Факторы, определяющие особенности роста и развития ребенка. Характеристика каждого этапа роста и развития ребенка

Современные условия жизни, стремительные темпы развития науки и техники, совершенствование учебных и трудовых процессов, быстрый рост объема необходимой информации и др. предъявляют к организму ребенка высокие требования .

Факторы влияющие на рост и развитие ребенка в целом можно разделить на положительные и отрицательные.

К положительным факторам относятся такие как:

  • 1. Физическое воспитание. Необходимым условием гармоничного развития личность школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства дошкольников отмечается дефицит движений в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме дошкольника.
  • 2. Правильно организованное питание является важнейшим условием хорошего физического и умственного развития дошкольников. Когда наступает время еды, повышается возбудимость пищевого центра, условнорефлекторно выделяются пищеварительные соки, повышается обмен веществ, т. е. к каждому времени приема пищи в организме происходит соответствующая функциональная настройка. При беспорядочном питании эта функциональная готовность к еде не появляется. В результате нарушаются пищеварение и усвоение пищи, что может привести к заболеванию. Отсутствие пищевого режима отражается и на многочисленных функциях коры головного мозга. Под режимом питания понимают его кратность в течение суток, определенные интервалы между приемами пищи и правильное распределение суточного рациона.

Для детей дошкольного возраста оптимальным является 4-5-разовое питание с 3,5-4-часовыми интервалами между приемами пищи. Кратность приема пищи существенно влияет на качество ее переваривания и усвоения. Жизненная деятельность человека, в каком бы виде она ни проявлялась - в виде физического, умственного труда или в состоянии покоя, - осуществляется за счет непрерывно протекающих в организме процессов обмена веществ. В результате этих процессов выделяется энергия, необходимая для нормальной работы всех систем и органов человека. В зависимости от потребности химическая энергия обменных процессов превращается в механическую энергию мышечного сокращения, в электрическую энергию нервных импульсов .

Факторами, отрицательно влияющими на состояние организма школьника, являются несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребенка, стрессорная тактика авторитарной педагогики, нерациональная организация учебного процесса, нарушения санитарно - гигиенических условий обучения. Значимость этих факторов определяется деятельностью, систематичностью и непрерывностью их воздействия на организм ребенка.

Наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма оказывают следующие факторы риска:

  • - нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;
  • - недостаточная двигательная активность;
  • - нарушение организации питания;
  • - отсутствие у школьников гигиенических навыков;
  • - неблагоприятный психологический микроклимат в семье;
  • - неблагоприятные экологические факторы;

Более подробно факторы влияющие на здоровье и развитие ребенка можно представить схематически (рис. 1.)

Рисунок 1. Факторы, влияющие на здоровье и развитие ребенка

Исходя из вышеизложенного следует сделать вывод о том, что факторами, влияющими на рост и развитие дошкольника может стать практически всё, что попадает в зону их окружения, поэтому для полноценного развития ребенка, задачи родителей и воспитателей является создание определенного пространства, в котором сможет полноценно расти и развиваться ребенок.

План лекции

Период дошкольного возраста

Лекция №8

1. Характеристика преддошкольного, дошкольного возраста.

2. Анатомо-физиологические особенности органов и систем в этих периодах, рост и развитие ребенка преддошкольного и дошкольного возраста.

3. Универсальные потребности ребенка этого возраста и способы их удовлетворения, возможные проблемы.

4. Физическое, нервно-психическое и социальное развитие ребенка преддошкольного и дошкольного возраста.

5. Питание ребенка старше 1 года.

6. Социальная адаптация ребенка.

7. Подготовка к поступлению в детское дошкольное учреждение и в школу. Факторы рис­ка.

8. Профилактика детских инфекционных заболеваний у детей преддошкольного и до­школьного возраста.

Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 6-7 лет. В эти годы происходят дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка.

Рост и масса тела . Рост детей в дошкольном возрасте увеличивается неравномерно - вначале до 4-6 см в год, а затем в период от 4 до 5 1 / 2 лет у мальчиков и на 6-7-м году у девочек рост несколько ускоряется - до 6-8 см в год (так называемое первое физиологическое вытяжение). Ориентировочно можно считать, что начиная с 1 года ребенок ежегодно вырастает в среднем на 5 см .

Ежегодная прибавка массы тела в дошкольном возрасте составляет в среднем 2 кг : за 4-й год жизни - примерно 1,6 кг , за 5-й - около 2 кг , за 6-й и 7-й - по 2,5 кг . Точная оценка физического развития ребенка возможна только на основании сравнения показателей его роста и массы тела по центильным таблицам.

Анатомо-физиологические особенности органов и систем .

Кожа утолщается, становится более эластичной и стойкой к механическому воздействию, количество кровеносных сосудов в ней уменьшается, но еще относительно велико. К 6 годам строение дермы приближается к таковому у взрослых, но кератинизация рогового слоя эпидермиса еще не закончена. Толщина волос увеличивается с 0,08 мм в конце первого года жизни до 0,2 мм к 6-7 годам.

В подкожной клетчатке процессы гиперплазии прекращаются, число жировых клеток становится постоянным. К 5-7 годам в полостях организма и в забрюшинном пространстве появляются скопления жировой ткани, что уменьшает подвижность внутренних органов.

Нарастает масса мышечной ткани , продолжаются дифференцировка мышечных волокон и соединительнотканного каркаса мышц, развитие нервно-мышечных окончаний. К 6-7 годам мышцы кисти достигают развития, позволяющего начать обучение ребенка письму, лепке и т.п. С 6-7 лет интенсивно увеличивается сила мышц.

Интенсивность обмена в костной ткани снижается. Окостенение скелета не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. К четвертому году жизни значительно уменьшается поясничный лордоз, в связи с чем исчезает свойственное детям раннего возраста выпячивание живота. К 5-6 годам форма позвоночника становится такой же, как у взрослого, однако фиксация позвоночника еще несовершенна.



К 2 1 / 2 годам обычно прорезываются все 20 молочных зубов , с 5-6 лет они начинают выпадать, сменяясь постоянными. В дошкольном возрасте рост лицевого черепа опережает рост мозгового, продолжают формироваться придаточные пазухи носа (околоносовые пазухи).

К 4 годам развивается нижний носовой ход.

В конце дошкольного возраста завершается формирование грудной клетки . Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослого, развивается дыхательная мускулатура, появляется так называемое реберное дыхание.

До 6-7 лет голосовая щель, трахея и бронхи остаются узкими. Слизистая оболочка дыхательных путей нежная, богата кровеносными сосудами. Увеличиваются масса легких, число альвеол, просвет бронхиол. К 5-7 годам заканчивается формирование структуры ацинуса. Дыхательный объем возрастает со 114 мл в 3 года до 156 мл в 6 лет, минутный объем дыхания - соответственно с 2900 до 3200 см 3 . К 6 годам потребность в кислороде вдвое выше, чем у взрослых. Дыхание становится более глубоким и редким, на одно дыхательное движение приходится 3 1 / 2 -4 удара пульса. Частота дыханий уменьшается с 30-35 в 1 мин в 1 год до 23-25 в 1 мин к 5-7 годам. При аускультации легких до 5-7 лет определяется пуэрильное дыхание.

Сердечно-сосудистая систем а становится более работоспособной и выносливой. Увеличиваются масса сердца и сила сердечных сокращений. Форма и расположение сердца почти такие же, как у взрослых. Верхушечный толчок сердца при осмотре определяется в пятом межреберье, несколько кнаружи от правой среднеключичной линии.

Постепенно урежается частота сердечных сокращений : в 3 года она составляет 105 ударов в 1 мин , в 5 лет - 100 ударов в 1 мин , в 7 лет - 85-90 ударов в 1 мин .

АД повышается в среднем с 95/60 мм рт. ст . в 3-4 года до 100/65 мм рт. ст . в 7 лет. Для ориентировочного расчета артериального давления можно пользоваться следующими формулами: для систолического АД - 90 + 2n, диастолического - 60 + n (n - возраст в годах).

желудочно-кишечного тракта . С 2 до 5 лет длина пищевода увеличивается с 13 до 16 см , диаметр - с 13 до 15 мм , расстояние от зубов до входа в желудок - с 22,5-24 до 26-27,9 см . Возрастают масса и емкость желудка, удлиняется кишечник. Повышаются масса и размеры поджелудочной железы и печени, совершенствуются их функции. У детей 5-7-летнего возраста нижний край печени выступает из-под правой реберной дуги на 1-2 см по среднеключичной линии. В связи с увеличением секреции пищеварительных желез, повышением активности пищеварительных ферментов более совершенным становится пищеварение. Частота опорожнений кишечника в дошкольном возрасте - 1-2 раза в сутки.

Увеличиваются масса и размеры почек . С 5 лет строение клубочка нефрона такое же, как у взрослых. Число мочеиспусканий уменьшается с 10 раз в сутки в 3 года до 6-7 в 7 лет. В 3 года ребенок выделяет до 800-900 мл мочи в сутки, в 7 лет - до 1000-1300 мл . Клиренс эндогенного креатинина соответствует показателям взрослых.

Развивается кроветворная система , возрастает масса костного мозга. Изменяется состав крови: в 4- 5 лет происходит повторный перекрест в лейкоцитарной формуле, когда число нейтрофилов и лимфоцитов практически выравнивается. Увеличиваются масса вилочковой железы, масса и размеры селезенки. Продолжает возрастать число лимфатических узлов, развивается лимфоидный аппарат носоглотки, желудочно-кишечного тракта.

Происходит дальнейшее совершенствование иммунной системы , нарастает уровень комплемента. Повышается синтез иммуноглобулинов.

Развиваются железы внутренней секреции . Увеличиваются размеры гипофиза. Достаточный уровень секреции гормонов гипофиза обеспечивает нормальную динамику роста ребенка и правильное функционирование периферических желез внутренней секреции. Возрастает масса щитовидной железы, гормоны которой необходимы не только для процессов роста, но и для дифференцировки ц.н.с., нормального интеллектуального и психомоторного развития ребенка. Существенных изменений в уровне половых гормонов не происходит, но отмечается дальнейшее развитие половых желез (яичек, яичников), их «подготовка» к периоду полового созревания увеличивается масса паращитовидных желез.

Продолжается развитие центральной и периферической нервной систем . Возрастает масса головного мозга. Совершенствуются проводящие пути ц.н.с. и нервные После 3 лет появляются шейное и поясничное утолщения спинного мозга, его масса к 3-5 годам утраивается по сравнению с массой при рождении.

Происходит дальнейшее развитие органов чувств . Заметно увеличиваются размеры и масса глазных яблок. У детей 6 лет еще продолжаются процессы формирования рефракции, начинает развиваться глубинное зрение. К 6 годам острота зрения достигает 0,86. Объемное восприятие предметов и способность различать цвета хуже, чем у детей школьного возраста. Повышаются острота слуха и способность к дифференцировке звуков. В 6-летнем возрасте острота слуха на слова ниже, чем на тоны. Улучшается обоняние - возрастают чувствительность к запахам и способность к их дифференцировке.

Совершенствуются психика, интеллект и двигательные навыки . В этом возрасте дети уже достаточно определенно выражают различные эмоции, у них развиваются определенные черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях. Дети повторяют многие действия взрослых; в качестве модели для подражания они, как правило, выбирают близких родственников.

Словарный запас постепенно увеличивается до 2 тыс. слов и более. В разговоре дети уже используют сложные фразы и предложения, легко запоминают стихи; могут составить небольшой рассказ. Они начинают уверенно держать в руках карандаш, рисуют различные предметы, животных.

В 2 1 / 2 -3 года параллельно с интеллектуальным развитием происходит половая ориентация ребенка, которая окончательно формируется в дошкольном возрасте. Уже в 3 года большинство детей могут назвать не только свой возраст, но и пол. В возрасте 4-6 лет дети начинают играть в «родителей», «дочки-матери», «больницу», выполняя (на уровне своего понимания) роль одного из родителей. При этом проявляется определенный интерес к половым различиям. Во время игр, при расспросе взрослых и сверстников дети постепенно получают информацию о строении наружных половых органов и определенные сведения о деторождении.

Особенности патологии . Незаконченность процессов формирования эпидермиса способствуют снижению защитных свойств кожи, более легкому ее инфицированию, развитию дерматитов, мацерации. В связи с недостаточными окостенением и фиксацией позвоночника сохраняется склонность к развитию нарушенной осанки, искривлений позвоночника. Интенсивное развитие лимфоидного кольца носоглотки предрасполагает к возникновению аденоидов . ангин. , заболевания органов дыхания. По сравнению с детьми раннего возраста в дошкольном возрасте чаще развиваются синуситы, стенозирующий ларинготрахеобронхит и бронхиолиты встречаются реже. Расширение контактов между детьми в организованных коллективах способствует учащению инфекционных болезней. Заметное увеличение двигательной активности в дошкольном возрасте при отсутствии контроля обусловливает учащение травм. Частота близорукости возрастает с 1,5% в 3 года до 4-5% в 5-6 лет.

В целом заболеваемость детей с 5 лет (в ряде случаев и раньше) заметно снижается, течение болезней становится более легким, что связано с совершенствованием иммунитета.

Питание. Белки животного происхождения должны составлять не менее 65% от общего количества белка в рационе, растительные жиры - не менее 15% от общего количества жира.

Питание детей дошкольного возраста обычно 4-разовое. За завтраком и ужином ребенок должен получать по 25% общей суточной калорийности пищи, в обед - 30-35, в полдник 15-20. Блюда из мяса и рыбы рекомендуются на завтрак и обед, на ужин - молочные и овощные продукты, блюда из круп и творога. Детям Д. в. не следует давать крепкий чай, кофе, острые соусы. Необходимо ограничивать употребление крепких бульонов, шоколада и шоколадных конфет, тортов и пирожных, апельсинов, мандаринов. См. также Питание.

Уход. Помещение, вкотором находится ребенок, должно соответствовать общепринятым санитарно-гигиеническим требованиям . Необходимы ежедневная влажная уборка, частое проветривание. Ребенка следует постепенно привлекать к уборке комнаты, игрушек. Мебель желательно подбирать о «ответственно возрасту ребенка или максимально приспособить имеющуюся, например поднять сиденье стула до такого уровня, чтобы локти ребенка свободно лежали на столе, под ноги поставить скамейку. Важное значение имеет правильный выбор одежды и обуви. Для предупреждения плоскостопия обувь должна быть на невысоком каблуке.

Купать ребенка и стирать его белье следует только детским средством. Ребенка 3-4 лет купают не реже 2 раза в неделю, 5-7 лет - не реже одного раза в неделю; температура воды должна быть 37-39°, продолжительность купания - 15-20 мин .

До 6 лет ребенок должен спать днем один раз, продолжительность сна (дневного и ночного) в 3-6 лет - не менее 12 ч .

Необходимо постоянно следить за условиями жизни наблюдаемых детей, давать соответствующие рекомендации по организации ухода за ребенком.

Физическое воспитание. физические упражнения для детей строго дозируют в соответствии с их возрастом. Физические упражнения лучше проводить через 1 1 / 2 -2 ч после завтрака или дневного сна, вечером - не позднее чем за 1 час до сна. Занятия физическими упражнениями следует проводить в форме игры. К каждому ребенку нужно подходить индивидуально, с учетом его двигательных навыков, следить, чтобы он не переутомился. Обязательны подвижные игры, особенно летом, на открытом воздухе. В 3-4 года можно учить ребенка кататься на лыжах с мягкими креплениями (на ноги надевают валенки). Катанию на трехколесном велосипеде обучают с трех лет, с 5 лет можно осваивать езду на двухколесном велосипеде. Необходимо, чтобы размеры велосипеда соответствовали росту ребенка: ноги должны свободно доставать до педалей, а руль поднят настолько, чтобы спина была прямой. На санках дети могут кататься самостоятельно с 3-4 лет. Обучать плаванию рекомендуется с 4-5 лет, катанию на коньках - с 5-6 лет.

Закаливание. Процедуры должны соответствовать возрасту ребенка, проводиться регулярно в одно и то же время: силу и интенсивность воздействия на организм (температуру, время и др.) следует изменять осторожно и постепенно; необходимо внимательно следить за самочувствием ребенка. Основными факторами закаливания являются свежий воздух, солнечные лучи и вода.

Комнату, где находится ребенок, зимой проветривают 3-4 раза в день, в т.ч. перед сном, а летом окно или форточка при хорошей погоде должны быть открыты постоянно. Зимой дети дошкольного возраста должны проводить на улице не менее 3-4 ч в день, а летом - большую часть дня. Одежду подбирают в зависимости от характера прогулки и времени года.

Одним из элементов закаливания воздухом являются воздушные и солнечные ванны, обтирание.

Перед сном можно проводить еще одну водную процедуру - обливание ног. Благотворное влияние оказывает купание в открытых водоемах, при котором на организм воздействуют воздух, солнце и вода.

Подготовка к обучению в школе. Следует развивать и воспитывать в детях любознательность. Очень важно пробудить интерес к труду, приучить ребенка самостоятельно одеваться, умываться, убирать за собой постель и рабочий (игровой) уголок. Необходимо научить ребенка слушать и выделять звуки в словах, что поможет овладеть письмом и чтением. Занимаясь с ним арифметикой, следует познакомить ребенка с понятием «число» на конкретных примерах (например, игрушках, карандашах). В подготовке к письму большую роль играет рисование. Беседы с ребенком способствуют совершенствованию речи малыша, улучшению произношения, развитию мышления. Заниматься с ребенком нужно регулярно, но не переутомлять его.

Гигиенические аспекты обучения детей 6-летнего возраста. С учетом акцелерации в 6-летнем возрасте многие дети достигают определенной степени физического, интеллектуального и двигательного развития, что позволяет начать школьное обучение. Однако 6-летние дети заметно отличаются от 7-летних, это необходимо учитывать школьным педиатрам и учителям при распределении учебной нагрузки и составлении расписания уроков, организации режима дня. Так, у 6-летних медленнее вырабатывается система условных реакций, процессы возбуждения преобладают над торможением, отмечаются быстрая истощаемость нервной системы и утомляемость (дети 5-7 лет сохраняют активное внимание не более 15-20 мин ), непроизвольное (пассивное) внимание преобладает над произвольным (активным), большее значение имеет эмоциональная заинтересованность, мышление носит образный и конкретный характер. В связи с анатомо-физиологическими особенностями органа зрения у 6-летних детей необходимо ограничивать занятия, требующие напряжения зрения, стараться максимально облегчить зрительное восприятие и строго соблюдать гигиенические правила. Т.к. у 6-летних детей еще слабо развиты мелкие двигательные мышцы кисти и пальцев рук, следует исключить длительные нагрузки при письме и рисовании, ограничить продолжительность непрерывного письма (до 3 мин ). При выявлении у ребенка леворукости необходима консультация невропатолога. Вследствие недостаточного развития костно-мышечной системы при неправильной позе во время занятий, длительном сидении у детей 6 лет чаще развиваются искривления позвоночника, нарушения осанки.

Необходимо учитывать, что в 6 лет у детей возможно первое физиологическое вытяжение, характеризующееся ускорением физического развития. В этом периоде организм ребенка становится особенно чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов, поэтому начало занятий в школе может способствовать повышению заболеваемости, проявлению ранее скрытых заболеваний.

Большое значение имеет правильная организация режима дня, облегчающая адаптацию ребенка (табл. 2 ).

Диспансерное наблюдение. Детей в возрасте 3-7 лет педиатр осматривает не реже 1 раза в год. Ежегодно проводят лабораторные исследования (клинические анализы крови и мочи, анализ кала на яйца глистов), антропометрию, оценивают физическое и интеллектуальное развитие ребенка. Осуществляются осмотры стоматологом, хирургом, невропатологом, по показаниям - другими специалистами. Особое внимание следует уделять детям, часто болеющим, с неблагоприятным анамнезом (например, недоношенность, родовая травма, гемолитическая болезнь новорожденных). В соответствии с календарем профилактических прививок проводится плановая вакцинация, ежегодно ставят туберкулиновые пробы.

Детский организм постоянно находится в процессе роста. Он не может быть полностью идентичен организму взрослого человека и развивается в соответствии с конкретными, установленными закономерностями. На разных этапах развития, т.е. в разные временные промежутки жизни ребенка, можно выделить те или иные особенности, характерные именно для этого периода.

От возрастных характеристик организма зависят и способность к сопротивляемости различным заболеваниям, которые в разном возрасте протекают по-разному, и скорость дальнейшего роста и общее развитие детей дошкольного возраста.

Кроме того, для каждого периода выделяют риски развития тех или иных патологий. Но вовсе не значит, что ребенок на каждом этапе своего развития будет чем-то болеть.

Если он здоров, регулярно осматривается педиатром и врачами-специалистами, участвует в профилактических мероприятиях, за ним наблюдают родители, ему обеспечены нормальные, благоприятные условия детского развития, этого, как правило, достаточно для того, чтобы он рос здоровым.

Детское здоровье

Детское здоровье зависит от многих сопутствующих факторов: физического, умственного, функционального развития, силы иммунитета, созданных для дальнейшего развития предпосылок.

К дошкольному возрасту относят детей 3-7 лет жизни. Дети именно этого периода посещают детские дошкольные учреждения.

В этот период наблюдается еще большее снижение темпов роста, а также рост и развитие всех органов и систем. Ребенок прибавляет около 2-3 кг в весе и 6-8 см в росте в течение каждого года. При этом уходят жировые отложения (в том числе и в области лица), из-за чего меняется его внешность. Остановимся более подробно на особенностях, свойственных детскому организму в возрасте 3-7 лет.

Продолжается развитие нервной системы. С 4 лет ребенок, как правило, уже хорошо говорит, строя предложения; его речь понятна не только родителям и близким родственникам, но и посторонним людям. Улучшается память, благодаря чему ребенок может запоминать стихи, пересказывать прочитанные ему сказки. Улучшается двигательная и мелкая моторика: ребенок осваивает новые двигательные навыки, например умеет кататься на двухколесном велосипеде, коньках, может танцевать, рисовать, лепить, работать с конструктором, вышивать и др.

Наблюдается тенденция к развитию костной ткани, дети прибавляют в росте, у них меняются пропорции тела, растет череп.

В костной системе все еще преобладает хрящевая ткань, пластичные элементы, вследствие чего кости более мягкие, гибкие и не такие хрупкие, как у взрослых. Однако они гораздо больше подвергаются искривлениям и деформациям, так как легче гнутся. Содержание в костях детей минеральных веществ минимально, преобладают органические вещества и вода. Постепенно содержание минеральных веществ в костях растет. Поверхность кости у ребенка этого возраста сравнительно ровная. Снабжение кровью костных тканей обильное, хорошо развиты метафизарные, эпифизарные артерии. Переломы у детей чаще поднадкостничные, так как надкостница достаточно утолщена.

Рост толщины кости происходит за счет надкостницы, поперечный рост осуществляется за счет развития костномозговой ткани. Еще одна особенность костной ткани ребенка этого возраста - высокая степень регенерации.

Рост детских костей обусловливается в основном хорошим кровоснабжением, которое является таковым благодаря достаточно развитым диафизарным, метафизарным и эпифизарным артериям и обильной васкуляризации.

Для характеристики костной системы ребенка врач осматривает его тело сверху вниз поочередно в фас, профиль, со спины. Принимаются во внимание визуальная симметричность и форма, длина частей тела, осанка, походка. Таким образом, врач может сделать выводы о наличии поражений опорно-двигательного аппарата, симметричности лопаток, плеч, бедер, отставании лопаток, искривлении позвоночника (который у детей дошкольного возраста особенно подвижен, следовательно, требует особого внимания), нарушении походки и т. д. По результатам осмотра ребенок может быть признан здоровым, здоровым с незначительными отклонениями или же с наличием значительных отклонений. В последнем случае ребенку необходимо пройти рентгенографический осмотр и последующую консультацию у ортопеда.

В возрасте 3-7 лет продолжается процесс переустройства фиброзной мембраны суставной капсулы. Из-за того что коллагеновая ткань недостаточно развита, суставы более подвижны, чем у взрослого человека, возрастает их амплитуда. Связки становятся более прочными.

С 5 лет начинается замена молочных зубов на постоянные.

Продолжает формироваться мышечная масса, причем крупные мышцы развиваются быстрее, чем мелкие. От развития мышц зависит и формирование осанки.

Как происходит развитие детей дошкольного возраста?

Чем старше становится ребенок, тем более быстро развивается мышечное волокно, в связи с чем, в свою очередь, увеличиваются интенсивность и скорость роста мышечной системы в целом. Чтобы развитие мышечной системы происходило правильно, в жизни детей должны присутствовать соразмерные их возрасту и здоровью физические нагрузки. Так, особенностью детей этого возраста является более быстрое развитие крупных мышц, значит, мелкие мышцы требуют дополнительной нагрузки.

Изучение свойств мышечной системы производится визуально и с помощью динамометрии. Это измерение силы групп мышц специальными медицинскими приборами - динамометрами. Существуют кистевые динамометры для измерения силы мышц пальцев, становые динамометры, предназначенные для исследования силы мышц при выпрямлении туловища. Также с помощью специальных приборов проверяют механическую и электрическую возбудимость мышечной системы.

К 3-4 годам скорость роста ребенка по сравнению с. более ранними периодами заметно замедляется. Масса тела детей в возрасте 3-6 лет уже не является четким показателем здоровья и правильного развития организма, как в более раннем возрасте, особенно на первом году жизни. В то же время рост таковым показателем считаться может, так как он является величиной более постоянной. Рост изменяется только в одностороннем порядке, в сторону увеличения.

Измерение массы тела ребенка производится в утреннее время, строго натощак специальными медицинскими весами. Правильная пропорциональность веса и возраста определяется для детей 3-5 лет по формуле:

где В - возраст ребенка в годах.

Для детей 5-7 лет эта формула выглядит так:

Или же вес ребенка до десяти лет можно определить по следующее формуле:

где: М - масса ребенка в 1 год;

В - возраст ребенка в настоящее время.

Измерение роста детей производится ростомером в вертикальном положении. При этом тело ребенка должно быть выпрямленным, затылок - слегка касаться поверхности измерительного прибора. Стопы должны быть плотно сдвинуты, ноги оставаться прямыми, руки опущены вдоль туловища. Только такое положение ребенка позволит измерить его точный рост.

Рост является показателем правильного или неправильного развития. Если рост ребенка имеет значительное отклонение от нормальных показателей, следовательно, нарушено его развитие. Рост увеличивается главным образом из-за увеличения длины ног, так как разные части детского скелета растут с различными темпами.

Какие факторы могут влиять на скорость роста детского организма?

Здесь прослеживается и прямая зависимость от правильного питания, т.е. важен процесс получения детским организмом всех необходимых ему веществ из пищи. В рационе дошкольника должны обязательно присутствовать белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Кроме того, рост ребенка может зависеть и от наследственности, и от количества инсулина, гормона щитовидной железы, и других видов гормонов.

Растут дети преимущественно во время сна, причем быстрее - во время утреннего. Если сравнить тенденции роста в каждый сезон года, то обнаружится, что весной и летом дети растут быстрее, нежели в другое время. Следует принять во внимание, что мальчики и девочки растут по-разному и нормальные показатели роста и веса у них отличаются.

Обычно дети до 2,5-3 лет подвергаются контролю веса и роста достаточно часто. После 3 лет необходимость в этом снижается. Достаточно контролировать рост и вес 1 раз в 6 месяцев.

Главная особенность организма ребенка - это состояние непрерывного роста и развития. Постоянно происходят количественные (рост) и качественные (развитие) изменения.

Особенности роста и развития детского организма обусловлены половыми различиями. Отмечается наличие так называемых критических периодов развития, когда организм наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям. К ним относятся периоды новорожденное, время первого прикорма и переход на новые виды пищи, начало самостоятельной ходьбы, возраст 6-7 лет, период полового созревания: 12-13 лет (девочки), 14-15 лет (мальчики).

Неравномерно возрастает рост. Интенсивный рост тела в длину наблюдается в первый год жизни и в период полового созревания (12-15 лет). Неравномерность роста отдельных частей тела изменяет его пропорции.

К закономерностям роста и развития относятся половые различия. Период полового созревания наступает неодновременно: у девочек раньше, у мальчиков позже. Половые различия проявляются не только в темпах роста и развития, но и в деятельности нервной, эндокринной и других систем организма, они определяют разницу между мальчиками и девочками в поведении, интересах.

Организм ребенка с момента рождения испытывает множество разнообразных воздействий. Некоторые из них имеют чрезвычайно важное значение для его роста и развития (например, биологические ритмы, двигательная активность).

Известно, что все жизненные процессы в организме протекают ритмично. В определенном ритме работают сердце, легкие, печень, почки, ритмично изменяется температура тела, электрическая активность головного мозга. Несмотря на то что каждый физиологический процесс имеет свой ритм, все они подчинены единому суточному ритму, который формируется под влиянием гелиофизических и социальных сигналов. К первым относятся смена дня и ночи, суточные колебания температуры, влажности воздуха, атмосферного давления и др., ко вторым - режим дня, характер деятельности и т.д.

Важным фактором роста и развития ребенка является оптимальная двигательная активность. Если она систематически удовлетворяется, то организм растет и развивается нормально. Недостаточная двигательная активность (гиподинамия или гипокинезия) способствует формированию различных видов патологии у детей и подростков (например, ожирение, болезни органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органа зрения и др.).

Чтобы правильно организовать медицинское наблюдение за детьми и подростками, за учебно-воспитательным процессом, необходимо разделить отдельные возрастные периоды, в пределах которых рост, развитие, физиологические особенности организма тождественны, а реакция на воздействие факторов относительно однотипна (возрастная периодизация).

1) период новорожденное (от рождения до 10 дней);

2) грудной возраст (от 10 дней до 1 года);

3) раннее детство, (от 1 года до 3 лет);

4) первое детство (от 4 до 7 лет);

5) второе детство (от 8 до 12 лет мальчики, от 8 до 11 лет девочки);

6) подростковый возраст (от 13 до 16 лет мальчики, от 12 до 15 лет девочки);

7) юношеский возраст (от 17 лет до 21 года юноши, От 16 до 20 лет девушки).

В гигиене детей и подростков целесообразным считается деление на периоды с учетом совокупности анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и обучения.

Различают следующие возрастные периоды: 1) преддошкольный возраст - до 3 лет; 2) дошкольный возраст - 3-6(7) лет; 3) школьный возраст:

Период новорожденности: длится до 10 дней и характеризуется процессами приспособления организма ребенка к новым условиям внеутробного существования. В данный период основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Это связано с морфологической и функциональной незаконченностью строения органов и систем и в первую очередь нервной системы. Проявлением незавершенности развития организма новорожденного являются различные функциональные сдвиги: в первые 2-4 дня наблюдается снижение массы тела (на 6-10%); желтушное окрашивание, связанное с временной недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов; недостаточная терморегуляция.

Грудной возраст. У детей в данный период отмечается наибольшая интенсивность роста и развития. Длина тела увеличивается примерно в 1,5 раза, а масса - в 3 раза. С 6 мес начинают прорезываться зубы. Наблюдается быстрый темп нервно-психического развития: с первых месяцев развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные эмоции. К году ребенок может самостоятельно ходить, формируются подготовительные этапы развития речи, начинается развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления.

Раннее детство: длится от 1 года до 3 лет. На 2-3-м году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины ежегодного, прироста размеров тела быстро уменьшаются. Второй год жизни ребенка особо выделяется в раннем детстве в связи с началом формирования сложных функций мозга, быстрым развитием речи (запас слов достигает 200-300). Быстрый темп морфологического и функционального развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета в этот период способствуют тому, что дети могут Заболеть в результате самых незначительных нарушений в питании и гигиеническом уходе.

Первое детство (дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет). характерен более медленный темп роста. Увеличение длины тела в год составляет в среднем 5-8 см, массы тела около 2 кг. В этот период мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы.

Второе детство. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на 2 года раньше. В период второго детства повышается секреция половых гормонов (особенно у девочек), в результате чего начинают развиваться вторичные половые признаки. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна: у девочек сначала формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, в подмышечных впадинах (половые органы развиваются одновременно с формированием молочных желез). В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков.

Подростковый возраст. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек - с 12 до 15 лет. У мальчиков к началу подросткового периода только начинается половое созревание, у девочек оно уже завершается. В этот период наблюдается дальнейшее увеличение скорости роста, который касается всех размеров тела.

В подростковом возрасте происходит перестройка основных физиологических систем организма К концу периода основные функциональные характеристики подростков приближаются к таковым взрослого. У мальчиков особенно интенсивно развивается мышечная система. Наиболее четким показателем степени полового созревания женского организма является первая менструация, появление которой свидетельствует об относительной зрелости матки

Юношеский возраст. В этот период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма и все основные размеры тела достигают окончательной величины взрослого.

Фактором, оказывающим определенное влияние на особенности развития детей и подростков, является акселерация - ускорение роста и развития.

Рост и развитие организма происходит на основе объективных законов, которые можно свести к неравномерности темпов роста и развития:
- неравномерность развития различных органов и систем;
- зависимость роста и развития от пола;
- биологическая надежность различных органов и систем организма;
- зависимость процесса роста и развития от генетических факторов и факторов окружающей среды:
- акселерация.

Знание названных закономерностей служит фундаментом научно обоснованных требований к режиму дня, к организации учебно воспитательного процесса, рационального питания и т.п.

Неравномерность темпов роста и развития

Процессы роста и развития протекают непрерывно и носят поступательный характер. Однако их темп не представляет собой линейную зависимость от возраста. Наиболее интенсивны эти процессы в первые годы жизни; в период между 7-10 годами их темп замедляется, а к 12-14 годам ускоряется.

Рассмотрим это на примере изменения длины тела. Наибольшие темпы прироста длины тела отмечаются в раннем детском возрасте.

К концу первого года жизни этот показатель увеличивается на 47% по отношению к первоначальному росту. На втором году жизни прирост длины тела составляет на 13% больше относительно роста первого года жизни, на третьем - на 9% больше по отношению к предыдущим показателям роста второго года жизни.

В возрасте 5-7 лет ежегодное увеличение длины тела составляет 5-7%. В период полового созревания отмечается снова рывок в росте - годовой темп прибавки возрастает. В дальнейшем происходит замедление темпов прироста длины тела, а в 17-19 лет рост практически прекращается.

Описанному выше закону неравномерности подчиняется и масса тела и окружность грудной клетки. Таким образом, процесс роста и развития детей и подростков идет непрерывно, он имеет поступательный, но не равномерный характер.

Эта закономерность является основой для правильного объединения детей и подростков по возрастным периодам в целях создания научных основ возрастной периодизации. Кроме того, с учетом этой закономерности развития выявлена возрастная граница поступления детей в ясли, детский садик, школу, установлена возрастная граница начала трудовой и т.п.

Международная схема возрастной периодизации, которая еще называется биологической, выделяет на этапе созревания следующие периоды:
1. Новорожденный период (1-28 дней).
2. Грудной возраст (до 1 года).
3. (1-8 лет).
4. Второе детство (мальчики 8-12 лет; девочки 8-11 лет).
5. (мальчики 13-16 лет; девочки 12-15 лет).
6. (юноши 17-21 лет; девушки 16-20 лет).

Как видно из приведенной схемы смена возрастных периодов чаще совершается в первые годы жизни детей. Кроме названной схемы у нас широко распространена схема возрастной социальной периодизации:
- раннее детство (до 3-х лет);
- дошкольный возраст (3-6 лет);
- школьный возраст (младший 6-10 лет; средний 11-14 лет; старший подростковый - 15-18 лет).

Календарный (паспортный) возраст детей не всегда соответствует их биологической зрелости. Разница между календарным и биологическим возрастом при патологии может достигать 5 лет.

Причинами отставания, ретардации (лат. retardatio - замедление) индивидуального развития, могут быть: недоношенность ребенка, родовые травмы, интоксикации, рахит, а также влияние неблагоприятных социальных условий (пьянство родителей, безнадзорность детей и т.п.).

В 1935 г. Е. Кох предложил термин акселерация (лат. acseleratio - ускорение) для обозначения изменений в росте и развитии детей XX века.

Какими же критериями биологического созревания можно пользоваться при установлении биологического возраста детей? Наиболее объективно возраст демонстрирует уровень окостенения скелета. Однако этот тест связан с рентгенологическими исследованиями, что делается только по медицинским показаниям.

При установлении биологического возраста широко используют такие данные, как время прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых признаков, начало менструации у девочек, и их изменение основных морфологических показателей физического развития (ежегодные прибавки длины тела).

Для оценки пропорциональности развития ребёнка пользуются индексами Эрисмана.

Дли тела является традиционным показателем развития организма Однако его ценность несколько снижена тем, что он генетически обусловлен. Низкий рост у детей может быть не только результатом замедленного созревания организма, но и результатом генетической программы роста.

Научные исследования показывают, что школьники с замедленным темпом биологического созревания менее активны на занятиях, чаще отвлекаются и значительно быстрее утомляются, чем дети, которые развиваются нормально. Кроме этого на протяжении учебного процесса у них наблюдается значительное напряжение зрительного и двигательного анализаторов, сердечно-сосудистой системы, снижено большинство антропометрических показателей, чаще всего отмечаются отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата и . Дети с замедленным темпом развития нередко нуждаются в госпитализации, в индивидуальном подходе при обучении, проведении комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, которые содействуют их гармоничному росту и развитию.

Дети с ускоренным темпом индивидуального развития опережают свой хронологический возраст, такие дети встречаются реже, чем «замедленные», причем девочки - чаще, чем мальчики. У школьников с ускоренным темпом индивидуального физического развития, несмотря на более высокие антропометрические показатели, более низкая трудоспособность, чем у детей, биологический возраст которых соответствует календарному возрасту. Нередко у них наблюдается лишний вес за счет жироотложений, хронический тонзиллит, гипертония. Вообще у таких детей наблюдаются повышенные показатели заболеваемости, у них часты и наиболее ярко выражены функциональные расстройства.

Таким образом, изменение темпа индивидуального роста и развития ребенка (несоответствие его хронологического и биологического возрастов), требуют своевременного выявления. Медицинское наблюдение должно быть направлено на коррекцию отклонений на протяжении всего этапа созревания организма.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: