«Иисус воистину воскреснет!». Пасха: время диалога мусульман с христианами

Россия отмечает большой христианский праздник – Пасху. В эти дни мы видим на улицах девушек и женщин в платках и длинных юбках, а у православных храмов выстраиваются очереди, проходя мимо которых подростки стыдливо прячут пиво и прекращают выражаться. Молодые же девушки, завязавшие платочки, не забывают одеть юбку подлиннее, и этот пасхальный порыв выглядит очень трогательно.

Пасха завершает 40-дневный пост, в ночь с субботы на воскресенье православные принимают участие в крестном ходе и праздничной службе, а с понедельника начинается пасхальная неделя.

Вместе с тем, для мусульман это хороший повод рассказать нашим знакомым из числа православных о том, почему мы не празднуем Пасху вместе со всеми и как в Исламе видится процесс «воскрешения Иисуса».

Причиной к этому может стать даже диалог, завязавшийся совершенно случайно. К сожалению, не всегда нам хватает мужества, терпения или знаний для того, чтобы лаконично, четко и очень дружелюбно объяснить другим свою позицию.

Пасхально-межконфессиональные разговоры

Проходящую мимо церкви Гюнель вереницы желающих приобщиться к пасхальным таинствам воспринимали как «свою», никто в эти дни не обращал внимания на ее платок. Одна бабушка, вдруг подошедшая к ней, по-доброму взяла ее за руку:

– Иисус воскресе! – благодушно сказала она и, улыбаясь, посмотрела на Гюнель.
– Поздравляю вас с вашим праздником, – отвечает мусульманка.
– Нет, доченька, – мягко качая головой, поучала бабушка, – надо отвечать «Воистину воскресе!», – и она выжидающе заглянула в глаза девушки.
– Я не христианка, – объясняет Гюнель, аккуратно попытавшись освободиться от объятий доброй бабушки.
– Ну, так и что же, доченька, – говорит та. – Господь Бог наш – Он ведь для всех Один!
Гюнель улыбается.
– Да, бабушка, это так.

В дни религиозных праздников мы действительно становимся ближе друг к другу, осознавая эту простую истину. На Пасху мусульмане поздравляют своих православных соотечественников, так же, как те поздравляют мусульман на Курбан-Байрам или Ураза-Байрам.

Юля, принявшая Ислам несколько лет назад, позвонила своей православной подруге Наде.
– Иисус воскрес, Юль! – с некоторой долей ехидства влез в разговор Надин муж.
– Поздравляю вас с вашим праздником, – лаконично ответила Юля.
– Надо отвечать «Воистину воскрес!», – настаивал тот.
– Я не могу тебе так ответить.
– Почему? Трудно, что ли?
– Потому что у вас – своя вера, а у нас – своя.
– Но тебе что, трудно просто сказать: «Иисус воскрес!»?
– Нет, мне сказать не трудно, но я не буду этого говорить.
– Вот вредная! Язык что ли отсохнет у тебя?
– Ну, что пристал к человеку? – вмешивается Надя.
– Да понять не могу, почему трудно два слова сказать!
– Потому что в вашем представлении Иисус воскресал, а в нашем – нет, – говорит Юля.
– Может, он у вас и во искупление грехов человеческих не умирал?
– А ты считаешь, смерть одного человека может искупить грехи всех других людей?
– Ну, так мы говорим не о человеке, а об Иисусе!
– В этом и разница. Для нас Иисус – это человек.
– Ой, слушай, давай не будем спорить, праздник все-таки, – предложил тот.
– Конечно, не будем, – согласилась Юля.

По ее словам, всегда, когда она появляется в немусульманских семьях, возникают разговоры о религии: с ней пытаются спорить, но как только обнаруживается, что у одной из сторон недостаточно знаний для объяснения своей позиции, спор откладывается, чтобы дать время друг другу «накопить» аргументы. Пасха – удобное время для возвращения к таким диалогам.

Бывают и курьезные случаи.
Машину Абдуллы остановил сотрудник ГАИ.
– С праздником вас! – начал инспектор, когда водитель вышел из машины.
– С каким? – не сразу сообразил Абдулла.
– С Пасхой!
– А-а-а, – улыбается водитель. – Так я мусульманин, татарин.
– Кстати, я тоже, – смеется сотрудник ГАИ.
Беседуя, они обнаружили много общих знакомых в столице, обменялись координатами и мирно расстались безо всяких штрафов.

К одетой в строгий джильбаб и светлое бони Айгуль, возвращавшейся из магазина, подошел мужчина «навеселе».
– Матушка, Иисус воскрес!
– Я мусульманка, – слегка улыбнувшись, ответила Айгуль.
На лице мужчины отразилось удивление, потом недоумение, а затем он выдал:
– Ну, тогда салам алейкум! Или как там у вас говорят?… – и он виновато улыбается.

В целом, многие мусульмане и мусульманки на поздравления прохожих с Пасхой отвечают просто: «Я мусульманин (мусульманка)!». Иногда это вызывает выражение легкого разочарования на лице, иногда ставит людей в неловкое положение, а бывает, что у собеседника появляется и чувство скрытой агрессии.

Несмотря на все большую популярность исламской темы, большинству православного населения Ислам все же представляется сегодня чем-то чуждым и экзотическим.

Две молодые девушки, одетые в длинные юбки и платки, направлялись к церкви, когда навстречу им шла мусульманка Саидат, одетая в традиционную исламскую одежду.

– Иисус воскрес! – закричали они ей вслед, скорее из любопытства.
– Ашхаду алля илляха илля Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадар расулюЛлах! (свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его Пророк – прим. Ислам.Ру) – ответила им внятно Саидат.
– Иностранка какая-то! – испуганно стали перешептываться те, быстро удаляясь.

Что мы знаем о Пасхе?

Большинство мусульман знает, что в пасхальные дни православные красят яйца и пекут куличи, которые затем «освящают» в церкви. О происхождении праздника тоже многие осведомлены: христиане празднуют «воскрешение Иисуса». Но в чем заключается это «воскрешение» и каковы исламские представления об этом явлении, не все могут четко сформулировать.

Согласно христианской версии, пророк Иса (мир ему) был распят на кресте и умер, искупив своей смертью грехи человечества и дав людям, ставшим на указанный им путь, шанс спастись. Спустя три дня после своей смерти на кресте, он воскрес, «победив смерть», и праздник воскресения Христова отмечается как праздник избавления человечества от грехов. Имеется в виду, в первую очередь, тот «первородный грех», который совершили Адам (мир ему) и Ева (Хава) и за который затем, в представлении христиан, расплачивались все поколения людей.

В представлении же мусульман, «первородного греха» как такового не существует и каждый понесет в Судный день ответственность лишь за свои деяния. Поэтому человек, согласно Исламу, не может умереть «во искупление грехов всего человечества». В Коране также сказано, что пророк Иса (мир ему) вовсе не был распят, а согласно, например, авторитетным комментариям Исмаила Ибн Кясира, вместо Исы (мир ему) был распят другой человек, в то время как Иса (мир ему) вознесся к Господу.

Христиане также часто называют Иисуса «Богочеловеком», при этом часть христиан соглашается с вами в том, что Иисус был человеком, считая выражение «сын Божий» условным, а другая часть настаивает на том, что Иисус был именно «Богочеловеком», совместив в себе и духовное, и «плотское». Мусульмане же считают Ису (мир ему) человеком, так же, как и всех других пророков Единобожия (мир им). Многих православных искренне удивляет, что мусульмане признают пророческую миссию Иисуса.

И все-таки, поскольку Пророк Иса (мир ему), согласно Исламу, не умер, он, соответственно, и не воскресал. Мусульмане верят, что сейчас он жив и находится на небесах. Вернется же Иса (мир ему) в этот мир с приходом имама Махди. Потом он умрет и воскреснет вместе со всеми в Судный День.

Поэтому на традиционное поздравление христиан «Иисус воскресе» мы можем отвечать «Воистину воскреснет!» и быть готовыми рассказать об этом.

Айша Галина Бабич

Христианский мир отмечает большой праздник – Пасху. В эти дни мы видим на улицах девушек и женщин в платках и длинных юбках, а у православных храмов выстраиваются очереди, проходя мимо которых подростки стыдливо прячут пиво и прекращают выражаться. Молодые же девушки, завязавшие платочки, не забывают одеть юбку подлиннее, и этот пасхальный порыв выглядит очень трогательно.

Пасха завершает 40-дневный пост, в ночь с субботы на воскресенье православные принимают участие в крестном ходе и праздничной службе, а с понедельника начинается пасхальная неделя.

Вместе с тем, для мусульман это хороший повод рассказать нашим знакомым из числа православных о том, почему мы не празднуем Пасху вместе со всеми и как в Исламе видится процесс «воскрешения Иисуса».

Причиной к этому может стать даже диалог, завязавшийся совершенно случайно. К сожалению, не всегда нам хватает мужества, терпения или знаний для того, чтобы лаконично, четко и очень дружелюбно объяснить другим свою позицию.

Пасхально-межконфессиональные разговоры

Проходящую мимо церкви Гюнель вереницы желающих приобщиться к пасхальным таинствам воспринимали как «свою», никто в эти дни не обращал внимания на ее платок. Одна бабушка, вдруг подошедшая к ней, по-доброму взяла ее за руку:

Иисус воскресе! – благодушно сказала она и, улыбаясь, посмотрела на Гюнель.

Поздравляю вас с вашим праздником, - отвечает мусульманка.

Нет, доченька, - мягко качая головой, поучала бабушка, - надо отвечать «Воистину воскресе!», - и она выжидающе заглянула в глаза девушки.

Я не христианка, - объясняет Гюнель, аккуратно попытавшись освободиться от объятий доброй бабушки.

Ну, так и что же, доченька, - говорит та. – Господь Бог наш – Он ведь для всех Один!

Гюнель улыбается.

Да, бабушка, это так.

В дни религиозных праздников мы действительно становимся ближе друг к другу, осознавая эту простую истину. На Пасху мусульмане поздравляют своих православных соотечественников, так же, как те поздравляют мусульман на Курбан-Байрам или Ураза-Байрам.

Юля, принявшая Ислам несколько лет назад, позвонила своей православной подруге Наде.

Иисус воскрес, Юль! – с некоторой долей ехидства влез в разговор Надин муж.

Поздравляю вас с вашим праздником, - лаконично ответила Юля.

Надо отвечать «Воистину воскрес!», - настаивал тот.

Я не могу тебе так ответить.

Почему? Трудно, что ли?

Потому что у вас - своя вера, а у нас - своя.

Но тебе что, трудно просто сказать: «Иисус воскрес!»?

Нет, мне сказать не трудно, но я не буду этого говорить.

Вот вредная! Язык что ли отсохнет у тебя?

Ну, что пристал к человеку? – вмешивается Надя.

Да понять не могу, почему трудно два слова сказать!

Потому что в вашем представлении Иисус воскресал, а в нашем – нет, - говорит Юля.

Может, он у вас и во искупление грехов человеческих не умирал?

А ты считаешь, смерть одного человека может искупить грехи всех других людей?

Ну, так мы говорим не о человеке, а об Иисусе!

В этом и разница. Для нас Иисус – это человек.

Ой, слушай, давай не будем спорить, праздник все-таки, - предложил тот.

Конечно, не будем, - согласилась Юля.

По ее словам, всегда, когда она появляется в немусульманских семьях, возникают разговоры о религии: с ней пытаются спорить, но как только обнаруживается, что у одной из сторон недостаточно знаний для объяснения своей позиции, спор откладывается, чтобы дать время друг другу «накопить» аргументы. Пасха – удобное время для возвращения к таким диалогам.

Бывают и курьезные случаи.

Машину Абдуллы остановил сотрудник ГАИ.

С праздником вас! – начал инспектор, когда водитель вышел из машины.

С каким? – не сразу сообразил Абдулла.

С Пасхой!

А-а-а, - улыбается водитель. – Так я мусульманин, татарин.

Кстати, я тоже, - смеется сотрудник ГАИ.

Беседуя, они обнаружили много общих знакомых в столице, обменялись координатами и мирно расстались безо всяких штрафов.

К одетой в строгий джильбаб и светлое бони Айгуль, возвращавшейся из магазина, подошел мужчина «навеселе».

Матушка, Иисус воскрес!

Я мусульманка, - слегка улыбнувшись, ответила Айгуль.

На лице мужчины отразилось удивление, потом недоумение, а затем он выдал:

Ну, тогда салам алейкум! Или как там у вас говорят?… – и он виновато улыбается.

В целом, многие мусульмане и мусульманки на поздравления прохожих с Пасхой отвечают просто: «Я мусульманин (мусульманка)!». Иногда это вызывает выражение легкого разочарования на лице, иногда ставит людей в неловкое положение, а бывает, что у собеседника появляется и чувство скрытой агрессии.

Несмотря на все большую популярность исламской темы, большинству православного населения Ислам все же представляется сегодня чем-то чуждым и экзотическим.

Две молодые девушки, одетые в длинные юбки и платки, направлялись к церкви, когда навстречу им шла мусульманка Саидат, одетая в традиционную исламскую одежду.

Иисус воскрес! - закричали они ей вслед, скорее из любопытства.

Ашхаду алля илляха илля Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадар расулюЛлах! (свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его Пророк – прим. Ислам.Ру) – ответила им внятно Саидат.

Иностранка какая-то! – испуганно стали перешептываться те, быстро удаляясь.

Что мы знаем о Пасхе?

Большинство мусульман знает, что в пасхальные дни православные красят яйца и пекут куличи, которые затем «освящают» в церкви. О происхождении праздника тоже многие осведомлены: христиане празднуют «воскрешение Иисуса». Но в чем заключается это «воскрешение» и каковы исламские представления об этом явлении, не все могут четко сформулировать.

Согласно христианской версии, пророк Иса (мир ему) был распят на кресте и умер, искупив своей смертью грехи человечества и дав людям, ставшим на указанный им путь, шанс спастись. Спустя три дня после своей смерти на кресте, он воскрес, «победив смерть», и праздник воскресения Христова отмечается как праздник избавления человечества от грехов. Имеется в виду, в первую очередь, тот «первородный грех», который совершили Адам (мир ему) и Ева (Хава) и за который затем, в представлении христиан, расплачивались все поколения людей.

В представлении же мусульман, «первородного греха» как такового не существует и каждый понесет в Судный день ответственность лишь за свои деяния. Поэтому человек, согласно Исламу, не может умереть «во искупление грехов всего человечества». В Коране также сказано, что пророк Иса (мир ему) вовсе не был распят, а согласно, например, авторитетным комментариям Исмаила Ибн Кясира, вместо Исы (мир ему) был распят другой человек, в то время как Иса (мир ему) вознесся к Господу.

Христиане также часто называют Иисуса «Богочеловеком», при этом часть христиан соглашается с вами в том, что Иисус был человеком, считая выражение «сын Божий» условным, а другая часть настаивает на том, что Иисус был именно «Богочеловеком», совместив в себе и духовное, и «плотское». Мусульмане же считают Ису (мир ему) человеком, так же, как и всех других пророков Единобожия (мир им). Многих православных искренне удивляет, что мусульмане признают пророческую миссию Иисуса.

И все-таки, поскольку Пророк Иса (мир ему), согласно Исламу, не умер, он, соответственно, и не воскресал. Мусульмане верят, что сейчас он жив и находится на небесах. Вернется же Иса (мир ему) в этот мир с приходом имама Махди. Потом он умрет и воскреснет вместе со всеми в Судный День.

Поэтому на традиционное поздравление христиан «Иисус воскресе» мы можем отвечать «Воистину воскреснет!» и быть готовыми рассказать об этом.

Айша Галина БАБИЧ

Новости из России

30.12.2015

Многие наши посетители спрашивают: "Можно ли поздравлять христиан с "Рождеством Христовым", можно ли самим отмечать этот христианский праздник?
Мы попросили д-ра Али Вячеслава Полосина, который в течение 16 лет был православным священником, дать разъяснение того, что же представляет собой праздник под названием "Рождество Христово".

Ни точной, ни даже приблизительной даты рождения реального человека - великого Пророка и Посланника Всевышнего Аллаха Иисуса, сына Мариам - никто не знает. Изначальная христианская церковь в первые триста лет (!) своего существования такой праздник вообще не отмечала. В IV веке по указанию императора стал отмечаться праздник "святых богоявлений" (для единобожника такое понятие недопустимо), в котором вспоминалось как рождение Иисуса (мир ему), так и явление в нем Самого Бога во время ритуала омовения Иисуса пророком Иоанном (Яхьей - мир ему) в реке Иордан.
День 25 декабря был выбран произвольно по далеким от исторической достоверности мотивам - в этот день весь мир отмечал рождение какого-нибудь бога: египтяне - Осириса, персы - Митры, греки - Сераписа, римляне - Аттиса и того же Митры, славяне - Коляды (отсюда "колядки" - песни, прославляющие рождение бога Коляды).

Культы были похожие, а боги разные, так что почитатель Осириса мог не признавать, например, культа Митры, а если император - наместник Митры на земле, то получалось,
что для последователей Осириса он никакой не наместник. Вот и решили схожие празднования объединить в одном культе нового, универсального для всей империи бога. Празднование рождения этого нового общеимперского бога нужно было государственной власти для того, чтобы подчинить всех жителей этому богу и заставить их присягнуть в верности императору - наместнику этого единого для всех народов империи бога на земле. А число 25 декабря было выбрано для того, чтобы поглотить и вытеснить праздники национальных богов, что и произошло.
Правда, объединение языческих богов под именем одного бога никакой политической пользы императору не принесло: некогда единая империя все равно распалась, а западную ее часть завоевали варвары.

Поскольку подданные Римской империи отмечали в январе еще и праздник в честь "святой воды" - совершали купания и омовения, надеясь, что это избавит их от грехов, - то христианский император, живший в Константинополе, в конце IV века решил развести два события христианского "богоявления" и назначить "водный праздник" на тот же день, когда его праздновали последователи других культов - с той же целью вытеснения народных ритуалов ритуалом, утвержденным силой и авторитетом императора. Так и
появились два праздника: "Рождество Христово" 25 декабря и "Крещение Христово" 6 января.
Слово "крещение" присуще только славянскому переводу Библии, так как в греческом оригинале Нового Завета стоит греческое слово "баптизо", что означает "полное погружение" и соответствует в контексте законов Моисея, действовавших тогда в Израиле, полное омовение - по-арабски "гусль".
Именно так оно переведено и на многие европейские языки. Крест - по-гречески "ставрос" - никак со словом "баптизо" не соотносится и рядом не стоит. Поэтому когда говорят о крещении применительно к тексту Библии, то нужно подразумевать иудейский обряд полного омовения.
В древнем Риме этот праздник не прижился, и там вместо водных обливаний и купаний в этот день прославляют трех языческих волхвов, которые, согласно Евангелиям, точно определили место и время рождения Иисуса (мир ему).
Таким образом, праздник "Рождества Христова" установлен не столько верующими христианами, которые в течение нескольких веков для себя такой праздник не принимали, а императором, преследовавшим свои политические и идеологические цели.

Смысл праздника

Он достаточно ясно выражен в его полном официальном названии. В любой книге православной церкви вы можете его прочитать: "Рождество еже по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". По этому поводу говорится:

Не веруют и богохульствуют такие, кто говорит:
"Бог есть Мессия, сын Марйам".
Но говорил Мессия:
"Сыны Исраиля, вы Богу поклоняйтесь,
И моему, и вашему Владыке!"
И всякому, кто прочит сотоварищей Ему,
Бог запретит войти в Свой Рай,
И ад ему убежищем предстанет…
Мессия, сын Марйам, не боле чем Посланник,
Ему предшествовали многие другие,
И праведницей мать его была.
Они питались пищей, что для смертных…
(Коран, 5: 72-76).

Все современные православные и католики верят в то, что родился "богочеловек" (т. е. бог, принявший на себя от девы реальную человеческую плоть) и стал во всем человек, кроме греха. То есть, ел и пил, ходил в туалет, испытывал телесные страдания и радости и т. д. У протестантов - третьей ветви христианства - все не так однозначно, но и они верят, что Иисус (мир ему) - "сын Божий", в России практически все, а в других странах большинство из них близки к православным и католикам в этом отношении.
На западе есть и те, кто пытается остаться в рамках "Нового Завета". Тем не менее, и у них толкование словосочетания "сын Божий" отличается от иудейского, выраженного в Библии. Если для иудеев "сын Божий" - это либо ангел, либо человек, полностью покорный Богу, как сын отцу (это соответствует и слову "муслим"), то для тех, кто принял христианство без Моисеева закона, "сын Божий" - это единственный "спаситель" рода человеческого, без жертвы которого Бог будто бы не в состоянии прощать Своим рабам их грехи. То есть, "сын Божий" для них - это не символ, не метафора языка, а сын Бога по природе.

И говорят они:

"Взял Милосердный сына на Себя".
И этим выразили гнусность, от которой
Готовы расколоться небеса,
Разверзнуться земля,
Пасть прахом горы - оттого,
Что приписали они сына Милосердному Аллаху.
[Господнему величию] Аллаха
Не подобает сына брать Себе.
И всяк, кто на земле и в небе пребывает,
Приходит к Милосердному, как раб.
(Коран 19: 88 - 92).

Отношение мусульман к празднику, имеющему вышеописанные историю и богословское содержание

Отмечать такой праздник - то же самое, что прийти в православный или католический храм и взывать к Богу с теми же молитвами, что и христиане.

Что касается возможности поздравить соседей, знакомых или родственников, исповедующих христианство, то, как я полагаю, следует руководствоваться тем, что изложено выше. Можно сказать примерно так: "Мы поздравляем вас с тем, что вы почитаете рождение великого Пророка и Посланника Всевышнего, и желаем вам, чтобы у Иисуса вместе с Посланниками Бога Моисеем и Мухаммадом, мир им и благословение Всевышнего, были основания заступится за вас в Судный день".

Вопрос: В эти дни христиане в России празднуют Пасху. На этот праздник они готовят специальные угощения - красят яйца, пекут куличи (пасхальные пироги), готовят особые сладости. У многих из нас есть родные или соседи немусульмане, которые могут предложить нам какие-то пасхальные угощения. Можно ли мусульманам есть такие блюда, которые были специально приготовлены для праздников немульман?

И еще один вопрос: некоторые мусульмане поздравляют немусульман с их религиозным праздником в такой форме - "Я поздравляю вас с вашим праздником". Допустимо ли это?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Праздник Пасхи является специфическим христианским праздником и особым признаком неверующих. Вследствие этого для мусульман будет запретным принимать какое-то участие в праздновании подобных дней. Пророк Аллаха (мир ему и благословение) строго предостерегал свою умму от участия в праздниках других религий для сохранения мусульманами своей религии и религиозной идентичности.

Наш Пророк (мир ему и благословение) провозгласил два официальных праздника для своей уммы - день Ид-аль-Фитр и Ид-аль-Адха, а также пятничный день (джума).

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что когда Пророк (мир ему и благословение) переселился в Медину, он увидел, что люди, живущие там, отмечают два особых дня. Он спросил - что это за праздники, и ему ответили, что эти дни они праздновали во времена джахилийи. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал людям:

إن الله قد أبدلكم بهما خيرا منهما: يوم الأضحى، ويوم الفطر

«Поистине, Аллах заменил эти два дня лучшими днями: днем Ид-аль-Фитр и Ид-аль-Адха». (Абу Дауд, хадис 1134)

Учитывая сказанное выше, мусульманам следует воздерживаться от принятия пищи, которая была приготовлена для подобных праздников, даже если она не содержит в себе запретных ингредиентов. Если же кто-то ваших родных, соседей или коллег угостит вас подобными блюдами, и есть опасение, что он может обидеться, если вы не примете его подарка, вам разрешается принять такой подарок, но нужно постараться сделать так, чтобы это не превращалось в привычку (и постарайтесь объяснить родным и знакомым, что вы не отмечаете такие праздники, чтобы предотвратить подобные вещи в будущем).

Что касается поздравлений немусульман в таких случаях: также следует воздерживаться от поздравлений с такими датами, которое не признаются в исламе. В случаях, когда вы можете попасть в неудобную ситуацию, если вы не поздравите кого-то, можно поздравить человека в общем виде, например, сказав ему: «Я желаю вам всего хорошего» или «Пусть Бог благословит вас» (с намерением пожелать человеку наставления на прямой путь от Аллаха) или другим подобным образом, не упоминая при этом сам праздник Пасхи.

А Аллах знает лучше.

Муфтий Сухайл Тармахомед

Христиане и представители иных религий являются нашими соседями, коллегами по работе, одноклассниками, однокурсниками детей мусульман. Мусульмане являются частью гражданского общества России, поэтому каждому из них важно сознавать, что его поведение должно соответствовать требованиям шариата и способствовать установлению гармоничных и добрососедских отношений со всеми членами современного общества.

Каковы нормы поведения, предписанные шариатом, которые должен соблюдать мусульманин при взаимодействии с христианами в различных ситуациях?

В вопросах взаимодействия для мусульман не все христиане находятся на одном уровне. То есть взаимодействие с ними различаетсяв зависимости от их отношения к мусульманам.

Мы здесь хотим разъяснить, что в этом вопросе христиане делятся на три категории:

1)«Аль-мукатилун »– те, кто находятся с мусульманами в состоянии войны;

2) «Аль-мусалимун »–это те христиане,с которымиу мусульман хорошие добрососедские отношения; они помогают друг другу в мирских делах, имеющих добро для обеих сторон, и их объединяют некоторые общие мирские цели.

3) «Аль-мухайидун » – те, кто не относятся к первой группе, но вместе с этим не имеют с мусульманами связей и общих дел, которые имеет вторая группа.

Ученые в вопросе поздравления христиан с их религиозными праздниками разделились на два мнения:

Первое – это мнение ученых, которые дозволяют поздравлять христиан с их праздниками и относят это действие ккатегории «мубах» (дозволенное). Согласно этому мнению, такие поздравления подходят под раздел поддержания добрых взаимоотношений с христианами.

Второе – это мнение ученых, которые относятся к этому вопросу очень строго и запрещают поздравлять христиан с их праздниками. Они ограничили всякое взаимодействие с христианами, включив его в вопросы акыды (исламского вероубеждения).

К большим ученым, которые подтверждают первое мнение, относятся:

Шейх Мустафа Аз-Зарка (да смилуется над ним Аллах)– он является одним из больших ученых современности, которого прозвали факихом Шама, -

علامة العصر بلا منازعة وفقيه الشام بلا مدافعة الشيخ مصطفى الزرقا – رحمه الله تعالى – حيث يقول :

" إن تهنئة الشخص المسلم لمعارفه النصارى بعيد ميلاد السيد المسيح عليه الصلاة والسلام هي في نظري من قبيل المجاملة لهم والمحاسنة في معاشرتهم¡ وأن الإسلام لم ينهانا عن مثل هذه المجاملة أو المحاسنة لهم ..."

(فتاوى مصطفى الزرقا: ص355- 357 )

«Поистине, поздравить знакомого христианина с праздником рождения пророка Иса (мир ему), по моему мнению, является одним из видов доброго отношения к ним. Ведь ислам нам не запрещает подобное отношение к ним… »

(Фатава Мустафа Аз-Зарка, 355)

Шейх Наср Фарид Мухаммад Васил – Муфтий Египта в прошлом:

"... وعلى ذلك فإن دار الإفتاء المصرية ترى أنه لا مانع شرعاً في مجاملة غير المسلمين وتهنئتهم أو مواساتهم في أي مناسبة تحل بهم. وأن هذا هو التطبيق الأمثل للإسلام وليس في ذلك خروجاً عن الدين أو فيه نوع من الحرمة

(489(انظر نص الفتوى كاملاً في كتابه: الفتاوى الإسلامية: ص482 -

«...Согласно всему этому, Египетский Дом фетв (Даруль-Ифта) считает, что нет запрета в Шариате в проявлении учтивости к немусульманам и в поздравлении или в соболезновании их по разным поводам, которые постигают их. Поистине, это будет более подходящей для ислама практикой. И в этом нет выхода из религии, а также нет никакого запрета ».

Аль-Фатава аль-исламийя »,482)

Мухаммад Саид Рамадан Аль-Бути –всемирно известный ученый-алим, автор книг по вероубеждению и сире Пророка (мир ему и благословение Аллаха), доктор шариатских наук:

«Решение Шариата относительно поздравления праздником Рождества:

не запрещается мусульманину поздравить своего соседа христианина с его праздником, при этом не признавая противоречащие исламской религии убеждения. Например, мусульманин может сказать ему: поздравляю тебя с праздником Рождества или с наступлением Нового года по григорианскому календарю».

Имам Ахмад сказал , что передается от Абдуллаха Ибн Зубайра (да будет доволен им обоими Аллах):

«Мать жены Пророка (мир ему и благословение Аллаха)Катиля, будучи неверной, прибыла с подарками к своей дочери Асма (да будет доволен ею Аллах), а Асма отказалась от этих подарков и не впустила ее в дом. Тогда Айша (да будет доволен ею Аллах) спросила об этом Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и в это время Аллах ниспослал следующий аят:

: { لا ينهاكم الله عن الذين لم يقاتلوكم في الدين ولم يخرجوكم من دياركم أن تبروهم وتقسطوا إليهم إن الله يحب المقسطين } . [سورة الممتحنة8

(Смысл):«Аллах не запрещает вам поддерживать добрые отношения к неверным, не находящимся с вами в состоянии войны в религии и не выселяющими вас из ваших домов, делать им добро и проявлять к ним справедливость, ведь Аллах любит справедливых » (сура Аль-Мумтахина: 8)

Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел ей принять подарки и впустить ее в дом». (Имам Ахмад, Ибн Джарир, Ибн Абу Хатам)

Ибн Касир в толковании этого аята приводит хадис от Асмы, дочери Абу Бакра (да будет доволен ими Аллах):

«В то время, когда с Курайшитами был мирный договор, моя мать, будучи неверной, прибыла в Медину. Я подошла к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросила: «О посланник Аллаха, моя мать прибыла ко мне и желает возобновить со мною родственные связи. Как мне быть?» Он ответил: «Да, конечно, поддержи с ней родственные связи ». (Бухари, Муслим, Имам Ахмад)

(МухтассарТафсир Ибн Касир )

Также имам Аль-Бухари приводит от Анаса (да будет доволен им Аллах):

«Пророку (мир ему и благословение Аллаха) служил мальчик иудей. Когда он заболел, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) посетил его. Он сел у головы этого мальчика и сказал ему: «Прими Ислам ». Мальчик посмотрел на своего стоящего рядом отца, а отец сказал ему: «Подчиняйся Абулькасиму (мир ему и благословение аллаха) », и он принял Ислам. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел от него, говоря: «Хвала Аллаху, который спас его от огня Ада ». (Бухари)

Аль-Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (да смилуется над ним Аллах) относительно этого хадиса сказал:

- قال الحافظ ابن حجر - رحمه الله تعالى - : وفي الحديث جواز استخدام المشرك وعيادته إذا مرض وفيه حسن العهد... (فتح الباري بشرح صحيح البخاري: ج3 ص586

В данном хадисе имеется разрешение для мусульман нанимать на работу неверных (мушриков), а также разрешение посещать их, когда они болеют. В нем также имеется проявление доброго взаимодействия с ними…

(Фатх аль-Бари, ибн Хаджар аль-Аскаляни )

Учитывая, что сегодня во всем Мире, в том числе и в России, тридцать миллионов мусульман живут бок о бок с христианами, Всевышний Аллах не запрещает им поддерживать с ними хорошие добрососедские отношения. Если сегодня мусульманин поздравит христиан с их религиозными праздниками, то, согласно решению вышеупомянутых ученых, в этом нет запрета. Но следует знать, что в число тех, кого разрешается поздравлять, входят только вторая и третья группы, о которых мы выше писали и обусловливается отсутствием в словах поздравления того, что противоречит основам шариата.

Аллах знает лучше!

Нурмухаммад Изудинов



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: