Эстетическое воспитание и развитие детей. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Тяга к прекрасному присуща людям с самого рождения. Даже самые маленькие дети легко отмечают красоту вокруг себя: будь то красивый цветок, услышанная где-то песня. По мере своего взросления дети стремятся не просто разглядеть красоту вокруг себя, но и принять участие в ее создании – вылепить что-нибудь из пластилина, спеть песенку, нарисовать приглянувшуюся игрушку. А может быть, написать первое стихотворение. Все то, что окружает дошкольников, в будущем будет порождать определенные мысли и чувства внутри них. Упорядочить этот процесс позволяет художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое как в дошкольных образовательных учреждениях, так и самими родителями.

Роль эстетического воспитания - цитата

Что такое эстетическое воспитание?

Под эстетическим воспитанием дошкольников чаще всего понимается одно из направлений современной педагогики, призванное сформировать в человеке способность видеть и понимать прекрасное, его роль, ценность и значимость в жизни. Художественно-эстетическое воспитание начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всего жизненного пути, претерпевая некоторые изменения (например, смену целей, задач, методов организации и т.д.).

«Эстетика» представляет собой довольно широкую категорию, охватывающую многие стороны и аспекты жизни человека.


Методы эстетического воспитания очень разнообразные

Успешное художественно-эстетическое воспитание позволяет ребенку успешно и гармонично развиваться, совершенствуя художественный вкус в литературе, музыке, живописи и других видах искусства; культуру поведения, внешнего вида и т.д. Поскольку эстетика в равной степени затрагивает понятие прекрасного в форме и содержании, во внутреннем мире человека и его общественной жизни, задачи эстетического воспитания масштабны и многогранны. Ребенок приобретает навыки восприятия прекрасного, оценки (на ранних этапах), а впоследствии учится и создавать продукты, имеющие ту или иную эстетическую ценность.

Сформировать в сознании ребенка понятие о прекрасном – вот фундаментальная задача художественно-эстетического воспитания.

Причем, следует уточнить, что в данном случае категорию «прекрасное» следует несколько отграничить от «красивого». Если представление о красоте менялось со временем и было использовано для характеристики формы, то прекрасное затрагивает содержание и остается неизменным даже по прошествии веков. «Прекрасное» - это глобальная категория, в которую изначально входят и гуманизм, и совершенство, и духовность.


Детям доступны все средства эстетического воспитания

Цели художественного-воспитания

  1. Формирование в ребенке комплексной эстетической культуры.
  2. Способность дошкольников замечать различные проявления прекрасного в окружающем мире.
  3. Способность давать эмоциональную оценку прекрасному.
  4. Формирование потребности в ощущении, созерцании, оценке прекрасного.
  5. Формирование навыков и потребностей в созидании прекрасного.
  6. Формирование художественного вкуса, проявляющегося в умении сопоставить и соотнести явления и предметы окружающей действительности с принятыми эстетическими идеалами.
  7. Наличие четкого представления о прекрасном во всех его проявлениях, сформированных идеалов.

Задачи художественного воспитания

Рассуждая о художественном воспитании ребенка, необходимо выделить в нем как общие цели, так и менее масштабные, но значимые задачи:

  1. Воспитание всесторонне развитой гармоничной личности.
  2. Развитие умения видеть прекрасное и понимать его ценность.
  3. Развитие потребности в совершенствовании своих творческих способностей и навыков.

Основные задачи эстетического воспитания

Средства художественно-эстетического воспитания

  • Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация).
  • Драматургия (театральные постановки).
  • Литература.
  • Средства массовой информации (Телевидение, Интернет, газеты, журналы).
  • Музыка.
  • Природа.

Развитие художественных споспобностей - один из методов эстетического воспитания

Важнейшие методы художественно эстетического воспитания и развития дошкольников:

  1. Участие в кружковой деятельности (студиях, кружках и т.д.).
  2. Посещение дошкольных образовательных учреждений.
  3. Посещение тематических выставок, экскурсий.
  4. Личный пример.

Роль семьи в художественно-эстетическом воспитании

Какую бы важную роль в жизни ребенка не играл детский сад и всевозможные кружки и студии, наиболее значимую роль в формировании у него художественного вкуса и представления о прекрасном будет играть его семья. Именно родители и их вклад в воспитание ребенка сыграют решающую роль в становлении его личности в дальнейшем.


Только родители могут помочь ребенку начать занятия музыкой

На что же стоит обращать внимание в первую очередь и какие формы организации и проведения эстетического воспитания дошкольников будут более эффективны?

Личный пример. Кто является первым нравственно-эстетическим идеалом в жизни любого человека? Безусловно, его родители. Именно их поведение и привычки ребенок будет неосознанно копировать первые годы жизни и именно они впоследствии перерастут в устоявшиеся и укрепившиеся формы поведения. Поэтому, любой родитель, желающий вырастить воспитанного и культурного ребенка, должен быть в первую очередь заинтересован в саморазвитии и самовоспитании.

Принятые в семье манеры поведения, формы взаимодействия с окружающими, критерии, по которым прекрасное отделяется от безобразного, дозволенное от неприемлемого – все это впоследствии будет перенимать ребенок. И на этих основах будут строиться его мировоззрение, взгляд на мир и т.д.


Детская книга - одно из средств эстетического воспитания

Правильное эстетическое воспитание дошкольников в семье и его методы строится на многих базовых составляющих его организации:

  1. Культура внешнего вида выражается соблюдении культуры тела, правил элементарной гигиены, в умении подобрать наряд в соответствии с требованием окружающей обстановки, умении создать общую эстетически выдержанную композицию одежды и аксессуаров.
  2. Культура эмоций; способность искренне показывать свое состояние, не переходя при этом границы дозволенного.
  3. Разумная дисциплина; наличие обязательных для соблюдения режимных моментов.
  4. Общий художественный вкус. Ребенок должен иметь возможность видеть вокруг себя произведения искусства, использованные для оформления быта: это могут быть картины, произведения декоративно-прикладного искусства и т.д.
  5. Эстетика быта. Возможность эстетического оформления окружающего пространства дома помогает ребенку воспринимать как должное свой дом и ценить его. Именно с этого начинается воспитание уважения к своему жилищу, способности поддерживать в нем чистоту и порядок.
  6. Культура общения. Возможность вести с ребенком доверительные беседы на актуальные и волнующие его темы. Формирование у ребенка представления о субординации и дистанции в общении.
  7. Силой, пробуждающей художественный вкус ребенка, также является природа, воплощающая в себе гармоничность и красоту мира. Прогулки на свежем воздухе, сопровождаемые рассказами взрослого об окружающем мире, научит его видеть в ней красоту. А позже – использовать ее в качестве источника вдохновения для созидающей творческой деятельности.
  8. Задействовать творческие навыки ребенка также могут столь любимые ими праздники. Родители могут задействовать ребенка, подключив его к подготовке к празднику. Предложить ему придумать, нарисовать, а позже воплотить в жизнь оригинальное оформление помещения, игровой площадки. Благодаря этому ребенок получает возможность не только развивать и раскрывать в себе таланты, но и делиться своими первыми открытиями с другими детьми.

Культура быта -важный фактор в воспитании чувства прекрасного

Роль игровой деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольника

Не забывая о том, что в дошкольном возрасте игра по-прежнему играет основополагающую роль, родители могут эффективно применять ее для эстетического развития своего ребенка. К числу игр, служащих для эстетического воспитания ребенка, относятся методы организации:

  • Моделирование игровых ситуаций, требующих поиска необычных, нестандартных решений.
  • Просмотр эпизодов и фрагментов из фильмов или спектаклей.
  • Коллективное сочинение рассказов и сказок.
  • Декламация стихов, выразительное чтение отрывков из художественных произведений.

Декламация стихов - одно из средств эстетического воспитания

Роль творческих занятий в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Несмотря на всю важность теоретических аспектов художественно-эстетического воспитания, нельзя не отметить, что без практики результат будет минимальным. Сформировать в сознании ребенка любовь к искусству, не предлагая ему возможности соприкоснуться с ним и даже попробовать себя в этом деле сложно.

Именно поэтому одним из важнейших компонентов художественного воспитания ребенка являются творческие занятия, которые легко организовать и в домашних условиях.

Для эффективного музыкального воспитания ребенка можно определить в музыкальную школу, где ему смогут привить навыки игры на интересном ему музыкальном инструменте. Однако если у ребенка нет музыкального слуха и других задатков, переживать за его музыкальный вкус все же не стоит. С раннего возраста приобщая ребенка к музыке – начиная от элементарных потешек, прибауток и колыбельных, родители учат ребенка ценить искусство во всех его проявлениях, вырабатывают потребность в прекрасном и тягу к нему.


Аппликация - способ развивать чувство красоты и одновременно - моторики рук

Для эффективного развития тяги к творчеству также прекрасно подходит и рисование. Очень желательно, чтобы уже с раннего возраста ребенок смог освоить различные техники живописи при помощи карандашей, фломастеров, красок (акварельных и гуашевых) позволяет ребенку знакомиться с окружающим миром, отмечать его признаки и свойства, различать форму и содержание.

Рисование также играет неоценимую терапевтическую роль, позволяя ребенку получить огромный заряд положительных эмоций и неподдельного счастья.

Не менее важную роль в художественном воспитании играет также чтение. Начинать можно с простейших детских стихов, сказок. Регулярное чтение вслух и другие похожие методы не только обогащает словарный запас ребенка и выводит его культуру речи на новый уровень. Но и развивает его морально: учит оценивать поступки героев с точки зрения нравственности, отличать положительных героев от отрицательных, делать выбор в пользу того или иного решения. Чтение книг также приучает ребенка к эффективному использования речи для выражения своих эмоций и потребностей.


Чтение книг - способ привлечь внимание к литературе

Для того, чтобы творчески занятия могли развивать художественно-эстетические представления ребенка, необходимо проводить их с учетом следующих закономерностей:

  1. Предоставление ребенку максимальной самостоятельности. Сосредоточившись на поиске собственного решения, а не действиях по шаблону, ребенок приложит гораздо больше усилий для того, чтобы получить конечный результат творчества. Это значительно повысит в его глазах ценность готового рисунка, вылепленной фигурки и т.д.
  2. Творчество ребенка должно отражать не только объективные свойства и характеристики предметов окружающего мира, но включать в себя эмоциональную составляющую. А именно – его впечатления, мысли, чувства, связанные с ними.
  3. Среда, в которой будет проводиться занятие, должна максимально располагать ребенка расслабиться и раскрепоститься.
  4. Очень важную роль в творческом процессе играет поддержка и похвала со стороны родителей. Критика и порицание должны быть сведены к минимуму.
  5. Прямые указания и наставления лучше заменить тактичными намеками и небольшими подсказками. Не стоит забывать, что родитель должен наставлять ребенка, но никак не давать ему жесткие наставления и инструкции.
  6. В распоряжении ребенка должен быть максимум доступных средств художественной выразительности. Рабочее место должно быть хорошо освещенным и удобным: от этого зависит не только физический, но также психологический комфорт на занятии.

Задачи художественно-эстетического воспитания необходимо формулировать в соответствии с возрастом ребенка и корректировать по мере его взросления.


Понятие прекрасного через изучение природы

Заключение

Умение видеть и ценить красоту вокруг себя – это не врожденное качество, а навык, который формируется путем упорядоченной и систематической работы.

Формирование художественного вкуса начинается с самого рождения ребенка, ненавязчиво и легко том случае, если среда, в которой он находится, будет культурно богатой и ребенку будут доступны различные виды творчества.

Используя методы эстетического воспитания младших и старших дошкольников, можно помочь ребенку увидеть мир по-настоящему ярким и незабываемым.


Книга приведена с сокращениями

Общество развивалось, на смену одному общественному строю приходил другой, менялись взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека. Но споры об эстетическом воспитании не утихали.
Характерной приметой времени является научно-техническая революция. Все возрастающий интерес к науке и технике, казалось, должен был отодвинуть вопросы эстетического воспитания на второй план. Однако этого не произошло. Эстетическое воспитание интересует современного человека нисколько не меньше, чем наука и техника. Более того, специалисты фиксируют резкий скачок, взрыв интереса к вопросам эстетического воспитания в современном мире.
В решении научных основ и частных вопросов эстетического воспитания советская педагогика опирается на марксистско-ленинскую эстетику (науку о прекрасном), критически использует наследие прошлых лет. Как определяется в современной педагогике сущность эстетического воспитания?
Под эстетическим воспитанием понимается воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.
Эстетическое воспитание включает в себя две взаимосвязанные стороны: внешнюю - это задачи, содержание, средства и методы эстетического воспитания - и внутреннюю - творчески преобразующую деятельность ребенка, который под руководством педагога постепенно приобщается к прекрасному, формирующую эстетическую культуру личности. На это ориентирует школу программа «Примерное содержание воспитания школьников». Такой подход к эстетическому воспитанию учащихся является шагом вперед в нашей системе народного образования и коммунистического воспитания.
Эстетическая культура рассматривается в советской педагогике как сложное комплексное понятие. Важнейшей составной ее частью является формирование эстетического чувства, особой эмоциональной отзывчивости человека к прекрасному в искусстве, природе, труде, общественной жизни и поведении людей.
Другим компонентом эстетической культуры следует считать знания, на основе которых формируются эстетические представления, понятия, взгляды, вкусы, составляющие эстетический кругозор личности. Особое место в эстетической культуре занимает эстетический идеал как цель и образец. Важным компонентом эстетической культуры следует считать эстетический вкус, позволяющий человеку отличать прекрасное от безобразного, настоящую красоту от ложной. Показателем эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, а также эстетические способности. Уровень развития эстетической культуры школьников, как показывает ее изучение, не однороден. Школьники в состоянии видеть и достаточно глубоко переживать прекрасное в природе, искусстве, учении и труде. Они чутки ко всему возвышенному, героическому. Но у них мало знаний по теории искусства и художественного творчества. Обнаруживаются и возрастные различия в развитии эстетической культуры: младшие школьники проявляют повышенный интерес к красоте природы, подростки - к искусству, старших школьников больше интересует эстетика поведения, отношений, внешнего облика человека и его внутреннего мира. Неравномерность в уровне развития эстетической культуры учащихся можно решить путем целенаправленного эстетического восприятия. Советская педагогика в решении этого вопроса исходит из понимания единой, целостной сущности человека, взаимосвязи всех сторон его жизни: умственной, идейной, нравственной и эстетической. Гармоническое развитие всех этих сторон - важное условие подлинного расцвета личности. Через систему знаний и образных воздействий растущий человек воспринимает, впитывает, совершенствует правильное отношение к людям, Родине, непреходящим культурным ценностям. Недооценка или, наоборот, переоценка того или другого начала одинаково вредны в целостном процессе развития личности.
Воспитание эстетических чувств, идеалов, вкусов, оценок является вместе с усвоением знаний мощным фактором формирования мировоззрения, закаляет личность для активного участия в идеологической борьбе.
Широкое понимание сущности, роли и места эстетического воспитания во всестороннем развитии личности имеет в советской педагогике давнюю традицию. Основы такого понимания были заложены А. В. Луначарским, Н. К. Крупской, С. Т. Шацким. Уже в Декларации о единой трудовой школе - этом манифесте советской педагогики - под эстетическим образованием понималось не преподавание какого-то упрощенного, детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, отмечалось в этом документе, было бы обездушенным.
Советская власть привлекла к разработке вопросов эстетического воспитания творческих работников. Многие основополагающие установки проверялись при помощи эксперимента на опытно-показательных станциях, добытые данные обобщались специально созданным при Наркомпросе РСФСР советом по эстетическому воспитанию.
Используя первые достижения в эстетическом воспитании, А. С. Макаренко проводит ряд опытов, которые позволяют ему расширять границы эстетического воспитания и осуществлять его не только средствами искусства, но и в труде, игре, быту, отношениях в коллективе воспитанников. Вся эта работа значительно укрепила научные позиции советской педагогики и позволила решить многие трудные и важные вопросы.
В настоящее время созданы еще более благоприятные условия для разработки коренных вопросов эстетического воспитания. В составе АПН СССР работает Институт художественного воспитания детей. К работе в области эстетического воспитания привлечены силы творческих союзов: писатели, художники, композиторы. Усилия педагогов и работников искусства объединяет совет по проблемам эстетического воспитания при Академии педагогических наук.

ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ

Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в искусстве и жизни не приходит само собой. Его надо целеустремленно воспитывать.
С развитием средств массовой информации: радио, кино и особенно телевидения - начало складываться мнение, что школа потеряла свое значение в эстетическом воспитании. Однако исследования последних лет показали, что это не так.
Школа была и остается центральным звеном в эстетическом воспитании детей. Педагогически правильно организованная информация, сочетаемая с творческой самодеятельностью детей, определяет формирование художественного вкуса и оценок учащихся. Школа должна вести целеустремленную работу по формированию художественного вкуса учащихся до последних дней их обучения. Прекращение этой работы иринодит к нестойкости вкусов и понижает способность учащихся правильно подходить к оценке произведений искусства.
Однако школа выполнит свои функции при условии, если эстетическое воспитание будет проводиться в определенной системе. В понятие система эстетического воспитания входит единство цели, содержания, принципов, организационных форм, методов, обеспечивающих формирование личности.
Педагогический коллектив и каждый учитель должны ясно представить себе, к каким целям они должны стремиться, какие задачи должны быть ведущими на каждом этапе школьного образования.
«Примерное содержание воспитания школьников» намечает широкий круг задач эстетического воспитания учащихся начальных классов. Необходимо добиваться понимания учащимися эстетического в содержании и форме художественных произведений, эмоционального отношения детей к прекрасному в произведениях искусства. Важной задачей является развитие способности передавать увиденное в рисунках, в речи, в поделках. Важное значение имеет воспитание красоты внешнего вида, окружающей школьников среды, их поведения, отрицательного отношения к нарушению красоты в искусстве и жизни.
В условиях перехода ко всеобщему среднему образованию необходимо поднять уровень эстетического воспитания на такую ступень, чтобы оно помогало школе наиболее полно решать разнообразные задачи воспитания.
Принцип единства идейного и художественного в произведениях искусства лежит в основе системы эстетического воспитания. Он означает единство эстетического, политического и нравственного воспитания средствами искусства. Учет этого принципа поможет сформировать идейно стойких, глубоко убежденных людей, умеющих отличить подлинное искусство от плохой подделки.
При построении системы эстетического воспитания исходным является также принцип взаимосвязи науки и искусства в воздействии на личность. Искусство в тесном единении с наукой на любой ступени обучения развивает умственные силы ребенка, формирует научные представления о мире.
Советская педагогика не рассматривает явления искусства только как средство воздействия на учащихся, а самих детей лишь в качестве объекта этого воздействия. В эстетическом воспитании большое значение имеет принцип творческой самодеятельности школьников. В процессе художественного творчества ученик упражняет свои силы, развивает ряд ценных качеств личности.
Приметой нашего времени стал тот факт, что эстетика вышла за рамки собственно искусства и шагнула во многие сферы нашей жизни. Соответственно меняется и направление эстетического воспитания, оно должно проводиться с учетом эстетической организации всей жизни учащихся в школе и за ее пределами. Сделать само детство красивым, научить детей видеть и создавать красивое в повседневной деятельности и преобразовывать, изменять жизнь к лучшему - в этом состоит одна из важных линий эстетического воспитания в современной школе.
При построении системы эстетического воспитания в школе большое значение имеет богатство содержания и форм работы. Характерной особенностью современной системы эстетического воспитания следует считать самодеятельный характер многих форм работы. Литературно-художественные студии, школьные театры, клубы любителей музыки и живописи, вечера и концерты - это все формы работы, душой которых являются сами учащиеся.
Система эстетического воспитания прочно складывается в ряде школ нашей страны.
В средней школе в Горках Ленинских Московской области работают фото- и киностудии, музыкальный лекторий. Учащиеся вместе с учителями посещают театры, концертные залы, специальные программные вечера для молодежи, подготовленные Центральным Домом работников искусств.
Большое значение уделяется внутреннему убранству школы, распорядку жизни, за которым следят сами учащиеся. Педагоги стремятся внедрить во все стороны жизни действенный эстетический элемент и делают жизнь и труд детей привлекательными, красивыми.
Традиционным в этой школе является день искусства, он превращается не только в смотр достижений в области эстетического воспитания, но и в настоящий праздник для учащихся, учителей, родителей.

СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Прежде чем приступить к определению системы эстетического воспитания младших школьников, необходимо изучить уровень их эстетического развития. Даже первоначальное знакомство с детьми показывает, что уровень эстетического развития детей, посещавших дошкольные учреждения и воспитывавшихся дома, различный. Воспитанники детских садов знают и могут спеть довольно много песен, они проявляют определенный интерес к пению, любят слушать доступные их возрасту музыкальные произведения, охотно рисуют, причем их рисунки бывают содержательными, красочными.
Подготовка детей, воспитывавшихся в семье, весьма различна. Почти каждый ребенок может прочесть какие-то стихи, кое-что поет. Но наряду с детскими песнями поют и песни для взрослых. Встречаются и такие дети, которые не могут спеть ни одной песни, не умеют рисовать, лепить.
Учителю важно иметь в виду эту разницу в уровне эстетического развития и не удивляться, если не все дети будут одинаково чутки к красивому. Необходимо всеми средствами преодолеть отставание отдельных детей и добиться общего высокого уровня их эстетического развития.
Учебный процесс - важное средство эстетического воспитания. Яркие эстетические переживания могут быть вызнаны у детей начиная с первого учебного дня. Известно, что этот день незабываемый для всех детей, одна из ярких страниц детства. Задача школы состоит в том, чтобы он стал и первым днем ярких, радостных эстетических переживаний. Традицией многих школ стала тщательная подготовка к встрече первоклассников. Учителя заботятся о том, чтобы детей встретили торжественно, а класс показался им как можно более привлекательным. Уже в первый день школьники знакомятся со своей школой. Учитель обращает внимание детей на оформление школы, на красные уголки пришкольного участка, подчеркивая при этом, что многое из увиденного детьми сделано их старшими товарищами.
Известно, сколь велика способность младших школьников к подражанию. Поэтому учитель постоянно обращает внимание детей на то, как написано на доске, как нужно красиво оформлять записи в тетрадях. Учитель тщательно инструктирует детей, как делать записи, отмечает и поощряет их стремление внести элементы самостоятельности в эту работу. Чем дальше, тем чаще учитель советует детям самим подумать над тем, как правильно и красиво сделать ту или иную запись. Немаловажную роль играет и внимание учителя к ведению ученического хозяйства. В контроле могут принять участие пионеры и октябрята, организуются конкурсы на лучшую тетрадь, на лучшую поделку детей на уроках труда, выставки лучших тетрадей и изделий и др.
Уроки выразительного чтения занимают значительное место в учебном процессе и при правильном их построении являются важным средством эстетического развития учащихся. На этих уроках надо добиваться, чтобы учащиеся научились воспринимать литературное произведение как произведение искусства, смогли правильно оценить основных действующих лиц, их характерные черты, поступки, дела, чтобы они почувствовали и поняли художественные достоинства произведения. Эти требования не стали еще правилами в работе каждого учителя, некоторые учителя до сих пор стремятся подчеркнуть лишь познавательную сторону литературных произведений, помещенных в учебниках.
Выразительное чтение окажет большое влияние на эстетическое воспитание детей в том случае, если учитель не только научит детей эстетически правильно воспринимать материал, но и вызовет у них желание выразить свое отношение к художественным достоинствам литературного произведения: методу, стилю, языку, средствам художественного изображения событий, героев. Ясно, что делать это нужно в доступной для младших школьников форме, не употребляя сложных литературоведческих терминов.
Чтобы усилить степень эмоционального восприятия детьми фактов, событий, образов, используется прием сопоставления их с собственным опытом школьников. Так, при анализе описания природы в литературных произведениях полезно сопоставить его с наблюдениями самих детей.
При чтении художественных произведений, в которых отражены отрицательные явления, важно научить детей правильно оценивать сами явления и их описание, а также создавать условия для формирования у детей отрицательного отношения к этим явлениям. В эстетическом воспитании используется также прием повторного восприятия учениками стихов, песен, рассказов, сказок. При повторном восприятии учителю удается сосредоточить внимание детей на наиболее важных сторонах художественного произведения, приоткрыть им те стороны, которые остались ими незамеченными при первичном восприятии. Повторное восприятие сопровождается пояснениями учителя. Чем меньше дети, тем важнее помощь и посредничество учителя. Восприятие, поддержанное умелой, увлекательной беседой учителя, бывает более глубоким, разносторонним, сконцентрированным на самом главном, существенном. В такой работе у детей формируется наблюдательность, являющаяся необходимым условием дальнейшего эстетического развития школьников.
В работе над литературными текстами учитель широко использует сравнение. Метод сравнения активизирует детей, заставляет работать их мысль, помогает держать их внимание в напряжении.
Учителю важно знать, какие признаки подлежат сравнению, например громкое и тихое звучание в музыке. Начиная сравнивать элементарные признаки, учитель постепенно ведет детей к умению сопоставлять систему выразительных средств, основную идею двух произведений.
Воздействие литературных произведений может быть усилено за счет сочетания чтения с различными видами художественной деятельности детей: пением, рисованием, раскрашиванием, лепкой, моделированием.
В книгах для чтения помещены некоторые народные песни, стихотворения, переложенные на музыку. Будет полезно, если учащиеся прослушают эти произведения в хорошем исполнении, а некоторые из них разучат сами на уроках пения.
По мотивам некоторых произведений написаны великолепные картины. Необходимо использовать их на уроках. Учитель может предложить учащимся сделать свои иллюстрации к отдельным рассказам и сказкам, пронести конкурс на лучший рисунок.
Богатые, практически неисчерпаемые возможности эстетического воспитания детей с первых шагов их обучения содержит природоведение.
Уже в I классе дети под руководством учителя знакомятся с явлениями природы путем проведения простейших наблюдений, экскурсий в природу, а также чтения статей в учебнике. Очень важно, чтобы с самого начала естественнонаучный подход к изучению природы не заслонил собой эстетического или не отодвинул его на задний план. Здесь уместно снопа обратиться к наследию В. А. Сухомлнпского, который имеете со своими питомцами создавал замечательные страницы «Кинги природы». Он учил их вслушиваться в песню жаворонка, стрекот кузнечика, находить прекрасное вокруг и, главное, отражать увиденное в сказках, рисунках, рассказах. Он будил в своих питомцах прекрасное чувство восхищения простой природой.
Во II и III классах изучение природоведения осуществляется путем наблюдений, практических работ учащихся, экскурсий, предметных и обобщающих уроков. Все эти виды занятий наряду с задачей вооружения учащихся первоначальными знаниями и умениями из области ботаники, зоологии, географии и других наук должны, несомненно, стать уроками постижения школьниками красоты и неповторимости родной природы. Это может произойти при соблюдении ряда условий. Первым и важнейшим из них является чуткость учителя к красоте природы. Только такой учитель в состоянии пробудить у учащихся высокие эстетические чувства по отношению к родной природе. Другими важными условиями следует считать такую постановку учебного процесса по природоведению, которая была бы ориентирована не только на формирование восприятий, представлений и понятий, но и на развитие чувств, пробуждение детской фантазии. Талантливые педагоги во все времена достигали больших успехов в воспитании, потому что учили питомцев смотреть на природу глазами поэта, художника, вовлекали их с первых шагов обучения в посильную творческую деятельность. Поэтому связь изучения природоведения с уроками родного языка, музыки, с разнообразной внеклассной работой - важное условие развития детей. Возможности учебного процесса в эстетическом воспитании нужно умело использовать. И все же решающая роль принадлежит учебным занятиям, непосредственно связанным с искусством.

РОЛЬ ИСКУССТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Искусство воздействует на чувства человека через художественный образ, вызывает у него яркие переживания, способствует формированию разнообразных чувств. Подчеркивая значение чувств в эстетическом воспитании, В. И. Ленин отмечал, что без эмоционального отношения к действительности нет настоящего понимания прекрасного, а есть лишь резонерство и модные суждения.
Младшие школьники обладают ярко выраженной способностью глубоко чувствовать и переживать прекрасное. Поэтому в работе с учащимися необходимо использовать каждую возможность для занятий искусством, чтобы раскрыть детям прекрасное в жизни, обогатить их духовный облик, побудить к активной общественной деятельности, к борьбе с тем, что мешает утверждению лучших человеческих идеалов в жизни.
Уроки пения и музыки. Школа призвана обучить учащихся грамотному пению, привить им любовь к песне, чтобы она доставляла детям радость.
С 1971/72 учебного года начальные классы начали работать по новой программе, которая состоит из трех разделов: пения, слушания музыки и музыкальной грамоты.
Основой уроков музыки является хоровое пение. Это стержень каждого урока музыки, на который опирается учитель в работе по двум другим разделам программы. Пение - самая активная форма развития музыкальных способностей: слуха, памяти, чувства ритма, художественного вкуса. Формирование вокальных хоровых навыков осуществляется на каждом уроке. Объектом внимания должно быть все, начиная от певческой установки и кончая выразительностью пения. Хоровое пение является самым доступным видом музыкального воспитания. Учащиеся I класса могут спеть простую песню так, что испытают радость и наслаждение.
Музыкальное воспитание успешно и планомерно осуществляется только на основе систематического обучения. Для того чтобы спеть песню, дети должны ее внимательно прослушать в исполнении учителя, точно запомнить и усвоить мелодию, понять и хорошо представить себе содержание и настроение песни, передать все это в своем исполнении. Правильно поставленное хоровое пение требует от школьников активного отношения к музыке, участия воли, памяти, внимания.
В содержание уроков музыки и пения включаются народные песни, отличающиеся простотой, лаконичностью, благородством и большой выразительностью. Эти песни могут стать прекрасным материалом для понимания музыкального языка своего народа и формирования правильного художественного вкуса школьников.
Знакомство детей с музыкой и песнями других народов также содержит большие воспитательные возможности. Понимание художественного гения, других народов - хорошая школа интернационального воспитания детей.
При правильной постановке пение может стать важным средством организации коллектива учащихся. Разучивание песен требует общей слаженности и согласованности, общего эмоционального подъема, настроения. Все это как раз и сплачивает ребят. Хорошее исполнение приносит детям большое удовлетворение. Совместное переживание этого удовлетворения является лучшим средством сплочения коллектива.
Уроки изобразительного искусства. Специфика уроков изобразительного искусства определяет и средства эстетического воспитания детей. Учитель сосредоточивает их внимание на оформлении тетрадей. Следует с самого начала осудить неряшливость в оформлении тетрадей и отдельных рисунков, что довольно распространено в первых классах. Происходит это потому, что дети-дошкольники главное внимание в рисовании дома обращали на содержание рисунка, а не на его исполнение. Они портили много бумаги. Тетрадь же выбросить нельзя, она документ, характеризующий работу школьника. Надо учить детей с первых шагов правильно располагать рисунок, ровно и аккуратно раскрашивать его, начатый рисунок обязательно заканчивать. Эти требования важно в доступной форме разъяснять учащимся и добиваться того, чтобы именно так они подходили к оценке своих рисунков и работ товарищей.
По мере роста и развития детей, совершенствования их умений и навыков требования к их рисункам возрастают. Учитель постепенно ведет ребят к тому, чтобы они выполняли рисунки красиво, правильно, по-своему, по-новому.
Уроки изобразительного искусства могут быть тесно связаны с общественной работой детей. Проведение конкурсов на лучший рисунок, организация выставок лучших работ, участие в оформлении сборов и праздников явятся важным дополнением к уроку, средствами повышения их эффективности. Возможности учебного процесса в эстетическом воспитании могут быть значительно усилены проведением разнообразной внеклассной работы.
В книге «Духовный мир школьника» В. А. Сухомлинским приведены интересные наблюдения о влиянии рисования на духовное развитие младших учащихся. В школе на протяжении четырех лет проводился такой опыт: в момент большого эмоционального подъема, вызванного вновь познанным или пережитым явлением, учителя предлагали своим питомцам передать свои переживания в рисунках. Учащиеся не только с воодушевлением рисовали предметы или сказочные образы, но и выражали свое отношение к тому, что они изображали.
Дальнейшие наблюдения показали, что у многих детей сформировалась потребность выражать увиденное, пережитое в рисунках. Наклонность к рисованию закрепилась не у всех детей, однако занятия рисованием оставили в их внутреннем мире глубокий след. Эти дети отличались более тонкими, устойчивыми чувствами, широтой интересов, точностью и гибкостью мыслительной деятельности.
Поэтому недооценка роли рисования в системе обучения младших школьников или неверная постановка преподавания этого предмета может пагубно сказаться на развитии учащихся.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Игры, драматизации, инсценировки. С приходом ребенка в школу его игровая деятельность не прерывается, но принимает иной характер, приобретает определенную направленность. Игры, драматизации, инсценировки широко используются в эстетическом воспитании детей.
Особенно интересны постановки с большим числом участников, когда у каждого ученика примерно одинаковые по размеру и значению роли. Такую возможность дают инсценировки сказок и литературно-музыкальные композиции, в которых сочетается чтение стихов, драматизация, пение, музыка.
Пример такой инсценировки приводит В. А. Сухомлинский в своей книге «Духовный мир школьника»: при чтении сказок, в момент, когда речь идет о событиях, наиболее ярко передающих идею сказки, перед детьми выступают ее герои в соответствующих костюмах. Этот прием, рассказывает автор, так подействовал на детей, что они стремились оказать влияние на ход событий, о которых говорилось в сказке или рассказе. Дети создавали свои игры-сказки о жизни Зои Космодемьянской, Эрнста Тельмана и других героев.
С целью достижения общей слаженности в детской постановке необходима серьезная предварительная работа педагога. Ему надо добиться организованности, собранности, увлеченности всех учащихся. Не следует загружать детей частыми, продолжительными репетициями. Важно, чтобы все участники инсценировки осознали содержание произведения, характеристики действующих лиц, линию действия в том или ином эпизоде.
Прежде чем начать работу над инсценировкой, учитель продумывает значимость каждого педагогического приема. Детей надо тщательно готовить к каждому выступлению. С этой точки зрения вредным является взгляд некоторых учителей, полагающих, что любое детское выступление будет иметь успех. Драматизации и инсценировки оказывают большое влияние на умственное развитие детей: они развивают их речь, дети начинают лучше читать, интереснее рассказывать на уроках.
Танцы. Одним из видов внеклассной работы являются занятия танцами. Младшие школьники с большим удовольствием танцуют. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении, смене впечатлений и деятельности. Это стремление надо использовать для развития художественного восприятия детей, ознакомления их с красивыми танцевальными движениями, приучать их слушать музыку.
Танцы содействуют физическому развитию детей, приучают их правильно и красиво ходить. В процессе обучения танцам к детям предъявляются определенные требования в отношении их общей организованности, дисциплинированности, вежливой и дружеской формы обращения друг с другом, умения внимательно выслушивать указания педагога. Все это способствует воспитанию дисциплинированности и эстетики поведения.
В содержание хореографических занятий с младшими школьниками входит изучение народных, массовых и бальных танцев, самых простых танцевальных ритмических упражнений, игр. Начинать обучение лучше с народных танцев.
Вместе с тем руководитель кружка заботится и о том, чтобы занятия были для детей источником радости. Это обеспечивается музыкальным сопровождением, характером костюмов, всей обстановкой, в которой проводятся занятия.
Приходится иметь в виду и то, что дети, записавшиеся в танцевальный кружок, стремятся получить как можно больше удовольствия, они приходят повеселиться. Нужно разъяснить учащимся, что танец - настоящее произведение искусства и для его создания нужны труд и организованность.

РОЛЬ ПРИРОДЫ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Природа нашей страны исключительно разнообразна. В каждом районе можно найти много красивых мест. Дети проявляют к природе живой интерес. Это естественное тяготение надо умело использовать для развития воображения, для воспитания патриотизма, стремления приумножить красоту и богатство природы.
Благородные чувства и стремления можно вызвать у детей при проведении прогулок и экскурсий в природу, в процессе работы на пришкольном участке, в туристских походах.
Большие воспитательные возможности заложены в организации активной деятельности детей по охране природы, по умножению ее богатств. А. М. Горький считал, что земля должна быть достойна человека. А для этого ему надо устраивать землю также любовно, как он создает свой дом. Эта мысль может быть ведущей в организации деятельности детей по охране природы и умножению ее богатств.
Хорошие традиции существуют на протяжении ряда лет в Павлышской школе им. В. А. Сухомлинского Кировоградской области УССР. С первого дня пребывания в школе дети выполняют какое-нибудь общественно значимое дело: закладывают маленькую дубраву, выращивают кормовые травы, а семена передают колхозу, участвуют в выращивании полезащитных лесополос. Учителя стремятся вызвать у учащихся благородные мысли и чувства. Работа строится так, чтобы учащиеся поняли, что они способны на большие дела, что их силы позволяют преодолеть еще большие трудности и препятствия. Организуя труд детей, воспитатели показывают им, что сделали их старшие товарищи (выращенные деревья, убранные поля). Такая постановка работы побуждает ученика к волевым усилиям, вселяет в него бодрость и уверенность, стимулирует его нравственный рост.
В заключение хочется подчеркнуть, что успехи школы в эстетическом воспитании детей во многом зависят от учителя. Педагоги и работники искусства единодушно утверждают, что учителю современной школы необходимо широкое разностороннее художественное образование. Иначе он не сможет осуществлять колноценного эстетического воспитания детей.
Не менее важное значение имеет знание и глубокое понимание учителем основ эстетического воспитания, специфики воздействия искусства на внутренний мир ребенка. Надо, чтобы учитель хорошо понял, что он не может быть равнодушным к прекрасному. Его собственное отношение к искусству определяет и отношение к нему учащихся.

Вопросы и задания

1. Дайте определение сущности эстетического воспитания детей.
2. Прочитайте по хрестоматии отрывки из произведений Н. К. Крупской, А. В. Луначарского и В. А. Сухомлинского об эстетическом воспитании и попытайтесь наметить основные требования к эстетическому воспитанию в школе.
3. Дайте определение понятия система эстетического воспитания. Охарактеризуйте особенности советской системы эстетического воспитания и ее принципы.
4. Расскажите о значении учебного процесса в эстетическом воспитании и требованиях к его организации.
5. Какое значение имеет обучение пению и музыке в начальных классах?
6. Какое значение в эстетическом воспитании детей имеют уроки изобразительного искусства? Перечислите основные требования к этим урокам.
7. Какие средства и формы внеклассной и пионерской работы используются в эстетическом воспитании школьников?
8. Расскажите о месте игр-драматизаций в эстетическом воспитании младших школьников. Подберите несколько игр-драматизаций для класса и одну из них проведите с детьми.
9. Как необходимо использовать природу в эстетическом воспитании детей? Разработайте план экскурсии или прогулки в природу.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Высказывания и мысли великих людей о воспитании!


От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада - это состояние души. Он дарит детям тепло своего сердца. Работа воспитателя - не просто труд. Это, прежде всего, способность к отречению, умение отдать всего себя, без остатка, видеть в этом свет.

Я люблю читать умные, полезные высказывания. Воспитание детей - наука более древняя, чем может показаться на первый взгляд. Прививанию добродетелей уделялось особое внимание ещё в древние времена. О воспитании говорили античные философы, создавая афоризмы, которые в ту пору и являлись «педагогическим» пособием и передавались из уст в уста.

В мире есть две сложные вещи - воспитывать и управлять.

Иммануил Кант

Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог.

Лев Толстой

Воспитание есть усвоение хороших привычек.

Платон

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаём, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.


...Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.

Януш Корчак


Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.


Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.

В. А. Сухомлинский


Дети святы и чисты… Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии... нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами...

Антон Павлович Чехов


Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.

Коменский Я.


Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

Ушинский К. Д.


Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.


Януш Корчак


Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей.

Т.Гончаров


Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.

А.Чехов


Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети. Дети содрогаются от этого запаха, как собака от заячьего следа, и испытывают безумие, которое потом, когда мы становимся взрослыми, называется вдохновением.

И. Бабель


Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды.

Цицерон


Обучая учусь.

Сенека Старший


Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, - добрыми или злыми, полезными или бесполезными - благодаря воспитанию.

Д. Локк


Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя.

Леонардо да Винчи


Наш воспитатель - наша действительность.

М. Горький


Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

А. Дистервег


Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.

А. В. Луначарский


Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

А.С. Макаренко


Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали.

А.С.Макаренко


Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Только будет ли это настоящее счастье?

А.С. Макаренко


Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

А.С. Макаренко


Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

М. Монтень


Повторять слова учителя не значит быть его продолжателем.

Д.И. Писарев


Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.

Ж.Ж. Руссо


Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

К.Д. Ушинский


Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.

К.Д. Ушинский


Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя.

Э. Хаббард


Если вы хотите убедить человека в том, что он живет дурно, живите хорошо; но не убеждайте его словами. Люди верят тому, что видят.

Г. Торо


Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

Сократ


Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле - и одно из самых эффективных.

Дейл Карнеги


Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет ни того, ни другого

Эрнест Хемингуэй


В возрасте 12-16 лет я ознакомился с элементами математики, включая основы дифференциального и интегрального исчислений. При этом на моё счастье, мне попались книги, в которых обращалось не слишком много внимания на логическую строгость, зато хорошо была выделена везде главная мысль. Все это занятие было поистине увлекательно; в нём были взлёты, по силе впечатления не уступавшие «чуду»...

Альберт Эйнштейн


Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы.

Бисмарк


Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого.

Антуан де Сент-Экзюпери


Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.

Д. Дьюи


Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы отвечать взрослому человеку.

Д.И. Писарев


Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию.

Я.А. Коменский


Письмо к учителю сына.

Если можете, научите его интересоваться книгами... И дайте ему также свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма. Когда он будет в школе, научите его тому, что намного почетнее потерпеть неудачу, чем смошенничать... Постарайтесь дать моему сыну силу не следовать за толпой, когда все примыкают к победившей стороне... Научите его выслушивать всех людей, однако научите его также все то, что он слышит, рассматривать под углом истины и отбирать только хорошее. Научите его не слушать воющую толпу, но встать и сражаться, если он считает себя правым. Обращайтесь с ним мягко, но без излишней нежности, потому что только испытание огнем дает стали высокое качество. Научите его всегда иметь высокую веру в себя, потому что тогда он всегда будет иметь высокую веру в человечество.

Авраам Линкольн


Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

Пабло Пикассо


Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествующие делали для нас.

Георг Лихтенберг


Чем старее школа, тем она ценнее. Ибо школа есть совокупность накопленных веками творческих приемов, традиций, устных преданий об отошедших ученых или ныне живущих, их манере работать, их взглядах на предмет исследований. Эти устные предания, накапливающиеся столетиями и не подлежащие печати или сообщению тем, кого считают неподходящим для этого - эти устные предания суть сокровища, действенность которых трудно даже представить себе и оценить. Если искать какие-либо параллели или сравнения, то возраст школы, накопление ею традиций и устных преданий есть не что иное, как энергия школы, в неявной форме.

Н.Н. Лузин


Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете.

Конфуций


Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

Конфуций


Исследователи (Хейес, Блум) показали, что для приобретения экспертных знаний в любой широкой области человеческой деятельности, включая шахматную игру, сочинение музыки, рисование, игру на фортепьяно, плавание, теннис, а также проведение исследований по нейропсихологии и топологии, требуется приблизительно десять лет.

Причем создается впечатление, что в действительности этот срок невозможно сократить: даже Моцарту, который проявил выдающиеся музыкальные способности в возрасте 4 года, потребовалось еще 13 лет для того, чтобы он начал сочинять музыку мирового класса.

Сэмюэль Джонсон считает, что фактически требуется больше десяти лет: «Превосходства в любой области можно достичь только упорным трудом в течение всей жизни; его нельзя купить по меньшей цене».

И даже Чосер жаловался: «Жизнь так коротка, что не хватает времени на овладение мастерством»

Питер Норвиг, «Научитесь программировать за десять лет»


Школа наша давно плохо учит и дурно воспитывает. И недопустимо, чтобы должность классного воспитателя была почти не оплаченным добавочным бременем: она должна быть возмещена уменьшением требуемой с него учебной нагрузки. Нынешние программы и учебники по гуманитарным наукам все обречены если не на выброс, то на полнейшую переработку. И атеистическое вдалбливание должно быть прекращено немедленно. А начинать-то надо еще и не с детей - а с учителей, ведь мы их-то всех забросили за край прозябания, в нищету; из мужчин, кто мог, ушли с учительства на лучшие заработки. А ведь школьные учителя должны быть отборной частью нации, призванные к тому: им вручается все наше будущее.

А.И. Солженицын


Мы во многом ответственны за развитие задатка, вложенного в нас.

А.И. Солженицын


Над школой, как над колыбелью духа народного, необходимо бодрствовать с трагическим вниманием и не жалеть усилий, чтобы отстоять ее задачи.

Меньшиков


К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.

Д.И. Менделеев


В педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалить их в одну форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны.

Н.И. Пирогов


Сократ заставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам.

Монтень


Учитель должен не только обладать знаниями, но и вести правильный образ жизни. Второе даже более важно.

Тиру-Валлювар


Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика - это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей - есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей - сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди.

Януш Корчак


Действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя.

Ш. Амонашвили


Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

К.Д. Ушинский


Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?

Ш. Амонашвили


Для отдыха старшекласснику я советую шахматную игру, чтение художественной литературы. Шахматная игра в абсолютной тишине, при полной сосредоточенности - замечательное средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее мысль.

В.А. Сухомлинский


Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры.

В.А. Сухомлинский


Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.

А. Дистервег


Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

A. Барбюс


У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка.

В.А. Сухомлинский


Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые.

Петр Капица


Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.

М. Булгаков


О достоинствах учителя нельзя судить по размерам толпы, следующей за ним.

Р. Бах


Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни.

К.Д. Ушинский


Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.

В. А. Сухомлинский


Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как ученик учится.

В. Ф. Шаталов


Талант - искра Божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим.

В.О.Ключевский


В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить.

Cократ


Не уметь хорошо выражать своих мыслей - недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей - еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.

К.Д. Ушинский


Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.

К.Д. Ушинский


Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.

Конфуций


Отношение государства к учителю - это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.

Бисмарк


Заставляй ученика работать руками, языком и головой! Побуждай его перерабатывать материал, вкорени это ему настолько в привычку, чтобы он не умел поступать иначе, чувствовал себя неспокойным, когда это не делается; чтобы он чувствовал в этом внутреннюю потребность! Подобно тому, как никто не может за него, то есть с пользой для него, есть, пить и переваривать пищу, так никто другой не может за него думать, за него учиться; никто другой не может ни в каком отношении быть его заместителем. Он всего должен достигнуть сам. Чего он сам не приобретёт и не выработает в себе, тем он не станет и того он не будет иметь. Эти положения ясны, как солнечный день, но всё-таки тысячи людей поступают так, будто этих правил совсем не существует.

Воспитательное занятие «Афоризмы и цитаты о прекрасном»

Цель: расширение кругозора воспитанников.

Задачи: создать условия для воспитания у подростков уважения к общечеловеческим ценностям, друг к другу, соблюдение этикета.

Оборудование: цитаты с высказываниями известных людей, карточки с ситуациями.

Форма проведения: ситуативный практикум.

Ход мероприятия

1. Оргмомент. Воспитанники делятся на группы, настраиваются на беседу.

2. Основная часть.

Воспитатель: Проблема человека была всегда главной проблемой

философии. Сегодня поговорим о человеке и мы. Тема нашего занятия называется «Афоризмы и цитаты о прекрасном». Существует мнение, что в человеке должно быть всё прекрасно. Скажите, как вы это понимаете? (Ответы воспитанников).

Я хочу сказать вам, ребята, что каждый из вас неповторим, т.е. личность, но мы с вами также живём в обществе других людей, с которыми мы постоянно общаемся. Поэтому вы должны заниматься самовоспитанием, чтобы стать творцом самого себя и своих обстоятельств. Это значит, что вы должны научиться сложной науке - жить среди людей. Недаром люди издавна придумывали для себя правила жизни, моральные кодексы, нравственные заповеди, выполнение которых считали для себя делом чести. Поведение людей в самых различных ситуациях закрепляется в своде правил, который называется этикетом. Этикет - это своего рода соглашение между людьми о том, как принято вести себя и как не принято. Имеется в виду главным образом поведение людей в повседневной жизни. Многие правила этикета возникли в глубокой древности, но человечество пронесло их через века, они превратились в добрые традиции, которые воспитанный человек всегда соблюдает.

А какие правила этикета вы знаете? (Обсуждают в группах. Затем отвечают).

А теперь я предлагаю остановиться на некоторых важных правилах этикета, и для этого попробуем испить из чаши общечеловеческого опыта. Вот наша «чаша мудрости». Прочитав и осмыслив написанное, попытайтесь обосновать своё мнение. (Работа в группах.)

Ситуации.

1. В Дагестане о человеке судили так: «Если ты не чувствуешь красоту цветов, если не можешь ценить дружбы, если на тебя не производит
никакого впечатления песня, если ты скуп и равнодушен к чужому горю, то
тебя надо лечить.

2. Несколько правил, закреплённых в пословицах на Руси:
-Гостю щей не жалей, а погуще налей.

В чужом доме не будь приметливым, а будь приветливым. -Желанный гость зова не ждёт.

    Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

    Вам подарили вещь, которая у вас есть, или не нравится, или не нужна. Что вы скажете тому, кто её подарил?

    Что надо помнить, сидя за столом, чтобы по усам не текло, а в рот попало?


(Выступление групп).

Недаром говорят, встречают по одёжке, а провожают по уму. В человеке всё должно быть прекрасно. Мы должны в других людях искать и находить что-то хорошее, потому-то в любом человеке есть своя индивидуальность. Вот и мы сегодня может быть узнаем о своих одноклассниках то, что может быть до сих пор не знали.

    игра» Волшебный стул».

Посмотрите, посредине холла стоит стул. Он волшебный. О том, кто садится на него, мы можем говорить только хорошее.

Занятие наше можно закончить словами: «Человек-это звучит гордо».

    Рефлексия.

Прекрасное трудно.
Бенедикт Спиноза

Красота есть единство в разнообразии.
Перефразированная мысль Эриугены

Красота – это бесконечность, выраженная в законченной форме.
Фридрих Шеллинг

В сущности, мир существует лишь для того, чтобы могла появиться одна прекрасная книга.
Стефан Малларме

Эстетика – мать этики.
Иосиф Бродский

Эстетика для художника то же самое, что орнитология для птиц.
Барнетт Ньюмен

У артистов от постоянного прикосновения к искусству притупляется эстетическое чувство, заменяясь эстетическим глазомером.
Василий Ключевский

Искусство принадлежит искусствоведам.
Аркадий Давидович

Прекрасное - манифестация сокровенных законов природы; без его возникновения они навсегда остались бы сокрытыми.
Иоганн В. Гёте

Прекрасное в природе часто разрознено, и дело человеческого духа - открыть связи и благодаря им создать произведение искусства.
Иоганн В. Г ёте

Прекрасное недолговечно.
Гомер

Прекрасное дается нелегко.
Солон

Даже прекраснейшая из обезьян безобразна
Гераклит Эфесский

Есть ли в мире что-нибудь прекраснее красивой женщины?!
Пьер Брантом де Бурдей

Все прекрасное так же трудно, как и редко.
Бенедикт Спиноза

Когда мы прекрасны, мы прекраснее всего без нарядов.
Готхольд Эфраим Лессинг

Прекрасное не есть право. В мире нет ни абсолютно прекрасного, ни абсолютной красоты, все зависит от того, как смотришь на предмет. Все зависит от мерила.
Микаэл Лазаревич Налбандян

Прекрасное - это та часть ужасного, которое мы можем вместить.
Райнер Рильке

Прекрасное - это нечто такое, что принадлежит исключительно вкусу.
Иммануил Кант

Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья.
Николай Гаврилович Чернышевский

Хотя господь бог сделал прекрасное источником добра и чистоты, однако и это правило знает исключения.
Чабуа Ираклиевич Амирэджиби

Прекрасное - это законченное выражение Добра. Добро же - законченное выражение Прекрасного.
Рабиндранат Тагор

То, что мило, не может быть прекрасным.
Людвиг Витгенштейн

Прекрасному неизменно сопутствует или тьма человеческой судьбы, или блеск человеческой крови.
Иво Андрич

На прекрасную картину нельзя насмотреться, а прекрасной музыкой нельзя наслушаться.
Александр Федорович Лосев

Без вмешательства необыкновенного таланта всё прекрасное остаётся непризнанным.
Жозеф Жубер

Не надо ничего вымучивать из себя: прекрасное рождается легко.
Анатоль Франс

Прекрасное есть соединение красоты и душевного волнения.
Александр Володин

Прекрасное, как и полезное, имеет своё разумное основание.
Жан Анри Фабр

Большую роль во всестороннем развитии личности ребёнка играет эстетическое воспитание - развитие художественного вкуса, чувства прекрасного, восприимчивости к красоте, умения наслаждаться произведениями искусства, а также способности к творчеству. Способность воспринимать красоту окружающей природы и наслаждаться произведениями искусства развивается по мере того, как дети знакомятся с тем прекрасным, которое доступно их восприятию и пониманию. Любовь к прекрасному в окружающем мире порождает у ребёнка стремление к самосовершенству, совершению благородных поступков, содействует его нравственному воспитанию. Именно эстетическое воспитание способно сформировать личность, открыть ребенку огромный интересный мир, сформировать эстетический вкус и развить уникальные способности. Рассмотрим структуру и функции эстетического воспитания:

Функции эстетического воспитания

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания. Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства - все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания - формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. Искусство выполняет не только сугубо эстетическую, но и познавательную функцию, способствует более активному развитию чувств и эмоций, взглядов и убеждений, способно обогатить внутренний мир ребенка.

Структурные компоненты эстетического воспитания

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей.

Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика - всё это впитывается, откладывается и фиксируется в сознании. В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.

Задача семьи - воспитать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах. Особенно важно возбудить интерес ребёнка к упражнениям в рисовании и лепке, в пении и музыке, вызвать в нём желание попробовать свои силы в том или ином виде искусства. Немаловажную роль в эстетическом развитии личности играют врождённые задатки, которые позволяют, например, судить о высокой восприимчивости одних детей к музыке, других - к изобразительному искусству, и активное желание овладеть каким-либо из этих искусств. Некоторые дети уже в дошкольном возрасте обнаруживают творческие способности к искусству. У большинства детей эти способности развиваются позже, в младшем школьном и особенно подростковом возрастах.

Нет ничего вреднее для развития творческих способностей ребёнка, когда не в меру тщеславные родители или родственники начинают преждевременно расхваливать его таланты. В таких случаях у детей развивается огромное самомнение, эгоизм, они перестают учиться и в итоге их талант постепенно глохнет. Напротив, при соблюдении известной скромности и в то же время настойчивости дети, даже ничем не выделявшиеся в дошкольном возрасте среди своих ровесников, с годами достигают больших успехов в творчестве.

В семье эстетическое воспитание, главным образом, осуществляется посредством включения в программу воспитания ребенка таких элементов, как музыка, рисование, пение, литература, развивающие игры для детей. Знакомить ребенка с поэзией и музыкой рекомендуют как можно раньше. Сегодня существует множество программ раннего развития ребенка, куда мамы приносят малышей возрастом от полугода и слушают вместе с ними приятную музыку. Но совсем не обязательно посещать какие-либо курсы или центры - включить тихую мелодию можно и дома, когда малыш играет или засыпает. В результате общения с музыкой, ребёнку передаются её настроения и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть, решительность или нежность. В этом и есть сила психологического воздействия музыки, благодаря ей развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. В этом и состоит первая и основная задача музыкального воспитания ребёнка любого возраста. Крайне важно умение малыша слушать, вслушиваться в звучание песни или танцевальной мелодии, различать её направление и характер, узнавать знакомую музыку по особому ритмическому звучанию.

Следует помнить, что классическая спокойная музыка способствует усмирению ребенка, успокоению. Даже громко плачущий малыш под воздействием спокойной музыки успокоится, станет менее агрессивным и возбужденным.

Способности, и призвание ребенка можно раскрыть случайно, неожиданно, наблюдая за ним в игре, забавах. Одним из признаков способностей является, как привило, повышенная эмоциональность, вызванная теми или иными впечатлениями.

Современные средства культуры открывают широкие возможности для обогащения ребёнка эстетическими впечатлениями. Но именно поэтому в условиях семьи необходима разумная организация эстетического воспитания ребёнка. Когда радио непрерывно звучит в доме, когда ребёнок часами сидит у телевизора или компьютера - это не только не способствует его эстетическому развитию, а, наоборот, приучает к поверхностному восприятию художественных впечатлений. Зачастую пропадает собственное мнение, ребёнок полагается не на свои чувства и эмоции, а на мнение большинства. Важно, чтобы родители вдумчиво выбирали то, что следует посмотреть и послушать ребёнку, помогали ему осмыслить полученные впечатления. Разговор после прослушивания и просмотра является основополагающим способом закрепления полученной информации, её структурирование и анализ.

Наиболее сильно воздействует на детей художественная литература. Она захватывает их яркостью художественных образов и логикой развития сюжета. Безгранична любовь дошкольников к сказкам и их героям, они с жадностью слушают уже знакомые произведения и с возрастающим интересом - новые. Когда же дети начинают читать самостоятельно, важно поддерживать их интерес к чтению и руководить им, прививая вкус к лучшим произведениям русской и мировой классической литературы. Большое значение для развития детей имеет воспитание у них умения выразительно читать. Надо предоставить детям возможность слушать художественное чтение в исполнении артистов по радио, телевидению, на компакт-дисках. Часто дети остаются равнодушными даже к самым лучшим произведениям художественной литературы, так как не умеют читать их выразительно. Но те же дети приходят в восторг от этих книг, когда услышат их в хорошем исполнении. Искусство выразительного чтения доступно любому взрослому человеку, если он приложит к этому желание и некоторый труд.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Так что же такое эстетическое развитие личности? В первом приближении эстетическое развитие - это результат эстетического воспитания. В научной литературе эстетическое развитие (ЭР) характеризуется как: развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. ЭР имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художественной деятельности субъекта, особенно в условиях специально организованного воспитания и обучения. ЭР начинается уже в раннем детстве. Маленький ребенок при восприятии ярко окрашенных предметов, при исполнении собственных ритмических движений переживает чувство радости. В младшем школьном возрасте основную роль, определяющую эмоциональное воздействие произведений искусства, играют изображенные в них события. При этом для положительного отношения ребенка к произведению важно, чтобы сами эти события вызывали у него интерес и одобрение. В младшем школьном возрасте, как и в дошкольном, эмоциональные реакции по отношению к произведениям искусства характеризуются в основном переживанием непосредственного удовольствия или неудовольствия. Большое место в ЭР младшего школьника занимает его собственная деятельность: рисование, пение, драматизация и др.

В подростковом и старшем школьном возрасте отношение к произведениям искусства все более определяется выраженными в них мыслями и чувствами; особое значение имеет их идейное содержание. Все большее значение для оценки произведения приобретают его художественные особенности, прежде всего выразительность средств изображения, раскрывающих внутренний мир изображенных людей.

Возрастные особенности восприятия искусства тесно связаны с характерными для каждого возраста потребностями. Поэтому необходимо учитывать эти потребности ребенка в процессе эстетического воспитания, при формировании способности к эстетическому восприятию действительности, в ходе постепенного осознания искусства как специфического продукта человеческой культуры.

Как всякий организационный процесс, семейное воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем обществе интересы государства и родителей в отношении воспитания подрастающего поколения чаще всего совпадают, цели и задачи общественного и семейного воспитания в основном также являются идентичными, следовательно, главную цель воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижением этой цели является осуществление таких задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: