«Экологическая тропа». Конспект занятия в подготовительной группе

Организация: МБДОУ № 76

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

Цель . Продолжать знакомить с законами природы. Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде.

Планируемые результаты. Дети имеют представление об охране окружающей среды, знают правила поведения в природных условиях и соблюдают их. Эмоционально реагируют на проблемы поведения людей в природе. Умеют доброжелательно договариваться со сверстниками и распределять действия в процессе игры.

Ход занятия.

Шагая по импровизированной тропе, участники делают семь остановок, которые можно назвать привалами. Ведущие могут быть на каждом привале. Можно привлечь родителей.

Привал 1. «На опушке леса».(Здесь предоставлена наглядность по теме «Лес»: знаки поведения в лесу, плакаты, иллюстрации и т.д.)

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня вы будете путешествовать по экологической тропе. Здесь ждут вас грибная поляна, следы неизвестных животных, лесной доктор и много других лесных приключений. Сейчас вы находитесь на опушке леса. Мы пропустим вас на тропу, проверив ваши знания, что нельзя и что можно делать в лесу. Дети, вы будете получать жетоны. В конце тропы мы определим лучших знатоков природы.

Игра «Да, нет». (Ведущий приводит примеры, дети говорят).

Ветки не ломайте, деревья не рубите, ни травинку, ни лист зря не рвите.

В лесу можно пошуметь, покричать, главное, никому не мешать.

Пучеглазую лягушку, неповоротливую жабу, ползучего ужа нужно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Всякие звери нужны, всякие звери важны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

В лесу можно листьями побросаться, букеты нарвать, венки сплести. Подумаешь, много зелени, еще вырастет.

Нельзя топтать поганки, ими лечатся лесные животные.

(Пропускают детей на тропу.)

Привал 2. «Отгадай загадку». (У каждого листок, вырезанный из бумаги, а на нем написана загадка. Если ребенок умеет читать, то сам прочитает. Если не умеет читать, то читает ведущий).

Ползун ползет, иголки везет.(Еж)

Рыжая хозяюшка из леса пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса)

Не дровосек и не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)

И тонок и долог, а сядет – в траве не видать. (Дождь)

Четыре листа вроде креста, да черный глаз глядит на нас. (Вороний глаз)

Растет стеной, ее не тронь, обожжет, как огонь. (Крапива)

Сидит-зеленеет, падает- желтеет, лежит- чернеет. (Лист)

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

(Кто отгадал, получает жетон).

Привал 3. «Чьи шишки?».

(Дети подходят к столу, где разложены шишки разных деревьев: кедра, ели, лиственницы, сосны.)

Ведущий . Ребята, помогите, пожалуйста, разобрать шишки. Назовите, от какого дерева вы взяли шишку и потом данную шишку нужно положить в корзинку.

(Кто назвал правильно, получает жетон).

Привал 4. «Грибы-грибочки».

Ведущий . Дети, давайте будем собирать грибы. Берите по одному грибу, а я буду задавать вопрос. Если ответ будет правильным, я возьму этот гриб в свое лукошко и дам вам жетон.

Какой гриб носит ласковое название животного? (Лисичка)

Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка)

Назовите грибы, которые растут целыми семьями. (Опята, лисички, грузди)

Какой гриб растет очень быстро и также быстро превращается в пыль? (Дождевик)

Можно ли собирать грибы около дороги? (Нет. Они впитывают в себя вредные вещества, так как рядом проходит большое количество машин.)

Как правильно собирать грибы? (Нужно аккуратно срезать ножиком, не повреждая корни.)

Как называется гриб, который растет под осиной? (Подосиновик)

Привал 5. «Осторожно!»

Ведущий. На моем привале очень опасная обстановка. Здесь вас окружают ядовитые растения. Но они не все ядовитые. Вы будете брать по одному и класть их в разные корзины. На корзинах написано «Опасно!», «Не опасно». Взяв растение, нужно его назвать и положить в соответствующую корзину.

(На столе картинки растений: белена, василек, клевер, вороний глаз, лютик ядовитый, ромашка, волчье лыко, купальница, ландыш.)

(Тем детям, которые ответили все верно, вручают жетоны.)

Привал 6. «Чьи следы?».

Оформление: рисунки следов животных(белки, зайца, волка, лося, кабана, сороки, воробья, лисы, утки).

Ведущий.(Дает участникам карточку с изображенными следами, они должны отгадать, чей след. Если правильно, получают жетоны.)

Привал 7. «Кто я?».

Мои листочки всегда дрожат, хотя мне и не холодно. Осенью я самая красивая. А еще из меня делают спички. (Осина)

Я такая трава, которую можно узнать даже в темноте. (Крапива)

А я даю такой же сладкий сок, как и береза. (Клен)

Я днем сплю, а ночью летаю, урожай спасаю. (Сова)

Все думают, что я на себе ношу запасы продуктов, но это не так. (Еж)

(Отгадавшим детям, вручаются жетоны).

На последнем привале дети сдают жетоны. Ведущие подводят итоги.

(Пока идет подсчет жетонов, с детьми проводят игру «Великаны, карлики»-это, если называют деревья-дети поднимают высоко руки. А если кустарники или траву- дети присаживаются).

Называют победителей, вручают медали. Всех благодарят за активное участие и вручают сувениры.

Используемая литература.

  1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
  2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с. В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей.
  3. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил. Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания.

«Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу…»

К.Д. Ушинский

В работе нашего детского сада на протяжении нескольких лет успешно используется методика проведения интегрированных занятий-прогулок по экологической тропе здоровья, разработанная сотрудниками Уральской государственной академии физической культуры города Челябинска, кандидатами педагогических наук С.Б. Шармановой и А.И. Федоровым.

Данная методика направлена: на компенсацию негативного влияния повышенных интеллектуальных нагрузок на ребенка-дошкольника и их сокращение; на сочетание выполнения физических упражнений с формированием первоначальных знаний о природе, воспитанием основ экологической культуры, здорового образа жизни, с развитием игровой и творческой деятельности детей во время прогулок (рекомендации по проведению прилагаются).

Представленное интегрированное занятие-прогулка «Осеннее путешествие» проводилось в первую неделю октября. Занятие проводилось по экологической тропе детского сада. Маршрут экологической тропы остается неизменным в течение всего месяца, чтобы дети могли отмечать происходящие изменения в живой и неживой природе. Занятие проводилось в первой половине дня во время прогулки детей, совместно с воспитателем группы. На занятии присутствовали дети старшей группы (5-6 лет) в количестве 20 человек. Наблюдения проводились воспитателем группы, физкультурно-оздоровительные игры и упражнения – инструктором по ФК. Занятие длилось 40 минут, что вполне допускается данной методикой, так как оно само по себе составляет основную часть прогулки в целом, поскольку налицо сочетание различных видов деятельности, то такая длительность не вызывает переутомления детей.

Занятие проводилось в игровой форме, дети по приглашению Осени, по карте-схеме отправляются на поиски самой хозяйки письма, делая остановки у указанных в письме экологических объектов. В течение всего занятия дети были заинтересованы происходящим, так как использовались игровые методы и приемы, художественное слово, загадки, дыхательные упражнения, пальчиковая и зрительная гимнастики, игры соревновательного характера. На маршруте дети использовали зрительные ориентиры в природе, действовали по словесному указанию. Природные условия нашего образовательного учреждения, разнообразие флоры, экологическая обстановка микрорайона, отсутствие предприятий, загрязняющих атмосферу способствуют оздоровлению организма детей, более качественному выполнению ими упражнений. Сама природа помогает использовать наиболее эффективно климатические условия нашего района. Большую часть года при благоприятных погодных условиях мы имеем возможность проводить УГГ и непосредственно образовательную деятельность на свежем воздухе, тем самым запуская адаптационные механизмы организма ребенка, сохраняя и укрепляя его здоровье.

Содержание подобных занятий включает в себя физические упражнения, подобранные в соответствии с уровнем физической подготовленности детей, сезонные спортивные игры, игры-соревнования («Сбор овощей», «Наряди чучело» – если это осень, «Разноцветные дождики», «Ручеек» – весной и пр.). В «Осеннем путешествии» я использовала разновидности физических упражнений с экологическими названиями: комплекс общеразвивающих упражнений «Листопад» с осенними листьями, подвижные игры по теме занятия«Ветер и осенние листья», «Здравствуй осень». Сюрпризным моментом для детей стали витаминные яблоки, подаренные самой Осенью.

Задачи:

  • совершенствовать навыки продолжительной ходьбы и бега (до 1 минуты), вырабатывая общую выносливость;
  • закреплять навыки бросания и ловли мяча, прыжки на двух ногах с продвижением вперед;
  • упражнять в ходьбе «змейкой» между расставленными предметами;
  • формировать представление о природном явлении листопаде;
  • способствовать развитию эмоционально – ценностного отношения к природе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Подготовительная часть

Дети выходят на прогулку и видят: на веточке висит, красиво оформленный осенними листьями конверт, адресованный детям этой группы. Дети вместе с воспитателем открывают конверт и читают письмо:

Воспитатель:

Кто придет без красок и без кисти,
Кто перекрасит разом листья?
У избы помоет крышу,
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит?
У нее тихонько спросим,
И ответит тихо… (Осень) »

И.Ф.К. Ребята, посмотрите, а тут еще карта, тут отмечена тропинка, которая приведет нас к самой осени. Ну что же отправляемся в путь. Итак, где у нас 1 остановка?

«Птичья столовая»

Экскурсию по экологической тропе и наблюдения проводит воспитатель группы.

Воспитатель:

Он прилетает каждый год,
Туда, где домик его ждет,
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)

Между веток новый дом,
Нет двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка. (Скворечник)

Дети наблюдают за птичьей столовой, рассказывают о произошедших осенью изменениях. Упоминают перелетных и зимующих птиц.

2 остановка – «Пенек»

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед по пенькам.

Воспитатель:

На узкой дорожке – голова да две ножки.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет? (Улитка)

Наблюдение за моллюсками (улитки) на пеньке. Наблюдение за насекомыми осенью.

И.Ф.К. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед по пенькам.

3 объект «Сирень». Бег «змейкой»

Воспитатель:

Как пламя, заря угасает, бросая лиловые тени.
Лиловый закат обнимает лиловые грозди сирени.
В них столько мечтательной грусти
И столько покорности скромной,
Что каждый задумчивый кустик
Напомнит ребятам о доме.

И.Ф.К. Бег «змейкой»

4 объект – «Липа»

Ходьба «змейкой» между расставленными в один ряд предметами (кубики).

Воспитатель:

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед,
А меня все ж обижают –
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Липа – широколиственное дерево, высокое с большой кроной. Зацветает в июне, считается самым любимым цветущим деревом идля пчел, потому и мед липовый самый ценный. Он лечит простудные заболевания. А еще из цветков липы заваривают вкусный липовый отвар.

И.Ф.К. Ходьба «змейкой» между расставленными в один ряд предметами (кубики).

Дыхательная гимнастика

Носом вдох и выдох ртом, дышим глубже,
А потом – марш на месте, не спеша.
Как погодка? – Хо-ро-ша! (на выдохе)

5 объект – «Березки»

Ходьба врассыпную между деревьев.

Воспитатель:

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками. (А. Прокофьев)

– А что же у нас случилось с березками? А на каких еще деревьях листья изменили окраску и облетают?

Разыгрался ветер на лесной поляне –
Закружил осину в красном сарафане.
И листок с березы золотистой пчелкой
Вьется и летает над колючей елкой. (Е. Трутнева)

Ходит Осень, бродит Осень.
Ветер с клена листья сбросил,
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый, кленовый. (Е. Авдеенко)

И.Ф.К. Ребята, возьмите себе по 2 красивых кленовых листочка. Давайте встанем вокруг дерева.

  1. Поднимите руки с листочками вверх потянитесь повыше. Пусть дерево посмотрит: какая красота с него слетела. И пусть погрустит. Опустите руки с листочками вниз, голову тоже вниз опустить. (6-8 раз)
  2. Поднимите руки с листочками в стороны. Наклоны в стороны. Пусть дерево пошепчется со своими листочками. Давайте послушаем, о чем они договариваются. Я уже слышу: «Не грусти, дерево, мы хоть и красивые, но старые листья. Мы будем согревать тебя и землю зимой, а весной от нашего тепла появятся молодые листочки, и так бесконечно, как сама жизнь». (6-8 раз)
  3. Наступает листопад, листья кружатся, летят. Дети с листьями в руках, руки в стороны, кружатся на месте и по сигналу «падают листья» – приседают, опуская руки с листьями вниз.

И.Ф.К. Подвижная игра с листьями «Осенний ветерок»

Дети с листьями в руках по сигналу «Ветер» бегают врассыпную по площадке. По сигналу «В кучу» подбегают к педагогу, поднимая руки с листьями в верх, образуя кучу листьев. (Педагог перемещается по площадке).

И.Ф.К. Дыхательное упражнение «Чей листок дальше улетит?»

Дети стоят в одну шеренгу, делают вдох носом и дуют на листочек, лежащий у них на ладони.

На спортивной площадке:

И.Ф.К. Игровые упражнения с мячами.

«Мяч водящему»

Игроки стоят в 2-3 колонны, перед ними на расстоянии 2 – 2,5 метра стоят водящие, они бросают мяч 1 игроку в колонне, тот ловит и бросает обратно, сам убегает и встает в конец колонны.

«У кого меньше мячей»

Дети в две шеренги встают по разным сторонам волейбольной сетки, в руках у каждого мяч среднего размера и по свистку начинают перебрасывать мячи на сторону соперников. В чьей команде по свистку останется меньше мячей, та команда и победит. Мяч можно перебрасывать только через сетку любым удобным способом (от груди, из-за головы, 2 руками снизу).

– Ребята, пока мы играли, мы совсем не заметили, как к нам пришла сама красавица Осень.

Появляется Осень с корзиной яблок. Осень здоровается с детьми, и играют в хороводную игру «Здравствуй, Осень!»
Дети стоят в кругу, Осень в центре круга, дети идут по кругу, приговаривая:

– Здравствуй, Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы, Осень, спросим:
«Что в подарок принесла?»
– Принесла я вам муки!
Значит, будут пироги!
Принесла вам гречки!
Каша будет в печке!
Ну а яблоки, что мед,
На варенье, на компот!
Принесла вам меду!
Полную колоду!
Принесла вам овощей!
И для супа и для щей!

Дети:

«Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла,
А хорошую погоду
Нам в подарок припасла?»

Осень: «Дождику вы рады?»

Дети: «Не хотим, не надо!», – и разбегаются врассыпную, а Осень догоняет и «мочит детей дождиком».

Осень: Я очень рада встрече с вами, но хотела бы проверить, как вы знаете деревья в красивом осеннем уборе, не перепутаете ли вы их.

И.Ф.К. Игра «1, 2, 3 – к своему дереву иди»

– Я считаю до 3 и называю дерево, а вы к нему идете и встаете вокруг него, держась за руки. «1, 2, 3 – к березе иди» (к липе, к елке, к иве).

И.Ф.К. Пальчиковая гимнастика «Мы – листики осенние»

Мы – листики осенние,
На ветках мы сидим (соединяют поочередно с большим пальцем все пальцы)
Дунул ветер – полетели
И на землю тихо сели (круговые движения кистями рук с приседанием вниз) .
Ветер снова набежал
И листочки вновь поднял (встают с волнообразными движениями кистей рук)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели (круговые движения кистей рук, присед).

Осень:

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый дуб,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом –
Вся земля желта кругом! (И.В. Цветкова)

Осень прощается с детьми, рассказывает, что у нее еще много своих осенних дел и угощает их осенними гостинцами яблоками.

Литература :

  1. Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет. Программа для детского сада и не только. – СПБ.: Речь; М.: Сфера, 2011.
  2. Подольская Е.И. Необычные физкультурные занятий для дошкольников / авт.сост. Е.И.Подольская. – Волгоград: Учитель, 2010.
  3. Мищенко Н.Ю. "Портрет осени". Интегрированные занятия-прогулки по экологической тропинке здоровья в естественных условиях природной среды с детьми дошкольного возраста : Учеб.-метод. пос. / Под ред. С.Б.Шармановой. – Челябинск: УралГАФК, 2002. – 180 с.

Программное содержание: ; расширить представления о семенах кленах, об их распространении; упражнять в умении находить положительные и отрицательные свойства объектов; развивать познавательную активность и интерес к деревьям, экологическое мышление; воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Материал: волшебная палочка, сундук, банка с водой, семена боба и клена, экомячик (мяч с наклейками — правилами поведения в природе).

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в гости к нашему другу. А вот к кому вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Сучки рогатые,

Плоды крылатые,

Лист ладошкой,

С длинной ножкой.

Дети. Клён

В. Вам знакомо это дерево? Как зовут нашего друга? Итак, мы отправляемся в гости к Пушистику.

Дети строятся парами и идут по направлению к клёну.

В. В гости к другу, на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за другом становитесь,

Крепко за руки беритесь

По дорожкам, по тропинкам

В гости мы пойдём.

У Пушистика родного

Мы веселье заведём.

Дети и воспитатель подходят к дереву.

В. А вот и наш Пушистик. Давайте с ним поздороваемся. А как без слов можно поздороваться с нашим другом?

Ответы детей.

В. Ребята, вместе с нами к клену пришли ещё и воспитатели других групп, но они ничего не знают о нашем друге. Давайте мы им расскажем о нем. А для начала я предлагаю вам игру « Волшебная палочка ».

Дети передают друг другу «волшебную» палочку, рассказывая о том, что знают о клёне.

В. Как вы думаете, какую пользу приносит клён людям?

(Клён даёт тень в жаркую погоду; из клёна делают мебель, музыкальные инструменты (скрипки, гитары), лыжи и линейки и т.д.)

В. Ой, ребята, что это? (показывает семена клена) Наверно, это Карлсона пропеллер сломался.

Дети. Нет. Это курносики.

В. Правильно. Но ещё они называются крылатками. Это семена клёна.

Ребёнок.

Письмами летят крылатки

На дорожки и площадки.

И не знает почтальон

Кто их пишет…(клён).

В. Где мы на прогулке находим крылатки? А как они попадают на клумбу, на огород? А зачем ветер разносит крылатки? В гнёздах крылаток находятся семена (воспитатель показывает, дети рассматривают). Если их посадить, то из них быстро вырастут новые молодые деревца. А ещё их очень любят птицы. А теперь я предлагаю представить себя крылатками, покажите, как семена кружась опускаются на землю.

Двигательная пауза под музыку « Мы крылатки »

В. Посмотрите, ребята, я нашла какое-то интересное семечко (боб). Чем оно отличается от крылатки? Давайте посмотрим, умеет ли оно летать.

Опыт « Какие семена летают и почему? » (одновременно подбрасывают боб и крылатки)

В. Что быстрее упало на землю? Почему? А если бы у боба было такое же крылышко как у клёна, смогло оно летать?

Опыт « Сравнение по весу » (в банку с водой опускают семена боба и клена)

В. Что происходит с семенами? Почему семя боба упало на дно, а клёна нет?

В. Ребята, летают крылатые семена, потому что у них есть крылышки и они лёгкие.

В. Ой, что-то наш Пушистик загрустил. Давайте поиграем в игру и развеселим друга.

Подвижная игра « Раз, два, три к названному дереву беги! »

В. Ну, вот наш Пушистик и повеселел, даже веточками нам помахал. Но нам пора прощаться. И напоследок я предлагаю вам поиграть в игру с таким интересным мячиком. Он называется «экомячик».

В. Ты катись наш экомячик

Долго-долго по рукам.

У кого остался мячик

Тот сейчас расскажет нам.

Дети передают под музыку друг другу экомячик, у кого экомячик на последнем слове окажется в руках, тот отвечает на вопрос, заданный воспитателем о клёне.


В.
Понравилась вам игра? Ребята, а что мы можем подарить нашему Пушистику на память?

Ребёнок. Стихотворение.

В. Хорошо. Расскажи, пожалуйста.

Ребёнок.

Мокнут крыши и кусты,

Двор и улица пусты.

Дождик с самого утра

Моросит рассеянно…

Растерял все листья клён

И стоит растерянно.

В. Молодец! А я предлагаю подарить Пушистику ленточки разного цвета. Мы повяжем их на веточки клёна и они будут напоминать ему его разноцветные листики.

Дети вместе с воспитателем завязывают ленточки, прощаются и уходят.

Елена Гадеева
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «»

Основная образовательная область «Познание»

Интеграция : «Познание» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» , «Физическая культура» , «Труд» , «Социализация» .

Тема : «Путешествие по экологической тропе » .

Детский сад : № 65 Место проведения : территория д/сада Возраст : 5-6 лет

Цель : формирование системы экологических знаний и представлений о природных объектах тропы и экологической культуры поведения в природной среде.

Обучающие задачи :

Закрепить знания детей о природных объектах живой и неживой природы : берёзой, шиповником, цветником, огородом; их особенностями (строением - ствол, ветви, листья, корни) .

Расширять знания детей о растениях экологической тропы детского сада ;

Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических

связях между неживой и живой природой.

Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

Учить детей излагать собственные рассуждения, умозаключения, полагаясь на свой личный опыт и переживания.

Развивающие задачи :

Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ .

Активизировать и обогащать словарь детей : шершавая, гладкая, прохладная, семена, кора, ажурные листочки, плодородная земля.

Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.

Развивать связную речь;

Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

Воспитательные задачи :

Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому;

Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.

Воспитание культуры труда, формирование понятие о красоте и гармонии, воспитание аккуратности.

Предварительная работа :

Наблюдения в природе.

Создание оптимальных условий для экологического воспитания дошкольников.

Разработка маршрута.

Заучивание стихотворений.

Подбор игр, загадок.

Выполнение физкультурных разминок;

Чтение произведений художественной литературы с описанием.

Развивающая среда : воздушные шары, конверт (письмо, ведерко с перчатками, ведра для опыта с сухим и сырым песком, савки, лейка, маски птиц, корзинка с угощением, Берендей – хранитель экологической тропы /резная поделка из дерева /

Тип занятия : комбинированный

Основной метод проведения занятия : словесный, наглядный, практический.

Методы и приёмы : создание игровой ситуации, беседа о деревьях, рассказывание и рассматривание птиц, подвижная игра «Скворушки» , правила поведения на природных объектах, чтение стихотворения о березе, сюрпризный момент.

Этапы создания и оформления тропы :

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов : общая, которая будет находиться в экологической комнате , и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки .

3) Подбор хозяина экологической тропы – сказочного персонажа.

4) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждый объект.

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Оборудование.

По экологической тропе дети проходят по видовым точкам-объектам отмеченным указателями. В состав экологической тропинки входят объекты , такие как :

1. «Береза» .

2. «Огород» .

3. Летняя лаборатория. (Песочница)

4. «Птичий городок»

5. Спортивная площадка - «Тропа здоровья »

6. «Кустарник » .

7. «Цветник»

Вывод :

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.

Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

В результате реализации :

Повысился уровень экологических знаний , познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

Улучшилось состояние психического здоровья детей : взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

Повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы .

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас необычное занятие потому , что проводим мы его не в группе , а на улице.

И, сегодня, у нас на занятии гости , поприветствуем их.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро» .

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки окружающим.

Ребята, утром я обнаружила необычное письмо. Послушайте его.

«Дорогие мои маленькие друзья! Я – хранитель экологической тропы Берендей .

Я присматриваю за природой вокруг. Вам, как моим помощникам, я поручаю сегодня вместо меня пройтись по экологической тропе д/сада и все внимательно осмотреть. Все ли в порядке? Я буду вам благодарен за работу. Предлагаю вам карту-путеводитель , которая приведет вас к природным объектам, расположенных на территории д/сада, которые я отметил воздушными шарами».

А вот и карта - путеводитель , по которой предлагает нам пройти хранитель экологической тропы Берендей .

Ребята, а вы, знаете, что такое экологическая тропа ? /нет/ А, простая, тропа ? /да/

Это путь, по которому куда-то идут люди;

Это дорожка, у которой есть начало и конец;

Она обязательно куда-то ведет.

Да, конечно, путь, обязательно приводит куда-то или до чего-то. Но, мы сегодня пойдем не по простой тропе , а по экологической . Значит, путешествие наше будет с определенной целью – сохранить природу в наилучшем ее состоянии, а если придется (необходимо, то и спасти ее от непредвиденных ситуаций.

Ребята, кто знает, что такое природа? /это все вокруг нас, это животный и растительный мир/

Скажите, природа бывает какой? /живой и неживой/

Какие объекты природы относятся к живой природе? /деревья, кустарники , трава, цветы, птицы, насекомые, животные /

Объясните, почему? /Потому что, они могут расти, дышать, питаться, болеть, плодиться (размножаться) /

А, что относится к неживой природе? /небо, тучи, облака, солнце, вода, песок, земля, воздух, ветер/

Почему? / потому что не растут, не дышат, не питаются и т. д. / --Хорошо, ребята.

Воспитатель смотрит на карту и объявляет : Первый объект «Дерево» . Отгадайте загадку.

Стоит Алёна, Платок зелёный,

Тонкий стан, Белый сарафан. /Береза/

Правильно. Ребята, скажите, береза – это объект живой природы или неживой? /живой/

Береза своей красотой вызывает восхищенье, полюбуйтесь ей. Берёзка – символ нашей Родины и символ красоты нашей родной природы. Люди издавна называют ее «красавицей русского леса» и посвящают ей песни и стихи. А кто из вас расскажет стихотворение о березе :

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

Молодец. Давайте, прикоснемся к стволу и поздороваемся с ней. /Здороваются/ --Рассмотрим строение дерева. Что есть у березки?

/корень, ствол, ветки, листья, сережки- плоды/

Корни, какие? /. / Ствол белый с черными отметинами -- у основания шире; чем выше, тем тоньше. Ветви-тонкие, длиные (раскидистая крона) . Листья – резные. Сережки.

Вот, мы и осмотрели березу, скажите, все ли в порядке, ничего ей не угрожает? (ответы) . Растет, живет. Тогда посмотрим в путеводитель и продолжим путь к следующему объекту «Чудесный огород» отмеченного шариком по стрелкам-указателям направления.

речевкой : Береги природу друг,

будет красота вокруг.

Ребята, а что такое огород? /это огражденное место, где выращивают овощи, зелень, ягоды /

Для чего выращивают овощи? / мы из них готовим пищу, и едим свежими /

Как называют профессию человека, который выращивает овощи? /овощевод /

Рассмотрите наш огород, назовите знакомые вам растения /ответы детей/. Какие вы еще знаете?

Скажите, растения нашего огорода являются объектами какой природы? / живой /

А как их выращивают? /рассаду, семена высаживают в грунт (почву) на грядки, поливают, рыхлят почву, удаляют сорняки/

Что еще нужно для роста растений? /Солнце – согревает своим теплом, дает свет;

Воздух – попадает в почву и они дышат;

Вода – увлажняет почву;

Почва – питает растения.

Посмотрите, в порядке огород : нет ли на грядках сорняков? /есть /. Уберем огород от сорняков.

Детям предлагается выдернуть сорняки (инвентарь - перчатки)

Молодцы, теперь посмотрим в карту, следующий объект «Летняя лаборатория»

Пройдем к ней, не забудем про речёвку

Дети передвигаются от объекта к объекту с речевкой : Береги природу друг,

будет красота вокруг.

Ребята, что перед нами? /песок/. Является ли песок живой природой? /нет, он не умеет питаться и размножаться. Значит это неживая природа. /

А что же он умеет делать? / двигаться, сыпаться, впитывать воду/ Давайте проверим.

Опыты с песком :

1) Наберем в ведро песок, теперь очень медленно будем высыпать его в одно и то же место струйкой. Образуется конус /горка/, растущий в высоту. Если долго сыпать песок, на поверхность конуса; то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движение песка, похожее на течение.

Вывод : Песчинки могут передвигаться из-за силы тяжести или из-за ветра

2) Песок может впитывать воду. Используя воду в лейке, поливаем песок и наблюдаем, как впитывается вода. Куда подевалась вода? Она впиталась.

Вывод : вода впитывается в песок.

3) Опыт «Свойства мокрого песка»

МОКРЫЙ ПЕСОК нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он МОЖЕТ ПРИНИМАТЬ ЛЮБУЮ НУЖНУЮ ФОРМУ, пока не высохнет.

Взять 2 ведра или 2 формочки, одно наполнить сухим песком, другое сырым, перевернуть и снять ведро с одной горки, затем с другой. Результат : мокрый песок сохранил форму ведра, сухой рассыпался.

Объясните, почему из мокрого песка можно сделать фигурки : когда песок намокнет,

воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга.

Вывод : МОКРЫЙ ПЕСОК МОЖЕТ ПРИНИМАТЬ ЛЮБУЮ НУЖНУЮ ФОРМУ

Ой, ребята, я что-то слышу, а вы? / Нет, что?/

Давайте присядем на скамеечку и прислушаемся, /пауза/ что слышите? Птицы поют.

Ребята, а как вы думаете, птиц можно отнести к живой природе? /Да, это живая природа, они как и всё живое - питаются растут болеют, размножаются/

Скажите, каких птиц вы знаете? (ответы)

Ребята, отгадайте загадку : Между веток новый дом

Нет ни двери в доме том

Только круглое окошко

Не пролезет даже кошка

/Скворечник/- это объект, сделанный руками человека

Для каких птиц делают скворечники? / для скворцов /

Откуда он взялся на участке? /мы повесили весной /

Кто приготовил это искусственное гнездовье для птиц? / наши папы, дедушки /

Какие еще птицы могут селиться в них? /синички, воробьи, трясогузки/

Дети, а как мы с вами заботимся о птицах?

--зимой мы их подкармливаем : насыпаем корм в кормушки : семечки, хлебные крошки, зернышки, крупу;

Весной мастерим для них скворечники и вешаем их на деревья.

Мы потрудились хорошо, на территории нашего сада скворечников много.

Давайте поиграем в П/игру «Скворушки» -- объект «Спортивный отдых»

Правила :

Число игроков, принимающих участие в игре, должно быть нечетным. В разных местах игровой площадки чертятся круги по числу пар играющих. Это «домики-скворечники» . В каждом таком «скворечнике» размещается по два «скворца» - дети. В результате один «скворец» останется без домика и пары.

По сигналу воспитателя «День» скворцы вылетают из своих домиков и разбегаются («летают» ) по игровой площадке. Они бегают, прыгают, машут руками- «крыльями» . По сигналу воспитателя «Ночь» : «Скворцы прилетели.» дети спешат вернуться в любой свободный домик-«скворечник» , чтобы занять его в паре .

Опоздавший «скворец» остается без пары и без дома, игра повторяется несколько раз. По окончании игры воспитатель подводит итоги, хвалит детей. – Молодцы, повеселились и размялись.

Пора к следующему объекту, ребята, смотрим на карту -- объект «Кустарник »

Ребята, кто из вас знает, что это за растение? / это кустарник/

Куст это живая природа или неживая?

Здесь растет куст шиповника. Осторожно, у шиповника есть колючки или шипы, как у розы. Потому его и называют «шиповник» . У него и цветы похожи на розу. В июне он весь покрыт зелеными колбочками. Их почти незаметно в густой листве. В начале июля на верхушке колбочки расцветает розовый цветок. В августе лепестки цветов облетают, колбочки краснеют. А плоды у шиповника очень целебны. Оболочка колбочки сладкая на вкус, но внутри очень много колючих семян. Есть эти колбочки нельзя! Осенью их собирают, сушат и зимой заваривают вкусный, витаминный чай.

Чем кустарники отличаются от дерева? /

1. Кусты не имеют главного ствола, а имеют несколько или много стеблей.

2. Дерево выше, чем кустарник .

3. Корень дерева во много раз мощнее, чем у кустарника .

Ребята, мы осмотрели с вами шиповник : - живой-зеленый, растет, и плодоносит. Все в порядке?

Ребята, теперь посмотрим на карту, есть еще природный объект «Цветник» , давайте перейдем к нему.

Дети передвигаются от объекта к объекту с речевкой : Береги природу друг,

будет красота вокруг.

Вот наш цветник. Посмотрите внимательно на эти цветы. Кто из вас вспомнит их названия? /Георгины, циннии, лен, октябринки, касмея, ирисы, календула (ноготки, хризантема, пионы, ромашки/

Посмотрите, есть цветы цветущие, а некоторые из них не цветут. В чем дело?

Ирисы цвели в мае; Пионы – в июне; Лен, октябринки и хризантема зацветут позже осенью.

Скажите, как можно любоваться цветами, не срывая их?/ понюхать, зарисовать, любоваться, наблюдать, фотографировать/

Как вы думаете, что необходимо всем растениям для роста и развития? / хороший уход и природные условия/

Кто знает, как нужно ухаживать за ними? /нужно рыхлить землю, поливать, срезать засохшие листики/

Ребята, в нашем цветнике есть засохшие листики? /да, есть / Давайте наведем порядок - уберем сухие листья.

Детям предлагается убрать засохшие листики (инвентарь - перчатки)

Ну, вот мы и закончили нашу работу. Теперь наш цветник в порядке? Красивый и благоухает. Хозяин экологической тропы Берендей будет доволен. Ребята, посмотрите, а вот и он, наблюдает за нами, как мы трудимся. Посмотрите, он приготовил нам угощение. Давайте скажем – спасибо.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ :

Вот, и, закончилось наше путешествие по экологической тропе . Ребята, какие природные объекты д/сада мы с вами сегодня осмотрели? / Березу, шиповник, цветы, огород, скворечник, летнюю лабораторию/

Скажите, что вам запомнилось больше всего?

Вспомните как мы помогали Берендею. /мы смотрели все ли в порядке с березой и шиповником, в огороде удаляли сорняки, увлажняли песок в песочнице, убирали сухие листья в цветнике. /

Молодцы, ребята. Наше занятии подошло к концу . Спасибо за внимание.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА :

Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.

Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир.

Дыбина, О. В. Неизведанное рядом – занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина/ - М.: ТЦ Сфера, 2005 – 192с.

Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры .

Попова, Т. И. Мир вокруг нас.

Рыжова, Н. Игры, путешествие в мир природы .

Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду.

Ребенок в детском саду. №5, 2007 Лес – наше богатство.

Ольга Саяпина

Экологическая тропа

Цель :

Учить называть некоторые деревья (берёзу, рябину, ель, клён)

Сформировать у детей обобщённое представление об осени, как о

времени года : насекомые прячутся и замирают, перелётные птицы

улетают в тёплые края.

Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное

отношение к природе,

Научить детей любить красоту окружающего растительного

Упражнять детей в соблюдении правил поведения на природе.

Прививать любовь к природе.

Подготовительная работа .

Заранее осмотреть место, где будет проводиться экологическая

тропа .

Разучить с детьми несколько небольших стихотворений о

деревьях, песенку о берёзе.

Оформить письма с заданиями от деревьев (берёзы, клёна

на листе дерева и заранее вывешиваются на указанных деревьях).

На последнем этапе экологической тропы приготовить детям

сюрприз - волшебное дерево.

Изготовить с детьми подарок берёзе.

Материалы к экскурсии.

Подарки дереву (лента для берёзы) .

Карта маршрута

Письма (берёзе, клёну) .

Сюрприз (волшебное дерево, конфеты, баранки

Гортензия - 2 кустика.

Ведёрка с водой, лопата.

Костюм старичка-лесовика.

Листья для игры «Такой листок лети ко мне…»

Ход ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ:

ЛЕСОВИЧОК - СТАРИЧОК.

Здравствуйте, дорогие мои друзья! Вы меня узнали, старого

старичка-лесовичка? А я пришёл за вами! Давайте, быстренько

одевайтесь! Подойдите ко мне все поближе и послушайте меня

внимательно!

«. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и в золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье

И мглой, волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы.

И отдалённые седой зимы угрозы».

О каком времени года идёт речь?

Дети :

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК.

Осень - это красивое время года. Поэтому я вам помогу

узнать всё про осень и увидеть всю её красоту. Я знаю, что недавно вы были посвящены в юные экологи , а я приглашаю вас пойти со мной по экологической тропе в гости к моим верным друзьям - деревьям.

Ребята, а какое природное явление мы можем наблюдать осенью?

Дети : листопад

Верно листопад, с началом листопада, не все деревья одновременно начинают сбрасывать листву. Кто знает, какие деревья первыми остаются без листьев? (берёза и липа)

А на каких листья остаются дольше всего (сирень, дуб)

Листопад усиливается после заморозков и при сильном ветре.

А сейчас, ребята, вдохните осенний бодрящий воздух, чем он

Дети :

Он пахнет прелыми листьями, травой, грибами, корой

деревьев.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК.

А какие цвета использовала осень, чтобы раскрасить листья

деревьев?

Дети :

Жёлтые, красные, багряные, оранжевые, бурые.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК.

Я знаю, что все вы учили стихи об осени кто мне может рассказать?

(ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ ПРО ОСЕНЬ) .

Осень наступила

Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты.

Бродит в роще листопад.

По кустам и клёнам.

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

Соберём из листьев веер,

Яркий и красивый.

Пробежит по листьям ветер,

Лёгкий и игривый.

И послушно ветру вслед

Листья улетают.

Значит, лета больше нет,

Осень наступает.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК.

А что делают осенью насекомые?

Дети :

Они прячутся в трещины, под кору деревьев на

Закопались глубоко под листьями.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК.

С исчезновением насекомых происходит постепенное

исчезновение птиц. Птицы исчезли с участка, их нет в парке

лесу. Где же они?

Дети :

Они улетают в тёплые края.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК.

Правильно первыми улетают стрижи и ласточки, (наглядные картинки) несколько позднее скворцы, зяблики, грачи, (наглядные картинки) .

Птицы испытывают недостаток в пище, поэтому их над подкармливать.

Письмо клёна

Здравствуйте ребята, я очень рад вас видеть, я очень люблю, когда ко мне приходят дети играют, поют и весело смеются, а вы хотите со мной поиграть?

Дети : Да!

Физ. Минутка

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

(потягивание руки в сторону)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

(Потягивания-руки вверх.)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки,

(Дети машут руками.)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

(Наклоны вперёд.)

Вправо-влево. Взад-вперёд-

Так деревья ветер гнёт.

(Наклоны вправо-влево, взад-вперёд.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

(Вращение туловищем.)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

Из письма клёна

Молодцы ребята, здорово размялись.

А кто из вас, знает стихотворение про меня?

Дети, читают стихи :

Осень в город к нам пришла,

Листопад к нам принесла

Лист похожий на корону

У раскидистого клёна.

Клён под солнышком купался

И ладошкой умывался

Осень красная пришла

Все ладошки обожгла

Дождик пламя потушил

Ветер ветки подсушил

Желтые ладошки

К нам летят в окошки.

Клён благодарит детей.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК

ДЕТИ НАХОДЯТ ЕЛЬ.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК,

Какое это дерево? Кто знает загадку?

Дети :

Зимой и летом одним цветом.

(Ель.)

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК.

Да, только ёлочка, ель и сосна - остаются зелёными, а потом

самыми красивыми. Потрогайте иглы ели - они твёрдые,

покрытые плотной кожицей, поэтому им не страшен мороз. Ель

очень полезное дерево, так как издаёт хороший запах и очищает

воздух от бактерий. Ель помогает нам быть здоровыми. Ель предлагает вам поиграть и показать какие вы умные. Игра называется «Когда это бывает»

Молодцы дети.

Я знаю, что у вас в детском саду растёт рябина, только что-то не могу её найти, кто мне может помочь, где она?

ОТВЕТЫ детей :

Вот она! Вот она! Какая она красивая! (подходим к рябине)

старичок-лесовичок.

А как вы узнали, что это рябина?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Да она очень красивая! Посмотрите, какие на ней ярко-

красные ягоды! А кто из вас знает стихотворение о рябине?

Стих про рябину

Красную ягодку

Дала мне рябина.

Думал я, что сладкая,

А она, как хина.

То ли эта ягодка

Просто не дозрела,

То ли рябинка хитрая,

Подшутить хотела?

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК.

Молодец! А сладкой рябина бывает после первых

заморозков, но нам мало что достанется, потому что к этой рябин

каждый день будут прилетать снегири, которые очень любят рябину и с удовольствием ею питаются.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК

А кто из вас мне скажет, чем лист рябины отличается от листа клёна?

Ответы детей. Молодцы ребята, а давайте с этими листочками поиграем. Игра называется «Такой листок беги ко мне….»

А теперь давайте по нашей карте найдём берёзу (дети находят берёзу)

Вот берёза на ней письмо!

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК ЧИТАЕТ ПИСЬМО БЕРЁЗЫ.

Милые мои славные детки, наконец, вы ко мне пришли. Уж

как я вас ждала. Давайте здороваться (дети трогают ствол дерева рукой) .

Посмотрите, какая я красивая, стройная, белый ствол. А какого

цвета у меня листья?

ИЗ ПИСЬМА БЕРЁЗЫ.

А где больше листьев на дереве или на земле?

Дети :

Больше листьев на земле.

ИЗ ПИСЬМА БЕРЁЗЫ,

Какие вы молодцы! Всё знаете. Но у меня к вам есть одна просьба, очень мы берёзы, любим песни, стихи, игры нам посвящённые.

Давайте поводим вокруг берёзы хоровод

ХОРОВОД : «ВО ПОЛЕ БЕРЁЗА СТОЯЛА» .

мы приготовили подарок для берёзы (дети украшают берёзку заранее приготовленной лентой) . Берёза благодарит детей.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК

Я предлагаю вам сделать доброе дело и посадить в вашем саду дерево.

посадка саженца гортензии

Вот и закончилось наше увлекательное путешествие по

экологической тропе . Понравилось оно вам?

Ответы детей

А что особенно вам понравилось?

Ответы детей

(Подведение итогов)

Как вы думаете, ребята, есть деревья, на которых растут конфеты и другие приятные сюрпризы?

Дети :

Конечно, нет. Это может быть только в сказке, но у нас

волшебных деревьев не бывает.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК.

Не знаю как где, а в моём волшебном царстве такое дерево есть! Давайте его, найдём (дети находят дерево с конфетами) .

А сейчас мне пора уходить в своё лесное царство. А вы когда вернётесь в группу , нарисуете своих новых друзей : берёзу, ель, рябину, клён. До свидания! До новых встреч!














Понравилась статья? Поделиться с друзьями: