Гимнастика для суставов ребенку до 9 месяцев. Самостоятельное поднимание выпрямленных ног

Рассмотрены симптомы, причины возникновения и способы диагностики маловодия и многоводия.

Первым, с чем сталкивается будущий малыш в мамином организме, становится вода. Врачи ее называют амниотической жидкостью. Она обеспечивает малыша всем необходимым и выполняет множество функций.

Откуда берутся околоплодные воды и из чего они состоят?

После имплантации оплодотворенной яйцеклетки в матку, растет не только эмбрион, но и образуются плодные оболочки, плацента и жидкость в которой будет находиться кроха.

Вода образуется из плазмы крови беременной женщины. Можно сказать, что организм отфильтровывает все ненужное с плазмы и этой жидкостью с новым составом обеспечивает ребенка.

Состав амниотической жидкости:

  • 97% обычная вода
  • Протеины
  • Аминокислоты
  • Минералы
  • Гормоны
  • Моча ребенка

Состав жидкости, в зависимости от срока беременности, меняется. Причем если на ранних сроках жидкость действительно напоминает плазму крови, то уже к концу беременности вода содержит очень много мочи плода. Ребенок каждый час заглатывает около 20 мл амниотической жидкости. До 14 недель вода проникает в организм ребенка через кожу. Позже, кожа ороговеет, и жидкость попадает по другим каналам.

Участие околоплодовых вод в родовом процессе

В первом периоде схваток вся вода разделена на две части. Первая часть находится непосредственно под головкой плода и упирается в шейку матки.

  • Пузырь с жидкостью растягивает маточный зев и провоцирует раскрытие матки
  • При недостаточном количестве воды давление на маточный зев минимальное, соответственно раскрытие происходит очень медленно. Родовой процесс замедляется, акушерка констатирует слабую родовую деятельность. Это состояние опасно гипоксией плода и различными родовыми травмами. В таком случае врачи прибегают к амниотомии, проще говоря, прокалывают пузырь
  • Во время того как разрывается пузырь, вода омывает родовые пути женщины, обеспечивает скольжение ребенка во время появления на свет
  • Остальная часть жидкости до самого рождения продолжает защищать ребенка. Она выливается во время рождения

При стремительных родах некоторые дети рождаются «в рубашке», это плодный мешок с водой, который не успел лопнуть.



Функции околоплодовых вод во время беременности: 7 основных функций

Амниотическая жидкость является не только питанием для крохи, она выполняет еще множество функций:

  • Защищает от механических повреждений
  • Препятствует проникновению громких звуков
  • Является источником полезных веществ
  • Обеспечивает постоянную температуру для малыша
  • Участвует в обмене веществ
  • Запускает процесс родовой деятельности
  • Омывает родовые пути, очищая их и делая скользкими



Каким должен быть объем околоплодовых вод? Чем грозит избыток и недостаток вод?

Количество амниотической жидкости меняется с ростом ребенка. Соответственно объем жидкости постепенно увеличивается:

  • В 10 недель количество воды совсем небольшое. Ориентировочно это чайная ложка
  • К 14 неделям объем воды составляет полстакана
  • В 25 недель количество воды поместится в пол литровую банку
  • К 30 неделям это 0,7 л
  • Перед родами количество воды примерно 800-1500 мл

Конечно, количество амниотической жидкости зависит от телосложения мамы и генетических факторов. Но при значительном превышении допустимого объема, врачи диагностируют многоводие. Это состояние очень опасное и может привести к таким последствиям:

  • Преждевременные роды
  • Неправильное положение плода в утробе
  • Маточные кровотечения
  • Осложнения во время родов. Часто происходит отслоение плаценты или выпадание пуповины

Но опасно не только чрезмерное количество околоплодных вод, но и их недостаток. Обычно встречаются такие нарушения при маловодии:

  • Деформация костной ткани плода
  • Асфиксия, которая приводит к нарушениям в работе нервной системы
  • Неправильное развитие конечностей плода



Как диагностировать многоводие?

Определить неладное можно уже на 30 недели беременности. Врач это может сделать при плановом осмотре.

  • При чрезмерном количестве воды живот большего размера, напряжен
  • При похлопывании живота с одной стороны, слышен шум с другой стороны
  • Сердечный ритм прослушивается плохо, его заглушают булькающие звуки
  • Матка напряжена, части тела ребенка пощупать невозможно
  • Если дно матки расположено намного выше, чем должно, то доктор может повести осмотр на кресле, для диагностики напряженности плодного пузыря

Но обычно врач женской консультации волнуется и не проводит вагинального осмотра во избежание нежелательных последствий. Беременную направляют на УЗИ.

Во время такого метода диагностики, при помощи ультразвукового датчика измеряют количество воды с четырех сторон от плода. После этого проводят подсчеты и выводят индекс амниотической жидкости. Если он больше 24 см, то — это многоводие. По другой методике расчета многоводие диагностируют при величине ИАЖ 8 см.



Чем может грозить многоводие плоду и беременной женщине?

Это опасное состояние, и чем больше воды, тем выше вероятность осложнений:

  • На ранних сроках при остром многоводии плод погибает
  • На поздних сроках чрезмерное количество амниотической жидкости приводит к разрыву матки
  • Неправильное положение плода
  • Риск обвития шеи ребенка пуповиной из-за его чрезмерной свободы
  • Поздний гестоз
  • Отеки у матери
  • Приступы рвоты
  • Постоянная изжога
  • Во время родов ребенок может занять косое положение, что чревато родовыми травмами
  • Снижение тонуса матки во время родов. Схватки очень слабые и женщина не может родить

Все это заканчивается преждевременными родами, экстренным кесарево сечением, или использованием щипцов, что может стать причиной инвалидности ребенка.



Особенности ведения беременности при многоводии: чего следует избегать беременной женщине?

При критическом многоводии лечение проводится в стационаре. В больнице определяют причины многоводия.

  • Если это инфекция, то беременную лечат антибиотиками
  • Если многоводие обусловлено резус-конфликтом, то вводят специальные препараты, указанные в протоколе
  • Часто многоводие обусловлено патологией плода. В таком случае женщину готовят к прерыванию беременности
  • Вместе с устранением причины многоводия, в стационаре вводят препараты, чтобы восстановить недостаток кислорода и питательных веществ у плода. Это сосудорасширяющие препараты, оксибаротерапия, антиоксиданты, витамины

Беременной при диагностировании многоводия не стоит отказываться от госпитализации. Это опасно для матери и плода. Никакие диеты и правильное питание не лечат многоводие. Необходимо найти причину и устранить ее, а это можно сделать лишь в стационаре.



Маловодие: причины и симптомы

Маловодие диагностируется очень плохо. Соответственно имеется риск усугубления проблемы с ростом плода. При выраженном маловодии у беременной наблюдается:

  • Тошнота
  • Сухость во рту
  • Боль при движении плода

Диагностировать или заподозрить маловодие может врач на плановом осмотре. Основными признаками маловодия являются:

  • Очень маленькие размеры живота
  • Дно матки находится очень низко
  • Слабая подвижность плода
  • Причины маловодия:
  • Пороки развития плода
  • Патологии плода
  • Хронические недуги матери
  • Патологии плаценты

Соответственно необязательно маловодие обусловлено плохим здоровьем матери, ведь плод тоже участвует в образовании и обновлении амниотической жидкости. Чаще всего при маловодии диагностируют проблемы выделительной системы у плода. Это может быть отсутствие почек, дисплазия почек, недоразвитость лоханки или уретры плода. То есть ребенок не может нормально перерабатывать жидкость и выводить ее из организма.


Какие проблемы могут возникнуть из-за маловодия и как их диагностировать?

В 50% случаев беременность при маловодии заканчивается преждевременными родами.

  • Из-за недостатка воды малыш не защищен от механических повреждений
  • Он не может свободно передвигаться внутри матери, соответственно имеет место задержка развития
  • Часто наблюдается косолапость и искривление позвоночника у плода
  • Нередко происходит сращивание стенок плаценты с плодом. При этом возможны уродства плода

Чтобы вовремя предупредить патологии развития плода, проводят внеплановое УЗИ. Если у ребенка диагностируют какую-то серьезную патологию, беременную готовят к аборту по медикаментозным показаниям. Если причиной маловодия является ожирение, сахарный диабет или какая-то болезнь женщины, назначают лечение. При незначительном маловодии беременную лечат амбулаторно, госпитализация не требуется.


Придерживайтесь всех рекомендаций врача. Нередко причиной развития патологии является недоразвитость плода. Не отказывайтесь от амниоцентеза. Это манипуляция, в процессе которой берутся на анализ околоплодные воды. В ходе исследований можно не только убедиться в правильности диагноза, но и определить состояние ребенка.

Если доктор назначает диету, старайтесь ее придерживаться. Важно правильно питаться и не переедать при сахарном диабете и ожирении.

Маловодие и многоводие – серьезные нарушения, которые могут привести к преждевременным родам и уродству плода. Не пускайте все на самотек и не пропускайте плановые осмотры и скрининги. Ранняя диагностика поможет вам сохранить беременность и родить здорового малыша.

ВИДЕО: Многоводие при беременности

Каждая женщина, ожидающая появления малыша, должна понимать значимость околоплодных вод ведь они выполняют много полезных и значимых для жизни функций. Существуют патологии, которые нельзя оставлять без внимания.

Значение околоплодных вод обосновано их необходимостью для нормального развития малыша. Этот факт доказан множеством медицинских исследований. Патологии могут привести к серьезным нарушениям в развитии плода, поэтому каждое дает возможность держать под контролем состояние и объем околоплодных вод.

Забеременев, женщина должна понимать, что первой стихией для ребенка является водная. Все 9 месяцев вынашивания плод обитает в околоплодных водах. Малыш там развивается, растет, у него формируются все органы и системы. Данная среда обитания имеет большое значение для ребенка.

Амниотическая жидкость удовлетворяет потребности младенца и носит данные о состоянии и иммунитете малыша. Околоплодные воды при беременности имеют очень большой перечень функций обновления и поддержание иммунитета, необходимых как маме, так и ребенку. Именно поэтому нельзя игнорировать тревожные симптомы, которые могут свидетельствовать о проблемах.


Функции околоплодных вод:

  • Терморегулирующая функция необходима для малыша, ведь для нормального развития ребенка должна поддерживаться оптимальная температура в утробе – 37 градусов.
  • Иммунная защита. Околоплодная жидкость имеет в составе все необходимые компоненты для развития и защиты малыша.
  • Механическая функция защищает малыша от влияния внешних факторов. Благодаря ей обеспечивается комфортное пребывание ребенка в утробе.
  • Функция защиты пуповины в значительной мере смягчает толчки. Также благодаря околоплодной жидкости пуповина защищена от механических воздействий.
  • Герметическая изоляция от инфекций. Благодаря жидкости малыш находится под надежной защитой.
  • В околоплодных водах также присутствуют элементы, которые не допускают сращивания частей тела малыша.
  • Функция обеспечения оптимального развития не менее важна. Благодаря этому малыш растет, развивается и получает все необходимые элементы.
  • Поддержка обмена веществ.
  • Формирование кровеносной системы плода.
  • Профилактика кровотечений.
  • Благодаря структуре и составу околоплодной жидкости облегчается .

Состав

Около 97% околоплодной жидкости — вода, в ней имеются такие элементы, как протеины, соли. Также присутствуют частицы кожи, волосы и составляющие, называемые алкалоидами. Есть мнение, что по запаху жидкость похожа на грудное молоко.

По этой причине только появившийся на свет грудничок с точностью понимает, где мамина грудь, на уровне и по запаху. Когда появляется околоплодная жидкость, начинают работать почки ребенка, обновляются защитные силы организма малыша.

Объем

К окончанию вынашивания количество воды приближается к одному-полутора л, раз в 3 часа жидкость обновляется, при этом третью часть перерабатывает малыш. Бывают патологии, при которых объем околоплодных вод может быть больше нормы — многоводие или меньше нормы — маловодие. О причинах чуть ниже.

Цвет

По известным нормам воды в утробе должны иметь прозрачный светлый цвет. В них не должно содержаться никаких примесей. В другом случае может быть патологический процесс, который может принести вред. В случае отклонения от нормы воды могут стать мутными или зелеными.

Диагностическое значение

Околоплодные воды неспроста считаются живой средой, благодаря нахождению в которой у малышей формируется правильное функционирование органов и систем. Почки начинают свою работу благодаря тому, что младенец глотает воды, которые выводятся с мочой (в мочевом пузыре ребенка околоплодная жидкость появляется уже на ).

Через некоторое время малыш, по подобию рыбы, начинает «дышать» водой, осуществляя значимое упражнение для своей дыхательной системы, подготавливая себя тем самым к дыханию в обыкновенной среде.

Также для диагностики амниотическая жидкость может использоваться для выявления генетических заболеваний.

Патологии

Многоводие – один из видов патологических процессов при беременности. Для этого состояния характерно то, что околоплодная жидкость начинает превышать норму по объему. Точный количественный показатель жидкости определяет врач на УЗИ.

Установить 100%-ные причины данных проблем не удалось. Но при этом существует определенные группы, риск у которых получить патологию несколько выше, нежели у других:

  • Болезни хронического характера у беременной, например, диабет, сердечные заболевания.
  • Инфекции в любых органах.
  • — большой объем воды одного плода часто идет с маловодием другого.
  • Большие размеры плода.
  • Пороки в формировании ребенка.

При многоводии характерны следующие проявления: боли в животе, отдышка, отечность конечностей, слишком частый пульс. Пациентке при таких симптомах нужно будет лечь в стационар и пройти комплекс дополнительных обследований.

План и длительность лечения зависит от причины многоводия. Пациентке могут быть назначены витамины, антибиотики, мочегонные средства. В процессе лечения врач контролирует вес, давление, температуру. Назначается прохождение кардиотографии, УЗИ. Общее состояние ребенка и мамы держится под контролем, доктор следит за малейшими изменениями в здоровье пациентки.

Есть другая сторона данной патологии, называемая маловодием . Для подобного состояния характерны недостаточные объемы жидкости. Маловодие – проблема, с которой может столкнуться любая будущая мама.

Причины, которые могут спровоцировать патологию:

  • Сложные врожденные пороки почек у плода.
  • Хронические болезни будущей мамы, например, диабет, сердечно-сосудистые заболевания.
  • Инфекции в половых органах.
  • Наличие вредных привычек у будущей мамы.
  • Наличие вирусов и инфекций, перенесенный грипп.
  • Наличие позднего .
  • Патологические изменения в плаценте.
  • Многоплодное вынашивание — когда у одного эмбриона мало воды, это часто идет с многоводием другого.
  • Время, когда малыша носят больше срока (плацента устаревает, а количество вод уменьшается).

У будущей мамы, столкнувшейся с такими проблемами, могут появиться ноющие боли в области живота, шевеление плода при этом становится болезненным, ухудшается общее состояние, может появиться слабость. Важный симптом – высокая температура.

Женщина госпитализируется в больницу. Все манипуляции будут направлены на то, чтобы поддерживать малыша и будущую маму в нормальном состоянии. Благодаря специальным препаратам и процедурам приводится в норму здоровье и состояние мамы и ребенка.

Патологией является также и подтекание . Когда воды начинают подтекать раньше срока, это может привести к серьезным последствиям. К признакам данной патологии относится тот факт, что количество выделяемой жидкости становится значительно больше в процессе смены положения. Это довольно опасный процесс, поэтому пациентка в обязательно должна обратиться к лечащему врачу. Вызывают подтекание инфекции, предлежание плода и вредные привычки будущей мамы.

Еще одна патология - околоплодные воды зеленого цвета, не слишком большая редкость. Причиной таких вод может являться младенца - когда кислорода не хватает, может наступить сокращение ануса, что ведет к выделению кала у ребенка. Это придает жидкости зеленый оттенок и негативно влияет на развития малыша, который заглатывает загрязненные воды.

Итак, околоплодные воды – значимая субстанция для находящего в утробе младенца. Есть патологии, когда норма околоплодных вод при беременности превышена или снижена. Важен также цвет, состав, объем жидкости — все это имеет значение. Патологии подобного рода должны, лечится стационарно с использованием препаратов и витаминов. Для пациентки важен покой и размеренность жизни. Противопоказана чрезмерная активность и физические нагрузки.

Полезное видео об излитии околоплодных вод

Мне нравится!

В 9-месячном возрасте ребенок умеет свободно ползать, сидеть, делает первые попытки ходить как с помощью взрослых, так и самостоятельно. Это позволяет усложнить многие гимнастические упражнения, ввести в постоянное употребление гимнастические снаряды, в качестве которых можно использовать деревянную палочку, большой надувной мяч, детские пластмассовые кольца, погремушки с круглой или овальной ручкой и т. д.

Так как ребенок уже может самостоятельно сидеть и стоять с помощью опоры, упражнения можно выполнять из исходных положений сидя или стоя, что уже само по себе будет способствовать укреплению мышц ног и живот.

В 9 месяцев ребенок делает первые попытки к самостоятельному хождению. Родители должны поощрять это стремление ребенка. В первое время следует водить его за руки, давать ему опираться на любой движущийся предмет, например, на коляску. Однако ребенок может передвигаться и с помощью недвижимых предметов -г детской кроватки, манежа и т. д. Не следует пугаться, если ребенок вдруг падает. Это не опасно. В процессе падения ребенка развивается его опорно-двигательный аппарат. Не стоит сразу бежать к нему на выручку. Он должен сам постепенно учиться подниматься на ножки. Необходимо создать для ребенка благоприятные условия для самостоятельного хождения, чтобы при падении он не получил какую-либо травму. Родители должны помогать ему лишь в том случае, если ребенку еще тяжело удерживаться на ногах и он постоянно падает.

Чтобы у малыша развивалось чувство расстояния и уверенности при ходьбе, рекомендуется отойти на 2-3 метра и позвать его к себе. Если ребенок не пойдет, нужно взять в руки его любимую игрушку и снова поманить. Постепенно расстояние можно увеличить до 5 метров.

Когда ребенку исполнится 11-12 месяцев, родители должны предоставить ему возможность ходить босиком. Эта процедура не только закалит организм малыша, но будет способствовать правильному формированию стопы. Кроме того, к этому возрасту следует ввести больше упражнений, которые укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка.

Для более быстрого развития навыка ходьбы необходимо проводить упражнения, укрепляющие мышцы и связки, а для профилактики нарушения формирования стопы почаще практиковать ходьбу босиком: летом - по песку и траве, зимой - дома по неровной доске.

Как и гимнастические упражнения, массаж благотворно влияет на физическое развитие малыша. Он способствует улучшению кровообращения, повышения тонуса мышц и т. д.

При массировании ребенка первого года жизни рекомендуется использовать такие приемы, как растирание, разминание, поглаживание, вибрацию и легкое поко-лачивание. Эти виды массажа действую на организм ребенка по-разному. Например, поглаживание хорошо влияет на циркуляцию крови, улучшает сердечную деятельность, обладает сосудорасширяющим действием и т. д.

Как и массаж, многие гимнастические упражнения благотворно влияют на организм ребенка. При постоянных занятиях гимнастикой происходит укрепление сердечно-сосудистой системы, улучшается кровообращение и дыхание. Такие упражнения не только развивают двигательные навыки ребенка, но и способствуют регулированию процессов нервного возбуждения и торможения.

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ

Скользящие шаги

Методика выполнения данного упражнения подробно описана в предыдущих разделах. В указанный период его следует выполнять 6 раз.

Одновременное и поочередное сгибание и разгибание ног

Описанное выше упражнение усложняется тем, что ребенок должен самостоятельно сгибать и разгибать ноги по команде взрослого. Упражнение выполняется 6 раз сначала медленно, а затем в более быстром темпе.

Подъем выпрямленных ног до палочки

Упражнение способствует развитию мышц и суставов ног. Для его выполнения следует применять гимнастический снаряд - деревянную палочку.

Приподнять палочку на высоту прямых ног ребенка и предложить ему до нее дотянуться пальцами ног или всей ступней. Данное упражнение следует повторить 7 раз.

Поочередные и одновременные сгибания и разгибания рук

Исходное положение: сидя или стоя.

Упражнение способствует развитию мышц и суставов рук. Ребенок хватается за кольцеобразные игрушки и с помощью массажиста поочередно сгибает и разги-

бает руки. При этом можно вести 2-тактный счет и каждое движение ребенка сопровождать просчитыванием: раз - два, раз - два и т. д. Данное упражнение нужно повторить 6 раз (по 3 раза каждой рукой).

Вращения руками

Методика выполнения подробно описана в предыдущих разделах. В возрасте от 9 месяцев до 1 года ребенок должен повторять это упражнение 6 раз.

Наклоны туловища вперед с выпрямленными ногами
Исходное положение: стоя спиной к взрослому человеку, правая рука которого придерживает колени ребенка, чтобы они не сгибались, а левая находится на его животе. Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц спины, живота и ног. Для его выполнения следует применять любимую игрушку ребенка, которую следует положить у его ног. Затем взрослый должен попросить ребенка нагнуться и дотянуться до нее пальцами рук. При этом необходимо следить за тем, чтобы ноги малыша не сгибались и были прямыми. Данное упражнение нужно повторить 3 раза.

Переворот со спины на живот

Методика выполнения данного упражнения подробно описана в предыдущих разделах. В силу того что ребенок уже может осознанно двигаться, он должен выполнять это упражнение самостоятельно по команде взрослого. Данное упражнение следует повторить 2 раза: 1 раз в правую сторону и 1 раз в левую сторону.

Приподнимание туловища из положения лежа на животе

Методика выполнения данного упражнения подробно описана в предыдущем разделе. Для ребенка 9-месячного возраста его следует усложнить. Теперь при его выполнении следует применять круглые пластмассовые кольца или погремушки с круглой ручкой, которые следует вложить в ладони ребенка, а затем плавно поднять его руки через стороны вверх. Ребенок сначала приподнимет голову, затем встанет на колени, а потом уже на ноги. Данное упражнение повторить 2 раза.

Массаж спины

Исходное положение: лежа на животе.

Выполнение данной процедуры связано с поочередным применением поглаживаний, растирания, пиления и щипцеобразного растирания.

Процедура массажа начинается с нескольких поглаживаний. Затем следует приступить к растиранию. Его следует делать ладонями и кончиками пальцев. Выполнив растирание, следует вернуться к поглаживанию. После очередного поглаживания нужно перейти к пилению, которое выполняется ребрами ладоней. После нескольких движений кожа ребенка должна слегка покраснеть. Процедуру пиления необходимо закончить поглаживанием. В заключение процедуры необходимо сделать несколько щипцеобразных разминаний ягодиц и длинных мышц спины, которые, как и предыдущие приемы массажа, должны закончиться поглаживаниями. Все приемы массажа следует повторять по 3 раза.

Массаж живота

Исходное положение: лежа на спине.

Выполнение данной процедуры заключается в поочередном применении кругового поглаживания, встречного поглаживания, поглаживания по косым мышцам живота, растирания и пощипывания.

В начале процедуры следует сделать несколько круговых поглаживаний. Затем перейти к встречным поглаживаниям и лишь после этого к поглаживаниям по косым мышцам живота. Этот прием массажа нужно выполнять с помощью ладоней. После поглаживания необходимо приступить к растиранию, которое нужно выполнять кончиками пальцев. После растирания необходимо сделать несколько поглаживающих движений.

В заключение процедуры необходимо сделать несколько пощипываний вокруг пупка, которое нужно завершить несколькими поглаживающими движениями. Как уже неоднократно отмечалось выше, прием пощипывания способствует профилактике развития у ребенка грыжи.

Все приемы массажа следует повторять по 3 раза.

Данное упражнение способствует укреплению мышц живота, спины и рук. Для его выполнения нужно применять любимые игрушки ребенка.

Исходное положение: лежа на животе. Массажист кладет ребенка себе на колени так, чтобы у него провисали грудь и плечи, и просит его достать с пола игрушку или дотронуться до нее руками. Ноги малыша при этом необходимо придерживать.

Затем следует переложить ребенка с живота на спину, причем его плечи и спинка по-прежнему должны свисать с колен массажиста, положить игрушку на пол и попросить малыша достать ее или дотронуться до нее руками. Ребенок должен выгнуться назад, выполнить задание взрослого и снова разогнуться.

Приседание и вставание с поддержкой

Исходное положение: стоя на твердой поверхности.

Для выполнения упражнения следует применять округлые кольца.

Дать ребенку в руки кольца, слегка потянуть за них вниз, в результате чего малыш должен присесть. Затем подержать ребенка в таком положении 1-2 секунды и, снова потянув за кольца, помочь ему подняться. Можно заставить малыша встать на носочки, для этого его надо взять за руки и слегка приподнять. Упражнение повторить 2 раза.

Ходьба на четвереньках

Исходное положение: стоя на четвереньках.

Данное упражнение укрепляет мышцы спины, живота, рук и ног. Его следует выполнять с помощью любимой игрушки ребенка. Положить игрушку на некотором расстоянии от ребенка и попросить его взять ее в руки. Чтобы добраться до игрушки, малыш будет вынужден передвигаться на четвереньках. По мере приближения ребенка к цели игрушку следует от него отодвигать.

Ходьба с поддержкой за руки

Исходное положение: стоя на полу.

Для выполнения упражнения необходимо взять ребенка за запястья и попросить его пройти некоторое расстояние. Во время выполнения упражнения малыша необходимо поддерживать.

Массаж для ребенка 9, 10, 11, 12 месяцев-полезные советы родителям по детскому массажу на сайте Твой ребенок.ру, которые пригодятся каждому родителю, думающему о здоровье ребенка!

Краткая характеристика умений и возможностей.

Малыш быстро растет и развивается. В 9 месяцев он самостоятельно садится из вертикального положения, ползает на четвереньках, встает с опорой. К настоящему моменту ваш ребенок научился так ловко, умело, быстро и уверенно ползать на четвереньках, что его не смутит никакая поверхность.

Итак, ребенок пошел, и он заработал это право, совершенствуясь на всех предыдущих стадиях. Все ранее приобретенные навыки помоглт ему. Когда малыш только начинает делать свои первые шаги, помогите ему. Пусть, сделав 1 -2 самостоятельных шага, он попадет в ваши любящие объятия. Но первое время ребенок часто падает. Падение - неотъемлемая часть процесса обучения ходьбе. Однако многие мамы и особенно бабушки при каждом неловком движении малыша начинают выражать свою тревогу и озабоченность криками: "Осторожно! Не упади!" Дети прекрасно чувствуют страх взрослых и тоже начинают бояться ходить самостоятельно, становятся менее инициативными.

Уберите все опасные вещи из комнаты и освободите достаточное пространство для ходьбы. Предметы мебели, которые могут служить опорой, должны находиться неподалеку друг от друга так, чтобы ребенок мог переходить от одного к другому. Постепенно можно будет отодвигать их подальше, увеличивая дистанцию. Для ходьбы хорош ровный (но не скользкий) пол; плотный ковер лучше, чем ковер с длинным ворсом, До тех пор пока ребенок не будет твердо стоять на ногах, желательно не надевать ему обувь. Хотя бы дома он должен ходить босиком. Это очень важно для правильного формирования стоп и профилактики плоскостопия.

Обеспечьте малышу свободу движений, стимулируйте желание ребенка лазать, преодолевать препятствия, пусть он падает и встает из различных положений. Детский организм нуждается в разнообразных движениях в большей степени, чем взрослый. Если есть возможность, поставьте в комнате ребенка специальный детский спортивный комплекс или соорудите горку со скатом и лесенкой.

Игрушки должны быть различны по форме, по цвету и на ощупь. Специалисты по детской психологии рекомендуют предлагать ребенку предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Ребенку интересно все, что его окружает; он трогает и ощупывает разные предметы, а иногда опрокидывает или рвет их на части. Все, что малыш делает руками - собирает или разбрасывает игрушки, рвет бумагу и т. п., - развивает его интеллект и творческие задатки.

К этому возрасту ребенок не говорит еще ни слова, но уже многое понимает. Продолжайте сопровождать каждое упражнение краткой и точной речевой инструкцией-просьбой. Название действия сочетается с самим действием, и после многократных повторений ребенок запоминает название всех упражнений и в дальнейшем выполняет их по просьбе взрослого. Некоторые уже знакомые упражнения выполняются из новых исходных положений: сидя или стоя, это немного усложнит и разнообразит занятия. Массаж проводится по прежнему плану с использованием всех приемов.

Итак, основной задачей занятий с ребенком в возрасте 9-12 месяцев является: максимальное разнообразие движений и развитие самостоятельности ребенка. Используйте комплекс предложенных здесь упражнений, а также массаж и плавание.

Пятый комплекс упражнений для занятий ребенком массажем в возрасте 9, 10, 11, 12 месяцев
План занятий

1. "Бокс", 5-6 раз каждой рукой.

2. Сгибание и разгибание ног, попеременно 5-6 раз каждой ногой.

3. Поворот со спины на живот, по 1 разу в каждую сторону.

4. Массаж спины и ягодиц.

5. Поднимание туловища из положения на животе, 1-2 раза.

6. Массаж живота.

7. Поднимание выпрямленных ног до палочки, 3-4 раза.

8. Наклоны, 2-3 раза.

9. Приседания, 4-6 раз.

10. Массаж груди.

11. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно, 1-2 раза.

12. Круговые движения руками, 4-6 раз. 13- "Тачка" (ходьба на руках).

14. Обучение ходьбе.

15. Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию.

Методические замечания

1. "Бокс" в положении сидя или стоя. Сгибайте и разгибайте руки ребенка, вложив ему в кисти кольца или другие удобные для захвата игрушки. Во время выполнения этого упражнения малыш сидит или стоит.

2. Сгибание и разгибание ног попеременно делаются в различном темпе, имитируя ходьбу и бег (см. IV комплекс, упражнение 2). Ребенок выполняет эти упражнения самостоятельно или с помощью взрослого.

3. Поворот со спины на живот в обе стороны. В возрасте 9-10 месяцев ребенок поворачивается самостоятельно по просьбе взрослого: "Повернись на живот", и в ту сторону, где лежит интересующая его игрушка.

4. Массаж спины. Напомним план массажа спины и ягодичной области:

  • поглаживание по всей спине ребенка, 2-3 раза;
  • растирание подушечками пальцев и пиление по всей спине и ягодицам (до легкого порозовения кожи);
  • поглаживание, 2-3 раза;
  • разминание длинных мышц спины (вдоль позвоночника), используя щипцеобразное разминание;
  • разминание ягодичных мышц, поочередно 5-6 раз каждую;
  • поглаживание, 2-3 раза;
  • стимуляция ягодичных мышц поколачиванием или пощипыванием.

5. Поднимание из положения на животе в вертикальное положение. Вложив в кисти ребенка кольца, отведите руки ребенка в стороны и вверх к голове на уровень ушей (см. IV комплекс, упражнение 12). Ребенок поднимает голову, затем встает на колени, а потом, опираясь на одну согнутую ногу, встает во весь рост.

6. Массаж живота. Напоминаем план массажа:

  • поглаживание: круговое, встречное, по косым мышцам живота, по 2-3 раза каждый прием;
  • растирание подушечками пальцев;
  • стимулирующее пощипывание вокруг пупка;
  • поглаживание: все приемы по 2-3 раза каждый.

7. Самостоятельное поднимание выпрямленных ног. И. п.: ребенок лежит на спине. Держите палочку (или игрушку) на высоте выпрямленных ног ребенка и предложите ему дотянуться до палочки ногами, говоря: "Подними ноги". Вначале выполнение этого упражнения несовершенно: ноги ребенка согнуты в коленях, стопа распластана, живот не втянут. В таком случае прикоснитесь палочкой к ступням ребенка, побуждая его удерживать ее пальцами и поднимать ноги до прямого угла с туловищем. Упражнение становится активным и повторяется 3-4 раза в медленном темпе.

8. Наклоны. И. п.: ребенок стоит спиной к взрослому. Прижмите спину ребенка к себе. Ладонью левой руки придерживайте его колени, предупреждая сгибание ног; ладонь правой руки положите на живот - для поддержки туловища. Положите на стол перед ребенком любимую игрушку и попросите - "Наклонись, достань игрушку", побуждая малыша наклониться за игрушкой, не приседая, затем выпрямиться. Это упражнение повторяется 2-3 раза детьми, которые могут стоять без опоры, и является активной тренировкой для мышц спины ребенка.

9. Приседания. Если ребенок хорошо стоит без опоры, то возьмите его за руки и побуждайте его присесть на корточки, разводя колени в стороны, а затем встать, приговаривая: "Присядь, встань". Следите за тем, чтобы стопы ребенка полностью стояли на столе. В момент вставания поднимите руки малыша вверх, пусть он приподнимется на носки. Повторите 4-6 раз.

10. Массаж груди. Поглаживание верхней части груди, 2-3 раза. Поглаживание по межреберьям, 2-3 раза.

11. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно. Ребенок легко присаживается с поддержкой за одну руку. После 10 месяцев ребенок присаживается самостоятельно. Зафиксируйте колени ребенка руками, не давая им сгибаться. Попросите малыша: "Сядь, возьми игрушку". Если ребенок свободно садится, то упражнение делается один раз. Если же малыш помогает себе, опираясь на локоть, то повторите движение с опорой на локоть другой руки.

12. Круговые движения руками. И. п.: ребенок сидит. Это хорошо знакомое вам упражнение делайте с игрушками в медленном темпе под ритмичный счет. Затем попросите малыша сделать эти движения самостоятельно.

13. "Тачка" (ходьба на руках). И. п.: ребенок лежит на животе. Приподнимите малыша в горизонтальном положении, поддерживая его под бедра так, чтобы он опирался на ручки. Положите впереди привлекательную игрушку и побуждайте ребенка переставлять руки, приближаясь к ней. Повторите это упражнение 2-3 раза, Это упражнение укрепляет почти всю мускулатуру тела, тренирует спорность рук.

14. Обучение ходьбе. Поставьте ребенка ножками на свои ноги, спиной к себе. Поддерживайте его за плечи или под мышки. Скажите:"Давай походим" - и пройдите короткое расстояние.

15. Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию. Ваш малыш хорошо передвигается на четвереньках, усложните ему задачу, устанавливая на пути различные препятствия. Предложите подлезть под невысокий столик, стул и т. п., заинтересовывая игрушкой. Поощряйте стремление ребенка забираться на диван, кресло и т.д., спускаться с них, перелезать через подлокотники, подушки. Обучение ходьбе и лазанию лучше прово-дить вне занятий, в любое удобное время. Это игра, игра веселая и увлекательная, Активно участвуйте в ней, придумывая новые задания. Станьте сами ребенком - хоть ненадолго!

Массаж и гимнастика

В 9-месячном возрасте ребенок умеет свободно ползать, сидеть, делает первые попытки ходить как с помощью взрослых, так и самостоятельно. Это позволяет усложнить многие гимнастические упражнения, ввести в постоянное употребление гимнастические снаряды...




Как и массаж, многие гимнастические упражнения благотворно влияют на организм ребенка. При постоянных занятиях гимнастикой происходит укрепление сердечно-сосудистой системы, улучшается кровообращение и дыхание. Такие упражнения не только развивают двигательные навыки ребенка, но и способствуют регулированию процессов нервного возбуждения и торможения.

В 9-месячном возрасте ребенок умеет свободно ползать, сидеть, делает первые попытки ходить как с помощью взрослых, так и самостоятельно. Это позволяет усложнить многие гимнастические упражнения, ввести в постоянное употребление гимнастические снаряды, в качестве которых можно использовать деревянную палочку, большой надувной мяч, детские пластмассовые кольца, погремушки с круглой или овальной ручкой и т. д.

Так как ребенок уже может самостоятельно сидеть и стоять с помощью опоры, упражнения можно выполнять из исходных положений сидя или стоя, что уже само по себе будет способствовать укреплению мышц ног и живота.

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ

Скользящие шаги

Методика выполнения данного упражнения подробно описана в предыдущих разделах. В указанный период его следует выполнять 6 раз.

Одновременное и поочередное сгибание и разгибание ног

Описанное выше упражнение усложняется тем, что ребенок должен самостоятельно сгибать и разгибать ноги по команде взрослого. Упражнение выполняется 6 раз сначала медленно, а затем в более быстром темпе.

Подъем выпрямленных ног до палочки

Упражнение способствует развитию мышц и суставов ног. Для его выполнения следует применять гимнастический снаряд - деревянную палочку.

Приподнять палочку на высоту прямых ног ребенка и предложить ему до нее дотянуться пальцами ног или всей ступней. Данное упражнение следует повторить 7 раз.

Поочередные и одновременные сгибания и разгибания рук

Исходное положение - сидя или стоя.

Упражнение способствует развитию мышц и суставов рук. Ребенок хватается за кольцеобразные игрушки и с помощью массажиста поочередно сгибает и разги-

бает руки. При этом можно вести 2-тактный счет и каждое движение ребенка сопровождать просчитыванием: раз - два, раз - два и т. д. Данное упражнение нужно повторить 6 раз (по 3 раза каждой рукой).

Вращения руками

Методика выполнения подробно описана в предыдущих разделах. В возрасте от 9 месяцев до 1 года ребенок должен повторять это упражнение 6 раз.

Наклоны туловища вперед с выпрямленными ногами

Исходное положение - стоя спиной к взрослому человеку, правая рука которого придерживает колени ребенка, чтобы они не сгибались, а левая находится на его животе. Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц спины, живота и ног. Для его выполнения следует применять любимую игрушку ребенка, которую следует положить у его ног. Затем взрослый должен попросить ребенка нагнуться и дотянуться до нее пальцами рук. При этом необходимо следить за тем, чтобы ноги малыша не сгибались и были прямыми. Данное упражнение нужно повторить 3 раза.

Переворот со спины на живот

Методика выполнения данного упражнения подробно описана в предыдущих разделах. В силу того что ребенок уже может осознанно двигаться, он должен выполнять это упражнение самостоятельно по команде взрослого. Данное упражнение следует повторить 2 раза: 1 раз в правую сторону и 1 раз в левую сторону.

Приподнимание туловища из положения лежа на животе

Методика выполнения данного упражнения подробно описана в предыдущем разделе. Для ребенка 9-месячного возраста его следует усложнить. Теперь при его выполнении следует применять круглые пластмассовые кольца или погремушки с круглой ручкой, которые следует вложить в ладони ребенка, а затем плавно поднять его руки через стороны вверх. Ребенок сначала приподнимет голову, затем встанет на колени, а потом уже на ноги. Данное упражнение повторить 2 раза.

Массаж спины

Исходное положение - лежа на животе.

Выполнение данной процедуры связано с поочередным применением поглаживаний, растирания, пиления и щипцеобразного растирания.

Процедура массажа начинается с нескольких поглаживаний. Затем следует приступить к растиранию. Его следует делать ладонями и кончиками пальцев. Выполнив растирание, следует вернуться к поглаживанию. После очередного поглаживания нужно перейти к пилению, которое выполняется ребрами ладоней. После нескольких движений кожа ребенка должна слегка покраснеть. Процедуру пиления необходимо закончить поглаживанием. В заключение процедуры необходимо сделать несколько щипцеобразных разминаний ягодиц и длинных мышц спины, которые, как и предыдущие приемы массажа, должны закончиться поглаживаниями. Все приемы массажа следует повторять по 3 раза.

Массаж живота

Исходное положение - лежа на спине.

Выполнение данной процедуры заключается в поочередном применении кругового поглаживания, встречного поглаживания, поглаживания по косым мышцам живота, растирания и пощипывания.

В начале процедуры следует сделать несколько круговых поглаживаний. Затем перейти к встречным поглаживаниям и лишь после этого к поглаживаниям по косым мышцам живота. Этот прием массажа нужно выполнять с помощью ладоней. После поглаживания необходимо приступить к растиранию, которое нужно выполнять кончиками пальцев. После растирания необходимо сделать несколько поглаживающих движений.

В заключение процедуры необходимо сделать несколько пощипываний вокруг пупка, которое нужно завершить несколькими поглаживающими движениями. Как уже неоднократно отмечалось выше, прием пощипывания способствует профилактике развития у ребенка грыжи.

Все приемы массажа следует повторять по 3 раза.

Мостик

Данное упражнение способствует укреплению мышц живота, спины и рук. Для его выполнения нужно применять любимые игрушки ребенка.

Исходное положение - лежа на животе. Массажист кладет ребенка себе на колени так, чтобы у него провисали грудь и плечи, и просит его достать с пола игрушку или дотронуться до нее руками. Ноги малыша при этом необходимо придерживать.

Затем следует переложить ребенка с живота на спину, причем его плечи и спинка по-прежнему должны свисать с колен массажиста, положить игрушку на пол и попросить малыша достать ее или дотронуться до нее руками. Ребенок должен выгнуться назад, выполнить задание взрослого и снова разогнуться.

Приседание и вставание с поддержкой

Исходное положение - стоя на твердой поверхности.

Для выполнения упражнения следует применять округлые кольца.

Дать ребенку в руки кольца, слегка потянуть за них вниз, в результате чего малыш должен присесть. Затем подержать ребенка в таком положении 1-2 секунды и, снова потянув за кольца, помочь ему подняться. Можно заставить малыша встать на носочки, для этого его надо взять за руки и слегка приподнять. Упражнение повторить 2 раза.

Ходьба на четвереньках

Исходное положение - стоя на четвереньках.

Данное упражнение укрепляет мышцы спины, живота, рук и ног. Его следует выполнять с помощью любимой игрушки ребенка. Положить игрушку на некотором расстоянии от ребенка и попросить его взять ее в руки. Чтобы добраться до игрушки, малыш будет вынужден передвигаться на четвереньках. По мере приближения ребенка к цели игрушку следует от него отодвигать.

Ходьба с поддержкой за руки

Исходное положение - стоя на полу.

Для выполнения упражнения необходимо взять ребенка за запястья и попросить его пройти некоторое расстояние. Во время выполнения упражнения малыша необходимо поддерживать.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: