Как избавить ребенка от вредных привычек? "вредные привычки детей дошкольного возраста".

Вредные привычки у детей
Вредные привычки – навязчивые ритуализированные действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом и психическом развитии. Говоря о вредных привычках у детей, взрослые в первую очередь имеют в виду курение и онанизм. Однако ими круг вредных привычек не исчерпывается. В поведении некоторых детей встречаются навязчивые действия, которые ребенок осуществляет неосознанно, «по привычке», и которые производят довольно неприятное внешнее впечатление. Это привычка теребить волосы или мочку уха, нарочито сутулиться, шаркать ногами при ходьбе, ерзать на стуле, чрезмерно жестикулировать, хватать собеседника за рукав или за пуговицу, поминутно отплевываться, ковырять в носу, употреблять слова-паразиты («ну», «вот», «значит», «короче») и т.п. Все они могут наблюдаться у одного ребенка. Формирование подобных привычек происходит в самом раннем возрасте. Причина их возникновения проста – недостаточное внимание со стороны родителей к поведению ребенка. Ведь воспитание, в частности, состоит и в формировании культурных навыков. Поэтому правы те, кто утверждает, что ковыряющий в носу ребенок плохо воспитан. Предупреждение таких привычек не требует особых психологических рекомендаций. Рецепт здесь один – привитие ребенку полезных навыков: опрятности, аккуратности, организованности, соблюдения элементарных правил этикета.

Но бывают и привычки иного рода, хотя и похожие на уже названные. Это сосание пальца, губы, края одежды или постельного белья, верчение, выдергивание волос, грызение ногтей, раскачивание головой или биение ею о подушку перед сном и т. п. Причины и механизмы их возникновения более сложны. Чаще всего они наблюдаются у тех детей, кто с младенчества воспитывался жестко, строго, чрезмерно требовательно, либо у тех, кто испытал явный дефицит внимания со стороны родителей. Такие дети подолгу оставались одни в постели, их редко брали на руки и не укачивали, если они плохо засыпали. Рано отлученные от материнской груди, они не нашли удовлетворения и в соске, которую тоже вскоре отобрали.

В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок, предоставленный самому себе, испытывает скуку или страх и ищет успокоения и отвлечения в немногих доступных ему действиях: манипулирует частями своего тела, сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т.п. Вначале он прибегает к подобным действиям потому, что отсутствует мать. Когда же обеспокоенная мать появляется рядом и стремится отвлечь его от навязчивых занятий, она уже не привлекает его внимания: он занят сам собой. Так происходит коренная перестройка всей жизненной ориентации малыша. Изначально он стремится к притоку внешних впечатлений. Если мать рядом, она удовлетворяет эту потребность. Если же ее нет рядом, то развитие ребенка не просто затормаживается, а как бы возвращается во внутриутробный период. Ребенок сам себя утешает и успокаивает, источник впечатлений также ищет в самом себе.

Однообразные навязчивые действия отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой психического развития. Вредная привычка становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов и беспокойства, компенсацией недостатка общения.

Часто вредная привычка, выражающаяся в ритмических движениях, служит вынужденным замещением тех движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. Например, такой ритмический акт, как сосание груди, – это не просто акт кормления. Сложный комплекс пищевых, гормональных и психологических воздействий стимулирует развитие головного мозга. Поэтому «война» с соской или сосанием пальца, например, у двухлетнего малыша физиологически и психологически не оправдана.

Некоторые ритмические действия способствуют синхронизации биоритмов и сложной перестройке мозговых процессов при переходе от бодрствования ко сну. Поэтому укачивание при засыпании вовсе не так вредно, как считают родители, опасающиеся избаловать ребенка: иной раз больший вред может нанести намеренное неукачивание.

Нежные прикосновения материнских рук, поцелуи как бы предусмотрены природой в сложных механизмах созревания ребенка. Самостимуляция в виде сосания пальцев, губ и т.п. возникает как эквивалент любящих рук. Эта самостимуляция может перерасти в привычку и растянуться на долгие годы, провоцируя, в частности, такое явление, как онанизм.

Если вредная привычка сформировалась, родители должны бороться с нею, с привычкой, а не с ребенком. Прямолинейная настойчивость при этом только раздражает малыша и провоцирует конфликты. Наказания и запугивания могут привести к исчезновению внешних симптомов. Однако за подобным «излечением» всегда лежит тяжелое потрясение, так что психологические последствия принятых мер могут оказаться тяжелее устраненной привычки. Не следует также связывать ребенка обязательствами, честным словом. Воля его еще недостаточно развита. Слово он даст, но, скорее всего его нарушит, что порождает, с одной стороны, необязательность, с другой – чувство вины и неуверенности в себе.

Устранение вредной привычки требует времени едва ли не большего, чем то, которое ушло на ее становление. В основе возникновения такой привычки лежит недостаток внимания к ребенку, и для ее устранения этот недостаток необходимо терпеливо восполнять. Увлекая ребенка интересными занятиями, общаясь с ним, родители помогают ему изжить те глубинные внутренние переживания, которые породили неприятные действия. Борьба с вредной привычкой – это всегда борьба с тревожностью, неуверенностью, пессимизмом.

Атарщикова Светлана Александровна

Вредные привычки детей дошкольного возраста - это набор определенных действий, которые малыш делает довольно часто и в основном неосознанно. Привычки бывают у детей различные и возникают благодаря разным действиям.

Наиболее распространенные вредные привычки в дошкольном возрасте:

Грызет ногти;

Ковыряет в носу;

Сосет палец;

Вырывает волосы;

Часто трет глаза;

Ритмично покачивается из стороны в сторону;

Чрезмерно жестикулирует;

Хватает собеседника за рукав или за пуговицу;

Поминутно отплевывается;

Все они могут наблюдаться у одного ребенка. Формирование подобных привычек происходит в самом раннем возрасте. Причина их возникновения проста - недостаточное внимание со стороны родителей к поведению ребенка.

В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок, предоставленный самому себе, испытывает скуку или страх и ищет успокоения и отвлечения в немногих доступных ему действиях: манипулирует частями своего тела, сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т.п. Вначале он прибегает к подобным действиям потому, что отсутствует мать. Когда же обеспокоенная мать появляется рядом и стремится отвлечь его от навязчивых занятий, она уже не привлекает его внимания: он занят сам собой. Так происходит коренная перестройка всей жизненной ориентации малыша.

Для устранения дурных привычек нет единого рецепта. Основное правило хорошего воспитания, предупреждение дурных привычек - усиление внимания к ребёнку, заполнение его дня интересными занятиями с игрушками, книгами, картинками. Ни в коем случае нельзя применять силу, угрозу, грубость, доставлять детям неприятные ощущения, боль, бить при онанизме, мазать горчицей ногти при их кусании. Всё это вызывает отрицательные эмоции у ребёнка, раздражает, нервирует, закрепляет отрицательную привычку.

Избавиться от вредных привычек трудно, потому что такие действия приносят ребенку удовольствие и привлекают внимание взрослых, которого ему может не хватать.

Парадокс здесь заключается в том, что, если вы будете запрещать малышу эти действия, то есть пытаться убрать привычку саму по себе, вы будете лишь усугублять ее. Более того, если вы бьете по рукам , мажете пальцы горчицей - у малыша усиливается внутреннее напряжение . И даже, если вам удастся таким способом загасить одну привычку, очень скоро в обиходе ребенка появится другая, аналогичная. Подход к вредным привычкам должен быть очень тонким. На то, чтобы справиться с ними, нужно много времени и терпения. На быстрый результат рассчитывать не стоит.

Ласка, доброжелательность, соблюдение гигиенических правил режима дня, делают ребёнка доверчивым, послушным, помогают избавиться от неприятной привычки.

Что поможет?

1. Первым делом вы должны набраться терпения. Сама собой эта привычка не пройдет. Вам нужно запастись временем и решить для себя, что малышу эта привычка не нужна.

2. Самое главное и самое сложное - понять, что символизирует эта привычка, нехватку чего она замещает, что она дает ребенку (чаще всего это успокоение, выражение злости, привлечение внимания или защита). И сделать так, чтобы ребенок не нуждался в этом и не удовлетворял эту потребность плохой привычкой.

3. Попробуйте уделять малышу больше внимания. Найдите способ его успокоить, чтобы ему не нужно было делать это самому.

4. Никогда не стыдите ребенка за его привычки.

5. Попробуйте придумать новые , которые будут доставлять удовольствие вам обоим. Лучше, если они не будут связаны с посещением людных мест, длинными перемещениями. Чем спокойнее увлечение - тем вероятнее оно избавит ребенка от вредной привычки.

6. Никогда не угрожайте и не запугивайте своего ребенка. Этим вы можете только причинить больший вред своему ребенку, который может привести к психологическим последствиям.

7. Надо сказать, что вредные привычки - это сигнал каких-то проблем в семье. Тогда нужно анализировать эти ситуации, проигрывать их, рисовать, обсуждать, спрашивать, какие чувства они вызывают у ребенка.

8. Когда ребенок ложится спать, включайте ему спокойную музыку.

9. Постарайтесь дать ребенку много новых впечатлений.

10. Научите ребенка радоваться и получать удовольствия от каких-то других вещей, чтобы это не требовалось делать через вредную привычку.

Устраняя привычку, вам необходимо восполнить этот недостаток. Начните больше времени уделять малышу, играйте вместе с ним, читайте ему книжки, хвалите его.

Вредные привычки у детей дошкольного возраста - это всего лишь набор определенных действий, которые не должны нанести вреда ребенку.

B процессе развития личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к нему может повлиять на его поведение. У ребенка быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, которые, как на первый взгляд кажется родителям, не искоренимы никакими воспитательными мерами. Такое поведение или вредные детские привычки проявляются в том, что ребенок любит сосать палец, кусать ногти, вырывать себе волосы, ковырять в носу или тереть глаза, ритмично покачиваться из стороны в сторону. Иногда у малышей наблюдается тик.

Больше хлопот, чем перечисленные выше вредные привычки, приносят родителям потеря аппетита у ребенка, нарушения сна, недержание мочи или кала, агрессивное поведение, ночные страхи и вскрикивание во сне, а позднее - несамостоятельность, необязательность в школьных делах, рассеянность и мечтательность.

Тесный внутренний контакт с ребенком, нежное и последовательное руководство его действиями, неослабное внимание родителей к ребенку, разнообразные занятия и соответствующая возрасту детей требовательность к ним - это лучшая профилактика возможных вредных привычек, равно как и терапия, предотвращающая их появление или устраняющая их.

Приобретение вредных привычек характерно для определенного периода развития ребенка и не стоит преувеличивать их значения. Некоторые беспокойные или слишком добросовестные родители пытаются исправить поведение ребенка постоянными внушениями типа: "Не вертись", "Вынь палец изо рта", "Не грызи ногти" и т. п.

Таких родителей, конечно, можно понять, ведь не будешь же безучастно смотреть на такое "неправильное" поведение своего ребенка. Но необходимо иметь в виду, что причина может быть вполне безобидна - малыш просто "подсмотрел" такую манеру вести себя у другого ребенка или даже у взрослого.

Рождение ребенка - огромная радость для всей семьи. Ваше маленькое чудо самое-самое замечательное и неповторимое. Ребенок подрастает, и родители начинают замечать, что у него уже появляются свои привычки, некоторые из них не очень хорошие, например:

  • сосание пальца;
  • обкусывание ногтей;
  • ковыряние в носу;
  • выдергивание или кручение волос.

Почему они возникают?

Причин возникновения вредных привычек у детей множество. Иногда они возникают просто от бессознательного желания ребенка подражать кому-то. Поэтому близкие ребенка должны в первую очередь следить за своими привычками и не давать ребенку повода копировать ваши ковыряния в носу или кусание ногтей.

По мнению детских психологов, все детские вредные привычки возникают от недостатка внимания к ребенку в семье. Кроху надолго оставили одного, редко берут на ручки, рано отлучили от маминой груди, ему неуютно, скучно и даже страшно. Чтобы занять себя как-то, ребенок ищет компенсацию и успокоение в доступных для него тактильных ощущениях - сосет палец, теребит ухо, ковыряет пупок, играет со своими половыми органами.

Ребенок привыкает себя успокаивать такими ритуальными действиями, которые постепенно переходят во вредную привычку. Поначалу ребенок, таким образом, утешает себя в мамино отсутствие, а потом, даже если мама рядом с ним, ему уже интересно заниматься собой. Так формируются навязчивые привычки у детей, которые успокаивают ребенка днем, усыпляют ночью, помогают избавиться от страхов.

Часто такая вредная привычка, как сосание пальца, возникает от незрелости биоритмов мозга. Сосательный рефлекс служит нормальному развитию ребенка и если его рано отлучили от груди, то сосание пальца или пустышки до 3-4 лет считается нормальным для таких деток.

В определенной сложной ситуации, испытывая страх, беспокойство или нервозность, ребенок может привязаться к какой-нибудь одной вещи или игрушке и не расставаться с ней, находя успокоение и утешение только удерживая вещь в руках. Часто это происходит, когда ребенок начинает ходить в садик, и мамы рядом нет, а есть только незнакомые люди.

Постепенно ребенок знакомится с окружающими детками и воспитателями и, если со всеми у него устанавливаются дружные отношения, то незаметно и необходимость в «своей» игрушке или вещи отпадает.

Не зря в народе говорят: посеешь привычку – пожнешь характер. Такие вредные привычки у детей возникают при издержках воспитания и, объединяясь одна с другой, формируют уже черты характера ребенка. Поэтому так важно вести профилактику вредных привычек у детей. Тесное общение с ребенком, интерес ко всем его делам, ненавязчивое и незаметное руководство его действиями – вот что поможет ребенку избежать появления вредных привычек, ну а если они уже возникли, то поможет искоренить их.

Как же бороться с вредными привычками у детей?

Однозначно можно ответить, что наказанием и запретами здесь помочь нельзя. Избавиться от вредных привычек непросто и времени на это может уйти немало. Поэтому родителям нужно запастись терпением и убедительно доказать ребенку, что вредно грызть ногти потому, что под ними скапливается очень много грязи и микробов, и все это попадает ему в рот. Маленькому ребенку можно придумать сказку о братьях-пальчиках, девочке рассказать, что руки у будущей женщины должны быть красивыми и ухоженными. Если ребенок сосет палец, то наказывать и ругать его не имеет смысла - ничего не поможет, он будет сосать его уже тайком. Лучше как можно больше уделять ему внимания, отвлекать интересными занятиями и играми или просто приласкать кроху. Если палец у ребенка постоянно в носу, может это говорит о том, что слизистая носа пересыхает и это доставляет ему дискомфорт. Стоит обратиться к врачу за советом.

Ну и еще надо сказать о такой «ужасной» проблеме, как детский онанизм. Многие дети в детстве занимаются «этим» и каждый родитель бывает в шоке, когда видит, как его грудной ребенок трогает себя «там». Но на самом деле ужасно только для нас, взрослых, а маленький ребенок делает это совершенно бессознательно. Для крошки исследовать свои половые органы так же естественно, как и трогать свои ручки, ножки, ушки.

А вот дети постарше могут трогать себя уже осознанно, это может им доставлять удовольствие. И вот тут родители должны быть начеку: не позволять ребенку долго валяться в постели, белье у него не должно быть тесным, регулярно проводить гигиену половых органов, чтобы исключить раздражения и зуд.

Не ругайте ребенка, дайте ему понять, что то, что он делает - естественно, но не должно подлежать огласке и тем более демонстрации. Ну и, конечно, надо привлекать детей к активным занятиям спортом, танцами, которые будут отвлекать их и не оставлять времени для вредных привычек.

В основе всех вредных привычек у детей лежит какая-либо психологическая проблема. Борьба с ними - это борьба с неуверенностью ребенка, его тревожностью. Закомплексованные взрослые вырастают из тех детей, которых в детстве мало любили, мало ласкали и заботились о них. Поэтому так важно, чтобы у вас дома царила мирная, доброжелательная атмосфера любви и согласия, и тогда вы преодолеете любые невзгоды.

Что поможет?

1. Самое главное (и самое сложное) - понять, что символизирует эта привычка, нехватку чего она замещает, что она дает ребенку (чаще всего это успокоение, выражение злости, привлечение внимания или защита). И сделать так, чтобы ребенок не нуждался в этом и не удовлетворял эту потребность плохой привычкой.

2. Попробуйте уделять малышу больше внимания. Найдите способ его успокоить, чтобы ему не нужно было делать это самому.

3. Важно, чтобы круг действий, которые вы запрещаете ребенку, был небольшим. И чтобы на запретные действия всегда была одна и та же реакция. Пусть в его жизни пока будет как можно меньше неожиданностей.

Виды наказаний:

Каждый конкретный случай стоит проанализировать, а для этого родителям нужно для начала полностью успокоиться – лишь тогда они смогут разобраться в причинах поступка своего ребенка, дать ему оценку, выбрать модель своего поведения и, возможно, вовсе отменить наказание. Иногда отказ от наказания может быть очень полезным – например, когда набедокуривший ребенок сам осознал свою вину и хочет все исправить. Но возможно это лишь в том случае, если малыш способен самостоятельно оценивать свои поступки и делать собственные выводы.
Оценивая поведение детей, взрослые обязательно должны учитывать их возрастные особенности. Например: до трех лет мозг ребенка находится в стадии формирования, и малыш не вполне может контролировать свои эмоции и поведение; кризис двух-трех лет сравним по силе с подростковым; ложь и выдумки для детей пяти-шести лет являются нормой; в четыре-пять лет происходит естественное усиление агрессивности малыша из-за гормонального всплеска – и так далее.
Не менее важно быть постоянно внимательным к ребенку, учитывать его физическое состояние: может быть он "вредничает" неосознанно, просто хочет спать, пить, есть, замерз, или кто-то его обидел.
Ребенку важно иметь такой «кусочек пространства» или такое время, когда можно беспрепятственно «выпускать пар» – шалить, пачкаться, беситься.

Какое наказание эффективно?

Наиболее эффективным является такой вид наказания, при котором ребенок будет охотно своими силами исправлять сделанное им. К примеру, если он разбросал вещи по квартире, нужно убедить его их собрать и разложить по местам (Сказав ему, к примеру, что игрушкам "обидно" валяться на полу, или что бабушка устала, ее нужно пожалеть и убрать все самостоятельно); если испачкал одежду или обувь – убедить его самостоятельно вымыть, почистить или застирать ее, а порванную книжку ребенок может склеить вместе со взрослыми. При этом родители должны не грубо заставлять его, а именно побуждать самого ребенка принять это решение. Также взрослым следует обязательно принимать во внимание его возможности. Если малыш в силах исправить то, что он сделал, он сам признает такое требование справедливым, если это слишком сложная для него задача – взрослым стоит помочь ему.

Вместо наказания можно вместе придумать сказку. Например, про приключения непослушного зайки. В такой форме дети легче усваивают просьбы взрослых и понимают свои проступки.

Можно ли с целью наказания лишать ребенка каких-либо удовольствий?

Лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Это метод можно считать вполне приемлемым, особенно если взрослый заранее проговорил с ребенком, за какие «правонарушения» тот будет лишен каких-либо значимых для него привилегий. Сообщать ребенку о таком наказании нужно без раздражения, крика и агрессии – спокойным, вполне доброжелательным тоном.
Ребенок обязательно должен быть сам согласен с наказанием и считать его справедливым. Если же малыш не видит логической связи между своим проступком и лишением, например, лакомства или воскресных развлечений, он затаивает обиду на взрослых, вину же свою признает лишь формально, или не признает вовсе.
И, конечно, ни в коем случае ребенка нельзя лишать еды, прогулок на свежем воздухе, общения с другими детьми.
Если родители наказывают ребенка за то, чего не исполняют сами, это вызывает у него протест и порождает чувство неуважения к ним. Родители должны быть последовательны в своих требованиях. А те слова, в которых родители обозначают свои требования, должны быть ребенку понятны.

Правила Д. Добсона, американского семейного психолога, доктора философии, основателя и президента организации «В фокусе семья»:

Сначала установите границы - затем требуйте их соблюдения. Ребенок должен знать, что приемлемо в его поведении, а что - нет. Если вы не установили правила – не требуйте их исполнения.
- Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, вы должны быть готовы к конфликту. Беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей.
- Ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный проступок. Если он забыл выполнить вашу просьбу или просто не понял вашего требования, не наказывайте его.
Когда конфликт исчерпан – утешьте ребенка и все ему объясните. Обнимите его, погладьте, скажите, как сильно вы его любите и как вам неприятно наказывать его. Еще раз объясните ему, почему он наказан и как в следующий раз следует поступать.

Родители должны быть уверены в том, что ребенок может исполнить то, что от него требуется. Нельзя наказывать за то, что он намочил постель или сломал игрушку, которую вы ему подарили.
Прежде чем наказывать, разберитесь в ситуации. При этом постарайтесь оставаться спокойным

За что ни в коем случае нельзя наказывать:

За естественную познавательную активность: например, ребенок берет в рот предметы, тычет пальчиком в разные дырочки или хочет познать функции какого-то предмета, т.е. сломал игрушку (свою или чужую - не нарочно), изучает свои половые органы;
- за возрастные и физиологические особенности: неусидчив, невнимателен, не желает засыпать, не хочет есть;
- за отсутствие опыта поведения в той или иной жизненной ситуации - не попросился на горшок и описался; плюется или дерется, если ранее ему не объяснили, что это плохо; отнимает игрушку (естественное желание); боится идти к врачу;
- за проявление естественного чувства – ревность к младшему братику или сестренке (обижает их);
- за неосторожность: испачкался на прогулке, случайно пролил сок из чашки.

4. Попробуйте придумать новые , которые будут доставлять удовольствие вам обоим. Лучше, если они не будут связаны с посещением людных мест, длинными перемещениями. Чем спокойнее увлечение - тем вероятнее оно избавит ребенка от вредной привычки.

5. Надо сказать, что вредные привычки - это сигнал каких-то проблем в семье. Тогда нужно анализировать эти ситуации, проигрывать их, рисовать, обсуждать, спрашивать, какие чувства они вызывают у ребенка.

6. Ребенку школьного возраста хорошо бы помочь найти друга, если его нет.

7. Нельзя наказывать за вредную привычку, стыдить, слишком часто обращать на нее внимание. И вообще, каждый раз, когда вам удалось не одернуть ребенка, а отвлечь, можно считать маленькой победой.

8. Хорошо бы отказаться от упреков, угроз, наказаний.

9. Не запрещайте злиться и научите ребенка выражать свой гнев.

10. Научите ребенка радоваться и получать удовольствия от каких-то других вещей, чтобы это не требовалось делать через вредную привычку.

Такие нарушения и вредные привычки могут быть абсолютно безобидными и проходить сами собой, но они же могут являться и симптомом серьезных нарушений в отношениях ребенка с окружающим миром, а иногда и быть следствием определенного заболевания. Поэтому для начала необходимо тщательно проверить эти симптомы, чтобы установить, хватает ли ребенку внимания и ласки.

Подход к вредным привычкам должен быть очень тонким. На то, чтобы справиться с ними, нужно много времени и терпения.

Когда ребенок начинает регулярно сосать пальцы, грызть ногти, теребить волосы, ерзать на стуле, речь идет именно о вредных привычках, с которыми родителям приходится вести борьбу.

Какие бывают вредные привычки у детей

  1. Грызть ногти. Это наиболее распространенная вредная привычка у детей дошкольного возраста и учеников младших классов. Основными предпосылками для ее возникновения являются трудности в общении со сверстниками и родителями, а также чрезмерная учебная нагрузка;
  2. Тянуть в рот посторонние предметы (ручки, карандаши, пуговицы, носовые платки, игрушки). Эта привычка крайне опасна для малышей, которые имеют склонность глотать различные мелкие детали. Родители должны объяснить ребенку, что в рот можно класть только пищу. Чтобы не допустить удушья, необходимо постоянно контролировать содержимое рта крохи;
  3. Сосать пальцы. И хотя такую привычку уж никак не назовешь безобидной, у маленьких детей существует потребность в удовлетворении сосательного рефлекса. Не стоит ругать 1-3-летнего ребенка за то, что он тянет пальцы в рот, поскольку эти действия обусловлены естественной физиологией. Однако если такое желание появляется (или не исчезает) у крохи старше 4 лет, пора бить тревогу;
  4. Брать чужие вещи. Обычно дети просто не понимают, что понравившаяся вещь принадлежит кому-то другому. По этой причине в сознании ребенка следует провести четкую границу между тем, что является его собственностью, а что нет;
  5. Ковыряться в носу. Основной причиной формирования этой вредной привычки у детей обычноявляется сухость слизистой носа. Чтобы избавиться от нее, как правило, достаточно поддерживать нормальный уровень влажности в помещении. Но в любом случае малыш должен уметь пользоваться носовым платком;
  6. Обманывать. Зачастую дети перенимают такое поведение у сверстников. Задача родителей – показывать своим примером, что в обществе ценят честных и искренних людей;
  7. Ябедничать. Необходимо объяснить ребенку, чем отличается ябедничество от полезной информации. Если товарищ попал в беду, необходимо сказать об этом взрослым, которые окажут помощь. А вот докладывать всем подряд о чьем-то проступке – не самое благородное дело;
  8. Употреблять ненормативную лексику. Малыши нередко подражают взрослым неосознанно, а вот дети постарше, ругаясь матом, пытаются показать свой авторитет. Родители должны терпеливо объяснять, что так разговаривать некрасиво, а также следить за речью, которую слышит их чадо;
  9. Зависеть от телевизора или компьютера. Чтобы предотвратить чрезмерное увлечение мультфильмами и играми, следите за временем, которое малыш проводит у экрана, а также чаще привлекайте его внимание к другим интересным занятиям.

Почему появляются вредные привычки у детей

Основной причиной развития вредных привычек у детей является неблагополучная атмосфера в семье. Если ребенку не хватает внимания, ласки, любви, заботы, можно смело сделать ставку на то, что он приобретет какую-нибудь малоприятную склонность. Нелюбовь может проявляться как в скрытой, так и в открытой форме, однако в большинстве случаев данная проблема остается неразрешенной и становится личной трагедией малыша. Такие родители крайне редко меняют свою позицию, а уж тем более обращаются за помощью к специалистам.

Однако бывает и так, что причина кроется в отношении родителей друг другу, а не в их нелюбви к ребенку. Ссоры, конфликты, скандалы, которые наблюдает малыш – все это благодатная почва для развития неврозов. У крохи возникает чувство вины за происходящее, а если учесть тот факт, что дети более восприимчивы и переживают негативные эмоции намного острее, нет ничего удивительного в том, если рано или поздно ребенок начнет вести себя не совсем правильно.

Профилактика вредных привычек у детей

Наиболее эффективными для профилактики вредных привычек у детей являются следующие меры:

  • Постарайтесь как можно дольше продолжать вскармливание ребенка грудным молоком;
  • Если соска заменяет младенцу грудь матери, не стоит ее отнимать ценой слез и истерик;
  • Не бойтесь укачивать кроху на руках, чтобы помочь ему заснуть;
  • Если малыш страдает бессонницей, не стоит оставлять его в одиночестве надолго;
  • Всегда находитесь рядом с ребенком, когда ему это необходимо;
  • Не перекладывайте свою ответственность за малыша на других людей;
  • Не нужно упрекать и стыдить чадо за какие-либо провинности, тем более при посторонних;
  • Не позволяйте ребенку проводить слишком много времени на горшке или унитазе;
  • Следите за тем, чтобы малыш не переутомлялся (как в умственном, так и в физическом плане);
  • Поддерживайте гигиену крохи;
  • Будьте ласковы с ребенком, избегайте чрезмерной строгости;
  • Помните, что родители не должны выяснять отношения в присутствии самых младших членов семьи. Старайтесь сглаживать личные конфликты, если свидетелем ссоры может стать малыш.

Помните, что неправильное поведение намного проще победить, если оно еще не стало неотъемлемой частью жизни ребенка. С вредными привычками у детей нужно бороться постоянно, а не от случая к случаю, и главным помощником здесь должно стать внимательное и заботливое отношение к маленькому человечку.

Вредная привычка ребенка: стремление к беспорядку.

В возрасте чуть больше года у детей развивается вредная привычка разбрасывать свои вещи и игрушки, и родителям в этом случае придет приложить немало усилий, чтобы не допустить в квартире хаоса. Можно предложить малышу поиграть в порядок. Чем больше ребенок сумеет сделать самостоятельно, тем ему будет радостнее, к тому же он начнет учиться убирать вещи за собой.

Постепенно в его сознании будет закрепляться тот факт, что каждый предмет имеет свое собственное место. Очень важно не нарушить это понятие в мозге ребенка и не спровоцировать возникновение такой вредной детской привычки, как стремление к беспорядку, в противном случае искоренить это в дальнейшем будет невозможно.

Перед тем как бороться с такой вредной привычкой, ребенку нужно показать, как он должен себя вести. Если родителям удастся создать атмосферу заинтересованности, то эти установки станут не только понятными ребенку, но и увлекательными с эмоциональной точки зрения. В доме могут появиться картинки совместного творчества наподобие дорожных знаков. Развешивать их нужно вместе, это поможет ребенку быстро запомнить названия разнообразных предметов.

Каждый успех малыша должен обязательно замечаться, родителям следует как можно чаще хвалить своего ребенка.

Надо отметить, что гораздо проще начать с малышом играть, чем приказывать ему выполнить то или иное действие. Главное при этом — последовательно вырабатывать у ребенка привычку к порядку.

Важно помнить, что непоследовательность действий со стороны родителей может стать причиной того, что ребенок будет этим заниматься лишь тогда, когда у него вдруг появится желание убраться в своей комнате.

Вредная привычка: искажение речи.

Как отучить ребенка от вредной привычки?

Родителям не следует обращать внимания на это. Как правило, подобный эффект проходит через несколько месяцев, когда у малыша словарный запас становится более обширным. Если взрослые будут как-то реагировать на появление в лексиконе ненормативных слов, то ребенок сочтет, что таким способом может привлечь к себе дополнительное внимание и справиться с этой привычкой будет значительно тяжелее.

Родители должны объяснить малышу, что использовать подобные слова не следует, даже если он очень зол или сердит. Ближе к шести годам ребенок уже в состоянии понять, что есть слова, употребление которых неприлично и недопустимо в обществе. Можно попробовать искоренить такую привычку при помощи игры «Ругаемся овощами», когда малыш вместо ругательств станет употреблять названия овощей. Это не будет резать слух, поможет развитию речи.

Вредная привычка: искажение слов .

Иногда у детей возникает такая вредная привычка, как намеренное или несознательное коверкание слов.

Как отучить ребенка от вредной привычки?

Лингвисты и психологи советуют для устранения этой вредной привычки вспомнить первый год жизни, когда ребенка учили произносить первые слова и фразы. Напевный язык позволяет малышу быстро и хорошо усвоить фонетический склад родной речи. Достаточно говорить подобным образом с ребенком в течение 15 минут ежедневно, и уже через месяц или полтора его речь придет в норму.

Можно попробовать разговаривать с малышом по принципу отраженной речи, когда он немедленно будет повторять то, что говорит ему взрослый. Для этой цели наиболее подойдут скороговорки, рассчитанные специально на детей. Их нужно проговаривать громко и эмоционально, чтобы малыш смог не только правильно повторить, но и уловить основные идеи, которые заложены в данном высказывании.

Вредная привычка: манипуляции с телом.

Ещё одна вредная привычка дошкольников - игры детей со своими половыми органами. Как только ребенок освобождается от пеленок, он умеет управлять своими руками. Они тянутся туда, где раньше не могли ничего прощупать, например, малыш трогает свои волосики, сосет палец, прикасается к гениталиям или пупку. Для него они являются всего лишь частями тела. Малыш никак не может понять, почему пальцы в районе паха вызывают у его родителей столько негодования, которое порой переходит в злость. Однако бывает, что такая спонтанная игра становится для него ключевым источником приятных ощущений, поэтому интерес усиливается и приобретает осознанные формы.

Как отучить ребенка от вредной привычки?

Родителям не следует лишать свое дитя прелести прикосновения материнских рук. Ведь этой вредной привычкой дети дошкольного возраста стараются заменить нехватку ласки.

Избавить ребенка от этой вредной привычки нужно как можно быстрее. Взрослые должны внимательно следить за гигиеной промежности, менять пеленки как можно чаще, чтобы там не возникал зуд.

Родители не должны оставлять ребенка в кроватке одного, необходимо следить за тем, чтобы ручки лежали поверх одеяла, желательно дать в них мягкую игрушку. В качестве ночной одежды лучше надеть мягкую рубашку до пят вместо пижамы. Одежда должна быть максимально свободной, чтобы она ничего не сжимала и не сдавливала. Необходимо ограничивать его время нахождения на горшке и придавать туалету чересчур большое значение.

Если родители будут попытаться подавить детское любопытство, то это ни к чему хорошему не приведет. Ни в коем случае не следует стыдить или ругать ребенка за то, что он изучает собственное тело. Это может вызвать обратную реакцию и только усилить интерес к этому процессу. Кроме того, бурная реакция родителей на подобную детскую привычку представляет собой довольно серьезную опасность, потом что откладываются в бессознательной памяти ребенка и являются прекрасной почвой для развития комплексов. Она может помешать развитию нормальных отношений с противоположным полом.

Малышу нужно твердо, спокойно и ласково объяснить, что делать ЭТО некрасиво. Этот процесс можно сравнить с высовыванием языка. Если ни один из уговоров не подействует, допустимо переключить внимание ребенка на что-нибудь другое, например, подарить ему щенка.

Когда родители научатся объяснять и обсуждать со своим малышом все то, что его волнует или интересует, то это станет одним из ключевых шагов в налаживании понимания между ним и взрослыми.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: