Как празднуют еврейский новый год в израиле. Новый год

Необыкновенно привлекательна страна Израиль: древняя и современная, полная контрастов, таинственная и экзотическая. И мистическим образом связана эта земля с цифрой «три»: на крохотной территории государства разместились 3 моря; израильская столица Иерусалим называется городом 3-ех религий, да и сама страна имеет прямое отношение к 3-м авраамическим религиям мира. И еще одна «тройка»: знакомый с раннего детства каждому человеку праздник наступления Нового года — в Израиле разделился на 3 отдельных торжества! Да-да, у жителей Государства Израиль не один, а целых 3 «новых года» в году:

Иудейский Новый год, называемый здесь Рош а-Шана;

Особый новый год для приносящих плоды деревьев – Ту би-Шват;

Западный Новый год, который отмечают светские жители подавляющего большинства стран Земли.

Каждый из этих праздников отличается в ближневосточной стране своими традиционными обрядами, ритуалами и особенностями, а все вместе они составляют настоящий комплекс новогодних празднований.

Новогодний праздник Рош а-Шана

В ночь с 5-го на 6 сентября еврейский Новый год в Израиле 2013 года (по европейскому календарю) вступил в свои законные права. Летоисчисление на Земле Обетованной от западного отличается, счет годов религиозные иудеи ведут от момента Божественного сотворения нашего мира, то есть до ночи с 25-го на 26-е сентября следующего, по-западному, 2014 года – в Израиле властвует 5775 год.

Верующие евреи убеждены, что именно в новогодний период на Небесах происходит вынесение решения по судьбе каждого человека, по его будущему или его ближайшей смерти, он награждается счастливым и богатым существованием или наказывается бедственным положением. Вознесение искренних молитв в это время, несомненно, повлияет на вердикт Творца.

С приближением вечера Рош а-Шана принято произносить особые ритуальные приветствия даже при встрече с малознакомыми людьми: звучат пожелания о записи в Книгу Жизни. Праздничная новогодняя трапеза также традиционна, на столе – положенный набор блюд и продуктов. Обычно круглую, уже заранее благословленную халу (хлеб) обмакивают в мед, нарезанные на удобные дольки яблоки тоже едят с медом – такова символическая просьба к Богу, чтобы наступил «сладкий», благоприятный и несущий всяческие удачи год. Плодородие в ходе застолья олицетворяют рыбы, изобилие овощей и фруктов; на богатство указывают кружочки моркови в форме золотых монет, на добрые дела – спелые гранаты. Стремление к духовному развитию, движению вперед — в виде рыбной или бараньей головы — также «присутствует» на торжестве и призывает к жизненной позиции лидера, не позволяющей оказаться «в хвосте»

Еврейский Новый год в Израиле не обходится без подарков – и взрослым, и растущему поколению. Дарят сладости и вино, косметику и мед, бытовые приборы и подарочные купоны. Этот заповеданный Торой праздник – один из немногих , в которые подарки своим работником делают и работодатели.

Новый год деревьев

Январский праздник с именем Ту би-Шват посвящен прославлению деревьев и их плодородию, а еще он подразумевает единство природы и человека. Есть в еврейском календаре месяц шват, до 15-ого числа которого, как правило, выпадает на Святой земле основная масса осадков, необходимых для жизнедеятельности деревьев. Те плоды, что созрели уже после этой даты, относились в старину к урожаю следующего года (это учитывалось при отчислении десятины). А Новым годом деревьев являлось 1-ое швата – завершающий день налогового года у евреев для плодоносящих деревьев.

Одной из традиций праздника в современном Израиле стала посадка деревьев и исполнение в этот день специальных песен-гимнов.

Праздничное застолье обычно демонстрирует 7 лучших израильских видов плодов, прославляемых в священных книгах: виноград и пшеницу, финики и гранаты, ячмень, инжир и оливки.

Раннецветущие фруктовые деревья отметили свой Новый год в Израиле в 2014 году 16-ого января. Так как официальный еврейский календарь лунно-солнечный, в отличие от солнечного григорианского, то иудейские праздники приходятся на всегда определенную лунную фазу и на постоянный сезон года, но числа (если отслеживать их по западной системе счисления времени), на которые приходятся торжества, меняются.

Светский Новый год

Ассоциация новогоднего праздника с Чудом приходит к нам в детстве и сохраняется у большинства, порой, до самой старости. Взрослые люди грезят о волшебстве ничуть не меньше, чем малыши, ожидая обновления в жизни, счастливых перемен и удачи. А так как человеческая природа одинакова на всей нашей планете, то Новый год с равной долей радости приветствуют на всех континентах и в любой стране. Древняя Земля Обетованная исключением в этом вопросе тоже не стала.

Принято думать, что ночь на первое января лучше всего провести в собственном уютном семейном кругу, за праздничным, заботливо подготовленным для встречи грядущего года столом. Однако век скоростей и технологий вносит свои изменения даже в «домашние» праздники. Сегодня популярность набирают интересные путешествия в жаркие страны, создающие летнее настроение в разгар зимнего сезона. Поэтому новогодние туры в Израиль, круглогодично теплую ближневосточную страну, пользуются заслуженным спросом.

Зимние торжества на Святой земле открывают паломники-католики, прибывающие сюда на . После 25 декабря следует светский Новый год, который участники празднуют в отелях и ресторанах разных израильских городов, на тематических вечеринках и в ночных клубах. Но, пожалуй, самым захватывающим и необычным оказывается веселье на побережье, на пляжах Красного, Асфальтового или Средиземного морей, куда стекаются туристы, приехавшие и «захватившие» в отпуске столь удачные дни. Еще через неделю наступает православное Рождество. Верующие путешественники посещают храмы Иерусалима и, как когда-то волхвы вслед за , направляются к месту рождения Спасителя – в церковь Рождества Христова.

Возвращаясь к развлечениям в новогоднюю ночь по европейской традиции, отметим, что вряд ли кто-то из гостей или граждан соскучится в такой праздник в Израиле. Туры на Новый год предполагают увеселительные мероприятия на Севере, в Центре и на Юге страны. Вот лишь несколько примеров предложений по встрече 2014 года, поступивших от клубов MTL Group, «Барокко», «Малина», Fashionbar и «Акуна Матата», от компании Profi Entertainment и самых разных залов торжеств, отелей и ресторанов:

Романтический вечер в Нетании;

Танцевальное мероприятие в Беэр-Шеве с участием диджея и профессиональных хореографических ансамблей; закуски присутствуют «по умолчанию»;

Новогодняя программа в Glam-стиле с участием работников израильского Первого Радио в роскошных залах отеля City Tower гостиничной сети Leonardo в Рамат-Гане;

Бал-маскарады в северных регионах Израиля (в Хайфе, Нешере и других населенных пунктах):

Шоу-программы, богатое эксклюзивное меню – в центральных городах (Ришон ле-Ционе, Бат-Яме, Тель-Авиве и многих-многих других).

В организации ярких и незабываемы празднеств значительную роль исполняет , способствующий развитию мирного процесса на Земле и обеспечивающий своей деятельностью возможность выступления перед израильской публикой не только местных знаменитостей, но и международных коллективов или отдельных звезд (певцов, танцоров, гимнастов, эстрадных и цирковых актеров) из России и Европы, Африки и Америки.

У каждого, кто проводит новогодние каникулы в Израиле, накапливается масса положительных эмоций и необыкновенных, навсегда запоминающихся впечатлений. Помимо посещения редчайших святынь и прикосновения к древнейшим артефактам, путник знакомится с экзотической страной, ее культурой и обычаями на фоне сказочного праздника, обещающего человеку исполнение заветных желаний, воплощение сокровенной мечты и Чудо, которого все мы ждем всегда, независимо от возраста и местопребывания.

Новогодние праздники на родине Натали Портман (да-да, известная голливудская актриса – урожденная израильтянка) проходят одновременно и скромно, и весело. Парадокс? Не больший, чем вся эта страна – колыбель трех авраамических религий, одно из самых молодых и вместе с тем самых привлекательных для жизни и отдыха государств в мире.

Трудовые будни

Израильтяне празднуют свой собственный Новый год (Рош-а-Шана) в начале осени, а григорианские праздники носят в этой стране светский и неофициальный характер. Поэтому 31 декабря и 1 января даже не объявляются выходными днями (если только они не выпадают на Шабат), и далеко не все развлекательные учреждения и торговые центры готовят к этой дате специальную программу.
С другой стороны, Израиль – земля репатриантов, и львиную долю населения составляют выходцы из бывшего СССР, свято чтущие привычные традиции. Поэтому пусть неофициально, но Новый год здесь все же отмечается, причем так, как мы привыкли это делать в детстве – с тазиками оливье, дискотеками 80-х, застольями и боем курантов (по онлайн-тв через интернет).

Куда податься туристу

В столице государства, делать на новый год нечего – там никаких особых празднеств не предвидится. Другое дело – туристические города, такие как Хайфа, и, разумеется, . Во-первых, там много русских ресторанов, организующих новогодние банкеты «а ля рюс». Во-вторых, практически каждый крупный отель считает своим долгом устроить для своих гостей праздник: национальные традиции – это прекрасно, но желание клиента – закон. Наконец, ТРК, бутики и магазины в этот период не скупятся на солидные скидки, так что новогодний шоппинг будет вдвойне приятнее, а оставшиеся дома друзья и родственники обязательно получат свою порцию косметики с Мертвого моря и занятных сувениров.

Новогодние развлечения

В конце декабря – начале января в Израиле устанавливается очень приятная температура: порядка 25 градусов выше нуля. На побережье Красного моря в это время вполне можно (и нужно!) купаться, наслаждаться экскурсиями на яхте по заливу, рыбалкой. Любители «сухопутных» развлечений могут отправиться на сафари по пустыне или заказать познавательные экскурсии. Израиль – небольшая страна, здесь все в пределах досягаемости, так что за пару недель зимних каникул вы успеете осмотреть и древнюю Яффу, и бурлящий Тель-Авив, и все святые места, привлекающие паломников.

Детям понравятся аквапарки, тематические парки развлечений (Кингз Сити), зоологические центры, интерактивные музеи.
Несмотря на скромные размеры страны, в Израиле есть целых четыре моря, масса спа-курортов и даже горнолыжная база – гора Хермон. Хотите Новый год на побережье? Без проблем. Соскучились по снегу и морозцам? Тоже не вопрос. В Земле обетованной действительно есть все.

Почему Израиль?

Эта страна – лакомый кусочек для российского туриста, и вот почему:

  • Безвизовый режим с Россией. Да-да, чтобы провести каникулы на берегу Мертвого моря, вам не нужно оформлять никаких документов (кроме билета на самолет).
  • Отсутствие языкового барьера. Несмотря на то, что официальный язык государства – иврит, практически все здесь понимают русский, найти русскоязычного гида тоже не сложно, так что путешественнику не придется судорожно вспоминать английский, чтобы хоть как-то объясниться на ресепшене отеля или купить булочку в магазине.
  • Компактность. В любую точку страны можно добраться автобусом или машиной за несколько часов.
  • Возможность торговаться. Цены здесь «кусаются», но израильтяне любят остроумных собеседников, не лезущих за словом в карман. Пара уместных шуток и веселая перепалка с продавцом помогут вам сэкономить до 30% от первоначальной стоимости товара!

Лучше всего приезжать в Израиль в период с 23 декабря по 10 января – так вы еще «захватите» оба Рождества – а эти праздники проходят здесь ярче и душевнее, чем где бы то ни было еще. В конце концов, именно здесь две тысячи лет назад происходили все отмечаемые события.

Но это уже совсем другая история.

Израиль – древнее и многонациональное государство, которое привлекательно не только своей историей, но и традициями. Хотя на большей территории страны и распространен иудаизм, но, тем не менее, и паломники и туристы любят посещать Израиль именно в канун Новогодних праздников.

Европейское Рождество

Самым посещаемым городом в Израиле накануне Рождества является Вифлием или как его еще называют – Бет-Лехем, который расположен на западном берегу реки Иордан. Славится город самым древним храмом, который был построен на Святой земле еще в VI веке н.э. Именно здесь ежегодно проходит традиционная рождественская служба, с которой и начинают отмечать Новый год и Рождество. При этом службу могут посетить все желающие вне зависимости от религии. В канун Рождества преображается и сам Бет-Лехем. Город пронизывает яркая иллюминация, гирлянды, пушистые ели и праздничные иллюстрации. Конечно же, Рождество в Вифлееме начинается с праздничной службы, которая проходит как в Верхней соборной церкви, так и в пещере Рождества. Примечательным является то, что рождественская служба идет сразу на нескольких языках.

И хотя Израиль – страна, где европейский Новый год отмечать не принято, после церковной службы русская диаспора проводит праздничные шествия, уличные ярмарки и крестные ходы. Христиане отмечают Новый год в кругу семьи и друзей, а вот арабы - громкими фейерверками, веселой арабской музыкой и праздничным застольем.

В мусульманской стране не принято праздновать Новый год и Рождество на государственном уровне, поэтому дни праздника не считаются выходными.

Еврейский Новый год

Мусульманская часть населения Израиля отмечает Новый год или как его называют Рош а-Шана, в сентябре. Праздник посвящен не только наступлению нового года, но и сотворению мира. Рош а-Шана, в отличие от европейского нового года принято отмечать на государственном уровне. Главная подготовка к празднику – своеобразное очищение, анализ прошлых поступков и решений. По традиции праздничный стол должен символизировать самые лучшие пожелания, поэтому на еврейский Новый год принято готовить блюда из моркови, яблок или свеклы, рыбу и гранат. По поверьям в гранате столько же зерен, сколько и заповедей в иудаизме, поэтому именно этот фрукт должен входить в состав праздничного меню. Еще одна милая новогодняя традиция – есть хлеб, над которым была прочитана бенедикция, обмакивая его в мед - главный символ «сладкой жизни».

Кроме того, нужно отметить, что Рош а-Шана символизирует начало так называемых «дней трепета», которые заканчиваются днем всепрощения и искупления. «Дни трепета» длятся одну декаду. Это время необходимо верующим, чтобы осмыслить все допущенные ошибки и раскаяться. В поверье сказано, что в течение этого периода принимается Божественное решение, которое и будет влиять на судьбу человека в наступающем году.
Еще одна традиция новогоднего очищения – просить прощения у друзей и близких, а также желать друг другу быть занесенными в Книгу жизни. В дни рош а-Шана по всей стране проходят праздничные службы, так как в этот период

Все о смысле, традициях и днях наступления 5778 года по еврейскому календарю в Израиле и в мире в статье Шломо Громана, профессора университета Бар-Илан:

Название, смысл и даты праздника

Еврейский Новый год Рош ха-Шана (רֹאשׁ הַשָּׁנָה‏‎), точное произношение на иврите «рош hа-шанА», на идише «рошешОнэ»; здесь и далее ударение в словах отмечено заглавными буквами) отмечают 1-го и 2-го числа иудейского месяца тишрей (тишри). В 2017 году его празднование начинается вечером в среду, 20 сентября, и завершается вечером в пятницу, 22 сентября .

Поскольку в этом году второй день Рош ха-Шана плавно перетекает в шабат, учреждения, многие магазины и другие предприятия, а также общественный транспорт не функционируют трое суток подряд, вплоть до вечера субботы, 23 сентября . В отличие от шабата, в праздник разрешено приготовление пищи, но только предназначенной для съедания в ближайшие часы.

«Рош ха-Шана» дословно означает «голова года». Подобно тому как функции всего тела зависят от головы, от поведения человека в Рош ха-Шана зависит, каким будет для него наступающий год.

Рош ха-Шана празднуется два дня, хотя Тора предписывает соблюдать его только 1 тишрея: «И в седьмом месяце , в первый день месяца будет у вас священное собрание, никакой работы в этот день не делайте, в этот день трубите в шофар» (Ваикра/Левит 23:23-25; Бемидбар/Числа 29:1-6).

Как известно, в диаспоре (вне Израиля) все праздники празднуются два дня вместо одного, однако Рош ха-Шана празднуется два дня даже в Стране Израиля. Это является для нас памятью о временах существования Храма и Сангедрина (Синедриона), когда начало месяца устанавливалось Верховным судом по показаниям свидетелей, видевших серп молодой луны. Перед заходом солнца 29 элуля считалось неизвестным, увидят ли свидетели серп луны, т. е. будет ли наступающий день 1 тишрея или 30 элуля и следует ли начинать праздник. Во избежание сомнений постановили праздновать Рош ха-Шана два дня.

Когда был сотворен мир?

Какому из шести дней сотворения мира соответствует Рош ха-Шана, начало года? Оказывается, не первому дню, в который были сотворены небо и земля, а шестому, когда был создан человек. В этот день сотворение мира было завершено и начался первый год его полноценного существования.

«И сказал Бог: сделаем человека, и пусть он властвует над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотами, и над всей землей» (Берешит/Бытие 1:26).

Почему Тора говорит «сделаем» — во множественном числе? Разве не Бог в одиночку создал человека? На этот вопрос есть разные ответы, один из них таков: множественным числом глагола «сделаем» Бог обращается к самому человеку, который тем самым становится участником в Божественном сотворении его же личности.

Бог как будто говорит Адаму (и тем самым каждому человеку): «Если ты хочешь, если ты приложишь усилия, если ты постараешься, то мы вместе — ты и Я — сделаем из тебя человека». Таким образом, сразу при сотворении мира на человека была возложена личная ответственность за то, чтобы он был Человеком. И каждый праздник Рош ха-Шана — напоминание ему об этом.

Предтеча Йом-Кипура (Судного дня)

Установление 1 тишрея религиозным новым годом, по мнению законоучителей, связано и с тем, что в этот день Бог судит весь мир. В эти дни, учит иудейская традиция, Он записывает в Книгу Жизни главные события, которые произойдут с людьми в грядущем году. В богослужении на этот праздник преобладают мотивы самоанализа и покаяния. Тем не менее искренняя вера в то, что Господь желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник. С этого дня начинаются десять дней молитв и раскаяния – «ямИм нораИм» («дни трепета» или «дни раскаяния»), заканчивающиеся Йом-Кипуром — днем всепрощения, искупления. У нас есть 10 дней для того, чтобы обдумать свои поступки, исправить допущенные ошибки, раскаяться. Богослужения в эти дни призваны повлиять на решение Творца. Лишь после Йом-Кипура Божественный вердикт утверждается — «скрепляется печатью». Вкусные блюда и нарядные одежды выражают не веселье, а надежду на милосердие Бога, который любит и жалеет Своих детей и желает их оправдания на суде. Вместе с тем Рош ха-Шана отличается особой атмосферой серьезности и тревоги.

«Ташлих» – выбрасывание грехов в воду

Слова пророка Михи: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты бросишь в пучину морскую все грехи наши» (Миха 7:18-19) легли в основу обряда «ташлИх» («выбрасывание»).

После полудня в первый день Рош ха-Шана (или во второй, если первый день приходится на субботу) евреи собираются возле реки, ручья, родника или моря, встряхивают полы одежды, «вытряхивая» грехи, и произносят вышеприведенный стих, а также другие принятые в данной ситуации тексты и покаянные гимны и молитвы.

Обряд проводится около воды, согласно Каббале символизирующей милосердие, желательно возле водоема, где водится рыба, символизирующая плодовитость, жизненную силу и «вечноглядящее око». Обряд ташлих сам по себе не очищает человека, но символизирует его намерение укрепиться на пути покаяния в наступающем году.

Как поздравляем, как справляем

Самый простой способ поздравить с еврейским новым годом, не требующий знания иврита, – сказать «шанА товА» («год добрый»). Если ваши знакомые владеют идишем, их обрадует приветствие «а гут ёр», означающее то же самое.

После молитвы «Маарив» в первый вечер Рош ха-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в Книгу Жизни: «ле-шанА товА тикатЭву ве-тэхатЭму» («Да будете вы записаны на добрый год, и запись сия да будет скреплена печатью»). В этот день дарят подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда.

Что едим

Стремясь призвать в свой дом радость и счастье, в Рош ха-Шана едят яблоки с медом, различные сладости. Также на столе стоят блюда из рыбы — символа плодородия и размножения; баранья голова — символ главенствования, «чтоб нам быть головой, а не хвостом»; гранат — «чтобы заслуг наших стало много, как зернышек в гранате»; кружочки моркови, напоминающие золотые монеты; много других овощей и фруктов — в знак надежды на обильный урожай. В начале праздничной трапезы принято обмакивать хлеб (обычно круглую сладкую халу с изюмом), над которым было произнесено благословение, в мед, чтобы наступающий год был сладким. Существует и обычай есть яблоки с медом, говоря: «Да будет воля Твоя, Бог отцов наших, дать нам хороший и сладкий год».

Кислое, горькое и острое есть не принято. Орехов в Рош ха-Шана не едят, потому что гематрия (числовое значение) букв этого слова на иврите равна гематрии слова «грех».

Особенности праздничных молитв и благословений

Сборник еврейских праздничных молитв называется «махзОр», (круговорот, цикл). Среди молитв на Рош ха-Шана есть обычные, читаемые и в другие дни, например «Шма, Исраэль» и «Амида», текст которых модифицируется в соответствии с праздником. Но большую часть молитвенника составляют «пиюты» — поэтические произведения, написанные различными еврейскими авторами за последние 2000 лет.

Молитвы, читаемые в Рош ха-Шана, содержат десять иудейских текстов, упоминающих Бога как царя, десять текстов, упоминающих Бога как помнящего все, и десять текстов, в которых упоминается шофар (специально обработанный бараний рог) — один из главных атрибутов празднования Рош ха-Шана: в него трубят в ходе утренней молитвы.

Трубление в шофар

Одно из библейских названий Рош ха-Шана — «день трубных звуков». Важнейшая заповедь праздника – слушать, как трубят в шофар (непосредственно, а не как звук, транслируемый с помощью электроники), что символизирует коронацию Всевышнего как Владыки вселенной.

Голос шофара, похожий на плач ребенка, символизирует исходящий из глубины сердца крик души, обращенный к небесному Отцу, пробуждает человека к тшуве (раскаянию). Слушать звуки шофара принято стоя. Между произнесением благословений и до последней серии трубных звуков во время повторения хазаном молитвы «Мусаф» запрещено говорить что-либо, не относящееся к молитве или к исполнению заповеди о шофаре.

Звуки шофара объединяют всех евреев в единый народ, стоящий перед Богом на суде. Он объединяет не только тех людей, которые живы сейчас, но и все прошедшие и будущие поколения. Шофар — напоминание о том баране, которого принес Авраам в жертву вместо сына своего Ицхака. Наше поколение само по себе, может, и не устояло бы на суде, но наши предки и наши потомки защищают нас, и мы обращаем к Богу слова: «Вспомни заслуги праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова — и окажи нам милость ради того, что мы несем Твое Имя, и ради праведного Машиаха Твоего». Таким образом, шофар помогает нам устоять на Суде, пробуждает наши внутренние силы и дает нам защиту.

Точное время начала праздника и конца шабата

В канун первого дня Рош ха-Шана принято зажигать свечи. При этом произносят два благословения:

«БарУх атА адонАй элоhЭйну мЭлех hа-олАм ашЕр кидшАну бе-мицвотАв ве-цивАну леhадлИк нэр шель йом hа-зикарОн. АмЭн»(«Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Дня памяти. Аминь»)

«БарУх атА адонАй элоhЭйну мЭлех hа-олАм ше-hэхьЯну ве-киймАну ве-hигиАну ла-змАн hа-зЭ. АмЭн» («Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка вселенной, Который позволил нам дожить до этого времени. Аминь»)

Время зажигания праздничных свечей и исхода шабата 20/23 сентября в Москве – 18.16/исход – 19.21.

Евреи отмечают свой Новый год - Рош ха-Шана, который приходится на сентябрь-октябрь (месяц тишрей). Этот праздник означает начало года и символизирует день окончания Всевышним процесса сотворения мира. Рош ха-Шана празднуется по лунному календарю, обязательно в новолуние, только в понедельник, вторник, четверг или субботу. Это дни, когда верующие подводят итоги уходящего года и планируют дела на наступающий год.

При праздновании Рош ха-Шаны евреи совершают ташлих - бросают, читая молитвы, в реку или море кусочки хлеба или камушки, что символизирует очищение от грехов.

Родных и близких следует поздравить, подарить подарки, пожелать самого лучшего в наступающем году. Семьи собираются за традиционным столом с угощением, носящим символический характер. Это яблоки в меду (сладкая жизнь), порезанная кружками морковь (символ богатства), хала с изюмом (символ здоровья), овощи и фрукты (символ богатого урожая). Завершает празднование Нового года Иом-Киппур - День всепрощения и раскаяния.

Привычная для дата празднования Нового года, 1 января, еще лет 20 назад в Израиле практически не отмечалась. Появление в стране большого количества эмигрантов из бывшего СССР привело к тому, что постепенно этот праздник прижился и здесь. В Израиле его называют «Сильвестр». Это даже не выходной день, за исключением случаев, когда первое число приходится на субботу. Празднуется он традиционно, под новогодние телепередачи, в кругу семьи и друзей, с салатом оливье, икрой и шампанским.

Празднование Рождества

Самая распространенная религия в Израиле – иудаизм, но, тем не менее, Рождество Христово отмечается в стране как праздник общегосударственного и мирового уровня. Множество религиозных паломников и туристов приезжают в Вифлеем, где в базилике Рождества Христова, месте, где родился Иисус, всю ночь идет праздничная служба. Этот небольшой городок преображается в рождественские дни - на улицах стоят нарядные сияющие елки, витрины магазинов привлекают покупателей многочисленными товарами, все сверкает и переливается.

Рождественские службы проходят по всей стране, в самых известных храмах: Верхней соборной церкви, Кафоликоне, пещере Рождества, храме Гроба Господня в Иерусалиме, в Назарете, причем как 25 декабря, по католической традиции, так и 7 января – по православной.

В Рождественскую ночь верующие могут прикоснуться к Вифлеемской звезде, находящейся в пещере, где появился на свет Иисус.

Периодически Рождество может совпадать по дате с исконно еврейским праздником Ханука (праздник свечей). Этот праздник возник как дань памяти победе евреев над греками, и отмечается он в течение недели, когда каждый вечер в специальном подсвечнике-менорате зажигается по одной новой свече.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: