Как ладить с тем, кто вас копирует. Перестаньте копировать привычки успешных людей

Я очень вспыльчивый человек, от чего и страдаю. Возможно, это берется из детства, потому что меня обижали в школе, и я обещала себе, что больше не позволю себя унижать. Так же, я очень сильно ругалась с родителями из-за учебы. Они на меня часто обижались и могли не разговаривать неделями (злопамятные). Но как говорится, яблоко от яблони не далеко падает. Сейчас я уже год за мужем, и мой муж стал мне намекать, что я поступаю точно так же. Могу в порыве злости обозвать его, наорать, а потом еще и закрыться в себе, чтобы он долго и упорно просил у меня прощения (злопамятность). Хотя он просто молчит и проглатывает. Вчера сказал мне, что ему очень тяжело это выслушивать от меня, и мне нужно меняться. Я все это прекрасно понимаю и готова это сделать, но не знаю, как. Потому, что я ему обещаю исправиться, но как только что-нибудь скажет не так, я опять ударяюсь в истерику. Хотя, очень люблю и уважаю его, но с собой ничего не могу поделать. Подскажите, как научиться справляться со своими эмоциями, а главное не стать злопамятной как родители?

Алиса,
Москва, 25 лет
14.04.17

Мнения наших экспертов

  • Алена

    Алиса, тебе уже 25 лет, пора перестать винить в своих пороках родителей. Я серьезно. Ты уже большая, и то, что ты с собой и своей жизнью делаешь – зависит уже только от тебя. Если ты ленива и тебе удобно не работать над собой, а валить на наследственность, воспитание и негативный жизненный опыт, полученный в детском саду и младшей школе, - это тоже только твой личный выбор. Мама с папой уже ни при чем. Поверь, есть великое множество людей, выросших в куда более суровых условиях, в неблагополучных семьях, прошедших такую школу жизни, будучи подростками, что мало не покажется, и сделавших себя сами. Просто потому, что они сказали себе, какими хотят быть, а какими – нет. А у тебя при отсутствии самоконтроля и самого желания себя контролировать, на все один ответ – «яблоко от яблоньки недалеко падает». Прости, но это – чистой воды лень. И, видимо, твой муж не настолько для тебя важен, чтобы ради него стараться себя менять и становиться лучше. Возможно, когда он не выдержит и уйдет, это станет для тебя волшебным пендалем, а может, и нет. Вполне допускаю, что ты воспримешь это как карму и решишь объявить себя такой сложной натурой, с которой трудно ужиться, но «что уж тут поделать – не я виновата, предки». И далее по тексту, как в «Обыкновенном чуде». Выход? Просто начать себя осаживать, ловить свои позывы повести ситуацию по любимой накатанной дороге. Ломать себя. Выходить из зоны комфорта (а тебе комфортно вести себя так, как привыкла, даже несмотря на то, что твое поведение деструктивно и ведет к разрушению твоих отношений). И начинать думать не только о себе, но и о муже. О том, каково ему жить с тобой такой «обидчивой». И вовремя останавливаться, как бы ни был велик соблазн.

  • Сергей

    Алиса, на мой взгляд, в данном случае может помочь обращение к психологу. Видишь ли, все мы люди разные, и у каждого в процессе роста появляются свои собственные особенности, акцентуации, даже дивиации. В большинстве случаев, все они укладываются в приемлемые рамки, и не нуждаются в коррекции. Однако бывают случаи, когда некоторые особенности собственного характера начинают мешать, причем чаще всего окружающим. Сам же человек может просто не замечать происходящего и винить во всем кого угодно, но не себя. Отсюда и пословица пошла, мол, если вокруг тебя одни идиоты, то ты – центральный. К сожалению, таких людей исправить почти невозможно. Ведь для того, чтобы что-то менять, нужно осознать проблему и захотеть её решить. А признать, что ты в чем-то «не очень» - это очень непросто, и дано далеко не каждому. Тут нужно иметь определенную смелость. Собственно, как только такое осознание происходит, как только появляется желание измениться, процесс начинается сам собой. Поэтому очень хорошо, что ты понимаешь происходящее, начала заниматься самоанализом, и прилагать усилия для коррекции поведения. Учитывая твой возраст, уверен, что через некоторое время, тебе и самой удастся взять под контроль собственные эмоции, научиться «регулировать громкость». Однако правильнее и эффективнее будет поработать со специалистом. Он поможет разобраться в себе, понять, для чего тебе нужно то, что ты делаешь, и, соответственно, найти возможности управления. Поэтому я считаю, что тебе стоит поискать в интернете варианты, и посетить психологический тренинг, или поработать с психологом индивидуально. Хотя лично мне ближе все-таки групповые тренинги.

«Как стать успешным до 30», «10 привычек миллиардеров» и тому подобное чтиво возникает в интернете каждый день. Как правило, во всех этих статьях говорится об одном и том же: вставай в 6 утра, занимайся йогой, пей смуззи вместо кофе, делай стартап вместо «работы на дядю» и будь как Брэнсон. Тогда тебя неминуемо ждет успех, много денег, завистников и спорткар. И самое удивительное - такие статьи очень популярны среди читателей. Но если бы стать успешным было так просто, мир уже всецело состоял бы из миллиардеров - почему же этого до сих пор не произошло? Один из наших любимых философов-любителей Дариус Форокс в своей статье пришел к неутешительному выводу: пытаясь подражать успешным людям, мы совершаем самоубийство.

Вы все, должно быть, видели их - статьи и книги, которые обещают раскрыть вам секреты успеха. Сэкономьте себе время и не читайте их. Я поясню.

Существует великое множество разных типов статей в стиле «как стать успешным». Больше всего я люблю те, в которых предполагается, что между победителями и проигравшими есть разница. Что-то вроде: «Такое поведение отделяет успешных людей от среднячков». Или как насчет статей, в которых перечисляются привычки миллионеров и миллиардеров? Они такие предсказуемые.

Эти статьи и книги созданы для того, чтобы вы могли почувствовать себя лучше. «Видите! У меня есть все признаки успешного человека. Я один из них!».

Они всегда концентрируются на результате. Не процессе. Изучение, перенятие и кража полезных привычек и тактик - на это еще нужно изловчиться. Но я сейчас не об этом. Я говорю о людях, которые видят только результат. То есть успех.

Эй, позволь мне украсть твои секреты! - Какие проблемы, лови!

А еще все делают вид, что успех - не обязательно деньги и богатство. Но это просто неправда. Когда мы говорим про успех, мы все имеем ввиду бабло. Давайте начистоту.

«Обратите внимание, что мы все подразумеваем, когда говорим «преуспеть» - мы на самом деле имеем ввиду «разбогатеть».

Я не думаю, что быть богатым - это что-то плохое или предосудительное. Люди могут преследовать любые цели. Но давайте не кривить душой и не делать вид, будто «только вы сами можете определить - что для вас есть успех», а потом говорить про привычки миллиардеров.

На прошлой неделе я разговаривал со своим ментором об этом феномене. Он никогда ничего не читает в онлайне. Ему нравятся газеты и аналоговые книги. Он не очень-то увлекается технологиями. Еще год назад у него все еще была Nokia 6310i. Можно звонить, писать SMS и играть в Snake II - все. Когда он прознал, что Nokia закрывает эту линейку, он реально пошел и купил то ли пять, то ли шесть этих телефонов. Ему нравится то, что батарея не разряжается целую вечность. Реально, эти штуки могут прожить на одном заряде в течение двух человеческих жизней…

Ну так о чем это я. Мой ментор - он олдскульный. И мы с ним обсуждали то, как большинство людей определяют успех. Вот что он сказал.

«Есть большая разница между изучением успеха и построением успешного бизнеса или карьеры. Это как талант и тяжелый труд. Я знаком со множеством талантливых людей, которые никогда ничего более или менее значимого не сделали. А еще я знаю много людей без каких-либо особых способностей, которые создали удивительные вещи. Знание того, как стать успешным, не гарантирует достижение успеха. Я глубоко убежден в обратном. Люди, которые не считают, будто все на свете знают, добиваются в жизни гораздо большего».

Я думаю, он прав. Я должен быть честен. Я сам пытался «научиться привычкам успешных людей» в прошлом. Но я никогда не смотрел на это с такой стороны.

Мой ментор попытался мне объяснить, что успех достигается не путем копирования других. Не важно, сколько у вас общих привычек с успешными людьми - это вообще ничего не значит. Не путайте корреляцию и причинно-следственные связи. Это его слова.

Чтение книг и статей про успех - бесполезная трата времени, потому что они не учат вас ничему полезному. Наоборот, они могут спровоцировать у вас тоннельное зрение - вы начнете преследовать цели, которые уведут вас в неверном направлении.

Например, ранние подъемы по утрам. Эта привычка всегда присутствует в списке успешных. Но пробуждение - это не навык, которым вы что-то делаете. Когда вы пытаетесь подражать богатому человеку, который рано встает - вы думаете, вы сами станете богатым, благодаря ранним подъемам?

Вот поэтому-то я и нахожу странным стремление людей подражать образу жизни богатых людей. В чем смысл? Даже если вы знаете точные составляющие успеха, для вас это не обязательно полезно.

Ричард Брэнсон - один из самых известных людей на планете, и многие считают, что он самый успешный предприниматель в истории. Он написал огромное количество статей и книг. Его заинтервьюировали, заанализировали и заисследовали разве что не до смерти. Мы знаем все про привычки и образ мышления Ричарда Брэнсона.


Мне любопытно: если мы все так страстно пытаемся его имитировать, то почему в мире до сих пор не появилось еще больше мировых знаменитостей среди предпринимателей? Вот именно. Это не так просто.

Я понимаю, почему мы подражаем успешным людям. Мы все хотим результата, но никто не хочет работать самостоятельно.

Я не читаю статьи про успех. Меня не интересует, говорите ли вы только ради того, чтобы говорить, или можете подкрепить свою речь результатами. Просто нельзя гарантировать кому-то, что он преуспеет, если будет делать то-то или то-то. Но это не главная причина, по которой я не пытаюсь имитировать успешность. Красота в борьбе.

Если вы слепо подражаете другим, вы убиваете свой характер. Лучше всего тут подходит комментарий Ральфа Уолдо Эмерсона: «Зависть - невежество, подражание - самоубийство».

Будьте собой. Это самое большое клише философа-любителя. «Подражание - смерть». Так даже лучше, чем скучное «будь собой». Но означает одно и то же.

Давайте на минуту представим, что кто-то может предоставить вам точные инструкции, как достигать успеха. Станете ли вы их выполнять? Или предпочтете идти своей дорогой? Зачем вообще беспокоиться о результате, ведь жизнь - это не только успех, что бы мы под ним не понимали. Жизнь - это борьба за понимание, как она устроена. Истина, от которой многие из нас стараются убежать.

Один из моих любимых музыкантов Джей Коул написал песню Love Yourz про этот концепт. В ней поется: «Есть красота в борьбе, уродство в успехе». Подумайте об этом. Что если вы доберетесь до пункта назначения, но обнаружите, что это не то место, в котором вы на самом деле хотели оказаться?

В этом и заключается опасность копирования. Будьте выше. Всегда следуйте собственному пути, как бы сложно это ни было. И любите его. Потому что это единственно правильный путь из всех.

  • Карьера, Работа, Учеба

Копирование других людей означает высокую зависимость от чужого мнения.
Почему же свободе выбора и самовыражению многие предпочитают подражание окружающим?

Копирование других людей как бегство от свободы

Копирование других людей – форма бегства от свободы, когда вместо того, чтобы в уникальных обстоятельствах собственной жизни принимать самостоятельные решения, человек копирует чей-то поступок или чужой опыт. Конечно, речь не идёт о примерах мужества, доброты и высоконравственного поведения, достойных подражания.

Нет, мы говорим о подражании в быту и ежедневной жизни, когда перенимается стиль одежды, манера общения, интерьер жилища, приобретения.

Часто копирование заходит так далеко, что влияет на выбор друзей, определяет, где учиться,
где и с кем жить, куда поехать в отпуск, какие книги читать и как развлекаться – и в конце концов, под слоями скопированных, а значит, чуждых поступков, мыслей и желаний уже не найти то уникальное Я, которое представлял собой человек в начале жизненного пути.

Почему так сильна в нас тяга к копированию

Желание копировать коренится в незрелости личности, её слабости и неуверенности в себе. Ребёнок учится ходить, говорить и что-то делать, подражая взрослым. Однако по мере взросления он отделяется от почвы, от руководства и опеки матери. Так протекает процесс индивидуализации - процесс усиления и развития личности, формирования собственного Я.

Становясь физически взрослым, отдельным и самостоятельным, человек оказывается один на один с огромным и полном угроз миром, в котором ему предстоит строить свою собственную жизнь, работать, создать семью, обеспечивать материально себя и своих детей. У многих, у большинства людей самостоятельное и независимое существование порождает чувство беззащитности и тревоги. Боязнь не справиться, не состояться, не добиться успеха в жизни - типична для современного индивидуума. Поэтому сделать что-то по-своему, на свой страх и риск, принять на себя ответственность по силам только состоявшейся личности, которая крепко стоит на своих ногах и ходит без подпорок.
Рынок против женской индивидуальности

Никогда прежде людям, а в особенности женщинам, не было свойственно такое стремление к успеху и утверждению себя в обществе, как в 21 веке. Страсть к труду, стремление к карьерному росту и высоким заработкам характерны для большинства современных профессионалок. Но у этой медали есть и оборотная сторона.

Участие в товарно-денежных отношениях вынуждает женщин соответствовать определённым критериям, чтобы пользоваться спросом на рынке труда. Это накладывает отпечаток на образ жизни и поведение претенденток на высокий статус, заставляет равняться на стереотипы - набор качеств, без которых ты не будешь принята социумом, ничего не достигнешь в жизни. Для человека нет ничего страшнее одиночества и отверженности, он нуждается в связях, желает принадлежать некой общности, желательно, обладающей положением и влиянием. А для этого нужно иметь престижный диплом, владеть английским (как минимум), уметь одеваться со вкусом, выглядеть свежей и здоровой, правильно накладывать макияж, дружить с нужными людьми, ездить на иномарке, посещать популярные тусовки и т.д.

Но стандартизация уничтожает индивидуальность: 90-60-90 вытесняет из нас то, что заложено природой и является основой нашей личности.

Почему мы зависим от чужого мнения

Потому что мы хотим нравиться другим людям и привлекать их к себе, чтобы избежать одиночества. Дело в том, что наше желание внушать симпатию и располагать к себе коренится в страхе изоляции. Человек не может жить без какого-либо сотрудничества с другими, без их поддержки и одобрения. Нам нужны советы, чужая оценка, чтобы правильно ориентироваться в полном опасностей мире. Нам необходима солидарность с другими людьми, нам нужно быть понятыми и принятыми обществом, чтобы чувствовать себя устойчиво. По этой же причине мы боимся обидеть, сказать «нет», чтобы не испортить отношения, не разрушить связи, обеспечивающие нам стабильность. В любом мыслимом обществе человек вынужден объединяться с другими, чтобы выжить.

Как перестать копировать и прекратить зависеть от чужого мнения

Известно, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Но эта формула преимущественно касается норм и правил социального поведения и вовсе не означает превращение всех и каждого в ходячих копий друг друга. Поэтому будем говорить о том, как сохранить свою индивидуальность, живя и действуя в определённых социальных рамках.

Вот несколько общих советов психологов:

  • Полюбите себя. Полюбите свою уникальность и целостность в этом мире.
Любовь к себе отличается от эгоизма. Эгоизм сродни жадности, когда человек хочет всего только для себя, но при этом ему всегда всего мало. Эгоист готов поглотить всё и использовать всех и каждого в своих интересах.
Любовь к себе – это любовь к себе как к Человеку – лучшему творению на Земле. Любовь к себе – это уважение самого себя и совершенствование своей личности. Любовь к себе - это начало любви к другим людям, ибо сказано: возлюби ближнего своего, как самого себя. Следовательно, без подлинной любви к себе невозможна любовь к другим.
  • Научитесь чувствовать себя. Научитесь сосредотачиваться на своём внутреннем мире, своём микрокосмосе. Почувствуйте свою самость, своё Я. Эту способность можно развить с помощью медитации.
  • Развивайте свою личность. Рост и развитие – главная цель жизни человека. Больше заботьтесь о своей внутренней жизни, ибо жизнь - это внимание, ощущение и внутренние перемены. Развитие личности невозможно без постоянной учёбы и труда.
  • Трудитесь творчески. Занимайтесь любимым делом, отдавайте ему все силы, всё упорство, все способности и гордитесь результатом.
  • Будьте открыты и искренни в общении с людьми. Почему, вы думаете, люди радуются и улыбаются, глядя на детей?
Флаг вам в руки!

Почему человек кого то копирует, подражает и не проявляет свою индивидуальность?
Почему человек произвольно начинает копировать других людей?
Когда человек долгое время совместно живет или работает с кем-то, он часто становятся похожим на окружающих в круге общения.
Каждому человеку достаточно сложно составить точное представление о том, в какой мере он копирует кого-то и насколько он живет в согласии с собой. Часто мы приписываем собственные способы поведения, которые нам не нравятся, своим авторитетам (начальникам, близким) и ставим себе в заслугу только то, что для нас ценно. Все же и нам, иногда, приходится признать внутреннее сходство с авторитетами (с начальниками, близкими), чтобы продумать и решить, что нам мешает и причиняет боль, что сковывает нас, а что привлекает.
Что же значит быть самим собой? Как осознать себя как личность? Как осознать своё отличие от других?
Если мы наблюдательны, то наше окружение демонстрирует нам, как они живут, что делают, как себя ведут, что для них является важным и ценным. В этом богатом запасе способов поведения, ценностей и точек зрения мы должны выбрать то, что нам хочется перенять. При этом необходимо учитывать, что для нашей жизни представляет наибольшее значение. Продумайте, как вы можете использовать в своей жизни то, что хотим перенять от авторитетов, близких, родителей. Запишите свои мысли.
Такие самоописания отражаю то, что называется самооценкой или самовосприятием
Расскажите об этом вашему другу, что именно вы решили сохранить и от чего хотите избавиться. Представьте, что бы сказали о ваших ценностях, поведении ваши авторитеты. Знают ли ваши авторитеты, что вы уважаете выбранные ими установки. Всё дело в вашей популярности. Возможно вы неверно интерпретируете поведение окружающих, или вы застенчивы, или легко склоняетесь к агрессивным реакциям. Возможно вам необходим тренинг по социальным навыкам и он сгладит некоторые негативные проявления.
Самооценкой, вы определитесь в пяти областях: внешняя привлекательность, социальная приемлемость, адекватное поведение, успехи в работе и личной жизни. В итоге вы сделаете оценку чувства собственного достоинства.
Розенберг (Rosenberg, 1986)создал шкалу самооценки:
1. В целом я собой доволен.
2. Временами мне кажется, что я ничего собой не представляю.
3. Я нахожу в себе ряд хороших качеств.
4. Я способен поступать не хуже большинства людей.
5. Я чувствую, что гордиться мне нечем.
6. Иногда я чувствую себя бесполезным.
7. Думаю, что я отличный человек, по крайней мере, не хуже других.
8. Хотелось бы иметь возможность больше уважать себя.
9. В конечном счете я склонен чувствовать себя неудачником.
10 Я отношусь к себе положительно.

Надо помнить, что развитие человека происходит на протяжении всей его жизни и всегда есть возможность продолжать внутренне расти, отдаваться работе. С возрастом социальная активность и познавательные функции не претерпевают изменений (теория активности Neugarten et ai.,1968), если есть здоровье и удовлетворенность жизнью. Основное достояние человека в том, что познавая себя, мы накапливаем знания и мудрость продолжая социальную активность во всех видах частной и социальной деятельности.

Подражание
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/podrazhanie
Дети подражают родителям во всем, особенно когда это весело.
Подражание -неосознанное копирование человеком (чаще детьми)поведения(моделей и деталей поведения), личностных особенностей, эмоций и реакций окружающих людей (иногда и животных).
Рефлекс или инстинкт?
Подражание, по видимому, врожденная склонность человека, схожий скорее с инстинктом, нежели с рефлексом (смотри Рефлекс и инстинкт). Механизмы подражания срабатывают сами собой и не нуждаются в дополнительной стимуляции. С возрастом инстинкт подражания частично затухает и становится управляемым со стороны головного мозга, но все же сохраняется до конца жизни в той или иной степени и частично происходит неуправляемо.
Подражание как форма обучения и воспитания
Подражание - естественная форма и обучения, и воспитания. Подражая, дети впитывают то, что их окружает и что привлекает их внимание. На детей больше влияет не то, что вы им говорите, а то, что вы им реально предъявляете, показываете. Смотри Обучение на моделях, викарное научение
Викарное научение

Викарное научение
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/vikarnoe_nauchenie
Викарное научение (англ. vicarious learning) - введенное американским психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением других людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления. Иногда vicarious learning переводится как «косвенное научение»; более меткое, но семантически зауженное, название - «обучение на чужих ошибках». Викарное научение не следует полностью отождествлять с подражанием.
Что влияет на викарное научение
Викарное научение происходит в результате моделирующих влияний трех типов:
Семейное
Ребенок - жертва жестокого обращения родителей - агрессивно ведет себя с ровесниками, а став взрослым, избивает собственных детей. Такое поведение может быть усвоено им от собственных родителей.
Субкультурное
Субкультурное моделирование можно пояснить на следующем примере: глядя на агрессивное поведение сверстников, подросток начинает вести себя точно так же.
Символическое
Символическое моделирование в процессе просмотра телевизионных передач, чтения газет и комиксов также служит важным источником выученной агрессии.
Важнейшим является тот факт, что такая агрессия обычно «работает», т. е. позволяет герою добиться своей цели. Поведение агрессивной модели (будь то родитель, сверстник или телегерой) часто подкрепляется. Люди склонны перенимать такое поведение, за которое другой получают вознаграждение.
Вероятность научения возрастает, если:
Демонстрируемое поведение несложно воспроизвести, оно ясно, оно повторяется, его демонстрируют разные люди.
Тот, кто демонстрирует поведение, кажется компетентным, статусным и одного с наблюдателем возраста, пола и расы. Еще лучше, если есть дружеские отношение с тем, кто демонстрирует поведение, если тот ясно подталкивает к воспроизведению (разрешает, зовет или требует), а особенно если повторение поведения вознаграждается.

Подражание

Подража;ние - механизм социализации, следование образцу. У животных - подражательное (имитационное) научение, копирование поведения.

В психологии
За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.
Подражательное поведение может быть бессознательным - к такому, например, относится «заразительное» зевание. Может быть как направленным, так и неосознанным.
За подражанием стоят разные психологические механизмы:
в младенчестве - подражание движениям и звукам является попыткой установить контакт
в детстве - проникновение в смысл человеческой деятельности через моделирование в игре
в юности - идентификация с кумиром, принадлежность к группе
в зрелом возрасте - научение в профессиональной деятельности
В искусстве]
Основная статья: Мимезис
Подражание авторами произведений искусства как природе, так и друг другу (плагиат, пародия).
В обучении языкам
Естественный метод - обучение посредством подражания - самый древний метод обучения языкам, которым пользовались ещё до возникновения школ. В школах же господствовали классические лексико-грамматические методы. Однако уже в 19-м веке начали появляться так называемые коммуникативные методы, авторы которых (Берлиц, Гуэн и другие) ставили задачу - научить человека говорить бессознательно, не задумываясь, не строя фразы и не переводя в уме слово за словом.
Развитием коммуникативных методов явился метод суггестопедии Георгия Лозанова, появившийся в 1960-е годы в Болгарии. На его основе российские учёные-языковеды Игорь Шехтер и Галина Китайгородская создали свои оригинальные подходы к обучению языкам: И. Ю. Шехтер - «эмоционально-смысловой подход», Г. А. Китайгородская - «метод активизации резервных возможностей личности и коллектива».

Мимесис
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Ми;месис, или мимезис, (др.-греч. ;;;;;;; - подобие, воспроизведение, подражание) - один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле - подражание искусства действительности.

Античность
Владислав Татаркевич выделяет четыре основных значения для греческого слова в классический период:
1. первичное (обрядовое)
2. подражание способу действия природы (Демокрит)
3. простое копирование (Платон)
4. творческое воспроизведение (Аристотель)
Обряд
Древнейшее из них, как показали уже кембриджские ритуалисты и в особенности Джейн Эллен Харрисон, было далеко от «подражания» и относилось к культовому действу жреца дионисийских мистерий, составлявшему синкретическое единство танца, музыки и пения. Первичное значение, таким образом, было скорее «выразительное представление».
Демокрит
В V веке до н. э. слово «мимесис» из языка культа пришло в философский язык. Для Демокрита это скорее технический, чем эстетический термин: люди в ткачестве подражают пауку, в строительстве - ласточке, в пении - лебедю и соловью. Такое понятие особого распространения не получило, а позже появлялось у Гиппократа и эпикурейцев, особенно у Лукреция. «Материалистическая» линия Демокрита-Лукреция возрождается в позитивистской социологии Гюстава Ле Бона (англ.)русск. И Габриэля Тарда («психология толп (англ.)русск.»), а оттуда проникает в историософию Арнольда Тойнби и философию Рене Жирара.
Платон]
У Платона встречается и старое обрядовое значение термина, но постепенно под влиянием Сократа он начинает применять его по отношению к скульптуре, живописи и поэзии; сначала ограниченно (например, «подражательной» называл лишь трагедию, аэпическую поэзию - описательной), но в конечном счете расширяет его рамки до всех трех искусств полностью.
При этом мимесис становится у Платона актом пассивного копирования внешней стороны (видимости) вещей. С его точки зрения, подражание - это не тот путь, который ведет к истине.
Аристотель
Аристотель трансформировал платоновскую теорию, утверждая, что, подражая вещам, искусство может представить их более красивыми или отвратительными, чем они есть, что оно может (и даже должно) ограничиваться их общими, типичными, необходимыми свойствами.
Он различал три вида подражания, которые пришли в эстетику европейского искусства. Он говорил, что поэт, как и художник, или «должен изображать вещи так, как они были или есть, или как о них говорят и думают, или какими они должны быть».
Эллинизм
Теория подражания была продуктом классической эпохи в Греции. Эллинистическая и римская эпохи в принципе ее сохранили, но вместе с тем выдвинули против нее возражения и контрпредложения. Например, Филострат Старший считал воображение действием более мудрым, чем подражание, ибо подражание определяет единственно то, что увидено, а воображение то, что не видели.
Средние века
Ранние и крайние христианские мыслители, такие как Тертуллиан, считали, что Бог запрещает делать какие-либо рисунки этого мира; схожим образом думали иконоборцы. От таких крайностей схоласты были свободны, зато они считали, что духовные узоры выше, ценнее материальных. При таких предпосылках теория подражания отошла на второй план, а термин «подражание» (лат. imitatio) употреблялся редко. Однако он возрождается у гуманистов XII века. Иоанн Солсберийский в согласии с древними определяет изображение как подражание. Классический же тезис, что «искусство подражает природе» («ars imitatur naturam») прежде всего провозглашал без ограничений великий последователь Аристотеля Фома Аквинский.
Ренессанс
В эпоху Возрождения подражание вновь стало основным понятием теории искусств, а теория подражания достигла своего апогея. С начала XV века теория подражания была воспринята пластическими искусствами (Леон Баттиста Альберти, Леонардо да Винчи, Джироламо Кардано). В отношении литературы понятие подражания используется с середины XVI века, после усвоения «Поэтики» Аристотеля.
Теория подражания сохраняла свои позиции в теории искусств по крайней мере на протяжении трех столетий. Все же в этот период она не была однородной теорией, и не только потому, что в теории пластических искусств (англ.)русск. у нее был один оттенок, а в поэтике - другой (более школьный). С самого начала одни ее понимали по Аристотелю, а другие - по Платону. В интерпретации Альберти искусство более подражало законам природы, чем ее внешнему виду. В интерпретации Скалигера - ее нормам. Торквато Тассо, серьёзно интересовавшийся подражанием в поэзии, знал, что в искусстве оно является сложной процедурой, поскольку слова (parole) повторяют понятия (concetti), и лишь потом они повторяют вещи (cose).
Нововведением Ренессанса, важным в последствиях, был тезис: подражать следует не только природе, но также и прежде всего тем художникам, которые лучше других умели ей подражать, то есть древним. Девиз подражания античности появился уже в XV веке, а в конце XVII он почти вытеснил девиз подражания природе. Это было наибольшее изменение в истории понятия подражания. Теорию искусства из классической оно превратило в академическую. Принцип подражания появлялся и в двойной, компромиссной формуле: следует подражать природе, но так, как ей подражала античность, то есть лепить по образцуАполлона Бельведерского, писать как Цицерон. В XV и XVI веках стремились к имитации античности прежде всего в поэзии, а в XVII и XVIII - в пластических искусствах.
Баттё
Венцом теории подражания стала книга Шарля Баттё «Изящные искусства, сведенные к единому принципу» (Les beaux arts reduits ; un seul principe, 1746), обобщившая принципы теории и раздвинувшая ее рамки также на архитектуру и музыку. Баттё считал подражание, с одной стороны, достоверным копированием природы, а с другой - выбором в натуре, подражанием исключительно прекрасной природе.
Реализм
Но уже Дидро подвергает теорию подражания существенной коррекции: он считает, что хорошее искусство воссоздает действительность не прекрасную, но настоящую. Это уже начаток теории реализма, процветавшей в XIX веке. Она замещает требование подражания природе метафорой отражения и лозунгом познания. Это заметно и в творческой практике Стендаля иБальзака, и в манифестах Шанфлёри, и в трактате Чернышевского. Несмотря на различия, реализм был новой версией старой теории: идеей мимесиса повседневной реальности в ее социально-экономических аспектах.
Цитаты
«Я чувствую, что литература должна отражать жизнь, и что ее модус - это классический акт мимесиса, подражания действию», - Роджер Желязны.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: