Как правильно формулировать вопросы. Правильно сформулированный вопрос

О «ЛОГИКЕ У ЛОГИКА» – И «БЕДНЯЖКЕ ЛОГИКЕ» В «ГРУППЕ ЛОГИКОВ»

Приветствую Вас, Вениамин! Доброго Вам здоровья! С Вашего позволения, я сразу к делу.

Спрашиваю Вашего согласия на использование ссылок на Вашу монографию «Вот две строки» и публикацию выдержек из нее в Гайдпарке (Интернете) – разумеется, с указанием Вашего авторства, – в целях популяризации (с чего-то надо начинать) и приобщения «наших мыслителей» к НАУКЕ О СТРОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. Исходя из того, что «Решение очень сложное – начинать с Образования – себя Строить».

Есть конечно опасение, что научный труд будет «растащен на цитаты». Но исхожу из Вашего же замечания «Я не в претензии – пусть люди учатся» (опять же, как-то надо начинать).

Насколько понял из самой монографии, в открытом доступе она не публиковалась. У меня готов материал статьи «Правильно сформулированный вопрос», подготовленный по ходу и в русле дискуссий, ведущихся в «группе логиков» в Макспарке в сообществах «Информация» и «Анализ деятельности». С уважением. Сергей Андриенко. 23.06.2013

В.Т.: Вы можете делать всё. Токалин

С.А.: Спасибо за карт-бланш. Не пропадайте.

В.Т.: Я всегда на связи.

С.А.: ОК.

«Формулировка вопроса имеет в себе решение» (Маркс).

«Правильно сформулированный вопрос уже содержит в себе ответ» (Токалин).

Как я сам понимаю этот «рабочий инструмент логика», ставший «камнем преткновения» для «группы логики».

Формулу не следует понимать буквально, упрощенно.

Сам вопрос конечно же не содержит в себе никакого ответа, – иначе просто не было бы и самого вопроса. Но его формулировка, при определенных условиях, действительно может иметь в себе решение. Ответ на заданный самому себе вопрос сам приходит в голову вследствие логического исследования вопроса. И для этого вовсе не нужны никакие «девятки в девятой». Почему и не вошли в свое время ни автор, ни, позднее, В.Токалин в команду Банка интеллекта, заведомо обреченную на безуспешное «решение любых задач»... Но вернемся к формулировке вопроса.

1. Включаем логику. Логика – это последовательность соответствий. «Следует применять Логику как движение, создающее ЛОГИЮ – однозначное Понятие и однозначное Определение» (В.Токалин. Здесь и далее цитируются выдержки из его монографии).

2. Правильная формулировка вопроса (проблема, задача – это тоже вопрос) задается аналитикой (аналитической логикой), анализом вопроса.

3. Сама правильность задается изначальной объективной однозначностью выявленного в ходе анализа исходного посыла – принципа.

4. От принципа и в соответствии с принципом выстраивается последовательность соответствий – то есть логика (однозначная последовательность) формулирования вопроса. Дающая такое же однозначное (принципиальное, правильное) определение вопроса. Отчего ответ на вопрос становится самоочевидным. И снимает уже сам вопрос, и открывает решение. «Решение точное, единственное. Никаких толкований, интерпретаций, приближений... И Катастроф…».

И еще раз, популярно. «Проблема – это неправильно сформулированный вопрос». Чтобы проблема перестала быть проблемой, нужно ИЗНАЧАЛЬНО критично отформатировать содержащийся в ней вопрос. Чтобы вопрос перестал быть вопросом, нужно отследить его логическую выстроенность (что называется, «проверить алгеброй гармонию»). Чтобы задача стала решением, ее нужно включить в логический ряд. Задача вытекает из проблемы. Проблема – из недоформулированного вопроса. «Неправильный» вопрос – из безОБРАЗного (не принципиального) формулирования… Ответ на вопрос дает логика формулирования вопроса. И наоборот. Вопрос вне логики его формулирования демонстрирует идиотию (указывает на невежество). Не умея в проблемных вопросах находить решение, мы (общество) до сих пор боремся с проблемами (руками власти). Все более усугубляя свое положение и приближая Катастрофу…

«Жизненные» примеры не привожу – логикам должно быть понятно в логике. Есть ВОПРОСЫ? У автора не было даже таких разъяснений. «Включи свою сображалку и ты получишь ответ».

Сегодня мы научимся правильно формулировать вопросы на примерах.

Мы расскажем вам несколько способов формулирования правильных вопросов, приведем несколько примером использования тех или иных методик.

Найдем тонкую границу между правильной и неправильной формулировкой постановки вопросов.

Цель: правильно формулировать вопросы.

  • Записав формулировки вопросов, вы сможете достичь намного лучшего результата.
  • Чем чаще вы будете менять формулировки, тем более расширится ваш взгляд на проблему.
  • Убедитесь, что на протяжении всего процесса поиска идей постановка вопроса остается понятной всем участникам.

Заменяем слова

  1. Задача: заменяя основные понятия, открывать новые перспективы рассмотрения темы.
  2. Вспомогательные: писчая бумага.
  3. Длительность: 10-40 минут

Процесс:

  • Запишите тему в форме вопроса. Начните словами «Каким образом мы могли бы достичь…»»
  • Замените основные понятия схожими по смыслу и понаблюдайте как изменится постановка вопроса.
  • Изменяйте основные понятия до тех пор, пока не найдете самую подходящую формулировку.

Пример постановки вопроса с заменой отдельных понятий:

Как мы могли бы достичь того, чтобы …

… ресторан гостиницы посещало бы больше туристов?

… у нас обедало больше гостей?

… наше заведение стало более привлекательным для туристов?

… в нашей гостинице останавливалось больше людей?

Расширяем перспективы

  1. Задача: сформулировать вопрос с различных точек зрения. Формулировка вопроса всегда зависит от перспективы, с которой он рассматривается.
  2. Длительность: 10-30 минут

Процесс:

  • Сначала сформулируйте вопрос со своей собственной точки зрения.
  • Представьте себе, что вы Наполеон, клоун или кочевник.
  • Сформулируйте вопрос, как это, по-вашему мнению, сделали бы названные персоны. Как это сделал бы Наполеон?
  • Сформулируйте вопрос как минимум с трех различных перспектив.
  • Попробуйте свести все три формулировки в одну.

Пример:

Поиск подарка на день рожденья подруге с помощью постановки вопроса с различных точек зрения:

Наполеон:

Каким подарком я мог бы удивить мою подругу и весь мир?

Каким подарком я мог бы рассмешить ее?

Кочевник:

Какой подарок маленький, легкий и упрощает жизнь?

Другие возможные точки зрения:

Папа Римский, инопланетянин, учитель, журналистка, инвестор, профессор, Билл Гейтс, клиент, Зигмунд Фрейд, президент, музыкант, Альберт Эйнштейн, судья, нищий, ребенок, консультант, актер, ученица.

Образы вместо слов

  • Задача: представить вопрос в виде картинки.
  • Вспомогательные средства: писчая бумага, фломастеры.
  • Длительность: 5-20 минут

Процесс

  1. Сначала сформулируйте вопрос письменно. А теперь попробуйте представить его в виде картинки. Как вы видите тему? Как можно объяснить ее в образах?
  2. Проведите дискуссию в группе и обсудите зарисовки. Сформулируйте общее представление, к которому пришли участники и зафиксируйте его письменно.

Зачем?

  • Задача: разобраться в основаниях темы и открыть для себя ее дополнительные аспекты.
  • Вспомогательные средства: писчая бумага.
  • Длительность 10-20 минут

Процесс

  1. Задайте себе вопрос «Зачем?» относительно вашей темы. Задайте себе вопрос «Зачем?» относительно ответа на первый вопрос. Задайте себе вопрос «Зачем?» относительно ответа на второй вопрос. Задайте себе вопрос «Зачем?» относительно ответа на третий вопрос, и т.д.
  2. Продолжайте пока не исчерпаете тему и не найдете удовлетворительный ответ. Запишите результаты.

Пример постановки вопроса «Зачем?» относительно заданной темы.

Зачем мы хотим продавать больше велосипедов? - Чтобы увеличить число продаж.

Зачем мы хотим увеличить число продаж? - Чтобы получить больше прибыли.

Зачем мы хотим получить больше прибыли? - Чтобы получать более высокую зарплату.

Зачем мы хотим получать более высокую зарплату? - Чтобы повысить наш уровень жизни.

Зачем мы хотим повысить наш уровень жизни? — …

Ожидания, требования

  • Задача: определить, какие требования обязательны, а какие — нет.
  • Вспомогательные средства: писчая бумага.
  • Длительность 20-40 минут

Процесс:

  1. Начертите таблицу с тремя графами.
  2. Озаглавьте графы: «Обязательно», «Желательно»», «Супер!»»
  3. «Обязательно»: все требование, которые рассматриваются как непременные.
  4. «Желательно»: аспекты, превосходящие само собой разумеющиеся требования.
  5. «Супер!»: неожиданные или желательные представления.
  6. В процессе поиска новой идеи в первую очередь интересны пункты «Желательно» и «Супер!».

Выбор словесной формулировки - это процесс облачения желаемого содержания и структуры вопроса в слова, которые легко поймут респонденты. Принятие решения о формулировке возможно, самое критичное и трудное задание при разработке анкеты. Если вопрос плохо сформулирован, респонденты могут не отвечать на него или ответить неправильно. Первая возникающая здесь проблема, известная как проблема нсответа (item nonresponse), может затруднить анализ данных. Вторая проблема - ошибка наблюдения, рассматривалась выше. Если респонденты и исследователь по-разному понимают суть вопроса, результаты могут быть серьезно искажены.

Во избежание появления этих проблем рекомендуем следующее: определить предмет вопроса, использовать обычные слова, избегать многозначных слов, наводящих вопросов, скрытых альтернатив, скрытых допущений, обобщений и приблизительных оценок, использовать отрицательные и негативные утверждения.

Определение предмета вопроса

Вопрос должен отчетливо отражать предмет, интересующий маркетолога. Начинающим журналистам советуют при определении предмета своего материала использовать слова "кто", "что", "когда", "где", "почему", "каким образом" (шесть W - who, what, when, where, why, way). Аналогичным образом необходимо поступать и при определении предмета вопроса.

Рассмотрим следующий вопрос:

Какую марку шампуня вы используете? (неправильно)

На первый взгляд вопрос сформулирован достаточно четко, но при анализе с точки зрения "кто, что, где и когда" можно прийти к другому выводу. "Кто" в этом вопросе относится к респонденту. Не совсем ясно, обращается исследователь к респонденту или вопрос относится к предпочтениям всей семьи. "Что" относится к марке шампуня. А что если респондент использует несколько марок шампуня? Какую марку он должен назвать: наиболее предпочтительную, наиболее часто используемую, последнюю используемую или первую приходящую на ум? "Когда" тоже не определено: имеет ли исследователь в виду последнее время, последнюю неделю, последний месяц, последний год или когда-либо? Что касается "где", то предполагается, что шампунь используется дома, но и эта формулировка недостаточно четко определена. Лучшей формулировкой вопроса будет:

Какая марка или марки шампуней использовались вами лично в течение последнего месяца? Если использовалось несколько марок, перечислите, пожалуйста, все.(правильно)

Использование простых слов

В анкете нужно использовать простые слова, соответствующие словарному запасу респондента. При выборе слов следует помнить, что средний американец имеет среднее образование. Для некоторых групп респондентов уровень образования еще ниже. Например, в сельской местности мы осуществляли проект по заказу ведущей телекоммуникационной компании. Уровень образования в этих районах даже ниже среднего и находится на уровне шести-восьми классов. Следует также избегать использования технического жаргона. Большинство респондентов не понимают специальной терминологии маркетинга. Например, вместо формулировки вопроса

"Адекватно ли организовано распространение безалкогольных напитков с вашей точки зрения?"1

(неправильно)

лучше использовать формулировку

"Считаете ли вы, что безалкогольные напитки доступны в ю местах, где вы хотели бы их купить?"

(правильно)

Использование однозначных слов

Слова, используемые в анкете, должны иметь одно значение, известное респондентам. Некоторые слова, на первый взгляд, недвусмысленные, имеют различные значения для разных людей, например, "обычно", "нормально", "часто", "регулярно", "случайно" и "иногда", Рассмотрим следующий вопрос:

Сколько раз в месяц вы обычно посещаете универмаг?

Случайно

Регулярно (неправильно)

Данные опроса могут исказиться ошибочным ответом, поскольку понимание предлагаемых вариантов ответа разными респондентами может быть разным. Три респондента, покупающие раз в месяц, могут выбрать для ответа категории; случайно, иногда, часто. Правильно сформулированный вопрос.

Сколько раз в месяц вы обычно посещаете универмаг? __ Меньше одного раза

1 или 2 раза

3 или 4 раза Больше четырех раз (правильно)

Примечательно, что данную формулировку одинаково воспримут все респонденты. Категории ответа объективно сформулированы, и у респондентов больше нет возможности интерпретировать их по-своему.

При выборе слов исследователь использует словарь, подбирает синонимы, а также задается следующими вопросами при рассмотрении каждого отдельного слова.

Значит ли оно то, что на самом деле имеется в виду?

Имеет ли оно какие-либо другие значения?

Если да, то ясно ли из контекста значение, которое на самом деле имелось в виду? А. Имеет ли данное слово другие варианты произношения?

Есть ли слова со схожим произношением, которые можно перепутать с данным словом?

Можно ли подобрать более простое слово или фразу?

Устранение направляющих и искажающих вопросов

Направляющий вопрос (leading question) - это вопрос, наталкивающий респондента на определенный ответ, например, следующим образом:

Как БЫ считаете,.могутли патриотически настроенные американцы покупать импортируемые автомобили, тем самым уменьшая количество рабочих мест в нашей стране?

Не знаю (неправильно)

На подобный вопрос большинство опрашиваемых ласт отрицательный ответ. Действительно, как же могут патриотически настроенные американцы выступать за сокращение рабочих мест в стране? Таким образом, вопрос не поможет выяснить предпочтения американцев относительно отечественных и импортированных автомобилей. Лучшей формулировкой вопроса будет следующая:

Думаете ли вы, что американцам следует покупать импортные автомобили?

Искажение происходит и в тех случаях, когда респондентам известно, кто заказчик проекта. Опрашиваемые склонны давать благоприятные ответы об организаторах исследования. Вопрос: "Является ли Colgate вашей любимой пастой?" - скорее всего приведет к искаженным результатам в пользу Colgate. Причиной искажения может также послужить и упоминание престижной или не престижной организации или имени. Пример вопроса с упоминанием организации: "Согласны ли вы с Американской стоматологической ассоциацией, что Colgate эффективно предотвращает возникновение кариеса?" Для устранения искажения следует сформулировать вопрос следующим образом: "Эффективно ли зубная паста Colgate предотвращает появление кариеса?".

Устранение скрытых альтернатив

Альтернатива, не представленная среди вариантов ответа, - это скрытая альтернатива (implicit alternative). Преобразование скрытой альтернативы в открытую увеличивает процент людей, выбравших ее, как это показано ниже на примере.

Нравится ли вам при поездках на небольшие расстояния пользоваться услугами авиатранспорта?

Нравится ли вам при поездках на небольшие расстояния пользоваться услугами авиатранспорта или вы предпочитаете автомобиль?

В первом вопросе альтернатива использования автотранспорта скрыта, а во втором - открыта. На первый вопрос, вероятно, будет получено больше положительных ответов, чем на второй,

Следует избегать вопросов со скрытой альтернативой, если нет обоснованных причин для их использования ,"es":["uaVD5YQ7htA","uaVD5YQ7htA","uaVD5YQ7htA","OJPrmBjwoQA"],"pt":["YO4VJP9Ddy0","IYyw9JxYwbk","_2zxtgoc2AA"],"fr":["4tYHwD4w2js","4JtibXoQIZs"],"pl":["WUuolNNZ-7M"],"ro":["GWcy4evkNdE"],"lt":["njyVHiDyy3M","_7uFpaNKrWo","njyVHiDyy3M"]}

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: