Как развивать логическое мышление ребёнка. Игры разума: как учить ребенка логике

«Слушайся взрослых», «будь послушным»… Не пробовали подсчитать, как часто подобные фразы слышит ваш ребенок? При вручении подарков: «расти умницей, слушайся маму»; при каждой неудавшейся попытке что-то сделать: «Слушайся меня – я же тебя предупреждала!!!»… В общем, послушание взрослым – наверняка наиболее часто требуемое от ребенка поведение !

А что происходит во взрослой жизни? Оказывается, слушаться больше некого – потому что никто из окружающих и не собирается выступать в роли «наставника и поводыря»! Самым нужным оказывается как раз противоположное – умение мыслить самому ! Так как самостоятельно , при этом не теряя родительского контроля над ним?!

Правильна ли педагогическая стратегия «Слушай маму, она плохого не посоветует»?

Сразу скажем – добиться слепого послушания от ребенка проще, чем научить его мыслить и делать правильные выводы!

Вполне возможно старым как мир методом «кнута и пряника» с самого маленького возраста приучить ребенка к тому, что исполнять указания взрослых (и всегда действовать так, как было велено ранее в аналогичных ситуациях) – его неизбежная обязанность . Результат такого воспитания – «маменькин сынок» (во всех аспектах этого понятия)!

И тут у требующих послушания матерей обычно возникает вопрос – а почему же это так плохо?

Ведь я действительно приучаю ребенка к таким правилам поведения, которые помогут ему избежать ошибок , не попасть в сложную ситуацию и т.д.? И это чистая правда – мамы не хотят плохого своим детям и из самых добрых побуждений приучают их делать все правильно и хорошо!

В чем же ошибка – ведь послушный ребенок имеет больше шансов перенять взрослую мудрость, до которой сам додумался бы, вероятно, гораздо позже? А казус в том, что ребенок, действуя правильно, при этом может реально не понимать, зачем он это делает ! Условно говоря – не «я не стану играть со спичками, потому что устрою пожар», а «я не буду брать спички, потому что мамка узнает – убьет!».

До поры до времени система срабатывает – ребенок не совершает ничего плохого и неправильного. А потом однажды ему неизбежно приходит в голову мысль, что все запрещенное можно сделать тайно или даже явно и демонстративно – в виде протеста против немотивированного запрета, и т.д.!

Кроме того, ни одна мать не может гарантировать, что она «запрограммировала» своего ребенка на все возможные жизненные ситуации! В один прекрасный день случится что-то, на что надо будет отреагировать – а готового ответа нет, мама ни о чем подобном не говорила, надо думать самому !..

А ребенка не научили мыслить самостоятельно – и он делает глупую ошибку…

Вывод: на чужих ошибках не учатся .

Каждому ребенку надо совершать свои ошибки и нарабатывать собственный арсенал жизненного опыта! Именно так включается активное мышление, развивается логика и креативность .

Захотеть чего-то (умение прислушиваться к своим желаниям), подумать, как этого достичь (креатив, логика), попытаться сделать (активная жизненная позиция), возможно, ошибиться (опыт – понимание того, как что-либо действует), подумать и попробовать еще, добиться успеха или надолго запомнить, что вот так делать вообще не надо, последствия плохие!

Куда проще «послушному» ребенку: захотеть, получить затрещину и окрик, что этого нельзя, перехотеть пробовать что-то вообще, через какое-то время забыть родительскую нотацию и сделать глупость…

С какого возраста воспитывать самостоятельность мышления?

Необходимость научить ребенка мыслить осознают, в принципе, большинство родителей. Но насколько часто совершается совершенно нелогичная ошибка – родители до определенного возраста держат ребенка «на коротком поводке», а потом вдруг, в один прекрасный момент, решают, что он уже достаточно большой и нужно требовать от него самостоятельного мышления !

А ведь нереально хотеть от ребенка прямо противоположных вещей: выполнять приказы вопреки собственным желаниям и самостоятельно думать, зачем, как и что делать!

Учить ребенка мыслить нужно с самого малого возраста (разумеется, соизмеряя возрастные возможности).

Как научить ребенка мыслить, а не выполнять указания?

Думаю, каждый, кто хоть раз сталкивался с маленьким ребенком, уже подумал – разве возможно отказаться от требования послушания ? Дети постоянно куда-то лезут, проказничают и явно не вписываются в «правильное» (с точки зрения взрослого) поведение! И если дать ребенку возможность делать что угодно, то он наверняка быстро натворит каких-нибудь глупостей (хорошо еще, если безопасных!).

Это все так – разумеется, ребенок не может понимать всего, что знает о жизни взрослый, и информировать его надо!

Конечно, первые в жизни ребенка запреты базируются именно на ограничении его от тех опасностей , до которых он самостоятельно не додумается! Не надо хотеть от трехлетнего, чтобы он понял, к примеру, откуда в газовой плите берется огонь и почему нельзя поворачивать ручки на плите – но остановить его от игр с этим бытовым агрегатом необходимо!

Но все же, каких правил воспитания нужно придерживаться, желая научить ребенка мыслить самому?

  • По возможности, объясняйте ребенку, почему что-либо запрещаете (или наоборот, заставляете делать ), каковы отрицательные последствия неправильных действий. В примере с плитой – сначала остановите малыша, а потом хотя бы покажите ему, как сгорает в огне бумажка!
  • Дайте ребенку право на ошибку ! Во многих случаях собственный отрицательный опыт учит лучше, чем самые толковые пояснения! Так что, если непосредственной опасности это не представляет, позвольте ребенку попробовать что-то сделать неправильно и увидеть негативные последствия (сломать игрушку, обидеть приятеля, не выучить уроки и получить двойку и т.п.).
  • Если считаете, что пояснения какому-либо запрету давать рано, ребенок не поймет их в силу возраста, то хотя бы не мотивируйте запрет («увижу – дам ремня!»). Просто останавливайте ребенка каждый раз, как он будет пытаться сделать запретное – на какой-то раз он запомнит, что ему говорили «Не делай этого», и не сделает. А потом постепенно начнет задумываться – а почему именно не делать? Именно так ребенок учится мыслить – чего и стоит добиваться!
  • Не пугайте ребенка и не давайте фантастичных пояснений (типа «много знать будешь – рано состаришься!» или «Не ходи туда – там бабайка!»). Во-первых, это так же неинформативно, как запрет без пояснений, во-вторых, не дает ребенку подумать, оперируя правдивыми фактами. А рано или поздно невинная родительская фантазия вскроется, и ребенок радостно нарушит то, от чего его раньше сдерживала лишь наивность!
  • Рассуждайте вместе с ребенком, давайте ему логические задачи для обдумывания! Это можно делать просто в ходе обычного бытового общения: поднимайте всяческие темы — от «Что было бы, если бы собаки умели говорить» до «Как бы ты ответил, если бы тебя обозвали обидным словом в школе» (это уже сродни психологическому тренингу), и т.д. Чем больше малыш интересуется явлениями окружающего мира, тем легче ребенку научиться мыслить творчески и логически!

Научить ребенка мыслить самостоятельно можно лишь в том случае, если как можно чаще давать возможность ему это делать, не подменяя долгих (с точки зрения взрослого) рассуждений с самостоятельными выводами готовыми указаниями!

Копирование этой статьи запрещено!

Развивать логическое мышление учащихся начальных классов необходимо постоянно. Регулярные тренировки в решении головоломок, нестандартных задач, ребусов и задач на смекалку полезны и необходимы для ума ребенка.

Для развития логического мышления младших школьников используются несложные задания, например, найти лишнее, продолжить ряд знаков, найти числа или недостающие фигуры и т.д. Даже самые простые логические задачи для детей помогают избавить мышление от шаблонов.

Что должен уметь школьник для успешного выполнения заданий на логику?

  • рассуждать, используя доказательства и аргументы;
  • последовательно мыслить;
  • выстраивать гипотезы;
  • оценивать важность условий задачи, их истинность;
  • аргументированно опровергать чужие неверные выводы;
  • выбирать и использовать разные способы для решения конкретного вида задач.

Способы решения задач на логику

Условно их можно поделить на стандартные и нестандартные.

Стандартные методы

К традиционным методам относятся популярный метод проб и ошибок , который может потребовать много времени и терпения, и метод шаблонов , к которому в основном прибегают при решении школьных задач.

Пример задачи, которую хотят решать уравнением, а проще - логически.

Мы знаем, что абсолютное большинство взрослых захотят решить предложенную задачу с помощью уравнения. Неплохой способ, но зачастую обыкновенные логические рассуждения помогают найти ответ быстрее, без ручки и бумаги, просто в уме.

  • метод последовательных рассуждений;
  • «с конца»;
  • с помощью таблиц истинности;
  • метод блок-схем.

Нестандартные методы

Среди популярных, нестандартных - целенаправленный поиск «ключа» («ключей») и метод «игры в создателя» (т.е. моделирования различных вариантов принципов, использованных для создания задачи). А если подсказки, шаблоны решения отсутствуют, применяется самый сложный метод – поиска метода.

Для быстрого и правильного решения различных логических головоломок и задач на смекалку ребенку необходимо:

  • знать виды логических задач;
  • владеть возможными методами решения задач;
  • уметь классифицировать задачу и выбирать самый простой и «красивый» способ ее решения.

Алгоритм решения задач на логику и смекалку

Основные шесть этапов, которые последовательно должен пройти ученик, решая логическую задачу:

  • Ознакомление с условиями задачи.
  • Понимание содержания задачи, анализ условий, моделирование.
  • Поиск метода решения.
  • Применение метода решения, поиск правильного ответа.
  • Проверка правильности решения и оформление ответа.
  • Анализ проведенного решения.
  • Отработка и закрепление навыков решения аналогичных задач.

1. Внимательно прочитайте условие задачи, лучше несколько раз. Четко уясните вопрос или проблему, которую нужно разрешить. Чаще всего ошибки в решении появляются от невнимательности. Особенно это касается задач с подвохом.

2. Кратко запишите условия задачи, по возможности, опишите задачу схематически (в виде рисунка, схемы, графика, дерева, чертежа и т.д.). Наглядное представление задачи не только способствует более быстрому уяснению содержания задачи, но и поможет выявить новые связи между элементами задачи или увидеть скрытые свойства объектов. Выделите существенные и несущественные условия задачи и попробуйте упростить задачу, абстрагироваться от действительности, мысленно смоделировать описанную в задаче ситуацию.

3. Попытайтесь определить тип задачи и соответственно подобрать метод решения, который обычно применяется для решения этого вида заданий. Например, для решения задач на определение истинности или ложности высказывания удобно использовать таблицу. Для решения задач с большим количеством взаимосвязанных условий лучше использовать метод графов и т.д.

4. Используя выбранный метод, решите задачу.

5. Проверьте ваш вариант ответа. В случае письменного решения задачи надлежащим образом запишите правильный ответ.

6. Анализ проведенного решения представляет собой обсуждение всего хода мыслительных действий в процесс решения логической задачи. Это завершающий и необходимый этап решения любой задачи, не только логической. Он включает:

  • поиск альтернативного, более рационального, красивого способа решения;
  • анализ всего процесса, моментов, которые вызвали затруднения;
  • выделение важных признаков данного типа задач;
  • составление алгоритма их решения;
  • систематизация полученных знаний.

Школьнику полезно записывать свои решения, алгоритмы и рассуждения в отдельную тетрадь, например, специально для занятий на ЛогикЛайк. Таким образом он будет «пропускать через моторику» свои рассуждения и всегда сможет вернуться к своим наработкам.

Развивать логическое мышление учащихся начальных классов необходимо постоянно. Регулярные тренировки в решении головоломок, нестандартных задач, ребусов и задач на смекалку полезны и необходимы для ума ребенка.

Для развития логического мышления младших школьников используются несложные задания, например, найти лишнее, продолжить ряд знаков, найти числа или недостающие фигуры и т.д. Даже самые простые логические задачи для детей помогают избавить мышление от шаблонов.

Что должен уметь школьник для успешного выполнения заданий на логику?

  • рассуждать, используя доказательства и аргументы;
  • последовательно мыслить;
  • выстраивать гипотезы;
  • оценивать важность условий задачи, их истинность;
  • аргументированно опровергать чужие неверные выводы;
  • выбирать и использовать разные способы для решения конкретного вида задач.

Способы решения задач на логику

Условно их можно поделить на стандартные и нестандартные.

Стандартные методы

К традиционным методам относятся популярный метод проб и ошибок , который может потребовать много времени и терпения, и метод шаблонов , к которому в основном прибегают при решении школьных задач.

Пример задачи, которую хотят решать уравнением, а проще - логически.

Мы знаем, что абсолютное большинство взрослых захотят решить предложенную задачу с помощью уравнения. Неплохой способ, но зачастую обыкновенные логические рассуждения помогают найти ответ быстрее, без ручки и бумаги, просто в уме.

  • метод последовательных рассуждений;
  • «с конца»;
  • с помощью таблиц истинности;
  • метод блок-схем.

Нестандартные методы

Среди популярных, нестандартных - целенаправленный поиск «ключа» («ключей») и метод «игры в создателя» (т.е. моделирования различных вариантов принципов, использованных для создания задачи). А если подсказки, шаблоны решения отсутствуют, применяется самый сложный метод – поиска метода.

Для быстрого и правильного решения различных логических головоломок и задач на смекалку ребенку необходимо:

  • знать виды логических задач;
  • владеть возможными методами решения задач;
  • уметь классифицировать задачу и выбирать самый простой и «красивый» способ ее решения.

Алгоритм решения задач на логику и смекалку

Основные шесть этапов, которые последовательно должен пройти ученик, решая логическую задачу:

  • Ознакомление с условиями задачи.
  • Понимание содержания задачи, анализ условий, моделирование.
  • Поиск метода решения.
  • Применение метода решения, поиск правильного ответа.
  • Проверка правильности решения и оформление ответа.
  • Анализ проведенного решения.
  • Отработка и закрепление навыков решения аналогичных задач.

1. Внимательно прочитайте условие задачи, лучше несколько раз. Четко уясните вопрос или проблему, которую нужно разрешить. Чаще всего ошибки в решении появляются от невнимательности. Особенно это касается задач с подвохом.

2. Кратко запишите условия задачи, по возможности, опишите задачу схематически (в виде рисунка, схемы, графика, дерева, чертежа и т.д.). Наглядное представление задачи не только способствует более быстрому уяснению содержания задачи, но и поможет выявить новые связи между элементами задачи или увидеть скрытые свойства объектов. Выделите существенные и несущественные условия задачи и попробуйте упростить задачу, абстрагироваться от действительности, мысленно смоделировать описанную в задаче ситуацию.

3. Попытайтесь определить тип задачи и соответственно подобрать метод решения, который обычно применяется для решения этого вида заданий. Например, для решения задач на определение истинности или ложности высказывания удобно использовать таблицу. Для решения задач с большим количеством взаимосвязанных условий лучше использовать метод графов и т.д.

4. Используя выбранный метод, решите задачу.

5. Проверьте ваш вариант ответа. В случае письменного решения задачи надлежащим образом запишите правильный ответ.

6. Анализ проведенного решения представляет собой обсуждение всего хода мыслительных действий в процесс решения логической задачи. Это завершающий и необходимый этап решения любой задачи, не только логической. Он включает:

  • поиск альтернативного, более рационального, красивого способа решения;
  • анализ всего процесса, моментов, которые вызвали затруднения;
  • выделение важных признаков данного типа задач;
  • составление алгоритма их решения;
  • систематизация полученных знаний.

Школьнику полезно записывать свои решения, алгоритмы и рассуждения в отдельную тетрадь, например, специально для занятий на ЛогикЛайк. Таким образом он будет «пропускать через моторику» свои рассуждения и всегда сможет вернуться к своим наработкам.

У большинства современных детей совсем отсутствует логическое мышление. Это происходит из-за того, что все, что их интересует, они могут найти в интернете. Даже дошкольники освоили компьютер и другие средства коммуникаций, но логика для них – это дремучий лес. Многие школьники не умеют думать логически. Элементарные вопросы приводят их в замешательство.

Всему виной общедоступность нужной информации и полное отсутствие нужды думать и самостоятельно выстраивать логические цепочки.

Зачем нужно развивать логическое мышление?

Навык логического мышления, позволяет анализировать и просчитывать, любые возможные варианты выхода из той или иной сложной жизненной ситуации. То есть, если с человеком в жизни случается что-то из ряда вон выходящее, требуется решение проблемы необычным путем, человек лишенный логики, поступит опрометчиво, потому, что выберет самый явный путь. Тот же, кто умеет думать логически, проанализирует все возможные и даже невозможные варианты решения. Выберет из них более подходящие, и начнет применять на практике один за другим.

Этот навык необходим для успешной учебы. Автоматическое запоминание текстов и стихов в этом не поможет. Можно наизусть выучить таблицу умножения или даже название планет и созвездий, но без системы эти знания не дают возможность делать выводы и решать задачи.

Свободно мыслящий человек для большинства является идеалом, образцом развития человеческой природы. Нам нравятся люди, способные по-настоящему свободно мыслить. И многим родителям хотелось бы именно такими видеть своих детей в будущем. Но, насколько воспитание детей способствует свободному мышлению?

Обычно родители хотят от своих детей, чтобы те «думали правильно», то есть думали по уже заведенному образцу. Где – то это разумно, иначе каждый ребенок вынужден был бы проходить путь духовной эволюции, проделанный человечеством в течение веков. Это и невозможно, и не нужно, поэтому родители предоставляют детям готовые ответы на вопрос – как жить в этом мире.

Но, обучая ребенка правилам и отношениям в обществе, мы часто блокируем свободу его мышления. Приучая ребенка слушать старших, важно не разрушить его способность думать самому.

Как совместить свое влияние на ребенка и возможность воспитать свободно мыслящего человека?

Начнем с того, чего делать НЕ СТОИТ, если вы хотите вырастить ребенка мыслящим человеком.

Директива «Не думай»

Существует особый механизм, который влияет на способность ребенка к самостоятельному мышлению. Это родительские директивы, скрытые послания, в частности директива «Не думай». Больше о скрытых посланиях, которые мы передаем детям, можно узнать из вебинара «Осторожно, слова!» .

Эта директива, как и другие, передается в словах и действиях родителей.

На словах она звучит:

«Не умничай!»

«Не витай в облаках!»

«Что, самым умным себя считаешь?»

«Много будешь знать, скоро состаришься!»

«Не рассуждай, а делай, что тебе говорят!»

«Не думай об этом, отвлекись» (говорится в проблемных ситуациях)

«Много думать вредно!»

«Много ты понимаешь!»

«Ты пока мал об этом рассуждать!»

Своим поведением родитель также может передавать директиву «Не думай!», кода выглядит раздраженно, насмешливо, нетерпеливо, слушая вопросы или рассуждения ребенка.

Если родитель искренне считает, что мышлению ребенка не стоит доверять, и ничего ценного и интересного в его словах и мыслях нет, то он обязательно транслирует ребенку директиву «Не думай».

«Ты просто думать не хочешь!»

«Где твоя голова?»

«Совсем не соображаешь!»

Такие слова, хоть и маскируются под побуждение ребенка подумать или «подумать еще раз», внушают ему недоверие к своей способности размышлять.

В результате получения директивы «Не думай» у детей развивается глубокое недоверие к результатам своей умственной деятельности, и даже сомнение в самой ее возможности. Это отношение переходит во взрослую жизнь, препятствуя любой деятельности, связанной с мышлением, принятиям решений. Во взрослом возрасте человек, получивший такую директиву, испытывает страх перед принятием решений, у него может быть снижена способность к анализу, он может совершать странные необдуманные поступки, часто таких людей преследуют головные боли психосоматического происхождения.

Родители, передающие такую директиву детям, как правило, не имеют планов испортить им жизнь. Они просто стремятся поддержать свой авторитет, обеспечить дисциплину, оградить ребенка от болезненных мыслей, уберечь от опасных решений. Однако, позитивные намерения родителей никак не спасают дела, директива действует весьма разрушительно.

Таких слов лучше ребенку не говорить! Тем более, что они говорятся часто, не с целью воздействовать на ситуацию, а с целью сбросить эмоциональное напряжение родителей. Так, например, родитель, раздраженный тем, что ребенок не может решить задачу, говорит ему: «Ты просто не думаешь!». При этом родитель в глубине души понимает, что эта фраза никак дела не улучшит, но с ее помощью он выплескивает свое напряжение.

Чтобы избавиться от поведения, которое транслирует ребенку директиву «Не думай», родителям имеет смысл для начала заметить, те эпизоды, когда директива передается. Для того, чтобы лучше понять, почему вы передаете эту директиву, стоит разобраться и в себе. Если вы сам носитель такой директивы, ваши родители передали ее вам, то вы, весьма вероятно, передаете ее своим детям, как эстафетную палочку.

Дети часто приходят к неожиданно точным выводам, у них часто бывают свежие и яркие суждения. Чтобы развить способность к анализу, мышлению, ее надо тренировать. Следующие фразы, обращенные к ребенку, помогут ему поверить в то, что он одарен разумом и способен его использовать:

«Ты многое можешь понять сам»

«Давай вместе рассуждать»

«Твои выводы о ситуации очень важны»

«Ты сможешь разобраться в этом»

«Расскажи, как ты это видишь».

Как поддержать свободу мышления ребенка

Некоторые стратегии помогут вам поддержать свободу мышления и независимость ребенка.

1. Поддерживайте индивидуальные решения

Часто родители, видя то, как действует ребенок, склонны направлять его на правильный путь. Иногда это оправданно, например, когда речь идет о безопасности. Вы не можете позволить ребенку неправильно держать нож или обращаться с огнем. Но, очень часто, родительские вмешательства существуют и в тех областях, где это вовсе не обязательно. Например, родители настойчиво направляют игры, способы ребенка рисовать или заниматься иным творчеством. Даже в таких, казалось бы, творческих областях над родителями, а, следовательно, и над детьми довлеет норматив.

Для того, чтобы освободить ребенка от тотального давления норм и заранее предписанных форм деятельности, попробуйте ослабить контроль в тех областях, где это возможно. Как правило, дети, если взрослые не нависают над ними непрерывно, изобретают свои собственные способы действовать и это очень ценные ростки индивидуальности, творческого начала. Понаблюдайте за детским способом действовать, спросите ребенка, почему ему удобно именно так, попросите даже научить вас действовать новым способом.

Важно постараться не вмешиваться в процессы, которые являются формой выражения внутреннего мира ребенка – это, прежде всего, игра и творческие занятия. Пусть хотя бы в этих областях ребенок будет свободен реализовать самого себя без страха совершить ошибку. Может быть, вам кажется, что ребенок все бросает, ничего не доводит до конца, небрежен, несобран и игра его слишком примитивна. Однако, возможность принимать свои решения очень ценна в жизни детей, мир которых часто весьма зарегулирован требованиями к ним и оценками. Предоставьте ребенку свободу там, где это возможно.

Какую свободу может иметь ребенок:

Иногда одеваться полностью по – своему вкусу, даже если одежда кажется родителям нелепой.

Обустроить свой уголок, небольшое пространство по своему вкусу.

Дружить с теми, кто нравится ему.

Делать дела собственным способом, например, совершать уборку так, как удобно ему, если общий результат вас устраивает.

Заниматься творческими занятиями в любой удобной для него форме, не стремясь каждый раз к результату.

2. Интересуйтесь мнением ребенка

Не спешите давать готовый ответ в спорных ситуациях, конфликтах, не замыкайте ребенка на идее, что существует всего один правильный ответ. Само наличие разных мнений, возможность и ценность высказывания этих мнений – это важное послание ребенку.

Читая ребенку книги, не спешите объяснять повороты сюжета, постарайтесь хоть немного дать шанс на размышление самому ребенку. Часто дети, уже запуганные перспективой ошибиться в своих суждениях, уже обработанные директивой «Не думай», страшатся высказывать свое мнение взрослым или пытаются угадать по их лицу правильный ответ. Назидательная литература, поучения родителей, вся система государственного образования приучает детей думать, что есть единственно правильный ответ. Но, чем старше ребенок, тем больше нужно давать ему шансов на самоопределение по важным вопросам, на высказывание своего мнения.

Иногда родители дают ребенку высказаться лишь для того, чтобы в случае неверного суждения ребенка выдать ему подходящие аргументы, исправить его. Они по настоящему не интересуются тем, как и что думает ребенок, они сконцентрированы на том, чтобы направить его мысли в нужное русло. Важно понимать, что такая тактика имеет мало общего с тем, что называется интересом к мыслям ребенка. Если вы просто лукавите, маскируя нравоучения под интерес, ребенок сразу это почувствует и замкнется.

3. Вместе с ребенком размышляйте над спорными ситуациями

Если ребенок приходит к вам за советом, используйте эту ситуацию, чтобы помочь ему развить навыки мышления. Не стремитесь сразу же объявить ему, как правильно поступить.

Во-первых, примите тот факт, что ребенок может знать ситуацию лучше вас, а значит и возможностей решения у него больше, хотя он этого может не осознавать.

Во-вторых, стереотипный выход не всегда лучше, а ребенок в силу незамутненности своего взгляда способен выдать более свежее решение.

В-третьих, сам процесс размышления может быть более ценным, чем готовый ответ на вопрос: как мне поступить?

Рассмотрите с ребенком ситуацию и предположите несколько вариантов решения.

Чтобы лучше разобраться в ситуации, предложите ребенку такую игру:

шаг 1

Опишите ситуацию: кто участники, в чем причина конфликта. Не спешите на этом этапе. В зависимости от возраста и характера ребенка можно использовать рисунки, помогающие понять ситуацию, игрушки. Например, можно зарисовать конфликт, используя разные цвета для обозначения эмоционального фона и состояния участников. Можно рисовать участников в виде геометрических фигур, животных с разными характерами, в виде любых образов, которые подскажет воображение ребенка.

На этом этапе вы можете использовать игрушки, для создания игровой иллюстрации. Образы могут быть «говорящими»: персонажа, который видится агрессивным, ребенок может обозначить волком, персонажа, от которого ожидается защита, например, доброй феей.

шаг 2

Попытайтесь вместе с ребенком понять, что каждый персонаж чувствует и думает в этой ситуации.

Важно, чтобы ребенок смог взглянуть на ситуацию немного со стороны, отделить себя от эмоционально значимой и конфликтной истории. На этом этапе можно предложить ребенку вжиться в других персонажей, попробовать понять их настрой. Это расширяет для ребенка возможности понимания других людей.

шаг 3

Создайте два или более сценариев развития ситуации. Конфликтные ситуации отличаются тем, что кажутся безвыходными. Предлагая ребенку создать не один, а два или больше сценариев, вы уже тем самым сообщаете ему, что возможных выходов из проблемной ситуации может быть много.

Не волнуйтесь, если ребенок предлагает фантастический сценарий, который нельзя реализовать в жизни. Впоследствии у вас будет время обсудить, что можно сделать в жизни, а что только в фантазии.

Сам по себе процесс придумывания фантастического выхода имеет собственную энергетику, раскрепощающую мышление ребенка.

шаг 4

Выберите понравившийся сценарий. На этом этапе далеко не всегда удается определиться с тем, как действовать дальше, но это и не требуется. Ваша задача просто выбрать сценарий, который видится вам удачнее других, и поговорить о том, почему он привлекает.

Не стоит волноваться, если вы в результате предложенной игры не найдете абсолютно идеальный вариант. Нам часто трудно смириться с тем, что процесс размышлений не привел нас к желаемому – то есть к идеальному решению. Но, сам процесс этой игры более важен, чем конкретный результат.

Главная задача предложенной игры – трансформировать ситуацию конфликта, придать ей объем и живость, позволить ребенку проявить свои способности.

4. Изучайте искусство вместе с ребенком

В изучении такого искусства, как музыка живопись, скульптура, мода, проще быть свободным в суждениях, чем, например, при анализе книг или кино. Это наиболее доступная область для того, чтобы развивать у ребенка способность доверять себе, свободно рассуждать. Просите ребенка выразить свое отношение к предметам или явлениям искусства, не ограничивая его правильными готовыми суждениями.

В искусстве также существует нормативное прочтение, однако, общаясь с ребенком, не стоит торопиться давать ему готовые ответы. Прислушивайтесь к его реакциям на произведения искусства, побуждайте размышлять о них, исследовать свои чувства.

Система образования успеет внушить детям, что есть «правильное» прочтение и понимание искусства, задача же родителей дать детям немного больше свободы.

5. Множество решений

Представление о том, что у проблемы есть правильное и неправильное решения сильно ограничивает перспективу.

Сталкиваясь со сложными ситуациями вместе с ребенком, возьмите за правило, придумывать как минимум три решения. Это оптимистичный подход, который заранее настраивает на целое пространство возможных выходов, вместо узкого коридора «единственно верного способа».

Тренироваться лучше на простых примерах. Что делать, если забыл пенал дома, промочил ноги, опоздал на зарядку, не досталось игрушки. Предложите ребенку придумать пару вариантов выхода и еще один запасной. При этом не оставайтесь в стороне, включайтесь с поиск решений. Показывайте пример трех решений в своих личных проблемных ситуациях. Не критикуйте варианты ребенка, важно не то, чтобы все предложенные выходы были идеальными, а то, что ребенок начинает видеть себя способным найти выход, причем не один.

После простых ситуаций можно переходить с ребенком к более сложным, например, к конфликтам в отношениях с людьми.

6. Домашний мозговой штурм

Решая простые или сложные семейные задачи, устраивайте мозговые штурмы. Каждый при этом имеет право высказать свое предложение, но никто не имеет право критиковать или отвергать предложения других. На этом этапе можно выбрать дежурного, который выдает штрафные очки участникам штурма за критику вариантов других участников. Поощряйте активность ребенка, дайте ему понять, что он способен генерировать идеи.

После создания списка идей можно устроить тайное голосование, чтобы каждый высказался за понравившуюся идею. Можно также вслух обсуждать предложенные варианты.

Для развития свободного мышления ребенка важно, что взрослые относятся к его идеям уважительно.

© Елизавета Филоненко



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: