Функциональная незрелость организма. Недоношенные дети: последствия, уход

1. Новорожденным называют ребенка проделавшего 9 мес. цикл внутриутробного развития

Зрелый новорожденный - ребенок по морфологическому и функциональному состоянию готовый к внеутробной жизни при рациональной организации питания и окружающей среды. Если данные внешнего осмотра ребенка соответствуют тем, которые должны быть при его гестационном возрасте (сроке беременности к моменту рождения), то можно говорить о морфологической зрелости. Морфологически зрелый, доношенный ребенок, как правило, и функционально зрелый. У него имеются выраженные безусловные рефлексы, обеспечивающие жизнь (сосательный, глотательный, поисковый и др.). Он удерживает температуру тела при адекватной температуре окружающей среды, имеет правильный ритм сердцебиений и дыханий, проявляет достаточную двигательную активность (совершает движения конечностями), издает громкий крик, эмоционально реагирует на сильный свет, звук, голод.

Незрелый новорожденный - доношенный ребенок, развивавшийся при неблагоприятно протекающей беременности, что привело к морфологической и функциональной недостаточности организма к жизни во внеутробных условиях. Проявлениями функциональной незрелости являются неспособность поддерживать постоянство температуры тела при адекватной температуре окружающей среды, слабость сосательного и глотательного рефлексов, приступы апноэ и цианоза, отечность, бедность движений, мышечная гипотония, гипорефлексия, слабость эмоциональных реакций.

Зрелость плода - это такое состояние новорожденного, которое характеризуется готовностью органов и систем к обеспечению его внешнего существования. Зрелость устанавливается по комплексу внешних признаков (пропорции тела, развитие подкожной жировой клетчатки, состояние костей черепа, опущение яичек в мошонку, прикрытие малых половых губ большими и т. д.). Зрелым плод считается при следующих показателях: масса тела составляет 2600–5000 г, а рост 48–54 см.

Движения здоровых новорожденных активные, ребенок хорошо берет и высасывает грудь. Крик его громкий, глаза открыты. Грудная клетка выпуклая, пупочное кольцо расположено в середине между лобком и нижним краем грудины. Кожные покровы равномерно окрашены в бледно-розовый цвет, на коже имеются лишь остатки сыровидной смазки. Подкожно-жировой слой развит достаточно. Незначительное наличие пушковых волос (лануго) лишь на плечевом поясе и верхних отделах спины.

Волосы на голове имеют длину около 2–3 см, ногти покрывают ногтевое ложе полностью и достаточно плотные. Ушные раковины и хрящи носа упругие. Зрелый новорожденный хорошо удерживает постоянную температуру тела при адекватной температуре окружающей среды. У него достаточно выражены сосательный и глотательный рефлексы, устойчивый и правильный ритм дыхания.

Зрелый новорожденный не срыгивает; он проявляет достаточную двигательную активность, а именно совершает периодические «червеобразные» движения конечностями, издает громкие эмоциональные звуки, реагирует на такие сильные раздражители, как свет, звук, осмотр. Зрелыми новорожденными считаются новорожденные, имеющие следующие половые признаки: яички опущены в мошонку у мальчиков, у девочек большие губы прикрывают малые.

Новорожденный незрелый - это обычно недоношенный ребенок, редко доношенный, но находившийся при неблагоприятных внутриутробных условиях. Незрелый ребенок имеет недостаточно зрелые функциональные системы для поддержания его нормальной жизнедеятельности во внеутробных условиях жизни.

Гадания бесплатно

Основные признаки физиологической незрелости — МЫШЕЧНАЯ ГИПОТОНИЯ и СНИЖЕННАЯ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ.

Основные признаки физиологической незрелости — МЫШЕЧНАЯ ГИПОТОНИЯ и СНИЖЕННАЯ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ.

Мышечная гипотония, в свою очередь, имеет следствием слабую выраженность или отсутствие сгибательной гипертонии, а значит, и многих перечисленных двигательных рефлексов.

Недвусмысленным показателем для диагностики физиологической незрелости служит слабая выраженность или отсутствие пяточного рефлекса. Так что диагностика физиологической незрелости вполне доступна молодым родителям.
Вследствие сниженной иммунобиологической устойчивости физиологическая незрелость — поставщик разнообразных состояний патологии не только в ранние, но и в более поздние возрастные периоды.

В том числе таких болезней, как сердечно- сосудистые и рак. Проблема рака есть, по-видимому, прежде всего проблема резистентности, т.е. устойчивости к разнообразным вредящим воздействиям.

Низкая резистентность физиологически незрелых новорожденных делает их уязвимыми такими агентами, по отношению к которым физиологически зрелые организмы вполне устойчивы.
Физиологическая незрелость, своевременно не скомпенсированная, является, кроме того, поставщиком многих состояний психической неполноценности и духовной инфантильности.

Думается, что с этим в определенной мере связан рост числа правонарушений, развитие алкоголизма и наркомании в среде подростков. Так возможна ли вообще коррекция состояний физиологической незрелости? Многолетние исследования нашей лаборатории позволяют со всей уверенностью положительно ответить на эти вопросы.
ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: КОМПЕНСАЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗРЕЛОСТИ.
По нашему мнению, физиологическую незрелость новорожденных нельзя считать патологией, хотя она несомненно является отклонением от нормы.

Физиологическая незрелость новорожденных, будучи полностью обратимой, вполне может быть охарактеризована как некое "третье состояние", когда ребенок находится между здоровьем и болезнью, совмещая в себе и то и другое и в то же время это состояние "ни то ни другое".

Чтобы компенсировать физиологическую незрелость новорожденного, нужно прежде всего ВЫВЕСТИ ЕГО ОРГАНИЗМ ИЗ СОСТОЯНИЯ МЫШЕЧНОЙ ГИПОТОНИИ И ГИПОРЕФЛЕКСИИ, БЕЗ ЧЕГО ДАЛЬНЕЙШИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ НЕВОЗМОЖНЫ. Речь идет о восстановлении нормального мышечного тонуса и сочетаемой с ним нормальной мышечной активности. В периоде новорожденности это возможно лишь через ХОЛОДОВЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ — ЕДИНСТВЕННУЮ СПЕЦИФИЧЕСКУЮ ФОРМУ, РЕФЛЕКТОРНО СТИМУЛИРУЮЩУЮ СКЕЛЕТНУЮ МУСКУЛАТУРУ у родившихся физиологически незрелыми.
Холодовое воздействие, которое к тому же должно характеризоваться значительным температурным перепадом, принято считать значительным стрессовым раздражителем.

Но что такое стресс? Само это слово в переводе на русский язык означает состояние напряжения, а в переводе на "физиологический язык" — состояние, характеризующееся физиологическими тратами.

Стрессовые реакции возникают в ответ на действие самых разнообразных раздражителей — физических (тепло, холод), химических (различные фармакологические вещества), бактериальных и вирусных возбудителей, вызывающих заболевания; сюда же надо отнести и разнообразные мышечные нагрузки.

Стрессовые реакции — это и состояния повышенного эмоционального возбуждения, вызываемые действием либо перечисленных раздражителей, либо сильных психологических факторов. Независимо от характера действующего стрессового раздражителя реакция организма всегда однотипна.

Психологическая незрелость ребенка. Как узнать и что делать?

Во всех случаях организм отвечает выбросом катехоламинов (адреналина и норадреналина), которые через гипоталамус стимулируют образование передней доли гипофиза адренокортикотропного гормона.

Последний в свою очередь, стимулирует образование клетками коры надпочечников специальных гормонов — кортикостероидов. В такой гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой реакции и выражается однотипность стрессовой реакции независимо от характера стрессового раздражения.
Теперь еще об одном понятии — адаптивной реакции, или адаптации.

В педиатрии сложилось твердое убеждение в еще незавершившейся зрелости детей ранних возрастных периодов, и в особенности новорожденных. Отсюда и требование обязательного для них щадящего режима, создания максимального комфорта. Г.Салье ввел в науку понятие "болезнь адаптации". Иначе говоря, он считал: за адаптацию надо платить заболеванием.

Именно в этом корениться сложившееся отношение к стрессу как к некоему экстремальному патогенному фактору, который, часто повторяясь, является источником заболевания. Следовательно, стрессовых ситуаций надо всячески избегать.
Результаты наших исследований позволили дать следующее определение понятию адаптации. АДАПТАЦИЯ есть реакция физиолого-морфологического преобразования организма и его частей, в результате которой повышаются его структурно-энергетические потенциалы, т.е.

его энергетические резервы, и тем самым — его последующие рабочие возможности. При этом одновременно повышается его общая неспецифическая и иммунобиологическая устойчивость к действию агентов, имеющих характер патологических стрессоров. Но такая форма адаптивной реакции осуществляется при действии тех стрессовых раздражителей, поступающих от среды, которые названы нами физиологическими.

Дело в том, что вызываемые им энергетические траты окупаются энергетическими приобретениями выше исходного уровня. В результате имеет место спиралеообразный переход развивающегося организма на новый, более высокий уровень как упорядоченности, так и потенциальных рабочих возможностей.

Эту адаптивную реакцию мы назвали реакцией физиологического стресса. Для новорожденных двигательная активность, периодически осуществляемая в границах физиологического стресса, является обязательным условием роста и развития.

И здесь будет естественным вернуться к закаливанию как методу компенсации физиологической незрелости новорожденных. Ведь в период новорожденности скелетные мышцы еще не осуществляют локомоторной функции. Они выполняют только функцию терморегуляционную. И единственной формой раздражения, которой можно вызвать рефлекторную стимуляцию сокращений скелетных мышц, служит температурное, точнее — холодовое, воздействие.
Установлено, что на правильно дозированное холодовое воздействие ребенок не реагирует отрицательно.

При этом не только нет гримасы "плача" ("неудовольствия"), мимика младенца, если можно так выразиться по отношению к новорожденному, скорее выражает "удовольствие". И это естественно, ведь при указанных холодовых воздействиях ребенок согревается. Да, согреть физиологически незрелых новорожденных можно не теплом, а только лишь холодом: при холодовых воздействиях повышается мышечный тонус. Одним из симптомов врожденной физиологической незрелости, наряду со сниженной температурой тела, является сниженная ЧСС (до 80-70 сокращений в минуту).

В периоде новорожденности у физиологически незрелых при холодовом воздействии, наряду с повышением мышечного тонуса, повышается частота дыхания, тоническое возбуждение центров симпатической иннервации сердца и тем самым ЧСС. Подчеркиваем: происходит учащение сердечных сокращений, а не урежение их, как это имеет место у физиологически зрелых новорожденных при закаливающем воздействии холода (в границах физиологического стресса, разумеется).

Этот критерий эффективности холода как меры закаливания имеет особенно большое значение после завершения периода новорожденности.
И, наконец, еще один критерий, который может быть оценен глазом.

При холодовом воздействии, в связи с повышением мышечного тонуса и увеличением теплопродукции, после кратковременного сужения сосудов кожи происходит их расширение; кожа при этом, как уже говорилось, приобретает розовую окраску.

Вернемся к вопросу о кормлении. После соответствующих гигиенических процедур облаченный в одежду физиологически незрелый новорожденный, независимо от веса, должен быть тут же подан матери и приложен к ее груди; более того, надо непременно постараться вложить сосок в ротик младенца. Даже в тех случаях, когда приложенный к груди матери новорожденный не реализует сосательный рефлекс, он должен находиться при ней не меньше 10 минут. Это способствует развитию у девочек материнского инстинкта, а у мальчиков — половой системы.

(После контакта с грудью матери ребенок при отсутствии у него сосательного рефлекса должен быть накормлен через зонд молозивным молоком — либо матери, либо донорским. Физиологически незрелые дети малого веса должны кормиться от 10 до 12 раз в сутки). Все дети, и физиологически незрелые в том числе, после перевода из родильной комнаты должны находиться при матери.

Аршавский
Ваш малыш может не болеть.

Обсудить эту статью на нашем форуме >>>

Предыдущая страница:

Перейти в этот раздел

Ключевые слова этой страницы: основные, признаки, физиологической, незрелости, мышечная, гипотония, сниженная, иммунобиологическая, устойчивость.

Скачать zip-архив: Основные признаки физиологической незрелости — — zip.

Скачать mp3: Основные признаки физиологической незрелости — — mp3.

Ребенок, который появился на свет раньше 38-й недели беременности, называется недоношенным. Помимо этого, существует еще понятие «незрелый ребенок».

Большинство недоношенных детей относятся к незрелым детям. Но бывают случаи, когда недоношенные дети рождаются в полном соответствии зрелому плоду, и наоборот.

О том, зрелый ребенок или нет, судят по тому, как функционируют его внутренние органы и системы, как адаптирован организм к условиям самостоятельной жизни.

Выделяют основные показатели незрелости:

  • рост ребенка не превышает 45 см;
  • вес не превышает 2500 г;
  • недоразвитые ногти;
  • кожа с красноватым оттенком;
  • пушок по всему телу;
  • ушные раковины мягкие и плотно прилегают к черепу;
  • слабые движения ручек и ножек;
  • слабый крик;
  • у девочек не закрыта половая щель половыми губами;
  • у мальчиков яички еще не спущены в мошонку;
  • середина тела отмечается в области выше пупка и др.

Рассмотрим некоторые проявления незрелого или слабого ребенка для каждой из систем организма.

Нервная система

У незрелого ребенка все еще продолжается процесс развития и созревания проводящих нервных путей.

Так как их формирование еще не закончено, то нарушено и взаимодействие нервной системы с внутренними органами, тканями и другими системами организма.

незрелый малыш

Поэтому незрелость нервной системы напрямую сказывается на несовершенном функционировании всего организма.

Незрелая нервная система проявляет себя различными симптомами и последствиями:

  • Не сформирована соединительнотканная основа в сосудистых стенках. Поэтому ребенок склонен к гипоксии и возникновению внутричерепных кровоизлияний.
  • Так как формирование сосудистых волокон еще не завершено, механизм ауторегуляции мозгового кровообращения отсутствует.
  • Из-за неполного формирования структур головного мозга плода увеличивается риск осложнений даже в процессе нормально протекающих родов.

    Это могут быть спазмы, кровоизлияния, проблемы кровообращения.

  • Снижение двигательной активности малыша и мышечного тонуса.
  • Слабые врожденные физиологические рефлексы, которые быстро угасают.
  • Замедленная реакция на разного рода раздражители, которая отмечается всеми системами незрелого организма.
  • Движения ребенка хаотичны и непоследовательны, возможны вздрагивания, непроизвольное дрожание рук, подергивание глазных яблок, судорожные сокращения мышц стоп при касаниях.

Дыхательная система

Самой основной проблемой у незрелых или слабых детей является синдром дыхательных расстройств.

Он возникает от того, что организм вырабатывает сурфактант (поверхностное вещество, благодаря которому легкие при первом вдохе раскрываются и дальше нормально функционируют) в недостаточном количестве из-за незрелости системы обмена липидов.

Синдром дыхательных расстройств проявляется тем, что зажатые участки легочной ткани не могут участвовать в процессе дыхания.

Это может стать причиной легочной недостаточности. В этом случае необходима искусственная вентиляция легких, пока ребенок не сможет дышать полноценно самостоятельно.

Синдром дыхательных расстройств служит фоном для проявления и развития инфекционных заболеваний дыхательной системы (пневмонии). Поэтому таких малышей тщательно нужно оберегать от возможных контактов с посторонними людьми и обеспечивать надежный профилактический уход.

Сердечно-сосудистая система

При рождении ребенка его сердечно-сосудистая система изменяется за счет изменения строения сердца.

Во внутриутробной жизни плоду необходимо трехкамерное сердце и наличие специальных отверстий («овальное окно») и протоков («боталлов проток»), благодаря которым кровь смешивается, и плоду не страшна возможная нехватка кислорода.

Во внешней жизни ребенок способен дышать самостоятельно, поэтому ставшие ненужными отверстия и протоки закрываются.

Кровь не смешивается уже сразу после рождения. Сердце перестраивается и становится четырехкамерным.

У незрелого ребенка перестройка системы кровообращения происходит существенно медленнее. Также возможно сохранение и даже функционирование дополнительных путей для кровотока, что приводит к некоторым патологиям.

Сердечно-сосудистая система незрелого ребенка очень чувствительна к внешним раздражителям, поэтому надо следить за тем, чтобы не допускать громких звуков, резких движений и т.д.

Кровеносная система

Незрелость кровеносной системы сказывается на недостаточной выработке в крови эритроцитов и гемоглобина, что является причиной ранней анемии, которая развивается первые 2 месяца жизни.

Отмечается пониженная концентрация витамина К в крови, который напрямую влияет на свертываемость крови.

Метаболическая адаптация к условиям внешней жизни у незрелого ребенка значительно снижена.

Поэтому высока вероятность снижения уровня в крови сахара (гипогликемия), кислорода (гипоксемия), повышения уровня билирубина (гипербилирубинемия).

Пищеварительная система

Незрелая пищеварительная система имеет целый ряд особенностей.

1. Незрелость ферментной системы, при которой вырабатывается недостаточное количество пищеварительных ферментов, желудочного сока. Даже проникновение небольшого количества болезнетворных бактерий в пищеварительный тракт становится причиной дисбиоза.

Плохо функционирует желудочно-кишечный тракт, из-за чего возникают трудности с поступлением и выведением пищи.

В качестве симптомов незрелости пищеварительной системы и, в частности, желудочно-кишечного тракта выделяются следующие:

  • частые срыгивания;
  • вздутие желудка при излишнем количестве пищи или проникновении воздуха;
  • медленный вывод содержимого желудка;
  • большая вязкость кала.

3. Неполноценная работа печени, которая ведет к увеличению риска проявления затяжной желтухи.

Также повышается кровоточивость из-за низкого уровня протромбина.

4. Дисфункция кишечника. Как следствие проявляется метеоризм, нарушающий нормальную вентиляцию легких.

Из-за тонких стенок кишечника в кровь поступают микробы и токсины, которые находятся в кишечнике и вызывают патологические состояния организма.

5. Низкая выработка желчных кислот, ферментов поджелудочной железы и кишечника, недостаточная активность желудочного сока ведет к осложнению переваривания пищи и всасывания полезных микроэлементов.

Также отмечается дисбактериоз.

Несмотря на незрелость пищеварительной системы, в желудочном соке все-таки вырабатывается сычужный фермент, который створаживает грудное молоко. Поэтому для незрелого ребенка очень важно грудное вскармливание и сохранение лактации у мамы.

Грудное молоко служит барьером и защитой слабого организма малыша от агрессивных влияний внешней среды.

Грудное вскармливание - одно из главных условий успешного выхаживания незрелого ребенка.

Костная система

Костная система незрелого ребенка чаще всего сформирована. Недостаточна лишь минерализация костей, которая восполняется за счет применения по назначению врача препаратов кальция.

Если незрелый ребенок еще и родился раньше срока, то у него наблюдается нехватка витамина D, отвечающего за крепость и твердость костей.

При его недостатке отмечается рахит, изменение костей таза, в том числе и дисплазия тазобедренных суставов.

Дисплазия тазобедренных суставов при несвоевременном обнаружении и лечении имеет ряд неприятных и опасных последствий: у ребенка вероятны вывихи и подвывихи, а также риск неспособности передвигаться самостоятельно.

Эндокринная система

Большей частью эндокринная система у незрелого ребенка генетически зависит от наличия тех или иных нарушений эндокринной системы у мамы.

Чаще всего функционирование эндокринных желез имеет определенные трудности, возможно проявление транзиторного гипотиреоза.

Он проявляется излишней концентрацией ТТГ в крови.

Мочеполовая система

Водно-минеральный обмен незрелого ребенка нестабилен, поэтому могут отмечаться как отеки, так и обезвоживание.

Выделяют ранние отеки, которые развивались в утробе или сразу после рождения, и поздние отеки, проявляющиеся через несколько недель жизни.

Возникновение отеков зависит от способа вскармливания ребенка, наличия заболеваний и уровня белка, содержащегося в крови.

Иммунная система

Несмотря на незрелость организма слабого ребенка, иммунная система работает и реагирует на проявление чужеродных микроорганизмов.

Сложность заключается в том, что реакция может быть неоднозначной: в одних случаях проявляться резко и бурно, в других - быть заторможенной.

В дальнейшем у незрелых детей часто выявляются аллергические реакции организма на различные факторы, проявляются диатезы.

Слизистые оболочки не защищаются в должной степени, поэтому болезнетворные бактерии при проникновении легко их повреждают и вызывают проявление локальной инфекции.

Система терморегуляции

В зависимости от условий и температуры окружающей среды тело незрелого ребенка охлаждается или перегревается.

Это объясняется несовершенством работы механизмов регуляции теплообмена, которые формируются в гипоталамусе, и другими анатомическими и физиологическими особенностями таких малышей, например, недоразвитие потовых желез.

Слух

Слух у ребенка формируется задолго до рождения. Тем не менее возможны проблемы, которые проявляются при рождении и даже спустя некоторое время.

В половине случаев проблемы со слухом связаны с наследственностью.

Часть возникших проблем зависит от перенесенных заболеваний матерью во время беременности (особенно опасны менингит, корь, свинка), медикаментозного лечения препаратами, потенциально опасными для плода, ведения здорового образа жизни.

Также слух может нарушиться у новорожденного в случае присутствия врожденной вирусной инфекции, воспаления оболочек головного мозга (менингит), высокой концентрации билирубина в крови, при продолжительной искусственной вентиляции легких.

Зрение

У незрелых детей среди заболеваний глаз характерна ретинопатия.

Она возникает из-за нарушения развития светочувствительной области глаз - сетчатки. Тяжелая форма заболевания может стать причиной полной потери зрения.

При рождении раньше срока у ребенка еще не закончилось формирование сосудистой системы сетчатки глазного яблока.

Оно заканчивается к концу 40-й недели беременности. Таким образом, чем раньше рождается ребенок, тем большие проблемы могут быть со зрением и тем серьезнее развивается ретинопатия.

Ретинопатия проявляется в основном прекращением нормального формирования сосудов сетчатки и прорастанием их прямо в стекловидное тело внутри глаза. Как следствие образовывается новая соединительная ткань с другой стороны хрусталика, которая натягивает и отслаивает сетчатку.

У незрелого и недоношенного ребенка ретинопатия является причиной серьезных осложнений:

  • глаукомы;
  • отслойки клетчатки;
  • близорукости, или миопии;
  • косоглазия;
  • катаракты и др.

Помощь незрелому ребенку

Все дети разные, поэтому у одних малышей основные системы организма дозревают самостоятельно без специального лечения, у других симптомы могут задержаться надолго и требуют внимательного наблюдения врачей.

Очень важно на первом этапе вылечить или восстановить соматическое состояние малыша, привести в нормальное функционирование организма.

И уже на дальнейших этапах следует обязательно заниматься реабилитацией.

Родители со своей стороны могут помочь своему ребенку четким выполнением всех врачебных инструкций, вниманием и заботой, развивающими двигательными упражнениями, массажами и специальным уходом.

Детская инфантильность – это эмоциональная незрелость, а не задержка умственного развития: дети осваивают речь в обычные сроки, задают вопросы, нормально рисуют, читают, считают, психически активны и даже бойки.

Психологический инфантилизм первого типа (по В.В. Ковалеву) базируется на задержке развития лобных долей головного мозга, обусловленной описанными объективными факторами и неправильным воспитанием.

В результате у ребенка задерживается формирование понимания норм поведения и общения, выработка понятий «нельзя» и «надо», чувства дистанции в отношениях со взрослыми. Он не способен верно оценивать ситуацию, менять поведение в соответствии с ее требованиями, а также предвидеть развитие событий и, стало быть, возможные опасности и угрозы.

Такие дети отличаются от других своей наивностью, неприспособленностью, их поведение не соответствует возрасту.

Часто они действуют неосмотрительно, неосторожно, не представляя, что кто-то может их обидеть. Вместе с тем инфантильные дети способны к оригинальному мышлению, чувствуют художественную красоту, музыку.

Дети с простой формой психического инфантилизма по поведению оцениваются младше своего истинного возраста на 1-2 года.

Психически инфантильный ребенок очень жизнерадостен, эмоционален, но «не по возрасту» - ребенок 4-5 – ти лет напоминает 2-3 –летнего. Он готов играть и веселиться бесконечно и призывает домашних играть и веселиться с ним.

Инфантильный ребенок будет теребить бабушку, упрашивая почитать ему или поиграть в игрушки, даже если бабушка расстроена или нездорова, и это заметно.

Их детскость подкупает взрослых. Вся семья любуется «малышкой» или «нашим мальчиком» до тех пор, пока необходимость их адаптации в детском саду или в первом классе школы не отрезвляет родителей, побуждая проконсультировать ребенка у психиатра. Их младенчество слишком затянулось. И инфантильные дети не хотят взрослеть, для них будущее как бы не существует, они «задержались» в настоящем.

Такие дети крайне не состоятельны и ничего не умеют, потому что все, что требует навыков, усилий, делалось и делается за них.

Они не желают самостоятельно одеваться и есть, просятся «на ручки»… Видимо, семья в свое время поощряла такое поведение!

И вот результат: инфантильному ребенку пора идти в школу, а он не готов к ней. Но ребенку исполняется шесть, а потом семь лет, и в школу все-таки приходится идти.

Инфантильный ребенок сталкивается с самостоятельными детьми своего возраста и вначале удивляется, а потом огорчается – тяжко, до истерического невроза. Инфантильный ребенок уже готов стать трудным.
На языке медиков это звучит примерно так: «Детская инфантильность может сменяться личностной дисгармонией и завершаться психопатией истероидного типа».

Незрелость во втором варианте психического инфантилизма (гармонический инфантилизм, по Г.Е.

Сухаревой) касается не только психического, но и физического развития.

Ребенок не только ведет себя несоответственно возрасту, но и выглядит в 5 лет, как 3-летний.

Он мал ростом, мало весит, грациозен, миниатюрен, однако слаб и хруп. Он вызывает умиление, желание его защитить. Не отставая в развитии речи и моторики, он своевременно осваивает все навыки и умения, рисование, счет и чтение; часто он музыкальный, эмоционально живой, но у него, как и в первом варианте, задерживается дозревание высших ориентационных функций.

Время идет, а ребенок не готов к общению со сверстниками и крайне несамостоятелен.

Его хрупкость, миниатюрность вызывают у родителей тревогу. У ребенка плохой аппетит, и он часто болеет в отличие от детей с первым вариантом психического инфантилизма. Он может слегка пошалить, но чаще ведет себя тихо. Он не требователен и не капризен, ласков и послушен. Такой ребенок не изматывает родителей, а вызывает щемящую жалость. Родители тревожатся, боятся за него, но в этом-то как раз и таится опасность.

Ребенок приходит в садик, и воспитатели инстинктивно начинают оберегать его.

То же самое и в школе – учительница водит такого ребенка за руку, не отпускает от себя, невольно снижает требования к нему. Все принимают его детскость, и даже в играх ему отводится роль маленького; сверстники защищают его, утешают, и ребенок принимает отводимую ему роль. Она удобна и приятна. Он не хочет взрослеть и в школьные годы. Во взрослом возрасте на этой базе формируются типы мужчины-сына, женщины-дочери, опеку над которыми берут на себя супруги.

У таких детей при поступлении в школу в ответ на обычные учебные задания могут возникать невротические реакции и нарушения поведения: психологически они не готовы воспринимать и выполнять школьные требования. В классе они, как дошкольники, обращают в игру любую школьную ситуацию.

Во время урока могут подойти к учительнице и приласкаться, использовать учебные принадлежности как игрушки. На замечания учителя либо не обращают внимания, либо обижаются.

У психически инфантильного по второму варианту нет чувства несостоятельности. Он принимает себя таким, каков он есть. Соответственно у него редко развивается невроз.

Понятие «незрелый ребенок», желтушка новорожденных

Тревожное воспитание закрепляет его инфантильность, и, защищенный особым к себе отношением, он не тревожен. Между тем правильное воспитание может увести от инфантильности.

В таком случае чуть позже, к 6-8 годам, у ребенка дозревают высшие психические функции, он приобретает качества мужественности и после завершения полового созревания отличается от сверстников только малым ростом и миниатюрностью при физической крепости и нормальном здоровье.

Психически инфантильного по второму варианту ребенка не торопят с развитием. Он будет следовать за сверстниками, отставая от них примерно на год, и к началу учебы в школе догонит их.

Физическую же слабость и малый рост компенсирует развитием ловкости. И вновь мы видим – воспитание решает все!

К 10-12 годам дети, как правило, выправляются. Но иногда темп созревания бывает настолько медленным, что, уже, будучи подростками, они рвутся в путешествия, воображают себя известными персонажами, грезят подвигами и открытиями.

Стремясь к новым впечатлениям, они нередко убегают из дома, ночуют у случайных знакомых, попадают в авантюрные истории, иногда с трагическим исходом (это еще одна опасность, связанная с инфантильностью!)

Родителям следует опасаться развития третьего варианта психического инфантилизма. Ребенок рождается психически и физически здоровым, но, защищая его от жизни, искусственно задерживают его социализацию эгоцентрическим или тревожно-мнительным характером воспитания.

Подобное часто бывает у родителей, долго ожидавших своего первенца.

Вся семья не может нарадоваться на младенца! Самый интересный детский возраст – от 2-х до 3-х лет. И родители неосознанно хотят задержать ребенка в нем и преуспевают в этом. Неправильное воспитание делает из здорового ребенка незрелого, развитие лобных функций мозга искусственно задерживается.

Ребенку все прощают, стараются облегчить ему жизненный путь.

Но ведь за пределами родного дома судьба не будет так бережно к нему относиться! Родители, склонные к гиперопеке, задумайтесь: после пяти с половиной лет ваш ребенок уже может пребывать в таком состоянии, как если бы ему повредили мозг!

Каковы признаки инфантилизма, развивающегося по третьему варианту? Физически малыш развит абсолютно нормально, но ведет себя, как ребенок: может перебивать учителя, бесконечно проситься в туалет или домой; дома он стремится только играть, не выполняет домашние обязанности.

Он не признает отказа ни в чем, игнорирует состояние родителей. Он капризен, требователен и истеричен, его детскость уже никого не радует.
При третьем варианте психического инфантилизма возможен путь в истерический невроз.

Один из самых ярких типов отношения к ребенку со стороны близких и одна из грубейших педагогических ошибок – это вознесение его на пьедестал.
С малых лет ребенок со среднестатистическими данными привыкает к тому, что он обожаем в любом случае; каждый его успех воспринимается как доказательство его одаренности, превосходства над другими; каждый его проигрыш переживается всей семьей; каждый его соперник считается злейшим врагом – так формируется завышенная самооценка.

Встретившись лицом к лицу с реальностью, ребенок может испытать настоящий шок.

И, сохранив привычку жить в теплице, ограждающей его от вселенских невзгод, скорее всего, он и будет стремиться жить в этой теплице или ее имитации.

Советы для родителей инфантильных детей. (Автор - психолог А. Томилова).

1.Ребенок должен знать свои систематические обязанности, а также меры порицания за их невыполнение.

Но при этом ему нужно давать наиграться. С дошкольниками и младшими школьниками нужно играть во все, что встречается в их жизни: в «детский сад», в «больницу», в «школу», где они должны выступать в сильной, положительной роли.

2.Инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, так побуждайте его к общению со сверстниками, учите сотрудничать с ними, прощать обиды, улаживать конфликты.

3.Даже по отношению к навязчивым инфантильным детям следует избегать «отрицательного внимания» - окриков, высмеивания, угроз наказаний, так как ребенок может довольствоваться этими формами внимания (за неимением других) и в дальнейшем стремиться провоцировать их.

4.Для любых детей вредно расхождение в требованиях, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи.

Обязанности и запреты, признаваемые всеми членами семьи, дадут возможность ребенку ощутить свою ответственность сначала за малые, а потом и за серьезные решения.

5.Если вы с детства советуетесь с ребенком, обсуждаете с ним важные семейные дела (он может предложить какую-либо деталь, и члены семьи ее примут), то он почувствует свою значимость.

6.Если ребенок окажется не готов к школе к 7-ми годам, лучше задержать его на год и в 8 лет отправить в школу со сформировавшейся позицией школьника.

Желание учиться, стремление к умственному труду, ответственность необходимо формировать сначала на легком, доступном материале. Успех пробуждает веру в свои силы, снимает напряженность и создает эмоциональный комфорт.

7.Поощряйте стремление детей к самостоятельности, принятию собственных решений. Ребенку надо давать пробовать свои силы. Если он бредит футболом или танцами – дайте ему возможность проявить себя в том, что его так привлекает.

Вероятно, он сам позже решит, что его все-таки больше привлекает.

8.Необходимо помнить, что до определенного возраста мнение родителей и авторитетных взрослых является также мнением ребенка. Если мама трагически вскрикивает каждый раз, когда малыш выводит в тетради по письму закорючку чуть длиннее или короче, чем надо, то ребенок будет нервничать гораздо сильнее!

Дети склонны многое преувеличивать. Относитесь к неприятным ситуациям проще, и ваш ребенок не получит от вас по наследству повышенную тревожность, ощущение нарушенной безопасности, невезучести, неблагополучия.Не программируйте судьбу вашего ребенка, предоставьте ему возможность самостоятельно ее создать!

По материалам книги Т.Б. Анисимовой » Ваш ребенок идет в школу».

Незрелые и недоношенные дети

Ребенок, родившийся раньше чем через 38-40 недель, считается недоношенным. Недоношенность может быть обусловлена различными причинами:

  1. патология половых органов и беременности - недостаточно развитая матка или наличие у нее дефектов, острые и хронические воспалительные заболевания матки и придатков, многоплодие, многоводие, токсикозы беременности, плохие условия питания плода в связи с предшествующими абортами;
  2. экстрагенитальные заболевания и хронические инфекции матери, травмы живота, нервные потрясения, патология сердечно-сосудистой, эндокринной системы, заболевания почек и т.

    д. Не менее чем в 1/3 случаев причину недоношенности установить не удается.

Различают 4 степени недоношенности:

  1. Вес от 2001,0 до 2500,0
  2. Вес от 1501,0 до 2000,0
  3. Вес от 1000,0 до 1500,0
  4. Вес ниже 1000,0-800,0

Кроме недоношенности существует понятие незрелости.

Определение зрелости плода имеет большое клиническое значение. Болышшстзо недоношенных детей являются и незрелыми. В литературе есть сообщения, когда рождались дети раньше срока, но со всеми признаками зрелого плода.

С другой стороны, нередко рождаются доношенные дети с признаками незрелости. Особенно часто это отмечается при многоплодной беременности, диабете. Обычно же незрелость плода зависит от степени недоношенности. О зрелости новорожденного можно судить по функциональному состоянию органов и систем, по адаптационным механизмам к внешнесредовым условиям.

Основные признаки незрелости - рост менее 45 см, вес ниже 2500,0, красноватый цвет кожи, пушок, покрывающий почти все тело, недоразвитые ногти, мягкие, прилегающие плотно к черепу хрящи ушных раковин.

Середина тела располагается выше пупка, у мальчиков яички не спущены в мошонку, у девочек зияющая половая щель, отсутствие ядер окостенения в нижнем эпифизе бедра, слабые движения конечностей, слабый крик и др.

Дыхание недоношенных детей неправильное, с разной амплитудой, часто поверхностное, аритмичное.

Новорожденный доношенный, но недозрелый

Периодически после кормления могут наступать приступы асфиксии, основными причинами которых являются незрелость дыхательного центра и малые размеры легочных альвеол. Отмечается количественная недостаточность фактора натяжения (сурфактанта). У таких детей легко развиваются ателектазы и пневмонии.

Незрелость со стороны органов пищеварения может выражаться в отсутствии сосательного, а иногда и глотательного рефлексов.

Вследствие этого возможны аспирация пищи и развитие аспирационной пневмонии. Слизистые желудочно-кишечного тракта выделяют мало секрета. На них часто обнаруживаются кровоизлияния, а иногда изъязвления дистрофического характера. Ферментативная активность пищеварительных соков низкая, в связи с чем у недоношенных особенно часто отмечаются диспепсии.

Общая сопротивляемость у таких детей чрезвычайно низкая. Они очень склонны к септическим заболеваниям.

Недоношенные и незрелые дети могут достичь должной степени зрелости и в дальнейшем развиваться, как их сверстники, при правильном уходе и вскармливании с учетом незрелости их организма.

Главная•Здоровье ребенка• Признаки недоношенного ребенка

Признаки недоношенного ребенка

В родильном доме мать сразу узнает, если у нее родился недоношенный ребенок.

Физиологическая незрелость - источник всех недугов

За последующие недели пребывания в лечебных заведениях она приобретет по этому вопросу гораздо больше информации, чем ее можно получить из данной статьи. Все, что мать узнает в больнице, пройдет через ее сердце. И все же, даже если ваш ребенок родился в срок, не пропускайте эту статью.

Недоношенные дети — те, которых не доносили до общеопределенного нормального срока беременности в 37-42 недели, из-за чего они рождаются чаще всего с массой меньше 2500 г и длиной тела менее 45 см, а также с определенным набором признаков незрелости.

Сразу же необходимо сказать, что ни один из этих признаков сам по себе, ни появление ребенка на свет ранее 37-й недели не служит основанием для того, чтобы признать ребенка недоношенным.

Незрелость может быть уделом и тех, чье рождение вписывается в указанные сроки и даже запаздывает по отношению к ним.

Признаки незрелости делят на две большие группы:

  1. на так называемые морфологические, касающиеся строения тела,
  2. и на функциональные, описывающие работу и взаимодействие органов.

Морфологические признаки незрелости

Обратите внимание на признаки из первой категории, которые доступны внешнему наблюдению.

  • Морщинистая «старческая» кожа — следствие недоразвития подкожного жирового слоя; цвет ее не бледно-розовый как в норме, а розовый или красный, и чем глубже незрелость, тем цвет темнее.

    Если кожу собрать в складку, то расправится она не сразу — Вы успеете заметить, как это будет происходить.

  • Повсюду на туловище и руках растут густые пушковые волосы; пупок находится чуть выше лобка (у доношенных детей он расположен на середине длины тела).
  • С трудом различимы соски и околососковые кружочки.
  • У доношенного новорожденного нормальная пропорция головы — 1/4 длины всего тела, у детей преждевременно появившихся на свет голова относительно велика — до трети роста, а волосы на голове не доросли еще до двух сантиметров.
  • Характерен вид ушей — они мягкие и бесформенные, плотно прижаты к черепу, а сам череп сжат с боков и кажется очень высоким.
  • Ногти мягкие, прозрачные, могут не достигать кончиков пальцев.
  • У недоношенных девочек недоразвиты большие половые губы, они не прикрывают собой малые, из-за чего половая щель зияет.

Этими внешними хорошо заметными признаками морфологическая незрелость, конечно, не ограничивается, т.

к. недоразвиты все органы и системы.

Функциональные признаки незрелости

Вот короткий перечень признаков из второй группы — функциональных:

  • недоразвитость или полное отсутствие сосательного и глотательного рефлексов;
  • неритмичность дыхания, доходящая иногда до полуминутной его остановки;
  • слабый крик; скудность движений и эмоциональных проявлений.

Организм недоношенного ребенка плохо приспособлен к поддержанию постоянной температуры тела, постоянства состава крови и других внутренних сред.

Характерна и поза такого ребенка: руки вяло лежат вдоль туловища, ноги широко разведены и слегка согнуты в тазобедренных суставах.

Обязательная потеря массы в первые 2 дня жизни чаще всего составляет 10-12%.

Родители, заметив отклонения в поведении, умственном развитии и эмоциональном восприятии ребенка, без промедления обращаются за помощью к специалистам. Часто в замешательство приводит поставленный диагноз – незрелость коры головного мозга. Волнения прибавляет всем доступный интернет, на просторах которого они получают информацию о том, что диагноза как такового не существует. Попробуем разобраться, что имеют в виду специалисты, давая заключение «нейрофизиологическая незрелость мозга» новорожденным детям.

Что такое незрелость коры головного мозга?

Кора головного мозга – его верхняя оболочка (1,5-4,5 мм), представляющая собой слой серого вещества. Являясь основным признаком, отличающим человека от животных, она выполняет множество функций, от которых зависит его жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Наше поведение, чувства, эмоции, речь, мелкая моторика, характер, общение – то, что делает человека существом социальным, то есть личностью.

У ребенка ЦНС находится на начальной стадии формирования (корковая система определяется к 7-8 годам, а дозревает к периоду полового созревания), поэтому говорить о незрелой коре головного мозга у детей, по мнению доктора Комаровского, непрофессионально. Такой диагноз отсутствует и в международной классификации болезней. Медицинские специалисты, психологи и дефектологи, диагностируя подобную патологию, подразумевают дисфункцию головного мозга.

Согласно статистике, минимальные мозговые нарушения диагностируются у каждого пятого ребенка и обозначаются как неврологическое состояние, проявляющееся расстройством поведения и обучения (при отсутствии отставания в умственном развитии). Например, наблюдается бессонница, нарушение координации движений, патологии речи, гиперактивность, повышенная нервозность, невнимательность, рассеянность, нарушения поведения и т. п.

Причины и признаки

Если говорить о новорожденных детях, то к причинам нейрофункциональной незрелости часто относят сложное протекание или патологию беременности, преждевременные роды, тяжелое родоразрешение, а также воздействие токсических веществ на организм беременной женщины в течение длительного времени. К дисфункции коры головного мозга у ребенка приводят механическое травмирование черепа или инфекционные заболевания.

Проявление дисфункции мозга у новорожденных напрямую связано с причинами, провоцирующими патологию. Основные ее признаки представлены в таблице:

Причина – провокатор мозговой дисфункции Состояние Признаки мозговых нарушений
Патология беременности, инфекционные заболевания беременной Гипоксия (рекомендуем прочитать: )
  • вялость;
  • ослабление/отсутствие рефлексов.
Тяжелые или длительные роды
  • асфиксия (рекомендуем прочитать: );
  • синюшность кожных покровов;
  • частота дыхания ниже нормы;
  • сниженные рефлексы;
  • кислородное голодание.
Недоношенность (рождение ранее 38 недель) Гестационная незрелость
  • отсутствие или слабая выраженность сосательного рефлекса;
  • гипотрофия в 1-ый год жизни (подробнее в статье: );
  • инфекционный токсикоз;
  • нарушение двигательной активности;
  • слабый мышечный тонус и рефлексы;
  • большой размер головы;
  • неспособность удерживать температуру тела.
Анизокория (врожденная и приобретенная) Разница в диаметре зрачков более 1 мм
  • разная степень реагирования глаза на свет;
  • разный диаметр зрачка.
Умственная отсталость Врожденное ограничение умственных способностей и задержка психического развития (подробнее в статье: ).
  • системное нарушение интеллекта;
  • отсутствие самоконтроля.

К общим симптомам поражения мозга у новорожденных относятся следующие:

  • головная боль;
  • повышенная раздражительность;
  • гипервозбудимость;
  • нестабильность(скачки) внутричерепного давления;
  • нарушение сна;
  • низкая концентрация внимания.

По мере взросления детей к указанным признакам добавляется расстройство речи. О недоразвитии мозга у ребенка 5 лет говорят существенные речевые дефекты, еще в раннем возрасте родителей должно насторожить отсутствие лепета у малыша.

Специалисты утверждают, что указанные признаки непостоянны: могут прогрессировать, а при соблюдении режима дня и питания быть обратимыми. Задача родителей – своевременное обращение к врачу за грамотным лечением. Это гарантирует полное избавление от патологии.

Как диагностируется?

Состояние и работу мозга изучают с помощью разных методик, выбор которых зависит от причины, приведшей к мозговой дисфункции. Повреждение центральной нервной системы вследствие гипоксии диагностируется при рождении с помощью шкалы Апгар (норма - 9-10 баллов), учитывающей состояние дыхания, кожи, сердцебиение, мышечный тонус и рефлексы (рекомендуем прочитать: ). При гипоксии показатели значительно снижаются.

Для диагностики различных повреждений ЦНС прибегают к ультразвуковому исследованию, компьютерной или магнитно-резонансной томографии, позволяющим увидеть точную картину нарушений работы мозга. Ультразвуковая допплерография оценивает состояние кровеносных сосудов, выявляет их врожденные аномалии, которые могут стать одной из причин гипоксии плода и новорожденного.

Популярны методики, основанные на действии электрического тока – нейро / миография, электроэнцефалография. Они позволяют выявить степень задержки психического, физического, речевого и умственного развития.

Для диагностики анизокории требуется консультация врача-офтальмолога и невролога, а также вышеуказанные исследования. Часто дополнительно назначаются анализы крови и мочи.

Возможные последствия

Однако в отдельных случаях данные патологии сопровождают пациента всю жизнь, могут спровоцировать такие последствия, как ухудшение состояния здоровья, и привести к тяжелым болезням: нейропатии, эпилепсии, ДЦП, гидроцефалии.

Особенности лечения нейрофизиологической незрелости мозга

Лечить мозговую дисфункцию у ребенка должны специалисты. Терапия включает психолого-педагогические и психотерапевтические коррекционные методики, медикаментозные средства и физиотерапевтические процедуры.

Терапевтический курс назначается после комплексной оценки состояния здоровья и работоспособности пациента, обследования санитарно-гигиенических и социальных условий жизни. Результат лечения во многом зависит от участия семьи. Благоприятный психологический микроклимат в семье – залог полного выздоровления. Специалисты рекомендуют разговаривать с ребенком в мягкой, спокойной и сдержанной манере, ограничивать доступ к компьютеру (не более 60 мин.), редко использовать слово «нет», делать массаж.


Таблетки Нитразепам 5 мг 20 штук

Лекарственные средства назначаются для устранения какого-либо из симптомов. Применяют следующие препараты:

  • снотворные – Нитразепам;
  • седативные – Диазепам;
  • транквилизаторы – Тиоридазин;
  • антидепрессанты;
  • улучшающие аппетит – Фенибут, Пирацетам и др.;
  • витаминно-минеральные комплексы.

Физиотерапевтические процедуры направлены на максимальное восстановление функций ЦНС. Для полного выздоровления недостаточно вышеуказанных процедур - важно соблюдать режим дня, питания. Главным лекарством для малыша станет любовь и внимание родителей.

(8 оценили на 4,50 из 5 )

    Недоношенность — не приговор.Мой сын при рождении весил 2 кг в придачу со списком мало утешительных диагнозов.Следование рекомендациям врачей, любовь и забота близких сотворили чудеса.Уже в год мы догнали доношенных детей по всем параметрам.Так что это успешно лечится!

    Моя доченька родилась с помощью вакуума, потому что роды вызывали искусственно, а малыш еще не был готов выходить самостоятельно. Врачи замучили своими диагнозами, никаких симптомов незрелости не было и нет сейчас, по прошествии 3 лет. Видимо, у них так положено, что сложные роды=незрелость.

Всю беременность я разжижала кровь, ребёнок родился с хронической гипоксией, наблюдается эмоциональное расстройство, но куда я только не обращалась, никто не выписывает ему никаких препаратов кроме глицина, а он не помогает. Ему скоро в школу, а я не знаю что делать. Хотя с памятью и речью, всегда было хорошо. Ещё у него вообще нет страха, а только любопытство, «а что же будет, если сделать так» и все мои рассказы о том, что будет он не воспринимает

Добрый день. Вы можете мне объяснить, что значит это заключение? Умеренно выраженные нарушения электрогенераторы головного мозга в виде явлений дизритмии и нейрофизиологических признаков незрелости мозговых систем. Медленноволновая активность преобладает в правой височной области с ирритацией в височную область слева и в левую затылочную. Альфа ритм представлен в зоне Cz с ирритацией в затылочную область. Сенсо-моторный ритм выражен достаточно больше справа. Коэффициент тете/бета-6 (в пределах возрастной нормы) Мальчику 7 лет. Заранее спасибо.

  1. Нужна очная консультация невролога, в совокупности с осмотром ребенка, дополнительными обследованиями ставится окончательный диагноз. Если говорить о незрелости коры головного мозга, то это явление считается нормальным до возраста 10-11 лет.Добрый день, Екатерина. Моей дочери 8 лет. Обследована — долихосигма с двумя петлями и устойчивые запоры с рождения. В 5 лет ставят энкопрез. Я не уверена. Работали с психологом. В последние годы стало хуже. Позывы есть, а сходить не может. Если это случается в социуме, то она приседает и терпит. Но, постоянного каломазания нет. Как нам быть??

    1. Незрелость головного мозга связана с возрастом, это вполне нормальное явление. Электроэнцефалограмма — это лишь дополнительное обследование, которое в совокупности с осмотром ребенка и другими исследованиями дает право делать какие-либо выводы. Для более конкретной интерпретации заключения нужно видеть ребенка, знать всю ситуацию, симптомы, жалобы, обратитесь на очную консультацию к неврологу.

  2. Добрый день, доктор, у ребенка 4,3 года поставлен диагноз признаки функциональной незрелости нейронов, он не стабильно спит ночью, просыпается, требует в родительскую кровать и т. д., эмоционально развит и вспыльчив, стал таким года в три с половиной, это мне кажется, индивидуальность и патология?

    1. В коре головного мозга постоянно происходят какие-либо процессы, совершенствование, это нормальная картина. Нестабильный сон ночью, тоже в пределах возрастной нормы, таким образом ребенок может показывать, что ему не хватает родительского тепла и заботы. Время, когда малыш начинает спать спокойно в своей кроватке у всех разное, у кого-то в 1 год, а у кого и до 7-ми лет получаются ночные «перемещения». Поможет консультация и осмотр грамотного невролога.

    Здравствуйте, у ребенка стоит диагноз ЗПРР, врач — психиатр назначил нам пить Пантогам. Так как после обследования ЭЭГ поставила нам диагноз назрелая кора головного мозга. Какие препараты можно попить для стимуляции мозга кроме Пантогама. Ребенку 9 лет.

    1. В головном мозге всю жизнь происходят изменения, протекают процессы, это вполне нормальное состояние при незрелости коры головного мозга, дозревает же она примерно к окончанию полового созревания. Лечение назначается только после очного осмотра ребенка, можно порекомендовать обследоваться у хорошего детского невролога.

    Добрый день. Ребенку 3,5 года. В заключении ЭГ пишут, «лёгкое замедление основного ритма фоновой записи». Врач говорит, что медленно созревает кора. Патологии нет. Невролог поставил диагноз «задержка темпа речи». Сказал, что в лекарствах нет надобности. В 3,5 года дочь говорит на своем языке, слова есть. Предложений нет. Сложность с пониманием обращённой речи. Родилась 5 по шкале Апгар. Тяжёлые роды, гипоксия. В 1,5 месяца прошли курс лечения в неврологии. В 2018 году прошли три сеанса по методу Томатиса, мозжечковая стимуляция и коррекционные занятия. Прогресс есть, но очень медленный. Видно, что отстаёт по развитию и речи от сверстников. Физически здорова и активна. Подскажите, пожалуйста, что делать? Искать другого невролога, который назначит препараты? Или отстать от ребенка и ждать, пока мозг созреет сам? Спасибо.

    1. Если Вы хотите получить объективное мнение о состоянии ребенка лучше проконсультироваться у нескольких неврологов, услышать мнение других специалистов. Оценить развитие девочки и выявить нарушения работы центральной нервной системы можно только на очном осмотре.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ НЕДОНОШЕННОСТИ

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ НЕДОНОШЕННОСТИ

Признаки незрелости новорожденного

Масса тела 2500 и менее

Длина тела 47 и менее

1. Непропорциональное телосложение - вертикальный размер головы составляет 1/3 длины тела, размеры мозгового черепа преобладают над лицевым, пупочное кольцо ниже средней точки тела, относительно большое туловище и короткие ноги (темп роста нижних конечностей увеличивается во второй половине беременности).

2. Обильное лануго (мягкие пушковые волосы покрывают не только плечи и спину, но и лоб, щеки, бедра, ягодицы), низкий рост волос на лбу, недоразвитие ногтей (не доходят до конца ногтевых фаланг).

3. Пальпация головы выявляет открытые малый и боковые роднички и швы черепа, податливость костей, мягкие ушные раковины, сгибающиеся пополам.

4. У мальчиков отмечается недоопущение яичек (пустая мошонка), а у девочек - зияние половой щели (недоразвитие больших половых губ).

5. Недоразвитие грудных желез и отсутствие их физиологического нагрубания.

1. Низкий мышечный тонус (характерна "поза лягушки").

2. Длительная физиологическая эритема и желтуха.

3. Слабость и быстрое угасание физиологических рефлексов новорожденных, в том числе и сосательного.

4. Склонность к гипотермии из-за малой теплопродукции и повышенной теплоотдачи.

5. Отсутствие адекватного повышения температуры на инфекционный процесс и быстрое перегревание его в кювезе.

Процесс приспособления к внеутробной жизни у недоношенных протекает более тяжело и значительно дольше. Соответственно у них удлиняется и период новорожденности, составляя у глубоконедоношенных детей 1,5-2 месяца.

Предположительные (сомнительные) признаки беременности

Это проявления общих изменений, связанных с беременностью:

Перемены в аппетите (отвращение к мясу, рыбе и др.), прихоти (тяготение к острым блюдам, к необычным веществам – мелу, глине и др.), тошнота, рвота по утрам;

Изменение обонятельных ощущений (отвращение к духам, табачному дыму и др.);

Изменения со стороны нервной системы: раздражительность, сонливость, неустойчивость настроения и др.;

Пигментация кожи на лице, по белой линии живота, сосков и околососковых кружков.

Вероятные признаки беременности

изменения менструальной функции и изменения в половых органах:

Прекращение менструации;

Появление молозива из открывающихся на соске молочных ходов при надавливании на молочные железы;

Синюшность (цианоз) слизистой оболочки влагалища и шейки матки;

Изменение величины, формы и консистенции матки;

Лабораторные исследования (определение хорионического гормона в моче и крови).



Достоверные признаки беременности

Определение частей плода при пальпации живота женщины (приемы Леопольда).

Определение движений плода во время пальпации: ощущение движения плода при пальпации или УЗИ.

Выслушивание сердечных тонов плода. Диагноз беременности подтверждается при выслушивании сердечных тонов плода, частота которых 120/140 в мин. Сердечные сокращения можно определять с 5-7 недель с помощью инструментальных методов исследования: ЭКГ, фонокардиографии, кардиотокографии, УЗИ, а с 17-19 недель – аускультации.

Выявление вероятных признаков беременности производят путем:

Ощупывания молочных желез и выдавливания молозива;

Осмотра наружных половых органов и входа во влагалище;

Исследования при помощи зеркал;

Влагалищного и двуручного влагалищно-абдоминального исследования женщины.

С наступлением беременности форма матки меняется:

С 5-6 недельного срока матка приобретает шаровидную форму.

Начиная с 7-8 недель, матка становится асимметричной, может выпячиваться один из ее углов.

Примерно к 10 неделям матка вновь становится шаровидной,

к концу беременности приобретает овоидную форму.

На наличие беременности указывают следующие признаки:

Увеличение матки. Заметно на 5-6 неделе беременности. К концу II месяца беременности матка размеров гусиного яйца, в конце III месяца беременности дно матки находится на уровне симфиза или несколько выше его.

Признак Горвица-Гегара. Консистенция беременной матки мягкая, размягчение выражено особенно в области перешейка. Характерно для ранних сроков беременности.

Признак Снегирева. Характерна легкая изменяемость консистенции матки. Размягченная беременная матка во время двуручного исследования под влиянием механического раздражения плотнеет и сокращается в размере. После прекращения раздражения матка вновь приобретает мягкую консистенцию.

Признак Пискачека. В ранние сроки - асимметрия матки, зависящая от куполообразного выпячивания правого или левого угла ее с 7-8 недель. -

Признак Губарева и Гауса. Легкая подвижность шейки матки в ранние сроки беременности (связана со значительным размягчением перешейка).

Признак Гентера. Усиленный перегиб матки кпереди, возникающий в результате сильного размягчения перешейка.

Основные признаки физиологической незрелости - МЫШЕЧНАЯ ГИПОТОНИЯ и СНИЖЕННАЯ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ. Мышечная гипотония, в свою очередь, имеет следствием слабую выраженность или отсутствие сгибательной гипертонии, а значит, и многих перечисленных двигательных рефлексов. Недвусмысленным показателем для диагностики физиологической незрелости служит слабая выраженность или отсутствие пяточного рефлекса. Так что диагностика физиологической незрелости вполне доступна молодым родителям.
Вследствие сниженной иммунобиологической устойчивости физиологическая незрелость - поставщик разнообразных состояний патологии не только в ранние, но и в более поздние возрастные периоды. В том числе таких болезней, как сердечно- сосудистые и рак. Проблема рака есть, по-видимому, прежде всего проблема резистентности, т.е. устойчивости к разнообразным вредящим воздействиям. Низкая резистентность физиологически незрелых новорожденных делает их уязвимыми такими агентами, по отношению к которым физиологически зрелые организмы вполне устойчивы.
Физиологическая незрелость, своевременно не скомпенсированная, является, кроме того, поставщиком многих состояний психической неполноценности и духовной инфантильности. Думается, что с этим в определенной мере связан рост числа правонарушений, развитие алкоголизма и наркомании в среде подростков. Так возможна ли вообще коррекция состояний физиологической незрелости? Многолетние исследования нашей лаборатории позволяют со всей уверенностью положительно ответить на эти вопросы.
ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: КОМПЕНСАЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗРЕЛОСТИ.
По нашему мнению, физиологическую незрелость новорожденных нельзя считать патологией, хотя она несомненно является отклонением от нормы. Физиологическая незрелость новорожденных, будучи полностью обратимой, вполне может быть охарактеризована как некое "третье состояние", когда ребенок находится между здоровьем и болезнью, совмещая в себе и то и другое и в то же время это состояние "ни то ни другое". Чтобы компенсировать физиологическую незрелость новорожденного, нужно прежде всего ВЫВЕСТИ ЕГО ОРГАНИЗМ ИЗ СОСТОЯНИЯ МЫШЕЧНОЙ ГИПОТОНИИ И ГИПОРЕФЛЕКСИИ, БЕЗ ЧЕГО ДАЛЬНЕЙШИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ НЕВОЗМОЖНЫ. Речь идет о восстановлении нормального мышечного тонуса и сочетаемой с ним нормальной мышечной активности. В периоде новорожденности это возможно лишь через ХОЛОДОВЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ - ЕДИНСТВЕННУЮ СПЕЦИФИЧЕСКУЮ ФОРМУ, РЕФЛЕКТОРНО СТИМУЛИРУЮЩУЮ СКЕЛЕТНУЮ МУСКУЛАТУРУ у родившихся физиологически незрелыми.
Холодовое воздействие, которое к тому же должно характеризоваться значительным температурным перепадом, принято считать значительным стрессовым раздражителем. Но что такое стресс? Само это слово в переводе на русский язык означает состояние напряжения, а в переводе на "физиологический язык" - состояние, характеризующееся физиологическими тратами. Стрессовые реакции возникают в ответ на действие самых разнообразных раздражителей - физических (тепло, холод), химических (различные фармакологические вещества), бактериальных и вирусных возбудителей, вызывающих заболевания; сюда же надо отнести и разнообразные мышечные нагрузки. Стрессовые реакции - это и состояния повышенного эмоционального возбуждения, вызываемые действием либо перечисленных раздражителей, либо сильных психологических факторов. Независимо от характера действующего стрессового раздражителя реакция организма всегда однотипна. Во всех случаях организм отвечает выбросом катехоламинов (адреналина и норадреналина), которые через гипоталамус стимулируют образование передней доли гипофиза адренокортикотропного гормона. Последний в свою очередь, стимулирует образование клетками коры надпочечников специальных гормонов - кортикостероидов. В такой гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой реакции и выражается однотипность стрессовой реакции независимо от характера стрессового раздражения.
Теперь еще об одном понятии - адаптивной реакции, или адаптации. В педиатрии сложилось твердое убеждение в еще незавершившейся зрелости детей ранних возрастных периодов, и в особенности новорожденных. Отсюда и требование обязательного для них щадящего режима, создания максимального комфорта. Г.Салье ввел в науку понятие "болезнь адаптации". Иначе говоря, он считал: за адаптацию надо платить заболеванием. Именно в этом корениться сложившееся отношение к стрессу как к некоему экстремальному патогенному фактору, который, часто повторяясь, является источником заболевания. Следовательно, стрессовых ситуаций надо всячески избегать.
Результаты наших исследований позволили дать следующее определение понятию адаптации. АДАПТАЦИЯ есть реакция физиолого-морфологического преобразования организма и его частей, в результате которой повышаются его структурно-энергетические потенциалы, т.е. его энергетические резервы, и тем самым - его последующие рабочие возможности. При этом одновременно повышается его общая неспецифическая и иммунобиологическая устойчивость к действию агентов, имеющих характер патологических стрессоров. Но такая форма адаптивной реакции осуществляется при действии тех стрессовых раздражителей, поступающих от среды, которые названы нами физиологическими. Дело в том, что вызываемые им энергетические траты окупаются энергетическими приобретениями выше исходного уровня. В результате имеет место спиралеообразный переход развивающегося организма на новый, более высокий уровень как упорядоченности, так и потенциальных рабочих возможностей. Эту адаптивную реакцию мы назвали реакцией физиологического стресса. Для новорожденных двигательная активность, периодически осуществляемая в границах физиологического стресса, является обязательным условием роста и развития. И здесь будет естественным вернуться к закаливанию как методу компенсации физиологической незрелости новорожденных. Ведь в период новорожденности скелетные мышцы еще не осуществляют локомоторной функции. Они выполняют только функцию терморегуляционную. И единственной формой раздражения, которой можно вызвать рефлекторную стимуляцию сокращений скелетных мышц, служит температурное, точнее - холодовое, воздействие.
Установлено, что на правильно дозированное холодовое воздействие ребенок не реагирует отрицательно. При этом не только нет гримасы "плача" ("неудовольствия"), мимика младенца, если можно так выразиться по отношению к новорожденному, скорее выражает "удовольствие". И это естественно, ведь при указанных холодовых воздействиях ребенок согревается. Да, согреть физиологически незрелых новорожденных можно не теплом, а только лишь холодом: при холодовых воздействиях повышается мышечный тонус. Одним из симптомов врожденной физиологической незрелости, наряду со сниженной температурой тела, является сниженная ЧСС (до 80-70 сокращений в минуту). В периоде новорожденности у физиологически незрелых при холодовом воздействии, наряду с повышением мышечного тонуса, повышается частота дыхания, тоническое возбуждение центров симпатической иннервации сердца и тем самым ЧСС. Подчеркиваем: происходит учащение сердечных сокращений, а не урежение их, как это имеет место у физиологически зрелых новорожденных при закаливающем воздействии холода (в границах физиологического стресса, разумеется). Этот критерий эффективности холода как меры закаливания имеет особенно большое значение после завершения периода новорожденности.
И, наконец, еще один критерий, который может быть оценен глазом. При холодовом воздействии, в связи с повышением мышечного тонуса и увеличением теплопродукции, после кратковременного сужения сосудов кожи происходит их расширение; кожа при этом, как уже говорилось, приобретает розовую окраску. Вернемся к вопросу о кормлении. После соответствующих гигиенических процедур облаченный в одежду физиологически незрелый новорожденный, независимо от веса, должен быть тут же подан матери и приложен к ее груди; более того, надо непременно постараться вложить сосок в ротик младенца. Даже в тех случаях, когда приложенный к груди матери новорожденный не реализует сосательный рефлекс, он должен находиться при ней не меньше 10 минут. Это способствует развитию у девочек материнского инстинкта, а у мальчиков - половой системы. (После контакта с грудью матери ребенок при отсутствии у него сосательного рефлекса должен быть накормлен через зонд молозивным молоком - либо матери, либо донорским. Физиологически незрелые дети малого веса должны кормиться от 10 до 12 раз в сутки). Все дети, и физиологически незрелые в том числе, после перевода из родильной комнаты должны находиться при матери.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: