Игры и конкурсы для летнего лагеря. Методическое пособие содержит основные игры, конкурсы, которые мы используем в программах «По тропе Робинзона

Проведение национальных игр «Сабантуй»

(Проведение национальных игр на площадке).
Программное содержание . Закреплять знания о национальных праздниках Республики Татарстан, развивать дальнейшие стремления детей к познавательной деятельности о традициях своего народа. Закрепить знания о видах национальных игр. Развивать физические качества детей: быстрота, ловкость, выносливость, сила; умение самостоятельно организовывать игры и упражнения. Воспитывать уважение к старшему поколению, гордость за культурное наследие, самоотверженность, дружбу между народами.
Предшествующая работа . Беседа об истории праздника «Сабантуй», о национальных видах состязаний.
Место проведения . На площадке.
Методы и приемы . Соревнования, беседа, игры.
Оборудование : Платки 2шт.; гимнастические палки 2 шт.; средние ведерки 2 шт.; деревянные ложки 2шт.; резиновые яйца 2шт.; ориентиры – кегли 6 шт.; канат 1 шт.; мячи средние 2 шт.; обручи 2 шт.; мешки 2 шт.; «туннель» 2шт.
Структура праздника :
1.Приветствие гостей праздника.
2.Беседа о названии, особенностях и истории праздника.

3.Беседа о видах соревнования.
4.Соревнования, игры.
5.Подведение итогов праздника.
Ход :
Ведущий 1 : Здравствуйте! Добро пожаловать на наш праздник «Сабантуй»! Скажите, пожалуйста, откуда он берет свое название, как переводится?
Дети и родители : Сабан – плуг, туй – свадьба, праздник.
Ведущий 2 :Верно, наши прадеды называли этот праздник «Праздник плуга». А сможете ли вы назвать дату его проведения, с чем связано?
Дети и родители : После завершения посевных работ на полях, в конце мая начало июня, люди широко отмечали это событие.
Ведущий 1: Какие национальные виды соревнований, состязаний можете назвать?
Дети и родители : Куреш (борьба), скачки на конях, бег в мешках, бег с яйцом, залезание на шест, бег с коромыслом.
Ведущий 2 : Правильно, и мы с вами посоревнуемся. Состязание называется «Бег с яйцом». Два человека должны быстро оббежать флажок и, не уронив яйцо с ложки, вернуться на исходную позицию.
Ведущий 1 : Молодцы! Следующая эстафета «Поезд в тоннель». Каждый участник команды пробирается через такой тоннель, добегает до обруча, дотрагивается до мяча в нем, и свободным бегом добирается до места старта. Следующий участник проделывает то же самое. Побеждает команда, первая пришедшая на место старта.
Ведущий 2 : Вы ловко справляетесь заданиями. Следующая эстафета называется «Кенгуру», так как передвигаться необходимо, как эти забавные животные. Мяч зажать коленями и большими прыжками обскакать кегли, на месте старта мяч передается другому участнику. Команда, не выронившая мяч и первая пересекшая линию, становиться победительницей.
Ведущий 1 : Как дружно и слажено соревнуются в командах папы и мамы, дедушки и внуки! А кто из вас подскажет, как называется следующий конкурс, если я покажу канат?
Дети и родители : Перетягивание каната.
Ведущий 1 : Правильно. Проверим, чья семья окажется дружнее и победит в состязании?
Дети и родители : Конечно!
Ведущий 1 : В этом конкурсе победили и самые сплоченные, и самые добрые команды. Молодцы!
Ведущие : Мы рады видеть, что для вас «Сабантуй» - это, прежде всего, семейный праздник! Радостно осознавать, что вы помните и чтите национальные традиции, знаете историю образования татарских праздников. Желаем вам оставаться такими же умными, дружными, смелыми, умелыми!

Сценарий спортивно – музыкального развлечения

«Наш весёлый Сабантуй!»

Цель: продолжать знакомить детей с народными праздниками, развивать у детей чувство музыкального ритма, воспитывать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа, дать представление о празднике сабантуй, вызвать интерес и желание участвовать в состязаниях;

Способствовать развитию физических качеств у детей: ловкость, сила, быстрота, удовлетворять потребность детей в двигательной активности;

Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил и различных заданий;

Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

Предварительная работа: ознакомить детей с традициями татарского народа через чтение литературы, разучивание народных игр.

Ход мероприятия

Звучит татарская мелодия, дети рассаживаются по группам на спортивной площадке.

Вед. Исэнмесез, дуслар! Здравствуйте, друзья! Сегодня я приглашаю вас побыть гостями на татарском национальном празднике «Сабантуй». Сабантуй – это праздник труда, праздник радости и счастья! Сабантуй – это красочное зрелище, в котором каждый желающий может найти для себя занятие по интересам.

    Шатлыклар кунелебездэ,

Ак кояш кугебездэ.

Килегез, дуслар, кунака:

Сабантуй буген бездэ!

    Сабан туе, сабан туе

Шундый кызык, кунелле.

Ник чыкмаска корэшергэ,

Мин сон егет тугелме?

    Батыр калу очен эле,

Мина бераз иртэрэк.

Тик шулай да Сабан туен

Узем бащлап жибэрэм!

    Без уйныйбыз, уйныйбыз,

Якты коннэн туймыйбыз.

Сабан туе горлэп торсын –

Биибез дэ, жырлыйбыз.

В исполнении детей группы № 4 песня «Сабантуй»

    Карагыз, карагыз,

Сабантуйга барабыз!

Сабантуйга барабыз,

Уйнап булэк алабыз.

    Сабантуйга барабыз

Сикерэбез, чабабыз.

Жырлап, биеп алабыз,

Уйнап булэк алабыз.

    (1) Карагыз, карагыз,

Сабантуйга барабыз!

Сабантуйга барабыз,

Уйнап булэк алабыз.

Вед. А какой же сабантуй без татарских народных игр? Давайте с вами поиграем!

Внимание! Внимание! Начинаем соревнования!

Игра называется «кашыкка йомырка салып йогерешу» - «Бег с яйцом в ложке»

Вот ложка, а в ложке – яичко!

Бежать нельзя, дрожать нельзя,

Дышать можно – только осторожно!

Описание игры: Участники делятся на две группы, стартующие участники держат в руке по ложке, на которой лежит яйцо. Необходимо пробежать, не уронив яйцо, оббежать и передать следующему участнику. Побеждает команда, которая выполнит задание первая.

Вед. Ну а пока я предлагаю вам отдохнуть и посмотреть татарский танец, в исполнении наших выпускниц – Азалии, Мадины и Камили!

Исполняют татарский танец «Эпипа»

Вед. Одно из главных соревнований сабантуя это – «Конные скачки» - «Ат чабышы». В них участвуют настоящие джигиты! Ни один сабантуй не обходится без скачек! Призы, которые получают победители в скачках, они потом привязывают к шеям своих лошадей, чтобы все вокруг видели!

Приглашаем мальчиков на конные скачки!

Описание игры: Дети делятся на две команды. Нужно проскакать на коне и развернутся, передать другому участнику. Побеждает команда, которая выполнит задание первая.

Вед. А пока наши джигиты рассаживаются по местам, я предлагаю вам послушать песню, которую исполнят дети старшей группы.

В исполнении детей группы № 5 песня «Сабантуй»

Вед. Приглашаю к себе самых ловких и смелых ребят! Потому что для следующего конкурса нужно внимание и быстрота! Игра «Кто быстрее передаст флажок»

Описание игры: Две команды встают в линию друг напротив друга. Передают флажок, последний участник его поднимает, далее флажок передают сзади (со спины). Побеждает команда, которая выполнит задание первая.

Вед. На сабантуе люди не только соревнуются, но еще и поют, и пляшут. «Тюбетей уены» - «Игра с тюбетейкой»

Тюбетейку вы друг другу быстро надевайте.

Пока музыка играет, её передавайте.

Музыка смолкает, тюбетейка отдыхает!

Кто остался с ней в руках, того не отпустим просто так!

Описание игры: Участники становятся в круг лицом друг к другу. В руках у водящего тюбетейка. Под музыку тюбетейку передают из рук в руки. Музыка смолкает, участник, оставшийся с ней в руках, выполняет задание.

Вед. Наш сабантуй подходит к концу. По традиции, на этом празднике награждают не только победителей состязаний, но и всех участников и гостей. А в подарок вам – татарское национальное блюдо! Я передам воспитателям, а вы придете в группу, и обязательно попробуйте!

Этим летом, в живописном месте — на берегу реки Кондурча в сосновом лесу, на базе детского лагеря «Космос – 2», что находится в Красноярском районе в пятидесяти километрах от Самары, областной центр «Семья» совместно с Духовным управлением мусульман Самарской области организовали для детей «мусульманскую» смену. В лагере отдыхали около 450 детей разных национальностей, этнических мусульман, проживающих в Самарской области.

На протяжении всей смены дети отдыхали, купались, играли в различные спортивные игры и, конечно же, под предводительством духовных наставников постигали азы мусульманского вероучения. Эти занятия проходили в форме игр, конкурсов, викторин.

Особенно запоминающимся для всех стал последний день отдыха. Под занавес смены, в день торжественного закрытия 17 июля был организован и проведен национальный народный праздник, жемчужина традиционной культуры татар — «Сабан туе». Праздник — посвященный окончанию весенних — полевых работ, являющийся олицетворением и неразрывным атрибутом татарского народа. Праздник древний и новый, праздник труда, праздник музыки, песни, танца, спортивных состязаний. В этом любимейшем празднике татар, воедино сливаются красивые обычаи народа, его песни, пляски и обряды.

Инициатором и организатором проведения «Сабан туя» стала Самарская региональная татарская творческая общественная организация «Дуслык», а призы и подарки детям предоставил президент общества — Фахрутдин Канюкаев.

Учитывая, что в лагере находились дети — представители более пятнадцати национальностей, ведущие Фархат и Альбина Махмутовы вели программу на двух языках: русском и татарском. Началось мероприятие со знакомства с историей татарского народа и «Сабан туя». Далее, пригласили по одному юному представителю разных народов, представленных в лице участников «мусульманской» смены и попросили ребят на своем родном языке произнести слово «дружба». Над лагерем на пятнадцати языках прозвучало слово «дружба», что парадоксально на многих языках оно звучало – как «дуслык», а атмосфера дружбы царило здесь на протяжении всей смены.

Первым видом спортивных состязаний Сабан туя стала традиционная национальная борьба на полотенцах – куряш, но она была только показательной. Затем под аккомпанемент татарской музыки, зазвучали радостные детские голоса, смех, громкие аплодисменты зрителей и стадион, на котором проходил праздник, стал напоминать муравейник. В нескольких местах одновременно стартовали игровые площадки.

Конкурс рисунков на асфальте, в котором детишки рисовали великолепные мечети, оценивал председатель Регионального Духовного Управления мусульман Самарской области (РДУМ СО) Вагиз хазрат Яруллин.

Среди игр были: бег в мешках, срезание призов, бег с яйцом в ложке, перетягивание каната, игра нахождение монеты в кислом молоке губами без помощи рук (в катыке), перетягивание палки и.д. В завершение праздника звучали мунажаты, песни и стихи на татарском языке в исполнении ребят из мусульманской смены и солистов творческой группы «Дуслык».

Руководство РДУМ СО вручило благодарственные письма и почетные грамоты наиболее отличившимся ребятам и вожатым.

Мы организаторы этого праздника — смеем надеяться, что знакомство с культурой татарского народа, праздник – Сабан туе, не будут затеряны в зыбких песках истории, а послужит уроком толерантного, добрососедского отношения друг к другу. Пусть эта добрая традиция найдет своих поклонников и продолжателей…

Ф.Махмутов.

Дети пятнадцати национальностей произносят слово «Дуслык» (Дружба)

Рустам Сафин проводит игру «Бег в мешке»

Участники конкурса рисунков

Вагиз хазрат Яруллин подводит итоги конкурса рисунков

Участницы Сабантуя

Эльвира Насырова проводит игру

Ильнур Маннанов проводит игру

Бег в мешках

Альфия Киросирова проводит игру

Дети рисуют

Рустам Сафин проводит игру

Кто сильнее?

Бег с коромыслом

Альбина Киросирова проводит игру

Борьба . Определение батыра, победителя в национальной борьбе, - гвоздь праздника сабантуй. Обычно недели за две до сабантуя претенденты на победу переставали выходить на полевые работы. Для них резали наижирнейшую овцу, они ели сколько душе угодно свежих яиц, масла, меду, набирались сил, чтобы защищать честь родной деревни. Борцам требуется немалой силы, хитрости и ловкости. Схватка происходит по строгим правилам. Соперник должен повисеть на твоем кушаке (полотенце) в воздухе, а потом оказаться на лопатках. Судят борьбу самые многоопытные и уважаемые старики - аксакалы. Строго смотрят они за борцами: не было ли во время борьбы запрещенных приемов - на майдане нет места даже малой несправедливости. Джигиту, ставшему батыром сабантуя, - честь и слава. Издавна было принято награждать батыра отличным жирным бараном (хотя теперь это может быть и другой ценный приз: телевизор, мотоцикл, холодильник…). С беспокойным призом на плечах он совершает круг почета, качают его всем майданом. Окружив плотно, ведут его к повозке с подарками и призами, дугу украшают многообразными дарами и едут домой. С отъездом батыра майдан расходится. Когда повозка с героем дня, вызванивая колокольчиками, въезжает на деревенскую улицу, кругом всеобщее ликование: вот победитель! Все улыбаются ему, машут приветственно руками...И до следующего года он самый знаменитый человек в округе, долго-долго быть ему еще в центре внимания. Участники праздника с гостями расходятся по домам, чтобы отметить сабантуй за веселым обильным праздничным столом. А молодежь продолжает игры, песни, пляски на весеннем лугу. Звучат гармошки, баяны, аккордеоны. Поются песни, новые и те, что сложились еще тысячу лет назад.

Скачки . Конь для татарского и, в особенности, башкирского народа во все времена был спутником, другом, кормильцем и надежнейшею опорой. Потому и в cабантуе наиболее интересная часть программы - скачки. Здесь принимают участие мальчишки 10-15 лет. Лошадей к скачкам начинают готовить задолго до праздника: холят, кормят, берегут. Когда cабантуй близок уже, лошадям "разогревают" ноги. На финише победителя ждут в качестве приза жирный баран (или что-то другое) и восторженная публика. Кстати, живет прекрасная традиция: одаривать не только победителя, но и джигита, прискакавшегося последним. Это обычно делают женщины постарше, даже бабушки. Они приходят на сабантуй с заветным подарком: скатерть ли, платок ли, либо рушник, вышитый в молодые годы своими руками. И на лошадь ту, что позади, смотрят они как на дитя человеческое, обиженное судьбою. А сабантуй - праздник, и ни одна живая душа не должна тосковать от неудачи - протянуть униженному руку помощи - всегда было в характере трудового народа...

Разбей горшок. В программе сабантуя есть игры, требующие ловкость, чутье, а не силу. Таковой является игра в "разбей горшок", в которой с завязанными глазами небходимо найти горшок и ударом длинной палкой разбить ее. В этой игре участвует в основном молодежь, хотя известен случай успешого участия в ней и Президента РФ Ельцина Б. Н..

Столб . Чтобы добраться до приза (или его ярлыка), находящегося на верхнем конце гладкого, высоченного, раскачивающегося столба требуется сила, ловкость, смелость. Редко кому удается стать обладателем этого труднодоступного приза.

Бои мешками . Бой мешками с сеном, сидя верхом на бревне (с вращательной степенью свободы), с целью вышибать из "седла" соперника - игра с давней традицией, требует силу, ловкость, смелость. Доставляет наблюдателям много смеха и веселья.

Бег в мешках . В программе сабантуя есть игры, связанные с бегом в усложненной форме, игры еще со времен дедов и прадедов: бег в достаточно узких мешках, когда можно лишь скакать; бег с ложкой во рту, а в ложке - сырое яичко, с которым необходимо прибежать первым к финишу; бег пар джигитов, у которых нога одного привязана к ноге другого.

Двухпудовая гиря . Двухпудовая гиря является одним из популярнейших спортивных снарядов на празднике сабантуй.

Учатники - женщины . В праздновании сабантуя участвует много женщин всех возрастов. Своды законов шариата рушились в этот праздничный день. Духовное богатство трудового народа всегда оказывалось сильнее канонов шариата. У женщин свои состязания: кто быстрее напрядет шерсть, кто воды больше натаскает (прибежит первой, не расплескав воду из ведра) - в такие игры с удовольствием играют даже бабушки. И борьба везде очень честная, ни плутовством, ни мошенничеством и не пахнет. Сабантуй выделяет в каждом состязании самых умелых, самых способных. Присутствие среди зрителей матери, сестры, приглянувшейся красавицы является дополнительным стимулом для джигитов в проявлении силы, ловкости, умения и смелости в далеко нелегких состязаниях.

Народному празднику отдают умение и талант участники художественной самодеятельности и мастера искусств - профессионалы. Песни и танцы татар и башкир сейчас звучат на отечественных и зарубежных сценах. Так шагает по планете народный cабантуй - олицетворение Мира, Дружбы и Труда!

Образовательный процесс в школе - стержень организации детской жизни, а нравственное воспитание - ядро воспитательной системы, сущностный её компонент. Актуальность его как выражение коренных оснований жизни, как основа культуры сегодня очевидна. Именно сегодня мы переживаем упадок гуманности, кризис духовности, индивидуализм, развивающийся культ денег.

Протестом против подобных тенденций, губительно действующих на молодое поколение, стала деятельность учителей и других работников образования, культуры, так или иначе связанных с обучением и воспитанием молодёжи. Они воспитывают интерес к отечественной истории, культуре, традициям, приобщают к великим заслугам предков, создавших всемирно значимые памятники культуры, оставивших нам в наследство высоконравственные ценности и гуманистические заповеди, прославивших Родину героическими подвигами. Историю, народные традиции учителя многих школ сделали эффективным средством нравственного воспитания детей и подростков.

Сельский быт, трудовой уклад жизни всегда были основой общественной нравственности. Ведь именно российское село, в отличие от городов, и сегодня сохранило народные традиции (трудовые, семейные, праздничные), общинность, воспитание детей всем миром. Поэтому сельская школа может стать первопроходцем в создании этнопедагогической системы обучения и воспитания учеников, включающей в себя культурные, духовно-нравственные, проверенные и отфильтрованные временем ценности разных народов, наций и этносов нашей страны. Сущность системы - в умелом, педагогически выстроенном использовании народных культур.

И.В. Киреевский писал: “Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Уничтожить особенность умственной жизни народа так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю... Забыть это правило - всё равно, что уничтожить народ. Ибо что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях, сердечных и умственных, в его религиозных, общественных и личных отношениях, - одним словом, во всей полноте его жизни. Отсюда ясно, что и воспитание должно быть утверждено на них, дабы принять характер народный”.

Как же построить образовательный процесс, способствующий воспитанию гражданина, патриота, осознающего причины исторических катаклизмов, не сваливающего вину за негативные процессы современности на дедов и отцов? Как сформировать национальное самосознание у подрастающего поколения? Как воспитать нравственного человека?

Чтобы успешно воспитать детей на народных традициях в нашей школе проводятся различные мероприятия: “Навруз”, “Сабантуй”, “Сумбеля” (“Осенний бал”), “Вечеринка” (“Аулак?й”); отмечаются даты рождения писателей и поэтов – наших земляков, например: “Праздник стихов”, посвященный дню рождения Г.Тукая; Гарифа Ахунова и др.

Спортивный праздник “Малый Сабантуй”.

  • Воспитание человеческих ценностей: патриотизма – любви к Родине, природе, людям, уважение к ее истории; толерантности – приятие других наций, народов; трудолюбия, честности, доброты.
  • Развитие: ловкости, силовых качеств, выносливости.
  • Дать первоначальные сведения о празднике “Сабантуй”, продолжить ознакомление с традициями татарского народа.

Инвентарь.

  1. Детские ведерочки (майонезные) с водой.
  2. 2. мешка, набитые соломой.
  3. Теннисные мячи (3шт.)
  4. Мишень.
  5. Пустые мешки.
  6. Деревянные ложки, шишки.
  7. Веревка.
  8. Гири (гантели).
  9. Скакалки.

Использованная литература.

  1. Г.Батурина, К.Лисова, Г.Суворова. “Нравственное воспитание школьников на народных традициях”. М.: народное образование, 2002г.
  2. А.Г.Аксёнова. “Радуга”Хрестоматия по татарской литературе для 1-4 классов русских школ. Казань. Изд. “Магариф”. 1995г.
  3. Э.Блинова “Сабантуй”. Казань. Татарское книжное издательство. 1984г.
  4. “Начальная школа”. Ежемесячный научно-методический журнал.
  5. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября”.

Место проведения. Спортивная площадка.

Время проведения. Конец учебного года.

Ход праздника

Рассказ учителя.

Как нельзя представить греков без олимпийских игр, испанцев - без их национального зрелища - корриды, латышей - без праздника лиго, русских - без масленицы, украинцев - без купальских обрядов, японцев - без праздника цветения сакуры, так невозможно говорить об образе жизни татар без сабантуя - праздника весеннего обновления природы, корнями своего происхождения уходящего в глубь веков. Сабантуй, не затерявшийся в пучине времени, донесший свой аромат, краски до наших дней, ежегодно отмечается в июне - после завершения сева, символизируя преемственность прошлого, настоящего и будущего, объединяя вокруг своего открытого майдана людей всех возрастов и профессий, наций и верований.

Известный французский политолог, журналист и писатель Кенизи Мурад во время одного из своих приездов в Татарстан в связи со сбором материала для книги о великом сыне татарского народа Мирсаиде Султан-Галиеве, побывав на казанском сабантуе в Березовой роще, такими словами выразила свое восхищение увиденным:

Сабантуй - это чудо! Вы только взгляните на участников и гостей праздника: они оставили дома весь груз своих повседневных забот и проблем. Сколько радости, бодрости и доброты на их лицах!

По ее мнению, сабантуй, как и джадидизм (течение светского просвещения в исламе), является достойным вкладом татарского народа в копилку общечеловеческих ценностей. Трудно не согласиться с такой оценкой знатока Востока, в чьей родословной причудливо переплетены гены потомков пророка Мухаммеда и турецких султанов!

Истинно народная природа, дух сабантуя, задевая самые сокровенные струны нашей души, исподволь содействуют сохранению и укреплению межнационального согласия и сплочения, социальной стабильности. Поэтому отнюдь не случайно сабантуй был включен в список законодательно утвержденных общереспубликанских праздников.

1-й ведущий. Только раз в жизни бывает свадьба, а Сабантуй – “свадьба плуга” - только раз в году. Как невеста, готовится к ней деревня: достаются наряды, собираются подарки, созываются гости.

2-й ведущий. Сабантуй… История его богата, смысл его глубок. Что касается названия, то у слова “сабан” есть два значения – это свадьба, и весенний сев. “Туй” же – это праздник земледелия, почитания матушки-земли, дань поклонения ей.

1-й ведущий. Любит Природу татарский народ, уважает ее – об этом говорят и другие наши праздники: Науруз – встреча весны или Сомбеля – праздник урожая, Сабантуй же - самый веселый и самый любимый из них.

2-й ведущий. Сабантуй проводится в самое красивое время года -июне. Посмотрите, как прекрасна природа в эту пору: расцвела она всем своим цветом, распустилась каждым листочком. Воздух напоен тысячей ароматов, все пропитано радостью жизни, дышит покоем и любовью.

1-й ведущий. Прихорашивается и деревня перед Сабантуем. Сияет она окнами чисто вымытых домов, румянится пирогами; ликует, поет ее душа звуками гармоней – праздник!

2-й ведущий. Сабантуй – это праздник всеобщий, и готовятся к нему всем миром. Накануне праздника можно увидеть необычное и красочное зрелище: по всем домам собираются подарки для победителей Сабантуя. платочек, вышитый руками юной девушки, полотенце, бережно хранимое бабушкой в сундуке, отрез материи джигиту на рубашку – каждый дарит толику своего тепла, тепла, которое согреет всех.

1-й ведущий. С утра, оставив все свои дела и заботы, народ стекается к месту Сабантуя – на большой зеленый луг. Нарядно одетые люди, празднично разубранные кони, всюду смех, веселье, песни…

2-й ведущий. Сабантуй – это праздник земледелия. Поэтому и начинается он только после символического ритуала. В деревянный плуг впрягается лошадь, и прокладывается первая борозда. Праздник вступает в свои права!

1-й ведущий. Сабантуй – яркий и самобытный праздник татарского народа – собрал в себя все лучшее из далекого и настоящего.

2-й ведущий. История Сабантуя такая же древняя, как и сам наш народ. Еще в 921 году посол, прибывший в Булгары из Багдада, знаменитый исследователь Ибн Фадлан с изумлением описал этот булгарский праздник в своих трудах.

1-й ведущий. Праздничные игрища с состязаниями, песнями и танцами испокон веков проводились по окончании весенних полевых работ. Сабантуй – это праздник труда и надежды. Здесь проводятся итоги, празднуются победы.

2-й ведущий. Вот такой он наш Сабантуй – вечный праздник земледелия. Хорошо отпразднуешь его, порадуешь, отблагодаришь Мать-природу – будет хорошим и урожай. Взойдут всходы, заколосятся нивы… В довольстве пройдет зима – а там и снова весна, снова – сев. И опять соберет нас на праздник веселый Сабантуй.

Сколько праздников помнит великая Волга:
Сколько радостных песен звучало над ней!
Каждый камень Казани запомнил надолго,
Шум знамен на ветру и крылатых коней.

Пусть остались в веках на широких майданах
Переливы напевов и отблеск зарниц.
Праздник жив! Я сегодня опять в Татарстане
Свет и радость сияют на тысячах лиц.

Снова песни звучат, скачут кони, как прежде,
И батырам своим рукоплещет народ.
Сабантуй! Эго праздник труда и надежды.
Только в сердце открытом веселье живет.

Ну, а ты - настоящий батыр?
Если да, айда на майдан!
Полотенца за пояса друг другу
И давай плясать по кругу! (Э.Блинова)

2-й чтец. 3-й чтец.

Дом, в котором мы живём,
Это очень шумный дом.
После разных дел с утра –
В нем всегда идет игра!

А на празднике, друзья,
Нам без игр никак нельзя.
Больше страсти, больше смеха
Пусть вовсю идет потеха!

4-й чтец. 5-й чтец.

Всем нам, без сомнения,
Сейчас хорошо,
Что день Сабантуя
Сегодня пришел.

И всех мы поздравляем
Со всею душой
И весело справим
Наш праздник большой.

Здесь будут веселье,
И шутки, и смех.
На праздник к себе
Приглашаем мы всех!

Игры-соревнования.

1.“По водицу”. Игроки берут ведерочки, наполненные водой, бегут до флажка и обратно.

Побеждает игрок, прибежавший первым и не пролившим воды.

Мы возьмем ведерки,
Да и в путь-дорожку,
Поможем взрослым
Натаскать водицу.

2.“Бой на бревне”

Поочередно нанося друг другу удары мешком, наполовину наполненным сеном, каждый из участников пытается свалить противника с бревна.

Эти соревнования проводятся по олимпийской системе: проигравший сразу выбывает из дальнейшей борьбы. Высота бревна должна быть не более 1м. Держаться свободной рукой за бревно запрещается.

Я сижу на бревне,
Как джигит на коне,
А лицом ко мне, -
Как джигит на коне,
Мой дружок на бревне.
Не булатные клинки,
А с соломой мешки
Держим перед собой...
Начинается бой. (Э.Блинова)

3. “Меткий стрелок”

На расстоянии 5м от игрока ставится мишень (воздушный шарик). Игрок три раза кидает в шарик мячиком. Побеждает тот, кто набрал большее количество очков.

А теперь разрешите начать,
Остальных я прошу помолчать.
Кто три раза метко в мишень попадет,
Тот победу в состязании найдет.

4. “Бег в мешках”

Участники этого состязания, надев на ноги мешок, выстраиваются на старте. По сигналу судьи, придерживая мешок руками, они начинают скачками продвигаться к финишу.

Бег в мешках проводится на установленную дистанцию. Победитель определяется по лучшему показанному времени.

5. “Бег с ложками”

На старте участникам дают по деревянной ложке и шишке.

До начала состязания они должны, положив в ложку шишку, зажать ее в зубах. Задача участников заключается в том, чтобы прибежать первым, не выронив при этом шишку. Поддерживать руками ложку запрещается. Уронивший шишку, лишается права на получение приза.

Себе на зиму белка
Запасы собрала.
Грибы, орехи, шишки
К себе в дупло несла.
Мы в этом ей поможем
И шишек ей принесем.
Хотя немного странным
Для белочки путем.
Положим шишки в ложку –
И поскорей в дорожку.

6. “Шест”

Чтобы на него залезть,
Много каши надо съесть.
Наверху висят сапожки -
Ну, ещё! ещё немножко
Подтянись! подтянись!..
Но опять сползаешь вниз.
Не сдавайся, молодец,
Есть и у шеста конец!

(Э.Блинова)

7. “Подарок”

На веревку, натянутой на высоте 1,5м, на ниточках подвешиваются призы(карандаши, ручки, мыло и т.д.). Игрок становится на расстоянии 3-4м, ему завязывают глаза, в руки дают ножницы. Игрок медленно двигается вперед, стараясь захватить ножницами приз, если схватил, то отрезает.

А теперь, друзья, для вас
Важный конкурс есть у нас!
Кто самый меткий, выходи,
Мастерство здесь покажи.
Ножницы в руки, друзья, -
Отрежь подарок для себя!

8. “Силач”.

В забаве этой важен труд:
Прием, усилие, сноровка.
Тот вверх возьмет, кто больше раз
Поднимет эту гирю ловко.

9. “Кто кого перескачет”

Машут мне ветвями липы,
Улыбаются цветы.
Если будешь закаленным,
Все на свете сможешь ты!
Веселей скачи, скакалка,
Где скакалка – там закалка!

10. “Музыкальная”

Участники выстраиваются в круг, начинают исполнять каждый свою песню (кто кого перепоет).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: