Как воспитать сына 1 год. Воспитание ребенка от года до двух лет

Это очень простая и доступная любому человеку, желающему приобрести навыки консультирования даже без всякого специального образования, книга, написанная основателем экзистенциальной психологии, видным психологом, признанным специалистом в области психотерапии и консультирования Ролло Мэем.

Ролло Мэй - один из самых известных в мире психиатров, удостоенный Золотой медали Американской психологической ассоциации, отмечающей "изящество, остроумие и стиль" его книг, неоднократно попадавших в списки бестселлеров. Предлагаемая книга содержит блестящий анализ любви и воли как фундаментальных измерений человеческого бытия и их исторической перспективе и актуальной феноменологии.

В своей книге известный психоаналитик и один из ведущих представителей американской экзистенциальной школы анализирует сложный психологический механизм создания произведений искусства.

Отчаиваясь найти смысл жизни, люди сегодня прибегают к различным способам притупить свое сознание бытия - через уход в апатию, психическую нечувствительность, в поисках наслаждений.
Другие, в особенности молодые люди, выбирают страшные способы ухода, совершая самоубийство, и таких случаев все больше и больше.

Написанная блестящим литературным языком и адресованная широкой читательской аудитории книга одного из ведущих представителей экзистенциальной психологии посвящена поиску психологических корней агрессии и насилия, проблемам добра и зла, силы и бессилия, вины и ответственности.
В оформлении обложки использована картина Рене Магритта "Титанические дни"

Пытаемся ли мы разобраться в психологических причинах кризисов в политике, экономике, предпринимательстве, профессиональных или домашних неурядицах, хотим ли углубиться в сущность современного изобразительного искусства, поэзии, философии, религии - везде мы сталкиваемся с проблемой тревоги. Тревога вездесуща. Это вызов, который бросает нам жизнь.

Книга "Экзистенциальная психология" стала манифестом гуманистической психологии, возникшего в начале 60-х годов в США особого направления современной психологической науки. Основоположниками гуманистической психологии и ее признанными лидерами были Абрахам Маслоу, Ролло Мэй и Карл Роджерс.

Ролло Риз Мэй (Rollo Reese May) родился 21 апреля 1909 года в городе Ада, штат Огайо. Он был старшим из шести детей Эрла Тайтла Мэя и Мэти Баутон Мэй. Никто из родителей не имел хорошего образования и не заботился о том, чтобы обеспечить своим детям благоприятные условия для интеллектуального развития. Скорее наоборот. Например, когда через несколько лет после рождения Ролло его старшая сестра начала страдать психозами, отец приписал это тому, что она слишком много, на его взгляд, училась.

В раннем возрасте Ролло переехал вместе со своей семьей в Марин-Сити, штат Мичиган, где он и провел почти все детство. Нельзя сказать, чтобы у мальчика складывались теплые отношения с родителями, которые часто ссорились и в конце концов разошлись. Отец Мэя, будучи секретарем YMCA (Христианской ассоциации молодых людей), постоянно переезжал с семьей с места на место. Мать, в свою очередь, мало заботилась о детях, больше обращая внимание на свою личную жизнь: в своих позднейших воспоминаниях Мэй называет ее «кошкой без тормозов». Оба своих неудачных брака Мэй склонен считать следствием непредсказуемого поведения матери и психической болезни сестры.

Маленькому Ролло неоднократно удавалось испытать чувство единения с живой природой. В детстве он часто уединялся и отдыхал от семейных ссор, играя на берегу реки Сен-Клэр. Река стала его другом, тихим, безмятежным уголком, где летом можно было плавать, а зимой кататься на коньках. Позднее ученый утверждал, что игры на берегу реки дали ему намного больше знаний, чем школьные занятия в Марин-Сити. Еще в молодости Мэй увлекся литературой и искусством, и с тех пор этот интерес никогда не оставлял его. Он поступил в один из колледжей университета штата Мичиган, где специализировался на английском языке. Вскоре после того как Мэй возглавил радикальный студенческий журнал, его попросили покинуть учебное заведение. Мэй перевелся в колледж Оберлин в Огайо и в 1930 году получил там степень бакалавра.

В течение последующих трех лет Мэй путешествовал по восточной и южной Европе, писал картины и изучал народное творчество. Формальным поводом для поездки в Европу послужило приглашение на место преподавателя английского языка в колледж Анатолия, расположенный в Греции, в Салониках. Эта работа оставляла Мэю достаточно времени для занятий живописью, и он успел в качестве свободного художника побывать в Турции, Польше, Австрии и других странах. Однако на второй год странствий Мэй внезапно почувствовал себя очень одиноким. Пытаясь избавиться от этого чувства, он с головой погрузился в преподавательскую деятельность, но это слабо помогало: чем дальше, тем более напряженной и менее эффективной становилась проделываемая работа.

«В конце концов весной этого второго года я заполучил, образно говоря, нервный срыв. Это означало, что правила, принципы, ценности, которыми я обычно руководствовался в работе и в жизни, попросту больше не годились. Я чувствовал себя настолько утомленным, что должен был пролежать две недели в постели, чтобы восстановить силы и продолжать дальше работать учителем. В колледже я получил достаточно психологических знаний, чтобы понять: эти симптомы означают, что есть нечто неправильное во всем моем способе жить. Мне следовало найти какие-то новые цели и задачи в жизни и пересмотреть строгие, моралистические принципы своего существования» (May, 1985, р. 8).

С того момента Мэй начал прислушиваться к своему внутреннему голосу, который, как оказалось, говорил о непривычном — о душе и красоте. «Выглядело так, как будто бы этому голосу понадобилось уничтожить весь мой предыдущий образ жизни для того, чтобы быть услышанным» (May, 1985, р. 13).

Наряду с нервным кризисом пересмотру жизненных установок способствовало еще одно важное событие, а именно — участие в 1932 году в летнем семинаре Альфреда Адлера, проводившемся в горном курортном местечке недалеко от Вены. Мэй был восхищен Адлером и успел за время семинара узнать многое о человеческой природе и о самом себе.

Вернувшись в 1933 году в Соединенные Штаты, Мэй поступил в семинарию Теологического общества, но не затем, чтобы стать священником, а для того, чтобы найти ответы на основные вопросы о природе и человеке, вопросы, в решении которых религия играет не последнюю роль. Во время учебы в семинарии Теологического общества Мэй познакомился с известным теологом и философом Паулем Тиллихом, бежавшим из нацистской Германии и продолжившим академическую карьеру в Америке. Мэй многому научился у Тиллиха, они стали друзьями и оставались ими более тридцати лет.

Хотя Мэй изначально не стремился посвятить себя духовному поприщу, в 1938 году, после получения степени магистра богословия, он был рукоположен в священники Конгрегационной церкви. В течение двух лет Мэй служил пастором, но очень быстро разочаровался и, сочтя этот путь тупиковым, ушел из лона церкви и принялся искать ответы на мучившие его вопросы в науке. Мэй изучал психоанализ в Институте психиатрии, психоанализа и психологии Уильяма Алансона Уайта, одновременно работая в Нью-Йорк-Сити Колледж в качестве психолога-консультанта. Тогда же он познакомился с Гарри Стэком Салливаном, президентом и одним из основателей Института Уильяма Алансона Уайта. Взгляд Салливана на терапевта как на соучаствующего наблюдателя и на терапевтический процесс как на увлекательное приключение, способное обогатить как пациента, так и врача, произвел на Мэя глубокое впечатление. Еще одним важным событием, определившим развитие Мэя как психолога, стало знакомство с Эрихом Фроммом, который к тому времени уже прочно обосновался в США.

В 1946 году Мэй открыл собственную частную практику; а через два года вошел в состав преподавателей Института Уильяма Алансона Уайта. В 1949 году зрелым сорокалетним специалистом он получил первую докторскую степень в области клинической психологии, присвоенную Колумбийским университетом, и продолжал преподавать психиатрию в Институте Уильяма Алансона Уайта до 1974 года.

Возможно, Мэй так и остался бы одним из тысяч никому не известных психотерапевтов, но с ним произошло то самое переворачивающее жизнь экзистенциальное событие, о каких писал Жан Поль Сартр. Еще до получения докторской степени Мэй пережил самое глубокое потрясение своей жизни. Когда ему было всего тридцать с небольшим, он перенес туберкулез и провел три года в санатории в Саранаке, на севере штата Нью-Йорк. Никаких действенных методов лечения туберкулеза в то время не существовало, и в течение полутора лет Мэй не знал, суждено ли ему выжить. Сознание полной невозможности противостоять тяжелой болезни, страх смерти, томительное ожидание ежемесячного рентгеновского обследования, всякий раз означающего либо приговор, либо продление ожидания — все это медленно подтачивало волю, усыпляло инстинкт борьбы за существование. Поняв, что все эти, казалось бы, вполне естественные психические реакции вредят организму не меньше физических мучений, Мэй начал развивать в себе взгляд на болезнь как на часть своего бытия в данный период времени. Он понял, что беспомощная и пассивная позиция способствует развитию болезни. Оглядываясь вокруг, Мэй видел, что больные, которые смирились со своим положением, угасали на глазах, тогда как те, что боролись, обычно выздоравливали. Именно на основании собственного опыта борьбы с недугом Мэй делает вывод о необходимости активного вмешательства личности в «порядок вещей» и свою собственную судьбу.

«До тех пор пока я не выработал в себе некую «борьбу», некое чувство личной ответственности за то, что именно я являюсь тем человеком, который болен туберкулезом, я не мог достичь никакого продолжительного прогресса» (May, 1972, р. 14).

Тогда же им было сделано и еще одно важнейшее открытие, которое Мэй затем успешно использовал в психотерапии. Когда он научился прислушиваться к своему телу, то открыл, что излечение есть не пассивный, но активный процесс. Человек, пораженный физической или психической болезнью, должен быть активным участником лечебного процесса. Мэй окончательно утвердился в этом мнении уже после своего выздоровления, а спустя некоторое время начал внедрять этот принцип в свою клиническую практику, воспитывая в пациентах способность анализировать себя и корректировать действия врача.

Заинтересовавшись во время своей болезни феноменами страха и тревоги, Мэй начал изучать труды классиков — Фрейда и одновременно Кьеркегора, великого датского философа и теолога, прямого предшественника экзистенциализма XX века. Мэй высоко ценил Фрейда, но предложенная Кьеркегором концепция тревоги как скрытой от сознания борьбы против небытия затронула его более глубоко.

Вскоре после возвращения из санатория Мэй оформил записи своих размышлений о тревоге в виде докторской диссертации и опубликовал ее под заглавием «Значение тревоги» (The Meaning of Anxiety, May, 1950). Тремя годами позже он написал книгу «Человек в поисках себя» (Man"s Search for Himself, May, 1953), которая принесла ему известность как в профессиональных кругах, так и просто среди образованных людей. В 1958 году он, в соавторстве с Эрнстом Эйнджелом (Ernest Angel) и Генри Элленбергером (Henry Ellenberger), опубликовал книгу «Существование: новое измерение в психиатрии и психологии» (Existence: A New Dimension in Psychiatry and Psychology). Эта книга знакомила американских психотерапевтов с основными понятиями экзистенциальной терапии, и после ее появления движение экзистенциализма стало еще более популярным. Наиболее известная работа Мэя «Любовь и воля» (Love and Will, 1969 b) стала национальным бестселлером и получила в 1970 году премию Ральфа Уолдо Эмерсона за эрудицию в области наук о человеке. В 1971 году Мэй получил премию Американской психологической ассоциации «за выдающийся вклад в теорию и практику клинической психологии». В 1972 году нью-йоркское Общество клинических психологов наградило его премией доктора Мартина Лютера Кинга-мл. за книгу «Власть и невинность» (Power and Innocence, 1972), а в 1987 году он получил Золотую медаль Объединения американских психологов «за выдающиеся работы в области профессиональной психологии в течение жизни».

Мэй читал лекции в Гарварде и Принстоне, в разное время преподавал в Йельском и Колумбийском университетах, в колледжах Дартмут, Вассар и Оберлин, а также в Новой школе социальных исследований. Он был внештатным профессором Нью-Йоркского университета, председателем Совета ассоциации экзистенциальной психологии и членом Попечительского совета Американского фонда душевного здоровья. В 1969 году Мэй развелся со своей первой женой Флоренс Де Фриз, с которой они прожили вместе 30 лет. Брак со второй женой Ингрид Кеплер Шолль также закончился разводом, после чего в 1988 году он связал свою жизнь с Джорджией Ли Миллер — аналитиком юнгианского направления. 22 октября 1994 года после продолжительной болезни Мэй умер в городе Тибуроне, штат Калифорния, где он жил с 1975 года.

На протяжении многих лет Мэй был признанным лидером американской экзистенциальной психологии, ратовавшим за ее популяризацию, но резко выступавшим против стремления некоторых коллег к антинаучным, излишне упрощенным построениям. Он критиковал любую попытку представить экзистенциальную психологию как научение доступным методам самореализации индивида. Здоровая и полноценная личность — результат напряженной внутренней работы, направленной на выявление бессознательной основы существования и его механизмов. Ставя во главу угла процесс самопознания, Мэй по-своему продолжает традицию платоновской философии.

Направление экзистенциальной психологии возникло в качестве попытки последовательно и целостно описать человеческое поведение. Несмотря на то что данное направление нередко относят к гуманистическому, экзистенциальная психология имеет немало собственных отличительных черт. Для психолога экзистенциального направления основой для развития человека является не только поддержка окружающего мира, но и его личное решение. Одним из ярких представителей этого направления в психологии является Ролло Риз Мэй. В своих работах этот психолог тщательно анализирует основные проблемы существования человека - добро и зло, обстоятельства судьбы и личную ответственность, чувство вины, тревоги и творчество.

Детство и юность

Поиски смысла

После окончания университета Мэй много путешествует, пишет картины, изучает фольклор разных стран. Но уже через год путешествий он ощущает себя очень одиноким, и с головой уходит в преподавательскую деятельность. Однако и это не помогает заполнить внутреннюю пустоту: с течением времени работа преподавателя становится все более напряженной и все менее приносящей результаты.

После этого, чтобы найти ответы на самые животрепещущие вопросы о человеке и природе, он начинает обучение в Теологической академии. Ведь религия играет не последнюю роль в поисках ответов на них. Во время обучения он знакомится с известным философом того времени - Паулем Тиллихом, который бежал из нацистской Германии в Америку. Мэй дружил с Тиллихом более 30 лет.

Увлечение психоанализом

Закончив семинарию, Ролло Мэй был рукоположен в священнослужители местной церковной конгрегации. Следующие два года Мэй служит пастором, однако разочаровывается и в этом пути. Ответы на вопросы о смысле жизни он начинает искать в психоаналитическом направлении. В Институте психиатрии Уайта он знакомится с Гарри Сэливаном, который считал, что психотерапевт - это не сторонний свидетель чужой жизни, а непосредственный ее участник. Эти взгляды производят на Мэя глубокое впечатление. В это же время происходит еще одно важное событие в биографии Мэя - знакомство с Эрихом Фроммом.

Болезнь, определившая судьбу

Многие считают, что Мэй мог бы до конца своей жизни так и остаться заурядным психотерапевтом, если бы одно событие не внесло свои коррективы в его жизненный путь. Еще до того как получить докторскую степень, Мэй серьезно заболевает - у него обнаруживается туберкулез. Болезнь эта в те времена была практически неизлечимой. В течение трех лет он лечился в санатории, при этом полтора года из них Мэй не знал, будет ли жить дальше.

Полтора года неопределенности, тревоги, ежемесячного ожидания рентгеновского обследования сделали свое дело - Мэй понял, что постоянные опасения подтачивают его здоровье не меньше, чем сама болезнь. Об этом свидетельствовали и его наблюдения за другими больными: те, кто сдавались на волю судьбы, обычно очень быстро погибали. В то время как те, кто продолжал бороться за свою жизнь, как правило, выздоравливали.

Тревога Ролло Мэя за свое здоровье и жизнь позволила сделать ему немаловажный вывод: человек должен вмешиваться в текущий «порядок вещей» и свою судьбу, не сдаваться. Тот, кто поражен каким-либо недугом, неважно, физическим, или психическим, должен активно участвовать в процессе своего излечения.

Убедившись в действенности этого принципа, Мэй начинает активно внедрять его в повседневную психотерапевтическую практику. Он обучает своих клиентов способности анализировать свое состояние и в соответствии с ним корректировать действия, предпринимаемые доктором.

Ролло Мэй: «Мужество творить»

Так называется книга, в которой ставший всемирно известным психотерапевт призывает к творчеству и своих пациентов, и все человечество. Это одна из последних книг, которую написал Мэй. Понимание того, что творчество не только способствует преобразованию мира, делая его удобным для людей, но и помогает человеку переосмыслить свою жизнь, стало ключевым для экзистенциальной психотерапии. Образец для подражания, согласно Мэю, - это жизнь художника, а исцелить клиента от невроза означает сделать его творцом собственной жизни.

Основной труд для психологов

Одна из самых главных книг, которые написал Ролло Мэй - «Искусство психологического консультирования». Ее основная ценность в том, что эта книга имеет сугубо практическую направленность. Эта книга будет полезна педагогам, консультантам, психологам. Ведь во всем мире психологическим консультированием нередко занимаются люди, которые еще не имеют достаточной практики, не проработали полностью собственные проблемы. Эта книга станет источником подсказок для начинающих психологов и хорошим пособием для каждого, кто интересуется психологией.

Книга показывает, что психологическое консультирование Ролло Мэя не ограничивалось работой над исцелением неврозов. Психолог также уделял внимание религиозно-нравственным проблемам. В книге описано немало случаев, имевших место и в религиозной практике. Читателям этой книги рекомендуется не полагаться на ощущение простоты описанных случаев. Консультирование Ролло Мэя отличается доступностью для понимания, а его теории считаются элементарными. Но это не делает его открытия менее ценными.

Ролло Мэй: «Человек в поисках себя»

Это еще одна из популярных книг, написанных великим психотерапевтом. Мэй подчеркивает основную проблему нашего времени: человек живет в современном мире, где ценности смещаются, а сам он постоянно находится в поиске собственной целостности. Есть ли какие-то ориентиры, которые могли бы помочь себя найти? Может быть, на этом пути есть некие возможности?

Ведь даже психотерапия не имеет готовых ответов для каждого. Однако в своей книге Мэй обобщил полученный многолетний опыт работы с клиентами, и эта мудрость может натолкнуть читателей на собственный путь, дать вдохновение и силы для дальнейшей работы над собой.

Мэй о тревоге

Главный труд, который посвятил этому вопросу Ролло Мэй - «Смысл тревоги». Книга является результатом длительных исследований этой проблемы нашего века. Как показывает практика, основной проблемой для психотерапии является тревога. А ее понимание приближает к более полному пониманию вопросов интеграции личности. Ведь сегодня тревога является не просто частым феноменом, который наблюдается у клиентов психиатрических клиник. Весь современный мир можно назвать миром тревоги. Стресс, которому подвергается каждый человек ежедневно, настолько велик, что вопрос о том, что же делать с тревогой, актуален для каждого. Решением этого вопроса и занимается в своем труде Ролло Мэй.

Книга «Любовь и воля»

Еще одним из знаменитых трудов Ролло Мэя является его книга «Любовь и воля». Психолог отмечает: в наше время то, что должно давать силы для преодоления проблем, само стало их источником. Любовь и воля больше не помогают справиться с жизненными препятствиями, а сами являются их источником. Современный человек изо всех сил цепляется за болезненные взаимоотношения. При этом он избегает волевых решений: на них он попросту неспособен. Эти две проблемы являются наиболее яркой иллюстрацией разрушения духовного фундамента современного человека. Даже обращая свой внутренний взор на себя, человек говорит: «Даже если мне известно, что я собой представляю и кем являюсь, я все равно остаюсь ничтожеством». Вот последствие такого разрушения.

В своей книге Мэй описывает проблемы, связанные с неправильным отношением к этим основополагающим частям человеческого бытия: отчужденность, неумение или нежелание строить близкие взаимоотношения, апатию, замкнутость. Однако психолог не считает положение вещей безнадежным - ведь вся экзистенциальная психология строится на вере в человеческие силы и его способность преодолевать препятствия. Его книги будут интересны каждому, кто хотел бы понять закономерности человеческой судьбы, пути преодоления отчужденности и обретения свободы в творчестве.

(1909-04-21 )

Окончив школу, юноша поступил в университет штата Мичиган . Бунтарская натура привела его в редакцию радикального студенческого журнала, который он вскоре возглавил. Неоднократные стычки с администрацией привели к исключению из университета. Он перевёлся в Оберлин -колледж в штате Огайо и здесь в 1930 году получил степень бакалавра гуманитарных наук.

По окончании университета Мэй много путешествовал по восточной и южной Европе, писал картины и изучал народное творчество, он успел в качестве свободного художника побывать в Турции , Польше , Австрии и других странах. Однако, на второй год странствий Мэй внезапно почувствовал себя очень одиноким. Пытаясь избавиться от этого чувства, он с усердием погрузился в преподавательскую деятельность, но это слабо помогало: чем дальше, тем более напряженной и менее эффективной становилась проделываемая работа.

Вскоре вернувшись на родину, Мэй поступает в семинарию Теологического общества , чтобы найти ответы на основные вопросы о природе и человеке, вопросы, в решении которых религия играет не последнюю роль. Во время учёбы в семинарии Теологического общества Мэй познакомился с известным теологом и философом Паулем Тиллихом , бежавшим из нацистской Германии и продолжившим академическую карьеру в Америке. Мэй многому научился у Тиллиха, они стали друзьями и оставались ими более тридцати лет.

По окончании семинарии он был рукоположен в священники Конгрегационной церкви. В течение двух лет Мэй служил пастором, но быстро разочаровался, сочтя этот путь тупиковым и принялся искать ответы на свои вопросы в психоанализе. Мэй изучал психоанализ в Институте психиатрии, психоанализа и психологии Уильяма Алансона Уайта. Тогда же он познакомился с Гарри Стэком Салливаном, президентом и одним из основателей Института Уильяма Алансона Уайта. Взгляд Салливана на терапевта как на соучаствующего, а не как стороннего наблюдателя и на терапевтический процесс как на увлекательное приключение, способное обогатить как пациента, так и врача, произвел на Мэя глубокое впечатление. Ещё одним важным событием, определившим развитие Мэя как психолога, стало знакомство с Эрихом Фроммом , который к тому времени уже прочно обосновался в США.

К 1946 году Мэй решает приступить к собственной частной практике, а через два года он начинает преподавание в Институте Уильяма Алансона Уайта. В 1949 году зрелым сорокалетним специалистом он получил первую докторскую степень в области клинической психологии, присвоенную Колумбийским университетом , и продолжал преподавать психиатрию в Институте Уильяма Алансона Уайта до 1974 года.

Прозрение

Возможно, Мэй никогда бы не выделился среди множества других терапевтов, практикующих в то время, если бы с ним не произошло то самое переворачивающее жизнь экзистенциальное событие, о каких писал Жан Поль Сартр . Ещё до получения докторской степени Мэй пережил одно из самых глубоких потрясений своей жизни. Когда ему было чуть больше тридцати лет, он перенес туберкулез - трудноизлечимое по тем временам заболевание и провел три года в санатории в Саранаке, на севере штата Нью-Йорк, и в течение полутора лет Мэй не знал, суждено ли ему выжить. Сознание полной невозможности противостоять тяжелой болезни, страх смерти, томительное ожидание ежемесячного рентгеновского обследования, всякий раз означающего либо приговор, либо продление ожидания - все это медленно подтачивало волю, усыпляло инстинкт борьбы за существование. Поняв, что все эти, казалось бы, вполне естественные психические реакции вредят организму не меньше физических мучений, Мэй начал развивать в себе взгляд на болезнь как на часть своего бытия в данный период времени. Он понял, что беспомощная и пассивная позиция способствует развитию болезни. Оглядываясь вокруг, Мэй видел, что больные, которые смирились со своим положением, угасали на глазах, тогда как те, что боролись, обычно выздоравливали. Именно на основании собственного опыта борьбы с недугом Мэй делает вывод о необходимости активного вмешательства личности в «порядок вещей» и свою собственную судьбу.

В это же время он открывает, что излечение есть не пассивный, но активный процесс. Человек, пораженный физической или психической болезнью, должен быть активным участником лечебного процесса. Окончательно убедившись на собственном опыте, он начал внедрять этот принцип в свою практику, воспитывая в пациентах способность анализировать себя и корректировать действия врача.

Признание

Столкнувшись на собственном опыте с феноменами страха и тревоги во время длительной болезни, Мэй стал изучать труды классиков, посвященные этой теме, -- в первую очередь Фрейда , а также Кьеркегора , датского философа и теолога , прямого предшественника экзистенциализма ХХ века. Высоко ценя идеи Фрейда, Мэй все же склонялся к предложенной Кьеркегором концепции тревоги как скрытой от сознания борьбы против небытия , которая затронула его более глубоко.

Вскоре после возвращения из санатория Мэй оформил записи своих размышлений о тревоге в виде докторской диссертации и опубликовал ее под заглавием «Значение тревоги» (1950). За этой первой крупной публикацией последовало множество книг, которые принесли ему общенациональную, а потом и мировую известность. Наиболее известная его книга - «Любовь и воля» - вышла в 1969 году, стала бестселлером и в следующем году была удостоена премии Ральфа Эмерсона. А в 1972 году Нью-Йоркское общество клинических психологов присудило Мэю премию доктора Мартина Лютера Кинга-мл. за книгу «Власть и невинность».

Помимо этого, Мэй вел активную педагогическую и клиническую работу. Он читал лекции в Гарварде и Принстоне, в разное время преподавал в Йельском и Колумбийском университетах, в колледжах Дартмут, Вассар и Оберлин, а также в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Он был внештатным профессором Нью-Йоркского университета, председателем Совета ассоциации экзистенциальной психологии и членом Попечительского совета Американского фонда душевного здоровья.

22 октября 1994 года после продолжительной болезни в возрасте 85 лет Ролло Мэй умер в городе Тибуроне, штат Калифорния, где он жил с середины семидесятых.

Основные идеи

Литература

Мэй Р. Открытие Бытия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - 224 с. - ISBN 5-88239-137-8

Примечания

См. также

  • Любовь и Воля

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 21 апреля
  • Родившиеся в 1909 году
  • Умершие 22 октября
  • Умершие в 1994 году
  • Персоналии:Трансперсональная психология
  • Психологи США

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мэй, Ролло" в других словарях:

    Ролло Мэй Rollo May Известный американский экзистенциальный психолог. Дата рождения: 21 апреля, 1909 … Википедия

    Мэй (May) Ролло (род. 1909) американский психолог, представитель гуманистической психологии. Изучал индивидуальную психологию А. Адлера, затем получил теологическое образование. 1940 х гг. работал в Институте психиатрии, психоанализа и… … Психологический словарь

    МЭЙ Ролло Риз - (1909–1994) – американский психоаналитик, психотерапевт, психолог. Родился 21 апреля 1909 года в городе Ада (штат Огайо). Он был вторым ребенком из шестерых детей. Его отец был секретарем Христианской ассоциации молодежи и часто переезжал вместе… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - (p. 1909). Мэй известен как один из лидеров гуманистической психологии, пропагандирующий и разъясняющий такие экзистенциальные принципы, как «встреча», «выбор», «аутентичность», «ответственность», «трансцендентность», а также другие… … Психологическая энциклопедия

    - (англ. May) немецкая фамилия. Известные носители: Мэй, Брайан английский рок музыкант, гитарист группы Queen Мэй, Джеймс английский журналист, известный как один из соведущих телепередачи Top Gear Мэй, Тереза английский политик Мэй, Дэвид… … Википедия

Стопроцентный американец со Среднего Запада, Мэй после колледжа преподавал английский в Греции, одновременно путешествуя по Европе, занимаясь самообразованием и присматриваясь к клинической психологии. Вернувшись в США, он выпустил первое в стране (и до сих пор одно из лучших) руководство по психологическому консультированию. А параллельно окончил семинарию и стал практикующим священнослужителем.

Эти две стороны своей личности он пытался «сопрячь» в книге 1940 года «Истоки творческой жизни», посвященной взаимоотношениям психотерапии и религии, с эпиграфом из Бердяева: «…Говорить о человеке – это значит одновременно говорить о Боге…» Книга пользовалась успехом, но Мэй вскоре скупил остатки тиража и запретил упоминать и переиздавать ее. «Я осознал, что не верю в то, что я написал». Следующим поворотным пунктом стал смертельно опасный в те годы туберкулез, уложивший его в постель на полтора года. Выздоровлению способствовало осознание того, что смерть грозит прежде всего тем, кто заранее готов уступить ей или зачарованно идет ей навстречу. «Взгляд в лицо смерти был ценным опытом,– говорил Мэй, – он научил меня смотреть в лицо жизни». Выздоровев, Мэй порвал с религией, найдя в психологии более эффективное средство уменьшения страданий. Однако главным для него было не консультирование, а написание книг. Почти все его труды обращены к широкой аудитории, они принесли ему не только научные, но и литературные премии.

Ролло Мэй стал главным пропагандистом идей европейского экзистенциализма в США, одним из основателей и лидеров гуманистической психологии. Экзистенциальный взгляд позволил ему видеть в человеке не то, что задано генами и средой, а прежде всего то, что он творит из себя сам, совершая те или иные выборы.

  • 21 апреля 1909: родился в городке Ада (США).
  • 1930–1933: окончив колледж, преподает в Салониках (Греция), посещает семинары психоаналитика Альфреда Адлера в Вене.
  • 1933–1938: учится в Унионистской богословской семинарии, которую оканчивает с отличием. Начало многолетней дружбы с Паулем Тиллихом.
  • 1939: «Искусство психологического консультирования».
  • 1942–1943: лечение в туберкулезном санатории: «Главной причиной, по которой я подхватил туберкулез, было отчаяние и чувство обреченности».
  • 1949: защита диссертации «Смысл тревоги» в Колумбийском университете.
  • 1958: избран президентом Института психиатрии, психоанализа и психологии в Нью-Йорке.
  • 1971: награжден золотой медалью Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в науку и практику клинической психологии.
  • 29 октября 1994: скончался в Тибуроне (США).

Ключи к пониманию

Выбор судьбы

Каждому из нас дана возможность управлять собственным развитием – в этом заключается наша свобода. Обладая свободой и самосознанием, мы можем прервать цепь стимулов и реакций и поступить осознанно, поэтому свобода связана с гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям. В то же время она соотносится с неизбежными данностями нашей жизни – другими словами, с судьбой. Мэй различает ее уровни: космическая, генетическая, культурная судьба и конкретные обстоятельства. И хотя каждый из этих уровней многое предопределяет, у нас остается свобода сотрудничать с судьбой, принимать ее, бросать ей вызов. Цена свободы – неизбежность зла. Если я свободен выбирать, никто не может гарантировать, что я выберу добро. Все великие святые считали себя великими грешниками, будучи чрезвычайно чувствительны и к добру, и к злу и тем самым к последствиям своих действий. Свобода, расширяя потенциальные возможности для добра, одновременно расширяет возможности и для зла. И только сам человек отвечает за то, что он выберет.

Становление человека

«ОЧЕНЬ МНОГО ЛЮДЕЙ МЕЧТАЮТ, ЧТОБЫ ИМ СКАЗАЛИ, ЧТО СВОБОДА - ЭТО ИЛЛЮЗИЯ И ЧТО НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ ЛОМАТЬ НАД ЭТИМ ГОЛОВЫ».

Главная дилемма нашей жизни – присущая только человеку фундаментальная способность воспринимать себя и как активного субъекта, и как пассивный объект. В пространстве между этими двумя полюсами колеблется наше сознание, выбирая способ нашего существования. Идентичность, чувство «Я» – исходная точка нашей жизни. Все, что мы делаем, направлено на сохранение этого внутреннего центра, даже наши неврозы служат этой цели. Становление личности - это развитие чувства «Я», ощущения себя активным субъектом, влияющим на события. Этот процесс сопряжен с освобождением от разного рода неосознаваемых зависимостей и переходом к свободно выбранным действиям и отношениям.

Ценность тревоги

Тревога – естественное и конструктивное чувство. Оно вызвано непредсказуемостью будущего и связано с ощущением угрозы чему-то значимому: личностным ценностям или самой жизни. Философские идеи Кьеркегора, Хайдеггера и Тиллиха об экзистенциальной тревоге как неустранимом условии нашего существования Мэй перевел на язык психологических концепций. Болезненной является лишь тревога, несоразмерная поводу. Она возникает тогда, когда мы, не желая мириться со своими переживаниями, пытаемся вовсе изгнать тревогу из жизни, что приводит, напротив, к ее усилению. Задача психотерапевта – не устранить тревогу вообще, а помочь принять ее, не допуская ее патологического разрастания.

Об этом

Книги Ролло Мэя

  • «Искусство психологического консультирования», Институт общегуманитарных исследований, Астрель Пресс, 2008.
  • «Открытие бытия», Институт общегуманитарных исследований, 2004.
  • «Смысл тревоги», Класс, 2001.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: