Как укрепить ножки малыша 9 месяцев.

Ребенок в девять месяцев свободно, легко и правильно ходит в боковом направлении, держась самостоятельно за предметы (это могут быть перила кровати) двумя руками. Но это ему уже становится не интересно, и малыш начинает ходить в прямом направлении, удерживаясь за неподвижный предмет одной рукой. Различное манипулирования игрушками делает бодрствование ребенка в девятимесячном возрасте более активное. Обычно дети (если мышцы спины растягиваются до нормы свободно и быстро) длительно занимаются игрушками без участия мамы.

Николай Никонов

Игры становятся более сложными, когда ребенок на 9 месяце развития хочет взять в руки шарик, который в попытке захвата откатывается от него. Если небольшие шарики и другие игрушки положить в тазик, малыш начинает их вынимать. Да что там тазик! Гораздо интереснее подползти к шкафу в спальне родителей, открыть дверцу и вытащить все на пол.

В возрасте девяти месяцев ребенок с интересом повторяет опыт Ньютона: уронив игрушку на пол, смотрит через перила кроватки, куда она упала и ищет ее взглядом. Если с ним заигрывает незнакомец, то он напряженно наблюдает за его действиями и отворачивается. Данная возрастная особенность с объясняет детский плач, когда, по каким-то причинам, общеукрепляющий массаж делает не мама, а незнакомый специалист. Чтобы избежать плача во время проведения массажа от присутствия незнакомой ему личности, необходимо до начала сеанса стать ребенку своим. Но это уже другие знания и опыт.

Массаж ребенку в 9 месяцев

Как правильно делать общеукрепляющий массаж здоровому малышу, не имеющему проблем с мышцами, смотрите и учитесь на представленном ниже видео. Показывает .

На девятом месяце развития ребенка важно сопровождать массаж речевой инструкцией, пример: “сядь”, “повернись” и т.п. Это необходимо, чтобы к 10 месяцу жизни малыш понимал названия всех совершаемых действий.

Задавайте вопросы по теме через форму обратной связи со специалистом по воздействию на мышцы по методу Никонова с фиксацией проблемной мышцы Никоновым Николаем Борисовичем.

Не секрет, что в первый год своей жизни дети развиваются наиболее быстро. Ведь за такой короткий промежуток времени им нужно научиться огромному количеству вещей: сидеть, ходить, удерживать ручонками различные предметы. Да много еще чему. Но в самые первые месяцы своей жизни кроха только адаптируется в еще чужом для него мире. Некоторые новорожденные могут спать по 20-22 часа в сутки, поэтому на самостоятельную полноценную тренировку мышечного аппарата просто не остается времени.

Именно поэтому темой сегодняшней статьи станет массаж и гимнастика для детей до года. Как именно лучше выполнять такую процедуру, зачем она нужна и какую пользу может принести ребенку? Об этом и пойдет речь.

Каким бывает массаж

Вряд ли кто-то может оспаривать тот факт, что массаж ребенку просто необходим. Прежде всего, такая процедура влияет на состояние мышечной системы малыша и способствует улучшению его двигательной активности. Также массаж благодатно отражается на развитии нервной системы крохи, улучшает моторику.

Это минутки общения двух самых родных людей. Учеными однозначно установлено, что дитя, получающее до года достаточное количество прикосновений матери, развивается намного быстрее и качественнее своих сверстников, лишенных подобного контакта.

Процедура массажа может быть профилактической и лечебной. В первом случае с ее проведением мама может справиться самостоятельно. В этом случае особенно полезен массаж в 9-12 месяцев, хотя начинать стоит уже через месяц после рождения.

Лечебный массаж может назначить только врач. Да и проводить его должен тоже он. С помощью такой процедуры можно справиться с различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, облегчить состояние ребенка при астме или длительном лечении патологий дыхательной системы.

Гимнастика и массаж грудничкам

Профилактический массаж ребенку до полугода значительно улучшает кровообращение и дыхание крохи, тонизирует нервную систему, улучшает настроение малыша и подготавливает его к будущей двигательной активности.

Перед тем как начинать подобную процедуру, необходимо ознакомиться с техникой ее выполнения. За советом можно обратиться к участковой медсестре или врачу-педиатру. Обратите внимание на то, что все движения должны в основном сводиться к легким поглаживаниям и похлопываниям. Более сильное воздействие может повредить нежное тельце ребенка.

До шестимесячного возраста малюткам чаще всего выполняют общий массаж всего тела. Массаж в 9-12 месяцев больше направлен на укрепление двигательного аппарата. Общий сеанс в этом возрасте обычно показан детям с дряблой кожей или мышцами, склонным к рахиту или имеющим признаки гипотрофии.

Основные правила выполнения

  • Во время сеанса используйте разную технику: поглаживание, растирание, разминание, похлопывание. Чередуйте упражнения.
  • Лучше всего проводить процедуру на столе. Возьмите байковое одеяльце и сложите его в 4 раза. Положите одеяло на стол, сверху простелите клеенку, а потом — байковую пеленочку.
  • Выполняйте массаж исключительно чистыми, теплыми и сухими руками. Проследите чтобы на пальцах не было колец, а на запястье часов.
  • Никогда не начинайте процедуру если у вас длинные острые ногти, заусенцы на пальцах. Также не стоит делать массаж, если у вас мозолистая кожа рук, имеются ранки или гнойнички.
  • Каждое движение выполняйте неторопливо и повторяйте не более 5 раз.
  • Старайтесь поддерживать с ребенком зрительный и речевой контакт. Улыбайтесь крохе, ласково с ним разговаривайте, можно спеть негромкую спокойную песенку.
  • Соблюдайте режим. Не стоит делать массаж чаще одного раза в день. Процедуру выполняют за 1 час до или после еды.

Развиваем навыки ходьбы

Массаж ног для детей до года развивает связочный аппарат ребенка и подготавливает кроху к ходьбе. Хотя свободная и уверенная походка вырабатывается лишь к концу второго года жизни, начинать ее формирование нужно намного раньше. Этому и способствует массаж 9-12 месяцев жизни. В этом возрасте детки уже способны выполнять несложные гимнастические упражнения. К ним относятся, например, такие:

  • Вставание из положения лежа или сидя. Нужно взять ребенка под мышки, немного приподнять и медленно поставить на ножки. Можно немного попружинить, выполняя имитацию прыжков. Необходимо следить, чтобы ребенок, находясь в вертикальном положении, плотно опирался на всю поверхность стопы. Упражнение стоит повторять до 10 раз на протяжении всего дня.
  • Очень полезно стимулировать вставание, располагая интересную игрушку немного выше сидящего ребенка. Пытаясь достать ее, малыш будет стремиться встать самостоятельно.

С этого возраста очень полезны упражнения на развитие мышц брюшного пресса и спины:

  • Сядьте или станьте за спиной малыша. Одной рукой удерживайте ребенка за переднюю поверхность бедер, а другой - за живот. Немного наклоните туловище ребенка и осторожно уберите руку с живота крохи. Дитя рефлекторно наклонится вперед, а затем выпрямится самостоятельно. При этом малыш непроизвольно напрягает нужные мышцы.

Выполняя развивающие упражнения, не стоит добиваться того, чтобы малыш сел, встал и пошел преждевременно. Это может привести к травмам и деформациям скелета, сколиозу и другим неприятным последствиям.

Гимнастика в 9-12 месяцев

Детский массаж в 9-12 месяцев довольно сильно отличается от «грудничковой» процедуры. Хотя все движения остаются плавными и приятными, многие из них направлены на развитие активности ребенка. В этот период актуален не столько сам массаж, сколько развивающие гимнастические упражнения. Например, такие:

  • Сгибание/разгибание ног в коленях.
  • Работа рук в локтевых суставах имитирующее движения боксера.
  • Упражнение «Кучер» - волнообразные движения руками как делает возница, погоняя лошадь кнутом.
  • Повороты таза из положения лежа на спине с ногами, согнутыми в коленях.
  • Наклоны туловища. Поставьте ребенка на пол, придерживая колени руками попросите малыша подать вам какой-либо предмет, лежащий на полу.
  • «Плаванье» на мяче. Возьмите большой мяч, например, пляжный или фитбол. Положите на него ребенка лицом вниз и осторожно покачайте туда-сюда. Придерживайте малыша во избежание падения.
  • Упражнения на прогиб позвоночника. Положите ребенка на спину и крепко взяв за ручки аккуратно поднимите сначала в сидячее, а затем и в стоячее положение и обратно.

Также в этом возрасте отличный эффект имеют массаж стоп, спины, ягодиц и животика. Круговые поглаживания в области вокруг пупка помогают решить проблему колик. Нежный массаж спинки и ягодиц оказывают успокаивающий эффект, способствуют крепкому сну и хорошему аппетиту.

Очень полезно упражнение «Летчик»: придерживая малыша под животик, поднимите его в воздух в горизонтальном положении и немного покружите. Кроха рефлекторно напрягает все группы мышц и тренирует их.

Упражнения для годовалых малышей

После 9-12 месяцев массаж также никто не отменяет. Но все же его все больше и больше заменяют игровые и тренировочные упражнения. Массажные же движения все меньше напоминают поглаживания и пощипывания и больше походят на «взрослый» вариант, только в очень облегченной форме.

К ранее описанным упражнениям можно добавить такие:

  • «Велосипед» — имитация езды на этом виде транспорта в положении лежа на спинке.
  • Приседание и ползание, имитация передвижения животных.
  • Лазание по невысоким лестничкам, на диван, кресло или стул.
  • Повороты туловища, прокатывание или бросание мяча.
  • «Мостик наоборот» — положите ребенка на животик, возьмите за ручки и немного потяните вверх, заставляя кроху прогибаться в пояснице.

Польза массажа для детей до года

Правильные и регулярные занятия с ребенком, безусловно, принесут только положительный эффект.

  • Укрепление мышечной системы и опорно-двигательного аппарата.
  • Снятие гипертонуса.
  • Профилактика гиподинамии и рахита.
  • Организация правильной работы пищеварительной системы, устранение проблемы колик.
  • Укрепление иммунитета и нервной системы.
  • Здоровый сон и аппетит.
  • Развитие моторики и вестибулярного аппарата.

И это еще далеко не полный перечень всех преимуществ. Каждый желающий может добавить в него еще несколько пунктов.

Противопоказания

Однако существуют моменты, при которых массаж ребенку делать не просто нельзя, а и довольно опасно:

  • порок сердца;
  • крупные грыжи;
  • гепатит;
  • рахит;
  • острый нефрит и другие заболевания внутренних органов;
  • туберкулез костей, острый артрит;
  • различные абсцессы.

Не стоит также делать массаж и во время любой другой болезни в остром и подостром периоде. Особенно, если наблюдается повышение температуры, рвота или понос. Существует довольно небольшой перечень заболеваний, при котором массаж не только не запрещен, но и позволяет быстрее поправиться. К ним относятся кривошея, плоскостопие, пупочная грыжа, астма, дистрофия, деформация ног и некоторые другие. Но все процедуры в этом случае должен проводить исключительно врач.

Уже умеет самостоятельно сидеть без опоры, садиться из вертикального положения, вставать возле опоры, ползать на четвереньках, делать шаги возле опоры. Дети в этом возрасте еще не умеют ходить без поддержки, но они уже почувствовали всю прелесть вертикального положения и потому уверенно требуют мамины руки для опоры. Вертикальное положение для ребенка – это возможность исследовать не только поверхность пола, но и того, что находится выше. Когда малыши начинают ходить, даже с поддержкой они непременно часто падают. Не стоит сильно бояться этого, все заложено природой, и эти падения по большей части безопасны. Но не испытав их, малыш не получит должного опыта для самостоятельной ходьбы. Для того чтобы малыш меньше падал и не получил травму, обязательно подготовьте свою квартиру или дом к этому периоду.

Убирайте регулярно все с пола. Кроха играл на полу, а затем попросился походить, уберите все с пола . Ведь перецепиться и упасть может не только он, но и тот, кто его водит, а это еще опаснее. Ведь взрослый может своим весом накрыть малыша. Все опасные, дорогие, легко ломающиеся и бьющиеся, предметы уберите повыше или спрячьте в антресоли, высокие шкафы, ведь кроха может теперь и до них добраться. Если в доме маленький ребенок разбил дорогую вазу, виноваты родители, которые не позаботились о том, чтобы убрать эту вазу. Малыш еще несмышлен и не понимает, что предмет ценный и брать его нельзя, его цель – исследовать все, что попадает в его поле зрения и под руку.

Задача гимнастики и массажа в 9 месяцев – это укрепить тело ребенка , подготовить его к самостоятельной ходьбе, разнообразить движения малыша.

Комплекс упражнений и массажа для ребенка 9 месяцев

1. Скользящий шаг . Ребенок находится в положении лежа на спине. Ноги согнуты в коленях, выполняйте попеременные скользящие движения ступнями по полу, сгибая и разгибая при этом ножки малыша.

2. Подъем ног . Если раньше ножки поднимали ребенку вы, то теперь просите его самостоятельно поднять ноги. Держите на весу палочку или игрушку и попросите кроху коснуться ножками этого предмета.

3. Скрещивание и разведение рук . Привычное упражнение усложним тем, что дадим в руки малышу кольца, а выполнять его можно не из положения, лежа, а из положения сидя.

4. Бокс . Выполняйте упражнение, вложив ребенку в ручки кольца, можно выполнить из положения, лежа, сидя и стоя.

5. Наклоны туловища . Исходное положение ребенка, стоя, взрослый фиксирует его одной рукой, обхватывая кроху за живот, а второй фиксирует выпрямленные колени. Теперь попросите малыша наклониться и достать палочку или игрушку. Выполните несколько таких наклонов (2-3).

6. Массаж спины по обычной схеме. Прочитать ее можно . Пункт 5.

7. Массаж живота по обычной схеме. Прочитать ее можно . Пункт 7.

8. Теперь усложним упражнение «парение» . Сядьте на стул, положите кроху себе на колени животом так, чтобы фиксировать рукой его ноги и ягодицы, плечи и грудь ребенка при этом провисают. На пол положите игрушку. Теперь попросите малыша наклониться вперед, чтобы достать игрушку и поднять свое тело в исходное положение, прогнуть спину.

9. Мостик . Вы сидите на стуле, кроха лежит у вас на коленях на спине, вы фиксируете положение его ног и бедер, плечи, голова и грудь ребенка провисают, попросите его прогнуться как бы в мостик и достать рукой до предмета, находящегося ниже или на полу, а затем вернуться в прежнее положение. Это упражнение прекрасно укрепляет мышцы спины и живота.

10. Ползание на четвереньках . Даже если кроха уже не ползает, а ходит вдоль опоры, не забывайте, что это прекрасное упражнение для укрепления всех групп мышц. Поэтому просите малыша поползать. Можно выполнять это вместе с ним наперегонки. Можно устроить для малыша преграды в виде тоннеля или кольца, через которые нужно проползать.

11. Вставание с опорой из положения, сидя – 3-4 раза.

12. Ходьба с поддержкой .

Видео массажа и гимнастики для грудничков:

Массаж для ребенка 9, 10, 11, 12 месяцев-полезные советы родителям по детскому массажу на сайте Твой ребенок.ру, которые пригодятся каждому родителю, думающему о здоровье ребенка!

Краткая характеристика умений и возможностей.

Малыш быстро растет и развивается. В 9 месяцев он самостоятельно садится из вертикального положения, ползает на четвереньках, встает с опорой. К настоящему моменту ваш ребенок научился так ловко, умело, быстро и уверенно ползать на четвереньках, что его не смутит никакая поверхность.

Итак, ребенок пошел, и он заработал это право, совершенствуясь на всех предыдущих стадиях. Все ранее приобретенные навыки помоглт ему. Когда малыш только начинает делать свои первые шаги, помогите ему. Пусть, сделав 1 -2 самостоятельных шага, он попадет в ваши любящие объятия. Но первое время ребенок часто падает. Падение - неотъемлемая часть процесса обучения ходьбе. Однако многие мамы и особенно бабушки при каждом неловком движении малыша начинают выражать свою тревогу и озабоченность криками: "Осторожно! Не упади!" Дети прекрасно чувствуют страх взрослых и тоже начинают бояться ходить самостоятельно, становятся менее инициативными.

Уберите все опасные вещи из комнаты и освободите достаточное пространство для ходьбы. Предметы мебели, которые могут служить опорой, должны находиться неподалеку друг от друга так, чтобы ребенок мог переходить от одного к другому. Постепенно можно будет отодвигать их подальше, увеличивая дистанцию. Для ходьбы хорош ровный (но не скользкий) пол; плотный ковер лучше, чем ковер с длинным ворсом, До тех пор пока ребенок не будет твердо стоять на ногах, желательно не надевать ему обувь. Хотя бы дома он должен ходить босиком. Это очень важно для правильного формирования стоп и профилактики плоскостопия.

Обеспечьте малышу свободу движений, стимулируйте желание ребенка лазать, преодолевать препятствия, пусть он падает и встает из различных положений. Детский организм нуждается в разнообразных движениях в большей степени, чем взрослый. Если есть возможность, поставьте в комнате ребенка специальный детский спортивный комплекс или соорудите горку со скатом и лесенкой.

Игрушки должны быть различны по форме, по цвету и на ощупь. Специалисты по детской психологии рекомендуют предлагать ребенку предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Ребенку интересно все, что его окружает; он трогает и ощупывает разные предметы, а иногда опрокидывает или рвет их на части. Все, что малыш делает руками - собирает или разбрасывает игрушки, рвет бумагу и т. п., - развивает его интеллект и творческие задатки.

К этому возрасту ребенок не говорит еще ни слова, но уже многое понимает. Продолжайте сопровождать каждое упражнение краткой и точной речевой инструкцией-просьбой. Название действия сочетается с самим действием, и после многократных повторений ребенок запоминает название всех упражнений и в дальнейшем выполняет их по просьбе взрослого. Некоторые уже знакомые упражнения выполняются из новых исходных положений: сидя или стоя, это немного усложнит и разнообразит занятия. Массаж проводится по прежнему плану с использованием всех приемов.

Итак, основной задачей занятий с ребенком в возрасте 9-12 месяцев является: максимальное разнообразие движений и развитие самостоятельности ребенка. Используйте комплекс предложенных здесь упражнений, а также массаж и плавание.

Пятый комплекс упражнений для занятий ребенком массажем в возрасте 9, 10, 11, 12 месяцев
План занятий

1. "Бокс", 5-6 раз каждой рукой.

2. Сгибание и разгибание ног, попеременно 5-6 раз каждой ногой.

3. Поворот со спины на живот, по 1 разу в каждую сторону.

4. Массаж спины и ягодиц.

5. Поднимание туловища из положения на животе, 1-2 раза.

6. Массаж живота.

7. Поднимание выпрямленных ног до палочки, 3-4 раза.

8. Наклоны, 2-3 раза.

9. Приседания, 4-6 раз.

10. Массаж груди.

11. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно, 1-2 раза.

12. Круговые движения руками, 4-6 раз. 13- "Тачка" (ходьба на руках).

14. Обучение ходьбе.

15. Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию.

Методические замечания

1. "Бокс" в положении сидя или стоя. Сгибайте и разгибайте руки ребенка, вложив ему в кисти кольца или другие удобные для захвата игрушки. Во время выполнения этого упражнения малыш сидит или стоит.

2. Сгибание и разгибание ног попеременно делаются в различном темпе, имитируя ходьбу и бег (см. IV комплекс, упражнение 2). Ребенок выполняет эти упражнения самостоятельно или с помощью взрослого.

3. Поворот со спины на живот в обе стороны. В возрасте 9-10 месяцев ребенок поворачивается самостоятельно по просьбе взрослого: "Повернись на живот", и в ту сторону, где лежит интересующая его игрушка.

4. Массаж спины. Напомним план массажа спины и ягодичной области:

  • поглаживание по всей спине ребенка, 2-3 раза;
  • растирание подушечками пальцев и пиление по всей спине и ягодицам (до легкого порозовения кожи);
  • поглаживание, 2-3 раза;
  • разминание длинных мышц спины (вдоль позвоночника), используя щипцеобразное разминание;
  • разминание ягодичных мышц, поочередно 5-6 раз каждую;
  • поглаживание, 2-3 раза;
  • стимуляция ягодичных мышц поколачиванием или пощипыванием.

5. Поднимание из положения на животе в вертикальное положение. Вложив в кисти ребенка кольца, отведите руки ребенка в стороны и вверх к голове на уровень ушей (см. IV комплекс, упражнение 12). Ребенок поднимает голову, затем встает на колени, а потом, опираясь на одну согнутую ногу, встает во весь рост.

6. Массаж живота. Напоминаем план массажа:

  • поглаживание: круговое, встречное, по косым мышцам живота, по 2-3 раза каждый прием;
  • растирание подушечками пальцев;
  • стимулирующее пощипывание вокруг пупка;
  • поглаживание: все приемы по 2-3 раза каждый.

7. Самостоятельное поднимание выпрямленных ног. И. п.: ребенок лежит на спине. Держите палочку (или игрушку) на высоте выпрямленных ног ребенка и предложите ему дотянуться до палочки ногами, говоря: "Подними ноги". Вначале выполнение этого упражнения несовершенно: ноги ребенка согнуты в коленях, стопа распластана, живот не втянут. В таком случае прикоснитесь палочкой к ступням ребенка, побуждая его удерживать ее пальцами и поднимать ноги до прямого угла с туловищем. Упражнение становится активным и повторяется 3-4 раза в медленном темпе.

8. Наклоны. И. п.: ребенок стоит спиной к взрослому. Прижмите спину ребенка к себе. Ладонью левой руки придерживайте его колени, предупреждая сгибание ног; ладонь правой руки положите на живот - для поддержки туловища. Положите на стол перед ребенком любимую игрушку и попросите - "Наклонись, достань игрушку", побуждая малыша наклониться за игрушкой, не приседая, затем выпрямиться. Это упражнение повторяется 2-3 раза детьми, которые могут стоять без опоры, и является активной тренировкой для мышц спины ребенка.

9. Приседания. Если ребенок хорошо стоит без опоры, то возьмите его за руки и побуждайте его присесть на корточки, разводя колени в стороны, а затем встать, приговаривая: "Присядь, встань". Следите за тем, чтобы стопы ребенка полностью стояли на столе. В момент вставания поднимите руки малыша вверх, пусть он приподнимется на носки. Повторите 4-6 раз.

10. Массаж груди. Поглаживание верхней части груди, 2-3 раза. Поглаживание по межреберьям, 2-3 раза.

11. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно. Ребенок легко присаживается с поддержкой за одну руку. После 10 месяцев ребенок присаживается самостоятельно. Зафиксируйте колени ребенка руками, не давая им сгибаться. Попросите малыша: "Сядь, возьми игрушку". Если ребенок свободно садится, то упражнение делается один раз. Если же малыш помогает себе, опираясь на локоть, то повторите движение с опорой на локоть другой руки.

12. Круговые движения руками. И. п.: ребенок сидит. Это хорошо знакомое вам упражнение делайте с игрушками в медленном темпе под ритмичный счет. Затем попросите малыша сделать эти движения самостоятельно.

13. "Тачка" (ходьба на руках). И. п.: ребенок лежит на животе. Приподнимите малыша в горизонтальном положении, поддерживая его под бедра так, чтобы он опирался на ручки. Положите впереди привлекательную игрушку и побуждайте ребенка переставлять руки, приближаясь к ней. Повторите это упражнение 2-3 раза, Это упражнение укрепляет почти всю мускулатуру тела, тренирует спорность рук.

14. Обучение ходьбе. Поставьте ребенка ножками на свои ноги, спиной к себе. Поддерживайте его за плечи или под мышки. Скажите:"Давай походим" - и пройдите короткое расстояние.

15. Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию. Ваш малыш хорошо передвигается на четвереньках, усложните ему задачу, устанавливая на пути различные препятствия. Предложите подлезть под невысокий столик, стул и т. п., заинтересовывая игрушкой. Поощряйте стремление ребенка забираться на диван, кресло и т.д., спускаться с них, перелезать через подлокотники, подушки. Обучение ходьбе и лазанию лучше прово-дить вне занятий, в любое удобное время. Это игра, игра веселая и увлекательная, Активно участвуйте в ней, придумывая новые задания. Станьте сами ребенком - хоть ненадолго!

В 9-месячном возрасте ребенок умеет свободно ползать, сидеть, делает первые попытки ходить как с помощью взрослых, так и самостоятельно. Это позволяет усложнить многие гимнастические упражнения, ввести в постоянное употребление гимнастические снаряды, в качестве которых можно использовать деревянную палочку, большой надувной мяч, детские пластмассовые кольца, погремушки с круглой или овальной ручкой и т. д.

Так как ребенок уже может самостоятельно сидеть и стоять с помощью опоры, упражнения можно выполнять из исходных положений сидя или стоя, что уже само по себе будет способствовать укреплению мышц ног и живота.

Важно знать!

Продолжительность массажа и гимнастики должна составлять около 30 минут.
. Ваши руки должны быть теплыми и чистыми, а ногти на руках подстрижены. Часы, кольца и браслеты нужно снять, так как ими можно травмировать кожу ребенка.
. Во время упражнений пойте, разговаривайте, играйте с ребенком - тем самым вызывая у него положительные эмоции.
. Так как малыш уже может активно реагировать на голос взрослого человека, ему, в ласковой форме, можно подавать команды: ляг на спину, на живот, сядь, перевернись и др.

Приемы массажа и гимнастические упражнения должны постепенно усложняться. Но, обязательно, с учетом индивидуальных и физических особенностей малыша. Кроме поглаживания, растирания, вибрации и поколачивания рекомендуется использовать щипцеобразноё разминание, валяние, пощипывание и легкое поколачивание.
. Нельзя сильно захватывать и сдавливать ткани и суставы ребенка, так как это может причинить ему боль. Все приемы и движения должны выполняться с осторожностью.
. Очень важно в ходе массажа и гимнастики наблюдать за ребенком, выделяя те приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Последующие сеансы массажа и гимнастики следует начинать именно с них.
. Гимнастика и массаж должны проводиться не менее чем через полчаса после приема пищи малышом.

Техника проведения массажа и гимнастики для детей 9-12 месяцев

Скользящие шаги

. Скользящие шаги (с вибрацией)
И. п. — лежа на спине.
Данное упражнение благотворно влияет на развитие и укрепление мышц и суставов ног ребенка.
Возьмите в руки голень ребенка так, чтобы большой палец Вашей руки находился на внешней стороне голени, а остальные пальцы — на внутренней.
Выпрямите левую ногу ребенка и слегка ее встряхните. Затем снова ее согните так, чтобы его пятка плавно скользила по столу, не отрываясь от его поверхности (см. рис.). Повторите это и с правой ногой.
Повтор 6 раз каждой ногой.

Одновременное и поочередное сгибание и разгибание ног

Описанное выше упражнение усложняется тем, что ребенок должен самостоятельно сгибать и разгибать ноги по команде взрослого.
Повтор 6 раз сначала медленно, а затем в более быстром темпе.

Подъем выпрямленных ног до палочки


Упражнение способствует развитию мышц и суставов ног.
Для его выполнения следует применять гимнастический снаряд — деревянную палочку.
Приподнимите палочку на высоту прямых ног ребенка и предложите ему до нее дотянуться пальцами ног или всей ступней (см. рис.). Повтор 7 раз.

Поочередные и одновременные сгибания и разгибания рук

Исходное положение: сидя или стоя.
Ребенок хватается за кольцеобразные игрушки и с Вашей помощью поочередно сгибает и разгибает руки.
Повтор 6 раз (по 3 раза каждой рукой).

Вращения руками

И. п.: лежа на спине.
Упражнение способствует развитию мышц и суставов рук.
Вложите в ладони ребенка большие пальцы рук и осторожно сожмите кулачки так, чтобы он самостоятельно держался за Ваши пальцы.
Осторожно разведите руки ребенка в стороны и плавно поднимите их вверх. Затем вытяните руки вперед и осторожно опустить.
Теперь повторите эти движения в обратной последовательности.
Повтор 6 раз.

Наклоны туловища вперед с выпрямленными ногами

Исходное положение: стоя спиной к Вам.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц спины, живота и ног.
Правой рукой придерживайте колени ребенка, чтобы они не сгибались, а левой - под его животиком.
Положите любимую игрушку ребенка у его ног. Затем попросите ребенка нагнуться и дотянуться до нее пальцами рук.
Следить за тем, чтобы ноги малыша не сгибались и были прямыми (см. рис.).
Повтор 3 раза.

Переворот со спины на живот

В силу того что ребенок уже может осознанно двигаться, пусть он выполнит это задание самостоятельно по Вашей просьбе.
Повтор 2 раза: 1 раз в правую сторону и 1 раз в левую сторону.

Приподнимание туловища из положения лежа на животе

И. п.: лёжа на животе, ногами к Вам..
Упражнение способствует развитию мышц спины и живота.
Вложите большие пальцы в ладони ребенка и осторожно сожмите их в кулачки. Остальными пальцами нужно поддерживать ребенка за запястья.
Поднимите руки ребенка через стороны вверх и слегка потянуть. При этом головка ребенка рефлекторно будет подниматься вверх, а его пятки будут упираться Вам в живот.
Подтягивать ребенка нужно до тех пор, пока он не встанет на колени (см. рис.). Можно усложнить упражнение, используя кольца.
Повтор 2 раза.

Массаж спины

Исходное положение: лежа на животе.
. Начните массаж с нескольких поглаживаний.
. Затем приступите к растиранию. Его следует делать ладонями и кончиками пальцев.
. Выполнив растирание, вернитесь к поглаживанию.
. Перейдите к пилению, которое выполняется ребрами ладоней. После нескольких движений кожа ребенка должна слегка покраснеть.
. Опять погладьте.
. Пощипайте ягодицы и длинных мышцы спины.
. И снова погладьте.
Повтор по 3 раза.

Массаж живота

Исходное положение: лежа на спине.
. В начале процедуры следует сделать несколько круговых поглаживаний.
. Затем перейдите к встречным поглаживаниям и лишь после этого к поглаживаниям по косым мышцам живота.
. Осторожно разотрите животик кончиками пальцев.
. И снова погладьте.
. Пощипайте вокруг пупка,
. Завершите массаж несколькими поглаживающими движениями.
Повтор по 3 раза.

Мостик

Данное упражнение способствует укреплению мышц живота, спины и рук.
Для его выполнения нужно применять любимые игрушки ребенка.
Исходное положение: лежа на животе.
. Положите ребенка себе на колени так, чтобы у него провисали грудь и плечи, и просит его достать с пола игрушку или дотронуться до нее руками (как на рис.).
Ноги малыша при этом необходимо придерживать.

. Затем переложите ребенка с живота на спину, причем его плечи и спинка по-прежнему должны свисать с колен массажиста, положите игрушку на пол и попросите малыша достать ее или дотронуться до нее руками.
Ребенок должен выгнуться назад, выполнить задание взрослого и снова разогнуться.

Приседание и вставание с поддержкой

Исходное положение: стоя на твердой поверхности.
Для выполнения упражнения следует применять округлые кольца.
Дайте ребенку в руки кольца, слегка потяните за них вниз, в результате чего малыш должен присесть.
Затем подержите ребенка в таком положении 1-2 секунды и, снова потянув за кольца, помогите ему подняться.
Можно заставить малыша встать на носочки, для этого его надо взять за руки и слегка приподнять.
Повтор 2 раза.

Ползание

Просто позвольте ребенку побольше ползать, за игрушкой или просто так.

Ходьба с поддержкой за руки
Исходное положение: стоя на полу.
Для выполнения упражнения возьмите ребенка за запястья и попросить его пройти некоторое расстояние. Во время выполнения упражнения малыша необходимо поддерживать.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: