Как определить, что младенец не наедается грудным молоком? Грудное молоко и смесь. Причины плохого аппетита у малышей «искусственников»

Нам, родителям, часто кажется, что ребенок мало ест. Особенно переживают по этому поводу бабушки и дедушки. Они думают, что их внук худенький, бледненький, потому что плохенько кушает, и стараются накормить посытнее да побольше.

Такое мнение естественно. Всеобщее утверждение, что хороший аппетит ─ признак крепкого здоровья, прочно живет в сознании. В старину на Руси по еде выбирали работников. По принципу: много ест ─ будет много работать.

Прибавка в весе

С новорожденными ситуация другая. Дети рождаются с инстинктом сосания, их маленький организм еще не научился переедать, поэтому грудничок поглощает столько, сколько требуется, не больше. Если родителям кажется, что новорожденный мало ест, проверьте, прибавляет ли малыш в весе.

В педиатрии утверждены специальные нормы, оговаривающие, на сколько граммов малыш прибавляет в весе каждый месяц, каждую неделю, каждый год. Сверяясь с нормами, родители поймут, правильно ли питается ребенок, хватает ли ему молочка или пора вводить прикорм. В таблицах расписаны прибавки веса в течение месяца для мальчиков и девочек, которые растут и развиваются не одинаково.

Прибавка в неделю почти не заметна, всего 70-190 г, но месячный грудничок вырастает уже на 760-1340 г. За 2 месяца малыш прибавляет 1720-2640 г. Потом скорость привеса немного замедляется и за 3 месяца составляет 2420-3540 г. А к 4 месяцам малыш прибавляет всего 2980-4270, хоть и кушает хорошо, и намного больше, чем в первые дни. Поэтому нам кажется, что ребенку недостаточно питания.

Нормы привеса рассчитаны на среднестатистического ребенка, не стоит следовать им с точностью до грамма. Каждый человек индивидуален по внешним параметрам, отличаются и внутренние процессы. Если грудной малыш с хорошим самочувствием бодр и активен, прибавка в весе наблюдается, значит, у родителей нет повода для беспокойства.

Малыш плохо кушает

Иногда бывает, что новорожденный плохо ест. Такое бывает нечасто, но в некоторых семьях случается, что ребенок действительно слабо сосет или вообще отказывается от груди. Когда кроха плохо кушает или не берет грудь ─ страшно для малыша, для мамы да и для всех членов семьи. Голодный младенец хочет кушать, кричит от голода, быстро худеет и слабеет.

Малыш может мало есть, но если он ведет себя активно, не капризничает, не плачет, то скорее всего с ним все в порядке

Иногда ребенок рождается слабеньким, особенно недоношенный. Такой малыш много спит и почти ничего не ест. Педиатры советуют в таком случае перейти на свободный метод вскармливания, то есть кормить, когда проснется. Не будите спящего младенца: во сне кроха набирается сил. Постепенно малыш окрепнет, и питание наладится.

Маловесного детку кормите не по часам, а по требованию. Пусть ест понемножку, сколько съест, потом научится есть больше. Чтобы помочь малютке, сцеживайте молоко. Сцеженным молочком докормите ложечкой или другим способом.

Если нет врожденных патологий и недомоганий, малыш кушает столько, сколько требуется организму. Если ребенку недостаточно еды, он плохо себя чувствует, вопрос решается с лечащим врачом. Педиатр осмотрит, соберет анамнез, назначит лечение. По показаниям рекомендуется сдача анализов и консультации врачей-специалистов.

Почему новорожденный мало ест: основные причины

При повышении температуры, простуде, при коликах, инфекциях, отитах, стоматитах малыш ест мало или вообще отталкивает еду. При этом он может быть голоден, но сильная боль или повышенная температура, делающая кроху вялым, бездвижным, не дает насытиться. Получается, что съедает малыш немного, ему не хватает сил для роста, нет прибавки в весе. Поэтому он куксится, плачет, выглядит слабеньким.


Будет ли аппетит у малыша хорошим зависит от многих факторов: от его настроения, от вкуса грудного молока, от правильности захвата грудничком соска, от запахов вокруг и даже от психологического климата в доме

Кроме патологий и заболеваний, существует множество других причин плохого аппетита малыша, у каждого крохи ─ своя проблема.

  • При неправильном положении малыша во время кормления или неправильной форме соска количество съеденного резко уменьшается. Когда сосок захватывается не полностью, в ротик и желудок попадает воздух вместо молока, получаются газы, колики, проблемы с животиком, а насыщения нет.
  • Как ни парадоксально это звучит, но у грудничка может быть плохое настроение. Случается, он проснулся, громко плакал, звал маму, а мама не пришла сразу. Кроха испугался, разволновался. Теперь он не может сосать, ему нужно дать время успокоиться, только потом кормить.
  • Есть такие счастливые мамочки, у которых молочка очень много, оно сильно брызжет в маленький ротик. Кроха не справляется с таким потоком, просто захлебывается, кашляет, не может глотать. Таким мамочкам желательно сцедить немножко молока, чтобы ослабить напор. Тогда малютка спокойно покушает.
  • Кормящая мамочка внимательно выбирает продукты для своей диеты, чтобы молочко получалось сладеньким и вкусным. Если пробуете новое блюдо, возьмите одну маленькую ложечку, не больше. Не пугайте карапуза, ведь вкус и запах грудного молока напрямую зависит от питания мамы. Исключите из меню острое, пряное, алкогольное. Откажитесь от курения: это вредно вам и губительно для мозга младенца.
  • Известно, что пока мамочка кормит грудью, беременность не наступает. Поэтому супруги не предохраняются в этот период, но сбои все-таки бывают. Наступившая беременность делает молоко горьким, для крохи неприемлемым. Грудничок отказывается от такого питания, мама , срочно вводит прикорм. С этого дня заканчивается грудное вскармливание, начинается период искусственного кормления.
  • несет еще одну проблему. Даже при отличном, вкусном молочке у мамы ребенку не захочется напряженно сосать грудь, если в соске на бутылочке отверстие достаточно большое, еда высасывается легко, без усилий, без напряжения.
  • Еще один момент, отталкивающий малютку от груди, ─ это косметика и парфюмерия. Со времени внутриутробной жизни крошка знает родной запах мамы. Поэтому пользуйтесь постоянно одними и теми же средствами гигиены. Если пробуете новый парфюм, делайте это очень осторожно, чтобы новый аромат не чувствовался, а слегка угадывался. Крошечному ребенку свойственно опираться на чувства, в том числе на обоняние. Малыш может не узнать вас по запаху и не принять вашу грудь и даже бутылочку с соской из ваших рук.
  • Не раз сказано и написано, что важным фактором правильного, полноценного развития новорожденного является здоровый психоэмоциональный климат в семье. Когда в семье раздоры, крики, скандалы, а то и драки, вряд ли малыш будет обладать отменным аппетитом. Постарайтесь наладить взаимную любовь и добросердечность, обращайтесь к грудничку ласково, нежно, подходите к нему только в добром, спокойном расположении.

Проблемы в питании до годика и после

Начиная с шестого месяца после рождения и до года, малышу постепенно вводят прикорм. Мамино молочко ─ самое вкусное и полезное питание на свете, но со временем малыш вырастает до другой пищи. К этому времени желудочно-кишечный тракт формируется в почти взрослый, готовый переваривать более грубую пищу. Поэтому только на мамином молочке малышу голодно. С этого времени кроху докармливают.


Частыми причинами «малоежства» детей является их перекорм мамами и бабушками, а также то, что они просто не успевают проголодаться как следует

Здесь начинаются проблемы. Вот некоторые из них:

  • Многие мамы долго ищут «свою» смесь, которая бы подошла малышу, не вызвала у него аллергии, понравилась бы ему. Но, перед тем, как сделать выбор, большинству приходится перепробовать как минимум несколько марок.
  • Длительное грудное вскармливание. Часто оно приводит к тому, что в 8-9 месяцев малыш вообще не воспринимает прикорм и ничего не ест, кроме грудного молока.
  • Малыш отказывается есть вроде бы привычную для него пищу - смесь или прикорм, который мама уже пробовала с ним. Она недоумевает, почему не ест, что с этим делать. В течение месяца хорошо кушал, открывал ротик, а теперь отказывается. Причины банальны: или слишком большая порция (мама перекармливает малютку), или карапуз просто не успел проголодаться. С возрастом режим у детей меняется, а родители не всегда успевают это фиксировать: кормят и кладут спать детей по привычному для них ритму, тогда как кроха уже «перерос» его. Так что, следует уменьшить порции, не кормить, когда не хочет, иначе и за год малыш не приучится к новой пище.

Важно: педиатры и специалисты по детскому питанию уверены, что чрезмерно большими порциями и насильственным кормлением отбивается пищевой интерес к новой еде. Вряд ли такое положение изменится через два месяца или год.

Потом начинаются другие проблемы. Не думайте, что отметите юбилейную дату 1 год, и все проблемы уйдут в прошлое. Теперь вы предлагаете взрослому карапузику другую пищу ─ твердую. Если 3-4 месяца он ел из бутылочки, то теперь начинает кушать ложечкой пюрешки, кашки. Если малыш не научился в год есть твердую пищу, помогите ему. Предложите мягкую пищу: банан, клубничку, вкусное пюре, котлетку. Пока у него немного зубов, разминайте вилкой твердые продукты и давайте понемножку.

В заключение

Итак, мы рассмотрели некоторые аспекты питания новорожденных. Если есть проблемы, не откладывайте, обращайтесь к врачу. Если с малышом и мамой все в порядке, то отстранение от еды временно, вскоре пройдет. Научитесь понимать кроху, чаще берите на ручки, разговаривайте, пойте песенки, чаще гуляйте с малышом. Вскоре малютка научится хорошо кушать и снова будет радовать вас хорошим аппетитом.

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

С момента рождения малыша жизнь родителей кардинально меняется. Теперь им необходимо заниматься уходом за новорожденным, следить за его развитием и воспитанием. Одними из самых распространенных вопросов, задаваемых педиатрам, являются: почему грудной ребенок не спит днем или ночью, какова норма его сна, и что нужно делать, если у малыша возникли проблемы со сном? Попробуем ответить вам на эти вопросы.

Сколько надо спать грудничку?

Здоровый сон – очень важная часть развития малыша. Он нужен детям, чтобы снять напряжение. Как раз в это время гипофиз головного мозга вырабатывает гормон, отвечающий за рост крохи. В первые месяцы жизни у новорожденного настраиваются биологические часы, устанавливается режим сна. Рассмотрим более подробно, для каждой возрастной категории оптимальные нормы сна:

  • От рождения до четырех месяцев. С момента рождениягрудные детки часто просыпаются, чтобы покушать и затем снова засыпают. До двух месяцев сон у здорового ребенка обычно составляет 17 часов в сутки, потом 15 – 16 часов. Как правило сон у новорожденного беспокойный, продолжается недолго (примерно по 50 – 70 минут). Стабильный режим сна начинает вырисовываться по прошествии двух месяцев, и сам сон длится уже намного дольше. Грудной ребенок может без кормления проспать целых шесть часов. В три месяца ночной сон становится более продолжительным, а днем ребенок может засыпать по нескольку раз.
  • От пяти до двенадцати месяцев. В этом возрасте дети находятся во сне примерно 15 часов в сутки.
  • От года до трех лет. В этот возрастной период ребенок может спать от 13 до 15 часов в день. Днем, чаще всего, он засыпает в середине дня, и только один раз.

Как видно, по мере взросления ребенку требуется реже спать. Напомним также, что единых стандартов здесь нет, потому как каждый ребенок индивидуален. Соответственно и потребности во сне могут быть у всех деток разные.

Почему не спит грудной ребенок?

Плохой сон у грудного ребенка может быть по разным причинам. Зачастую - это дискомфорт, вызванный такими факторами как голод, колики в животе, мокрый подгузник и время когда прорезываются зубки.

Если ночью грудной ребенок не спит из-за голода, педиатры рекомендуют кормить кроху, раз уж у него возникла такая потребность. Родители должны предвидеть подобные ситуации и всегда быть готовыми удовлетворить чувство голода своего чада. После кормления сытый малыш сладко заснет и больше не потревожит папу и маму до самого утра. По мере роста ребенка проблема ночного кормления уйдет в прошлое.

Что касается мокрого подгузника, то его, конечно же, необходимо поменять. Если у малыша болит животик, сделайте ему легкий массаж круговыми движениями ладоней по часовой стрелке. При боли от прорезывания зубов крохе могут помочь специальные обезболивающие и противовоспалительные гели для десен. Не стоит также забывать о важности проявления внимания к грудничку. Возьмите ребенка на руки, походите с ним по комнате, прижмите его к себе животиком (тепло помогает при кишечных коликах).

Иные причины расстройства сна у грудничков

К другим причинам, объясняющим, почему не спит грудной ребенок относятся и внешние факторы, например, слишком сухой, жаркий или же наоборот холодный воздух в помещении (оптимальная влажность в детской комнате должна быть в пределах 50-70%, а температура воздуха - +18 +20 °С). Также распространенными причинами расстройства сна у грудничка являются:

  • Звук работающего компьютера, магнитофона, телевизора или просто громкие разговоры. В первые недели жизни малыш не слишком чувствителен к посторонним звукам, однако, при засыпании громкая музыка, шум, резкие стуки могут ему помешать.
  • Иногда грудной ребенок беспокойно спит или вовсе не может уснуть из-за незрелости нервной системы, высокой возбудимости – необходимо полностью исключить все раздражители и показать малыша невропатологу. Врач посоветует индивидуальное решение данной проблемы.
  • Чрезмерное кутание ребенка. Одевать новорожденного следует соответственно - не держать совсем голеньким, но и не перекутывать его. Активные движения грудничка ручками и ножками, чихание подскажут вам, что кроха замерз. А порозовевшие щечки и повышение температуры тела - что в помещении слишком жарко.
  • Слишком яркий свет в помещении. Используйте ставни или жалюзи, чтобы затемнить комнату.

Не забывайте, что новорожденным нужно постоянно чувствовать тепло мамы, поэтому поставьте детскую кроватку рядом со своей и ночью, когда малыш начнет ворочаться, возьмите его за ручку или же прижмите свою руку к его бочку.

Что делать, если грудной ребенок не спит днем или в ночное время?

Если вы действительно заподозрили неладное, то рекомендуем все же обратиться за советом к детскому врачу. Пусть лучше вы лишний раз перестрахуетесь, потому как часто расстройство сна у грудничков является признаком серьезных недугов. К ним относятся повышенное внутричерепное давление, нарушения дыхания, заболевания центральной нервной системы и др. А пока вы ждете квалифицированной помощи педиатра, выполните следующие рекомендации:

  • Обеспечьте малышу регулярные прогулки на свежем воздухе (дважды в день). Превратите их в привычку, избегая только непогоду и холодные дни.
  • Создайте в детской комнате условия для комфортного сна. Обеспечьте ребенку спокойную, располагающую к отдыху атмосферу, и не допускайте нервозность в семье.
  • Добавляйте в воду для купания грудничка целебные отвары трав - ромашки и череды. Благодаря расслабляющему действию, они поспособствуют крепкому сну младенца.
  • Сделайте небольшую подушечку-саше с травой валерианы. Положите ее в кроватку грудничка. Сон будет более крепким и спокойным.

Очень часто причиной того, что грудной ребенок ночью не спит, могут стать активные игры перед сном. Постарайтесь исключить их после захода солнца, ведь подготовка к отдыху начинается за несколько часов до сна. Так ваш ребенок не будет эмоционально перегружен.

Нехватка грудного молока или слабая лактация приводит к тому, что малыш просто не наедается. Не спешите переходить к кардинальным мерам. К таким, как докорм, переход на смешанное кормление и допаивание. Эти меры не нужны грудничку, так как ребенок получает необходимые элементы из грудного молока.

Только молоко мамы дает 100% веществ, в которых нуждается новорожденный. Кроме того, такие методы приводят к еще большему ухудшению лактации, молоко в скором времени может пропасть полностью. А допаивание грудничка приводит к появлению коликов и других расстройств пищеварения.

Как определить, хватает ли малышу молока

  • Грудничок сильно плачет. Причин плача может быть множества, поэтому нельзя рассматривать только этот признак, как показатель определенной проблемы (недоедание, колики, заболевание или нехватка внимания). Выявить причину плача можно лишь в совокупности нескольких признаков;
  • Слабость и сниженная активность малыша. Помните, что ребенок бывает спокойным и в силу характера, а не из-за нехватки молока;
  • Новорожденный плохи спит или не спит вовсе;
  • Недостаточное количество дефекаций. В первый месяц после рождения стул бывает 8-12 раз в сутки практически после каждого кормления. Затем частота постепенно сокращается и доходит до 1-2 раз в сутки. Отсутствие стула два и более дня – признаки того, что у грудничка запор. Подробнее о нормах стула новорожденного читайте по ссылке /;
  • Грудничок сосет палец и края пеленки, причмокивает язычком или губами. Эти признаки свидетельствует что ребенок не наедается грудным молоком и ищет грудь дальше;
  • Малыш не прибавляет в весе или теряет его. В первый месяц новорожденный в среднем должен набирать 90-150 грамм в неделю. В период второго-четвертого месяца – по 140-200 грамм в неделю. После пятого месяца прибавка постепенно снижается. К полугоду вес ребенка должен увеличиться примерно в два раза по сравнению с показателями при рождении. Подробнее узнать о нормах прибавки веса грудничка до года можно ;
  • Норма потребления не играет большой роли в определении того, хватает ли ребенку молока. Такая норма различна и зависит от возраста малыша, индивидуального развития и потребностей. Как правило, в первые четыре дня новорожденный съедает около 200 мл грудного молока в сутки, к месяцу норма возрастает примерно до 600 мл.


Почему малыш не наедается

Когда ребенок не наедается грудным молоком, основной причиной становится нехватка грудного молока и низкий уровень лактации. В этом случае необходимо разобраться, почему пропадает молоко. Чаще всего, низкая выработка молока обусловлена неправильным питанием кормящей мамы.

Однако малыш может не наедаться и при нормальной выработке молока. Это означает, что он не получает молоко в полной мере. Как правило, это происходит из-за неверной организации грудного вскармливания, неудобной позе при кормлении и неправильном захвате соска.

Психологическое состояние малыша и мамы – важный фактор при грудном вскармливании. Депрессия, психологическая неготовность кормить грудью или принимать молоко, болезненные ощущения в груди и трещины на сосках приводят к тому, что молоко пропадает или ребенок отторгает и не берет грудь.

Решение проблемы

Если ребенок не наедается грудным молоком, а лактация находится на хорошем уровне, необходимо проследить за прохождением вскармливания. Неправильная поза при кормлении и неправильный захват соска приводит к тому, что малыш не получает нужную порцию молока.

При кормлении ребенок должен захватывать и сосок, и область вокруг радиусом 2-2,5 см (ареолу). Следите, чтобы носик упирался, но не утопал в груди. При этом обе губы должны быть вывернуты наружу, а ребенок может свободно регулировать сосок во рту. Малыш должен сам брать грудь, не заставляйте и не вталкивайте сосок. Насильное кормление приводит к неправильному захвату соска. Если грудничок не берет грудь, дайте пососать палец.

Если проблема в лактации, необходимо повысить стимуляцию выработку молока. Существует масса методов, которые помогут наладить лактацию без вреда грудничку. Среди наиболее действенных способов выделяют:

  • Пейте больше жидкости. Теплое обильное питье обеспечит успешную лактацию, укрепит иммунитет и поможет при вирусных заболеваниях. Минимальный объем жидкости в сутки – 2 литра, половина из этого должна составлять питьевая вода. В остальном можно пить компот из сухофруктов и некрепкий чай. Супы и бульоны – тоже источники жидкости;
  • Наладьте рацион. Помните, что меню должно включать необходимые витамины и элементы. Обязательно ешьте овощи и фрукты, мясо и рыбу. А вот от слишком жирного и острого во время грудного вскармливания лучше отказаться. Уменьшите потребление соленой пищи, сладкого и мучного. Кстати, существуют продукты и напитки, которые повышают. Список этих продуктов вы найдете по ссылке /;
  • Больше отдыхайте и высыпайтесь, гуляйте на свежем воздухе и делайте несложные физические упражнения. Йога или бассейн – занятия, которые не противопоказаны кормящей маме. При этом вы быстрее вернете дородовую фигуру, зарядитесь энергией и хорошим настроением;

  • Массаж груди . Круговые движения по часовой стрелке стимулируют лактацию и при необходимости помогут устранить комочки и расцедить молоко. Кроме того, массаж – профилактика лактостаза и мастита. Однако учтите, что массаж при грудном вскармливании должен приносить удовольствие, а не вызывать боли;
  • Кормите не по расписанию, а по требованию грудничка. Усилить лактацию помогут частые прикладывания. Днем кормить можно каждые 1-2 часа, а ночью – минимум четыре раза. ;
  • Обязательно заботьтесь о гигиене груди. Мойте два раза в день без использования обычного мыла и полотенец, так как они раздражают кожу. Для мытья берите нейтральное жидкое мыло, а для вытирания – мягкие салфетки. Следите за сосками, так как трещины и ссадины на сосках вызывают дискомфорт и опасные заболевания. Такие как стафилококк, мастит и другие инфекции;
  • Пейте отвары из тмина, укропа и фенхеля. Однако употребляйте народные средства с осторожностью, так как некоторые компоненты вызывают у грудничков аллергию. Помогут и специальные чаи для кормящих мам .

Наладить выработку молока помогут советы из статьи “Проблемы с лактацией ”. При грудном вскармливании важно сохранять стрессоустойчивость и комфортный эмоциональный фон. Однако многие мамы подвержены депрессии после родов. Недосып, усталость и прочие проблемы приводят к сильным переживаниям. В данном случае не спешите принимать успокоительные таблетки, так как некоторые препараты негативно влияют на состав молока и состояние новорожденного.

Помогут при депрессии и стрессе расслабляющие ванны и ароматерапия, полноценный сон и прогулки на свежем воздухе. Безопасными при лактации считаются таблетки валерианы, пустырника и глицина. А вот современные успокоительные средства, типа “Персен” или “Новопассит”, врачи употреблять кормящим мамам не рекомендуют. Кроме того, при грудном вскармливании противопоказаны настойки на спирту.

Когда необходим докорм

Иногда, если ребенок не наедается грудным молоком, врачи рекомендуют вводить докорм. Однако учтите, что делать это можно только по рекомендации доктора! Как правило, докорм назначают при заболевании мамы и длительном приеме медикаментов, не совместимых с лактацией. Кроме того, докорм необходим, если грудничок не набирает или теряет вес, а также если малыш родился недоношенным.

Докорм смесью должен составлять 30-50% суточного объема пищи. При превышении дозы, смешанное вскармливание перейдет в искусственное! А без грудного молока малыш не получит необходимых элементов и витаминов для полноценного роста и развития. Кроме того, для сохранения грудного вскармливания лучше не использовать бутылочки и соски. Ребенок быстро привыкает к соске и в дальнейшем отказывается от груди. Как правильно докармливать малыша и какую смесь выбрать, расскажут правила смешанного вскармливания .

Обычно первый раз новорожденный ребенок писает во время родов или почти сразу после рождения, в первые часы жизни. Многие малыши могут помочиться лишь спустя время, когда пройдут сутки или двое. Первые дни, как правило, моча выделяется в незначительном количестве. Многие мамы часто спрашивают: почему грудной ребенок мало и прерывисто писает или совсем не писает ночью во сне? Поэтому стоит рассмотреть вопросы: сколько должен писать грудничок, какие случаи являются нормой, а какие – признаками заболевания.

Какова норма?

В первые дни жизни здоровые, родившиеся в срок малыши писают около пятнадцати раз за сутки, а родившиеся раньше установленного времени – до двадцати раз. Обычно за 24 часа выделяется около 200 миллилитров мочи. Если ее меньше – это не повод паниковать.

Основные причины

Существуют разные причины редкого мочеиспускания. Для начала стоит проанализировать различные факторы.

  1. Малыш может быть одет в слишком теплую одежду или находиться в излишне теплой комнате. При жидком стуле у ребенка тоже выделяется мало мочи;
  2. Решить проблему помогает изменение режима кормления. Особенно это касается деток «искусственников». Если малыш питается смесью, то необходимо давать ему пить чистую водичку, кроме привычной еды. Он мало писает из-за нехватки жидкости;
  3. При переходе с материнского молока на искусственное питание или при начале прикорма часто происходит нарушение мочеиспускания. Здесь нет ничего страшного – организм просто перестраивается на переваривание другой еды. Ребенок может писать редко или с перерывами;
  4. В жару новорожденный ребенок получает мало жидкости. Не стоит забывать про чистую питьевую воду;
  5. Подобную проблему может спровоцировать отказ от памперсов.

Если указанные причины исключены, то лучше обратиться к педиатру для установления точной причины.

Цвет мочи

Также мамам и папам стоит обращать внимание на цвет мочи. Если малыш выпивает достаточно жидкости, то она будет полупрозрачного желтого цвета. Моча не должна быть с кровью. Темный или ярко-желтый цвет говорит о дефиците жидкости.

Правильная причина поможет быстро определить способы решения проблемы, подобрать лечение.

Мочеиспускание в ночное время суток

Часто родители отмечают, что ребенок не писает именно ночью во сне. Это бывает из-за нехватки молока. Если грудничок получает достаточное питание, то он бодр, активен, быстро растет и набирает вес. Зачастую отсутствие мочеиспускания ночью, когда ребенок спит, связано именно с малым количеством еды.

На мочеиспускание во сне оказывает температура окружающей среды. То есть, если в доме жарко, когда ребенок спит, то жидкость может выходить с потом, и младенец ночью во сне не будет писать. Грудничку нужно просто давать больше воды. Если ребенок питается грудным молоком, то надо чаще прикладывать к груди. Для сна необходимо подобрать легкую одежду из натуральных тканей.

Мало писать ночью во сне малыш может во время отучения его от памперса. Редко подобная проблема возникает от обилия соленой еды в течение дня.

Бывают случаи, когда младенец не писает ночью во сне из-за обезвоживания организма при болезни. В таких ситуациях нужно незамедлительно обращаться к педиатру и лечить заболевание.

На что стоит обратить внимание?

Наблюдать за мочеиспусканием грудничка нужно регулярно. При выявлении задержек, когда ребенок спит, или слишком малого количеств мочи, необходимо проверить наличие и других симптомов:

  1. Высокая температура. Температура выше 36.8˚С уже повод для тревоги;
  2. Появление повышенной капризности, сонливости, вялости;
  3. Темный цвет мочи при получении достаточного количества питья;
  4. Ребенок плачет, когда писает или тужится;
  5. Появление отеков на лице, под глазами;
  6. Ребенок писает с кровью.

Прежде чем начинать какое-либо лечение, необходимо провести обследование организма. Практически любое заболевание мочеиспускательной системы можно диагностировать с помощью анализа мочи. Для более глубокого обследования назначается УЗИ мочеполовой системы или рентгенологическое исследование.

Возможные болезни

Также рассмотрим заболевания, из-за которых грудничок мало писает:

  1. Проблемы с почками. Почки – это своего рода фильтр жидкости в организме, если начинаются «сбои» их работы, то вырабатывается очень мало мочи;
  2. Инфекция. Она может проявиться у человека любого возраста, но наиболее ей подвержены малыши до трех лет. Это приводит к нарушению мочеиспускания и главной причиной того, что грудничок не писает ночью во сне, тужится при мочеиспускании или писает прерывисто;
  3. Образование мочеиспускательной системе песка или камней;
  4. Защемление уретры;
  5. Неблагоприятная психологическая атмосфера для ребенка, ведущая к постоянному нервному напряжению;
  6. Передозировка мочегонными средствами. Это возникает как последствие после или во время лечения других заболеваний.

Фимоз

У мальчиков грудного возраста часто встречается заболевание Фимоз. Заключается оно в сужении крайней плоти полового члена. Данное заболевание бывает врожденным (в большинстве случаев) или приобретенным.

Лечение в каждом случае индивидуально. У каких-то детей заболевание проходит само со временем, в течение нескольких месяцев, а каким-то требуется хирургическое вмешательство. В любом случае, при начальных симптомах такого недуга стоит незамедлительно обращаться к педиатру. Главные признаки фимоза:

  • ребенок плачет во время того, когда писает;
  • малыш писает редко, тонкой струйкой;
  • писает прерывисто;
  • не писает, когда спит;
  • тужится во время мочеиспускания.

При предположении такого диагноза нельзя заниматься самолечением.

Терапия в домашних условиях

Сразу стоит отметить, что к самолечению нужно относиться очень аккуратно. Для начала стоит пройти обследование и все же исключить различные заболевания мочеиспускательной системы. Опишем основные методики лечения редкого мочеиспускания в домашних условиях.

Теплая ванна

Компресс

Правильное питание

Мочеиспускание напрямую зависит от питания младенца. Необходимо исключить все эксперименты с прикормом, давать ребенку достаточно жидкости. Особенно в течение первых месяцев жизни.

Спринцевания

Процедура по назначению педиатра! Применяются, когда мочеиспускание сопровождается режущими болями.

Самое главное, родителям всегда нужно помнить, что здоровье их крохи полностью в их руках. А новорожденный ребенок требует к себе особо внимательного отношения и правильного ухода.

Он не может сказать о своих проблемах и беспокойствах, поэтому необходимо контролировать малейшие изменения его поведения, действий, появлении капризов, плохого настроения.

Зачастую заболевание легче предотвратить на ранних стадиях, чем долго лечить. Не упускайте время, при обнаружении каких-либо проблем обращайтесь в больницу. Самое главное – здоровый малыш!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: