Использование алгоритмов в младшем и среднем дошкольном возрасте для развития самостоятельности. Роль освоения алгоритмов детьми дошкольного возраста

УДК 373.24

ББК Ч410.24 ГСНТИ 14.23.09 Код ВАК 13.00.02; 13.00.01

Утюмова Екатерина Александровна,

старший преподаватель, кафедра теории и методики обучения математике и информатике в период детства, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26, к. 157; e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: универсальные предпосылки учебной деятельности; алгоритмические умения; дошкольники.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена актуальной проблеме современной системы образования - развитию универсальных предпосылок учебной деятельности на ступени дошкольного обучения, в процессе формирования у дошкольников алгоритмических умений. Выделены этапы формирования данных умений и разработаны конструкторы для организации предметно-пространственной среды.

Utyumova Ekaterina Aleksandrovna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and Methodology of Teaching Mathematics and Informatics in the Period of Childhood, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

ALGORITHMIC SKILLS FORMATION PECULIARITIES OF PRESCHOOL CHILDREN

KEY WORDS: universal prerequisite of educational activity; algorithmic skills; preschool age children.

ABSTRACT. The article is devoted to the topical problem of modern educational system - the development of universal prerequisites for training activities at the preschool education level in the algorithmic skills formation process of preschoolers. Stages of formation are highlighted and tasks educational kits were developed to organize objective-spatial environment.

Изменения, которые происходят в тотеме образования России, коснулись всех ее ступеней, в том числе и дошкольного обучения. Важнейшей задачей становится создание условий для индивидуального развития личности ребенка, формирование у него качеств, востребованных в современном обществе: самостоятельности, инициативности, творческой активности и ответственности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (4) планируемые итоговые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые выступают как социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка согласно возрасту на этапе завершения его обучения в дошкольном образовательном учреждении. Целевые ориентиры, которые дошкольник может приобрести в результате освоения Программы, способствуют формированию у детей предпосылок к учебной деятельности.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (8) под универсальными предпосылками учебной деятельности понималось умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Особое значение в формировании этих умений у дошкольников имеет ознакомление детей с алгоритмами и формиро-

вание у них алгоритмических умений. Поскольку алгоритм - это и есть правило, образец выполнения в строго определенной последовательности некоторой системы операций, которая ведет к решению задач данного типа.

Изначально понятие алгоритма появилось в математике, в сугубо теоретической ее области - теории алгоритмов. До недавнего времени формирование этого понятия и происходило при изучении математики, однако в связи с информатизацией общества понятие «алгоритм» стало приобретать самостоятельное значение и проникло практически во все сферы человеческой деятельности. Данное понятие не имеет строгого определения. По мнению А. А. Столяра (9), интуитивно под алгоритмом понимают общепонятное и точное предписание того, какие действия и в каком порядке необходимо выполнить для решения любой задачи из данного вида однотипных задач.

Для того чтобы правило, предписание можно было назвать алгоритмом, оно должно удовлетворять следующим требованиям:

Дискретности (нельзя менять местами действия, шаги алгоритма);

Детерминированности (каждое действие, шаг должно быть четко определено и однозначно понято, алгоритм должен содержать конечное число шагов);

Результативности (алгоритм и каждое действие должно приводить к достиже-

© Утюмова Е. А., 2014

нию требуемого результата);

Массовости (алгоритм может быть применим для решения однотипных задач);

Понятности (все действия должны быть понятны и доступны исполнителю).

В зависимости от структуры выполняемых в алгоритме действий различают три вида алгоритма: линейный, разветвляющийся и циклический.

Линейный алгоритм - это алгоритм, в котором все действия выполняются однократно, последовательно, в заданном порядке. Например, алгоритм кормления рыб в аквариуме: 1) взять корм, 2) открыть

крышку аквариума, 3) насыпать корм в кормушку, 4) закрыть крышку аквариума, 5) постучать по стенке аквариума.

Циклический алгоритм - это алгоритм, в котором определенная последовательность действий повторяется несколько раз, пока не будет выполнено заданное условие. Многие процессы в окружающей нас жизни основаны на многократном повторении одних и тех же действий: смена времен года, дня и ночи, восхода и захода солнца и т. д.

Разветвляющийся алгоритм - это алгоритм, в котором проверяется некоторое условие; если оно выполняется, то осуществляется одна последовательность действий, если нет, то другая. Например, алгоритм разделения красных и синих шаров: 1) берем шар; 2) проверяем условие - «Шар красный?», з) если да, то кладем шар в правую корзину, если нет, то в левую.

Алгоритмы могут быть записаны словесно, при помощи таблицы, формулы, на языке блок-схем или программ. Словесная запись алгоритма наиболее понятна и приемлема для детей дошкольного возраста. Последовательность действий можно изобразить с помощью рисунков или карточек, на которых изображен каждый шаг алгоритма. Однако в старшем дошкольном возрасте можно знакомить детей с другими формами записи алгоритма, например, языком блок схем (рис. 1).

В блок-схеме каждое действие алгоритма записывается в определенной геометрической фигуре. Начинается и заканчивается алгоритм овальными блоками, внутри которых записаны соответствующие слова. Перерабатывающий или арифметический блок изображается в виде прямоугольника, внутри которого записывается выполняемое действие, приводящие к промежуточному результату. В виде ромба изображается логический блок, который предусматривает проверку условия, записанную внутри ромба. Выполнение этого блока определяет дальнейшую последовательность действий.

Рисунок 1. Запись алгоритма на языке блок-схем

Анализ различных работ А. А. Столяра (9), Л. В. Ворониной (1), С. Д. Язвин-ской (10), О. Н. Родионовой (6) по формированию алгоритмических умений и современных целей обучения ребенка в дошкольном образовательном учреждении позволил нам предложить следующее определение алгоритмических умений дошкольников: алгоритмические умения - это осознание дошкольниками необходимости планирования своих действий, умение работать по образцу, понимать, выполнять и составлять алгоритмы, правила, предписания, анализировать, корректировать, переносить усвоенные действия в новые ситуации в процессе осуществления алгоритмических действий, описывать их понятным другим людям языком и средствами.

Таким образом, алгоритмические умения имеют аналогичную учебной деятельности структуру, поскольку выполнение и создание алгоритмов также включает в себя принятие учебной задачи, овладение способами решения любых учебных задач данного типа, содержит контроль и оценку достижения результата, то есть все то, что понимается под универсальными предпосылками учебной деятельности.

Если человек овладел алгоритмическими умениями, то он способен осуществлять планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, разбивая деятельность на отдельные шаги. В процессе выполнения алгоритма развивается умение удерживать цель на протяжении всего выполняемого задания, а после получения результата оценить его правильность и, если необходимо, осуществить коррекцию своей деятельности.

Ребенок уже в дошкольном возрасте в процессе реализации действий по выполнению алгоритма учится управлять своей деятельностью в соответствии с предлагаемыми взрослыми правилами, образцом.

Из обзора программ дошкольного образования «От рождения до школы» (3), «Мир открытий» (5), «Успех» (7), «Детство» (2) можно заключить, что к настоящему времени в методике уже наметился новый взгляд на формирование алгоритмических умений у детей, так в программах появились элементы работы или темы, способствующие формированию данных умений. Но традиционный подход, при котором понятие «алгоритм» не рассматривалось в дошкольный период, занимает в отечественной методике и сейчас главенствующую позицию. Детей дошкольного возраста учат лишь следовать правилу, линейному алгоритму, но практически не формируют умения работать по образцу или инструкции, представленной посредством разветвляющегося и особенно циклического алгоритма, составлять различные алгоритмы, особенно разветвляющиеся и циклические. Однако различная деятельность людей, в том числе и учебная, правила, которые даже дошкольники используют при формировании элементарных математических представлений, например, составление сериационного ряда, сравнение предметов по величине, имеют чаще всего вид циклического или разветвляющегося алгоритма.

Анализ психолого-педагогических предпосылок формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста показал, что дошкольники второй младшей группы еще не способны к усвоению алгоритмов, они не могут продолжительное время удерживать цель и план деятельности, точно следовать образцу, инструкции, основы алгоритмической деятельности для них еще трудны. Поэтому в этом возрасте необходимо только проводить подготовительную работу по формированию данных умений. Под руководством воспитателя в процессе игровой деятельности необходимо целенаправленно осваивать с дошкольниками нормы и правила поведения за столом во время еды, правила умывания, культурно-гигиенических навыки по использованию предметов личной гигиены, то есть действия, носящие алгоритмический характер.

Целенаправленная же работа по формированию алгоритмических умений должна начинаться со средней группы и включать три этапа:

На первом (средняя группа) идет формирование умений у ребенка выполнять линейные алгоритмы, осмысление значимости их выполнения в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности;

На втором этапе (старший дошкольный возраст) детей обучают выполнять не только линейные, но и разветвляющиеся, циклические алгоритмы, а также формируются первоначальные умения по составлению алгоритмов различных видов;

На третьем (подготовительная к школе группа) происходит закрепление алгоритмических умений, которые приобрели дошкольники в процессе образовательной, игровой деятельности, прогулок, обеспечение осознанного выполнения ими любого алгоритма, постепенное увеличение доли самостоятельности в его выполнении и составлении, развитие у детей алгоритмических умений, применение алгоритмической деятельности в различных образовательных областях, формирование умения осуществлять целеполага-ние, контроль, коррекцию и рефлексию.

На каждом этапе формирования алгоритмических умений для эффективного развития универсальных предпосылок учебной деятельности у детей в процессе игры или при выполнении учебно-игровых ситуаций производилась постепенная интеграция игровой и учебной деятельности. Психолого-педагогическое взаимодействие дошкольника и воспитателя было направлено на социально-личностное развитие каждого ребенка. В процессе выполнения разнообразных заданий была организована работа по следующим этапам:

Подготовительный - принятие задания, которое необходимо выполнить, осознание цели предстоящей деятельности;

Ориентировочный - составление первичного плана, последовательности действий для достижения заданной цели, решения поставленной задачи;

Деятельностный - выполнение определенной последовательности действий, шагов, организация поэтапной отработки действий, выделение задач, для решения которых можно использовать данный алгоритм;

Контрольный - сравнение достигнутого результата с эталоном, контроль и оценка, коррекция выполненного алгоритма.

Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности при формировании алгоритмических умений у дошкольников требует активной работы по «открытию знаний», овладению общими способами решения задач данного типа и контролю выполненного алгоритма. Одним из таких средств можно считать специально организованную воспитателем предметно-пространственную среду. Для организации такой среды в процессе игровой деятельности ребенка нами были разработаны конструкторы для формирования алгоритмических умений по выделенным этапам (таблица 1).

Таблица 1.

Конструкторы заданий, используемые для формирования алгоритмических умений

Этап Умения Конструкторы

Подготови- тельный Принятие учебной ситуации, осознание цели предстоящей деятельности Повторите задание, которое нам необходимо сейчас выполнить. Из предложенных вариантов выберите карточку с изображением нужного задания. Возьмите карточку с изображением результата, который нам необходимо достигнуть. Ответьте на вопросы воспитателя. Представьте (переформулируйте) условие задачи в удобной для вас форме...

Ориентировочный Составление первичного плана, последовательности действий Выберите карточку, на которой изображено первое действие. Выберите карточку, на которой изображено недостающее действие. Кто должен встать по левую руку? Выберите карточку с изображением условия, которое нам необходимо проверить. Достаточно выполнить эти действия один раз... два... Сколько раз нам необходимо повторить эти действия? Как мы узнаем, что должны прекратить выполнять последовательность действий?

Деятельностный Выполнение определенной последовательности действий Слушая инструкцию воспитателя, выполните последовательность действий. Проговорите те действия, которые выполняет. Восстановите первое действие, которое нужно выполнить. Расположите карточки в нужной последовательности. Словесно опишите последовательность действий для получения. Составьте схему последовательности действий для получения.

Организация поэтапной отработки действий, овладение обобщенными способами решения задач данного типа Проследите за деятельностью воспитателя по решению задачи, рассмотрите карточки с изображениями действий воспитателя и уберите лишнюю. Найдите и исправьте ошибку в последовательности действий. Укажите ненужное действие, которое совершает воспитатель. Определите оптимальную последовательность действий для решения. Измените последовательность, если. Для решения каких задач можно использовать данный алгоритм?

эн ы н ь ч о рт н о Сравнение достигнутого результата с эталоном Достигли ли того, что было необходимо? Сравните полученный результат с эталоном. Объясните причины. Объясните, что мы получили.

Коррекция выполненного алгоритма Внесите изменения в предложенную последовательность действий. Найдите и исправьте ошибку. Что мы не проверили? Сколько раз необходимо повторить эти действия? Зачем было внесено изменение?

Применение алгоритмов в процессе выполнения разнообразных видов деятельности у дошкольников способствует восприятию того, что в любой деятельности (игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.) существует свой порядок действий, освоению различных правил (правила уличного движения, навыки самообслуживания, правила игр, правила трудовой деятельности), пониманию логической связи между этапами действия.

Алгоритми воспитатель может использовать как средство обучения и как инструмент для организации деятельности детей, потому что в них определена четкая последовательность действий. Педагог может

формировать алгоритмические умения у дошкольников в разных образовательных областях, таких как социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Освоение детьми правил наиболее успешно происходит в процессе игры. Например, можно предложить детям составить алгоритм кипячения воды в электрическом чайнике, деятельности, которую дошкольники не раз наблюдали в повседневной жизни

Подготовительный этап. Воспитатель создает проблемную ситуацию, побуждает дошкольников к ее решению, организует поиск решения. Воспитатель сообщает

детям, что хочет выпить чай, а для этого нужно вскипятить воду в электрическом чайнике. Задает вопросы: «Что нам нужно сделать?», «Зачем кипятить воду?», «Повторите задание, которое нам нужно сейчас выполнить?», «Что в результате выполнения задания мы получим?» и т. д. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат он принимает учебную ситуацию, осознает цель предстоящей деятельности.

Ориентировочный этап. Воспитатель выясняет, что нужно сделать, чтобы получить требуемый результат: «Предложите последовательность действий, чтобы мы смогли вскипятить воду в чайнике», «Всегда ли можно включать чайник?», «Что произойдет, если мы включим чайник, а в нем нет воды?», «Выделите условие, которое нужно проверить, чтобы включить чайник». Воспитатель может предложить детям рассмотреть карточки, которые он перед занятием раздал дошкольникам, и среди них найти ту, на которой изображено проверяемое нами условие.

Деятельностный этап. На этом этапе игры воспитатель может сам показать действия данного алгоритма, одновременно проговаривая их. Затем предложить одному из дошкольников повторить последова-

тельность, побуждая проговаривать каждое выполняемое им действие. Педагог также может раздать карточки с нарисованными действиями и предложить расположить их по порядку.

Контрольный этап. Дети сравнивают полученную последовательность действий с эталоном. Вносят, если необходимо, исправления в свои алгоритмы. Воспитатель беседует с дошкольниками: «Достигли ли мы требуемого результата?», «Все ли у нас получилось?» «Дайте оценку своей деятельности», «Что мы сегодня научились делать?», «Что мы проверяли перед включением чайника?», «Зачем нужно было проверить, есть ли вода в чайнике?».

В процессе формирования алгоритмических умений ребенок учится осознавать цель предстоящей деятельности, искать способ решения задачи, находить общие способы решения задач одного класса, развиваются действия планирования, прогнозирования, оценки результатов своей деятельности.

Таким образом, формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста целенаправленный, непрерывный, организованный процесс, который затрагивает все ступени их обучения в дошкольном образовательном учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронина Л. В. Развитие творческого потенциала дошкольников через формирование у них алгоритмических умений / / Педагогические системы развития творчества: мат-лы 10-й Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 13-14 декабря 2011 г.). Екатеринбург, 2011. Ч. 1. с. 135-140.

2. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. - СПб. : Детство-Пресс, 2011.

3. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез, 2010.

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «МИР ОТКРЫТИЙ» / Науч. рук. Л. Г. Петерсон; под общ. ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М. : Цветной мир, 2012.

6. Родионова О. Н. Развитие алгоритмической культуры личности дошкольника // Известия Рос. Гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 69. С 473-476.

7. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Науч. рук. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н. Ф. Федина. - М. : Просвещение, 2010.

8. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования иИЬ: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm655-l.htm

9. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / под ред. А. А. Столяра. М. : Просвещение, 1988.

10. Язвинская С. Д. Педагогические условия развития алгоритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познания категории времени: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Язвинская Светлана Дмитриевна. Ставрополь, 2009.

Тема 11. Ознакомление детей с алгоритмами и формирование у них алгоритмических умений
Количество часов - 12 часов

Цель самостоятельной работы: изучение содержания и организации работы воспитателя по ознакомлению детей дошкольного возраста с алгоритмами.

Обеспечивающие средства

План изучения темы.

1. Оформить конспект по теме «Алгоритм» по следующему плану:

Анализ программных задач по формированию алгоритмических умений;

Значение развития у дошкольников алгоритмических умений;

Методика работы по ознакомлению с алгоритмами в возрастных группах;

2. Разработать конспект занятия по формированию алгоритмических умений у детей дошкольного возраста (возрастная группа на выбор студента)

1. Оформить конспект по предложенному плану.

2. Изучить методическую литературу и составить перечень дидактических игр и упражнений по формированию алгоритмических умений по следующей форме:

3. Разработать фрагмент конспекта занятия по формированию алгоритмических умений у детей дошкольного возраста (возрастная группа по выбору студента).

4. Письменно подобрать примеры ситуаций по формированию представлений об алгоритмах:

а) в режимные моменты,

б) в процессе чтения произведений художественной литературы.

5. Составить текст консультации для родителей по формированию у дошкольников алгоритмических умений.

Контрольные вопросы

1. Сравните задачи и содержание представлений об алгоритмах в разных возрастных группах.

2. В чем заключается сущность системы работы по формированию у дошкольников алгоритмических умений?

3. Приведите примеры интеграции содержания данной темы с другими образовательными областями.
Рекомендуемая литература


Тема 12. Преемственность в работе дошкольного

учреждения с семьей и школой по реализации задач

математического развития
Количество часов – 10 часов

Цель самостоятельной работы:

- изучение преемственности в содержании, методах и формах обучения математике в подготовительной группе и в 1 классе начальной школы;

- изучение значения работы с родителями для математического развития дошкольников , форм работы с семьей.

Обеспечивающие средства

Учебно-методическая литература;

План изучения темы.
Задание для самостоятельной работы


  1. Ознакомление с содержанием раздела «Развитие математических представлений» в подготовительной группе и образовательной программе 1 класса.

  2. Оформление таблицы.

  3. Анализ плана работы детского сада по осуществлению преемственных связей со школой.

  4. Изучение форм совместной работы дошкольного учреждения и семьи по математическому развитию детей.

Порядок выполнения самостоятельной работы


  1. Оформить конспект согласно предложенному плану:
- требования современной начальной школы к математическому развитию детей ;

Преемственность в содержании и методах обучения математике;

Формы организации преемственности в работе начальной школы и детского сада по обучению математике;

Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе.

2. Провести сравнительный анализ образовательных программ и заполнить таблицу по следующей форме:


Содержание

Подготовительная группа

1 класс

Число, количество

Величины

Геометрические фигуры

Временные отношения

Пространственные отношения

3. Проанализировать основные отличия в организации работы школы и детского сада, заполнить таблицу:

4. Изучить значение работы с родителями для математического развития дошкольников, формы работы с семьей.

5. Составить план консультаций для родителей по любому актуальному вопросу методики формирования элементарных математических представлений.

6. Ответить на контрольные вопросы.
Требования к содержанию отчета – отчет о выполненном задании оформляется письменно.

Контрольные вопросы


  1. Покажите актуальность проблемы преемственности в работе детского сада и школы в свете современных преобразований в системе образования в стране (ФГОС ДО и ФГОС НОО).

  2. В чем суть основных требований современной начальной школы к математическому развитию детей?

  3. На основе сравнительного анализа программ подготовительной группы и 1 класса начальной школы покажите преемственность в содержании обучения математике.

  4. Приведите примеры по осуществлению преемственных связей детского сада и школы. Раскройте своеобразие отдельных форм работы.

  5. Раскройте сущность форм и содержания совместной работы ДОУ с семьей по вопросам математического развития.

  6. Обоснуйте важность и необходимость научного подхода к изучению условий воспитания ребенка в семье.

1. Воронина Л.В., Утюмова Е.А. Современные технологии математического образования дошкольников: учеб. пособие / под общ. ред. Л.В. Ворониной. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013. – 282 с.

2. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: «Детство - Пресс», 2008.

3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11684

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013г. № 1155)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от 06.10.2009 г. № 373)

6. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учебное пособие. - М.: Издательство НПО МОДЭК, 2005.
Тема 13. Методическое руководство математическим образованием детей в дошкольных образовательных учреждениях
Количество часов – 10 часов

Цель самостоятельной работы: изучение особенностей организации и планирования процесса математического образования детей дошкольного возраста.

Обеспечивающие средства

Учебно-методическая литература;

План изучения темы.
Задание для самостоятельной работы


  1. Изучение содержания данной темы в учебных пособиях.

  2. Анализ различных планов работы детского сада по организации образовательной деятельности.

  3. Анализ работы методиста ДОУ в оказании помощи воспитателю по развитию математических представлений.

Порядок выполнения самостоятельной работы


  1. Раскрыть значение и условия планирования работы по математике в детском саду.

  2. Раскрыть требования к разработке плана работы по математическому развитию дошкольников в детском саду.

  3. Составить перспективный план работы по формированию математических представлений в одной из возрастных групп (на один месяц).

  4. Раскрыть требования к разработке конспектов занятий по математике.

  5. Проанализировать конспект занятия по математике по следующим вопросам: структура конспекта, отбор программных задач, планирование, ход занятия (конспект найти в методической литературе).

  6. Проанализировать работу методиста ДОУ в оказании помощи воспитателю по развитию математических представлений.

  7. Дать характеристику содержания, форм, методов работы по формированию математических представлений у детей, которые могут быть отражены в годовом плане работы детского сада в разделе «Работа с родителями».

  8. Составить текст консультации для воспитателей по во­просам математического развития дошкольников (тема на вы­бор).

Требования к содержанию отчета – отчет о выполнении задания оформляется письменно.

Контрольные вопросы


  1. Какие наиболее эффективные формы методической работы по математике в ДОУ?

  2. В чем суть работы по планированию математического развития дошкольников в детском саду?

  3. Назовите требования к составлению плана работы по математике.

  4. Как осуществляется планирование индивидуальной работы с детьми?

  5. Перечислите требования к разработке конспектов занятий по математике в разных возрастных группах.

1. Арапова – Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду: Программа и методические рекомендации: Для занятий с детьми 2 – 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

2. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно – развивающая и игровая среда детского сада. – М.: Перспектива, 2011.

3. Воронина Л.В., Утюмова Е.А. Современные технологии математического образования дошкольников: учеб. пособие / под общ. ред. Л.В. Ворониной. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013. – 282 с.

4. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: «Детство - Пресс», 2008.

Литература

Основная

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: курс лекций.М.: Владос, 2004.

2. Воронина Л.В., Утюмова Е.А. Современные технологии математического образования дошкольников: учеб. пособие / под общ. ред. Л.В. Ворониной. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013. – 282 с.

3. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

4. Примерные основные образовательные программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id =11684

5. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учебное пособие. - М.: Издательство НПО МОДЭК, 2005.
Дополнительная

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. – М., 1984.

2. Арапова – Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду: Программа и методические рекомендации: Для занятий с детьми 2 – 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

3. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. М.: Айрис- пресс, 2005.

4. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников. – Ростов на Дону: «Феникс», 2005.

5. Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. – М., 1984.

6.Данилова В.В. и др. Обучение математике в детском саду. – М.: Из­дательский центр «Академия», 1997.

7. Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: метод. пособие для педагогов. – М.: Просвещение, 2006.

8. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. – М.: Просвещение, 2005.

9. Знакомим дошкольников с математикой / авт.-сост. Л.В. Воронина, Н.Д. Суворова. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

10. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей дошкольного возраста./ Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.. 1989.

11. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / Авт.-сост. З.А. Михайлова. Э.Н. Иоффе. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.

12. Моргачёва, И.Н. Ребёнок в пространстве: методическое пособие. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. –212 с.

13. Непомнящая, Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие / Р.Л. Непомнящая. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

14. Носова Е. А., Не­помнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

15. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников 3-4 лет (методические рекомендации). – М.: Баллас, 2001.

16. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два – ступенька…». Практический курс математики для дошкольников 5-7 лет. Ч. 1-2. – М.: Баллас, 2003.

17. Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., 1992.

18. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М., 1987.

19.Тарабарина Т.И. Детям о времени. – Ярославль, 1997.

20.Теория и методика развития элементарных математических представ-лений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб., 1994.

21. Формирование элементарных математических представлений у дош-кольников: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая и др.; под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.

Учебно-методическое издание

Составитель: Людмила Валентиновна Воронина,

Методические указания для студентов

по организации самостоятельной работы

по дисциплине

Современные технологии

математического образования в ДОУ

Компьютерный набор Л.В. Воронина

Макетирование Л.В. Воронина

Редактирование и корректура Л.В. Воронина
ОГРНИП 304665927500015

Подписано в печать 18.09.2014. Формат 60х84х1/16

Гарнитура «Times». Бумага для множ. апп. Печать ризограф.

Усл. печ. л. 1,3 п.л. Тираж 300 экз. Заказ

Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.

Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, -- рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.

Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.

Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п.

Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение -- при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др.

Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризует мастерство воспитателя. Выбор методов и приемов определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и накопленного ими опыта.

В группах раннего и младшего дошкольного возраста особое значение имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом будет наблюдение.

Во время наблюдения ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.

Преимущества наблюдений-занятий и в том, что здесь ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Наблюдение помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

Наблюдения в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание ребят, предоставляют возможность под руководством педагога собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На наблюдения у ребят развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.

Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

Организация наблюдений

Наблюдение как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой наблюдения определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.

Природоведческие наблюдения проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста следует провести 3 наблюдения в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих наблюдений -- знакомить с весенними изменениями, развивать умение видеть их и понимать причину происходящего в природе.

Сельскохозяйственные наблюдения проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать наблюдение значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки.

Дидактическая игра

Игра -- не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

Дидактические игры. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.

Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.

Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.

Во время дидактической игры с растениями нужно воспитывать бережное отношение к ним.

Игры с естественным материалом природы. На прогулках широко применяются игры детей с естественным материалом.

В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Так, например, дети узнают, что вода бывает холодной и теплой, разливается, в ней тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки, что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить и т. д.

В ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, например: «Коля взял сухой песок, он рассыпается» или «Тоня положила в формочку мокрый песок, у нее вышел хороший пирожок».

Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд фактов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавание предметов в воде, движение в воздухе и др.).

Гуляя с детьми в лесу, полезно обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности и воображения.

В младших группах игра обычно занимает все занятие, в средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут.

В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Организуя такую игру, воспитатель поручает детям принести лист, цветок, морковь, свеклу, картофель и т. д.

В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в мешочке?», «Узнай, что в руках?».

Для первой из этих игр воспитатель заранее приготовляет мешочек и кладет в него овощи или фрукты (картофель, луковицу, свеклу, морковь, огурец, яблоко, грушу, лимон). Дети по очереди опускают в мешочек руку, берут предмет, ощупывают его, называют, а затем вынимают и показывают всей группе.

После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных и т.д.), в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям). Проводя игру, например «Узнай, чей лист?», дети сравнивают лист, полученный для отгадывания, с листьями, имеющимися у растений.

В подготовительной к школе группе проводят игры, требующие выявления некоторых признаков растений или животных, умения их описать, сделать обобщение.

Словесные дидактические игры, например «Узнай предмет по описанию», «Угадай, что это?» или «Кто это?», организуют на знакомом детям материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь.

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления детей, создает основу для материалистического миропонимания.

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес детей к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию высоких нравственных качеств.

Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, совершенствует функции их анализаторов, и в первую очередь двигательного.

Труд в детском саду применяется в повседневном уходе за растениями и животными на земельном участке ив уголке природы, иногда на занятиях. Но нельзя превращать труд детей в самоцель. Воспитывая те или иные трудовые навыки, следует расширять или закреплять знания детей о природе. Так, например, перед посевом дети должны рассмотреть семена (форму, размер, цвет), перед посадкой черенков повторить названия частей растения (стебель, листья, цветки).

У детей необходимо воспитывать сознательное отношение к труду, требовать, чтобы они осмысливали производимую работу, понимали ее цель. Очень важно, чтобы дети не только усвоили тот или иной прием, но и поняли, зачем он нужен. Поэтому, показывая посев семян, посадку черенков, доливку воды в аквариум и другие трудовые операции, совершенно необходимо сопровождать их пояснениями.

Если всю деятельность детей свести к механическому проведению тех или иных операций, то, как бы ни был эффективен их результат, труд потеряет воспитательно-образовательную ценность. Любой новый трудовой прием воспитатель должен объяснить и показать сам, затем его повторяют двое-трое детей средней группы и один или двое старшей и подготовительной к школе групп. Только после этого можно предложить выполнение приема всей группе. Постоянное применение одних и тех же приемов ведет к образованию трудового навыка и тем обеспечивает успешное выращивание растений и уход за животными.

К основным приемам, применяемым в трудовом обучении детей, относятся ознакомление с трудом взрослых, пример самого воспитателя, поручение детям различных трудовых операций и проверка их выполнения, оценка проделанной работы воспитателем и всей группой.

Труд на земельном участке. Подготавливают участок к выращиванию растений работники детского сада и родители. Они вскапывают землю под огород и цветник, готовят грядки. Дети участвуют в очистке участка и в работах по выращиванию растений.

Дети младших групп собирают при уборке участка камешки, щепки и складывают их в кучу, с помощью воспитателя сажают лук, сеют крупные семена, наблюдают поливку грядок и клумб, рыхление почвы и прополку растений, участвуют в сборе выращенного урожая.

Дети средней и старшей групп принимают более активное участие в работе. Они сгребают мусор граблями и переносят его в кучу на носилках. С помощью воспитателя они сеют крупные семена гороха, фасоли, свеклы, овса, настурции и других растений, поливают клумбы и грядки, рыхлят землю, наблюдают прополку, собирают спелые овощи.

Детей подготовительной к школе группы привлекают к участию в перекопке земли и разбивке ее комков, к посеву семян, высадке рассады, поливке, рыхлению, прополке растений, сбору урожая, посадке саженцев деревьев.


ВВЕДЕНИЕ
В процессе дошкольного образования дети получают знания из различных областей современной науки. Одной из таких областей является математика.
Проблемой обучение детей математике интересовало учёных на протяжении многих веков. 17-19 вв. Я.А.Коменски,Дж. Локк,И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский, М.Монтессори и другие пришли к выводу о необходимости специальной математической подготовки дошкольников .
Научно обоснованное дидактическая система формирования элементарных математических представлений была представлена А.М.Леушиной..
По мнению Л.С. Выгоцкого,наиболее важным является понимание того,что специально организованный процесс обучения позволяет создать условия для развития ребёнка.
Л.З.Зак, З.А.Михайлова,Н.Н.Непомнящая и другие отмечают,что обучению математике даёт широкие возможности для развития интеллектуальных способности детей.
Однако, не смотря на теоретическую обоснованность дидактических условий обучения математике дошкольных учреждениях, Л.А.Козлова, А.М.Леушина, З.А.Мхайлова, Е.И.Щербакова и другие говорят о трудностях формированиях математических представлений у детей. Основные ошибки при выполнении математических заданий допускаются из за не умения осуществлять самоконтроль, пояснять свои действия, включать математические термины, речевые высказывания.
Формирование элементарных математических знаний, навыков и умений требует особой точности вопросов, заданий, специальной направленности восприятия и определённой логики познания. Поэтому, чтобы своим не правильным или не своевременным вопросом,заданиемне поставить ребенка в тупиковое положение, а, на оборот, спокойно подвести его к нужному выводу, действию, дать возможность обрадоваться достигнутому, почувствовать радость успеха воспитатель должен соблюдать определённую последовательность действий, вопросов, выступающую как алгоритм обучения. Алгоритмы обучения могут быть использованы во всех видах деятельности. Предлагаемой системой им отводится значимое место в предматематическом образовании дошкольников. Поэтому проблема использования алгоритмов в предматематической подготовке дошкольников актуальна.
Психологический аспект актуальности заключается в следующем. Применение принципа развития психики в деятельности в предматематическом развитии дошкольникам определяет выбор способов рационального и эффективного обучения, обеспечивающих не только успешность формирования элементарных математических представлений, но и развитие познавательных психических процессов личности ребёнка дошкольного возраста,возможность его саморазвития. Такую возможность предоставляет технология алгоритмизации процесса предматематического развития ребенка- дошкольника.
Педагогический аспект актуальности мы видим в том, что технология алгоритмизации процесса предматематического развития дошкольника открывает возможность воспитателю применять алгоритмы: в построении различных форм организации работы с детьми;в различных видах деятельности,не зависимо от типа наглядности и условий,в которых происходит математическое развитие;в поощрении самостоятельного поиска ребенком пути решения поставленной задачи; создания ребёнком нового оригинального творческого продукта-в немалой степени позволяет ему избежать ошибок и путаницы на пути познания.
Учитывая актуальность темы исследования я поставила цель: изучить эффективность использования алгоритмов в предматематической подготовке дошкольников.
Задачи исследования:
    Проанализировать современные тенденции развития теории алгоритмизации.
    Изучить особенности предматематического развития дошкольников.
    Разработать и апробировать систему занятий по предматематическому развитию с использованием алгоритмов обучения.
    Выявить эффективность экспериментальной работы.
Объект исследования- предматематическая подготовка дошкольников.
Предмет исследования-алгоритмы в предматаматической подготовке дошкольников.
Гипотеза исследования: предматематическая подготовка дошкольников будет осуществляться более эффективно если использовать технологию алгоритмизации процесса обучения.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент, тестирование, метод математической обработки данных.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать материалы воспитателями дошкольных учреждений в процессе предматематической подготовки дошкольников, для повышения эффективности данного процесса.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛГОРИТМОВ В ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

      Сущность понятия «предматимати ческая подготовка»
Предматиматическая подготовка,осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических представлений.Этот процесс связан со всеми сторонами образовательной работы детского дошкольного учреждения и направлен, прежде всего, на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников. Отличительными его чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью[ 4, с. 74 ].
Согласно Е.А. Носовой,под содержанием понятие «предматематическое развитие» следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности дошкольника, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование элементарных математических представлений дошкольника – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний дошкольниками математических категорий .
В процессе предматематической подготовки дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания:практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе способов и приёмов работы учитывается ряд факторов: цель, задачи, содержание формируемых математических представлений на донном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств, личные отношения воспитателя к тем или иным методам, конкретные условия и т.д.
Среди много образных факторов, влияющих на выбор того или иного метода, определяющими являются программные требования.
По мнению А.А. Столера, при постановке и реализации задач предматематической подготовки дошкольников учитывают :
-закономерности и становление и развития познавательной деятельности, умственных процессов и способностей, личности ребёнка в целом;
-возрастные возможности дошкольников в усвоении знаний и связанных с ними навыков и умений;
-принцип преемственности в работе детского сада и школы.
Приобретая математические представления, ребёнок получает необходимый чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевают способами и приёмами познания,применяют сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике.Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.
Содержание предметематической подготовки дошкольников в детском саду имеет свои особенности. Они объясняются спецификой математических понятий,историческими и педагогическими традициями в обучении детей дошкольного возраста,требованиями современной школы к уровням общего умственного и математического развития детей дошкольного возраста.
Математические понятия выражают сложные отношения и формы действительного мира, прежде всего количественные отношения и пространственные формы.
Абстрактность объектов математики, с одной стороны, и конкретность, наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников,с другой стороны,создают объективные трудности в отборе содержания знаний, методов и способов их представления для первоначального обучения.
Психологические и педагогические исследования, проведённые в последние годы, свидетельствуют о больших потенциальных возможностях и резервах развития детского мышления, которые должны эффективно использоваться в воспитании о обучении детей[ 15, с. 13].
Таким образом, предматематическая подготовка дошкольников представляет собой работу по ознакомлению детей с количеством и счетом, величинами и способами их измерения, пространством и временем, геометрическими фигурами, развиваются общие и математические способности.
      Содержание предматематического развития дошкольников
Основными задачами предматематичекой подготовки детей в детском саду являются:
1.Формирование системы элементарных математических представлений у дошкольников. С содержательной стороны наиболее важными в смысле формирования первичных простейших представлений являются такие фундаментальные математические понятия, как « множество», « отношение», « число», « величина». Эти понятия широко представлены в первоначальном обучении, но не в прямом смысле, а с точки зрения пропедевтики формирования лишь представлении о них. То есть ребёнок в детском саду постигает « наука до науки», и естественно это связано с тем, что по своей психологической структуре элементарные математические представления имеют образную природу. Постепенное усложнение знаний, осваиваемый детьми, заключается в увеличении как объёма количественных, пространственных и временных представлений, так и степени их обобщения.
Система знаний и первоначальных представлений о множествах, отношениях, числах и величинах, хотя и весьма ограничена, рамками возможностей обучения дошкольников, является значимой для дальнейшего овладения понятиями школьной математики.
Элементарные математические представления формируются на базе освоения детьми в определённой последовательности способов действий (например, предлагается разложить столько предметов на свободной полоске, сколько их нарисовано на образце, наложить полоски разной длины друг на друга, подобрать картинки с предметами к соответствующей геометрической фигуре и т. д). Способы действий постепенно усложняются; к концу обучения в детском саду вырабатываются простейшие навыки счета предметов, измерения расстояний, объёмов жидкостей и сыпучих веществ условной меркой, умения выполнять вычисления при решении арифметических задач в одно действие на сложение и вычитание.
2. Формирование предпосылок математического мышления и отдельных логических структур, необходимых для овладения математикой в школе и общего умственного развития. Усвоение первоначальных математических представлений способствует совершенствованию познавательной деятельности ребёнка в целом и отдельных её сторон, процессов, операций, действий. Становление логических структур мышления-классификации, упорядочивания, понимания сохранения количества, массы, объёма и т.д. выступает как важная самостоятельная особенность общего умственного и математического развития ребёнка-дошкольника.
Процесс формирования элементарных математических представлений строится с учетом уровня развития наглядно- действенного и наглядно-образного мышления дошкольника и имеет своей целью создания предпосылок для перехода к более абстрактным формам ориентировки в окружающем. Овладение различными практическими способами сравнения, группировки предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению фактически закладывает основы логического мышления. В процессе формирования математических представлений у дошкольников развивается умение применять опосредованные способы для оценки различных свойств предметов (счёт- для определения количества, измерения- для определения величин и т.д.), предвосхищать результат, по результату судить об исходных данных, понимать не только видимые внешние связи и зависимости, но и некоторые внутренние, наиболее существенные. Определённым итогом обучения дошкольников является не только сформированная система математических представлений, но и основы наглядно- схематического мышления как переходной ступени от конкретного к абстрактному. У детей совершенствуется способность к аналитико-синтетической и классифицирующей деятельности, абстрагированию и обобщению .
3. Формирование сенсорных процессов и способностей. Основное направление в обучении маленьких детей-осуществление постепенного перехода от конкретных, эмпирических знаний к более обобщённым. Эмпирические знания, формируемые на основе сенсорного опыта, -- предпосылка и необходимое условие умственного и математического развития детей дошкольного возраста.
Уже в раннем детстве начинают складываться представления об окружающем, о признаках и свойствах предметного мира: форме, величине, пространственном расположении предметов и их количестве. В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы: ощущения, восприятие, представление. Малыш познаёт свойства и качества предметов в действиях практическим путём.
Согласно Л. А. Венгеру, в дошкольном возрасте осуществляется освоение сенсорных эталонов не только на перцептивном, но и на интеллектуальном уровне. Маленькие дети овладевают отдельными элементами системы эталонов, применяя обследовательские действия, которым их обучали взрослые. Более старшие дошкольники, используя сериацию и классификацию, приходят к осознанию принципа построению таких систем. Работа по освоению и применению детьми сенсорных эталонов в детском саду только лишь начинаются, более глубокое ознакомление с ними происходит в школе .
Сенсорные процессы (восприятия, представления) и способности (наблюдательность, глазомер) являются также основой целенаправленной работы, проводимой с детьми в русле их предматематической подготовке. Специальная организация сенсорного опыта создаёт почву для опосредованного познания, подготавливает к формированию математических понятий.
4. Расширение словаря детей и совершенствования связной речи. Процесс формирования элементарных математических пр едставлений предполагает планомерное усвоение и постепенное расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и связности речи.
Количественные отношения ребёнок отражает с помощью слов: много, один, ни одного, столько, сколько, поровну, больше, меньше и т. д., которые осознаются в результате непосредственных действий при сравнении отдельных предметов и их совокупностей. Заимствованные из речи окружающих слова- числительные наполняются смыслом и используются с определённой целью-узнать, сколько предметов. При счёте ребёнок учится на интуитивном уровне согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже. Сравнение совокупностей предметов по количеству, а позже сравнение чисел требует построения и употребления довольно сложных и речевых конструкций. В речевую форму обливаются не только результаты познавательной деятельности, но и её способы. От ребёнка требуют рассказать, что он сделал (например, на верхнюю полоску положим шесть красных кружков, а на нижнюю семь синих) и что получилось (синих кружков оказалось больше, чем красных, а красных-меньше, чем синих). Чем глубже осознаются математические связи, зависимости и отношения, тем более совершенные средства применяются для их отражения в речи .
Детей учат не только на чувственном уровне распознавать величины предметов, но и правильно отражать свои представления в слове, например: шире-уже, выше-ниже, толще-тоньше, и т.д., отличая эти изменения от изменений общего объёма (больше-меньше, большой-маленький). Такая дифференциация вполне доступна детям.
Предлоги, наречия, существительные, обозначающие пространственные отношения становятся предметом особого внимания, осмысливаются, приобретают обобщённое значение в процессе обучения, и, наконец, способствуют совершенствованию пространственной ориентации.
Дети осваивают и словарь временных обозначений: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно, название дней недели, месяцев, сезонов. Овладения значением этих слов помогает осмыслить « текучесть», длительность, периодичность времени, развивает « чувство времени».
С помощью слова не только отражаются, но глубже осознаются и обобщаются количественные, пространственные и временные представления. Происходит обогащение речи и за счет овладения некоторыми специальными некоторыми специальными терминами (название арифметических действий, общепринятых единиц измерения, геометрических фигур и т.д.).Ихобъём крайне не значителен, так как основное содержание детей составляет « чисто» бытовой словарь.
При формировании математических представлений речевое развитие происходит не изолированно, а во взаимосвязи с сенсорными и мыслительными процессами.
    Формирование начальных форм учебной деятельности важную роль играет предматематическая подготовка и для становления начальных форм учебной деятельности. У детей вырабатываются умения слушать и слышать, действовать в соответствии с указаниями воспитателя, понимать и решать учебно- познавательные задачи определёнными способами, использовать по назначению дидактический материал, выражать в словесной форме способы и результаты собственных действий и действий своих товарищей, контролировать и оценивать их, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность и другие навыки и умения учебной деятельности. Ребёнок овладевает математическими представлениями в основном на занятии, находясь в коллективе сверстников, тем самым расширяется сфера и опыт коллективных взаимоотношений между детьми. В процессе формирования математических представлений у дошкольников развиваются организованность, дисциплинированность, произвольность психических процессов и поведения, возникают активность и интерес к решению задач .
Кроме перечисленных знаний, умений и навыков, в процессе предматематической подготовки детей развиваются как общие способности (настойчивость, произвольное внимание, пространственные представления, смышлёность, гибкость и подвижность мыслительного процесса), так и специфические математические способности :
- наличие интереса к математической стороне деятельности;
- относительно быстрое и прочное овладение математическими знаниями, умениями и навыками;
- скорость понимания разъяснения педагога;
-логичность и самостоятельность мышления;
- находчивость и смышлёность при решении разных проблем, которые требуют использования элементарных математических представлений;
- способность быстро переключаться с прямого на обратный ход мысли.
Отмеченные задачи предматематической подготовки дошкольников имеют место в каждой группе детского сада, но конкретизируются с учётом возраста и индивидуальных особенностей. Задачи решаются не изолированно, а комплексно, в тесной связи друг с другом. Будучи в основном направленными на математическое развитие детей, они сочетаются с выполнением задач нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания, т.е. всестороннего развития личности дошкольника. Комплексный подход к их осуществлению-наиболее эффективный путь обучения маленьких детей. Задачи определяют содержание предматематической подготовки в детском саду.
Наибольшее влияние на математическое развитие детей оказывает овладение специальными видами деятельности. Среди них можно выделить две группы. К первой относятся ведущие по своему характеру математические действия: счёт, измерение, простейшие вычисления, связанные с выполнением арифметических действий. Ко второй-пропедевтические, специально сконструированные в дидактических целях, доматематические виды деятельности: сравнение предметов путём наложения или приложения (А. М. Леушина), уравнивание и комплектование (В.В. Давыдов), сопоставление и уравнивание (Н.И. Непомнящая) .
Виды деятельности, относящиеся ко второй группе, опираются на конкретную, предметно-чувственную основу. Поэтому они доступны младшим дошкольникам. Первая группа, хотя и не отрывается от предметной опоры, является более сложной, так как способы действий здесь требуют опосредованного подхода и оценки количественных, пространственных и временных отношений. Виды деятельности, относящиеся к этой группе, становятся доступными в старшем дошкольном возрасте.
Между этими двумя группами существует тесная преемственная связь: более сложные виды деятельности вырастают на базе простых, как бы надстраиваются над ними.
Среди всех видов деятельности традиционным является счёт, связанный с возникновением представлений о числах натурального ряда. Ещё несколько десятков лет тому назад название самой методики было « Методика обучения счёту», а занятия назывались « Занятиями по счёту в детском саду».
Таким образом, основная цель содержания « предматематического развития дошкольника» в современных образовательных программах-не только подготовка к успешному овладению азам математики в саду, но и всестороннее развитие ребёнка.
      Характеристика понятия «алгори тм».
Понятие алгоритма возникло задолго до появления ЭВМ и стало одним из основных понятий математики. Слово « алгоритм» произошло от имени среднеазиатского математика IX века и сначала использовалось в математике для обозначения правил выполнения четырёх арифметических действий: сложения, вычитания, деления и умножения, которые предписывают определённую последовательность действий, благодаря которым по двум данным произвольным числам можно получить их сумму, произведение и т.д.
В математической энциклопедии 1977 года понятие «алгоритм» определяется следующим образом: « алгоритм-точное предписание, которое задаёт вычислительный процесс, начинающийся с произвольного исходного данного из совокупности всех возможных, и направленный на получение полностью определяемого этим данным результата» .
Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность шагов (действий), в нём определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается. Алгоритмы рассматриваются в качестве средства обучения.
В основе алгоритма лежит принцип расчленения сложного действия на элементарные, следующие друг за другом в определённой последовательности.
Алгоритмы характеризуются следующими свойствами [ 16, с. 45]:
    Массовость алгоритма. Алгоритм должен быть пригодным для решения задач с любыми исходными данными из некоторого множества. Формально множество может состоять из одного элемента, но фактически это свойство означает пригодность алгоритма для некоторого класса исходных данных.
Будем считать, что для каждого алгоритма существует свой класс объектов, допустимых в качестве исходных данных. Тогда свойство массовости означает применимость алгоритма ко всем объектам этого класса. А количество объектов класса (конечное или бесконечное) – свойство самого класса исходных данных.
С массовостью связаны трудности, возникающие при доказательстве правильности алгоритма - для бесконечного числа исходных данных его нельзя проверить выполнением.
    Понятность алгоритма. Для данного исполнителя-каждое предписание должно входить в систему команд исполнителя. Исполнитель должен знать, как выполнить каждое предписание. Нарушение этого принципа вызывает диагностику ошибки типа « не понимаю», или « не могу выполнить».
    Результативность алгоритма. Алгоритма должен « выдавать» результат через конечное число шагов. При этом либо достигается конечная цель, либо выдаётся сообщение о невозможности решения задачи.
Технология алгоритмизации процесса предматематической подготовки дошкольников основа на на методе поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин). Этот метод представляет собой определённую последовательность действий: зная существенный признак понятия, ребёнок выделяет свойства рассматриваемого предмета и сопоставляет с существенным признаком понятия, а затем делает вывод о том, относится анализируемый предмет к данному понятию или нет. Сначала сопоставление признаков происходит под руководством педагога. Затем ребёнок сам, сопоставляя признаки, рассуждает вслух. На следующем этапе, сопоставляя эти признаки, он рассуждает мысленно, « про себя», по той же схеме, которая служит основой и для речи. Так, постепенно, усваивая последовательность действий, отражаемых во внешней, а затем внутренней речи, ребёнок овладевает способом подведения под изучаемое понятие любого предмета, свойства или явления. Развёрнутое суждение по схеме производимых действий постепенно переходит сначала в план краткой речи « про себя», а затем в план умственного действия. Теперь, овладев способом действия и рассуждениями, ребёнок сможет решить любую новую задачу самостоятельно .
По мнению Л.Ф. Обуховой, обучение, построенное по методу поэтапного развития умственных действий, позволяет приблизиться к формированию понятия числа, основанного на понимании принципа сохранения объёма, массы и количества, создать основы для возникновения элементов теоретического мышления[ 17, с. 59].
Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность шагов (действий), в нём определено первое действие и следующее за ним. В работе с дошкольниками используются иллюстрированные алгоритмы, которые представляют собой понятные изображения последовательности действий ребёнка, направленных на решение поставленной задачи. Последовательность учебно-игрового действия определяется символом (обычно-стрелкой). Наличие цифр в алгоритмах способствует решению ряда дидактических задач: закреплению знаний о цифрах, формированию умений порядкового счета, развитию ориентировки в двухмерном пространстве.
Освоение дошкольниками алгоритмов способствует упорядочению детского мышления, восприятию определённой последовательности, что выражается в умении планировать свои действия. Так же способствует освоению детьми знаковых систем, схем, моделей, « расшифровке» и познанию логических связей между последовательными этапами какого- либо действия.
Выполнение действий по алгоритму в логических играх создаёт для детей основу совершенствования умений контролировать ход решения игровой и учебной задачи, совершенствованию пространственной ориентировки детей, лучшему освоению ими правил (уличного движения, последовательности действий), успешному осуществлению трудовых и игровых действий, а дляпедагога-возможность определять затруднения, возникающие у детей.
Действия, выполняемые согласно алгоритму, могут иметь линейную направленность-линейные алгоритмы, повторяться-циклические алгоритмы, они могут разветвляться, если алгоритм предусматривает два варианта: « да» или « нет» -- разветвлённые алгоритмы.
В младшем возрасте идёт накопление представлений последовательности выполнения игровых действий по условному знаку-стрелке, показывающей направление движения в пространстве; порядок расположения предметов, геометрических фигур. В этом возрасте дошкольники применяют линейный алгоритм. В среднем возрасте дошкольниками используются простейшие алгоритмы это линейные и разветвлённые. В старшем возрасте дошкольники пользуются линейными, простыми разветвлёнными и циклическими алгоритмами. В этом возрасте они самостоятельно составляют алгоритмы, выполняют заданные им действия, поясняют последовательностью[ 16, с. 44].
Таким образом, одно из множеств фундаментальных понятий в математике, информатике – алгоритм, которое обозначает пошаговое выполнение определённых действий. Умение использовать различные виды алгоритмов (правила, модели, предписания) показывает на хорошо развитое математическое мышление.

1.4 Использование современных технологий алгоритмизации процесса предматематической подготовки старших дошкольников
Технология алгоритмизации процесса предматематической подготовки дошкольников основана на методе поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин). Этот метод представляет собой определённую последовательность действий: зная существенный признак понятия, ребёнок выделяет свойства рассматриваемого предмета и сопоставляет их с существенным признаком понятия, а затем делает вывод о том, относится анализируемый предмет к данному понятию или нет. Сначала сопоставление признаков происходит под руководством педагога. Затем ребёнок сам, сопоставляя признаки, он рассуждает мысленно, «про себя», по той же схеме, которая служит я для речи. Так, постепенно усваивая последовательность действий, отражаемых во внешней, а затем внутренней речи, ребёнок овладевает способом подведения под изучаемое понятие любого предмета, свойства и явления. Развёрнутое суждение по схеме производимых действий постепенно переходит сначала в план краткой речи «про себя», а затем в план умственного действия. Теперь, овладев способом действия и рассуждениями, ребёнок сможет решить любую новую задачу самостоятельно .
По мнению Л.Ф. Обуховой, обучение, построенное по методу поэтапного развития умственных действий, позволяет приблизиться к формированию понятия числа, основанного на понимании принципа сохранения объёма, массы и количества, создать основы для возникновения элементов теоретического мышления .
Поэтапное развитие умственных действий осуществляется посредством разрешения проблемных ситуаций на каждом этапе. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предлагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность дошкольников по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Педагог создаёт проблемную ситуацию, направляет дошкольников на её решение, организует поиск решения (например: « Почему вода льётся?», « Почему дует ветер?», « В группу придут гости, а дверь грязная-чем её отмыть?» и т.д.). Таким образом, ребёнок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются нове знания, он обладает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации-акт индивидуальный, поэтому от педагога требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Познание детьми алгоритмов как закономерности следования « сначала-потом», имеющей свои начало и конец.
Технология обучения проявляется в алгоритмизации[ 1, с. 10]:– деятельности воспитателя при обучении детей (алгоритмы диагностики сформированности элементарных математических представлений; алгоритмы побуждения к развитию первых проявлений математических способностей; алгоритмы обучения);
- некоторых математических действий детей;
- структура форм специально организованной работы с детьми.
Алгоритм обучения (деятельность воспитателя) трактуется как понятное и точное предписание последовательности действий пед
и т.д.................

Ирина Стоякина

воспитатели Стоякина Ирина Александровна

Костарева Ирина Михайловна

МАДОУ «Детский сад №6» г. Перми

В основе реализации основной образовательной программы дошкольного образования стоят задачи социализации и индивидуализации ребенка- дошкольника. Это соответствует принципам ФГОС ДО, одним из которых является принцип психолого- педагогической поддержки детей. Чтобы технологически реализовать задачи ООП ДО и ФГОС ДО в области социально-коммуникативного развития, мы создали алгоритмы, способствующие формированию культурно-гигиенических норм и правил.

Создавая свои алгоритмы мы преследовали следующие задачи:

1. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

2. Развитие у детей младшего возраста элементов культурного поведения, элементов самообслуживания и самостоятельности.

3. Воспитание чувства уважения к труду взрослых, желание помогать.

При создании алгоритмов для детей младшего и среднего дошкольного возраста мы учитывали следующее:

1. Особенности мышления и восприятия детей

(наглядно – действенное). Поэтому все объекты, используемые в наших алгоритмах реальные, не символичные. Объекты доступны детскому восприятию.

2. Композиция иллюстрации не должна быть перегружена.

3. Цветовая гамма в сдержанных тоннах.

4. Дети знакомятся с содержанием уже готового алгоритма или активно участвуют в его создании.

Наши алгоритмы созданы в технике комикса, что позволяет детям легко воспринимать сложные социокультурные нормы.

Данный педагогический опыт позволяет сформировать у детей предпосылки к символическому и знаковому восприятию алгоритма, так как нас по всюду в жизни окружают символы и знаки (дорожные знаки, социокультурные знаки и пр.)

Использование алгоритмов позволяет реализовать задачи ООП и ФГОС ДО по формированию у детей младшего и среднего дошкольного возраста элементов самостоятельности, элементов самообслуживания и элементов культурного поведения.

Наши алгорпитмы

1. Приучать детей следить за своим видом

2. Продолжать учить детей пользоваться мылом и полотенцем

3. Формировать элементарные навыки за столом: правильно держать ложку, вилку, пользоваться салфеткой


4. Формировать элементарные навыки за столом: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать.

5. Дать представление о здоровой и полезной пище


6. Овладение навыком пользования носовым платком

7. Формирование навыка прикрывать рот рукой во время кашля

8. Следить за своей одеждой


9. Приучать самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности

10. Приобщать дошкольников к здоровому образу жизни

Публикации по теме:

Формирование творческой инициативы в младшем дошкольном возрасте посредством конструирования Статья: Формирование творческой инициативы в младшем дошкольном возрасте посредством конструирования. Основополагающим требованием общества.

Использование здоровьесберегающих технологий в младшем дошкольном возрасте. Самомассаж и развитие крупной моторики Раннее детство - ответственный период, когда закладываются основы развития ребенка, его здоровья. Именно двигательная активность детей в.

Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится.

Тема игры: «Домино» База реализации игры: МДОБУ детский сад «Буратино» с. Буганак Участники игры: дети младшей группы, воспитатели, родители.

НОД «К нам весна шагает быстрыми шагами» по формированию целостной картины мира в среднем дошкольном возрасте Цель: Закрепить знание о весенних изменениях в природе. Познакомить с признаками весны. Уточнить и расширить представление об изменениях.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: