Как понять стоит ли. Как понять стоит ли оставаться в этих отношениях

У каждого человека есть определенный набор потребностей и желаний. Все, что он делает, в конечном итоге вытекает из этих ценностей и потребностей: в любви, признании, общении, саморазвитии, продолжении рода, получении материальных благ и т. д.

Что такое мотив

Необходимость человеческих существ в чем-то (например, в общении с другими людьми, в определенных переживаниях) имеет свои объяснения.

Тот предмет, который побуждает, заставляет человека поступать определенным образом, называется мотивом. Другими словами, это некие причины, объясняющие поступки людей.

Тема достаточно актуальная. Рассмотрим более глубоко, что такое мотив. В психологии давно занимаются внутренними причинами человеческих поступков и стараются понять, ради чего человек совершает определенные действия. Это делается, чтобы можно было классифицировать мотивы, хоть как-то их упорядочить. А поняв их, предугадать и защититься от негативных поступков других. Ведь далеко не все они направлены на добро.

Но не только мотивы являются движущей силой в поведении. Есть еще страх, привычка, жизненные цели и ценности, состояние аффекта. Что такое мотив деятельности? Это всегда глубоко личное. Он отвечает на вопрос о том, почему именно этот человек поступил так, а не иначе. Все другие позиции восприятия не такие личностные.

Продолжим разговор о том, что такое мотив. Причины человеческих поступков делятся на разные категории.

Мотивы: благородные и низменные

Здесь можно говорить про два распространенных противопоставления — «хочу» и «надо». Высокие (благородные) мотивы всегда связаны с желанием помочь другим, иногда это может быть даже в ущерб себе.

Низменные же направлены исключительно на себя любимого. При таком виде мотивов человек не только игнорирует других и их желания, но и действует в ущерб своему будущему, занимаясь удовлетворением только сегодняшних проходящих потребностей.

Готовность отказаться на время от комфорта ради достижения какой-либо цели (в учебе, любви, карьере) — это благородные мотивы. Так, занятия спортом (тогда, когда не очень хочется, вместо отдыха на диване, прогулок с друзьями) имеют благородные мотивы. А вот обжорство, наоборот - низменные.

Мотивы скрытые и явные

Не всегда можно сразу понять и объяснить поведение человека. То есть мотив может быть неявным, или же будут присутствовать сразу несколько причин поступка - лежащие на поверхности, явные мотивы и скрытые, запрятанные глубоко внутри, которые человек не открывает не только окружающим, но и самому себе.

Последние причины может не понимать и сам человек, не начав разбираться и копаться в себе. Иногда за внешне красивыми словами и благородными поступками скрывается банальная выгода или расчет. Так часто бывает в любовных отношениях между женщиной и мужчиной. Один любит по-настоящему, а другой только позволяет любить, пользуется, при этом желая выглядеть положительно в глазах других.

Люди часто стыдятся скрытых мотивов своих поступков. Они чаще не так красивы, как хотелось бы. Поэтому на первое место в таких случаях выходят мотивы явные.

Реактивные и проактивные состояния

Есть два варианта мотивации.

Первый, когда человек рассматривает существующие обстоятельства, анализирует их, делает выводы, на основании которых потом действует. Это осознанный выбор и мотив акции (проактивный).

Второй вариант — реактивный, когда уже обстоятельства начинают определять поведение человека. Тогда его выбор перестает быть свободным. Человеком начинает управлять ситуация.

Поступки человека с точки зрения закона

Что такое мотив? Этот вопрос очень важен при расследовании различных преступлений. Ответ на него может напрямую повлиять на следствие, приговор, меру наказания и дальнейшую жизнь совершившего какое-либо противоправное действие.

По уголовному закону, ответственность лица наступает только в случае установления вины. Необходимо соблюдать права человека и никого не обвинять голословно. Для этого как раз и необходимо понять, что такое мотив преступления, и установить его. Это также помогает впоследствии предотвращать преступления.

Что такое мотив, и какие формы его проявления встречаются в преступной деятельности? Список широк: зависть, месть, ревность, хулиганство. На первом месте среди мотивов стоит корысть. Под ее отрицательным влиянием люди чаще всего идут на преступления. Особенно этот мотив стал ярко проявляться с появлением частной собственности, больших денег и возможностей.

Есть преступления, совершенные, на первый взгляд, спонтанно, без каких-либо целей. Мотив также не просматривается. Такие ситуации чаще всего встречаются у людей, действующих под напором эмоций, а не разума. Либо за компанию. Например, кражи в маленьких магазинчиках группой подростков или угон автомобиля, чтобы просто покататься.

Таким образом, знание основных мотивов поступков человека может помочь нам эффективнее взаимодействовать друг с другом.

конкретный внутренний побудитель действия человека, обусловленный его интересами и ценностными ориентациями . побудитель поведения, в качестве которого выступает система потребностей .

Отличное определение

Неполное определение ↓

Мотив

то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В современной психологии термин «мотив» применяется для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. В роли мотива могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.

Изучением проблемы мотивации занимались также представители бихевиоризма и психоанализа. Бихевиористы понимают под мотивом действие любых стимулов, как внешних, так и внутренних, способных вызвать или активизировать поведение. В психоанализе роль мотива приписывается заложенным в человеке биологическим инстинктам и влечениям, которые под влиянием социальных условий отчасти подавляются и выступают в своих непрямых, символических формах (3. Фрейд и др.). Известным вкладом в развитие учения о мотиве была разработка идей о субъективно-объективной природе мотива (в частности, понятия о «побудительной силе» вещей К. Левина), о независимости мотива человека от элементарных биологических потребностей (Г. Оллпорт) и об «идеаторном», осознанном характере мотивов, выражающих систему жизненных ценностей человека (Ж. Нюттен).

В советской психологии проблема мотивов разрабатывается в связи с исследованием структуры человеческой деятельности и сознания, общественно-исторических по своей природе. Соответственно мотив определяется как то, что в отражаемой человеком реальности побуждает и направляет его деятельность. В мотиве конкретизируются, «опредмечиваются» потребности, которые не только определяют собой мотив, но, в свою очередь, изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению, и способы их удовлетворения. Еще более ярко роль мотива в формировании человеческих потребностей проявляется при возникновении мотивов, не имеющих аналогов у животных и впервые возникающих лишь в обществе. Представление о предметной и социальной природе мотива противостоит как теориям, ставящим человеческие мотивы в зависимость от «глубинных» инстинктивных влечений, так и теориям, приписывающим побудительную силу субъективным эмоциональным переживаниям, поскольку не эмоции определяют сферу мотивов человека, а, наоборот, развитие мотива человеческой деятельности обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства.

Первичная форма существования мотива – вещественные предметы, отвечающие простейшим материальным потребностям человека. Впоследствии мотивами становятся также предметы идеальные, выступающие в форме тех или иных побудительных представлений или сознательных целей («мотивы-цели»). Деятельность человека побуждается обычно одновременно несколькими мотивами, один из которых является основным, ведущим, а другие – подчиненными, иногда выполняющими лишь функции дополнительной стимуляции (например, собственно мотив труда и его материальное стимулирование). Особенность ведущих мотивов состоит в том, что кроме функции побуждения и направления деятельности они придают деятельности, ее объектам и условиям тот или иной субъективный личностный смысл. Например, труд в коммунистическом обществе имеет для рабочего иной смысл, чем в условиях капиталистического производства, когда он вынужден трудиться лишь ради заработка.

Мотивы могут находиться в различных отношениях между собой и различными внешними обстоятельствами: усиливать или ослаблять друг друга, вступать во взаимные противоречия и в противоречия с объективными возможностями реализации действия. Поэтому мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Этот процесс психологически осложняется также тем, что далеко не всегда реальные мотивы осознаются субъектом актуально, т. е. при подготовке и выполнении действий; нередко они обнаруживают себя лишь после того, как соответствующее действие уже совершено. От мотивов следует отличать мотивировки, т. е. высказывания, оправдывающие то или иное действие путем указания на побуждающие его объективные и субъективные обстоятельства; мотивировки могут не совпадать с действительными мотивами поступка или даже сознательно маскировать их.

Развитие мотивов находит свое выражение не только в их обогащении, но и в установлении определенной иерархии мотива – в выделении главных жизненных мотивов личности. При этом мотивы, отвечающие элементарным потребностям, подчиняются высшим социальным и духовным мотивам, так что при определенных условиях человек способен жертвовать материальными благами и даже самой жизнью во имя идеальных побуждений.

Отличное определение

Неполное определение ↓

от лат. moveo - двигаю) - материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает СМЫСЛОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для ОСОЗНАНИЯ мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

МОТИВ

англ. incentive) - 1) материальный или идеальный "предмет", который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью М. удовлетворяются определенные потребности субъекта; 2) психический образ данного предмета. В англоязычной литературе (см., напр., словарь Вебстера) принимается более широкое толкование М. (motive): нечто внутри субъекта (потребность, идея, органическое состояние или эмоция), побуждающие его к действию. Поэтому во избежание смысловых ошибок, слово motive следует переводить как "побуждение", "состояние побуждения", "стремление", "импульс", "мотивация" (а иногда и как "мотивировка").

Часто допускается, что у человека и животных могут возникать состояния побуждения (влечения) без переживания и осознания мотива. Это может означать 2 ситуации: 1) ситуацию "неопредмеченной" потребности; 2) ситуацию неосознанного мотива. 1-я ситуация возникает при отсутствии прошлого (индивидуального или инстинктивно-видового) опыта удовлетворения переживаемой потребности; лишь по мере приобретения такого опыта и формирования соответствующего знания у индивида формируются представления о предметах, способных удовлетворять ту или иную потребность. 2-я ситуация, с одной стороны, является общим случаем для животных, деятельность которых имеет неосознанный и непроизвольный характер; с др. стороны, и человек не всегда способен ясно отдавать себе отчет в истинных мотивирующих факторах своего поведения и деятельности.

Наиболее глубоко и последовательно раскрывал отношения в фундаментальной психологической триаде "потребность-М.-деятельность" А. Н. Леонтьев. Источником побудительной силы М. и соответствующего побуждения к деятельности выступают актуальные потребности. М. определяется как предмет, отвечающий потребности, а потому побуждающий и направляющий деятельность. Деятельность всегда имеет М. ("немотивированная" деятельность - та, М. которой скрыт от самого субъекта и/или внешнего наблюдателя). Однако между М. и потребностью, между М. и деятельностью, а также между потребностью и деятельностью нет отношений строгой однозначности. Иначе говоря, один и тот же предмет может служить удовлетворению разнообразных потребностей, побуждать и направлять разные деятельности и т. д.

Нередко деятельность имеет сразу несколько М. (т. е. является полимотивированной); точно так же она может побуждаться несколькими потребностями одновременно. Подобные мотивационные комплексы имеют собственную динамику, которая может сопровождаться кратковременной или, напротив, затяжной, едва заметной или же весьма драматической борьбой М. Но окончательное решение "что и как делать?" принимает, как правило, сознательный субъект на основе внутренней системы ценностей (ценностных ориентации). При этом, как тонко заметил Леонтьев, в ситуации полимотивированности один из М. становится основным, ведущим, а др. - подчиненными, играющими роль дополнительной стимуляции. Весь мотивокомплекс, как правило, не осознается, но он непосредственно проявляется в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, т. е. в форме сложного эмоционального отражения их субъективной ценности и в форме общего эмоционального настроения субъекта.

Формирование ведущего М. приводит к тому, что у него помимо функций побуждения и направления деятельности возникает особая смыслообразующая функция: он придает деятельности, действиям, целям, условиям деятельности определенный личностный смысл - осознанное внутреннее оправдание деятельности. Последнее, однако, может сильно отличаться от манифестируемого личностного смысла, называемого мотивировкой. В то же время у зрелой личности существует значительный ресурс произвольного и разумного управления своими М. (следовательно, смыслами), которые по большей части являются идеаторными, интеллегибельными образованиями (равно как и соответствующие потребности), напр., убеждениями. Личность способна не только осознавать стихийно и спонтанно формирующиеся ведущие М., ретроспективно решая т. н. "задачи на смысл" (Леонтьев), но и формировать ведущие М. в контексте той или иной ситуации и деятельности, придавая ситуации и деятельности определенный смысл на основе собственного понимания актуальности и значимости потребностей.

От вышеупомянутой полимотивированности необходимо отличать полимотивированность в др. значении. Хорошо известно, что "одинаковое" поведение может побуждаться крайне разными М. (и мотивокомплексами): у одного и того же индивида, тем более у разных. Поэтому понимание поведения представляет собой чрезвычайно сложную интерпретационную задачу. Тем не менее мотива-ционный анализ предполагается при юридической и моральной квалификации поступков человека. (Б.М.)

Мотив

1 . побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2. побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется; 3. осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

МОТИВ

MOTIVE)to, что побуждает человека стремиться к завершению чего-либо или к какой-либо цели. В этом понятии не различаются "внутренние" факторы, такие, как инстинкты, и "внешние", такие, как побуждения. См. ВОЛЯ.

МОТИВ

1. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (-> мотивация).

2. Предмет, материальный или идеальный, достижение коего выступает смыслом деятельности, - побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради коего она выполняется.

3. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

В зарубежной психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотивов в регуляции поведения субъекта: побудительная и направляющая функции мотива, детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивом, иерархия мотивов, стремление к равновесию, и напряжению как механизмы динамики мотивов (психоанализ, бихевиоризм, психология динамическая, психология топологическая, этология, психология гуманистическая и пр.). Недостаток этих исследований - отрыв от контекста деятельности человека и его Сознания.

В отечественной психологии как общий механизм появления мотивов рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы - "предметы потребностей". Отсюда - центральная закономерность: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность.

У человека источник развития мотивов - это безграничный процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу ценности, интересы и идеалы, кои в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реальными мотивами.

Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования - придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности смысл личностный. Функция смыслообразования связана с контролированием общей направленности деятельности личности. Функция контролирования обеспечивается мотивами не прямо, а через механизм коррекции эмоциональной поведения: эмоции оценивают смысл личностный происходящих событий; при несоответствии этого смысла мотивы изменяют общую направленность деятельности личности. Динамика мотива в конкретных ситуациях обусловлена активностью надситуативной, приводящей к постановке личностью сверхзадач и к появлению новых мотивов деятельности. Изучение сферы мотивационно-смысловой - центральная проблема психологии личности.

Мотив рождается в акте опредмечения потребности (-> потребность: опредмечение). Определяется как предмет потребности. Это определение не нужно понимать слишком буквально: предмет потребности - не обязательно вещь, он может быть идеальным. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Согласно другому определению, мотив - то, ради чего совершается действие, деятельность.

Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения: если до этого оно было ненаправленным, поисковым, то теперь оно обретает направленность. Оно направлено на предмет или от него - если мотив отрицательно валентен.

Типичный признак мотива - множество, "гнездо" действий, кои собираются вокруг одного предмета. Эта совокупность действий, вызываемых одним мотивом, и называется деятельностью, точнее - деятельностью особенной.

Мотив может удовлетворяться набором разных действий; с другой стороны, действие может побуждаться разными мотивами. Если взять конкретного индивида, то обычно его действия побуждаются сразу несколькими мотивами. Эта полимотивированность - типичное явление.

По своей роли не все мотивы, побуждающие к некоей деятельности, равнозначны: один из них, главный, называется мотивом ведущим, второстепенные - мотивами-стимулами.

Мотивы осознаются далеко не всегда, и потому их нужно разбить на два больших класса: мотивы осознаваемые и мотивы неосознаваемые.

Мотивы образуют иерархическую структуру (-> сфера мотивационная).

Если при теоретическом анализе деятельности естествен путь потребность - мотив - цель - действие, то в реальной деятельности постоянно идет обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности. То, как новые мотивы образуются в ходе деятельности - вопрос очень сложный. В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, названный механизмом сдвига мотива на цель.

Мотив

Словообразование. Происходит от лат. moveo - двигаю.

Специфика. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

Диагностика.. Основными признаками мотива являются: активизация деятельность (энергетический потенциал), направление активности на определенную цель, селективное внимание (на определенный вид раздражителей), подготовка к типичным образцам реагирования, реализация деятельности до достижения цели или до смены более сильной мотивацией. Эти признаки фиксируются в типичных экспериментальных ситуациях:

1. Предпочтение ключевого раздражителя в ситуации выбора.

2. Владение информацией о средствах достижения цели.

3. Сопутствующие психофизиологические реакции (психогальванический рефлекс, сила рефлекса, повышение тонуса, кардиоваскулярные изменения).

4. Сенсорные волны.

5. Ретроактивное торможение.

6. Моторная готовность к достижению цели.

7. Сила нажима при письме.

8. Готовность восприятия в аспекте осознанного интереса - апперцепции.

9. Готовность восприятия в аспекте подпороговых признаков, не связанных с осознанным интересом.

10. Продуктивность произвольной памяти.

11. Продуктивность непроизвольной памяти.

12. Эффект торможения в симультанном восприятии.

13. Латентное научение.

14. Намеренное обучение.

15. Время реакции в ситуации выбора.

16. Конфликтующие действия.

17. Спонтанная активность.

18. Выдержка при достижении цели.

19. Защитные психологические механизмы.

20. Проекция собственных качеств на других.

21. Сферы мышления.

22. Темы фантазирования.

23. Нелогичность мышления (преобладание эмоциональных оснований при классификации).

24. Самооценивание.

Литература. Graumann C.-F. Methoden der Motivationsforschung // Thomae H. (Hrsg.). Handbuch der Psychologie in 12 Bd. Allgemeine Psychologie II. Motivation. Gottingen: Hogrefe, 1965

МОТИВ

1. Состояние возбуждения, которое побуждает организм к действию. 2. Рационализация, подтверждение или оправдание, которое человек представляет как причину своего поведения. Обратите внимание, что это второе, в значительной степени не специальное, значение несет в себе тот же существенный теоретический компонент, что и первое, более специальное, оно характеризует причины поведения. 3. Иногда употребляется для обозначения общей глобальной установки, как, например, во фразе: "Его действия отражают альтруистические мотивы". Подробнее о моделях употребления см. мотивы.

Мотив [лат. movere - приводить в движение, толкать] - 1) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта- 2) предметно-направленная активность определенной силы- 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется- 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. В психологии выделен ряд особенностей природы и функций М. в регуляции поведения субъекта: побудительная и направляющая функции М. (психоанализ, бихевиоризм, динамическая психология, теория "поля" К. Левина), детерминация поведения человека неосознаваемыми М. (психоанализ), иерархия М. (психоанализ, "гуманистическая психология" и др.), целенаправленность активности (теория деятельности), стремление к равновесию и напряжению как механизмы динамики М. Развитие М. происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность. У животных диапазон объектов, выступающих в качестве М., дан от природы и ограничен специфичным для каждого биологического вида кругом приспособительных форм деятельности. У человека же источником развития М. является процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных М. в онтогенезе выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы, которые в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реально действующими М. Эти М. выполняют функцию смыслообразования, т. е. придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности личностный смысл.

А.Г. Асмолов

Определения, значения слова в других словарях:

Новейший философский словарь

МОТИВ (лат movere - побуждать, приводить в движение) - одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности - наряду с потребностями, интересами, установками, эмоциями, инстинктами Выражает тенденцию поддержания и возрастания индивидуального уровня деятельности...

Психологический словарь

(от лат. moveo - двигаю) - материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности - . представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями - от ожидания достижения данного предмета, либо...

Психологическая энциклопедия

1. Вообще – любое стремление или тенденция бороться за безопасность. 2. Тенденция избегать неудач или угрозы неудач, выходя из таких ситуаций путем понижения либо собственного уровня ожиданий, либо собственных целей. Обратите внимание, что первый способ употребления представляет...

Психологическая энциклопедия

(англ. incentive) - 1) материальный или идеальный "предмет", который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью М. удовлетворяются определенные потребностисубъекта; 2) психический образ данного предмета. В англоязычной...

Психологическая энциклопедия

Частный случай мотивации, ограниченный конкретными предметом, состояниемсубъекта, временем, ситуацией и т.п. Может возникать как реакция на внешний стимул или под влиянием психики личности, социально-психологического состояния группы. (Косолапов Н.А., с.104)

Психологическая энциклопедия

(от лат. moveo - двигаю) - материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает СМЫСЛОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: