Художественный труд в детском саду. Средняя группа

Г. Мурманска

Дом детского творчества имени А. Торцева

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по художественному труду

для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Составили:

методист I квалификационной категории

ПДО I квалификационной категории

Тема. Путешествуем по Африке.

Цель. Обогащение знаний детей об Африке. Закрепление приобретенных навыков: силуэтное вырезывание, складывание бумаги гармошкой, составление из полученных деталей композиции.

Расширить знания детей о материке Африка и некоторых ее обитателях. Обогатить словарь детей словами: глобус, материк, Африка, саванна, тукан. Закрепить с детьми умение сгибать бумагу гармошкой на полоски 1см, соединять детали щелевым способом. Закрепить навыки силуэтного вырезывания. Продолжать развивать мелкую мускулатуру рук. Поощрять творческий подход у детей при оформлении работы.

Оборудование и материалы: глобус; ПК, монитор (TV или интерактивная доска); презентация к занятию; бумажные тарелочки; гуашь синего цвета, зубные щетки, заготовки по количеству детей: полоски зеленого цвета 3х21см, 3х2,5см и 1х5см нарисованы лапы; листья пальмы, изготовленные из зеленых салфеток; полоска зеленого или коричневого цвета 2,5х14,5см для ствола пальмы; клей; кисточки; ножницы; картинки для раскрашивания с изображением жирафа, птицы и бабочки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Кабинет оформлен в виде острова: стоит макет пальмы, возле пальмы стоит макет жирафа, на классной доске по диагонали наклеен силуэт реки, лежит в воде крокодил, в углу доски изображения дюн и пирамиды, на полу лежат цветы, бабочки. На экран выведен первый слайд презентации «Путешествие по Африке» (приложение 1). Дети стоят у входа в кабинет вокруг глобуса, который держит педагог.

Преподаватель:

Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие по Африке! Посмотрите на глобус – макет нашей планеты – вот где находится Африка! А название Африка материк получил, как полагают ученые, от имени племени, которое раньше там жило и называлось афригами.

Ну что, хотите отправиться в путешествие? (да!)

Дети кружатся вокруг своей оси, педагог произносит «волшебные» слова:

Глобус верчу, кручу

С ребятами в Африку попасть хочу!

Вот мы и в Африке! (все проходят в кабинет, демонстрируется слайд 2) Как много здесь интересного! Давайте прогуляемся по материку. Африка – самый жаркий континент на планете! (демонстрируется слайд 3) В Африке находится самая длинная река в мире – Нил. (демонстрация слайда 4) А еще в Африке находятся пустыни и знаменитые пирамиды и самая известная – пирамида Хеопса (демонстрируется слайд 5).

На африканском континенте живут самые крупные сухопутные животные: африканские слоны (слайд 6) и жирафы (слайд 7). Попробуйте отгадать, кто еще живет в Африке (дети отгадывают загадки, на мониторе появляется фотография загаданного животного – слайды 8,9,10,11, 12).

Чёрно-белая тельняшка

Очень нравится коняшке.

В Африке живёт моряк,

Звать лошадку эту как?........(Зебра)

Я живу в глубоком Ниле.

Целый день лежу я в иле.

С виду очень непригож,

Некрасив и толстокож,

Глазки маленькие очень,

Ушки тоже, между прочим,

Но зато огромный рот

Кто я дети?.......................(Бегемот)

Длинноногий, горделивый,

Важный и неторопливый.

Шею длинную он носит,

И листву, как траву «косит».

Кто ответит, будет прав –

Это дядюшка………………..(Жираф)

Вот лежит в воде давно

Все зеленое бревно:

Любит Африканский Нил

Наш зубастый…………….(Крокодил)

Дверь скрипит иль кто хохочет?

Испугать меня он хочет?

Кто такой ты? Не пугай!

Догадались? ... (Попугай)

Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно! Вот мы и прогулялись по Африке.

Ребята, а давайте мы с вами сделаем поделку, которую назовем «Вот какая Африка!»? (да) Отлично!

Собрались животные на берегу Нила, попить воды, искупаться, а я их сфотографировала! (показ готовой поделки, приложение 2).

Предлагаю начать работу с оформления фона нашей поделки (поэтапное изготовление поделки показано в приложении 3). Кто скажет, каким способом затонирована тарелочка? А кто вспомнит, как делается набрызг?

Что растет на берегу Нила? Правильно, пальма, трава. Пока тарелочка сохнет, приступаем к изготовлению пальмы.

Сначала мы оформим ствол – скрутим длинную полоску в трубочку.

Педагог показывает, как выполнить ствол пальмы.

На ствол пальмы за один край приклеиваем листья. На конце трубочки делаем небольшие надрезы.

Педагог показывает, как наклеить листья и сделать надрезы.

Готовую пальму наклеиваем на тарелку. Из салфеток или обрезков зеленой бумаги можно сделать траву.

Теперь приступаем к конструированию крокодила:

1. Одну сторону широкой полоски заужаем, срезав углы – это будет туловище крокодила. Готовую полоску собираем в гармошку шириной 1 см.

Чтобы сделать голову, складываем заготовку пополам и срезаем два угла у края, где раскрывается деталь. Наклеиваем готовые детали зубов, глаз, рисуем ноздри.

Лапы вырезаем из узкой полоски по разметке. Приклеиваем голову и лапы к туловищу. Приклеиваем готового крокодила на тарелку.

ДИНАМИЧНАЯ ПАУЗА Физкультминутка «АФРИКА»

Толстокожий бегемот. (Руки в сторону, шагаем вперевалку).

А за ним, не зная лени.

Скачут быстрые олени. (Прыжки на месте, изображаем рога)

Хоть вода с песком и глиной,

Пьет жираф тут с шеей длинной (Наклоны вперед, руки вниз, изобразить шею жирафа).

У реки, зарывшись в ил,

Дремлет грозный крокодил. (Присесть, руки вперед, движения рук врозь-вместе, изображать пасть крокодила)

Мы его узнали,

Быстро убежали (Бег на месте)

Ребята, давайте еще раз назовем, кого мы видели кроме крокодила? (жирафа, птиц и бабочек) Давайте начнем конструировать жирафа. Перед вами лежат заготовки, которые надо будет раскрасить. Посмотрите на монитор, какой окрас у жирафа? (само туловище желтое, а пятна коричневого цвета – слайд 13). После того, как детали будут готовы, их надо вырезать. Не забывайте, что режем четко по линии! Чтобы соединить вырезанные детали, внизу туловища и в верхней части ног делаем по линии надрез, затем вставляем одну деталь в другую. Готового жирафа наклеиваем на тарелочку около пальмы.

По такому же принципу выполняем птичку. Обратите внимание, что окрас зависит от вида птички. Фото ткачика, попугаев неразлучника и жако на экране монитора (слайд 14).

Почти все бабочки, которые существуют, обитают в Африке. Посмотрите на некоторых (демонстрируется слайд 15). Например, бабочка Атлас самая большая в мире, а вот эта серенькая бабочка наоборот самая маленькая. Длина ее передних крылышек всего 6 мм!!! Вы свою бабочку можете раскрасить в произвольные цвета. Наклеиваем готовые детали на тарелочку и наша поделка готова!

Будем смотреть на поделку, и вспоминать наше путешествие. А можно подарить поделку другу или родителям. А пока можно устроить выставку! Кому какая поделка нравится? Почему?

А теперь нам пора возвращаться домой! Становитесь вокруг глобуса, и я произнесу волшебные слова.

Глобус кручу-верчу

С ребятами домой вернуться хочу!

Вот мы и дома! Понравилось наше путешествие? Вы много интересного теперь знаете об Африке и сможете рассказать своим друзьям.

Приложение 1.

Презентация к занятию «Путешествуем по Африке»

Приложение 2.

Вид готовой поделки

Приложение 3.

Поэтапное изготовление поделки.

1. Изготовление основы поделки.

Способом «набрызг» щеткой тонируем гуашью синего цвета дно тарелочки.

2. Изготовление пальмы.

2.1. Скручиваем полоску в трубочку.

2.2. Складываем полоски салфетки пополам и надрезаем по краям, наклеиваем листья на ствол.

2.3. Делаем надрез по 0,5см внизу трубочки.

3. Изготовление крокодила.

3.1. Из полоски 3х21см делаем туловище крокодила, складывая гармошкой шириной 1см.

3.2. Полоску 3х2,5 см складываем вдвое и вырезаем голову крокодила, срезав два угла. Приклеиваем глаза, зубы и язык, рисуем ноздри.

3.3. Складываем полоску вдвое, на одной стороне обводим шаблон и вырезываем лапы.

3.4. Из полученных заготовок собираем крокодила.

3.5. Приклеиваем на тарелку пальму и крокодила.

4. Изготовление жирафа, тукана и бабочки.

4.1. Раскрасить силуэты жирафа, тукана и бабочки.

4.2. Вырезать по контуру раскрашенные детали.

4.3.На деталях жирафа сделать надрезы.

4.4. Щелевым способом соединить ноги и туловище жирафа.


Учебно-методические пособия раскрывают систему работы с детьми пятого, шестого и седьмого года жизни на занятиях по художественному труду и в самостоятельной творческой деятельности. Содержание занятий спроектировано в соответствии с задачами общего развития детей на основе интеграции эстетической, познавательной, игровой деятельности. Все предложенные занятия "вписаны" в целостный учебно-воспитательный процесс: на прогулках и экскурсиях дети знакомятся с материалами и готовят их к работе, на занятиях по изодеятельности и конструированию осваивают основные способы и технические умения; на занятиях по художественному труду создают оригинальные изделия - "красивые и полезные", имеющие практическую значимость (сувениры, предметы интерьера, игрушки и игровые атрибуты); в игровой деятельности широко используют изделия, созданные своими руками. В пособиях приведены конкретные рекомендации по работе педагога с семьей в целях трудового, нравственного и творческого развития детей с учетом возрастных возможностей, гендерных особенностей, индивидуальных способностей. Даны иллюстрации, схемы, выкройки.

Подробное описание

Художественный труд доступен во всей своей прелести и уникальности даже детям дошкольного возраста. Попробуем разобраться, в чем заключается уникальность.

Во-первых, художественный труд - это продуктивная деятельность, в которой ребенок создаёт конкретный продукт (самый настоящий и потому так радующий) - лепит пирожок или пряник, мастерит открытку или мячик, плетет закладку или коврики т.д. Множество важных дел наполняют его жизнь эмоционально значимыми событиями, создают поле для содержательного общения с родителями, педагогами и другими детьми.

Во-вторых, художественный труд - это орудийная деятельность, в которой ребенок использует конкретные орудия (тоже самые настоящие и поэтому наполняющие гордостью от своей «взрослости» и умелости) - вырезывает ножницами , делает надрезы или срезы ножом, придает форму с помощью стеки, прокалывает отверстия с помощью дырокола или трубочки, палочки. В этом случае рука начинает выполнять важнейшую роль «орудия орудий» - становится умной и многоопытной.

В-третьих, художественный труд - это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием на уровне подлинного творчества. Ребенок исследует особенности и различные свойства разнообразных материалов - бумагу, ткань, нитки, фольгу, соленое и сдобное тесто, глину, осенние листья и всевозможные плоды (овощи, фрукты, семена). Он учится видоизменять и преобразовывать. Причем делает это осмысленно. Деятельность обретает мотив и цель, становится управляемой. В результате получается вполне конкретный продукт. И этот продукт имеет два уникальных признака - польза и красота в их единстве и гармоничной согласованности.

В-четвертых, художественный труд - это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции. Все известные нам художественные техники и технологии имеют в своей основе древнейшие операции: плетение, связывание, нанизывание, сшивание, резание, скручивание, свивание, моделирование и т.д. И множество известных нам изделий - калачи и блины, баранки и сушки, корзины и коврики, горшки и кувшины, шляпы и фартуки... - изобретено в древнейшие времена.

Вот почему содержание занятий художественным трудом в средней группе выстроено на материале народной культуры и носит название «Веселая ярмарка».

Цель: Освоение техники склеивания колечек, для получения объемной аппликации.

Задачи:

  • Научить детей склеивать колечки из полосок бумаги;
  • Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление;
  • Воспитывать аккуратность, любознательность, терпение и настойчивость в достижении цели

Материал: полоски цветной бумаги, клей, ножницы, салфетка.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Жар-птица и Василиса-царевна». Наблюдение за птицами в естественной среде обитания (на улице), изучение иллюстраций, открыток с изображением птиц.

— Здравствуйте ребята. Сегодня наше с вами занятие начнётся на сказочной поляне. На этой поляне растёт не обычное дерево. А не обычное оно тем, что на ней можно увидеть множество самых разных птиц, созданных из полосок бумаги. Посмотрите и скажите, какие цвета бумаги вы здесь видите? (красный, жёлтый, синий, зелёный). А из каких форм сделаны птицы? (из колечек). Ребята – это птицы Счастья.

— Как вы думаете, что их отличает птиц которые живут в природе?

— А что у них общего?

— На нашу поляну прилетает много птиц, похожих на тех которые обитают в различных уголках нашей планеты и сказочных, которые зовут – Птицы Счастья. Сказки и легенды наших предков гласят, что на свете есть птица, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное как ее неповторимой красоты хвост. Как вы думаете, как она выглядит? Закройте глаза и представьте свою Птицу Счастья. Расскажите, какая она? (ответы детей).

— Сейчас, ребята запомните пожалуйста какой вы себе представили «Птицу Счастья», и постарайтесь воплотить свои представления в реальность, создав из бумажных колечек свою собственную «Птицу Счастья» (дети проходят и садятся за столы).

— Вы молодцы, и абсолютно правильно заметили, что разных птиц очень много на земле, но все они, так или иначе, имеют много общего. У всех птиц есть туловище, голова, хвост, клюв, крылья, лапы. Сейчас я покажу вам, как нужно склеить полоски бумаги, что бы получились колечки. А затем из колечек мы соберём нашу птичку (педагог показывает, дети повторяют).

— Теперь, когда наши колечки готовы, мы будем собирать туловище и голову. Давайте, посчитаем по сколько колечек у готовой птички (дети считают).

— Правильно, по 3 колечка разного цвета. Обратите внимание, что колечки разного размера: большое, среднее и маленькое. Мы берём сначала маленькое колечко, смазываем его снизу клеем и, вкладывая во внутрь среднего, приклеиваем. Затем смазываем уже среднее (внутри которого уже приклеено маленькое) и, вкладывая его в большое колечко, приклеиваем. У нас получилась голова. Теперь что бы получилось туловище нам нужно проделать то же самое ещё раз.

— Итак, у нас готова голова и туловище. Мы их склеиваем друг с другом. Приклеиваем к голове клювик, сложив полоску бумаги пополам.

— Теперь нам остается дополнить изображение. А главное украшение любой волшебной, сказочной птицы – это ее хвост. Для хвоста берём 3 полоски бумаги, разной длины и наклеиваем края друг на друга: на длинную полоску –среднюю, затем сверху маленькую. Приклеиваем только за край, так что бы длина полоски была свободна и её можно было накрутить на карандаш, что бы хвост загибался. Этим то мы сейчас и займёмся (дети выполняют самостоятельно).

— Ребята, смотрите, какая красивая и большая у нас получилась стая Птиц Счастья. Давайте их рассмотрим, полюбуемся ими (рассматривание и анализ детских работ).

— Ребята, Птица Счастья всегда несет нам на своих крыльях удачу в делах, радость, покой и мир в доме – все самое хорошее. Вы можете подарить ее, как символ удачи, кому вам захочется. Не случайно поется в одной замечательной песне:

Мы желаем счастья вам,

Счастья в этом мире большом.

Как солнце по утрам,

Пусть оно заходит в дом.

Мы желаем счастья вам,

И оно должно быть таким —

Когда ты счастлив сам,

— Что вам сегодня больше всего понравилось на занятии? А что нового вы узнали? (ответы детей)

— Спасибо вам, за ваши прекрасные работы!

Подготовила и провела: Лепехова Наталья Ивановна, воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №20 «Теремок», городского округа Балашиха, Россия.

Конспект занятия по художественному труду в подготовительной группе "Север" (изготовление коллективного панно)

Цели
Образовательные: учить детей создавать объёмную коллективную композицию; обогащать знания детей об обитателях Севера, упражнять в умении выполнять фигурки по типу оригами.
Развивающие: развивать умение дополнять центральное изображение деталями – силуэтное вырезывание, оригами, обрывание, украшения из фольги рисование; развивать навыки планирования работы.
Воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности, умение видеть красоту отдалённых уголков России; воспитывать культуру труда, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Материалы и оборудование: основа панно изготовлена заранее педагогом из картона, пенопласта, бумага холодных тонов двусторонняя, цв. бумага, бумага белая, фольга, фломастеры, карандаши, клей ПВА, клеящий карандаш, шаблоны фигурок животных и птиц, ножницы, салфетки, клеёнки, бросовый материал, фигурки животных для обыгрывания, образцы оригами, иллюстрированные книги: «Азбука природы», «Животный мир», иллюстрации с изображением животных Тундры, Севера, морских обитателей Северного ледовитого океана, фрагменты записей спокойной классической музыки.
Предварительная работа: знакомство с обитателями северных широт: рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильма «Умка», складывание из бумаги фигурок животных и птиц.
Методы и приёмы: показ способов работы, беседа, рассматривание иллюстраций, худ. слово, анализ работ, самооценка, оценка работы товарищей, «корзина идей», игра.
Словарная работа: обогащение и активизация словаря по лексической теме, согласование слов в предложении, описание животных, их повадок.
Подготовка к занятию: перед занятием дежурные раскладывают на рабочих столах клеёнки, клей, ножницы, салфетки, шаблоны. Остальные материалы находятся на отдельном столе, дети самостоятельно подбирают для работы всё необходимое.
Ход занятия.
Часть первая.
Рассказ воспитателя. Постановка задачи.
Педагог размещает книги, иллюстрации с изображением животных Севера. Задаёт вопросы детям.
- Кто может назвать животных и птиц - обитателей Севера?
- Какое животное самое большое?
- Какое животное самое сильное?
- Каких вы знаете хищников, живущих на Севере?
- Кто чем питается?
- почему большинство животных имеют светлую окраску?
Затем детям предлагается описать любое животное(педагог напоминает описание животного: внешний вид, чем отличается от животного обитающего в саванне или в лесу, как питается) Педагог дополняет рассказы детей интересными фактами.
Педагог предлагает создать объёмную коллективную композицию на тему «Север», сравнить иллюстрацию с обитателями Севера и заготовку для панно. Что уже есть? Чем можно дополнить ландшафт? Каких животных и где можно разместить?
Часть вторая.
Объяснение приёмов работы, определение её последовательности, распределение обязанностей.
Педагог рассказывает о последовательности выполнения панно. Выслушивает предложения детей по созданию композиции. Предлагает распределить между собой кто какую работу будет выполнять, из какого материала, какой бумаги.
1. Как можно выразительнее сделать белую фигурку животного на светлом фоне?
2. Как можно создать контур животного?
3. Если вы определились с выбором, как будете выполнять поделку из бумаги? (по памяти, схеме, по показу воспитателя).
4. Как нужно пользоваться клеем, ножницами, как использовать бумагу?
5. Как и чем можно дополнить нашу композицию, чтобы она стала красочнее и выразительнее (дети вносят свои предложения, педагог дополняет их).
После объяснения, выбора, уточнения способов действия педагог предлагает детям поиграть. Проводится игра «Будь внимателен» (имитация движений различных животных под звуки металлофона). Самоукина Н. В. «Игровые методы в обучении и воспитании».
Часть третья.
Выполнение работы.
Дети приступают к работе. Педагог может показывать, как складывать животное, как аккуратнее приклеить, как правильно расположить. Помогает детям советом, какими деталями дополнить композицию.
Часть четвёртая.
Анализ работы детей. Самооценка, оценка работ товарищей. Можно предложить детям обыграть готовую работу, используя маленькие игрушки животных.

1.Введение2

2.Характеристика и значение ручного и художественного труда для становления личности дошкольников3

3.Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в разных возрастных группах6

4.Заключение9

Введение

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский - «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…».

Большое значение труду придавал А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделялось большое внимание:

Считалось важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию, работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.

Были определены ведущие задачи - научиться трудиться с радостью; приучать работать качественно.

С 1964 года начинаются систематические углублённые исследования проблемы трудового воспитания: В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, А.Д. Шатова и др.

Их исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах и формах организации труда и его роли воспитания личности ребёнка детского возраста.

Отсутствие в воспитательном процессе трудовой составляющей может привести к задержке в развитии личности.

Характеристика и значение ручного и художественного труда для становления личности дошкольников

Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда. Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже при коллективной работе каждый из детей выполняет какой-то ее участок собственными руками), при условии последовательного приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и корректировать некоторые недостатки. Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка,

Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности.

Художественный труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно-эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности. Правильно организованный ручной и художественный труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству.

Формирование личности ребёнка невозможно без трудового воспитания. В старшей и подготовительной группах основную роль играет ручной труд с элементами творчества. Проявление творчества дошкольников определяется характером выполнения предлагаемых им мыслительных заданий. Важно чтобы дети могли высвободить свою творческую энергию. В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку. В этих видах труда воспитываются многие важные качества: привычка к усилию, умение преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательности её выполнения.

В частности бисероплетение - это вид рукоделия, с помощью которого можно решать следующие задачи:

· прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, прививать основы культуры труда.

· развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, формировать эстетический и художественный вкус.

В процессе занятий у детей развиваются внимание, наблюдательность, воображение, фантазия, творчество. В каждом задании, на каждом занятии детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работе собственных образов. Практические работы по бисероплетению развивают глазомер, мелкую моторику рук, что является важнейшим элементом общетрудовой подготовки.

В процессе занятий художественным трудом у детей старшего дошкольного возраста формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Большое значение занятий по художественному ручному труду во всестороннем развитии личности, и особенно в нравственном и эстетическом воспитании придавала и Н.К. Крупская: «Занятия по художественному ручному труду должны быть гимнастикой для глаз и осязания, устанавливать координацию зрительных впечатлений двигательных реакций, давать конкретное знакомство с миром вещей».

Обучение занятиями по художественному и ручному труду невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение. В процессе наблюдения, при обследовании предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цветовое изображение разных по форме предметов их сопоставление и установление различий. Вместе с тем, дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.

На занятиях по художественному труду развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствующих обогащения словаря.

Много умеющий ребенок уверенно себя чувствует среди сверстников. Он желателен и в их играх. В их маленьких делах. Все это обеспечивает ребенку комфортное положение среди детей и взрослых, способствует проявлению и формированию такого важного личностного качества, как самостоятельность. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками, людей. Ребенок начинает ценить результаты труда не только своего, но и чужого.

Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в разных возрастных группах

Младшие группы. Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить удовольствие от результата своей работы. Нужно способствовать освоению детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные практические навыки работы с материалами и инструментами.

Средняя группа. Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов и пр. Воспитатель обучает использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки и пр.

Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети обучаются созданию из бумаги объемных фигур: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки), прочно соединяя части. Формируются умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.

Подготовительная к школе группа. Здесь уже можно разделить работу воспитателя на несколько видов:

Работа с бумагой и картоном - продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы; создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец; создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.

Работа с тканью - обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»; обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Работа с природным материалом - создание фигур людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции.

Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста:

· насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;

· свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;

· наличие образцов изделий и поделок;

· использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;

· создание музея детских поделок, альбомов, книг;

· непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.

Для успешного обучение дошкольников ручному и художественному труду необходимо провести определенную предварительную работу:

· создание выставок

· создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.)

· создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.)

· экспериментирование

· просматривание диафильмов

· чтение литературы

· рассматривание картин

· экскурсии

· коллажи

Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и художественным трудом в ДОУ:

· природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена овощей и цветов)

· бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки, трубочки, фантики и т. д.)

· бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга)

· ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т. д.

· ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.

Заключение

Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека.

Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т. п.

Отдельные элементы ручного и художественного труда можно вводить уже в младших группах.

При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно.

Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик - в голову смешного клоуна. Это «волшебство» завораживает детей, восхищает и побуждает к собственной деятельности.

Список литературы

1.Бондаренко Т. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие: - Метода; 2014 г., 208 стр.

2.Буре Р. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: - Мозаика-Синтез; 2011 г.

3.Дмитриев Ю.А. Подготовка студентов к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста // Преподаватель XXI век. №1, 2013 г., с. 104-109

4.Карпюк Г.А., Шабалин Е. С. Воспитателям об организации взаимодействия с родителями по трудовому воспитанию дошкольников // Дошкольник. методика и практика воспитания и обучения. №4, 2012 г. ,с. 54-56

5.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет: - Сфера, 2011г.

6.Сайгушева Л. И. Технологии приобщения дошкольников к труду: Феникс, 2013 г., 221 с.

7.Сайгушева Л.И. Воспитание трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста: LAP LAMBERT, 2012 г., 219 с.

8.Семенова Н. А. Возможности организации исследовательской деятельности в процессе трудового воспитания дошкольников // Детский сад: теория и практика. №8, 2011 г., с. 70-75

9.Хлыбова Г.В. Трудовое воспитание дошкольников (из опыта работы). Сборник трудов конференции «Образование: традиции и инновации». 2014 г., с. 450-452



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: