Как быстро воспринимать и запоминать информацию. Как заставить мозг запоминать прочитанное

Устали от сдачи зачетов и не в состоянии запомнить то, что прочитали вчера вечером? Вы знаете, что знаете это, просто не можете вспомнить в нужный момент. В этой статье вы узнаете, как запоминать все, что нужно. Тут представлены инструкции, основанные на том, каким образом вы учитесь. Информация будет полезна вам независимо от того, хотите ли вы запомнить статьи Конституции или число Пи до 32 цифры после запятой.

Шаги

Слуховая память

    Слушайте. Если вы лучше всего воспринимаете на слух и можете запоминать информацию, которую получаете в устном виде, то вы, вероятно, обладаете слуховой памятью. Вот некоторые характеристики, которые помогут определить, воспринимаете ли вы информацию на слух:

    • Вы в деталях запоминаете все, что услышите на лекциях или в разговорах.
    • У вас богатый словарный запас, вы правильно подбираете слова, вам относительно легко учить новые языки.
    • Вы хороший оратор и можете вести интересные беседы, четко формулируя свои мысли.
    • У вас талант к музыке и способность слышать тон, ритм и отдельные ноты в аккорде или отдельные инструменты в ансамбле.
  1. Сделайте глубокий вдох. Пересмотрите весь объем информации, чтобы знать, что вам предстоит читать. Если он слишком большой, разбейте информацию на разделы.

    • Изучите и определите интуитивную связь между элементами информации и вашим собственным опытом. Это называется ассоциативная память. Связь не обязательно должна быть логичной, а просто легко запоминающейся (интересной, смешной, приятной) и вдохновляющей.
    • Возьмите первые буквы слов, которые нужно запомнить и создайте аббревиатуру. Например, передняя доля гипофиза выделяет шесть основных гормонов: ФСГ (фолликулостимулирующий гормон), ЛГ (лютеинизирующий гормон), ТТГ (тиреотропный гормон), АКТГ (адренокортикотропный гормон), ПРЛ (пролактин) и ГР (гормон роста). Их все сложно запомнить, но если создать аббревиатуру из первой буквы каждого гормона (например, Филин Летел Теплым Апрельским Полуднем по Городу), то их будет намного проще запомнить.
    • Придумайте интересную историю с участием объектов, которые вам нужно запомнить. Не обязательно, чтобы в ней был смысл: если она вас забавляет, вы определенно ее запомните.
    • Нарисуйте маленький рисунок, который будет объяснять, что вам нужно запомнить. Например, если вам нужно запомнить определение научного исследования (множество способов, которыми ученые изучают мир природы и предлагают объяснения, основанные на собранных ими доказательствах), вы можете нарисовать маленького ученого, как кто-то кому-то делает предложение, и папку с именем “доказательства”. Остальные маленькие слова, как глаголы и наречия, пишите возле соответствующих им рисунков существительных. Не запутайтесь, всегда пишите и рисуйте по порядку!
  2. Повторение – ключевой фактор. Используйте повторение вслух, чтобы запомнить порядок вещей:

    • Прочтите первый пункт.
    • Расскажите его вслух без шпаргалки.
    • Прочтите первый и второй пункты.
    • Повторяйте вслух оба пункта, пока не сможете рассказать их не подглядывая в шпаргалку.
    • Прочтите первый, второй и третий пункты.
    • Повторяйте все три вслух, пока не запомните.
    • Повторяйте этот процесс, пока не сможете рассказать все три пункта без шпаргалки.
    • Когда вы подойдете к концу списка, повторите его, не читая. Расскажите вслух три раза.
    • Если не можете рассказать все три раза, начните сначала.
  3. Сделайте перерыв. Важно сохранять ум свежим, так что, когда поймете, что вы приблизительно что-то запомнили, сделайте перерыв на 20-30 минут. В течение этого времени, делайте то, что вам нравится и не требует усилий (то есть, то, что не требует использования знаний), например, поговорите по телефону или прогуляйтесь по парку. Вы даете мозгу отдохнуть и время переместить то, что вы только что выучили в долгосрочную память. Избыточное повторение новых понятий и изучение разных тем может помешать этому процессу перемещения.

    Проверьте то, что вы запомнили. После перерыва проверьте себя еще раз, чтобы понять, до сих пор ли вы все помните. Если все в порядке, то должны помнить. Если нет, работайте с разделом, где у вас возникли проблемы. После сделайте еще один короткий перерыв и снова приступайте к делу.

    Послушайте себя. Сначала запишите на диктофон всю информацию, которую нужно запомнить, затем включите себе запись, отправляясь спать. Хотя это не очень хорошо работает при изучении новой, незнакомой информации, повторение во время сна поможет вам запомнить информацию, которой вы уже сознательно овладели.

    • Вы можете приобрести или сделать сами повязку на голову, которая будет придерживать наушники на голове, пока вы спите. Такая повязка часто используется людьми, которые слушают расслабляющую музыку перед сном.
  4. Послушайте других. Если можете и если это разрешено, попробуйте записывать лекции на диктофон. Это поможет заполнить пропуски в конспекте и услышать лекцию снова. Часто достаточно прослушать ее два-три раза, чтобы она запомнилась без приложения еще каких-либо усилий.

    Передвигайтесь. Побродите по комнате, изучая и повторяя для себя информацию. Двигаясь, вы используете оба полушария мозга, и запоминать материал будет намного легче.

    Зрительная память

    1. Посмотрите внимательно. Если вы хорошо запоминаете информацию после пристального изучения ее взглядом, то у вас, вероятно, хорошо развита визуальная память. Если вы это видите, то вы это поймете. Вам будет проще воспринимать информацию такими способами:

      • Информацию на картинках, чертежах, схемах или диаграммах намного проще запомнить, чем ту же информацию, преподнесенную в устной форме.
      • Изучая материалы, вы их визуализируете, часто смотря вдаль, как будто вы “видите” эту информацию.
      • Вы создаете в уме яркие образы при изучении материалов. Например, изучая статьи Конституции, вы представляете себя в Государственной Думе, присутствующим при утверждении статей.
      • Ваши пространственные представления очень яркие: размеры, формы, материалы, фактуры, углы – охватить это умом вам очень просто.
      • Вы способны “читать” язык тела людей, зная, что они на самом деле думают, даже если говорят совсем другое.
      • Вы заботитесь об обстановке, в которой находитесь, и очень цените эстетику, живопись и другие зрительные произведения искусства.
    2. Сядьте в спокойной обстановке. Найдите место, где нет никаких отвлекающих факторов, ничего такого, что будет бросаться в глаза. Это позволит вам сосредоточиться на том, что вам нужно запомнить. Поэтому никакого телевизора, никаких открытых окон, и никаких часиков в виде кота с бегающими глазами.

      Выделите темы разными цветами. Например, если вы изучаете историю России, то обозначьте все по датам и императорам. Петр I – синим цветом, Николай I –красным, все, что касается Александра II – оранжевым, Николай II – зеленым и т.д.

      Просмотрите все по каждому цвету отдельно, пишите и переписывайте пункты, пока не запомните все, что нужно. Записывая каждый пункт нужным цветом под заголовком такого же цвета, вы закрепите эту ассоциацию в вашем мозгу, а также это поможет при выполнении следующего пункта.

      Разместите свои записи на видном месте, например, на двери в комнату или на дверце шкафа. Читайте их каждый раз, когда проходите мимо. Выделите информацию по цветам и распределите записи по вертикали, по горизонтали или по времени.

      Часто пишите и переписывайте свои заметки. Когда обращаетесь к своим записям, пересмотрите пункты, перепишите их в новую заметку и замените существующую. Если у вас возникли особенные трудности с одной из заметок, перепишите ее, возьмите старую и разместите в таком месте, где будете видеть ее чаще. Меняйте ее местоположение время от времени.

      Найдите партнера для учебы. Рисуйте графики/диаграммы, выписывайте объяснения, и учите друг друга определениям, чтобы обоим было легче их запомнить.

      Выделите важное. Найдите ключевые слова, наиболее важные для того, что вы пытаетесь выучить, выделите их, запомните, а затем попытайтесь запомнить остальное. Если вы читаете онлайн PDF-файл, то воспользуйтесь функцией выделения ключевых слов. Это поможет вам запомнить их, а также быстро найти нужную информацию при повторном просмотре документа.

      Передвигайтесь. Побродите по комнате, изучая и повторяя для себя информацию. Когда вы двигаетесь, работают оба полушария мозга, и запоминать материал намного легче.

    Тактильная/моторная память

      Если вы предпочитаете получать информацию о предметах, прикасаясь к ним, то вы, скорее всего, обладаете тактильной памятью. Вам нравится чувствовать информацию, если это вообще возможно, учась на практике. Вот некоторые особенности людей с тактильной памятью:

      • Вам проще всего учиться, когда вы что-то делаете, – движение, практика, и тактильная помощь делают информацию для вас более реальной.
      • Вы активно жестикулируете, когда разговариваете.
      • Вы помните события по тому, что случилось, а не по тому, что вы слышали, говорили или видели.
      • Вы хороши в рисовании, искусстве, кулинарии, конструировании – в деятельности, которая требует ручного манипулирования объектами.
      • Вы предприимчивы и легки на подъем, вам сложно усидеть на месте в течение длительного времени.
      • Вам не нравится быть стесненным, вы предпочитаете быть там, где можно встать, передвигаться, и сделать перерыв.
      • Вам не нравится сидеть в классе, когда вы можете сделать что-то, что научит вас большему.
    1. Найдите свое место. Вам нужно пространство для перемещения, так что не сидите в своей комнате с закрытой дверью, когда учитесь. Кухонный стол, возможно, будет более подходящим местом для вашего стиля обучения.

      Будьте изобретательны. Притворитесь изучаемым объектом, стараясь сымитировать каждую его деталь. Если вы пытаетесь выучить статьи Конституции, возьмите в руки лист бумаги, или, еще лучше, картона. Бумага и картон имеют запах, с которым после у вас будет ассоциироваться выученная информация. Держите листок в руке так, как будто это Конституция, и указывайте на каждую фразу, и “читайте” ее из “Конституции”. Вы задействуете большую часть чувств – осязание, обоняние, зрение и даже слух, – так что будет гораздо легче все запомнить.

    2. Запоминание абстрактного. Если вам нужно запомнить что-то абстрактное, например, значение числа Пи, распишите его отдельными цифрами или группами цифр на карточках. Тогда наклейте на разные карточки разные стикеры или нарисуйте рисунки. После того, как карточки будут по-разному обозначены, перемешайте их, а затем попытайтесь выставить по порядку. Перед этим не забудьте выписать куда-то число Пи, иначе не запомните какова была последовательность.

      • Как альтернатива, можно взять пару колод карт; найдите и “сыграйте” цифрами числа Пи после запятой в их последовательности: туз, 4, туз, 5, 9, 2, 6, 5 и т.д. Выложите их в правильном порядке, а затем переверните. Двигайтесь слева направо, переворачивая карты лицевой стороной вверх и называя цифру. Повторите это, а затем попробуйте еще раз, но сначала называйте цифру, и только потом переворачивайте карту.

Corbis/Fotosa.ru

Согласитесь, в попытках выучить двадцать французских слов или речь для защиты диплома, или теорию вождения мы обычно прибегаем к классическим методам: положить книгу под подушку, перечитывать один и тот же абзац до кровавых слез, заклеить все жилое пространство дурацкими бумажками. Часто все они оказываются бесполезными. Но наука запоминания ими далеко не исчерпывается. Да-да, именно наука! «Не стоит опускать руки и думать, что именно у вас память плохая, — утверждает Марк Шид, коуч, автор блога Productivity Lessons. — Изначально вводные данные у всех более-менее одинаковые. Секрет в том, чтобы научиться запоминать, подобрав методику, которая подойдет именно вам». Я подобрала несколько самых интересных способов — рекомендую испробовать их все!

Как улучшить память?

1. Пишите письма. Исследование, проведенное в 2008 году в Университете Киото, показало: если перед тем как приступить к зубрежке в течение 15-20 минут вспоминать и записывать свои грустные мысли и мельчайшие неприятности, произошедшие за последнее время, эффективность учебы резко возрастет. Дело в том, что все негативное мы априори запоминаем очень хорошо. И всю информацию, которая поступит сразу после эпистолярных излияний, мозг по инерции воспримет как «плохую», а значит, надежно зафиксирует. Не самый веселый метод, но реально работает.

2. Берегите природу. Оказывается, традиция отечественных студентов готовиться к экзаменам на даче очень мудра. Три года назад психологи из Мичиганского университета выяснили: созерцание природы повышает когнитивную функцию на целых 20%. Кстати, необязательно выезжать на эту самую природу, можно просто разглядывать фотографии в течение 5-10 минут.

3. Кричите громче. Слова запоминаются на 10% лучше, если их выкрикивать. Звучит глупо, но благодаря этому методу я выучила чуть ли не половину русско-испанского словаря. Необязательно, конечно, орать на весь дом «кошка!», «гулять!». Достаточно по несколько раз громко и внятно произнести каждое слово.

4. Будьте экспрессивнее. Еще один совет для изучающих трудные языки: изображайте жестами все слова и фразы, которые вы учите. Буквально: если учите спряжение глагола «прыгать» — попрыгайте. А если нужно выучить диалог или сложную фразу, разыграйте сценку. Вот увидите, все запомнится поразительно быстро.

5. Слушайте себя. Выучив некую информацию, наговорите ее на диктофон. А когда будете засыпать, тихонько включите эту запись — нужно именно спать под нее. Это потрясающе действенный способ для того, чтобы закреплять уже знакомые, но плохо запоминаемые вещи.

6. Не сидите на месте. Учите стихи, учебники и доклады, наворачивая круги по комнате. Дело в том, что ходьба активизирует работу мозга, и ваша способность к запоминанию значительно увеличивается.

7. Смените обстановку. Если за один вечер нужно подготовиться к двум экзаменам (или совещаниям), делайте это в разных комнатах. Информация, которую мы запоминаем при различных обстоятельствах, не перемешивается в голове.

8. Выкидывайте слова. Суперспособ для того, чтобы выучить большой объем слитного текста, например, слова песни или доклад. Перепишите этот текст, оставив от каждого слова только первую букву, и учите его, пытаясь вспоминать эти слова. Естественно, поначалу придется заглядывать в оригинал, но в итоге вам будет достаточно глянуть на усеченный вариант и текст моментально всплывет в памяти. Такую шпаргалку очень удобно брать с собой.

9. Спите больше. Чем дольше вы будете спать после того как что-то выучили, тем лучше будете помнить эту информацию наутро. А бессонные ночи, наоборот, значительно ухудшают память . Я хочу, чтобы все студенты это прочитали и приняли к сведению. Лучше поспать пару часов перед экзаменом, чем пытаться выучить еще «пару билетиков».

10. Займитесь спортом! На эту тему проводилось очень много исследований, и все подтвердили: аэробные упражнения улучшают мозговое кровообращение и память. Займитесь или перед тем, как сесть за книги: сможете выучить наизусть хоть «Евгения Онегина». Ну, или хотя бы первую строфу.

Мои клиенты часто жалуются на ухудшение мышления, внимания и памяти, заметив у себя проблемы с чтением: «Я совершенно не могу сосредоточиться. Читаю и понимаю, что в голове пусто – никаких следов прочитанного».

Больше всего от этого страдают люди, склонные к тревоге. Они вновь и вновь ловят себя на мыслях: «Что-то читал, но ничего не понял», «Вроде все понятно, но ничего не запомнил», «Обнаружил, что не могу дочитать статью или книгу, несмотря на все усилия». Втайне они опасаются, что это проявления какого-то страшного психического заболевания.

Стандартные патопсихологические тесты, как правило, не подтверждают этих опасений. С мышлением, памятью и вниманием все в порядке, но тексты почему-то не усваиваются. Тогда в чем же дело?

Ловушка «клипового мышления»

Американский социолог Элвин Тоффлер в книге «Третья волна» высказал мысль о появлении «клипового мышления». Современный человек получает гораздо больше информации, чем его предки. Чтобы как-то справиться с этой лавиной, он пытается выхватывать суть информации. Такую суть трудно анализировать – она мелькает, как кадры в музыкальном клипе, и поэтому усваивается в виде небольших фрагментов.

В результате человек воспринимает мир в виде калейдоскопа разрозненных фактов и идей. Это увеличивает количество потребляемой информации, но ухудшает качество ее переработки. Постепенно снижаются способности к анализу и синтезу.

Клиповое мышление связано с потребностью человека в новизне. Читатели хотят быстро уловить суть и двигаться дальше, в поисках интересной информации. Поиск превращается из средства в цель: мы листаем и листаем – сайты, ленты соцсетей, мессенджеры – где-то найдется «поинтереснее». Отвлекаемся на захватывающие заголовки, перемещаемся по ссылкам и забываем, зачем открыли ноутбук.

Клиповому мышлению и бессмысленному поиску новой информации подвержены почти все современные люди

Читать длинные тексты и книги трудно – это требует усилий и целенаправленности. Поэтому неудивительно, что мы предпочитаем этому захватывающий поиск, дающий нам новые кусочки пазла, который мы не в состоянии собрать. Как результат – потерянное время, ощущение «пустой» головы, а способность читать длинные тексты, как любой неиспользуемый навык, ухудшается.

Так или иначе, клиповому мышлению и бессмысленному поиску новой информации подвержены почти все современные люди, имеющие доступ к телекоммуникациям. Но есть еще один момент, влияющий на понимание текста, – его качество.

Что мы читаем?

Давайте вспомним, что читали люди еще каких-то тридцать лет назад. Учебники, газеты, книги, немного переводной литературы. Издательства и газеты были государственными, поэтому над каждым текстом работали профессиональные редакторы и корректоры.

Сейчас в основном мы читаем книги частных издательств, статьи и блоги на онлайн-порталах, посты в социальных сетях. Крупные сайты и издательства прилагают усилия к тому, чтобы текст было удобно читать, но в социальных сетях каждый человек получил свои «пять минут славы». Душещипательный пост в Facebook может тиражироваться тысячи раз вместе со всеми ошибками.

Мы выполняем работу по редактированию: отбрасываем «словесный мусор», вчитываемся в сомнительные выводы

Конечно нет! Мы пытаемся прорваться к смыслу через трудности, которые возникают при чтении текстов, написанных непрофессионалами. Вязнем в ошибках, проваливаемся в разрывы логики. Фактически мы начинаем выполнять за автора работу по редактированию: «отшелушиваем» ненужное, отбрасываем «словесный мусор», вчитываемся в сомнительные выводы. Неудивительно, что мы так устаем. Вместо того чтобы получить нужную информацию, мы подолгу перечитываем текст, пытаясь уловить его суть. Это очень трудозатратно.

Мы совершаем ряд попыток понять низкосортный текст и сдаемся, потратив зря время и силы. Мы разочарованы и переживаем за свое здоровье.

Что делать

  1. Не спешите обвинять себя, если вы не поняли текст. Помните, что ваши трудности с усвоением текста могут возникать не только из-за «клипового мышления» и доступности поиска новой информации, присущих современному человеку. Во многом это связано с низким качеством текстов.
  2. Не читайте что попало. Фильтруйте ленту. Тщательно выбирайте ресурсы – старайтесь читать статьи в крупных онлайн- и печатных изданиях, которые платят редакторам и корректорам.
  3. При чтении переводной литературы помните, что между вами и автором есть переводчик, который тоже может ошибаться и плохо работать с текстом.
  4. Читайте художественную литературу, особенно русскую классику. Возьмите с полки, например, роман «Дубровский» Пушкина, чтобы проверить свои способности к чтению. Хорошая литература по-прежнему читается легко и с удовольствием.

В этой статье Вы узнаете о том, как лучше запоминать информацию благодаря надежным способам, которые уже помогли многим людям в учебе, чтении и обучении в целом.

Если Вы читаете научную литературу, чтобы изучить какую-то конкретную тему (скажем, инвестиции или интернет-маркетинг) или подготовиться к экзаменам, Вам помогут несколько правил, которые будут постоянно увеличивать Ваши возможности запоминать и воспроизводить материал.

Используйте эти правила каждый день и увеличивайте свой учебный потенциал.

Как лучше запоминать информацию:

Правило № 1: Сначала быстрое чтение, потом — детализированное

Обычно люди стараются запомнить все детали из прочитанного материала за один присест, но лучший способ выучить сложную информацию – это разделить процесс чтения на два или три этапа.

Сначала пробегите глазами по тексту, который Вам нужно прочитать (две-три страницы будет в самый раз), читая поверхностно. Не заставляйте себя запоминать что-либо во время первого чтения.

Теперь вернитесь к этому же материалу, читая медленно в этот раз. Произносите трудные слова вслух. Подчеркивайте сложные слова или ключевые понятия.

Если Вы все еще чувствуете себя озадаченным, пройдитесь по материалу в третий раз. Вы будете поражены тем, как много информации поместилось в Вашей голове!

Правило № 2: Делайте заметки

Изучая новый материал (на лекции, вебинаре, просто читая что-то), делайте заметки.

Спустя некоторое время, перепишите свои заметки в тетрадь, собирая и обобщая при этом всю информацию. Вы заметите, что Вы, вероятно, записали часть информации или материалов, которая казалась Вам очень важной во время лекции, но теперь уже не представляет интереса.

Опирайтесь на концепты, которые Вы записали, но не четко объяснили, записывая свои мысли. Посмотрите определения ключевых слов и внешних ресурсов. Запишите информацию, которую Вы нашли, в таком виде, в каком Вам удобно. Это закрепит информацию в вашей памяти.

Правило № 3: Учите других

Мы лучше всего запоминаем, когда учим других. Вот почему учебные группы могут быть очень эффективными, если их правильно использовать. Вместо того, чтобы использовать свою группу только для выполнения каких-либо заданий, попросите своего партнера «прогнать» Вас по пройденному материалу, заставить Вас устно еще раз повторить то, что Вы выучили.

Найдите в классе человека, который плохо учится, и станьте для него неформальным наставником.

Если Вы не можете найти такого «ученика», расскажите Вашему партнеру или соседу по комнате о том, что Вы узнали в классе. Не повторяйте материал, который Вы уже хорошо знаете.

Выберите информацию, с пониманием которой у Вас возникли проблемы, и заставьте себя объяснить ее кому-то за обедом или во время прогулки с собакой. Это позволит Вам действительно понять всю суть материала, который Вы учили.

Правило № 4: Говорите сами с собой

Хотите – верьте, хотите – нет, но слушая собственный голос, Вы сможете легче запоминать новые факты. Запишите на диктофон, как Вы читаете ключевые слова и определения вслух, а позже прослушайте. Этот трюк сделает Ваше самообучение более эффективным. У Вас будут задействованы несколько чувств одновременно — слуховые, вербальные и визуальные — плюс Вы будете более внимательны, так как чтение вслух требует концентрации.

Есть еще одна забавная хитрость. Она заключается в том, чтобы сделать из гибкой ПВХ трубы «телефонную трубку», которую Вы могли бы подносить ко рту и прикладывать к уху во время чтения вслух. Хотите – верьте, хотите – нет, но концентрированный звук собственного голоса, проходящий через этот «телефон», будет проще запомнить, чем Ваш обычный голос во время чтения материала вслух.

Правило № 5: Используйте визуальные подсказки

Многие из нас запоминают все с помощью визуального канала. Вы можете фактически запечатлеть в своем сознании образ формулы, определения или понятия, и сможете легко вспомнить нужную информацию во время теста или в случае необходимости.

Используйте эту функцию Вашей памяти, рисуя картинки на карточках или используя различные цветные маркеры, когда записываете информацию, необходимую для запоминания.

Например, если Вам нужно запомнить латинский или греческий корень слова, Вы можете рисовать картинки, которые символизируют значения этих слов. Латинское слово «аqua» означает воду, так что Вы можете написать «aqua» голубым маркером и нарисовать рядом каплю. Латинское слово «spec» означает смотреть, так что Вы можете нарисовать рядом очки.

Карточки также являются полезным инструментом для визуального запоминания, особенно если Вы используете картинки и цвета, чтобы сделать их. Вы на самом деле может вспомнить слово или формулу просто потому, что вспомните, как Вы мучились, решая каким цветом стоит написать это определение – оранжевым или зеленым. Цвет может вызвать Вашу зрительную память, что и поможет Вам получить доступ к информации.

Посмотрите интересное видео про визуальные заметки, помогающие быстро запоминать информацию:

Правило № 6: Используйте шокирующий стимул

Было ли у Вас когда-нибудь ощущение во время учебы, что Вы просто неспособны запомнить важную информацию?

Хотите – верьте, хотите — нет, но использование какого-нибудь шокирующего физического стимула поможет Вам понять, а затем и запомнить сложный материал.

Согласно исследованию, проводимо на тему: «Как лучше запоминать», если положить руку в миску с ледяной водой во время учебы, то это поможет запомнить, а потом вспомнить нужную информацию. Это происходит потому, что отрицательные раздражители активируют часть Вашего мозга, отвечающую за память (предположительно это происходит для того, чтобы мы лучше запоминаем негативный опыт, чтобы не повторять его, но это так же эффективно работает при обычном запоминании информации).

Вы можете использовать ледяную воду, что-то горячее или умеренную боль, чтобы помочь себе запомнить сложную информацию. Попробуйте щипать себя за руку, держа мешочек со льдом в руке, или держите чашку горячего чая во время учебы, чтобы стимулировать Вашу память. Главное не навредить себе по-настоящему!

Правило № 7: Жуйте жвачку

Учителя могут запрещать жевание резинки на своих уроках, потому что они не хотят потом отдирать ее из-под столов, но сам процесс жевания жвачки может помочь Вам лучше учиться и справляться с тестами.

Одно исследование изучало эффект от жевания резинки во время теста (на примере выпускников). Исследование показало, что жевание резинки помогло ученикам закончить тест на 20 минут раньше.

Другое исследование было проведено на восьмиклассниках, сдававших годовой экзамен по математике. Результаты показали, что ученики, которые жевали резинку, получили за тест оценку на 3 процента выше, чем их товарищи, не жевавшие резинку.

Как жвачка помогает лучше запоминать информацию?

Процесс жевания жвачки стимулирует приток крови к мозгу и помогает Вам оставаться бодрым.

Какие жвачки лучше действуют?

Не имеет значения, жуете ли Вы жвачку с сахаром или без. Значение имеет ее вкус. Переходите на жвачки со вкусом мяты, поскольку мята действует как психический стимулятор и поможет Вам чувствовать себя спокойным и сконцентрированным.

Правило № 8: Участвуйте в работе класса, даже когда чувствуете дискомфорт

Возникли проблемы с определенным понятием?

Большинство из нас предпочитают отсидеться где-нибудь в уголке и остаться незамеченными в классе, пока нам не разложат весь материал по полочкам. Но эта привычка всегда будет мешать Вам в процессе обучения. Поднимите руку, задайте вопрос или добровольно поучаствуйте в обсуждении темы, с которой у Вас возникли затруднения.

Вы не посещаете групповые занятия? Найдите кого-то, кто понимает нужную Вам тему, и обратитесь за советом или помощью. Пусть вас беспокоит то, что Вы что-то не понимаете.

Дискомфорт, который Вы чувствуете во время выполнения этих действий, повысит Ваши возможности запоминания. Вы получите ответы на Ваши вопросы и легко сможете вспомнить материал позже, когда будет больше всего нужно.

Правило № 9: Выделяйте и перефразируйте то, что читаете

Читая трудный для понимания текст, Вам может показаться, что у Вас уже буквы плывут перед глазами. Подчеркивайте и выделяйте ключевые слова и понятия во время чтения.

Произносите слова или понятия вслух в то время, как выделяете их, а затем запишите (при этом перефразировав) материал в тетрадь. Это поможет вам переварить всю информацию, а не просто поверхностно пробежаться по ней глазами.

Правило № 10: Придумывайте стишки или песни

Вам, конечно, не нужно будет проделывать этот трюк с большинством материала, но Вы можете открыть для себя пользу в придумывании стихотворений, рифм или запоминающихся песен, которые помогут запомнить особо сложные формулы.

Вам может оказаться легче запомнить формулу, если Вы придумаете для нее музыкальное оформление.

Как формулы помогают лучше запоминать информацию?

Многие формулы не имеют для нас никакого смысла. Они выглядят как список случайных цифр и букв, или кажутся набором случайных инструкций, которым не хватает связующего элемента.

Если Вы превратите формулу в песню или стих, Вы осознаете то, что когда-то казалось иррациональным, и это осмысление материала позволит Вашему мозгу лучше воспринять информацию и сохранить ее таким образом, чтобы потом к ней можно было легко получить доступ.

Правило № 11: Ищите ассоциации

Аналогичным образом, метод ассоциаций может помочь Вам отыскать связь между датами или отдельными фактами, которые необходимо запомнить в определенном порядке.

Найдите способ связать дату и имя, чтобы в этом был какой-то смысл, используя игру цифр или слов. Вы, наверное, уже когда-то делали что-то подобное, когда Вам нужно было запоминать пароль или номер телефона.

Найдите способ связать число с именем таким образом, чтобы это имело смысл для Вас и вопрос, как лучше запоминать информацию, не будет для Вас таким острым.

Правило № 12: Делайте перерывы во время учебы

Если Вы постоянно учитесь на протяжении длительного периода времени, то можете заметить, что Ваша производительность падает по мере того, как долго Вы просиживаете за занятиями. Исследования доказывают, что во время учебы необходимо делать 10-минутный перерыв каждый час, чтобы максимизировать производительность.

С чего должен состоять такой перерыв?

Обязательно встаньте, пойдите в туалет, выпейте чего-то или перекусите. Лучше всего покинуть комнату, в которой Вы сидите, и немного подвигаться, чтобы улучшить кровоток. Если у Вас есть такая возможность, попрыгайте или сделайте растяжку, чтобы получить прилив адреналина и взбодриться. После этого можете опять браться за работу.

Правило № 13: Найдите практическое применение

Возникли проблемы с запоминанием формулы или теории?

Проблема в том, что Вы, вероятно, не нашли практическое применение для этого понятия в жизни, поэтому ваш мозг все никак не хочет его запоминать.

Представьте, как можно использовать на практике эту формулу или понятие для решения реальной проблемы. Если это возможно, разыграйте или мысленно представьте себе влияние этой проблемы в практической плоскости. Это поможет Вам понять формулу или понятие и в случае надобности легко вспомнить.

Правило № 14: Создайте физический образ

Некоторые концепции трудно понять, пока Вы не увидите их физический образ или иллюстрацию идеи.

Например, оценить важность микроскопического анализа Вы сможете, взглянув на изображение цепи ДНК или анатомии клетки. Если вы не можете создать физический образ или картинку, найдите изображение в Интернете. Это поможет Вам отчетливо представить проблему.

Правило № 15: Читайте важную информацию перед сном

Наш мозг продолжает работать, даже когда мы спим. Перечитайте свои конспекты перед сном еще раз, чтобы Ваш мозг смог лучше усвоить материал в то время, когда Вы спите.

Не читайте ничего, что вызывает у Вас тревогу или огорчает (так Вы рискуете нарушить свой сон). Вместо этого используйте этот трюк, чтобы закрепить основные понятия и информацию, которая понадобиться Вам позже.

Правило № 16: Практикуйте дыхательные упражнения

Стресс подавляет способность к концентрации и усложняет доступ к информации, которую Вы уже выучили.

Вот почему Вы спокойно можете понять принцип, находясь в классе, но затем зайти в тупик во время написания теста. Вы знаете, что информация находится где-то на задворках Вашего разума, но Вы просто не можете получить доступ к ней. Это происходит потому, что стресс отключает Вашу возможность концентрироваться на чем-либо, у Вас остаётся только реакция «бей или беги».

Чтобы побороть стресс, делайте на протяжении от трех до пяти минут.

Найдите тихое место, установите таймер, закройте глаза, а затем сосредоточьтесь исключительно на своем дыхании. Вдохните как можно глубже, задержите дыхание, пока не почувствуете небольшой дискомфорт, а затем медленно выдохните, пока Вы не почувствуете полного облегчения.

Повторяйте в том же духе, не беспокоясь ни о чем и фокусируя все внимание на том, как приятно просто дышать, пока таймер не прозвонит.

Попробуйте выше перечисленные способы запоминания информации и найдите самые эффективные для Вас.

Удачи в усвоении новой информации!

Пока дочитал параграф — половина вылетела из головы... Знакомо? С этой проблемой сталкиваются почти все школьники и студенты. Дело в том, что мозг человека не запрограммирован на зубрёжку, а большую часть того, что написано в учебнике, он вообще воспринимает как шум — бесполезную информацию, которую не стоит сохранять в памяти. Но если вы знаете, как работают эти механизмы, то сможете научиться контролировать этот процесс и поймёте, как запоминать прочитанное с первого раза.

Наука памяти

Прежде чем какая-то информация попадает на наш "винчестер", она проходит сложный путь и подвергается многоуровневой обработке. Первым эти механизмы изучил и описал немецкий учёный Он выделил 4 основных процесса сохранение, воспроизведение и забывания.

Как лучше запомнить прочитанное? В этом деле ключевое значение имеют первые два этапа. Поэтому именно их стоит рассмотреть подробнее.

Запоминание - это непроизвольное запечатление того, что воздействовало на органы чувств. При этом какое-то время в коре головного мозга сохраняется некий след от возбуждения, вызванного электрическими импульсами. Говоря простым языком, всё, что мы видим, слышим и ощущаем, оставляет физические следы в нашем мозге.

Это может происходить по-разному. Ещё в раннем детстве у ребёнка активизируется процесс непроизвольного запоминания. Все мы храним моменты и факты, которые не пытались запомнить: прогулку в парке в 5 лет, первое свидание, кадры из любимого фильма... Интересный феномен заключается в том, что не всё мы помним одинаково хорошо. Почему так происходит?

Всё зависит от силы электрических импульсов, поэтому лучше всего мы запоминаем лишь определённые виды информации:

  • то, что имеет жизненно важное значение (боль, когда подносишь руку к огню);
  • необычные, яркие события и образы (яркий костюм актёра на карнавале);
  • информация, которая связана с нашими интересами и потребностями (рецепт вкусного блюда);
  • ценные знания, необходимые для нашей деятельности и осуществления целей (правильные ответы теста).

На 90 % то, насколько хорошо какая-то информация фиксируется в памяти, зависит от нашего восприятия. В первую очередь отпечатывается то, что вызывало сильные эмоции (как позитивные, так и негативные) или интерес.

Кроме того, существует преднамеренное запоминание — как раз тот процесс, при котором мы сознательно стараемся "записать" определённую информацию, например даты из учебника истории или важный номер телефона.

Сохранение - это процесс обработки, преобразования и закрепления новой информации в определённых отделах мозга.

Сперва все сведения попадают в некий "буфер", оперативную память. Здесь материал хранится в течение короткого времени в первоначальном виде. А вот на следующем этапе информация подвергается обработке, связывается с уже известной, упрощается и переходит в долговременную память. Сложнее всего не допустить искажений, не дать мозгу добавить несуществующие факты или "выкинуть" ключевые моменты. Зная всё это, гораздо проще понять, как запоминать прочитанное с первого раза.

Ставим чёткие цели

Даже если вы читаете очень внимательно и вдумчиво, перелистнув страницу, вы едва ли сможете подробно пересказать то, о чём только что узнали.

Ещё в XIX веке югославский психолог П. Радоссавлевич провёл любопытный эксперимент. Задача, которая стояла перед испытуемым, заключалась в заучивании бессмысленных слогов. Обычно для этого требовалось несколько повторений. Затем цель изменилась — теперь нужно было просто читать написанное. Испытуемый сделал это целых 46 (!) раз, но когда экспериментатор попросил повторить ряд наизусть, он не смог этого сделать. Зато как только понял, что их нужно было выучить — потребовалось всего 6 раз пробежаться взглядом по слогам, чтобы безошибочно пересказать их. О чём это говорит?

Здесь тоже есть свои хитрости. Основную цель нужно разбивать на более специализированные задачи. Проще говоря, вы выбираете, на чём концентрироваться. В одном случае достаточно выделить основные факты, в другом — их последовательность, а в третьем — запомнить текст дословно. Тогда мозг уже при чтении начнёт создавать "крючки", которые помогут запомнить нужную информацию.

Создаём комфортную обстановку

А мы продолжаем обсуждать, как запомнить прочитанный текст с первого раза. В первую очередь стоит оглянуться по сторонам в поисках "раздражителей". В шумной аудитории или общественном транспорте внимание рассеивается, и иногда вы даже не осознаёте, что написано в учебнике.

Для того чтобы полностью погрузиться в процесс, желательно расположиться в тихой комнате или найти уединённое местечко где-то на природе — там, где вас ничто не будет отвлекать.

Заниматься желательно в утренние часы, когда голова ещё максимально чиста и новая информация усваивается гораздо быстрее.

Обсуждаем с друзьями

Хотя многие не любят пересказы на школьных уроках литературы, это — один из самых эффективных способов, как лучше запомнить прочитанное. Когда вы проговариваете то, о чём недавно читали, мозг задействует сразу два канала запоминания и воспроизведения — визуальный и аудиальный (слуховой).

Учимся правильно читать

Если вы хотите знать, как научиться запоминать прочитанное с первого раза, прежде всего стоит поработать над техникой чтения. Не забывайте, что огромную роль в запоминании имеет зрительная память: вы мысленно "фотографируете" страницу, а если не можете что-то вспомнить — стоит лишь представить её, и нужная информация сама всплывёт в голове. Но как этого добиться?

  1. Не начинайте сразу вчитываться в каждое слово, а попробуйте охватить взглядом всю страницу целиком.
  2. Повышайте скорость чтения. Доказано, что чем быстрее человек изучает текст, тем эффективнее усваивается информация. Старайтесь расширять область фокусировки, чтобы "выхватывать" взглядом не одно, а хотя бы 2-3 слова. Кроме того, можно записаться на курсы скорочтения, где вас научат
  3. Когда замечаете, что отвлеклись и пропустили какой-то фрагмент, ни в коем случае не возвращайтесь к нему, чтобы перечитать. Такие "скачки" мешают целостному восприятию материала. Лучше изучить параграф до конца, а затем перечитать ещё раз полностью.
  4. Отучитесь от привычки мысленно проговаривать предложения или шевелить губами. Из-за этих детских привычек мозг не может сосредоточиться на тексте, а тратит часть ресурсов на поддержку вашего "внутреннего диктора".

В первые 3-4 часа будет непривычно и трудно. Но как только вы перестроитесь, увеличится не только скорость чтения, но и количество информации, которую вы будете запоминать уже с первого раза.

Пишем конспекты

Ещё один вариант, как запоминать прочитанное с первого раза. Если не просто пробежаться глазами по тексту, а проработать материал и хотя бы кратко записать основные моменты, впоследствии по этим пометкам вы легко восстановите в памяти нужную информацию.

Однако важно знать, что и как конспектировать, ведь без определённой системы вы просто запутаетесь в куче обрывочных фактов. Вот несколько методик, которые вы можете использовать:

  • Группировка . Весь материал разбивается на небольшие фрагменты, которые затем объединяются по каким-то признакам (тематике, временному периоду, ассоциациям и т. д.).
  • План . Для каждой части текста (абзаца, главы или раздела параграфа) создаются короткие пометки, которые выступают в качестве опорных пунктов и помогают восстановить полное содержание. Формат может быть любым: ключевые тезисы, заглавия, примеры или вопросы к тексту.
  • Классификация . Оформляется в виде схемы или таблицы. Позволяет распределить различные объекты, явления или понятия по группам и классам на основе общих признаков.
  • Схематизация. С помощью текстовых блоков, стрелочек и простых рисунков демонстрируются связи между различными предметами, процессами и событиями.
  • Ассоциации . Каждый пункт плана или тезис соотносится с привычным, понятным или просто запоминающимся образом, который помогает "воскресить" в памяти остальное.

При этом постарайтесь не увлекаться. Помните, что это не полноценный конспект, а небольшие указатели, которые направят мысли в нужное русло.

5 лучших техник активного запоминания

А теперь перейдём к самому "вкусному" и поговорим о том, как запоминать прочитанное с первого раза даже без подготовки. Возможно, вы уже сталкивались с понятием мнемотехники — это разнообразные приёмы, позволяющие усвоить большой объём информации в сжатые сроки.

1. Визуализация

При чтении вы должны как можно ярче представить себе все события и явления, описанные в тексте. Чем более "живыми" и эмоциональными будут картинки, тем лучше.

2. Креативные ассоциации

Мало кто знает, но придумывать их — целое искусство. Существует 5 "золотых" правил, которых нужно придерживаться, чтобы легко запомнить любую информацию:

  • Не думайте. Используйте первый образ, который пришёл на ум.
  • Ассоциации должны иметь сильную эмоциональную составляющую.
  • Представьте себя главным героем (например, если лимон лежал на столе — попробуйте "съесть" его).
  • Добавьте абсурда.
  • Сделайте получившуюся "картинку" смешной.

Как это работает? Допустим, вы изучаете направления живописи и хотите запомнить, что такое пуантилизм. Вкратце: это одна из разновидностей неоимпрессионизма, где картины состоят из множества ярких точек правильной формы (основоположник — Жорж-Пьер Сера). Какую ассоциацию здесь можно придумать? Представьте балерину, которая измазала пуанты в краске и, кружась в танце, оставляет на сцене картину из разноцветных точек. Движется дальше и случайно задевает ножкой банку с жёлтой серой, которая падает с громким грохотом. Вот и наши ассоциации: пуанты с яркими пятнами — пуантилизм, а ёмкость с серой — Жорж-Пьер Сера.

3. Метод повторения И. А. Корсакова

Этот приём основан на том, что огромную часть информации мы забываем практически моментально. Однако, если повторять материал регулярно, он прочно закрепится в памяти. О чём нужно помнить?

  1. Новую информацию нужно повторить в течение 20 секунд после её восприятия (если речь о большом фрагменте текста — до минуты).
  2. В течение первого дня перескажите материал несколько раз: через 15-20 минут, затем — спустя 8-9 часов и, наконец, по прошествии 24 часов.
  3. Чтобы запомнить прочитанное надолго, необходимо повторить текст ещё несколько раз в течение недели — на 4-й и 7-й день.

Техника очень проста, но в то же время невероятно эффективна. Регулярные повторения дают мозгу понять, что это не просто информационный шум, а важные данные, которые постоянно используются.

4. Метод Цицерона

Полезный приём для тех, кто хочет знать, как запоминать информацию, прочитанную в книгах. Суть довольно проста. Вы выбираете некую "базу" — например, обстановку вашей квартиры. Вспомните, с чего начинается ваше утро, что и в какой последовательности вы делаете. После этого к каждому действию нужно "привязать" какой-то фрагмент текста — опять же, с помощью ассоциаций. Так вы запомните не только суть, но и последовательность изложения информации.

Допустим, изучая параграф по истории, можно мысленно "нарисовать" сцены сражений на прикроватной тумбочке или "отправить" Колумба бороздить просторы ванной.

5. Метод пиктограмм

Приготовьте чистый лист и ручку. Сразу в процессе чтения нужно мысленно отмечать ключевые слова и моменты. Ваша задача — придумать для каждого небольшой рисунок-пиктограмму, которая напомнит, о чём шла речь. Не нужно делать схематичные или, наоборот, слишком подробные картинки, иначе не сможете сосредоточиться на тексте и нормально его запомнить. Когда дойдёте до конца параграфа или главы, попытайтесь, глядя лишь на пиктограммы, пересказать только что прочитанный текст.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: