Как избавить ребенка от компьютерной зависимости. Как спасти своего ребенка от компьютерной зависимости

Здравствуйте, хотелось бы услышать Ваше мнение на тему «Компьютер и подросток».

На тренинге не раз говорилось, что отнять компьютер у ребёнка - это всё равно что отнять лобзик у дедушки. Говорилось также, что мы родители в принципе не можем ничего дать современным детям (родившимся после 1995г). То, что мы можем - это направить их интерессы в нужном направлении. Юрий также говорил, что «пусть ребёнок с компьютером будет, даже и на улице, следите правда, чтобы под машину не попал...». Вот так буквально я поняла его слова. И всё же...

Не даёт мне покоя эта мысль..., т.к. мой сын (13 лет) на мой взгляд проводит очень много времени на компьютере, и все его друзья тоже. Мы дома придумывали разные методы ограничения использования во времени, например, устанавливали правило: с 17- 21 часа компьютер выключен. Поначалу немного срабатывало (конечно не по воле сына, но деваться ему было некуда), но потом и это правило расплывалось...Одно бы дело, если бы он использовал компьютер с целью почерпнуть какие-либо знания, изучал какие-либо сайты по интересам (тогда мне бы был «бальзам на душу»). А то ведь занимается играми. При этом, играя в эти игры, он общается с другими подростками онлайн - они как бы создают команды и играют против др.др, такое вот виртуальное общение. В выходные я взяла сына и его друга на плавание в бассейн, и после, по дорогое домой предложила им пойти к нам, чтобы они вместе нашли себе занятие, на что они ответили, что они и так будут общаться онлайн каждый у себя дома. Кроме того, если мой сын приходит домой к своим друзьям, то тоже и там они вместе проводят время за компьютером.

Вразумительного ответа у меня на это к сожалению не последовало...

Всё больше осознаю, что действительно, альтернатив у меня как у родителя особо никаких нет. Раньше,когда были помладше и в игры играли, и рисовали, и снежные крепости строили и пирожки пекли вместе в свободное время, а сейчас только компьютер.

Каковы мои действия на сегодняшний день?

1.Прежде всего не ругаю его за то, что он проводит много времени за компьютером (ну если уж когда вообще все грани переходит)

2.Стараюсь отслеживать его интересы (правда, они меняются)

3.Подумываю сделать расписание дня (не уверена, как сработает это на подростка), но думаю, что для кожного вектора это будет полезно. Подозреваю кожный вектор снизу.

4.Хочу, чтобы он углубился в предмет, который ему нравится в колледже. Хочу сказать, что в колледже он хорошо успевает по всем предметам. Но на мои предложения, что можно успевать ещё лучше, и что всегда есть возможность улучшить и углубить знания, он отвечает, что ему и так достаточно....

Буду очень благодарна за любые системные предложения. Спасибо.

P.S. во мне засели слова Юрия: "...из ребёнка можно вырастить и гения и злодея". Поэтому вижу, что надо торопиться с правильными действиями..

Здравствуйте, Оксана.

Ваше беспокойство по поводу увлечения сына компьютерными играми очень понятно: мы привыкли думать, что чрезмерное сидение перед монитором губительно как для здоровья, так и для психики ребенка. Что если ребенок любит компьютерные игры, это непременно подрывает его здоровье и образует зависимость от игр или соцсетей.

Да, наше родительское волнение можно понять: многие дети с трехлетнего возраста с компьютером на «ты» (что с учетом нашего детства кажется фантастикой), и чем взрослее они становятся, тем совершеннее их умение ориентироваться в информации и новшествах, которые чуть ли не ежедневно возникают в Сети.

У технического прогресса и развития компьютерной индустрии есть масса положительных сторон. Это и небывалый доступ к самой различной информации, и огромные возможности для творчества и выражения себя, тьма полезных обучающих интернет-программ и центров, возможность общаться с другим человеком из любой точки мира – и многие другие, о которых совсем недавно мы не могли и мечтать. Нет ничего страшного для современного подростка в том, что Интернет становится его активной средой – это нормальное веяние времени.

Согласитесь, неразумно бороться с тем, что современные дети тянутся к компьютеру. Запрещать им осваивать компьютер и Интернет – это значит просто взять и лишить их возможности развиваться, запретить идти в ногу со временем. Что будет делать такой ребенок в будущем, когда абсолютно все процессы (как бизнес, так и государственные) будут управляться из Интернета? Он не сможет стать востребованным специалистом, если с детства не будет с компьютером на «ты». А значит, окажется не у дел, чего мы, родители, точно бы не хотели для своих детей.

Вопрос именно в том, какая активность там образуется : в умелых руках компьютер может стать союзником, но если он служит только тому, чтобы уйти от реальности и прожигать время впустую – он становится врагом.

Чем именно он окажется, зависит от множества факторов. Это и векторный набор подростка, и уровень развития его векторов, и отношения с родителями, и состояния векторов самих родителей.

Как должно быть в идеале?

В идеале ребенок должен тратить свое время не на виртуальное бездействие, а на созидание – он должен получать от этого пользу, учиться там чему-то, а не использовать компьютер как способ для получения одного лишь удовольствия. Как понимаем, в последнем случае речь идет о формировании у ребенка игровой зависимости.

В этом случае главная проблема – отсутствие других интересов. Игровая зависимость – это признак того, что ребенку не интересно заниматься чем-то еще. И самым верным способом избавления от этой зависимости станет поиск занятия, которое вытеснит из его жизни увлечение виртуальными играми.

Если у вашего ребенка есть кожный вектор, дисциплина ему будет однозначно полезна. Однако, вводя новый режим дня, будьте осторожны – не отнимайте у ребенка того, что ему так нравится, не лишайте его возможности играть в игры путем прямого запрета. Постарайтесь постепенно ограничивать его время на игры, одновременно вовлекая в другую активность.

Договаривайтесь с вашим сыном – кожники это любят. Например, договоритесь, что если ребенок превзойдет себя по профильному предмету в школе, то получит дополнительное время для игр. Используйте адекватное ограничение и вознаграждение, чтобы начать управлять процессом.

Чаще всего ошибка родителей в воспитании кожных детей заключается в том, что они предоставляют им слишком много свободы. Не понимая, что определенные рамки и ограничения не только не навредят ребенку, но и окажутся для него полезны. Пользуйтесь этой возможностью, придерживаясь золотой середины.

Но главной для вас сейчас должна быть не столько дисциплина, сколько поиск нового, развивающего интереса. У вас еще есть время – до окончания переходного возраста. Узнать, какие именно занятия могут вызвать у вашего сына искренний интерес, можно только правильно определив его вектора.

Например, у сына есть зрительный и анальный вектора? Значит, ему может оказаться интересным дизайн (веб-дизайн, дизайн интерьера и прочее). 13 лет – возраст, когда ребенок уже может при помощи компьютера что-то создавать, а не только развлекаться. Предложите ему изучить «Фотошоп» или какую-то другую программу, позволяющую создавать в ней что-то с нуля. Это тоже увлекательный процесс, чем-то напоминающий игру: создатель оригинального изображения контролирует весь процесс, и результат зависит целиком от него.

А может быть, углубившись в теорию векторов, вы поймете, чего еще так не хватает вашему ребенку: спорта, занятий в интеллектуальных кружках, активного отдыха вместе с родителями, путешествий – и так далее.

Еще одна сложность, которую вам предстоит сейчас преодолеть – это установить доверительные отношения вашим ребенком. По-настоящему понять его и заговорить с ним на одном языке вам также поможет тренинг по системно-векторной психологии. Многие слушатели отмечают, что их дети впервые стали прислушиваться к ним именно после тренинга – вдруг почувствовали, что с «мамой можно поговорить». Доверие очень важно и именно сейчас и нужно вложиться, чтобы установить такие отношения с сыном.

Вы на правильном пути, Оксана: изучение системно-векторной психологии поможет найти ответы на все вопросы. Вам стоит пройти первый уровень платных тренингов, чтобы картина сложилась целиком, а также пришло полное понимание векторов вашего ребенка. Уверена, что проблема с играми решится сама собой, когда в ваших отношениях восстановится доверие и когда вы сможете помогать своему ребенку развиваться в нужном для него направлении. Потому что интерес, который проснется у него к правильно подобранным занятиям, вытеснит бесполезное времяпрепровождение перед монитором.

На вопрос отвечала Кудрявцева Анна, учитель-филолог

Компьютеры за пару последних десятилетий по-настоящему захватили мир. Мерцающие экраны телевизоров, компьютеров, ноутбуков, телефонов и планшетов окружают нас повсюду – это реалии, и от них даже при всем желании никуда не деться. В непростом положении оказались современные родители: к стандартной проблеме «отцов и детей» прибавилось абсолютное непонимание мира, в котором живут современные подростки. Да, они так же общаются, ходят в школу и влюбляются, и всё же – они кардинально другие. Больше знают, и их осведомленность в некоторых вопросах порой даже пугает. Меньше гуляют и почти не читают книги. Зачем? Для общения есть социальные сети, а ответ на любой вопрос дадут поисковики. Как понять своего ребенка, так внезапно ставшего подростком? Где грань между действительно необходимым и опасным количеством времени, которое занимает компьютер в его жизни? На эти и другие вопросы, волнующие родителей детей-подростков, мы и постараемся ответить в данной статье.

Компьютер в жизни подростка

Подросток сидит за компьютером (ноутбуком или планшетом) – не правда ли, знакомая и даже банальная картина? Однако если вы видите своего ребенка уткнувшимся в экран постоянно, это начинает по-настоящему пугать.

Давайте разберемся, почему же нынешние подростки так много времени проводят за компьютером. Возраст 13-16 лет – один из самых сложных в жизни человека. Вчерашний ребенок отдаляется от родителей, становясь всё более самостоятельным. Он начинает жить своей, отдельной жизнью. Жить без родителей подростку пока рановато, поэтому выходом становятся частые встречи с друзьями и/или побег в виртуальную реальность. И пусть общение там является поверхностным, для многих молодых девушек и парней оно становится основным окном в мир, дает возможность раскрепоститься и почувствовать себя более значимым. Психологи считают возраст 15 лет пиковым в отношении интернет-общения; впоследствии (теоретически) происходит постепенное угасание интереса к нему.

Скажем так: беспокоиться и контролировать время, проведенное ребенком за компьютером нужно обязательно. Подросток – это еще не взрослый человек, и ответственность за его здоровье несут именно родители. Вы должны дозировать количество экранного времени в жизни своего ребенка. Кроме того, необходимо объяснить ему об основных правилах поведения в Сети: осторожности в общении с незнакомцами, нежелательности сообщения личных сведений даже в приватной переписке. Если подросток очень любит играть на компьютере, ваша задача – проследить, в какие именно игры. Жестокие и кровавые необходимо пресекать на корню. Вообще родителям желательно как можно раньше объяснить подростку, что компьютер необходим в первую очередь для решения рабочих вопросов, а не для игры.

Веские основания для тревоги появляются тогда, когда ребенок становится по-настоящему зависим от веб-общения или компьютерных игр. Он сидит у монитора часами, хочет всё время быть «онлайн» и почти не общается с домашними. В таком случае родителям следует разобраться в причинах, толкнувших подростка в экранный мир и предпринять меры по «вытаскиванию» его оттуда.

Влияние компьютера на здоровье и психику подростков

Современные технологии вошли в каждый дом, и компьютеры в наше время являются неотъемлемой частью жизни. Однако не стоит забывать, что любой вид техники – это лишь средство, и только от нас зависит, будет ли оно приносить пользу или медленно разрушать наше здоровье и психику. В отношении детей и подростков всё в руках их родителей.

Компьютер, несомненно, влияет на подростков, что имеет как плюсы, так и минусы. Несмотря на тревоги родителей, в увлеченности молодых людей и девушек виртуальным миром есть следующие положительные стороны:

1) Интеллектуальное развитие . Разумный подход к использованию компьютера и Интернета позволяет получать огромное количество полезной информации, которая может пригодиться в учебе и реальной жизни. Современные подростки по сравнению с их родителями знают намного больше, хотя эти знания и можно назвать довольно поверхностными.

2) Возможность раскрепоститься . В Интернете подросток, имеющий проблемы с социальной адаптацией, получает возможность стать другим, раскрыться, найти друзей и даже любовь. Ощутив себя интересной личностью, пусть и в суррогатном общении, он может обрести большую уверенность в себе в реальном мире.

И всё же отрицательное влияние компьютера на детей и подростков очевидно. Бесконтрольное количество времени, проводимого у монитора, имеет следующие минусы:

1) Проблемы с концентрацией внимания . Частая смена ярких картинок на экране монитора вполне ожидаемо вызывает рассеянность и ухудшение способности сконцентрироваться на каком-либо виде деятельности. Причем неважно, о ком идет речь – дошкольнике, школьнике или даже студенте. Эдвард Свинг из Государственного университета Айовы провел исследование концентрации внимания детей, смотревших телевизор или игравших в видеоигры менее чем 2 часа в день (рекомендованные Американской академией педиатрии (AAP)) с теми, кто тратил на это времени больше двух часов:

В этом же исследовании была замечена следующая закономерность: школьники средних классов в среднем проводили у телевизора или компьютера 4,26 часа ежедневно, а студенты – уже 4,82 часа.

Профессор педиатрии Димитри Кристакис из Университета Вашингтона указывает на тревожный факт:

«Расстройство гиперактивного дефицита внимания (ADHD) сегодня встречается в 10 раз чаще, чем всего лишь 20 лет назад».

2) Ухудшение зрения . И в этом отношении всё очевидно – глаза современных школьников адаптируются к разглядыванию мерцающей картинки на близком расстоянии. Глазные мышцы практически не работают. Близорукость молодеет с каждым годом, и глупо отрицать взаимосвязь этого факта с популяризацией компьютеров, телефонов и планшетов.

3) Снижение эмоциональности, стандартизация мышления . Компьютер при всей сложности своего устройства – машина. Он выдает человеку четкие, логичные и отнюдь не творческие решения. Ни одна игра, никакое общение в соц.сетях не может передать всех тонкостей, свойственных многогранности мира и личности человека.

Заведующий отделением Центра охраны психического здоровья детей и подростков Анатолий Григорьевич Мазур в интервью известному отечественному психологу Татьяне Львовне Шишовой высказал следующее мнение:

«Компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить не творчески, а технологически. Есть задача, итог и комплекс средств, при помощи которых можно решить эту задачу. Все! Таким образом, мышление ребенка программируется, творческие способности не развиваются. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность – то, что раньше всегда было присуще детям. Поэтому, на мой взгляд, для развивающегося ребенка компьютер вреден. Чем позже мальчик или девочка за него сядут, тем лучше».

4) Риск возникновения игромании или интернет-зависимости . Чем раньше у ребенка появляется компьютер, телефон или планшет, тем больше вероятность привыкания и формирования устойчивость привязанности к электронным гаджетам. Наиболее тяжелые формы зависимости могут даже потребовать специализированного лечения.

5) Проблемы с учебой, трата всего свободного времени на компьютер . Этот аспект частого пребывания подростка в виртуальном пространстве невозможно отрицать. Компьютер очень затягивает, а уж молодых людей с несформированной психикой – тем более. Результатом становится желание проводить у монитора всё больше и больше времени, отсутствие интереса и мотивации к учебе.

Конечно, желательно, чтобы собственный компьютер появился у ребенка как можно позже. Чем старше человек, тем меньше вероятность того, что он станет зависимым от Интернета и компьютерных игр. Если же ваш ребенок-подросток уже давно «на ты» со всеми современными цифровыми устройствами, не забывайте о том, что именно вы должны стоять на страже его здоровья и следить, чтобы компьютер использовался не как игрушка, а как полезное техническое устройство.

Зависимость от компьютера у подростков

Подростки, обладающие «пограничной» психикой, наиболее восприимчивы к разного рода воздействиям и зависимостям. Почему же именно компьютер становится для детей и подростков столь притягательным? Доктор медицинских наук, заведующий кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и клинической психологии Российской медицинской академии постдипломного образования, президент Фонда социальной и психической помощи семье и детям Юрий Степанович Шевченко отвечает на этот вопрос следующим образом:

«Прежде всего, он (компьютер) дает все те эмоции, которые может, но не всегда дает ребенку жизнь. Это широчайший спектр – от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. И все это можно испытать, не двигаясь с места! Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка – как бы аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребенка создается иллюзия овладения этим миром. <…> Это особенно засасывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность, детей, которым в силу тех или иных причин не удается идти в жизни по пути, так сказать, «радостного взросления».

Если родители не стремятся оградить отпрыска от губительного влияния планшета и ноутбука, проводят большую часть своего времени на работе и считают, что компьютеры несут подрастающему поколению только пользу, результат будет закономерен. В группе риска – подростки, имеющие сложности в реальном общении. Ваш ребенок застенчив или, напротив, дерзок и находится со сверстниками в состоянии постоянной «холодной войны»? Тогда компьютер может стать для него главным способом коммуникации с окружающим миром.

Что делать, если вы подозреваете компьютерную (интернет) зависимость у ребенка? Отключение Интернета в данной ситуации – не выход, так вы только вызовете у подростка озлобленность и отдалите его от себя. Специальные программы, обещающие «родительский контроль», тоже далеко не панацея, ведь нынешние подростки очень быстро учатся их обходить.

Если речь идет о настоящей зависимости, скорее всего, ребенку сможет помочь только специалист, а конкретно – психолог. Но чаще всего проблема еще не столь запущена и может быть решена в рамках семьи. Договоритесь с подростком о том, сколько времени он будет проводить у монитора. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше, ведь с возрастом устанавливать ограничения будет всё сложнее. Старайтесь проводить больше времени всей семьей: никакая работа не может быть важнее, чем собственные дети.

Как отучить подростка от компьютера?

Всё чаще родители спрашивают, как отучить подростка от компьютера. В первую очередь, нужно задать самим себе другой вопрос – когда ваш ребенок был «упущен» и почему он начал проводить так много времени у мерцающего экрана? Уверения в важности современных технологий в учебе и необходимости приучения детей к компьютеру с малых лет являются совершенно необоснованными. Телевидение, компьютерные игры и Интернет всегда становятся средством, компенсирующим дефицит чего-либо в жизни подростка. И вот с этим дефицитом-то и следует бороться.

Но что же делать, если ребенок уже плотно «подсел» на электронные гаджеты и не представляет своей жизни без любимых игр или соц.сетей? Как подростка оторвать от компьютера? К сожалению, это невозможно сделать как по мановению волшебной палочки. «Иммунитет» от пристрастия к кибермании формируется в семье. Если родители сами склонны проводить свободное от работы время у телевизора или за компьютером, странно будет ожидать от подростка, что он будет вести активный образ жизни, заниматься спортом и поддерживать замечательные отношения с друзьями в реальной жизни. Начинать в воспитании как самых маленьких детей, так и подростков следует, прежде всего, с самих себя. Конечно, не самый приятный совет, зато правдивый. Станьте такими родителями, которым хочется подражать. Это не панацея от компьютерной зависимости подростка, но важный вклад в формирование его представлений о реальности.

Родителям, ведущим активную жизнь (работа, спорт, встречи с родственниками и друзьями), казалось бы, не на кого пенять. Как отвлечь подростка от компьютера в таком случае? Постарайтесь мягко и ненавязчиво помочь своему ребенку найти интересное занятие, не связанное с «затянувшей» его игрой или соц.сетью. Возможно, подросток достаточно интеллектуален, чтобы заняться, например, созданием собственных сайтов или изучить какую-либо сложную программу (например, Фотошоп или программу для создания видеороликов). Всячески стимулируйте выход своего ребенка в реальную жизнь: молодой девушке будет приятно получить в подарок от родителей абонемент в фитнес-клуб, а юноше – в тренажерный зал. Концерты, тренинги, спортивные секции – вот замечательные способы отвлечь подростка от тяги к электронным гаджетам.

О влиянии компьютера на человека, а в особенности, на неокрепшую психику подростка говорить можно много. Но нельзя и отрицать тот факт, что современные технологии стали по-настоящему незаменимы, и пути назад у нас нет. Другой вопрос, как мы и наши дети будем использовать достижения современной цивилизации – себе во благо или же напротив, превращаясь в придаток умной машины.

Мы не можем собрать вещи и увезти своего ребенка в какую-нибудь глушь, где нет компьютера и Интернета. Запреты, крики, выдирание проводов – «методы» борьбы, абсолютно неэффективные в отношении подростков. Лишь создание теплого микроклимата в семье и культивация настоящих, а не экранных ценностей может сохранить целостность формирующейся личности. Любите своего ребенка, дарите ему свое время и внимание, подавайте положительный пример, живя активно и весело – и тогда компьютер в вашем доме не станет камнем преткновения. Желаем вашим детям-подросткам яркой юности, в которой живое общение будет всегда преобладать над получаемым через экран монитора!

Компьютерная техника прочно вошла в жизнь человека. Этого нельзя отрицать и невозможно изменить. Дети, знакомые с ней с ранних лет, воспринимают ее как нечто такое, что было всегда и без чего жизнь человека если и возможна, то очень сложна.

Представить мир без цифровой техники им так же сложно, как взрослым – без телевидения, телефона, автомобильного транспорта. Тот факт, что подросток «дружит» с ней, настораживать не должен, но когда он играет на компьютере или приставке целыми днями – это уже крайне серьезный симптом, который может сигнализировать о наличии нехимической зависимости, которая так же опасно и трудноизлечима, как и любая другая. Поэтому меры по предупреждению компьютерной зависимости и излечению от нее принимать необходимо.

Почему дети увлекаются компьютерными играми?

Каждый человек, даже не честолюбивый, мечтает о любви и уважении, успешности, достатке, власти. Особенно остры эти желания в переходном возрасте, когда подрастающий ребенок хочет доказать свою ценность себе и окружающему миру. В жизни не каждому удается доказать свои незаурядные интеллектуальные способности учебой, силу и ловкость – спортивными рекордами, талант – созданием настоящих шедевров, лидерские качества – в реальном общении со сверстниками.

Виртуальная реальность предоставляет возможность почувствовать себя героем , умелым воином или полководцем, разбойником, пренебрегающим общепринятыми нормами и завоевывающим богатство и любовь самой смелой и ловкой из всех красавиц мира, архитектором, возводящим города или какой-либо другой выдающейся личностью. Возможность почувствовать себя самостоятельным, уйдя ото всех в виртуальный мир, где не страшно совершать ошибки, пробовать разные пути тоже весьма привлекательна.

Скромный, застенчивый ребенок может испытывать эмоциональный голод , так как ему не хватает общения со сверстниками. Играя на компьютере или приставке, он может пережить страх, огорчение, возбуждение от битвы, сладость победы – и все это, не выходя из дома.

Многие из современных компьютерных игр предполагают возможность общения между игроками. Подростки, которые плохо идут на контакт со сверстниками в реальном мире, намного легче находят контакт с другими игроками – такими же, как и они. Это повышает их способность к социальной адаптации, самооценку.

Помимо игр, подростки используют компьютер для поиска ответов на свои вопросы, для общения в социальных сетях. Для некоторых представителей подрастающего поколения этот аспект не менее важен, чем возможность поиграть.

Почему это вредно?

Чрезмерное увлечение компьютерными играми о пасно искажением представлений подростка о реальности. Неоднократно в новостных программах показывали сюжеты о том, как «опьяненные» компьютерным дурманом дети убивали близких им людей.

Опасно увлечение играми на компьютере или приставке и формированием компьютерной зависимости . Игроман теряет связь с миром, не интересуется проблемами семьи, не общается с друзьями, забрасывает учебу, спорт, не хочет отрываться от игры даже для того, чтобы поесть. Все это негативно сказывается на его психическом и физическом здоровье.

Когда подросток много сидит за компьютером, у него формируется «клиповость» мышления , он становится неспособным решать задачи, требующие концентрации внимания. Научные исследования доказали, что подростки, работающие за компьютером более двух часов в сутки имеют в два раза больше проблем с концентрацией внимание, чем их ровесники, проводящие за ним меньше времени.

Подростков, страдающих близорукостью, с каждым годом становится больше. Отказываться связать это с созерцанием экрана было бы странным.

Следует также отметить, чтоотказ от реального общения, учебы, занятий спортом – не менее печальные последствия игромании.

Как сделать компьютер полезным?

Однако отрицать тот факт, что компьютер может принести пользу, тоже не стоит. Он помогает быть в курсе происходящих событий, быстро находить интересующую информацию, общаться, осваивать полезные навыки.

Если с компьютерных игр родителям удастся переключить внимание подростка на изучение программ, например, графических редакторов, на создание собственных программ, сайтов, то работа за компьютером принесет ему больше пользы, чем вреда.

Направив свое чадо на познавательные сайты, форумы, родители тоже сделают для него доброе дело.

Чтение электронных книг о подростках, просмотр экранизации произведений мировой классикипустым времяпровождением тоже не назовешь.

Перенаправляя подростка в нужное русло, не стоит забывать, что все хорошо в меру. Заранее стоит договориться, что в течение суток он проводит «за компом» не более двух часов.

Как сделать так, чтобы ребенок меньше времени проводил перед экраном монитора?

Легко поставить условие: «за компьютером – не больше двух часов». Добиться его выполнения невозможно, если не предложить подростку альтернативы.

Такой альтернативой может стать занятие в кружке или секции , где ребенку будет интересно. Сегодня существуют кружки, где занимаются робототехникой, созданием моделей самолетов – они придутся по душе «технарям». Спортивные секции – отличный выбор для тех, кто хочет быть «героем» и побеждать. Для творческих натур существуют художественные, музыкальные кружки. Там он встретит тех, кто разделяет его увлечения, и общаться с ними ему будет легко и приятно.

Другой альтернативой может стать семейный досуг. Это может быть активный отдых: туризм, рыбалка, велопрогулки, походы на байдарках, лыжи. Это могут быть «творческие» вечера: посещение театра, выставки, фотоохота. Не отменяются пикники на природе, путешествия, посещение друзей и родственников.

Для небольшой группы подростков, которые включают компьютер, чтобы почитать, альтернативой может стать обычная книга. Какие-то книги они найдут в библиотеке, в которую вы их запишите, другие им придется покупать. Стоить это будет недешево, но здоровье ребенка стоит дороже.

Другими словами, отлучить от компьютера подростка можно, но для этого родителям придется предпринять определенные усилия, иной раз немалые. Прежде всего, отказаться от многочасового сидения за компьютером придется им самим.

Век технологий забирает в свои сети детей различных возрастов, начиная от дошкольников, заканчивая подростками. Малыши утопают в виртуальной реальности посредством игр, школьницы забывают про уроки, ежедневно зависая в чате, подростки посещают различные сообщества. Во Всемирной паутине масса информации, но что делать родителям, если она пойдёт во вред родному чаду? Рассмотрим важные аспекты.

Как отучить ребёнка дошкольного возраста от компьютера

Когда вы позволяете своему чаду часами сидеть за компьютером, у него страдает неустойчивая психика, меняются несформировавшиеся моральные ценности, портится характер.

Уберите ПК подальше
Предоставьте малышу определённое время, в течение которого он сможет развлекаться. Контролируйте все игры на предмет их пользы для ребёнка, поставьте «родительский запрет» на сайты 18+. Наблюдайте за тем, что делает и просматривает малыш. По истечении положенного срока заберите компьютер, несмотря на упрашивания.

Регулярно общайтесь
Дети требуют внимания, и вы это прекрасно понимаете. Общайтесь с ребёнком, ему нужны мама и папа. Никакой компьютерный мир не заменит полноценного человеческого общения. Находитесь рядом вопреки постоянной занятости и плохому самочувствию, готовке и ежедневной уборки. Родители для того и нужны, чтобы направлять ребёнка в правильное русло.

Ошибка ленивых мам и пап заключается в следующем: малыш нуждается в общении, но вследствие усталости и плохого самочувствия они дают ему гаджет мол «поиграй, только дай полежать». Родители не понимают, что ребёнок вскоре перестанет в них нуждаться, поскольку его заманит яркостью и вседозволенностью виртуальный мир.

Займите ребёнка
Запишите на секцию бокса или кружок рисования, займите его полезными делами. Хорошо, если есть возможность посещать сразу несколько секций, так останется меньше времени на слёзы из-за отсутствия компьютера. Приучайте ребёнка с малых лет ценить время и быть постоянно в движении.

Вежливые преподаватели и неугомонные сверстники найдут, чем занять ребёнка, регулярное общение сделает его коммуникабельным, а положительные эмоции благотворно повлияют на психику. Со временем столь несложные методы вытеснят виртуальный мир из жизни малыша.

Будьте благоразумны
Не нужно кричать и вырывать компьютер из рук, доводя ребёнка до слёз. Будьте хитрее, протест и ругань вызовут ещё большее желание посидеть на ПК. Подойдите и ласково скажите «Солнышко, давай с тобой поиграем в более интересную игру» или «Не нарисовать ли нам медведя к папиному приходу?», после чего завлеките чадо интересным занятием.

Уберите ПК из зоны видимости
Как жили дети до появления компьютеров? Они проводили время на природе с родителями или сверстниками, играли в машинки и собирали конструктор. Воспользуйтесь проверенными примерами! Соберите корзину и езжайте всей семьёй на пикник, прихватив с собой приятелей малыша. Запустите бумажного змея и поиграйте в машинку на радиоуправлении. Свежий воздух намного лучше домашних посиделок.

Дети берут пример с родителей. Воспитательные беседы, шлёпанье ремнём и другие радикальные методы не помогут, они лишь настроят ребёнка против вас. Понятно, что хочется посидеть в «Одноклассниках» и отметиться на фотографиях друзей, посмотреть мелодрамы и почитать слезливую книгу, но оставьте эти вещи на поздний вечер или ночь. Покажите, что без компьютера вполне можно обойтись.

Донесите до ребёнка суть потраченного времени
Сядьте и вместе посчитайте на листке бумаги, сколько драгоценных часов он теряет за компьютером. Нарисуйте понятную схему, распишите по месяцам и посчитайте часы в сумме.

Мотивируйте чадо заниматься более полезными вещами, мол «Смотри, сколько времени за год ты потратил на ПК, а мог бы научиться плавать брасом/стать боксёром/играть на гитаре».

Покажите свою готовность помочь в любых начинаниях. Дайте понять, что не против его занятий в различных секциях. Купите гитару, запишите на пробные занятия, сходите на совместные курсы (рисование, фотография, резьба по дереву).

Исполняйте мечты
Нередко от детей можно услышать, кем они хотят стать или что желают сделать. Если чадо проявило желание быть художником, не покупайте фломастеры, отведите его на профессиональный кружок.

Кто знает, может он станет вторым Пикассо. Добейтесь регулярных занятий, потратьтесь на мольберт, кисти и краски, исполняйте желания, пока они есть! Всё же лучше когда ребёнок сидит за мольбертом, нежели за ПК.

Создайте собственные традиции
Обговорите с мужем, затем огласите всем, что во время завтрака, обеда и ужина никаких гаджетов. Привлеките чадо к сервировке стола, готовке вкусных кексов и других приятных моментов на кухне. Задействуйте его активность, пусть носит по несколько тарелок на стол и расставляет их красиво. Общайтесь ласково, хвалите за помощь и создавайте приятную атмосферу.

Способны отвлекать малыша таким способом 3 раза в день по 2 часа? Поздравляем, вы отвоевали ребёнка у компьютера на целых 6 часов. После трапезы отправляйтесь на прогулку лепить снеговика, собирать листья и шишки для гербария. Вызовите у ребёнка положительные эмоции, он захочет повторить такой день вновь.

Отдыхайте на природе
Ищите недорогие и безопасные занятия на каждые выходные. Катайтесь на катамаранах, бродите по горным тропам, собирайте грибы, займитесь конным спортом или уезжайте из города на ночлег в палатках.

Соберите знакомых мамочек с детьми и отправляйтесь на шашлыки, купите волейбольный мяч и пусть дети радуются. Дайте понять, что реальный мир интересней виртуального. Поддерживайте ребёнка в его задумках, отвечайте на вопросы и рассказывайте интересные истории из жизни.

Радикальный способ
Отключите доступ к интернету, приобретите себе беспроводной модем, пользуйтесь им только тогда, когда ребёнок занимается другими делами.

Сложно бороться с компьютерной зависимостью у подростка. Ноутбук не спрячешь, в школе задают работу на ПК, катанием на роликах тоже не завлечёшь. Что делать?

Будьте хорошим другом
Не все родители способны ладить с детьми на волнующие их темы. Станьте чаду приятелем, принимайте участие в его повседневной жизни. Общайтесь на разные темы, потому как в таком возрасте кнут - не помощник.

Не отключайте интернет
Дайте возможность ребёнку быть взрослым, не убирайте компьютер и не ругайтесь. Заблокируйте сайты для взрослых и внимательно следите за процессом. Сделайте время, проведённое за ПК, полезным: купите подписку на фотошоп, установите программу для создания музыки и видеороликов, скачайте уроки рисования. Запишите ребёнка на компьютерные курсы, чтобы, приходя домой, он совершенствовал полученные навыки.

Проявляйте щедрость
Самостоятельно покупайте чаду абонементы на посещение тренажёрного зала или фитнес клуба. Отправляйте его в молодёжный лагерь или трёхдневные туры для подростков, покажите настоящую жизнь. Просматривайте информацию и ищите интересные занятия, не позволяйте «залипать» у компьютера просто от скуки. Проявите себя заботливым родителем!

Предоставьте возможность заниматься спортом
Удовольствие, полученное в ходе личных достижений, непередаваемо. Дочь желает танцевать? Закажите костюм и отправьте её на танцы. Парень целыми днями играет в стрелялки? Купите абонемент, где учат стрельбе из лука, поиграйте в пейнтбол или сходите в тир.

Надоел лук, хочет бокс? С радостью! Узнайте про все боксёрские клубы и приступайте к тренировкам. Ребёнок сидит в социальных сетях и стесняется общаться с людьми? Посетите курсы личностного роста, профессионалы помогут поднять самооценку.

Дайте возможность развиваться в одном направлении
Дети в подростковом возрасте уже имеют представление о том, кем хотят стать, и чем будут заниматься в будущем. Помогите погрузиться в интересную сферу, содействуйте в получении необходимых навыков, помогайте материально. Впереди взрослая жизнь, к которой нужно заранее подготовиться.

До сих пор не знаете, как отучить ребёнка от компьютера? Используйте индивидуальный подход и не ругайтесь. Задействуйте своё чадо в различных секциях, отправляйтесь на природу и приготовьте вместе ужин. Проявите себя заботливым родителем и наберитесь терпения!

Видео: как избавить детей от компьютерной зависимости

Обычно компьютерная зависимость у детей возникает в 10-16 лет. И в этом нет ничего удивительного – подростковая психика еще недостаточно устойчива. Однако медицинская статистика неутешительна – среди игроманов все чаще можно встретить младших школьников и даже дошколят.

Сегодня мы поговорим о том, как избавить ребенка от компьютерной зависимости, разберемся в источниках ее возникновения и узнаем советы специалистов по ее профилактике.

Тема чрезмерного увлечения компьютером становится актуальнее с каждым днем. Например, недавно произошла громкая трагедия: девятиклассник убил мать и успел тяжело ранить отца только за то, что они запретили ему сидеть за компьютером.

По словам психолога, беседовавшего с юным игроманом, у подростка сформировалась игровая зависимость. Он практически утратил связь с реальностью и считал свои поступки продолжением игры. Психическое расстройство усугубилось тем, что ребенок постоянно играл в жестокие «стрелялки» (шутеры).

Опровергнуть или подтвердить наличие у ребенка этого заболевания можно только после консультации у психолога. Однако и в домашних условиях родители могут обратить внимание на явные симптомы зависимости.

  1. Ребенок сидит за монитором более трех часов в день, не учитывая выполнение домашних заданий.
  2. Подростку нужно, чтобы компьютер работал в фоновом режиме. Поэтому ребенок включает его сразу после пробуждения, возвращения с занятий.
  3. Любые попытки взрослых ограничить время, проводимое за экраном, часто заканчиваются ссорами, скандалами и острыми конфликтами с подростком.
  4. У школьников резко снижается количество социальных контактов, поскольку общение происходит в мессенджерах, соцсетях.
  5. Дети не способны занять себя в отсутствие гаджетов. Настольные игры, книги и другие развлечения им попросту не интересны.
  6. Зачастую ребенок пренебрегает домашними обязанностями, уроками в пользу еще одного сеанса игры.
  7. Практически все взаимодействие со сверстниками сводится к обсуждению новинок игровой индустрии, компьютерной техники.

Читайте также: Как справиться с ревностью старшего ребёнка?

Основные типы компьютерной зависимости у детей

Перед тем как рассуждать о способах решения проблемы и выслушивать советы психологов, нужно понять, какой именно вид зависимости существует у вашего ребенка.

По мнению специалистов, нездоровое увлечение компьютером бывает двух основных типов.

  1. Игровая зависимость у детей (кибераддикция) проявляется в нездоровом влечении к компьютерным игрушкам. Подросток может часами сидеть за монитором, забывая про учебу и даже прием пищи. Кибераддикция, в свою очередь, бывает двух видов:
    • увлеченность неролевыми играми (аркады, головоломки, на быстроту реакции), когда ребенок радуется прохождению игры или получению максимального количества очков;
    • зависимость от ролевых игрушек, когда дети играют за определенных героев, целиком погружаясь в виртуальность.
  2. Сетеголизм (зависимость от Интернета) наблюдается у школьников, испытывающих сложности во взаимоотношениях с ровесниками. Подросток проводит все свободное время (до 14-15 часов в сутки) на форумах, в чатах и соцсетях. Он общается, скачивает музыку и фильмы, заводит виртуальные знакомства. Явные признаки – постоянная проверка электронной почты, неодолимое желание выйти в сеть с компьютера, планшета или телефона.

Чем опасна компьютерная зависимость для детского здоровья?

Самое очевидное последствие постоянного пребывания за монитором – это нарушение зрения. По данным Министерства здравоохранения РФ, среди сегодняшних подростков широко распространен «компьютерный зрительный синдром», среди симптомов которого – резь в глазах, слезоточивость и постоянные головные боли.

Однако проблем со здоровьем из-за компьютера возникает гораздо больше. По мнению авторитетного английского психолога Эрика Сигмана, компьютерная зависимость у детей может вызвать:

  • ожирение, поскольку дети, уставившись в экран, не гуляют, не играют, а механически поедают то, что лежит у них в тарелке;
  • ослабление иммунитета, а значит, подверженность простудным и инфекционным заболеваниям;
  • проблемы с памятью, концентрацией внимания, и, как следствие, трудности с учебой;
  • бессонницу;
  • аутизм.

Читайте также: 5 скрытых проявлений ревности старшего ребёнка


Влияние компьютера на психику ребенка

  • Ребенок реже контактирует со сверстниками, происходит замена реальной жизни на виртуальную. Это, в свою очередь, усиливает увлечение компьютером – время, проведенное без него, кажется потерянным зря.
  • На фоне социальной дезадаптации у некоторых школьников появляется неоправданная агрессия, жесткость и прочие антисоциальные поступки.
  • Педагоги уверены, что чрезмерная увлеченность компьютером приводит к снижению грамотности. Дети пишут с ошибками, так как уже привыкли к автопроверке орфографии.

Советы психолога по избавлению от компьютерной зависимости

Не можете отучить детей от бесконечных игр и общения в соцсетях? Прежде всего, необходимо понять, что стало причиной появления этой вредной привычки. Среди ее источников – неуверенность в себе, сложные взаимоотношения с домочадцами, неумение выстроить отношения с одноклассниками. Родителям в подобных ситуациях необходимо поддержать подростка и помочь разобраться с неприятностями.

  1. Первый шаг – признать всей семьей существование зависимости и выработать меры по борьбе с ней. Сразу предупреждаем, что лечение сетеголизма и кибераддикции – долгий и очень кропотливый труд.
  2. Не стесняйтесь обратиться к психологу или психотерапевту. Во-первых, специалист подтвердит или опровергнет ваши подозрения, во-вторых, он со стороны увидит ситуацию, выяснит причину зависимости и назначит лечение.
  3. Не следует критиковать, ругать, а тем более физически наказывать детей. Подобные действия только усугубят проблему и отдалят подростка от родителей, вынудив его еще больше замкнуться во внутреннем мире.
  4. Сблизиться с детьми поможет неподдельный интерес к их увлечению. Это повысит доверие к взрослым, а значит, подростки с большей охотой станут делиться своими эмоциями и с большей вероятностью будут следовать родительским советам.
  5. Пустоту, которая появится после отказа от игр, нужно заполнить другим увлечением. Это могут быть спортивные или творческие занятия, чтение книг, клуб по интересам.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: