Как привить ребенку любовь к порядку. Как привить ребенку любовь к обучению

Если у тебя в тумбочке бардак или по комнате разбросаны носки и косметика, то можешь даже не начинать заставлять ребенка убирать у себя в комнате. Он же видит, что и так сойдет, мама же не убирает. Поэтому сначала требуй чистоту от себя, а уже потом от малыша.

Поощряй инициативу

Дети еще в раннем возрасте проявляют желание помочь маме в домашних делах. Но мамы обычно отмахиваются, ведь проще раз сделать, чем после ребенка переделывать. Оно-то так, но если ты откажешь ребенку раз-второй-третий, то больше он помогать тебе не захочет даже через 5-10 лет.

Мотивируй

Объясни ребенку, что если всю неделю не убирать, то на выходных придется делать генеральную уборку, а значит все время мама будет занята. А если он поможет с уборкой после школы, то на выходных вы вместе сможете пойти погулять в парк или покататься на велосипедах.

Только не совершай ошибку — не давай денег или игрушки за уборку. Ты же хочешь привить любовь к чистоте, а не вырастить лентяя-манипулятора, верно?

Убирай в хорошем настроении

Если ты убираешь с унылым лицом, то у ребенка сформируется сразу негативное отношение к уборке. Он будет думать, что уборка — это что-то крайне неприятное, ведь мама такая грустная или злая, когда убирает. Поэтому хватит причитать, как тебе все это надоело и прочее. Убирай с улыбкой и с мыслью, что скоро дома будет чисто и приятно.

Преврати уборку в веселье

Убирай вместе с ребенком, но не просто, а сделав из этого веселую игру. Можно громко петь, слушать музыку, устроить соревнование или игру, придумать задания для «супергероя». Так твой малыш будет с нетерпением ждать каждой уборки.

Чем раньше ты начнешь приучать ребенка к чистоте и порядку, тем легче будет и тебе, и ему в будущем. Так что все в твоих руках.

Навыки чтения и любовь к нему — это совершенно разные понятия. Нынешние дети, как правило, обучаются чтению гораздо раньше, чем их ровесники прошлого столетия, но читают при этом меньше. А в школе большинство из них делают это уже вынужденно.

Так происходит во многом ещё и потому, что есть родители, которые абсолютно искренне не могут понять, зачем человеку сегодня, в век интернета, нужно чтение, когда существует много других источников приятного времяпрепровождения. Но ведь читая, человек размышляет, формируются его чувства.

Чтение великолепно развивает интеллект и воображение. Так как же вырастить настоящего читателя? Советует наш портал.

Как помочь ребёнку «войти во вкус» к чтению

Культивировать любовь к книге собственным примером

В вопросе воспитания любви к чтению многое зависит от семейных традиций: если взрослые не могут жить без книги, то и младшее поколение будет зачитываться. А если родители не читают, с кого же детям брать пример?

Нередко к психологам наведываются родители с жалобами на хладнокровное отношение сына или дочери к чтению, а на вопросы типа, видит ли их чадо маму или папу за книгой, получает ответ, что им некогда. Но ведь любовь к чтению не возникнет сама по себе там, где её никогда не было. Поэтому нужно брать инициативу в свои руки, запасаться интересными книгами и читать.

Главное — удовольствие!

Постарайтесь сформировать для ребёнка персональную траекторию чтения. Для этого целесообразно почитать подходящие по тематике книги. Ведь важно сделать так, чтобы время, проведённое за книгой, не становилось для ребёнка принуждением, а ассоциировалось с приятными моментами жизни.

Зачастую родители в своём стремлении вырастить вундеркинда начинают давить на ребёнка, торговаться за каждую самостоятельно прочитанную строку, обещая позже почитать ему вслух. Но подобный подход к одному из приятных занятий человека совершенно нецелесообразен.

Чтобы процесс чтения ассоциировался у ребёнка только с удовольствием, можно превратить это действо в совместный досуг.

А когда наступит черёд учебной литературы, она не станет для вашего чада неподъёмной «ношей».

Совместное чтение можно обратить в обучающую игру, предлагая ребёнку обсуждать картинки, считать на них предметы, находить что-либо, следить за изменениями героев и т. д. Главное — не перестараться и помнить, что у малыша чтение должно вызывать радость.

Читаем вслух — значит общаемся

В процессе чтения ребёнку он рад уже тому, что мама или папа находятся рядышком, уделяют ему внимание, и этот приятное действо закрепляется в памяти, как несущее удовольствие.

Помимо прочего, в эти минуты вы полностью принадлежите своему чаду, поскольку не можете одновременно делать ещё что-то, как это обычно бывает при общении (и даже играх) с ребёнком: мыть посуду, готовить, отправлять сообщения по телефону и т. д. В данном случае происходит полный контакт и это прекрасно.

Из книги — в реалии жизни

Чтение полезно ещё и своим психотерапевтическим воздействием. Даже сказка может помочь найти выход из различных жизненных ситуаций как детям, так и взрослым. Или описания историй и примеры героев. Ребёнок склонен накладывать книжную модель поведения на свои эмоции и чувства.

Например, если малыш боится ночных кошмаров (а маленький герой в книге удачно с ними справляется), к нему приходит понимание, что не один он такой и с этим страхом можно справиться.

Конечно, у кого-то подрастают так называемые книжные дети, которых не нужно привлекать к чтению. И если ваше чадо не из их числа, то лишь ваш ежедневный кропотливый родительский труд способен помочь привить своему отпрыску любовь к книгам. Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в этой полезной работе.

Как сделать так, чтобы поход в художественный музей стал удовольствием для ребенка и для взрослого? Этой теме посвятила свою методику Франсуаза Барб-Галль из школы Лувра. На ее семинаре в Киеве побывала Зоя Шинчук, заместитель директора одесского музея Блещунова. Зоя поделилась с Letidor своими впечатлениями от методики Барб-Галль. Фотограф из Риги Сабине Дундуре, которая ведет цикл уроков «Art Lessons» рассказала нам о собственных наработках в этой области.

Барб-Галль: Что такое перед нами?

Несколько лет назад преподаватель школы Лувра, искусствовед и педагог Франсуаза Барб-Галль написала книгу для родителей «Как говорить с детьми об искусстве». Книга стала очень популярной во Франции и Европе не только из-за того, что автор дает массу простых и забавных советов родителям, но еще и потому, что самих родителей подчас ставит в тупик поход в музей. (Мы не искусствоведы, не художники вдруг расскажем что не так)? На русском языке книга вышла маленьким тиражом, но она есть в сети.

Вот основные постулаты методики Барб-Галль:

  1. Выбрать музей, до которого легко добраться.
  2. Важно не рассказывать ребенку о произведении искусства, а узнать, что он думает о произведении сам. Франсуаза часто говорит детям: «Я не понимаю, что тут изображено. Расскажите мне. Помогите мне разобраться». Отчасти, это провокация.
  3. Не стоит осматривать за раз огромный музей, пребывание в музее не должно быть слишком долгим.
  4. Показать ребенку ваши любимые картины, и если обратный путь проходит мимо них, опять остановится рядом.
  5. Купить открытки с репродукциями.
  6. Обязательно зайти в кафе.
  7. Не ходить в музеи, когда идем дождь.

Автор пособия разделила всех детей на три группы по возрастам. От пяти до семи. Таким ребятам нравятся яркие картины с понятными сюжетами. Они же самые главные поклонники современного искусства и инсталляций.

Дети от 8 до 10 с интересом изучают детали и подробности картин. Им нравятся батальные полотна.

Ну и, наконец, старшие – от 11 до 13 – требуют рассказать им про ситуацию в стране, где написана картина, обращают внимание на исторический контекст и символы, разбросанные на полотне.

Зоя Шинчук: Ребенок – главный в диалоге об искусстве.

Искусствовед, художник и заместитель Музея личных коллекций имени Блещунова Зоя Шинчук рассказывает о том, как применить теорию Барб-Галль на практике и почему все же стоит отказаться от посещения музея в дождь.

- Вот я и мой ребенок стоим перед картиной. И что дальше?

  • Надо попросить ребенка порассуждать о том, что он видит на картине. В методике Барб-Галль человек, рассматривающий картину – то есть ребенок – является персоной номер один. Он главный в этом диалоге. Вы можете спросить: Что создает на картине ощущение одиночества? Мы это чувствуем, теперь нужно описать, понять почему. Почему калитка закрыта? Лежит снег, а из труб не идет дым? Почему именно тут сидит птица? И вот постепенно как в детективе разматывается история.

Выводы, которые сделает ребенок – и являются главными.

- А если перед нами натюрморт?

  • Что изображено на натюрморте? Цветы – символы жизни, бренности жизни, об этом знают каждый взрослый. Бабочка – символ души. Можно поразмышлять с ребенком, почему бабочка. Почему весенние и осенние плоды изображены вместе? Это символ изобилия. При этом накрытый стол изображен так, что нам кажется, будто предметы съезжают вниз, стакан вот-вот упадет. Почему? Это намек на то, что богатство и роскошь преходящи: сегодня есть, а завтра нет.

- Смысл в том, чтобы ребенок научился формулировать мысли?

  • Конечно, формулировать очень важно. А еще здесь есть момент, близкий к волшебству: вы вместе проводите своеобразное расследование. При этом возникает ни с чем несравнимое чувство первооткрывателя. Если заразить ребенка этим исследованием искусства, он сможет из этого колодца черпать вдохновение всю жизнь!

- Получается, в музее взрослый должен полностью отказаться от поучений? Как же так?

  • Да, отказ от авторитарности и желания поучать. Кроме того, не стоит грузить ребенка теми знаниями, которые ребенок освоить не в состоянии. Ведь что такое классическая методика ведения экскурсий? Это безостановочный монолог лектора.

Дети осваивают эту информацию специфически. Если после экскурсии или лекции, спросить ребенка, о чем рассказывала тетя, его ответ может оказаться далеким от предмета. Ребенок выхватывает из потока речи то, что ему понятно и знакомо. После чего склеивает эти впечатления в одну картинку. Итог: тетя говорила-говорила, но не донесла.

- Что делать обычным родителям, не искусствоведам и не художникам?

    Попытаться начать. Выбрать музей, который находится не очень далеко от дома. Барб-Галль предлагает пойти в ближайший от дома музей. Чтобы дорога не утомила ребенка. Для начала выбрать, скажем, пять произведений искусства. После прогулки по музею отвести ребенка в кафе – закрепить положительные впечатления. Тут тоже надо подготовиться – найти недалеко от музея кафе, если кафе нет в самом музее.

    У меня двое детей – пять и одиннадцать лет. Можно ли с ними одновременно пройти экскурсию по технологии Франсуазы? Я справлюсь?

    Конечно, справитесь.

- То есть, я буду рассказывать им одну и ту же историю?

  • Это они вам расскажут историю. А вы как человек опытный будите дополнять ее. Чем старше ребенок – тем больше дополнений. Главное не давить сверху, а дополнять его рассказ.

- Почему все-таки не стоит идти в музей, когда идет дождь?

  • В дождливый день ребенка сложнее «включить», он расслабленный, сонный. В такой день лучше отдыхать.

Сабине Дундуре: Искусство + Английский

Еще один эксперт – фотограф из Риги Сабине Дундуре, которая ведет на английском уроки «АRT Lessons» в языковом центре OLSC, поделилась с нами несколькими практическими наработками:

  • В Париже я водила своих 11-летних родственниц в музей Д Орсе. Я приготовила фрагменты из картин и сказала, что надо найти сами произведения. Можно использовать открытки, репродукции или просто найти эти картины в интернете и распечатать их на принтере. У каждой из девочек было по десять фрагментов картин. Больше всего им понравились картины с изображениями животных, собачками, котятами. Этих котят они нашли первыми.

На уроках «АRT Lessons» я учу детей задавать вопросы. Умение задавать вопросы – важный момент при изучении языка. Кроме того, мы повторяем лексику. Когда брали тему Дега – это были названия цветов. Арчимбольдо – овощи и фрукты.

Первым делом я спрашиваю: что мы видим на картине? Дети начинают отвечать наперебой. Когда слова у них заканчиваются, они не могут больше ничего придумать, тогда спрашиваю я: почему человек летит? Бывают ли у тебя ситуации, когда летаешь ты?

Практическое задание для двух групп ребят. Обе группы получают репродукцию картины (вариант: распечатку из интернета), и пишут вопросы к этой картине. Побеждает команда, которая напишет больше вопросов.

Урок длится час. Половину урока мы говорим о картине и художнике. Дети устают, они не привыкли говорить так много. Минут двадцать они рисуют, в это время они отдыхают. И еще десять минут они рассказывают, что они изобразили.

Для второй части урока я готовлю задания. Дети должны предложить свою версию картины или что-то дорисовать. Например, для «Поэта в нищете» (Карл Шпитцзек «Poor poet») надо было дорисовать предметы, которые могли бы сделать героя счастливым. Ребята очень обрадовались, что они могут помочь поэту. Рисовали большие окна, компьютер, шкаф с одеждой, стол с едой. Потом мы обсуждали, как могут эти вещи помощь поэту.

Задание для детей, которые любят сочинять. Придумать свое продолжение истории, которую мы видим на картине. Перенесли действие из лета в зиму и наоборот. Вообразить, что происходило за десять минут до ситуации на картине.

Следуя всем этим не слишком хитрым методам вы, родители, можете привить ребенку любовь к искусству. И сделать так, чтобы ему не казалось, что поход в музей - самое тяжкое наказание, которое можно только выдумать!
Удачи!

Кажется, мы каждый день слышим новости о том, что современные дети становятся все более упитанными в сравнении с предыдущими поколениями. Увеличенный индекс массы тела становится реальностью благодаря отсутствию высокой двигательной активности, тяге к перееданию и страсти к электронным технологиям.

Ваш ребенок тоже больше не желает выходить на улицу и резвиться со сверстниками? Не стоит сразу отбирать у него из рук мобильный телефон. Поступите мудрее и попытайтесь привить тягу к активному отдыху. Дети любят выплескивать свою нерастраченную энергию, поэтому перед вами стоит задача направить это желание в верное русло.

Сделайте физические упражнения семейным развлечением

Когда вы уже съели свой ужин, легко забыть обо всем на свете, позволив себе лениться перед телевизором на диване. Но если погода и увеличение светового дня позволяют выйти на улицу, почему бы не отправиться на прогулку всей семьей? Весна и лето - это прекрасное время, чтобы вооружиться мячами и велосипедами и отправиться в ближайший парк, в лес или на стадион, оборудованный тренажерами. Если вы и ваши дети еще не привыкли к коллективным играм, просто сделайте первый шаг и начните исследовать окрестности. Со временем у вас появятся общие предпочтения и деятельность, которую захочется повторять снова и снова.

Стремитесь к часу активного времени в день

Исследования показывают, что дети для сохранения здоровья должны оставаться активными по крайней мере на протяжении одного часа в день. Но что мы подразумеваем под словом «активность»? Это означает здоровую деятельность, при которой увеличивается частота сердечных сокращений (бег, прыжки, ходьба, прогулки с собакой и прочие варианты). Это должно заставить работать мышцы ребенка (ползание по деревьям, занятия на турнике, шведской стенке, лазание по канату, приседания, толчки, наклоны и прочее). Также активная деятельность должна охватывать все группы мышц (прыжки на скакалке, плавание, катание на скейтборде и роликовых коньках, езда на велосипеде). Вы можете разбить дневную норму на короткие 20-минутные отрезки.

Считайте шаги

Современные мобильные приложения делают любителей здорового образа жизни более нацеленными на результат. Вы можете устроить внутри семьи мини-соревнование, в ходе которого выясните, кто из вас является рекордсменом по пройденным шагам за неделю. Определяйте победителя, вручайте призы и подарки, разжигайте между собой здоровую конкуренцию. Также шагомер является отличным средством, которое поможет научить ребенка следить за своей двигательной активностью.

Готовьтесь удивлять

Нет необходимости вкладывать деньги в дорогостоящие тренажеры, когда можно потратить лишь малую часть на скакалки, коньки, хулахуп или футбольный мяч. К тому же многие современные парки отдыха оборудованы простейшими неэлектронными тренажерами и имеют пункты проката велосипедов. Держите руку на пульсе последних новинок и предложений, отслеживайте рынок товаров, бывших в употреблении. Когда дети жалуются, что им скучно, не усаживайте их перед телевизором, вместо этого предложите новый вид деятельности.

Составьте план мероприятий

Дети любят новизну, они хотят получать впечатления и поддерживать устойчивый интерес к привычной деятельности. Чтобы держать их мозг в тонусе, планируйте увлекательные поездки всей семьей. Купите абонемент в бассейн, посетите аквапарк, оправляйтесь в поход или за город на пикник. В ненастные дни посетите местный развлекательный центр или пригласите друзей детей к себе в дом. Поощряйте активные игры.

Запишите ребенка в спортивную секцию

Самая увлекательная часть игровых занятий - это возможность взаимодействовать со сверстниками. Выберите для своих детей кружки по интересам, стараясь рассмотреть все возможные варианты. Не настаивайте на своих предпочтениях, ориентируйтесь на потребности малышей. И если кто-то из детей действительно хочет заниматься боевыми искусствами, не противьтесь этому, настаивая на лыжной секции. В первую очередь, выбранная деятельность должна приносить ребенку радость.

Не пренебрегайте игровыми консолями

Существует множество игр, направленных на знакомство детей с активной деятельностью. Например, игровая консоль Kinect имеет датчики для занятий фитнесом или танцами. Если вам не по карману покупать контроллер, вы можете арендовать его в местном магазине электронных товаров.

Удовольствие, а не принуждение

Никогда не принуждайте детей к занятиям спортом. И если дети не проявляют особого интереса к активной деятельности, покажите, как это здорово, на личном примере. Получайте удовольствие сами, и малыши обязательно захотят к вам присоединиться.

Учитывайте индивидуальные особенности ребенка

Не все дети созданы одинаковыми, даже если речь идет о родных братьях и сестрах. Если один ребенок может любить одиночество, то другой не мыслит своего досуга без привлечения друзей. Не торопитесь с выводами и будьте терпеливы. Создавая программу досуга или комплекс упражнений, учитывайте все характерные особенности ваших детей.

Наглядный пример

Никто не будет воспринимать занятия спортом всерьез, если перед глазами не будет наглядного примера, доказывающего пользу фитнеса. Дети, которые видят, как их родители отправляются в парк на пробежку, не станут сидеть у телевизора. Они не будет стоять в стороне, если их лучшие друзья договариваются пойти побросать мяч в корзину.

На полу разбросаны игрушки, вы постоянно спотыкаетесь о них, а в шкафах всё перевернуто вверх дном... И как бы вы ни старались, крутясь как «белка в колесе», поддерживать порядок становится всё сложнее и сложнее. А маленький непоседа, как ни в чем не бывало, сидит на полу и в очередной раз выкладывает мозаику, половина деталей которой растерялась и уже вряд ли найдется. Если эта ситуация знакома вам, то наверняка вы не раз задавались вопросом: как приучить ребенка к порядку?

На самом деле, существует немало уловок, благодаря которым вы сможете это сделать. Однако не относитесь к ним, как к правилам, которым необходимо следовать неукоснительно, а принимайте их в качестве рекомендаций. Поскольку каждый ребенок индивидуален: кто-то эмоционален и предпочитает возиться с пылесосом, а кто-то любит складывать игрушки. Поэтому к каждому малышу необходимо подобрать свой «ключ».

Как приучить ребенка к порядку?

Прежде чем прививать своему чаду любовь к порядку, начните с себя: старайтесь убирать вещи, вешать одежду в шкаф, мыть посуду и делать другие домашние дела. Ведь не секрет, что маленький человечек, как губка: всё впитывает в себя. Поэтому если изо дня в день он будет видеть, что в доме убрано, со временем воспримет домашние обязанности, как сами собой разумеющиеся.

Однако, чтобы достигнуть заветной цели, этого недостаточно. Постарайтесь избежать типичных ошибок и вовремя начать приучать малыша к подрядку.

Итак, приступим…

Некоторые особенности занятий с ребенком

* Все свои действия объясняйте и подавайте собственный пример

В начале объясните малышу, что вы от него хотите и зачем это нужно. Затем продемонстрируйте действие самостоятельно, а потом проделайте то же самое вместе с крохой, комментируя и направляя каждое движение.

* Закрепляйте полученный навык

Повторяйте действие, пока малыш не усвоит его.

* Соблюдайте последовательность

Переходите к приобретению следующего навыка только тогда, когда ребенок справляется с предыдущим заданием самостоятельно.

* Всегда хвалите своего маленького помощника

Малыш не получает удовлетворение от сложенного конструктора в коробку или вымытой чашки. Ему гораздо важнее осознать свою значимость для вас и получить ваше одобрение. Поэтому не скупитесь на похвалу: кроха обязательно её запомнит и в следующий раз постарается порадовать вас еще больше. Хвалите всегда, даже если у малыша плохо получилось выполнить ваше поручение. Ведь он сделал всё САМ!

* Вместе занимайтесь домашними делами

Вы затеяли уборку, а маленький непоседа «путается под ногами»? Отлично! Используйте этот момент: дайте ему влажную тряпочку, пусть вытирает пыль, подражая вам.

* Четко формулируйте задачи для малыша

Когда ребенок мал, он не понимает общих фраз: «Убери за собой» или «Собери игрушки». Поэтому ему необходимо давать конкретные задания: «Положи куклу на кровать», «Заведи машинку в гараж», «Отнеси мячик» и так далее.

* Учитывайте эмоциональное состояние ребенка

Если у крохи сегодня не задался день или он слишком перевозбужден, находясь под впечатлением яркого события, отложите уборку на следующий день. Вспомните себя: разве у вас всегда есть настроение мыть посуду, пылесосить и делать другие домашние дела?

* Распределяйте обязанности

Скажите малышу «Ты убери игрушки, а мама помоет посуду» или «Вытри пыль, а мама пропылесосит».

* Добавьте элемент творчества

Уборка - дело неинтересное и скучное. Поэтому замените нудные уговоры убрать игрушки на увлекательную игру или волшебную историю.

Если вашему крохе около года, устройте состязания: «У кого игрушка упадет громче в коробку?» или «Кто быстрее добежит/доползет до коробки с игрушками?»

Если ваш малыш постарше , придумайте волшебную историю или игру:

o Расскажите, что ночью прилетит Фея Чистоты, которая проверит всю работу.

o Придумайте историю о том, что большая коробка - это домик или волшебный башмак, в котором живут игрушки.

o Машинки наперегонки едут под кровать спасать заблудившегося там зайку.

o Предложите крохе построить гараж, в который игрушки на ночь отправятся спать.

o Придумайте злую волшебницу Пылюку и прогоните её.

Таких историй и игр можно придумать немало. Ведь приключения есть на каждом шагу!

Старайтесь избегать типичных ошибок

Их не так много:


* Если у ребенка что-то не получается, не ругайте его
и уж тем более не исправляйте работу в его присутствии, поскольку малыш может разувериться в собственных силах. Ведь он так старался!

* Старайтесь не ставить ребенку сложных задач , которые не соответствуют его возрасту.

* Не сравнивайте своего малыша с другими детьми, поскольку это может вызвать у него негативную реакцию не только по отношению к вам, но и по отношению тому, с кем его сравнивают. Кроме того, кроха может обозлиться и поступать вам назло, думая, что вы любите другого ребенка больше. Поэтому сравнивайте малыша только с самим собой. Например, «сегодня ты убрал игрушки быстрее/медленнее, чем вчера» и так далее.

* Когда ребенок не хочет убирать , не заставляйте его, лучше всеми способами заинтересуйте сделать это самостоятельно.

* Не наказываете ребенка , если он не хочет убирать. Гораздо более действенный способ - ваш отказ поиграть с ним или почитать книжку.

* Если ребенок стремится что-то выполнить самостоятельно или помочь вам, не отмахивайтесь от него со словами: «Я сделаю быстрее», «Иди лучше посмотри мультик», «Мне некогда», «Не мешай». Потому что спустя какое-то время малыш начнет ощущать себя маленьким царьком, за которого все сделают. И тогда в ответ на свою просьбу помочь или убрать за собой со стола вы рискуете услышать от ребенка «Мне некогда» или «Сделай сама».

Поэтому постарайтесь уделить крохе время, чтобы выполнить работу вместе с ним или дать ему возможность проявить самостоятельность.

* Не говорите ребенку, что он плохо убрал в комнате, недостаточно хорошо помыл посуду, не так сложил одежду. Лучше лишний раз похвалите его за старание, это будет гораздо эффективнее.

* Старайтесь не «торговаться» с малышом: не предлагайте ему конфетку или шоколадку взамен на то, что он уберет игрушки или сложит одежду. Поскольку, повзрослев, ребенок будет все делать только взамен на что-то.

* Не превращайте уборку в наказание. Если ребенок измазался в чем-то, не стоит говорить ему «Постирай сам майку», или если он в чем-то провинился - «Ты сегодня меня расстроил, а теперь иди и собери свои игрушки». Потому что у малыша сложится отрицательное отношение к домашним делам, и тогда помощи от него уже не ждите.

Приучая ребенка к порядку, учитывайте его возраст

Некоторые родители полагают, что пока ребенок маленький, не стоит нагружать его работой по дому, поэтому выполняют всё сами. Они считают, что малыш должен наиграться, а наработаться еще успеет. На самом деле, такой подход не совсем верный. Поскольку, когда ребенок пойдет в школу, могут начаться куда более серьезные проблемы: опоздания на уроки, неспособность заправить самостоятельно постель, разбросанные по всей комнате книжки и тетрадки.

Поэтому психологи советуют начинать приучать ребенка к порядку как можно раньше: ближе к 11-12 месяцам. Поскольку, как правило, в этом возрасте у малыша появляется осознанный интерес к складыванию и доставанию предметов из различных емкостей.

Поэтому не упустите этот период: начните активно заниматься с малышом. Например, соберите вместе с ним разбросанные игрушки с пола и сложите их в коробку (контейнер) или каждую игрушку положите на свое место. При этом комментируйте все свои действия: «Машинку поставим в гараж», «Мишка живет в домике», «Кукла спит в кроватке» и так далее.


Примерно с 1,5-2 лет можете начать приучать кроху складывать свою одежду.
Сначала покажите, где она должна находиться. Отведите для детских вещей доступное место: нижняя полка в шкафу или комоде, отдельная низкая тумбочка.

Обучая ребенка складывать одежду, вначале объясните, зачем это нужно, а затем покажите, как это делается. После чего проделайте все действия вместе, комментируя и направляя каждое движение.

Благодаря вашим стараниям малыш в 2-2,5 года научится складывать и развешивать свою одежду на детском стульчике самостоятельно. Конечно, она будет сложена и развешена не идеально, но ведь он сделает это САМ!

Обычно, начиная с 2-2,5 лет, детки рвутся помогать маме. Поэтому ваша задача - всеми способами поддержать это желание.

Например, если ваш ребенок проявляет интерес к мытью посуды или стирке, почему бы не доверить ему столь ответственные задания? Принцип тот же: вначале объясните, затем покажите и выполните все действия вместе, комментируя каждое движение.

Начиная с 2,5-3 лет можете доверить крохе более ответственные дела: полить цветы, вытереть пыль или подмести на кухне. И не беда, если немного воды малыш прольет на пол, ведь вы рядом и подскажете маленькому помощнику, что лужицу можно вытереть тряпкой.

Чему еще можно научить ребенка, подскажет ваша фантазия и стремление крохи к новым познаниям (не упустите эти моменты). Главное - не боясь, привлекайте малыша к работе по дому и давайте понять, что его помощь просто необходима.

Разумеется, у вашего маленького помощника не все получится сразу: он не наведет в одночасье порядок в комнате и не вымоет идеально посуду. Однако разве это главное? Гораздо важнее, чтобы он начал приобретать необходимые навыки, которые пригодятся ему во «взрослой» жизни и усвоил простую истину: каждая вещь имеет свое место.

P. S . Не всегда все эти уловки работают. Однако практически каждая мама имеет в своем «арсенале» способ, как приучить ребенка к порядку. Например, моя сестра, войдя в комнату и увидев беспорядок, говорит своей двухлетней дочери: «Ой, как же мы пойдем гулять/кататься на горках/в гости, когда такой бардак в комнате? Давай всё быстренько уберем вместе: ты уберешь кукол, а я кубики». Или «Как же я книжку тебе почитаю, если везде игрушки и негде сесть?», «У мамы/папы болит спинка/ручки, помоги». И вы знаете, это работает!

Дорогие мамы, а у вас есть уловки, с помощью которых вы прививаете своему ребенку любовь к порядку?

врач-ординатор детского отделения



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: