылепленных из теста и раскрашенных красками. Куклы с колясками и кучей нарядов. Настоящее женское царство, в котором каждая девочка — маленькая принцесса. Она и держится соответственно. Такая непринужденно-прямая бывает разве что у балерин: пластика поражает женственностью, а фигура — грацией.

Поначалу многие девочки, впервые придя в садик, своим поведением напоминали мальчишек. Особенно те, у которых были старшие братья. Да и у других малышек манеры не отличались изяществом, ведь в саду немало детей из неблагополучных семей, где грубость и агрессивность — норма жизни. Но вскоре стало заметно, как здесь девочки начали быстро меняться. Причем без особого нажима со стороны взрослых. Просто в этой уютной и очень благородной обстановке вести себя по-хамски было противоестественно. А дети чутко улавливают фальшь.

Приходя на девичью половину в гости, мальчишки явно столбенеют от обилия «финтифлюшек» и с облегчением возвращаются на свою половину, к привычно мужскому антуражу — саблям, пожарным каскам, солдатикам. Но при этом у них не возникает соблазна разрушить девчоночий рай. Хотя вообще-то мальчишек хлебом не корми — дай только поломать девчонкам игру, чтобы продемонстрировать свое превосходство над плаксами и ябедами. Это их способ утвердиться, показать, кто «самее». И пока детсад был обычным, сорванцы, естественно, не упускали возможности навредить девчонкам. Теперь же, когда делить нечего, они не только не обижают девочек, но и с удовольствием пропускают их вперед, уступают лучшие места и т.п.

Воспитание женственности

По-моему, основная проблема воспитания нынешних девочек — это воспитание женственности. Вроде бы чепуха. Зачем воспитывать то, что заложено самой природой? Однако произошла парадоксальная вещь: в борьбе за равноправие женщины одержали победу, но в результате перешли играть на чужое поле, а свои позиции сдали, утратили женскую мягкость, чистоту и наивную милость, которая так трогает сильных мужчин.

Современный стиль — напористый, агрессивный, дерзкий. Девочки-подростки стараются не отстать от парней: матерятся, занимаются карате и у-шу, курят, пьют, «меняют партнеров», все чаще вступают в банды. Для многих кажется непрестижным быть женственными — это воспринимается как проявление слабости. В почете подруги Хи-Мэна, способные уложить противника на обе лопатки. Их, правда, трудно представить нежными, заботливыми матерями, но это им и не нужно, они «не по этой части».

А посмотрите на игрушки. Разве раньше девочкам предлагали играть в культуристок, обвешанных самым разным оружием? Справедливости ради замечу, что очаровательные куклы с фарфоровыми личиками тоже, конечно, есть на прилавках. Но, во-первых, они не всем по карману, а во-вторых, это вчерашний день, стиль ретро.

Я уж не говорю про книги. Собственно, и двадцать лет назад у нас было мало специфически девичьей литературы (вот она, «бесполая педагогика»!): зачитанная до дыр «Динка» Асеевой, некоторые повести Льва Кассиля, новеллы Александра Грина, очень популярная в 1970-80-е гг. «Девочки, книга для вас»... Сейчас книг для девочек и того меньше. Старые далеко не все переизданы, а новые — это, в основном, детективы и приключения для мальчишек и про мальчишек. Даже «Алису» Кира Булычева, по моим наблюдениям, больше нравится читать мальчикам! (Ну да, это ведь фантастические приключения!) Мы справедливо ругаем латиноамериканские телесериалы, но не предлагаем девочкам качественных образцов романтической киноистории. То же можно сказать и о популярных сейчас среди девочек-подростков бульварных книжонках, срочно переведенных с английского или наспех состряпанных отечественными авторами.

Мало того, что они портят литературный вкус, и без того не развитый у современных детей. Кроме этого — и это главная опасность! — поглощая подобную литературную стряпню, девочки напитываются совершенно ненужными в их возрасте знаниями, учатся «искусству обольщения», усваивают взгляды и психологические установки, которые, как правило, не доводят до добра. В этих книгах очень часто соединены секс и романтика. Пользуясь тем, что девочки-подростки, как и сто лет назад, мечтают о любви, авторы совершают ловкую подмену: вместо любви платонической, возвышенной, нацеливают юных читательниц совсем на другое — на то, что с предельной откровенностью выражается в подростковых журналах в заголовках типа: «Неужели ты в тринадцать лет все еще девственница?» В книжках это может быть заретушировано, но суть остается неизменной.

Большинство современной бульварной литературы для девочек-подростков распаляет чувственность, внушает мысль о допустимости и даже желательности постельных отношений в подростковом возрасте и преподносит в качестве эталона образ напористой, самоуверенной, нетерпеливой героини, которая не стесняется навязываться парням (у нее это называется «добиваться своего»), часто ведет себя как законченная проститутка, превыше всего ставит собственное удовольствие, а потому, естественно, нарушает «устаревшие» моральные нормы, считая их глупыми, дремучими предрассудками. Одно из основных качеств такой девицы — разгулявшееся своеволие, названное «жаждой свободы». Родители, конечно, ее «не понимают», «мешают», «давят». При этом все описано так, чтобы вызвать у девочек сочувствие к героине и восхищение ею. Она нарисована умной, смелой, независимой, успешной. В конце книги ее, как правило, ждет удача. И обольщенные девочки-подростки начинают подражать любимым персонажам, не задумываясь о том, что попадают в ловушку. Игра на чужом поле — занятие опасное. Отказываясь от естественных женских качеств: скромности, мягкости, заботливости, умения терпеть и сострадать, девушки, сами того не подозревая, отсекают свою природу и прививают себе свойства другой. Нет, не мужской. Это все равно невозможно. Сколько бы антилопа ни малевала себе полос на спине, она от этого в тигра не превратится. А вот посмешищем в зверином царстве стать может.

Так и с «продвинутыми» девочками-подростками. Поначалу им кажется, что они обрели свободу и независимость, что весь мир лежит у их ног, все готовы за ними ухаживать, все от них без ума. Но очень быстро выясняется, что парни смотрят на них как на вещь, объект потребления. А вещь, особенно в обществе, основанном на потребительской психологии, ценится только, пока она новая. Попользовался — и бросил. Зачем беречь, когда за копейки, а то и даром, можно взять другую?

Как только девичья свежесть проходит (а сейчас, с распространением педофилии это случается очень быстро: например, для поклонников Лолит 18-19-летняя девушка — уже «старуха»), «объект» становится неинтересен. И это логично. Почему, собственно, должно быть по-другому? В обществе потребления вещи взаимозаменяемы. А чувства, переживания... Даже смешно. Какие чувства у вещи?

Поэтому родителям, которые всерьез задумываются о будущем дочерей, я бы посоветовала уделить особенное внимание именно романтическому воспитанию девочек. Не бойтесь, что оно вступит в противоречие с жизнью, которая, конечно, жестче, чем в романах Ш. Бронте. (Хотя и не насквозь цинична, как нам пытаются внушить «желтые» страницы СМИ). Романтизм удивительным образом закаляет душу. Тем более что он соответствует самой женской природе. Не ограничивайтесь литературой — естественно, ее классическими, качественными образцами. Рассказывайте девочкам про ваших родственниц и знакомых, которых вы считаете достойным образцом для подражания. Вспоминайте нашу и зарубежную историю. В ней ведь немало примеров женской доброты, чистоты, самоотверженности, милосердия. Чаще ставьте девочку в ситуацию, когда ей нужно о ком-то позаботиться. И, конечно, отмечайте это как большое достоинство! Признание заслуг — огромный стимул для ребенка, но многие родители, к сожалению, до сих пор им пренебрегают. Не поощряйте интерес девочек-подростков к косметике. Сейчас некоторые мамы, наслушавшись советов о том, как важно сызмальства приучать девочек краситься и ухаживать за кожей (дескать, в этом и заключается воспитание женственности), накупают 10-12-летним дочерям «детской» губной помады или «детских» теней для век. Почему это настойчиво пропагандируют фирмы-производители косметики, понятно: для них, чем больше покупателей, тем лучше. А вот почему родители покупаются на эти дешевые уловки, понять нелегко. Ведь в восприятии девочек употребление косметики — очень важный шаг на пути во взрослую жизнь. И поощряя такие шаги, мамы невольно подталкивают дочек ко всему остальному, что сопряжено с современными подростковыми понятиями о взрослости. Это в пять лет девочка попросит покрасить себе ноготочки, «как у мамы», и пойдет играть в «дочки-матери». А в двенадцать накрашенные девочки идут совсем в другие места и играют в другие, уже не столь невинные игры.

Мягкое побеждает твердое

«И все-таки, — спросите вы, — почему одни девочки — „маленькие принцессы“, а другие — „маленькие разбойницы“? Неужели дело только лишь в воспитании?» Нет, конечно. Очень многое зависит от характерологических особенностей ребенка, от его темперамента. «Маленькими разбойницами» часто бывают гиперактивные дети или демонстративные девочки, которым нравится привлекать к себе внимание, пусть даже отрицательное. А бывает, что у ребенка авантюрный склад характера. Кроме того, очень многое зависит от примеров, которые подают взрослые. Девочки, растущие в семьях, где есть старшие братья, часто (хотя далеко не всегда), подражают мальчишкам. В каждом конкретном случае надо понять причину «разбойничьих» выходок дочери и подумать, как настроить ее на что-то положительное. Согласитесь, что между «бандиткой» и заядлой любительницей походов — большая разница.

Примечательно, что в том детском садике, о котором я рассказывала (где к мальчикам свой подход, а к девочкам — свой), даже «отпетые маленькие разбойницы» постепенно становятся ласковей и послушней. «Мягкое побеждает твердое», — гласит старинная китайская пословица. И эта древнее выражение сегодня мне кажется мудрым.

Т. Л. Шишова, педагог, член Союза писателей России

Обсуждение

Потерянное время
Владимир Шебзухов

"Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неуловимый бег…"
Р.Киплинг

О, мудрый старец, дай мне свой совет.
Внимать готова я твоим словам.
Со мною пятый год, как мужа нет.
Пять лет в печали, пятый год вдова...

Года бегут и дочери моей.
Исполнилось недавно тоже пять.
На мой вопрос дай мне ответ скорей --
Когда её воспитывать начать?

Не мешкая, беги скорей домой!
Чтоб сразу к воспитанью приступала.
Единственный совет даю я свой!
На пять бесценных лет ты опоздала!

13.06.2018 23:07:45, Владимир Шебзухов

Очень интересная и правильная статья. Прочитала на одном дыхании. Отвечает на вопросы почему, когда, и что делать?!
Я воспитываю двух дочерей, хотела заняться чем набудь кроме детей, но теперь я знаю что я буду делать всю свою жизнь.

читать статью было очень интересно. хотя тема и не нова. в целом, считаю, что автор прав. В наше время все меньше становится женственности и мягкости. у меня самой растет дочь. и она по природе своей совсем не тихоня, поэтому тема для меня актуальна!
А проблема с моей точки зрения состоит в том, что сейчас нет 100 % уверенности у женщины в том, что выйдя замуж, семья будет крепкой, любящей и т.п. Всегда остается сомнение - мало ли что в жизни бывает (а примеров много!) - вдруг муж со мной разведется - что я буду делать? такая мягкая и добрая?! как себя и ребенка прокормить?! мало что ли случаев, когда папаша ни копейки не дает! я это на примере своих подруг вижу! вот и приходится крутиться. а у многих мужчин вообще нет осознания того, что если он женился, то необходимо свою семью содержать и обеспечивать. многие же вообще живут с раздельными деньгами - у жены свои, у мужа свои! И это для мужчины выгодно, вот что страшно! и не хотят они на себя такую ответственность брать! конечно, женщина и рожать в принципе откладывает на потом и на работу быстрее выйти стремится. одни разговоры - ребенка бабушке или няне.
я сама замужем, с мужем слава Богу все хорошо. но даже я постоянно убеждаюсь в том, что нельзя в наше время женщине без работы и карьеры! у меня муж уже полгода без работы сидит (фирма всех сотрудников сократила как кризис грянул). и если б я не работала и не строила карьеру на что бы мы жили?! и это при том, что муж до кризиса очень неплохо зарабатывал.
я считаю, что нельзя говорить только о том, что женщина должна быть такой-то и такой-то. ведь если в семье разлад, то виноваты ОБА!!! не бывает по-другому. так и тут - мальчиков тоже надо воспитывать так, чтобы они мужчинами росли в самом высоком смысле слова!

29.05.2009 13:13:27, Елена Немурова

Автор имеет в голове единственно верный, как ему кажется, образец "правильной" девочки-девушки-женщины, и старается все остальные варианты густо закрасить черной краской.
И бизнес-леди бывают вполне благополучны в семейной жизни и растят любимых и любящих детей, и девочки-хулиганки с возрастом умнеют и успокаиваются (или не успокаиваются, а делают карьеру в спорте или в силовой структуре... у меня подруга - подполковник милиции, тоже в детстве хулиганкой была), а уж связь между маникюром в 5 лет и половой жизнью в 12 лет существует исключительно в голове автора...
А стенания по поводу того, что женщины-хранительницы очага подают на развод... Не всякий очаг стоит хранить, от иного и угореть можно.

Ну вот никак не могу понять, что, идеал девочки – ласковая и послушная? В детстве – да (родителям удобно), а зачем всю жизнь кого-то слушаться? Мужа что ли? Так времена домостроя давно прошли.
Соглашусь с тем, что в нашей жизни сейчас мало романтики и надо ею воспитывать – это да, но все же в меру. Разве редко эти наивные романтические девушки, мечтающие о возвышенной любви, приносят родителям «в подоле» на первом курсе? «Разбойницы» все же продвинутее вырастают, да, циничнее, так никто нашим девочкам во взрослой жизни не организует финтифлюшечный детский сад.
Совсем не поняла связи: «в пять лет девочка попросит покрасить себе ноготочки, «как у мамы», и пойдет играть в «дочки-матери». А в двенадцать накрашенные девочки идут совсем в другие места и играют в другие, уже не столь невинные игры». Так не краситься или не играть в «дочки-матери»?
Автор пишет: « XX век открыл перед женщинами невиданные возможности, однако при этом возложил на них бремя огромной ответственности». Никто не спорит, но ведь из этого вытекает другой вывод – это самое бремя огромной ответственности теперь не висит над мужчинами. Теперь не надо полностью содержать всю большую семью, ведь и жена зарплату приносит (очень часто не меньше, а то и больше мужа). Вот и не надо после этого мужчинам ныть, что жены ими не занимается. А пока мы будем культивировать в женщинах самоотверженность и милосердие, до тех пор будут инфантильные мужчины, которых это ой как устраивает! И тем больше будет женщин, когда-нибудь уставших от такой семейной жизни и однажды сказавших «на кой мне это надо» - вот так и появляются виноватые в разводах.
Времена меняются, и от этого никуда не денешься. Так не лучше ли не грустить по старым временам, пытаясь прививать девочкам несколько устаревшие ценности (как моя свекровь говорит: «девочка – в первую очередь хозяйка», а человек, получается, во вторую?) Давайте лучше мальчиков так воспитывать, чтобы не считали зазорным домашними делами заниматься и с детьми возиться. Чем это неправильно? Ну нет мужских и женских дел в нашу эпоху технического прогресса! Есть общий быт, который надо совместно налаживать. Есть дети, которых надо вместе воспитывать. «Так не бывает, чтобы человек направлял свои усилия на одно, а другое получалось само собой» - вот именно, не бывает. Не знаю случаев, чтобы человек, полностью посвятивший себя семье, неожиданно карьеру делал. Над карьерой, как и над семьей, надо работать. Ничего никуда не прикладывается само: ни карьера к семье, ни семья к карьере. И над двумя этими важнейшими жизненными приоритетами надо работать как женщине, так и мужчине.

Двойственное ощущение...
С чем-то согласна - наверное, с заявленной проблемой как таковой. Действительно, перекос есть в литературе и сериалах не в лучшую сторону. И действительно, мир сейчас так устроен, что женщинам для карьеры требуется не только романтичность, но и много других качеств, почему-то (мне не очень понятно, почему) приписываемых мужчинам.
Но совершенно не согласна с рецептами, тем более такими однобокими. Воспитывайте романтичность - и это будет здОрово. Я за романтичность, но не только за нее. Я за то, чтобы выросшая девочка могла различать, например, деловые и близкие отношения, и применять там, где нужно гибкость и мягкость, а где-то, где уместно - и твердость с решительностью,
где-то романтичность, а где-то - целеустремленность. Ну, а внутренний нравственный стержень, имхо, необходим всем, и девочкам, и мальчикам...
А раздельное воспитание как общий подход может, и лучше, особенно в школе, но все равно эффект будет определяться личностями воспитателей и педагогов. Насколько они смогут быть образцами мужественности и женственности и т.п. А если девочек будут воспитывать такие авторитарные тетеньки, которых у нас немало в детских учреждениях, то вопрос - что за барышни вырастут.
При хороших, действительно любящих детей и адекватных воспитателях и в смешанных группах вижу, что мальчики ведут себя достойно, и девочки вполне комфортно себя чувствуют.
Кто что думает на эту тему?

Комментировать статью "Воспитание девочек"

34-летняя фигуристка, олимпийская чемпионка, пятикратная чемпионка Европы Татьяна Тотьмянина и ее не менее прославленный спутник жизни, 35-летний фигурист Алексей Ягудин (олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира), счастливые родители двух дочерей, официально зарегистрировали свои отношения лишь месяц назад. Любящая мама придумала девочкам забавные прозвища. "Мышка и Кошка-счастье моё!!!" Ягудин и Тотьмянина по-прежнему много работают, ездят на гастроли, но о воспитании девочек не...

Безусловно, в воспитании ребёнка важна роль как матери, так и отца. Именно отец должен показать сыну как должен вести себя настоящий мужчина, а дочь направить на правильный путь в выборе партнёра в будущем. Но это всё в общем. Ниже хотелось бы затронуть роль отца в воспитании дочери подробнее. Не стоит отгораживаться от дочери. Самой распространённо ошибкой в поведении отца является уход на второй план в воспитании девочки. Это, прежде всего, связано с тем, что они разных полов. По мнению...

Раздел: Воспитание (как воспитывать девочку лекция). лекция по воспитанию девочек. Про воспитание девочек. Исключительно имхо.

Обсуждение

Про воспитание девочек. Исключительно имхо. Моя умница, красавица, коса до пояса (см.фото) втрескалась в 12,5 в 18летнее чудо. Которое ей рассказало, что собирается закончить техникум, работать, купить подержанные жигули, и позволить они себе смогут одного ребенка. Лизка попыталать переориентировать на достижение более высоких целей, не получилось. После этого отношения пошли на спад.))))

Вы плохо прячетесь:)

А вы как считаете,нужно девочке внушать с детства,что она писаная красавица,или нужно учить реально смотреть на жизнь,в том числе на внешнюю красоту? Как прочитала в одном ЖЖ на прошлой неделе,там отец говорил дочке в детстве "Ты некрасивая,значит должна быть умная". Вот моя мама была на стороне реальности.В детстве я была невысокая,белесая,светлоглазая.А жили мы тогда в одной из южных республик СССР,и местные девочки в детстве просто нереальной красоты были-темноволосые,большеглазые с...

Обсуждение

До 5 лет девочкам (лучше папа), если нет то все домашние постоянно говорят что она красавица, без капли сомнений. И все:). Кстати и на племяннике тоже проверено, в 6 лет во внешности точно уверен. Это я с кучей комплексов, перечитала кучу психологической литературы. Мне кстати отец говорил что я некрасивая, а мама молчала. В почти 40 лет это уже не важно, а вот подростковый период был сложен.

Моя мама тоже меня не считала красавицей, я так и росла с ощущением некрасивости. А потом все встало на свои места уже под влиянием подруг и внимания мужчин:)
А на свою дочь я вот искренне смотрю и не могу насмотреться! Ну т. е. умом я понимаю, что она, наверное, не эталон. Но я все равно в восхищении от своего творения!

Разница в речевом развитии мальчиков и девочек, несомненно, есть: она статистически подтверждена и установлена исследователями разных стран. Я это подчеркиваю, чтобы избежать обвинений в сексизме со стороны тех, кто считает, что половые различия в интеллектуальной сфере являются дискриминационными по отношению к одной из сторон. Однако факт остается фактом - разница есть, но нет единого мнения, чему эту разницу приписать: особенностям развития мозга и организма того или иного пола, или...

Моей дочери вчера исполнилось 14 лет. Последние полгода имеем с ней большие проблемы - она стала совершенно неуправляемой. Дискотеки, бесконечные звонки по телефону, вечерние гулянья. Об школе и уроках нет никакой речи. В одной из попыток вернуть ее к реальной жизни я создал сайт для девочек-подростков, но он ее совершенно не интересует. Питались с женой разговаривать с дочкой, пробовали стимулировать материально - ничего не получается. Что делать дальше? Кто может посоветовать?

не стоит мальчикам лезть в воспитание девочек 16.09.2011 13:53:47, Oker. -- Не уводите от темы. Воспитанием ребенка должна заниматься семья,даже разведенная семья.

Обсуждение

Игрушка - это компенсация того, чего ребёнок недополучает: ласки, внимания, душевного внимания, интереса к нему. Хотя если Вы разведённый приходящий отец, то может быть другое: это может восприниматься ребёнком просто как обязательная часть ритуала "посещения". А может и ребёнок быть такой - "плюшкин", любитель вещей, вещиц и разных мелких детских драгоценностей. Ну, вырастет любительница аксессуарчиков и побрякушек. Ну, и чего страшного? Хотя я всё-таки думаю - это компенсация, ребёнок недобирает любви от близких.

C интересом к жизни. Только у девочек немного другой интерес нужно воспитывать. Если мальчику вы дарите машинку чтобы потом вместе ее разобрать, то с девочкой вы лежите на пузе и наблюдаете за божьей коровкой, ходите в музей бабочек и читаете на ночь сказки про принцев и достоинство, характер, судьбу через чувства, ощущения (мальчикам про тех же принцев, но через приключения).
В 5,5 лет все дети ждут подарка. Особенно если она нуждается в компенсации вашего отсутствия. Вы уходите, а она спит с куклой, которую вы принесли, под подушкой. И капризничает, претензии предъявляет, требует. Не потому что принцесса, а потому что брошенная женщина. Почитайте тут, дамы через одну капризничают и претензии предъявляют, когда сомневаются что их любят.
Претензии пропускайте мимо ушей, дарите мелочь, но страшно нужную (из таких, какие мама не купит, посчитает баловством) и не забывайте лежать на пузе и рассматривать божьих коровок. Это самое главное.

Воспитание. Ребенок от 7 до 10. Конференция "Ребенок от 7 до 10". Раздел: Воспитание (девочка 7 лет неуравновешенно).

Обсуждение

Может мультиков пересмотрела или сладкого переела? Перевозбудилась?

Обычная адаптация к школе. Ребенок устает. У самой сын первоклашка. Иногда и у него и у его друзей-подруг проскакивает. Мы его переодически укладываем спать днем. В четверг вечером, мамочки жаловались, что дети психуют.
А вообще я помню себя в первые месяцы первого класса и тоже срывалась на ровном месте-ревела. А главное- сама не понимала почему я реву.

Подскажите, пожалуйста. Произошла подобная ситуация. Ребенок, оставаясь дома один, включает интернет и смотрит именно порно. Как оказалось, не первый день. Возраст -9 лет. Девочка. Сказала, что подруги в классе сказали-посмотри что это, а то мы с тобой дружить не будем. Возможно, пытается оправдаться. Меня беспокоит именно то, что она смотрела не просто "секс", а разврат-секс с карликом, групповуху и прочее. Насколько все это в голове останется? Как лучше поговорить с ребенком?

16.09.2015 09:20:16, Таня25

Начну того, что мне стало жутко интересно, что именно видели дети... Может это и не "грязь" вовсе, а просто голые целующиеся дядя и тетя... Я бы спросила чем я могу помочь, может что-то пояснить ребенку по поводу увиденного. Если вопросов нет, то сказала бы что 1)на просмотр картинок-видео подобного содержания имеют право только совершеннолетние люди (пояснить сколько лет д.б. человеку); 2)в отношениях взрослых людей имеет место все, что устраивает их и никому не мешает; 3)в нашей семье люди не увлекаются просмотром подобного,потому что считаем что интимные отношения людей не должны быть вывешены напоказ. И все... А насчет подруги дочери... Я бы за воспитание посторонней тетей своей дочери (тем более с пристрастием) уши бы этой тете пооткрутила (уже потом, наедине, поговорила бы с дочерью)...
Самое основное теперь уже, по факту,-успокоиться и отстать от детей... Дочери объяснить что подобная реакция мамы была от шока (я никогда не думала, что интимные отношения взрослых людей могут быть доступны для просмотра детям)... Поговорить тихо, без эмоций, с мамой девочки о том. что и где они видели и объяснить как ставить защиту от детей...

Воспитание взрослой девочки. После нашего великолепного позитива пишу кое-что другое. Пришла сегодня моя девочка с прогулки (со старшим сыном и собакой). сияет - нашла подружку.

Обсуждение

а я просто вспоминаю себя в детстве и двор провинциального городка нефтянников и вахтовиков. Каким отборным матом мы ругались в 10 - 14 лет. Как хотелось быть плохими. Просто счастье что мама этого не видела и не слышала:)
Выросли все разными.... и ранний секс с выпивкой, или выпивка с сексом, и мужья алкаши... и музыкальная школа, институт, семья, работа...
Мне кажется все же что главное что бы у ребенка было мало свободного времени которое можно тратить на вся что пугает маму, точнее его просто не было времени свободного. Ну и семья конечно тоже очень влияет.

знаете, как ни странно, плохие девочки чаще к хорошим тянутся (и наоборот), чем к себе подобным. сколько мама сил положила, чтобы меня, такую всю приличную, раздружить с подружкой, которая и пила-курила, и путалась с кем-то лет с 12-ти, и воровала, и школу прогуливала. не раздружила. в 16 я дружила с одной "девушкой по вызову" (мам не знала, слава Богу) причем слушать их похождения мне было страшно интересно (вспомните Тома Сойера), но желание последовать их примеру не возникало.
теперь мой спокойный и воспитанный сын дружит с главным хулиганом садика, не беспокоюсь, даже местами рада, что признают.
так что делайте свое дело - вкладывайте доброе - само всплывет, когда нужно будет.
(кстати, у тех двух девочек сейчас все вполне благополучно - обеспеченные матроны такие, даже и не скажешь, как по-молодости "зажигали")

Различия в психологических особенностях мальчиков и девочек накладывают отпечаток и на процесс их воспитания.

Обсуждение

У нас уже второй мальчик. Первому 6 лет, и я думаю он совсем неплохой получается пока. По-спартански - нет. Но и баловать тоже нет. Обызательно прививать любовь к "мужским" видам спорта - плавание, футбол, бейсболЮ, карате. Муж мой очень много с ним занимается и в кружках он с раннего возраста (плавание с полутора лет). Я всегда сына останавливаю, когда он делает что-то дурное и объясняю почему так делать не надо, с самого раннего возраста. (к примеру Почему нельзя бегать и орать в кафе - потому что другим людям это не приятно, они отдыхать пришли.) Всегда рассуждаем кто как поступил. Анализируем героев сказок. Хвалить и поощрять - обязательно. Целовать - обязательно. Я очень против того что парней целовать нельзя - ведь так они убеждаются в родительской любви. Если наказывать - то ребенок должен понимать почему его наказали (у нас это лишение интересных занятий, отмена ТВ, высылка в его комнату). Нельзя угрожать тем, что все равно не сможете выполнить (если ты не уберешь игрушки, я их выброшу - если сказали то и надо выбросить). Выполнять свои угрозы (поэтому они должны быть реально выпоолнимы). А главное много времени посвящать им.

Отсутсвие взрослого мужчины не настолько важно для воспитания девочки, как нормальная спокойная обстановка в семье.

Обсуждение

Привет, спасибо за поднятую тему. Правда, у меня сын, а не дочка, и ему еще 3,5 года. Но мы с ним тоже живем вдвоем, и у меня вопросов, мыслей и сомнений по этому поводу масса. Кроме того, мы с Вами, Ket, ровесницы и вообще чувствуется о многом думаем одинаково. Можно я Вам на мэйл напишу? Может, пообщаемся.

28.01.2000 11:38:09, Юля

Привет, я росла без отца. Знаешь, что было самым болезненным - самообвинения матери и ее самобичевания по поводу отсутствия отца. Мне было ни холодно, ни жарко, от того, что отец с нами не жил (и абсолютно не общался с нами, и вообще развод был очень грязный и нервный). А вот постоянный комплекс мамы, что она не смогла сохранить отца для ребенка, действовал на меня настолько удручающе, что иногда я ее просто ненавидела, я не могла выносить ее слезы, ее незабываемую обиду на отца, постоянные причитания, что он, такой подлец, бросил ее с детьми (старший брат уже был практически взрослым). Мое отношение к этому, и я не раз высказывала ей его (уже когда подросла), что пусть он подлец, так выброси его из своей жизни, из своей головы, и живи полной жизнью, питай тех, кто тебя окружает, любовью и радостью, а не злостью и обидами.
Короче, когда я уже уехала учиться в институт, моя мама познакомилась с мужчиной, за которого вскоре вышла замуж и относительно (!) успокоилась.
Кэт, я очень хочу тебе сказать, живи для себя и для дочери, а не вопреки и на зло подлецу бывшему мужу, тогда все будет хорошо. Отсутсвие взрослого мужчины не настолько важно для воспитания девочки, как нормальная спокойная обстановка в семье. Мужчины все равно есть вокруг - учителя в школе, тренеры в спортивных кружках, твои приятели и знакомые, достаточно для нормального развития.
То же могу сказать и по поводу материального благосостояния. Нам жилось очень тяжело в этом плане, но настолько я хотела, чтобы мама наконец успокоилась и избавилась от своей ненависти, что материальный вопрос был совсем не главным. Да и не может он быть главным вообще! Главное - психологический уют в семье.
Пиши мне на мыло, если хочешь.

У девочек есть существенные отличия от мальчиков, которые следует учитывать при воспитании и общении с ними. Вот некоторые из них:

  • Девочки обладают высокой физической чувствительностью, они более отзывчивы к прикосновениям и их может гораздо сильнее, нежели мальчиков, раздражать телесный дискомфорт.
  • Девочки чувствительны к громким голосам и шуму.
  • Для девочек важно эмоциональное общение со взрослыми. Им небезразлично знать какое они производят впечатление на окружающих. Также им необходимо понимать кто их оценивает и как.
  • Часто девочки стремятся во что бы то ни стало отстоять свое мнение.
  • Девочки более приспосабливаемы к нужным условиям, они более устойчивы. Однако они часто истощаются эмоционально.

Распространенные ошибки в воспитании девочек:

  • Если мама уделяет недостаточно внимания дочери и мало с ней контактирует, то это может развить у ребенка комплекс неполноценности, склонность к нетрадиционной ориентации и повлиять на способность любить. Девочка может решить, что ее никто никогда не полюбит, если даже мама не любит.
  • При отсутствии контактов с отцом, у девочки может сформироваться установка, что она непривлекательна для противоположного пола «если даже папа не хочет держать меня на руках».
  • Если девочку сурово наказывать за мальчишеские игры и драки, боясь что она вырастет агрессивной, грубой и неженственной, то это может привести к обратному результату.
  • Не стоит навязывать девочке установку, что она должна непременно быть послушной, тихой и безропотной. Это может сформировать из нее человека, который в будущем не сможет сопротивляться физическому и психологическому дискомфорту, и будет терпеть, не в силах что-либо изменить.
  • Если девочке часто говорить наставления типа: «Ты же девочка! Поэтому ты должна...» то она может начать испытывать неприязнь к женскому полу, и захотеть быть как мальчик.
1. Рассказывайте девочкам истории про женщин, известных героинь или ваших знакомых, которых вы считаете достойным примером для подражания. Подчеркивайте примеры проявления чистоты, милосердия и женской доброты.

2. Давайте девочкам возможность заботиться о ком-нибудь. Обязательно отмечайте подобные заслуги, это будет большим стимулом для ребенка.

3. Если девочка подвижная и любит разбойничьи выходки, то ее стоит увлечь спортивными и соревновательными играми.

4. Для девочки важны доверительные и нежные отношения с папой. Будущие отношения с мужем будут опираться именно на опыт взаимоотношений с отцом.

5. Приобщайте девочку к домашним обязанностям, но в адекватных пределах. Иначе, когда она вырастет, то будет стремиться поскорее выйти замуж, чтобы наконец-то отдохнуть.

6. Излишняя критичность и требовательность матери, или же, наоборот, ее недостаточное внимание почти всегда приводит к заниженной самооценке девочки. Поэтому мама должна нежно относиться к дочери и быть для нее примером для подражания.

7. Приучайте девочку следить за чистотой в своей комнате, а также за своим внешним видом.

8. Не стоит навязывать девочке любые гендерные стереотипы, например: «Мальчики лучше понимают в математике и точных науках». Стоит говорить, что «Девочки могут достичь в математике серьезных успехов».

9. Не стоит переживать, если девочка проявляет черты характера, традиционно присущие мальчикам. Это может быть связано с индивидуальными особенностями личности и ее темпераментом. Если ей нравятся мальчишеские игры - пусть играет в них!

10. Важно помнить, что девочка переносит образ своей куклы на себя. Поэтому необходимо подбирать ей кукол с милой внешностью и правильными ролями: кукла-мама, кукла-малыш, кукла-папа.

Маленькая принцесса, зажигательная красотка, справедливая начальница, скромная умница – все девчонки очень разные. Подчеркнуть сильные и перенаправить слабые стороны малышки – главная родительская задача, составляющая воспитание девочек. Сделать это нужно эффективно, но деликатно. Важно понимать, что с яблони не собрать груш, зато можно вырастить прекрасные яблоки.

Родители, задумывающиеся о воспитании крошки, должны правильно представлять, кого они увидят в результате. Каждая маленькая девочка вырастает, становясь женщиной. Простую истину нужно принять всем мамам и папам, осознание этого факта поможет формированию личности.

Основные направления:


С рождения до года

Особенности воспитания девочек и мальчиков в этот период практически одинаковы. Главное – любовь, правильная забота близких, обеспечение комфортных условий для развития. Кроха учится воспринимать мир. Надо ей помочь: разговаривайте, рассказывайте сказки, пойте песни, играйте. Малышки нуждаются в маминой и папиной любви.

С года до трёх

Период, когда скорость получаемых знаний и навыков просто космическая: малышка учится ходить, говорить, ухаживать за собой, узнаёт много людей, вещей, понятий. Это время осознания, что она – девочка. К трём годам маленькая леди может вовсю проявлять «типично женское» поведение, копируя маму или старшую сестру. Так что необходимо критически оценить собственные действия, прежде чем корректировать детские. Доктор Торсунов воспитание детей представляет именно так.

С трёх до шести

Жизненный этап, когда малышка активно знакомится с внешним миром и вливается в общество. Это связано с поступлением в детский сад. Маленькая принцесса понимает, что она – не центр вселенной, учится строить отношения. Советы родителям по воспитанию девочки этого возраста говорят о деликатном внимании к жизни ребёнка. Интересуйтесь, как дела у малышки. Научите ребёнка знакомиться, заводить дружбу с окружающими.

Поощряйте попытки маленькой хозяйки мыть посуду или подметать пол. Конечно, она пока будет делать это плохо, но лучшим вариантом будет подправить результат, а не пресекать попытки. Можно возложить на малышку несложные обязанности по дому, не перегружая её. Будущей женщине всё равно придётся делать это. Лучше сразу приучить малышку, чтобы домашняя работа не стала напрягающим фактором.

С шести до двенадцати

У девочки новый жизненный этап: она пошла в школу. Происходит адаптация к абсолютно новому миру. Помогите ей. Помните, что не все ученицы должны быть отличницами, хоть их усидчивость, доброжелательность более явно выражена по сравнению с мальчишеской. Станьте малышке проводником и помощником в учёбе.

В этот период появляются новые подруги. Для девчонок этого возраста актуальна тайна переписки, поскольку усложняются личные отношения, активизируется интерес к противоположному полу. Нельзя диктовать выбор друзей. Предлагать помощь нужно деликатно.

Правила воспитания девочек младшего школьного возраста нужно корректировать с учётом их стремления быть похожими друг на друга, не отставать в моде, умениях и красоте. Нормальное для этого периода желание надо уважать: помогать в выборе одежды и причёски.

Строго разграничивайте стремление быть «не хуже» и «битву понтов». Нужно объяснять, что некоторые вещи не соответствуют статусу школьницы. Смартфон фирмы Apple, бриллиантовые серьги не являются типичными аксессуарами пятиклассницы.

С двенадцати до восемнадцати

Переходный период проходит у всех людей с разной степенью тяжести. Родителям нужно подготовиться к новым сложностям. С началом полового созревания тело девушки становится полем для гормональных бурь, что, безусловно, отразится на поведении. Отнеситесь с пониманием к странностям девочки подростка. Сложно ощущать себя нормально, когда твой организм меняется каждый день.

Молодая девушка осознаёт свою индивидуальность и часто хочет её усилить. На такой почве вырастают желания сделать татуировку, покрасить волосы или проколоть нос. Здесь очень важно уберечь от непоправимых изменений, утолив жажду позволением безобидного поступка. Например, стоит отговорить от татуировки, но можно вместе сходить к парикмахеру для экстремальной покраски волос.

Родители и педагоги до сих пор спорят, когда начинать правильное половое воспитание девочки. Универсального ответа здесь нет. К приходу менструаций девушка должна правильно понимать, что происходит с её телом, как появляются дети. Общение с противоположным полом приобретает более романтический характер, а незапланированных ранних беременностей лучше избежать. Всему своё время.

Воспитание двух девочек

У воспитания сестёр разного возраста много плюсов: есть, кому доверить заботу о младшей, старшая учится ответственности и старается быть достойным примером сестрёнке, младшая пытается походить на неё.

Воспитание двойняшек – совсем другая история. Рождение двойни – огромная радость, только усилий придётся приложить в два раза больше. Особенно, если это касается близнецов девочек.

Чувство соперничества развивается у них гораздо раньше и быстрее. Любой поступок воспринимается двойняшками как вызов одной из них. Поэтому полезно немного разделять девочек: записывать их на разные кружки, развивать индивидуальность каждого ребёнка. Необходимо воспринимать дитя как отдельную, неповторимую личность: позволять выбирать одежду, заводить личные игрушки, собственные предметы быта для каждой сестры.

Появление ребенка в семье накладывает на родителей огромную ответственность. В немалой степени от их воспитания зависит то, каким будет сформирована его личность. Казалось бы, достаточно руководствоваться принципами добра, взаимопонимания и сострадания, но в большинстве случаев этого не хватает. И если с мальчиками набор характерных для мужчины качеств более или менее понятен, то воспитание ребенка - девочки не так однозначно. С одной стороны, существуют концепции развития независимой, целеустремленной и сильной характером девочки - возможно, будущей деловой леди. С другой стороны, в обществе все больше прослеживается ценность классического представления о женщине как о милосердной и радетельной хранительнице домашнего очага. Чтобы не сделать ошибку и соблюсти оптимальный баланс, стоит рассмотреть вопросы воспитания девочек с разных сторон.

Воспитание девочки до 3-х лет

Многие психологи этот возраст считают неактивным с точки зрения развития каких-либо качеств, влияющих на последующее формирование ребенка. В Японии, к примеру, детей до 7 лет совсем не воспитывают, предоставляя им полную свободу. Но это слишком радикальное и даже опасное отношение к ребенку относительно его будущего. Некоторые принципы того, как воспитывать девочку в год, все же стоит учитывать. В это время происходит знакомство детей с внешним миром, и задача родителей заключается в обеспечении максимально позитивного опыта в процессе познания. Вместе с этим ведется и практическая работа по физической подготовке девочки - на этом этапе она учится ходить, садиться на горшок, питаться самостоятельно и т. д. Необходимо заботливо и терпеливо вместе с ребенком проделывать пока еще малознакомые и неотработанные для него действия.

Период с 3 до 5 лет дает больше возможностей для «работы» с девочкой, но здесь важно учитывать, что откладывается преимущественно опыт сделанного, а не абстрактные наставления взрослых, пока еще непонятные малышу. Именно опыт, приобретенный малышкой в это время, станет основой для становления ее психики и проявится в дальнейшем. Определяя стратегию того, как воспитывать девочку 3 лет, желательно делать упор на игровые процессы. Игра позволит неосознанно для ребенка развить важные способности, среди которых умение думать, воображать, понимать слова и эмоции.

Воспитание после 3-х лет

С этого момента начинается этап самоидентификации ребенка. Девочка начинает осознавать свою гендерную принадлежность, чувствовать первые страхи перед миром и требует больше внимания, заботы. Для родителей это время знаменует начало воспитания в новых направлениях и по-прежнему с полной самоотдачей, проявляющейся в любви и ласке, которую девочка будет чувствовать гораздо сильнее.

Многие молодые родители также интересуются, как воспитывать девочку 5 лет, чтобы она смогла реализовывать свои творческие способности. Уже с 4-летнего возраста можно начинать думать о кружках и секциях. Танцы, гимнастика, рисование и другие направления пойдут только на пользу в этом возрасте. Помимо обретения девочкой определенных навыков, участие в кружке благотворно скажется и на ее социализации. Первые контакты в обществе в этот период особенно полезны.

Также следует делать уклон в сторону развития женских навыков и качеств. Если мальчиков интересуют машинки и солдатики, то девочке стоит предложить игры с куклами, ознакомить ее с детской косметикой и правилами ухода за собой. Важно отметить, что мальчиковые игры в этом возрасте имеют в большей степени значение развлекательного занятия. Если же говорить о том, как правильно воспитывать девочку 6 лет через игровые процессы, то на первый план выйдут «дочки-матери». В ходе этой игры у юных леди развиваются чувства милосердия, сострадания и заботы. Именно они в дальнейшем позволят стать уже выросшей девушке хорошей женой и мамой.

В этот же период, до 7 лет, психологи рекомендуют заложить базу для полового воспитания. Дочке следует объяснить различия между слабым и сильным полом, рассказать о правилах поведения с мальчиками. Но перед тем как воспитывать девочку в половой сфере, необходимо заложить в нее и нормы культурно-этического направления, без которых усилия в формировании ее личности могут оказаться напрасными.

Переходный возраст

Взросление девочки и ее самостоятельность вовсе не означают, что для родителей задачи воспитания упрощаются и можно предоставить дочь самой себе. Даже наоборот, пеленки с детским питанием и бессонные ночи многие вспоминают как счастливое время по сравнению с теми проблемами, которые возникают в данный период.

Уже в 11-12 нужно внимательно следить за состоянием здоровья девочки, поскольку в этом возрасте начинаются физиологические изменения. В частности, усиливается работа щитовидки и гипофиза, вырабатывающего гормоны. Эти изменения, в свою очередь, отражаются на внешности подростки девочки - интенсивный рост, развитие вторичных половых признаков, возможные проблемы с кожей и т. д. Все это не может не сказаться на психологическом состоянии ребенка. Соответственно, юной девушке требуется поддержка в борьбе с комплексами.

Роль матери на этом этапе особенно значима, так как девочке требуется человек, с которым она поделится своими проблемами и страхами. Отсутствие близкой подруги нередко загоняет девушек в депрессивное состояние, которое выражается в агрессии и раздражительности. Доверительные отношения с мамой помогут обрести внутреннее спокойствие и найти ответы на многие вопросы. Не стоит забывать, что воспитание дочки предполагает и решение многих проблем в интимной сфере. Для их корректного разрешения может потребоваться и соответствующая подготовка самих родителей, чтобы как можно деликатнее разобраться с возникшими задачами.

Воспитание юной хозяюшки

Уже с первых лет жизни девочке следует прививать навыки будущей хозяйки. Это не значит, что нужно в каждом случае заставлять малышку делать уборку, но в вещах, которые непосредственно связаны с ее содержанием, желательно задействовать ребенка. Чрезмерное навязывание скучной рутинной работы может дать обратный эффект - дочка будет стремиться увильнуть от заданий или выполнять их недобросовестно. Здесь можно обратиться к общим принципам того, как правильно воспитывать девочку без давления. Во-первых, следует объяснять, для чего необходимо выполнить то или иное дело. Например, почему посуда должна быть чистой, вещи прибраны, а мусор выброшен. Во-вторых, девочка должна получать одобрение после каждого выполненного задания. Это даст основания для гордости за свое примерное поведение и научит ценить свой труд.

В 3-4 года не стоит поручать сложные и ответственные дела. Будет достаточно, если ребенок в этот период научится следить за вещами, игрушками и укладывать их по местам. Начиная с 7 лет можно поручать уход за посудой, несложные процедуры по уборке, а по возможности стоит обучать и некоторым приемам кулинарного искусства. Параллельно с выполнением таких заданий дети учатся обращаться с бытовой техникой, оборудованием и хозяйственными приспособлениями. Отвечая на вопрос о том, как воспитывать девочку с привитием навыков домохозяйки в 11-12 лет, можно сказать, что в этом возрасте большинство дел можно поручать ей. Но это вовсе не значит, что с этого момента дочка должна полностью взять на себя функции мамы. Следует рационально распределять нагрузку, учитывая обязанности в школе и возможное участие в различных кружках и секциях.

Если девочка растет без отца

Несмотря на доминирующее участие матери в физиологическом и психологическом становлении девочки, мужчина также оказывает немалое влияние на формирование характера ребенка. Девочка ощущает в нем защиту и опору, без которой ей будет сложно строить полноценные отношения с мальчиками. К сожалению, нередки ситуации, когда семьи рушатся, и возникают вопросы о том, как воспитать девочку без отца, чтобы она могла в дальнейшем создать крепкий супружеский союз и не допустить ошибок своих родителей.

Казалось бы, плохой пример с неприятными последствиями должен усилить в ребенке чувство ответственности перед своей будущей семьей. Однако на практике все выходит иначе. Разочаровавшись в муже, мать нередко выплескивает негативные эмоции на дочь. В результате у девочки в подсознании формируется отрицательное отношение к мужчинам, обусловленное наглядным сценарием маминой судьбы.

Чтобы избежать опасностей, которые сулит воспитание дочки без отца, необходимо как минимум не создавать негативный образ мужчин. В первую очередь это относится к отцу, покинувшему семью. Он не должен быть однозначно плохим. Даже если его вина очевидна, следует разделять этот негативный пример и в целом романтический образ мужчины. Также для понимания того, как воспитывать девочку без папы, следует обращаться к положительным примерам нормальных семейных отношений. Возможно, чаще бывать в гостях у друзей, живущих в счастливом браке. Это как минимум даст дочери надежду, что и у нее получится создать такую же крепкую семью.

Воспитание дочки отцом-одиночкой

Бывают и случаи, когда неполные семьи становятся таковыми в силу отсутствия матери. На мужчину ложатся и свои непосредственные функции отца, и задачи, которые должна выполнять в семье женщина. Главная проблема заключается в восполнении того объема нежности, ласки и тепла, который обеспечивает процесс воспитания мамой. Особенно подростки-девочки очень чувствительны к этой стороне семейной коммуникации и дефицит женской опеки может отразиться негативно на формировании дочки как будущей матери.

Тем не менее, как показывает практика, воспитание отцами-одиночками может заложить хорошую базу навыков для девушки. Тесный семейный контакт с папой, наполненный позитивными эмоциями, сформирует у нее хороший образ мужчины, на который она будет ориентироваться при выборе своего партнера. Во всяком случае, у нее будет опыт дружеского общения с представителем сильного пола, который любит ее и заботится о ней.

Разумеется, многое зависит от самого отца, которому важно знать, как воспитывать девочку без мамы. Ему надлежит относиться к дочке с нежностью, терпеливо прислушиваться ко всем возникающим проблемам и давать советы. Важно, чтобы между отцом и дочерью возникло доверие, которое позволит ей чувствовать себя комфортно и уверенно. По возможности в некоторых вопросах интимной сферы рекомендуется обращаться за помощью к другим женщинам. Это может быть знакомая или подруга отца, которая сможет доверительно беседовать с девочкой на темы, которые она постесняется обсуждать с мужчиной.

Отношения мамы и папы - в пример

Примеры, когда девочки растут в неполных семьях, очевидно, относятся к негативным и требуют особых подходов к воспитанию ребенка. Но и далеко не каждая полная семья может стать образцом, на который смогут ориентироваться дети. Своим примером родители должны показывать, что только в любви, взаимопонимании и заботе можно обрести счастье и гармонию. Разумеется, можно рассказывать о том, как в теории должны выстраиваться семейные отношения, но только собственная наглядная иллюстрация благополучия в союзе жены и мужа окажет нужное влияние на девочку.

При этом важно учесть, что имитировать счастье не получится. Дети очень чувствительны к любой фальши и первыми ощущают признаки разлада. Конечно, назревающий скандал с ругательствами необходимо всеми силами скрыть от глаз ребенка. Но если девочка почувствует что-то неладное в семье, то желательно ей объяснить причины, делая скидку на возраст. Но лучше всего стремиться к взаимопониманию и пресечению конфликтов. Именно дети подчас становятся главными мотиваторами для бесконфликтного решения спорных ситуаций. Видя, что взрослые стараются находить общий язык несмотря ни на что, девочка будет стараться поступать так же и в своих взаимоотношениях с людьми.

Регуляция отношений с братом

Конфликты в семье между братом и сестрой - довольно распространенное явление. Более того, они могут быть вполне естественными и безобидными. Через некоторое время они забываются и не имеют последствий в виде неприязненных отношений в подростковом возрасте. Но бывают и другие ситуации, когда в семьях культивируется ненависть между братьями и сестрами, причем в этом неосознанно могут участвовать и родители. Всякий раз, когда мальчику или девочке ставят в пример одного и стыдят другого, это откладывает отпечаток в сознании и ничего кроме отрицательных эмоций не вызывает. В семьях, где есть мальчик, особенности воспитания девочек могут быть основаны на том, что он должен им уступать. Но это не значит, что юная леди имеет право всякий раз делать все, что ей захочется, не учитывая интересы и желания брата. Родители должны путем компромиссов выстраивать баланс в этих взаимоотношениях.

В большинстве случаев отмечается два повода для конфликтов - игрушки и ревность. Неправильное распределение игрушек может заставить одного из детей агрессивно относиться к другому. Поэтому, если покупается машинка для мальчика, то и для девочки следует предусмотреть равноценный аналог в виде куклы, набора для рисования или желанного предмета одежды. Ревность же основана на том, что одному ребенку уделяется больше внимания, чем другому. Это особенно распространено в семьях, где у брата и сестры большая разница в возрасте. Например, мальчику 6-7 лет, а девочке 1-2 года. Понятно, что процесс воспитания сестренки будет требовать больше внимания. Выходом может стать компенсация в виде походов с сыном в кино, кафе, посещение цирка или выезд на пикник.

Индивидуальный подход

Многое в выборе тактики воспитания зависит от индивидуальных особенностей девочки, которые проявляются уже в первые годы жизни. Тщательно наблюдая за поведением ребенка, можно понять, каким сторонам личности следует уделять больше внимания. Так, если девочка растет молчаливой тихоней, радоваться этому не стоит. Она, скорее всего, будет послушно выполнять домашние дела и справляться со школьными уроками, но в отношениях со сверстниками все может обстоять не так хорошо.

Отстраненное отношение к друзьям и компаниям со временем станет сигналом о развитии социофобии. Родители должны на ранних этапах выявить причины такого поведения и принять адекватные меры. Если причиной являются комплексы, то необходимо оказать помощь в их преодолении. Если девочка замыкается в себе из-за отсутствия понимающих ее друзей, следует также оказывать психологическую поддержку и чаще бывать с ней в гостях и на общественных мероприятиях, где она сможет познакомиться и подружиться с детьми в более комфортных обстоятельствах.

В переходном возрасте ситуация может смениться на противоположную, и тогда возникнет вопрос: как правильно воспитывать девочку с характером бунтарки? В данном случае назревает опасность иного рода. Активные девушки требуют максимальной свободы от родителей, много времени проводят с друзьями, а также начинают интересоваться всем, что некогда запрещалось. Единственным выходом для управления ситуацией родителями станет разъяснение рисков, которые может предполагать такой образ жизни. Радикальные запреты не способствуют поиску компромисса, поэтому только нахождение взаимопонимания может решить проблему.

Заключение

Воспитание детей в первую очередь предполагает родительскую любовь и заботу. Только на этих принципах можно сформировать порядочною, уверенную в себе и добрую личность. В данном случае важно учитывать и особенности воспитания девочек в семье, поскольку слабый пол в большей степени нуждается в родительской опеке. Молодым семьям также рекомендуется перенимать опыт у своих родителей, бабушек и дедушек. Это позволит справляться с проблемами воспитания на разных этапах. При этом стоит исключить методы жесткого контроля. Даже если девочка растет послушной и воспринимает критику взрослых, есть риск, что она не обретет достаточную уверенность в себе и не вырастет самостоятельной. Свобода в определенных границах является важной составляющей для формирования личности. Находя балансы в процессе воспитания, родители смогут вырастить из малышки заботливую маму, надежную подругу и любящую жену.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: