Экологическая тропа. Проект "экологическая тропа в детском саду"

Государственное учреждение образования «Ясли – сад № 6 г.Новогрудка»

Экологическая тропа в детском саду, как средство воспитания дошкольников

Воспитатель дошкольного образования без категории Е.В. Амелько


Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта.


Актуальность темы.

Основной задачей является воспитание экологической культуры у дошкольников, и, как известно, бережное отношение к природе мы, воспитатели, должны воспитывать у детей с ранних лет.

Рассмотрим возникшую проблему шире: часто, по незнанию, у детей встречается негативное отношение к природе – сломал кустик, собрал в коробочку насекомых, оторвал бутон у цветка, вырвал с корнем гриб. Ребенок выполняет эти действия, не понимая, что это плохо. Возникает вопрос: почему не понимает? Ответ: потому, что ему никто не объяснил, что так делать нельзя, потому что у детей отсутствуют необходимые знания о растениях, животных, насекомых и т.д. Такие дети не способны сопереживать, сочувствовать, жалеть, не могут понять чужую боль и прийти на помощь. Все это – результаты нравственной невоспитанности детей.

Детям особенно свойственна подражательность, основой для которой они видят образцы поведения взрослых, их поступки, отношение к животным, растениям, птицам, насекомым и т.д.


Цель: формировать осознанно-правильное отношение воспитанников к природе через использование различных видов деятельности на экологической тропе яслей-сада

  • познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
  • развивать воображение, мышление, внимание, речь;
  • воспитывать эстетические чувства, любовь к природе

Чем интересен экологический маршрут

Привлекательностью

Доступностью

Информативностью

Красотой ландшафта - способностью

Каждая тропа непохожа удовлетворять на другие

  • Должна быть с хорошими дорогами

Способностью удовлетворять потребности детей в разных проблемах

Быть безопасной.

  • Тропа не должна быть

монотонной


Экологическая тропа в детском саду – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий чрез различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования детей. В системе дошкольного образования можно использовать разнообразные формы экологического воспитания детей дошкольного возраста, среди которых особое внимание заслуживает такая форма, как – экологическая тропа.





Для организации экологической тропы мы обследовали территорию и выбрали наиболее интересные объекты для исследования - видовые точки:

  • Деревенское подворье
  • Наш чудесный огород
  • Зелёная аптека
  • Кустарники и ягодники
  • Метеостанция
  • Тропа здоровья
  • У царевны лягушки
  • Жужжащий и ползающий мир
  • Деревья нашего двора
  • Птичий городок
  • Поляна сказок
  • Удивительные пеньки
  • Привал «Место встреч»


На основе этих данных составляется паспорт экологической тропы

10.Птичий городок

11.Поляна сказок

9.Деревья нашего двора

13.Привал «Место встреч»

7. У царевны лягушки

12.Удиветельные пеньки

8.Жужжащий и ползающий мир

ГУО «Ясли-сад №6 г.Новогрудка»

6. Тропа здоровья

1. Деревенское подворье

4. Кустарники и ягодники

2.Наш чудесный огород

3.Зелёная аптека

5.Метеостанция



Правила поведения на экологической тропинке в детском саду.

  • Участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь длинной цепочкой.
  • - Разговоры во время экскурсии недопустимы, вопросы руководителю следует задавать вполголоса.
  • - Запоминая наиболее типичные растения, не следует их собирать. Лучше записывать их названия и отличительные признаки, зарисовывать внешний вид в записной книжке.
  • - Наблюдая за животными (бабочками, жуками, земноводными), не следует их ловить.

Запрещается:

  • загрязнять природную среду; -
  • ломать деревья, вытаптывать растения
  • беспокоить животных, разорять птичьи гнезда.

Необходимо:

Ходить по тропинкам, сохранять растения;

Подкармливать и оберегать птиц.




Формы и методы работы с детьми на экологической тропинке.

  • Экологические беседы
  • Наблюдения в природе
  • Целевые прогулки
  • Решение экологических ситуативных задач
  • Трудовой десант
  • Зелёный патруль
  • Лесная аптека
  • Экологические развлечения
  • Экологические сказки
  • Составление экологических карт
  • Экологические конкурсы
  • Выставки и экспозиции
  • Исследовательская деятельность
  • Чтение художественной литературы.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада : – Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе. – Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром. – Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы. – Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе. – Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах. – Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.


Работа на видовых точках

На экологической тропе мы организовали разнообразную трудовую деятельность. Дети не только наблюдают за растениями, но и делают грядки, сеют семена. Воспитанники с удовольствием трудятся в природе.

  • На видовых точках «Деревья нашего двора» высаживали саженцы берёзы, сосны, ёлки. Дети ухаживают за саженцами поливают их, рыхлят вокруг землю. На видовой точке «Птичий городок» зимой дети с родителями делали и развешивали кормушки, а весной скворечники. \

Предметно- развивающая среда

  • Уголок экспериментирования, оборудованный микроскопом, лупами, с помощью которых мы вместе с детьми рассматриваем камни, веточки, листья и шишки, кору разных деревьев.
  • «Огород на окне», где выращивались овощи в зимнее время.
  • Уголок природы.
  • Библиотека. В ней представлена художественная детская литература о природе. Родители и дети имеют возможность пользоваться этой литературой.

  • На экологической тропе мы играем в подвижные игры. Игры и труд среди растений улучшают психологическое состояние детей, приближая их к природе. Естественные ароматы растений восстанавливают защитные силы организма, создают хорошее настроение, положительно воздействуют на центральную нервную систему и на организм в целом.
  • Решаем проблемные ситуации «Зачем деревьям листья?», «Кто в муравейнике главный?»

. Свою работу мы строим на усвоении детьми системы знаний о природе.

  • Способствуем формированию трудовых умений и навыков, воспитываем эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защищать и умножать её богатство. Знания, полученные на экологической тропе, мы закрепляем в группе. Проводим непосредственно образовательную деятельность, на которой даём возможность детям сравнивать, анализировать, использовать имеющиеся знания, а также знакомим детей с новым материалом, который используем на экологической тропе.
  • Мы широко используем загадки, пословицы, литературные произведения, а так же наглядные пособия (картинки, иллюстрации, фотографии).

  • Для самостоятельной деятельности детей мы предлагаем рассматривание иллюстраций на экологическую тему «Растения Беларуси», «Животные и птицы Беларуси».

Вывод: Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения. В результате обследования экологической тропы у детей:  повысится уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;  улучшится состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизит уровень тревожности и позитивно повлияет на эмоциональное самочувствие детей;  повысится уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

Экологическая тропа позволяет детям дошкольного возраста: -наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе; - изучать живые объекты в их естественном природном окружении; - получить навыки простейших экологических исследований; - понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов, их влияние друг на друга.

Приложение №6

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16»

ПАСПОРТ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

Разработчик:

Заместитель заведующего по ВМР

Соколова М.Ю.

Воспитатель Козенева Е.В

Пояснительная записка

В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.

Экологическая тропа МБДОУ «Детский сад №16»– специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.

Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы.

В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.

При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.

Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.

Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют со взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Основные характеристики экологической тропы

Вид тропы: экологическая

Местонахождения г. Касимов, улица 50 лет СССР, дом № 16, территория МБДОУ «Д/С №16»

Год закладки: 2016

Протяженность: 225 метров

Режим пользования: познавательные экскурсии, наблюдения, исследования, игры в разные времена года

начало маршрута от стенда-схемы «Экологическая тропа МБДОУ «Д/С №16» на «поляну Дворовая» -деревенский двор, корова, кони и т.д., затем движение по территории вокруг детского сада: «Игровая», «Птичья столовая», «Спортивная», «Дорожка здоровья», «Пасека», «Академия букашек», «Лихая», «Аптека лесной феи», «Огородная», «Метеоплощадка», земляничная поляна, «Чумароза», рябина, уголок леса с полянкой для отдыха, «Ферма», «Мурлыкино», «Последний переулок», 10 цветников.

Цели экологической тропы:

    Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения, расширения кругозора и оздоровления детей на свежем воздухе

    Познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать взаимосвязь природы с окружающим миром

    Способствовать развитию экологической воспитанности дошкольников: вызывать чувство близости к природе, сопереживание ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе.

    Использовать прогулки по экологической тропе для развития наблюдательности, познавательной и творческой активности дошкольников посредством проведения игр, исследований, наблюдений, театрализованных занятий и других видов деятельности

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

    Экологические беседы;

    Наблюдения;

    Элементарные опыты;

    Экскурсии;

    Целевые прогулки;

    Экологические конкурсы, викторины;

    Решение экологических ситуативных задач;

    Чтение художественной литературы;

    Обсуждение и проигрывание ситуаций;

    Трудовой десант;

    Труд в природе;

    «Красная книга природы»;

    Коллекционирование;

    Экологические досуги, развлечения, праздники;

    Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);

    Театрализации, инсценировки.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

    Взросло-детские проекты;

    Изготовление рисунков, поделок;

    Субботники по облагораживанию территории ДОУ;

    Участие в конкурсах

    Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;

    Фотовыставки;

    Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).

7. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.

В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.

8. Разработка маршрута экологической тропы.

Краткое описание границ маршрута:

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение против часовой стрелки от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложениях (См. Приложение 1).

Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов. Они специально созданы нами на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога

Описание объектов на маршруте

стенд-схема «Экологическая тропа МБДОУ «Д/С №16»

Вместе с педагогом дети рассматривают схему тропы, для определения последовательности маршрута.

Правила поведения в природе.

Дети знакомятся с правилами поведения в природе при помощи плакатов на стенде, рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила:

Правила поведения на экологической тропе

Поздоровайтесь с хозяином тропы!

Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

Шум не помощник в познании природы, слушай голоса леса, наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Я сорвал цветок-

И он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

П.Гвездослав

«Игровая»

Объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал), необходимое оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, информационные материалы для родителей.

Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья шишки и т.п.); проводят совместно со взрослыми опыты, эксперименты, наблюдения. Педагог заранее, в зависимости от возраста, интересов детей и образовательных задач, выбирает из картотеки опытов и экспериментов 1-2 задания, проверяет наличие необходимого для их проведения материала. По окончании эксперимента педагог помогает детям сделать выводы, систематизировать представления. По результатам опытов и экспериментов дети могут выполнять зарисовки.

«Птичья столовая»

Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику в разное время года, слушают их пение, отгадывают загадки о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках.

Педагог обращает внимание детей на объекты «птичьего городка» (скворечник, кормушки, поилки, фигурки птиц), беседует с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может помочь птицам; предлагает насыпать корм, наполнить водой поилки, помогает сформулировать детям правила поведения в «птичьем городке».

«Дворовая»

Дети рассматривают объекты деревенского подворья (деревенский дом, колодец, ветряная мельница, пруд с рыбаком, плетень, фигуры бабушки и дедушки, домашних животных. Педагог беседует с детьми о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, загадывает загадки, помогает сформулировать понятие «домашние животные»

«Земляничная поляна»

Дети знакомятся с земляникой, наблюдают за тем как она растет, пробуют ее душистые плоды.

Педагог предлагает отгадать загадку о землянике, беседует с детьми о ней (части растения, этапы роста, польза для природы и человека), читает

«Академия букашек»

Дети рассматривают муравейники из хвои и веточек, фигурки муравьев, рассматривают схему муравейника.

Педагог предлагает отгадать загадки про муравьев и муравейник, рассказывает детям об устройстве муравейника, интересные факты из жизни этих насекомых, знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с муравьями, читает стихи и сказки про муравьев и муравейник.

Рябина

Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды), наблюдают за изменениями в разное время года, выполняют задания из волшебного сундучка, находящегося на ветвях рябины («Разложи по порядку картинки», «отгадайте загадку»)

Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о рябине, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с рябиной, читает стихи об этом дереве.

«Пруд»

Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями, насекомыми, улитками, живущими в воде, фигурки лягушки, цапли, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями.

Педагог, используя иллюстративный материал беседует с детьми об обитателях пруда (растения, животные, насекомые).

«Метеоплощадка»

Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке), термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, столик для занятий (дети иногда зарисовывают свои наблюдения), солнечные часы.

Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра), пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду, Дети имеют возможность наблюдать интересные явления: в сырую погоду шишки у ежика на спинке закрываются, в жаркую, сухую открываются; в сырую погоду ветки у ели опускаются, в сухую, жаркую поднимаются.

Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.

«Огородная»

Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, «Огородик» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.

Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях (помидоре, фасоли, горохе, луке, морковке, редиске, свекле, картошке, кабачке, укропе, петрушке), выращиваемых в Сибири; обучение навыкам ухода за ними, формирование представления о значении овощей в жизни человека.

«Ели»

Объект включает дерево ель, пенек с фигуркой белочки, корзинку с шишками.

Дети рассматривают все части дерева (кору, ветки, хвою, шишки, орешки), наблюдают за изменениями в разное время года, сравнивают кедр с другими деревьями.

Педагог беседует с детьми, сообщая интересные факты о еле, целебных свойствах, загадывает загадки, читает стихотворения.

«Цветы леса и луга»

Дети рассматривают луговые и лесные цветы (ландыш, ветреница, колокольчик, ромашка, василек и др.), наблюдают за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой цветов и наслаждаются их ароматом.

Педагог беседует с детьми о цветах луга и леса, их особенностях, помогает выделить их общие признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи об этих растениях.

«Уголок леса» с полянкой для отдыха.

Объект включает разные породы деревьев смешанного леса. Дети рассматривают и наблюдают за деревьями, травами и кустарниками, сравнивают их, отыскивают различных насекомых в траве, под лежащим бревном, пнями, отдыхают, сидя на пнях и вдыхая лесной воздух, собирают природный материал для поделок.

Педагог беседует с детьми об обитателях леса (растениях, животных, насекомых), загадывает загадки о них. Закрепляет знания детей о правилах поведения в лесу с помощью экологических знаков, расположенных по периметру полянки для отдыха, организует словесные и подвижные игры. («Угадай дерево», «Я знаю пять названий животных/ насекомых леса», «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрей займет пенек» и т.д.)

В конце маршрута педагог с детьми возвращаются на «полянку Доброго Гнома», где хозяин тропинки «спрашивает» детей о том, где они побывали, что нового узнали, благодарит за соблюдение правил поведения на тропинке, доброе и заботливое отношение к природе и «награждает» ребят различными призами (конфеты, медали «Мы друзья природы», картинки для раскрашивания, книжки –малышки и др.)

«Аптека лесной феи»

Мир растений - величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство.

С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:

Я не степью хожу

Я хожу по аптеке,

Разбираясь в её травяной картотеке.

Объекты для наблюдений:

1. Крапива

3. Подорожник

4. Валерьяна

5 . Мать-и-мачеха

6. Календула

Аптекарский огород создан нами для того, чтобы познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями. Для проведения наблюдений за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепления знаний о ценности их для здоровья, учить правилам сбора и сушки трав «зеленого аптеки».

«Дорожка здоровья» и «Спортивная»

Особое внимание в нашем детском саду уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Для этого нами создана «Тропа здоровья».

Она выполнена из естественных материалов в форме небольших отрезков, мощенных разнофактурным природным материалом. Это спилы деревьев, галька, сосновые шишки, песок.

«Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.

Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.

«Лихая»

Поляна Бабы-Яги и лешего, лесной домик на куриной ноге, мухоморы.

Цель проекта: выяснить, как изображают образ Бабы Яги в русских сказках.

1. Узнать, какая бывает Баба Яга в русских сказках.

2. Какие задания может задавать Баба Яга

3. Почему Баба Яга отрицательный персонаж

4. Союзники и враги Бабы Яги

5. Узнать значение имени Баба Яга

«Чумароза» Инопланетяне с планеты Чумораза.

Цель : дать детям представление о космосе; развивать воображение; направить на поиск способов создания фантастических образов;

«Ферма»

Весело хрюкая возле сарая,
С мамой свиньёй поросенок играет.

Цель: знакомить детей с домашними животными и их детенышами, учить называть и сравнивать их по величине; развивать любознательность, память, внимание, речь; обогащать словарный запас; воспитывать любовь к животным
Задачи:
- научить детей различать по внешнему виду и называть наиболее распространенных домашних животных;
- развивать речь, мышление, память, внимание, наблюдательность;
- воспитывать любовь к домашним животным, их значимости в жизни человека, любознательности.

«Мурлыкино»

Кошачья поляна. Все о кошках. Закрепить знания детей о домашних животных

« Последний переулок»

Животные леса. Способствовать расширению представления ребенка о мире животных, станет стимулом к дальнейшему изучению фауны

Березовая рощица

Зелена коса развивается,

В ярком солнышке купается.

Березовая рощица-это небольшой участок лиственного леса (березняк).

Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья. В сентябре начинает золотиться листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы.

Большинство видов берёз - деревья высотой 30-45 м. Вырастает береза из маленького семечка, напоминающего своим видом крошечную рыжеватую бабочку. Береза растет быстро, если ей достаточно света и питания. Тогда ствол у нее ровный и стройный. Ветки на березе тонкие и толстые. Толстые отходят от ствола вверх, а тонкие – свисают вниз, их очень много. Кора белого цвета с поперечными темными полосками. Листья мелкие светло – зеленые сердечком. К двадцати годам береза становится взрослым деревом, начинает цвести и давать семена. Цветет береза сережками, в то же время, когда распускаются ее листья.

В народной и официальной медицине используются преимущественно берёзовые почки, молодые листья. Свежее сырьё выделяет летучие фитонциды с очень сильными бактерицидными свойствами (поэтому воздух помещений, в которых высушиваются листья и берёзовые почки, эффективно обеззараживается).

Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство.

Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления корзинок, коробок, ковшей, лукошек, простейшей обуви, служила материалом для письма (берестяная грамота).

Цель создания данного объекта: создать условие для наблюдения за березами разного возраста и разной толщины; формировать чувство бережного отношения к природе.

Хозяйка тропы – умная сова

Литература:

Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой.

М.Просвещение, 1983

Николаева С.Н. Юный эколог. Издательство «Мозаика-синтез»

Лувич М.В. Детям о природе.

Виноградова Н.П. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления

детей с природой.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! «Детство-Пресс» 2008

Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных

экологических представлений в средней группе

детского сада.- М.Мозаика-синтез, 2009

Приложение №1

Приложение №2

ИНСТРУКЦИЯ

по организации охраны жизни и здоровья детей

на "Экологической тропе"

1. Общие требования безопасности

1.1. :

1.1.1.Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

1.1.2.Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

1.1.3.Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.

1.1.4.Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

1.2. Требования безопасности к оснащению территории :

1.2.1.Оборудование, расположенное на территории "Экологической тропы" (малые игровые и архитектурные формы, пособия для экспериментальной и исследовательской деятельности, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.

1.2.2.Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.

2. Требования безопасности перед выходом на "Экологическую тропу"

2.1. Заместитель заведующего по АХР обязан :

2.1.1.Ежедневно осматривать территорию "Экологической тропы", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.

2.1.2.Ежедневно проверять исправность и устойчивость оборудования, находящегося на "Экологической тропе", надежность крепления лестниц, горок, мостиков, безопасность водоемов, баллонов, пеньков.

2.1.3.Ежедневно менять воду в водоемах.

2.1.4.Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке.

3. Требования безопасности во время нахождения на "Экологической тропе"

3.1. Педагог дошкольного учреждения обязан :

3.1.1.Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Экологической тропе", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материалов.

3.1.2.Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования.

3.1.3.Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.

3.2.Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.

3.3.Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.

3.4.Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан :

4.1.1.При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Экологической тропы" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.

4.1.2.При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

5. Требования безопасности по выходу с территории "Экологической тропы"

5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан :

5.1.1.Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

5.1.2.В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.

Заведующий _____________ Л.А.Спирина

Елена Столярова

Экологическая тропа в МАДОУ №8 «Сказка»

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю-

Лес, степи, горы. А человеку нужна

родина. И охранять природу значит

охранять родину»

М. М. Пришвин

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обы-чные прогулки с детьми для экологических занятий , трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

Объекты экологической тропинки дают большие сенсорные возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников , игр, театральных инсценировок с участием хозяина тропинки , для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.

На прогулке я использую разнообразные игровые упражнения “Найди по описанию”, “Что где растет?”. Дети очень любят играть с игрушками, приводимыми в движение ветром (“Султанчики”, “Разноцветные листочки”, “Вертушки”) .

Важно помнить об интегрированном подходе : на тропинке с ребятами может заниматься воспитатель с физ. инструктором. Также идет интеграция областей : познавательное развитие с социально-коммуникативным и т. д. Свои впечатления после посещения экологической тропы дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.

1. «Информационный центр» Используя различные формы работы с родителями, мы пришли к выводу, что одним из эффективных направлений работы с родителями является наглядно-информационное. Заходя на территорию детского сада родителей , встречает Мишка.


2. «Озеро с уточками» - искусственный водоем с обитателями (рыбки, жучки, уточки) дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности.

3 «Остановка птичья» формировать экологическую культуру детей ; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.



4. «Остановка для изучения погоды» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (направление ветра) . При наблюдении за природными явлениями развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения, – все это для общего развития ребенка.


5. «Жизнь муравьев» углубить знания детей о муравьях, их образе жизни; сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса; воспитывать бережное отношение к муравьям.



6. «Остановка – лекарственные травы» создают для того, чтобы показать разнообразие лекарственных растений.


7. «Жители леса» - эта зона дает возможность для организации узнавания, формирования первоначального знания об обитателях леса.


8. «Лужайка с насекомыми» – эта зона для организации наблюдений за растениями и насекомыми их узнавания. Объекты для наблюдений : цветы -одуванчики, травы, насекомые.


9. «Красная ягодка» это территория, где посажена калина. Воспитывает трудолюбие и наблюдательность.


10. «Цветник» уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста.



Оснащенная таким образом эколого -развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.

Самое главное в экологическом воспитании –его умение, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Публикации по теме:

Экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения.

Консультация для воспитателей «Экологическая тропа» Методика работы с дошкольниками на разных видовых точках. ТОЧКА «СОСНА» Обращается внимание ребят на то, что сосна - хвойное дерево. Они.

Проект: «Экологическая тропа». Проект: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой. Формирование.

Проект 1 Название проекта: «Тропа здоровья» 2 Тема проекта: экология 3 Проблемное поле проекта: К сожалению, с каждым годом здоровье.

Проект «Экологическая тропа» (вторая младшая группа) Проект «Экологическая тропа» Продолжительность: месяц Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели Руководитель проекта: Линникова.

Мастер-класс: Прогулка в радость.

«Экологическая тропа в ДОУ, как одна из форм воспитания и развития нравственности, духовности и интеллект дошкольников»

Цель:

    Дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей.

    Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологи.

    Повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность работы на экологической тропе.

I часть Удивительный мир природы

Здравствуйте дорогие гости, уважаемые коллеги! Мы рады вас приветствовать в нашем детском саду. Вас приветствуют наши дети.

Я приглашаю вас на семинар-практикум: «Экологическая тропа в детском саду как одна из форм воспитания и развития нравственности, духовности и интеллекта».

Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков, запахов, тайнами, загадками, заставляет остановиться, присмотреться, прислушаться, задуматься.

Природа – таинственная книга жизни и содержит в себе много интересного.

Свою работу мы начнем с составления «кластера». И ключевым словом в нем будет «Природа».

Слово «кластер» в переводе означает «пучок», «созвездие».

«Кластер» - педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятия, явления, события).

Метод «кластеров» - универсален, помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

В работе над «кластером» необходимо соблюдать правила:

  • Дать волю воображению и интуиции.

    Продолжать работу пока идеи не иссякнут.

    Постараться построить как можно больше связей, не следовать по заранее определенному плану.

Задание № 1: Согласны ли вы с утверждениями, выберите из предложенных заключений, нужные к нашей схеме:

Природа – источник воспитания

Природа – источник добра

Природа – источник здоровья

Природа – источник знаний о мире

Природа – источник красоты

Природа – источник трудолюбия

Природа – источник развития чувств

Природа – стихийные бедствия

Природа – средство наживы

Природа – средство испытания современных технологий

Вывод: Я думаю, вы согласитесь со мной, что ни один из дидактических материалов не сравнится с природой по силе развивающего воздействия на ребенка.

В нашей работе очень важно использовать интересные и разнообразные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию. Такие формы, которые позволяют решить экологические задачи в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением.

Сейчас самым эффективным методом является экологическая тропа.

Я познакомлю вас с нашей экологической тропой. Она была создана в 2010 г. Но за время военного периода сильно изменилась, поэтому сейчас мы ее реконструируем.

II часть Презентация экологической тропы ДОУ № 5 « Колокольчик»

Экологическая тропа – это разработанный маршрут на участке детского сада на котором осуществляется экологическое развитие детей путем практико-ориентировочный деятельности.

Задачи, которые мы поставили:

    Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.

    Развивать устойчивый интерес детей к природе ее неживым и живым объектам и явлениям, потребности познания окружающего мира.

    Формировать систему практических знаний, умение видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения т.е. заложить систему экологического мышления, познание основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе;

    Воспитывать бережное, гуманное отношение к природе.

Наша экологическая тропа включает 11 станций и выполняет: познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

Формы работы по экологической тропе:

    Наблюдение за природой и жителями экологической тропы;

    Ролевые и имитационные экологические игры.

    Исследовательская деятельность.

    Ситуации эстетического восприятия природы.

    Дидактические экологические игры.

    Продуктивная и художественная деятельность.

Система экскурсий-путешествий по экологической тропе планируется в соответствии с требованиями ГОС, Типовой образовательной программой дошкольного воспитания и экологической программой «Мы».

Экскурсии -путешествия строятся на интегративной основе: на тропе мы с детьми обсуждаем, наблюдаем, рассматриваем, анализируем, играем, а свои впечатления об увиденном, дети выражают в непосредственной образовательной деятельности.

Работа по экологической тропе ведется в течении года, исходя из принципов сезонности. Продолжительность экскурсий - путешествий зависит от возрастных особенностей:

    младший возраст - 15-20 мин.

    старший возраст - до 30 мин.

к одному или нескольким объектам.

Этапы создания и оформления экологической тропы.

    Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

    Составление картосхемы.

    Выбор хозяина тропы.

    Изготовление табличек.

    Составление паспорта (дается краткое описание каждой станции).

    Фотографирование объектов

Вывод: Надо помнить, что на экологической тропе все должно быть разнообразным, привлекательным и доступным для детей.

III часть Путешествие по экологической тропе детского сада

Говорят, что осень – это время мудрости, рассудительности и здравого смысла. Возможно, в этом есть доля правды, ведь это новый этап в познании.

Осень нужно встречать и провожать весело и с настроением, несмотря на дождливые дни, горы листьев под ногами слегка пригревающее солнце и хмурое небо.

Я предлагаю гостям и коллегам отправиться в путешествие по нашей экологической тропе поздней осенью.

Наша первая станция «……».

А как она называется, предлагаю вам отгадать.

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

    Муравьи живут в семье.

    Какими родились, такими и пригодились.

    Муравьи силачи

    Муравьи акробаты

    Муравьи лакомки

    Муравьи туристы

    Муравьи санитары

    Враги муравьев

    Муравьи строители

Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда муравьев используются как можно зимних ночевок кабанами.

Станция « Витаминная»

Есть у природы сердца безотказные

Мудрые руки, ее мастеров»

Как вы думаете, что означают эти слова? (у дерева все полезно: цветы, запах листьев, кора, плоды и даже косточки).

Найдите в картинках – цифрах название деревьев и кустарников которые растут на станции «Витаминная» (выполнение работы) (слива, вишня, абрикос, шиповник).

Объясните, чем полезны эти деревья и кустарники? (рассказ воспитателя)

А какие еще деревья имеют оздоровительные свойства и растут на нашем участке? (тополь, липа, калина, черемуха, сосна, дуб.)

Это станция «Аллея любования».

Она красива в любое время года. Здесь растут черемуха и рябина.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, потому что она своей яркостью, многообразием воздействует на все чувства ребенка.

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев

А рябина осень празднует

Бусы красные надев.

(слайды рябины)

Рябина – любимый персонаж фольклора. В народном календаре есть день «Петр-Павел рябинник» - приходящийся на конец сентября – время созревания рябиновых ягод. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивают под крышами домов. Считается, что рябина как дерево, способна защитить человека от всяких бед. Рябина воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Давайте вспомним какая рябина в народном представлении и соберем лукошко. (пишем на листьях рябины)(тонкая нежная девушка, страдающая, плачущая красавица, носит ожерелье из красных ягод, накинула на плечи шаль, расписанную золотисто красными листьями)

Мир огромен, а ребенок еще мал и опыт его ограничен, поэтому учите детей смотреть, видеть и замечать красоту природы.

А это станция «Птичья столовая».

Птичья столовая присутствует в нашем детском саду не только в экологической тропе, но и на каждом участке. Скажите, какие птицы чаще всего прилетают в «Птичью столовую» осенью. Мы часто используем проектную деятельность, вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективное. Поэтому я предлагаю собрать вам как можно больше материала «О птичке-синичке» по каждому возрасту.

Это наша станция «Цветник».

Я хочу вас рассказать легенду об одном цветке, растущем в нашем цветнике. Эта легенда пришла к нам из глубокой древности. Говорили, что в золотистом бутоне этого цветка (желтого тюльпана) было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогла бы открыть этот бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребенком. Мальчик вырвался из рук матери и со звонким смехом подбежал к цветку и золотистый цветок раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить эти цветы (тюльпаны) тем, кто испытывает счастье. Еще об этом цветке говорят, что он приносит удачу. Что же это цветок?

(музыкальная загадка)

Для дружбы для улыбок и для встреч

В наследство получили мы Планету

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

Подходим к станции «Разноцветная палитра».

Здесь дети передают свои впечатления от увиденного в природе в рисунках прямо на асфальте или на столах, используем мы и выносные мольберты. На этой станции устраиваем выставки картин по временам года. Я предлагаю превратиться в художников, и побывать в роли художников на этюдах.

Осень излюбленное время года поэтов и художников, воспевающих ее красоту в своих произведениях.

Давайте и мы нарисуем деревья в осеннем убранстве. Но рисовать будем нетрадиционными способами.

(выполнение задания)

Приближаемся к станции «Спортивная».

Эта станция любима детьми во все времена года. Дети любят играть, через выполнение двигательных действий, подвижные игры позволяют понять окружающий мир. В играх визуальные образы живой природы переносятся детьми в практическую деятельность, что позволяет им соприкасаться с ней, становиться активными участниками познавательного процесса.

Мы часто используем в подвижных играх имитационно-подражательные действия, дети воспроизводят знакомые им образы зверей, птиц, насекомых, деревьев.

Приведите примеры….

Очень нравятся детям и мимические игры. Например «Осень».

Предлагаю изобразить Раннюю Осень, у нее легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая.

А теперь изобразим Позднюю Осень. Поздняя осень грустная, печальная. Зимой гонимая, плачущая осень.

Покажите, какое у вас настроение в яркий солнечный осенний день и осенний дождливый, хмурый день?

(Зверобика)

Помните, что ребенок будет активен и получит удовольствие, лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему ощущениях и сведениях.

А вот станция «Космическая».

Этой станции у нас не было. Дети сами превратили игровое оборудование в летающую тарелку. Поэтому мы решили развивать детское творчество и инициативу, чтобы устраивать комические путешествия готовим материал.

Вместе с 8 планетами-сестрами она как огромный космический корабль летит вокруг желтой звезды – Солнца. Планеты Солнечной системы названы в честь богов, которым поклонялись древние римляне.

Давайте вспомним, какие же это планеты? Меркурий, Венера, Марс, Плутон, Уран, Нептун, Сатурн.

Станция «Метеорологическая».

Эта станция новая, мы ее создаем и уделяем ей особое внимание, так как наблюдение за погодой и прогнозирование погоды – это деятельность познавательная, доступная ребенку всех возрастов, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, она дает возможность почувствовать радость открытия. Этот вид деятельности позволяет открывать детям неизвестное в известном, хорошо знакомым. Например, все знакомы с воронами, но не все знают, что если вороны устраиваются на ночлег, повернувшись клювами в одну сторону, завтра будет дуть ветер с той стороны, куда направлены их клювы, если садятся на ветки как попало, то ветра не будет.

Знакомство детей с народными приметами – это приобщение их к народной культуре, народной мудрости, народному опыту. Знание народных примет позволяет развивать детей не только интеллектуально, но и творчески.

Я знаю, что в работе с детьми вы часто используете приметы.

Предлагаю вам небольшой блицтурнир «Как растения и животные предсказывают осеннюю погоду?».

Я говорю вам начало приметы, а вы заканчиваете.

    В лесу много рябины – осень будет дождливой, а если мало – сухой.

    Когда сентябрь утром начинается дождем – будет идти целую неделю.

    Голубь прячет лапку в перья – похолодает.

    Первые дни бабьего лета теплые – будет теплая осень.

    Созревают фрукты поздно – жди теплой осени.

    Осенью птицы летят низко – к холодной зиме.

    Гром в сентябре – к теплой осени.

    Лебеди поздно улетают на юг – осень будет долгой и теплой.

    Если осенью березы желтеют с верхушки – зима ранняя, если с низу – поздняя.

    Комары в ноябре – быть мягкой зиме.

Вывод: Хотя все эти многолетние наблюдения не всегда точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой.

В нашем детском саду большое внимание уделяется здоровье сбережению.

От станции «Метеорологической» до следующей станции большое расстояние, поэтому мы планируем оборудовать здесь «Дорожку Здоровья». Она будет выполнена из природных материалов. Это спилы сухих деревьев, бревна, галька, песок и т.д. Дорожка здоровья позволит проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме в природных условиях.

Станция «Дедушка Тополь»

Под окошком вырос тополь вековой,

Летом он зеленой шелестит листвой.

По городу гуляя, встретишь его пух

По улице несутся сотни белых мух.

Это любимая станция детей, они сами дали ей название. И теперь с удовольствием рассказывают «Дедушке Тополю» чем они занимались, слушают его сказки, шелест листьев.

Небольшая справка: в городах тополь используют как биологический фильтр, поглощающий загрязняющую атмосферу вещества.

Кроме этого тополь широко применяют в медицине: его эфирные масла используют как дезинфицирующее, вяжуще средство, мазь из тополиных почек используют при ожогах, чай при заболевании почек.

Скажите: если в январе-феврале срезать ветку тополя, принести ее в комнату и поставить в воду, что произойдет?

Но если такую ветку срезать в октябре-ноябре?

Наш Дедушка Тополь очень любит сюрпризы и часто устраивает их детям. Ну а сегодня он сюрприз устроил нам. Пожалуйста, Дедушка Тополь.

(сюрпризный момент)

«Деревья -талисманы «

Мы порой знаем о растениях и деревьях лишь их названия, да и то не всегда точное. А ведь каждое дерево – это целый мир, удивительный на первый взгляд простой и в то же время необычайно сложный.

Станция «Огородная»

Путешествием дальше. Станция «Огородная». Огород в детском саду очень нужен. Здесь ребята знакомятся с растительным миром. Узнают, что нужно для роста и развития растений. Огород развивает эстетические чувства у детей, дети учатся оценивать результаты своего труда.

Весной дети сажали лук, петрушку, укроп, кабачки, фасоль, горох, кукурузу. Летом ухаживали за растениями. И осенью увидели результаты своего труда. Но работа на огороде не закончилась. Посмотрите, как дети старшей группы сажают чеснок

(презентация « Посадка озимого чеснока» (15 слайдов))

Мы путешествовали по уже существующим станциям. Но в наших планах создание еще одной станции. Станция «Красная книга» т.к. на территории детского сада есть деревья и растения, которые занесены в Красную книгу. Охрана природы одна из задач экологического воспитания дошкольников.

Международная Красная Книга, созданная в 1966 г. имела необычные страницы. Чем они отличались от обычных книжных страниц? (они были разного цвета: красные, желтые, белые, зеленые) – раздаются полоски.

Зачитайте, о каких животных и растениях рассказывается на страницах каждого цвета.

На красных – записывали название животных и растений, которые могут исчезнуть в ближайшее время.

На зеленых – тех животных и растений, которых удалось спасти.

На белых – писали о животных и растениях, которые редко встречаются на Земле.

На желтых – о тех, которые пока часто встречаются, но их численность сокращается.

Соберите сведения о растениях и животных, которые записаны в Красную Книгу в нашем регионе согласно выбранных страниц.

Заключение.

Все хорошее в людях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем.

Удивиться, узнать, полюбить.

Мы хотим, чтоб Земля расцветала -

И росли как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 73 «Светлячок» городского округа «город Якутск»

г. Якутск

2015 г.

Введение

В последнее время учёные, политики, общественные деятели всё чаще акцентируют своё внимание на том, что одним из обязательных условий выживания человека на планете Земля является решение вопроса формирования экологической культуры, изменения экологического сознания человека. Экологическая культура должна «пропитать» каждого из членов общества, стать его внутренним убеждением. Наиболее эффективно формирование экологической культуры происходит именно в раннем возрасте. В связи с этим важную роль играет работа по формированию экологической культуры у дошкольников.

Экологическое мировоззрение начинает закладываться на уровне дошкольного образования детей. Большинство дошкольных учреждений рассматривают работу по экологическому образованию как часть эстетического и художественного развития и оздоровления малышей. При этом основное предназначение учреждений дошкольного образования – это привитие любви к природе.

Подобранный методические материал, с одной стороны, освещает важнейшие вопросы, касающиеся различных аспектов экологического образования детей дошкольного возраста и способен оказать теоретическую и практическую помощь в деятельности педагогов с данной категорией детей. С другой стороны, этот материал даёт возможность педагогам расширять и разнообразить полученный опыт с учётом особенностей своего региона.

Основная задача данной работы – помочь педагогам приобщиться к благородной миссии экологического просвещения подрастающего поколения.

Организация, оформление и содержание работы

Дошкольные учреждения создают экологические тропы, однако с точки зрения их формы, продолжительности и содержания, а также с учётом возраста детей правильнее называть их экологическими тропинками. В дошкольных учреждения экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.

Можно выделить два основных типа экологических тропинок:

А) на территории дошкольного учреждения;

Б) природных или приближенных к ним условиях (природный лес, парк, сквер и т.п.).

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропинки – включение в неё как можно больше разнообразных и привлекательных внимания ребёнка объектов. В качестве таких объектов выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы), мхи, грибы, муравейники, гнёзда птиц на деревьях, микроландшафты (лес, луг), клумбы, отдельно цветущие растения, места скопления насекомых, небольшие водоёмы, огороды, отдельные камни и т.д. взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных или очищенных водоёмов за пределами детского сада.

Этапы создания экологической тропинки

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей.

Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.

Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов в виде кружков. Для малышей в кружочках можно нарисовать крупные рисунки (бабочка, дерево, птичка, цветок) и соединить все эти рисунки линией – дорожкой по которой они идут от одного объекта к другому.

Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать задания и приглашать в гости.

Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).

Изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута.

Оформление тропинки и оборудование для организации наблюдений

Для повышения интереса детей к занятиям педагог совместно с детьми выбирает «хозяина тропинки» - сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Волшебницу Флору и т.п.) Его можно изобразить на всех табличках маршрута. Это персонаж может посылать детям письма-задания. За удачно выполненные задания-загадки, сказочный персонаж будет периодически оставлять сюрпризы в качестве, конфет, орехов.

Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной.

К организации экологической тропинки рекомендуется подходить творчески, оформляя все таблички и карточки красочно и с учетом пожеланий детей.

Экологическая тропинка на территории детского сада

Главный принцип организации экологической тропинки на территории детского сада – как можно больше разнообразия. В качестве видовых точек прежде всего выберите деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Каждый раз все точки посещать не обязательно. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты вы можете посещать несколько раз, особенно в разные сезоны года. Если у вас ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же вы преследуете конкретную цель, то ограничьтесь одним объектом.

Оформление материалов для работы с детьми

Для организации работы на экологической тропинке разработан специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит карту- схему тропинки с указанием изучаемых объектов, здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки (желательно сделанные в разное время года), и приводится необходимая для педагога информация.

Пример плана описания точки:

    Биологические особенности

    Где растёт

    Название и его происхождение

    Использование:

Для пищевых целей

- в медицинских целей

Использование в косметике

Другие варианты использования

    Народные приметы

    Стихи и загадки

Заключение

Объекты экологической тропинки дают большие сенсорные возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, театрализованных инсценировок с участием хозяина тропинки, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.

Экологическая тропинка

«Мир деревьев»

Экологическая тропинка позволяет воспитывать ребёнка через общение с природой, формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде, воспитывать гуманное отношение к природе, формирует систему экологических знаний и представлений.

Экологическая тропинка – это специально оборудованный, с образовательными и воспитательными целями маршрут. Он состоит из ряда видовых точек – объектов.

Наша экологическая тропинка проходит на территории МБДОУ Д/с
№ 73 «Светлячок».

Организация экологической тропинки на территории детского сада.

Подобран специальный материал, соответствующий возрасту детей и позволяющий наблюдать (познавать) наиболее интересные объекты на экологической тропе в течение года. Объекты экологической тропы были определены деревья: берёза, лиственница, сосна.

Мы составили картосхему экологической тропинки на территории детского сада, на которой указываются все объекты, и значками отмечаются точки экологической тропинки.

Хозяином экологической тропинки стал придуманный взрослыми и детьми лесной житель – Лесовичок, который предлагает детям задания в корзинке: отыскать какое-то дерево (по описанию или по загадке), угадать, где находится какой-то объект и исследовать его.

Перед походом проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы об объекте тропы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения.

При походе по тропе предусмотрены места, где можно отдохнуть, поиграть, послушать сказку, легенду и т.д.

После похода по тропе можно сделать зарисовки понравившегося объекта.

Обращается внимание детей на красоту природных объектов, их значимость для других.

При путешествии по экологической тропе используются разнообразные виды детской деятельности, различные формы и методы работы:

Экологически занятия;

Экологические экскурсии;

Коллекционирование;

Экологические игры.

Объектами нашей экологической тропы являются деревья:

Берёза

Лиственница

Сосна

Во время путешествия по экологической тропе: дети играют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве, делают зарисовки объектов. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного. Воспитывается любовь к природе, желание беречь её и сохранять!

Картосхема экологической тропы «Мир деревьев»

1

1

ДОУ

ДОУ

2

3

2

3

1

1

ДОУ

ДОУ

2

3

2

3

Экологическая тропа включает четыре времени года: лето, осень, зима, весна и четыре точки для наблюдения: 1 - берёза; 2 - лиственница; 3 – сосна.

Хозяин экологической тропинки

Лесовичок

План экологической тропинки:

    Точка «Берёза»

    Биологические особенности

    Где растёт

    Использование

    Точка «Лиственница»

    Биологические особенности

    Где растёт

    Точка «Сосна»

    Биологические особенности

    Где растёт

    Использование

    Точка «Берёза»

- Описание изменений

- Народные приметы

    Точка «Лиственница»

- Описание изменений

- Стихи и загадки

    Точка «Сосна»

- Описание изменений

- Загадки

    Точка «Берёза»

- Описание изменений

- Народные приметы

    Точка «Лиственница»

- Описание изменений

- Народные приметы

- Стихи

    Точка «Сосна»

- Описание изменений

- Народные приметы

    Точка «Берёза»

- Описание изменений

- Стихи

- Загадки

- Поговорки

    Точка «Лиственница»

- Описание изменений

    Точка «Сосна»

- Стихи

Экологическая тропинка «Мир деревьев» осенью

Вот и настала пора осени. На полях и огородах собран урожай. На дворе стоят последние теплые денечки. Но мы не будем грустить, потому что в каждом времени года есть что-то необычное и волшебное. Белочка приглашает ребят прогуляться по экологической тропинке и познакомиться с жизнью деревьев в осенний период.

Посмотрите вокруг и вспомните первые признаки осени: пожелтение листьев, похолодание. Обратите внимание на красоту осенних деревьев. Как изменилась окраска листьев? Листья пожелтели, покраснели, но остались зеленые. Объясните причину пожелтения и опадания листьев у деревьев и кустарников: солнце дает меньше тепла и света, дни короче, поэтому растения не успевают поглощать большое количество питательных веществ. Замедляется процесс роста и фотосинтеза, листья желтеют и опадают. Деревья сбрасывают их, т.е. происходит защитная реакция у деревьев и кустарников на заморозки и на холод.

Точка «Берёза»

Считается, что осень начинается именно с появления первых жёлтых прядей в кронах берёз. А с окончанием листопада у берёзы, начинается и длится глубокая осень.

Биологические особенности: Большинство видов берёз - деревья высотой 30-45 м. Продолжительность жизни берёзы, по разным данным,- 100-120 лет, 150 (300) лет, 100-150 лет, отдельные деревья доживают до 400 лет и более.

Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья. В сентябре начинает золотиться листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы.

Вырастает береза из маленького семечка, напоминающего своим видом крошечную рыжеватую бабочку. Береза растет быстро, если ей достаточно света и питания. Тогда ствол у нее ровный и стройный. Ветки на березе тонкие и толстые. Толстые отходят от ствола вверх, а тонкие – свисают вниз, их очень много. Кора белого цвета с поперечными темными полосками. Листья мелкие светло – зеленые сердечком. К двадцати годам береза становится взрослым деревом, начинает цвести и давать семена. Цветет береза сережками, в то же время, когда распускаются ее листья.

Где растёт: Стройное белоствольное светлое дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом России.

Использование:

Древесина. На дрова берёзу считают лучшим топливом. Используется для изготовления высококачественной фанеры, лыж, мелких резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия, шкатулок, табакерок, портсигаров, декоративных деталей мебели.

Дёготь. Дегтярное мыло. Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство.

Берёста. Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления корзинок, коробок, ковшей, лукошек, простейшей обуви, служила материалом для письма (берестяная грамота).

Берёзовый сок. Берёзы накапливают питательные вещества. Берёзовый сок идёт на приготовление разных напитков.

Медицинское применение. Берёзу традиционно использовали в лечебных целях: настои из берёзовых почек и листьев - как мочегонное, бактерицидное и ранозаживляющее средство, а масляную вытяжку из берёзовых почек - как дерматологическое средство. Берёзовый дёготь - традиционное консервирующее и дезинфицирующее средство. Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане. Считалось, что запах берёзы излечивает от меланхолии и помогает от сглаза, а берёзовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь.

Точка «Лиственница»

Лиственница - хвойное дерево, которое живет около 600 лет и достигает высоты 45 м . Лиственницу называют - дочерью солнца. Дерево очень светолюбиво. Имеет замечательное свойство: в воде лиственница каменеет, и чем дольше она стоит в воде, тем крепче становится.

Биологические особенности: Свое название лиственница получила от того, что на зиму сбрасывает хвою, как другие деревья - листья. Перед опадением хвоя желтеет. В апреле – мае деревья покрываются молодой зеленью. Цвет хвои меняется: при распускании –светло-зелёная, летом – тёмно – зелёная, осенью – золотисто-жёлтая. В благоприятных условиях вырастает до 40 и более м высоты при диаметре ствола до 1 м и более. Доживает до 300-400 лет, зарегистрированы лиственницы возрастом до 800 лет.

Где растут: Этот вид деревьев довольно популярен и растут они преимущественно в северной части России.

Использование: Древесина этого дерева издавна используется человеком. Она отличается прочностью, упругостью, смолистостью. Плюс ко всему, она очень устойчива к гниению. В твердости ткани лиственницы уступают лишь дубу. Древесина этого растения активно используется в строительном деле, в промышленности, в сооружении наводных или подводных строений. Из неё также производят скипидар.

Точка «Сосна»

Греческая мифология сохранила легенду о нимфе Питис, которую бог ветра Борей превратил в сосну. Кельтское название этого могучего дерева - “скала” или “гора”, скорее всего, по месту обитания сосен. Сосны распространены в лесах умеренного пояса и в горных районах субтропической зоны Северного полушария.

Сосна - это вечнозелёное хвойное дерево, с мощной корневой системой, ствол которого в молодости покрыт гладкой яркой корой, а в старости - толстой, растресканной, тёмно-серой или буроватой корой. Хвоя жёсткая и длинная, собранная в пучки по 2-3 хвоинки.

Сосна - дерево долгожитель и живёт от 300 до 500 лет. Сосну можно встретить в парках, в садах, а также на приусадебных участках.

Биологические особенности: Достигая 35-40 м в высоту, относится к деревьям первой величины. Окружность ствола достигает 1 м. Покрыт он красновато-бурой, с бороздками, отслаивающейся корой. У основания ствола кора намного толще той, которая расположена вверху. Такая «задумка» природы несет в себе защитную функцию, защищая дерево от перегрева и низового пожара. У сосен, которые растут в сомкнутых древостоях, ствол более стройный с ажурной кроной. Пока дерево молодое, крона имеет конусовидную форму. С возрастом она круглеет, становится более шире, а в старости приобретает плоскую или зонтиковидную форму. Сосновая хвоя имеет сизо-зеленый цвет. Она достаточно плотная, часто торчащая, изогнутая, собранная в пучки по 2 иголки. Длина 4-7 см. Хвоинки заостренные, чуть сплюснутые, имеют тонкую продольную полосу. Живет хвоя 3 года. Осенью, чаще в сентябре, часть хвои опадает. Перед этим хвоинки приобретают желтый цвет, от чего крона выглядит пестрой.

Где растёт: Сосна чрезвычайно распространена по всему северу России и большей части и образует как чистые леса, так и леса в смеси с и другими породами.

Использование: Ветви и ствол сосны пронизан смоляными ходами, которые наполнены смолой, обычно называемую «живицей». «Живица» имеет большое значение для растения: заживляет нанесенные раны, отпугивает вредителей. Добывают такую живицу путем подсочки. Используется она для получения канифоли, скипидара. Главное, что получить ее можно не только с живого дерева, но и с соснового пня. Воздух в сосновом бору («смолистый») богат озоном и не содержит микробов. Сосновые леса издавна славятся благоприятными для человека свойствами.

В медицине широко применяются почки, которые необходимо успеть собрать ранней весной, пока они не распустились. Почки содержат эфирные масла, смолы, крахмал, дубильные и горькие вещества. Сосновая хвоя содержит в большом количестве каротин и витамин С. Благодаря ценности древесины, сосновые леса считаются главным объектом лесоэксплуатации.

Сосна обыкновенная относится к самым древним лекарственным растениям. Ее хвоя входила в состав припарок и компрессов еще 5000 лет назад. В Древнем Египте сосновая смола находилась в бальзамирующих составах.

Экологическая тропинка «Мир деревьев» зимой

Закончилась замечательная осенняя пора и наступила зимняя пора, которая, несмотря на свою внешнюю привлекательность, таит в себе много неожиданных сюрпризов. Выпал первый белый снег и детишки с интересом его рассматривают. Зимняя пора имеет свою особую красоту и прогулки на свежем воздухе можно превратить в интереснейший досуг.

Лесовичок снова зовёт ребят прогуляться по экологической тропинке у узнать много нового жизни деревьев зимой.

Точка «Берёза»

Русское слово "береза" очень древнее. В индоевропейских языках это слово значило "светлый" и "белый".

Береста березы не пропускает ни воду, ни газы. Но так как кислород все же необходим для дыхания, для его транспортировки используются чечевички - темные черточки на бересте имеющие межклеточные промежутки, через которые проходит кислород. Зимой они замуровываются специальным веществом.

Народные приметы:

Когда лист с березы чисто опадает, то скот и людей легкий год ожидает. Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Точка «Лиственница»

Почему же у многих людей возникает вопрос: "Лиственница - это лиственное или хвойное дерево?" И как правильно на него ответить? Всё дело в том, что это дерево хоть и имеет хвою, однако на зиму оно сбрасывает свои иголки подобно тому, как это делают представители лиственных пород.

Стихи:

Лиственница обронила хвою

и стоит раздетая зимою,

но придёт на Север к нам весна,

и опять оденется она.

Ю. Насимович

Загадки:

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки.

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок.

Точка «Сосна»

Как Вы заметили, сосны и многие другие вечнозеленые растения этого семейства, круглый год радуют глаз зелеными иголками. У этих растений сокодвижение устроено немного по-другому. Колючие иголки – это те же листья видоизмененной формы. Именно благодаря такому строению они не замерзают круглый год. Наоборот, снег или тонкий слой льда помогает дереву пережить суровые морозы.

Все деревья зимой отдыхают. Их рост прекращается, они как будто бы засыпают.

Загадки:

Хоть колюча, а не Ёлка,

Подлинней её иголка,

А кора тонка, красна,

Та красавица... (сосна).

Пусть жара или метель,

Но, такая же, как ель,

Зелена, хоть не весна,

Стройна высится...(сосна).

Как мачты корабельные

Над лесом поднялись

Стоят стволы смолистые

И смотрят сверху вниз

Зелёные короны

Ни перед кем не снимут,

И лишь на небе облака

Их ласково обнимут.

Экологическая тропинка «Мир деревьев» весной

***

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде под моей ногой

И шумен, и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поет

Заздравный гимн весне.

Что с нею? Что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка!

С ним журчит,

Летает в небе с ней!

Евгений Баратынский

Точка «Берёза»

Береза - один из главных образов народного творчества. В народных песнях, сказках, преданиях это символ весны и родины. В древнем своде верований, обычаев и заговорных слов береза занимает особое место. В Великий Четверг (на Страстной неделе) березовым листом красят яйца. Считалось, что они помогают при худосочии, от слабоумия. На Руси издавна знали, как привлечь птиц к полям и домам. В марте развешивали по деревьям скворечники-берестянки: именно такие домики из березовой коры скворцы заселяли всего охотнее, поскольку береста хранит птиц от холодов и сырости.

В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. В это время крестьяне приступали к сельскохозяйственным работам. По весне вырубали березовые рощи и потому был "зол до берез" приход весны.

Народные приметы:

Ветвями берёзы украшают церкви и жилища на День Святой Троицы.

Листья дают с квасцами жёлтую краску для шерсти.

Из берёзы весной течёт много сока - к дождливому лету.

Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки - весна ранняя, зажелтеют снизу - поздняя.

Коли берёза наперёд опушается, то жди сухого лета, а коли ольха - мокрого.

Точка «Лиственница»

Весной ветви дерева покрываются зелёными иголочками. Потрогав их, вы удивляетесь - они мягкие, нежные, совершенно не колючие.

Длинные, тонкие желто-соломенные ее ветви ранней весной дружно (всего за один-два теплых, погожих дня) расцвечиваются густыми щеточками нежных ярко-зеленых хвоинок. На их изумрудном фоне, как огоньки новогодней елки, одна за другой «вспыхивают» красноватые, розовые или зеленые огоньки-шишки и желтые колосочки. Празднично красивы лиственницы в эту пору. Легкий ветерок поднимает над их кронами облака золотистой пыльцы. Идет опыление.

Народные приметы: С лиственницы еще не осыпались иглы – снега зимой будет немного, и он станет быстро таять.

Прошли дожди, апрель теплеет,

Всю ночь - туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далёких просеках в бору.

И тихо дремлет бор зелёный,

И в серебре лесных озёр

Ещё стройней его колонны,

Ещё свежее сосен кроны

И нежных лиственниц узор!

Иван Бунин.

Точка «Сосна»

Весной, в конце мая, сосна пылит. Тогда при порывах ветра поднимаются с сосен целые тучи жёлтой пыльцы. Пыльца сосны иногда покрывает сплошным налётом землю, лужи, пруды, озёра. Люди, не знающие причины этого явления, называют его «серным дождём».

В это время на соснах легко найти светло-зелёные и красноватые шишечки. Шишечки светло-зелёного цвета сидят на молодых побегах. Каждая шишечка состоит из чешуек. На каждой чешуйке развивается по два пыльника. После созревания они лопаются. Пыльца высыпается наружу и разносится ветром. Пыльца сосны имеет два воздушных пузырька. Благодаря этому, она может долго держаться в воздухе и далеко переноситься воздушными течениями. Сосна, как и другие голосеменные, - ветроопыляемое растение.

Красноватые шишечки находятся на верхушках других молодых побегов того же дерева. Каждая шишечка состоит из чешуек. На верхней стороне чешуйки помещаются по две семяпочки. У голосеменных растений пестика нет. Семяпочки у них расположены не в завязи пестика, а открыто (голо), и пыльца прямо попадает на них. После опыления чешуйки шишки плотно смыкаются и склеиваются между собой смолой.

Семена у сосны созревают через полтора года после опыления. Они высыпаются ранней весной. В солнечные дни шишки раскрываются, чешуи их раздвигаются, и из шишек выпадают семена. Так как семена снабжены крылышками, то они разносятся ветром на большое расстояние.

Народные приметы: если на елях и соснах много шишек – к доброму году;

Экологическая тропинка «Мир деревьев» летом

Точка «Берёза»

Стихи:

***

Горек аромат цветов

В утреннем тумане.

Надышусь и горько так

Отчего-то станет,..

Постою я на лугу.

Что я в жизни значу?

В мокры травы упаду

И навзрыд заплачу!

Неизбежность этих слёз

Рок давно наметил...

Мне б упасть среди берез.

Где туман так светел.

И берёзы ствол обнять,

И, прижавшись сильно.

Непонятное понять.

Мир неведомый объять

Средь берёз умильных...

Поговорки:

Берёза не угроза: где стоит, там и шумит

Для врага и берёза - угроза

Бела береста - да дёготь чёрен

Загадки:

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова (Берёза ).

Влезу на горушку, одеру телушку, сало в рот, а кожу прочь (берёзовый сок ).

Стоит дерево, цветом зелено.

В этом дереве - четыре угодья:

первое - больным на здоровье,

второе - людям колодец,

третье - от зимы свет,

четвёртое - дряхлым пеленанье.

Точка «Лиственница»

Одним из лучших аллейных и парковых деревьев в средней полосе и северных районах называют лиственницу. Ее устойчивость к бурям и сильным морозам, долголетие, исключительное умение противостоять атмосферным загрязнениям, включая выхлопные газы от автомобилей, способность выжить там, где чахнут и не цветут липы, а у сосны желтеет хвоя и пластами отваливается кора, делают ее деревом, которому все нипочем, которое везде процветает. К тому же в первые тридцать лет она растет так же быстро, как и береза.

Единственное, что ей жизненно необходимо - побольше света, простора, да и еще она не выносит засухи на первых годах роста. Под Санкт-Петербургом до сих пор сохранилась роща из лиственниц, насаженная «лесным знателем» Фокелем во времена царствования императрицы Анны Иоанновны. Называется она Линдуловская роща, или Листвянка. В Москве аллея из лиственниц - долгожителей, правда, помоложе санкт - петербургских, ведет от главного корпуса Тимирязевской академии до железнодорожной станции Петровско - Разумовская... До сих пор это крепкие высокие деревья, которые не под силу никаким ветрам.

Крона у лиственницы негустая, в форме правильной пирамиды, формируется самим деревом. Тень от лиственницы - как от легкой вуали, участка она не затеняет, а ветер задерживает хорошо - он как бы запутывается в стволах и ветвях дерева.

Ни одно из хвойных деревьев не принимается так легко, как лиственница, - даже в 20... 30-летнем возрасте она безболезненно переносит пересадку на другое место.

Точка «Сосна»

Ей трепет листьев незнаком.
Она не шепчется тайком,
Всегда спокойна и ясна
Прямая стройная сосна.

Как будто, долг запомня свой,
Лесной безвестный часовой
Стоит до смены на посту
И охраняет красоту.

Е.Серова

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

И.Токмакова



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: