Как ухаживать за больным ребенком. Правовые аспекты ухода за больными детьми

  • 8. Транспортировка больных. . . . . . . . . . 57
  • 1. Значение ухода за больными. Роль и обязанно- сти медицинской сестры.
  • 1.3. Обязанности палатной медицинской сестры, её рабочее место в лечебном отделении больницы. Хранение лекарств на посту медицин-ской сестры.
  • 1.7. Уход за больными. Применение и хранение лекарств в домашних условиях.
  • 2. Личная гигиена больного.
  • 2.1. Предметы ухода за больными и освоение техники их применения.
  • 2.2. Уход за кожей больного.Смена постельного и нательного белья.
  • 2.3. Пролежни, их профилактика и принципы лечения.
  • 2.4. Гигиена ротовой полости.
  • 2.5. Уход за носовой полостью, ушами.
  • 2.6. Уход за органами мочевыделительной системы. Пользова-ние судном, мочеприемником.
  • 3. Определение температуры тела, пульса,
  • 3.1. Устройство медицинского термометра, его применение. Места и продолжительность измерения температуры тела.
  • 3.2. Определение пульса (частота, ритм, наполнение, напря-жение).
  • 3.3. Понятие об артериальном давлении.
  • 3.4. Типы и частота дыхания. Жизненная ёмкость лёгких. Одышка, удушье, асфиксия.
  • 4. Меры воздействия на кровообращение.
  • 4.1. Показания к применению мер воздействий на кровообра-щение.
  • 4.2. Техника применения сухих медицинских банок.
  • 4.3. Применение горчичников.
  • 4.4. Согревающий компресс, правила его применения.
  • 4.5. Применение грелок.
  • 4.6. Применение холодных процедур. Пузырь со льдом.
  • 4.7. Лечебные ванны.
  • 5. Кормление больных. Уход за больными с заболеваниями органов пищеварения и мочевыделительной системы.
  • 5.1. Понятие о лечебном питании и диете при различных заболева-ниях.
  • 5.2. Искусственное кормление больных. Применение тонкого зонда.
  • 5.3. Техника промывания желудка. Применение толстого зонда.
  • 5.4. Виды клизм (очистительная, лекарственная, питательная, си-фонная). Техника постановки клизм. Применение подкладных суден.
  • 5.5. Рвота, её происхождение, помощь при рвоте.
  • 5.7. Применение катетера.
  • 6. Применение лекарственных веществ.
  • 6.1. Определение пригодности лекарственных препаратов. Пути введения лекарств в организм.
  • 6.2. Парентеральный путь введения лекарств. Виды и устройство шприцов.
  • 6.3. Техника проведения подкожной инъекции. Места введения лекарств подкожно.
  • 6.4. Разведение антибиотиков.
  • 6.5. Техника проведения внутримышечной инъекции. Места введения лекарств внутримышечно.
  • 7. Особенности ухода за здоровыми и больными детьми. Кормление детей.
  • 7.1. Особенности детского организма. Уход за здоровыми и больными детьми.
  • 7.2. Санитарно-гигиенические правила ухода за детьми. Пеленание детей.
  • 7.3. Уход за глазами, ушами, носовой и ротовой полостями детей. Уход за кожей. Опрелости у грудных детей. Профилактика опрелости.
  • 7.7. Применение тепла и холода детям. Лечебные ванны для детей.
  • 8. Транспортировка больных.
  • 8.1. Устройство санитарных носилок. Правила пользования носилками.
  • Литература:
  • 7. Особенности ухода за здоровыми и больными детьми. Кормление детей.

    7.1. Особенности детского организма. Уход за здоровыми и больными детьми.

    Кожа ребенка, особенно новорожденного, тонкая, нежная, легко ранимая, чрезвычайно богата капиллярной сетью. В связи с этими особенностями защитная, дыхательная и выделительная функции кожи не совершенны. Тепло-регулирующая функция кожи снижена, через кожные покровы выделяется до 85% тепла, вырабатывающегося в организме, поэтому у детей легко возникает переохлаждение организма.

    Функция кожи зависит от ее целости и чистоты.

    Нежная, легко ранимая кожа ребенка требует особенно тщательного ухода. В результате плохого ухода за ребенком при срыгивании и загрязнении рвотными массами, а также при недостаточно тщательном вытирании после купания могут возникнуть раздражения на коже – опрелости. Они также появляются, если ребенок подолгу лежит на пропитанной мочой или испражнениями пеленке или простыне, особенно при жидком едком стуле.

    С целью профилактики опрелостей пеленки по мере их загрязнения мочой или испражнениями меняют. Их необходимо стирать, а не подсушивать. Гигиеническую ванну детям в возрасте до 6 месяцев проводят ежедневно, ребенка моют с мылом.

    7.2. Санитарно-гигиенические правила ухода за детьми. Пеленание детей.

    Детей старшего возраста можно купать 2 – 3 раза в неделю. Подмывают ребенка каждый раз после мочеиспускания и акта дефекации. Лучше всего это делать под струей теплой воды. После подмывания кожу тщательно осушают легким прижатием пеленки, затем смазывают жиром (вазелином, детским кремом, растительным маслом, рыбьим жиром).

    Смазывать кожу надо кусочком ваты или марли. Этот способ значительно лучше, чем присыпка. Последняя, соединяясь с выделениями ребенка, образует комки, раздражающие кожу, поэтому не предохраняет кожу от мацерации.

    После каждой такой процедуры ребенка следует оставить без одежды, дав ему возможность свободно подвигать конечностями.

    7.3. Уход за глазами, ушами, носовой и ротовой полостями детей. Уход за кожей. Опрелости у грудных детей. Профилактика опрелости.

    При хорошем уходе опрелости не возникают. Поэтому ежедневно при туалете ребенка следует осматривать те места, в которых могут быть опрелости: за ушами, в шейных складках, в подмышечных областях, на ладонях, в паху, под коленками, на ягодицах (особенно при частом стуле), между ногами, на половых органах.

    Слизистая оболочка носа у детей тонкая, нежная. Носовые ходы узкие, трохея и бронхи имеют малый просвет, что является предрасположением к возникновению воспалительных заболеваний дыхательных путей.

    Перед введением капель, закладывание мази в глаза, нос и уши детям необходимо тщательно вымыть руки особенно при уходе за ребенком при заболевании глаз.

    Глазные капли вводят с помощью пипетки, отдельной для каждого ребенка. Ребенок при этом находится в лежачем положении. Пальцами левой руки с помощью ватного шарика оттягивают нижнее веко, а правой рукой подносят пипетку к наружному углу глаза и вводят 1 - 2 капли за конъюктиву нижнего века. При смыкании век избыток капель вытекает через край века, которые удаляют отдельным стерильным ватным шариком, перемещаемым по ходу слезной жидкостью, т.е. снаружи внутрь. Вводить более 2 капель не следует, т.к. конъюктивальный мешок глаза вмещает только одну каплю. Если кончик пипетки коснулся ресниц, то пипетку необходимо простерилизовать.

    Мазь в глаза закладывают с помощью стерильной лопаточки, на кончик которой набирают нужное небольшое количество мази. Нижнее веко оттягивают вниз, палочку держат параллельно краю века, закладывают мазь за край конъюктивального мешка глаза, а затем смыкают веки и массируют для равномерного распределения мази по глазному яблоку.

    Введение капель в нос так же производят пипеткой. Детям закапывают 2-3 капли в каждую половину носа, взрослым 5-6. Перед введением капель необходимо их подогреть и очистить нос. Взрослым рекомендуется высморкаться, маленьким детям прочищают левую и правую половину носа стерильными ватными жгутиками (фитильками) вращательными движениями. Маленьким детям капли в нос закапывают в лежачем положении по нижнему носовому ходу, чуть приподняв нос кверху, старшие дети могут сидеть, откинув голову назад. Это положение ребенок сохраняет 1-2 мин после введения. При введении капель кончик пипетки не рекомендуется вводить глубоко в нос, т.к. капли будут попадать в носоглотку. Лучшего орошения слизистой оболочки носа можно достигнуть путем поочередного прижатия крыльев носа, в который были введены капли. Через 1-2 минуты вливают в другую половину носа. Для удаления корочек из носа и для вкладывания мази в нос в зависимости от возраста ребенка используют ватные шарики, накрученные на зонд или стеклянные лопаточки.

    Введение капель в уши производят с помощью пипетки. Ребенку закапывают 5-6 капель, взрослому 6-8. Ушные капли подогревают до температуры тела, потому что холоднее капли раздражают лабиринт уха и могут вызвать головокружения.

    Перед введением капель надо произвести туалет уха. Ребенка кладут на здоровую сторону больным ухом кверху. Ушную раковину для выпрямления слухового прохода оттягивают у маленьких детей книзу, а у подростков и взрослых кверху и кзади.

    Можно вместо капель вводить в ухо марлевую турунду, смоченную лекарством.

    Мазь в ухо вкладывают стерильной стеклянной лопаточкой или с помощью ватного шарика, накрученного на зонд. После вкладывания мази наружный слуховой проход закрывают ватным шариком или марлевым тампоном.

    7.4. Детское питание. Кормление детей. Понятие о вскармливании грудных детей .

    Желудок у детей относительно меньше по размеру имеет твердую слизистую оболочку, обильно снабженную кровеносными сосудами. Поэтому ребенку питание надо давать небольшими порциями и через короткие промежутки времени. С большим количеством пищи вследствие недостатка соляной кислот желудочный сок не справится и у детей может развиться диспепсия или другие желудочно-кишечные заболевания.

    Борьба с заболеваемостью и смертностью грудных детей – это, прежде всего, борьба с желудочно-кишечными заболеваниями и пневмониями. Лучшее средство в этой борьбе – правильное вскармливание и безупречный уход.

    Существуют три вида вскармливания детей:

      Естественное

      Смешанное

      Искусственное

    Естественное вскармливание – это вскармливание ребенка грудным молоком матери. Никакой другой пищей нельзя полностью заменить материнское молоко. Грудное молоко является нормальной физиологической пищей грудного ребенка. Академик И.П. Павлов назвал грудное молоко удивительной жидкостью. Оно полностью удовлетворяет потребности организма в первые 5-6 месяцев жизни ребенка и наиболее приспособлено к его пищеварительному тракту.

    Грудное молоко содержит 1,2% белка, 3-4% жира, 7% сахара, 0,2% солей. Оно содержит высококачественный белок, который легко переваривается, а высокая потребность ребенка в белке покрывается полностью. Грудное молоко содержит довольно много легкоперевариваемого жира, достаточное количество молочного сахара, а также минеральные соли и витамины. Грудное молоко содержит больше жира и молочного сахара и значительно меньше белка и минеральных солей по сравнению с молоком различных животных.

    Количество ферментов и витаминов в грудном молоке женщин и в молоке животных также неодинаково.

    Всякая другая пища, в т.ч. и приготовленная из молока животных (коровьего, козьего) является для ребенка уже искусственной. Пищеварительные органы ребенка должны приспособиться к этой пище переваривание искусственных смесей требует значительного напряжения со стороны детского организма.

    Из груди матери ребенок получает чистое, свободное от микробов молоко, которое не подвергается никакой тепловой обработке.

    Если у матери достаточно молока и ребенок хорошо сосет, его следует до 5 месяцев кормить только грудным молоком.

    К 6 месяцам состав женского молока, даже при его полноценности, уже не удовлетворяет растущий организм. Это относится к белкам и солям женского молока, количеству витаминов и микроэлементов в не, а поэтому вводится прикорм. Если введение приходится на самое жаркое время, то при хорошем нарастании массы ребенка прикорм следует отложить на 4-5 недель, т.к. введение совершенно новой непривычной пищи в жару может быть причинной поноса. Если ребенок болен, то начало прикорма следует также отложить.

    Ребенок постепенно 1 году приучается к разнообразной пище. При кормлении ребенка большое значение имеет правильный режим для кормящей матери, предусматривающую достаточную продолжительность и глубину сна в ночное время, а также в дневные часы, максимальное пребывание на свежем воздухе, полноценное витаминизированное питание, обеспечивающее не только потребности материнского организма, но и покрывающее расход по образованию составных частей отделяемого молока. Пища кормящей матери должна содержать большое количество витаминов, необходимых для правильного роста и развития ребенка. В соответствии с количеством выделяемого молока мать должна получать и увеличенный объем жидкости за счет чая, молока, фруктовых и овощных соков и салатов, кисломолочных продуктов и др. питание кормящей матери следует разнообразить богатыми по набору продуктами. В пищевой рацион кормящей матери должны входить молоко, яйца, ягоды, фрукты, овощи. Смешанное вскармливание или докорм, применяется только тогда, когда потребности ребенка не могут быть полностью удовлетворены только одним женским молоком (к матери не хватает молока) и вместе с тем время введение нормального прикорма не наступило.

    Правильное смешанное вскармливание заключается в том, что грудное молоко остается основным, а докорм лишь дополняет его. Такое вскармливание в большинстве случаев обеспечивает ребенку возможность вполне нормального развития.

    Докорм можно давать детям либо как одно или несколько отдельных самостоятельных кормлений, чередуя их с другим приемами пищи, когда ребенка прикладывают только к груди, либо одновременно с женским молоком, как добавление к нему при всех или некоторых кормлениях.

    В качестве докорма назначают следующие смеси: разведенное коровье молоко слизистыми отварами (разведение молока отваром на 50% - смесь Б или молока берут вдвое больше, чем отвара – смесь В), сливочно-молочные, масло-мучные смеси, кефир и разведения его, цельное молоко с содержанием 5-10% сахара. Молоко нельзя давать не кипячёным.

    Кипяченое молоко легче переваривается и кроме того, при кипячении погибают попавшие микроб для сохранения в молоке питательных веществ и особенно витаминов. Нужно кипятить его не дольше 3 минут с момента закипания. Кипяченое молоко надо хранить в закрытом сосуде и в холодном месте. Перед употреблением его следует разогреть до нужной температуры, но не кипятить повторно.

    Пищу для ребенка надо готовить непосредственно перед каждой едой, иначе уменьшается ее ценность, ухудшается вкус и не исключена возможность загрязнения микробами. Лучше всего молоко и молочные смеси получать для ребенка из молочной кухни.

    Искусственное вскармливание назначают в тех случаях, когда мать почему-либо не может кормить ребенка грудью. Поэтому ребенка приходится вскармливать разведенным коровьим или козьим молоком, а также молочными питательными смесями. К искусственному вскармливанию следует прибегать лишь в крайних случаях. Необходимо помнить, что молоко животных при неправильном хранении легко загрязняется и портится. Оно по своему составу отличается от женского и кормить им приходится через соску из бутылочки или с ложки. Коровье молоко содержит вдвое больше белка, чем женское, в 1,5 раза больше солей и меньше витаминов. Количество жира в женском и коровьем молоке одинаково.

    При искусственном вскармливании ребенок должен получать несколько больше белка (в среднем 3,5-4 г/кг, но не больше 4,5 г/кг), чем при естественном. Количество жира остается примерно таким же, как и при вкармливании грудью. Соотношение между беклками, жирами и углеводами при этом должно быть как 1: 2: 4. при естественном вскрмливании ребенок получает в среднем за сутки на 1 кг массы: белков 2-2,5 г, жиров 6,7 г и сахара 12-14 г. При этом соотношении между белками, жирами и углеводами в среднем составляет 1: 3: 6.

    При вскармливании здоровых детей надо стремиться к назначению по возможности самых простых смесей. Самым надежным (адекватным по составу) является применение коровьего молока, разведенного водой, слизистым или мучным отваром с прибавкой 5% сахара на общее количество смеси. Чаще используется половинное или двукратное разведение молока. Детям, вышедшим из периода новорожденности (с 2-3 недель) молоко целесообразно разводить не водой, а 4% слизистыми отварами: рисовым, овсяным, ячневым или перловым. Чтобы приготовить 1 л отвара, следует взять 50-60 г крупы и 4 г соли. Крупу надо перебрать, тщательно промыть, залить 1 л холодной воды и варить на малом огне до готовности, затем положить соль, процедить отвар через сито, долить до 1 л кипяченой водой взамен выкипевшей, еще раз прокипятить и охладить.

    Отвары следует варить к моменту приготовления смеси, а не накануне.

    С 4-5 месячного возраста можно переходить на цельное молоко с прибавкой 5-10 % сахара. В это же время вводят и 5% кашу. Дальнейшее усложнение прикорма идет так же, как и при грудном вскармливании. Для длительного искусственного вскармливания грудных детей вместо цельного коровьего молока и его разведений с большим успехом можно применять двухдневный кефир и разведения его слизистыми отварами в отношении 1: 1 или 2: 1.

    Общее суточное количество смеси, получаемой ребенком до 12 мес., не должно превышать 1 л.

    Заболеваемость и смертность детей при искусственном вскармливании значаительно выше, чем при грудном. Грудное молоко оказывает положительное влияние на развитие ребенка, значительно повышает сопротивляемость организма к инфекциям, ребенок реже болеет.

    В обеспечении правильного ухода за тяжелобольными должны активно участвовать все медицинские работники. Врачи выбирают наиболее рациональный способ транспортировки больного, его размещения в лечебном учреждении, определяют характер питания, режим лечения и пр. Но основные обязанности, связанные с уходом за больными, лежат на медсестрах и младшем медицинском персонале. Уход при интенсивной терапии имеет очень большое значение, так как для этой категории пациентов характерны гиподинамия , вынужденное положение в постели, беспомощность и неспособность к элементарному самообслуживанию.

    Эти мероприятия могут быть общими и специальными .

    Общие мероприятия включают в себя: уборку помещения, в котором находится больной; поддержание надлежащего состояния самого больного; заботу об удобной постели, чистоте постельного белья и одежды; организацию питания; оказание помощи при приеме пищи, туалете, четкое и своевременное выполнение всех предписанных медицинских процедур и лекарственных назначений; непрерывное наблюдение за динамикой самочувствия и состояния больного.

    Особенности ухода, обусловленные спецификой того или иного заболевания или повреждения, обозначают термином «специальный уход» .

    Уход - важная составная часть лечения. Правильный уход предполагает создание благоприятной бытовой и психологической обстановки на всех этапах лечения. Он строится на принципах охранительного режима, оберегающего и щадящего психику больного. Большое значение имеют создание уюта, поддержание у больного оптимистичного настроения, уверенности в благополучном исходе болезни.

    Успешное выполнение многочисленных мероприятий по уходу требует не только соответствующих навыков, но и сострадательного отношения к больному, душевной щедрости. Болезнь, физические страдания порождают повышенную раздражительность, чувство тревоги, ощущение неудовлетворенности, иногда даже безысходности, недовольство медперсоналом или близкими людьми. Противопоставить этому тягостному мироощущению следует чуткость, такт, умение ободрить, поддержать больного.

    Организация ухода и выполнение его в условиях больницы или поликлиники - обязательный и ответственный раздел деятельности медперсонала. В домашних условиях уход осуществляется близкими больного при консультации и под контролем медработников.

    В зависимости от состояния тяжелобольные принимают то или иное положение в постели. Активное положение характерно для удовлетворительного состояния, когда пациент легко и свободно может осуществлять те или иные произвольные движения.

    Пассивное положение принимается в случае невозможности активных движений (при бессознательном состоянии, резкой слабости), вынужденное положение - для ослабления болезненных ощущений. При ортопноэ больной сидит со спущенными с постели ногами, вследствие чего уменьшается застой крови в сосудах легких и несколько ослабляется одышка.


    Создать тяжелобольному удобное положение в постели можно путем изменения положения функциональной кровати, головной и ножной конец которой быстро переводят в удобное положение (поднимают, опускают). Больным с повреждением позвоночника под матрац подкладывают твердый щит. Кровати в палатах устанавливают таким образом, чтобы к ним можно было подойти со всех сторон. Матрац должен быть достаточной длины и ширины, с ровной поверхностью, желательно, чтобы он был обшит клеенкой.

    Подушки должны быть средних размеров, в некоторых случаях (при тяжелой одышке) больным удобнее лежать на высоких подушках, в других (например, после операции до выхода из наркоза) - на низких или вообще без них.

    Простыню тщательно расправляют, края ее со всех сторон подвертывают под матрац.

    Постель больного и его нательное белье должны содержаться в чистоте. Постельное и нательное белье необходимо менять по мере загрязнения, умело, не создавая больному неудобств и не причиняя болезненных ощущений. При смене простыни больного осторожно отодвигают на край постели, освободившуюся часть грязной простыни скатывают вдоль (как бинт) и на это место расстилают чистую простыню.

    При смене рубашки (лучше, чтобы на больном была рубашка-распашонка) подводят руку под спину тяжелобольного, подтягивают рубашку за край до затылка, снимают ее через голову и освобождают рукава. При повреждении одной из рук сначала снимают рубашку со здоровой руки. Надевают рубашку, наоборот, начиная с больной руки, и пропускают ее через голову по направлению к крестцу больного.

    Если тяжелобольной, испытывающий потребность опорожнить кишечник, находится в общей палате, его желательно отгородить от других больных ширмой. Чисто вымытое и продезинфицированное судно с небольшим количеством воды, добавленной для устранения запаха, подводят под ягодицы больного, предварительно попросив его согнуть ноги в коленях и помогая ему свободной рукой несколько приподнять таз. После освобождения судна от содержимого его тщательно моют горячей водой и дезинфицируют.

    При подаче мочеприемника следует иметь в виду, что далеко не все больные могут свободно помочиться, лежа в постели. Поэтому мочеприемник обязательно должен быть теплым. В необходимых случаях (при отсутствии противопоказаний) иногда даже целесообразно положить теплую грелку на надлобковую область. После мочеиспускания мочеприемник опорожняют, хорошо промывают и дезинфицируют.

    Важная часть ухода за тяжелобольными - уход за кожей. Кожа выполняет защитную функцию, участвует в теплорегуляции, в обмене веществ. Поэтому ее чистота и отсутствие повреждений - главные условия ее нормальной жизнедеятельности.

    Загрязнение кожных покровов секретом потовых и сальных желез, другими выделениями может вызвать сильный зуд, расчесы, вторичное инфицирование кожи, грибковые заболевания, опрелости в определенных областях (в межпальцевых складках ног, межъягодичных складках, подмышечных впадинах), способствует в ряде случаев образованию пролежней.

    Кожные покровы больных, находящихся на постельном режиме, ежедневно обтирают ватными тампонами, смоченными кипяченой водой с добавлением спирта, ароматических веществ или столового уксуса. При этом следует тщательно обмыть, а затем высушить места, в которых могут скапливаться выделения потовых желез (складки под молочными железами, пахово-бедренные складки и т.д.). Руки больных моют перед каждым приемом пищи, а ноги - 2-3 раза в неделю.

    Кожные покровы половых органов половых органов и промежности необходимо обмывать ежедневно. У тяжелых больных с этой целью следует регулярно (не менее 2 раз в день, а иногда и чаще) проводить туалет половых органов с помощью подмывания, которое осуществляют, используя кувшин: струю теплой воды или слабого раствора перманганата калия направляют на промежность.

    При этом ватным тампоном производят несколько движений в направлении от половых органов к заднему проходу. Другим ватным тампоном таким же образом осушают кожу промежности. При наличии у женщины выделений из влагалища применяют также спринцевание - орошение стенок влагалища с помощью кружки Эсмарха и специального влагалищного наконечника кипяченой водой, слабым раствором гидрокарбоната натрия, перманганата калия или изотоническим раствором хлорида натрия .

    Плохой уход за волосами с нерегулярным мытьем может приводить к их повышенной ломкости, выпадению, образованию на кожных покровах головы жирных или сухих отрубевидных чешуек (перхоти).

    Мытье головы тяжелобольного в постели при жирных волосах осуществляется не реже 1 раза в неделю, при сухих и нормальных - 1 раз в 10-14 дней. Мытье головы у тяжелобольного проводят в постели, размещая тазик у головного конца кровати: голову больного несколько приподнимают и запрокидывают.

    Для мытья волос лучше использовать мягкую воду (кипяченую или с добавлением тетрабората натрия из расчета 1 чайная ложка на 1 литр воды). Целесообразнее пользоваться приготовленной мыльной пеной. После мытья волосы осторожно вытирают полотенцем, поле чего тщательно и бережно расчесывают, начиная от корня, если волосы короткие, или же, наоборот, с концов - при длинных волосах.

    Необходимо также осуществлять систематический уход за ногтями, регулярно удаляя грязь, скопившуюся под ними, и коротко подстригая их не реже 1 раза в неделю.

    Уход за глазами осуществляют при наличии выделений, склеивающих ресницы и веки, появляющихся обычно при воспалении слизистой оболочки век (коньюктивитах). В таких случаях с помощью ватного тампона, смоченного 2% раствором борной кислоты, вначале размягчают и удаляют образовавшиеся корочки, а затем промывают конъюнктивальную полость кипяченой водой или физиологическим раствором. При этом веки раздвигают указательным и большим пальцами левой руки, а правой рукой, не касаясь век, производят орошение конъюнктивального мешка с помощью резинового баллончика.

    Уход за ушами заключается в их регулярном мытье теплой водой и мылом. В ряде случаев возникает необходимость в очищении наружного слухового прохода от скопившихся в нем выделений и удалении серной пробки.

    Профилактика пролежней при длительном вынужденном положении, ограничении двигательной активности производится следующим образом :

    Положение больного меняют каждые 2 ч с осмотром мест возможного образования пролежней;

    Поворачивая больного и перестилая постель, следят, чтобы не было складок, крошек; постель должна быть сухой и чистой;

    Под крестец и копчик подкладывают резиновый круг, помещенный в чехол, под пятки, локти и затылок - ватно-марлевые круги; при возможности используют противопролежневый матрац;

    Утром и вечером места возможного образования пролежней обмывают теплой водой или протирают ватным тампоном, смоченным 10% камфорным спиртом, 0,5% раствором нашатырного спирта, 1% салициловым спиртом с последующим легким массажем;

    Кожу вытирают насухо;

    Начинающийся пролежень (покраснение кожи) 1-2 раза в сутки смазывают 5-19% раствором перманганата калия; запущенные пролежни лечат специальными средствами.

    Профилактика легочных осложнений предусматривает выполнение полного комплекса респираторной физиотерапии : постуральный дренаж; перкуссия и вибрация грудной стенки; стимуляция кашля; отсасывание мокроты и пр. Необходимо учитывать, что у больных, например, в состоянии комы кашлевой рефлекс подавлен, следовательно, эвакуация секрета естественным путем затруднена. Мероприятия по удалению секрета обеспечивают проходимость бронхов и трахеи. Эффективным методом разжижения секрета являются ингаляции (паровые, ультразвуковые).

    Для проведения постурального дренажа больному придают такое положение, при котором секрет под влиянием силы собственной тяжести будет стекать из нижних отделов легких в крупные бронхи и трахею. Идеальное положение постурального дренажа - с опущенным головным концом. Перемещению секрета и облегчению его эвакуации способствует поворот больного со спины на один и другой бок.

    Выполняя вибрационный массаж, медсестра кладет ладонь на грудную клетку больного, во время выдоха делает несколько ударов кулаком другой руки по тыльной поверхности своей кисти. Массаж лучше выполнять при различных положениях тела или во время проведения постурального дренажа.

    Важную роль в профилактике легочных осложнений играет тщательный уход за полостью рта. При многих тяжелых заболеваниях, особенно сопровождающихся высокой лихорадкой, значительно снижается сопротивляемость организма, в результате чего в полости рта могут активно размножаться микробы, существующие там и в нормальных условиях. По мере накопления слюны ее удаляют из полости рта с помощью салфетки, смоченной раствором антисептика, либо с помощью аспирационного катетера. Делать это необходимо осторожно, чтобы не травмировать слизистую оболочку. Можно также промывать полость рта слабым раствором перманганата калия, 0,5% раствором соды, изотоническим раствором хлорида натрия. При этом чаще всего пользуются шприцем Жане.

    Кормление тяжелобольного . Если активное питание больного невозможно, но он может самостоятельно глотать, для приема пищи его удобно усаживают в постели и кормят с помощью ложки или специального поильника. Если больной не может есть и отказывается глотать, применяют лечебное питание (зондовое, парентеральное). Правильное использование парентеральных препаратов, строгий учет показаний и противопоказаний, расчет необходимой дозы, соблюдение правил асептики и антисептики способствуют устранению нарушения обмена веществ, в том числе и очень тяжелого, помогают ликвидировать явления интоксикации, нормализовать функции различных органов и систем.

    Министерство здравоохранения Российской Федерации

    Государственное Бюджетное Образовательное учреждение

    Высшего профессионального образования

    «Башкирский Государственный Медицинский Университет»

    Кафедра терапии и сестринского дела с уходом за больными

    Утверждаю

    Зав. кафедрой,

    Профессор Назифуллин В.Л.

    «___»____________2014 г.

    Лекция по дисциплине «Сестринское дело-2»

    Тема: «Особенности реализации плана системного ухода за больными взрослыми и детьми терапевтического профиля»

    Тема: Особенности реализации плана системного ухода за больными взрослыми и детьми терапевтического профиля.

    Системный уход включает обслуживание больного, создание наиболее благоприятных условий для его выздоровления, облегчения страданий и предотвращения осложнений.

    Уход за больными включает комплекс мероприятий, имеющих целью облегчить состояние больного и обеспечить успех лечения.

    В ряде случаев больные нуждаются в применении специальных методов ухода, что зависит в первую очередь от характера заболевания.

    На всех этапах деятельности медсестры при осуществлении сестринского процесса обязательными условиями являются:

    Профессиональная компетентность, навыки наблюдения, общение, анализ и интерпретация полученных данных;

    Создание доверительной обстановки при общении с пациентом;

    Соблюдение конфиденциальности;

    Согласие и взаимодействие пациента, планирование и реализация сестринского процесса по организации ухода;

    Организация сестринского системного ухода за терапевтическими больными взрослыми и детьми начинается с выяснения жалоб (т.е. расспрос анамнеза заболеваний, анамнеза жизни), выявление проблем пациента, нуждающегося в удовлетворении и оценки общего состояния здоровья.

    При оценке общего состояния больного взрослого и ребенка терапевтического профиля медсестра определяет:

      Сознание пациента (ясное, адекватная реакция на окружающую обстановку), ступор (оглушение), сопор (глубокая стадия оглушения, беспамятство), кома (полная потеря сознания, утрата реакции на внешние раздражители).

      Положение больного в постели: вынужденное, пассивное, активное.

      Температура тела: нормальная, субфебрильная лихорадка(36,4-37⁰), гиперпиретическая лихорадка.

      Состояние кожи и подкожно-жировой клетчатки, опорно-двигательного аппарата (цвет, развитие подкожно-жировой клетчатки, тонус, тургор кожи, сосудистый рисунок, отеки и.т.д.).

      Состояние сердечнососудистой системы, и органов дыхания, пищеварения, почек и мочевыводящих путей.

      Функции жизненно-важных органов.

      Характер заболеваний (легкой тяжести, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое течение).

    Наблюдая за больными в процессе системного ухода, оценивается общее состояние. Различают:

    Удовлетворительное,

    Средней тяжести,

    Тяжелое,

    Крайне тяжелое,

    Терминальное,

    Состояние клинической смерти.

    Системный уход – это поддержание санитарного порядка в помещении, где находится больной, забота о его удобной постели, чистоте белья и одежды, организация питания, помощь при приеме пищи, туалете, физиологических отправлениях и.т.д., выполнение всех предписанных медицинских процедур и лекарственных назначений, а также непрерывное наблюдение за самочувствием, состоянием больного.

    Специальный уход включает особенности ухода, обусловленные спецификой того или иного заболевания или повреждения.

    Правильно построенный режим обеспечивает пациентам своевременное питание, выполнение гигиенических и лечебно-диагностических мероприятий, полноценный отдых, а также способствует поддержанию соответствующего санитарного состояния в палатах (отделении).

    Младшая медицинская сестра обязана следить за соблюдением в отделении тишины, своевременным отключением осветительных приборов, радио, телевизора во время дневного и ночного отдыха. Соблюдать правила внутреннего распорядка необходимо всем медицинским работникам. Четкий режим наряду с другими правилами способствует поддержанию лечебно-охранительного режима в лечебно-охранительном учреждении (отделении).

    Каждому пациенту в зависимости от тяжести состояния назначается определенный индивидуальный режим.

    Строгий постельный режим . Пациенту не разрешается вставать, садиться, активно двигаться в постели, поворачиваться.

    Все гигиенические мероприятия, физиологические отправления больной совершает в постели. Младшая медицинская сестра ухаживает за пациентом, кормит его, следит, чтобы он не вставал, осуществляет все мероприятия, необходимые для выполнения правил личной гигиены тяжелобольного.

    Постельный режим. Пациенту разрешается поворачиваться и садиться в постели, но не покидать ее. Кормление и мероприятия личной гигиены ему помогает выполнять младшая медицинская сестра.

    Полупостельный режим . Пациенту разрешается передвигаться в пределах палаты, сидеть на стуле около кровати. Кормление происходит в палате. Мероприятия личной гигиены пациент может осуществлять самостоятельно или с помощью младшей медицинской сестры (в зависимости от устройства палаты).

    Общий режим . Пациент самостоятельно себя обслуживает, осуществляет мероприятия личной гигиены, свободно ходит по палате, по коридору, в столовую. Ему могут быть разрешены прогулки по территории больницы.

    Наблюдение за состоянием больного – важный элемент ухода. Лечащему врачу необходимо сообщать обо всех изменениях, происходящих с больными. Обращают внимание на психику: нет ли нарушения сознания, настораживающих отклонений в поведении, изменений в эмоциональной сфере. Положение тела больного может быть активным, вынужденным, пассивным. Активное – это обычная или достаточная подвижность больного, при пассивном положении отмечается его обездвиженность или малая подвижность. Для некоторых болезней характерно вынужденное положение больного; например, при согнутых в коленях и приведенных к животу ногах уменьшается боль у страдающих некоторыми заболеваниями органов брюшной полости; положения, сидя или полусидя облегчает дыхание при удушье. При ряде заболеваний отмечается судорожные подергивания определенных групп мышц или общие судорожные припадки, при их появлении нужно вызвать врача. Обращают внимание на изменение окраски кожи, повышение или понижение температуры тела, появление высыпаний, зуда, выражение лица, которые могут указывать на улучшение или ухудшение состояния. Бледность, легкую желтизну кожи и видимых слизистых оболочек лучше выявлять при дневном свете. При обнаружении на коже сыпи надо обратить внимание на ее цвет, вид, а также характер распространения. Ценной информацией для врача могут служить данные о резких изменениях цвета мочи и кала больного. Необходимо следить также за переносимостью лекарственных препаратов и при появлении кожных высыпаний, зуда, жжения языка, тошноты, позывов на рвоту надо воздержаться от очередного приема лекарства до консультации с врачом.

    Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста. Многие заболевания у людей пожилого возраста протекают атипично, вяло, без выраженной температурной реакции, с присоединением тяжелых осложнений, что требует особого наблюдения.

    Пожилые люди нередко проявляют повышенную чувствительность к нарушениям температуры окружающей среды, питанию, к изменению светового и звукового режима, к лекарствам. Подверженность их к инфекциям, воспалительным процессам обязывает к особому тщательному гигиеническому уходу. Эмоциональная неустойчивость, легкая ранимость психики; а при сосудистых заболеваний мозга – резкое снижение памяти, интеллекта, самокритичности, капризность, беспомощность, а подчас и неопрятность, требуют особого внимания и терпения со стороны близких и медсестры.

    Учитывая склонность пожилых и старых людей к застойным явлениям, сопровождающимся пневмонией, рекомендуется в пределах допустимого поддерживать их активность (чаще поворачивать и.т.п.). Нередко врач стремится ограничить постельный режим этим больным, назначает массаж, дыхательную гимнастику. Все это надо обязательно выполнять, несмотря на то, что такие процедуры и сокращение срока постельного режима иногда вызывают недовольство больных.

    Особенности ухода за больным ребенком. Уход за детьми требует определенного минимума знаний и навыков, заботливого отношения к ним.

    Если ребенок заболел, нужно до прихода врача измерить температуру, умыть, надеть на него чистое белье и уложить в постель. Если он не хочет ложиться – постараться умерить его активность, например, удобно усадить, рядом поставить столик и положить на него предметы для рисования, рукоделия, предложить книгу или спокойную, интересную для него игру.

    Больному ребенку нельзя давать лекарства без рекомендации врача. Особенно опасно при болях в животе прикладывать грелку и давать слабительное. Если болезнь начинается с рвоты или поноса, до прихода врача кормить больного нельзя, при жажде можно дать лишь кипяченую воду или слегка подслащенный чай. Заболевшему выделяют отдельную посуду, полотенце, горшок с крышкой, чистый тазик. Пеленку или горшок с испражнениями сохраняют до прихода врача. При наличии в семье других детей, заболевшего изолируют от них.

    Уход за больным ребенком, помимо применении лекарств, включает соблюдение правил личной гигиен; содержание в чистоте помещения и постели, белья и одежды, правильное питание, предоставление, доступных развлечений и игрушек, ласковое, спокойное, и терпеливое обращение, точное выполнение врачебных назначений.

    Каждое утро необходимо умыть ребенка, перестелить постель. Если больному нельзя ходить, его умывают в постели, предварительно подготовив таз, ковш с водой; мягкое полотенце, зубную щетку, зубную пасту и.т.д. При утреннем туалете нос и уши прочищают ватными жгутиками, прополаскивают рот раствором, рекомендованным врачом. Полоскать полость рта желательно также после каждого приема пищи.

    Подмывание ребенка в зависимости от его состояния приводят ежедневно утром и вечером, для этого используют тазик, сложенную в несколько раз пеленку, вату или чистую ткань, смочив их в теплой (не горячей) воде.

    Особенно тщательно должен быть гигиенический уход за ребенком грудного возраста. Чтобы не причинять болевых ощущений и не утомлять малыша, который болезненно реагирует на каждое прикосновение.

    Особенности ухода за больными взрослыми и детьми терапевтического профиля при различных заболеваниях.

    Особенности системного ухода за больными с заболеваниями органов дыхания.

    Заболевания органов дыхания занимают первое место среди всех болезней, встречающихся в детском возрасте. Чаще всего дети болеют острыми респираторными вирусными бронхитами, пневмониями, аллергическими заболеваниями (респираторные аллергозы), бронхиальная астма и др.

    При поступлении в больницу детей с заболеваниями органов дыхания, их помещают в светлые, хорошо приветриваемые палаты. Дети грудного возраста, особенно новорожденные, госпитализируются в баксы.

    Основными симптомами (существующими проблемами) заболеваний органов дыхания являются кашель (продуктивный, непродуктивный), затруднение дыхания, повышение темературы тела (лихорадка) , боль в грудной клетке, одышка, слабость. Потенциальными проблемами являются – осложнение заболевания, переход в хроническую форму.

    Наблюдение за дыханием пациента следует вести незаметно и считать число дыханий положив руку на конец грудины при одышке и приступах удушья (астмы) число дыханий возрастает. В этих случаях, чтобы облегчить состояние, следует освободить грудь больного от стесняющей одежды и тяжелых одеял, придать ему полусидящее положение, создать доступ свежего воздуха, применять кислородо-терапию.

    При кашле необходимо проследить за его характером и помочь больному придать такое положение при котором будет лучше отходить мокрота, медсестра должна определить цвет мокроты (гнойная, слизистая, кровянистая), пользоваться индивидуальной плевательницей с плотной крышкой.

    При кровохарканье (выделение крови или мокроты с примесью крови из дыхательных путей при кашле) обеспечить им полный покой, помочь пациенту принять удобное полусидящее положение с наклоном в пораженную сторону, во избежание попадания крови в здоровое легкое, на больную половину грудной клетки кладут пузырь со льдом.

    При появлении боли в грудной клетке (чаще при плеврите), необходимо помочь выбрать удобное положение, хорошо укрыть, поставить горчичники. Если боли не уменьшаются, то в результате отвлекающей терапии, тогда осуществляется обезболивающая терапия.

    При повышении температуры тела, сопровождающейся ознобом, сестра обязана:

    Положить теплые грелки к ногам;

    Напоить теплым крепким чаем;

    При появлении одышки или удушья специалист сестринского дела должен немедленно сообщить врачу свои наблюдения; за характером одышки, частотой дыхания и принять меры для облегчения состояния больного: создать вокруг больного обстановку покоя, успокоить и помочь больному принять удобное возвышенное (полусидящее) положение, приподняв головной конец кровати или подложив под голову и спину подушку; освободить от стесняющей одежды, обеспечить доступ свежего воздуха, при наличии назначения врача дать карманный ингалятор и объяснить, научить как им пользоваться, по показаниям ингаляции и оксигенотерапии.

    В процессе ухода наблюдают за пульсом и артериальным давлением, чтобы своевременно предупредить развитие осложнений со стороны ССС (острой сосудистой и сердечной недостаточности).

    При крупе – необходима безотлагательная помощь. Существующие проблемы при крупе: приступообразный лающий кашель, затруднение вдоха.

    Сестринское вмешательство: немедленно вызвать врача, успокоить пациента, обеспечить приток свежего воздуха, дать теплое щелочное питье, провести отвлекающие местные процедуры (ножные ванны, горчичники на грудную клетку, теплые щелочные ингаляции), при развитии удушья немедленно проводят ИВЛ.

    При острой дыхательной недостаточности помощь заключается в проведении оксигенотерапии, респираторно-ингаляционная терапия, ИВЛ.

    Одышка по происхождению:

    Легочная;

    Сердечная;

    Центральная (черепно-мозговая травма и др.);

    Психогенная.

    Первая помо щь при одышке:

      Вызвать врача.

      Ограничить физическую активность.

      При тяжелой одышке усадить пациента в кресло или в кровать.

      Придать возвышенное (сидячее) положение, подложив подголовник или несколько подушек под спину, или приподняв верхнюю часть функциональной кровати.

      Успокоить пациента и объяснить ему, что после того, как начнется лечение, одышка уменьшится.

      Постараться переключить внимание пациента.

    Астма, или удушье (греч. аsthma – тяжелое короткое дыхание) – общее название остро развивающихся приступов одышки различного происхождения. Приступ удушья лёгочного происхождения вследствие спазма бронхов называют бронхиальной астмой. При застое крови в малом круге кровообращения развивается сердечная астма.

    При появлении у больного одышки или удушья медсестра должна немедленно сообщить врачу свои наблюдения за характером одышки, частотой дыхания, а также принять меры для облегчения состояния больного:

      Создать вокруг больного обстановку покоя, успокоить его и окружающих.

      Помочь больному принять возвышенное (полусидящее) положение, приподняв головной конец кровати или подложив под голову и спину подушки.

      Освободить от стесняющей одежды и тяжелых одеял.

      Обеспечить доступ свежего воздуха в помещении (открыть форточку).

      При наличии соответствующего назначения врача дать больному карманный ингалятор и объяснить, как им пользоваться.

    Пользование карманным ингалятором при бронхиальной астме:

      Снять с мундштука баллончик с аэрозолем защитный колпачок.

      Повернуть баллончик вверх дном и хорошо встряхнуть его.

      Попросить пациента сделать глубокий выдох, взять мундштук в рот, зажав его плотно губами.

      После начала вдоха нажать на ингалятор.

      Продолжать медленно вдох до заполнения лёгких.

      Задержать дыхание на 10 секунд или долго, как пациент может вытерпеть без неприятных ощущений.

      После этого попросить пациента вынуть мундштук изо рта и сделать медленный выдох.

    Количество доз аэрозоля определяет врач. После вдыхания глюкокортикоидов больной должен прополоскать рот водой для профилактики развития кандидоза полости рта. Глюкокортикоиды – гормоны коры надпочечников.

    Боли в грудной клетке. При заболеваниях органов дыхания болевой синдром чаще всего связан с вовлечением в патологический процесс плевры (плеврит, плевропневмония, пневмоторакс, карциномитоз плевры и др.). Плевральные боли провоцируются дыхательными движениями, в связи с чем больные стараются дышать поверхностно.

    Уход: придание больному удобного, ограничивающего дыхательные движения положения (на больном боку), выполнении по назначению врача простейших физиотерапевтических процедур (постановки горчичников и др.). При повышении у больного температуры тела выше 38 о С любые физиотерапевтические процедуры противопоказаны.

    Необходимо по назначению врача обеспечить больному прием обезболивающих препаратов и лекарственных средств, уменьшающих кашель. При наличии у больного экссудативного плеврита (воспаления плевры с пропотеванием жидкости (выпотом) в плевральную полость) по назначению врача ему проводят плевральную пункцию.

    Организация системного ухода за больными взрослыми и детьми при сердечно-сосудистых заболеваниях.

    Наиболее частыми симптомами заболеваний органов кровообращения являются боли в области сердца, отдышка и удушье (сердечная астма), головные боли, отеки и др.

    Боли в области сердца – один из наиболее характерных признаков многих заболеваний. В одних случаях это проявление тяжелых органических заболеваний сердца и коронарных сосудов (стенокардия, инфаркт миокарда), в других – менее опасных болезней (кардионевроз). Боли в области сердца при острой коронарной недостаточности обусловлены спазмой или тромбозом коронарных артерий.

    Запомните! При острой коронарной недостаточности характерны следующие признаки:

      Приступообразный характер боли;

      Локализация боли за грудиной (или несколько влево от нее);

      Иррадиация боли в левую руку, лопатку, плечо, шею;

      Быстрое прекращение или ослабление боли после приема нитроглицерина (за исключением случаев инфаркта миокарда, когда боли купируются только наркотическими анальгетиками);

      Однотипность условий, вызывающих боли (например, быстрая ходьба по лестнице, ночные боли и т.д.).

    При инфаркте миокарда боли за грудиной с иррадиацией в левую руку и лопатку могут длиться от 20-30 минут до нескольких часов. Они более интенсивны, нередко купируются только после введения наркотических анальгетиков и часто сопровождаются страхом смерти.

    Сестринское вмешательство: При возникновении у больного болей в области сердца следует немедленно вызвать врача, до прихода которого сестра должна оказать первую помощь.

    Последовательность действий:

      Усадить или уложить больного, обеспечив ему полный психологический и физический покой.

      Дать больному нитроглицерин (1 таблетку под язык или 1-2 капли 1% раствора нитроглицерина на сахаре или на таблетке валидола) и 30-40 капель корвалола или валокардина.

      Поставить горчичники в области сердца и на грудину.

    При оказании больному неотложной доврачебной помощи следует помнить, что действие нитроглицерина наступает быстро – через 1-3 минуты. У некоторых больных нитроглицерин вызывает сильную пульсирующую головную боль, которую можно предотвратить или уменьшить, дав вместо нитроглицерина 3-5 капель ментолового спирта и нитроглицерина на сахаре. Легкая головная боль и головокружение, шум в ушах не являются противопоказаниями к назначению нитроглицерина.

    Если купировать боль не удалось, то дальнейшее лечение приводится по назначению врача.

    Медицинская сестра в критических для больного ситуациях должна проявить выдержку, работать быстро, уверенно, без излишней поспешности и суетливости.

    Необходимо помнить, что больные, особенно с заболеваниями органов кровообращения, мнительны. Поэтому сообщать больному обо всех обнаруженных у него изменениях надо достаточно тактично и осторожно, иначе состояние больного может резко ухудшиться. Не следует перешептываться за спиной больного, так как это часто воспринимается как желание скрыть от него что-то опасное.

    Головная боль может быть симптомом многих заболеваний, при которых необходимо оказание экстренной помощи. Пульсирующая, давящая боль, часто локализующаяся в области затылка, является одним из первых симптомов гипертонического криза. Гипертоническим кризом называют резкое повышение у больных гипертонической болезнью артериального давления, сопровождающееся головной болью, головокружением, шумом в голове, тошнотой, иногда рвотой, мельканием «мушек» перед глазами. Медицинская сестра должна уметь оказать доврачебную помощь при гипертоническом кризе.

    Последовательность действий:

      Вызвать врача;

      Уложить больного в постель с приподнятым изголовьем, обеспечив ему полный физический и психический покой;

      Обеспечить ему доступ свежего воздуха (можно ингаляции кислорода);

      Поставить горчичники на затылок и икроножные мышцы;

      Сделать горячие или горчичные ножные ванны, теплые ванны для рук, холодный компресс к голове;

      Приготовить необходимые лекарственные средства.

    Удушье (сердечная астма) – один из грозных симптомов острой сердечной недостаточности. Приступ удушья появляется внезапно: дыхание становится частым (30-50 в минуту), клокочущим, слышимым на расстоянии, иногда выделяется пенистая розовая мокрота. Больные занимают вынужденное сидячее или полусидящее положение в постели, несколько облегчающее дыхание.

    Возникновение приступа удушья требует оказания больному экстренной медицинской помощи.

    Последовательность действий:

      Вызвать врача;

      Измерить артериальное давление;

      Придать больному полусидящее положение (при гипотензии) или сидячее (при гипертензии) положение;

      Если систолическое давление у больного не ниже 100 мм рт.ст., дать ему нитроглицерин;

      Начать оксигенотерапию с пеногасителем через маску или носовой катетер. Самым простым пеногасителем являются пары этилового спирта: 96% спирт наливают в дозиметр или специальный увлажнитель и пропускают через него кислород, идущий от баллона или по централизованной системе через носовой катетер. Более активным пеногасителем, который применяется тем же способом, что и спирт, является 10% спиртовой раствор антифомсилана;

      Через 5-10 минут после перевода больного в полусидящее (сидячее) положение наложить венозные жгуты на конечности (часть крови при этом депонируется в конечностях, уменьшается объем циркулирующей крови и облегчается работа левого желудочка).

    В качестве жгутов можно использовать резиновые бинты или резиновые трубки. Накладывают их одновременно на три конечности: на ноги жгуты накладывают приблизительно на 15 см ниже паховой складки, на руку – примерно на 10 см ниже плечевого сустава. На руку вместо жгута можно накладывать манжетку от тонометра, нагнетая в нее воздух и одновременно используя ее для периодического контроля за уровнем артериального давления. Через каждые 15-20 минут один из жгутов снимают и накладывают его на свободную конечность.

    Если приступ сердечной астмы или отек легких развился дома, больного госпитализируют в специализированной машине скорой помощи в кардиологическое отделение. При транспортировке больного головной конец носилок должен быть приподнят.

    Обморок – это кратковременная потеря сознания, обусловленная остро возникшей недостаточностью кровенаполнения сосудов головного мозга. Обморок наступает обычно при сильных нервно-психических воздействиях (испуг, резкие болевые раздражения, вид крови), при переутомлении, волнении, в душном помещении.

    Больной чувствует головокружение, тошноту, у него темнеет в глазах, он теряет сознание. Отмечается резкая бледность кожных покровов, холодный пот, похолодание конечностей, слабый частый пульс.

    В неосложненных случаях обморок длится не более 20-40 секунд, после чего сознание полностью восстанавливается. Медицинская сестра должна уметь оказать больному помощь до прихода врача.

    Последовательность действий:

      Уложить больного горизонтально (без подушки!) или приподнять ножной конец кровати;

      Открыть окно;

      Расстегнуть стесняющую больного одежду;

      Обрызгать лицо и грудь больного водой;

      Поднести в носу больного тампон или вату, смоченную нашатырным спиртом;

      Потереть им виски;

      Растереть виски и грудь больного руками;

      Похлопать больного по лицу ладонями или смоченными в холодной воде полотенцем;

      Положить грелки к конечностям и укрыть больного одеялом;

    Коллапс – это клинические проявления остро развивающейся сосудистой сердечной недостаточности с резким понижением артериального давления и расстройствами периферического кровообращения. Наблюдается при инфаркте миокарда, острой кровопотере, травме и т.п.

    В большинстве случаев коллапс развивается остро, внезапно: появляются выраженная слабость, головокружение, шум в ушах. Больные отмечают «пелену перед глазами», снижение зрения, похолодание конечностей. Сознание чаще всего сохраняется, но больные заторможены, безучастны к окружающему, почти не реагируют на внешние раздражители. В тяжелых случаях сознание постепенно затемняется и исчезает, могут наблюдаться судороги мышц лица и конечностей. Зрачки расширяются, сердечная деятельность ослабевает, это состояние может закончиться смертью.

    При коллапсе кожные покровы и видимые слизистые оболочки вначале бледные, покрыты холодным липким потом. Вскоре губы, пальцы рук и ног становятся синюшными, затем цианоз распространяется на кисти рук, стопы. Черты лица больного заострены, глаза тусклые, запавшие, взгляд безразличный. Пульс на лучевых артериях учащенный, слабый, иногда с трудом ощутимый (нитевидный). Систолическое артериальное давление ниже 80 мм рт.ст., а диастолическое определить не удается.

    Последовательность действий:

      Немедленно вызвать врача;

      Обеспечить больному полный покой, горизонтальное положение в постели без подголовника, с несколько приподнятыми ногами;

      Укрыть больного одеялом, к ногам положить грелки;

      Обеспечить доступ свежего воздуха или ингаляции кислорода;

      Подготовить необходимые лекарственные препараты.

    Заболевания, связанные с недостаточностью кровообращения:

    Одним из тяжелых осложнений многих органических заболеваний сердца является хроническая недостаточность кровообращения. Она обусловлена прогрессирующим снижением сократительной способности сердечной мышцы, застоем крови в малом и большом круге кровообращения и задержкой жидкости в организме.

    Наиболее характерными симптомами хронической недостаточности кровообращения являются:

      Одышка и периодически возникающие приступы удушья (приступы сердечной астмы);

      Отеки на ногах и в области поясницы;

      Выраженный цианоз (синюшное окрашивание кожи) конечностей, губ, ушных раковин, кончика носа;

      В тяжелых случаях – скопление жидкости в полости плевры (гидроторакс), в брюшной полости (асцит), в полости перикарда (гидроперикард);

      Прогрессирующее снижение функции всех органов: легких, печени, желудка, кишечника, ЦНС, почек.

    В зависимости от выраженности тех или иных симптомов уход за больными с хронической недостаточностью кровообращения отличается некоторыми особенностями. Больные с преобладанием симптомов застоя в малом круге кровообращения (в легких) почти постоянно нуждаются в приподнятом положении верхней половины туловища, так как в этом положении несколько облегчается одышка или удушье.

    Осуществляя уход за больными с хронической недостаточностью кровообращения, следует помнить, что сердечные отеки на начальных стадиях заболевания могут быть скрытыми. В этих случаях задержка жидкости в организме проявляется быстрым увеличением массы тела и уменьшением выделения мочи.

    Очень важно у больных с хронической недостаточностью кровообращения ежедневно определять количество выделенной за сутки мочи (суточный диурез), сопоставляя его с количеством выпитой и введенной парентерально жидкости (водный баланс). При подсчете количества выпитой жидкости учитывается не только чай, вода и т.п., но и супы, фрукты, овощи. Масса съеденных фруктов и овощей принимается целиком за количество поглощенной жидкости.

    Для определения суточного диуреза пользуются специальными градуированным сосудом.

    Последовательность действий:

      Мочу, выделенную больным в 6 часов утра, вылить (она не учитывается);

      Определять количество выделенной в течение суток мочи (до 6 часов утра следующего дня);

      В течение суток фиксировать количество выпитой жидкости (влючая овощи и фрукты) и количество вводимых парентерально растворов;

      Данные, полученные при определении водного баланса, записать в температурный лист.

    Суточный диурез должен составлять не менее 70-80% от всей потребляемой больным за сутки жидкости. Если больной в течение суток выделяет мочи меньше, чем потребляет жидкости (отрицательный диурез ), значит, часть жидкости задерживается в организме, увеличиваются отеки и накапливается жидкость в полостях (водянка полостей). Если моча выделяется за сутки больше общего количества выпитой жидкости, говорят о положительном диурезе . Он наблюдается у больных с недостаточностью кровообращения в период схождения отеков, при приеме мочегонных препаратов.

    Состояние водного баланса организма можно контролировать также путем взвешивания больного: увеличение массы тела свидетельствует о задержке жидкости.

    Следует помнить, что в связи с необходимостью строгого соблюдения постельного режима и более частого мочеиспускания (прием мочегонных!) больные должны быть обеспечены мочеприемниками.

    У больных с хронической недостаточностью кровообращения, как правило, отмечаются выраженные трофические изменения кожи, особенно в области развития отеков: на ногах, в области поясницы, крестца, лопаток и т.д. В этих местах легко возникают пролежни. Поэтому особенно важны для этих больных уход за кожей и профилактика пролежней.

    Диета больного должна быть достаточно калорийной, легкоусвояемой, с включением растительной клетчатки, с повышенным содержанием витаминов и значительным ограничением соли и жидкости (диета №10, №10а). Лучше готовить пищу без соли, а соль выдавать на руки 3-5 г в сутки. Пища должна содержать продукты, богатые солями калия (картофель, капуста, курага, инжир) и кальция (молоко и молочные продукты), обладающие мочегонным эффектом. Целесообразно дробное питание: 5-6 раз в сутки. Режим питания и питья имеет большое значение в борьбе с отеками и застоем жидкости во внутренних органах.

    Оказывая помощь больным с хронической недостаточностью кровообращения, медицинская сестра должна следить за работой кишечника : при запорах больному с отеками нужно ставить гипертоническую или масляную клизму.

    При выполнении ежедневных плановых назначений врача может возникнуть необходимость в производстве срочной инъекции, во внутривенном капельном вливании или кровопускании и т.д. Умение выполнить все эти манипуляции является необходимым условием работы любой медицинской сестры, особенно обслуживающей больных с заболеваниями органов кровообращения.

    Системный уход за больными взрослыми и детьми с заболеваниями органов пищеварения

    Ведущая роль в структуре заболеваемости органов пищеварения принадлежит болезни желудка двенадцатиперстной кишки. Болезни органов пищеварения у детей и взрослых широко распространены как в качестве самостоятельного заболевания, так и в качестве сопутствующего при других заболеваниях. В последние годы у детей в 2,5 раза увеличился удельный вес тяжелых форм гастрита, гастродуоденита и язвенной болезни желудка. Чаще наблюдается у детей в возрасте 5-6 и 9-14 лет, что связано с периодами наиболее интенсивного роста и развития всех органов и систем. Также на рост частоты заболеваний органов пищеварения немаловажное значение оказывают ухудшения экологической обстановки, увеличения частоты аллергических заболеваний, режим повышенной нервно-психической нагрузки, малоподвижный образ жизни, нарушение режима питания.

    Вот почему вопросы профилактики, ранней диагностики, лечения, организации ухода заболеваний органов пищеварения, особенно у детей, представляют собой сложную и большую медико-социальную проблему.

    Основные симптомы (проблемы пациента):

    Резкие боли различной локализации, чаще в верхней половине живота, в эпигастральной области;

    Чувство тяжести в подложечной области;

    Тошнота, отрыжка воздухом, может присоединиться неоднократная рвота (рвотные массы кислые с остатками непереваренной пищи); после рвоты, как правило, наступает облегчение;

    Нарушение питания, сна;

    Дисфункция кишечника (стул неустойчивый);

    Общая слабость, вялость, снижение аппетита и др.;

    Страх перед обследованием;

    Риск возникновения осложнений.

    Сестринский процесс:

    Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента, оказывать психологическую поддержку больным и членам семьи.

    Сестринское вмешательство:

    До выявления причины, диагноза не следует давать болеутоляющие и слабительные средства, ставить клизмы, грелки, искусственно вызывать рвоту. Рвотные массы и испражнения лучше сохранить до прихода врача. При хронических заболеваниях ЖКТ (гастрита, колита, панкреатита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки) рекомендуется строго соблюдать диету и назначения врача.

    Информировать родителей и ребенка, если позволяет возраст, о факторах риска развития заболевания, клинических проявлениях, принципах лечения, профилактики, возможных осложнениях.

    При обострении гастродуоденита, язвенной болезни госпитализировать пациента в гастроэнтерологическое отделение.

    Создать атмосферу психологического комфорта. Вовлекать ребенка и его родителей в планирование и реализацию сестринского ухода.

    Определить пульс, АД, характер боли, рвоты, физиологических отправлений и др.

    Соблюдать тишину и охранительный режим.

    Успокоить ребенка, придать удобное положение.

    После рвоты помочь умыться, дать прополоскать рот теплой водой и выпить несколько глотков кипяченой воды.

    Обеспечить пациента лечебным питанием.

    Ознакомить родителей ребенка с особенностями диеты, №1а, №1, №5, №10, с правилами приема минеральной воды.

    Соблюдать правила применения лекарственных средств, раздражающих слизистую оболочку желудка.

    Обучать родителей, правильно оценивать, своевременно и качественно выполнять назначение врача и подготовить к инструментальным и лабораторным методам исследования.

    Оценивать состояние ребенка, вносить изменения, в план ухода в зависимости от наличия болевого синдрома, общего физического и психического состояния ребенка, вносить изменения в план ухода в зависимости от наличия болевого синдрома, общего физического и психического состояния, заботиться и поддерживать у ребенка положительного эмоционального тонуса.

    Оказать содействия по формированию и поддержанию здорового образа жизни всеми членами семьи.

    Большинство детских болезней лечится в домашних условиях. Причем они не всегда предполагают постельный режим – достаточно, чтобы кто-то из родителей ухаживал за малышом в течение дня, следил за приемом лекарств и поддерживал необходимые условия в помещении. Уход за больным ребенком потребует от родителей много времени и сил, поэтому его нужно с самого начала организовать грамотно и с комфортом.

    Прежде всего, для ребенка необходимо подготовить помещение – проветриваемую комнату с комфортной температурой (около 18 °С). Зимой для создания подобного климата чаще открывают форточку, предварительно укрыв ребенка одеялом, летом окна можно держать открытыми постоянно.

    В больницах для наблюдения за ребенком заводят сестринский лист, в котором ежедневно отмечают температуру, аппетит, характер и частоту стула, мочеиспускания, тошноты и рвоты. При уходе за больным ребенком дома родителям тоже стоит записывать подобные сведения в тетрадь, чтобы было проще сообщить медицинскому специалисту.

    Врач назначит вам лекарства, но помимо этого в аптечке нужно иметь еще несколько полезных вещей, которые пригодятся в уходе:

    • термометр, ртутный дает более точный результат, но электронный безопаснее и проще в обращении;
    • мерная ложечка на 5 мл или впрыскиватель для дозирования препарата;
    • жаропонижающее средство;
    • препарат для приготовления электролитического раствора на случай поноса;
    • средство для ухода за кожной сыпью;
    • антисептик в виде раствора или крема для обработки ссадин и порезов.

    Состав аптечки может варьироваться в зависимости от рекомендаций врача и сезона. Все назначенные препараты стоит хранить в отдельном боксе, чтобы ребенок не мог случайно принять лишнюю дозу. Прежде чем давать лекарство, убедитесь, что у него не истек срок годности, и что оно хранилось в соответствии с рекомендациями.

    Гигиена

    Чистота – залог успешного выздоровления, поэтому гигиену нужно поддерживать особо тщательно, начиная с ухода за полостью рта и заканчивая свежестью постельного белья.

    Многие препараты для детей содержат сахар, а во время болезни во рту обычно сухо и язык обложен. Поэтому чистить зубы нужно дважды в день. Утром – зубной пастой, вечером – просто мягкой щеткой. После чистки рот нужно тщательно прополоскать. Щетку необходимо хранить в стаканчике рукояткой книзу. Если губы потрескались, можно смазать их вазелином или губной помадой.

    В больничных условиях за тяжелобольными детьми ухаживают медицинские сестры. Зубы чистят ватным тампоном, смоченным в растворе соды или буры, с языка стерильной салфеткой снимают налет, а полость рта промывают, набирая 1 % раствор соды в шприц или резиновый баллон.

    После 3-4 лет допускается полоскание зева и глотки, для чего используется раствор фурацилина, риванола, марганцовки или растительных отваров. При ангине эту процедуру повторяют 5-6 раз в день, при фарингите – 2-3 раза.

    Раз в день ребенка нужно мыть: обмывайте по отдельности каждую часть тела, а потом протирайте насухо. Если ребенок может вставать, это делают в ванной, в противном случае – прямо в постели. Для этого под больного подкладывают полотенце, а затем поочередно губкой моют лицо, шею, руки, спину, живот и так далее. Пах, подмышки и затылок протирают особенно тщательно. Следите, чтобы в помещении было достаточно тепло. После водных процедур можно надеть чистое белье и причесать ребенка. Если у малыша понос, то к процедурам нужно добавить регулярное подмывание. Ванную принимают в том случае, когда ребенок болеет дольше недели. Не забывайте и о собственной гигиене. Руки нужно мыть до и после каждой манипуляции с больным.

    Постельные принадлежности меняют как можно чаще. При этом надо следить, чтобы они были сухими, свежими, чтобы в постели не скапливались крошки, если малыш ест лежа. Если ребенка рвет, то у кровати стоит держать тазик с водой. На ночь рядом ставят горшок, чтобы не пришлось бегать в туалет.

    Диета

    Обычно болезнь лишает аппетита, особенно, если она сопровождается повышенной температурой. Впрочем, это естественная реакция и врачи склоняются к тому, что кормить ребенка насильно не нужно, тем более что он обычно мало двигается. Можете предложить ребенку нежирные блюда, богатые углеводами, например, фруктовое пюре, нежирный бульон с рисом, сухарики, хлебцы.

    Питьевой режим должен быть интенсивным. Давайте ребенку больше жидкости: подслащенный чай, фруктовый сок без сахара, нежирные бульоны. Если ребенок самостоятельно может есть, поставьте напиток в пределах досягаемости, например, на табурет возле кровати. Малышам до года чаще предлагают грудь или бутылочку с чаем. Если у ребенка наблюдается интенсивная или регулярная рвота – это повод для срочного обращения к врачу.

    Измерение температуры

    Уход за больным ребенком, скорее всего, потребует регулярного измерения температуры. Это делают дважды в день – утром при пробуждении и после дневного сна (примерно в 16-17 часов), записывая график показателей и изменений в поведении ребенка. При лихорадке измерения проводят чаще.

    У старших детей температуру измеряют в подмышечной впадине, у младших – в паховой складке или прямой кишке. Стоит помнить, что ректальные показатели на 0,2-0,4 °С выше.

    Температура нередко повышается в определенное время суток, причем регулярно. Если вы заметили такое, то ставьте градусник каждые 3 часа.

    Как не заразиться

    Инфекционные заболевания, как правило, контагиозны. Если у ребенка, к примеру, свинка, скарлатина или ветрянка, то он заразен в инкубационный период (момент от контакта с носителем заболевания до появления первых симптомов). Поэтому бесполезно отделять больного ребенка от здоровых перегородками или выселять из детской. Риск заражения других членов семьи зависит от того, перенесли ли они эту болезнь ранее и имеют ли к ней иммунитет.

    Единственное, что следует сделать родителям – это предупредить родственников и друзей о том, что ребенок болен и заразен. О том, когда можно будет посещать школу, детский сад или ходить в гости, вам расскажет лечащий врач.

    Одним из важнейших вопросов в лечебном процессе является организация ухода за больным ребенком. Уход включает в себя выполнение врачебных назначений, гигиенический режим, соблюдение диетического питания, помощь при отправлении физиологических потребностей, подготовку больного к выполнению лечебных и диагностических процедур, создания благоприятных психологических условий пребывания в стационаре и т.д.. Большая ча стина заболеваний сопровождается ограничением физической активности, поэтому нуждается в посторонней помощи. Как правило, уход за больным ребенком осуществляет средний и младший медицинский персонал под контролем л. Икар. Уход обеспечивает более быстрое выздоровление больного младенцевтини.

    Особенности ухода за младенцем

    У новорожденных детей все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, поэтому даже незначительные колебания условий окружающей среды могут привести к нарушению важнейших процессов жизнедеятельности. Основой ухода за младенцем является строгое соблюдение чистоты. Комната, в которой находится ребенок, должна быть в особой чистоте и порядке, хорошо проветриваться. Кроватка должно в должно в ояты ближе к окну. Под голову кладут плоскую маленькую подушку (не пуховую). Постельные принадлежности ежедневно проветривают, а клеенку моют с мыломилом.

    Детскую белье после стирки обязательно гладят горячим утюгом с обеих сторон младенцев ежедневно купают в кипяченой воде (температура 37 °. С), затем обливают водой, температура которой на 1 °. С меньше. Темпер ратура в помещении, где купают ребенка, должна быть 22-23 °. С. Лучше купать ребенка вечером за 1 час до кормления, пользуясь 1 раз в неделю детским мылом. Подмывать ребенка нужно каждый раз после акта опорожнения кишечника, лучше под проточной водой подмывает спереди назад (от половых органов до заднего прохода), чтобы не занести инфекцию в мочевые пути и половые органы. После туалета кожные ст адкы смазывают стерильным растительным маслом. Ногти на руках и ногах осторожно обрезают маленькими ножницами 1 раз в 7-10 дней10 днів.

    Дети 1-го месяца жизни очень восприимчивы к инфекции, поэтому нужно оберегать их от контакта с посторонними людьми. Тому, кто ухаживает за ребенком, следует придерживаться строгой гигиены. Соски и пустышки н необходимо часто кипятить. В связи с неустойчивостью терморегуляции новорожденные дети легко охлаждаются или перегреваются, поэтому температура в комнате должна быть в пределах 20-22 °. С пеленают ребенка перед каждым кормлениянням.

    Особенности ухода за ребенком грудного возраста

    нормального развития ребенка грудного возраста можно достичь при создании оптимальных условий окружающей среды и правильно организованной воспитательной работе. С первых недель жизни ребенка нужно соблю формироваться строгого режима, то есть чередование сна, активности, кормления. Для ребенка организуют детский уголок - это самая, хорошо проветриваемая часть квартиры с яркими рисунками на стенах, ул юбленимы игрушками, специальными детскими мебелью, манежем этот же принципа придерживаются в яслях, детских садах, при организации детской палаты в больницах. Ласковое обращение матери, отца, обслуживаю чего персонала способствует развитию положительных эмоций, хорошему настроению. У ребенка раньше развиваются навыки опрятности, скорее закрепляются условные рефлексы и формируется вторая сигнальная системстема.

    Закаливание ребенка начинают с первых месяцев жизни. Оно включает систематическая тренировка организма ребенка различными температурными воздействиями свежего воздуха, воды, солнечных лучей. Чтобы приучить младенцев ну до прохладного воздуха зимой, сначала организуют прогулки в комнате при открытой форточке, потом ребенка выносят на улицу: на 1-м месяце жизни при температуре воздуха не ниже -5 °. С н а 5-10 мин, в возрасте 2-б мес - не ниже за -10 °. С по 20-30 мин 1-2 раза в день концу года дети могут гулять при температуре -15 °. С до 2-3 ч в жизни должны проводить на свежем воздухе большую часть дня. Начиная с 2-3 мес жизни, рекомендуют воздушные ванны, которые сначала проводят под контролем врача. Полезно сочетать их с массажем, ги мнастикою, а во втором полугодии - с игрой. Температура воздуха при этом сначала должна быть не ниже 22 °. С, а к концу года - 20 °. С. Продолжительность процедуры составляет вначале 2-3 мин, под конец г глазу она увеличивается до 30 хдо 30 хв.

    Дети не должны находиться под прямыми солнечными лучами. Летом лучше быть в тени деревьев

    Водные процедуры для детей 1-го года жизни - это гигиенические ванны, умывание, обтирание. В первом полугодии температура воды равна температуре тела (36-37 °. С), во втором - 36 °. С. Обтирание рекомендуют по очинаты с 6-месячного возраста сначала теплой водой (35-36 °. С), через неделю и далее температура воды может постепенно снижаться до 28-30 °. С. Продолжительность процедуры - 3-5 мин. Обливание и душ, конечно, назначь ають детям после рокроку.

    Особого внимания заслуживает одежда ребенка 1-го года жизни. Нельзя туго пеленать малыша, уже с первых дней жизни можно оставлять на время свободными руки, рекомендуют пользоваться специальными кофты инками с зашитыми (нижними) концами рукавов, а позже ползунками, обеспечивающих возможность активных движение ив.

    Выполнение основных положений по уходу несомненно обеспечит правильное, гармоничное развитие ребенка



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: