Эмансипированные дуэли. Дамы, скрестившие шпаги

Дуэль – как много в этом слове! Слышится звон клинков, хлопки выстрелов из старинных пистолетов, вскрик раненого дуэлянта. Перед глазами встают фигуры фехтующих или целящихся друг в друга с расстояния в 10–15 шагов мужчин в одеждах прошлых веков. Вспоминаются романы и фильмы о героях давно минувших дней – настоящих рыцарях, готовых умереть за даму сердца или во имя сохранения чести. Между тем само слово «дуэль», обозначающее регламентированный строгими правилами поединок двух человек, в русском языке относится к женскому роду. И несмотря на все стереотипы, укоренившиеся в современном обществе, в дуэлях не так уж редко сходились не только кавалеры, но и дамы. Причём как прекрасные, так и ужасные. Женские дуэли были зачастую даже более эмоциональными и жестокими, чем мужские. Дуэлянтки кровожаднее дуэлянтов.

Пойдём, прогуляемся

Случаи дамских схваток не на жизнь, а на смерть известны с древнейших времён. Первые свидетельства о поединках с участием женщин появляются ещё до того, как сформировалось само понятие дуэли, и относятся к античным временам. Наверное, нельзя воспринимать в качестве исторических фактов легенды об амазонках и мифы о воинственных богинях. Но ведь о ставших традицией в одной из провинций Древней Греции жестоких схватках девушек, вооружённых палками, писал ещё Геродот. Дошли до нас и тексты древнеримского писателя Марселлина, красочно и подробно рассказавшего о нравах современных ему галлов, женщины которых, по его свидетельству, дрались между собой и даже с мужчинами «кулаками и ногами», а также не брезговали для выяснения отношений брать в руки оружие.

Во времена викингов существовал прототип классической дуэли – хольмганг (дословный перевод – прогулка по острову). Предложить «прогуляться» один воин мог другому в случае притязаний на собственность или женщину, а также в случае возникновения неразрешимых мирным путём разногласий. «Прогулка» была по своей сути поединком, регламентированным сводом сперва негласных, а в XIX веке – законодательно закреплённых правил, которые порой могли так или иначе изменяться и толковаться фигурантами непосредственно перед началом боя. В правилах акцент делался на использование равного по эффективности оружия. А окончательно решать, кто прав, предоставлялось жестоким скандинавским богам. Отправившись «на остров», кто-то обязательно оказывался в Вальхалле. «Гуляли» подобным образом время от времени не только яростные берсерки, но и их белокурые валькирии. Из саг до нас дошли указания на то, что если на хольмганге мужчина сходился с женщиной, их шансы следовало изначально уравнять. Представителя сильного пола ставили на время смертного боя по пояс в яму, ограничивая, таким образом, свободу его движений. Или же привязывали за спиной левую руку, лишая возможности прикрываться щитом. Остаётся добавить, что в Средневековье традиция хольмганга из Скандинавии распространилась на значительную часть Европы. Позже европейское рыцарство стало проводить свои «судебные поединки» и турниры по особому регламенту.

Поединки в кустах

В XIV веке в Италии среди городских дворян сложилась традиция так называемых «поединков в кустах» или «схваток зверей» – выяснения отношений на шпагах и кинжалах без доспехов, в стороне от людных мест. Это поветрие, ставшее продолжением забав викингов и рыцарей, уже спустя столетие перекинулось на Францию. И тут началось! Так как во Франции женщине во все времена отводилась особая роль, то и в стороне от дуэлей француженки не остались. Как, впрочем, и темпераментные итальянки. Сообщения о дуэлях с участием женщин начали появляться даже в монастырских хрониках. В мае 1571-го в миланском женском монастыре Святой Бенедикты две знатные синьоры под предлогом совместного молебна заперлись в комнате и устроили поединок на кинжалах. Разнять их не успели. Когда дверь была выбита прибежавшей на шум схватки монастырской прислугой, одна из женщин уже отправилась на небеса, а вторая умирала, истекая кровью. Облегчить душу и поведать, что стало причиной кровавой драмы, у дамы уже не хватило сил. Как и назвать имена – своё и соперницы. Надо полагать, что монастырь в качестве места дуэли был выбран не случайно. Здесь и помощь медицинскую могли быстро оказать, и похоронную мессу отслужить. В результате первое не понадобилось, а второе пришлось очень кстати.

Осенью 1624 года в парижском Булонском лесу маркиза де Несль и графиня де Полиньяк в присутствии секунданток скрестили уже не кинжалы, а самые настоящие шпаги. Яблоком раздора стала благосклонность будущего кардинала, а пока лишь герцога Ришелье. В результате графиня взяла верх над маркизой, едва не оторвав клинком де Несль ухо. Факт дуэли подтверждён как автобиографическими записками любившего экстравагантный «пиар» Ришелье, так и зафиксированными на бумаге воспоминаниями самих участниц действа.

Стоит отметить, что в то время женские дуэли проходили в прямом смысле в кустах – подальше от мужских глаз. Секундантами дуэлянток были только дамы. Объясняется это просто. Верхняя часть гардероба знатной особы того времени несколько сковывала движения. Управляться с колющим оружием, будучи одетой в модное платье, было не слишком удобно. И всерьёз сражаться друг с другом женщинам было удобнее, обнажане только шпагу, но и грудь. Впрочем, когда вызов бросали мужчинам, полуобнажаться было уже никак нельзя. Придворная оперная певица Мопен, пользовавшаяся покровительством Людовика XIV, тайно брала уроки фехтования у своего любовника – первой шпаги Парижа того времени месье Серана. Знаменитый фехтовальщик согласился научить диву отбиваться от своих слишком назойливых поклонников, готовых составить ему конкуренцию в борьбе за благосклонность звезды королевской оперы. Уроки пошли впрок. На одном из балов дерзкая Мопен оскорбила едкой шуткой одну весьма знатную особу. Друзья оскорблённой потребовали выставить певицу вон и… моментально были вызваны ею на дуэль. Некоторые из них, не принимая происходящее всерьёз, согласились принять вызов. И поплатились тут же. Мопен заколола нескольких не ожидавших от неё такой прыти дворян прямо в парке у дворца, где проходил бал. После чего вернулась к танцам. Все присутствовавшие, в том числе и сам король, были шокированы. Шок Людовика оказался настолько глубок, что он даже не наказал диву, хотя дуэли им же самим запрещались. Эта история в будущем вдохновила писателя Теофила Готье на превосходный роман

Французская болезнь

Экстравагантная выходка оперной певицы обернулась настоящим бумом женских поединков во французской аристократической среде. На Францию обрушился кровавый дождь из брошенных женских перчаток. Часто причиной схватки становился кавалер. Не случайно считается, что в любви, как и на войне, правил нет. Если верить статистике того времени, четыре из пяти дамских дуэлей заканчивались смертями. Мужчины же были не столь склонны к смертоубийству – тут погибшие были лишь в двух случаях из пяти.

Всё чаще представительницы слабого пола бросали вызов полу сильному, хотя и без особых успехов. Всё-таки женщине пронзить мужское сердце шпагой несколько сложнее, чем лукавым взглядом. Однако заступаться за струсившего любовника или мужа, как это с грандиозной оглаской однажды сделала некая мадам Шатеру, бросившая вызов наглецу, отвесившему её благоверному пощёчину, стало едва ли не хорошим тоном. Пикантная подробность – далеко не все женские дуэли свершались хоть по каким-то правилам. Частенько слабые нервы секунданток не выдерживали, и они, забыв о своих обязанностях, с воплями бросались в схватку. Подобно болезни, мода на схватки femmes fatales из Франции стала распространяться по Европе. Сражаться на дуэлях начали англичанки, немки, испанки, русские.

С течением времени количество женских поединков то уменьшалось, то снова росло. Затем о дуэлях дам узнали и за океаном. Всё разнообразнее становилось дамское дуэльное оружие – к кинжалам и шпагам, клинки которых стали обрабатывать ядами и раздражающими раны жидкостями, добавились пистолеты. В 1744 году на дуэли из-за какого-то пустяка едва не погибла будущая российская императрица Екатерина II Великая. Тогда, правда, она была ещё всего лишь принцессой Софьей Фредерикой Августой Анхальт-Цербстской. Кстати, пик женских пик женских дуэлей в России пришёлся именно на её царствование.

Так, в 1765 году состоялось примерно два десятка поединков. Стоит отметить, что в отечественной женской дуэльной традиции стараниями самой же императрицы, помнившей о своём неприятном опыте, было заведено драться строго до первой крови. Благодаря этому история екатерининской эпохи помнит всего трёх павших «невольниц чести». Любопытный факт: в восьми поединках императрица Екатерина приняла самое непосредственное участие. Но, слава Богу, лишь в качестве секундантки. А однажды она едва не скрестила шпагу со своим супругом – императором Петром III, когда тот в семейной ссоре попробовал угрожать ей оружием. Царственных особ тогда удалось временно примирить. Фаворитка императрицы княгиня Дашкова в 1770 году вывела русских дуэлянток на международный уровень. Она после публичных оскорблений и обмена пощёчинами вступила в бой с английской герцогиней Фоксон. Но первый блин обернулся комом – Дашкова получила колотую рану плеча.

Кошмар на улице Листа

В XIX веке в России настоящими рассадниками «женской дуэльной болезни» стали салоны знатных дворянок. В историю вошёл, например, салон некой госпожи Востроуховой (привет маркизе де Несль и графине де Полиньяк), в котором в 1823 году случилось целых 17 ссор, приведших к поединкам. Дуэли происходили не только в столицах, но и в провинции. Порой дело доходило до откровенных курьёзов, заканчивающихся, впрочем, трагически, – дело матерей продолжали их дочери. В Орловской губернии помещицы Ольга Заварова и Екатерина Полесова после нескольких лет бытовых разногласий взялись за оружие и при секундантках-гувернантках (обе, разумеется, из Франции) в берёзовой роще изрубили друг друга в куски позаимствованными у мужей-офицеров саблями. Спустя пять лет на том же месте уже на шпагах дрались их 19-летние дочери. Что характерно, в присутствии всё тех же гувернанток. На этот раз Александра Заварова заколола Анну Полесову. Русские аристократки, по воспоминаниям иноземных свидетельниц, вообще отличались яростью, желанием во что бы то ни стало уничтожить соперницу и неграциозной эффективностью своих действий. Им не уступали и мещанки. Из-за молодого человека безвестной незнакомкой была застрелена актриса Мариинского театра Анастасия Малевская. Симптоматично, что дуэль возникла буквально на пустом месте. Малевская приревновала к своему возлюбленному чуть ли не случайную прохожую, у которой, впрочем, рука оказалась твёрже.

Во Франции же дамам наскучило просто колоть и стрелять друг в друга топлес, для придания схватке особого шарма они стали раздеваться полностью. Это позволяло подвергнуть поверженную, но не убитую соперницу дополнительному унижению. Особенно если по итогам выяснения отношений ей требовалась помощь со стороны. Продолжал совершенствоваться и дуэльный арсенал. Писательница Жорж Санд и Мария д’Агу, у которой первая хотела отбить композитора Ференца Листа, провели дуэль, соблюдая весь формальный этикет, но в качестве оружия используя… свои собственные острые как бритва ногти. Сюжет, пожалуй, пострашнее «Кошмара на улице Вязов». Сам Лист, в доме которого происходило «рандеву», вынужден был запереться в кабинете и в трепете ждать, когда дамы кончат. Победительница, к слову, так и не была выявлена. Но Лист выбрал Марию, а не предпочитавшую в быту мужской костюм женскому платью Жорж Санд.

Барышни, не деритесь!

В ХХ веке женские и мужские дуэли, к счастью, вышли из моды. Но иногда отголоски прошлого всё же давали о себе знать. В милицейских хрониках советского и пост-советского времени нет-нет да и промелькнёт нечто похожее на дела давно минувших дней. В период хрущёвской «оттепели» в одном из общежитий престижного московского вуза студентки с криком «дуэль!» (об этом потом рассказали свидетели) вступили в бой на кухне. Каждая при этом вооружилась кухонным ножом. Итог – около 50 колото-резаных ран на двоих. А в лихие девяностые две романтически настроенные подруги одного криминального авторитета однажды решили поделить сферы влияния на любимого при помощи пистолетов ТТ. Причём всё сделали по правилам – с секундантами и командой «К барьеру!». Одна из них вскоре оказалась в больнице, а другая – за решёткой.

Кстати…

В молодости поэтесса Мариэтта Шагинян, пойдя на поводу у молвы, беспочвенно обвинила знаменитого поэта Серебряного века Владислава Ходасевича в жестоком обращении с супругой. Мол, поколачивал свою половину служитель муз… Шагинян даже не зная лично жену будущего классика русской литературы и поддавшись эмансипационному порыву, не нашла ничего лучше, чем всерьёз вызвать Ходасевича на дуэль. Владислав тогда ответил спокойно и ёмко: «Я с барышнями не дерусь». Спустя месяц Шагинян остыла и в знак примирения прислала поэту букет фиалок. Как было бы мило, если бы все женские дуэли кончались именно так.

Николай Ивашов

Вы знали, что на дуэлях бились не только мужчины? Повод для дамского поединка — одинаковые платья на светском рауте, оружие — яд или ногти, форма одежды — топлес.

Ревность, кинжал, монастырь

Хосе де Рибера,«Женская дуэль», 1636 г.

«Человек... должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом — жизнью... за веру, родину и честь», — говорил о высоком смысле поединков криминалист Владимир Спасович. Подобные мотивы вряд ли касаются женских дуэлей, которые в свое время были в моде. Чаще всего противницы таким образом делили мужчину, но иногда причиной могло стать неосторожное слово о прическе или наряде. Поединки дам отличались от мужских большей кровавостью и изощренностью и часто не имели правил. Бывало, в процессе к сражающимся присоединялись секундантки. Клинки нередко смазывали раздражающими составами или ядом. Большая часть женских дуэлей имела смертельный исход (у мужчин — не более половины). Первые задокументированные сведения о них относятся к XVI веку и, кстати, опровергают мнение, что история женских поединков берет начало во Франции.

Одна из таких историй вдохновила испанского художника Хосе де Риберу на создание картины «Женская дуэль», которая и сейчас украшает экспозицию музея Прадо в Мадриде. В 1552 году в Неаполе две дамы, Изабела де Карацци и Диамбра де Петтинелла, дрались на дуэли из-за молодого человека. Обошлось без жертв, но страстные итальянцы еще долго судачили об этой романтической истории. Упоминание о подобном случае, произошедшем 20 лет спустя, обнаружили в весьма неожиданном месте: хрониках миланского женского монастыря Св. Бенедикта. Туда 27 мая 1571 года прибыли две знатные сеньориты с просьбой выделить им помещение для совместного молебна. Молебен закончился трагически. Прибежавшие на шум служительницы обнаружили двух дам, исколотых кинжалами, лежащих в лужах крови. Одна была мертва, вторая умирала. Ходили слухи, что там не обошлось без ревности.

Итог дуэли — расстройство желудка

Кадр из короткометражного немого фильма « Дело чести » , 1901 г.

Типично женская дуэль случилась в 1612 году в Великобритании. На балу у завидного жениха графа Сассекского леди Рокфорд заметила, что ее соперница, леди Эстер Рейли, точь-в-точь в таком же платье, как она сама, и — что уж было совсем невыносимо! — золотисто-фиолетовое сочетание идет ей, пожалуй, больше! Последней каплей стало приглашение злодейки графом на менуэт. Разумеется, оставалось только вызвать нахалку на поединок. Зачинщица шпагой не владела, и в качестве орудия мести был выбран яд. На постоялый двор в 20 милях от Лондона дамы прибыли инкогнито — в простых каретах, дорожных плащах с капюшонами. В приготовленной комнате их ожидали два бокала с вином, в одном — отрава. Предполагаемая трагедия закончилась фарсом: давно хранившийся и потерявший свои качества яд принес леди Эстер только сильнейшее расстройство желудка и боль в животе.

Еще один пример женского подхода. В середине XVII века красавицы парижанки мадам Бопрэ и мадам Арли дрались на коротких шпагах. Во время боя они специально наносили удары в лицо друг другу и весьма в этом преуспели: всю оставшуюся жизнь они были вынуждены скрывать под густыми вуалями обезображенные шрамами лица.

Мадемуазель Забияка

Мадемуазель де Мопен в опере. Неизвестный автор, 1700 г., иллюстрация к роману «Мадемуазель де Мопен» Теофиля Готье, Обри Бердслей, 1898 г.

Итак, в XVII веке на арену выходят француженки. Широко известна дуэль на шпагах между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк, состоявшаяся осенью 1624 года в Булонском лесу. Схватка закончилась победой графини, ранившей противницу в ухо. Самым пикантным было то, что «яблоком раздора» был будущий кардинал Ришелье, о чем он впоследствии не без удовольствия вспоминал в своих записках.

Самой известной парижской забиякой и дуэлянткой (как ни неожиданна для женщины такая характеристика) была Жюли д"Обиньи, она же мадемуазель Мопен. Видимо, сказалось воспитание: ее отец был главным ментором королевских пажей при дворе Людовика XIV и заодно учил дочь давать обидчикам сдачи, отваживать назойливых поклонников, а также искусству фехтования, которое в этих случаях было очень кстати. Она ходила в мужском костюме, участвовала в бесчисленных любовных приключениях — с мужчинами и женщинами, убила или смертельно ранила в поединках не менее десяти мужчин (среди которых были и мужья соблазненных ею дам). Все это не мешало ей быть известной оперной певицей, первооткрывательницей женского контральто, выступавшей на сцене парижской Гранд-опера. Ее похождения описал в романе «Мадемуазель де Мопен» писатель Теофиль Готье.

Шпага в женских руках настолько стала приметой времени, что дамы даже позировали для картин с этим модным аксессуаром, держа его в руках вместо зонтика или веера.

Жорж Санд (Аврора Дюпен) и Мария д’Агу

Оригинальный выбор «оружия» и известность персонажей оставили в истории еще одну схватку парижанок. Графиня Мария д’Агу приревновала к писательнице Жорж Санд (в миру Авроре Дюпен) своего возлюбленного — композитора Ференца Листа, ради которого бросила мужа. Последовал вызов на дуэль. В качестве оружия графиней были выбраны ногти. Дело происходило в доме Листа, и хозяину ничего не оставалось делать, как только запереться в собственном кабинете в ожидании конца этого безобразия. Обошлись несколькими царапинами, композитор остался с Марией, но Санд отомстила по-своему: высмеяла графиню в романе «Орас», описав ее в образе виконтессы де Шайи.

Эротика боя: дуэли топлес

Трудно сказать, когда возник пикантный обычай драться с обнаженной грудью, а то и полностью обнаженными (вроде бы подобное практиковалось еще в XVIII веке), но в XIX столетии картины и открытки с дуэлянтками топлес можно было увидеть повсюду. Классикой подобного поединка считается схватка на шпагах принцессы Паулины Меттерних и графини Кильмансегг, состоявшаяся в 1892 году в столице Лихтенштейна Вадуце. Все участники «эмансипированной дуэли», как ее позже называли, включая секундантов, были женщинами. Наставник дуэлянток доктор медицины баронесса Любиньская приготовила все необходимое для обработки ран и предложила оголиться до пояса, заявив, что даже незначительные порезы могут привести к опасным инфекциям при соприкосновении с одеждой. Итогом стали легкие раны — в нос и ухо. Победа была присуждена принцессе Меттерних. Но самым интересным, пожалуй, тут была причина, заставившая дам вступить в бой: у них возникли разногласия по поводу украшения цветами зала для музыкального вечера.

Слепая ярость в холодном Петербурге

Фрагмент работы художника Михаила Юрко «Женская дуэль», 2012 г.
Сюжет картины основан на предании о дуэли между орловскими помещицами Ольгой Заваровой и Екатериной Полесовой

Разумеется, не осталась в стороне от европейских веяний и Россия. Особенно активизировались дамы в правление Екатерины II. Ведь еще в 15 лет Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, будущая русская императрица, билась на шпагах со своей троюродной сестрой. Девочки отделались легким испугом, но приверженность к подобному способу выяснения отношений у Екатерины сохранилась. Правда, императрица настаивала на поединках «до первой крови». Только в 1765 году состоялось 20 женских дуэлей, в восьми из которых секунданткой была она сама. Лишь три из них за все время ее правления имели летальный исход.

После смерти императрицы россиянки быстро забыли о гуманизме. «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы», — писала маркиза де Мортене. Особенно, как ни странно, этим отличался холодный Петербург, в котором французская маркиза обитала: в одном только салоне госпожи Восроуховой в 1823 году случилось 17 женских поединков.

Впрочем, выяснение отношений с оружием в руках не было прерогативой дам высшего света. В 1829 году в Орловской губернии сошлись в березовой роще с саблями мужей в руках две помещицы — Ольга Заварова и Екатерина Полесова. Первая от ранения в голову скончалась на месте, вторая, раненая в живот, тоже умерла, промучившись сутки. Но и этим не закончилась история. Через пять лет дочери погибших, не наученные печальным опытом, сошлись в той же березовой роще с теми же секундантками-гувернантками. На этот раз дело ограничилось одной смертью — Анны Полесовой. А ее противница Александра Заварова написала об этой истории в своем дневнике.

Сегодня дуэли запрещены законом в большинстве государств. Единственная страна, где они официально разрешены, — Парагвай. Правда, при условии, что претенденты на поединок оба являются донорами крови — только так.

Даже самые откровенные изображения из коллекции Эмбергера даже близко не стоят по степени обнаженности рядом с картинками из журналов, которые можно найти в кабинете любгом европейского дантиста.

Наверное, в самом деле, женщины дрались редко, тем более на дуэлях, они чаще просто бранились. Но не потребуется много времени, изучая историческую информацию в Сети, убедиться, что существует немало исторических свидетельств о женских дуэлях. Женщины тоже дрались, как и мужчины, из-за любви, оскорблений (реальных или мнимых), слухов и, в конце концов, за честь. Они дрались с применением различных видов оружия – пистолетов, мечей, шпаг, рапир, ножей. Можно составить длииный список женщин, дравшихся на дуэли.

Множество изображений с дерущимися на дуэли дамами стало появляться с 18 века. Феминистки были рады видеть бурную эмансипацию женщин и их вовлечение в исконно патриархальный мир, с его понятиями чести и вооруженными методами разрешения конфликтов. Интересно, что большинство известных женских дуэлей происходило в чисто женской среде.

Фотографические почтовые карточки и появившиеся в конце 19 века стереоскопические серии обнаженных до пояса женщин, сражающихся на клинках, являлись логическим продолжением художественных традиций живописи и скульптуры. Вплоть до 19 века, однако, участие женщин в "делах чести" было, в основном, ограничено ролью "портящих удовольствие" - тех, кто не давал поединку нормально начаться или переживающих, радующихся или скорбящих – в зависимости от результатов дуэли. Типичный сюжет: "Красивая девушка рыдает при виде своего возлюбленного, пытающего уйти от смертельного удара". Но уже начиная с конца 18 века женщины стали играть более активную роль в художественных изображениях дуэлей. По крайней мере, в изображениях.

В нашей коллекции содержится стереоскопические изображения диптиха Эмиля Байарда - "Дело чести" и "Примирение". Изображения опубликованы Р.К. Бонином из Тироны, штат Пеннсильвания в его художественной серии (любители изобразительного искусства могут там ознакомиться с теми произведениями, которые они не могут увидеть в подлинниках). Больше всего в этих стереоскопических репродукциях нас привлекли две пары прекрасных молочных желёз.



Стереоскопические карточки "Дело чести" и "Примирение"

Для историка фехтования этот жанр несет столько же информации, сколько описания сражения на мечах в современной литературе. Близко к нулю. Так же как и в живописи и скульптуре модели позировали в драматических позах, мало заботях о достоверном воспроизведении дуэли. Если в них и есть элементы документальности, то только те, что демонстрируют незнание художниками истории и правил фехтование и дуэлей, даже в года расцвета этой формы искусства.

Фотографические почтовые карточки и стереоскопические картинки обычно выпускались сериями, в каждой из которых последовательно рассказывалось о каком-то событии. Этот жанр в каком-то смысле можно считать прямым предшественником немого кино. Оба жанра должны были передавать сложные действия и предполагаемые диалоги с помощью языка позы и жеста. Пересказать эти истории сейчас трудно, поскольку серии утеряны, и многие образцы циркулируют по-одиночке, вроде изображения выше, в котором элегантный дерзкий выпад воспроизводит изначальный шаблон оскорбления и вызова, дуэли и гибели – с примирением или без него.

Помимо вуайеристской привлекательности, характерной для любого изображения обнаженных женщин, в этом жанре присутствуют скрытые мелодраматические мотивы. В конце концов, дуэли не одобрялись обществом, особенно образованным обществом, были прекрасной пищей для многочисленных проповедников, которые издавали тома антидуэльной литературы.

Сдедующая история опубликована в Америке в 1899 году в виде еще одной стереоскопической серии, на этот раз без оголений. Так же как и на двух предыдущих французских картинках, здесь в качестве оружия дуэли выбрана рапира. (Поскольку сканирование этих старых картинок затруднено из-за деформации картонной основы, поэтому мы представляем здесь основные из них).

Следующая неполная серия (три изображения справа) содержит больше документального материала, чем все предыдущие, поскольку описывает в деталях подготовку к дуэли и сопутствующую этой подготовке атмосферу. Что особенно интересно для старого фехтовальщика на шпагах и коллекционера, вроде меня, - это подбор оружия. (И я не сомневаюсь, что феминистки будут более, чем счастливы эмансипационному вовлечению женщин в дела, узурпированные патриархатом, а именно - в дела части и вооруженных конфликтов: во всех известных мне женских дуэльных сериях, присутствуют только женщины.)

Я раньше видел всю серию, и почти уверен, что за представленными эпизодами последуют оголение груди, увечье и смерть. У нас сохранились только три неотклеившиеся из альбома картинки. Если у кого есть остальные картинки, мы с удовольствием дополним нашу историю, подтвердив или не подтвердив мою версию.

Раньше женские дуэли были распространены не меньше мужских. Первые упоминания о них относятся к XVI веку и вопреки устоявшимся представлениям о дуэлях происходили они вовсе не во Франции. В 1552 году в Неаполе Изабела де Карацци и Диамбра де Петтинелла не поделили одного молодого человека. Дуэль прошла в присутствии маркиза де Васта. Обошлось без жертв, но долгое время эта история не давала неаполитанцам покоя — все же обычно мужчины дрались за внимание женщины, а не наоборот. Случай был настолько впечатляющим, что в XVII веке художник Хосе де Рибера написал по ее мотивам картину «Женская дуэль». Еще один случай произошел в Милане 27 мая 1571 года. В женский монастырь Св. Бенедикта прибыли две знатные сеньоры и попросили предоставить им комнату для совместной молитвы. Вскоре монахини сбежались на шум и увидели двух женщин, израненных кинжалами и истекающих кровью. Обе дуэлянтки умерли.

Хосе де Рибера, «Женская дуэль», 1636

В XVII веке состоялась дуэль, задокументировал которую сам будущий кардинал Ришелье, ведь именно он стал «яблоком раздора». В Булонском лесу встретились маркиза де Несль и графиня де Полиньяк. Они сражались на шпагах, а случай в своих записках описал сам «красный кардинал». Но было бы слишком скучно, если бы женщины дрались только из-за мужчин. Например в Великобритании однажды дамы не поделили наряд. В 1612 году на балу у графа Сассекского леди Рокфорд наяву увидела один из самых страшных кошмаров любой женщины — даму в точно таком же наряде. Да еще он шел сопернице больше. Когда же граф пригласил «злодейку» леди Эстер Рейли на менуэт, это стало последней каплей. Поскольку леди Рокфорд не владела шпагой, то оружием был выбран яд. Дамы прибыли на постоялый двор в 20 милях от Лондона и заказали комнату. Решение было довольно изящным — в двух бокалах было вино, но одно из них — отравлено. Все могло бы закончиться трагедией, если бы не то обстоятельство, что давно хранившийся яд утратил свои свойства. И леди Эстер отделалась в итоге лишь сильнейшим расстройством желудка.


Вообще, в выборе оружия женщин отличала изобретательность. Одни предпочитали использовать ногти, другие — кинжалы, третьи — шпаги и при этом наносить удары исключительно по лицу. Одна такая дуэль привела к тому, что обе женщины до конца жизни были вынуждены скрывать лица под густыми вуалями. А одной из дуэлянток стала француженка Жюли д’Обиньи, известная как мадемуазель Мопен. Одни говорят, что фехтовать ее учил отец, другие — что любовник, бывший учителем фехтования. Она умела постоять за себя, ходила в мужском костюме и была фигуранткой множества любовных приключений. Однако при случае она хваталась за шпагу — на ее счету не менее десяти убитых или смертельно раненных мужчин. При этом Мопен была известной оперной дивой и блистала на сцене парижской Гранд-опера. Но многие знали — с ней шутки плохи.


Женские дуэли могли проходить топлес

Даже при поединке на шпагах дамы обнаруживали хитрость и коварство, смазывая кончики оружия ядом или специальным составом, который при попадании на кожу вызывал жгучую боль. Кроме того, их сражения отличала жестокость — женщины сражались насмерть или пока противница не получала тяжелое ранение. Поединок мог проходить топлес. Неизвестно, кто первый предложил так проводить дуэль, но считалось, что платье сковывало движения, а при даже незначительных порезах с одежды в рану могла попасть опасная инфекция.

Россия тоже не осталась в стороне. Например, в Псковской судебной грамоте сожержится такая запись за 1397 год: «Если две женщины приговором суда обязаны сойтись в поединке, то ни одна из них не может выставить вместо себя наемного бойца». Однако временем расцвета женских дуэлей в России стал период правления Екатерины II. И неудивительно, ведь сама будущая российская императрица еще в 15 лет билась на шпагах со своей троюродной сестрой. Девочки отделались легким испугом — все обошлось. Однако, Екатерина не возражала против такого способа выяснения отношений, правда настаивая на сражении только «до первой крови». В 1765 году состоялось 20 женских дуэлей, в восьми из которых государыня сама была секунданткой.


Михаил Юрко, «Женская дуэль». Сюжет основан на истории дуэли Полесовой и Заваровой

Постепенно дуэли переместились в салоны. Так в салоне госпожи Восроуховой в 1823 году случилось 17 женских поединков. «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы», — писала маркиза де Мортене. Однако дуэли не были прерогативой лишь столичной знати. В 1829 году две помещицы в Орловской губернии сразились в березовой роще с саблями своих мужей. Ольга Заварова и Екатерина Полесова были соседками и постоянно ссорились. На дуэль они позвали служанок и своих дочерей. Дуэль кончилась трагично: Заварова получила серьезную травму головы, Полесова была ранена в живот. Обе скончались. Через пять лет в том же лесу сразились их дочери. Одна из девушек выжила и записала эту историю в своем дневнике. Сегодня дуэли запрещены в большинстве стран и к такому способу выяснения отношений редко кто прибегает. Единственное место, где еще можно законно вызвать соперника на поединок — Парагвай. Но только при условии, что оба участника являются зарегистрированными донорами крови



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: