Как нужно повторять, чтоб ничего не забывать. Как не забывать прочитанное

Если многократно считывать информацию с книги или монитора компьютера, это не будет являться повторением. Это лишь повторное восприятие, которое не дает надежного запоминания. Припоминание текстовой информации необходимо для ее закрепления в памяти. Несколько повторений подряд при заучивании материала малоэффективны для его запоминания. Чтобы осознанно сохранять информацию в памяти, необходимо помнить следующее.

Перечислим следующие основные закономерности запоминания:

  • После процесса запоминания длинного ряда в общей сложности по памяти хорошо воспроизводятся его начало и конец. Специалисты называют это явление «эффектом края».
  • Ассоциативная связь впечатлений и их последующее воспроизводство зависят от того, насколько эти впечатления представляют собой логически связанное целое или разрозненные части.
  • Несколько повторений подряд при заучивании материала малоэффективны для его запоминания. Лучше распределять такие повторения во времени (например, в течение нескольких часов или дней).
  • Новое повторение лучше всего содействует запоминанию выученного раньше.
  • С углублением внимания к запоминаемой информации число повторений, нужных для его заучивания наизусть, может быть уменьшено, но недостаток внимания не может быть компенсирован ростом количества повторений.
  • Без особого труда прекрасно запомнится то, что интересует человека. Особенно явственно эта закономерность обнаруживается в зрелом возрасте.
  • Лучше запоминаются исключительные, удивительные впечатления, чем обыкновенные события, с которыми мы часто сталкиваемся.
  • Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Со временем оно может видоизмениться. Вступая в ассоциативную связь с прочими впечатлениями и оказывая на них воздействие, первичное впечатление претерпевает определенные изменения.

При запоминании материала необходимо помнить следующее:

  • Люди в среднем помнят 10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% увиденного и услышанного одновременно; 70% того, что говорят; 90% рассказанного и сделанного одновременно.
  • Запоминать нужно осознанно.
  • Интересуйтесь только тем, что хотите запомнить, не стараясь удержать в памяти как можно больше.
  • Всю информацию для запоминания классифицируйте и располагайте в логическом порядке.
  • Не стоит заучивать незнакомый материал сразу полностью. Заучивая по частям, вы сэкономите время.
  • Нерешенные задачи и незавершенные дела запоминаются проще, так как незавершенные действия создают в подсознании определенное напряжение и мешают сосредоточиться на чем-то другом.
  • Совершенствованию памяти и мышления способствует хорошо развитая речь.
  • Запоминаемый материал не только читайте, но и пересказывайте.
  • Работайте в таком порядке: один раз прочитать, затем три раза пересказать. Чтение без пересказа с целью запоминания информации - часто пустая трата времени.
  • Пересказ - это и развитие речи, и тренировка памяти. При пересказе мозг активно обрабатывает информацию, а при повторном чтении сил требуется немного. Мозг «узнает» знакомый материал.
  • Хороший эффект достигается при обратном пересказе, когда клетки головного мозга работают еще активнее.
  • Сочетание визуальных и вербальных образов с записями облегчит вам процесс запоминания.
  • Услышанное вспоминается быстрее, чем увиденное, но последнее более устойчиво. А вот конкретные данные лучше фиксировать.
  • Сухие понятия отягощают процесс запоминания.
  • Превратите процесс запоминания в забавную и познавательную игру. Тогда запоминание будет прочным, а воспроизведение - несложным.
  • Беспокойное состояние человека может мешать припоминанию.
  • В идеале источник информации должен находиться со стороны правого уха, которое передает слуховые импульсы в речевые центры быстрее левого.
  • Утром (с 6 до 8 ч.) хорошо запоминаются незначительные факты, а после полудня (с 12 до 15 ч.) - не только мелкие, но и существенные.
  • Периоды отдыха при запоминании снимают усталость, повышают интерес к предмету.

Если многократно считывать информацию с книги или монитора компьютера, это не будет являться повторением. Это лишь повторное восприятие, которое не дает гарантии того, что образованные ассоциации в последующем будут активизированы. Припоминание текстовой информации необходимо для ее закрепления в памяти.

Усвоенную информацию можно повторять по-разному: пересказать ее кому-либо, перечитать или прослушать повторно. Но если вы однажды осмыслили содержание полученной информации и проговорили его, то можете быть уверены: информация осталась в памяти.

С течением времени нервные образования, в которых хранится вся информация, не исчезают, не уменьшаются, но ухудшается пропускная способность нервных волокон, по которым проходит сигнал во время припоминания. Это приводит к тому, что вы с трудом будете «доставать» информацию из нервных образований.

Бороться с этим можно следующим образом:

  • повторять содержание текста;
  • обновлять взаимосвязи между отдельными мыслями и фактами текста.

Чтобы осознанно сохранять информацию в памяти, необходимо помнить следующее:

  • чем больше времени проходит после чтения (или последнего повторения), тем меньше становится объем информации в памяти. Быстрее информация уходит из памяти именно в первые минуты после усвоения;
  • медленнее информация забывается после очередных повторений;
  • чем проще и интереснее информация, тем легче она усваивается, тем меньше времени и усилий затрачивается на повторение и восстановление информации в памяти;
  • ранее усвоенная информация быстрее восстанавливается в памяти после каждого последующего повторения;
  • с каждым повторением информация откладывается в памяти все в большем объеме;
  • чем меньше времени пройдет после последнего повторения, тем быстрее и легче восстанавливается информация.

Оптимальными перерывами между повторениями можно назвать следующие:

  • первое повторение - через 15-20 мин после окончания работы с текстом. Причем трудный материал лучше повторить через 10-12 мин., а легкий или интересный - через 25-30 мин.;
  • второе повторение - через 6-10 ч. после первого повторения (сложный материал - через 4-5 ч., легкий - через 11-14 ч.);
  • третье повторение - через 20-30 ч. после второго (интересный материал - через 36 ч., а трудный - через 16-18 ч.).

Если материал для запоминания большой, разбейте его на два неравных раздела и работайте с каждым из них отдельно, выбрав один из вариантов:

  • В течение двух дней : первый день - изучение и повторение частей первого раздела, второй день - изучение и повторение второго раздела.
  • В течение трех дней : первый день - изучение и повторение первого раздела, второй день - изучение и повторение второго раздела, третий день - повторение всего материала.
  • В течение пяти дней : первый день - изучение и повторение первого раздела, второй день - одно повторение первого раздела, третий день - изучение и повторение второго раздела, четвертый день - одно повторение второго раздела, пятый день - повторение всего материала.

Чтобы сохранить полученную информацию, необходимо ее периодически повторять :

  1. Повторить сразу же после ее восприятия , так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие за восприятием. После запечатления информации припомните ее и сравните с первоисточником. Этот процесс называется контрольным припоминанием . Прежде чем закреплять определенные сведения в своей памяти, убедитесь, что они находятся там без ошибок. Если при запоминании обнаружились пропуски или неточности, поработайте лишь над той информацией, которая припомнилась с ошибками или вообще исчезла из памяти. Только при полной уверенности, что вся информация находится в памяти, можно приступать к ее закреплению.
  2. Промежутки времени между повторениями необходимо удлинять . Если первое повторение делают сразу после запоминания, то второе - примерно через 40-60 мин., третье - в этот же день (примерно через 3-4 ч.), четвертое - на следующий день.

Не пугайтесь большого количества повторений. Извлекать из памяти намного интереснее, чем пытаться запомнить что-то обычным методом. Мысленное повторение можно осуществлять где угодно: за обедом, на прогулке, при поездке в любом транспорте. На каждое новое повторение времени затрачивается меньше. Чтобы восстановить в памяти изученное, достаточно бывает лишь беглого взгляда.

Принятое в средней школе бесконечное повторение отупляет: слишком часто и однообразно повторяется одно и то же. Каждое повторение должно отличаться друг от друга.

Оптимального временного ритма повторения для всех не существует. Для того чтобы найти свой ритм, необходимо делать повторения достаточно часто, с тем чтобы ничего не забыть, но и не слишком часто, чтобы энергия не тратилась впустую. Когда вы начинаете забывать материал, наступает идеальный момент для повторения.

Знать и не делать - то же самое, что не знать.

Важно находить информацию именно тогда, когда она вам нужна: так она запомнится гораздо лучше. Давайте разберёмся, почему же так происходит.

Есть два типа воспоминаний:

  • воспоминания, которые мы сознательно стараемся сохранить;
  • воспоминания, которые формируются без усилий с нашей стороны в результате какого-то опыта.

Воспоминания первого типа хранятся в гиппокампе. Именно там отложится информация об имени вашего нового соседа, если вы будете про себя повторять «Иван, Иван, Иван», чтобы не забыть, как его зовут.

Воспоминания второго типа (впечатления) хранятся в новой коре головного мозга. Они не стираются из памяти, потому что все части воспоминания откладываются в разных частях коры. Например, вкус мороженого, которое купила вам бабушка, когда вы вместе ходили в кафе, хранится в синапсах «вкусовой» зоны, интерьер этого кафе - в зоне, чувствительной к визуальным сигналам.

Чем больше синапсов задействовано в разных частях мозга, тем легче нам вызвать из памяти то или иное воспоминание. Так что не старайтесь забивать свой гиппокамп разными фактами.

Используйте знания на практике, чтобы превратить полученные данные во впечатления. Так вы точно запомните прочитанное.

Пользуйтесь трюками для запоминания

Когда у вас есть веская причина запомнить что-то (например, информацию нужно использовать для работы), процесс запоминания станет гораздо легче. Джошуа Фоер в своей книге «Эйнштейн гуляет по Луне » описывает ещё четыре трюка, которые помогут не забыть прочитанное.

1. Перерывы

Бормоча «Иван, Иван, Иван» после знакомства с новым соседом, вы всё равно не поможете себе запомнить его имя. Мозгу для лучшего запоминания нужны перерывы.

Чтобы запомнить новую информацию, поставьте себе напоминание вернуться к ней через пару дней после её поступления.

2. Незавершённые действия

Мозг легче запоминает незаконченные действия. Это называется эффектом Зейгарник .

Например, если вы прервались после четырёх часов интенсивных занятий математикой, ваше подсознание продолжит обрабатывать последнюю задачу, на которой вы застряли. Так что решение может прийти к вам на следующий день, когда вы будете чистить зубы.

Получается, от перерывов двойная польза: правильная частота поступления информации поможет лучше запомнить, а мозг ещё и автоматически напомнит вам в нужный момент.

3. Разбивка информации на блоки

Ряд цифр 1711200131121999 запомнить сложно. Но если разбить его на две даты - 17.11.2001 и 31.12.1999, - процесс запоминания сразу же упростится. Особенно если связать эти даты с какими-то событиями: например, днём рождения друга и Новым годом.

Этот способ подходит не только для запоминания дат. Разбивайте любые большие блоки информации на мелкие и помещайте их в какой-то контекст.

4. Дворец памяти

Ещё можно запоминать информацию с помощью (он же «дворец памяти», или «ментальная прогулка»). Он основан на визуализации.

Мысленно пройдите хорошо знакомой вам дорогой и оставляйте по пути то, что хотите запомнить. Например, представьте, что вы дома идёте по комнатам и раскладываете по разным местам продукты из списка покупок. Лук кладёте в ящик для носков, хлеб оставляете на кухонном столе, а лимоны прячете в шкаф.

Когда придёте в магазин, просто повторите этот мысленный путь, «доставая» из памяти каждый предмет. Так вы ничего не забудете купить.

Выводы

Не читайте книгу или статью «просто так». Сначала подумайте, почему вам важно запомнить эту информацию. Когда вы знаете, зачем вам нужны те или иные данные, запомнить их будет гораздо легче.

Совсем недавно, опираясь на различные научные исследования, мы предлагали вам , которые помогут получить хорошую оценку на экзамене. Что нужно есть, когда лучше ложиться спать и как вести себя непосредственно перед экзаменом. Наши сегодняшние советы ещё действенней: Инна Прибора обращается к тем же учёным и исследователям и приводит 10 простых способов запомнить всё, что вы учили (а мы надеемся, вы всё же учили) перед экзаменом.

1. Современные когнитивисты смеются над теми, кто зубрит билеты. Или, например, судорожно читает все главы учебника, надеясь, что формулы как-то сами собой отложатся в голове. Есть более эффективные методы выучить лекции, на которые вы почему-то забывали ходить весь год. Американские исследователи и авторы книги «Запомнить все: Усвоение знаний без скуки и зубрежки» Питер Браунж, Марк Макдэниэл, Генри Рёдигер предлагают метод, который называется «припоминание». Это когда изучив материал, человек пытается собраться и, прикрыв рукой страницу, сообразить, о чем вообще это было. Здорово устроить себе небольшую контрольную по прочитанному или хотя бы выделить из материала то, что можно назвать смысловыми опорными пунктами. Психологи настаивают, что нервные окончания, которые мы напрягаем, пытаясь вспомнить формулу Долгорукого и дату битвы Нильса Бора, усиливаются во время тренировок и потом пригодятся, когда мы станем извлекать из памяти что-то полезное.

2. Немецкий психолог Эббингауз больше ста лет назад тоже интересовался вопросом, как лучше запоминать незапоминаемое. В ходе опытов он получил результаты , о которых досадно узнать накануне экзамена: уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35% от изученного, если, конечно, вы не пользуетесь шпаргалкой в телефоне. Психологи отвергли шпаргалку, посмотрели внимательно на опыты Эббингауза и предложили людям интервальное повторение: первое — сразу же после прочтения, второе — через 20 минут, третье — через восемь часов, четвертое — спустя сутки. Но чтобы выучить схему интервального повторения, вам тоже пригодится интервальное повторение, а это нелегко. Обратимся к прочим мнемоническим приемам.

3. Эббингауз, которого вы еще помните, потому что о нем говорилось в предыдущем абзаце, открыл «эффект края» . Суть открытия в том, что лучше всего запоминаются сведения, расположенные в начале или в конце текста. Поэтому при изготовлении билетов, старайтесь наиболее важный материал поместить во вступление и заключение, а прощальную речь можно вставить и в середину.


4. Интересное или эмоционально окрашенное запоминается легче. Если вам требуется выучить список костей лучезапястного сустава, представьте, что это сустав красивой девушки, которой вы помогаете выйти из трамвая, держа ее за нижний конец локтевой кости. Или же вы боретесь в армрестлинге со злейшим врагом, надавливая ему на ладьевидную кость.

5. Вернемся к советам авторов книги «Усвоение знаний без скуки и зубрежки». Они настаивают — пытайтесь найти свое решение, прежде чем ознакомитесь с готовым результатом. Например, взяв билет, представьте, что бы вы сказали по этому поводу, кроме многообещающего междометия «Нуууу…» И только после нескольких минут замешательства обратитесь к учебнику.


6. Запишите важное от руки. Исследования показывают , что, записав информацию, мы храним ее более надежно, даже если потеряли ту тетрадку.

7. Почитайте главу из атомной физики вслух. Хотя домашним это может не понравиться, вы все же лучше запомните физику, используя голос, уши и глаза, чем если бы вы просто просмотрели эту интереснейшую информацию в книге.


8. Кстати, перед экзаменом можно найти применение даже домашним. Поймайте одного из них и перескажите ему несколько параграфов, пока он не придумал, как выбраться из запертой комнаты. Пересказ поможет укрепить в голове наиболее важные идеи и структурировать информацию (Барбара Оакли, «Думай, как математик: Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее»)

9. Исследование американских ученых из университета Монклера (Нью Джерси) заставляет сжать кулаки. Ребята провели эксперимент с 50 странными добровольцами и доказали, что сжатие правого кулака в момент усвоения информации полезно для памяти. Якобы, когда мы сжимаем кулак, в мозгу активизируются области, связанные с памятью. Кстати, сжимать кулак полезно еще и потому, что тот родственник, который до сих пор рядом с вами, увидев кулак, согласится послушать еще парочку небольших вольных пересказов стихов Байрона.


10. Не сидите с книгами на одном месте, переходите из комнаты в комнату. Эту рекомендацию специалисты дают не только для того, чтобы отвлечь вас от дремоты в пользу размышлений о метраже квартиры. Оказывается, перемена места обучения улучшает память. В одном из классических экспериментов 1978 года психологи установили , что студенты, которые изучали лексику словаря в двух разных комнатах, отвечали на тестах гораздо лучше, чем ребята, которые корпели над словарем в одной и той же гостиной.

Выучить слова мало. Их нужно закрепить в памяти, чем богаче словарный запас, тем полнее и красивей речь.

Сколько раз нужно повторять материал?

Материал повторяется до полного его запоминания. Есть специально разработанная схема повторений слов английского языка.

  1. Через 15 минут после ознакомления 1 октября в 16-15
  2. Через час после последнего повторения 1 октября в 17-15
  3. Через три часа после последнего повторения 1 октября в 20-15
  4. На следующий день 2 октября
  5. Через два дня после последнего повторения 4 октября
  6. Через четыре дня после последнего повторения 8 октября
  7. Через неделю после последнего повторения 15 октября
  8. Через две недели после последнего повторения 29 октября
  9. Через месяц после последнего повторении

Наши партнеры - Vertex - организация эффективной работы коллектива .

Виды повторения, которые нужно использовать

Активное повторение. Не просто пробегайте слова глазами, а вдумайтесь в значение слов, вызывайте ассоциации. Включайте новые слова и конструкции в лексику.

Пересказ. Воспроизводите тексты своими словами. Обязательно включайте новые слова.

Как быстро и нескучно повторять материал, небанальные методы

Читайте интересную англоязычную литературу, или просматривайте фильмы и сериалы. Такой досуг поможет в ненавязчивой форме закреплять выучиные ранние слова.

Излюбленные темы и эффект Ресторфф

Всегда легче учить, то что интересно. А вот скучный материал можно учить при помощи метода Рестофф. Человек хорошо запоминает то, что выделяется из общей массы. На практике выглядит следующим образом; к 10 словам(которые сейчас умчаться) на любимую тему добавьте 2 слова со скучной темы.

Римская комната

Когда учите несколько слов или выражений, проходите по комнате и мысленно определяйте место для каждого слова/идиомы. Затем пройдите по комнате снова и вспомните, какие слова «лежат» на журнальном столике. Затем задача усложняется, нужно просто представить свою комнату и вспомнить какие слова в ней находятся.

Законы ретроактивного и проективного торможения

Ретроактивное торможение, звучит жутко, но на самом деле это давно знакомый всем процесс. Когда учишь новую информацию, а потом начинаешь запоминать еще что-то, первый файл стирается. Таким разрушителем информации может стать просмотр телевизора. По этому, последний раз новые слова лучше всего повторить перед сном.

Суть проективного торможения заключается в том, что чем меньше информации поступило в мозг до момента обучения, тем легче усвоить новый материал. По этому, в утрение часы легче всего заучить новый набор слов.

Среди студентов распространен страх войти в аудиторию для экзамена и сразу же почувствовать, как из головы выветривается все, что было выучено. Чтобы преодолеть этот страх и действительно запомнить то, что вы учили, будет полезно использовать широкий спектр различных приемов и хитростей для обучения. Вы удивитесь, увидев, с какой легкостью можно запоминать сложные положения и многочисленные даты при помощи правильно выработанных учебных привычек. Примените несколько полезных советов по активному обучению, чтобы по-настоящему закрепить информацию в своей голове. А использование приемов для памяти поможет легче запоминать информацию.

Шаги

Настраиваемся на успех

    Подходите к обучению в позитивном ключе. Если вы открываете учебники в плохом настроении из-за того, что придется учиться, ваше обучение не будет эффективным. Однако если вы будете воодушевлены тем, что собираетесь учить, вам будет легче выучить это, а потом вспомнить во время теста.

    • Не говорите себе: “Я никогда это не выучу”.
    • Проявите терпение в попытках овладеть новым материалом.
  1. Разработайте хорошее учебное расписание и придерживайтесь его. Подумайте, в какое время вы наиболее внимательны и способны концентрироваться. Для кого-то это может быть период сразу после школы. А другие могут быть более продуктивными, если сделают перерыв после занятий и немного расслабятся перед тем, как взяться за учебники. Вне зависимости от времени, которое вы выберете для обучения, вы будете запоминать больше информации, если будете учиться понемногу каждый день (от 30 до 60 минут за один раз), а не зубрить все в последнюю минуту.

    Выберите хорошее место для обучения. Вам нужно найти спокойное место, где ничто не будет вас отвлекать. Это может быть библиотека или изолированное место у вас дома. Имея место, приспособленное для обучения, вы сможете приспособить мозг успокаиваться и "впитывать" материал, как только вы там окажетесь.

    • Как только вы выберете место для обучения, принесите туда все, что вам может понадобиться. Вы же не хотите, едва устроившись, отвлекаться на поиски забытой книги или бумаги.
    • Если вам нужен компьютер для учебы или работы над исследованием, можно скачать приложение, блокирующее определенные вебсайты на установленный период времени. Так у вас не будет соблазна проверить странички в социальных сетях или полистать новостную ленту вместо того, чтобы учиться.
  2. Выделяйте достаточное количество времени на сон . Когда вы спите, ваш мозг переводит знания из краткосрочной памяти в долгосрочную. Даже короткий перерыв на сон может поспособствовать этому процессу.

Практикуем активное обучение

    Читайте материалы вслух. Задействование нескольких органов чувств может помочь запомнить больше информации. Так, даже проговаривание слов вслух может оказаться полезным, когда вы их услышите позже. Не бойтесь выглядеть глупо, зачитывая конспекты по биологии своей собаке. Вы будете счастливы, если это поможет вам успешно сдать следующий экзамен.

    Обсудите то, что вы учили или прочитали с кем-нибудь еще. Равно как и чтение вслух, разговор об изученном может помочь с лучшим усвоением информации. Можно учиться вместе с другом и потом проверять друг друга или же попробовать преподать материал кому-то из членов семьи.

    • Если вы будете задействовать мозг , чтобы придумать, как преподать материал кому-то еще, вы сможете углубить свои познания в нем и мыслить более аналитически.
    • Вы также сможете определить, что еще вам следует “подтянуть”, если у вас возникнут сложности во время объяснения этого материала кому-то еще.
  1. Выпишите то, что вам нужно запомнить. Начните записывать, делая пометки о прочитанном материале или просто переписывая формулы или понятия снова и снова. Это действительно может оказаться полезным в овладении материалом.

    Решите тренировочный тест. По возможности найдите тренировочный образец экзамена или используйте варианты прошлых лет. Это хороший прием, чтобы определить, чем вы уже овладели и какие темы еще нужно изучить.

    • Как только вы закончите тренировочный образец, выучите материал, который не знали и попробуйте снова решить еще один тест через несколько дней.
    • Помните, что не нужно ограничиваться только теми материалами, которые вы нашли в тренировочном образце. Велики шансы, что тест будет включать в себя всю информацию, которую вы проходили, а не только те вопросы, которые были указаны в предыдущих или тренировочных версиях.

Используем мнемоническое представление информации

  1. Овладейте приемами мнемоники. Эти способы запоминания помогут вам воспроизвести такие вещи как имена, даты и факты путем преобразования информации в запоминающиеся рифмы, слова или предложения. Например, вам нужно запомнить названия Великих озер (Great Lakes) на английском языке. Huron, Ontario, Michigan, Erie и Superior можно запомнить при помощи слова HOMES. Первая буква названия каждого озера использована, чтобы образовать новое слово.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: