Хром кожа что. Обувная кожа


Кожа – это самый древнейший из материалов, который когда бы то ни было, использовался человеком. А обработка кожи – одно из древнейших ремесел на земле. Из кожи изготавливали почти всё – от примитивной обуви в виде обмоток на ногах до предметов обихода. Одежду также, как и обувь, изготавливали из кож и шкур животных. Ведь кожа была самым доступным материалом, если не считать конечно больших опасностей, подстерегавших человека при добыче хищных животных. А уж смекалки на охоте человеку было явно не занимать.



Кожаное ремесло совершенствовалось, и постепенно кожаные изделия превращались в настоящие произведения искусства. Некоторые народы научились шить обувь даже из кожи птиц с опереньем. Одежда и обувь украшалась вышивкой, шёлком, золотом и драгоценными камнями. Из кожи были и предметы обихода – вёдра для воды, бурдюки для вина, тарелки, блюда. Верёвки тоже плели из кожи. А народы Севера из кожи строили себе жилища: чумы, шатры. Кочевые степные народы также имели многие предметы, в том числе и шатры, из кожи. Ведь шатры легко складываются, одежда лёгкая, посуда при перевозке не бьётся. И что говорить об упряжках для животных – эти предметы тоже были из кожи.


В музеях сохранились колчаны для стрел, щиты, ковры, подушки, сумки, пояса, ремни и даже музыкальные инструменты из кожи. Эскимосы делали лодки из кожи, ассирийцы строили плоты из . Следует отметить, что кожа использовалась и в книгопечатании. Телячью кожу высушивали на раме, а затем полученный пергамент использовали для письма, из кожи делали и книжные переплёты. В России кожевенному ремеслу всегда определялось одно из первых мест среди других ремёсел. До Первой мировой войны Россия экспортировала кожаные изделия или отдельные виды кож, превосходившие по своим качествам европейские аналоги.


И сейчас, в наше время, изделия из кожи пользуются большим спросом, хотя цены натуральных кож немалые.





Обработка кожи
Натуральную кожу получают из путём обработки разнообразными физико-химическими и физическими операциями, которые делят на три группы: подготовительные, дубление и отделочные. Но это только три группы, а операций по обработке кожи около 20. В подготовительных операциях используются такие вещества, как поваренная соль, водная суспензия извести, сульфат аммония; различные машины. Подготовительные операции включают чуть ли не половину всех операций по обработке кожи, причём не самых приятных: удаление волоса, подкожно-жирового слоя, мягчение и т.д.


Дубление – основная операция, при которой используются соединения хрома (хромовое дубление), соединения алюминия (алюминиевое), растительные дубильные вещества, синтетические вещества, а также композиции этих соединений. Есть и жировой метод дубления, где используются жиры, содержащие жирные кислоты. При таком методе получают замшу.


Кожи хромового дубления на срезе всегда имеют зеленовато-голубой оттенок, а кожи растительного дубления – оттенки теплых цветов – от желтых до коричневых. После дубления кожа приобретает вид, свойственный готовой коже. Затем идут отделочные операции, которые придают коже определённый внешний вид и свойства. Здесь кожа проходит множество операций, среди которых строгание (выравнивание кожи по толщине), крашение, сушка, тяжка, лощение, прессование и др.



Кожа хромового дубления может после отделки иметь гладкую поверхность или с рисунком в виде нарезки (тиснения). Для изготовления кожаных пальто, пиджаков, курток используют кожу, обработанную хромовым дублением из шкур овец (одежный шеврет), свиней и других животных, или замшу, выработанную жировым дублением (из шкур овец, лосей, оленей и др.).


Натуральная кожа для одежды должна быть мягкая, без пятен и налётов, без морщин и складок. Окраска её тоже должна быть ровная, устойчивая к сухому и мокрому трению и к утюжильной обработке при 80 градусах. Красят кожу поверхностным (покрывным) или глубоким крашением. При поверхностном крашении на лицевую сторону кожи наносится пленка краски (казеиновая, нитроцеллюлозная, акриловая), которая придает блеск, выравнивает цвет, скрывает дефекты, защищает от влаги. При глубоком крашении кожу прокрашивают на всю толщину.



Каковы же основные виды одежной кожи?
Существует множество видов кожи, которые отличаются по виду и возрасту животных, от которых получены, а также в зависимости от способов обработки и окраски.


Приведём несколько примеров:


Шеврет – кожа хромового дубления из шкур овец.


Велюр – кожа хромового дубления с ворсовой поверхностью, полученной путём специального шлифования бахтармяного (нижнего) слоя шкуры. Для велюра используют свиные шкуры, которые шлифуют с лицевой стороны. Свиные шкуры для получения велюра используют обычно с многочисленными дефектами лицевой стороны. Велюр получают и из спилка при двоении толстых свиных шкур или крупного рогатого скота. Лицевая сторона велюра бархатистая, ворс густой, ровный.


Замша – кожа жирового дубления из шкур оленя, лося, козы. При выделке замши лицевую сторону шкуры спиливают, так получается ворсовая поверхность. А при изготовлении замши из шкур овец ворсовую (лицевую) поверхность создают отделкой бахтармы. Эта кожа характеризуется особой мягкостью, густым ворсом, повышенной тягучестью, хорошей воздухопроницаемостью.


Сафьян - кожа из шкуры козы растительного дубления, отделка – слабопрожированная и ярко окрашенная.


Шагрень - мягкая кожа растительного дубления из шкур коз или овец, имеющая красивый мелкий рельефный рисунок.


Лайка - кожа из шкур коз, овец с дублением алюминиевыми квасцами с применением соли, муки и желтка; кожа одна из самых мягких, тонкая, используется для изготовления перчаток.


Кожаные пальто иногда изготавливают из шкур телят с хромовым дублением. Эта кожа мягкая, эластичная, очень красива на внешний вид.



Лакированная кожа была изобретена Сетом Бойденом в XIX веке, а появилась в гардеробе только в 60-е годы прошлого столетия. Сегодня лакированная кожа снова популярна благодаря блестящему покрытию. Она блестит и переливается на солнце, а цветовая гамма весьма разнообразна.


Лакированная кожа имеет гладкую поверхность, вода в нее не впитывается. Лаковая композиция получается на основе полиуретановых смол, которые наносятся на лицевую поверхность кожи.


Кожи растительного дубления. Они плотные, эластичные, хорошо впитывают влагу. Эти кожи пригодны для изготовления любых изделий, на них можно использовать все способы художественной обработки: выжигания, тиснения, росписи. Из этих кож изготавливают переплеты, бижутерию и ювелирные изделия, ремешки для оплетки и т.д. Они имеют красивые натуральные цвета – от теплого желтого до светло-коричневого.


Одежда из кожи непременно должна быть в гардеробе каждой женщины. В моде всегда найдётся место для кожаной одежды. И приобретённая кожаная вещь долго послужит вам и долго не выйдет из моды. Кожаные предметы одежды выглядят смело и соблазнительно.



Современная индустрия моды берется обрабатывать и использовать самые разные и зачастую редкие, необчные виды кожи. На фото сверху мы видим разноцветную кожу рыб.

Класс 28а, 3

Зарегистрировано в Бюро изобретений Госплана СССР

Я. А. Левин

СПОСОБ ХРОМОВОГО ДУБЛЕНИЯ КО)КИ

Заявлено 1 I декабря 1940 г. в Наркоилсппрои за М 3693 (342767) Опубликовано 31 декабря 1946 г.

Известно много способов производства шеврета хромового дубления. В о время под готовительных операций для обезжиривания голья наряду с керосином, применяю такжв скипидар и другие органические растворители жиров. Операцию обезжиривания проводят как самостоятельно, так IH совместно с пикелем. Мягчение и пикелевание голья в отдельных случаях исключается. Хромовое дубление проводят однованным или двухванным способом. При этом, наряду с обычными приемами ра|боты, отдельные компоненты хромовой дубильной ванны вводят в последнюю также в твердом нерастворенном виде.

В отличие от указанных способов автором предлагается составлять дубильную ванну из нерастворенных предварительно хромпика, хромовых квасцов и гипосульфита и проводить одновременно в одной ванне хромирование голья и восстановление хромпика. Тем пература сваривания готовой, полученной по предлагаемому спосо бу кожи колеблется в пределах 95 — 98, достигая в отдельных случаях

100, Преимущество предлагаемого способа состоит в том, что:

1),не требуется корректирования процесса дубления и дубильная ванна используется полностью, 2) отработанный раствор представляет слегка окрашенную жидкость, 3) полы и пашины готовой кожи приобретают несколько большую плотность, 4) достигается значительная экономия за счет уменьшения расхода материалов и рабочей силы, сокращения времени обработки и повышения степени использования оборупования.

Пример 1. а) Все подготовительные операции, включая обеззоливание и мягче ние, производят обычным образом. б) Пикель. В дубильный барабан дают воды температуры 18 — 20 С

80 7в от первого гольевого веса, соляной кислоты 28-процентной

2,75 /а (или эквивалентное количество серной кислоты), соли поваренной l8 4.

После загрузки материалов барабан вращается 5 минут для растворения поваренной соли; затем № 67568

А06244. Подписано к печати 8/VII-!948 г.

Типографии Госпланиздгта им. Воровского, г. Калуга в него быстро загружают промягченное голье и барабан пускают в ход. В барабан находу через полую ось заливают 4 — 5% скипидара от первого гольевого веса.

Продолжительность обработки

15 минут. ,в) Дубление. По окончании пикелвва ния барабан останавливают и в отр аботанную пикельную жидкость загружают в нерастворенном виде по первому гольевому весу: 0,55% хромпика натриевого, 0,70% окиси хрома в виде хромонатриевых квасцов с основностью

5 — 10% по Шорлеммеру, 6% гипосульфита натрия.

Продолжительность вращения барабана 1,5 — 2 часа (в зависимости от развеса и плотности сырья).

Общая длительность пикеля— дубления 1 ч. 45 и. — 2 ч, 15 м.

Общий расход окиеи хрома 0,98% по первому гольевому,весу.

По окончании дубления отработанный юок, представляющий собой слабо окрашенную жидкость, сливают на ходу барабана через решетчатый люк, Кожи не выгружают и промывают на проточной воде в течение 45 минут при температуре 35, после чего их нейтр ализуют. Последующие опер ации производят обычным образом.

В дубильный барабан помещают материалы в процентах по первому

Отв. редактор В. Н. Костров гольевому весу: воды 60%, соляной кислоты 28-процентной 2,75% (или эквивалентное количество серной кислоты), соли поваренной 8 %, хромпика натриевого в нерастворенном виде 0,55%, окиси хрома в виде нерастворенных хромонатриевых квасцов 0,7%. Общий расход окиси хрома 0,98%.

После загрузки указанных материалов барабан пускают в ход на 10 — 15 минут для растворения поваренной соли, при этом достижение полного растворения хромпика и хромонатриевых квасцов не обязательно. После остановки барабана в него загружают тщательно обеззоленное голье IH затем засыпают в перастворенном виде гипосульфит натрия — 6% по первому гольевому весу. После выполнения этих операций барабан пускают в ход на 1,5 — 2 часа, в за1в иоимости от плотности голья.

Дубленые кожи потом промывают и обрабатывают известным образом.

П р едмет и зо бр ете н и я

Способ хромового дубления кож в дубильной ванне, в которую отдельные компоненты вводят е нерастворенном виде, о т л и ч а ющ и и ся тем, что процесс хромирования голья и восстановления хромпика производят одновременно в одной ванне.

Техн редактор Г Ф Соколова

Тираж 600 экз. Цена 65 к. Зак. 17.

Для изготовления наших изделий мы используем два вида дубленой кожи: кожу растительного и хромового дубления. Каждая из них имеет свои особенности, достоинства и недостатки.

При выделке получают различные виды кож, их можно разделить на три части: сырая кожа, сыромятная кожа и дублёная кожа…

Немного о процессе

Свежая (сырая) кожа гибка из-за того, что её волокна не склеены между собой. Жёсткой или ломкой высохшая кожа становится оттого, что эти волокна склеиваются в сплошную массу и теряют свою подвижность. Таким образом, для выделки кожи необходимо ввести в неё такое вещество, которое отделило бы волокна друг от друга. При дублении, такими веществами служат дубители (дубленая кожа), способные создавать химические связи между волокнами, но одновременно не позволяющие им раскисать и склеиваться. При других способах обработки может использоваться какой-либо жир: он также не позволит волокнам слипаться друг с другом (сыромятная кожа).

Растительное дубление

Кожа растительного дубления – это полностью натуральный продукт, так как обработка его делается с помощью натуральных веществ и продуктов: кислотами дуба, мимозы и ореха.

Перед тем, как начинается основной процесс дубления, сырая шкура проходит ряд подготовительных процессов, которые доводят ее до идеального состояния, подходящего дублению.

Традиционное, или растительное, дубление начинается с подготовки дубильных ванн разной крепости, в которых размельченную кору дуба смешивают с водой, получая танинный отвар, способный окончательно остановить гниение шкуры, постепенно превращая ее в кожу. Чтобы шкура не сгнила в отваре или, наоборот, не была сожжена чрезмерным количеством танина, в дубильне подготовлено не менее дюжины ванн. Сделано это для того, чтобы минимизировать риск порчи кожи.

Сначала шкура, помещенная наподобие вешалки, дубится в самом слабом отваре, спустя неделю ее перемещают в следующую ванну, с более сильным отваром, и так до тех пор, пока шкура не побывает во всех ваннах. Эти перемещения продолжаются на протяжении 3-х месяцев. Далее шкуры снимаются с вешалок и, уже стопкой, одна на другую, с добавлением коры дуба между шкурами, помещаются в отдельную ванну, в которую регулярно добавляются молотый турецкий желудь и кора дуба, еще на девять месяцев. Спустя этот срок дубильщики достают из ванны уже не шкуру, а прочную кожу высшего качества, которую на протяжении двух или трёх дней тщательно промывают, после чего полностью высушивают, пропитывают, обрабатывают специальными маслами и кремами.


Полный цикл растительного дубления занимает примерно двенадцать месяцев.

Кожа растительного дубления эластичная, гибкая, ее отличительной особенностью является способность принимать форму. Она отлично подходит для гравировки и тиснения.




Неокрашенная кожа растительного дубления имеет натуральный бежевый цвет (в зависимости от комбинации танинов он может варьироваться от почти белого до темно-бежевого). Со временем на свету она постепенно темнее (загорает) и приобретает благородный песочно-коричневый цвет.

Для разнообразия цветов, мы вручную наши изделия, и защищаем их специальными экологически чистыми эмульсиями на водной основе. В нашем магазине Вы всегда можете отличить кожу растительного дубления от хромового дубления по внутренней стороне изделия: изделия из кожи растительного дубления окрашены вручную и только с наружной стороны, обратная сторона приятного темно бежевого цвета. Также в зависимости от первоначального оттенка самой кожи готовое изделие может иметь чуть более светлый или темный оттенок.


Краски на водной основе имеют идеальную плотность, которая с одной стороны позволяет быть цвету ярким и насыщенным, а с другой стороны пропускает чудесный натуральный рисунок кожи.


Хромовое дубление

Хромовое дубление выполняется соединениями хрома, которые абсолютно безопасны для человека. Для приготовления рабочих дубильных растворов используют несколько составов, чтобы получить соли трехвалентного хрома, также широко используется сухой хромовый дубитель с заданной основностью.

Основными преимуществами применения сухого хромового дубителя являются стандартность продукции и стабильность проведения дубления, что обеспечивает хорошее качество продукции. Так как при использовании сухого хромового дубителя не нужно специальных станций для приготовления экстракта, освобождаются производственные площади, улучшаются санитарно-гигиенические условия работы и снижается трудоемкость работ.

Продолжительность процесса устанавливается равной 6-12 ч. За это время дубящие вещества равномерно распределяются в толще кожевенной ткани. Избыток соли удаляется промыванием готовой дубленой шкуры водой.

Мягкость и эластичность кож хромового дубления выше, чем у кож растительного дубления. Они более устойчивы к воздействию высоких температур. Во влажных условиях быстрее намокают и медленнее высыхают. Но они не так пластичны как кожа растительного дубления, и тиснение на таких кожах уже не делают.

Процесс изготовления кожи хромового дубления легче и быстрее растительного, поэтому такая кожа стоит дешевле, что является ее существенным преимуществом. Готовая выдубленная кожа окрашивается в больших барабанах целиком, что делает ее окрашенной равномерно и со всех сторон, по этому признаку вы легко отличите хромовое дубление от растительного. Отличная гибкость и толщина делают ее прекрасной находкой для таких изделий как записная книжка.




Наружная поверхность и края записных книжек мы обрабатываем специальными кремами, которые защищают кожу от воздействия воды и легких механических воздействий, придают глубину и блеск законченного изделия.

Подведем итог

Эти два вида кожи имеют свои особенности. Но оба вида кожи идеально подходят для использования их в качестве обложки для записных книжек. Оба вида кожи абсолютно безвредны для человека, оба — достаточно устойчивы к царапинам и влажности. К тому же мы всегда покрываем блокноты защитными эмульсиями. Поэтому Ваш выбор зависит от предпочтений по основному цвету и цвету обратной стороны.



Натуральная кожа - один из самых древних материалов для изготовления обуви и галантереи: сумок, кошельков, визитниц, ремней и других полезных вещиц. Она эластичная и прочная, дышит и защищает от влаги, ветра и холода. Для получения обувной и галантерейной кожи используются шкуры крупного и мелкого рогатого скота. В зависимости от назначения, способа обработки, выделки и дубления, вида сырья натуральная кожа делится на множество видов.

Обувная кожа

К обувной коже относится материал для верха и низа обуви, а также подкладочная.

Кожа для верха обуви - мягкий кожевенный фабрикат, используемый для изготовления деталей верха обуви разных видов. Кожа для верха обуви при эксплуатации, а также при изготовлении деталей обуви, подвергается многократному растяжению и сжатию, изгибу, воздействию пыли, грязи, химических веществ. Кожа должна обладать достаточной воздухо- и паропроницаемостью, водонепроницаемостью.

Кожи для верха обуви подразделяются:

По видам сырья,

Конфигурации,

Способам дубления,

Окраске, характеру и способам отделки, по площади и толщине, а также по сортам (на четыре сорта).

Кожи для верха обуви разделяют по методам крепления:

К кожам для верха обуви винтово-шпилечных методов крепления относится:

Юфть обувная - кожевенный фабрикат, применяемый для изготовления деталей верха тяжелой обуви;

Юфть сандальная - для верха сандалий.

Сандальная юфть по сравнению с юфтью для тяжелой обуви должна быть более упругой, но не жесткой, менее жированной, с хорошо лощеным лицом и окраской, прочной к сухому и мокрому трению.

Основная задача при выработке юфти - получить мягкую с определенной тягучестью и пластичностью, хорошо сопротивляющуюся многократным изгибам и растяжениям кожу, обладающую высокой водонепроницаемостью. Это обеспечивается главным образом сильным разделением микроструктуры (длительное золение) и введением большого количества жирующих веществ. Кроме того, юфть должна обладать устойчивостью к действию пота, так как верх тяжелой обуви подшивают без подкладки, а также паропроницаемостью для удаления пота.

По видам применяемых дубителей различают:

Юфть растительного;

Хромового дубления;

Хроморастительного дубления.

По характеру отделки: с гладким лицом и нарезную. По способу отделки:

С естественным лицом;

Искусственным лицом;

Со шлифованным лицом;

С отделкой по бахтарме;

Импрегнированную (свиная юфть).

По цвету: черную, цветную и натуральную.

Кожи для верха обуви ниточно-клеевых методов крепления. К ним относятся кожи хромовые для верха обуви, замша, кожа лаковая, спилок.

Кожей хромовой для верха обуви называется мягкий кожевенный фабрикат, выработанный из шкур животных и выдубленный соединениями хрома. В зависимости от вида сырья , из которого они выработаны, эти кожи называются:

Опоек хромовый;

Выросток хромовый;

Полукожник хромовый;

Яловка хромовая;

Свиные кожи хромовые шевро (кожи из шкур коз при размере площади кожи до 60 дм2);

Козлина хромовая (при размере площади кожи свыше 60 дм2);

Шеврет (кожи из шкур овец).

Хромовые кожи для верха обуви по конфигурации подразделяются на целые кожи, полукожи, полупередины. По характеру отделки они подразделяются на гладкие и нарезные; по способу отделки - на кожи с естественным лицом, кожи с искусственным лицом, кожи нубук (с подшлифованным лицом), кожи велюр (с шлифованной бахтармой).

По величине площади кожи подразделяются на семь групп с крайними значениями от 20 до 200 дм2. По толщине кожи подразделяются на тонкие, средние, толстые и особо толстые; для каждого вида кож характерны определенные толщины.

Кожи хромовые для верха обуви должны быть нежесткие на ощупь, нормально продублены и прожированы, равномерно окрашены, без садки, без стяжки лица, без пятен, хорошо разделаны, хорошо обряжены, без складок и полос от лощения или пушения, с гладкой бахтармой, с одинаковой по всей площади толщиной, с ровной окраской.

Различают кожу для низа обуви , прикрепляемую винтовым и ниточно-клеевым методами (рантовое, прошивное и клеевое крепления). Такие кожи - жесткие на изгиб и сжатие материал, вырабатываемый из шкур крупного рогатого скота, верблюжьих, свиных, морских животных и конских с применением различных дубящих веществ.

Кожу для низа обуви подразделяют по видам дубления, характеру отделки, толщине в стандартной точке (на 5-6 категорий - от 1,75 до 7 мм), сортности (4 сорта) и конфигурации (целые кожи, полукожи и т.д.).

Обычно при выделке кожи для низа обуви применяют комбинированное дубление соединениями хрома, таннидами, синтанами, иногда с соединениями циркония, алюминия. Кожи хромового дубления, несмотря на их высокую износостойкость, не нашли широкого применения из-за ряда недостатков - большая намокаемость, недержание формы, низкий коэффициент трения в мокром виде, трудность отделки.

Из кожи для низа обуви изготовляют подошвы, стельки и другие детали обуви. Подошвенные кожи должны хорошо противостоять деформации истирания, сжатия и изгиба, а также сохранять линейные размеры при увлажнении и последующем высушивании. Необходимые свойства подошвенных кож обеспечиваются подбором кожевенного сырья.

Кожа подкладочная обувная предназначается для деталей подкладки обуви. Ее получают из отбракованного в процессе производства дубленного полуфабриката, не пригодного для верха обуви. Подкладочные кожи подразделяются по виду дубления, по цвету (натуральные или цветные) и по отделке (с лица или с бахтармы).

Обувная кожа по способу отделки

Гладкая кожа

Гладкая кожа - общее обозначение для различных видов кож с плотной и гладкой лицевой поверхностью. Например, анилин - кожа, окрашенная органическими красителями с минимальной технологической обработкой, и Nappa - особо тонкая полуанилиновая кожа повышенной эластичности, вырабатываемая из шкур КРС.

Гладкая кожа или яловая кожа вырабатывается из шкур молодых, молочных телят, полукожника, выростка, яловки, бычка, бычины, из шкур коз, овец, а в отдельных случаях - из свиных кож или из шкур жеребят.

Для производства гладких кож используется самое лучшее сырье, которое выделывают с учетом самых современных технологий, максимально сохраняя естественный рисунок. Гладкость кожи достигается путем специальной обработки верхнего слоя всей шкуры - распылением краски и иногда воска или смолы на кожевенную поверхность. Такая обработка лучше всего сохраняет естественную поверхность лицевой стороны кожи, которую иногда облагораживают пылевидным тиснением.

Гладкая кожа считается наиболее ценной в обувном производстве, она отличается прочностью и эластичностью, с красивой мереей. Гладкие кожи находят широкое применение для самой разнообразной женской и мужской обуви.

Лаковая кожа

Лаковая или лакированная кожа - вид кожи хромового дубления, с блестящей зеркальной поверхностью. Кожа обрабатывается лаковым покрытием на основе быстровысыхающего льняного масла, или синтетическим лаком на основе полиуретановой смолы, или дублированная лаковой пленкой. Качество лаковой кожи напрямую зависит от качества использованного сырья и лакового компонента. Покрытую грунтовым слоем, на основе природной целлюлозы, дубленую кожу покрывают лаком, на основе полиуретановых смол. Грунтовый слой защищает кожу от потери мягкости и гибкости.

Лаки различаются между собой - они могут быть глянцевыми и матовыми, цветными и прозрачными, сохраняющими естественный цвет кожи. Цветовая гамма лаков неограниченна - от ярких до натуральных вариантов. В лак могут специально добавлять хлопья кремния, слюды и других материалов для создания декоративных эффектов.

Поверхность лаковой кожи может быть гладкой и идеально ровной или с оригинальным тиснением на коже, для создания эффекта кожи ящерицы и крокодила. Натуральную кожу рептилий часто покрывают лаком для придания гладкости и зеркальности поверхности. Лаковые кожи представлены артикулами «Наплак».

Помимо своей визуальной привлекательности лаковая кожа известна также долговечным характером. Процесс нанесения покрытия, ответственного за первоклассный блеск, создает водонепроницаемый барьер, который сохраняет кожу в хорошем состоянии, позволяя ей при этом оставаться гибкой.

Лаковая кожа очень сильно отличается по качеству. Хорошая лаковая кожа итальянского производства никогда не поцарапается ногтем, даже если сама кожа мягкая, она выдерживает многократные изгибы, тянется, как и естественная кожа, оставляя лаковое покрытие невредимым, не боится мороза и жары. Лаковая кожа, производимая в Китае или ЮАР, легко царапается ногтем, а лаковый слой лопается при незначительном растяжении и сгибах. В России найти лаковую кожу итальянского производства практически невозможно из-за высокой стоимости.

Лаковая кожа применяется для изготовления обуви и галантерейной продукции. Чаще всего лаковая кожа используется в производстве модельной обуви, предназначенной для официальных мероприятий. Например, женские туфли и мужские ботинки. При изготовлении сумок, кошельков и других модных аксессуаров также используют лаковую кожу, поскольку ее глянцевый блеск остается излюбленным и желанным.

История лаковой кожи

Впервые оригинальная лаковая кожа была создана Сетом Бойденом в 1818 году. Он изготовил кожу с использованием лака из льняного масла в целях уплотнения поверхности кожи и неповторимого блеска. В наши дни лаковая кожа чаще всего создается путем применения пластикового покрытия. Несмотря на то, что выглядит такая кожа как искусственная, лаковая кожа изготавливается из натуральной кожи и продается по более высокой цене.

В истории моды ХХ века лаковая кожа несколько раз была «на коне». В 1960-е она помогла обрести свой образ молодым женщинам послевоенного поколения, а в начале 1980-х выступила одним из рупоров сексуальной революции. Сегодня она становится атрибутом шика и власти. Стоит только присмотреться к ней и вся игра ее блеска наполняет вас тем особым шармом, который не нуждается в каком-либо декорировании.

Обувная кожа по виду дубления

Сафьян - кожа из козьих шкур растительного дубления, слабопрожированная и ярко окрашенная.

Шагрень - мягкая кожа растительного дубления из шкур овец или коз, имеющая красивый мелкий рельефный рисунок.

Лайка - кожа из шкур овец, коз, собак; дубление алюминиевыми квасцами с применением соли, муки и желтка; кожа мягкая, тонкая, используется для изготовления перчаток.

Замша

Замша - вид кожи, получаемый из самых качественных шкур лося, северного оленя. Замшу получают жировым методом дубления. Во время дубления, шкуры проходят через специальный резальный станок, который острыми и длинными ножами разделяет пласты кожи на мездровую и лицевую части. Лицевой стороной является бахтармяный слой, обработанный полировкой. Таким образом, кожа обрабатывается с двух сторон - в результате получается замша.

При дублении замши используется 70 % дорогостоящих дубящих жиров от массы голья, а сам процесс дубления очень трудоемкий и занимает от 3 до 7 суток. Поэтому производство замши для обычного потребления в данный момент почти не используется. Люди ошибочно присвоили велюру название и все свойства замши.

Замша обладает тягучестью и пористостью, которая обуславливает ее большую воздухопроницаемость. Замша имеет бархатистую поверхность без блеска, густой низкий ворс, она тонкая и мягкая, отлично пропускает воздух. Замша используется для пошива обуви, перчаток, галантерейных изделий, одежды. Стоимость изделий из натуральной замши очень высокая, но они отличаются износостойкостью.

Замша применяется в технике, как фильтрующий материал для отделения воды от бензина и как полировочный материал для оптических стекол. Замшу можно мыть в мыльном растворе без ущерба для ее качества, поэтому ее назвали «моющейся кожей». Характерно, что после мойки и сушки замша остается мягкой и одновременно плотной и не тряпичной.

Велюр

Велюр от фр. velours - бархат, от лат. villosus - волосатый, мохнатый. Велюр - натуральный материал, полученный из опойка, выростка, полукожника, козлиных и свиных шкур. Велюр имеет низкий, густой, однотонный ворс и небольшую прочность.

Велюр получают путем шлифования изнаночной бахтармяной поверхности различных видов кож, которые имеют на лицевой стороне сырьевые дефекты, для выравнивания толщины и улучшения ворсистости. Для получения велюра используется обычное хромовое дубление до 12 часов.

Для получения велюра с мягкой, полной и нежной на ощупь кожи с бархатистой, мелковорсистой поверхностью и глубокой по тону окраской - применяют особые способы отделки. Существенное значение имеет тщательное шлифование и окраска велюра: глубоко и равномерно прокрасить велюр труднее, чем лицевые кожи. По химическому составу и физико-механическим свойствам велюр мало отличается от соответствующих видов лицевых хромовых кож.

Велюр по ошибке часто путают с замшей, но натуральная замша встречается очень редко. Если велюр помыть и высушить, то он потеряет все свойства: станет не пластичным и грубым на ощупь, склеится ворс и полиняет. В процессе носки верх обуви из велюра быстро промокает, загрязняется и теряет форму, поэтому он проходит специальную обработку. Велюр используется для производства верха спортивной, домашней и модельной обуви.

Велюр-спилок

Велюр-спилок - слой натуральной кожи, получаемый в процессе кожевенного производства в результате слоения или шерфования, после снятия лицевого слоя. При шерфовании шкуру разделяют от 3 до 6 слоев, в зависимости от толщины шкуры.

Различают лицевой, средний и мездровый или бахтармяный слои. Из лицевого слоя, обладающего натуральной мереей производят различные высококачественные кожи. Из слоев спилковой части, после нанесения клеевого покрытия, называют искусственная мерея, также производят кожи более низкого качества.

Велюр-спилок получают из бахтармянного спилка, который вовсе не имеет лицевой стороны. Мездру и спилковую обрезь используют для приготовления технического желатина, клея и других продуктов растворения коллагена. Велюр-спилок используется для производства обуви, рукавиц, спецодежды. Отличительные качества велюра - ворсистый верхний слой, равномерный и густой ворс, плотность, мягкость, тягучесть и высокая теплопроводность.

Нубук

Нубук - это кожа хромового дубления, которую получают путем шлифовки лицевой стороны кожи, мелкими абразивными материалами, для придания ей изысканного вида. Процесс такой обработки превращает гладкую поверхность кожи в мягкую и бархатистую.

Один из подвидов нубука - промасленный нубук. Это кожа, которая после шлифовки пропитывается специальным веществом на масляной основе. Промасленный нубук обладает слегка жирноватой поверхностью, «старинным» видом, не боится воды.

Нубук имеет пористую мягкую кожу, обладает мягким, практически незаметным ворсом, он очень износоустойчив, обладает отличной воздухопроницаемостью - в обуви и одежде из нубука кожа «дышит». Нубук не заменим для изготовления мужской и женской обуви. Вставки из цветного нубука используются в производстве детской обуви.

Обувная кожа по виду кожевенного сырья

Шкуры крупного рогатого скота или КРС являются наиболее востребованными и ценными для производства кожи. Кожи из КРС ценятся за благородную фактуру, эластичность, прочность и большую площадь получаемых шкур. Такая кожа достаточно толстая - до 2-3 мм. Вырабатываются с использованием метода хромового и растительного дубления. Подразделяются на несколько видов, в зависимости от возраста животного, имеют специфические названия: опоек, выросток, яловка, бычина.

При помощи новых способов обработки, покраски и тиснения шкуры, получают множество фактур и цветов, имитирующие кожи рыбы, варана, крокодила, страуса или варана. Для изготовления одежды и обуви, сумок и поясов, чаще всего используют кожу КРС.

Склизок - шкура не родившихся телят, толщиной 1,0 - 1,4 мм, используется для изготовления верха обуви.

Опоек - шкурки молочных телят, толщиной от 0,5 до 1,4 мм. Шкурки таких животных очень нежные и мягкие, упругие и крепкие. Шкурки опойков, вскормленных на молоке и воде, несколько грубее. Кожу из опойка получают методом хромового дубления. Она ровная, мягкая и эластичная, обладает очень красивой мереей. Применив другой способ дубления из опойка можно получить велюр или наппу.

При отделке опоек приобретает очень красивый внешний вид. Опоек - распространенный материал для легкой одежды и обуви. Опоек хорошо растягивается, у него ярко выражена мерея, устойчив к деформации, и потому отлично подходит для изготовления обуви.

Выросток - шкура телят, питающихся растительной пищей, толщиной кожи 0,7 - 1,6 мм. Шкуры толщиной 2,5 мм распиливают на двоильных машинах, получая еще и спилок. Шкурка выростка значительно грубее, чем у опойка. Вырабатывается хромовым дублением для кожгалантерейных изделий и верха обуви.

Полукожник или полукожа - шкура телят возрастом больше 1 года, толщиной 1 - 3 мм, более жесткая и плотная, чем выросток. Кожа вырабатывается растительным, комбинированным (юфть) или хромовым дублением. Кожи хромового дубления идут на верх обуви, растительного дубления, благодаря тонкой мерее и красивому бежевому цвету - для сувенирных изделий. Из более толстых шкур делают технические кожи.

Бычок - производят из шкур молодняка толщиной до 4 мм, растительным или хромовым дублением, вырабатывая юфть, для производства стелечных кож и спилков.

Яловка - шкуры коров, толщиной 1,2 - 4,0 мм. Тонкие кожи вырабатывают хромовым дублением, получают эластичные, с ровным красивым лицевым слоем кожи, которые используют в производстве обуви. Из кожи, толщиной более 2,5 мм получают еще обувной спилок, шкуры средней толщины используют для изготовления сыромятных и шорно-седельных кож, более толстые идут на юфть, подошвенные и технические кожи.

Бычина - кожа молодого быка толщиной до 5 мм, вырабатывается и применяется так же, как яловка.

Бугай и буйвол - кожи быков, самые толстые и тяжелые среди шкур крупного рогатого скота, имеют грубую и рыхлую структуру, поэтому используются для стелечных, подошвенных, технических и сыромятных кож.

Из козьих и овечьих шкур выделывают очень прочную, тонкую и мягкую кожу с мелким волнообразным рисунком мереи, которая используется в производстве одежды, обуви, различной кожгалантереи и обивки для мебели. Козлиные шкуры выгодно отличаются от овечьих своей плотностью, водонепроницаемостью и эластичностью. Овечьи шкуры чаще всего идут на меховое сырье, но из них вырабатывают и кожи.

Шеврет - кожа хромового дубления, толщиной 0,6 - 1,2 мм, из молодой овчины, полученной от полутонкорунных, тонкорунных и грубошерстных овец степных и русских пород.

По строению шеврет рыхлый и тягучий, поэтому механическую прочность приходится повышать с помощью обработки лицевой поверхности полимерами и другими химическими веществами. По сравнению с шевро шеврет менее эластичен.

Шеврет наиболее пригодный для обувной промышленности, большое количество женской обуви производится именно из этой кожи. Часто шеврет используется для изготовления галантереи, также популярен в индустрии верхней одежды.

Шагрень - мягкая шероховатая козья или овечья шкура. Из шкур мериносовых овец вырабатывают кожу под названием «шеврет», которая имеет небольшую плотность и прочность, зато обладает хорошей тягучестью. Из грубошерстных пород овец производят кожу для изготовления тулупов - из-за более плотной мездры, она лучше выдерживает плотную строчку.

Овчина довольно дорогая кожа, очень нежные и мягкие на ощупь, овечьи шкурки обычно невелики по площади. У шкурок разных пород овец разное применение. Овчина особенно ценится при производстве верхней одежды - жакетов, курток и аксессуаров - сумок, перчаток.

Сафьян - мягкая, тонкая кожа растительного дубления, окрашенная, как правило, в яркие цвета, иногда выделывается из шкур телят, жеребят и овец.

Шевро - с франц. chevreau означает козленок - вырабатывают из шкур молодых козлят до 6 месяцев молочных и мясо-молочных пород, толщиной до 1 мм. Для производства шевро используется сырье из Индии.

Шевро - одна из самых дорогостоящих кож хромового дубления. Шевро имеет красивую мерею с четко выраженной зернистостью и обладает значительным пределом прочности при растяжении, до 50 Мн/м2.

Шевро выгодно отличается от овечьих кож своей плотностью и эластичностью, воздухопроницаемостью и водонепроницаемостью. Механические свойства у шевро более низкие, чем у кож КРС, имеет красивую ярко выраженную волнистость пол и воротка.

Дерма козьей шкуры состоит из достаточно толстых и крепких пучков волокон, тесно переплетающихся в направлении, преимущественно параллельном лицевому слою, что придает выделанной коже мягкость. Лицо кожи, выделанной из козьей шкуры, жестче и прочнее, чем кожи выделанной из овчины.

Благодаря красивому внешнему виду, высокой прочности при небольшой толщине, мягкости и легкости, эластичности и красивому внешнему виду, шевро является наиболее высококачественным материалом для изготовления верха обуви. Изготовляют женскую и мужскую модельную обувь.

Козлина - вырабатывается хромовым дублением из шкур взрослых особей. Признак козьей кожи - мелкий волнообразный рисунок. Из шкур коз получают высокопрочные кожи шевро и сафьян, обладающие мягкостью, плотностью и прочностью. Козлиная кожа тонкая и равномерная по толщине, водонепроницаема. Из козьей кожи изготавливают обувь, одежду, обивку и галантерею.

Кожа, полученная из шкуры свиньи, отличается от КРС. Свиная кожа - имеет толстую подкожную клетчатку, которая составляет около 50% от всей массы кожи. Свиная кожа обладает непрезентабельной дырчатой фактурой и не имеет прочности, поэтому самая дешевая из натуральных кож.

Свиную кожу крайне редко используют в качестве основного материала для изготовления одежды, из нее изготовляют шорно-седельные изделия, галантерею, обувную подкладку.

Конская кожа

Жеребок - шкурки молочных жеребят, считается ценным меховым сырьем, но если по причине дефекта не подходит для мехового производства, то используется в кожевенном.

Жеребок-уросток - шкура жеребят, которые вкусили растительную пищу.

Достаточно редко встречаются ценные виды кожи из лосиных, оленьих и шкур молодых жеребцов. Наиболее элитные сорта кожи из шкур рептилий и рыб: крокодила, питона, варана, ската, угря, щуки, сазана. Экзотическим видом кожи считается страусиная, а самым дорогим - крокодиловая. Цена шкуры одного экземпляра достигает нескольких тысяч долларов.

Хромовое дубление - один из наиболее распространенных видов минерального дубления. Дубильными материалами служат различные соединения хрома: хромпик калиевый и натриевый - К 2 Сr 2 О 7 , Na 2 Cr 2 0 7 2Н 2 0, хроматы калия и натрия - К2СrО4, Na 2 Cr0 4 , хромовые квасцы калиевые и натриевые K 2 Cr 2 (S0 4) 4 х24H 2 0, Na 2 Cr 2 (S0 4) 4 х24H 2 0. Дубящими свойствами обладают только основные комплексы трехвалентного хрома. Лучшая основность для дубления 38,0-42,0%, основность по Шорлеммеру выражается величиной:

где Сг 0н - часть хрома, связанная с гидроксильными группами; Сг(общ) - все количество хрома. Из сказанного следует, что ни один из перечисленных выше дубильных материалов непосредственно дубящей способностью не обладает. Для целей дубления из этих материалов готовят хромовые экстракты или путем восстановления шестивалентного хрома в кислой среде (преимущественно сернокислотной), или путем повышения основности хромовых квас- нон кальцинированной содой (Na 2 C0 3) в водной среде.

Получающиеся хромовые комплексы могут быть в трех состояниях: катионные (электроположительные), анионные (электроотрицательные) и электронейтральные.

По современным представлениям, главной реакцией в хромовом дублении является координация белковых карбоксильных групп с хромом, при этом заряд хромового комплекса не мешает этой координации. Наряду с этим имеет место некоторое взаимодействие хромовых комплексов и коллагена за счет остаточной валентности или водородных связей.

Практически хромовое дубление осуществляется или однованным, или двухванным способом, либо способом «оригинал».

В первом случае дубление осуществляется в барабане после никелевания в одной жидкости (ванне), хромовый экстракт залипают через полую ось барабана при его вращении. Продолжительность дубления в зависимости от вида голья 6-10 час. Расход окиси хрома (Сг 2 0 3) 1,8-2,0% отвеса голья, концентрация окиси хрома 20-25 г/л. Конец дубления определяется пробой на «кип» (кусочек кожи определенной площади опускают на три минуты в кипящую воду; при этом усадка его площади не должна быть более 5%, а его эластичность - изменяться). Температура сваривания хромовой кожи не ниже 100°.

Двухванное дубление осуществляется в двух жидкостях (ваннах). В первой ванне голье обрабатывают в течение 3-4 час. водным раствором хромпика и серной кислоты, в результате чего оно насквозь прокрашивается в оранжево-желтый цвет. После выгрузки из барабана и пролежки полуфабрикат поступает на обработку во второй, восстановительной ванне, состоящей из водного раствора тиосульфата натрия и серной кислоты.

Химизм процесса восстановления можно представить следующим уравнением:

В результате восстановления кожа приобретает зеленый цвет. Как видно из уравнения, при этом выделяется сера, отлагающаяся в коллоидном состоянии в волокнистой структуре кожи. По-видимому, именно такое отложение серы придает некоторую специфичность хромовым кожам двухванного дубления (нежная и гладкая лицевая поверхность, полнота на ощупь, светлая и ровная окраска).

Модификацией двухванного способа дубления является метод «оригинал», в котором для хромирования голья используют хромовые квасцы и хромпик, а для восстановления - гипосульфит. В последнее время предложено для восстановительной ванны применять также бисульфит натрия (NaHS0 3).

Хромовая кожа характеризуется рядом ценных потребительных свойств. Она прочна к истирающим воздействиям (примерно в 2 раза прочнее кожи растительного дубления), обладает высокими гигиеническими свойствами (воздухо- и паропроницаемостью), мягка, эластична, имеет высокую температуру сваривания (не разрушается от действия кипящей воды). С другой стороны, для нее характерны и такие особенности, как недостаточная пластичность (слабо держит тиснение и приданную форму), значительная водопроницаемость и гигроскопичность, лабильность в отношении изменения площади в зависимости от относительной влажности воздуха, снижение коэффициента трения с увеличением влажности (хромовая подошва, например, становится скользкой).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: