Как в жизни помогли воспоминания из детства. Куда деваются наши детские воспоминания? Ассоциации пробуждают воспоминания

Проблема различий между лидером и руководителем существует в социальной психологии давно. В западной науке раньше предпочитали проводить черту между формальным и неформальным лидером, в последнее время чаще используется оппозиция лидер – менеджер. Отечественная социальная психология, как советская, так и послесоветская, предпочитает дихотомию, заданную в заголовке данного подраздела. Рассмотрим проблему подробнее.

При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической традиции, связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой. Поэтому крайне важно сделать, прежде всего, терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель». В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных термина (так же, впрочем, как и в немецком, но не в английском языке, где «лидер» употребляется в обоих случаях) и определены различия в содержании этих понятий. При этом не рассматривается употребление понятия «лидер» в политической терминологии.

Б.Д. Парыгин (1971, 2003) называет следующие различия лидера и руководителя:

1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;

2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но, так или иначе, этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;

4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство - явление более стабильное;

5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;

7) сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Как видно из приведенных соображений, лидер и руководитель имеют, тем не менее, дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, что и дает право при рассмотрении проблемы зачастую описывать эту деятельность как идентичную, хотя это, строго говоря, не является вполне точным. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства, руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Чтобы изучить психологическое содержание деятельности руководителя, можно использовать знание механизма лидерства, но одно знание этого механизма, ни в коем случае, не дает полной характеристики деятельности руководителя.

Поэтому последовательность в анализе данной проблемы должна быть именно такой: сначала выявление общих характеристик механизма лидерства, а затем интерпретация этого механизма в рамках конкретной деятельности руководителя.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Выяснить действительные возможности лидера - значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться (Р. Кричевский, 1985). Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства - это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями.

Рассматривая проблему авторитета, как некоторой атрибутивной черты и лидера, и руководителя, следует принимать во внимание то понимание авторитета, которое сложилось сегодня в социальной психологии. Авторитет (от лат. auctoritias – власть, влияние) в широком смысле – общепризнанное влиянии лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте. Авторитет – это совершенно особый вид влияния на людей, который выражается в способности человека, не прибегая к принуждению, направлять поступки и мысли других людей. В широком смысле, под авторитетом понимается общепризнанное неформальное влияние; а в узком смысле - одна из форм осуществления власти. Можно определить авторитет и как признание данного человека другими людьми. Власть руководителя прямо связана с его авторитетом: авторитетному начальнику работники подчиняются без особых его усилий. Разделяют моральный авторитет и авторитет функциональный.

1) компетентностью руководителя;

2) его деловыми качествами;

3) его отношением к своей профессиональной деятельности.

Существуют разные типы авторитета, в зависимости от способов его достижения. Чаще других выделяют подлинный и ложный. Подлинный авторитет человека является прямым следствием его деятельности и отношений с другими людьми. Ложный авторитет возникает в условиях манипулятивной деятельности «лидера», когда он достигает власти над людьми (формальной или неформальной) посредством ухищрений, лицемерия, социальных игр и других действий со скрытыми мотивами. В большинстве случаев ложный авторитет позволяет человеку влиять на ход дела и добиваться признания со стороны других людей, но в целом отношение к такому человеку будет несколько настороженным, поскольку явные манипуляции скрыть крайне трудно.

Вопрос различия между лидером и руководителем по-своему решается и в современном российском менеджменте. Показательным в этом плане является подход таких авторов как О. Виханский и А. Наумов. В одной из их публикаций приводится следующая таблица различий между менеджером и лидером.

Менеджер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

План – основа действий

Видение ситуации – основа действий

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует доводы

Использует эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален

Энтузиаст

Принимает решения

Превращает решения в реальность

Делает дело правильно

Делает правильное дело

Все слышали про наличие лидеров и руководителей в различных социальных сообществах. Но как соотносятся эти термины, разбирается не каждый. Чтобы понять, чем отличается лидер от руководителя, нужно выяснить, что подразумевает каждый из терминов.

Смысл лидерства

Лидер - человек, который, в рамках какого-либо коллектива людей, пользуется признанным авторитетом, влиянием. Социальное влияние лидерства выражается в поддержке остальными членами общества при достижении какой-либо цели.

Лидерство характерно не только для выстраивания общественных отношений людей. Выделение вожаков свойственно и для мира природы. У большинства видов социальных животных происходит выстраивание иерархии, во главе которой стоит вожак. Яркими природными маркерами лидерства являются львы, гиены, волки, некоторые виды обезьян, дельфины.

Вожаки в животном мире получают приоритетный доступ к пищевым ресурсам, праву продолжения рода Взамен лидер поддерживает порядок в группе, защищает от внешних угроз и оберегает свой статус от посягательств конкурентов.

В обществе лидерство имеет похожие критерии. Качественный доступ к возможностям компенсируется ответственностью.

Человеческое лидерство стоит рассматривать как часть иерархической структуры членов какого-либо социума. Иерархия позволяет систематизировать, упорядочить и нормализовать отношения между людьми. Лидер должен направлять всю группу в нужном направлении, предотвращать конфликты, помогать в достижении целей и развитии, поощрять и наказывать. Лидерство позволяет «цементировать» иерархическую структуру, содержать её в порядке, предотвращать от развала и беспорядка.

Лидерство подразделяется на две группы: формальное и не формальное. При формальном лидерстве качества вожака подкреплены занимаемой им должностью. В случае неформального лидерства ключевая позиция занимается за счёт умений, навыков, ресурсов, которые не подкреплены наличием официального статуса руководителя.

Основные теории

В психологии выделяется четыре теории, которые отражают суть лидерства:

  1. Ситуационная. Лидер для решения задач использует один из четырёх стилей поведения в зависимости от ситуации. Выделяются следующие стили, которые определяются характером поведения: директивный (ориентация на задаче, минимум внимания людям), наставнический (сочетание внимания задаче и людям), поддерживающий (ориентация на людей, а не на задачу) и делегирующий (низкая ориентация и на людей, и на задачу).
  2. Функциональная (смотри «Функциональная теория»).
  3. Поведенческая. Лидерство определяется не личностными характеристиками, а характером подхода к группе. Градация типа поведения лидера по отношению к коллективу: от авторитарного до либерального.
  4. Интегральная. Сочетание командного и харизматического подходов при решении задачи.

Смысл руководства

Руководитель - специалист, занимающий должность, функциональные обязанности которой подразумевают контроль, принятие ответственных решений, направление работы подчинённых.

Основные стили

Выделяется несколько стилей руководства коллективом:

  1. Авторитарный. Решения принимает руководитель, система управления сильно централизована. Для членов коллектива определяющими факторами выступают исполнительность, соблюдение правил. Инициатива не приветствуется.
  2. Демократический (распределённый). Решение принимает вся группа.
  3. Либеральный. Руководитель легко делегирует принятие решение членам группы. Стиль способствует росту креативности и инициативности сотрудников.
  4. Нарцисстический. Лидер использует коллектив для решения личных задач в ущерб достижению общих целей.
  5. Токсический. Для мобилизации ресурсов группы лидер осознанно ставит подчинённых в худшие условия.

Конкретный стиль выбирается руководителем исходя из особенностей по следующим критериям:

  • мировоззрение;
  • особенности характера;
  • опыт.

Стили не являются универсальными единицами. Каждый из них оптимален для определённой ситуации, коллектива.

Для достижения цели важно оценивать условия и подбирать оптимальный стиль руководства. Авторитарный стиль подходит для решения экстренных, чрезвычайных задач. Он оптимален в ситуациях, когда квалификация лидера значительно превосходит знания, умения и опыт остальных членов группы.

Демократический стиль оптимален для сплочённых коллективов, в которых уровень компетенции всех членов группы находится на близком уровне.

Соотношений понятий

Наличие в группе и лидера, и руководителя имеет последствия различной значимости. При грамотном выстраивании отношений лидера и руководителя такой союз приведёт к усилению группы, повышению её эффективности, т. к. каждый будет решать свои задачи.

Руководитель решает организационные моменты, а лидер контролирует эмоциональную ситуацию в группе. Отсутствие понимания между лидером и руководителем приведёт к конфликтам, разладу в группе, снижению эффективности при решении задач.

Управленческая решётка

Стили руководства лежат в основе теории управленческой решётки Блейка-Моутона. Теория включает схему, в которую входят 5 стилей руководства. Созданная специалистами в области менеджмента Р. Блейком и Дж. С. Моутоном теория позволяет формировать способы и методы руководства в группах, выбирать оптимальные варианты управления в конкретных коллективах.

Функциональная теория

Британский специалист Джон Эрик Адер предложил функциональную теорию лидерства. Эта модель позволяет лидерство гармонично адаптировать для руководства.

Адер указывал, что руководство - это не процесс управления, а стратегии поведения, направленная на достижение цели. Лидерское поведение в руководстве подразумевает «три круга». Круги соответствуют 3 ключевым составляющим достижения целей:

  • задача;
  • команда;
  • личность.

Круги лидерства Джона Адера:

  1. Главный тип поведения, направленный на достижение целей и решение задач группы. Задача лидера - предлагать различные варианты.
  2. Процедурный тип поведения, направленный на стимулирование работы членов группы. Лидер контролирует обсуждения и направляет их в нужном направлении.
  3. Технический тип поведения, направленный на членов коллектива. Лидер следит за «климатом» в группе, выстраивает взаимодействие в группе.

Функциональная теория акцентирует внимание на процессах управления, а не на личности управленца- лидера. Такой подход позволяет оптимизировать процесс, сэкономить время на анализе личности руководителя, лучше понять характер процессов управления в коллективе.

Современное общество нуждается в хорошем управлении . Люди с мировым именем, которые стоят у власти и руководят массами, не всегда могут повести за собой людей. Качества лидера присутствуют далеко не у каждого индивида, они могут быть врождёнными или развитыми в процессе обучения.

Часто такие понятия как «руководитель» и «лидер» обобщают и считают синонимами. Не редкость когда в одном коллективе присутствуют представители сразу двух этих понятий. Для того что бы четко различать разницу между лидером и руководителем нужно разобраться в их отличительных чертах. Главная разница заключается в том, что лидер – это психоэмоциональный тип человека, а руководитель – социальное положение в обществе, согласно занимаемой должности. Похожи между собой начальник и лидер в том, что их «ярлык» выбирает общество. Не всегда начальник – это лидер, но всегда лидер – руководитель.

Руководитель – это человек, который занимает высокую руководящую должность и раздает приказы , согласно с видом деятельности, своим подчиненным. Он может командовать процессом на предприятии, или человеческим ресурсом в зависимости от вида работы. К органам руководства можно отнести правительство, директоров, глав компаний и корпораций.

Качества руководителя:

  1. Руководителя могут назначать вышестоящие инстанции, уполномоченные органы.
  2. Выполнения обязанностей является первоочередной обязанностью.
  3. Использует трезвый взгляд для решения вопросов.
  4. Не всегда является любимцем общества.
  5. Способность принуждать к выполнению действий, положением в рабочей иерархии.
  6. Интересы начальства и граждан могут отличаться.
  7. Несение материальной и правовой ответственности.
  8. Технические навыки, знание дела, высокий профессионализм.
  9. Отстраненность от общества в силу социального положения.
  10. Занимают должность директора, заместителя, частного предпринимателя.
  11. Всегда пользуется своим высоким положением.

Лидер – это человек, в котором совмещаться качества аналитики и души компании. Разбираясь в потребностях общества, он способен вести за собой людей. Сам лидер не всегда считает себя таким, может не пользоваться своим талантом. К лидерам относиться идеологические личности. Зачинщики бунтов и революций называют руководители, так как они стояли вол главе происходящих действий. Но по роду деятельности они являются лидерами.

Черты характера лидера:

  1. Открытость в общении, дружелюбие, способность расположить к себе людей.
  2. Является примером для подражания, выбирается обществом без произведения любых формальных действий.
  3. Действует в интересах людей.
  4. Не всегда руководствуется рациональным подходом, часто на его решения влияет эмоциональная сторона происходящего.
  5. Способность мотивировать к действию, без принуждения.
  6. Лидер всегда должен быть в чем то лучше ведомых. Это могут быть как физические, так и психологические преимущества.
  7. Непосредственное участие в делах коллектива.
  8. Ответственность за принятые решения.
  9. Может по желанию не пользоваться своими лидерскими качествами.
  10. Способность вести за собой народ, залаживается в тип темперамента при рождении.

Так же отличают формальное и неформальное лидерство .

  • В первом случае человек действует открыто и получает поддержку общества для реализации свих целей, его стремления сходятся с обще коллективным рвением, желаниями.
  • Не формальное лидерство близко к понятию «серый кардинал», человек не выступает на публику, а подталкивает своими идеями, выполняя продвижение мысли другими.

Что бы стать руководителем понадобиться годы учебы, правильная сфера деятельности, богатый жизненный опыт и рабочий стаж . В помощь могут прийти влиятельные связи или материальные сбережения. Лидер может завоевать сердца людей прейдя в первый день на новую должность. От него не требуется никакого вложения, общество выбирает проводника, за которым оно хочет следовать, руководствуясь внутренними размышлениями, симпатиями которые не всегда понятны на первый взгляд.

Можно научиться быть лидером. Для того что бы развивать в себе лидерские качества можно посетить специальные курсы и тренинги. Их цель научиться идти к цели, а главное развить веру в себя. Активная жизненная позиция, уверенность в себе, готовность к риску, инициативность помогут обрести звание лидера.

Общество 21 века нуждается в подборе кадров с лидерскими качествами. Большое количество менеджеров и директоров по роботе с персоналом составляют переходную ланку от начальства к населению.

Если в одном офисе присутствуют сразу два представителя понятий, скорее всего в коллективе будут значительные разногласия. Начальник не может дать подчиненным, того что дает им лидер. Это не значит, что руководитель вредит обществу, просто в силу не подходящего характера его способ правления не воспринимается должным образом, а идеи, даже если они направлены во благо, не будут услышаны обывателями. Лучший вариант для существования компании, предприятия или даже государства — это совмещении сразу двух понятий в одном человеке.

Образы и сюжеты, которые человек относит к своему детству.

У кого-то впечаталось огромное синее небо, доброе теплое солнце и много-много желтых подсолнухов вокруг. У кого-то были запечатлены орущие родители, оплеухи, острые обиды и другие мало оптимистичные образы.

Верить ли тому, что люди вспоминают, как события своего детства? Если вы юрист - нет. Если вы психолог - да.

Ситуация реально непростая. Как показали многочисленные исследования, люди склонны искажать, досочинять и раскрашивать в любые цвета то, что они видели или им казалось, что с ними было, и чем больше прошло лет с момента происшедшего, тем более "творческими" оказываются воспоминания.

В 1935 году американцы провели исследование: 252 женщины должны были рассказать о таком важном событии как беременность и рождение ребёнка. Когда рассказы этих матерей сравнили с их медицинскими картами, оказалось, что воспоминания крайне недостоверны. Матери занижали или завышали вес собственных детей почти на 20%, не могли точно сказать, сколько времени тратили каждый день на уход за ними, здесь ошибка вообще доходила до 41%.

Детство было давно, ребенок - существо творческое, и как либо всерьез доверять детским воспоминаниям оснований нет.

Случай из судебной практики: девушка во всех подробностях описывала, как её на протяжении семи лет регулярно насиловал отец. Однако медицинская экспертиза, проведённая после её обращения в суд, показала, что истица была девственницей.

Аналогично, пишет психотерапевт (МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ. - СПб.: Речь, 2001. - 560 с. ISBN 5-9268-0036-6): "Воспроизведение клиентами событий может быть настолько не­точным, что иногда они вспоминают то, чего никогда не было. Одна клиентка потратила много часов на то, чтобы обсудить, как дядя совратил ее, когда ей было десять. Но когда мы проводили деталь­ное припоминание, оказалось, что дядя умер, когда ей не было и шести. На самом деле она никогда не подвергалась сексуальному насилию, но это случилось с ее лучшей подругой, и она настолько прониклась сочувствием к ней, что позднее вообразила, что это было с ней самой.

Другие клиенты вспоминали события, прочитанные в книге или увиденные в кино, но которые, как они думали, случились с ними, так как они забыли источник. Вот знаменитый случай такого рода - Бридди Мерфи (Bernstein & Barker, 1989). Под гипнозом она вспом­нила, что в прошлой жизни жила в Ирландии. Некоторые люди проверили ее описание ирландской деревни и обнаружили, что оно было на удивление точным. Этот случай использовался как доказа­тельство в пользу реинкарнации. Позднее репортеры раскрыли, что она слышала эти рассказы от одной престарелой женщины, кото­рая, будучи ребенком, жила в ирландской деревне. Когда Бридди было пять, она сидела на веранде у старушки и внимала ее исто­риям об Ирландии".

Даже если проблемные ситуации, пережитые ребенком в детстве, действительно имели место, они не имеют прямого действия на сегодняшнюю жизнь взрослого человека. Эксперименты, проведенные в сфере социальной психологии, показали незначительность долговременных последствий пережитого в детстве сексуального или физического насилия, крайне незначительное влияние семейной ситуации в период детства на поведение и жизнь взрослого и др.

«Выясняется, например, что в большинстве случаев долговременные последствия пережитого в детстве физического или сексуального насилия относительно незначительны (Widom, 1989). То же касается и долговременных последствий подростковой беременности в жизни молодых женщин (Furstenberg, Brooks-Gunn, Morgan, 1987) и даже долговременного эффекта психологической обработки в лагерях для военнопленных (Schein, 1956)»(Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М., 1999).

Однако сами люди обычно склонны доверять своим детским воспоминаниям, и если человек к своим детским воспоминаниям относится серьезно, то не суть важно, это правда или фантазии: на человека это влияет практически одинаково. Именно поэтому работа с детскими воспоминаниями - эффективная техника личностной работы.

Личностная работа - работа глубинная, когда нужно помочь человеку разобраться с направлением и смыслом его жизни.
Личностную работу с клиентом нужно отличать от психологической консультации, где происходит как правило разовая, ситуативно ориентирующая беседа психолога с клиентом по поводу его жизненной ситуации, пока клиент находится в позиции Автора и за направление своей жизни в целом отвечает.

Рассказывал студентам МГУ об эксперименте, где проблемной пациентке под гипнозом были внушены позитивные воспоминания ее детства. Результатом стало стабильное улучшение ее душевного статуса и личностного здоровья: исчезли проблемные пики в результатах ее теста по ММPI, усилилась ее авторская позиция (субъектность). Любопытно, что она стала демонстрировать мужской тип социализации: позиция "вот, выйду замуж, меня будет содержать муж" изменилась на "стану специалистом, буду содержать себя сама".

При этом, чтобы изменить детские воспоминания, не обязательно искать гипнотизера: творческие люди с хорошим воображением вполне могут сделать все нужное самостоятельно.

Одна из участниц Дистанции , с душой работая над упражнениями, в направлении "Статус и влияние" постоянно тормозила, как будто что-то ее сдерживало. И в один удивительный день она пришла, как будто преображенная: плавные жесты и движения, королевская осанка, мягкие, но властные интонации... Что произошло? Что она с собой сделала? Она рассказала об этом так: "Все свое детство я провела, бегая с мальчишками по дворам и по помойкам, и мы всегда смотрели на взрослых и красиво одетых людей как на что-то чужое, помоечные собаки были нам ближе. Даже когда я подросла и сменила компанию, в глубине души я все равно чувствовала себя какой-то шавкой, не верила, что я красивая и статусная женщина - откуда? Я решила это изменить, я закрыла глаза и стала вспоминать свое другое детство. Сочинять себе новое детство. Я поняла, что я - графиня Суздальская, и стала конструировать себе этот образ, эту легенду. И скоро я уже как наяву видела нашу большую и красивую усадьбу с большими лугами и парком, широкой лестницей, по которой я сбегала в легком белом платье навстречу папеньке и маменьке. Я вспомнила красивую залу с большими картинами и прозрачными занавесками, где я любила играть на фортепьяно, я вспомнила наши обеды за большим столом со свечами и огромное зеркало, перед которым я любовалась собой, когда собиралась на первый бал...

Никогда не поздно пережить свое счастливое детство...

Не надо хранить в своей голове то, что не помогает тебе в жизни и развитии, и, напротив, имеет смысл загружать в свою голову то, что помогать будет - даже если это только сказки и фантазии. Воспоминание - это только образ, помеченный в нашем сознании как связанный с какими-то событиями, и наши воспоминания могут создаваться нами самими - под задачи, важные нам. В вашей голове, как и в вашем доме, должно быть только то, что работает на ваши ценности и интересы, что работает на ваше будущее.

В моём детстве не было того, что имеет нынешняя детвора. Поющие, говорящие куклы, машины на аккумуляторах, компьютеризированные игрушки и многое другое, это просто фантастикой было в те времена!

Но я считаю, что у меня были самые наилучшие игрушки! Телевизор, по которому можно было смотреть цирковые аттракционы, посуда столовая, в которой я готовила настоящие блюда и угощала ими своих друзей и близких. Автомобиль с педальным двигателем голубого цвета! Я на нём просто шиковала, и мне завидовали все мои подружки. Была швейная машинка, на которой я и осваивала азы швейного ремесла. Я дорожила ей! Но, к несчастью, у меня её украли детишки, которые завидовали моему счастью, но думаю, они не желали мне зла, просто хотели проучить за то, что не давала им пользоваться своими игрушками. Так как не у всех было то, что имела я. Но я не могла распоряжаться ими без разрешения родителей, ведь они с таким трудом зарабатывали деньги, чтоб угодить моим прихотям. Я была очень упрямым и капризным ребёнком... А добрыми феями были, конечно же, мои родители, которым, как я сейчас понимаю, было очень нелегко это исполнять, ведь мы жили не богато...

Моей несбывшейся мечтой остались малюсенькие пупсята, которых трудно было найти в магазинах. Это такие крохотные куклята, у которых свободно двигались ножки и ручки, мне очень нравилось шить им одёжку: ползуночки, распашонки, чепчики, пелёнки.

У одной моей городской подружки Лены был именно такой! И когда она приезжала на лето погостить у своей бабули, то обязательно привозила их! Я с радостью приглашала её к себе в гости во двор поиграть, зная, что она принесёт этих любимых мною крошечных пупсиков.

В нашем дворе был построен хороший домик для кур, но куры в нём не желали жить, уходили всегда к соседям. Сделан он был из хорошего самана (такой кирпич из глины и соломы). С одной стороны было окно глубокое, с другой — дверь деревянная, которая закрывалась на вертушку. В курятник был проведён электрический свет. Словом, отличное жильё! Которое мы, сестрёнки и подружки, немедленно приспособили для игр! Полы застелили матрасами и дорожками, чтоб можно было там сидеть. Площадь его была небольшая, примерно около четырёх квадратных метров. Что и говорить?! Куры наши, обидевшись, вообще не вернулись к нам. А мы, воспользовавшись этим, зажили в этом домике! Подружки с раннего утра шли к нам. Приносили своих кукол. И мы до позднего вечера, пока родители не кликнут, играли там в «дочки — матери»!

Счастливые были времена! Не было роскоши, но была искренняя, человеческая любовь! Корысти и лицемерия мы не знали. Да, куда там! Наивные и доверчивые!..

Насколько помню, подруг у меня было мало, но зато я очень любила дружить с пацанами. Ребята так же играли с нами в «дочки-матери», но они, естественно, были «папами» или «разбойниками».

Ну, вернусь к тому, что я любила приглашать Лену, девочку из города, к себе во двор, а точнее, в этот самый домик! Когда она приносила пупсика и других кукол, то я немедленно старалась поменяться с ней своими куклами на её пупса. Сама Леночка среди нас, местных, смотрелась белой вороной. В буквальном смысле слова. Её кожа от нашей отличалась своею ослепительною белизною, блондинка с длиною, густой косой. Мы же были очень загорелыми и смуглыми, с черными густыми волосами. Да! В нашей глухой деревушке не было никаких развивающих спортивных секций, танцевальных залов и других подобных занимательных мероприятий. Только начальная школа и клуб, в котором мы выступали по праздникам. Но, когда мы играли в нашем излюбленном домике, тогда мы ещё не учились в школе. Поэтому нам было очень интересно знать, как живут люди в городе и чем?! Когда Лена что-нибудь рассказывала, мы многое не понимали, слушали, приоткрыв рот и удивлялясь. И каждая из нас мечтала побывать на её месте! Вот попасть бы в город и посмотреть, как там и что... Мы были диковатыми, но зато крепкими и дружными! Мы делились с Леной опытом своей деревенской жизни, а она — городской. Сейчас смешно всё это вспоминать! Спустя годы, когда я закончила третий класс начальной школы, меня отправили учиться именно в тот город, в котором и жила та самая Лена.

Для разнообразия нашей беззаботной жизни мы, кроме как в куклы, играли в другие интересные игры. Вот одна из них, которая немного приключенческая и романтичная! Называется она «Секретики». Не помню, откуда она дошла до нас, но в семидесятые годы в нашем посёлке была популярна. Надо было создать как можно больше и как можно более красивых «секретиков», затем спрятать их в таких местах, где трудно было б их найти. В ход шли и фантики от конфет, и ракушки, и бусинки, и всё, что блестит. Обычные места где мы их прятали, — задний двор или свалки, которые находились за дворами. Они у нас ассоциировались, наверно, с горами или островами в наших-то степях. Мы любили там что-либо искать и находить. Ох, и получали тумаков от родителей, когда домой приходили грязные как поросята!

Мы с сестренкой Светой делали свои «секретики» так. Любой красивый блестящий фантик от конфеты разглаживали ладошками, выбирали место, в тайне от других его готовили (раскапывали неглубокую ямочку в земле), в неё клали расправленный фантик, затем его накрывали сверху прозрачным осколочком стекла. И, наконец, завершающий этап! Всё это засыпали и сравнивали с поверхностью земли, чтобы никто не нашел наш «секретик». Ведь надо было найти как можно больше чужих «секретиков», но желательно, чтоб другие не нашли твои. Побеждал тот, чей «секретик» окажется красивее других! Эта игра мне очень нравилась!

По вечерам летом любили играть в «казаков-разбойников», в классики, прыгать со скакалкой. Лапта, «брехучий телефончик», «садовник», «самовар», «сердце», «ножички», «догонялки», «прятки» и многое другое — все эти игры помогали нам развиваться и физически, и интеллектуально, а главное — давало возможность лучше узнавать нрав окружающих людей, живущих с нами в одном посёлке!

Наш дом находился почти у берега пруда. Единственное чудо природы, которое украшало нашу местность! Он был великолепен! Большой извилистый водоём, с прозрачной водой, берега которого густо покрыты разнообразной зеленой травой. Могучие ветвистые старые деревья в соседстве с молодыми деревцами окружали наше местное достояние. Там же находился «партизанский» лесок, который состоял из молодого тополя. Почему «партизанский»? Да потому, что в времена войны, по рассказам наших дедов, в таких лесах останавливались партизаны. Сомневаюсь, что именно в том тополином лесочке могли прятаться партизаны — слишком молодо он выглядел! Но молодёжь его очень любила, ведь это отличное место для уединения. Там часто гуляли молодые парочки, а по праздникам — целые группы отдыхающих. Пруд разделял наш посёлок на две части.

Весной, когда прилив воды, часто случались ужасные наводнения — вода выходила из берегов и заливала основную дорогу села и даже дворы. Но нас, детвору, это всё только забавляло! Журчание ручьёв и поток воды заманивал нас перейти затопленную дорогу самостоятельно, а также попускать кораблики, что приводило чаще всего к разочарованиям. Поток бывал мощным и глубоким, он сшибал нас с ног. Вспоминаю такой случай. Младший брат моей матери, Андрей, который был старше меня на один год и доводился мне дядей, был заводилой в нашей неразлучной «тройке», где кроме него была я и моя двоюродная сестрёнка Светлана. Она же моложе меня на девять месяцев. Все мы почти погодки. Но всюду были вместе! Так вот, когда мы были все ещё дошкольниками, в один из таких весенних дней мы вышли погулять на улицу. Но нас потянуло проверить, насколько пруд переполнен водою.

Как вы уже догадались, мы направились туда, куда не стоило идти! Место, находившееся вблизи клубного здания и задних дворов жилых домов, было густо усажено высокой полынью, за которой нас, детишек, трудно было увидеть. Андрей среди нас троих ведущий. И поэтому мы следовали за ним, а он тем временем решил исследовать дорогу сам, прежде чем мы, его племянницы, сделаем какой-либо шаг вперёд. Он направился сквозь полынь выяснить, где нам можно будет перейти эти заманчивые ручьи, чтобы попасть на другую сторону улицы, на которой находился дом нашей бабули и его матери. И вдруг нас охватывает дикий ужас. Андрей начал тонуть. Там, куда он ступил, оказывается, находилась глубокая канава, которую затопило водой и сравняло с уровнем обычной лужи. Мы в панике! Что делать? Наша помощь ему не пошла на пользу, да и что мы могли сделать? Но наконец-то сообразили и позвали на помощь взрослых! Бабушке сказали, что Андрей наш тонет. Она в ужасе побежала. К счастью, его вытащили и отнесли домой. Вся его одежда и сапоги вымокли до последней ниточки. Ух, и попало нам за самовольство! А случай послужил уроком в нашей дальнейшей жизни. Желание лезть при наводнении в лужу отпало. Но на этом наши испытания не закончились! Мы находили себе другие приключения, о которых наши родители, возможно и не знают до сих пор!..

Луценко Елена

Комментировать статью "Приятные воспоминания детства... "

Еще по теме "Приятные воспоминания детства...":

Сегодня на меня накатило опять про еду:) Простите, что опять к ночи:) Вспомнила про семейные рецепты, наверное немного национальные. Первое, что пришло в голову, это куриный суп с галушками. В России, наверно, они называются клецками. В почти сваренный куриный суп вместо вермишели кладется по ложечке густое тянучее тесто, (мука, яйцо, соль, сода-уксус и несного воды). Эти смешные облачка быстро всплывают и в три раза вырастают в размере. В супе еще всегда много зелени. Интересно, что муж и...

Что следует сделать вместе с вашим ребенком, чтобы счастливые воспоминания детства остались на всю жизнь: 1. Пускать вместе солнечных зайчиков. 2. Прорастить вместе семена. 3. Вместе с ребенком скатиться с высокой ледяной горы. 4. Принести с мороза и поставить в воду ветку. 5. Вырезать челюсти из апельсиновых корок. 6. Смотреть на звезды. 7. Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой. 8. Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким. 9. Дырявить льдинки под струей воды. 10...

Прохожу сейчас тренинг, и надо написать свои воспоминания о роли мамы в детстве. Обнаружила ужасную вещь - у меня почти нет воспоминаний и маме... Не понимаю почему.

Не-не-не, ностальгировать по детству не буду, у меня оно было счастливое, советское, безоблачное, но и на сейчас грех жаловаться. Хотя память человеческая забавно устроена: что-то мы помним отчетливо, а что-то напрочь забываем - и только мамины рассказы вызывают смутные воспоминания. Я вот до сих пор наизусть помню стихотворение про резиновую Зину, которое картавила наизусть в 2 года под запись на бобинный магнитофон Весна (папа-мама были продвинутые пользователи, даже стиляжили в далекие...

у меня приятные воспоминания >. Хотя были и елки, и гости, и гулять нас таскали, и салюты-феерверки. Поездки на елки-утренники это вообще самый ужасный-ужас детства. мандарины вот разве что...

1. Пускать солнечные зайчики. 2. Наблюдать как прорастают семена. 3. Вместе скатиться с высокой ледяной горы. 4. Принести с мороза и поставить в воду ветку. 5. Вырезать челюсти из апельсиновых корок. 6. Смотреть на звезды. 7. Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой. 8. Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким. 9. Дырявить льдинки под струей воды. 10. Приготовить жженый сахар в ложке. 11. Вырезать гирлянды бумажных человечков. 12. Показывать театр теней. 13. Пускать...

Каждое воспоминание детства трогательно и приятно. Я благодарна моим родителям за то, что они очень любили друг друга и их стастье заливало все мелкие неприятности. Бабушка - отдельное её спасибо, свою жизнь посвятила для меня.

Какие у вас воспоминания от детства? Вот я думаю, неужели исключительно у меня была настолько бедная семья....? У меня воспоминания наоборот - есть некоторые отрицательные моменты на общем приятном фоне...

Воспоминания с детства что то начала часто вспоминать наше детство, хоть и не было у нас телеков по 50 дюймов и компьютеров всяких (ну хотя потом появлятся начили сначала как сейчас помню спектрум, потом дэнди, потом сега, потом персональный купили), и мобильников, а так...

Самые яркие воспоминания моего детства и самые радостные - это совместные отпуска с родителями на море. Меня возили с года, потом сестра прибавилась, где мы только не были (я Россию имею ввиду, ну и Крым).

Пожалуй, мне приятно вспоминать своё детство. Вот на этом собственно и кончилось детство золотое. Все воспоминания об отношениях с родителями в то время (за исключением разбора школьных полетов) светлы и безоблачны.

Одно из самых приятных воспоминаний - мой день рождения в 4 года - очень хорошо помню весь праздник. Вот его я и помню, и как земля удаляется... Но это не самое яркое воспоминание из детства.

Воспоминания о елке. -- посиделки. Детская психология. До сих пор эти воспоминания - сказка детства... Максимова и Васильев в "Щелкунчике" 31 декабря... аааах! Поэтому елки... гм... как теперь мОлодежь говорит... "не катили".



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: