Интуиция говорит что меня не любит. Интуиция всегда подсказывает нам верную дорогу

Сюжет

Три обнаженных младенца играют с шаром: один держит обруч, а двое других намереваются через этот обруч прокатить шар явно большего диаметра. Этакая метафора тщетности усилий и увлеченности людей теми занятиями, которые, по сути, — тлен.

За детьми наблюдает крылатая женщина. Она погружена в свои мысли и, не глядя, строгает прут, возможно, собираясь сделать ещё один обруч. Именно эта рыжеволосая леди олицетворяет меланхолию на полотне Кранаха.

Для картины «Меланхолия» Кранах взял сюжет у Дюрера

В эпоху Возрождения меланхолия ассоциировалась с Сатурном, собакой и плотничным делом, потому все эти образы присутствуют на картине. Кстати, Сатурн считается планетой-покровительницей меланхоликов, а на данной картине представлен в образе женщины.

Сатурн был римским богом земледелия, которого позднее отождествили с предводителем титанов Кроносом. Последний ел своих детей, что слегка портило реноме Сатурна, который считался богом, научившим людей обрабатывать землю, выращивать растения и строить дома. К этому отсылает сцена в верхнем левом углу: первобытные люди осваивают животноводство, по сути, приручая диких животных.

Контекст

Сегодня мы называем меланхолией тоску и уныние. А до XX века считалось, что такая хандра — психическое расстройство, вызванное избытком желчи в организме. Знали о ней со времен Гиппократа, который, собственно, и предложил термин «меланхолия».

За 18 лет до Кранаха гравюру с тем же названием и близким содержанием создал Альбрехт Дюрер. По одной из версий, это своего рода автопортрет, где Дюрер изобразил себя в образе крылатой женщины.

«Меланхолия I», гравюра Альбрехта Дюрера, 1514

Во времена Дюрера меланхоликов делили на три типа. К первому относили людей с богатым воображением (художники, поэты, ремесленники), ко второму — людей, у которых рассудок преобладает над чувством (ученые, политики, чиновники), к третьему — тех, у кого развита интуиция (богословы и философы). Сам Дюрер относил себя к первому типу (вероятно, поэтому в названии стоит единица рядом с названием синдрома).

Кранах основал династию живописцев, которая была популярна более 100 лет

Скорее всего, Кранах не столько писал, сколько руководил работой. В его мастерской обычно работали так: наносили на дерево грунтовку, а затем начинали писать части картины различными оттенками серого, далее поверх них наносилось несколько слоёв относительно прозрачных красок. Конечно, налицо стиль самого мастера, однако нельзя с полной уверенность сказать, какой этап работы выполнил он сам, а какой — его подмастерья.

«Меланхолия», после завершения работы над ней в 1532 году, попала в коллекцию замка Готторп. В то время там хозяйствовал датский король Фредерик I, который сделал дворец основным местом своего пребывания.

Судьба художника

Ученые не знают точно, ни когда родился мастер, ни как звали его отца (который тоже был живописцем, кстати). А фамилия Кранах — это вовсе не фамилия, а, так сказать, творческий псевдоним, взятый Лукасом в честь города, где он родился — Кронах, Верхняя Франкония.


Лукас Кранах Старший. Автопортрет, 1550

Юность он провел в поисках работы мечты — тогда сайтов с вакансиями не было, приходилось самому ездить и спрашивать. Он переезжал из одного немецкого города в другой, даже побывал в Палестине. Осознание, что живопись — это дело, которому можно посвятить жизнь, пришло к нему в начале XVI века, когда Лукасу было предположительно около 30 лет. Конечно, речь не идет о первых пробах кисти — уроки живописи ему давал еще отец. Речь идет о первых известных картинках за подписью Лукаса Кранаха. То есть к этому времени он, во-первых, уже придумал себе псевдоним, а во-вторых, писал уверенно и не стеснялся на полотне поставить свои инициалы.

Его заметил Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый и пригласил писать при дворе. В основном, были заказы на портреты. В его работах модели (а это были все знатные люди) не идеализировались и не превозносились. Скорее, это были картины — фото, по которым сложно понять, каким человеком был изображенный на портрете. Придворным такой стиль, по всей видимости, нравился — Кранаху пожаловали дворянство и денег, на которые он и открыл свою мастерскую.

Кранах поддерживал Мартина Лютера

Лукас Кранах Старший был реформатором. Северное Возрождение не было бы таким, каким мы знаем его сегодня, если бы этот мастер не привнес свои идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов. Он был одним из первых, в чьих работах перестала столь явно прослеживаться свойственная Ренессансу гармония телесного и духовного. Это был первый шаг к барокко.

Опыты Кранах проводил в своей мастерской, которая процветала и после смерти мастера: дело со временем продолжили его сын Лукас Кранах Младший, а затем — внук и правнук. Это была династия, установившая новые правила в искусстве. Именно их мастерская стала основой Саксонской школы живописи, популярной на протяжении всего XVI столетия.


Портрет Мартина Лютера

Интересно, что Кранах был не чужд политики. Скопив достаточное состояние (не только благодаря работе мастерской, но и за счет книжной торговли), он неоднократно избирался бургомистром города. Кроме того, он занимался политической иллюстрацией: будучи сторонником Реформации, Кранах помогал Мартину Лютеру в изготовлении всевозможной полиграфии — от портретов до памфлетов.


КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ

KARIN JOHANNISSON

MELANKOLISKA RUM

OM ANGEST, LEDA OCH SARBARHET I FORFLUTEN TID OCH NUTID

ALBERT BONNIERS FORLAG STOCKHOLM

КАРИН ЮХАННИСОН

ИСТОРИЯ МЕХАНХОЛИИ

О СТРАХЕ, СКУКЕ И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПРЕЖНИЕ ВРЕМЕНА И ТЕПЕРЬ

НОВОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ МОСКВА 2011

УДК 930.85:159.974 ББК 71.061.1 Ю94

Книга издана при поддержке Шведского совета по искусству (Swedish Arts Council)

Редактор серии А. Красникова

Юханнисон, К.

Ю94 История меланхолии. О страхе, скуке и печали в прежние времена и теперь / Карин Юханнисон; пер. со швед. И. Матыциной. - М. : Новое литературное обозрение, 2011. - 320 с. (Серия «Культура повседневности»)

ISBN 978-5-86793-926-7

«История меланхолии» шведской исследовательницы Карин Юханнисон - драматичное и увлекательное повествование об уязвимости человеческой души. Глубокий анализ феномена меланхолии и той роли, какую она играла и играет в западной культуре, проиллюстрирован многочисленными примерами из жизни, литературы и кино. Среди главных героев книги Франц Кафка, Вирджиния Вулф, Макс Вебер, Марсель Пруст и многие другие.

На обложке - работа художника Antoine Pesne (1683-1757).

УДК 930.85:159.974 ББК 71.061.1

© И. Матыцина, перевод со швед., 2011 © ООО «Новое литературное обозрение», 2011 © Karin Johannisson, 2009 "

First published by Albert Bonniers ^orlag, Stockholm, Sweden Published in the Russian language by arrangment with Bonnier Group Agency, Stockholm, Sweden and OKNO Literary Agency, Sweden

У кого душа здорова? Кто не ведает меланхолии?

Роберт Бёртон «Анатомия меланхолии», 1621

ВВЕДЕНИЕ

Начало XXI века. Перед кассами берлинских и парижских музеев, где проходит выставка, посвященная изображению меланхолии в искусстве, толпится народ. На посетителей выставки отовсюду смотрят изображения печальных людей. Глаза потуплены. Голова бессильно опирается на руку. Жесты обращены в себя. Толстый каталог, столь же тяжелый, сколь тяжел предмет, который он освещает, называется: «Меланхолия: гениальность и безумие», дальше - подзаголовки и рубрики - различные вариации одной и той же темы - меланхолия и депрессия. В Интернете посетители выставки ссылаются на страничку depressionslinjen.com, где им предлагается широкий спектр диагнозов меланхолии с учетом последних достижений медицины 1 .

Заманчиво и жутко - так бывает, когда стоишь у глубокого омута. Но о чем все-таки идет речь? Можно ли считать, что меланхолия - это прямая противоположность тех качеств, которых общество ожидает от современного человека: силы, здоровья, самоконтроля, энтузиазма и адекватности поведения?

Пространство меланхолии

О меланхолии говорят в нескольких случаях.

Чаще всего так называют чувство, возникающее у человека при определенном расположении духа. А еще - особую коллективную память, типичную для современного мироощущения утрату иллюзий, апокалипсические настроения. Если на рубеже

XIX и XX веков культурное самосознание характеризовалось нервозностью, то теперь его отличительной чертой является меланхолия. Отношение к ней неоднозначное. Наряду с теми, кто считает, будто она обогащает человечество и культуру, есть те, кто видит в ней угрозу культуре и человечеству 2 . Почему? Что особенного в меланхолии? Можно ли сказать, что это чувство идеализировали и романтизировали или его, напротив, недооценили? Что может поведать о меланхолии история человечества?

Вместе со своими спутниками - тоской и страхом - меланхолия принадлежит к «высокому страданию», то есть состоянию души, характеризующемуся культурной амбивалентностью 3 . Оно связано с тьмой и одиночеством, но также с прозрением и культом. Даже превратившись в медицинский диагноз, меланхолия продолжает играть важную роль в формировании личности. Она образует пространство, где внутреннее «Я» - осознанно или неосознанно - может искать убежища. Почти всегда меланхолия и ее спутники свидетельствуют о конфликте между человеком и окружающим миром.

Обратившись к истории меланхолии, мы попробуем увидеть ее место в культуре и ту роль, которую она играла в разное время. Это позволит нам понять меланхолию как состояние души, а не диагноз. Вы услышите драматические, увлекательные, нередко странные повествования об уязвимости человеческой души. Меня интересует именно душа. Не теории или мифы, а человеческие судьбы. Меланхолия в реальной жизни. Как она проявляется? Как ощущается и в чем выражается? Я сразу предвижу возражения: мол, откуда автор знает, что чувствовали другие люди? Откуда ей известно, какие именно ощущения и выражения соответствовали тогдашним представлениям о меланхолии?

Структура чувств

Черная желчь и безумие: откуда появилась идея меланхолии?

Перипатетическая школа - философская школа, представленная учениками и последователями Аристотеля. Название произошло от привычки философа прохаживаться во время лекций (др. греч. περιπατέω - «прогуливаться»).

Текст, вокруг которого я хотел бы построить доклад, - это 30-я книга (которая по объему соответствует современной главе) приписываемых Аристотелю «Проблем». Этот том содержит, как показывают источниковедческое и стилистическое исследования, трактаты, принадлежащие разным деятелям перипатетической школы, и представляет собой компиляцию из трудов самого Аристотеля, Теофраста и других. «Проблема» с греческого (πρόβλημα) - нечто, предложенное к обсуждению, некий вопрос, на который предлагается ответить. Выбранная книга в этом смысле немного необычная: первая ее глава представляет собой отдельный трактат, где вопрос ставится неожиданным образом: «Отчего все исключительные люди были меланхоликами?»

Автор приводит примеры: меланхоликом, например, был Геракл, и об этом свидетельствует его безумие на горе Эта; меланхоликом был Беллерофонт у Гомера, что подтверждают его приступы безумия; меланхоликами были поэты и философы вроде Сократа, Платона и других. В этом довольно странном нагромождении проглядывается определенная логика: во-первых, всегда в качестве подтверждения меланхолии приводится безумие, во-вторых - склонность к каким-то кожным заболеваниям, как, например, в случае язв у Геракла. Если сопоставить это с трудами Гиппократа, становится понятно, что это не случайность.

Откуда вообще берется идея меланхолии? Это не такой простой вопрос, потому что меланхолия буквально означает μέλας χολή - «черная желчь». А μελαγχολία - это состояние, определяемое черной желчью, «черножелчье». А μελαγχολικος в переводе на русский язык - «черножелчник». Почему всем этим людям было свойственно состояние, определяемое черной желчью и характеризующееся описываемыми аффектами, приступами безумия и язвенными образованиями?

Что вообще такое меланхолия? Если есть черная желчь, то по определению должна быть и какая-то другая. Кроме того, по-русски слово «желчь» происходит от слова «желтый», но по-гречески слово χολή - нарицательное имя для данной субстанции, не подразумевающее никакой желтизны. Мы не встречаем никаких следов учения о четырех жидкостях организма довольно долго: черная желчь упоминается в ранних трудах «Гиппократовского корпуса», а во врачебных контекстах - на рубеже V–IV веков до н. э. В сочинении «Гиппократовского корпуса» «О воздухах» «черножелчье» относится к болезням желчи. Черная желчь еще не относится к фундаментальным телесным сокам человека - в данном случае болезненное состояние определяется лишь эмпирическим фактом изменения цвета жидкости. Однако чуть позже, спустя два десятилетия, в трактате «Об эпидемиях» «Гиппократовского корпуса» речь уже идет о склонности к меланхолическому конституционному типу, который был бы предрасположен к определенному типу заболеваний и определяется полнокровием. Там же упоминается и аффект, касающийся разумных способностей человека и проистекающий от черной желчи.

«Гиппократовский корпус» - разнородная коллекция медицинских трактатов, оказавшая большое влияние на развитие медицины как науки. Большинство сочинений было составлено между 430 и 330 годами до н. э., причем исследователи самому Гиппократу приписывают авторство от 8 до 18 сочинений.

Формируется учение, преобладавшее в европейской медицинской мысли со времен Галена. Согласно ему, здоровье определяется балансом четырех основных жидкостей в человеческом теле, а это, в порядке их утемнения, светлая желчь, флегма, кровь и, наконец, черная желчь. Откуда взялось такое представление? Системы этих жидкостей, их баланс именуется «смешением» - по-гречески κρᾶσις. Это слово происходит от глагола κεράννυμι, означающего смешивание вина с водой. Смешение этих жидкостей определяет здоровье человека, при этом для каждого типа смешения характерно преобладание одной из жидкостей. Латинская калька от слова κρᾶσις - это temperament, от глагола temperare, что также значит «смешивать вино с водой». Отсюда возникло учение о четырех темпераментах. Холерики - те, у кого преобладает χολή, или светлая желчь, у флегматиков преобладает флегма, у сангвиников - кровь, и, наконец, у меланхоликов преобладает черная желчь.

Откуда исторически взялось это учение? Во всех древних медицинских традициях излюбленный диагностический метод - это изучение отстоенных жидкостей, полученных из человека. В любом трактате по аюрведической медицине большое внимание уделяется умению врача рассматривать стоящие несколько недель сосуды с мочой, которая претерпевает разнообразные преобразования. Если же дать отстояться крови, то в ней происходит реакция оседания эритроцитов: она расслаивается. В самом низу оказывается тромбоцитная масса - форменные элементы крови, клетки, отвечающие за ее свертываемость и отличающиеся темным цветом. Над ней оказывается эритроцитная масса, то есть преимущественно красные кровяные тельца. Еще выше располагается слой клеток, ответственных за иммунные реакции, - лимфоциты и лейкоциты. И наконец, на самом верху находится плазма светло-желтого цвета - раствор определенных белков и электролитов, жидкая основа крови. Можно предположить, что греки рассматривали сосуды с кровью и на основе этих наблюдений ставили диагноз. В таком случае, например, толстый темный слой означал преобладание черной желчи. Хотя это не описано ни в каких текстах, такое объяснение кажется правдоподобным.

У самого Аристотеля теория четырех жидкостей не встречается, но у него есть любопытные рассуждения о меланхоликах в целом ряде сочинений, которые согласуются с данными обсуждаемого трактата. Например, в трактате «О памяти» упоминается, что меланхолики могут видеть воображаемые картины, которые потом не могут вспомнить. А в «Никомаховой этике» говорится, что тело меланхоликов находится в состоянии возбуждения, поэтому они больше других нуждаются в медицинских средствах. В той же работе им приписывается необдуманная несдержанность: они следуют за воображением, не предаваясь размышлениям; меланхолики не могут ничего спланировать. В «Евдемовой этике» утверждается, что они делают правильный выбор в состоянии своего рода божественного воодушевления.

Вино и катарсис: уникальность меланхолического темперамента

Непосредственно же в «Проблемах», отвечая на вопрос, почему все необычные люди были меланхоликами, автор проводит умозрительный опыт с вином, который напоминает о «Законах» Платона. Для того чтобы определить, кто пригоден к тому, чтобы быть хорошим гражданином, нужно давать ему вино - причем давать постепенно, ведь важны не дозы, а нарастание опьянения. У кого-то при принятии вина нарастает мера безответственности и бесстрашия. Кто-то способен преодолеть свою трезвую пугливость. Вино, таким образом, - это модулятор психических реакций, позволяющий на протяжении одного краткого эксперимента показать то, что может случиться с человеком на протяжении его жизни. Вино обладает свойством кратковременно и последовательно высвечивать черты характера в человеке, которые соответствуют тому или иному типу индивидуального характера.

Человек, принимающий вино, на какой-то момент оказывается то сангвиником, то флегматиком, то меланхоликом. В трактате имеется несколько наглядных примеров, на какой стадии опьянения высвечиваются те черты характера в человеке, которые другому носителю соответствующего темперамента даются как преимущественная диспозиция на всю жизнь. Вино и природа в обоих этих случаях достигают одинакового результата в силу одних и тех же причин: потому что природа вина сходна с природой черной желчи как смеси естественных жидкостей организма. Оказывается, что для Теофраста черная желчь - тоже смесь. Происходит не просто расслоение жидкостей - каждая более тяжелая жидкость представляет из себя смесь того, что есть в ней, с тем, что выше. Получается, что во флегме присутствует и светлая желчь, в крови присутствуют и флегма, и желчь, а в черной желчи присутствуют все четыре типа.

Таким образом, получается, что меланхолик способен имитировать при определенных условиях свойства всех других темпераментов, он обладает необыкновенной подвижностью. Черная желчь - это продукт сгорания всего остального, это тот остаток, который бывает при физиологических процессах в организме. Черная желчь может моментально переходить из холодного состояния в очень горячее. Оказывается, «черножелчник» способен, во-первых, к имитации других темпераментов, потому что они все в нем присутствуют. Во-вторых, он способен к огромному выплеску энергии, все может сгореть моментально, вслед за чем наступает колоссальный упадок сил. Отсюда берется общая меланхолическая болезненность.

Из «Поэтики» Аристотеля мы знаем, что подражание есть начало всякого познания. У человека есть потребность подражать, потому что так младенец получает свои первые познания и, кроме того, испытывает удовольствие от этого процесса. Получается, что эстетическая теория изначально гедонистична: она связана с механизмами познания и с удовольствием. Меланхолики способны к этому в большей степени, чем остальные. Но за выплеском энергии следует страшный упадок сил, все равно как у пьяницы, который напился, испытал эйфорию, а потом переживает неприятные физиологические явления. Выплеск энергии может повлечь за собой упадок сил, а может повлечь полнейшее безумие. В ранних текстах чаще всего встречается упоминание о меланхолии как о виде сумасшествия. В примере про Геракла Теофраст говорит, что не случайно древние прозвали священную болезнь - эпилепсию - по имени Геракла.

Ни для кого не будет новостью попытка сопоставить учение о четырех жидкостях с аристотелевской теорией трагического катарсиса. Например, Яков Бернайс показывает, что Аристотель в своей работе прибегает к медицинской метафорике. Он утверждает, что катарсис - это слово, употребляемое врачами при очистительных манипуляциях. Еще в V веке до н. э. врачи оперировали теорией о том, что в человеческом организме преобладают начала: например, если жар преобладает над холодом, то начинаются неприятности. В этом случае врачу нужно придумать манипуляции, чтобы восстановить баланс. Это наивная теория. Теория о четырех жидкостях более физиологична, сложна и предполагает некий конкретный механизм. Получается, что катарсис - это что-то вроде духовной клизмы. Согласно трактовке Бернайса, в человеке, в его психике, накапливаются негативные эмоции, плохие переживания, которые благодаря созерцанию трагедии человек испытывает более интенсивно в силу способности к подражанию герою. Весь немотивированный ужас, который происходит со зрителем в трагедии, ведет к тому, что человек освобождается от негативных эмоций. Подражательство герою действует подобно тому, как действует рвота на отравившегося человека.

Астрология и благополучие: систематизация теории меланхолии в Средние века и эпоху Возрождения

Теория меланхолии имела неожиданное развитие. В Средние века она соединилась с астрологией - в начале одного из трактатов в своем корпусе сочинений Беда Достопочтенный говорит о жидкостях следующее:

Беда Достопочтенный - англосаксонский теолог, один из учителей Церкви. Беда христианизировал небосвод, заменив названия созвездий и зодиакальных знаков на имена святых и апостолов.

«В человеке имеется четыре жидкости, которые, уподобляясь различным началам, возрастают в разные времена года и достигают первенства в разном возрасте. Кровь подражает воздуху, возрастает весной и царствует в детстве. Светлая желчь подражает огню, возрастает осенью и царствует в юношестве. Черная желчь подражает земле, возрастает летом и царствует в зрелости. Флегма подражает воде, возрастает зимой и царствует в старости. Когда эти жидкости изобилуют в сферах не менее должной меры, человек здравствует, ежели нечто к ним прибавляется или убавляется, служат этому природные орудия стечения - уста и чресла».

Здесь видно то, что лишь намеком встречается у Теофраста. Средневековый ум приводит в порядок и создает законченную теорию: человек устроен как Вселенная. Это находит свое отражение в теории четырех жидкостей и становится постепенно расхожей мудростью. Решающий этап наступает в середине XV века, когда глава флорентийских платоников Марсилио Фичино, ознакомившись с текстом 30-й книги «Проблем», понял, что это имеет самое прямое отношение к его собственному труду и к труду его коллег. Он сочинил один из своих важнейших трудов - трактат «О жизни», посвященный непосредственно жизни ученых, то есть философов. Смысл этого трактата в том, что всем нужно научиться пользоваться преимуществами собственного темперамента и избегать его недостатков.

Марсилио Фичино - итальянский философ раннего Возрождения, астролог, основатель флорентийской Платоновской академии. Своими переводами произведений античности с греческого на латинский язык Фичино способствовал возрождению платонизма.

Трактат состоит из трех книг. Первая книга называется «О здоровой жизни» и учит, как этого добиться при помощи диететики - в античном смысле этого слова, то есть придерживаясь определенного образа жизни. Эта книга может считаться первым сочинением в истории, посвященным wellness (англ. «благополучие»), так как в нем трактуются все стороны образа жизни, способствующие нивелировке негативных сторон природного склада определенного темперамента. Необходимо жить в хорошем климате, в котором должно быть много солнца. Необходимо пить легкое вино и не переедать. В трактате есть длинные рассуждения о том, каким образом нужно прогуливаться за приятной беседой с друзьями, как упражняться в поэзии, как спать.

Вторая книга - «При помощи музыки и поэзии». Музыка в данном случае трактуется неопифагорейски как цифровой символизм, который имеет прямое отношение к мироустройству человеческой души. И наконец, последняя часть называется «При помощи астрологической магии». В ней выясняется, что все носители меланхолического темперамента рождены под влиянием Сатурна. Соответственно, необходимо разработать такие процедуры, имитируя расположение планет и прибегая к определенным текстам, которые путем симпатического воздействия на макрокосм позволят минимизировать дурное влияние. Насколько большое влияние это имело на людей, мы узнаем из одного документа - доноса на папу Урбана, утверждающего, что тот часто уединяется за задернутыми занавесями вместе с Томмазо Кампанеллой, недавним узником и чернокнижником. Донос рассказывает о расставленных свечах, имитирующих позиции небесных тел, - как неподвижных звезд, так и планет. Сами герои ходят между ними и цитируют определенные тексты и заклинания, для того чтобы предотвратить неблагоприятный гороскоп папы.

Мода и высокое искусство: символизм в поэзии и гравюрах

В XVII веке в Англии выходит несколько изданий энциклопедического трактата Роберта Бертона «Анатомия меланхолии», который представляет собой сухое собрание всех возможных сведений о «черножелчии». Трактат Фичино несопоставимо ярче и интеллектуальнее, но труд Бертона послужил в XVII веке звеном в становлении невероятной моды на меланхолию в поэзии, музыке и во всем искусстве. У Шекспира присутствует тема упадничества и, например, у метафизических поэтов, а позже она и вовсе становится одной из доминирующих в поэзии и связанной с поэзией музыке. Типичный текст песни высокого искусства того времени:

«Да пребуду я во мраке, небесами для меня будет крышка саркофага, музыкой моей - страшный адский скрежет»

Эта мода длится несколько десятилетий, а потом она постепенно переходит в фигуру сумрачного романтического героя - в юного Вертера. Депрессивность становится признаком возвышенно-величественного. И это имело в искусстве огромные последствия. Гравер, который оформлял обложку и книгу «Анатомии меланхолии», пользуется символами, почерпнутыми из развитой артистической художественной традиции.

Самое знаменитое, что создано из подобных символических систем, - это «Меланхолия I» Альбрехта Дюрера. «Первой» она называется в соответствии с определенной классификацией. В данном случае имеется в виду «melancholia imaginativa» - художественная меланхолия, связанная с воображением. Ни одному произведению искусства не посвящено столько страниц: существует, например, знаменитая книга, написанная тремя титанами культурологии XX века - Эрвином Панофским, Фрицем Закслем и Раймондом Клибанским. Она называется «Saturn i Мelancholia» и содержит в себе интерпретации этой гравюры трех крупнейших деятелей Института Варбурга.

В гравюре Дюрера содержится множество символов, сводящихся к тому, что с меланхолией связаны все высокие творческие достижения. При этом все эти достижения становятся бессмысленными, когда у меланхолика наступает упадок сил. Геометрическую фигуру на гравюре - многогранник - интерпретировали искусствоведы и математики. Она именуется «дюреровым многогранником», хотя никто не может сказать точно, что это такое, - возможно, усеченный ромбоэдр. На нем имеется слабый отпечаток черепа. На гравюре также находится магический квадрат, расположенный над головой ангела, песочные часы и многое другое.

Более традиционный набор символов дает гравюра Мартена ван Хемскерка, представителя золотого века голландской и фламандской гравюры. В 1566 году был опубликован его цикл гравюр, символизирующих четыре темперамента, оригинал которого был написан Янсом Мюллером. На гравюре можно видеть Сатурна - хозяина всех меланхоликов и ученых, звездочетов, музыкантов. На заднем же плане расположен повешенный. Каждая фигура здесь имеет свой символический смысл.

Врач Малахия Гайгер и Иоганн Садалер сделали обложку к трактату «Microcosmus hypochondriacus», то есть «Ипохондрический микрокосм», или просто - «О меланхолии». Эта работа - представитель того же семейства, хотя и сделана на век позже, в середине XVII века. Тут снова можно видеть все символы, ставшие уже традиционными для меланхолии: с одной стороны, разные творческие фигуры, символизирующие большие интеллектуальные начинания; с другой стороны - упадок, депрессивность, смерть и склонность к самоубийству.

Основные идеи статьи:

  1. Интуиция — не мистическое чувство, а интегральная функция мозга.
  2. Интуиция проявляется в критических ситуациях и всегда проявляется через действие.
  3. Интуиция уходит корнями в области бессознательного.
  4. Для активизации интуитивных знаний необходимо развивать способности общаться со своим индивидуальным и общим бессознательным.
  5. Интуицию возможно тренировать
  6. Тренировка интуиции требует регулярности и направленности.

Находясь на распутье у трёх дорог у указательного камня, герой должен призвать свою интуицию и угадать, в какую сторону ему отправиться.

Загадочные предчувствия часто помогают нам с достоинством выходить из трудных ситуаций.

Откуда берутся озарения?

Неожиданная идея — это нечто динамичное, несущее в себе зажигательную силу. Она, словно молния, освещает ситуацию и делает видимыми пути и возможности, которые прежде были неразличимы.

Ницше как-то сказал: "Самое главное в любом изобретении создано за счёт случайности, но большинство людей не сталкиваются с такой случайностью. То, что называют случайностью, на самом деле является озарением, и с ним встречается каждый, кто готов к этой встрече" .

Альберт Эйнштейн в то время, когда он создавал основы своей теории относительности, часто увлечённо играл на скрипке или читал произведения великих философов и мистиков, чтобы активизировать творческий настрой и вдохновение.

Одним из механизмов включения интуиции является подсказка к решению задачи, которую человек перед собою поставил. Такой подсказкой может быть что угодно: музыкальный аккорд, деталь художественного полотна, случайно брошенная фраза, кинофильм, уличная сцена или кадр из детского мультфильма. Какие-то из этих подсказок человек запоминает, некоторые нет. К примеру, для Ньютона таким толчком стало падение яблока, подсказавшее ему идею закона всемирного тяготения.

Но ведь интуиция важна не только учёным. Не менее ценны интуитивные озарения и в построении своего бизнеса. Верно уловить тенденцию и предложить на рынок то, что будет востребовано, это ли не интуитивные действия? Многие добившиеся успеха люди полагаются на предчувствия, предположения, касающиеся истины или грядущего. Корни этих ощущений находятся в подсознании, способность которого предвидеть простирается намного дальше ограниченных пределов поля обыденного сознания.

Интуиция — не мистическое чувство

Она есть у каждого человека. Слово интуиция происходит от латинского "intueor", что означает "пристально смотреть". Интуиция — это способность постигать истину без помощи доказательств. Философы видели в интуиции единственно достоверное средство познания мира, а раньше её называли шестым чувством.

Интуиция располагается в правом полушарии мозга и связана с работой лобных долей, где происходит обработка всех полученных данных. Интуиция задействует малоизученные интеллектуальные механизмы, некоторым из которых нет в науке даже названия. Возникает она из запаса впечатлений, которые ещё не оформлены сознанием.

Наш мозг постоянно впитывает огромное количество информации, а в повседневной жизни мы пользуемся лишь её частью. Но в критических ситуациях именно неявные знания руководят нашими действиями, хотя мы, по прежнему, не осознаем что обладаем ими. В непредвиденных ситуациях человек не рассуждает, а действует, принимая решения в течение долей секунд.

Действительно, озарения чаще всего случаются в критических ситуациях , тогда когда все известные способы уже перестают работать и ответ всё никак не находится. Другими словами, для того чтобы найти решение стоящей перед вами трудной задачи, стоит признаться, что вы не знаете, как быть дальше. Напомнив себе, что осознанно вы уже сделали всё, что могли. И затем внимательно прислушаться к своим ощущениям. Интуитивно предчувствовать что-либо значит отказаться от рационального управления работой своего мозга. Вы доверяетесь подсознанию, а оно генерирует новые непредсказуемые идеи.

На подсознательном уровне спокойно живут самые невероятные идеи и мысли. Там нет оценок, оно не знает что такое "возможно" или "невозможно" оно не знает провалов, поражений, взлётов и триумфов. Не знает что такое хорошо, а что такое плохо. К слову сказать, подсознание вообще не воспринимает частицу "не" . Оно существует в виде энергии, образов и идей. Они сплетаются между собой в длинные и непредсказуемые ассоциативные ряды, кроме того, подсознание "вылавливает" в банке сознания информацию, о наличии которой мы даже не подозреваем. Так как она, эта информация может принадлежать к так называемому архетипическому слою, или слою единому для всех людей, где сосредоточено всё знание человечества, которое оно выработало за годы существования.

Как же сделать так , чтобы знания эти , хранящиеся и спрятанные в индивидуальном и общем бессознательном поле и не осознаваемые большую часть времени становились доступны нам и в ситуациях далёких от экстремальных.

Интуицию можно и нужно развивать . Делать это не сложно, нужно, прежде всего, чаще и внимательнее прислушиваться к себе. Например, если у вас звонит телефон — не спешите сразу же снимать трубку, попробуйте сначала угадать, кто вам звонит.

Она развивается через уверенность в своих силах, и если вы не верите в интуицию, то её у вас и не будет, или точнее вы не обратите внимания на те сигналы, которое подаёт вам ваше бессознательное посредством образов или ощущений. Таким образом, вопрос развития интуиции является ещё и вопросом доверия себе . Признайтесь, ведь часто бывает так, что у вас бывает предчувствия, которым вы не следуете и затем сожалеете.

Всё заключено в нас. Дверь к успеху открывается вовнутрь. Наш внутренний советчик видит не только внешнюю сторону какой то вещи, дела, проблемы или проекта, но просматривает его насквозь до самой сути. Он распознает также последствия реализации наших планов и решений и поэтому может нам указать, что мы должны оставить, а на что решиться.

"Самого главного глазами не увидишь" , — говорил лис в "Маленьком принце".

В одной восточной легенде боги решают однажды создать мир. Они сотворили звёзды, Солнце, Луну, горы, моря, цветы и облака. И затем сотворили человеческое существо. В завершении всего они сотворили истину. Однако в этом вопросе возникли трудности, куда бы спрятать истину, чтобы люди не сразу могли отыскать её сразу. Они хотели продлить процесс открытия:

— Давайте спрячем истину на самой высокой горе мира, — сказал один из богов, — там наверняка её будет трудно найти.

— Давайте спрячем её на дне самой глубокой и тёмной пропасти, — сказал другой.

— Спрячем её на самой далёкой звезде, — таково было ещё одно мнение, — или на невидимой стороне Луны.

В конце концов, самый старый и мудрый бог сказал:

— Нет, мы спрячем истину в сердца людей. Они станут её искать по всему свету, даже не подозревая о том, что всё это время носят истину в своём собственном сердце.

И если и существует кто-либо, кто действительно может нам дать совет, кто имеет представление о нашей жизни, так это внутренняя сущность — наша самость.

Таким образом, можно рассматривать своё подсознание как своего личного советчика . Для этого только нужно дать ему возможность высказаться. Правда делать это следует регулярно, но зато можно в самых простых и удобных для вас формах. Как это делать спросите вы? Да просто, например, начните с короткой ежедневной беседы с Вашим внутренним голосом на страницах Вашего дневника. А если Вы его не ведёте, что-ж — это будет удачный повод его завести.

Или представьте себе возможные решения в виде разбегающихся дорог, берущих начало в одной точке. Пройдите по каждой из этих дорог и посмотрите, куда они вас приведут. Что-то покажется неприемлемым, но другие вполне могут подойти. Иногда можно обнаружить, что выбранная вами дорога, которая была одной из многих, одной из целого веера вероятностей и возможностей, вбирает в себя все потенциальные возможности других, как из плоских тропинок вырастает трёхмерный тоннель, сферу и стены которого как раз и составляют невыбранные дороги.

Бессознательное говорит с нами на разных языках . Это язык образов, метафор, символов, сказок и мифов. Они богаты, разнообразны и поистине неисчерпаемы.

Именно в них закодирована информация, которая передаётся из поколения в поколение, содержащая базовые понятия и сценарии, с которыми человек встречается на своём пути.

С этой точки зрения можно проанализировать русские сказки:

  • В "Василисе Премудрой" интуицию, как способность обращаться к себе и доверять себе, передаёт Василисе мать, даря ей куколку, которая в последствии помогает ходить Василисе к бабе Яге, т.е. в самые глубины подсознания и родового знания предков.
  • Cказку "По щучьему велению", возможно интерпретировать как описание поступательного жизненного пути овладения интуитивным знанием.
  • Щука — это образ интуиции.
  • Емеля — образ деяния, действия. Реализация.

Вот так лежал-лежал Емеля 30 лет и 3 года, а потом раз и выловил рыбку. Да запросил у неё, чтобы всё само делалось: и дрова рубились и печь ездила, и вёдра сами в избу шли.

Но знание о том, что мысль материальна недостаточно для того, чтобы реализовывать свои мечты.

И покуда Емеля интуицией и связью её с сознанием не вполне владеет, он и затор на дороге устроил, и заезжему гостю в глаз заехал, в общем, переполоху наделал. Всё не так, да иначе, не по-людски, против того, что принято было.

И потребовал его тогда Царь-разум к себе во дворец. А Несмеяна — душа уже ожидала и томилась в ожидании жениха. И единственный он, Емеля смог её развеселить.

Стало быть, сказка про Емелю — это сказ о священном алхимическом браке души да деяния, через щуку интуицию.

А царь разум отдаёт её, да полцарства придачу. В кризисе индивид всегда расстаётся с какой-то частью себя, переставшей работать, и заменяет это новым знанием из глубины подсознания.

Как же научиться понимать язык бессознательного ? Это сродни чтению следопытом следов оставленных зверем. Тут примятая трава, там сломлена ветка, тут изменившийся запах, а там, у ручья вспорхнула испуганная птаха. Все кругом говорит и разговаривает. Нужно только замечать эти следы — знаки, придавать им значения.

Тренировку интуиции, возможно начинать с развития наблюдательности и работы с направленным вниманием.

Внимание селективно и избирательно. Если ему задать параметр поиска, оно будет извлекать из общего недиферинцированного фона, содержащего все возможности, именно то, что вы ищите.

Уровень ответа всегда будет зависеть от уровня вопроса. Каков вопрос — таков ответ.

Для того чтобы ответ пришёл:

  • Во-первых, должна быть активизирована функция направленного поиска. Не важно, что именно будет объектом вашего поиска. Будет это поиск предназначения, новой работы, решения задачи, партнёра для бизнеса и жизни или той самой тенденции, которая будет актуальна в будущем сезоне. Важно, чтобы вы находились в активной позиции по отношению к предлагаемым возможностям и сами задавали параметры поиска.
  • Во-вторых, должна существовать проблема, которая требует разрешения.
  • В-третьих , нужен ясно и предельно чётко сформулированный запрос.

У нас умный дух, но его нужно спрашивать.

Вопросы должны предварять ответы.

Есть у меня шестёрка слуг, проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг, — всё знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде. Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Я по морям и по лесам
Гоняю верных слуг.
Потом работаю я сам, а им даю досуг.
Я по утрам, когда встаю,
Всегда берусь за труд,
А им свободу я даю —
Пускай едят и пьют.

(Р. Киплинг)

В подсознание мы ходим каждый известными только самим себе тропами, хотя большинство из них универсально, описано и существует в виде технологий, духовных практик и ритуалов.

Направленное внимание = поступлению энергии тому процессу, на который внимание распространяется.

Мои способы прохода в бессознательное:

  1. Момент просыпания или фаза быстрого сна.
  2. Холотропное дыхание.
  3. Медитация — безмыслие.
  4. Медитация с чётким запросом.
  5. Просьба о помощи — молитва.
  6. Чтение знаков — гадание по…
  7. Письмо в диалоге "вопрос — ответ".
  8. Письмо в диалоге разными руками.
  9. Рисунки.
  10. Разговор с субличностями.
  11. Танец.
  12. Развитие сензитивности — эмпатии.
  13. Визуализация.
  14. Видение.

Естественно, пользуюсь я разными способами в разных случаях, к примеру, видение использую только по запросу и только для других людей, я не могу делать это для себя и не делаю этого, в отношении своей семьи.

Танец хорош для интеграции и соединения различных частей.

Рисунок помогает мне вывести наружу неосознаваемые чувства, медитация помогает сосредоточению и повышению ясности, ещё тогда, когда дорог бывает слишком много, и ведут они неизвестно куда.

Предлагаю и вам составить список используемых вами иррациональных способов познания мира. Думаю, вы удивитесь, что в нём гораздо больше пунктов, чем можно было бы предположить заранее.

Соответственно все эти способы развивают сферу осознания, и заодно тренируют вас входить в эти состояния сознания, создавая тропы по которым вы проникаете в свою бессознательную сферу.

Экология познания. Психология: Об интуиции человечеству известно с древних времен. Это простой, доступный и сильный инструмент для духовного роста, а так же роста во всех сферах жизни. Интуиция, согласно Джеку Кэнфилду, - это «способность знать прежде, чем подумал».

Об интуиции человечеству известно с древних времен. Это простой, доступный и сильный инструмент для духовного роста, а так же роста во всех сферах жизни.

Интуиция, согласно Джеку Кэнфилду, - это «способность знать прежде, чем подумал ».

«В интуиции нет ничего мистического», – говорил нобелевский лауреат Джеймс Уотсон, один из тех, кто открыл ДНК. Интуиция – это не инстинкт. Инстинкт – это свойство, появившееся у человека на ранней стадии развития мозга, это проявление бессознательного.

Интуиция – «шестое чувство» - это точный инструмент восприятия мира, позволяющий человеку ощущать энергию внутри себя и в окружающем мире. На интуицию полагаются, как правило, когда нет другого выхода, говоря при этом: «Как Бог на душу положит» (и, ведь, правильно говорят!). Интуиция вообще-то дама капризная – если чувствует, что ей уделяют мало внимания, начинает чахнуть, а через какое-то время вообще впадает в летаргический сон.

Это дар, который есть у каждого из нас, но по настоящему им пользуются только успешные люди, остальные ему просто не доверяют. Часто люди стесняются признавать, что пользуются интуицией. Даже те, у кого интуиция хорошо развита, часто неохотно пользуются ею, или не признают её, в результате эта способность атрофируется. Может быть потому, что принято считать, будто логика и рациональное мышление есть признак высокого ума? Это неправильно, потому что интуиция - очень ценное качество в человеке.

Какими бы не были успехи ученых в создании искусственного интеллекта, ему всегда не будет хватать одного - интуиции.

«Я начал наводить справки о сотнях успешных людей, сотрудничавших со мной в создании науки успеха, и обнаружил, что каждый из них получил руководство из неизвестных источников, хотя многие из них отказывались признавать это открытие », - писал Наполеон Хилл. Он считал, что наиболее успешные люди способны подключаться к высшим силам для получения идей и вдохновения, и это, по его мнению - один из главных Ключей к Успеху.

Интересно, что интуиция имеет свойство «ускользать». Она напоминает что-то, что замечается краем глаза, но тотчас исчезает, если повернуться в сторону в поисках мелькнувшего. Чем пристальнее всматриваешься, тем её сложнее обнаружить. Поэтому не следует слишком пристально рассматривать подсказки интуиции, как при разглядывании натюрморта.

Ваша интуиция присутствует, сообщая или подсказывая, но она находится ниже порога непосредственного восприятия. Это парадокс интуиции: ее можно удержать на раскрытой ладони, но она выскользнет, если попытаться сжать ее в кулак.

Интуиция - как маленькая вспышка света, которая начинает гаснуть сразу же, как только появляется. Самый сильный момент - первый. Из-за страха, застенчивости и колебаний вы можете упустить его.

Интуиция всегда правильно считывает информацию. Интуиция – прямое восприятие чистой энергии, а энергия никогда не лжет. Мы «просто знаем», и все. Мы говорим «интуиция подвела», когда ваше мышление дает ей неверное толкование.

Вспомните ситуации, когда что-то внутри подсказывало вам: «Не делай этого сейчас, подожди…». Но вы не прислушивались к своему внутреннему голосу, делали наперекор ему, а потом понимали, что делали неправильно, но было поздно. Эксперты говорят, что это ответы от сердца и из подсознания.

Если вам нужно решить какую-то задачу, где требуется подумать, не бросайтесь сразу в логические рассуждения. Хорошо «обдуманное» решение не всегда правильное. Ваше подсознание напрямую связано с квантовым полем информации, а решение любой задачи там уже есть. Поэтому сначала расслабьтесь, отбросьте страх и беспокойство по поводу решения. Ведь вы знаете, что оно есть.

Отпустите себя, остановите ход мыслей, созерцайте пустоту. Весьма вероятно, что решение придет сразу, причем очень простое. Доверяйте своим чувствам. Здесь важно различать тихий голос интуиции, и действие вашей «зоны комфорта». Интуиция – это не мысль, это способность воспринимать вибрации Вселенной, а чувства всегда подскажут, если что-то не так.

Нил Д. Уолш говорит, что чувства – это язык души, и если вы хотите понять, что истинно для вас, обратите внимание, что вы чувствуете по этому поводу. Если не получилось, не досадуйте и включайте мыслительный аппарат - в другой раз получится. Подобная практика хорошо развивает способность получать доступ к интуитивным знаниям. Необходимо только сделать это своей привычкой.

Наше подсознание – это мощная машина, оно в 200 млн. раз быстрее обрабатывает информацию, чем сознание, через подсознание мы можем выходить на информацию от Вселенной. Поэтому у него есть ответы практически на все ваши вопросы. Проблема только в том, прислушиваетесь ли вы к нему?

Гениальный физик ХХ века Альберт Эйнштейн придавал большое значение интуиции, прозрению, сверхчувственному постижению бытия. Он утверждал, что без этих вещей невозможны не только великие открытия, но и просто ответы на сложные вопросы.

Однажды он сказал, что если бы речь шла о его жизни и смерти, и у него был бы только один час, чтобы отыскать способ спастись, то пятьдесят пять минут он отвел бы на то, чтобы правильно сформулировать вопрос. «Чтобы отыскать ответ, – говорил Эйнштейн, – достаточно всего пяти минут ».

Великий ученый описал суть проблемы: очень часто мы сами не знаем, чего хотим, неправильно формулируем свои цели, ставим вопросы, поэтому наша интуиция, а вместе с ней и бессознательное, не могут нам помочь. Эйнштейн всегда говорил, что открытие не является продуктом логического размышления. Сам он всегда мыслил образами и картинами, ощущал действие интуитивного даже в телесных проявлениях.

Люди, которых по жизни ведет интуиция, безусловно, счастливы, потому что чувствуют, словно их ведет Высшая Сила.

Ваше сердце также играет огромную роль в том, что мы называем интуицией. Американские ученые установили, что этот орган так же, как и мозг имеет нейроны. В отличие от мозга, в котором таких клеток около 100 млрд., в сердце их всего 40 тысяч. Но, как оказалось, сердце тоже участвует в когнитивных процессах познания, и решения, которые оно подсказывает, всегда бывают более правильными.

Положите руку на сердце, сконцентрируйтесь на нем и спросите: «Сердце, что ты думаешь по этому поводу? Каким должен быть правильный ответ?». Это очень простой и действенный способ получить верный вариант решения, ведь сердце мудрее мозга.

Ваше подсознание, ваш «внутренний голос» всегда знает правильный ответ, и его надо больше слушать. Чем больше вы будете практиковать, например, с медитациями, тем легче вам будет установить контакт со своим подсознанием и сердцем. И знайте: подсознание общается с вами с помощью картин, образов и идей.

Виктор Гюго говорил: «Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло ». Если к вам внезапно пришла вдохновляющая идея, то прямо сейчас самое время приступать к ее реализации. Научитесь принимать решения не только логически, на базе той информации, которую вы получаете извне, но и той, которая есть внутри вас. Интуиция не должна быть разумной.

Она не основывается на логике, рассуждениях или свидетельствах и не нуждается в подтверждении. Она - сама по себе. Самая мощная интуиция - самая иррациональная. Поначалу может понадобиться смелость, чтобы доверять силе интуиции, но постепенно вы научитесь различать и использовать ее непосредственно, по мере возникновения инсайтов, и с каждым разом все больше доверяя ей.

Как и когда интуиция дает о себе знать? Например, во сне, в первые минуты пробуждения, часто под душем или в ванной, во время массажа, медитации и так далее. Это образы, видения, догадки, внезапные озарения и мысли. Проявляться на физическом уровне посещение интуиции типа «будь осторожен» может в виде мурашек по телу, озноба, дискомфорта в животе, «засосало под ложечкой», внезапной головной боли, стеснения в груди, даже кислого привкуса во рту.

Позитивный ответ «да» - в виде «гусиной кожи», приятного головокружения, чувства успокоения, облегчения или какой-то звенящей легкости в теле. Интуиция посылает сообщения и через эмоции, а порой возникает ощущение, что ты просто знаешь это, и все.

Кстати, об «озарениях в душе» - последние исследования показали, что для поддержания потока творческой энергии нашему организму постоянно требуется дополнительное увлажнение. Доказано, что при потере даже 10% жидкости, работа мозга снижается на 30%.

Поэтому, когда вы чувствуете, что ваш мозг «застревает» в каком-то решении, просто отправляйтесь в душ и дайте телу дополнительное увлажнение. У француженок есть выражение: «Если у тебя плохое настроение, - помой голову!». Кто знает, может этот эффект косвенно доказывает, что наши предки жили в воде?

Часто правильное решение приходит тогда, когда человек не думает над волнующей его проблемой. Это означает, что сознание сосредотачивается на чем-то другом, а подсознание, интуиция продолжают поиск решения сформулированной проблемы. В коре головного мозга создается постоянно активный очаг, который «работает» исключительно на решение задачи, просеивая информацию, пересматривая ситуацию заново. Иногда легкого толчка извне достаточно, чтобы интуиция подсказала выход.

В какой-то момент у каждого из нас появляется ощущение, что мы не знаем, чего хотим, куда идти и жизнь зашла в тупик, и все решения – неправильные. Что делать? Спросите свою интуицию. Доверять своей интуиции – значить верить в себя. Чаще останавливайтесь и прислушивайтесь. Это позволит избавиться от двойственности и обрести единство с собой.

Это Вам будет интересно:

Интуиция очень важна, как управляющая информация. Что самое главное для того, чтобы это работало? Техники? Нет. Интуиция работает тогда, когда вы живете с чистым сердцем и душой! Иногда говорят: «жить по совести». А слово «совесть» состоит из «со» - приобщение, причастность, или доступ к чему-либо, и «весть» - знания, информация, данные. Поэтому, только «живя по совести», с «чистым сердцем», мы открываем доступ к себе безупречной информации из Источника, и можем получать идеальное руководство свыше.

Прислушивайтесь к своей интуиции, и вы увидите, насколько успешней станет ваша жизнь. опубликовано

Помните:

ОПЫТ + ИНТУИЦИЯ = МУДРОСТЬ

© Сергей Бернов



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: