Трактовка сказки петя и волк. Петя и волк - симфоническая сказка (1936)

Публикации раздела Музыка

«Петя и волк» Сергея Прокофьева

10 фактов о музыкальном произведении и его создателе собрала Наталья Летникова.

1. Музыкальная история появилась с легкой руки Натальи Сац. Руководитель попросила написать музыкальную историю, рассказанную симфоническим оркестром. Чтобы дети не заблудились в дебрях классической музыки, есть пояснительный текст - тоже авторства Сергея Прокофьева.

2. Мелодия скрипки в духе пионерского марша. Мальчик Петя встречает едва ли не весь симфонический оркестр: птичку - флейту, утку - гобой, кошку - кларнет, волка - три валторны. Выстрелы звучат звуком большого барабана. А ворчащий фагот выступает в роли дедушки. Гениальное просто. Животные разговаривают музыкальными голосами.

3. «Увлекательное содержание и неожиданные события». От замысла до воплощения - работы на четыре дня. Ровно столько потребовалось Прокофьеву, чтобы история зазвучала. Сказка стала лишь предлогом. Пока дети следят за сюжетом, волей-неволей узнают и названия инструментов, и их звучание. Ассоциации помогают это запомнить.

«Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов - в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Сергей Прокофьев

4. Первое мультвоплощение. «Петю и волка» в 1946 году экранизировал Уолт Дисней. Партитуру еще не опубликованного произведения мультмагнату передал сам композитор при личной встрече. Дисней был так впечатлен прокофьевским творением, что решил нарисовать историю. В итоге мультфильм вошел в золотую коллекцию студии.

5. «Оскар»! В 2008 году короткометражка «Петя и волк» интернациональной команды из Польши, Норвегии и Британии получила приз Американской киноакадемии за лучший анимационный короткометражный мультфильм. Мультипликаторы обошлись без слов - только картинка и музыка в исполнении Лондонского симфонического оркестра.

6. Петей, уткой, кошкой и другими персонажами симфонической сказки становились лучшие инструменты мира. Музыкальная история звучала в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова и Геннадия Рождественского, филармонических оркестров Нью-Йорка, Вены и Лондона.

7. Петя и волк на пуантах. Одноактный балет по произведению Прокофьева ставили в середине ХХ века в филиале Большого театра - нынешнем Театре оперетты. Спектакль не прижился - прошел всего девять раз. Одной из самых известных зарубежных постановок стал спектакль британской Королевской балетной школы. Главные партии танцевали дети.

8. Рок-версией отметили 40-летие симфонической сказки. Известные рок-музыканты, в числе которых вокалист группы Genesis Фил Коллинз и отец эмбиента Брайан Ино, организовали постановку рок-оперы «Петя и волк» в Великобритании. В проекте участвовали гитарист-виртуоз Гэри Мур и джазовый скрипач Стефан Граппелли.

9. Закадровый голос «Пети и волка». Только узнаваемые тембры: первой исполнительницей стала первая в мире женщина - оперный режиссер Наталия Сац. В списке - оскароносные английские актеры рыцарского звания: Джон Гилгуд, Алек Гиннесс, Питер Устинов и Бен Кингсли. Выступала от автора и голливудская кинодива Шэрон Стоун.

«Мы с Сергеем Сергеевичем фантазировали возможные сюжеты: я - словами, он - музыкой. Да, это будет сказка, главная цель которой - познакомить младших школьников с музыкальными и инструментами; у нее должно быть увлекательное содержание, неожиданные события, чтобы ребята слушали с непрерывным интересом: а что будет дальше? Решили так: нужно, чтобы в сказке были действующие лица, которые могут ярко выразить звучание того или иного музыкального инструмента».

Наталия Сац

10. 2004 год - премия «Грэмми» в номинации «Детский альбом в разговорном жанре». Высшую американскую музыкальную награду взяли политики двух супердержав - экс-президенты СССР Михаил Горбачев и США Билл Клинтон, а также звезда итальянского кино Софи Лорен. Второй сказкой диска стала работа французского композитора Жана Паскаля Бейнтуса. Классика и современность. Задача, как и десятилетия назад, - сделать музыку понятной для детей.

Реферат на тему:

Петя и волк



План:

    Введение
  • 1 Сюжет
  • 2 Музыка
  • 3 Адаптации
  • Примечания

Введение

«Петя и Волк» - симфоническая сказка для детей Сергея Прокофьева, написанная в 1936 году, вскоре после его возвращения в СССР для постановки в Детском музыкальном театре Наталии Сац (премьера состоялась 2 мая 1936). Произведение исполняется чтецом (текст для которого написан самим композитором) и оркестром.


1. Сюжет

Ранним утром пионер Петя выходит на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остаётся ни с чем.

Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.

Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.

Из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.


2. Музыка

Состав оркестра: Флейта Гобой Кларнет (in A) Фагот Три валторны Труба Тромбон Литавры Треугольник Бубен Кастаньеты Малый барабан Тарелки Большой барабан Первые скрипки Вторые скрипки Альты Виолончели Контрабасы

Каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом:

  • Петя ― струнные инструменты (преимущественно скрипки), C-dur, свободная и открытая мелодия в духе пионерского марша;
  • Птичка ― флейта в высоком регистре, G-dur, виртуозные пассажи;
  • Утка ― гобой, Es-dur/As-dur, «крякающая» мелодия в нижнем регистре;
  • Кошка ― кларнет, G-dur, тема изображает грацию и мягкую поступь кошки;
  • Дедушка ― фагот, тема в h-moll, пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре, имитирующий ворчание;
  • Волк ― три валторны, тема в g-moll;
  • Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш)

3. Адаптации

  • Мультипликационную версию сказки создал в 1946 году сам Уолт Дисней. Аудиоверсии сказки записывали Джон Гилгуд, Алек Гиннесс, Питер Устинов, Бен Кингсли, Патрик Стюарт и другие выдающиеся актёры, а также Шэрон Стоун.
  • В 1975 году британские музыканты Брайан Ино, Фил Коллинз, Гари Мур, Манфред Мэнн и др. исполнили «Петю и волка» в качестве рок-оперы.
  • В 2003 году рисунки по мотивам сказки, созданные Боно и его дочерьми Ив и Джордан, собрали 368 000 долларов на аукционе Кристис в Нью-Йорке . Также ими была разрисована гитара Fender Stratocaster
  • В 2004 году премия «Грэмми» в разделе «детский альбом в разговорном жанре» была вручена М. С. Горбачёву, Биллу Клинтону и Софи Лорен, которые выступили рассказчиками диска «Петя и волк», музыку к которому записал Российский национальный оркестр. На тот же диск вошло продолжение сказки Прокофьева с экологической подоплёкой - «По следам волка»; сочинил его французский композитор Жан-Паскаль Бейнтус.
  • Также в 2004 году на гастролях в США духового квинтета Российского национального оркестра в качестве рассказчицы в сочинении Бейнтуса выступила американская супермодель российского происхождения Татьяна Сорокко. На специальном закрытом концерте в вашингтонском музее «Коллекция Филлипса», среди многих столичных знаменитостей, присутствовал Принц Майкл Кентский, который в тот день стал Королевским покровителем РНО.

Примечания

  1. atU2.com: U2 Events: Peter & the Wolf Art Auction - www.atu2.com/events/03/peterwolf/
  2. LiveAuctioneers.com: Stratocaster® featuring images by Bono - www.liveauctioneers.com/item/3725315
  3. Новости РНО - www.rno.ru/rus/news_58.htm, Российский национальный оркестр (Февраль 2004).

Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 19:59:53
Похожие рефераты:

Сергей Прокофьев.
Петя и волк.
Симфоническая сказка

Исполнители: Наталия Сац, Государственный академический симфонический оркестр СССР

Описание:
Симфоническая сказка Сергея Прокофьева в исполнении Государственного академического симфонического оркестра СССР. Это произведение, специально написано для того, чтобы представить слушателям выразительные возможности различных инструментов и познакомить их с основами музыкального языка. Наталья Сац расскажет об симфо-оркестре и инструментах-персонажах сказки.

Выдающися советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) – автор опер «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир», «Семен Котко», «Повесть о настоящем человеке»,балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка», симфонических, инструментальных, фортепианных и мноыества других призведений, - в 1936 году написал симфоническую сказку для детей «Петя и волк». Мысль создать такое произведение была подсказана ему главным режиссером Центрального детского театра Наталией Сац, всю свою творческую жизнь посвятившей искусству для детей.
Прокофьев, чутко «умеющий слушать время», живо откликнулся на предложение создать произведение, цель которого – познакомить детей с инструментами, входящими в состав симфонического оркестра. Вместе с Н.И.Сац композитором была выбрана форма такого произведения: оркестр и ведущий (чтец). Инструментам и их группам композитор поручил различные «роли» этой сказки: птичка – флейта, волк – валторны, Петя – струнный квартет.
«Первое исполнение «Пети и волка» на сцене Центрального детского театра состоялось 5 мая 1936 года. «По желанию Сергея Сергеевича я была исполнительницей сказки. Мы вместе продумали, как им поочередно будут показаны все инструменты, затем дети услышат звучание каждого.
...Сергей Сергеевич присутствовал на всех репетициях,добивался, чтобы не только смысловое, но и ритмо-интонационное исполнение текста было в неразрывной творческой связи с оркестровым звучанием «,- вспоминает Наталия Ильинична Сац в своей книге «Дети приходят в театр».На пластинке эта сказка звучит в ее исполнении.
Необычная форма этого симфонического произведения (оркестр и ведущий) дает возможность знакомить детей с серьезной музыкой радостно и легко. Музыка Прокофьева, яркая, образная, окрашенная юмором легко воспринимается юными слушателями.
«Музыка про Петю, птицу и волка мне очень понравилась. Когда ее слушал,то узнал всех. Кошка была красивая, ходила, чтобы слышно не было, она была хитрая. Утка была кособокая, глупая. Когда волк ее съел, мне было жалко. Я был рад, когда в конце услышал ее голос»,- сказал маленький слушатель Володя Добужинский.
Веселую птичку, отважного Петю, ворчливого, но доброго дедушку знают и любят в Москве, Лондоне, Париже, Берлине,Нью-Йорке... во всех странах мира.
Вот уже более тридцати лет путешествует сказка про Петю и волка по планете, излучая идеи добра, радости,света, помогая детям учиться понимать и любить музыку.
Пусть сегодня эта симфоническая сказка придет в твой дом...
© 1970 г.

Данная презентация

Знакомит детей с тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра;

С лейтмативами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»;

Развивает звуковысотный и тембровый музыкальный слух, словарный запас для определения характера музыкальных образов симфонической сказки.

Данный материал можно использовать на уроках по темам: «Портрет в музыке», «Музыкальные инструменты».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Аннотация к презентации урока во 2 классе по теме симфоническая сказка «Петя и волк» Данная презентация знакомит детей с тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра; с лейтмативами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»; развивает звуковысотный и тембровый музыкальный слух, словарный запас для определения характера музыкальных образов симфонической сказки. Данный материал можно использовать на уроках по темам: «Портрет в музыке», «Музыкальные инструменты».

С.С.Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»

Прокофьев Сергей Сергеевич Родился в селе Сонцовка Екатеринославской губернии 23 апреля 1891 года в семье агронома. С 5 лет обучался игре на фортепиано под руководством матери, с 6 лет начал сочинять музыку. Уже в это время проявлял выдающиеся музыкальные способности. К десяти годам он уже написал несколько произведений, среди которых была и опера «Гигант». В возрасте 12 лет Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию, где проучился 10 лет. Окончил ее в 1909 году по классу композиции, в 1914 – по классам фортепиано и дирижирования.

Симфонические сказки уже встречались в русской классической музыке, но сказка Прокофьева кардинально отличалась от других. Композитор не стал обращаться к фольклорным истокам, а сочинил сюжет сказки сам. И её главный герой – вполне современный мальчик Петя. Это непросто музыка для симфонического оркестра. Это музыка с текстом. Музыка и декламация здесь действуют переменно: сначала артист читает текст, а потом звучит музыка. Сказка Прокофьева- это своего рода увлекательный путеводитель по симфоническому оркестру. Каждое действующее лицо этой сказки изображено в оркестре своим инструментом.

Первое исполнение этой сказки состоялось на праздничном дневном концерте для детей, устроенным Московской филармонией 2 мая 1936 года, оркестром дирижировал автор. Симфоническая сказка "Петя и волк" стала необыкновенно популярной во всём мире. Сюжет и музыка сказки по сей день вдохновляют мультипликаторов, танцовщиков, театральных режиссёров, цирковых артистов

Первым "Петю и Волка" (1946) экранизировал Уолт Дисней, которому С. Прокофьев во время личной встречи в США подарил партитуру ещё неопубликованного произведения. В 2006г. в Польше была создана новая мультипликационная версия "Пети и волка". Балетное искусство тоже не стоит в стороне от сюжета "Пети и волка". На сегодняшний момент имеются несколько балетных интерпретаций этой сказки, как русских, так и иностранных. Оригинальная постановка Королевской Балетной школы Великобритании (Royal Ballet School) на музыку Сергея Прокофьева интересна тем, что главные роли в ней исполняют дети (в роли Пети - юный Дэвид Джонсон).

Сюжет: Ранним утром пионер Петя выходит на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остаётся ни с чем. Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает. Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже. Из леса выходят Охотники. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи.

Герои сказки дедушка утка волк птичка охотники кошка Петя

струнный квартет- две скрипки, альт и виолончель Петя

Птичка ДЕРЕВЯННЫЙ ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ Флейта

Утка ДЕРЕВЯННЫЙ ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ Гобой

Кошка ДЕРЕВЯННЫЙ ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ КЛАРНЕТ

Дедушка ДЕРЕВЯНЫЙ ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ ФАГОТ

Волк Три валторны

Охотники Литавры и большой барабан

Проверь себя: Какой композитор сочинил симфоническую сказку «Петя и волк»? Назовите героев этой сказки. Какие инструменты симфонического оркестра изображают пионера Петю? Тему какого героя изображает кларнет? Литавры и большой барабан изображает. Какой инструмент высвистывает птичку? Какой инструмент передает ворчливые интонации дедушки?

Проверь себя Петя Птичка Утка Кошка Дедушка Волк Охотники Кларнет Гобой Струнный квартет Флейта Три валторны Литавры и барабан Фагот

Презентацию подготовила учитель МОУ «Гимназия № 34» Красильникова И.Ю. г.Саратов


  • Текст
  • Открытка с текстом

Петя и волк. Предисловие автора к партитуре Каждое действующее лицо этой сказки изображено в оркестре своим инструментом: птичка – флейтой, утка – гобоем, кошка – кларнетом стаккато в низком регистре, дедушка – фаготом, волк – тремя валторнами (аккордами), Петя – струнным квартетом, выстрелы охотников – литаврами и большим барабаном. Перед оркестровым исполнением желательно показать эти инструменты детям и сыграть на них лейтмотивы. Таким образом во время исполнения дети без всякого усилия выучиваются распознавать целый ряд оркестровых инструментов. -"-"- Рано утром пионер Петя открыл калитку и вышел на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Всё вокруг спокойно», – весело зачирикала она. Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитки, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке. Увидев утку, птичка слетела на траву, села рядом с уткой и пожала плечами: «Какая же ты птица, если ты летать не умеешь!» – сказала она. На что утка ответила: «Какая же ты птица, если ты плавать не умеешь!» и плюхнулась в лужу. Они ещё долго спорили – утка, плавая по луже, птичка, прыгая по берегу. Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадётся кошка. Кошка подумала: «Птичка занята спором? Сейчас я её сцапаю». И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней. «Берегись!» – крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины своей лужи сердить закрякала на кошку. Кошка ходила вокруг дерева и думала: «Стоит ли лезть так высоко? Пока влезешь, птичка всё равно улетит». Вышел дедушка. Он сердился, что Петя вышел за калитку. Места опасные. Если из лесу придёт волк, что тогда? Петя не придал никакого значения словам дедушки и заявил, что пионеры не боятся волков. Но дедушка взял Петю за руку, увёл домой и крепко запер калитку. И действительно, не успел Петя уйти, как из лесу показался огромный серый волк. Кошка быстро полезла на дерево. Утка закрякала и бросилась вон из лужи. Но как она ни старалась, а волк бежал скорее. Вот он ближе… ближе… вот он нагнал её… схватил… и проглотил. Теперь картина была такая: кошка сидела на одной ветке, птичка на другой… подальше от кошки. А волк ходил вокруг дерева и смотрел на них жадными глазами. Между тем пионер Петя, который остался стоять за запертой калиткой и видел всё происходящее, нисколько не испугался. Он побежал домой, взял толстую верёвку и влез на высокий каменный забор. Одна из веток дерева, вокруг которого ходил волк, простиралась до этого забора. И, ухватившись за неё, Петя ловко перелез на дерево. Петя сказал птичке: «Лети вниз и кружись вокруг морды волка, только осторожней, чтоб он тебя не сцапал». Птичка почти задевала крыльями морду волка, и волк сердито прыгал за ней во все стороны. Ах, как птичка раздражала волка! Как он хотел схватить её! Но птичка была ловкая, и волк ничего не мог с ней поделать. Петя же, сделав на верёвке петлю, осторожно спустил её вниз, накинул волку на хвост и затянул. Волк почувствовал, что его поймали, и в бешенстве стал прыгать, стараясь вырваться. Но Петя привязал другой конец верёвки к дереву. От прыжков волка петля только туже затягивалась на его хвосте. В это время… из лесу показались охотники. Они шли по следам волка и стреляли из ружей. Но Петя сказал с дерева: «Не стоит стрелять, мы с птичкой уже поймали волка! Помогите отвести его в зоологический сад». И вот… Представьте себе торжественное шествие: впереди шёл Петя. За ним охотники вели волка. Позади шёл дедушка с кошкой. Дедушка недовольно качал головой: «Ну, а если бы Петя не поймал волка? Что тогда?» Наверху летела птичка и весело чирикала: «Вот какие мы с Петей! Вот кого мы поймали!» А если послушать внимательно, то слышно было, как в животе у волка крякала утка, потому что волк так торопился, что проглотил её живьём.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: